Письмо фнс о ликвидации юридического лица

Опубликовано: 25.04.2024

Прекращение деятельности юридического лица, или его ликвидация, при определенных обстоятельствах может быть отменено. При этом руководствуются понятиями, изложенными в ряде законодательных актов: ФЗ №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08-02-98 г.; аналогичных законах, касающихся деятельности АО, НКО, банков; ФЗ №129-ФЗ «О государственной регистрации юрлиц и ИП» от 08-08-01 г. Следует учитывать тот факт, что ни в одном из них процедура отмены ликвидации не прописана.

При запуске процедуры отмены ликвидации руководствуются нормами ГК РФ: принятое ранее решение можно отменить при отсутствии на это действие прямого запрета.

Вопрос: Возможно ли изменение места нахождения организации (ООО) после подачи уведомления о ликвидации? Возможно ли для этого отменить решение о ликвидации? Если да, то как?
Посмотреть ответ

Всегда ли ликвидацию можно отменить

Ликвидация бывает двух видов, связанных с причинами, которыми она была вызвана:

  1. Ликвидация по решению ФНС или суда. Она назначается извне вследствие обнаруженных злоупотреблений, нарушений законодательства, регистрационных нарушений, процедуры банкротства. Отмена такой ликвидации весьма проблематична. Однако есть возможность оспорить решение о принудительной ликвидации в судебном порядке.
  2. Ликвидация по решению руководящего органа организации, ее учредителей. В подобном случае процедуру можно обратить вспять согласно рекомендациям ФНС. Это необходимо сделать до внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации. Если срок упущен, то придется регистрировать новое юридическое лицо.

При проведении добровольной ликвидации до внесения записи в Реестр возможны два варианта развития событий:

  1. До начала официальных мероприятий по ликвидации. Органы ФНС и другие официальные инстанции еще не осведомлены о намерении ликвидировать ООО, АО, иное юридическое лицо. Принятое решение о ликвидации в этом случае отменяется другим соответствующим решением внутреннего характера, и организация продолжает свою работу.
  2. После того как официальные инстанции были извещены, а в Реестре сделана запись о нахождении организации в процессе ликвидации. Для отмены процедуры необходимо обратиться в налоговую службу с пакетом соответствующих документов.

Кстати говоря! За отмену ликвидации не взимается госпошлина. Необходимость ее уплаты возникает только при внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Порядок действий при отмене ликвидации

ВАЖНО! Форма Протокола внеочередного общего собрания акционеров акционерного общества об отмене ранее принятого решения о ликвидации общества от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Такой порядок разработан ФНС РФ и содержится в нормативных документах указанной структуры. В частности, процедура детально рассматривается в Письме ФНС №ЧД – 6- 09/439 «О госрегистрации в связи с ликвидацией юридических лиц». Отмена ликвидации уже запущена на уровне государственных органов, но не завершена записью в ЕГРЮЛ о ликвидации и предполагает определенную последовательность обязательных действий:

Шаг 1. Организация общего собрания, на котором большинством голосов в добровольном порядке принимается решение об отмене ликвидации. Особенности проведения этой процедуры зависят от формы собственности юридического лица и соответствующих ей правовых моментов в каждом конкретном случае.

Шаг 2. Подготовка пакета документов в ФНС, в который входят:

  • форма заявления Р14001, содержащая информацию о необходимости правок в Едином Госреестре;
  • форма уведомления Р15001 с информацией об отмене ликвидации юридического лица;
  • протокол собрания, в котором озвучено решение об отмене ликвидации; по аналогии – решение единственного участника (например, ООО).

Документы следует заверить нотариально.

Шаг 3. Передача документов в ИФНС лично, через представителя либо по почте. Возможна и передача по сети Интернет с использованием цифровой подписи. Заявителю вручается расписка о приеме. Обращаться следует в ту же инспекцию, которая занимается ликвидацией юрлица.

Кстати говоря! Документы в ФНС готовятся в течение трех суток. С момента их принятия в течение пяти дней будет принято решение об отмене ликвидации.

Факт отмены ликвидации отражается в форме Р50007, которая передается организации по завершении процедуры рассмотрения пакета представленных юридическим лицом документов. Лист вручается лично или может быть передан по почте и другими способами, предусмотренными законом.

Налоговая служба самостоятельно информирует статистическую службу ПФР, ФСС, о том, что ликвидация юридического лица отменена.

Важно! Заявителем при отмене ликвидации является руководитель юридического лица. Ликвидационная комиссия и ее ответственные лица к этому моменту утрачивают свои полномочия.

Содержание решения об отмене ликвидации

Обязательной формы протокола собрания с соответствующим решением или решения единственного участника об отмене ликвидации законом не предусмотрено. Такой документ должен учитывать организационно-правовую форму юридического лица, локальные, регулирующие его работу, нормативные акты, положения его учредительных документов. В противном случае на этапе нотариальной работы с пакетом после оплаты соответствующих услуг могут выявиться несоответствия, приводящие к потере времени и денег.

Следует соблюсти обязательные реквизиты: указать дату, место проведения собрания, номер протокола, участников собрания, наличие кворума, повестку, характер решения. Формальным требованием является и указание причины, по которой ликвидация была отменена. Указывается и назначенный новый руководитель юридического лица. Все участники ставят под протоколом свои подписи.

Персонал и трудовые отношения

Процедура ликвидации юридического лица предполагает увольнение всех работающих граждан, с которыми ранее были заключены трудовые договора. В связи с отменой процедуры сотрудник может потребовать своего восстановления на рабочем месте. Согласно ст. 392 ТК РФ он имеет право обратиться в суд в течение месяца с момента получения на руки документов, фиксирующих увольнение: копии приказа или трудовой книжки в связи с нарушением своих прав. Более того, даже если это время истекло, но гражданин докажет, что произошло событие по уважительной причине, суд может восстановить срок, а также обязать юридическое лицо выплатить тому заработную плату за время вынужденного прогула.

Суд также может принять решение о восстановлении на рабочем месте гражданина в организации, ликвидация которой отменена. Судебные издержки по делам о трудовых спорах при этом гражданин не оплачивает (ст. 393 ТК РФ).

Внимание! Рекомендуется восстановить персонал на работе, чтобы избежать проблем с нарушением ТК РФ и дополнительных расходов.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Ликвидация

Какие действия обязано совершить юридическое лицо в процессе своей добровольной ликвидации? Каковы основные этапы ликвидации – от принятия решения о закрытии организации до уничтожения печати? Сколько времени займут ликвидационные процедуры? Есть ли возможность их упростить? Обо всем этом пойдет речь в настоящей статье.

Принятие решения о ликвидации

Пунктом 1 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации детализировано, что учредители (участники) юридического лица в течениетрех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ФНС).

Формы сообщения, представляемые в связи с ликвидационными мероприятиями, а также порядок заполнения этих форм утверждены Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@ . В ходе ликвидации используются:

  1. уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001);
  2. заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001).
Итак, первое, что нужно сделать в рамках информирования регистрирующего органа, – представить уведомление о ликвидации с основанием «в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица» (п. 2.1 приложения 8 к Приказу ФНС России №ММВ-7-6/25@).

ФНС по отношению к организациям выступает одновременно и как фискальный, и как регистрирующий орган. Обязанности налогоплательщика по отношению к налоговому органу в связи с фактами хозяйственной деятельности прописаны в ст. 23 НК РФ. Обязанности организации по отношению к регистрирующему органу, которым является та же налоговая служба, установлены Законом о регистрации. До 24.08.2013 организации информировали налоговый орган в связи со своей ликвидацией дважды:

  1. по форме Р15001;
  2. по форме С-09-4, утвержденной Приказом ФНС России №ММВ-7-6/362@ .
С принятием Федерального закона от 23.07.2013 №248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» ранее предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщиков сообщать о своей ликвидации в налоговый орган отменена. На данное обстоятельство обращаем особое внимание, поскольку форма С-09-4 из Приказа ФНС России №ММВ-7-6/362@ до сих пор не исключена.

На основании пп. 3 п. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах о начале процедуры ликвидации следует уведомить также внебюджетные фонды.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.

Создание и работа ликвидационной комиссии

В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ и Приказом ФНС России № САЭ-3-09/355@ ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Объявление размещается вне зависимости от наличия кредиторов.

Представление отчетности во время процедуры ликвидации

Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Дополнительно установлены обязанности ликвидируемой организации по отношению к внебюджетным фондам. Пунктом 3 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п. 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях установлено, что организация обязана в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса представить в ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и реестр застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Увольнение сотрудников

В целях содействия занятости населения ликвидируемые организации обязаны на основании п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» сообщить в службу занятости об увольнениях не позднее чем за два месяца, а в случае массового характера увольнений – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Удовлетворение требований кредиторов

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2п. 3 ст. 63 ГК РФ).

После того как суд примет решение о признании ликвидируемой организации банкротом, требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном процедурой банкротства.

Особенности ликвидации в рамках банкротства

Итак, при обнаружении недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2ст. 224Закона о банкротстве).

Закон о банкротстве особо выделяет ситуацию, когда недостаточность средств выявлена после принятия решения о ликвидации юридического лица, но до создания ликвидационной комиссии. В этом случае в соответствии с п. 3ст. 224Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подает учредитель (участник) или руководитель ликвидируемой организации; при этом упрощенный порядок банкротства не используется (п. 3 ст. 225Закона о банкротстве).

Ведение дел переходит от ликвидационной комиссии к конкурсному управляющему. На основании п. 2 ст. 225Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Завершение процедуры ликвидации

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Законом о регистрации порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию добровольной ликвидации организации на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
  • документ, подтверждающий подачу в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 – 8 п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 11 Законаоб индивидуальном учете и п. 4 ст. 9 Законао пенсионных накоплениях.
На основании заявления регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней принимает решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 22 и п. 1 ст. 8 Закона о регистрации), вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а также выдает заявителю подтверждающий документ. После внесения записи в ЕГРЮЛ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ). По завершении процедуры в соответствии с п. 6 ст. 22 Закона о регистрации регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации».

Послеликвидационные мероприятия

После этого следует выполнить заключительные действия:

  1. закрыть расчетный счет;
  2. передать документы на хранение в архив;
  3. уничтожить печати и штампы.

Закрытие расчетного счета

Передача документов в архив

Документы на хранение передаются в упорядоченном виде. Поэтому еще на первых этапах ликвидации ликвидационная комиссия должна оценить объем работы по оформлению документов в архив. Упорядочение документов для архива, а также уничтожение документов, срок хранения которых истек, можно произвести своими силами или поручить специализированной организации. Договор хранения документов с архивом можно заключить на любом этапе ликвидации, причем лучше это не откладывать на конец.

Уничтожение печатей и штампов

Как упростить ликвидацию организации?

В завершение отметим, что участники организации имеют право прекратить процедуру ликвидации. Для этого надо подать в регистрирующий орган все ту же форму Р15001 с отметкой в п. 2.4, что данная форма представлена в связи с принятием решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (решение об отмене решения о ликвидации юридического лица прилагается).

  1. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  4. Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
  5. Приказ ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 НК РФ, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
  6. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  7. Приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации».
  8. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
  9. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
  10. Порядок реализации имущества установлен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
  11. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  12. Соответствующие нормы исключены из законодательства Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ.
  13. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
  14. Утверждены Росархивом.

от 27 мая 2005 года N ЧД-6-09/439

О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц

ФНС России направляет для использования в работе налоговых органов методические рекомендации для территориальных органов ФНС России при осуществлении ими государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц.

Направляемые методические рекомендации предназначены для использования только в налоговых органах.

Обеспечьте применение названных методических рекомендаций.

Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
Д.А.Чушкин

Приложение
к письму Федеральной налоговой службы
от 27 мая 2005 года N ЧД-6-09/439

О ликвидации юридического лица

Под ликвидацией юридического лица понимается его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация юридического лица является длительной процедурой и состоит из следующих этапов:

принятие решения о ликвидации. При этом следует учитывать, что юридическое лицо может быть ликвидировано:

- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

- судом на основании требования органа государственной власти;

формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;

публикация сообщения о ликвидации и составление промежуточного ликвидационного баланса;

осуществление расчетов с кредиторами и составление ликвидационного баланса;

государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

1. Ликвидация юридического лица по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами

1.1. Пунктом 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Принятие учредителями (участниками) юридического лица решения о его ликвидации является основанием для направления в регистрирующий (налоговый) орган Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2001* N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление N 439), при этом расписка в получении уведомления не оформляется.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "19.06.2002". - Примечание "КОДЕКС".

Нарушение вышеуказанного срока влечет привлечение учредителей юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.

Лицом, уполномоченным подписывать Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, является учредитель (участник) юридического лица, принявший решение о ликвидации, либо орган, принявший решение о ликвидации.

В случае представления Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, удостоверенного подписью неуполномоченного лица, запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) не вносится, о чем уведомляется учредитель (участник) юридического лица, принявший решение о ликвидации, либо орган, принявший решение о ликвидации.

На основании Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, представленного в регистрирующий (налоговый) орган, вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

С момента внесения вышеуказанной записи не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п.2 ст.20 Закона N 129-ФЗ).

В целях установления факта, находится ли в процессе ликвидации юридическое лицо, которое вносит изменения в учредительные документы, выступает учредителем вновь создаваемого юридического лица, или юридическое лицо возникает в результате его реорганизации, необходимо использовать сведения, содержащиеся в федеральном информационном ресурсе.

При этом, если юридическое лицо обращается в регистрирующий орган с целью совершения вышеупомянутых действий и факт принятия решения о ликвидации регистрирующим органом установлен, регистрирующий (налоговый) орган на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ принимает решение об отказе в государственной регистрации.

Обращаем внимание, что с момента поступления в налоговые органы, территориальные отделения государственных внебюджетных фондов информации о принятии решения о ликвидации юридического лица в виде выписки из ЕГРЮЛ указанным выше органам целесообразно в пределах своей компетенции принимать меры по установлению размера задолженности и по ее принудительному взысканию.

1.2. Согласно статье 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

Согласно пункту 3 статьи 62 ГК РФ, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

В случае принятия учредителями (участниками) юридического лица решения о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора учредители (участники) юридического лица направляют в регистрирующий (налоговый) орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме N Р15002, утвержденной постановлением N 439, при этом расписка не оформляется.

На основании указанного уведомления вносится запись в ЕГРЮЛ о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, содержащая сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), и выдаются (направляются) заявителю Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ.

Сведения о ликвидационной комиссии (ликвидаторе) должны быть указаны в разделе ЕГРЮЛ, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а именно: должность "ликвидатор" или "председатель ликвидационной комиссии", их Ф.И.О., а также иные сведения, содержащиеся в приложении "А" к форме N Р15002.

1.3. Ликвидационная комиссия в целях выявления кредиторов, а также уведомления их о принятом решении о ликвидации юридического лица в соответствии со статьей 63 ГК РФ помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, содержащую следующие данные:

полное наименование юридического лица;

место нахождения юридического лица;

наименование органа, принявшего решение о ликвидации;

ИНН/КПП, ОГРН ликвидируемого юридического лица;

порядок и сроки заявления требований кредиторами;

способ связи с ликвидационной комиссией.

В настоящее время во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц" в целях обеспечения публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, приказом МНС России от 20.09.2004 N САЭ-3-09/508 учреждено средство массовой информации - журнал "Вестник государственной регистрации", в котором, публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно статье 63 ГК РФ, кредиторы в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации юридического лица вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися установленный срок.

По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ, промежуточный ликвидационный баланс должен содержать:

сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;

перечень предъявленных кредиторами требований;

результаты их рассмотрения.

Нормативные акты не содержат требований по оформлению промежуточного ликвидационного баланса.

На основании вышеизложенного представляется, что промежуточный ликвидационный баланс должен быть составлен в простой письменной форме и утвержден учредителями (участниками).

После утверждения учредителями (участниками) промежуточного ликвидационного баланса ликвидационной комиссией или ликвидатором в регистрирующий орган представляется Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме N Р15003 и промежуточный ликвидационный баланс. При этом оформление расписки в получении не требуется.

При представлении в регистрирующий (налоговый) орган Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15003 регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает (направляет) по месту нахождения юридического лица Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса регистрирующий (налоговый) орган направляет промежуточный ликвидационный баланс в отдел взыскания задолженности, отдел выездных проверок, отдел камеральных проверок, юридический отдел для проведения контрольных мероприятий.

1.4. Согласно пункту 4 статьи 63 ГК РФ, выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Расчеты с кредиторами пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Необходимо отметить, что в случае, если при осуществлении расчетов с кредиторами имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

В соответствии с пунктом 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

Вместе с тем необходимо отметить, что, согласно пункту 4 статьи 61 ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Пункт 2 статьи 1 Закона N 127-ФЗ расширяет круг юридических лиц, на которые распространяется действие указанного закона. Закон N 127-ФЗ распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Таким образом, с 03.12.2002 дела о признании несостоятельными (банкротами) соответствующих юридических лиц подведомственны арбитражным судам.

В соответствии со статьей 224 Закона N 127-ФЗ в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица (за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций), в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом.

На основании вышеизложенного, регистрирующим (налоговым) органам необходимо руководствоваться следующим.

Ликвидация юридического лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций, стоимость имущества которого недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, осуществляется в порядке статей 224-226 Закона N 127-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 224 Закона N 127-ФЗ при обнаружении недостаточности стоимости имущества ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.

Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 226 Закона N 127-ФЗ непредставление в арбитражный суд заявления о признании ликвидируемого юридического лица банкротом является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Согласно пункту 9 статьи 142 Закона N 127-ФЗ, требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

В связи с тем что действие Закона N 127-ФЗ не распространяется на казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации, применение положений параграфа 1 главы XI "Особенности банкротства ликвидируемого должника" к указанным юридическим лицам в случае недостаточности их имущества для удовлетворения требований кредиторов не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

Прекращение деятельности юридического лица, или его ликвидация, при определенных обстоятельствах может быть отменено. При этом руководствуются понятиями, изложенными в ряде законодательных актов: ФЗ №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08-02-98 г.; аналогичных законах, касающихся деятельности АО, НКО, банков; ФЗ №129-ФЗ «О государственной регистрации юрлиц и ИП» от 08-08-01 г. Следует учитывать тот факт, что ни в одном из них процедура отмены ликвидации не прописана.

При запуске процедуры отмены ликвидации руководствуются нормами ГК РФ: принятое ранее решение можно отменить при отсутствии на это действие прямого запрета.

Вопрос: Возможно ли изменение места нахождения организации (ООО) после подачи уведомления о ликвидации? Возможно ли для этого отменить решение о ликвидации? Если да, то как?
Посмотреть ответ

Всегда ли ликвидацию можно отменить

Ликвидация бывает двух видов, связанных с причинами, которыми она была вызвана:

  1. Ликвидация по решению ФНС или суда. Она назначается извне вследствие обнаруженных злоупотреблений, нарушений законодательства, регистрационных нарушений, процедуры банкротства. Отмена такой ликвидации весьма проблематична. Однако есть возможность оспорить решение о принудительной ликвидации в судебном порядке.
  2. Ликвидация по решению руководящего органа организации, ее учредителей. В подобном случае процедуру можно обратить вспять согласно рекомендациям ФНС. Это необходимо сделать до внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации. Если срок упущен, то придется регистрировать новое юридическое лицо.

При проведении добровольной ликвидации до внесения записи в Реестр возможны два варианта развития событий:

  1. До начала официальных мероприятий по ликвидации. Органы ФНС и другие официальные инстанции еще не осведомлены о намерении ликвидировать ООО, АО, иное юридическое лицо. Принятое решение о ликвидации в этом случае отменяется другим соответствующим решением внутреннего характера, и организация продолжает свою работу.
  2. После того как официальные инстанции были извещены, а в Реестре сделана запись о нахождении организации в процессе ликвидации. Для отмены процедуры необходимо обратиться в налоговую службу с пакетом соответствующих документов.

Кстати говоря! За отмену ликвидации не взимается госпошлина. Необходимость ее уплаты возникает только при внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Порядок действий при отмене ликвидации

ВАЖНО! Форма Протокола внеочередного общего собрания акционеров акционерного общества об отмене ранее принятого решения о ликвидации общества от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Такой порядок разработан ФНС РФ и содержится в нормативных документах указанной структуры. В частности, процедура детально рассматривается в Письме ФНС №ЧД – 6- 09/439 «О госрегистрации в связи с ликвидацией юридических лиц». Отмена ликвидации уже запущена на уровне государственных органов, но не завершена записью в ЕГРЮЛ о ликвидации и предполагает определенную последовательность обязательных действий:

Шаг 1. Организация общего собрания, на котором большинством голосов в добровольном порядке принимается решение об отмене ликвидации. Особенности проведения этой процедуры зависят от формы собственности юридического лица и соответствующих ей правовых моментов в каждом конкретном случае.

Шаг 2. Подготовка пакета документов в ФНС, в который входят:

  • форма заявления Р14001, содержащая информацию о необходимости правок в Едином Госреестре;
  • форма уведомления Р15001 с информацией об отмене ликвидации юридического лица;
  • протокол собрания, в котором озвучено решение об отмене ликвидации; по аналогии – решение единственного участника (например, ООО).

Документы следует заверить нотариально.

Шаг 3. Передача документов в ИФНС лично, через представителя либо по почте. Возможна и передача по сети Интернет с использованием цифровой подписи. Заявителю вручается расписка о приеме. Обращаться следует в ту же инспекцию, которая занимается ликвидацией юрлица.

Кстати говоря! Документы в ФНС готовятся в течение трех суток. С момента их принятия в течение пяти дней будет принято решение об отмене ликвидации.

Факт отмены ликвидации отражается в форме Р50007, которая передается организации по завершении процедуры рассмотрения пакета представленных юридическим лицом документов. Лист вручается лично или может быть передан по почте и другими способами, предусмотренными законом.

Налоговая служба самостоятельно информирует статистическую службу ПФР, ФСС, о том, что ликвидация юридического лица отменена.

Важно! Заявителем при отмене ликвидации является руководитель юридического лица. Ликвидационная комиссия и ее ответственные лица к этому моменту утрачивают свои полномочия.

Содержание решения об отмене ликвидации

Обязательной формы протокола собрания с соответствующим решением или решения единственного участника об отмене ликвидации законом не предусмотрено. Такой документ должен учитывать организационно-правовую форму юридического лица, локальные, регулирующие его работу, нормативные акты, положения его учредительных документов. В противном случае на этапе нотариальной работы с пакетом после оплаты соответствующих услуг могут выявиться несоответствия, приводящие к потере времени и денег.

Следует соблюсти обязательные реквизиты: указать дату, место проведения собрания, номер протокола, участников собрания, наличие кворума, повестку, характер решения. Формальным требованием является и указание причины, по которой ликвидация была отменена. Указывается и назначенный новый руководитель юридического лица. Все участники ставят под протоколом свои подписи.

Персонал и трудовые отношения

Процедура ликвидации юридического лица предполагает увольнение всех работающих граждан, с которыми ранее были заключены трудовые договора. В связи с отменой процедуры сотрудник может потребовать своего восстановления на рабочем месте. Согласно ст. 392 ТК РФ он имеет право обратиться в суд в течение месяца с момента получения на руки документов, фиксирующих увольнение: копии приказа или трудовой книжки в связи с нарушением своих прав. Более того, даже если это время истекло, но гражданин докажет, что произошло событие по уважительной причине, суд может восстановить срок, а также обязать юридическое лицо выплатить тому заработную плату за время вынужденного прогула.

Суд также может принять решение о восстановлении на рабочем месте гражданина в организации, ликвидация которой отменена. Судебные издержки по делам о трудовых спорах при этом гражданин не оплачивает (ст. 393 ТК РФ).

Внимание! Рекомендуется восстановить персонал на работе, чтобы избежать проблем с нарушением ТК РФ и дополнительных расходов.

Если доходы сильно падают, долги растут и появляется убыток, то учредители часто решают закрыть свою компанию — ликвидировать ООО. Но сдать отчеты в налоговую и фонды все равно надо, а также надо подготовить ликвидационные балансы. Разберемся с составом отчетности и сроками для ее подготовки.

Что такое ликвидация ООО

Ликвидация — это процедура закрытия юрлица, при которой в ЕГРЮЛ вносят запись о том, что ООО прекращает свою работу и ликвидируется. После окончания процедуры правопреемники не получают активы и обязательства компании.

Ликвидация возможна в двух вариантах — добровольном и принудительном. Принудительная обычно проводится по судебному решению, вынесенному по инициативе одного из учредителей, налоговой или другого госоргана. Она может быть связана с нарушением закона, ошибками при регистрации, банкротством. Также налоговая может принудительно исключить ООО из ЕГРЮЛ без суда, если в реестре содержатся недостоверные сведения или компания по факту не ведет деятельность.

Добровольную учредители ООО проводят по своему решению — именно об этом виде процедуры мы поговорим подробнее.

Чтобы ликвидировать ООО в добровольном порядке, нужно:

  1. Провести общее собрание учредителей, принять решение о ликвидации.
  2. Назначить ответственных за процедуру — ликвидатора или комиссию.
  3. Сообщить в Федресурс, налоговую и кредиторам.
  4. Составить ликвидационные балансы.
  5. Подать сведения в ПФР.
  6. Рассчитаться по долгам ООО.
  7. Распределить между участниками ООО оставшееся имущество.
  8. Зарегистрировать ликвидацию в ИФНС.

Но в процессе выполнения этих пунктов ООО не должно забывать о своих стандартных обязанностях — платить зарплату и налоги, погашать долги перед контрагентами, а также сдавать отчетность. Подробнее про отчетность читайте дальше.

Сдавать ли отчеты при ликвидации ООО в 2020 году

Все отчеты, которые организация сдавала пока работала, нужно продолжать сдавать. Пока процесс идет, делайте все в стандартном порядке. А вот отчетность за последний период, в котором работала компания, представляется в особые сроки и с изменениями в порядке заполнения.

Во время процедуры ликвидации ООО надо сдавать отчеты в несколько контролирующих инстанций — ФНС, ФСС и ПФР. Они будут ждать бухотчетность, а также отчеты по налогам и сотрудникам.

Вот полный список отчетов, которые надо сдавать:

  1. Декларация по прибыли, УСН, ЕНВД или ЕСХН.
  2. 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.
  3. Декларации и расчеты по другим налогам и сборам: налог на имущество, НДПИ, водный налог, НДС и пр.
  4. РСВ.
  5. Расчет 4-ФСС.
  6. Персотчетность за работников: СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД, ДСВ-3, информационные сведения.
  7. Ликвидационные балансы.
  8. Отчетность в Росстат.

Штрафы за несвоевременное представление отчетов не обойдут стороной и ликвидирующихся юрлиц. Например, за налоговые декларации и РСВ сумма штрафа составит 5 % от неуплаченного налога за каждый месяц просрочки, но не меньше 1 000 рублей и не больше 30 %. Все полученные в процессе ликвидации штрафы прибавятся к обязательствам ООО, которые нужно погасить до закрытия.

Далее разберем порядок подготовки всех отчетов и правила сдачи ликвидационной отчетности в 2020 и 2021 году.

Кто подписывает отчеты при ликвидации ООО

Когда участники ООО решают ликвидировать компанию, они также решают, кому поручить руководство процедурой — назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию. С момента назначения они получают все права и обязанности, связанные с деятельностью ООО: могут представительствовать в суде, подписывать доверенности и совершать иные юридически значимые действия.

Подписывать отчетность тоже будут ликвидаторы. Среди требований к бухгалтерскому балансу — обязательное наличие подписи руководителя. Так как с момента назначения ликвидатора он получает все полномочия по управлению ООО, то и баланс должен подписывать он (ст. 62, 63 ГК РФ).

Как сдать последнюю бухгалтерскую отчетность

Бухгалтерская отчетность одинакова для ООО на всех режимах налогообложения. Пока ликвидация идет, составлять и сдавать бухотчетность за прошедший год нужно в стандартном порядке. В пояснениях можно указать, что принято решение о скорой ликвидации.

Кроме того, понадобится дважды составить ликвидационный баланс. Первый будет промежуточным, второй — окончательным.

Промежуточный ликвидационный баланс

ПЛБ составляют после того, как комиссия определила состав имущества ООО и вышел срок для предъявления требований кредиторов. Специальная форма для ПЛБ не предусмотрена, его составляют по стандартной или упрощенной форме бухбаланса, но с соответствующей пометкой «Промежуточный ликвидационный баланс» (Письмо ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101). Рекомендованные формы даны в Письме ФНС России от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@.

В приложениях к ПЛБ должна быть раскрыта информация об имуществе организации, требованиях кредиторов, результатах рассмотрения и перечне требований, которые удовлетворены по решению суда.

Ликвидационная комиссия передает ПЛБ на утверждение учредителям ООО, а затем направляет в регистрирующий орган уведомление по форме Р15016. Сам баланс сдавать никуда не нужно.

Окончательный ликвидационный баланс

После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс (ОЛБ). В целом порядок его подготовки аналогичен подготовке ПЛБ, но в нем отражается имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов.

После утверждения направьте ОЛБ в налоговый орган вместе с заявлением о ликвидации, документом об уплате пошлины и документом, подтверждающим сдачу сведений в ПФР (пп. б п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Последняя бухгалтерская отчетность

На основе ОЛБ и данных, полученных с даты его утверждения до даты ликвидации, нужно подготовить последнюю бухотчетность (ч. 3 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете). Она составляется за неполный отчетный год — с 1 января до даты внесения в ЕГРЮЛ записи.

Срок сдачи этой отчетности законодательством не предусмотрен. Обычно ее подают в налоговую вместе с документами на регистрацию ликвидации.

Информацию о ликвидации организации также нужно представлять в ИАС «Общероссийская база вакансий “Работа в России”» (Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 486).

Как сдать налоговую отчетность при ликвидации ООО

Ликвидируемая фирма должна сдавать все отчетные формы по налогам, которые сдавала в период своей обычной работы. Меняются только правила заполнения некоторых полей, отчетный период и дата сдачи.

Последний день для сдачи деклараций — день, предшествующий внесению в реестр записи о прекращении работы компании. Налоговый период зависит от периодичности сдачи декларации. Так, декларацию по УСН надо составить за период с 1 января до дня ликвидации. Если запись о ликвидации добавлена в реестр 26 ноября, то отчетным периодом будет 1 января — 25 ноября. Для квартальных и ежемесячных отчетов порядок определения отчетного периода практически аналогичный — с начала квартала или месяца до дня ликвидации (п. п. 2–3.4 ст. 55 НК РФ).

Если организация ликвидируется в начале года, то некоторые отчеты за текущий год нужно сдавать вместе с отчетами за предыдущие годы.

Декларация по налогу на прибыль (УСН, ЕНВД и пр.) при ликвидации

Доходные декларации при ликвидации заполняются практически в стандартном порядке. Из особенностей можно выделить поле «Налоговый период», в котором указывается код «50», и поле «Отчетный год», в котором указывается год ликвидации. Код формы реорганизации (ликвидации) — «0».

Декларация по ЕНВД сдается ежеквартально, поэтому коды периодов отличаются: 1 квартал — «51»; 2 квартал — «54», 3 квартал — «55», 4 квартал — «56».

Информация в декларации указывается за те периоды, которые закончились до даты ликвидации, и за налоговый период в целом.

Сдавать ее рекомендуется после того, как закончатся все облагаемые операции: продажа имущества, расчеты с кредиторами и пр. Напоминаем, что это нужно сделать до внесения сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 346.19 НК РФ, п. 9 ст. 63 ГК РФ, Письмо ФНС России от 03.08.2006 № 02-6-10/55@).

Расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ

Эти отчеты нужно представить после окончательных расчетов с работниками, учредителями и остальными физлицами, но не позже окончания ликвидации (п. 3.5 ст. 55 НК РФ, п. 9 ст. 63 ГК РФ, Письмо ФНС России от 30.03.2016 № БС-3-11/1355@). Сведения в них попадают с начала года до момента прекращения деятельности.

При ликвидации в 6-НДФЛ указывается код периода, в котором завершена процедура, — «51» для I квартала, «52» для полугодия, «53» для 9 месяцев и «90» для года.

Декларация по налогу на имущество и другим налогам

Сдают декларацию после того, как закончатся все облагаемые операции или объекты налогообложения. Например, при составлении декларации по налогу на имущество лучше подождать момента, когда облагаемый объект будет продан или передан участникам.

При ликвидации в годовой декларации указывается код налогового периода «50». В квартальной — «51» для I квартала, «52» для полугодия, «53» для 9 месяцев и «90» для года.

Отчетность по страховым взносам

РСВ и 4-ФСС тоже нужно сдавать при ликвидации. Их составляют после окончательного расчета с работниками, но вот дата окончания отчетного периода отличается.

Расчет по страховым взносам

РСВ нужно подготовить и сдать до составления промежуточного баланса. Расчет составляется за период с начала года до даты подачи (п. 3.5 ст. 55, п. 1 ст. 423, п. 15 ст. 431 НК РФ).

При ликвидации в РСВ указывается код отчетного периода — «51» для I квартала, «52» для полугодия, «53» для 9 месяцев и «90» для года. В поле с кодом формы организации проставьте «0».

Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с РСВ, и суммой взносов, уплаченной с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 дней со дня подачи расчета.

С 2021 года сведения о среднесписочной численности сотрудников тоже указываются в составе РСВ, поэтому они будут отражены в последнем расчете по взносам (п. 2 ст. 1, ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ).

4-ФСС нужно подать в фонд до дня подачи в налоговую заявления о госрегистрации ликвидации ООО (п. п. 1, 4, 15 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ). Расчет составляется за период с начала расчетного периода по день представления расчета.

Рассчитанную сумму взносов на травматизм ООО должно уплатить в течение 15 календарных дней с момента сдачи формы.

Отчетность по персонифицированному учету

После увольнения всех работников и окончательного расчета с ними, нужно сдать по ним последнюю персонифицированную отчетность. На ее подготовку отводится месяц. Отсчет начинается со дня утверждения ПЛБ на общем собрании и заканчивается в день подачи документов для регистрации факта ликвидации.

Подготовьте для ПФР следующие документы:

  • СЗВ-М — с начала месяца подачи до дня составления.
  • СЗВ-СТАЖ — с начала года до дня составления.
  • ДСВ-З — за период с начала квартала, в котором она подается, до даты составления, если в этом квартале вы перечисляли дополнительные взносы на накопительную пенсию работников.
  • СЗВ-ТД — на всех уволенных работников. В 2020 году форму нужно сдать не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа об увольнении.
  • Индивидуальные сведения о работниках — на каждого работника нужно передать данные, указанные в пп. 1-8 ст. 6 Закона о персучете. Их можно сдать по форме АДВ-1, дополнив СНИЛСом и фамилией из свидетельства о рождении.

В отчетность по сотрудникам включается ликвидатор и все члены комиссии, так как они тоже относятся к застрахованным.

Если не передать в ФНС документы, подтверждающие направление вышеуказанных сведений в ПФР, то в регистрации ликвидации не откажут. Но в таком случае налоговая запросит эти сведения из фонда самостоятельно, в порядке межведомственного взаимодействия.

Статистическая отчетность

Отчеты в Росстат подаются до самого прекращения существования организации в стандартном порядке. Никаких специальных форм или особенностей подготовки отчетности в процессе ликвидации и после ее окончания законом не предусмотрено.

Как сдать отчетность при ликвидации через Экстерн

Экстерн — сервис для сдачи отчетности через интернет. Через него можно отчитаться в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РПН и ФСРАР. Кроме того, доступна отправка электронных заявлений и писем.

Для начала работы достаточно регистрации в сервисе и выпущенной электронной подписи. Все новые пользователи могут бесплатно пользоваться Экстерном в течение трех месяцев в рамках акции «Тест-драйв». Это поможет познакомиться со всеми возможностями сервиса:

  • автоматическое и своевременное обновление всех форм отчетов, деклараций, расчетов и заявлений;
  • выгрузка отчетов из 1С;
  • автоматическая проверка отчетов перед отправкой по утвержденным контрольным соотношениям;
  • неограниченное количество выписок из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
  • переписка и сверка с контролирующими органами;
  • подробный индивидуальный график отчетности;
  • автоматическое формирование платежек по данным деклараций и требований об уплате налогов.

Ответные документы от ФНС придут напрямую в систему, в налоговую за ними можно будет не ходить. Скачайте файлы на страничке документооборота и распечатайте.

Читайте также: