Заявление на уточнение персональных данных в налоговую срок рассмотрения

Опубликовано: 06.05.2024

Яна Аржанова

С 1 марта 2021 года действуют новые правила, которые обеспечивают дополнительную защиту персональных данных граждан. Теперь не допускается получение согласия на распространение таких данных «по умолчанию». А с 27 марта в два раза увеличиваются штрафы.

Изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ, который проясняет вопросы обработки, хранения и доступа к персональным данным (ПД), внес Федеральный закон от 30.12.2020 № 519-ФЗ.

Поправки решают проблему бесконтрольного использования персональных данных граждан третьими лицами.

В этой статье рассмотрим следующие вопросы:

Что изменилось в обработке персональных данных с 1 марта

  • Молчание или бездействие ни при каких обстоятельствах нельзя расценивать как согласие на обработку ПД.
  • Согласие на обработку ПД, разрешенных для распространения, оформляется отдельно. Оператор обязан обеспечить субъекту ПД возможность определить перечень персональных данных по каждой категории, указанной в согласии на обработку.
  • В согласии на обработку ПД, разрешенных для распространения, можно установить запреты на передачу этих персональных данных неограниченному кругу лиц, а также запреты на обработку или условия обработки данных неограниченным кругом лиц. Оператор не вправе отказать в этом случае.

Как прекратить передачу данных, разрешенных для распространения

Законодательство обязывает прекратить передачу ПД, разрешенных для распространения, в любое время по требованию субъекта.

Для этого нужно правильно оформить требование, то есть указать в нем следующую информацию:

  • ФИО;
  • контактные данные;
  • перечень персональных данных, обработку которых нужно прекратить.

Указанные ПД могут обрабатываться только оператором, которому оно направлено.

Требования к обработке персональных данных

На протяжении последних нескольких лет работе с персональными данными физлиц уделяется особое внимание. Ключевые изменения произошли в 2017 году, когда Федеральный закон от 07.02.2017 № 13-ФЗ внес поправки в ст. 13.11 КоАП. Тогда был заметно расширен перечень оснований для привлечения к административной ответственности за незаконную обработку персональных данных (ПД) и увеличены штрафы.

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ даются определения трем ключевым понятиям, вокруг которых часто и возникают споры: персональные данные, оператор и обработка персональных данных.

Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами:

  • организующие и (или) осуществляющие обработку ПД;
  • определяющие цели обработки ПД, состав ПД, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с ПД.

Обработка персональных данных — любое действие или совокупность действий, совершаемых с использованием средств автоматизации или без них с ПД: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.

В законе прямо не уточняется, какие именно данные являются персональными, но, если исходить из формулировки, что это «любая информация», относящаяся к физлицу, то к ПД относятся (вместе и даже по отдельности):

  • ФИО
  • дата рождения
  • адрес
  • телефон
  • электронный адрес
  • фотография
  • ссылка на персональный сайт
  • ссылка на профиль в социальных сетях

Одним словом, речь идет о любых данных, по которым можно идентифицировать человека. Следовательно, если вы каким-то образом получаете такие данные в любом сочетании, то являетесь оператором персональных данных. Фактически любой владелец сайта — оператор персональных данных, так как он размещает на своем ресурсе форму обратной связи, форму регистрации и др.

В 152-ФЗ операторы делятся на несколько категорий: физлица, ИП, юрлица, муниципальные органы, государственные органы. В зависимости от категории за одно и то же нарушение применяются разные по размеру штрафы. Так, например, для физлиц они заметно ниже, чем для юрлиц.

Каждая категория операторов так или иначе сталкивается с обработкой ПД. Физлица используют ПД клиентов. ИП запрашивают эти данные, нанимая специалистов на работу, или собирают ПД на сайте, в интернет-магазине. К юрлицам применяется расширенный список требований по оформлению необходимых документов и требование о назначении ответственного за организацию обработки ПД. Самые жесткие требования предъявляются к государственным и муниципальным органам, которые работают с огромным массивом ПД граждан.

За что и на какие суммы штрафуют в 2021 году

27 марта вступает в силу Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ, который значительно увеличивает штрафы за нарушения в работе с персональными данными.

Последний раз административную ответственность в этой сфере усиливали в 2017 году. Но с конца марта суммы штрафов не просто увеличатся в два раза.

Обратите внимание на следующие нововведения:

1. За любые правонарушения в области обработки персональных данных теперь будут сразу штрафовать. Ранее предусматривалась такая санкция, как предупреждение.

2. До 27 марта 2021 года повторное нарушение не выделялось как самостоятельный состав правонарушения. А теперь будет выделяться, а штрафы по нему будут в несколько раз выше, чем за первичное нарушение.

Например, если выяснится, что юрлицо запрашивает персональные данные, которые несовместимы с целями сбора, то за первое нарушение ему придется заплатить штраф в размере от 60 000 до 100 000 руб., а за повторное — от 100 000 до 300 000 руб.

3. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области персональных данных тоже увеличился. Если ранее он составлял три месяца, то с 27 марта 2021 года будет увеличен до одного года.

При повторном нарушении

При повторном нарушении

При повторном нарушении

Такое правонарушение, как обработка ПД без получения согласия субъекта, предусматривает самые крупные штрафы для всех категорий операторов. Так, при повторном нарушении юрлицу придется заплатить штраф до 500 000 руб.

В связи с этим возникает много вопросов. Как уведомить Роскомнадзор об обработке персональных данных? Что делать владельцу сайта, чтобы избежать штрафов?

Что делать владельцу сайта, чтобы избежать штрафов

Шаг 1. Если у вас на сайте есть какие-либо формы сбора ПД, то под каждую из них нужно добавить предложение «Даю согласие на обработку своих персональных данных» и окошко для галочки.

Шаг 2. Сопроводите предложение «Даю согласие на обработку своих персональных данных» гиперссылкой на документ, в котором прописываются условия обработки ПД. Это может быть как пользовательское соглашение, согласие на обработку ПД, так и договор, политика конфиденциальности, часть оферты — название не столь принципиально.

Например, на сайте Microsoft этот документ называется заявление о конфиденциальности. Обратите внимание на то, что в нем есть пункт «Файлы cookie и аналогичные технологии»: если вы их используете, то об этом тоже нужно предупреждать. А вот на сайте Adidas текст согласия на обработку ПД располагается прямо с формой регистрации, при этом ссылка ведет на политику конфиденциальности компании.

Шаг 3. Подготовьте текст документа с условиями обработки ПД. Укажите следующую информацию (согласно ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ):

  • ФИО, адрес субъекта ПД, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
  • наименование или ФИО и адрес оператора, получающего согласие субъекта ПД;
  • цель обработки ПД;
  • перечень ПД, на обработку которых субъект дает согласие;
  • наименование или ФИО и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
  • перечень действий с ПД, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки ПД;
  • срок, в течение которого действует согласие субъекта ПД, а также способ его отзыва (если иное не установлено законом);
  • подпись субъекта ПД.

Если вы составляете пользовательское соглашение на основе чьего-то готового документа, корректируйте цели обработки данных и перечень данных под себя, свой бизнес.

Шаг 4. Подготовьте Политику в отношении обработки персональных данных (об этом обязательстве оператора прямо говорится в п. 2 ст. 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ) и разместите ее на сайте в свободном доступе.

Шаг 5. Подайте уведомление об обработке ПД в Роскомнадзор. Вообще, в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ, оператор должен это сделать еще до начала обработки ПД. Но лучше поздно, чем никогда.

За задержку с уведомлением вас не оштрафуют, санкции последуют только в том случае, если вами заинтересуется Роскомнадзор. Но даже если вы высылаете уведомление с опозданием, указывайте дату государственной регистрации как дату начала обработки ПД.

Случаи, когда уведомление Роскомнадзора не требуется

Уведомлять Роскомнадзор не нужно, если ПД:

  • относятся к субъектам, которых связывают с оператором трудовые отношения;

  • получены оператором при заключении договора, но не распространяются, не предоставляются третьим лицам без согласия на то их субъекта, то есть используются оператором исключительно для исполнения договора;
  • являются общедоступными;
  • включают только ФИО субъектов ПД;
  • нужны для однократного пропуска субъекта ПД на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
  • включены в федеральные автоматизированные информационные системы ПД, государственные информационные системы ПД, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  • обрабатываются без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

Все вышеперечисленные меры имеют отношение как к физлицам, так и к юрлицам. Однако юрлицам следует предпринять ряд дополнительных мероприятий — организационных, правовых и технических.

Конфиденциальность персональных данных: когда ее не нужно обеспечивать

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется:

  • в случае обезличивания ПД;
  • в отношении общедоступных ПД;
  • если данные включают только ФИО субъектов ПД;
  • для однократного пропуска субъекта ПД на территорию, на которой находится оператор (или в иных аналогичных целях);
  • если данные получены в связи с заключением договора, стороной которого является субъект ПД, если данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом ПД;
  • если данные относятся к членам общественного объединения или религиозной организации и обрабатываются для достижения законных целей.

Когда не нужно получать согласие на обработку персональных данных

Согласно п. 2-11 ч. 1 ст. 6. Федерального закона № 152-ФЗ согласие не требуется в случаях, когда обработка ПД:

  • осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения ПД и круг субъектов, данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;
  • осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект ПД;
  • осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания ПД;
  • необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта ПД, если получение согласия невозможно;
  • необходима для доставки почтовых отправлений, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;
  • осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта ПД;
  • осуществляется в отношении данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе ПД лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, ПД кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Что такое портал персональных данных

Сегодня все новости, аналитические материалы, важные документы, рекомендации по обработке персональных данных, реестр операторов и другую необходимую информацию можно найти на портале персональных данных. Ответственность за ресурс возложена на Роскомнадзор.

Как еще планируют ужесточить обработку персональных данных

Минцифры предложило еще больше усовершенствовать законодательство в сфере персональных данных и регламентировать политику обработки обезличенных данных. Необходимость таких мер связана с тем, что уже сейчас стали доступны технологии, позволяющие деобезличивать данные и определять по ним конкретного человека.

Министерство предлагает запретить операторам:

  • использовать какую-либо дополнительную информацию, с помощью которой можно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту;
  • помимо обезличенных данных передавать третьим лицам информацию, позволяющую идентифицировать человека;
  • деобезличивать данные, за исключением случаев, когда необходимо защитить жизнь или здоровье человека.

Как уточнили в Минцифре, есть только одна причина, по которой обезличенные персональные данные можно использовать без согласия — в исследовательских и статистических целях.

Более детальная информация об обработке персональных данных — в материалах наших экспертов:

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Нет времени читать?

Рассказываем, как правильно составить корректирующий расчет по РСВ.

Нередкими бывают те случаи, когда после сдачи и приема налоговым органом отчетности по страховым взносам бухгалтером могут быть обнаружены неточности в заполнении персональных данных работников, либо же непосредственно со стороны ИФНС может поступить требование о некорректности заполнения ФИО, СНИЛС, ИНН и пр. по физлицам из раздела 3 Расчета по страховым взносам (РСВ) и соответствующем устранении указанных несоответствий.

В подобных ситуациях бухгалтеру необходимо сдать корректирующий расчет. Если организация/ИП проигнорирует исполнение налогового требования по данной части вопроса, то предприятие ожидают штрафные санкции по ст. 119 НК РФ. Однако при заполнении корректировки важно учесть некоторые нюансы.

В соответствии со ст. 431 НК РФ должен быть в обязательном порядке представлен уточненный расчет, если:

  • неверно указаны персональные данные застрахованных физлиц;
  • сумма всех взносов, указанных по каждому сотруднику из раздела 3 РСВ не равна величине взносов, отраженных в разделе 1 РСВ;
  • в разделе 3 РСВ присутствуют ошибки в числовых показателях.

Кроме того, уточненный расчет требуется обязательно подать, когда допущенная ошибка в первоначальном отчете привела к занижению суммы бюджетных обязательств (начисленных страховых взносов) – ст. 81 НК РФ. Если показатели взносов завышены в отчете, то сдавать коррекцию можно на свое усмотрение.

Когда сдавать Расчет по страховым взносам в 2019 году?

Проверь в интерактивном календаре!

Отражение некорректных персонифицированных данных в разделе 3 РСВ является наиболее частой ошибкой.

В сведениях о застрахованных физлицах ИФНС в обязательном порядке сверяют ФИО и СНИЛС работников из отчета РСВ со своей базой. Если есть расхождения, то налоговый орган в своем требовании/уведомлении запрашивает либо пояснения о выявленных несоответствиях, либо же корректирующий расчет. Уточнение или пояснения нужно подать в течение пяти дней со дня получения настоящего уведомления. Что касается ИНН застрахованных лиц, то по данному реквизиту предоставление уточненных данных не требуется, поскольку в контрольных соотношениях не предусмотрена проверка ИНН. Но несмотря на это, ФНС все-таки зачастую просят о корректировке ИНН.

Для исправления персональных сведений о застрахованных лицах (ФИО, СНИЛС, ИНН) в 3-ий раздел корректирующего расчета нужно включить только тех сотрудников, на которые ранее была предоставлена неактуальная информация. Остальных физлиц в данном разделе отражать не требуется, чтобы данные у ФНС не задвоились. Об этом указано в п. 1.2 Порядка заполнения расчета страховых взносов, утвержденного Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ -7-11/551@.

После этого персональные сведения по данному сотруднику нужно заполнить во второй раз, при этом указав уже исправленную информацию. Номер корректировки по строке 010 указываем в этот раз «0», а номер страницы по строке 040 должен быть уникальным, отличным от всех номеров, которые отражены в первичном РСВ. Например, в исходящем отчете всего было 69 сотрудников и номер последней страницы «69». Соответственно, в уточненном расчете во второй раз по сотруднику нужно отразить номер страницы «70» по строке 040. Это необходимо для того, чтобы налоговым органом были зарегистрированы новые верные данные по застрахованному лицу. Далее в подразделе 3.1 по строкам 060-150 указываются верная персональная информация, а по строкам 160-180 ставится признак «1» (лицо подлежит страхованию). В подразделе 3.2.1 по строкам 210-240 соответственно указываются суммовые показатели базы исчисления страховых взносов и величины рассчитанных взносов.

Также требуется заметить, что раздел 1 в уточненном расчете заполняется в обычном порядке, то есть все данные полностью переносятся из первичного РСВ. Если по работнику начисляются страховые взносы по дополнительному тарифу, то заполнение подраздела 3.2.2 аналогично заполнению подраздела 3.2.1 (первый раз заполняются прочерки, во второй раз – суммовые показатели).

Следует обратить внимание, в случае, если в первичный расчет случайно попали физлица, информация по которым не должна отражаться в отчете, то в уточнении сведения по ним необходимо только обнулить, заполнив раздел 3 один раз.

Обратите внимание, что при указании в предоставляемом плательщиком расчете недостоверной персональной информации по каждому застрахованному физлицу такой отчет считается непредставленным (п. 7 ст. 431 НК РФ). Игнорировать получение уведомлений от инспекций о непредставлении сведений не стоит, поскольку это влечет наложение санкций и штрафов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Формирование заявления об уточнении платежа в налоговую службу происходит в случаях, когда налогоплательщик, будь то ИП или юридическое лицо, допускает в платежном поручении какую-либо неточность.

Что дает право на уточнение платежа

Право на исправление ошибок в платежном поручении дает налоговый кодекс, а точнее пункт 7 статьи 45 НК РФ. Однако следует отметить, что не все сведения можно исправлять на основании этой законодательной нормы.

Что можно, а что нельзя корректировать

Есть ряд ошибок, которые признаются в платежных поручениях не критическими, т.е. подлежащими редактированию (например, неверно поставленный КБК – код бюджетной классификации, ИНН, КПП, наименование организации и т.д.) и именно они исправляются при помощи подачи соответствующего заявления в налоговую инспекцию.

Одновременно с этим существуют неточности, которые откорректировать описанным выше образом не получится:

  • неверно указанное название банка-получателя денег;
  • неправильный номер счета федерального казначейства.

В случаях, когда отправитель платежа допустил ошибки в таких реквизитах, функция по оплате взноса или налога не будет признана выполненной, а значит деньги придется перечислять заново (включая пени за просрочку, если таковая возникнет).

Что будет, если не подать заявление

В противном случае, опять же придется перечислить налог или взнос еще раз, а требовать возврат ранее уплаченной суммы и отмену начисленных пени можно будет только через судебную инстанцию.

Более того – не исключены и административные санкции со стороны налоговой службы (в виде достаточно крупных штрафов).

Кто составляет документ

Обычно обязанность по формированию заявления об уточнении платежа в налоговую инспекцию лежит на сотруднике отдела бухгалтерии, который производил платеж, или на главном бухгалтере. При этом само заявление должно быть подписано не только работником, который его составлял, но и руководителем фирмы.

Особенности составления заявления

Заявление об уточнении платежа в налоговую службу на сегодняшний день не имеет унифицированной единой формы, так что сотрудники организаций и предприятий получают возможность писать его в произвольном виде или, если в компании есть разработанный и утвержденный шаблон документа – по его образцу. Главное при этом, чтобы соблюдались нормы делопроизводства в плане структуры документа, а также вносились некоторые обязательные сведения.

В «шапке» нужно указать:

  • адресата: наименование и номер отделения налоговой службы, в которое отправляется заявление, его месторасположение, должность, фамилию-имя-отчество руководителя территориальной инспекции;
  • аналогичным образом в бланк вносится информация о компании-заявителе;
  • затем посередине строки пишется название документа, а чуть ниже ему присваивается исходящий номер и проставляется дата составления.

В основной части заявления следует написать:

  • какая именно ошибка была допущена, с указанием ссылки на платежное поручение (его номер и дату);
  • далее необходимо внести правильную информацию. Если речь идет о каких-то суммах, их лучше писать цифрами и прописью;
  • ниже желательно дать ссылку на норму закона, которая допускает внесение уточненных данных в ранее поданные документы;
  • если к заявлению прикладываются какие-то дополнительные бумаги, это надо отразить в бланке отдельным пунктом.

На что обратить внимание при оформлении бланка

Так же как к тексту заявления, к его оформлению никаких особенных требований не предъявляется, так что формировать его можно на простом листе любого удобного формата (обычно А4) или на фирменном бланке организации.

Писать заявление можно от руки или печатать на компьютере.

Главное, чтобы в документе имелась «живая» подпись руководителя компании-заявителя или лица, уполномоченного действовать от его имени (при этом использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо методом запрещено).

Заверять бланк при помощи печати строгой необходимости нет — это нужно делать только в том случае, если применение штемпельных изделий закреплено в нормативно-правовых актах предприятия.

Заявление следует делать в двух экземплярах, один из которых передается в налоговую инспекцию, а второй остается на руках представителя организации, но только после того, как специалист налоговой поставит на нем отметку о принятии документа.

Как передать заявление

Заявление можно передать разными путями:

  1. Наиболее простой, быстрый и доступный – прийти в налоговую лично и отдать бланк из рук в руки инспектору.
  2. Допустима также передача при помощи представителя, но только если у него на руках есть нотариально заверенная доверенность.
  3. Возможна и отправка заявления через обычную почту заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. В последние годы распространение стал получать еще один способ: переправка различного рода документации в государственные службы учета и контроля через электронные средства связи (но в этом случае у отправителя должна быть официально зарегистрированная электронная цифровая подпись).

После отправки документа

Когда специалисты налоговой инспекции получат заявление, они обязаны будут его проверить. Иногда (далеко не во всех случаях) производится и сверка платежей с налогоплательщиком.

Через пять дней после того, как заявление будет передано в налоговую, инспекторы обязаны будут принять какое-либо решение и известить о нем заявителя.

Многие действия, связанные с ведением документации, невозможно осуществлять без согласия на обработку персональных данных лица. Совершеннолетний гражданин РФ может дать разрешение на взаимодействие с личными сведениями и данными своего ребенка, не достигшего возраста 18 лет.

Наиболее строгие требования в этой сфере предъявляются к работодателям, получающим документы от работников. По Закону №152-ФЗ во избежание штрафов необходимо от каждого сотрудника получить заявление, лучше это делать непосредственно при приеме нового человека в штат.

Нужно ли работодателю получать согласие работника на обработку персональных данных?

Правовую сторону вопроса регулирует Федеральный закон №152-ФЗ, в который с марта 2021 года внесено ряд важных изменений. В том числе добавлена новая статья 10.1, где говорится о дополнительной обязанности по получению отдельных согласий на случай распространения персональных данных. То есть с 2021 года нужно отдельно получать разрешающее заявление на обработку личных сведений и на передачу этих данных третьим лицам или их публикацию в СМИ, на интернет-порталах, сайтах.

В пункте 1 статьи 6 Закона 152-ФЗ указано, что работодатель обязан запрашивать разрешение у подчиненного на обработку персональных сведений. Сам пункт не указывает наличие трудового договора как обязательство передавать личные данные, однако работодатель вправе попросить у работника любую информацию, которая обеспечит нормальную реализацию обязанностей обеих сторон трудового договора.

Сам факт разрешения, которое дает работник, должно оформляться документально — в письменном виде в форме заявления. Данное согласие является для лица гарантом того, что его личные данные будут использованы строго по назначению сотрудниками работодателя и не «направятся в другую сторону». Согласие в письменном виде считается одним из видов защиты работника от нарушения его прав.

Информация, которую вправе затребовать работодатель, можно условно разделить на три группы:

  • «общие» данные – те, что находятся в открытом доступе (ФИО, пол, гражданство, дата и место рождения);
  • «числовые параметры» – номера ИНН, СНИЛС, серия и номер паспорта с датой его выдачи;
  • дополнительные биографические сведения – национальная принадлежность, вероисповедание, наличие судимости и прочее.

Статья 14 ТК РФ регламентирует, что специалисты отдела кадров несут ответственность за сохранение конфиденциальности персональных данных работников.

Если сотрудник отказывается подписывать согласие, работодатель не имеет права принуждать к этому. Но нужно учитывать, что при этом наниматель не сможет официально оформить соискателя на работу.

Как написать заявление?

Типовые формы, по которым должно проводиться написание заявлений на обработку данных, можно найти на официальном сайте Роскомнадзора. Там же можно ознакомиться с примером согласия. Документ может быть составлен также в свободном виде, главное включить в него реквизиты, указанные в ст. 9 Закон 152-ФЗ.

В общем виде нужно соответствовать общим требованиям оформления деловой документации:

  1. В «шапке» в верхнем правом углу указать наименование компании-работодателя, имя и должность ее руководителя.
  2. Строкой ниже следует информация о подателе заявления (ФИО, место постоянной регистрации с почтовым индексом, серия и номер паспорта с датой и местом выдачи).
  3. Заголовком указать «Согласие на обработку персональных данных».
  4. В самом теле заявления нужно по установленной форме сослаться на действующие законодательные акты, написав «Я, ФИО, в соответствии со ст. 9 Федерального закона №152-ФЗ, даю согласие на…» После нужно перечислить все требуемые сведения и то, для чего они могут использоваться работодателем.
  5. Внизу документа заверить его подлинность датой написания и личной подписью с расшифровкой.

Заявление должно подаваться руководителю предприятия, а после отправляться в отдел кадров для создания личной карточки нового сотрудника. Как правило, заявление пишется только один раз во время приема на работу, но может подаваться и в дальнейшем, если это потребуется, или изменятся паспортные данные сотрудника.

Иногда в заявлении можно указывать срок действия разрешения. Закон 152-ФЗ разрешает отозвать согласие в любой момент по желанию сотрудника, для этого работнику нужно написать соответствующее заявление об отзыве.

Подразумевается, что согласие пишется добровольно, поэтому дополнительных отметок об отсутствии принуждения со стороны работодателя можно не делать.

Штрафы за отсутствие разрешения сотрудника

Сотрудник, уже состоящий в штате, может отказаться от написания нового согласия на ОПД, и это зачастую не сильно повлияет на его дальнейшую работу. Но вот новый работник без такой бумаги не сможет устроиться на работу, потому что его данные будут необходимы для отдела кадров, бухгалтерии и канцелярии.

За нарушение законодательства в области взаимодействия с персональными данными и отсутствие письменных разрешений физических лиц работодатель может понести административную и даже уголовную ответственность.

Размеры штрафов устанавливаются ст. 13.11 КоАП РФ:

  • ОПД в случаях, не предусмотренных законом – штраф в размере от 1 тысячи для граждан до 50 тысяч для юрлиц;
  • за обработку без письменно оформленного согласия субъекта – административный штраф для граждан от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч, для юридический лиц – от 15 до 75 тысяч рублей;
  • невыполнение оператором неограниченного доступа к политике ОПД – от 700 до 1000 рублей на граждан, от 3000 до 6000 на должностных лиц, от 5000 до 10000 на ИП, от 15000 до 30000 на юрлиц;
  • несвоевременная передача личных данных в государственные учреждения – взыскание в размере от 100 рублей до 5 тысяч рублей;
  • незаконный сбор персональных данных – штраф до 200 тысяч рублей и до 360 часов исправительных работ;
  • незаконное публичное распространение личных данных сотрудников – штраф до 300 тысяч рублей и принудительные работы на срок до 5 лет.

В менее тяжелых случаях работодатель может понести дисциплинарное или гражданско-правовое наказание.

Выводы

Работодатель обязан получить письменное разрешение от сотрудника на обработку персональных данных. Согласие оформляется в свободной форме с учетом реквизиты, установленных ст. 9 Закона 152-ФЗ.

В теле заявления следует перечислить необходимые личные данные и цель, для которой они могут использоваться работодателем. За нарушение законодательства работодателю грозит административная или уголовная ответственность. Так, за обработку данных без согласия предприятие будет оштрафовано на сумму до 75 тысяч рублей.

Добрый день. Согласно закону о персональных данных субъект персональных данных имеет право отозвать свое согласие на их обработку (статья 21 часть 5). Скажите пожалуйста, достаточно ли в устной форме изъявить данное требование, или же обязательно нужно составить соответствующее заявление?


Адвокат Антонов А.П.

Согласно ст.21 Федерального закона «О персональных данных», в случае выявления неправомерной обработки персональных данных при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо по запросу субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных оператор обязан осуществить блокирование неправомерно обрабатываемых персональных данных, относящихся к этому субъекту персональных данных, или обеспечить их блокирование (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) с момента такого обращения или получения указанного запроса на период проверки. В случае выявления неточных персональных данных при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо по их запросу или по запросу уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных оператор обязан осуществить блокирование персональных данных, относящихся к этому субъекту персональных данных, или обеспечить их блокирование (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) с момента такого обращения или получения указанного запроса на период проверки, если блокирование персональных данных не нарушает права и законные интересы субъекта персональных данных или третьих лиц.
В случае подтверждения факта неточности персональных данных оператор на основании сведений, представленных субъектом персональных данных или его представителем либо уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, или иных необходимых документов обязан уточнить персональные данные либо обеспечить их уточнение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в течение семи рабочих дней со дня представления таких сведений и снять блокирование персональных данных.
В случае выявления неправомерной обработки персональных данных, осуществляемой оператором или лицом, действующим по поручению оператора, оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты этого выявления, обязан прекратить неправомерную обработку персональных данных или обеспечить прекращение неправомерной обработки персональных данных лицом, действующим по поручению оператора. В случае, если обеспечить правомерность обработки персональных данных невозможно, оператор в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты выявления неправомерной обработки персональных данных, обязан уничтожить такие персональные данные или обеспечить их уничтожение. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его представителя, а в случае, если обращение субъекта персональных данных или его представителя либо запрос уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.
В случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных или обеспечить ее прекращение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) и уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между оператором и субъектом персональных данных либо если оператор не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.
В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку его персональных данных оператор обязан прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей обработки персональных данных, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между оператором и субъектом персональных данных либо если оператор не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.
В случае отсутствия возможности уничтожения персональных данных в течение срока, указанного в частях 3 — 5 настоящей статьи, оператор осуществляет блокирование таких персональных данных или обеспечивает их блокирование (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) и обеспечивает уничтожение персональных данных в срок не более чем шесть месяцев, если иной срок не установлен федеральными законами.
Таким образом, обязательного требования о соблюдении письменной формы закон не содержит, однако более целесообразно подавать заявление в письменном виде с отметкой о принятии, чтобы в последующем было легче обжаловать отказ.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Читайте также: