Земельный налог научная статья

Опубликовано: 25.03.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Белоусова С.Н., Сысоева А.Ю. Земельный налог и его фискальная функция // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/09/9738 (дата обращения: 13.04.2021).

Одна из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития – вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов и одновременное повышение эффективности их использовании.

В настоящее время роль земельного налога в бюджетной системе РФ невелика – от 1% до 7% всех налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ, поэтому на местном уровне стремятся увеличить поступления земельного налога путем роста его собираемости и оптимизации схемы налогообложения [2, с.75].

В таблице 1 нами рассмотрена структура начислений земельного налога в РФ юридическим лицам.

Таблица 1 – Структура начислений земельного налога в Российской Федерации по юридическим лицам

Темп роста, 2013/2011

Данные таблицы 1 отражают рост налогоплательщиков – юридических лиц на 17% в 2013г. по сравнению с 2011г., также увеличивается и сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет на 16%. Наряду с ростом сумм земельного налога наблюдается незначительная тенденция снижения суммы земельного налога в расчете на 1 налогоплательщика на 0,7 тыс.руб., с 246,4 тыс.руб. в 2011г. до 245,7 тыс.руб. в 2013г.

Количество налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы по земельному налогу в исследуемом периоде снижается с 87,4 тыс. единиц в 2011г. до 80,6 тыс.руб. в 2013г. Однако сумма налога, не поступившая в бюджет в расчете на одного льготника увеличилась с 572,4 тыс.руб. в 2011г. до 585,8 тыс.руб. в 2013г., что наглядно отражено на рисунке 1.


Рисунок 1 – Динамика поступивших и не поступивших сумм земельного налога в расчете на одно юридическое лицо

Проведенный анализ показал, что в исследуемом периоде в целом по РФ, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет была практически в 2 раза меньше суммы налога, не поступившей в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот.

При рассмотрении льгот, установленных федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований видно, что основная их доля установлена на местном уровне.

В таблице 2 отражена структура начислений земельного налога в России по физическим лицам.

Таблица 2 – Структура начислений земельного налога в Российской Федерации по физическим лицам

Темп роста, 2013/

Количество налогоплательщиков физических лиц за период исследования увеличивается на 12%, с 27,4 млн. в 2011г. до 30,6 млн. в 2013г.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет увеличивается на 46%, с 19,4 млрд.руб. в 2011г. до 28,5 млрд.руб. в 2013г., сумма налога приходящаяся на одного налогоплательщика увеличилась на 30%. Соотношение сумм земельного налога , подлежащего уплате в бюджет и сумм не поступивших в бюджет в расчете на одно физическое лицо представлено на рисунке 2.


Рисунок 2 – Динамика поступивших и не поступивших сумм земельного налога в расчете на одно физическое лицо

Проведенный анализ по физическим лицам показал, что в исследуемом периоде сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, была значительно больше суммы не поступившего налога в расчете на одного налогоплательщика.

На наш взгляд в России необходимо провести мониторинг налоговых льгот по земельному налогу в отношении организаций, поскольку по ним земельный налог не выполняет фискальную функцию. В России не существует единой, научно обоснованной методики оценки эффективности налоговых льгот. Муниципальные образования активно формируют свои системы оценки эффективности налоговых льгот, которые имеют существенные различия, зачастую носят декларативный характер и не обеспечивают точность оценки

При этом в основном используется оценка бюджетной и социальной эффективности. Бюджетная эффективность определяет влияние налоговой льготы на бюджет муниципального образования. Под социальной эффективностью понимаются последствия налоговой льготы, выраженные через социальную значимость деятельности налогоплательщиков для общества. [1,с.192]

Основные резервы роста доходов для му­ниципальных образований РФ по земельному налогу на наш взгляд лежат в пересмотре ряда льгот и в совершенствовании механизмов налогового администрирования.

Библиографический список

  1. Белоусова С.Н., Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам. //Известия ЮЗГУ,2012.-№ 2, с. 191-195
  2. Белоусова С.Н., Перспективные направления регулирования налоговых источников доходной части местных бюджетов// Известия ЮЗГУ. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. – №3 - С.74-79
  3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы http://www.nalog.ru/rn46/

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Нерсесян Софья Александровна
Выжитович Александр Михайлович
1. студент, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
2. научный руководитель кафедры общественных финансов, доцент, к.э.н.

Nersesyan Sofia Alexandrovna
Vyzhitovich Alexander Mikhailovich
1. student, Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH"
2. Scientific Director of the Department of Public Finance, Associate Professor, Ph.D.

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме определения роли земельного налога в формировании местных бюджетов. В статье дана историческая справка по земельному налогу, а также изучена практика его применения для пополнения местных бюджетов на примере кемеровской области. Также в статье обозначены основные проблемы, оказывающие негативное влияние на показатели собираемости земельного налога.

Abstract: This article is dedicated to a problem of definition of a role of land tax in formation of local budgets. In article the historical information on land tax is given and also practice of its application for replenishment of local budgets on the example of the Kemerovo region is studied. Also in article the main problems having negative impact on indicators of collecting of land tax are designated.

Ключевые слова: земельный налог, налоговая база, налоговая задолженность, кадастровая стоимость, доходы местного бюджета.

Keywords: land tax, tax base, tax debt, cadastral cost, income of the local budget.

Земельный налог выступает одним из источников формирования муниципальных бюджетов вместе с налогом на имущество физических лиц и налогом на доходы физических лиц. Он в полном объеме зачисляется в бюджеты муниципальных образований, но пока занимает сравнительно небольшую долю в налоговых доходах местных бюджетов по сравнению с тем же налогом на доходы физических лиц, 15% от суммы которого поступает в местный бюджет.

Земельный налог установлен и введен в действие Налоговым кодексом РФ[1] и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В городах федерального значения земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов РФ. Налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, они же определяют порядок и сроки уплаты налога.

В 1991 году начались работы по созданию налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного государства, и земельному налогу отводилось в ней особое место. Так, в этом же году плата за землю как правовая категория была введена в действующее законодательство о налогах и сборах путем принятия Закона РСФСР «О плате за землю». В этом нормативно-правовом акте под платой за землю законодателем понимались следующие формы реализации принципа платного землепользования:

— нормативная цена земли [7, с. 88].

По смыслу Закона РСФСР «О плате за землю» плата за землю представляет собой комплексное аграрное понятие, включающее, в том числе, и сам земельный налог – разновидность платы за землю, уплачиваемую собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, за исключением арендаторов. Понятийный аппарат изучаемого закона справедливо подвергался критике, основной аргумент которой – земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли рассматривались вне связи друг с другом. Так, нормативная цена земли использовалась только в случаях покупки, выкупа земельных участков, при получении банковского кредита под залог земельного участка. Но, согласно положениям экономической теории и практики рыночной экономики цена земли – это основа установления арендной платы и земельного налога, и их размеры напрямую зависят от цены земельного участка заданного качества и местоположения.

Нормативно-правовая база проведения расчетов и взимания земельных платежей с 1991 года по 2005 год характеризовалась несистематизированностью материала, поскольку нормы по налогообложению земли были рассредоточены по многочисленным правовым актам, которые относились к разным отраслям права, что не позволяло обеспечить эффективное правовое регулирование этой сферы общественных отношений.

С 1 января 2005 года вступила в силу глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ, и произошел переход к новому методу исчисления земельного налога – налоговая база стала определяться как кадастровая стоимость земельного участка вместо площади земельного участка, которая для исчисления налога умножалась на ставку, скорректированную рядом коэффициентов. Кадастровая стоимость земельного участка, учитывающая качество земли, позволяет осуществить более справедливое изъятие земельного налога. А поскольку земельный налог в полном объеме поступает в местный бюджет, то можно с уверенностью говорить об усилении заинтересованности местных властей в поступлениях этого налога в бюджеты муниципалитетов.

В 2015 году произошли существенные изменения в законодательстве, регулирующем земельное налогообложение. В частности, были приняты следующие законы:

— Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ [2];

— Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ [3].

Их принятие направлено на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей земельное налогообложение.

Роль земельного налога как источника наполнения доходной части местного бюджета зависит от применяемого механизма маневрирования его ключевыми элементами:

В дореволюционной России практиковалось освобождение от его уплаты юридических лиц (монастырей) и физических лиц (дворян), а также применялись дифференцированные ставки в зависимости от качества, плодородия и расположения земельного участка и т.д. В настоящее время законодательно также определены налоговые инструменты, влияющие на расчет суммы земельного налога [4, с. 50].

В таблице 1 отражены данные о поступлении земельных налогов в бюджеты муниципалитетов Кемеровской области за последние 3 года (в 2016-2018 гг.) [11].

Данные о поступлении земельных налогов в бюджеты муниципалитетов Кемеровской области в 2016-2018 гг.

Данные таблицы 1 позволяют сделать следующие выводы о поступлении земельных налогов в бюджеты муниципалитетов Кемеровской области в 2016-2018 гг.:

— общая сумма поступлений земельных налогов в течение анализируемого периода постоянно снижалась – в 2017 году сумма поступившего земельного налога сократилась на 25008 тыс. руб., что в относительном выражении составило 0,74%. В 2018 году негативная динамика сохранилась – снижение составило 46376 тыс. руб. или 1,38%. В целом за 2016-2018 гг. сумма поступившего земельного налога снизилась на 71384 тыс. руб. или на 2,11%;

— сумма поступлений земельного налога с организаций также характеризовалась негативной динамикой – в 2017 году сумма поступившего земельного налога с организаций сократилась более чем значительно – на 136235 тыс. руб., что в относительном выражении составило 4,35%. В 2018 году также наблюдалась негативная динамика – снижение показателя составило 43392 тыс. руб. или 1,45%. В целом за 2016-2018 гг. сумма полученного земельного налога с организаций снизилась на 179627 тыс. руб. или на 5,74%;

— сумма поступлений земельного налога с физических лиц характеризовалась неустойчивой динамикой – в 2017 году сумма поступившего земельного налога с физических лиц увеличилась существенно – на 111227 тыс. руб., что в относительном выражении составило 43,69%, то есть в 1,44 раза. В 2018 году наблюдалась небольшая негативная динамика – снижение показателя составило 2984 тыс. руб. или 0,82%. В целом за 2016-2018 гг. сумма полученного земельного налога с физических лиц увеличилась на 108243 тыс. руб. или на 42,52%.

При этом динамика налоговых доходов местных бюджетов в Кемеровской области в 2016-2018 гг. характеризовалась позитивной динамикой, что говорит о снижении зависимости местных бюджетов от поступлений земельного налога. Так, в 2017 году сумма налоговых доходов местных бюджетов в Кемеровской области увеличилась на 1231726 тыс. руб. или на 7,14%. В 2018 году прирост показателя составил 4068454 тыс. руб. или 22,02%. В целом за 2016-2018 гг. сумма налоговых доходов местных бюджетов увеличилась на 5300180 тыс. руб., что в относительном выражении составило 30,73%.

Проблемы взыскания характерны для всех имущественных налогов, но в особенности – для земельного. Исследователи в качестве основные причин этого указывают следующие:

— долги обанкротившихся организаций;

— неполучение или несвоевременное получение налоговых уведомлений физическими лицами;

— нежелание уплачивать земельный налог в нарушение требований ст. 56 Конституции РФ;

— несоответствие прожиточного минимума населения уровню налоговой нагрузки [4, с. 50].

В таблице 2 представлены данные о задолженности по земельному налогу в Кемеровской области в 2016-2018 гг. [11].

Данные о задолженности по земельному налогу в бюджеты муниципалитетов Кемеровской области в 2016-2018 гг.

Наименование показателя2016 г.2017 г.2018 г.Абсолютное отклонение, +/-Темп прироста, %
Задолженность по земельному налогу (включая пени и санкции), тыс. руб.8159161278352119154637563046,04
в том числе:
— земельный налог с организаций, тыс. руб.45635877760578455732819971,92
— земельный налог с физических лиц, тыс. руб.3595585007474069894743113,19
Структура задолженности
— земельный налог с организаций, %55,9360,8365,849,91
— земельный налог с физических лиц, %44,0739,1734,16-9,91

Как следует из данных таблицы 2, задолженность по земельному налогу в 2016-2018 гг. только увеличивалась. Совокупная задолженность по земельному налогу увеличилась на 46,04%, в том числе задолженность организаций – на 71,92%, а физических лиц – на 13,19%. Об этом же говорит и изменение структуры задолженности по земельному налогу: удельный вес налога с организаций за 2016-2018 гг. увеличился с 55,93% до 65,84% (на 9,91%), а удельный вес налога с физических лиц, наоборот, сократился с 44,07% до 34,16% (на 9,91%).

На рисунке 1 отражены данные об уровне задолженности по земельному налогу в Кемеровской области в 2016-2018 гг., в том числе организаций и физических лиц.


Рисунок 1. Данные об уровне задолженности по земельному налогу в Кемеровской области в 2016-2018 гг., в том числе организаций и физических лиц

Как видно по рисунку 1, общий уровень задолженности по земельному налогу за 2016-2018 гг. увеличился с 24,10% до 35,95%. При этом уровень задолженности организаций увеличился за рассматриваемый период с 14,57% 26,58%, а уровень задолженности физических лиц – с 70,80% до 89,15%. Платежная дисциплина физических лиц оставляет желать лучшего – по состоянию на 2018 г. всего 10,85% начисленного земельного налога было оплачено своевременно. Кроме того, существенно ухудшилась и платежная дисциплина организаций.

В целом, несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного формирования финансовой базы органов местного самоуправления [9, с. 404].

Вместе с тем, переход к кадастровому исчислению земельного налога выявил существенные проблемы, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков и местных бюджетов. Обзор законодательства, судебно-арбитражной практики, юридической прессы, заявлений и жалоб налогоплательщиков позволяет обратить внимание на отдельные сложности, связанные с администрированием земельного налога.

Наиболее распространенной проблемой выступает невозможность определения налоговой базы, без которой нельзя уплатить сам земельный налог. Данная проблема актуальна для земельных участков сельскохозяйственного назначения, поскольку межевание осуществляется недостаточными темпами, как и кадастровый учет земель, и подготовка соглашений и договоров аренды. В результате этого муниципальные бюджеты недополучают значительные средства.

Еще одна немаловажная проблема – это налогообложение земельных участков, которые заняты объектами недвижимости, в отношении которых не проводились межевание и кадастровый учет. Соответственно, у налогоплательщиков отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Поэтому сразу возникает вопрос о правомерности уплаты земельного налога. А, значит, необходимо ликвидировать данные пробелы и недоработки.

Кроме того, проблемы, связанные с объединением ГНК (Государственного кадастра недвижимости) и ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости) в ЕГРН, существенно влияют на величину земельного налога, поступающего в бюджет муниципальных образований [8, с. 394].

Имеется ряд недостатков и при расчете суммы земельного налога, и одним из них является определение кадастровой стоимости земельного участка. Зафиксировано множество случаев, когда независимые оценщики определяли цену участка, которая не имела весомых оснований, поскольку не принимались в учет такие факторы, как месторасположение и отдаленность от инфраструктуры. Подобный подход вызывал массу недовольства со стороны собственников земельных участков, так как имело место множество манипуляций оценщиков.

Для укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований следует отменить предоставление федеральным законодательством льгот по имущественным налогам, а в случае необходимости – компенсировать льготы по налогам прямыми субсидиями за счет сокращения субсидий бюджетам субъектов РФ. Реформированию должны подвергнуться также льготы, которые не имеют экономического эффекта и не способствуют развитию налогового потенциала местного самоуправления.

В заключение следует отметить, что эффективность действия механизма налогового регулирования должна определяться объективным установлением величины платы за земли определенного качества, целевого назначения и местоположения. С одной стороны, платежи за землю, которые являются обязательными независимо от факта ведения деятельности на отдельно взятом земельном участке, могут стимулировать собственника либо арендатора к эффективному использованию земли и предотвратить превращение земельных ресурсов в депо капитала, стимулируя оборот на рынке недвижимости. При этом, необоснованный налог на землю может привести к снижению коммерческой привлекательности земельных участков, превращая бизнес-план в «бизнес-утопию» в связи с тем, что земельные платежи неэластичны, а это чревато снижением деловой активности и отказом от ведения деятельности в отдельных территориях [7, с. 91].

Вместе с тем, нестабильный размер платы за землю снижает привлекательность инвестирования в экономику России, негативно влияя на конкурентоспособность землепользователей, подрывая стимулы к труду и инициативу, являясь причиной низкой эффективности налоговой системы в России. А это, несомненно, негативно влияет и на доходы местных бюджетов, сдерживая развитие муниципальных образований.

5.3 Земельный налог

Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образо ­ ваний в соответствии с нормативными правовыми актами представи ­ тельных органов этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге зе ­ мельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Законодательные (представительные) органы муниципальных об ­ разований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер ­ бурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установ ­ ленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий нало ­ гоплательщиков.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организа ­ ции и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово ­ ру аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас ­ положенные в пределах муниципального образования (городов феде ­ рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории кото ­ рого введен земельный налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Определение налоговой базы производится в следующем порядке:

Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные пред ­ приниматели в отноше ­ нии участков, исполь ­ зуемых ими в пред ­ принимательской дея ­ тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно ­ го наследуемого владения.

Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од ­ ного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол ­ ных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин ­ валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю ­ чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.

Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:

в размере 10 000 руб. производится на основании документов, под ­ тверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер на ­ логовой базы, налоговая база признается равной нулю.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого ­ плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча ­ стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из на ­ логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанав ­ ливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетны ­ ми периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образовани ­ ями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:

• отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или зем ­ лям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселе ­ ниях и используемых для сельскохозяйственного производства;

• занятые жилым фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земель ­ ный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства;

• приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства

Прочие земельные участки

Муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) могут устанавливать дифференцирован ­ ные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей по налогу:

Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей

Исчисляют сумму налога (суммы авансовых платежей)

Индивидуальные предприниматели в отношении участков, используемых ими в предпринимательской деятельности

Сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляются налоговыми органами

Исчисление сумм авансовых платежей производится по истечении отчетного периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется как со ­ ответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, уменьшенная на суммы уплаченных авансовых платежей.

Представительный орган муниципального образования (законода ­ тельные (представительные) органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут предусмотреть для отдельных ка ­ тегорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

Организации и индивидуальные предприниматели налог и авансо ­ вые платежи по налогу уплачивают в порядке и сроки, установленные представительным органом муниципального образования (законода ­ тельным (представительным) органом городов федерального значе ­ ния Москвы и Санкт-Петербурга). При этом сроки уплаты авансовых платежей не могут быть установлены ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а срок уплаты налога — ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на осно ­ вании уведомлений налоговых органов.

Отчетность представляется в налоговые органы только организа ­ циями и индивидуальными предпринимателями.

Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода пред ­ ставляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позд ­ нее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным пе ­ риодом.

Налоговые декларации по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы налогового расчета и налоговой декларации и порядки их заполнения утверждены приказом Минфина России.

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом земельный налог, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 7 за период c 2004 по 2014 год).

1. Макарова Э.В., Ломовцева Н.Н.
Земельный налог как один из основных источников пополнения местного бюджета // Российское предпринимательство. (№ 12 / 2014).
Формирование бюджетов муниципальных органов сегодня является одним из актуальных вопросов, обсуждаемых на всех уровнях власти. Авторы раскрывают проблемы собираемости земельного налога и предлагают пути повышения эффективности налогообложения земельных участков, такие как: полная инвентаризация земельных участков, на которые не оформлены земельно-правовые документы; взаимодействие органов местного самоуправления и налоговой инспекции; налогообложение собственников помещений в жилых многоквартирных домах и другие. Данные предложения, на взгляд авторов, позволят увеличить земельные сборы в соответствующий бюджет.

Макарова Э.В., Ломовцева Н.Н. Земельный налог как один из основных источников пополнения местного бюджета // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 12. – с. 49-56. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8571.

2. Ким Н.Т.
Реальность реформирования имущественного налогообложения в России // Российское предпринимательство. (№ 18 / 2012).
Введение налога на недвижимость в России – главный лейтмотив основных налоговых направлений уже десяток лет. Проект федерального закона об установлении в России нового налога, принятый Государственной Думой РФ в 2004 г., далее первого чтения пока не продвинулся. Разработка проекта закона постоянно наталкивается на различные трудности, поэтому увидеть налог на недвижимость на практике удастся только тогда, когда основные составляющие этого налога будут приведены «в порядок».

Ким Н.Т. Реальность реформирования имущественного налогообложения в России // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 18. – с. 152-158. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7889.

3. Агафонова О.В.
Система мер экономического воздействия, направленных на стимулирование рационального и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения // Российское предпринимательство. (№ 4 / 2010).
Особое значение в настоящее время приобретают проблемы создания механизма экономического регулирования земельных отношений. Автор предлагает повысить эффективность землепользования с помощью применения для уплаты земельного налога не кадастровой, а коммерческой стоимости земельных участков. Такая мера, по его мнению, приведет к тому, что сельскохозяйственным предпринимательством будут заниматься только эффективные землепользователи.

Агафонова О.В. Система мер экономического воздействия, направленных на стимулирование рационального и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 4. – с. 126-130. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6094.

4. Дугина Т.А.
Арендные отношения в агробизнесе // Российское предпринимательство. (№ 8 / 2009).
На современном этапе земельного реформирования аренда является основным способом оптимизации землепользования в сфере агробизнеса. Это определяет необходимость её законодательного регулирования и разработки научно обоснованных методик расчета арендной платы.

Дугина Т.А. Арендные отношения в агробизнесе // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – с. 81-85. – url: https://creativeconomy.ru/lib/5529.

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

5. Шестемиров А.А.
Сущность и современное состояние земельного налога и налогов на имущество в Российской Федерации // Российское предпринимательство. (№ 11 / 2008).
Налоги обычно рассматривают как экономическую категорию, которой присущи две функции: фискальная и экономическая (регулирующая). За счет фискальной функции формируются финансовые ресурсы государства.

Шестемиров А.А. Сущность и современное состояние земельного налога и налогов на имущество в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – с. 16-21. – url: https://creativeconomy.ru/lib/3239.

6. Кадиева Р.А.
Земельный налог и совершенствование механизма его администрирования в Республике Дагестан // Российское предпринимательство. (№ 5 / 2007).
К основным целям земельного налогообложения относятся стимулирование рационального использования земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населённых пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий, освоение и охрана земель.

Кадиева Р.А. Земельный налог и совершенствование механизма его администрирования в Республике Дагестан // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – с. 116-120. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2398.

7. Смолина Е.Э.
О некоторых аспектах рентных отношений в российской экономике // Российское предпринимательство. (№ 4 / 2004).
Продолжение. Начало в № 3/2004. Реальная рента ‑ это фактически получаемый дополнительный доход при сложившейся конъюнктуре рынка, фактических издержках производства и урожайности на конкретных участках. Таким образом, в системе рентных отношений цена выступает как непосредственный фактор, определяющий норму и массу ренты.

Смолина Е.Э. О некоторых аспектах рентных отношений в российской экономике // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 4. – с. 90-93. – url: https://creativeconomy.ru/lib/1280.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Продолжить поиск в библиотеке по запросу «земельный налог»?

Приглашаем в группу в Фейсбук:

Новейшие рекомендации по проведению исследований и оформлению статей, анонсы вебинаров и обучающих программ для авторов статей в журналах РИНЦ, ВАК, Scopus и Web of Science.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ, ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аблякимова Эльвина Эрнесовна

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и финансового права, ФГБОУВО «РГУП», Крымский филиал, г. Симферополь

Попова Дарья Олеговна

Специалист 1 разряда правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, г. Симферополь

В настоящий период развития российского государства и общества наиболее актуальными вопросами являются необходимость совершенствования механизма обеспечения рационального использования земель и повышения эффективности их использования. В связи с этим, современная юридическая наука занимается активным исследованием земельного налога как одной из основных проблем земельного права. Земельный налог для современного российского государства является ключевым элементом механизма платного землепользования, который сегодня нуждается в кардинальном реформировании.

At this period of development of the Russian state and society, the most pressing issues are the need to improve the mechanism for ensuring the rational use of land and increasing the efficiency of their use. In this regard, modern legal science is engaged in active research of land tax as one of the main problems of land law. Land tax for the modern Russian state is a key element of the mechanism of paid land use, which today needs to be radically reformed.

Ключевые слова: земельный налог, местный бюджет, кадастровая стоимость, льготы, уплата налога.

Keywords: land-tax, local budget, cadastral value, privileges, tax payment.

Земельный налог, как механизм землеустройства, возник еще в Древней Руси и являлся формой налогообложения земли, поскольку она являлась главным источником государственных доходов [10, с. 66].

В настоящий период развития российского общества и государства актуальны вопросы, связанные с необходимостью совершенствования механизма обеспечения рационального использования земель, основ регулирования земельных отношений, повышения эффективности использования земель, а так же политика, связанная с разграничением государственной собственности на землю и т. д. В связи с этим, современная юридическая наука занимается изучением наиболее проблемных вопросов земельного права, и земельный налог является одним из таких вопросов.

Сегодня проблема земельного налогообложения является довольно актуальной, потому что, во-первых, земельный налог является одним из основных источников пополнения местных бюджетов, а во-вторых, — это сумма денег, которую землевладелец обязан уплатить за использование земельных ресурсов. Современные исследователи утверждают, что проблема земельного налога заключается в неэффективной системе его исчисления и использования.

Одним из принципов самостоятельности местных бюджетов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, является право органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в местный бюджет [3, ст. 31]. Это положение гарантирует определенную автономию местных бюджетов, но в достаточно ограниченных пределах, поскольку оно применяется только к нормам, установленным законодательством Российской Федерации. Так, Е.Н. Завроцкая отмечает, что «земля является одним из важнейших ресурсов муниципальных образований, поскольку именно земля в наибольшей степени определяет их инвестиционную привлекательность и имеет значительный потенциал в пополнении местных бюджетов» [9, с. 174]. Кроме того, существует проблема, так называемого, «налогового администрирования». E.Н. Завроцкая подчеркивает, что «основной проблемой налогового администрирования земельного налога является информационный обмен с регистрирующими органами. Значимость и острота данной проблемы обусловлена тем, что достоверность, полнота и своевременность сведений влияют на формирование налоговой базы и собираемость земельного налога» [9, с. 182]. Информация об объекте учета, необходимая для определения земельного налога, предоставляется разрознено, по нескольким информационным ресурсам. Одновременно передаваемые сведения нередко являются неполными, требуют уточнения и ввода дополнительной информации. Совершенствование работы взаимодействия налоговых органов с регистрирующими органами – это один из резервов увеличения поступления налога на землю. Решением вышеуказанной проблемы может стать разработка на федеральном уровне общей концепции формирования информации об объектах недвижимого имущества, разработка единых программ по электронному обмену информацией.

Барлыбаев А.А. подчеркивается, что «земельный налог для местных органов власти должен быть тем рычагом, с помощью которого можно воздействовать на процесс именно рационального использования … Однако на данном этапе таким воздействующим рычагом земельный налог не является: методика расчета, к сожалению, не дает возможности использовать его в качестве налогового стимулятора» [7, с. 23]. Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) установлено, что «использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» [1, ст. 65]. Ранее, по мнению ряда исследователей, вопрос о земельных платежах не поднимался в результате всеобъемлющего государственного регулирования. Например, в советское время земля и многие другие природные ресурсы принадлежали исключительно государству, а земельные участи предоставлялись гражданам и юридическим лицам на безвозмездной основе.

Важно отметить тот факт, что, по общему правилу, основными элементами налога являются: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Несмотря на то, что данный вид налога является местным, исчисляется земельный налог в соответствии с главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и решениями представительных органов местного самоуправления относительно установления налога на землю.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения), на территории которого введен налог. Объекты земельного налога согласно ст. 389 НК РФ не являются:

«1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектам, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки из состава земель лесного фонда;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;

5) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома» [2, ст. 389].

В соответствии со ст. 388 НК РФ «налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом» [2, с. 388].

В свою очередь, организации и физические лица не являются налогоплательщиками в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве безвозмездного пользования, в том числе, праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды. В.В. Авдеев подчеркивает, что «право собственности, право (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения возникает у физического лица с момента государственной регистрации земельного участка. Об этом сказано в п. 1 ст. 131 ГК РФ, п. 2 ст. 8 ГК РФ» [6, с. 24]. Кроме того, плательщиками земельного налога могут быть также иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, которые в соответствии с законом являются собственниками земельных участков. В случае наследования земельного участка обязательство по уплате земельного налога возникает с даты открытия наследства.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, как его кадастровая стоимость на 1 января календарного года, который является налоговым периодом (ст. 390 НК РФ). Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основе информации, представляемой в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Для определения налоговой базы по земельному налогу налогоплательщики должны установить, подлежат ли данные земельные участки налогообложению. Если земельные участки признаются облагаемыми налогом, то кадастровая стоимость земельных участков определяется в соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ. Согласно данному пункту, государственная кадастровая оценка земель проводится с целью установления кадастровой стоимости земельных участков. По результатам государственной кадастровой оценки земель информация о кадастровой стоимости земельных участков предоставляется налогоплательщикам в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ). Данный порядок в настоящее время установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» [4], согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости обязаны предоставлять налогоплательщикам данные о кадастровой стоимости земельных участков. Кроме того, информация о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения должна размещаться на официальном интернет-сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Исходя из вышеизложенного, налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно обеспечивать себя информацией о кадастровой стоимости земельных участков, получая ее через Интернет или путем направления письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости о предоставлении такой информации.

Глава 31 НК РФ предусматривает налоговые и отчетные периоды для исчисления, уплаты земельного налога и представления отчетности. Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года.

Одним из основных элементов налога является установление налоговой ставки. По земельному налогу налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать пределов, указанных в ст. 394 НК РФ. Д. В. Дудник в своем исследовании подчеркивает, что «при установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований (городов федерального значения) в принимаемых законах могут самостоятельно определять налоговые ставки, однако их размер не может превышать: 0,3% по землям, которые используются для нужд сельского хозяйства или заняты жилым фондом (его инфраструктурой); 1,5% по другим земельным участкам, а также порядок и сроки уплаты налога» [8, с. 123]. Этот момент является проблемным и противоречивым, поскольку органы местного самоуправления зачастую не используют возможность, предоставленную федеральным законодательством, для установления налоговой ставки ниже предельного уровня. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как процентная доля налоговой базы соответствующая налоговой ставке.

Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения, в том числе, определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 4 ст. 12 НК РФ). То есть, путем предоставления налоговых льгот можно регулировать земельные отношения.

Важно, что налогоплательщики-организации самостоятельно рассчитывают сумму налога. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно рассчитывают сумму налога только в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Что касается льгот по земельному налогу, то в НК РФ предусмотрены вычеты (льготы) для определенных категорий физических лиц — Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, лиц, которые имеют I, II и III группы инвалидности и другие. Представление документов, подтверждающих такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, для данной категории налогоплательщиков уменьшает налоговую базу на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. При этом, органам муниципальных образований предоставлено право корректировать налоговые льготы в сторону увеличения по сравнению с установленными в НК РФ, расширять основания и порядок их применения. Например, на территории муниципального образования Ровновское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым в соответствии с решением сессии от 30.11.2018 № 1/261-XXXVI «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Ровновское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым на 2019 год» [5] помимо установленных в ст. 395 НК РФ льгот, назначаются также льготы в отношении органов местного самоуправления, бюджетных и казенных учреждений, объектов культуры, здравоохранения, спорта этого муниципального образования. Отсюда следует, что указанное муниципальное образование практически полностью дублирует федеральное законодательство и не устанавливает каких-либо дополнительных льгот.

Исходя из вышеизложенного, возникает вопрос, связанный с рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения, так как они являются основой продовольственной безопасности России. Барлыбаев А.А. утверждает, что «сельскохозяйственные земли можно использовать рационально, нерационально, а также вообще не использовать. В связи с этим, на взгляд авторов, необходимо рассматривать на местном уровне введение налоговых льгот за рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения в виде, например, налогового вычета в размере части понесенных расходов на мероприятия по уходу за землей» [7, с. 25].

Стоит отметить, что хотя плательщиком земельного налога по закону является лицо, указанное в реестре как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненно наследуемого владения на соответствующий участок, являющийся объектом налогообложения, но факт отсутствия государственной регистрации не должен являться основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога. Поскольку государственная регистрация прав на землю является обязательной, но носит заявительный характер, создается прецедент, когда права на землю не регистрируются в соответствии с законом в течение длительного времени. Местные органы власти должны контролировать данную ситуацию: вести разъяснительную работу с населением, отслеживать количество граждан, которые зарегистрировали права. Граждане обязаны знать, что они совершают неумышленные и умышленные налоговые правонарушения, не регистрируя своих прав на земельные участки. Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ налоговые органы вправе взыскать штраф соответственно в размере 20% и 40% от неуплаченной суммы налога.

В заключение хочется отметить тот факт, что на сегодняшний период развития российского общества и государства требуется реформирование в подходе к определению земельного налога. В целях совершенствования правового регулирования, установления и взимания земельного налога и повышения его экономической эффективности и целесообразности необходимо сделать следующее:

— органы местного самоуправления должны подходить к определению ставки земельного налога целесообразно, то есть должно быть экономическое обоснование ставок земельного налога;

— нормативно закрепить на уровне федерального закона методологические основы установления арендной платы и земельного налога за пользование земельными участками в процентах от кадастровой стоимости земельных участков;

— усовершенствовать взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления для разработки программ реформирования земельного налога и внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации;

— разработать методологические основы для установления налоговых льгот по уплате земельного налога для органов местного самоуправления, что обеспечило бы поддержание и развитие эффективного и целесообразного использования земель.

Совершенствование методики кадастровой оценки земель также имеет большое значение, но ее следует проводить с учетом уровня жизни населения, спроса на земельные участки, потребности в качественных параметрах земли (весь комплекс факторов, влияющих на землепользование).

На основании изложенного, можно сделать вывод, что земельный налог для современного российского государства является ключевым элементом механизма платного землепользования. Последовательное и систематическое осуществление мер по совершенствованию земельных отношений может оказать развивающее и стимулирующее государственное воздействие на экономику страны, ее регионов и муниципальных образований и улучшить инвестиционный климат. Необходимо, чтобы и государство, и хозяйствующий на земле субъект стали эффективными владельцами и пользователями земли. Без этого рациональное использование земли как важнейшего производительного ресурса и основы жизни и деятельности народов России невозможно.

Читайте также: