Заявление о признании незаконным бездействия налогового органа

Опубликовано: 11.05.2024

В Арбитражный суд г. Москвы

15225 г. Москва, ул. Большая Тульская д. 17

Заявление о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа

Решением налогового органа - ИФНС №7 по г. Москве за № 17-12/14077371 от 9 октября 2013 года решено возместить Обществу с ограниченной ответственностью «Н» налог на добавленную стоимость в сумме 9 240 177 (девяти миллионов двести сорока тысяч сто семидесяти семи) рублей за 1 квартал 2013 года (прилагается к заявлению). Решением налогового органа - ИФНС №7 по г. Москве за №17-12/14714899 от 15 октября 2013 года решено возместить Обществу с ограниченной ответственностью «Н» налог на добавленную стоимость в сумме 8 127 297 (восьми миллионов сто двадцати семи тысяч двести девяносто семи) рублей за 2 квартал 2013 год ( прилагается к заявлению).

Согласно п. 6 ст. 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

17 октября 2013 года ООО "Н" в ИФНС № 7 по г. Москве было подано заявление с указанием банковского счета о возврате налога подлежащего возмещению в сумме 9 240 177 (девяти миллионов двести сорока тысяч сто семидесяти семи) рублей за 1 квартал 2013 года на указанный в заявлении банковский счет, а 20 октября 2013 года подано заявление в ИФНС № 7 по г. Москве о возврате налога подлежащего возмещению в сумме 8 127 297 297 (восьми миллионов сто двадцати семи тысяч двести девяносто семи) рублей за 2 квартал 2013 года (прилагается).

На основании п.8 ст.176 НК РФ поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. На 18 декабря 2013 года в нарушение п.8 ст.176 НК РФ поручения на основании решений о возврате налога на добавленную стоимость в сумме 9 240 177 (девяти миллионов двести сорока тысяч сто семидесяти семи) рублей за 1 квартал 2013 года и в сумме 8 127 297 (восьми миллионов сто двадцати семи тысяч двести девяносто семи) рублей за 2 квартал 2013 года ИФНС №7 по г. Москве в территориальный орган Федерального казначейства не направлено, возврат суммы налога на расчетный счет ООО «Н» от Территориального органа Федерального казначейства – ОУФК по г. Москве не поступило.

В соответствии со ст.137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Согласно п.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В порядке п.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 125,197,198 АПК РФ, 137, 176 НК РФ,-

П Р О Ш У :

1. Признать незаконными действия (бездействия) – ИФНС №7 по г. Москве выразившейся в не направлении поручения на следующий день после дня принятия налоговым органом решения в территориальный орган Федерального казначейства о возврате Обществу с ограниченной ответственностью «Н» налога на добавленную стоимость в сумме 9 240 177 (девяти миллионов двести сорока тысяч сто семидесяти семи) рублей за 1 квартал 2013 года.

2. Признать незаконными действия (бездействия) – ИФНС №7 по г. Москве выразившейся в не направлении поручения на следующий день после дня принятия налоговым органом решения в территориальный орган Федерального казначейства о возврате Обществу с ограниченной ответственностью «Н» налога на добавленную стоимость в сумме 8 127 297 (восьми миллионов сто двадцати семи тысяч двести девяносто семи) рублей за 2 квартал 2013 года.

Кристина Шперлик

Предприниматель может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права. Рассказываем о том, как это можно сделать, какие документы и в какие сроки подать, на какие нюансы обратить внимание.

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Грамотное составление жалобы на налоговую инспекцию – право любого уважающего себя предпринимателя или частого лица. Этот документ обозначает знание своих полномочий и несогласие с действиями или бездействием налоговый службы.

Какие формы нарушений могут быть обжалованы

Составлять такую жалобу можно в разных ситуациях, например:

  • неверное начисление налогов, ошибки в сумме или неправомерность действий в этом вопросе в целом;
  • вынесение разнообразных штрафов без права на это;
  • задержка налогового вычета более четырех месяцев (либо более одного, на этот счет до сих пор ведутся юридические споры);
  • неверные итоговые результаты налоговой инспекции или вообще их отсутствие.

Подать документ можно в любые сроки. Это касается как времени после проведения инспекции, так и до ее формального начала. Также можно его подать вообще в отсутствие инспекций по своей инициативе. Например, когда задерживаются денежные средства, положенные к выплате по закону.

Что должно быть в документе

Жалоба может быть составлена и в свободной форме, но при этом должны быть учтены все требования и нюансы, перечисленные в Федеральном законе №59-ФЗ от 2 мая 2006 года. Их довольно много. Если документ составляется самостоятельно, то есть вероятность пропустить одно или несколько обязательных нюансов.

Таким образом, для того чтобы никакие данные не были упущены и жалоба была принята, лучше воспользоваться уже готовым бланком заявления. Так поступает львиная доля обратившихся по этому вопросу.

На чье имя составлять

Документ адресуется конкретному должностному лицу, которое стоит во главе Федеральной налоговой службы, Управления по субъекту или ИФНС. Подающий жалобу может решить, какой уровень выбрать для своих целей, самостоятельно. Это четко прописано в 138 статье Налогового кодекса России. Допустимо также составить жалобу и отослать ее во все три уровня налоговой инспекции.

Если же причина обращения в неверном выставлении инкассо на счет или возврате какого-либо долга, то обращаться придется сразу в суд по административным правонарушениям. Жалобы в ФНС такого типа не рассматриваются, а направляются туда.

Если же имело место вопиющее превышение полномочий или сознательные действия налогового инспектора, которые повлекли за собой плачевные последствия (включая злостные нарушения), то обращение стоит писать сразу в прокуратуру. Для этих случаев будет неуместным общение с начальством Федеральной налоговой службы.

В какой форме подается

Жалоба может быть подана:

  • лично в руки, при очном общении;
  • через факс;
  • путем пересылки по почте или через службу доставки.

Если бумага распечатана, заполнена в бумажном виде и передана лично в руки получателю, то принимающая сторона обязана дать вам письменное подтверждение того, что этот документ к ним поступил, с печатью и подписью Федеральной налоговой службы.

Это правило очень важно, так как при обращении в судебную инстанцию такие сведения будут иметь силу и позволят доказать факт передачи жалобы служащему.

Также существует электронная форма подачи этого документа. Для этого нужно пройти регистрацию на сайте ФНС, внеся свои данные, и заполнить соответствующие поля в выпадающей форме. Тогда чиновник обязан оперативно рассмотреть жалобу и предоставить ответ по поводу происшедшего инцидента.

Составные части жалобы

В правом верхнем углу указывается два основных момента:

  • Контактные данные и точное наименование получающего органа, включая местоположение. ФНС, ИФНС или Управления субъекта.
  • Наименование лица или организации, которое жалобу составило. Это может быть ИП, организация или частное лицо. По желанию допустимо указание адреса, контактного телефона, факса и другой информации.


После контактов, в середине листа, располагается название самого документа «Жалоба на». Текст, следующий за этим, должен кратко и четко объяснять положение дел.

Рекомендации по заполнению описательной части

Описывать можно как какие-либо действия сотрудников, так и бездействие налогового органа в целом. Например, часто встречаются ситуации, когда заявление на налоговый вычет было подано по всем правилам, а денежные средства на счет не начислены. Это именно тот случай, когда требуется жалоба. Также желательно при обращении упомянуть:

  • номер и дату акта или иного документа, обжалование которого обсуждается;
  • аргументы в свою защиту;
  • ссылки на соответствующие случаю законы;
  • бумаги, имеющие юридическую силу, которые подтверждают описанные обстоятельства.

Самое главное требование – избегать субъективности и голословности.

В бланке предусмотрены две части документа. Одна описывает сложившуюся ситуацию, вторая – предлагает способ выхода из нее. Причем информация поставляется в виде просьбы. Она может формулироваться как:

  • разобраться в ситуации;
  • отменить какое-либо принятое решение;
  • начислять денежные средства;
  • изменить часть принятого документа;
  • принять новое решение по обжалуемому делу и пр.


Завершают бумагу перечень приложений (их копии должны сопровождать жалобу), подпись с расшифровкой и дата подачи.

Время рассмотрения

Срок, в который должна быть официально зарегистрирована жалоба, по закону – три рабочих дня. А какие-либо действия (ответ) при обращении заявитель вправе получить максимум через месяц после обращения.

В противном случае сотрудник налоговой службы вправе уведомить о продлении срока. Но такая отсрочка не должна превышать одного месяца и дается один раз.

Если ФНС действует по-другому, то это – основание для обращения в судебные инстанции.

Возможные ошибки

При описании ситуации в свободной форме нужно максимально исключить эмоциональный фактор. Излагать в жалобе на налоговую инспекцию нужно только факты, документально подтвержденные и юридически обоснованные. Только в этом случае есть возможность добиться правомерного урегулирования ситуации.

Ниже в сокращенной форме представлено заявление о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа. Данное заявление, в частности, предъявлено в соответствии со ст. 12 ГК РФ в целях пресечения действий, нарушающих права нашего Клиента и создающих угрозу их нарушения.

Указанное заявление к налоговому органу, в частности, содержит следующие требования:

Для получения документа в полном объеме, успешного ведения арбитражного дела и эффективного представления Ваших интересов в арбитражном суде и третейском суде, звоните: + 7 (495) 507-98-07.

Смотрите также по теме «Как исполнить решение суда и взыскать задолженность с ликвидируемого должника»:

  • Требование кредитора о включении задолженности в промежуточный и ликвидационный балансы должника
  • Возражения относительно предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ о ликвидации должника
  • Исковое заявление об обязании включения суммы задолженности в промежуточный ликвидационный баланс должника
  • Решение по арбитражному делу, связанному с признанием незаконным бездействия ликвидационной комиссии должника

Заявитель: ООО «ВСГ»
Адрес места нахождения: 125111, г. Москва, ул. …, д. …

Лицо, действия (бездействия) которого обжалуются:
МИФНС России № 46 по г. Москве
Адрес: 125373, г. Москва, Походный проезд, домовладение 3, стр.2.

Заинтересованные лица:
Ликвидационная комиссия (Ликвидатор) ООО «СКНВ» П.Ю.Н.
Адрес местонахождения: 121614, г. Москва, … б-р, д. …
Адрес, указанный в опубликованном сообщении о ликвидации: 121614, г. Москва, … б-р, д. …, к. …

ООО «СКНВ»
Адрес местонахождения: 121614, г. Москва, … б-р, д. …
ОГРН: 0000000000000
ИНН: 0000000000

Государственная пошлина: 4 000,00 рублей

Заявление
о признании незаконными действий (бездействий) налогового органа

Настоящее заявление предъявлено в соответствии со ст. 12 ГК РФ в целях пресечения действий, нарушающих права заявителя и создающих угрозу их нарушения.

I. Между обществом с ограниченной ответственностью «ВСГ» (далее по тексту также – «подрядчик» и/или «заявитель») и обществом с ограниченной ответственностью «СКНВ» (далее по тексту также – «субподрядчик») был заключен договор субподряда № ___ от _______ 201__ года (далее по тексту также – «договор № 1», прилагается к настоящему заявлению). В соответствии с указанным договором субподрядчик обязался по заданию подрядчика и в соответствии с договорной сметой выполнить работы по строительству фундамента для модульного сооружения … по адресу: г. Москва, ул. …, д. ….

Также между заявителем и субподрядчиком был заключен договор субподряда № ___ от _________ 201___ года (далее по тексту также – «Договор № 2», прилагается к настоящему заявлению). В соответствии с указанным договором субподрядчик обязался по заданию подрядчика и в соответствии с договорной сметой выполнить работы по строительству фундамента для … по адресу: г. Москва, ул. …, д. ….

II. В целях надлежащего исполнения договора № 1 и договора № 2 (далее по тексту вместе именуемые также – «договоры») заявителем были перечислены ООО «СКНВ»:

1. По договору № 1 - ___________ (_______________) рублей ______ копеек, что подтверждается платежными поручениями № __ от ___ г., № __ от ___ г., № __ от ___ г., № __ от ___ г. (указанные платежные поручения прилагаются). Оплата была произведена заявителем и получена субподрядчиком, но договором № 1 не предусматривалась обязанность подрядчика осуществить предоплату. Факты получения денежных средств не оспариваются субподрядчиком.

2. По договору № 2 - ________________ (_____________) рублей ______ копеек, что подтверждается платежными поручениями № __ от ___ г., № ___ от ___ г. (указанные платежные поручения прилагаются). Оплата была произведена заявителем и получена субподрядчиком, но договором № 2 не предусматривалась обязанность подрядчика осуществить предоплату. Факты получения денежных средств не оспариваются субподрядчиком.

В силу ст. 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

- из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

- вследствие неосновательного обогащения.

В соответствии со ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В силу ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком, и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанном обеими сторонами.

Как было указано выше, подрядчиком были произведены оплаты, не предусмотренные условиями договоров.

Работы, предусмотренные договорами, субподрядчиком не выполнены, результат не достигнут. Никаких правовых оснований у субподрядчика для удержания денежных средств, перечисленных подрядчиком, не имеется. Таким образом, субподрядчик неосновательно получил (сберег) за счет подрядчика денежные средства в размере ____________ (___________) рублей ___________ копеек.

Следовательно, у ООО «СКНВ» отсутствуют правовые основания для удержания денежных средств в размере ____________ (___________) рублей ___________ копеек, поскольку работы в предусмотренные договорами сроки не выполнены, срок действия договоров закончился, документы, подтверждающие выполнение работ не представлены.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

В силу ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Как разъяснено в пункте 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2000г. № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении», в случае расторжения договора в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств, заказчик по своему усмотрению имеет право требовать, как возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ), так и неосновательное обогащение.

Как указано в пункте 4 вышеназванного Информационного письма Президиума ВАС РФ, правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного.

III. ООО «ВСГ», после многочисленных попыток досудебного урегулирования спора (устных переговоров и личных встреч, направлений досудебных претензий), было подано в Арбитражный суд города Москвы 2 (два) исковых заявления о признании договоров расторгнутыми и о взыскании денежных средств. С ______ 201____ года в производстве Арбитражного суда города Москвы находятся 2 (два) дела по исковым заявлениям ООО «ВСГ» к ООО «СКНВ» о признании договоров расторгнутыми и о взыскании денежных средств (2 определения Арбитражного суда г. Москвы о назначении судебного заседания прилагаются):

1. № А40-_______/201___ по исковому заявлению ООО «ВСГ» к ООО «СКНВ» о признании договора № 1 расторгнутым и о взыскании денежных средств размере ________ рублей ______ копеек (копия искового заявления прилагается), из них:

________________ рублей – сумма неосновательного обогащения;

________________ рублей – сумма процентов за пользование чужими денежными средствами;

________________ рублей – сумма взыскиваемой неустойки.

Кроме того, Истцом заявлены требования о взыскании с Должника государственной пошлины в размере ________ рублей, судебных расходов в размере __________ рублей.

2. № А40-_______/201___ по исковому заявлению ООО «ВСГ» к ООО «СКНВ» о признании договора № 2 расторгнутым и о взыскании денежных средств размере ________ рублей ______ копеек (копия искового заявления прилагается), из них:

________________ рублей – сумма неосновательного обогащения;

________________ рублей – сумма процентов за пользование чужими денежными средствами;

________________ рублей – сумма взыскиваемой неустойки.

Кроме того, Истцом заявлены требования о взыскании с Должника государственной пошлины в размере ________ рублей, судебных расходов в размере __________ рублей.

IV. После получения досудебных претензий заявителя субподрядчиком были предприняты недобросовестные действия в виде добровольной ликвидации ООО «СКНВ», направленные исключительно на возможность уйти от ответственности и от возмещения, причинённого истцу ущерба (убытков). О добровольной ликвидации ООО «СКНВ» было опубликовано официальное сообщение № 26 (486) от 02.07.2014 года (копия с официального сайта ИФНС России прилагается).

Заявителем, в связи с опубликованием субподрядчиком сообщения о добровольной ликвидации, были направлены в адрес МИФНС России № 46 по г. Москве (и ей получено) следующие письменные документы:

1. Уведомление в МИФНС России № 46 по г. Москве о необходимости проверки включения ответчиком в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс указанных выше сумм задолженностей, и в случае их отсутствия – необходимости в отказе в государственной регистрации (внесении записи в ЕГРЮЛ) ликвидации ООО «СКНВ» (копия прилагается).

2. Возражения в МИФНС России № 46 по г. Москве относительно включения данных в ЕГРЮЛ (внесения государственной регистрационной записи) о ликвидации ООО «СКНВ» (копия прилагается).

V. В соответствии с ч. 3 ст. 51 ГК РФ налоговый орган обязан до включения в ЕГРЮЛ данных о ликвидации ООО «СКНВ» (субподрядчика), провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

В соответствии с ч. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а само юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

В соответствии с п п . "б" ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляется, в частности, ликвидационный баланс.

Поскольку достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно, не включение ликвидатором ООО «СКНВ» (П.Ю.Н.) в ликвидационный баланс сведений об имеющейся у ООО «СКНВ» задолженности свидетельствует о нарушении норм ст. ст. 61 - 64 ГК РФ, а также ст. ст. 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и может послужить основанием для производства МИФНС России № 46 по г. Москве неправомерных и незаконных действий по ликвидации ООО «СКНВ» на основании недостоверных данных (без учета денежных обязательства перед ООО «ВСГ») внесенных в промежуточный ликвидационный и в ликвидационный балансы.

Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов, не отражающих действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ.

VI. По данным официального сайта Почты России уведомление заявителя о необходимости проверки включения субподрядчиком в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс указанных сумм задолженностей (исх. № ____ от ________) вручено МИФНС России № 46 по г. Москве ___ 20__ года.

По данным официального сайта Почты России возражения заявителя относительно включения данных в ЕГРЮЛ (внесения государственной регистрационной записи) о ликвидации ООО «СКНВ» вручено МИФНС России № 46 по г. Москве ___ 20 __ года.

Таким образом, заявитель обоснованно считает, что налоговым органом нарушены положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в том числе нормы, предусмотренные:

- Статьей 33 Конституции РФ;

- Статьей 5 ФЗ № 59 «Права гражданина при рассмотрении обращения»;

- Статьей 9 ФЗ № 59«Обязательность принятия обращения к рассмотрению»;

- Статьей 10 ФЗ № 59«Рассмотрение обращения»;

- Статьей 11 ФЗ № 59«Порядок рассмотрения отдельных обращений»;

- Статьей 12 ФЗ № 59 «Сроки рассмотрения письменного обращения»;

- Статьей 51 ГК РФ;

- Иными нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами Правительства Москвы.

Вследствие неисполнения следующих правовых норм:

- п. 1 ст. 12 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: «Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения»;

- пп. 4 п. 1 ст. 10 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: «Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона»;

По состоянию на ___ 20__ года налоговым органом ни в письменной форме, ни в форме электронного документа не предоставлен ответ по существу, поставленных в уведомлении и в возражениях, вопросов.

Согласно п. 4 ст. 1 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: «Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами».

VII. В целях пресечения неправомерных и незаконных действий налогового органа, нарушающих права заявителя и создающих угрозу их нарушения (выраженных в возможном внесении записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ликвидации ООО «СКНВ» на основании недостоверных сведений - без учета денежных обязательств перед ООО «ВСГ»), а также сохранения существующего состояния отношений между ООО «ВСГ» и ООО «СКНВ», руководствуясь, ст. 23 ФЗ от 08.08.2014 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п. 4 ст. 51 ГК РФ, ст. ст. 2, 4, 125, 126 АПК РФ,

ПРОШУ СУД:

1.1) Уведомление заявителя о необходимости проверки включения ООО «СКНВ» в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс указанных сумм задолженностей (исх. № __ от ___) (вручено МИФНС России № 46 по г. Москве ___ 20__ года).

1.2) Возражения заявителя относительно включения данных в ЕГРЮЛ (внесения государственной регистрационной записи) о ликвидации ООО «СКНВ» (вручено МИФНС России № 46 по г. Москве ___ 20 __ года).

2) Обязать налоговый орган предоставить ООО «ВСГ» (ОГРН 0000000000000; ИНН 0000000000) ответы, по существу вопросов, поставленных в следующих обращениях:

2.1) Уведомление заявителя о необходимости проверки включения ООО «СКНВ» в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс указанных сумм задолженностей (исх. № ___ от ___) (вручено МИФНС России № 46 по г. Москве ___ 20__ года).

2.2) Возражения заявителя относительно включения данных в ЕГРЮЛ (внесения государственной регистрационной записи) о ликвидации ООО «СКНВ» (вручено МИФНС России № 46 по г. Москве ___ 20 __ года).

3) Взыскать с МИФНС России № 46 по г. Москве в пользу ООО «ВСГ» сумму оплаченной государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в Арбитражном суде г. Москвы в размере __________ (______________) рублей 00 копеек.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые споры

В соответствии со статьей 137 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Арбитражная практика рассмотрения споров по данной категории дел показала следующее.

1. Бездействие должностных лиц — это несовершение действий, предусмотренных их должностными обязанностями.

Акционерное общество обратилось с иском к отделению Пенсионного фонда РФ об обжаловании бездействия должностного лица ответчика. Суть спора состояла в том, что истец обратился к уполномоченному ОПФ за письменным разрешением на отзыв расположенных в картотеке банка платежных поручений по оплате страховых взносов, которое не было выдано.

Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении исковых требований отказали.

Кассационная инстанция оставила решение и постановление судов в силе по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 137 НК РФ каждый налогоплательщик вправе обжаловать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов в связи с нарушением ими конкретных положений закона. Эта возможность обусловлена наличием в Кодексе норм, регламентирующих основания, порядок и условия проведения тех или иных налоговых процедур в рамках осуществления возложенных на налоговые органы функций налогового контроля.

Порядок, сроки и условия для дачи письменного разрешения налоговым органом на отзыв налогоплательщиком (плательщиком взносов) платежных поручений Кодексом не установлены. Обязанность названных органов выдавать упомянутое разрешение законодательно не закреплена.

Согласно пункту 14 Инструкции Госбанка СССР от 26.11.84 № 27 «По кассовому исполнению Государственного бюджета СССР» дача письменных разрешений плательщикам пенсионных и других внебюджетных фондов на отзыв платежных поручений, находящихся в картотеке к внебанковскому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок», является альтернативным правом, а не обязанностью этих органов.

2. Неправомерные действия ИМНС, выразившиеся в истребовании с налогоплательщика дополнительных, не предусмотренных законом документов для возмещения НДС, пресечены судом.

Общество обратилось с иском к налоговой инспекции о признании незаконным бездействия должностных лиц ответчика, выразившегося в непринятии решения о возмещении из бюджета и зачете 5 млн. руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам за кондиционеры, реализованные впоследствии на экспорт. Решением арбитражного суда иск был удовлетворен. Кассационная инстанция оставила судебное решение без изменения, указав на то, что согласно пункту 3 статьи 7 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» в случае превышения сумм налога на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий период.

Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров на экспорт, которые освобождены от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 5 названного Закона.

Согласно пунктам 6 и 7 статьи 3 НК РФ нормы законов о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал свои обязанности, в том числе относительно порядка исчисления и уплаты налогов. Поскольку общество выполнило все предусмотренные Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» обязанности, налоговая инспекция была обязана действовать в соответствии с пунктом 3 статьи 7 упомянутого Закона.

Кассационная инстанция отклонила довод налогового органа о несоблюдении истцом порядка, установленного приказами и письмами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, в связи со следующим:

— указанные документы согласно пункту 2 статьи 4 НК РФ не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и обязательны к исполнению только налоговыми органами;

— требования, изложенные в названных документах, должны исполняться налоговыми органами таким образом, чтобы не нарушались права и интересы налогоплательщиков, гарантированные законом;

— статьей 7 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» МНС РФ не предоставлено право устанавливать порядок возмещения налога на добавленную стоимость.

3. Налогоплательщик имеет право обжаловать бездействие должностных лиц налоговых органов при несовершении действий в отношении налогоплательщиков, в том числе и в случае неучета ИМНС платежей, перечисленных организацией за свое структурное подразделение.

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании не соответствующим закону бездействия должностного лица — руководителя налоговой инспекции, выразившегося в несовершении действий по учету налогов на прибыль и на добавленную стоимость, перечисленных истцом за свое структурное подразделение, а также об обязании ответчика внести изменения в лицевой счет структурного подразделения и признать обязанность по уплате указанных налогов исполненной с момента списания денежных средств.

Решением и постановлением арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в иске было отказано.

Кассационная инстанция названные судебные акты отменила, иск удовлетворила по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 10 и 12 статьи 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении действий в отношении налогоплательщиков, а также обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Согласно статье 22 НК РФ права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов с гарантией административной и судебной защиты этих прав. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определен Кодексом и иными федеральными законами.

Из положений статей 32 и 33 НК РФ следует, что налоговые органы и их должностные лица обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами, реализовывать в пределах своей компетенции свои права и обязанности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45, статьями 32 и 33 НК РФ налоговая инспекция обязана была в порядке, установленном разделами II, IV и VI Инструкции № 26 «О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей» (далее — Инструкция № 26), утвержденной приказом ГНС РФ от 15.04.94 № ВГ-3-13/23 и обязательной для налоговых инспекций, произвести в лицевом счете структурного подразделения истца в установленный срок запись об уплате указанных сумм налогов .

Поскольку налоговая инспекция не исполнила требования перечисленных норм налогового законодательства, у судебных инстанций отсутствовали основания для отказа в иске.

4. Неправомерное уклонение налогового органа от указания в акте сверки налоговых платежей в качестве уплаченных налогоплательщиком в бюджеты разных уровней — это бездействие должностного лица, которое может быть оспорено в суде.

Акционерное общество обратилось с иском к налоговой инспекции о признании неправомерным бездействия должностных лиц ответчика, выразившегося в неотражении в акте сверки расчетов данных об уплате 9 183 002 руб. налоговых платежей в бюджеты различных уровней.

Решением суда первой инстанции, подтвержденным постановлением апелляционной инстанции, иск был удовлетворен.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела по кассационной жалобе инспекции, установила следующее.

Общество открыло счет в коммерческом банке, на который было зачислено 11 000 000 руб. Платежными поручениями с этого счета было перечислено в уплату налоговых платежей 9 183002 руб., не поступивших в бюджет из-за отсутствия средств на корреспондентском счете банка. Факт исполнения обществом обязанности по уплате налогов в названной сумме был подтвержден вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 07.09.2000.

Несмотря на положения пункта 3 статьи 11, статьи 15 Закона РФ от 27.12.91 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 12.10.98 № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27.12.91 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»), статьи 45 НК РФ, определяющие условия, при соблюдении которых налогоплательщик считается уплатившим налоги, названная сумма не отражена налоговым органом в лицевом счете налогоплательщика-истца как уплаченная.

Согласно пункту 1 раздела II Инструкции № 26 налоговые органы открывают лицевые счета на каждого плательщика по каждому виду налога и платежа в бюджет. На этих счетах отражаются начисленные суммы налогов и платежей, причитающиеся к уплате и фактически поступившие в бюджет. В соответствии с положениями того же раздела Инструкции № 26 записи о начислении платежей производятся в лицевых счетах плательщиков на основании налоговых отчетов, расчетов, деклараций, то есть документов, представленных налогоплательщиками, а также актов проверок, проведенных работниками налоговых органов. Из содержания пункта 3 названного раздела, а также положений раздела VI Инструкции № 26 следует, что под «суммами платежей, поступивших в бюджет», которые отражаются в лицевых счетах, понимаются суммы налогов, уплаченные налогоплательщиками. При этом и для целей названной Инструкции используется понятие «налогов уплаченных», содержащееся в налоговом законодательстве.

Названия граф акта сверки формы № 23 соответствуют терминам, используемым в Инструкции № 26 («начислено», «внесено в бюджет», «поступило в бюджет» и т. д.), следовательно, они должны использоваться в смысле, который им придается в этой Инструкции.

Согласно пункту 7 раздела XVI Инструкции № 26, если показанное в налоговом отчете или расчете предприятия-налогоплательщика сальдо расчетов с бюджетом на конец отчетного периода не совпадает с данными налоговой инспекции, должна быть произведена сверка расчетов с вызовом представителя налогоплательщика и составлением акта сверки.

Одновременно пунктом 8 того же раздела предписано проведение налоговыми органами сверки расчетов с бюджетом по всем плательщикам по всем налогам и платежам по состоянию на 1 января. При этом по предприятиям, у которых сальдо расчетов с бюджетом по состоянию на 1 января не совпадает с данными налоговой инспекции, сверка расчетов должна быть произведена с вызовом представителя предприятия-плательщика и составлением акта сверки формы № 23 (Приложение № 17 к Инструкции № 26).

Сверка расчетов с бюджетом с составлением акта на любую отчетную дату может быть произведена и по просьбе налогоплательщика при несовпадении сальдо расчетов (часть вторая пункта 8 раздела XVI Инструкции № 26).

Из содержания положений Инструкции № 26 следует, что сведения, приведенные в акте сверки, подлежат отражению на лицевом счете налогоплательщика по конкретному налогу, данные же лицевого счета являются основанием для направления требования об уплате налога (в случае отражения в лицевом счете недоимки), а также для принятия мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ, либо вынесения решения о зачете (при наличии переплаты).

Согласно пунктам 10 и 12 статьи 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении действий в отношении налогоплательщиков, а также обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

В соответствии со статьей 22 НК РФ права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами.

Как следует из статей 32 и 33 НК РФ, налоговые органы и их должностные лица обязаны соблюдать законодательство о налогах, действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами, реализовывать в пределах своей компетенции свои права и обязанности.

Поскольку налоговая инспекция не выполнила возложенные на нее обязанности по проведению сверки и составлению акта с последующим отражением полученных результатов в лицевом счете в вышеизложенном порядке, истец в соответствии с положениями статей 137 и 138 НК РФ обжаловал бездействие должностных лиц ответчика в арбитражный суд.

Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены судебных актов, принятых по данному иску.

5. Несвоевременное принятие законодательным органом решения об установлении коэффициентов для определения единого налога на вмененный доход не является доказательством обоснованности бездействия государственной налоговой инспекции.

Общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании незаконным бездействия должностных лиц налоговой инспекции в невыдаче ему уведомления о переводе в январе 2001 года на уплату единого налога на вмененный доход и свидетельства об отмене такового.

Решением суда первой инстанции, подтвержденным постановлением апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены.

Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены судебных актов в связи со следующими обстоятельствами.

Общество 04.11.2000 представило налоговому органу расчет единого налога на вмененный доход на I квартал 2001 года, представив доказательства уплаты данного налога 15.12.2000. Истец исполнил предусмотренные законом обязанности — по срокам, процедуре, пакету представленных документов. При разрешении данного спора судом правильно применены нормы Закона Тверской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», положения которого были нарушены Тверской городской думой, принявшей решение об установлении коэффициентов с более чем месячной просрочкой. Несвоевременное принятие Думой названного решения не является доказательством обоснованности оспариваемого бездействия налогового органа, поскольку ответчик в нарушение пункта 3 статьи 6 Закона РФ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» не выдал свидетельство и не направил истцу уведомление о переводе на уплату единого налога.

6. Действия налоговой инспекции, отказавшей в зачете в счет предстоящих налоговых платежей НДС, уплаченного поставщикам и подрядным организациям при осуществлении строительства хозяйственным способом, были признаны судом правомерными.

Общество обратилось с иском о признании неправомерными действий должностных лиц налоговой инспекции, выразившихся в отказе произвести зачет 592 494 руб. налога на добавленную стоимость в счет текущих налоговых платежей, заявленного истцом к возмещению из бюджета на основании статьи 39 НК РФ и пункта 2 статьи 7 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» по материальным ресурсам, списанным на строительство объектов основных средств хозяйственным способом за период с 01.01.99 по 01.10.2000.

Решением и постановлением суда первой и апелляционной инстанций в иске было отказано. Кассационная инстанция, рассмотрев жалобу общества на названные судебные акты, оставила их без изменения в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 3 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам.

С 01.01.99 для целей налогообложения применяется понятие «реализация», данное в статье 39 НК РФ. Согласно пункту 1 названной статьи реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ; оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, — и на безвозмездной основе. Следовательно, ни приобретение необходимых для строительства хозяйственным способом материальных ценностей, ни их использование в процессе этого строительства не являются реализацией. Введение в эксплуатацию построенного объекта основных фондов и использование его в процессе производства собственной продукции также не являются оборотами по реализации.

Согласно Федеральному закону № 36-ФЗ только с 01.01.01 суммы НДС по вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам, уплаченные подрядным организациям или уплаченные в бюджет при выполнении работ собственными силами, вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства .

При отсутствии объекта налогообложения (оборотов по реализации) общество не имело права применять общее правило определения суммы НДС, подлежащей внесению в бюджет, установленное пунктом 2 статьи 7 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость».

Читайте также: