Зарубежные авторы по налогообложению

Опубликовано: 03.05.2024

Адамян С. Налогообложение прибыли в Армении // Налог. вестн. - 2000. - N 7. - С.133-135.

Артемов Ю.М. Налогообложение в Федеративной Республике Германии // Финансы. - 1994. - N 6. - С.41-46.

Артемов Ю.М. Налог на недвижимое имущество: зарубежный опыт / Ю.М.Артемов, Ю.А.Беляев // Финансы. - 1993. - N 8. - С.43-48.

Артемов Ю.М. Некоторые особенности бюджетной и налоговой систем Швейцарии // Финансы. - 1995. - N 11. - С.49-51.

Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства // Налог. вестн. - 2001. - N 2. - С.135-137; N 3. - С.93-97. Налогообложение за рубежом.

Березин М.Ю. Недвижимость и российские налоги // Финансы. - 2000. - N 8. - С.26-27. Опыт зарубежных стран в налогообложении недвижимости.

Берсенева Л.П. Проблема уклонения от уплаты налогов актуальна не только в нашей стране // Налог. вестн. - 2001. - N 5. - С.36-39.

Бобоев М.Р. Налог на добавленную стоимость в странах ЕврАзЭС / М.Р.Бобоев, Н.Т.Мамбеталиев // Налог. вестн. - 2002. - N 3. - С.125-132.

Бобоев М.Р. Налоги и налогообложение в Республике Таджикистан // Налог. вестн. - 2000. - N 10. - С.118-122.

Бобоев М.Р. Налоговые системы стран Евроазиатского экономического сообщества / М.Р.Бобоев, Н.Т.Мамбеталиев // Финансы. - 2001. - N 7. - С.36-38.

Бобок В. Национальные налоговые системы стран ЕС // Экономист. - 2014. - N 11. - С.91-96.

Воробей Ю.Л. Особенности исчисления и взимания НДС в Израиле // Налог. вестн. - 2000. - N 11. - С.123-129.

Высоцкий М.А. О шведском опыте налогового администрирования // Налог. вестн. - 2002. - N 1. - С.121-125.

Высоцкий М.А. Шведский опыт взимания НДС // Финансы. - 2001. - N 10. - С.31-33.

Галищева Н.В. Прямое налогообложение в Индии // Финансы. - 2001. - N 8. - С.68-70.

Гардаш С.В. Программа налоговой реформы администрации президента Дж.Буша // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2003. - N 4. - С.58-71.

Гардаш С.В. Федеральная налоговая система США: современные особенности // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2000. - N 8. - С.18-36.

Глобальная налоговая система: вызовы современности // Финансы. - 2018. - N 7. - С.44-45. 01

Грищенко А.В. Налогообложение некоммерческих организаций в США // Некоммерческие организации в России. - 2013. - N 4. - C.49-54.

Дроздов О.И. Особенности налоговой системы Италии // Финансы. - 2006. - N 2. - С.76.

Журавлева О.О. Правовое регулирование федеральных налогов в Австрии // Финансовое право. - 2002. - N 3. - С.56-63.

Захарова Е.В. Налоговая политика в странах ЕАЭС // Рос. экон. журнал. - 2018. - N 3. - С.63-71. 01

Зверев А.В. Налоговая и бюджетная система ФРГ: развитие и реформы // Финансы. - 2012. - N 5. - С.68-73.

Зубенкова В.А. Налог на добавленную стоимость и его экономическая роль: (Анализ западноевроп. опыта): автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 1999. - 23с. А99-8288

Имущественные налоги в мире // Экономика и жизнь. - 2002. - Окт. (N 44). - С.3.

Искаков М. Развитие налоговой системы Казахстана // Экономист. - 2003. - N 11. - С.55-60.

Исмаилов М.А. Налоговая система Кыргызской Республики / М.А.Исмаилов, Н.Т.Мамбеталиев, М.Р.Бобоев // Налог. вестн. - 2002. - N 11. - С.3-10.

Ишханов А.В. Мировая налоговая конкуренция как продукт трансформации оффшорного бизнеса // Соц.-гуман. знания. - 2002. - N 2. - С.291-302.

Каграманян А.Д. Процесс гармонизации налогообложения в странах на современном этапе: автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 2000. - 18с. А2000-8164

Какимжанов З.Х. Реформирование налоговой и таможенной системы Республики Казахстан // Налог. вестн. - 2001. - N 7. - С.4-10.

Канатов С.С. Налоги и сборы Республики Казахстан / С.С.Канатов, Н.Т.Мамбеталиев, Ш.Е.Шоранова // Налог. вестн. - 2002. - N 12. - С.3-13.

Караваева И.В. Налоговое стимулирование инвестиций. Страны Западной Европы // Налоги. - 1995. - N 10. - С.4.

Караваева И. Налоговые методы стимулирования производственных инвестиций: зарубежный опыт // Вопр. экономики. - 1994. - N 8. - С.93-101.

Караваева И.В. Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. - 2000. - N 10. - С.26-28. Мировой опыт налогового регулирования рыночной экономики.

Караваева И.В. Приоритетные направления налоговых реформ в рыночной экономике второй половины ХХ века. - М., 1998. - 182с. Г98-1302 01

Кашин В.А. Налоги и регулирование лизингового предпринимательства / В.А.Кашин, М.М.Аушев // Финансы. - 2001. - N 11. - С.40-43. Опыт зарубежных стран.

Кашин В.А. Совершенствование налогового контроля: опыт развитых стран / В.А.Кашин, Н.В.Пономарева // Финансы. - 2012. - N 11. - С.27-30.

Князев В.Г. Налоги в странах - членах ЕС / В.Г.Князев, Б.В.Попов // Финансы. - 1993. - N 5. - С.75-78.

Князев В.Г. Налогообложение в США / В.Г.Князев, Б.В.Попов // Финансы. - 1992. - N 8. - С.49-58.

Князев В.Г. Тенденции развития налоговых систем зарубежных стран // Налог. вестн. - 1998. - N 9. - С.5-8.

Козырин А.Н. Правовое регулирование налогообложения в зарубежных странах // Финансы. - 1994. - N 5. - С.24-29.

Козырин А.Н. Правовое регулирование НДС в Великобритании / А.Н.Козырин, К.В.Рыжков // Финансы. - 1995. - N 4. - С.23-25.

Кулигин П.И. Польша: налоги в период стабилизации // Финансы. - 1994. - N 12. - С.23-25.

Кулигин П.И. Стимулирующая функция налогов в переходной экономике: из опыта Венгрии, Польши и Чехии // Пробл. прогнозирования. - 2000. - N 6. - С.135-145.

Лагуткина И.Г. Горнодобывающая промышленность Австралии и рентный налог на природные ресурсы // Микроэкономика. - 2012. - N 1. - С.96-99.

Лебедев В.Е. Теория и практика налогового регулирования предпринимательской деятельности в странах развитой экономики. - М., 1999. - 42с. Г2000-1369 01

Ли Цюань. Всестороннее сокращение налогов и снижение денежных сборов // Китай. - 2019. - N 4. - С.26-27.

Лыкова Л.Н. Налоговая система федеративного государства: опыт Канады / Рос. акад. наук. Ин-т экономики. - М., 2002. - 229с. У9(7)-Л883 НО

Мамбеталиев Н.Т. Налогообложение в странах Евроазиатского экономического сообщества и проблемы их гармонизации // Налог. вестн. - 2001. - N 4. - С.119-123.

Мамбеталиев Н.Т. Налогообложение малого предпринимательства в государствах - членах ЕврАзЭС / Н.Т.Мамбеталиев, М.Р.Бобоев // Налог. вестн. - 2002. - N 2. - С.124-131. Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан.

Мамбеталиев Н.Т. Становление налоговых систем в государствах Евроазиатского экономического сообщества / Н.Т.Мамбеталиев, Т.В.Лебедева // Налог. вестн. - 2001. - N 5. - С.7-11.

Мамедьяров З. Ковбои не сомневаются // Эксперт. - 2018. - N 11. - С.36-39. 01 Налоговая реформа Трампа приведет к активизации инвестиций, репатриации корпоративных капиталов и ускорению экономического роста в США. Наибольший куш сорвут самые богатые американцы.

Матюшенкова Ю.Л. Зарубежный опыт оказания помощи налогоплательщикам // Налог. вестн. - 2000. - N 9. - С.151-153; N 11. - С.130-132.

Машрапов Х.М. Становление и развитие налоговой системы Республики Таджикистан / Х.М.Машрапов, Н.Т.Мамбеталиев, М.Р.Бобоев // Налог. вестн. - 2001. - N 11. - С.3-16.

Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: справочник. - М., 1995. - 289с. У-М565 НО

Минаев С."Проклятый налог, придуманный негодяями" // Коммерсантъ-Власть. - 2000. - N 22. - С.9. Из истории развития налогов в Англии.

Минеева В.М. Методы налогового планирования в крупных китайских компаниях / В.М.Минеева, Э.Ю.Хайбулина // Аспирант и соискатель. - 2014. - N 5. - С.19-20.

Момункулов А.Э. О совершенствовании налоговой системы Кыргызской Республики / А.Э.Момункулов, Н.Т.Мамбеталиев // Финансы. - 2001. - N 10. - С.5-15.

Мукайдех Е.А. Особенности налогового регулирования инвестиционных процессов: (На прим. Франции): автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 2000. - 17с. А2000-7644

Мусаев А. Налоговая реформа в Азербайджанской Республике в условиях перехода к рынку / А.Мусаев, Я.Калбиев // Общество и экономика. - 2002. - N 3-4. - С.161-178.

Муталов А. Налогообложение малого бизнеса в Узбекистане // Финансы. - 2006. - N 2. - С.70.

Налог на выбросы парниковых газов и перспективы нефтедобычи в Канаде / С.В.Жуков, С.А.Золина, И.А.Копытин, А.О.Масленников, М.В.Синицын // ЭКО. - 2018. - N 11. - С.133-147.

"Налоговая полиция" США // Деловая жизнь. - 1996. - N 4. - С.23-25.

Налоги и сборы Азербайджанской Республики / Н.Гасымов, Н.Т.Мамбеталиев, В.Алиев, М.Р.Бобоев // Налог. вестн. - 2002. - N 10. - С.3-11.

Налоги и сборы Республики Армения / А.Л.Алаверян, С.Ф.Адамян, Н.Т.Мамбеталиев, М.Р.Бобоев // Налог. вестн. - 2002. - N 9. - С.3-12.

Никитин С.М. Социальные налоги в развитых странах: особенности, тенденции, последствия / Никитин С.М., Степанова М.П., Глазова Е.С. // Деньги и кредит. - 2004. - N 2. - С.41-50.

Никитин С. Изменения в системе налогообложения / С.Никитин, Е.Глазова, М.Степанова // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1999. - N 8. - С.35-42. Опыт разных стран.

Никитин С. Налог на личные доходы: опыт развитых стран / С.Никитин, М.Степанова, А.Никитин // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2001. - N 7. - С.16-22.

Никитин С. Налог на прибыль: опыт развитых стран / С.Никитин, А.Никитин // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1998. - N 2. - С.5-11; N 3. - С.5-13. Опыт разных стран.

Никитин С. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах / С.Никитин, А.Никитин, М.Степанова // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2000. - N 11. - С.48-56.

Никифоров О. Реформа века: Германия объявила о новой налоговой реформе // Эксперт. - 2000. - N 14. - С.22-24.

Николаев И. Из кризиса - за счет богатых / И.Николаев, Т.Марченко // Общество и экономика. - 2013. - N 11-12. - С.190-227. Рассматривается зарубежный опыт повышения верхней ставки подоходного налога с целью выхода из экономического кризиса в 2008-2013 гг. Также представлен обзор зарубежного опыта внедрения налога на роскошь. Дается оценка перспективы возврата прогрессивного налогообложения в России.

Новоселова Л. Новейшие преобразования бюджетно-налоговой системы КНР в интересах социально-экономического развития страны // Рос. экон. журнал. - 2016. - N 1. - С.66-89.

Обухов Н.П. НДС в Великобритании // Налог. вестн. - 1997. - N 8. - С.67-69.

Павлова Л.П. Налогообложение в Нидерландах // Финансы. - 1995. - N 12. - С.23-25.

Панова Н.Б. Ставки основных налогов государств - участников СНГ на 2002 год / Н.Б.Панова, Т.В.Храмова // Налог. вестн. - 2002. - N 7. - С.83-86.

Петров С. Реформирование налоговой системы как условие интеграции Болгарии в европейское сообщество / С.Петров, Л.Мермерска // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - N 3. - С.25-30.

Пикунов Н.И. Организация работы налоговых органов США // Финансы. - 1995. - N 6. - С.21-26.

Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования. - СПб.: СПбГУ, 2005. - 385с. У5-П435 НО

Пономарева И.Н. Особенности налоговой политики США в 80-е годы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5. Экономика. - 1994. - Вып.1. - С.127-129.

Поп М.И. Налоги и сборы Республики Молдова / М.И.Поп, Н.Т.Мамбеталиев, М.Р.Бобоев // Налог. вестн. - 2002. - N 7. - С.3-13.

Попова Н.В. Налог на добавленную стоимость в Германии // Налог. вестн. - 1998. - N 1. - С.99-100.

Попонова Н.А. Налоговые органы во Франции // Финансы. - 2002. - N 1. - С.73-76.

Попонова Н.А. Налоговый контроль во Франции // Финансы. - 2000. - N 10. - С.32-34.

Попонова Н.А. Некоторые аспекты налогового планирования в развитых странах // Финансы. - 1997. - N 8. - С.32-34.

Пушкарева В.М. Содержание и принципы построения налоговой системы // Финансы. - 2001. - N 10. - С.61-63. Из мирового опыта налогообложения.

Реформы и перспективы налоговых систем в странах Запада // ЭКО. - 1994. - N 3. - С.143-147.

Росоловский В.Н. Налоги и налогообложение в Украине / В.Н.Росоловский, Н.Т.Мамбеталиев, М.Р.Бобоев // Налог. вестн. - 2002. - N 8. - С.3-11.

Савинский С.П. Новая налоговая система КНР // Финансы. - 1996. - N 5. - С.25-27; N 6. - С.36-37.

Синельников К.Н. Развитие систем налогообложения индустриальных стран: автореф. дис. канд. экон. наук. - СПб., 2000. - 19с. А2000-2714

Соколинский В.М. Эволюция налоговой политики: опыт Германии // Финансы. - 2001. - N 5. - С.60-62.

Стейнер Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты (поучительный опыт амер. штата Аляска) // Рос. экон. журн. - 2004. - N 1. - С.36-51.

Сутырин С.Ф. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике: учеб. пособие / Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. - СПб., 1998. - 577с. Г98-12073 01

Телятников Н.Б. Налогообложение в Израиле // Финансы. - 1998. - N 4. - С.29-30.

Телятников Н.Б. О налогообложении в Италии // Финансы. - 1995. - N 3. - С.30-33.

Терехина А.П. Система и принципы налогообложения доходов физических лиц в наиболее развитых странах // Финанс. право. - 2010. - N 11. - С.36-39.

Толстопятенко Г.П. Европейское налоговое право: Сравнительно-правовое исследование. - М., 2001. - 336с. Х-Т54 НО

Тропин Ю.А. Фискальные службы в Германии: опыт взаимодействия / Ю.А.Тропин, Н.А.Попонова // Финансы. - 2002. - N 7. - С.65-67. Налоговая полиция.

Тютюрюков Н.Н. Налоговая политика в странах ЕЭП / Н.Н.Тютюрюков, В.Н.Тютюрюков, Г.Б.Тернопольская // Финансы. - 2013. - N 8. - С.43-47.

Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: учеб. пособие. - М., 2002. - 173с. У5-Т985 НО

Умерова Д.Р. Налогообложение электронной коммерции в США: экономический обзор // США-Канада: экономика, политика,. - 2007. - N 7. - С.53-66.

Федурина О.В. Налоговая система Великобритании // Сибирская финансовая школа. - 2005. - N 1. - С.125-130.

Филиппова Н.А. Зарубежный опыт налогового стимулирования малого инновационного бизнеса и возможности его использования в России / Н.А.Филиппова, О.Ю.Создаева // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - N 35. - С.51-58.

Фирсова Е.А. Государство и компании: налогообложение в частнопредпринимательском секторе Великобритании: автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 1995. - 24с. А95-7868

Фирсова О.А. О налоговой системе Италии // Финансы. - 2017. - N 1. - С.55-59. 01

Хейнсоо Э. Еще раз о странах без налогов и с льготным налоговым режимом // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1995. - N 2. - С.136-145.

Хмыз О.В. Изменения в американской налоговой системе // Финансовый бизнес. - 2018. - N 1. - С.47-53. 01

Царгуш Р.В. История возникновения и некоторые особенности подоходного налогообложения в зарубежных странах // Гос. и право. - 2004. - N 8. - С.95-99.

Цепилова Е.С. Особенности налоговой системы и налогового контроля во Франции // Финансы. - 2013. - N 2. - С.68-71.

Цзя Кан. Некоторые аспекты налоговой политики в КНР / Цзя Кан, Су Цзинчунь; пер. с кит. А.Верижниковой // Свободная мысль. - 2011. - N 6. - С.63-72.

Черник Д.Г. Налоги Австралии // Налог. вестн. - 2000. - N 8. - С.138-140.

Черник Д.Г. Налоги Италии // Финансы. - 1995. - N 1. - С.35-37.

Черник Д.Г. Налоги Франции // Финансы. - 1994. - N 7. - С.33-38.

Черник Д.Г. Налоги Швеции // Финансы. - 2001. - N 3. - С.24-25.

Черник И.Д. Некоторые вопросы правового регулирования местных налогов в европейских странах // Налог. вестн. - 2002. - N 2. - С.115-118.

Чудинов С. Налогообложение страховой деятельности в ведущих странах Европейского Союза // Страховое дело. - 2010. - N 5. - С.52-65; N 6. - С.56-64.

Шандиров О.Л. Налогообложение недвижимости за рубежом // Финансы. - 2001. - N 8. - С.70-71.

Шевель И. Реформа налоговой системы в КНР // Пробл. теории и практики управл. - 2007. - N 6. - С.74-82.

Шевель И.Б.Реформа налоговой системы КНР. - М.,1993. - 158с. - (Информ. бюл. / Рос. акад. наук. Ин-т Дальнего Востока; N 4). Р8683/93-4

Шепенко Р.А. Законодательство КНР об уклонении от уплаты налогов // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2002. - N 11. - С.67-70.

Шепенко Р.А. Налогообложение доходов физических лиц в КНР // Бух. учет. - 2000. - N 14. - С.53-57.

Шмельдерс Г. Налоговый менталитет разных народов // Политэконом. - 2001. - N 3. - С.53-58.

Шульга И. Опыт налоговой амнистии в Казахстане // Общество и экономика. - 2002. - N 6. - С.69-71.

Экономика налоговой политики: пер. с англ. / под ред. М.П.Девере. - М., 2001. - 328с. У52-Э40 НО


Мировая практика показывает, что система налогообложения включает в себя большие возможности для воздействия на развитие предпринимательства, динамику и структуру общественного производства, и его размещение. Налоговые поступления составляют основной источник формирования бюджета любого государства, так как государство при выполнении своих функций нуждается в денежных средствах, расходуемых на финансирование государственных и социальных программ, содержание структуры, обеспечивающей функционирование самого государства.

С помощью налоговых поступлений государство проводит экономическую политику: осуществляет антиинфляционные меры, противодействует господству на рынке монополистов, изымает в бюджет сверхприбыль, образующуюся из- за монопольного роста цен [8]. Кроме того налоговый механизм выполняет функции перераспределения доходов граждан, социальной защиты населения, регулирует личные доходы населения.

Прежде чем обосновывать предложения по дальнейшему совершенствованию налоговой системы РФ, целесообразно изучить богатый опыт зарубежных стран по рассматриваемому вопросу. Налоговые системы всех государств существенно различаются друг от друга: по соотношению различных видов налогов, по уровню налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщика, по источникам налогообложения, по мерам ответственности за нарушение налогового законодательства. Особенности налоговых систем в каждой страны зависят от многих факторов: экономических, социальных, политических, демографических и играют ведущую роль приперераспределения ВНП и НД государства [5].

В зарубежной практике основным налоговым инструментом регулирования социального неравенства является подоходный налог. Во всех странах рыночной экономики налог на доходы физических лиц уплачивается по прогрессивному методу, диапазон налоговых ставок достаточно широкий: от 0 до 29 % в Канаде, от 5 до 45 % в Китае, от 0 до 41 % во Франции, в от 0 до 50 % в Великобритании, от 0 до 45 % в Германии, от 0 до 75 % в США и т.д. Максимальная ставка по подоходному налог в 2006 г. в Дании составляла 61 %. Казалось бы, что налоговая ставка очень высока, но следует отметить, что почти во всех странах действуют довольно серьезные необлагаемые налогом минимумы и представлены льготы по различным основаниям.

У каждого налогоплательщика в Великобритании есть личный подоходный налоговый вычет – пособие [6]. Доход до этой суммы в каждом налоговом году, не облагается налогом. Этот налоговый вычет – пособие зависит от возраста налогоплательщика и общего дохода в налоговом году.

В мировой практике считается, что прогрессивная шкала налогообложения способствует достижению высокой социальной справедливости в налогообложении доходов, то есть чем больше доход налогоплательщика, тем большая его часть изымается в бюджет в виде налогов. Между тем, есть и противники данной точки зрения, которые считают, что прогрессивное налогообложение тормозит процесс накопления капитала, роста инвестиций и создания новых рабочих мест.

Однако, в качестве способа повышения прогрессивности налога применяются льготы, вычеты и налоговые кредиты, так как они снижают среднюю налоговую ставку, рассчитываемую как отношение всей суммы уплаченного налога ко всему доходу, даже при применении пропорционального метода налогообложении, где налоговая ставка не зависит от уровня дохода налогоплательщика.

Во многих странах используется система семейного налогообложения, где семья считается единицей налогообложения. Например, во Франции, подоходный налог взимается с общей суммы семейного дохода. Взрослые дети не живущие со своими родителями, могут присоединиться к родителям со своими детьми чтобы составить единую единицу налогообложения [7]. Для расчета налога, применяется специальная таблица коэффициентов, которая принимает во внимание семейное положение налогоплательщика. Для учета численности и состава семьи используется семейный коэффициент, выражающий сумму дохода, приходящую на одну долю.

Налоговая система США, отражая 3-х уровневую систему государственного управления включает в себя федеральные налоги, налоги штатов и налоги местных органов власти. Особенностью системы налогообложения США является параллельное (на федеральном, штатном и местном уровне) взимание основных видов налогов [4]. Население уплачивает подоходный налог в федеральный штатный и местный бюджеты, налог на прибыль корпораций также уплачивается в федеральный, штатный и местный бюджеты, поимущественный налог взимается на уровне штатов и местном и т.д.

Налог на доходы физических лиц является самой крупной статьей доходов бюджета США. Такое положение было достигнуто отчасти за счет постоянного увеличения числа налогоплательщиков. Объект обложения подоходного налога- совокупный доход, складывающийся из различных источников (заработной платы, доходов по ценным бумагам доходов от предпринимательской деятельности, и т.д.). Субъектом налогообложения является семья либо отдельный человек.

Структура доходов федерального бюджета США в 2009 г., %

Подоходный налог с физических лиц

Отчисления на социальное страхование

Налог на прибыль корпораций

Прочие доходы, включая налоги с наследств и дарений

Источник: Мусаева Х.М. Налоговые системы зарубежных стран. – М., 2011 – с. 67.

Особенностью формирования бюджета Японии является очень высокий уровень неналоговых платежей. Только на 84 % государственный бюджет формируется за счёт налоговых поступлений [3]. Остальные 16 % составляют арендная плата, выручка от продажи земельных участков, доходы от реализации ценных бумаг и др. Основными бюджетообразующими налогами Японии считаются налог на доходы физических и юридических лиц, местные налоги, муниципальный корпоративный налог. Основной доход государству приносят корпорационный налог и налог на доходы физических лиц. Ставки подоходного налога с физических лиц колеблются от 10 % до 50 %. Налоговое законодательство Японии предусматривает существенные скидки при уплате подоходного налога в виде необлагаемого минимума, дополнительных льгот для многодетных семей, средств на лечение и т.д. Это и оправдывает столь высокий уровень налоговых ставок данного налога в социальном плане.

Основные положения налоговой системы закреплены в Конституции ФРГ [2]. Согласно основного закона Федеративной Республики Германия бюджет Федерации формируется за счет страховых сборов, таможенных пошлин, вексельного сбора, налога с оборота капитала (федеральные налоги).

В Германии наряду с вертикальным выравниванием, которое обеспечивает распределение доходов между различными уровнями административных образовании, предусмотрено также горизонтальное распределение доходов между относительно мощными и относительно слабыми в финансовом отношении федеральными Землями.

В зарубежных развитых странах наиболее распространенным из косвенных налогов и сборов является НДС, который пришел на смену налога с продаж и налога с оборота. В 90 годы страны Африки, Америки и Юго-восточного региона стали активно включать НДС в свои налоговые системы. В 1989 г. НДС был введен в Японии. В результате доля НДС в общей сумме бюджетных доходов Японии составила 15-20 % [10].

В Италии НДС уплачивается по пяти дифференцированным ставкам, (2 % – льготная, применяемая к товарам первой необходимости, 9 % – основная, которым облагаются большинство промышленных изделий, 18 % – повышенная ставка на нефтепродукты, бензин, 38 % – повышенная ставка, применяемая к предметам роскоши и 0 % – применяемая к экспортным товарам и услугам).

НДС, как налог на всеобщее пользование и потребление в Швейцарии был введен в 1995 года. Здесь применяют три вида налоговых ставок: 2; 3; 6,5 %. Существует определенный перечень освобождаемых от обложения НДС видов деятельности. В Великобритании НДС уплачивается по ставке 15 % на основную часть торгового оборота. Некоторые виды услуг вообще освобождаются от уплаты НДС [9]. В целом он так как в НДС в Великобритании основным бременем ложится на частных лиц и не представляет больших затрат для компаний.

В налоговой системе США налог на добавленную стоимость отсутствует. Вместо НДС существует налог с продаж взимаемый на уровне штатов по средней ставке – от 4 до 5 % и максимальной ставке – от 8 %.

Большое внимание косвенным налогам уделяется также и в мировом Налоговом кодексе, который призван дать возможность странам, находящимся на пути реформ, регулировать налоговые отношения на научной основе, создать единую терминологию и единообразное толкование. Учитывая специфику экономики развивающихся стран формируется за счет таможенных пошлин, НДС, акцизов. Поэтому в Кодексе из пяти разделов два посвящены НДС и акцизам, для введения их в странах с нарождающейся рыночной экономикой.

В современных условия индивидуальные акцизное налогообложение используются в налоговых системах всех стран рыночной экономики, что связано с их фискальной функцией и серьезным влиянием на формирование бюджетных доходов государств. Принято также считать, что акцизное налогообложение призвано сдерживать потребление социально вредных товаров.

По законам США акцизные поступления имеют ограниченное значение и скромное место в доходах бюджета – чуть более – 4 %. Акцизы установлены на товары – алкогольную и табачную продукцию, нефть, бензин, меха, драгоценностиличные самолеты,, дорогие автомобили, на услуги – дороги и воздушные перевозки [1].

В США отсутствует НДС, но применяется налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. Наиболее фискальное значение на уровне штатов имеет общий налог с продаж. Его доля в совокупных налоговых поступлениях штатов равна около 30 %. Он охватывает большинство товаров потребления, включая медикаменты. Наблюдается тенденция снижения акцизов. Если в 1960 году акцизы приносили в федеральный бюджет 13 % от всех налоговых поступлений, то в 2000 году их доля составила около 3.5 %.

Наибольший доход казне Германии обеспечивается за счет акциза на минеральное топливо – около 31.8 млрд. марок, далее от табачного акциза – 15.5 млрд. марок и акциза на кофе – 2 млрд. марок.

В России акцизные поступления являются одной из основных статей доходов бюджета, т.к. косвенные налоги взимать сравнительно легче. Однако Российский бюджет страдает от огромного числа неплательщиков акцизов.

Из косвенных налогов Италии следует, прежде всего, выделить НДС, введенный в 1973 г. в порядке реализации решений стран участниц ЕЭС для сближения финансовых систем.

Добавленная стоимость с точки зрения налогообложения складывается как разница между выручкой, полученной от реализации товаров, работ и услуг, и затрат на производство этих товаров и услуг. Общая ставка НДС составляет 19 %, при этом действуют и льготные налоговые ставки со скидкой 13 %, 9 % и 4 %. Скидка распространяется на продовольственные товары, журналы, газеты. Акцизы применяются к некоторым специальным видам товаров. К ним относятся, например, крепкие спиртные напитки, пиво, бананы, спички, электроэнергия, строительные материалы, табачные изделия, нефть, и нефтепродукты и др.

После краткого рассмотрения элементов систем налогообложения целого ряда зарубежных стран с развитой экономикой, необходимо подвести некоторые итоги обобщающего характера. Прежде всего, следует отметить, что налоговая система России по объектам налогообложения вполне сопоставима с налоговыми системами рассмотренных государств и по аналогии с ними может быть расценена как действенная и достаточно устойчивая система.

По общему правилу, большая часть налоговых поступлений, которые взимаются со своих граждан или подданных поступают в центральную часть бюджета, если государство федеративное, то 80-90% взимаемых налогов попадают в федеральный бюджет. Стоит обратить внимание и на то, что во всех наиболее развитых государствах с рыночной экономикой взимается 7-10 налогов. Данные поступления являются основой любой налоговой системы, в том числе и англосаксонской, которую мы рассмотрим более подробно.

Англосаксонская система налогообложения функционирует в таких государствах как США, Великобритания, Австралия, Канада.

Данная система обладает некоторыми отличительными признаками:

во-первых, в рамках англосаксонской системы налогообложения значительно преобладают прямые налоги;
во-вторых, косвенные налоги составляют лишь незначительную долю;
в-третьих, основным субъектом налогообложения являются физические лица [1].

Более того, самая ортодоксальная налоговая англосаксонская налоговая модель функционирует в Великобритании. На ней стоит и заострить внимание.

Функционирующая в Британии налоговая система является одной из наиболее направленных на налоговые поступления со стороны физических. Данный тезис применим и к таким государствам как Канада, США, Австралия, так как в них действует схожая система налогов и сборов. Это связано с тем, что данные государства являются капиталистическими, что в свою очередь подразумевает свободный и конкурентный рынок, который невозможно реализовать при высоком налогообложении предприятий, так как мелкие предприятия не способны существовать с таким налоговым бременем. Соответственно, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать о том, что юридические лица играют ключевую роль в функционировании англосаксонской налоговой системы [2].

Диаметрально противоположная ситуация сложилась в отношении физических лиц. Как правило, именно налоговые поступления со стороны физических лиц являются базисом при формировании бюджетов всех уровней. Это подтверждается и цифрами. В странах с англосаксонской налоговой моделью налоговые поступления занимают около 80-90% бюджета. Цифры варьируются в зависимости от государства. Более того, 60-70% всех налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц или же подоходный налог. Если же говорить о юридических лицах, то налоговые поступления с их стороны зачастую не превышают и 15%. Но некоторые экономисты и эксперты в сфере налогового права считают, что сегодня данная налоговая система постепенно подвергается реформированию, обосновывая свою позицию тем, что подоходный налог в государствах с подобной налоговой моделью постепенно уменьшается. В частности, личный подоходный налог с британских подданных сегодня составляет 20%. Эта цифра может показаться высокой лишь на первый взгляд. Для наглядности можно произвести сравнение с налоговой системой в РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% и планируется её повышение до 15%, несмотря на то, что бюджет Российской Федерации имеет меньшую привязку к налоговым поступлениям, так как в РФ существуют иные источники финансирования.

Разумеется, юридические лица в данной налоговой системе также нельзя назвать полностью освобождёнными от уплаты налогов. Во всех государствах, где функционирует подобная налоговая система, предусмотрен и подоходный налог с организаций, который в быту принято называть «корпоративным налогом». Его ставка варьируется от 20 до 35% в зависимости от государства. Если же говорить конкретно о Великобритании, то в ней предусмотрены две ставки по данному виду налога, которые составляют 24 и 33%.

Если же говорить о Канаде, то в ней в свою очередь также предусмотрен налог с корпораций и организаций. Основная Налоговая ставка по данному налогу составляет 38%, что считается достаточно высокой цифрой. Однако, в Канаде предусматривается множество налоговых вычетов, и реальная налоговая ставка становится значительно меньшей. Она может снижена вплоть до 10%, но основной является ставка в 25%.

Касательно ставок подоходного налога в Канаде, то следует отметить, что она также носит прогрессивный характер. В Канаде предусмотрены 4 налоговые ставки: 15%, 22%, 26% и 29%. Как видно, числа не слишком сильно рознятся со ставками в других странах.

Стоит обратить внимание и на то, что в данных государствах присутствует классификация налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов. Их существенное отличие кроется в том, что доходы резидента подлежат обложению без привязки к источнику получения. Нерезидент же уплачивает налоги только в том случае, если доход был получен на территории данного государства [3].

Немалую роль в рамках данной налоговой системы имеет и налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога не слишком сильно рознится со ставкой в государствах с иными налоговыми моделями. В частности в Британии предусмотрены три ставки НДС: 0%, 8%, 17,5%. Но необходимо обратить внимание на то, что НДС в рамках англосаксонской налоговой системы имеет куда меньшую привязку к бюджету всех уровней. Это обусловлено тем, что в государствах с этой налоговой моделью косвенное налогообложение играет меньшую роль.

В итоге можно сделать вывод, что англосаксонская налоговая модель не лишена как недостатков, так и положительных моментом. Безусловно, относительно низкое налогообложение организаций можно расценить как плюс, так как это является преградой для появления монополистов на рынке. Минусом же является то, что значимость налогов с физических лиц слишком сильно превалирует над иными источниками финансирования бюджетов всех уровней.

Евроконтинентальная налоговая модель

Отличительным признаком евроконтинентальной модели налогообложения является значительное косвенное налогообложение и высокая доля отчислений на социальное страхование. Такого рода вариации налоговых систем функционируют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Евроконтинентальная налоговая система характеризуется относительно высокой долей косвенных налогов, среди которых ключевую роль играет налог на добавленную стоимость.

Также стоит помнить и о том, что в рамках данной системы ключевое место занимают выплаты на социальное страхование, отчисляемые из фонда заработной платы.

Стоит отметить и то, что несмотря на высокую степень косвенного налогообложения в странах с евроконтинентальной моделью, прямое налогообложение в них крайне низкое.

В государствах с подобной системой налогообложения чаще всего функционирует социально-ориентированная модель экономики.

Основными налогами в государствах с подобной системой налогообложения являются:

- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль или доход;
- налог на собственность;
- земельный налог;
- налог на фонд заработной платы;
- налог на доход от капитала;
- подоходный налог с физических лиц.

В рамках данной системы существуют два уровня налогообложения:

Необходимо заметить и то, что характер подоходного налогообложения в данных государствах носит прогрессивный характер.

В государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения существуют 4 ставки налога на добавленную стоимость:

- нормальная;
- сокращённая;
- промежуточная;
- повышенная.

Нормальная ставка применима для всех операций, кроме тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применима, когда оказываются услуги в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная может применяться для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и т.д.

На данный момент наблюдается такая тенденция, что страны, в которых функционирует евроконтинентальная модель налогообложения, всячески пытаются координировать налоговую политику иных государств.

На мой взгляд, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в мире наблюдается процесс всем налоговым системам единообразного характера. А так как государства с евроконтитентальной налоговой системой являются гегемонами в мировой политики, именно они задают планку, к которой стремятся другие государства.

Стоит отметить и то, что несмотря на желания европейских государств гармонизировать налоговые системы, на данный момент это не представляется возможным. В первую очередь это обусловлено причинами материального характера. Страны с латиноамериканской налоговой моделью, о которых речь пойдёт дальше или же Африканские страны не могут позволить себе подобные налоговые ставки в отношении физических лиц, что обусловлено их низким уровнем дохода. Также содержание органов системы налогов и сборов, которые существуют в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, является весьма затратным. Из этого следует, что полная гармонизация налоговых систем на сегодняшний день не представляется возможной, чего нельзя сказать о постепенной интеграции некоторых элементов из евроконтинентальной налоговой модели [4].

Стоит обратить внимание и на то, что данная система также не лишена недостатков. В частности, в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, несмотря на и так достаточно высокую долю страховых отчислений, наблюдается их дальнейший рост. В частности, на данный момент именно страховые взносы составляют 46% всех поступлений в центральный бюджет. Соответственно, данная ситуация может присти в дальнейшем к росту прямого налогообложения, что сегодня весьма специфично для государств с подобной налоговой системой.

Латиноамериканская налоговая модель

Латиноамериканская налоговая модель традиционно применяется в странах третьего мира, которые принято называть «развивающимися». Подобная налоговая модель функционирует в странах Южной Америки (Чили, Боливия) а также в государствах, которые находятся в пределах карибского бассейна.

В государствах с латиноамериканской налоговой моделью также предусмотрена классификация налогов и сборов по уровням. В частности, существуют налоги, поступающие в национальный бюджет (аналог федерального), а также существует муниципальное налогообложение и налогообложение на уровне департаментов [5].

Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной налоговой системы значительная роль уделена налогообложению организаций. Если же говорить о прямом и косвенном налогообложении в этих государствах, то ставки по данным налогам значительно меньше, чем странах с иными налоговыми моделями. Исключение из правил составляют лишь большинство стран Африки и некоторые страны Азии, но они не составляют полностью самостоятельную налоговую модель, а представляют собой лишь адаптацию латиноамериканской налоговой системы.

Косвенные налоги составляют около четверти бюджета латиноамериканских стран. Ключевую роль среди них играют акцизы, образующие около 20% налоговых поступлений среди всех налоговых поступлений.

Латиноамериканская система налогообложения является первой ступенью к экономическому росту государства. Именно поэтому она так широко применяется в странах третьего мира.

Ярким примером сильного экономического роста при переходе на подобную модель налогообложения является такое государство как Чили времён Аугусто Пиночета в период с 1973г по 2011г. Данный временной промежуток вошёл в история как «чилийское чудо». Это обусловлено тем, что после перехода на нынешнюю модель налогообложения ВВП на душу населения Чили вырос в 2,8 раза [6].

Стоит отменить и весьма низкие налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу в данных государствах. В частности, в Перу ставка по подоходному налогу на данный момент составляет 4%, В Перу - 3,9%, а в Колумбии – 13,5%, что в рамках этой системы является достаточно высоким показателем.

Совершенно иная ситуация обстоит с корпоративными налогами. Их ставка значительно больше, чем в государствах с иными налоговыми моделями. В частности, ставка по корпоративному налогу в Венесуэле составляет 56%. Но есть и положительные исключения. Например, Бразилии ставка по корпоративному налогу составляет 7,5%, но это компенсируется высоким уровнем косвенного налогообложения, которое в латиноамериканских странах традиционно высокое. В частности, акцизы обеспечивают 30% всех налоговых поступлений в Бразилии. Подобная ситуация сложилась и в Перу. В этом государстве налог на добавленную стоимость обеспечивает 25% всех налоговых поступлений.

В итоге можно сделать вывод, что данная налоговая модель оптимальна для бедных стран, так как государство практически не рассчитывает на прямые налоги с физических лиц при формировании бюджета. Но в то же время очевидным недостатком является то, что высокий уровень налогообложения предприятий, как правило, приводит к появлению монополистов на рынке.

Смешанная модель налогообложения

Смешанная модель налогообложения сочетает в себе все основные параметры, которые присущи иным моделям налогообложения. После развала СССР успешно у себя интегрировала данную систему и Российская Федерация. Если же говорить о зарубежных государствах, то ярким примером государства со смешанной моделью налогообложения является современная Япония.

Отличительным признаком Японии является то, что значительную часть бюджета Японии составляют неналоговые поступления. Схожая ситуация сложилась и в Российской Федерации. Процент неналоговых поступлений в Японии на федеральном уровне составляет 15%, а на местном уровне может достигать и 25%, что считается достаточно высоким показателем.

Также одной из особенностей Японской модели налогообложения является множественность налогов. Право взимать налоги имеет каждый орган территориального управления. Все налоги установлены на законодательном уровне и зарегламентированы в соответствующих НПА. В соответствии с текущими законами, на сегодняшниий день в Японии взимается около 25 государственных и 30 местных налогов, которые классифицированы на следующие группы:

- прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
- прямые имущественные налоги (налоги на имущество); потребительские налоги.

Разумеется, предпочтение отдается прямым налогам. Это связано с тем, что они составляют основу бюджета любого уровня.

Основную часть бюджета в Японии, как и во всех государствах составляют прямые налоги.

Наиболее высокий доход бюджету приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 58% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают из прибыли следующие налоги:

- государственный подоходный налог в размере 33,48%;
- префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,68% от прибыли;
- городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,6% от государственного, или 4,12% от прибыли.

В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Прибыль в свою очередь является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40; 50%. Кроме того, действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10; 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

Весьма значимым недостатком смешанной налоговой системы, на мой взгляд, является слишком сильная дифференциация налогов и сборов, что ведет к значительному уровню бюрократизации. Также минусом подобной системы справедливо считается необходимость содержания разветвлённой системы налогов и сборов, что является финансово затратным и ведёт к повышению налогообложения физических, а также юридических лиц. Если же говорить о плюсах данной системы, то они, безусловно, тоже присутствуют. Главным, на мой взгляд, является то, что в данных государствах нет чёткой привязки к какой-либо налоговой системе. Из этого следует, что странам со смешанной налоговой системой не составит труда интегрировать некоторые положительные моменты из других налоговых систем.

Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. / И. М. Александров. - 8-е изд., прераб и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. –
С. 260 – 305.
2. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / А. В. Белоусов. – Москва, 2018. – 120 с
3. Бобоев М. Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учеб. пособ. / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков. – М., 2020.
4. Богорад Л. М. О роли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов современной Франции / Л. М. Богорад // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 2386–2389.
5. Болтенко, О. А. Налогообложение физических лиц в Великобритании – конец налоговой гавани / О. А. Болтенко // Налоговед. – 2018. – № 9.
– С. 25–27.
6. Бурукина О. А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции / О. А. Бурукина // Финансовое право. – 2018. – № 10. – С. 27–31.

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Библиографическая ссылка на статью:
Белоусова С.Н., Руденко И.Р. Сравнительный анализ налоговой системы РФ и зарубежных стран // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/09/9736 (дата обращения: 12.04.2021).

Налоговые системы зарубежных стран существенно отличаются друг от друга по основным экономическим показателям, соотношению прямых и косвенных налогов, уровню налоговой культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины, мерам ответственности за нарушение налогового законодательства, источникам налогообложения. Эти особенности налогов в каждой отдельно взятой стране зависят от многих факторов: экономических, политических, демографических, социальных, играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны [1, с. 251].

Налог на добавленную стоимость является наиболее доходным по сравнению с другими, поэтому по своему статусу в унитарных государствах НДС устанавливается как общегосударственный налог, а в федеративных государствах относится к федеральным налогам. В большинстве стран поступления по НДС сразу распределяются по бюджетам разных уровней, в этой связи НДС определяется как регулирующий налог, в отдельных странах НДС поступает в один бюджет, поэтому характеризуется как закрепленный налог [2, с. 22].

В таблице 1 нами проведем сравнительный анализ налоговых ставок по наиболее важным и значимым налогам ряда европейских стран и России, таких как налог на прибыль организаций, подоходный налог, отчисления на социальные нужды.

Таблица 1 – Процентные ставки по наиболее значимым налогам ряда европейских стран и РФ [1]

Виды налогов Германия Великобритания Франция Швеция Дания Россия
Налог на прибыль 25% 33% 34-42% 28% 34% 10; 15; 20%
Налог на доходы физических лиц 0-51% 10,22,45% 0-54% 31% 29,5% 13, 15, 30, 35%
Отчисления на социальные нужды 13% 2; 9; 5,35; 5,25; 6,3% 4,5-13,6% 33% 7% 34%
НДС 7; 16% 15% 19,6; 22; 7; 5,5% 12; 25% 25% 0; 10; 18%

Во Франции ставка налога на прибыль организаций может варьироваться в пределах 34-42%. Ставка налога на прибыль Великобритании, составляет 33%, в Германии 25%. По сравнению с вышеперечисленными странами в России ставка налога на прибыль организации может составлять 10,15 или 20%.

Налог на доходы физических лиц в России взимается с доходов, полученных резидентами и нерезидентами на территории РФ, и ставка налога может составлять 13, 15, 30 или 35% [3]. В Германии как мы видим, ставки являются прогрессивными и колеблются от 0 до 51%, в Великобритании ставки составляют 10, 22, 45%.

Центральным звеном бюджетной системы Франции выступает НДС, ставки по которому составляют 19,6; 22; 7; 5,5%. Отличительной чертой НДС в Великобритании и Дании является применяемая одна ставка налога, составляющая 15% и 25% соответственно. В Швеции стандартная ставка НДС – 25%. Тогда как ставки НДС в России являются более гибкими и составляют 0, 10, 18%.

Проведенный анализ показал, что в таких странах как Великобритания, Франция и Россия диапазон установленных ставок достаточно широк, в то время как в Швеции и Дании по НДФЛ и налогу на прибыль организаций применяют единые ставки для всех категорий налогоплательщиков.

Основная задача налоговых платежей в любом государстве – это формирование доходов бюджета страны. В таблице 2 нами представлены налоговые доходы государственного бюджета, приходящиеся на одного жителя государства ряда стран Евросоюза и России.

Таблица 2 – Налоговые доходы государственного бюджета ряда стран Евросоюза и РФ, (долл. США на душу населения) [4]

Читайте также: