Зарубежные счета физических лиц налоговых резидентов рф

Опубликовано: 26.03.2024

Владение иностранными счетами для россиянина - это отдельная непростая тема. С одной стороны, неоднозначное толкование отдельных статей валютного законодательства, а с другой стороны – серьезные налоговые обязанности и штрафные санкции вплоть до 100% за нарушение валютных и налоговых норм.

Для чего открывают счета в зарубежных банках и что нужно знать о них

Многие россияне в силу разных жизненных обстоятельств могут открывать счета и вклады в зарубежных банках. Перечень разрешенных операций по зачислению средств на зарубежных счетах приведен в Федеральном законе от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173-ФЗ). Такими операциями являются:

  • заработная плата и иные выплаты, связанные с выполнением физическими лицами-резидентами* за рубежом своих трудовых обязанностей (по заключенным ими с нерезидентами трудовым контрактам)
  • оплата и (или) возмещение расходов работающим физическим лицам-резидентам, связанных с их служебными командировками
  • наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад);
  • денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады)
  • пенсии, стипендии, алименты и иные выплаты социального характера
  • страховые выплаты, осуществляемые страховщиками-нерезидентами
  • начисленные проценты на остаток средств по банковским счетам (во вкладах)
  • денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада)
  • выплаты по решениям судов иностранных государств (за исключением решений международного коммерческого арбитража)
  • возврат денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за товар, услугу

* - Примечание: здесь и далее при употреблении слова резидент мы имеем ввиду Налоговых резидентов. Подробнее о понятии Налогового резидента можно прочитать в статье Декларирование дохода при инвестициях за рубежом.

Кроме того, на счета физических лиц-резидентов, открытых в банках, расположенных на территориях государств-членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены денежные средства от нерезидентов РФ в виде:

  • доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории РФ недвижимого и иного имущества физического лица-резидента
  • грантов
  • накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу-резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги)
  • с 01 января 2018 г.: денежные средства, полученные физическим лицом-резидентом в результате отчуждения им внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж, указанный в Федеральном законе N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Узнать список стран, территорий и организаций, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, можно на официальных сайтах: сайт ОЭСР и сайт ФАТФ .

Таким образом, денежные средства, не разрешенные к зачислению на зарубежный счет в банке, должны быть зачислены на валютный счет резидента в банке на территории РФ. В противном случае — резидент РФ может быть наказан за нарушение валютного законодательства до 100% от суммы операции (ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции).

Для соблюдения условий, установленных валютным и налоговым законодательством, резиденту РФ необходимо уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов (вкладов), а также ежегодно отчитываться о движении средств по зарубежным счетам в налоговом органе. Самое неприятное в этом еще и то, что если предоставить несвоевременно или не по форме эти сведения, то будет наложен штраф. А если будут проведены операции по счету в нарушение валютного законодательства, то штраф может достигнуть от 75 до 100% от суммы операции по зарубежным счетам.

Алгоритм действий для гражданина РФ, а также налоговые последствия

Для примера рассмотрим типичную ситуацию.

Как стоит ему поступить? Прежде всего, необходимо определить, является ли он валютным резидентом РФ согласно Закона №173-ФЗ. Если на дату сдачи в аренду гражданин РФ не считался постоянно проживающим за рубежом не менее одного года (в том числе не имел вид на жительство и визы сроком не менее одного года), то гражданин по этому закону будет считаться валютным резидентом РФ.

При открытии счета в зарубежном банке он должен сообщить об этом не позднее одного месяца по специальной форме в налоговый орган, в котором состоит на учете. А также не забыть до 01 июня следующего года предоставить отчет в налоговый орган по специальной форме о движении денежных средств по заявленному счету с возможностью налогового органа запросить копии подтверждающих документов и любую информацию по данному счету. Уведомление об открытии счета за рубежом в налоговый орган с отметкой о принятии также может понадобиться гражданину для предъявления в банк, когда он захочет сделать перевод из иностранного банка на счет в российский банк. В дальнейшем, в случае, если данный счет гражданину не понадобится, то его стоит закрыть, о чем обязательно нужно уведомить также налоговый орган, иначе гражданин может быть привлечен к административной ответственности за непредоставление уведомления о закрытии счета при его фактическом закрытии (ст. 15.25 КоАП РФ).

В связи с тем, что доход от сдачи имущества в аренду подлежит налогообложению по ставке 13% согласно Налоговому кодексу РФ, то гражданину необходимо самостоятельно подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в срок до 30 апреля следующего года и уплатить налог в бюджет РФ.

После всех этих процедур будет считаться, что гражданин все сделал правильно согласно нормам валютного и налогового законодательства. И, как видно из примера, такая не самая сложная операция по сдаче имущества в аренду сопряжена с серьезными валютными и налоговыми процедурами.

В настоящее время российские законодатели подготовили ряд изменений в нормы Закона №173-ФЗ, которые при принятии их существенно облегчат жизнь россиян.

Какие изменения ожидаются в ближайшем будущем в валютном законодательстве?

В Государственную Думу РФ в середине октября 2017 г. внесен на рассмотрение законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», который устранит многие неясности отдельных статей.

Одно из самых долгожданных изменений – по-новому будет определяться статус валютного резидента. В действующей версии Закона №173-ФЗ резидентом считается гражданин РФ, не проживающий постоянно в иностранном государстве в течение не менее одного года, в том числе имеющий выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающий в иностранном государстве в течение не менее одного года на основании рабочей или учебной визы со сроком действия не менее одного года (или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года). Если это условие выполняется, то гражданин РФ считается нерезидентом в целях проведения валютных операций. В настоящее время данная норма затрудняет физическим лицам-нерезидентам проводить операции по своим валютным счетам с российскими банками, так как банки требуют подтверждения этого статуса документально, что не всегда можно быстро сделать. Отдельные трудности возникают у нерезидентов, проживающих в стране с безвизовым режимом, а также, если нерезиденту приходится пересекать границу с РФ хотя бы на 1 день (например, при краткосрочных командировках), в этом случае он теряет свой статус.

Ожидается и второе не менее важное изменение.

Отмена этого требования обусловлена подписанием Российской Федерацией многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией Multilateral Competent Authority Agreement (MCAA). В рамках этого Соглашения налоговые органы Сторон обмениваются информацией о счетах, открытых на их территории резидентами других стран-участниц Соглашения, в автоматическом режиме. Обмен информации с Россией должен начаться с 2018 года.

Более подробно о MCAA и обмене информации по заграничным счетам мы расскажем в следующей статье.

Если законопроект будет утвержден в той версии, которая сейчас на рассмотрении в Государственной Думе, то расширится перечень разрешённых случаев зачисления денежных средств на счета физических лиц-резидентов, открытые ими в банках за пределами России, минуя уполномоченные банки (с учетом некоторых особенностей):

  • продажа нерезиденту принадлежащих физическому лицу-резиденту на праве собственности за пределами России транспортных средств
  • продажа нерезиденту принадлежащего физическому лицу-резиденту недвижимого имущества, если такое недвижимое имущество зарегистрировано на территории иностранного государства, входящего в ОЭСР или ФАТФ, и это иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией

Еще одним долгожданным изменением может стать то, что резидент сможет оплачивать товары, работы, услуги на территории России с помощью банковских платёжных карт, эмитированных иностранными банками, привязанным к счетам, открытых в банках за пределами России.

Данным законопроектом предлагается освободить граждан РФ от выполнения обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах, открытых в банках за пределами России, от ограничений на совершение операций, а также от необходимости представления отчётов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам физических лиц-резидентов, если срок их пребывания за границей в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней независимо от количества въездов на территорию России в этом календарном году.

Предлагается, что срок вступления законопроекта в силу будет установлен с 1 января 2018 года, а пока действуют старые нормы, которые описаны в данной статье выше.

В заключение

До настоящего времени у налоговых органов не было ресурсов для выяснения, у каких физических лиц есть зарубежные валютные счета, и какие операции по ним проводились. Исключением являлись случаи, когда на эти счета переводились средства из российских банков и наоборот, или сами законопослушные граждане подавали такие сведения. После того, как наладится работа по обмену финансовой информацией с разными странам, очень многим россиянам, имеющим зарубежные счета, придется серьезно задуматься о нерезидентстве или стать законопослушным гражданином РФ, что будет не так сложно, если будут приняты все новые изменения в Закон №173-ФЗ.

Уведомление об открытии/изменении реквизитов/закрытии зарубежного счета физическим лицом существует давно. С 2015 г. у физических лиц появилась обязанность направлять в российскую налоговую отчеты о движении денежных средств по зарубежным счетам. В настоящей статье будут рассмотрены все обязанности физических лиц, связанные с наличием иностранного счета и последствия неисполнения таких обязанностей.

Уведомление об открытии зарубежного счета и Отчеты о движении денежных средств по зарубежному счету

Указанное ниже распространяется ТОЛЬКО на физических лиц, которые являются валютными резидентами РФ (с 1 января 2018 г. - это ВСЕ граждане России) и в календарном году находятся на территории РФ более 183 дней. Требования по представлению Уведомления об открытии/закрытии/измении реквизитов зарубежного счета, Отчетов о движении денежных средств по зарубежному счету и к порядку проведения валютных операций по зарубежным счетам НЕ распространяются на граждан РФ, которые суммарно в календарном году находились за пределами РФ более 183 дней (с того момента, как лицо достигло указанного количества дней).

1) Открытие счета в иностранном банке

2) Закрытие счета в иностранном банке

1 месяц с даты открытия/закрытия счета Документы прикладывать НЕ требуется
(напр., копии заключенных банковских договоров, реквизиты счета и т.д. прикладывать НЕ требуется, однако налоговый орган ВПРАВЕ запросить указанные документы в качестве подтверждения заявеленных лицом сведений)

ч.2 ст. 15.25 КоАП РФ

Представление резидентом в налоговый орган Уведомления об открытии/закрытии/изменении реквизитов счета с нарушением установленного срока (гражданин уведомил налоговый орган с опозданием, НО самостоятельно - Прим. юриста КГ "ГидПрава")

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

Непредставление (гражданин НЕ уведомлял налоговый орган до тех пор, пока налоговому органу не стало известно о наличии у него счета - Прим. юриста КГ "ГидПрава") резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета или об изменении реквизитов счета

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей.

1 месяц с даты изменения реквизитов счета

Документы прикладывать НЕ требуется

1) Наличие открытого счета в иностранном банке

2) Закрытие счета в иностранном банке

1) первый отчет - в срок до 01 июня года, следующего за годом, в котором был открыт зарубежный счет

Далее - ежегодно в срок до 01 июня

2) одновременно с Уведомлением о закрытии счета за период с 1 января отчетного года или с даты открытия счета в отчетном году по дату закрытия счета включительно

В случае закрытия физическими лицами - резидентами счетов в 2015 г. отчет по таким счетам должен быть представлен в срок до 1 июня 2016 года.

Документы прикладывать НЕ требуется, однако, физическое лицо - резидент вправе представить в налоговый орган подтверждающие документы и информацию одновременно с отчетом
(как правило, ФНС запрашивает выписку по счету, из которой можно увидеть верность отражение сумм в представленном Отчете о движении, а также в соответствии с указанными в выписке основаниями зачисления - понять, ЧТО из зачисленных сумм является доходом)

Также см.

Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам более чем на тридцать днейвлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 500 рублей до 3 000 рублей

ч.6.5. ст. 15.25 КоАП РФ

Повторное (подразумевается пропуск отчетного периода) непредсатвление Отчета о движении денежных средств

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 20 000 рублей

Срок давности - 2 года с момента совершения правонарушения, т.е. с 1 июня года, следующего за отчетным.

Таким образом сроки истечения исковой давности:
Отчет за 2015 г. - дата подачи 01 июня 2016 г. + 2 года = 01 июня 2018 г.
Отчет за 2016 г. - дата подачи 01 июня 2017 г. + 2 года = 01 июня 2019 г.
Отчет за 2017 г. - дата подачи 01 июня 2018 г. + 2 года = 01 июня 2020 г.

Декларация 3-НДФЛ

Получив отчет о движении денежных средств и увидев положительный баланс по нему, налоговики скорее всего попросят предоставить выписку по счету. Данное требование законно и направлено на выявление ДОХОДА, который зачислялся на зарубежный счет и с которого в РФ должен быть уплачен НДФЛ 13% ("доход от источников за пределами РФ"). Не все поступления на счет считаются доходом - денежные средства могли перечислить, например, родственники или Вы могли самостоятельно внести наличные (с которых в РФ упалчен налог) на свой зарубежный счет и т.д.

В случае же, если поступавшие на зарубежный счет суммы являются доходом, а валютный резидент в отчетном году являлся также НАЛОГОВЫМ резидентом (находился на территории РФ более 183 дней в году в течение следующих друг за другом 12-ти месяцев), то данный доход должен быть задекларирован в РФ и с него должен быть уплачен НДФЛ.

Наличие облагаемого налогом дохода, поступившего на зарубежный счет

1) подача декларации - до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Отчетный период для иностранного счета: 01 января - 31 декабря

2) уплата налога - до 15 июля этого же года

Не требуется

ФНС может запросить предоставить любые документы, подтверждающие верность исчисленного налога

1) ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

2) ст.122 НК РФ -
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога - 20% от суммы неуплаченного налога

Срок давности - 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

В 2018 г. проводится камеральная проверка за 3 предыдущих отчетных года - 2015, 2016, 2017. Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то налог с нее должен быть заплачен до 15 июля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.01.2016 г.+ 3 года = 01.01.2019 г.

Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

4) ст.ст. 198 УК РФ - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Срок давности - 2 года

Законность валютных операций

Помимо этого, также необходимо учитывать, что сотрудниками налогового органа будет анализироваться вопрос о ЗАКОННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ЗАРУБЕЖНОМУ СЧЕТУ (как связынных с зачислением, так и со списание денежных средств) на предмет соблюдения требований ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Это САМЫЙ ВАЖНЫЙ вопрос в связи с суровой ответвенностью за совершение валютного правонарушения. Детальный анализ законных и незаконных валютных операций Вы можете найти в нашей статье (СТАТЬЯ) Валютные операции по личному счету физического лица в иностранном банке. Перечень разрешенных и запрещенных валютных операций (с учетом изменений от 1 января 2018 г.)

1) зачисление средств на зарубежный счет должно быть валютной операцией, прямо разрешеной ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

2) все, что прямо не разрешено ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" - являетя незаконной валютной операцией

3) законное списание (расходование) денежных средств, НО зачисленных на счет с нарушением требований валютного законодательства - незаконная валютная операция

4) валютные операции между валютными резидентами РФ - запрещены, за исключением случаев, прямо указанных в ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Данный вопрос стал крайне актуален с момента признания ВСЕХ граждан РФ валютными резидентами независимо от срока проживания за границей

Штраф от 75% до 100% размера суммы незаконной валютной операции за осуществление незаконных валютных операций

Момент исчисления срока исковой давности по административным валютным правонарушениям

Ст. 4.5. КоАП РФ Давность привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете не может быть вынесено по истечении 2-х лет со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В Постановлении Пленума ВС РФ (ниже) дано соответствующее разъяснение о том, какое правонарушение признается длящимся.

Судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения - "для длящихся правонарушений", Прим.автора).

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности - "НЕ относится к валютным правонарушениям", Прим.автора.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Момент исчисления срока исковой давности по налоговым правонарушениям

Ст. 113 НК РФ Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Таким образом:

ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011г. № 13447/1

Ст. 119 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок, в виде взыскания штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога по этой декларации, за каждый полный или полный месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Таким образом, при несвоевременном представлении налоговой декларации днем совершения правонарушения является следующий день после истечения срока, установленного для подачи декларации в налоговую инспекцию.

При этом следует отметить, что дата фактического представления декларации в налоговую инспекцию на отсчет срока давности привлечения к ответственности не влияет.

ст.122 НК РФ - неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога - 20% от суммы неуплаченного налога

Срок давности - 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

Ответы на часто задаваемые вопросы

1. Как в России узнают, что у меня есть иностранный счет?

Информация о зарубежном счете может стать известна российским налоговикам в рамках автоматического обмена информацией между странами, подписавшими соответствующие соглашения ОЭСР. Вступление в силу соглашений, а соответственно и первый обмен намечены на сентябрь 2018 года. Только практика может показать, насколько эффективным и действенным окажется данный международный инструмент. Подробнее об автоматическом обмене с Россией Вы можете прочитать в нашей статье (СТАТЬЯ) Автоматический обмен налоговой информацией CRS 2018 - как происходит, какая информация передается, какая установлена ответственность?

2. Я являюсь налоговым резидентом РФ, т.к. преимущественно проживаю в РФ и валютным резидентом. У меня есть банковский счет во Франции, который я открыл в 2012 г. Ни уведомлений, ни отчетов о движении денежных средств в РФ по данному счету я не направлял. На счет проиводились зачисления от сдачи моей французской квартиры в аренду. Данные средства в РФ я не декларировал. В 2018 г. я узнал, что в результате автоматического обмена с РФ о моем счете может стать известно российской налоговой. Хотел бы заявить об этом счете и все задекларировать. Что мне необходимо сделать и какие будут в данном случае начислены штрафы?

  1. Подать Уведомление об открытии зарубежного счета - штраф за несвоевременную подачу - 1 500 руб.
  2. Подать Отчеты о движении денежных средств по данному счету за 2015, 2016 г.г. - одновременно с Уведомлением об открытии счета и за 2017 г. в срок до 01 июня 2018 г. Штрафы - 20 000 руб. х 2 пропущенных периода = 40 000 руб.
  3. Проанализировать ВСЕ поступления и списания денежных средств по данному счету на предмет законности валютных операций. В частности, зачисление дохода от сдачи в аренду недвижимости на зарубежный счет, открый во Франции (страна ОЭСР и ФАТФ) - законная валютная операция. С учетом срока исковой давности лицо НЕ привлекается к административной ответственности за неезаконные валютные операции с момента совершения которых прошло 2 года.
  4. Определить, ЧТО именно из поступлений является налогоблагаемым доходом, подлежащим декларированию в РФ и в соответствии с этим:
    • заполнить и подать Декларации 3-НДФЛ за 2015-2016 г.г. - штраф (5% от суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 000 руб.) и Декларацию 3-НДФЛ за 2017 г. в срок до 30 апреля 2018 г.
    • исчислить и самостоятельно уплатить в бюджет сумму недоимки (налога) и пени за каждый день просрочки. В связи с самостоятельной уплатой НДФЛ штраф за несвоевременную уплату налога в размере 20% НЕ применяется.

Россияне, хранящие сбережения за рубежом, еще полгода могут спать спокойно: правительство перенесло для них крайний срок подачи отчетов о движении средств на заграничных счетах и вкладах с 1 июня на 1 декабря. Соответствующее постановление опубликовано на интернет-портале правовой информации. В условиях пандемии гражданам будет непросто получить необходимые для отчета информацию и документы по счету или вкладу в иностранном банке, решило правительство. Перенос срока подачи отчета – не единственное новшество для владельцев зарубежных счетов. В 2020 г. вступили в силу изменения в валютное законодательство, которые облегчат жизнь части граждан, а другим, наоборот, усложнят.

Кто должен подавать отчет

По общему правилу отчет о движении средств на зарубежных счетах или вкладах в Федеральную налоговую службу (ФНС) должны подавать все граждане России, признанные валютными резидентами, а также те, кто постоянно живет в России на основании вида на жительство.

Валютными резидентами считаются только те, кто проводит в России более 183 дней в году. Если россиянин проводит за границей более полугода в календарном году, он перестает быть валютным резидентом и отчет не подает. Срок считается суммарно, нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря, поясняет партнер юридической компании «Нортия ГКС» Роман Тарасов. Дата въезда и выезда из России в общей сумме дней не учитываются.

Наличие второго гражданства и счета в банке на «второй родине» от этого обязательства не освобождает.

Срок подачи отчетов о зарубежных счетах россиян перенесут на полгода

Физлица не обязаны уведомлять ФНС о прекращении резидентства, но инспекция может запросить подтверждение пребывания за рубежом, напоминает замруководителя практики структурирования бизнеса «КСК групп» Станислав Ляпцев: «Мы бы рекомендовали для надежности также сняться с регистрации по постоянному месту жительства».

В 2019 г. был принят закон о либерализации валютных операций, который разрешил не подавать отчет и тем, у кого за рубежом на счету или вкладе хранится не более 600 000 руб. в валютном эквиваленте – он рассчитывается по курсу ЦБ на 31 декабря отчетного года. Речь идет не о совокупной сумме, а о каждом счете (вкладе) в отдельности: если на нем меньше установленного лимита, отчитываться не надо, пояснил «Ведомостям» представитель ФНС. Правда, такой счет или вклад должен быть открыт исключительно в «прозрачной» юрисдикции.

К ним закон относит, во-первых, страны Евразийского экономического союза: (ЕАЭС): Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию. А во-вторых, страны, автоматически обменивающиеся с Россией финансовой информацией. Перечень таких государств ФНС ежегодно согласует в Минюсте. Сейчас там 77 государств и 12 территорий, включая популярные у россиян.

За позднее предоставление отчета, согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), физлицам грозит штраф в размере 300–3000 руб. в зависимости от дней просрочки, а за неполные или недостоверные сведения в нем – 2000–3000 руб. При повторном нарушении штраф – 10 000–20 000 руб.

Если отчет вообще не подавался, штраф будет гораздо выше. ФНС в письме от 16 июня 2017 г. разъяснила, что может квалифицировать все действия по такому счету как незаконные валютные операции, напоминает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова. Тогда по КоАП штраф составит от 3/4 до полной суммы операции.

Инвесторам пока не беспокоиться

Начиная с налогового периода 2020 г. ежегодно отчитываться в ФНС должны не только вкладчики иностранных банков, но и владельцы счетов в «иных финансовых организациях». Специально уведомлять ФНС о счетах, открытых в них до 1 января 2020 г., не надо, уточняет представитель службы.

Налог на процентный доход по вкладам введут с 2021 года

Точного определения или перечня их в новой редакции закона о валютном регулировании нет. ФНС рекомендует пользоваться определением ст. 142.1 Налогового кодекса. Таким образом, в него попадают страховые компании, брокеры, депозитарии, управляющие компании, форекс-дилеры, клиринговые организации и центральные контрагенты, негосударственные пенсионные и акционерные инвестиционные фонды, микрофинансовые организации, а также различные кооперативы (потребительские, жилищно-накопительные и сельскохозяйственные), операторы электронных кошельков, а также организации без образования юридического лица, которые инвестируют средства клиента или совершают от его имени и за его счет иные сделки. Правда, список этот не окончательный и может обновляться.

Валютное регулирование для операций по таким счетам для резидентов мягче, чем для счетов в иностранных банках. В конце прошлого года ЦБ решил (указание от 24 декабря 2019 г. – «Ведомости»), что зачисление средств на такие счета (и их списание) будет осуществляться без ограничений. Но отчитываться по ним придется уже со следующего года, если стоимость активов на них превышает 600 000 руб.

Некоторые вопросы, впрочем, остались. «Из определения организации финансового рынка следует, что передавать в них физлица будут преимущественно денежные средства или иные финансовые активы: ценные бумаги, производные финансовые инструменты. Ситуация с неденежными счетами – например, депо, на которых хранятся не обращающиеся на организованном рынке бумаги, – остается неопределенной», – сетует советник юридической фирмы «Алимирзоев и Трофимов» Дарья Романова. По ее словам, сейчас неясно, как сдавать по таким счетам отчеты, как оценивать стоимость таких активов, изменения балансов по счету, предупреждает она.

Хранить по правилам

В 2020 г., как и прежде, основные ограничения на операции сохраняются в отношении тех, кто хранит средства на счетах и вкладах в иностранных банках. Тем, кто несмотря на пандемию продолжает совершать по ним операции, стоит помнить обо всех изменениях валютного законодательства, вступивших в силу в этом году и относящихся к отчетному периоду 2020 г.

С 1 января 2020 г. вступили в силу послабления владельцам счетов в иностранных банках, расположенных в прозрачных юрисдикциях. Теперь на них можно зачислять без ограничений средства, полученные от нерезидентов. Ранее перечень был ограничен, например, доходами от продажи и сдачи в аренду недвижимости, доходами от продажи ценных бумаг, прошедших листинг на организованной бирже, процентным и купонным доходом, доходом от передачи средств в деньгах или ценных бумагах в доверительное управление.

На счета всех резидентов, независимо от юрисдикции, теперь могут быть зачислены доходы от реализации драгоценных металлов, но только если это предусмотрено законодательством иностранного государства.

Владельцам счетов также следует обратить внимание на перечень прозрачных юрисдикций – он изменился. В него впервые попали Израиль, Панама, Доминика и Гана, а выбыли Великобритания, остров Мэн, Гернси, Джерси и Литва.

Люди, хранящие деньги в банках этих «исключенных территорий», теперь подают отчет на общих основаниях. А круг разрешенных операций в этих странах с 2020 г. существенно сузился. Фактически такие счета можно использовать только для ограниченного ряда расчетных банковских операций: переводы между собственными счетами, взнос наличных, конверсионные операции, а также ограниченного ряда иных операций, не связанных с инвестиционной деятельностью, перечисляет директор группы по оказанию услуг частным клиентам Deloitte Леонид Печерников. В списке разрешенных операций, например, возврат ранее уплаченных средств, выплаты в виде заработной платы по трудовым договорам с нерезидентами, суммы возвращенных налогов, страховые выплаты от нерезидентов, продолжает он. А вот зачисление дохода от продажи недвижимости или получение инвестиционного дохода на счета в банках в этих странах теперь запрещены, приводит пример партнер BGP Litigation Александр Голиков.


Чтобы открыть счет в зарубежном банке, нужно выбрать страну, банк и вид вклада.

Но на этом история с размещением денег не закончится.

Начиная с отчетности за 2015 год, у физических лиц РФ появилась обязанность уведомлять налоговые органы РФ о счетах в зарубежных банках.

Не все «физики» должны отчитываться. Такая обязанность возникает только у физических лиц — резидентов РФ. Резидентами же РФ в целях применения валютного законодательства являются (пп.6 п.1 ст.1 Закона № 173-ФЗ):

  • граждане России;
  • постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства.

То есть временно пребывающий иностранец в России не должен предоставлять никаких отчетов.

А наличие у россиян второго гражданства и счета в банке на «зарубежной родине» не спасает от обязанности предоставления отчета.

Сроки предоставления отчета о вкладах и счетах за рубежом

Итак, если «физик»-резидент РФ открыл счет либо вклад в зарубежном банке, то ежегодно в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом, он должен представлять специальный отчет. Отчет называется «О движении денежных средств и иных финансовых активов по счету (вкладу) в зарубежном банке» и сдается в налоговую инспекцию по месту своего учета.

В случае закрытия счета либо вклада в отчетном году отчет представляется за период с 1 января отчетного года по дату закрытия счета, либо вклада включительно одновременно с уведомлением о закрытии счета, либо вклада в срок, не позднее одного месяца со дня закрытия счета либо вклада.

В связи пандемией коронавируса срок представления такого отчета за 2019 г. продлен до 01.12.2020 г. (п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 409).

То есть в 2020 году на полгода был сдвинут срок предоставления отчета о зарубежных счетах либо вкладах.

Как заполнить отчет?

Отчет заполняется очень легко. Разобраться в правилах заполнения может «физик», никогда не заполнявший налоговых деклараций.

За 2020 г. отчет заполняется на трех листах. А количество представляемых в составе отчета листов должно соответствовать количеству открытых за рубежом счетов либо вкладов.

Так, на первом листе приводится общая информация:

  • ИНН физического лица (при наличии);
  • код налогового органа, куда подается отчет;
  • ФИО-резидента РФ, данные его паспорта;
  • дата рождения;
  • номер корректировки отчета;
  • номер контактного телефона.

На втором листе отчета проставляется период, за который представляется отчет, а также указываются:

  • наименование банка и полный адрес банка латинскими буквами;
  • SWIFT-код или БИК банка;
  • номер налогоплательщика либо его аналог зарубежного банка;
  • цифровой код страны банка согласно Общероссийского классификатора стран мира;
  • номер счета, а также сведения о том, является ли счет личным или совместным;
  • даты открытия и закрытия счета;
  • если счет в зарубежном банке открыт на основании разрешения Банка России, то приводятся данные о разрешении Банка России.

На третьем листе отчета указываются:

  • цифровой код валюты счета в соответствии с Общероссийским классификатором валют;
  • сведения о движении денежных средств по счету, а это:

а) остаток средств на начало отчетного периода;

б) сумма зачисленных за отчетный период средств;

в) сумма списанных за отчетный период средств;

г) остаток средств на конец отчетного периода.

Обязанность «физика»-резидента представить налоговикам отчет считается исполненной, если им представлен отчет в полном объеме и в установленный срок.

Каким способом можно передать отчет налоговикам?

Отчет заполняется по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 г. № 1365 и передается налоговикам:

  • лично физическим лицом-резидентом;
  • через уполномоченного представителя;
  • по почте заказным письмом с уведомлением;
  • в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.ru).

Отметим, что с 15 декабря 2020 г. нужно применять новые форматы отчетности для представления в электронной форме (Письмо ФНС РФ от 19.10.2020 г. №ВД-4-17/17065@) — отчет о движении средств физического лица-резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ (КНД 1112520). Отчет в таком формате представляется через личный кабинет «физика» на официальном сайте ФНС России.

Штрафы за непредставление отчета

С 1 января 2016 г. за непредставление отчета или иного нарушения порядка представления отчета применяются административные штрафы. Их размер предусмотрен п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Так, представление отчета по неустановленной форме либо с недостоверными сведениями будет наказываться наложением штрафа от 2 тысяч до 3 тысяч рублей.

Опоздание с представлением отчета будет наказываться штрафом:

  • от 300 до 500 рублей — при нарушении срока до 10 дней (п.6.1 ст.15.25 КоАП РФ);
  • от 1 тысяч до 1,5 тысяч рублей — при нарушении срока от 10 дней, но не более 30 дней (п.6.2 ст.15.25 КоАП РФ);
  • от 2,5 тысяч до 3 тысяч рублей — при нарушении срока более 30 дней (п.6.3 ст.15.25 КоАП РФ).

А повторное нарушение карается более сурово. Штраф за повторное опоздание, независимо от количества дней просрочки, составит 20 000 рублей (п.6.5 ст.15.25 КоАП РФ).

За нарушение валютного законодательства грозит штраф от 25 до 100 процентов от суммы валютной операции. Увеличению количества случаев привлечения к ответственности способствуют законодательные изменения и формирование новой судебной практики. Чтобы не лишиться переведенных на заграничный счет денег, физлица и юрлица должны своевременно отчитываться о движении денежных средств и проверять валютные операции на соответствие требованиям закона

Будьте внимательны при использовании зарубежных счетов – валютный контроль усиливается

Российское валютное законодательство отличается особенной строгостью. Перечень валютных операций, которые могут совершать физические и юридические лица, достаточно короткий. При этом штрафы за нарушение законодательства поистине драконовские – от 25 до 100 процентов от суммы незаконной валютной операции (ст. 15.25 КоАП РФ). Чтобы не пришлось уплачивать штрафы, нужно точно понимать, какие операции могут совершать российские резиденты (физлица, являющиеся гражданами РФ или постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство, а также юрлица с местонахождением в России).

Могут ли физлица переводить деньги между своими зарубежными счетами?

Статья 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) содержит перечень разрешенных валютных операций. Так, российские резиденты – физлица вправе переводить денежные средства между своими счетами в зарубежных банках, а также со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках.

Какие еще валютные операции разрешены для физлиц?

Резиденты РФ вправе осуществлять со счетами, открытыми за пределами России, следующие операции:

  • получать проценты на остаток средств на этих счетах;
  • переводить денежные средства в виде взноса, который требует банк при открытии счета (вклада);
  • переводить на такие счета наличные денежные средства и те, что получены в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на эти счета (вклады);
  • получать суммы налогов, возвращенные органами того государства, в котором находится резидент (например НДС, полученный по правилам такс-фри).

Физлица могут зачислять на свои зарубежные счета деньги, полученные от нерезидентов?

Российские резиденты вправе зачислять на свои счета денежные средства, полученные от нерезидентов:

  • зарплату и иные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей за пределами РФ, а также суммы, выплачиваемые для возмещения расходов в связи с командировками;
  • суммы, выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража;
  • пенсию, стипендию, алименты и иные социальные выплаты;
  • страховые выплаты, осуществляемые страховщиками-нерезидентами;
  • возвращенные денежные средства – например, ошибочно перечисленные или те, что были уплачены нерезиденту за товар, который резидент решил вернуть.

Какие операции можно совершать, если счет открыт в государстве – члене ОЭСР или ФАТФ?

Если счет у физлица открыт в банке на территории государства, являющегося членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), то тогда ему могут быть зачислены:

    кредиты и займы в иностранной валюте, полученные по договорам с организациями-нерезидентами, которые являются агентами правительств иностранных государств, а также по договорам, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

  • доходы от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за границей имущества;
  • средства, выплачиваемые в виде процентного (купонного) дохода и иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям и векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги);
  • средства, полученные в результате продажи физлицом внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской или иностранной бирже;
  • средства, выплачиваемые в виде дохода, полученного от передачи денежных средств или ценных бумаг доверительному управляющему – нерезиденту;
  • средства, полученные от продажи нерезиденту транспортного средства;
  • средства, полученные от продажи нерезиденту недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ. Такое имущество должно быть зарегистрировано на территории государства – члена ОЭСР или ФАТФ. Еще одно важное условие: государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией. Кроме того, счет (вклад) резидента должен быть открыт в банке на территории этого иностранного государства.
  • Какие валютные операции разрешены для юрлиц?

    Перечень разрешенных валютных операций для юридических лиц в целом совпадает с описанным выше. При этом необходимо помнить несколько простых правил:

    • между резидентами разрешены только те валютные операции, что приведены в ст. 9 Закона № 173-ФЗ;
    • валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением предусмотренных ст. 11 Закона № 173-ФЗ.
    • Валютные операции должны осуществляться через счета в уполномоченных банках и банках за пределами территории РФ в предусмотренных Законом № 173-ФЗ случаях (ст. 14 этого закона).

    Что грозит за непредоставление отчетности по счетам в зарубежных банках?

    Открытие счета в банке за пределами РФ порождает обязанность уведомить об этом российский налоговый орган. Кроме того, физические и юридические лица должны отчитываться о движении денежных средств на своих зарубежных счетах. Формально непредоставление отчета в установленные законом сроки влечет привлечение к ответственности в виде штрафа.

    Физлица сообщают о движении денежных средств один раз в год, в срок до 1 июня года, следующего за отчетным. То есть если вы открыли счет в Швейцарии в 2019 г., то отчитываться начнете с 2020 г. Уведомление об открытии счете нужно подать в налоговый орган в течение месяца.

    Юридические лица должны предоставлять отчетность о движении денежных средств ежеквартально, в течение 30 дней с момента завершения квартала.

    Суммы штрафов за неисполнение этих обязанностей невелики – до 3 тыс. руб. для физлиц и до 50 тыс. руб. для юрлиц. Однако контролирующие органы могут применить к резиденту положения п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ о незаконных валютных операциях. Тогда будет наложен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, в рассматриваемом случае – суммы счета. И хотя такая судебная практика пока не сформирована, возможность ее появления существует.

    Что такое репатриация валюты и каким будет наказание за невыполнение этой обязанности?

    Закон накладывает обязательства по репатриации иностранной валюты на участников внешнеторговой деятельности и лиц, дающих займы нерезидентам. Это означает, что резидент должен обеспечить:

    • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные им товары, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, выполненные работы и оказанные услуги;
    • возврат в Россию средств, уплаченных нерезидентам за неполученные товары, непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, невыполненные работы и неоказанные услуги;
    • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся по договорам займа.
    • Получается, что именно заимодавец (продавец), который по условиям заключенного с нерезидентом договора должен получить от заемщика (покупателя) денежные средства, отвечает перед государством за своевременное исполнение такого обязательства. За невыполнение обязанности по репатриации валюты может быть наложен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).

    Почему усилился валютный контроль?

    15 мая 2018 г. вступили в силу поправки к Закону № 173-ФЗ. С этой даты компании, осуществляющие внешнеторговые сделки, обязаны сообщать банкам точные сроки поступления валютной выручки. То есть в экспортно-импортных контрактах необходимо указывать конкретные сроки исполнения сторонами своих обязательств. В банк предоставляются именно эти сведения, а не данные о продолжительных временных периодах, отведенных на поступление денег.

    Также компания обязана сообщать банку о сроках возврата авансовых платежей, переведенных нерезиденту, а в договорах займа с заемщиками-нерезидентами – указывать сроки исполнения обязательств.

    При этом банкам разрешено отказывать в проведении операций практически за любое нарушение валютного законодательства. Но они обязаны письменно известить об этом нарушителя не позднее следующего рабочего дня после принятия решения. Так, в проведении операции могут отказать за нарушение резидентами положений Закона № 173-ФЗ о своих обязанностях, о сделках, об использовании счетов в зарубежных банках или из-за несоответствия поданных документов требованиям закона.

    Как в судах решаются вопросы применения валютного законодательства?

    Суды при решении вопроса о наказании за нарушение валютного законодательства никогда не отличались лояльностью по отношению к нарушителям. И все же иногда компаниям удавалось доказать неправомерность штрафа, например когда в договор с иностранным контрагентом были внесены изменения относительно порядка или сроков оплаты. Однако прошлогодние изменения в Закон № 173-ФЗ исключили возможность применения такого подхода.

    До 2019 г. не было практики привлечения российских юрлиц к ответственности за зачисление выручки непосредственно на свой счет, минуя счета в уполномоченных банках. Однако зимой этого года компания «Двадцатый век Фокс СНГ» подала почти 100 исков к ИФНС России № 4 по Москве, оспаривая штрафы налоговой инспекции за нарушение валютного законодательства. Дело в том, что партнеры компании в Казахстане переводили деньги за оказанные услуги на ее счет в местном банке Citibank Kazakhstan в казахстанских тенге, минуя счета в уполномоченных банках России. Представители российской компании сослались на «малозначительность» совершенного правонарушения, но суды этот довод не приняли. Пока компании не удалось доказать свою правоту. Можно предположить, что в ближайшие годы суды вынесут немало аналогичных решений.

    Что касается физлиц, то прецедентов привлечения их к ответственности за совершение незаконных валютных операций пока немного. Санкции применяют в основном за несвоевременное предоставление отчетности по зарубежному счету, и пока – не более того. Однако с учетом двух прошедших «амнистий капиталов» (периоды, когда физлица могли добровольно предоставить в налоговые органы информацию об имеющихся у них активах, счетах за рубежом и т.д.) и электронного обмена налоговой информацией между РФ и большинством западных стран высока вероятность, что валютные операции физических лиц окажутся под большим контролем.

    В заключение остается дать совет: чтобы не терять деньги при совершении валютных операций, следует правильно их квалифицировать и проверять на предмет соответствия требованиям законодательства.

    Читайте также: