Курбатова о в налоговое право

Опубликовано: 12.05.2024

Рассмотрены теоретические основы налогового права, механизм установления и правового регулирования налоговых отношений. Дана общая характеристика налоговой системы и ее составных частей, системы налогов и сборов Российской Федерации, отдельных видов федеральных, региональных и местных налогов. Особое внимание уделено проблемам осуществления налогового контроля, правонарушениям в области налогообложения и мерам ответственности за них.

Учебник является результатом обобщения, систематизации действующего налогового законодательства с учетом введения в действие Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ, направленного на смягчение налогового климата для отдельных отраслей экономики и категории хозяйствующих субъектов, в наибольшей степени пострадавших в связи с распространением COVID-19.

Для магистрантов, обучающихся по программам направлений "Юриспруденция", "Экономика" и "Менеджмент", а также для аспирантов, преподавателей профессиональных образовательных учреждений, работников финансовых и налоговых служб.

Налоговое право: учебник для магистрантов, обучающихся по программам направлений

В статье рассматривается новая технология создания учебника по деловому английскому языку, основанная на положениях межкультурного подхода к подготовке студентов неязыкового вуза (экономистовмеждународников), раскрывается сценарный принцип организации такого учебника.

Статья посвящена одному из самых сложных вопросов теории налогового права. Автором раскрывается само понятие "юридическая конструкция налогов", анализируются составляющие ее элементы. В статье также уделяется внимание анализу и отграничению смежных понятий и схожих понятий, таких как "элементы налогообложения" и т.д.

В сборнике научных трудов рассматриваются современные вопросы науки и практики применения научных результатов по материалам международной заочной научно-практической конференции «Современные вопросы науки и образования - XXI век» (29 февраля 2012 г.).

Приведены научные достижения ведущих ученых, докторантов, аспирантов и студентов, определяющих возможности решения актуальных научных проблем, а также повышение эффективности использования научного потенциала научных организаций и предприятий в решении приоритетных научно-методических задач развития Российской и зарубежной науки.

Сборник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов с целью использования в научной и учебной деятельности.

Учебник по истории Средних веков создан с учетом современных научных представлений, образовательных стандартов, возрастных особенностей учащихся. Рассказ об основных событиях Средневековья дополнен яркими характеристиками исторических деятелей, сведениями о повседневной жизни людей и др. Учебник хорошо иллюстрирован и снабжен картами, историческими документами.

Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование. Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

В статье предлагается рассмотреть таможенно-тарифное регулирование как совокупность мер, предназначенных для нормативного упорядочения общественных отношений, возникающих в связи с применением к товарам, перемещаемым через таможенную границу, таможенной пошлины. Указанным мерам на этапе регламентации общественных отношений, соответствует набор правовых средств, которыми выступают нормы права, содержащиеся в нормативных правовых актах, издаваемых компетентными органами. Такой подход к понятию таможенно-тарифного регулирования позволяет выявить, что таможенно-тарифное регулирование может осуществляться на трех уровнях: национальном (внутригосударственном), международном (в конвенционной или институциональной формах) и наднациональном (в организациях интеграционного типа).

Анализ темы болезни в литературно-дидактическом каноне начальной школе и визуальной репрезентации в учебниках.

Понятие «таможенно-тарифное правоотношение» введено в оборот около 20 лет назад А.Н. Козыриным и неразрывно связано с таможенно-тарифным регулированием. Формирование таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию привели к необходимости пересмотра таможенно-тарифного регулирования. В связи с этим в статье делается попытка актуализации понятия таможенно-тарифного правоотношения, посредством которого реализуется таможенно-тарифное регулирование.

Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.

Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.

В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.

Первые страницы истории доктрины международного частного права уходят своими корнями в позднее Средневековье и начинаются с глоссаторов. Впервые вопросы коллизий разнонациональных законов были поставлены, когда на Западе Европы наряду с унаследованным римским правом стали зарождаться самостоятельные городские законодательства. Интенсивный торговый оборот повлек за собой возникновение коллизионных проблем. Эти коллизии еще нельзя назвать международными; пока это только межобластные коллизии, но именно они стали объективным фактором зарождения науки МЧП. На рубеже XII–XIII вв. перед юристами уже во всей своей полноте возник вопрос – какое право применить к конкретному, осложненному иностранным элементом правоотношению. В конце XI – начале XII вв. в Западной Европе начался процесс рецепции римского права. Итальянские города-государства приняли систему римского права в качестве общего «естественного закона». Современная наука международного частного права (как и вообще вся наука права) выросла на почве изучения римского права. В принципе, глоссаторы ставили перед собой одну задачу – определить, применимы ли статуты данной общины к иностранцам. Считалось, что на основе римского права, которое имело приоритет над местным правом и являлось общим для всех городов, суды имели право применять статуты других городов при регулировании отношений с участием иностранцев. В период возникновения статутного законодательства проблема коллизий между различными статутами не имела широкого распространения и глоссаторы мало интересовались вопросами о столкновении статутов. Исходя из представления, что статут обязывает только его создателей, они не видели и не допускали возможности конфликта между статутами различных территориальных союзов. У глоссаторов были «излюбленные» места в Кодификации Юстиниана, к которым они предпочитали приурочивать свои учения. Для учения о столкновении статутов таким излюбленным местом сделалась первая конституция Кодекса Юстиниана, помещенная в первом титуле и носившая название «Об утверждении веры в Святую Троицу». Текст конституции был привлечен как доказательство правила о неприменимости к иностранцам местных статутов и к нему была сделана известная глосса, ставшая, согласно общепринятому мнению, колыбелью науки международного частного права. Эта глосса вошла в знаменитую «Глоссу Аккурсия».

Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология

ЮстиАл | Юридический паблик

ЮстиАл | Юридический паблик запись закреплена

9 книг по налоговому праву

1. Козырин А.Н. "Введение в российское налоговое право"

Представленная работа знакомит с основами теории налогового права: понятием, предметом и методом налогового права, его источниками, понятием налога и налоговой обязанности, процедурами установления налога, добровольного и принудительного исполнения налоговой обязанности, налогового контроля, а также с вопросами ответственности за совершение налогового правонарушения, защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

2. Сапожникова Е.Ю. "Налоговое право"

В работе рассматриваются такие темы, как: "История налогообложения", "Понятие налога и сбора, их характерные черты. Функции налогов", "Общие положения налогового права России", "Источники налогового права", "Элементы юридического состава налога", "Налоговая обязанность", "Налоговый контроль", "Налоговые проверки", "Федеральные налоги", "Региональные налоги", "Налоговое планирование" и др.

3. Клейменова М.О. "Налоговое право"

Работа посвящена сущности налогового права, его месту в системе финансового права, выявлено предназначение налогового права в механизме правового регулирования установления, введения и взимания налогов.

4. Тютин Д.В. "Налоговое право. Курс лекций" 2015

Рассматриваются основные положения налогового права; деятельность налоговых органов; способы защиты прав частных субъектов, бремя и стандарт доказывания в налоговых спорах; федеральные налоги и сборы; региональные налоги; местные налоги; специальные налоговые режимы и др.

5. Ялбулганов А.А. "Налоги и сборы Российской Федерации в схемах и таблицах"

В представленном издании применена оригинальная методика изложения материала, которая позволяет легко усвоить все сложные вопросы порядка исчисления и уплаты налогов и сборов. Схемы наглядно позволяют пройти пошагово все стадии налогового процесса - от установления налогов и сборов и до их уплаты. Приводятся формулы порядка исчисления налогов и сборов, порядка применения налоговых льгот, которые позволят избежать ошибок при расчете налогов и сборов.

6. Черник Д.Г., Майбуров И.А., Литвиненко А.Н. "Налоги"

Освещаются актуальные теоретические и практические проблемы построения налоговой системы Российской Федерации, в частности налоговое законодательство, принципы формирования налогов и сборов, налоговое регулирование и налоговый контроль.

7. Колесниченко Т.В. "Досудебный и судебный порядок урегулирования споров по результатам налоговых проверок"

Настоящая работа посвящена вопросам разрешения налоговых споров, возникающих по результатам налоговых проверок. Подробно рассмотрены процедуры, применяемые при урегулировании споров названной категории.

8. Сасов К.А. "Налоговое правосудие в решениях Конституционного Суда Российской Федерации"

В работе проанализированы и систематизированы правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам налогового права и даны рекомендации по их применению в административной и судебной практике. Обобщены решения Конституционного Суда РФ по вопросам процессуального и налогового права, выявлены тенденции конституционного правосудия в области налогообложения, сделаны предложения по практическому применению конституционных положений при защите прав налогоплательщиков в налоговых органах, судах, в том числе в арбитражных судах.

9. Полежарова Л.В. и др. "Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности в России"

В работе рассматриваются основы теории устранения международного двойного налогообложения, применяемый в Российской Федерации механизм устранения международного двойного налогообложения, а также вопросы налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Конспект урока

Урок №15. Финансовое право. Налоговое право

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Что регулирует финансовое право?

Что представляет банковская система?

Глоссарий по теме:

Банк – кредитная организация, осуществляющая операции по денежным вкладам, кредитованию, открытию и ведению банковских четов.

Лицензия – выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления или местного самоуправления разрешение на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию.

Вклад – денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода.

Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, юридических и физических лиц.

Ключевые слова: Денежное обращение; наличное обращение; безналичное обращение; эмиссия денежных знаков; банк, лицензия; вклад; финансовое право

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.100-106.

На уроке мы узнаем, что такое финансовое право.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов финансового права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями

Налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права — налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Субъекты налоговых правоотношений

В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты:

  • налогоплательщики (юридические и физические лица),
  • органы Министерства по налогам и сборам,
  • федеральные органы налоговой полиции,
  • кредитные организации.

В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица) при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Перечень налоговых правонарушений указан в главе 16 Налогового кодекса. К ним, в частности, отнесены:

  • нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации;
  • нарушение установленного способа представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом и имуществом, находящимся в залоге;
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
  • неуплата налога в результате применения нерыночных цен;
  • несвоевременное представление уведомления о контролируемых сделках и указание в нем недостоверных сведений.

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  • Несоблюдение сроков сдачи отчетности
  • Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля
  • Ненадлежащее ведение бухучета

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

  • уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган
  • умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности
  • ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков

Права налогоплательщиков

  • Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах.
  • Получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
  • Использовать налоговые льготы, если они предусмотрены законодательством.
  • Проводить зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, страховых взносов, пеней, штрафов.
  • Представлять пояснения по исчислению и уплате налогов, страховых взносов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
  • Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах.
  • Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов.
  • Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
  • На соблюдение и сохранение налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков

  • Уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  • Вести в установленном порядке учет доходов и расходов.
  • Представлять налоговые декларации (расчеты).
  • Исполнять обязанности налогового агента.
  • Применять контрольно-кассовую технику (или бланки строгой отчетности).
  • Сообщать в свой налоговый орган обо всех подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (кроме филиалов и представительств) в течение 1 месяца со дня создания. Об изменении сведений об обособленном подразделении – в течение 3 дней со дня изменения.
  • Сообщать по утвержденной форме в свой налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, которые закрываются, в течение 3 дней со дня принятия решения о закрытии.
  • Сообщать по утвержденной форме в налоговую инспекцию обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в течение 1 календарного месяца.
  • Не менее 4 лет обеспечивать сохранность налоговой и в течение 5 лет бухгалтерской отчетности.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.


По горизонтали:

1. денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени

3. одна сотая доля

По вертикали:

2. термин, означающий недостачу, недостаточность в чём-либо

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите функции центрального и коммерческих банков

мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал

консультирование, предоставление экономической и финансовой информации

кредитование предприятий, государства и населения

Хранение золотого и валютного запаса страны

Осуществление национальной денежно-кредитной политики

Бетина Т.А. Причины несовершенствования налогового контроля в российской практике. Концепция предпроверочного контроля на основе зарубежного опыта и специфических особенностей экономики Российской Федерации // Налог. вестн. - 2002. - N 11. - С.11-16.

Блок А.Ю. О налоговом учете // Налог. вестн. - 2002. - N 4. - С.117-123; N 5. - С.123-127; N 6. - С.107-110.

Бойко Н.Н. Совершенствование и развитие налогового контроля в Российской Федерации // Рос. юстиция. - 2016. - N 4. - С.52-54. 01

Вечернин Д. Налоговый контроль // Законность. - 1999. - N 8. - С.7-11.

Волошина А.Н. Налоговый учет // Налог. вестн. - 2003. - N 7. - С.77-90.; N 9. - С.79-88.; N 10. - С.92-95.; N 11. - С.66-69.

Горленко И.И. Формы проведения налогового контроля // Налог. вестн. - 2003. - N 3. - С.155-159.

Грищенко А.В. Роль налогового контроля в Российской Федерации на современном этапе реформирования системы / Грищенко А.В., Александров А.В. // Некоммерческие организации в России. - 2013. - N 2. - С.24-30.

Гудимов В.И. Налогово-контрольное производство в России // Финансовое право. - 2002. - N 1. - С.29-35.

Демидов А.В. Налоговый контроль: обзор изменений за 2012-2013 годы и перспективы развития до 2020 года // Некоммерческие организации в России. - 2013. - N 6. - С.40-48.

Зуйков И.С. Налоговый контроль в условиях перехода к рыночным отношениям: автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 1996. - 22c. А96-5940

Зуйков И.С. Налоговый контроль через декларирование приобретений // Финансы. - 1993. - N 12. - С.28-32.

Кобзарь-Фролова М.Н. Роль и значение налогового контроля и учета налогоплательщиков в предупреждении налоговой деликатности // Финанс. право. - 2010. - N 7. - С.18-22.

Королева Т.Н. Формы налогового контроля // Актуал. пробл. совр. науки. - 2014. - N 6. - С.101-107.

Коршунова М.В. Налоговые проверки на современном этапе развития системы налогового контроля // Финансы. - 2011. - N 10. - С.34-39.

Курбатов Т.Ю. О формах и методах налогового контроля // Финанс. право. - 2013. - N 4. - С.46-48.

Лобанов А.В. О содержании и формах налогового контроля // Финансы. - 2008. - N 3. - С.30-32.

Малис Н.И. Новые направления налогового контроля и доходная база бюджетов всех уровней / Н.И.Малис, Л.П.Грундел // Финансы. - 2014. - N 10. - С.45-50.

Малявкина Л.И. Организация налогового учета // Бух. учет. - 2002. - N 10. - С.24-36.

Мигачева Е.В. Обеспечение финансовой безопасности в процессе осуществления налогового контроля // Финанс. право. - 2016. - N 12. - С.37-39. 01

Мосин Е.Ф. Налоговый контроль за соответствием расходов граждан их доходам. - М.; СПб.: Герда, 2000. - 212с. Г2000-9160 01

Налоговый контроль: сборник. - 2-е изд., с изм. и доп. - М.: Приор, 1997. - 172с. Г97-4304 01

Орешкин И.А. Субъекты налогового контроля и их взаимодействие // Финансовое право. - 2001. - N 1. - С.39-44.

Орлова Е.В. Фирменный стиль организации: бухгалтерский и налоговый учет // Налог. вестн. - 2003. - N 9. - С.118-127.

Повышение эффективности налогового контроля по выявлению экономических преступлений в сфере налогообложения / Т.В.Бодрова, Н.Б.Морозова, М.А.Мартынова, Н.С.Потемкина // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2019. - N 5. - С.90-95. 01

Пономарева Н.В. Вопросы налогового контроля / Н.В.Пономарева, В.А.Пыркин // Финансы. - 2014. - N 6. - С.8-12.

Попонова Н.А. О факторах и тенденциях в развитии налогового контроля // Финансы. - 2011. - N 6. - С.41-47.

Разгулин С.В. Процедуры и формы проведения налогового контроля // Финансы. - 2018. - N 2. - С.26-30. 01

Расулов И.Г. Налоговый контроль как особая форма деятельности налоговых органов // Финанс. право. - 2012. - N 7. - C.25-29. Дается определение понятию налогового контроля, на основе характеристики его признаков и раскрывается содержание налогового контроля как особой формы деятельности налоговых органов, которая заключается в проведении контрольных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности.

Садыков Р.Р. Введение в налоговый учет // Новое в бух. учете и отчетности. - 2002. - N 3. - С.48-51.

Сазонова И.М. Анализ современного состояния налогового контроля при применении упрощенной системы налогообложения // Аспирант и соискатель. - 2016. - N 5. - С.14-15.

Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации // Экономика и жизнь. - 2001. - Дек. (N 52). - С.9-18. - (Бух. прилож.).

Смирнова Е.Е. Налоговый контроль в цифровой экономике // Финансы. - 2017. - N 11. - С.32-34. 01

Смирнова С.А. Концепция налогового учета. Практические советы по ведению регистров налогового учета // Новое в бух. учете и отчетности. - 2002. - N 4. - С.56-64..

Чулкова Л. Результаты налогового контроля // Налог. вестник. - 2014. - N 6. - C.102-108.

Шавшина В.П. Налоговый контроль в деятельности таможенных органов // Налог. вестн. - 2003. - N 7. - С.128-132.

Шаповалов Н.А. Налоговый контроль и трансфертное ценообразование // Финанс. право. - 2012. - N 9. - С.28-31.

Анищенко А. Рецептура для налоговой проверки // Налог. вестник. - 2019. - N 7. - С.45-48. 01

Атучин А. Налоговая проверка: когда и на основании каких документов проводится; проверяемые документы и порядок их изъятия // Юрид. бюл. предпринимателя. - 1998. - N 9. - С.51-55.

Беликова Г. Общее руководство по подготовке к выездной налоговой проверке // Финансы и закон. - 2011. - N 19. - С.59-63.

Брызгалин А.В. Налоговая проверка предприятия. Порядок проведения // Налоги. - 1995. - N 13. - С.2, 7; N 14. - С.4.

Долгополов О.И. О налоговых проверках // Налог. вестник. - 2009. - N 3. - С.159-163.

Еремина С.А. Осуществление контрольной работы. Проведение камеральных и выездных налоговых проверок уплаты налога на доходы физических лиц и методы их реализации // Налог. вестн. - 2003. - N 9. - С.56-61.

Капустин К.Н. Налоговая экспертиза // Финансы. - 2005. - N 1. - С.30-32.

Карзаева Р.Р. Налоговые споры: признание обязательств по результатам налоговых проверок // Бух. учет. - 2010. - N 8. - С.37-40.

Ковалевская Д.Е. Камеральная налоговая проверка / Ковалевская Д.Е., Короткова Л.А. - М.: Финансовая газ., 2003. - 47с. У9(2Р)2-К561 НО

Коровкин В.В. Подготовка к налоговой проверке / В.В.Коровкин, Г.Г.Кузнецова. - М., 1995. - 143с. Х6-К681 НО

Коршунова М.В. Налоговые проверки на современном этапе развития системы налогового контроля // Финансы. - 2011. - N 10. - С.34-39.

Космынина Е. Камеральная налоговая проверка // Налог. вестник. - 2012. - N 4. - С.48-64.

Лермонтов Ю.М. Налоговые проверки: Содержание и последствия. - М.: Финансовая газета, 2008. - 47с. Х622-Л49 НО

Макарьева В.И. Как правильно подготовиться к налоговой проверке / В.И.Макарьева, В.Р.Захарьин, В.В.Сашичев. - М.: Налоговый вестн., 2000. - 349с. - (Бух. учет в целях налогообложения). Г2000-3819 01

Методика налоговых проверок: Пособие для налогоплательщиков и контролирующих органов. - М.: Приор, 1997. - 255с. Г97-11284 01

Митрофанов Р.А. Налоговая проверка компаний, ведущих бизнес через оффшоры // Налог. вестник. - 2009. - N 5. - С.22-30.

Налоговая проверка. Ответственность за совершение налоговых правонарушений. Обжалование актов налоговых органов / сост. В.В.Калинин. - М., 2002. - 340с. У9(2Р)2-Н235 НО

Не так страшна налоговая проверка, как кажется // Экономика и жизнь. - 1999. - Окт. (N 44). - С.2-3. - (Вопрос-ответ).

Прасолова Т. Выездные налоговые проверки: "срочный" вопрос // Финансы и закон. - 2011. - N 1-2. - С.122-126.

Разгулин С.В. Налоговые проверки: изменения с 2007 года // БиНО: Бюджет. учреждения. - 2007. - N 1. - С.63-85.

Семешкин С. Выездные проверки. Несколько советов налогоплательщику // Финансы и закон. - 2011. - N 13-14. - С.74-77.

Степанова Л.А. Выездная налоговая проверка // Бух. учет. - 2011. - N 10. - С.106-110.

Тарасов И.А. Налоговая проверка. - М.: ФБК-Пресс, 1997. - 58с. - (Рекомендации налогоплательщику). У9(2)-Т191 НО

Тяжких Д.С. Налоговая проверка предприятия: практ. пособие для руководителей, фин. менеджеров и бухгалтеров предприятий. - СПб., 1997. Ч.1: . методика проведения. - 381с.; Ч.2: . учетная политика и вопросы налогообложения. - 382с. Г97-6796/1-2 01

«Бесконтактная система» как инструмент повышения эффективности налогового администрирования «Contactless System» / Е.Н.Егорова, Е.М.Крюкова, Д.Р.Макеева, И.В.Мухоморова // Социальная политика и социология. - 2016. - Т.15, N 5. - C.35-43. 01

Гоголев А.М. Основные направления государственной политики в области налогового администрирования // Финанс. право. - 2013. - N 5. - С.28-33.

Гурова И.Н. О некоторых проблемах налогового администрирования // Финансы. - 2010. - N 2. - С.74-76.

Курочкин В.В. Налоговое администрирование как инструмент антикризисного управления / В.В.Курочкин, М.К.Басиев // Финансы. - 2010. - N 1. - С.28-32.

Мишустин М.В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 252с. У9(2Р)2-М716 НО

Пайзулаев И.Р. Налоговое администрирование субъектов малого предпринимательства // Актуал. пробл. совр. науки. - 2012. - N 4. - С.15-23.

Перонко И.А. Методы и формы налогового администрирования / И.А.Перонко, И.А.Перонко, С.И.Межерицкий // Налог. вестн. - 2000. - N 11. - С.19-20.

Перонко И.А. Налоговое администрирование / И.А.Перонко, В.А.Красницкий // Налог. вестн. - 2000. - N 10. - С.22-25.

Брежнев О.В. Основные юридические признаки налоговых платежей // Ваш налоговый адвокат. - 1998. - Вып.4. - С.65-70.

Брызгалин А.В. К вопросу о применении ответственности в виде пени за неуплату авансовых налоговых платежей / А.В.Брызгалин, В.Р.Берник // Налоги. - 1995. - N 10. - С.3.

Букина Г.Н. Как минимизировать налоговые платежи // ЭКО. - 1999. - N 11. - С.16-35.

Зачет (возврат) излишне уплаченных налогов // Эпиграф. - 2003. - Сент. (N 35). - С.7.

Звоновский В.Б. Уклонение от уплаты налогов: отношение населения / В.Б.Звоновский, Н.В.Пышкова // СОЦис: Социол. исслед. - 2003. - N 4. - С.51-57.

Колодина И. Налоги по электронной почте // Рос. бизнес - газ. - 2003. - 13 мая. - С.4.

Колодина И. Налоги через Интернет // Рос. бизнес - газ. - 11 нояб. - С.1, 5.

Кулеш В.А. Законные способы снижения налоговых платежей в 1995 г. - СПб., 1995. - 205с. У9(2)-К901 НО

Макарьева В.И. О штрафах, пенях, неустойках // Налог. вестн. - 2004. - N 1. - С.92-100.

Орлова Е.В. Уплата таможенных платежей с использованием таможенных карт // Налог. вестн. - 2004. - N 11. - С.127-133.

Порядок уплаты налогов в 2006 году // Эпиграф. - 2006. - 8 апреля (N 13). - С.2-3. Продолжение. По материалам онлайн-конференции главы ФНС России А.Сердюкова. Начало в N 12.

Родионов А. Время не платить налоги // Коммерсантъ-Власть. - 2004. - N 7. - С.45-47. С 2004 г. изменились правила начисления большинства основных налогов.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

Читайте также: