Доклад на тему налоговая тайна

Опубликовано: 22.09.2022

Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.

Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.

Налоговая тайна и отечественный закон

Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

  • налоговым;
  • таможенным;
  • следственным;
  • правоохранительным;
  • внебюджетным фондам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

  • административная – ст. 13.13 КоАП;
  • материальная – ст. 1069 ГК РФ;
  • уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

Почему тайна?

Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

Какие данные относят к налоговой тайне

Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:

  • сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
  • налоговые декларации;
  • перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
  • вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
  • данные, касающиеся отчислений в соцфонды;
  • личная информация;
  • патенты, ноу-хау, разработки организации;
  • сведения уровня коммерческой тайны.

Это не налоговая тайна

Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

  • ФИО;
  • число и место рождения;
  • номера телефонов;
  • сведения о профессиональной занятости.

Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

  • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
  • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
  • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
  • имена руководства.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Режим секретности нарушен

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

Что грозит за нарушение налоговой тайны

Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

Кто вправе получить доступ к налоговой тайне

Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

  • запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
  • обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
  • в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
  • нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).

Составить такой запрос имеют право:

  • государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
  • следственные органы;
  • суд;
  • контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).

Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.

Понятие и принципы налоговой тайны

Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.

Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.

Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.

Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.

Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.

Налоговая тайна также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации.

Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.

Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.

Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.

Сведения, не относящиеся к налоговой тайне

Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.

В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.

Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.

Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

Разглашение налоговой тайны

Понятие «разглашение налоговой тайны», в соответствии с действующими положениями НК РФ, означает распространение определенных сведений, которые являются налоговой тайной, влекущее за собой нарушение существующих норм и несоблюдение интересов налогоплательщика.

Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну

В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.

Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

Особенности налоговой тайны

Содержание, доступ и само разглашение налоговой тайны, как юридические понятия, имеют свои особенности и нюансы. Например, само разглашение представляет собой личное использование, либо передачу данной информации другим лицам.

Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.

Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.

Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.

К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.

Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Налоговая тайна: понятие, особенности, изменения в законодательстве

В 2016 году вступил в силу Федеральный закон № 134-ФЗ, согласно которому данные об уплате налогов и сборов, численности работников и сумме доходов и расходов налогоплательщиков были исключены из категории налоговой тайны. Что такое налоговая тайна и как поправки к Налоговому кодексу отразятся на деятельности предприятий, раскрывается в этой статье.

Налоговая тайна в российском законодательстве

Категория налоговой тайны – относительно новая для российского законодательства и была впервые введена в 1999 году со вступлением в силу первой части Налогового кодекса РФ. Положения налоговой тайны раскрыты в статье 102 документа. (скачать статью 102 НК РФ, последняя редакция)

Кодекс определяет налоговую тайну как любые данные, полученные соответствующими государственными органами о налогоплательщиках и плательщиках страховых взносов. Эти данные не могут быть разглашены, они имеют ограниченный доступ. Налоговая тайна распространяется на всех налогоплательщиков – физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Целью того, что данные о налогоплательщиках содержатся в тайне, является необходимость сохранить конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну, персональных данных предпринимателя и наемных работников.

Налоговый кодекс не раскрывает перечень данных, относимых к категории налоговой тайны, но исходя из других норм кодекса, можно составить примерный перечень.

Данные, относящиеся к налоговой тайне, включают в себя:

  • данные первичной документации (кассовые ордеры, накладные, квитанции);
  • документы о движении фондов, денежных средств и других активов;
  • финансовые документы, которые не подлежат раскрытию и опубликованию;
  • личная информация работников;
  • объекты интеллектуальной собственности (разработки, ноу-хау, патенты);
  • данные о налогах и сборах, которые оплачены за товар, ввозимый на территорию Евразийского союза (ЕАЭС);
  • прочая информация, включаемая в состав коммерческой тайны.

Таким образом, к налоговой тайне относится достаточно широкий круг информации, которая передается налоговым и другим государственным органам, но не должна быть общедоступна.

Статья 102 Налогового кодекса РФ (скачать статью 102 НК РФ, последняя редакция) отдельно оговаривает принципы налоговой тайны для специальных деклараций. Специальная декларация подается физическими лицами, которые желают в рамках очередного этапа «амнистии капиталов» задекларировать имущество в других странах – недвижимость, средства на счетах, ценные бумаги, корпоративные права.

Для специальных деклараций действуют более жесткие требования – закрытой является значительная часть информации из таких деклараций, включая данные о декларируемом имуществе, идентификационных кодах, о постановке на налоговый учет и т.д.

Какие данные не являются налоговой тайной?

Российское налоговое законодательство не определяет данные, причисляемые к налоговой тайне, однако достаточно четко указывает, что тайной не является. Это закрепляется в подпунктах 1.1-1.13 статьи 102 Налогового кодекса РФ.

Исходя из норм кодекса, не являются налоговой тайной такие данные:

  1. данные, которые являются общедоступными, или которые сам налогоплательщик определил, как общедоступные – название организации (ФИО физического лица или ИП), контактные данные, номера телефонов, вид деятельности и аналогичные данные;
  2. данные об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);
  3. данные о нарушениях налогового законодательства налогоплательщиками;
  4. данные, полученные от соответствующих органов иностранных государств;
  5. данные о доходах кандидатов на выборные должности, подаваемые в избирательные комиссии;
  6. данные, передаваемые в ГИС ГМП (государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах) – информация об оплате госпошлины, административных штрафов и т.д.;
  7. информация о специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД и аналогичные);
  8. информация о постановке на налоговый учет физических лиц и иностранных организаций.

Данный перечень действовал до 2016 года и представлял собой данные, которые не представляли собой конфиденциальную информацию и были общедоступными.

Однако начиная с 2016 года из разряда налоговой тайны были выведены также важные данные о налогоплательщиках:

  1. данные о среднесписочной численности работников;
  2. данные о суммах уплаченных налогов и сборов;
  3. данные о доходах и расходах организаций.

Как видно, понятие налоговой тайны после 2016 года в значительной степени потеряло свою актуальность, ведь огромный массив данных теперь может быть свободно опубликован в общедоступных источниках.

Доступ к налоговой тайне

Налоговый орган должен обеспечить конфиденциальность данных, на которые распространяется налоговая тайна. При этом в отдельных случаях налоговый орган обязан передать информацию налогоплательщика, в том числе и попадающую в категорию налоговой тайны.

Запрашивать закрытую информацию о налогоплательщиках имеют право:

  • органы государственной власти, их сотрудники;
  • правоохранительные и следственные органы;
  • суды;
  • контрагенты налогоплательщика (для проверки надежности контрагента).

Информация, составляющая налоговую тайну, может быть предоставлена только при условии соблюдения определенных требований:

  1. запрос на получение информации должен быть составлен на официальном бланке и быть зарегистрирован в установленном порядке;
  2. в запросе должна стоять подпись руководителя организации, которая запрашивает данные (при электронном документообороте запрос подписывается ЭЦП);
  3. информацию можно предоставить только на основании определенного нормативного акта (закон, постановление, приказ и т.д.), что также должно быть отражено в запросе;
  4. запрос должен также содержать обоснование цели получения информации и реквизиты соответствующих документов – судебных решений, уголовных дел и прочих.

С учетом последних изменений в законодательстве, такая сложная процедура будет использоваться достаточно редко – большая часть данных будет размещена в открытом доступе.

Налоговый кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушения, связанные с получением доступа к налоговой тайне. Нарушения бывают двух видов: незаконное разглашение налоговой тайны сотрудниками компетентных органов и утрата документов, содержащих закрытые данные налогоплательщиков.

Ответственность должностных лиц наступает в тех случаях, когда установлен ущерб налогоплательщика, выявлены противоправные действия со стороны чиновника, и между этими фактами есть причинно-следственная связь.

По факту незаконного разглашения информации, содержащей налоговую тайну, ответственность должностных лиц может быть таких форм:

  • материальная – предполагает возмещение налогоплательщику нанесенного в результате материального ущерба;
  • дисциплинарная – выговор, предупреждение, лишение премии;
  • административная – на должностное лицо, виновное в нарушении, накладывается штраф в размере от 4000 до 5000 рублей;
  • уголовная – за разглашение банковской, налоговой или коммерческой тайны возможно наказание вплоть до 1,5 миллиона рублей штрафа и 7 лет лишения свободы.

В случае, если действия должностного лица не привели к серьезному ущербу, оно несет материальную и дисциплинарную ответственность. Если нарушения причинили ущерб, но он определен как незначительный – накладывается штраф. Но если нарушение повлекло тяжкие последствия, был злой умысел, а должностное лицо действовало с корыстной заинтересованностью – оно несет уголовную ответственность.

Следует отметить, что после внесения изменений в налоговое законодательство ожидается снижение числа нарушений налоговой тайны, поскольку самая важная информация будет публиковаться в открытом доступе в соответствии с новыми нормами.

Изменения в законодательстве, касающиеся налоговой тайны в 2018-2019 годах

В последние годы в налоговом законодательстве произошли изменения в части налоговой тайны. Государственной Думой был принят Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Этот закон расширил перечень данных, на которые не распространяется налоговая тайна. Закон вступил в силу с 1 июня 2016 года.

Со вступлением в силу закона к налоговой тайне больше не относится такая информация:

  • среднесписочная численность работников;
  • сумма уплаченных налогов и сборов (за исключением сумм уплаченных платежей за ввоз товаров на территорию Евразийского союза (ЕАЭС);
  • сумма доходов и расходов организации, отображаемая в бухгалтерской отчетности.

Эти данные будут размещаться в открытом доступе, поэтому для следственных и судебных органов, а также контрагентам больше не придется составлять запросы на получение этих данных. Порядок получения информации, которая остается налоговой тайной, не изменяется.

Для публикации данных создана информационная система «Прозрачный бизнес», которая будет доступна на сайте Федеральной налоговой службы. Сроки запуска системы переносятся – сначала планировалось начать работу системы в июле 2017 года, затем указывалась дата 1 июня 2018 года, после этого запуск был перенесен на 1 августа, а еще позднее – на 10 августа 2018 года.

Публикация данных планируется в соответствии с определенным графиком, утвержденным приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ и приведенным в таблице:

Публикуемые ежегодно данные касаются предыдущего года, а публикуемые ежемесячно – актуальны на 1 число месяца.

В законе сделано исключение: нововведения не касаются стратегических предприятий, организаций оборонно-промышленного комплекса и организаций, которые считаются крупнейшими налогоплательщиками. Информация о таких налогоплательщиках будет публиковаться с 2020 года.

Закон допускает, что юридические лица могут добровольно раскрывать информацию о себе, составляющую налоговую тайну. Предполагается, что добросовестные налогоплательщики добровольно раскроют информацию, чтобы повысить прозрачность своего бизнеса для контрагентов.

Однако по состоянию на 2018 год понятие «налоговая тайна» потеряло большую часть своего значения, ведь основная часть информации выведена из разряда тайны, а оставшиеся данные не представляют значительного интереса.

Последствия принятых изменений

Основной мотив произошедших изменений в законодательстве – желание сделать более прозрачной работу с контрагентами. Так, руководство ФНС считает, что при новой системе предприятия смогут более точно определить платежеспособность контрагента, избежать фирм-однодневок.

Система «Прозрачный бизнес» – не первый подобный сервис, но по сравнению с конкурирующими решениями (СПАРК, Сбис, и пр.) он будет бесплатным для использования. Следовательно, для предприятий малого и среднего бизнеса его использование будет более предпочтительным.

Однако у нововведений существует масса критиков. В частности, значительная часть российской экономики находится «в тени», и «теневого» контрагента невозможно проверить в принципе.

Также спорна польза раскрытия информации о задолженности и недоимках по налогам и сборам. При существующей системе администрирования налогов плательщикам приходится обжаловать ошибочные начисления, и процесс обжалования длительный. Информация же о наличии недоимок негативно повлияет на репутацию налогоплательщика, даже если недоимки касаются ошибочно начисленных налогов, в отношении которых продолжаются разбирательства.

Есть риск того, что после полноценного запуска системы проверки контрагентов у налогоплательщиков будет меньше шансов выиграть в спорной ситуации, ведь имея информацию о налоговых начислениях и оплатах контрагента, предприятия должны будут сами оценивать их платежеспособность и добропорядочность.

Существенный недостаток отмены режима налоговой тайны для части информации – попадание этой информации к недобросовестным конкурентам, которые могут использовать это нечестным образом. Например, теперь легко можно будет отследить доходность компании, ее финансовый потенциал, что обычно считается коммерческой тайной, особенно для малого и среднего бизнеса. Высокорентабельные предприятия, таким образом, смогут стать мишенью для рейдеров и недобросовестных конкурентов.

Как результат, после внесения изменений в налоговое законодательство предпринимателям нужно более серьезно подходить к вопросам своей безопасности – тщательно проверять контрагентов, не допускать недоимок по налогам и сборам, следить за действиями конкурентов.

Налоговая тайна – это понятие, впервые упомянутое в отечественном законодательстве относительно недавно – 20 лет назад. А потому все еще возникают такие вопросы относительно нее, как и кто имеет право ее хранить, и каковы последствия за разглашения оной. Узнаем это из представленного материала.

Налоговая тайна - данные о лице, которые обязуются сохранить от распространения государственные органы

Налоговая тайна — данные о лице, которые обязуются сохранить от распространения государственные органы

Сведения, составляющие налоговую тайну

Впервые данный термин вступил в силу как часть законодательного акта первого января 1999 года, в составе первой части Налогового Кодекса. Так, согласно статье №102 данного документа, вся информация, касающаяся того или иного налогоплательщика обязана быть защищена путем ограничения к ней доступа ввиду соответствующих требований относительно конфиденциальности. Разумеется, действует данное требование об ограничениях при поступлении данных как в Федеральную налоговую службу, так и в органы систем:

  • таможенной;
  • правоохранительной;
  • внебюджетной;
  • следственной и т.д.

Обратите внимание: на обязанность по сохранению интересующей нас тайны и уровень доступа к оной никоим образом не оказывает влияние то, какой юридический статус имеет лицо, являющееся плательщиком сбора в государственную казну, а именно:

  • статус гражданина РФ (физическое лицо);
  • организации (юридическое);
  • индивидуального предпринимателя.

Выдержка из НК РФ Статьи 102. Налоговая тайна

Выдержка из НК РФ Статьи 102. Налоговая тайна

Говоря иными словами, перечисленные выше инстанции, в связи с исполнением ими определенных задач и обязанностей, ведут деятельность, напрямую сопряженную с получением такой информации, как:

  • данные о финансовом положении того или иного лица;
  • имущественные характеристики и т.д.

Распространять перечисленные сведения произвольно, значит нанести вред интересам лица, на которое собраны сведения, так как:

  • закон гарантирует гражданам России полную неприкосновенность частной жизни;
  • организации же защищены законом от разглашения сведений высокой коммерческой значимости для конкурентов.

Категория, к которой относится то или иное лицо, не имеет значения для защиты его личной информации

Категория, к которой относится то или иное лицо, не имеет значения для защиты его личной информации

Непосредственно обсуждаемая нами статья Налогового Кодекса не приводит перечень наименований, относящихся к обозначенной ранее тайне, но зато список дают иные документы, например, письмо, составленное Минфин России. Так, согласно ему к интересующей нас категории можно отнести данные о:

  • содержании официальных бумаг налогоплательщика, относящихся к первичному типу;
  • сведениях, которые представляют собой декларацию доходов лица и его расходов;
  • его имущественном счете и т.д.

Помимо прочего, распространение налоговой тайны производится также на данное о том, какие сборы в пользу бюджета страны, дивиденды и т.д. лицом уплачивались, а также на:

  • производственные секреты организации;
  • прочую информацию коммерческого характера.

Хранить тайну обязуются все отображенные на картинке структуры нашего государства

Хранить тайну обязуются все отображенные на картинке структуры нашего государства

Что не входит в понятие «налоговая тайна»

Несмотря на то, что обозначенная нами выше статья Кодекса не предоставляет перечня сведений, относящихся к налоговой тайне, она совершенно конкретно оговаривает то, какие виды данных к ней не имеют отношения. Рассмотрим их в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Какая информация не будет относиться к налоговой тайне

Обратите внимание: для обеих названных нами категорий владельцев данных общедоступного характера полезно знать, что приобретают искомую доступность в итоге также и те сведения, относительно которых они дали согласие на распространение в письменном виде. Так, к таким данным обычно относят:

  • реквизиты банковского счета;
  • место трудоустройства лица;
  • должность гражданина и т.д.

Если вы дали согласие на обработку и передачу каких-либо сведений, они также считаются общедоступными

Если вы дали согласие на обработку и передачу каких-либо сведений, они также считаются общедоступными

Отдельно также стоит выделить сведения об индивидуальном номере налогоплательщика, который также не относится к сведениям, защищаемым тайной, так как искомую информацию можно получить в режиме онлайн, при условии, что вам известны:

  • реквизиты паспорта лица физического;
  • полное наименование организации.

К этой же категории общедоступных следует относить сведения, касающиеся нарушения законодательства в интересующей области. Причем, актуален этот пункт будет вновь для обеих рассматриваемых категорий субъектов, коим данные принадлежат, но в большей степени все же речь идет о предпринимателях и прочих организациях. Так как, на например, о том, совершали ли они нарушения в области налогового законодательства, можно узнать онлайн из:

  • Единого государственного реестра юридических лиц;
  • Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Некоторые сведения не относятся к налоговой тайне, невзирая на желание субъекта данных

Некоторые сведения не относятся к налоговой тайне, невзирая на желание субъекта данных

Искомые данные могут изучаться всеми желающими, и должны приниматься во внимание, так как могут оказать предопределяющее значение при заключении с организациями каких-либо сделок.

Данные, которые собираются ФНС после проведения структурой проверок налогового характера, также не должны ограничиваться конфиденциальным доступом но лишь при условии, когда искомая проверка проводилась по отношению кандидата, выбираемого для становления членом:

  • Федерального государственного органа;
  • региональной структуры.

Тем не менее, искомая информация даже в этом случае может распространяться лишь членам, присутствующим в избирательной комиссии. Иными словами, человек со стороны не сможет узнать, какими имущественными объектами владеет рассматриваемое лицо, или его супруг и т.д.

О том, на каком режиме налогообложения работает та или иная организация, имеет право знать каждое лицо, которое с ней сотрудничает

О том, на каком режиме налогообложения работает та или иная организация, имеет право знать каждое лицо, которое с ней сотрудничает

Данные относительно выбранного организацией режима обложения обязательными сборами в пользу казны также не являются частью налоговой тайны, как для ИП, так и для ООО, АО и т.д. Рассмотрим режимы, не подлежащие сокрытию, далее в таблице.

Таблица 2. Какие налоговые режимы не обязаны сохранять конфиденциальность

Налоговый режимОписание
ЕСНХРасшифровывается данная аббревиатура, как Единый сельскохозяйственный налог, подходящий только для производителей продукции обозначенной категории.
УСНУпрощенная система налогообложения подходит бизнесу на начальных этапах.
ЕНВДЕдиный налог на вмененный доход актуален только для конкретных видов деятельности организаций, например: оказания ветеринарных услуг, торговля в павильонах и т.п.
ОСНОбщая система налогообложения, на которой начинают работать многие предприниматели.
Патентная системаВид деятельности, предполагающий покупку патентов для ведения бизнеса сроком от 1 до 12 месяцев.

Также к налоговой тайне нельзя отнести сведения, которые относятся к международным отношениям. Искомые сведения передаются из иностранных правоохранительных органов или налоговой нашим согласно заключенным официально договоренностям. За рамки ведомств сведения не выходят, но, тем не менее, к категории налоговой тайны не могут быть причислены.

При разглашении рассматриваемой тайны как сотрудника, допустившего это, так и всю структуру будут ждать серьезные последствия

При разглашении рассматриваемой тайны как сотрудника, допустившего это, так и всю структуру будут ждать серьезные последствия

Разглашение налоговой тайны: ответственность

Статьей Налогового Кодекса №102 предусматриваются следующие два вида преступлений в области нарушения налоговой тайны:

  • разглашение сведений лицом, занимающим должность в органах, непосредственно работающим с искомыми данными;
  • потеря бумаг, в которых обозначались некоторые данные тайны.

Чтобы лицо, совершившее преступление, было наказано по строгости закона, необходимо, дабы соблюдались следующие требования:

  • имел место быть ущерб, направленный по отношению носителя той информации, которая должна была защищаться от распространения представителями государственных структур;
  • должностное лицо умышленно совершило поступок, разгласив сведения, или же халатно отнеслось к требованиям по их защите;
  • между действиями работника служб и ущербом, наступившим впоследствии распространения данных, имеется прямая связь.

Разумеется, обстоятельства нарушения будут рассматриваться в каждом конкретном случае отдельно. В качестве наказания к нарушителю могут применяться следующие меры:

  • денежные санкции, выплачивать которые должен не сам нарушитель, а орган, в котором он трудится, обязавшийся хранить тайну;
  • штраф, который будет платить уже сам человек, занимающий должность, размер которого составит от 4 до 5 тысяч рублей;
  • трюмное заключение на срок до трех в случае, когда разглашена банковская, налоговая или коммерческая тайна, или до 5 лет, когда нанесенный ущерб считается значительным.

Просим обратить внимание, что передача личных данных следственным органам или суду при поступлении соответствующего запроса к данному виду нарушений не относится, это обязанность рассматриваемых структур.

Закон защищает право на тайну

Закон защищает право на тайну

Заключение

Налоговая тайна представляет собой данные относительно того или иного лица, которые не подлежат разглашению. Их конфиденциальность защищена законом, и потому уполномоченные на обработку искомых сведений органы обязаны их хранить. Если по какой-то причине информация оказывается обнародованной, государственные структуры несут соответствующее законное наказание, определяющееся согласно степени ущерба, нанесенного субъекту, коему принадлежала тайна.

Налоговые обязательства, возложенные государством на юридических и физических лиц, делятся на прямые и косвенные. Их основное отличие — в способе назначения и изъятия денежных средств. Заметно влияние прямых налогов на финансовое состояние бюджета страны, косвенные же действуют опосредованно. Последние не отражаются на себестоимости продукции и услуг, на чистой прибыли предприятия. Перечень, что относится к косвенным налогам, представлен в НК РФ. Подробнее об этом читайте в специальной статье.

Видео – Налоговая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:40, реферат

Описание

Институт налоговой тайны появился в современном российском законодательстве с принятием в 1998 г. части первой НК РФ. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.

Работа состоит из 1 файл

налоговая тайна.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАНИТЕЛЬСТВА

ПЕНЗЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра экономики и экономических информационных систем

Дисциплина: «Практический менеджмент»

Тема: «Налоговая тайна»

Выполнил: ст.гр.07С 1

Обществом и государством перед органами государственной власти ставится двуединая задача: с одной стороны, вытекающее из содержания ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации - безусловное обеспечение приоритета защиты и соблюдения законных прав и интересов граждан и организаций, а с другой – организация эффективного осуществления закрепленных в законодательстве специфических, присущих данному органу государственной власти функций и задач. В деятельности налоговых органов выполнению двуединой задачи способствует институт налоговой тайны.

Налоговая тайна

Под тайной принято понимать то, что скрыто от других, что известно не всем. В действующем российском законодательстве, а также в международных правовых актах упоминается около тридцати видов тайн. Среди них можно назвать государственную тайну, служебную тайну, налоговую тайну, тайну исповеди, семейную тайну, тайну голосования и т.д. Анализ понятия «тайна», используемого в законодательстве и научно-правовой литературе, позволяет выделить ряд основных его признаков. Во-первых, тайна – это информация, защищаемая законом. Во-вторых, эта информация признается законом не общедоступной (информацией ограниченного доступа), в целях защиты прав и интересов граждан, общества и государства. В-третьих, тайной признается не любая информация, а только соответствующая установленным законом условиям, при наличии которых законом предоставляется правовая защита.

Институт налоговой тайны появился в современном российском законодательстве с принятием в 1998 г. части первой НК РФ. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права. Обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну закреплена в подп. 6 п. 1 ст. 32 и ст. 102 НК РФ. При этом, в соответствии со ст. 102 Налогового кодекса, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Налоговая тайна не подлежит разглашению за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Ответственность за разглашение налоговой тайны

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является ответственность за нарушение налоговой тайны.

Часть 4 ст.102 НК РФ определяет два вида нарушений режима налоговой тайны: - разглашение налоговой тайны и утрата документов, в которых есть сведения, являющиеся налоговой тайной организации. За эти нарушения виновные привлекаются к ответственности. Однако привлечение к такой ответственности возможно только в случае, когда лицо, допустившее нарушение режима налоговой тайны, было обязано в соответствии с законодательством его соблюдать.

Понятия разглашение дано в ст.102 НК РФ не совсем четко. Так, разглашение определяется как использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда, органа внутренних дел или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Большинство авторов отмечают ущербность такого определения. Дело в том, что круг сведений составляющих налоговую тайну гораздо шире, и включает помимо сведений, составляющих коммерческую и производственную тайны, также и другие сведения о налогоплательщике. Кроме того, разглашение может выражаться не только в использовании и передаче сведений, но также в придании их огласке, например путем публикации в средствах массовой информации. Поэтому под разглашением предлагается понимать виновное противоправное нарушение режима налоговой тайны, выразившееся в действии (бездействии) должностного лица налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам.

В п.3 ст. 102 НК РФ установлено, что сведения о налогоплательщике имеют специальный режим хранения и доступа. Из этого положения вытекает обязанность налоговых органов принимать меры по сохранности таких сведений, поэтому их утрата неизбежно влечет наступление ответственности.

Под утратой следует понимать любое противоправное выбытие их из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение, в результате которого произошло нарушение прав налогоплательщика и иного лица либо охраняемых законом прав и интересов общества или государства.

Действующим законодательством за разглашение и незаконное использование сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная ответственность.

Уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений составляющих налоговую тайну предусмотрена ст.183 УК РФ. Круг субъектов, а также действий предусмотренных данной статьей значительно отличается от тех, что предусмотрены ст.102 НК РФ. Так, ч.1 ст. 183 УК РФ предусматривает ответственность за неправомерное собирание сведений, составляющих налоговую тайну, путем похищения, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. Субъектом такого преступления будет являться любое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, т.е. 16 лет. Собирание сведений предполагает их противоправное получение из собственности или законного владения юридических, должностных и физических лиц. Похищение может заключаться в завладении указанными сведениями путем кражи, грабежа, разбойного нападения, присвоения, обмана или злоупотребления доверием. Подкуп - это стремление завладеть указанными сведениями путем уплаты за них определенного вознаграждения (денежного, иного имущественного). Под угрозой в данном случае понимается угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества, разглашением позорящих лиц сведений. К числу иных незаконных способов может быть отнесено, например, использование в этих целях подслушивающих и других подобных технических устройств. Наказывается такое деяние штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Деяния, предусмотренные ст. 183 УК РФ, характеризуются наличием прямого умысла у лица, их совершившего. Часть 3 ст. 183 предусматривает повышенную ответственность за деяния, указанные в ч. 1 или ч. 2 этой же статьи, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. Крупный ущерб - это наступление неблагоприятных последствий имущественного плана (как в реальном исчислении, так и в виде упущенной выгоды) для владельца охраняемой данной статьей УК информации ввиду ее утраты. Корыстная заинтересованность предполагает стремление виновного извлечь из своих действий материальную выгоду. Наказываются такие деяния штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

С учетом конкретных обстоятельств должностное лицо, виновное в утрате документов, составляющих налоговую тайну, может быть привлечено к ответственности по ст.293 УК РФ – «Халатность». Под халатностью понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, повлекшее причинение крупного ущерба. Такое неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, может повлечь за собой выход документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение.

Общие положения имущественной ответственности налоговых органов установлены ст.35, 103 НК РФ и ст.13 ФЗ «О налоговых органах». В соответствии с указанными статьями, убытки, причиненные налогоплательщику или его имуществу неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов или их должностных лиц (в том числе предусмотренные п.2,4 ст.102 НК РФ), подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, за счет федерального бюджета (ст. 1069 ГК РФ).

В литературе встречается мнение, что в отношении должностных лиц, допустивших нарушение режима налоговой тайны, возможно применение мер административной ответственности.

Ст.13.14 КоАП РФ предусматривает, что разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа. Однако в этой статье указывается, что подобная ответственность наступает только в тех случаях, когда за аналогичные действия не предусмотрена уголовная ответственность. Так как разглашение сведений является уголовно наказуемым деянием в соответствии со ст.183 УК РФ, то о привлечении должностных лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих налоговую тайну, к административной ответственности говорить нельзя.

К сожалению, случаи разглашения налоговой тайны нередки. Примером может служить распространение компьютерных баз данных со сведениями о налогоплательщиках. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует судебная практика по данному вопросу. Это свидетельствует:

– о незнании налогоплательщиками своих прав;

– о боязни налогоплательщиков возможности наступления негативных последствий, когда, пользуясь несовершенством налогового законодательства, налоговый орган может просто задавить налогоплательщика бесконечными проверками;

– о пассивности налогоплательщиков, которые, несмотря на нарушение своих законных прав, не прибегают к предусмотренным НК РФ и иными федеральными законами средствам правовой защиты. Такая пассивность может быть вызвана неуверенностью налогоплательщика в возможности получения защиты своих прав;

– о пассивности органов прокуратуры в части контроля за соблюдением налоговой тайны .

В заключение можно еще раз отметить важность института налоговой тайны. Он позволяет защитить интересы налогоплательщиков, предупредить уклонение налогоплательщиков от представления в налоговые органы сведений о своей деятельности, и, в конечном итоге, повысить эффективность работы налоговых органов. К сожалению, данный институт налогового права на практике остается пока декларацией. Сведения о налогоплательщиках в нарушение режима налоговой тайны оказываются в свободном доступе, а налоговые органы и их должностные лица не несут за это никакой ответственности.

Для того чтобы институт налоговой тайны заработал, представляется необходимым, во-первых, уточнить нормы Налогового кодекса и иных законодательных актов, чтобы налогоплательщик, обращаясь за защитой своих прав, был уверен, что он получит такую защиту, и это не повлечет для него никаких отрицательных последствий. Во-вторых, необходимо проводить более активную работу по разъяснению налогоплательщикам их прав. И, в-третьих, активизировать деятельность органов прокуратуры по контролю за соблюдением налоговой тайны, защите прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками носят характер административных правоотношений (отношения власти и подчинения), то гарантии неразглашения налоговой тайны не могут устанавливать соглашениями между ними. Обеспечение налоговой тайны осуществляется путем закрепления в нормативных правовых актах порядка хранения сведений, составляющих налоговую тайну, и доступа к ним. Налогоплательщик вправе лишь требовать от органов, перечисленных в ст. 102 НК РФ, соблюдения порядка хранения налоговой тайны.

Список используемой литературы:

  1. Костенко М.Ю. «О толковании положений ст.102 «Налоговая тайна» НК РФ»// «Ваш налоговый адвокат. Налоговые правонарушения: ответственность» под редакцией Пепеляева С.Г., вып.1, М., 2000г., стр.91
  2. Подборка судебных решений за 2007 год. Журнал «Налоги и финансовое право» // СПС Консультант Плюс.
  3. Подборка судебных решений за 2008 год. Журнал «Налоги и финансовое право» // СПС Консультант Плюс.
  4. Приказ МНС РФ от 03.10.2000 №БГ-3-24/346 «Об утверждении порядка предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации».
  5. Костенко М.Ю. «Налоговая тайна. Научно практическое пособие» М, 2001г. стр.23
  6. Морозов Д.А. «Коммерческая и налоговая тайна»// Главбух, 2006г., №7//СПС Консультант Плюс
  7. Кучеров И.И., Трошин В.А. «Налоговая тайна: правовой режим защиты информации», М., 2003г., стр.170
  8. Костенко М.Ю. «О толковании положений ст.102 «Налоговая тайна» НК РФ»// «Ваш налоговый адвокат. Налоговые правонарушения: ответственность» под редакцией Пепеляева С.Г., вып.1, М., 2000г., стр.99
  9. Наумов А.В. «Практика применения УК РФ: комментарий судебной практики и доктринальное толкование», М, Волтерс-Клювер, 2005г.//СПС Консультант плюс
  10. Наумов А.В. «Практика применения УК РФ: комментарий судебной практики и доктринальное толкование», М, Волтерс-Клювер, 2005г.//СПС Консультант плюс
  11. Костенко М.Ю. «Налоговая тайна. Научно практическое пособие» М, 2001г. стр.134
  12. Кучеров И.И., Трошин В.А. «Налоговая тайна: правовой режим защиты информации», М., 2003г., стр.171; Костенко М.Ю. «Налоговая тайна. Научно практическое пособие» М, 2001г. стр.133
  13. Мясников А.О. «Как защитить налоговую тайну»// Налоговые споры, 2006г., №9

Читайте также: