Если правительство введет акцизный налог на этот товар то излишек выгода продавца

Опубликовано: 04.05.2024

Функция спроса населения на данный товар имеет вид:

Функция спроса

Функция предложения

Предположим, на данный товар введён налог, уплачиваемый продавцом, в размере 1 ден. ед.

Определить:

а) цену для покупателя и цену для продавца с учётом налога;

б) общую сумму вносимого в бюджет налога;

в) излишек покупателя и излишек продавца до и после введения налога;

г) чистые потери общества.

Решение:

а) Найдём равновесную цену и объём до введения налога.

Равновесие до введения налога

Расчёт параметров равновесия до введения налога

После введения налога кривая предложения сдвинется вверх на величину налога. Найдём равновесную цену и объём после введения налога:

Равновесие после введения налога

Расчёт параметров равновесия после введения налога

Цена равна 5
– это и есть цена покупателя.

Для того, чтобы определить цену продавца, в первоначальную функцию предложения подставим равновесный объём после введения налога.

Расчёт цены продавца
– цена продавца.

Точка А будет иметь координаты (3,4).

б) Определим общую сумму вносимого в бюджет налога. Она численно будет равна площади прямоугольника (5, E2, А, 4):

Общая сумма налогов

в) Для нахождения излишка покупателя и излишка продавца до и после введения налога воспользуемся графиком:

Излишки потребителей, излишки продавцов и возникновение чистых общественных потерь при введении налога

Найдём точку пересечения графика функции спроса с осью оу:

При Расчёт координат точки пересечения

Излишек покупателя до введения налога численно равен площади треугольника (4,33; E1; 8):

Расчёт излишка покупателя до введения налога

Излишек покупателя после введения налога численно равен площади треугольника (8; 5; E2):

Расчёт излишка покупателя после введения налога

Найдём точки пересечения графиков функций предложения с осью оу:

При Расчёт координат точки пересечения кривой предложения с осью оу

При Расчёт координат точки пересечения кривой предложения после введения налога с осью оу

Излишек продавца до введения налога численно равен площади треугольника (4,33; E1; 2,5):

Расчёт излишка продавца до введения налога

Излишек продавца после введения налога численно равен площади треугольника (5; E2; 3,5):

Расчёт излишка продавца после введения налога

г) Чистые потери общества численно равны площади треугольника (А, Е1, Е2):

Задачи для самостоятельного решения

(внимание: ответы под спойлером; не открывайте решение, пока не решите задачу).

Задача 1

Предложение на рынке товара выражается формулой Q=0,5P+2 а спрос — формулой Q=8-P.

Государство ввело налог на производителей в размере 3 денежных единицы на каждую единицу продукции. На сколько процентов возрастет равновесная цена?

[spoiler title=’Решение (графическое)’ style=’green’ collapse_link=’true’]


При введении налога в 3 денежных единицы на 1 единицу продукции кривая предложения переместится на 3 денежных единицы вверх, из S1 в S2, а поскольку спрос останется старым, точка равновесия переместится из Е1 в Е2. Равновесная цена вместо 4 станет 5, то есть увеличится на 25%.

[/spoiler][spoiler title=’Решение (алгебраическое — сложное, на любителя, я бы так не решал)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]

Нетрудно найти равновесную цену до введения налога. Нужно просто приравнять спрос и предложение:

0,5P+2=8-P

Отсюда получим P=4

Теперь найдем новую равновесную цену. Для этого нужно рассчитать новую кривую предложения. Это можно сделать двумя способами

Вначале переведем функцию предложения

Q=0,5P+2

в обратную функцию предложения (то есть выразим P через Q).

P=2Q-4

Цена будет больше исходной на 3 денежных единицы, следовательно, к ней нужно прибавить 3

P=2Q-4+3

P=2Q-1

Переводим обратную формулу назад в обычную формулу предложения (выражаем Q через P)

Новая цена P2 будет больше начальной Р2 на 3. То есть

Подставляем правую часть в начальную формулу предложения

Q=0,5(P2-3) +2

Это новая формула предложения. Формула спроса осталась прежней. Приравняем их

0,5P+0,5=8-P

P=5

Таким образом, равновесная цена P вместо 4 стала 5, то есть выросла на 5/4-1=0,25 или 25%.

Задача 2

Предложение на рынке товара выражается формулой Q=2P-4 а спрос — формулой Q=12-2P.

Государство решило ввести потоварный налог на производителя, чтобы сократить потребление этого товара (который государство считает вредным) вдвое.

Какого размера налог нужно ввести государству?

[spoiler title=’Решение (графическое)’ style=’green’ collapse_link=’true’]

Построив график, можно увидеть, что равновесное количество равно 4 (например, тысяч тонн)


Очевидно, что государство хочет, чтобы равновесное количество равнялось 2 (тысячам тонн).

Поскольку на спрос налог никак не воздействует (то есть кривая спроса останется той же), очевидно, что точка равновесия должна переместиться в Е2.

Необходимо провести новую кривую предложения S2, параллельную кривой предложения S1 и проходящую через Е2.


Можно увидеть, что она лежит на 2 деления выше линии S1.

На самом деле, можно даже не проводить кривую, а просто измерить расстояние между Е2 и Е3 на следующей диаграмме:


Точка Е3 обозначает предложение в размере 2 тысячи тонн при старой кривой предложения S1, а точка Е2 — предложение того же размера при новой кривой предложения S2. Разницу между ними легко посчитать, что и является основой алгебраического решения.

Разумеется, разница равна 2 денежных единицы, что и является размером налога.
[/spoiler][spoiler title=’Решение (алгебраическое — простое, если вы уже рассмотрели графическое)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]Это решение хорошо в том случае, когда кривые сложные, пересекаются не видно где. Нарисуйте набросок вроде того, что приведен в предыдущем решении, и считайте.

Первый шаг: определяем равновесную цену. Просто приравниваем спрос и предложение

Из чего получаем

P=4

Теперь определяем равновесный объем. Для этого подставляем только что полученное значение Р в формулу спроса или предложения — это безразлично, они через одну точку проходят. Получаем:

Теперь понятно, что государство хочет довести объем до

Этот новый объем Q2 подставляем в форму спроса:

2=12-2P

Это цена для точки Е2, то есть равновесная цена после введения налога.

Подставляем Q2 в формулу предложения:

2=2P-4

В результате получаем:

P2—P3=2

Теперь вы сможете решить следующую задачу, в которой графический метод вам нужен только для наброска.

Задача 3

Эту задачу решить непросто, не разобрав предыдущую.

Спрос на рынке молока равен Q=7-5/7*P , а предложение равно Q=3/7*P+2.

Государство хотело бы ввести такую потоварную дотацию для производителей молока, чтобы его цена для покупателей снизилась на 20%. Какого размера дотацию оно должно ввести? На сколько процентов возрастут покупки молока?

Графически (по клеточкам) эту задачу не решить — ответы будут в бесконечных десятичных дробях.

[spoiler title=’Решение (алгебраическое)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]

Будет понятнее, если вы сделаете набросок вроде этого.


Равновесие до введения дотации находится в точке Е1. Прежде всего, определим исходную равновесную цену P1, просто приравняв спрос и предложение.

7-5/7*P=3/7*P+2

Государство хотело бы довести цену до P2, которая, по условию, на 20% ниже.

При такой цене спрос будет равен (точка Е2)

Однако предложение для такого количества, если не ввести дотацию (по старой кривой предложения S1) для такого количества будет находиться в точке Е3. Посчитаем, по какой цене производитель готов предоставить данное количество товара. Для этого приравняем формулу предложения к рассчитанному Q2.

3/7P+2=9/2

P3=35/6

Значит, чтобы сдвинуть кривую предложения вниз, нужно ввести дотацию в размере

P3—P2=35/6-7/2=7/3

Это и есть первый ответ: 7/3

Теперь посчитаем, насколько увеличатся продажи молока. Очевидно, они из Q1 перейдут в Q2.

Q1 рассчитать просто, достаточно Р1 подставить в исходную формулу спроса или предложения — безразлично. Ну, например, спроса:

А Q2 мы уже рассчитывали выше, он равен 9/2

Таким образом, Q2 относится к Q1 как

Q2/Q1=9/2:31/8=36/8:31/8=36/31

36/31-1=5/31

Вот и второй ответ: молока будут покупать больше на 5/31, то есть примерно на 16%.[/spoiler]

Рис. 16.2. Установление потолка цен приводит к дефициту (Qd – Qs)

Рис. 16.2. Установление потолка цен приводит к дефициту (Qd – Qs)

Максимальная законодательно установленная цена, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу, называется потолок цен (Рис. 16.2). Это установление потолка позволяет потребителям приобретать некоторые товары, прежде всего, товары первой необходимости, которые они не смогли бы купить по более высокой цене. Однако, результатом подобного вмешательства, является нарушение состояния рыночного равновесия, в результате которого проблемы могут усугубиться. Во-первых, существенно уменьшается количество производителей, готовых продавать товар по новой цене, в результате установление потолка цен зачастую приходится сопровождать введением талонно-карточной системы распределения товаров. Параллельно возникает «черный рынок» этого товара, где цена существенно выше. Проигрывают в этом случае, прежде всего лица с невысокими доходами, интересы которых государство пыталось защитить подобным методом, так как объем их потребления ограничен (лица с высокими доходами могут позволить себе приобретение товаров на «черном рынке»), а также само государство (экономические субъекты, ушедшие в тень, не платят налоги). Минимальная законодательно установленная цена называется пол цен. Применяется он, как правило, в тех случаях, когда государству представляется, что свободное функционирование рынка не способно обеспечить достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ресурсов или производителей.

Рис. 16.3. Установление пола цен приводит к относительному излишку товара.

Рис. 16.3. Установление пола цен приводит к относительному излишку товара.

Так, установление минимальной заработной платы может привести к формированию резервной армии труда (безработице). Воздействие через систему налогов и дотаций позволяет те же задачи решать более мягкими и одновременно более эффективными методами. Анализ воздействия налогов и субсидий на частичное рыночное равновесие достаточно прост: сопоставляется экономическое равновесие до и после изменений в налогообложении и определяется влияние налога (дотации обычно рассматриваются как отрицательный налог). В реальной экономике воздействие изменения налога более комплексное и сложное, так как изменение налога на один конкретный товар оказывает влияние и на ситуацию на рынках взаимозаменяющих и взаимодополняющих товаров. Рассмотрим влияние на рыночное равновесие так называемых товарных налогов. К этой группе относится, например, акцизный налог, налог с продаж и т.п. (Рис. 16.4). До введения налога условиям равновесия соответствовали цена Ре и равновесный объем Qe. Допустим, что правительство вводит налог на данный товар в размере Т рублей на каждую его единицу. Введение налога вызывает параллельное смещение кривой предложения S на величину Т. Это происходит вследствие того, что то же количество товара продавцы в новых условиях согласятся предложить лишь в том случае, если цена будет на Т рублей больше прежней. Заплатив государству налог, производитель получит столько же, сколько и раньше при соответствующем объеме реализации. Введение налога не изменяет количество, которое покупатели желают и могут приобрести при любой данной цене.

Рис. 16.4. Изменение рыночного равновесия под влиянием потоварного налога.

Рис. 16.4. Изменение рыночного равновесия под влиянием потоварного налога.

Государство получает массу налога, равную произведению Q1 на Т. За счет суммы налоговых поступлений государство может решать те проблемы, с которыми не справляется рынок. Регулируя налоговые ставки и дотации, оно стимулирует определенные виды деятельности и отрасли производства и тормозит развитие других; регулирует воздействие внешних эффектов, производство общественных товаров, распределение доходов в обществе, то есть воздействует на распределение ресурсов в экономике. Отмечая положительное воздействие такого регулирования, нельзя не отметить его недостатков. Во-первых, ухудшается экономическое положение и покупателей, и продавцов анализируемого товара, так как сокращается объем производства и потребления, покупатели платят более высокую, а продавцы получают более низкую по сравнению с первоначальной цену. Во-вторых, теряется часть общественной выгоды, существующей в условиях действия рыночного механизма. Общественная выгода от состояния рыночного равновесия определяется как сумма выигрыша (излишка) покупателей и выигрыша (излишка) производителей. В результате введения налога уменьшается и излишек потребителя, и излишек производителя, но уменьшаются на сумму большую, чем получает государство в виде налоговых поступлений. На рис. 8.3. потеря общественной выгоды отражается треугольником АВЕ. Эту потерю принято называть избыточным налоговым бременем: это стоимость, потерянная обществом вследствие сокращения объема продаж, или чистые потери для общества.

Чем более эластичен спрос, тем меньшую часть налога при прочих равных условиях выплачивают потребители и большую часть – производители. Чем более эластично предложение, тем меньшую часть налога при прочих равных условиях выплачивают производители и большую часть потребители.

От введения потоварного налога проиграют и потребители, и производители. На рынке данного товара проиграет общество в целом, так как излишки потребителей и производителей уменьшатся не только на величину налоговых поступлений в бюджет, но и на величину безвозвратных потерь DWL. Из производства данного товара ресурсы перераспределяются в другие отрасли, что вызовет в них искажения цен и объемов.

Последствия применения НДС

Пусть ставка налога устанавливается в виде определенной надбавки (t %) к первоначальной цене товара. В этом случае, если ранее производители согласны были предложить данное количество товара по цене Ps, то теперь они согласятся предложить это же количество товара, только если новая цена - будет на t % больше старой цены: = Ps(1+t), следовательно, Рs= , где =Pd.

Примером такого налога служит НДС, который можно рассматривать как процентную надбавку к цене производителя. В таком случае равновесие после применения налога, независимо от того, на продавца или потребителя он был введен, будет соответствовать следующей системе уравнений:

Рассмотрим вариант, когда введен налог на производителя.

Новая функция предложения примет вид: . По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q. Определим новые параметры равновесия. Для этого решим уравнение . Пересечение «нового предложения» и спроса определит в данном случае значение Pd, а для нахождения значения Ps необходимо вычесть из Pd величину (t∙Ps)

Упражнение 3.

Предложение товара В задается функцией , а спрос на него – функцией (Q- количество, штук, P - цена, ден. ед.). Государство вводит налог, взимаемый с продавцов, в виде 10% надбавки к цене товара.

· объем продаж и цену товара до и после введения налога;

· чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами;

· как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога;

· чему равна величина безвозвратных потерь?

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . =5; Q1=3.

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1= .

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. Новая (после введения налога) функция предложения будет иметь вид: .

5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: 8-Pd= . Pd= =Pd - это «цена потребителя». Производитель, после уплаты налога получит цену Равновесный объем Q2=8-5,23=2,77.

6. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т= .

7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(5,23-5)∙2,77=0.23 2,77=0,637.

8. Налоговое бремя на производителей TР=1,32-0,637=0.683.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2= .

10. Излишки производителя после введения налога: PS2= .

11. Чистые потери общества от введения налога:

Рассмотрим вариант решения, соответствующий введению подобного налога на потребителя.

В результате введения налога спрос уменьшится. Как видно из графика, пересечение «новой» функции спроса и функции предложения определит значение Ps - «цены производителя», а для нахождения цены потребителя необходимо к Ps прибавить (t∙Ps).

В точке равновесия объем спроса равен объему предложения. Введем обозначение: Qd=Qs=Q. Тогда система (4) можно записать в виде

Первое уравнение системы соответствует новой кривой спроса. По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q.

Упражнение 4.

Функции спроса и предложения на рынке товара В описываются уравнениями и

. Государство ввело потоварный налог, взимаемый с покупателей в виде 10% надбавки к цене товара. На сколько единиц увеличилась равновесная цена в результате введения налога?

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . =10; Q1=30.

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1= .

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. Новая (после введения налога) функция спроса будет иметь вид: .

5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: .

6. PS= =Ps - это «цена производителя». Потребитель, после уплаты налога получит цену ден. ед. Равновесный объем .

7. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т=0,5∙(Ps∙Q2)=0,5∙9,1∙26,35≈119,9 ден.ед.

7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(13,65-10)∙26,35≈96,2.ден.ед.

8. Налоговое бремя на производителей TР=119,9-96,2≈23,7.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2= .

10. Излишки производителя после введения налога: PS2= .

11. Чистые потери общества от введения налога:

Последствия применения адвалорного акциза

Допустим, государство установило налоговую ставку в размере t % от цены товара. Фразу «налог составляет t % от цены товара» следует понимать в действительности как «налог составляет t % от новой (после введения налога) цены товара. Так, если ранее производители были готовы предложить определенное количество товара Q1 по цене Р1, то теперь они согласятся предложить это же количество товара только если старая цена будет на t % ниже новой цены (с учетом налога). Примером такого налога могут служить адвалорные акцизы. Адвалорный налог можно рассматривать как процентное изъятие из цены потребителя.




В таком случае равновесие после применения налога независимо от того, на продавца или потребителя он был введен, будет соответствовать следующей системе уравнений:

Рассмотрим сначала вариант решения, соответствующий введению налога, например, на производителя (Рис. 5 ). Так как налог на производителя повышает издержки фирм, то предложение снижается. Пересечение новой функции предложения S2 и функции спроса определит цену, по которой будут приобретать товар потребители (цену потребителя - Pd), а система уравнений (6) примет вид:

Второе уравнение системы (7) определяет новую функцию предложения, которая по отношению к первоначальной выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q. Чтобы определить цену, которую получит производитель за товар («цену производителя» - Ps) – необходимо вычесть из Pd величину t∙Pd.Предположим государство ввело адвалорный акциз на потребителя. В результате введения налога спрос уменьшится. Как видно из графика, пересечение «новой» функции спроса и функции предложения определит значение Ps - «цены производителя», а для нахождения цены потребителя необходимо к Ps прибавить (t∙Pd).

В точке равновесия объем спроса равен объему предложения. Введем обозначение: Qd=Qs=Q. Тогда система (4) можно записать в виде:

Первое уравнение системы соответствует новой кривой спроса. По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q.

Результат не зависит от способа вычислений, и налоговая ставка распределяется между потребителем и производителем независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог.

Сравнивая последствия применения НДС и адвалорного акциза, можно заметить, что они достаточно похожи. Однако необходимо отметить некоторые различия:

· налоговая ставка для НДС может превышать (хотя бы теоретически) 100%, а для акциза это невозможно;

· при одинаковой процентной ставке налога адвалорный акциз оказывает более сильное воздействие на объем продаж и цены (Рd и Рs), чем НДС.

Упражнение 5.

Функции спроса и предложения на рынке товара Альфа имеют вид Qd=25- P и Qs= 5P-5 (P - цена, тыс. рублей; Q- количество, тыс. штук). Стремясь ограничить производство товара Альфа, правительство планирует ввести:

а) акцизный сбор, взимаемый с продавцов в виде 20% от цены товара.

б) акцизный сбор в размере 20% от цены, которую уплачивают за единицу товара потребители;

· объем продаж и цену товара до и после введения налога;

· чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами;

· как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога;

· чему равна величина безвозвратных потерь?

а) Предположим, введен акцизный сбор, взимаемый с продавцов в виде 20% от цены товара.

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P.

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1= .

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. После введения налога система уравнений примет вид:

5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: 25-Pd= . Pd=

Новая равновесная цена =Pd - это «цена потребителя».

Производитель, после уплаты налога получит цену

Равновесный объем Q2=25-5,8=19,2..

6. Доходы государственного бюджета от введения акцизного сбора составят: Т= .

7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(5,8-5)∙19,2=15,36.

8. Налоговое бремя на производителей TР=22,27-15,36=6,91.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2= .

10. Излишки производителя после введения налога: PS2= .

11. Чистые потери общества от введения налога:

б) Пусть введен акцизный сбор в размере 20% от цены, которую уплачивают за единицу товара потребители.

12. После введения налога система уравнений примет вид:

13. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: . Ps=4,8.

Новая равновесная цена =PS - это «цена производителя».

Потребитель, после уплаты налога получит цену

Равновесный объем Q2=25-5,8=19,2..

14. Доходы государственного бюджета от введения акцизного сбора составят: Т= .

15. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(5,8-5)∙19,2=15,36.

16. Налоговое бремя на производителей TР=22,27-15,36=6,91.

17. Излишки потребителя после введения налога: CS2= .

18. Чистые потери общества от введения налога:

ВЫВОД: Результат не зависит от способа вычислений, и налоговая ставка распределяется между потребителем и производителем независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог.

Является ли предложение товара эластичным, если известно:

Цена, руб.
Объем предложения, шт.

Решение: В данном случае имеет место дуговая эластичность, которую можно найти по следующей формуле: . Получаем, что .

Ответ: единичная эластичность.

| следующая лекция ==>
Ювенальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. –М.: ЗАО Юстицинформ, 2005 | Эластичность линейной функции предложения

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Что произойдет с ценой на товар, если государство введет налог в $1 на каждую проданную единицу товара? Многие люди ответили бы, что цена возрастет на доллар при условии, что теперь потребители платят на доллар больше за единицу товара, чем они платили бы без этого налога.

Или возьмем другой вопрос. Государство хочет ввести налог в 50 центов на галлон бензина и рассматривает два способа сбора этого налога. Согласно первому способу, собственник каждой заправочной станции поместил бы налоговые деньги (50 центов, умноженные на количество проданных галлонов) в запечатанный ящик, чтобы отдать его правительственному сборщику налогов. Второй способ — это уплата налога (50 центов, умноженные на количество купленных галлонов) непосредственно государству. Какой метод дороже обошелся бы покупателю? Многие люди сказали бы, что второй, но этот ответ тоже неправильный.

Бремя налога (или прибыль от субсидии) падает отчасти на потребителя, а отчасти на производителя. Более того, неважно, кто кладет деньги в ящик для сбора налогов (или отсылает чек правительству) — оба способа обходятся потребителю в одну и ту же сумму денег. Как мы увидим, доля налога, которая приходится на потребителя, зависит от формы кривых спроса и предложения, и, в частности, от соответствующих показателей эластичности спроса и предложения. Что касается первого вопроса, то налог в $1 на товар действительно вызвал бы рост цены, но обычно меньше, чем на доллар, а иногда значительно меньше. Чтобы понять, почему это так, мы используем кривые спроса и предложения. С их помощью мы выяс- *шм, как введение налога на товар затрагивает потребителей и производителей, и ^то при этом происходит с ценами и объемом выпуска этого товара.

Последствия специального налога. Для простоты мы рассмотрим специальный налог (specific tax) — налог в размере определенной суммы денег на единицу продаваемого товара.

Предположим, что правительство вводит налог в t центов на единицу товара. Допустим, что все соблюдают закон, тогда правительство должно получить t центов за каждую проданную единицу товара. Это означает, что цена, которую платит покупатель, должна превышать чистую цепу, которую получает продавец, на t центов. Рисунок 9.13 иллюстрирует простое бухгалтерское тождество и его следствия. В данном случае Р0 и Qq представляют собой рыночную цену и объем производства перед введением налога. Рь — это цена, которую платит покупатель, а Р5 — это чистая цена, которую продавцы получают после введения налога. Отметим, что разность Pb - Ps равняется налогу t. На рис. 9.13 это количество обозначено как Qv

Кто несет бремя налога? На рис. 9.13 это бремя разделено примерно поровну между покупателями и продавцами. Рыночная цепа (цена, которую платят покупатели) возрастает на половину величины налога. А сумма, которую выручают продавцы, падает примерно на половину суммы налога.

Как показывает рис. 9.13, после введения налога должны выполняться четыре условия: 1.

Объем продаваемого товара и цена покупателя Ph должны лежать на кривой спроса (поскольку покупатели заинтересованы только в цене, которую им нужно заплатить). 2.

Объем продаваемого товара и цена продавца Р9 должны лежать на кривой предложения (поскольку продавцы беспокоятся только о сумме денег, которую они выручат после уплаты налога). 3.

Величина спроса должна равняться величине предложения (Q, на рисунке). 4.

Разница между ценой, которую платит покупатель, и ценой, которую получает продавец, должна равняться налогу t.

, Эти условия можно сформулировать в виде следующих равенств: QD = Q%P,)' .

Государственный налог равняется ?(),, это сумма прямоугольников А и Б. Общее изменение благосостояния, ДС5 + ЛР5 + доход государства, следовательно, равняется -А-В-С-0 + А + Б =-В- С. Треугольники В и С представляют собой чистые потери от введения налога. г

На рис. 9.13 тяжесть налога делится примерно поровну между покупателями и продавцами, но в действительности это не всегда так. Если спрос относительно неэластичен, а предложение относительно эластично, бремя налога придется преимущественно на покупателей. Рисунок 9.14, а раскрывает причины этого явления: требуется относительно большое увеличение цены, чтобы снизить величину предложения даже ненамного, в то время как, чтобы снизить величину предложе-

Рис. 9.13. Действие налога

Рь — это цена с учетом налога, которую платят покупатели. Р5 — это цена, которую получают продавцы после вычета налога. В данном случае бремя налога распределяется между покупателями и продавцами. Покупатели теряют А + В, продавцы теряют/) + С, а государство получает А + /) в виде дохода. Чистые потери равны В+ С.

Рис. 9.13. Действие налога

ния, необходимо лишь небольшое снижение цены. Например, поскольку сигареты представляют собой пагубное пристрастие, эластичность спроса невелика (около —0,3), так что налоги штатов и федеральный налог на сигареты ложатся главным образом на покупателей. Рисунок 9.14, б показывает противоположный случай: если спрос относительно эластичен, а предложение относительно неэластично, бремя налога в основном ляжет на плечи продавцов.

Даже если мы имеем оценки эластичности спроса и предложения только для отдельной точки или небольшого промежутка цен и объемов вместо полных кривых спроса и предложения, мы можем примерно определить, кто будет нести основную часть бремени налога.

Фактически мы можем подсчитать процент налога, приходящийся на покупателей, используя следующую формулу «перекладывания»:

Читайте также: