Налог на землю кфх

Опубликовано: 15.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Земельный налог

Земельные участки облагаются земельным налогом в соответствии с положениями 31 главы Налогового кодекса и нормативными актами муниципальных образований, на территории которых расположена земля.

В соответствии с положениями пп.1 п.1 ст.394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и, в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства,
не могут превышать 0,3%.

В то же время, в отношении прочих земельных участков налоговая ставка устанавливается в размере 1.5%.

Учитывая тот факт, что налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земель, разница в сумме при применении пониженной ставки 0.3% и максимальной 1.5% получается весьма существенная.

При этом, применение пониженной ставки налога имеет свои нюансы – считать земельный налог исходя из категории земель и вида разрешенного использования, указанных в правоустанавливающих документах на участок весьма рискованно.

Применение пониженной ставки ставится в зависимость не только от категории земель, но и от фактического вида использования данных земель.

В нашей статье мы поговорим о том, как правильно определить ставку земельного налога и как важно уделить внимание фактическому использованию земли (в том числе - сдаваемой в аренду). Кроме того будут рассмотрены некоторые особенности налогообложения земель с видом разрешенного использования «для дачного строительства» и «для ведения личного подсобного хозяйства».

Земли сельскохозяйственного назначения

В соответствии с п.1 ст.77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли:

  • находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно п.2 ст.77 ЗК РФ, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:

  • сельскохозяйственные угодья,
  • земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений,
  • водными объектами,
  • а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, в соответствии с требованиями НК РФ, пониженная ставка земельного налога применяется при соблюдении следующих условий:

  • земля относится к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
  • земля фактически используется для сельскохозяйственного производства.
Соответственно, если земли приобретаются для последующей продажи и не используются по целевому назначению, пониженную ставку земельного налога применять нельзя.

В этом случае земельные участки облагаются у собственника по ставке, не превышающей 1.5%.

Не смотря на то, что в полномочия налоговых органов не входит контроль за целевым использованием земель, ИФНС не остается в неведении по этому вопросу. Информацию налоговые органы получают в рамках Соглашения об информационном взаимодействии между Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, заключенного в г. Москве 21.10.2013г.

Период, с которого доначисляются налоги при нецелевом использовании земель может быть определен с даты акта о совершении правонарушения. Такие разъяснения даны УФНС России по МО в Письме от 19.12.2012г. №18-28/68720@:

«При этом до исчерпывающего урегулирования вопроса о периоде, в течение которого начисление налога в отношении Участка необходимо осуществлять по повышенной ставке, полагаем, что такой период может определяться с даты совершения (а при отсутствии информации о дате совершения - с даты выявления совершения) налогоплательщиком правонарушения, подтверждающего неиспользование Участка для сельскохозяйственного производства, до даты вынесения уполномоченным органом госземнадзора решения, подтверждающего устранение указанного правонарушения.

При необходимости уточнения сведений о данном периоде (например, выяснении вопроса о дате совершения правонарушения в случае, если такая дата не указана в Постановлении, либо о дате устранения правонарушения) налоговым инспекциям целесообразно официально обращаться в соответствующие органы госземнадзора.

Также обращаем внимание, Перечень признаков неиспользования Участков для ведения сельскохозяйственного производства утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 №369.»

Земля сдана в аренду

*За исключением прав на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

Соответственно, если собственник владеет земельным участком сельскохозяйственного назначения и предоставляет его в аренду для использования в целях соответствующих виду разрешенного использования земли, он может рассчитывать земельный налог по пониженным налоговым ставкам.

Однако, правомерность использования такой ставки налогоплательщику, возможно, придется доказывать в суде.

В Постановлении ФАС Московского округа от 05.02.2014г. №Ф05-15947/2012 по делу №А41-21890/12 суд поддержал налогоплательщика, указав, что из положений пп.1 п.1 ст.394 НК РФ*, применение пониженной ставки земельного налога по земельным участкам не ставится в зависимость от организационно-правовой формы юридического лица - собственника земельного участка.

Напротив, из этой нормы вытекает, что такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением

Правовой режим земельного участка не зависит от статуса его собственника и определяется содержащимися в государственном кадастре недвижимости сведениями о его целевом назначении и виде разрешенного использования.

*А также принятых нормативных актов органов местного самоуправления об установлении ставок земельного налога.

Таким образом, если налогоплательщик не готов судиться с налоговыми органами, в рассматриваемом случае так же следует использовать максимальную налоговую ставку по земельному налогу (в пределах 1.5%).

Виды разрешенного использования земель

*Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», действующим с 24.12.2014г.

При этом, разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Соответственно, земля должна не просто использоваться для сельскохозяйственного производства, а еще и использоваться в соответствии с ее целевым назначением.

Таким образом, при определении возможности использования пониженной ставки земельного налога, вид разрешенного использования земельного участка имеет большое значение.

Одним из видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного является вид «для ведения сельскохозяйственного производства». Соответственно, если организация использует для сельскохозяйственного производства такой земельный участок, то применять пониженную ставку по налогу на землю можно совершенно спокойно.

Однако периодически в документах указываются такие виды разрешенного использования как «для дачного строительства» и «для ведения личного подсобного хозяйства».

Земли для дачного строительства

Напомним, что согласно п.1 ст.11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Согласно п.2 ст.81 ЗК РФ, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В соответствии с п.1 ст.1 закона №66-ФЗ, дачный земельный участок это участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Дачные хозяйства могут вести граждане в индивидуальном порядке либо путем создания ими дачного некоммерческого объединения.

Положениями действующего законодательство использование земельных участков для дачного строительства коммерческими организациями не предусмотрено.

Соответственно, при расчете земельного налога в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства» коммерческой организацией, необходимо применять налоговую ставку в размере не более 1,5%, , установленную «для прочих земельных участков».

Такие рекомендации в очередной раз дал Минфин в своем Письме от 04.12.2013 №03-05-06-02/52781 со ссылкой на Определение ВАС от 22.03.2011г. №ВАС-2745/11:

«Из системного толкования п. 2 ст. 7, ст. 77, п. 1 ст. 78 Земельного кодекса следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель. Использование льготного налогообложения по ставке 0,3% допускается в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

Данная правовая позиция находит свое отражение, в частности, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11 и Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2010 N А26-3024/2010.

Учитывая изложенное, полагаем, что в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства", принадлежащего коммерческой организации, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.»

Аналогичной позиции ведомство придерживалось и в предыдущих Письмах (например – Письмо от 11.02.2013г. №03-05-04-02/3224 и пр.).

Кроме того, в «свежем» Определении ВАС РФ от 19.02.2014г. №ВАС-1310/14 по делу №А41-49641/12 указывается, что если земельные участки приобретены коммерческой фирмой и не используются по целевому назначению и приобретались не в целях непосредственного использования, подобного использованию гражданами для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства, применение пониженной налоговой ставки неправомерно:

«Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для дачного строительства» спорные земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, суды признали неправомерным применение обществом пониженной ставки земельного налога…

…Доводы заявителя о том, что установление разрешенного вида использования спорных земельных участков "для дачного строительства" позволяет в силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации применить пониженную ставку земельного налога в отношении принадлежащих заявителю участков, учитывались ранее судами и получили правовую оценку, отраженную в оспариваемых судебных актах.

Названной нормой Кодекса предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства, которым в силу статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признается:

  • некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам (членам) в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства,
тогда как заявитель к таким субъектам не относится, зарегистрированные за ним земельные участки не используются им по целевому назначению и приобретались не в целях непосредственного использования, подобного использованию гражданами для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства.»

Не смотря на тот факт, что в вышеуказанном Определении рассматривался случай, когда компания не использовала земельные участки для сельскохозяйственного производства, даже если предприятие будет использовать землю в таких целях, возможен спор с налоговыми органами.

Это связано с тем, что по мнению контролирующих органов, целью введения пониженной ставки было содействие учрежденным гражданами некоммерческим организациям в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. А значит, в случае, когда компания использует земельные участки в коммерческих целях, нет оснований считать, что земельный налог может уплачиваться по ставке 0,3%.

В связи с тем, что аналогичное мнение было неоднократно поддержано на уровне ВАС, то и в суде отстоять свою точку зрения будет проблематично.

Земли для ведения личного подсобного хозяйства

В соответствии с п.1 ст.78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно ст.2 Федерального закона от 07.07.2003г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личным подсобным хозяйством признается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которая ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Соответственно, из положений действующего законодательства вытекает, что для личного подсобного хозяйства земли могут использоваться только гражданами, а никак не коммерческими организациями.

Однако запрета на приобретение организацией у физического лица такого земельного участка законодательство так же не устанавливает. Таким образом, компания может оказаться владельцем земельного участка с вышеуказанным видом разрешенного использования.

По этому вопросу есть разъяснения Минфина, опубликованные на официальном сайте ФНС России.

В соответствии с данными разъяснениями (Письмо Минфина РФ от 20.03.2012г. №03-05-04-02/25), если организация использует такой земельный участок для сельскохозяйственного производства, то можно применять пониженную ставку земельного налога:

«..Таким образом, разрешенное использование земельного участка для личного подсобного хозяйства подразумевает использование земельного участка для сельскохозяйственного производства.»

«…Таким образом, с учетом вышеизложенного положения пп.1 п.1 ст.394 Налогового кодекса полагаем, что если земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для личного подсобного хозяйства, принадлежащий на праве собственности организации, отнесен к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, то в отношении такого земельного участка может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости этого земельного участка.»

Фермерские хозяйства имеют ряд существенных отличий от любых других субъектов предпринимательства. Помимо ряда организационных особенностей КФХ выделяют правила расчета и уплаты налога на землю. О том, как начисляется налог на землю для КФХ, знают не все начинающие фермеры, поэтому важно предварительно обратиться к соответствующим нормативным актам.

Как платить налог на землю КФХ

КФХ и система налогообложения

Крестьянско-фермерские хозяйства – субъекты предпринимательства, принципиально отличные от обычных компаний – физических или юридических лиц. Род их деятельности строго ограничен законодательством: фермерское хозяйство должно заниматься изготовлением, переработкой и продажей продукции сельскохозяйственного направления, в том числе частично предоставлять сопутствующие услуги. Такое хозяйство часто представлено коллективом, состоящим из главы учреждения и нескольких его членов. Нередко КФХ представляет собой семейное предприятие, участниками и основными сотрудниками которого являются члены одной семьи. Если фермерское хозяйство имеет минимальный размер и не нуждается в широком штате, заниматься его деятельностью может и один человек, зарегистрированный как его глава, либо с помощью нескольких наемных работников.

При этом для того чтобы иметь возможность быть официально оформленным как КФХ, предприятие должно отвечать определенным правилам – к примеру, не меньше 70 процентов прибыли оно должно получать от реализации сельскохозяйственной продукции. Существует и ряд других отличительных качеств, в том числе фермерские хозяйства могут работать по более щадящей налоговой системе с применением специальных режимов налогообложения. Помимо применяемого исключительно для фермерских хозяйств налогового режима ЕСНХ, отличным будет и процесс уплаты налога на землю для предприятий такого типа.

Формат крестьянско-фермерских хозяйств относительно новый, а потому с позиции законодательства многие вопросы пока не продуманы. Из наиболее актуальных вопросов – проблема вычисления рентабельности того или иного вида деятельности и определение прочих статистических показателей.

Основных систем налогообложения, доступных для фермеров, три: ОСН, или основная, УСН (упрощенная система) и ЕСХН. Если первые два вида по своему действию и условиям применения не отличаются от традиционных субъектов предпринимательства – ИП и ООО, то третья разновидность предназначена исключительно для сельскохозяйственных предприятий. Полное название таких выплат – единый сельскохозяйственный налог, говорит о том, что эта система разработана специально для предприятий аграрного сектора с целью развития соответствующего сегмента рынка и привлечения новых его участников.

В последние годы правительство предусмотрело ряд льгот и программ лояльности для фермеров, в особенности начинающих предпринимателей. Прежде всего это касается упрощенной отчетности, которую главы фермерских хозяйств могут подавать значительно реже в сравнении с другими предпринимателями и сниженной налоговой ставкой.

Земельный налог: особенности для фермерских хозяйств

Одним из обязательных условий организации любого предприятия, занимающегося сельским хозяйством, независимо от того, является ли его специализацией разведение животных или выращивание растительных культур, будет эксплуатация надела земли. Вне зависимости от его площади и способа использования такой надел подлежит уплате специального налога на землю, который актуален для любого предпринимателя или организации, использующих для ведения бизнеса земельные участки.

Уплата налога на землю – обязательный пункт в налоговой отчетности большинства предприятий независимо от того, имеют ли они статус юридического или физического лица. В самом начале деятельности следует изучить этот вопрос, обратившись к действующему Налоговому кодексу. Вопрос налогообложения в связи с использованием земельных участков рассматривается в главе 31 этого нормативного акта(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/3e9f1c202800e8bc7adecd0fc2ac88ad3207771c/). В том числе в отдельной статье документа (http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_28165/fd2ac88b2311a6053a128cfa43aa07672e826213/) уделяется внимание вопросу налоговых ставок, действующих для различных субъектов предпринимательства с отсылкой к соответствующим нормативным актам.

В соответствии с Налоговым кодексом, размер земельного налога будут определять несколько факторов, в числе которых наиболее важное значение имеет кадастровая стоимость конкретного надела. Определяется данный показатель в соответствии с данными Росреестра, занимающегося регистрацией земли. Расчет земельного налога производится за весь год и независимо от территориального расположения участка оплата производится по окончании налогового периода.

В статье 395 этого же нормативного акта перечислены категории субъектов предпринимательства, в отношении которых действуют налоговые льготы. Под них при наличии определенных условий могут подпадать и КФХ.

Важно знать, что масштаб деятельности компании, количество его полноценных членов и работников не будут влиять на размер и процесс уплаты налога на землю – этот показатель зависит только от размера и предназначения надела и от наличия тех или иных льгот, предоставляемых государством.

Особенности уплаты земельного налога КФХ

Одним из основных пунктов затрат для фермерских хозяйств будет регулярная налоговая отчетность в отношении земельного участка. Всего выделяют два основных вида земельного налога для крестьянско-фермерских хозяйств: налог, уплачиваемый после покупки участка, и налог для КФХ.

Первый тип налога предусматривает предоставление определенных льгот при покупке земли учредителем фермерского хозяйства. Такая льгота составляет 13 % в сравнении с условиями приобретения участка для частного использования или строительства. Налог на приобретение земли фермер уплачивает единожды – непосредственно при ее покупке, но внесен может быть не сразу, а в течение первого года использования надела. При продаже земли на протяжении этого периода уплата налога на приобретение не потребуется.

Еще одна возможность, предоставляемая учредителям фермерских хозяйств государством и дающая им определенное преимущество – льготный коридор. Так называют период времени длительностью 5 лет, в течение которых в отношении уплаты налога на землю действует минимальная налоговая ставка. Фермер может использовать эту возможность максимально эффективно, обратившись к ней не сразу при открытии хозяйства, а чуть позже, когда предприятие войдет в фазу активной работы и даже после того как первая партия продукции будет произведена. Чтобы добиться такого результата, учредитель бизнеса может зарегистрировать предприятие как фермерское хозяйство только тогда, когда продукция будет готова к выпуску.

Льготный налог на землю для КФХ, в том числе порядок его уплаты и размер ставки, контролируется муниципальными и федеральными органами. При этом законодательство предусматривает единые нормы в отношении уплаты такого налога. К примеру, существует несколько ограничений в отношении размера налоговой ставки. По действующему законодательству, стандартный размер ставки для КФХ – 15 процентов от кадастровой стоимости участка. В некоторых случаях налоговая ставка для фермерского хозяйства не может быть выше, чем 0,3 процента его кадастровой стоимости. К этой категории в первую очередь относятся участки, причисленные землям сельхозназначения, перечни которых есть в региональных администрациях. Это же правило касается и земель, которые находятся в зоне, используемой для выпуска сельхозпродукции, а также наделы непосредственно в населенных пунктах, имеющих такое же предназначение.

Одна из важных норм, устанавливаемая законом, касается тех случаев, когда земельный налог может не уплачиваться частными лицами или организациями. Поскольку налогообложению подлежат те наделы, которые используются фермерами для получения прибыли, участки, эксплуатируемые на безвозмездной основе, могут не облагаться данным видом налога. Поэтому учредителям и главам КФХ следует знать, что осуществлять эти выплаты они могут только с того момента, когда предприятие начнет реализацию произведенной продукции.

Порядок уплаты налога на землю

Подобно любым другим выплатам налог на землю уплачивается при непосредственном визите ответственного лица (обычно это сам глава КФХ или его официальный представитель) в отделение ФНС в конце отчетного периода. Там необходимо заполнить декларацию в соответствии со своим родом деятельности, указав все предложенные параметры. Эту процедуру можно выполнить и онлайн, воспользовавшись услугами специализированного сайта Федеральной налоговой службы и заполнив декларацию в электронном виде (https://service.nalog.ru/payment/tax-fl.html). Все, что нужно сделать в этом случае – заполнить реквизиты плательщика и провести оплату требуемой суммы.

Расчетом налога на землю должно заниматься квалифицированное лицо, поэтому в том случае если сам глава КФХ не имеет соответствующего образования, желательно иметь в штате квалифицированного бухгалтера. Расчет суммы будет определяться сразу несколькими факторами: общей площадью земельного надела, установленной ставкой по коэффициенту, а также кадастровой стоимостью каждого квадратного метра земли. Что касается последнего показателя, стоимость земли по кадастру обновляется ежегодно и зависит от многочисленных факторов, включая рыночную стоимость наделов в данном регионе, месторасположения участка, его назначения, качества самой земли и уровня коммуникаций и социального развития конкретного региона. Стоимость по кадастру фактически отображает ценность земли в общем и его перспективы для деятельности того или иного рода. Как известно, в прошлом году произошел скачок этого показателя, что проявляется как подорожание земли в целом, а значит – и увеличение налоговых выплат.

Всем руководителям крестьянско-фермерских хозяйств необходимо помнить, что несвоевременная уплата налога на землю или уплата не в положенном объеме чреваты теми же санкциями, что и для других плательщиков. Им будет начисляться пеня за каждый просроченный день, исчисляемая в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка. По нормам, действующим для 2019 года, выплаты должны быть осуществлены до 1 декабря отчетного периода.

Таким образом, налог на землю для крестьянско-фермерских хозяйств представляет собой одну из обязательных налоговых выплат, которая для предприятий сельскохозяйственного значения имеет некоторые существенные отличия и льготные условия.


Процедура налоговой оплаты определяется тем, каким образом крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) осуществляет работу. Представители КФХ могут зарегистрировать хозяйство, а могут обойтись без этого, попросту заключив договор о создании КФХ. В этом случае руководителю КФХ достаточно выполнить регистрацию в качестве предпринимателя.

Особенности налогообложения

Специфика использования системы налогового обложения для КФХ состоит в конкретных моментах.

Группа оплачиваемых налоговых платежей целиком соответствует группе налоговых платежей ИП и никак не относится к налоговому обложению юрлиц. Они оплачивают НДФЛ (13 %), НДС (10–18 %), транспортный налог, земельный налог, взносы страхования в соответствующие ведомства. Первые 5 лет после госрегистрации КФХ не уплачивает НДФЛ.

Отличительная черта оплаты взносов страхования заключается в том, что разграничены ставки для представителей предприятия и для наемных сотрудников. Для представителей КФХ существуют зафиксированные ставки, которые рассчитываются в зависимости от МРОТ и актуальны для индивидуального предпринимателя.

Основные моменты

Множество КФХ не отказываются от общей системы налогового обложения, чтобы сохранить заказчиков товаров. Это объясняется тем, что почти все покупатели оптом осуществляют работу на ОСНО, и для уменьшения собственной нагрузки по налогам им нужно приобретать товары у хозяйств (КФХ, ИП), работающих с НДС. Ведь лишь в таком случае они могут компенсировать из госказны оплаченный за товары НДС и в результате дополнительно получить прибыль от сделки.

Не существует особенностей использования агрохозяйством «упрощенки», если сравнивать с другими организационно-правовыми формами. Тут все обычно. Для использования УСН 6 % или 15 % (в некоторых регионах ставка уменьшена) нужно подать заявление налоговикам во время госрегистрации.

Особенно интересно выглядит использование ЕСХН. Практика показывает, что налоги ЕСХН считаются самым выгодным способом налогообложения работы агрохозяйства. Чтобы его использовать, тоже надо выполнить подачу заявления о переходе на ЕСХН.

КФХ может использовать одну из трех форм налогового обложения:

  • общую — это налоговая система, при которой ИП уплачивают налоги в бюджет;
  • упрощенка — в этом случае применяется ставка 6 % или 15 %, исходя из типа налоговой облагаемой базы;
  • единый сельхозналог — применяется ставка 6 %.

Если две первые налоговые системы лучше всего знакомы юрлицам и бизнесменам, то третью выбирают не очень часто.

Налоговая отчетность по фермерству

При использовании общего режима налогового обложения КФХ показывает отчетность, как и иные предприятия. Что касается периодов представления документации, то для хозяйства они традиционны, как и для всех.

Когда агрохозяйство применяет упрощенку, следует подавать декларацию по УСН, а также книгу учета прибыли и расходов в случае, если налоговики ее потребуют.

Ответственность за нарушение

Ответственен за представление отчетов и оплату налоговых платежей и взносов руководитель крестьянского хозяйства. Поэтому он персонально отвечает за то, чтобы все законодательные нормы соблюдались своевременно. Если же хозяйство не успеет сдать отчет или оплатить налоги, то к нему применяют штрафные санкции.

В частности, используя ЕСХН и не представляя своевременно отчеты, можно ждать штрафных санкций в суме от 5 до 30 % от размера налога. Причем их устанавливают за все месяцы просрочки, независимо от того, полные они или нет. При этом величина штрафных санкций не может быть меньше тысячи рублей.

Налогообложение КФХ, зарегистрированного как организация

При ОСНО крестьянское хозяйство оплачивает:

  • налог на имущество (если есть соответствующие объекты);
  • земельный налог (если имеются соответствующие объекты и если на территории, на которой работает агрохозяйство, для него отсутствуют льготы по такому налогу);
  • транспортный налог (при наличии соответствующих объектов);
  • НДФЛ.

Если говорить о налоге на прибыль, то хозяйство от него не освобождено. Но если соблюсти конкретные условия, то его уплачивать не нужно. Так, для производителей, не перешедших на ЕСХН, определена сниженная ставка — ноль процентов. Такую ставку возможно использовать по работе, которая связана с продажей произведенной сельхозпродукции, а заодно с продажей своей переработанной сельскохозяйственной продукции.

Когда агрохозяйство использует упрощенку, то какой-либо специфики его налогового обложения на таком спецрежиме нет. Потому налоги рассчитываются в общем порядке.

При этом хозяйство на УСН может снизить единый налог на весь размер страховых взносов за руководителя и за всех представителей агрохозяйства в 50 %. Но это возможно, лишь когда хозяйство не использует наемных работников. Это относится как к предприятию, которое зарегистрировано в качестве юрлица, так и без его госрегистрации.

Используя ЕСХН, налоговые платежи следует вносить в том же порядке, что и иные организации.

Какие налоги платит КФХ — секреты фермерского хозяйства

Налогообложение без регистрации организации

Когда предприятие не осуществило регистрацию в качестве организации, то это означает, что его руководитель работает как бизнесмен. В таком случае он может использовать общую систему налогового обложения (ОСНО).

Если руководитель хозяйства использует ОСНО, то он оплачивает земельный налог, если на территории, где работает агрохозяйство, отсутствуют льготы по такому налогу.

Процедура оплаты НДФЛ имеет свои отличительные черты.

С прибыли, которая получена представителями хозяйства от производственной деятельности (переработки) и продажи аграрной продукции, на протяжении 5 лет нет необходимости оплачивать НДФЛ.

Подобную льготу возможно использовать к прибыли представителя предприятия, лишь когда он применяет ее в первый раз и раньше не использовал. Для применения льготы не нужно обращаться к налоговикам с заявлением.

Когда пройдут эти 5 лет, то с таких доходов, а заодно первоначально с остальных доходов представителей хозяйства, его руководитель оплачивает НДФЛ в общем порядке как налоговый агент.

В случае если руководитель КФХ использует упрощенку, то какие-нибудь отличительные черты его налогового обложения на таком специальном режиме отсутствуют. Поэтому как бизнесмен он выполняет расчет налоговых платежей в общем порядке.

Руководители агрохозяйства на ЕСХН вносят налоговые платежи в общем порядке, как и бизнесмены на этом специальном режиме.

Страховые взносы

Страховые взносы оплачиваются руководителем КФХ. Здесь применяется труд наемных сотрудников и представителей КФХ. В последнем случае исчисляются и уплачиваются фиксированные взносы за каждого представителя агрохозяйства, исходя из величины МРОТ. В первом случае страховые взносы оплачиваются в традиционном порядке, благодаря использованию ставок к размеру прибыли.

Специфика оплаты взносов агрохозяйством состоит в возможности относить работников к обеим группам. Если представитель хозяйства — одновременно и бизнесмен, то он самостоятельно уплачивает фиксированные взносы в качестве ИП и выполняет отчисления с помощью руководителей хозяйств как за представителя КФХ.

Когда исчисляются взносы, то учитывается величина МРОТ и количество сотрудников агрохозяйства. Расчетом размера таких платежей является произведение размера МРОТ, ставки отчисления на определенный тип страхования, двенадцать месяцев и количества лиц. Если величина МРОТ изменяется, то это не отображается на размере взносов. Чтобы рассчитать сумму, используется величина, которая действительна на начало года.

Руководителям агрохозяйства, зарегистрированным как бизнесмены, дополнительно оплачивать пенсионные взносы с прибыли более 300 тысяч рублей нет необходимости. Следует учитывать, что когда руководитель хозяйства является ИП, ведет работу вне рамок своего предприятия, то и взносы он должен оплачивать и как руководитель агрохозяйства, и как ИП.

Порядок уплаты налогов зависит от того, в какой форме крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) ведет деятельность. Члены КФХ могут зарегистрировать организацию, а могут этого и не делать – просто заключить соглашение о создании КФХ. В последнем случае достаточно, чтобы глава КФХ зарегистрировался как предприниматель.

Все это следует из пункта 1 статьи 86.1 и пункта 5 статьи 23 Гражданского кодекса РФ.

Налогообложение КФХ, зарегистрированного как организация

Если КФХ зарегистрировано как организация, оно может применять:

  • общую систему налогообложения;
  • упрощенку;
  • ЕСХН.

Это следует из норм глав 25, 26.1 и 26.2 Налогового кодекса РФ.

ОСНО

При общей системе налогообложения КФХ уплачивает:

  • НДС;
  • налог на имущество (при наличии облагаемых объектов);
  • земельный налог (при наличии облагаемых объектов и если в местности, в которой осуществляет деятельность КФХ, для него нет льгот по этому налогу);
  • транспортный налог (при наличии облагаемых объектов);
  • НДФЛ (как налоговый агент).

Что касается налога на прибыль, то КФХ от него не освобождены (ст. 246 НК РФ). Однако при соблюдении определенных условий этот налог им платить не придется. В частности, для сельхозтоваропроизводителей, которые не перешли на ЕСХН, установлена пониженная ставка – 0 процентов. Эту ставку можно применять по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. Такие правила установлены в пункте 1.3 статьи 284 Налогового кодекса РФ.

Порядок уплаты НДФЛ тоже имеет некоторые особенности.

Так, с доходов, полученных членами КФХ (включая его главу) от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ, НДФЛ платить не нужно. Такую льготу можно применять к доходам члена КФХ только в том случае, если он ею пользуется впервые и ранее не применял. Льгота положена по умолчанию, то есть писать в налоговую инспекцию каких-либо заявлений (уведомлений) не требуется.

По истечении пяти лет с этих доходов, а также изначально с других доходов членов КФХ и наемных сотрудников его глава платит НДФЛ как налоговый агент в общем порядке.

Такой вывод следует из статей 207 и 226, пункта 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

Остальные налоги (НДС, налог на имущество, земельный и транспортный налоги) КФХ платит в общем порядке.

Это следует из статей 143, 226, 373, 357, пункта 2 статьи 387, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ.

УСН

Если КФХ применяет упрощенку, то каких-либо особенностей его налогообложения на этом режиме нет. Поэтому налоги рассчитывайте в общем порядке.

Ситуация: может ли КФХ на упрощенке с объектом «доходы» уменьшить единый налог на всю сумму обязательных страховых взносов за главу и за всех членов КФХ без ограничения в 50 процентов?

Ответ: да может, но только в том случае, если КФХ не применяет наемный труд. Причем это касается как КФХ, зарегистрированного как организация, так и без регистрации юридического лица.

Независимо от того, в какой форме зарегистрировано КФХ – как организация или без образования таковой, страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование платит всегда глава КФХ. И закон приравнивает его к индивидуальному предпринимателю.

Глава КФХ уплачивает обязательные страховые взносы за себя и членов хозяйства в фиксированном размере.

Такой порядок установлен в пункте 3 статьи 2 и пункте 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Основываясь на этих положениях, Минфин России в письме от 22 декабря 2014 г. № 03-11-06/2/66200 тоже для целей упрощенки приравнял КФХ к предпринимателям. То есть КФХ без наемного персонала уменьшить единый налог может на всю сумму страховых взносов, уплаченных за главу КФХ и его членов (абз. 3 подп. 3 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Ограничение в 50 процентов к ним не относится.

ЕСХН

Применяя ЕСХН, налоги уплачивайте в том же порядке, что и другие организации.

Налогообложение КФХ без регистрации организации

Если КФХ не зарегистрировано как организация, это значит, что его глава ведет деятельность как предприниматель. В этом случае он может применять:

  • общую систему налогообложения;
  • упрощенку;
  • ЕСХН.

Это следует из положений глав 25, 26.1 и 26.2 Налогового кодекса РФ.

ОСНО

Если глава КФХ применяет общую систему налогообложения, то он уплачивает:

  • НДФЛ;
  • НДС;
  • земельный налог, если в местности, в которой осуществляет деятельность КФХ, нет льгот по этому налогу;
  • транспортный налог.

Порядок уплаты НДФЛ имеет некоторые особенности.

НДФЛ с доходов членов КФХ

С доходов, полученных членами КФХ от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ, НДФЛ платить не нужно. Такую льготу можно применять к доходам члена КФХ только в том случае, если он ею пользуется впервые и ранее не применял. Льгота положена по умолчанию, то есть писать в налоговую инспекцию каких-либо заявлений (уведомлений) не требуется.

По истечении пяти лет с этих доходов, а также изначально с других доходов членов КФХ его глава платит НДФЛ как налоговый агент в общем порядке.

Такой вывод следует из статей 207 и 226, пункта 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

НДФЛ с доходов главы КФХ как предпринимателя

Поскольку глава КФХ является членом КФХ, то он тоже может использовать льготу по НДФЛ. То есть не платить этот налог с доходов от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ. Это возможно при условии, что такой льготой он пользуется впервые.

По истечении пяти лет глава КФХ платит НДФЛ с таких доходов в общем порядке, как и любой другой предприниматель.

С доходов, которые не являются доходами от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, глава КФХ платит НДФЛ также на общих основаниях. При этом есть исключения.

Не включайте в налоговую базу по НДФЛ:

  • бюджетные субсидии;
  • бюджетные гранты, полученные на создание и развитие КФХ, бытовое обустройство начинающего фермера, развитие семейной животноводческой фермы.

Это следует из статьи 207, пунктов 14, 14.1, 14.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

НДФЛ с доходов наемных сотрудников КФХ

Глава КФХ как предприниматель может привлекать наемных сотрудников по трудовым договорам. С их доходов он платит НДФЛ в общем порядке как налоговый агент (ст. 207 и 226 НК РФ).

УСН

Если глава КФХ применяет упрощенку, то каких-либо особенностей его налогообложения на этом спецрежиме нет. Поэтому как предприниматель он рассчитывает налоги в общем порядке.

ЕСХН

Главы КФХ на ЕСХН налоги уплачивают в общем порядке, также как предприниматели на этом спецрежиме.

Страховые взносы КФХ

Независимо от того, в какой форме зарегистрировано КФХ – как организация или без образования таковой, страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование платит всегда глава КФХ. В том порядке, который установлен для индивидуальных предпринимателей.

При этом порядок расчета и уплаты взносов различен:

  • за членов КФХ;
  • с выплат наемному персоналу.

Такой вывод следует из пункта 3 статьи 2, подпункта «б» пункта 1 статьи 5, пункта 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

С выплат наемным сотрудникам главе КФХ необходимо будет еще платить и страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за членов КФХ его глава платит в фиксированном размере (п. 3 ст. 2, подп. «б» п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Применение этого порядка не зависит от того, есть наемный персонал или нет.

Ситуация: обязан ли глава КФХ уплачивать взносы на обязательное пенсионное, медицинское страхование за члена КФХ, который является еще и предпринимателем ?

Если член КФХ относится одновременно к нескольким категориям, он уплачивает взносы по каждому основанию (п. 3 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, постановление Президиума ВАС РФ от 2 июля 2013 г. № 58/13 по делу № А60-7424/2012).

То есть такой член КФХ будет платить за себя взносы в фиксированном размере как предприниматель (ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), а глава КФХ должен уплачивать взносы за него по второму основанию – как за члена КФХ (ч. 2 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы на социальное страхование в ФСС России (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) платить не нужно. Вместе с тем, застраховаться и уплачивать их можно в добровольном порядке. Об этом сказано в пункте 5 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Страховые взносы за полный год рассчитайте так:

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Так, за 2015 год взносы на одного члена КФХ составят:

  • на обязательное пенсионное страхование – 18 610,80 руб.;
  • на обязательное медицинское страхование – 3650,58 руб.;
  • на добровольное социальное страхование – 2075,82 руб.

Ситуация: должен ли индивидуальный предприниматель – глава крестьянского (фермерского) хозяйства платить взносы на обязательное пенсионное страхование с дохода, превышающего 300 000 руб? Доходов от другой деятельности у ИП нет .

Ответ: нет, не должен.

Действительно, по общему правилу предприниматель, доход которого превысил 300 000 руб., при расчете взносов на собственное страхование должен включить в расчет 1 процент от дохода, превышающего эту сумму (ч. 1.1. ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И формально, в рамках законодательства о страховых взносах к индивидуальным предпринимателям относят и глав крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 3 ст. 2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Но вместе с тем для глав КФХ установлен отдельный порядок расчета страховых взносов. Он приведен в части 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. И не предполагает увеличения взноса исходя из полученного дохода.

Специальная норма имеет приоритет над общей. Поэтому главам КФХ, которые зарегистрированы в качестве предпринимателя, дополнительно платить пенсионные взносы с дохода свыше 300 000 руб. не нужно.

Важная деталь: если глава КФХ – индивидуальный предприниматель, ведет также деятельность вне рамок хозяйства, то и взносы он должен платить сразу по двум основаниям:

  • как глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • как индивидуальный предприниматель.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В таком случае платить дополнительные суммы пенсионных взносов с дохода свыше 300 000 руб. уже нужно – по второму основанию.

Если КФХ имеет наемных сотрудников, то с выплат им глава хозяйства рассчитывает взносы как предприниматель, производящий выплаты физическим лицам. При этом в порядке расчета и уплаты таких взносов закон не делает различий между предпринимателями и организациями. Такой вывод следует из пункта 3 статьи 2, подпункта «б» пункта 1 статьи 5, статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Поэтому с выплат наемному персоналу рассчитывайте взносы как организация.

Отдельно отметим, что с выплат наемным сотрудникам главе КФХ необходимо будет еще платить и страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). То есть с выплат сотрудникам, нанятым по трудовому договору, – обязательно, а по гражданско-правовому договору – если такая обязанность зафиксирована в договоре (п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Этот вид взносов также рассчитывайте и платите как организация.

Владельцы земельных наделов должны ежегодно оплачивать земельные, имущественные и другие налоги на свои наделы.

Размеры налогов и правила их расчётов регулируется Налоговым кодексом РФ и зависят от категории владений и способов их использования, а также от наличия построек на участках.

  • Особенности налогообложения КФХ
    • Общая налоговая система
    • Упрощённая система
    • Земельный налог рассчитывается как при общей системе начисления налога
    • Система единого налога
  • Особенности налогообложения подсобных хозяйств
  • Налогообложение земель для ИЖС
  • Уплата налога, если земля в собственности

Особенности налогообложения КФХ

Крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) создаются на землях сельскохозяйственного назначения в целях производства продукции натурального хозяйства и её реализации.


Они существуют как в форме общественной организации, так и под руководством индивидуального предпринимателя – владельца КФХ.

печать на документах

Существует три варианта исчисления налогов с крестьянских хозяйств:

  • Обычная (общая) налоговая система;
  • Упрощённая система;
  • Система единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Для каждой из данных налоговых систем существует налоговая база и налоговая ставка. Под налоговой базой понимается сумма в рублях, с которой полагается уплатить налог, а под налоговой ставкой – процент от налоговой базы, произведение этих величин является конечной суммой налога, подлежащего оплате.

Общая налоговая система

При исчислении налога по общей системе владельцу фермерского хозяйства будет необходимо оплатить:

  • Земельный налог;
  • Имущественный налог (на капитальные строения);
  • Налог на прибыль от продаж;
  • Прочие налоги и сборы (транспортный, НДС и т.д.).

обязательность процедуры межевания

Налоговой базой при вычислении размера земельного налога будет считаться кадастровая стоимость надела земли, подлежащего налогообложению. Ставка по земельному налогу для крестьянского хозяйства, согласно ч. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ (НК РФ), равна 0,3 процента.

Для расчёта имущественного налога на хозяйственные постройки и жилые здания в границах территории КФХ за налоговую базу принимается кадастровая стоимость таких строений.


Налоговая ставка для строений крестьянских хозяйств равна 0,5 процента, в соответствии с п. 2 ст. 406 НК РФ.

Помимо земельного и имущественного налога, владелец крестьянского хозяйства должен уплачивать налог на прибыль, база которого определяется как разность доходов и расходов крестьянского хозяйства за один отчётный период (календарный год).

печать на документах

При общей системе налогообложения ставка по такому налогу равна 13-ти процентам.

Важно помнить, что если крестьянским хозяйством владеет индивидуальный предприниматель, то размер налога для него будет рассчитан налоговой службой, а если владелец КФХ зарегистрировал юридическое лицо, то он должен самостоятельно рассчитывать величину всех налогов, подлежащих оплате, согласно пунктам 2,3 ст. 396 НК РФ.

Упрощённая система

расчет земельного налога

Если крестьянское хозяйство облагается налогом по упрощённой системе, то, согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ, руководитель КФХ освобождается от уплаты следующих сборов:

  • Налога на личный итоговый доход;
  • Налога НДС;
  • Налога на имущество (в том числе недвижимое), используемое в процессе сельскохозяйственного производства и хранения готовой продукции.

Жилые здания (дом фермера и/или работников), расположенные на территории КФХ, облагаются имущественным налогом по стандартной схеме.


Следует помнить, что при вычислении налоговой базы на жилые здания из неё необходимо вычитать кадастровую стоимость 50 квадратных метров жилья, то есть жилые постройки площадью до 50 кв. м. налогом не облагаются.

Земельный налог рассчитывается как при общей системе начисления налога

Важно понимать, что под подоходным налогом при упрощённой системе понимается только личный итоговый доход владельца КФХ, а не совокупный доход данного фермерского хозяйства, часть которого направляется на зарплату наёмным работникам и на увеличение оборотов КФХ.

право пользования землей

Владелец фермерского хозяйства, согласно п. 1,2 ст. 346.18 НК РФ, при использовании упрощённой системы вправе выбрать налоговую базу двумя способами:

  • Как величину всех доходов КФХ;
  • Как разность между доходами и расходами КФХ.

В первом случае налоговая ставка будет равна 6 процентам, во втором – 15 процентам. Региональные власти вправе уменьшать налоговую ставку до 1 % в первом случае, и до 5% (во втором случае), в зависимости от особенностей региона или для льготных категорий владельцев КФХ, согласно п. 1,2 ст. 346.20 НК РФ.


Следует знать, что согласно пп. 14 ст. 217 НК РФ, крестьянские хозяйства освобождаются от уплаты налога с прибыли от продаж в течение 5-ти лет с момента регистрации КФХ как при общем, так и при упрощённом способе налогообложения.

Система единого налога

Единый сельскохозяйственный налог (СХ-налог) был введён специально для предприятий, производящей сельскохозяйственную продукцию в целях поддержки и развития таких предприятий.

распоряжение с/х землями

Согласно п. 2 ст. 346.1 НК РФ, фермерские хозяйства, перешедшие на единый налог, освобождаются от уплаты следующих сборов:

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Подоходный налог (для ИП);
  • Земельный налог;
  • Налог на прибыль (для юридических лиц);
  • Налог на имущество (в т. ч. недвижимое);
  • Транспортный налог;
  • Экологический налог (на вред окружающей среде).

Не облагаются транспортным налогом только те средства транспорта, которые используются для производства СХ-продукции, личный транспорт владельца КФХ и работников облагается налогом в обычном режиме.


Освобождение от вышеперечисленных налоговых сборов применимо только к крестьянским хозяйствам, не занимающимся ввозом товаров из-за рубежа.

Налоговой базой при едином СХ-налоге считается разница между суммой доходов и суммой расходов крестьянского хозяйства за календарный год, согласно п. 1 ст. 346.6 НК РФ.

Налоговая ставка установлена в размере 6%, но для КФХ, расположенных на полуострове Крым до 2021 года действует ставка 4%, согласно п. 1,2 ст. 346.8 НК РФ.

Для того, чтобы перевести фермерское хозяйство на систему единого налога, владелец КФХ должен поставить в известность о таком переводе налоговую службу до конца декабря, согласно п. 1 ст. 346.3 НК РФ. Тогда с 1 января следующего года для КФХ будет действовать единый налог.

Важно помнить, что перейти на единый налог могут только производители сельскохозяйственной продукции, а фермерские хозяйства могут считаться таковыми при условии, что доля прибыли от продажи СХ-продукции и предоставлении СХ-услуг в данном КФХ составляет не менее 70 процентов от суммарной прибыли, полученной КФХ, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ.

сервитут на землю

Согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ, сельскохозяйственными услугами считаются следующие виды деятельности:

  • Подготовка полей;
  • Посев, выращивание и уход за растительными культурами;
  • Обрезка плодовых деревьев;
  • Пересаживание овощей;
  • Перегон и выпас скота;
  • Уход за СХ-птицей;
  • Содержание скота и уход за ним.


Следует знать, что при нарушении правил единого налога владелец крестьянского хозяйства утрачивает право на данный способ исчисления налога с начала периода, в котором были зафиксированы нарушения.

Чаще всего под нарушением подразумевается переход от производства сельскохозяйственных товаров к иной деятельности без уведомления налоговой службы.

Руководитель КФХ, лишившийся права на единый налог, должен в течение месяца произвести налоговый перерасчёт по общей системе, согласно п. 4 ст. 346.3 НК РФ, иначе за каждый день, начиная с 31-го, будет начисляться пеня в размере 1/300 от ставки рефинансирования на всю сумму налога.

расчет размера налога

Оплата единого налога происходит в два этапа:

  • Авансовый расчёт – за первое полугодие;
  • Основной расчёт – за второе полугодие.

Авансовый налоговый платёж необходимо внести в течение 25 дней с момента завершения налогового полугодия, согласно п. 2 ст. 346.9 НК РФ, а основной платёж подлежит оплате до конца марта года, следующего за прошедшим отчётным годом.

При смене режима налогообложения (переходе на единую, упрощённую или обычную систему) владелец крестьянского хозяйства должен уведомить налоговую службу о таком переходе в течение 15 дней с начала налогового периода, согласно п. 5 ст. 346.3 НК РФ.

Особенности налогообложения подсобных хозяйств

Личные подсобные хозяйства граждан (ЛПХ) предназначены для обеспечения сельскохозяйственной продукцией владельца хозяйства – физического лица, а также членов его семьи, проживающих совместно с ним на территории ЛПХ.

Владельцу подсобного хозяйства необходимо уплачивать два вида налогов:

  • Земельный налог;
  • Имущественный налог.

Доходы от продажи продукции, произведённой в подсобном хозяйстве, не подлежат налогообложению, согласно п. 13 ст. 217 НК РФ, при следующих обстоятельствах:

Площадь земельного надела для ЛПХ не превышает 50 соток;

  • Владелец ЛПХ не использует труд наёмных работников;
  • Владелец ЛПХ имеет документ о регистрации подсобного хозяйства.


Документ необходим для предъявления проверяющим органам при реализации продукции подсобного хозяйства на торговых рынках.

постановка участка на кадастровый учет

Следует знать, что региональные органы власти могут увеличить максимальный размер надела для ЛПХ до 250 соток, в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона №112 «О личном подсобном хозяйстве».

При расчёте земельного налога подсобного хозяйства налоговой базой считается кадастровая стоимость надела ЛПХ, а налоговая ставка не может превышать 0,3 процента, согласно ч. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ. Ставка может быть понижена региональными властями для отдельных категорий населения.

Налоговой базой капитальных строений в границах территории подсобного хозяйства считается кадастровая стоимость таких строений.

Налоговая ставка на хозяйственные нежилые постройки в ЛПХ установлена в размере 0,5 процента, если площадь таких построек превышает 50 квадратных метров, согласно ч. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ. Если суммарная площадь хозяйственных построек меньше 50 кв. м., то налог за них не уплачивается, согласно п. 1,2 ст. 407 НК РФ.

Налоговая ставка в отношении жилых помещений подсобных хозяйств установлена в размере 0,1 процента, согласно п. 2 ст. 406 НК РФ, а при площади жилья меньше 50 кв.м. налог не начисляется.


Важно помнить, что под жилые строения, не относящиеся к жилым домам по техническим характеристикам, но используемые фактически в качестве таковых, облагаются налогом как обычные жилые здания, в соответствии с п. 2 ст. 401 НК РФ.

Налоговая декларация для подсобных хозяйств подаётся за календарный год до конца марта года, следующего за отчётным.

Налогообложение земель для ИЖС

Земельные наделы для индивидуального жилищного строительства облагаются имущественным и земельным налогом.

правильное заполнение декларации

Налоговой базой для наделов под индивидуальное строительство может считаться:

  • Кадастровая стоимость земли;
  • Нормативная стоимость земли.

Нормативная стоимость определяется органами местной исполнительной власти при отсутствии кадастровой стоимости. И не может превышать ¾ средней рыночной стоимости земельных наделов данной площади в регионе.

Ставка по земельному налогу для наделов под ИЖС равна 1,5 процента, согласно пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ.

При расчёте налога на жилые строения в границах земли ИЖС налоговая база рассчитывается как разность между кадастровой стоимостью жилого здания и кадастровой стоимости 50 кв. м. данного здания.


Часто на участках для ИЖС жилой дом вместе с гаражом, электрощитовой будкой или флигелем оформляют как единый комплекс недвижимости, за который уплачивается один налог.

Если жилое здание на участке для ИЖС оформлено в единый комплекс недвижимости вместе с дополнительными пристройками или гаражом, то налоговая база для такого комплекса будет рассчитываться как разность между кадастровой стоимостью недвижимого комплекса и одного миллиона рублей.

заполнение налоговой декларации

Налоговая ставка для строений в границах наделов под ИЖС, согласно ст. 406 НК РФ, установлена в размере:

  • 0,1 процента – для жилых построек, имеющих площадь более 50 кв. м.;
  • 0,5 процента – для хозяйственных построек;
  • 2 процента – для объектов, кадастровая стоимость каждого из которых превышает триста миллионов рублей.

Важно знать, что региональным законодательством ставка по налогу на строения земель ИЖС может быть увеличена в три раза или уменьшена до нуля в зависимости от ситуации в регионе.

Налоговую декларацию по имущественному и земельному налогам для наделов под ИЖС необходимо заполнить и представить в налоговую службу до первого ноября года, следующего за отчётным годом.

плата за сервитут на земельный участок
Наследование права аренды земельного участка регулируется 1112 статей ГК РФ.

Как устанавливается плата за сервитут на земельный участок? Мы рассказали об этом здесь.

Образец заявления на предварительное согласование предоставления земельного участка можно скачать здесь.

Уплата налога, если земля в собственности

кадастровый план земельного участка

Земельный налог необходимо оплачивать на равных условиях, согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, следующим категориям землепользователей:

  • Собственникам земли;
  • Обладателям права постоянного бессрочного использования;
  • Обладателям права пожизненного наследуемого владения.

Если землепользователь использует участок на правах аренды у местных или федеральных органов власти, то уплата налога заменяется арендной платой.

Итак, для расчёта земельного и других налогов необходимо исходить из вида использования надела земли и наличия налоговых льгот, а при выборе системы налогообложения важно предварительно рассчитать общий размер подлежащих уплате налогов для каждого варианта.

Читайте также: