Зарубежная практика применения таможенных пошлин в разных таможенных процедурах

Опубликовано: 15.05.2024

  • Информационно-аналитические бюллетени (ИАБ)
  • Аналитические материалы (АВ, АЗ, АО, МИ)
    • Государственное строительство и конституционные права граждан
    • Экономическая политика
    • Социальная политика
    • Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство
    • Оборона и безопасность
    • Внешняя политика
    • Совершенствование законодательного процесса
    • Региональная политика
  • Научно-исследовательские работы для Государственной Думы
  • Материалы к мероприятиям

АВ 2002г. Выпуск 7 Всемирная торговая организация и таможенное регулирование.Правовые проблемы присоединения России к ВТО

  • Титульный лист
  • Содержание

Зарубежный опыт таможенно-тарифного регулирования

Рассмотрим некоторые направления использования зарубежного опыта, кодифицированные в рамках ВТО и представляющие интерес для России.
Центральным инструментом таможенно-тарифного регулирования является таможенный тариф. Как показывает анализ зарубежного опыта, импортный таможенный тариф обычно выполняет следующие основные функции:
формирует оптимальную товарную структуру импорта путем различных по высоте ставок пошлин на ввоз различных товаров;
защищает отдельные национальные отрасли экономики, которым может быть нанесен существенный ущерб иностранной конкуренцией;
оказывает воздействие на хозяйственные результаты деятельности предприятий и социальную обстановку в стране, являясь составной частью механизма внутреннего ценообразования;
позволяет осуществлять активную внешнеторговую политику, вести переговоры об улучшении доступа национальных товаров на внешние рынки, формировать зоны свободной торговли, таможенные союзы;
содействует оптимальному соотношению экспорта и импорта страны и, следовательно, оптимальному соотношению валютных расходов и поступлений, формированию оптимального торгового баланса;
служит источником пополнения доходной части государственного бюджета.
Возможность выполнять эти функции, всегда заложена в законодательную базу таможенно-тарифного регулирования (закон о таможенном тарифе), в организацию и товарную структуру самого таможенного тарифа, в размер его ставок и механизм их формирования, в функции и организацию деятельности таможенной службы.
Свою роль таможенный тариф в большинстве государев выполняет в тесной взаимосвязи с налоговой системой страны, которая обычно берет на себя часть фискальных функций тарифа и дополняет его регулирующее действие, а также во взаимодействии с другими средствами регулирования внешней торговли.
Опыт, накопленный во многих развитых и развивающихся странах, дает достаточно четкий ответ на вопрос, каким должен быть современный таможенный тариф.
Прежде всего, обращает на себя внимание глубоко дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа. В подавляющем большинстве государств в этих целях используется Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Приведем цифры, говорящие об общем числе товарных позиций в таможенных тарифах ряда стран и групп стран: Евросоюз - 10754; США - 10085, Япония - 8964, Канада - 8407, Бразилия - 9131, Республика Корея - 10654, Малайзия - 9767, КНР - 6509. Учитывая, что стандартная шестизначная номенклатура ГС имеет 5019 позиций, таможенные тарифы, названных выше государств, существенно продвинуты в сторону создания развитой национальной товарной номенклатуры, выходящей за шестой знак ГС. На долю названных стран приходится около 2/3 оборота мировой торговли.
Анализ национальной составляющей тарифной номенклатуры показывает, что она всегда формируется в результате учета реальных национальных экономических интересов страны. За шестой знак товарной номенклатуры ГС выводятся товары, в защите производства которых страна заинтересована или выделение которых необходимо для ведения торговых переговоров, иногда и для других целей, включая фискальные. В этой связи нельзя не отметить, что лежащая в основе ТНВЭД товарная номенклатура Евросоюза - это компромисс интересов многих стран, структура экономики и внешней торговли которых существенно отличается от российской. Поэтому России необходима разработка национальной составляющей товарной номенклатуры (выходящей за шестой знак ГС). И с этой точки зрения действующая номенклатура ТВ ВЭД, построенная на номенклатуре Евросоюза нуждается в очень серьезной модернизации и сближении с реальными экономическими интересами промышленности и сельского хозяйства нашей страны, которые властно требуют российской (а не "европейской") товарной номенклатуры.
Средний уровень таможенного обложения в развитых странах и в части развивающихся государств заметно понизился в последние три десятилетия. Это привело к довольно распространенному мнению, что мир вступил в новую эпоху свободной торговли. Однако, нет ничего более ошибочного, чем эта точка зрения. Дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа позволяет, при сравнительно невысоком среднем уровне обложения, устанавливать высокие тарифные ставки (тарифные пики) на многие отдельные товары международной торговли. Например, при среднем уровне обложения 3-4% уровень таможенного обложения на текстиль и одежду в США - 14,6%; 9,1% - в Евросоюзе, 7,6% - в Японии. На отдельные товары этот уровень существенно выше. В США, например, 52% импортированного текстиля и одежды облагаются пошлинами до 35 %; 19% импорта химических товаров облагаются ставками до 10 %. В Евросоюзе 54% ввозимого текстиля и одежды облагаются ставками до 15 процентов; 60% ввозимых средств транспорта ставками до 10%.
Не менее высок уровень таможенного обложения в развивающихся государствах. Средний взвешенный уровень таможенного обложения в конце 90-х годов (после реализации снижения пошлин в итоге Уругвайского раунда) составил в Аргентине - 30,9%; в Бразилии - 27%; в Чили - 24,9%, в Индии - 32,4%, в Мексике - 33,7%; на Филиппинах - 22,2%, в Таиланде - 28%, в Турции - 22,3%, в Венесуэле - 30,9% . Этот уровень в два раза и более превышает средний уровень таможенного обложения в России.
Особенно высоким во многих странах остается уровень таможенного обложения сельскохозяйственных продуктов. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО установило, что все нетарифные барьеры, действовавшие в сельскохозяйственной торговле в так называемый базовый период (1986-1988гг.), должны были быть преобразованы в эквивалентные тарифные ставки (так называемая тарификация). Полученные тарифные ставки были добавлены к действующим таможенным пошлинам. А затем полученный уровень таможенного обложения должен был быть снижен к 1.1.2000 на 36%. В результате средний уровень таможенного обложения сельскохозяйственных товаров на названную дату вырос и составил 96% в Евросоюзе и 23% в США. Ставки пошлин на отдельные сельскохозяйственные товары далеко превысили этот размер. Например, в Японии пошлина на рис - 444%, на пшеницу - 193%; в США пошлины на молочные продукты - 93%, на сахар - 91%; в Евросоюзе пошлины на рис - 231%, на молочные продукты - 205%, на сахар - 279%.
К сказанному надо добавить, что характерная особенность современной тарифной политики - это так называемая "тарифная эскалация" - повышение ставок пошлин по мере увеличения степени обработки товаров.
Все отмеченное выше свидетельствует о том, что современный таможенный тариф ведущих государств мира глубоко дифференцирован как по числу товарных позиций (по своей товарной номенклатуре), так и по высоте ставок пошлин.
В последнее десятилетие в зарубежной практике существенно продвинулись три направления, в конечном итоге определяющие порядок применения ставок пошлин к ввозимым товарам и их реальный уровень: классификация товаров в рамках ГС, определение страны происхождения товаров и определение таможенной стоимости.
В отношении классификационных решений новая редакция Конвенции КИОТО рекомендует таможенным властям принимать обязывающие предварительные решения по просьбе заинтересованных лиц (рекомендация 9.9). Такие решения должны быть разосланы во все таможни страны и открыты для информации всех заинтересованных лиц. В конвенции КИОТО предусматривается, что национальное законодательство должно определить форму подачи заявления с просьбой о предварительном решении, а также сформулировать четкие требования о сопровождающих заявление реквизитах (фотографии, образцы, подробное описание товара). Рекомендуемая продолжительность действия предварительного классификационного решения от одного года до пяти лет .
Таможенная стоимость импортных товаров в странах-членах ВТО определяется на основе Соглашения о применении статьи VII ГАТТ - 1994. Соглашение четко определяет, что основным методом определения таможенной стоимости является стоимость товаров в сделке (transaction value). Переход к другим методам оценки осуществляется в ходе консультаций между таможенными властями и импортером, цель которых только последовательный выход на другие базы оценки. Переход к 3,4,5 и другим методам таможенной оценки осуществляется последовательно. И только в том случае, если таможенные власти не примут таможенную стоимость, основанную на предшествующем методе. О чем таможенные власти должны немедленно в письменной форме известить импортера, дав ему время на ответ. Соглашение о таможенной стоимости определяет четкие критерии, которыми должны руководствоваться таможенные власти, используя методику этого Соглашения. Действующая в настоящее время в России методика определения таможенной стоимости в ряде мест расходится с Соглашением ВТО. На это обстоятельство неоднократно обращалось внимание российской стороны в ходе заседаний Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Очевидно, что существующие расхождения должны быть устранены, поскольку методика определения таможенной стоимости является одним из центральных вопросов современного таможенного регулирования зарубежных государств, и переход на эту методику не только снимет важное препятствие на пути России в ВТО, но и выведет действующие в стране правила на мировой уровень. Таможенная стоимость экспортируемых товаров правилами ВТО не регламентируется.
В отношении страны происхождения товаров действующие унифицированные правила касаются импортных товаров, ввозимых из развивающихся государств и пользующихся преференциальными пошлинами. Правила происхождения товаров для непреференциального импорта входят в круг ведения Соглашения о правилах происхождения товаров ВТО, устанавливающего организационные и концептуальные основы определения происхождения таких товаров. В рамках ВТО работает рабочая группа для подготовки конкретных норм в этой области.
Соглашение о правилах происхождения товаров касается использования правил происхождения только для непреференциального импорта. Статья 1 Соглашения устанавливает, что в отношении непреференциального импорта правила происхождения должны касаться следующих случаев:
тарифы в отношении стран пользующихся режимом наибольшего благоприятствования и национальным режимом;
количественные ограничения;
антидемпинговые и компенсационные пошлины;
защитные меры (safeguards);
требования к обозначениям страны происхождения;
особые дискриминационные тарифные квоты и количественные ограничения;
правительственные закупки;
статистика внешней торговли.
Статья 3 этого Соглашения определяет, что согласованные (harmonized) правила происхождения товаров в принципе должны использоваться в отношении всех торгово-политических мер и в рамках всех соглашений ВТО.
На основании Соглашения о правилах происхождения товаров в рамках ВТО 20 июля 1995 года начал действовать Комитет по правилам происхождения, а в рамках Международной Таможенной Организации - Технический Комитет по правилам происхождения. Их работа должна была завершиться в ноябре 1999 года подготовкой рекомендаций о согласованных мерах по определению страны происхождения товаров. Однако, завершить ее не удалось и она продолжается. Вместе с тем, в ходе этой работы появились нетрадиционные подходы к решению этой проблемы. Далеко продвинулось и понимание самой проблемы. Дело в том, что глобализация (или интернационализация) производства меняют традиционный подход к этой проблеме. Как представляется, при разработке нового российского таможенного законодательства необходимо учесть наработки в этой области.
Условия, в которых действуют таможенные органы, быстро меняются в последние десятилетия. В результате проведения серии раундов торговых переговоров под эгидой ГАТТ уровень таможенного обложения в большинстве стран снизился, и в ряде развитых государств роль таможенных платежей как источника поступлений в национальные бюджеты уменьшилась. Однако, перед таможней встали новые задачи.
Многие из них обусловлены внешними факторами, практически или совсем не контролируемыми таможенными органами. В частности, резко увеличился объем международной торговли. За период 1970-2001 гг. стоимость мирового экспорта и импорта товаров выросла почти в 20 раз. В международной торговле появились десятки тысяч новых, сложных в технологическом плане товаров. Резко возросла скорость и надежность транспортных средств. Появились методы доставки товаров точно в назначенное время . Многие фирмы отказались от хранения товаров на складах и функционирование промышленных предприятий стало напрямую зависеть от четко работающей системы доставки комплектующих изделий прямо в сборочные цеха. В силу этого возросло внимание промышленности и торговли к ускорению и упрощению таможенного контроля. Все это потребовало сокращения до минимума времени идущего на таможенную обработку грузов.
Однако, перед таможней встали задачи, которых не было раньше: защита прав на интеллектуальную собственность, борьба с торговлей двойными технологиями, защита биологических видов, стоящих под угрозой уничтожения, защита окружающей среды, токсичные отходы, наркотики и многое другое. В различных странах перед таможенными органами на первый план вышли разные из этих задач. Однако, в целом вызов времени потребовал модернизации таможенных служб, повышения эффективности работы таможенных органов, устранения процедур и формальностей, потерявших свое значение, максимального использования новых информационных технологий.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ применения таможенных пошлин зарубежными странами в отношении российского экспорта. Для достижения указанной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику таможенных платежей в РФ;
- рассмотреть общую характеристику таможенной пошлины;
- рассмотреть таможенные тарифы и пошлины США;
- рассмотреть таможенные тарифы и пошлины ЕС;
- рассмотреть таможенные тарифы и пошлины Японии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ……………………………………………………………………. 5
1.1. Общая характеристика таможенных платежей в РФ…………….5
1.2. Характеристика таможенной пошлины……………………………7
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА……………………………………………………………………..13
2.1. Таможенные тарифы и пошлины США……………………. 13
2.2. Таможенные тарифы и пошлины ЕС…………………………18
2.3. Таможенные тарифы и пошлины Японии……………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….30

Работа состоит из 1 файл

Кириллу.doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации «Поволжский институт им. П. А. Столыпина»

Кафедра административного и уголовного права

По дисциплине: «Таможенное право»

Тема: «Применение таможенных пошлин зарубежными странами в отношении российского экспорта»

Студент 4 курса

Заочной формы обучения

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ………………………………………………………… …………. 5

1.1. Общая характеристика таможенных платежей в РФ…………….5

1.2. Характеристика таможенной пошлины……………………………7

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА………………………………………………………… …………..13

2.1. Таможенные тарифы и пошлины США……………………. 13

2.2. Таможенные тарифы и пошлины ЕС…………………………18

2.3. Таможенные тарифы и пошлины Японии……………………..25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….30

Актуальность курсовой работы заключается в том, что наиболее распространенными средствами регулирования внешней торговли служат таможенные платежи, целями, использования которых является получение дополнительных финансовых средств, регулирование внешнеторговых потоков или защита национальных производителей.

Таким образом, таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства. Роль таможенных платежей в их экономике значительно трансформировалась. Фискальный приоритет таможенных платежей сменяется акцентом на регулирующую и защитную функции, для чего используются высокодифференцированные тарифы, построенные на принципе эскалации.

Принципиально иная ситуация наблюдается в России. Существующие противоречия между необходимостью формирования доходов государства и потребностями экономического развития являются следствием того, что до сих пор не разработана научная концепция места и роли таможенных платежей в системе экономических отношений, в их применении отсутствует системность, не расставлены нужные акценты при определении величины таможенных пошлин и уровня их дифференциации. Наибольший объем доходов в России приносит вывозная таможенная пошлина, которой облагаются сырьевые товары.

Целью настоящей работы является анализ применения таможенных пошлин зарубежными странами в отношении российского экспорта.

Для достижения указанной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть общую характеристику таможенных платежей в РФ;

- рассмотреть общую характеристику таможенной пошлины;

- рассмотреть таможенные тарифы и пошлины США;

- рассмотреть таможенные тарифы и пошлины ЕС ;

- рассмотреть таможенные тарифы и пошлины Яп онии.

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

1.1. Общая характеристика таможенных платежей в РФ

Государственный бюджет любой страны, как правило, основывается на налоговых и таможенных платежах. Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей.

Таможенные платежи взимаются с юридических, физических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. В ряде случаев ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима 1 .

Действующее законодательство под таможенными платежами понимает налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и в других установленных законодательством случаях.

Это определение таможенных платежей нуждается, по крайней мере, в двух уточнениях. 2

Во-первых, следует различать «таможенные платежи» и «платежи, предусмотренные таможенным законодательством». Последнее понятие является более широким и включает в себя как сами таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.

Во-вторых, не все таможенные платежи уплачиваются исключительно таможенным органам. Некоторые таможенные платежи, как правило, не связанные непосредственно с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, могут уплачиваться таможенным лабораториям, научно-исследовательским и учебным заведениям Государственного таможенного комитета РФ, т.е. учреждениям, не входящим в систему таможенных органов. Таможенные платежи с товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счёт таможенных органов.

При неуплате таможенных пошлин, налогов, в т.ч. при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.

Виды таможенных платежей определены Таможенным кодексом ТС, в соответствии с которым к ним относятся: ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за таможенное сопровождение; таможенные сборы за хранение.

Все перечисленные платежи взимаются российскими таможенными органами и учреждениями. Это обстоятельство их объединяет. Платежи различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди них есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (платы, таможенные сборы и др.). Такое деление таможенных платежей имеет существенное значение для практики таможенного регулирования. Например, только по таможенным платежам, имеющим налоговую природу, может быть предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате.

Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий создаются таможенные органы, составляющие единую систему, в которую входят: Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ), региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Основные функции таможенных органов закреплены в ТК ТС. Одной из них является взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей.

Средства, получаемые от таможенных платежей, поступают в федеральный бюджет России. На величину таможенных платежей влияет целый комплекс разнообразных факторов, которые различаются в зависимости от перечисленных выше конкретных видов таможенных платежей. На рассмотрении основных из них следует остановиться особо.

1.2. Характеристика таможенной пошлины

Таможенная пошлина – платёж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В мировой практике в зависимости от направленности перемещения товаров таможенные пошлины подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные), транзитные.

Основную часть таможенных пошлин практически во всех странах мира, в том числе и в России, составляют импортные (ввозные) пошлины. Импортные пошлины устанавливаются на ввозимые в Россию товары и предназначены для решения следующих задач: 3

- защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику;

- оптимизации соотношения между экспортом и импортом с позиций требований платежного и торгового балансов страны;

- рационализации структуры ввозимых на территорию России товаров;

- создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

- пополнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

Экспортные (вывозные) пошлины устанавливаются на товары, произведенные на территории России и вывозимые за ее пределы. При применении экспортных пошлин в основном преследуются следующие цели:

- ограничение вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности страны;

- сдерживание вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирование экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки;

- пополнение доходной части бюджета страны.

В большинстве стран мира, особенно в экономически развитых странах, экспортные пошлины применяются значительно реже, нежели импортные.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, провозимых через территорию страны в другие страны (транзитом). Они могут устанавливаться для:

- регулирования (сдерживания) потоков определенных групп товаров через территорию страны;

- пополнения государственной казны.

Следует отметить, что в настоящее время транзитные пошлины почти не используются в мире. В России они полностью отсутствуют.

Для расчета величины таможенных пошлин используются ставки, предусмотренные таможенным тарифом. 4

Базовые (предельные) ставки таможенных пошлин применяются при ввозе товаров, происходящих из государств, которым Россия в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования.

Для товаров, которые происходят из стран, относящихся к развивающимся, действуют преференциальные ставки таможенных пошлин.

Если завозятся в Россию товары, имеющие происхождение из стран, которым Россия не предоставила режим наибольшего благоприятствования, либо не известна страна происхождения товара, то в этом случае применяются максимальные ставки таможенных пошлин (базовые ставки, увеличенные в два раза).

Перечень стран, относящихся к той или иной группе в зависимости от режима торговли с Россией, определяется государством.

В таможенной практике для расчета таможенных пошлин используются международные принципы и правила определения страны происхождения товаров.

Ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от лиц, осуществляющих внешнеторговые операции, видов сделок и других факторов.

В зависимости от способа исчисления ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

- адвалорные - определяются в процентах от таможенной стоимости товаров;

- специфические - устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Как правило, в российской практике специфические ставки устанавливаются в ЭКЮ;

- смешанные (комбинированные) - когда для расчета размера таможенной пошлины используются и адвалорные, и специфические ставки.

Законом предусмотрены также сезонные и особые пошлины. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных таможенных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Применение сезонных пошлин позволяет государству более эффективно регулировать импорт и экспорт таких товаров в определенное время года.

2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ

В целях таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности применяются как тарифные, так и нетарифные методы.

Понятие «таможенно-тарифные меры» следует понимать в широком значении, то есть не только собственно таможенный тариф, как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу государства, а весь комплекс мер, эффект воздействия которых на внешнеторговые потоки обеспечивается путем влияния на величину стоимости находящихся во внешнеторговом обороте товаров. Используя такие меры, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеторговой деятельности и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Таможенный тариф является инструментом торгового, политического и государственного регулирования внутреннего рынка товаров[5].

Как показывает анализ зарубежного опыта, импортный таможенный тариф обычно выполняет следующие основные функции:

· формирует оптимальную товарную структуру импорта путем различных по высоте ставок пошлин на ввоз различных товаров;

· защищает отдельные национальные отрасли экономики, которым может быть нанесен существенный ущерб иностранной конкуренцией;

· оказывает воздействие на хозяйственные результаты деятельности предприятий и социальную обстановку в стране, являясь составной частью механизма внутреннего ценообразования;

· позволяет осуществлять активную внешнеторговую политику, вести переговоры об улучшении доступа национальных товаров на внешние рынки, формировать зоны свободной торговли, таможенные союзы;

· содействует оптимальному соотношению экспорта и импорта страны и, следовательно, оптимальному соотношению валютных расходов и поступлений, формированию оптимального торгового баланса;

· служит источником пополнения доходной части государственного бюджета.

Свою роль таможенный тариф в большинстве государств выполняет в тесной взаимосвязи с налоговой системой страны, которая обычно берет на себя часть фискальных функций тарифа и дополняет его регулирующее действие, а также во взаимодействии с другими средствами регулирования внешней торговли. В последние десятилетия формируется новое мировое рыночное пространство. Национальные экономики стран направлены теперь не на размежевание и борьбу, а на интеграцию и объединений. Примером такой интеграции может служить Европейский Союз. Таможенное ведомство ЕС использует в своей повседневной работе Интегрированный таможенный тариф ЕС – TARIC. Таможенный тариф ЕС – это перечень товаров, состоящий из комбинированной номенклатуры товаров и ставок таможенных пошлин. Номенклатура товаров – это классификатор, в котором каждому товару соответствует цифровой код. В общем случае применяются десятизначные коды. Цифровые коды товаров распространены в практике всего мира. В их основе разработанные Всемирной таможенной организацией (WCO) шестизначная т.н. гармонизированная система (Harmonized Commodity Description and Coding System). На ее основе государства разрабатывают собственные товарные коды. ЕС добавляет к шестизначным товарным кодам WCO еще два знака и таким образом составляется т.н. комбинированный код ЕС (Combined Nomenclature).

По товарному коду можно определить, о каких товарах идет речь, даже при наличии небольших различий в последних цифрах кода в разных государствах. Наряду с товарным кодом в ЕС установлены таможенные пошлины на импортируемые товары.

В ЕС применяются следующие таможенные пошлины:

1)Таможенные пошлины режима наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nations – MFN).

Это так называемая обычная таможенная пошлина, которую государство применяет в отношении большинства иностранных государств.

2)Глобальная система (торговых) преференций (Generalized System of Preferences – GSP)

Это таможенная пошлина, размер которой меньше действующего MFN и которая в одностороннем порядке без заключения каких-либо договоров применяется одним государством в отношении другого менее развитого государства. Например, до сих пор Канада и Япония применяет в отношении товаров эстонского происхождения таможенную пошлину GSP.

3)Установленный международным договором льготный тариф.

4)Специальные таможенные пошлины.

Как MFN, так и GSP отличаются в разных государствах. Если товарный код в равной мере и однозначно понятен в большинстве государств, то таможенные пошлины MFN, применяемые в ЕС, отличаются от пошлин MFN, применяемых в России. Каждое государство устанавливает собственные таможенные пошлины.

До последнего времени информация о размерах таможенных пошлин в разных государствах была труднодоступной. В последнее время все большее число государств публикует свои таможенные тарифы в Интернете. К таким государствам относится и ЕС, на домашней странице ЕС имеется база данных таможенных тарифов, которая круглосуточно открыта для пользователей. Информация распространяется на 11 языках государств – членов ЕС вместе со всей дополнительной информацией. Размеры таможенных пошлин ЕС не являются замороженными величинами. Из года в год их размер постоянно понижался. В настоящий момент проводится тур переговоров Всемирной торговой организации (ВТО), в ходе которого государства – члены ВТО договариваются об очередном понижении таможенных тарифов. Опыт, накопленный во многих развитых и развивающихся странах, дает достаточно четкий ответ на вопрос, каким должен быть современный таможенный тариф[6].

Прежде всего, обращает на себя внимание глубоко дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа. В подавляющем большинстве государств в этих целях используется Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Приведем цифры, говорящие об общем числе товарных позиций в таможенных тарифах ряда стран и групп стран (рис. 1):


Рис. 1 – Число позиций в таможенных тарифах ряда зарубежных стран, 2007 г.

Учитывая, что стандартная шестизначная номенклатура ГС имеет 5019 позиций, таможенные тарифы, названных выше государств, существенно продвинуты в сторону создания развитой национальной товарной номенклатуры, выходящей за шестой знак ГС. На долю названных стран приходится около 2/3 оборота мировой торговли. Анализ «национальной» составляющей тарифной номенклатуры показывает, что она всегда формируется в результате учета реальных национальных экономических интересов страны. За шестой знак товарной номенклатуры ГС выводятся товары, в защите производства которых страна заинтересована или выделение которых необходимо для ведения торговых переговоров, иногда и для других целей, включая фискальные. В этой связи нельзя не отметить, что лежащая в основе ТНВЭД товарная номенклатура Евросоюза – это компромисс интересов многих стран, структура экономики и внешней торговли которых существенно отличается от российской. Поэтому России необходима разработка национальной составляющей товарной номенклатуры (выходящей за шестой знак ГС). И с этой точки зрения действующая номенклатура ТВ ВЭД, построенная на номенклатуре Евросоюза нуждается в очень серьезной модернизации и сближении с реальными экономическими интересами промышленности и сельского хозяйства нашей страны, которые властно требуют российской (а не «европейской») товарной номенклатуры.

Средний уровень таможенного обложения в развитых странах и в части развивающихся государств заметно понизился в последние три десятилетия. Это привело к довольно распространенному мнению, что мир вступил в новую эпоху свободной торговли. Однако, нет ничего более ошибочного, чем эта точка зрения. Дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа позволяет, при сравнительно невысоком среднем уровне обложения, устанавливать высокие тарифные ставки (тарифные пики) на многие отдельные товары международной торговли. Например, при среднем уровне обложения 3-4% уровень таможенного обложения на текстиль и одежду в США – 14,6%; 9,1% – в Евросоюзе, 7,6% – в Японии. На отдельные товары этот уровень существенно выше. В США, например, 52% импортированного текстиля и одежды облагаются пошлинами до 35 %; 19% импорта химических товаров облагаются ставками до 10 %. В Евросоюзе 54% ввозимого текстиля и одежды облагаются ставками до 15 процентов; 60% ввозимых средств транспорта ставками до 10%. Высок уровень таможенного обложения в развивающихся государствах. Средний взвешенный уровень таможенного обложения в конце 90-х годов (после реализации снижения пошлин в итоге Уругвайского раунда) приведен на рис. 2. Этот уровень в два раза и более превышает средний уровень таможенного обложения в России.


Рис. 2 – Уровень таможенного обложения в развивающихся странах, 2007 г.

Особенно высоким во многих странах остается уровень таможенного обложения сельскохозяйственных продуктов. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО установило, что все нетарифные барьеры, действовавшие в сельскохозяйственной торговле в так называемый базовый период (1986-1988 гг.), должны были быть преобразованы в эквивалентные тарифные ставки (так называемая тарификация). Полученные тарифные ставки были добавлены к действующим таможенным пошлинам. А затем полученный уровень таможенного обложения должен был быть снижен к 1.1.2000 на 36%. В результате средний уровень таможенного обложения сельскохозяйственных товаров на названную дату вырос и составил 96% в Евросоюзе и 23% в США. Ставки пошлин на отдельные сельскохозяйственные товары далеко превысили этот размер. Например, в Японии пошлина на рис – 444%, на пшеницу – 193%; в США пошлины на молочные продукты – 93%, на сахар – 91%; в Евросоюзе пошлины на рис – 231%, на молочные продукты – 205%, на сахар – 279%. К сказанному надо добавить, что характерная особенность современной тарифной политики – это так называемая «тарифная эскалация» – повышение ставок пошлин по мере увеличения степени обработки товаров. Все отмеченное выше свидетельствует о том, что современный таможенный тариф ведущих государств мира глубоко дифференцирован как по числу товарных позиций (по своей товарной номенклатуре), так и по высоте ставок пошлин. В последнее десятилетие в зарубежной практике существенно продвинулись три направления, в конечном итоге определяющие порядок применения ставок пошлин к ввозимым товарам и их реальный уровень: классификация товаров в рамках ГС, определение страны происхождения товаров и определение таможенной стоимости. В отношении классификационных решений новая редакция Конвенции КИОТО рекомендует таможенным властям принимать обязывающие предварительные решения по просьбе заинтересованных лиц (рекомендация 9.9). Такие решения должны быть разосланы во все таможни страны и открыты для информации всех заинтересованных лиц. В конвенции КИОТО предусматривается, что национальное законодательство должно определить форму подачи заявления с просьбой о предварительном решении, а также сформулировать четкие требования о сопровождающих заявление реквизитах (фотографии, образцы, подробное описание товара). Рекомендуемая продолжительность действия предварительного классификационного решения от одного года до пяти лет.

Таможенная стоимость импортных товаров в странах-членах ВТО определяется на основе Соглашения о применении статьи VII ГАТТ – 1994. Соглашение четко определяет, что основным методом определения таможенной стоимости является стоимость товаров в сделке (transaction value). Переход к другим методам оценки осуществляется в ходе консультаций между таможенными властями и импортером, цель которых только последовательный выход на другие базы оценки. Переход к другим методам таможенной оценки осуществляется последовательно. И только в том случае, если таможенные власти не примут таможенную стоимость, основанную на предшествующем методе, о чем таможенные власти должны немедленно в письменной форме известить импортера, дав ему время на ответ. Соглашение о таможенной стоимости определяет четкие критерии, которыми должны руководствоваться таможенные власти, используя методику этого Соглашения. В отношении страны происхождения товаров действующие унифицированные правила касаются импортных товаров, ввозимых из развивающихся государств и пользующихся преференциальными пошлинами. Правила происхождения товаров для непреференциального импорта входят в круг ведения Соглашения о правилах происхождения товаров ВТО, устанавливающего организационные и концептуальные основы определения происхождения таких товаров. В рамках ВТО работает рабочая группа для подготовки конкретных норм в этой области. Соглашение о правилах происхождения товаров касается использования правил происхождения только для непреференциального импорта. Статья 1 Соглашения устанавливает, что в отношении непреференциального импорта правила происхождения должны касаться следующих случаев:

· тарифы в отношении стран пользующихся режимом наибольшего благоприятствования и национальным режимом;

· антидемпинговые и компенсационные пошлины;

· защитные меры (safeguards);

· требования к обозначениям страны происхождения;

· особые дискриминационные тарифные квоты и количественные ограничения;

· статистика внешней торговли.

Статья 3 этого Соглашения определяет, что согласованные (harmonized) правила происхождения товаров в принципе должны использоваться в отношении всех торгово-политических мер и в рамках всех соглашений ВТО. На основании Соглашения о правилах происхождения товаров в рамках ВТО 20 июля 1995 года начал действовать Комитет по правилам происхождения, а в рамках Международной Таможенной Организации – Технический Комитет по правилам происхождения. Их работа должна была завершиться в ноябре 1999 года подготовкой рекомендаций о согласованных мерах по определению страны происхождения товаров. Однако, завершить ее не удалось и она продолжается. Вместе с тем, в ходе этой работы появились нетрадиционные подходы к решению этой проблемы. Далеко продвинулось и понимание самой проблемы. Дело в том, что глобализация (или интернационализация) производства меняют традиционный подход к этой проблеме. Как представляется, при разработке нового российского таможенного законодательства необходимо учесть наработки в этой области.

Стенограмма выступления Е. Н. Бричевой на конференции «Таможня 2020 – новые вызовы», организованной ООО «Мультисервисная платежная система».

Ряд решений, принятых Комиссией, самым непосредственным образом затрагивали фискальную составляющую. Уже в марте – апреле 2020 года был принят ряд Решений Комиссии, которые были направлены на преодоление тех негативных последствий, которые повлекла за собой ситуация с новой инфекцией. Так, Советом Комиссии были приняты Решения от 16 марта 2020 г. № 21 и от 3 апреля 2020 г. № 33, которые установили тарифные льготы в отношении средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств, диагностических реагентов, отдельных видов медицинского оборудования и материалов, товаров критического импорта, отдельных видов лекарственных средств и товаров медицинского назначения. Более того, на сегодняшний день уже достигнута договоренность о продлении до 31 марта 2021 года действия этих тарифных льгот в отношении отдельных компонентов и материалов для производства лекарственных и дезинфицирующих средств, медицинских препаратов, респираторов, защитных очков, резиновых перчаток, некоторых медицинских изделий и аппаратуры, а также боксов и носилок для транспортировки пациентов. Соответствующее решение, предусматривающее его ретроспективное применение, уже направлено в страны для подписания (прим. Решение Совета ЕЭК от 1 октября 2020 г. № 86 «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 и Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 марта 2020 г. № 21» опубликовано 06.11.2020 г.). То есть те, кто сегодня ввиду отсутствия продленной льготы не может ею воспользоваться, в дальнейшем (после вступления в силу Решения, продлевающего действие таких тарифных льгот в отношении ряда товаров) сможет обратиться за возвратом таможенных пошлин.

Были приняты Решения Комиссии в сфере таможенного регулирования. Так, внесены изменения в Решение Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 г. № 109, которыми продлен с 12 до 18 месяцев предельный срок временного нахождения на территории Союза отдельных категорий товаров. Позднее в отношении указанных товаров была дана возможность совершить необходимые таможенные операции не в течение месяца, как это установлено ТК ЕАЭС, а в течение четырех месяцев. Это было сделано для того, чтобы вся эта сложная ситуация и новые обстоятельства работы как таможенных органов, так и бизнеса не создали непреодолимых препятствий для совершения необходимых таможенных операций, а невозможность совершения их в те сроки, которые были установлены до принятия этих Решений, не повлекла административных наказаний, взыскания таможенных платежей и так далее.

Что мы имеем сегодня, над чем мы работаем.

Начинается работа по внесению изменений в Таможенный кодекс Союза. 14 октября состоялось первое заседание рабочей группы, в состав которой вошли представители государственных органов государств-членов Союза на уровне заместителей руководителей данных государственных органов и руководителей их структурных подразделений, представители бизнес-сообщества и представители таможенного блока Евразийской экономической комиссии. Это было установочное заседание, на котором согласовали регламент работы. Регламент работы рабочей группы формировался, естественно, с учетом опыта работы по подготовке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Задача рабочей группы, в первую очередь, обеспечить комплексность рассмотрения всех вопросов, по которым будут готовиться поправки в Таможенный кодекс или разрабатываться новые проекты международных договоров по таможенным вопросам.

По каждому из направлений, по которым будет вестись работа в рамках подготовки поправок в Таможенный кодекс, будут определены кураторы. Это и уже озвученная тема интернет-торговли, и вопросы таможенного транзита.

Нужно сказать, что оба вопроса обозначены в качестве стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 года и предусматривают создание соответствующих механизмов, соответствующего регулирования. Причем, если говорить о таможенном транзите, то речь идет о создании единой системы транзита, предусматривающей, возможно, присоединение к ней и стран, не являющихся участницами Союза.

Наряду с этими крупными блоками уже сформированы и поправки редакционного, уточняющего характера, поправки, направленные на устранение выявленных в рамках правоприменения пробелов. Таких поправок уже порядка 300, и я не исключаю, что их будет больше по итогам обсуждений. Комиссия свои предложения тоже подготовила, и мы опирались, конечно, на ту информацию, которую черпали и из открытых источников, и из обращений таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

Несмотря на то, что Комиссия не обладает компетенцией по толкованию норм Кодекса, на самом начальном этапе применения главного акта в сфере таможенного регулирования Комиссией был выработан подход о необходимости формирования единой правоприменительной практики, что в определенной степени легче, чем последующая корректировка разных подходов. Поэтому Комиссия все вопросы, которые поступали от бизнеса или государственных органов, внимательно изучала, вырабатывала свою позицию и информировала об этой позиции и заявителей, и таможенные органы. Более того, мы эти позиции делали открытыми для неограниченного количества лиц, размещая на сайте Евразийской экономической комиссии.

Конечно, не по всем вопросам решение находилось легко, просто и быстро. Вот один из вопросов, который рассматривался на последнем заседании консультативного комитета по таможенному регулированию: вопрос о праве таможенного представителя при декларировании товаров от имени декларанта в рамках помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Разное прочтение одних и тех же норм, к сожалению, не дает нам на сегодняшний день единого мнения о возможности или невозможности предоставления таможенным представителем такого обеспечения. По итогам обсуждения, этот вопрос мы будем рассматривать дальше, обсуждение предложено провести в рамках экспертной группы по таможенным платежам. Такая экспертная группа была создана в прошлом году, но, к сожалению, пандемия не позволила нам активно начать использовать ее ресурсы и механизмы. Первый вопрос, который мы будем обсуждать в рамках заседания экспертной группы – обеспечение, которое может или не может предоставляться таможенным представителем при таможенном транзите.

Второй блок вопросов, который видится весьма полезным обсудить в рамках экспертной группы, это вопросы, связанные с заполнением декларации на товары в условиях электронного декларирования, в условиях возможности обмена информацией. Нынешний порядок заполнения платежных граф декларации на товары сложный и отчасти неоднозначный. Как мне кажется, есть достаточно поводов для того, чтобы его существенно упростить, сделать более понятным и тем самым, исключить нарекания со стороны таможенных органов в адрес декларантов о некорректном заявлении соответствующих сведений, дать возможность таможенным органам понятным образом администрировать и контролировать правильность исчисления таможенных платежей, в условиях действия механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин дать возможность странам анализировать их начисление и уплату.

Если говорить о корректировке Решения № 257, то пользуясь, случаем, я бы уже сейчас обратила ваше внимание на то, что с 1 января 2021 года вступают в силу поправки, связанные с изменением порядка указания сведений о происхождении товаров. Эти поправки нашли свое отражение в Решении № 126, которое было принято достаточно давно, в июле 2019 года, но его вступление в силу было отложено в связи с тем, что белорусская сторона наложила вето на это Решение, объясняя некоторыми вопросами, связанными с применением непреференциальных и преференциальных правил в их совокупности. Тогда не смогли ввести новый механизм и новый порядок. Сейчас договоренности достигнуты, по их итогам было принято Решение Евразийского межправительственного совета о вступлении в силу Решения № 126, и с 1 января 2021 года правила заполнения сведений о происхождении товара в декларации на товары меняются. Базовым будет посыл об указании в декларации на товары непреференциального происхождения. В тех случаях, когда лицо претендует на применение тарифных преференций, дополнительно нужно будет указать преференциальное происхождение.

Для многих тема с двумя происхождениями в отношении одного и того же товара кажется странной, сложной и, действительно, в мировой практике подходы могут быть и бывают разные. Кто-то идет по пути установления единых правил происхождения для любых целей и затем устанавливает дополнительные требования для применения тарифных преференций, кто-то идет по пути установления разных правил происхождения товаров для разных целей. Когда готовился Договор о Евразийском экономическом союзе, мы пошли по второму пути. Такой путь предполагает применение непреференциальных правил для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования, кроме тарифных преференций, для целей ведения таможенной статистики, для применения специальных, антидемпинговых и компенсационных мер, а преференциальных правил – только для целей применения тарифных преференций. При таком подходе возможны различия между преференциальными и непреференциальными правилами. Это приводит к тому, что один и тот же товар (как правило, конечно, речь идет о товарах, которые изготовлены из иностранных товаров в стране-партнере) с точки зрения преференциальных правил может иметь одно происхождение, а с точки зрения непреференциальных правил – другое. За прошедшее время (последние год-полтора) выстраивается общее понимание, и вопросов по этой тематике поступает значительно меньше.

Если проанализировать те обращения, которые поступают в Евразийскую экономическую комиссию в последнее время (я имею ввиду тематику – платежи, стоимость, происхождение), то все-таки большая часть касается вопросов происхождения товаров. Это и вопросы, связанные с соблюдением странами-партнерами требований административного сотрудничества, обменом информацией о том, кто выдает сертификаты, кто подписывает, как подписывает и так далее. Это и вопросы, связанные с электронной сертификацией и верификацией. Здесь нужно сказать, что такая возможность в соответствующих международных соглашениях закладывается, но конкретные механизмы взаимодействия выстраиваются между таможенными органами наших государств и теми госорганами или организациями, которые в странах-партнерах выдают сертификаты о происхождении товара. И роль Комиссии здесь, в общем-то, минимальна – только информировать о том, есть такие механизмы или нет. Это вопросы, которые затрагивают порядок заполнения сертификатов, требования к заполнению сертификатов. И здесь нужно помнить и иметь ввиду, что, если в рамках применения преференциальных правил определения происхождения установлены формы сертификатов и требования к заполнению конкретных граф этих сертификатов, то когда мы говорим о непреференциальном подтверждении происхождения товаров, то, во-первых, нужно помнить о том, что сертификаты будут требоваться только в случае, когда ввозятся товары, аналогичные тем, в отношении которых установлены специальные, антидемпинговые или компенсационные меры, зависящие от происхождения товара. Во-вторых, непреференциальные правила не устанавливают формы сертификатов. Непреференциальные правила устанавливают лишь некоторые требования и указывают, какая информация должна содержаться в сертификате. Этот сертификат может быть оформлен по любой форме, но содержать необходимую информацию с тем, чтобы таможенные органы имели возможность провести соответствующий таможенный контроль.

Еще одно направление, по которому поступает достаточно большое количество обращений это вопросы, связанные с восстановлением тарифных преференций. Соответствующие нормы о восстановлении тарифных преференций предусмотрены и в соглашениях, в рамках которых применяются тарифные преференции, и в правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. Одновременно Таможенный кодекс Союза наделил Комиссию полномочиями на установление порядка восстановления тарифных преференций. И если в соответствующих правилах обычно дается посыл о возможности восстановления тарифных преференций в течение года с момента выпуска товаров, если при декларировании таких товаров происхождение не было определено или подтверждено либо лицо не заявило о таких преференциях, то Комиссия в своем Решении от 22.02.2019 № 64 дополняет эти случаи возможностью восстановления тарифных преференций в случае, когда выпуск товаров произведен таможенным органом с применением тарифных преференций, но по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенными органами выявлено несоблюдение условий предоставления тарифных преференций. В этом случае восстановить тарифные преференции можно за пределами 12-месячного срока. И когда готовилось соответствующее решение, это был один из тех плюсов, которые мы обозначали, обосновывая целесообразность принятия этого решения.

Если таможенный орган провел таможенный контроль после выпуска товаров, а при таможенном декларировании не было вопросов, у декларанта должна быть возможность восстановить тарифные преференции. Но только в том случае, если при декларировании не были представлены фальсифицированные или поддельные документы. Если в сертификате о происхождении товаров таможенным органом выявлена ошибка в заполнении, то у декларанта должно быть право получить новый сертификат и представить его для восстановления тарифных преференций, даже если это происходит за пределами года после декларирования товаров. Еще раз поясню: эти особенности, связанные с восстановлением тарифных преференций, когда соответствующее решение таможенным органом было принято после выпуска товаров, обусловлены теми формами и сроками проведения таможенного контроля, которые установлены Таможенным кодексом.

Говоря о платежном блоке вопросов нельзя не сказать о таможенной стоимости. По этому направлению большая часть Решений принята: это и Решения о правилах применения методов определения таможенной стоимости, и об особенностях проведения таможенного контроля, и об отложенном определении таможенной стоимости и т.д.

На этом не останавливаемся. В ноябре состоится заседание экспертной группы по вопросам таможенной стоимости, в рамках которой будут рассмотрены некоторые технические правки в уже принятые решения, на них не буду останавливаться. Но два вопроса, предлагаемых к обсуждению, на мой взгляд, заслуживают внимания.

Один из них – включение транспортных расходов в таможенную стоимость товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. В рамках той компетенции, которая предусмотрена Кодексом, об определении иного места, до которого транспортные расходы подлежат включению в таможенную стоимость товаров, подготовили соответствующий проект решения, который в ноябре выносим на суд экспертной группы по таможенной стоимости. В дальнейшем этот проект в установленном порядке будет вынесен на общественное обсуждение в рамках оценки регулирующего воздействия. Призываю всех заинтересованных поучаствовать в этой дискуссии.

И второе решение, которое будет обсуждаться по вопросам таможенной стоимости – это дополнение порядка применения отложенного определения таможенной стоимости еще одним случаем. В настоящее время такой механизм может быть применен только в случае, если ввозятся биржевые товары и товары, в таможенную стоимость которых должны включаться лицензионные платежи или часть дохода, полученного после продажи товаров. Теперь предлагается дополнить еще и случаем, когда ввозятся товары, цена которых в договоре прямо не определена, но определены механизмы расчета этой цены. И эти механизмы зависят от характеристик товаров, определяемых после декларирования товаров.

Возвращаясь к тематике Таможенного кодекса и тематике того, над чем мы будем в дальнейшем работать, я бы хотела еще обратиться ко всем слушателям. Таможенным блоком Комиссии сейчас проводится исследование о том, каким видят таможенное администрирование не только таможенные службы, но и бизнес. Задача такого исследования – «нащупать» те направления, которые, может быть, не являются столь глобальными, как таможенный транзит или интернет-торговля, но по которым также нужно двигаться дальше, обсуждать, сближать позиции государств-членов Союза, возможно, где-то минимизировать национальный сегмент в регулировании таможенных правоотношениях. В заключение своего выступления я хочу обратиться с просьбой принять участие в таком исследовании. Государственные органы нам потихонечку отвечают, уже пришли мнения и Российской стороны, и Кыргызстана. Вот бизнес, к сожалению, не очень активен в этой затее. Информация о том, где можно пройти это исследование, есть и на сайте Комиссии в новостной ленте, и на странице Евразийской экономической комиссии Facebook, ну а мы, используя результаты такого опроса, будем искать пути дальнейшего совершенствования, с тем, чтобы все-таки обеспечивать баланс интересов государства и бизнеса. Спасибо».

Ольга Сергеевна Олигер, эксперт Общественного совета при ФТС России: Спасибо большое, Елена Николаевна. Поступило несколько вопросов. Основной вопрос – не предусмотрена ли очередность принятия поправок по их важности?

Е.Н. Бричева: Насколько мне известно, это пока не обсуждалось. Сейчас нужно провести первое обсуждение тех поправок, которые есть, и дальше, в зависимости от того, как пройдет это обсуждение, наверное, можно будет делать вывод о принятии согласованных поправок и продолжении обсуждения тех, где остаются какие-то разногласия. Очевидно, ответ на этот вопрос в первую очередь будет зависеть от воли сторон, поскольку мы говорим о международном договоре.

О.С. Олигер: Второй вопрос логично вытекает из первого – когда примерно может произойти принятие поправок, связанных с интернет-торговлей?

Е.Н. Бричева: Я бы не стала строить однозначных прогнозов, коллеги, поскольку одно дело разработать международный договор, договориться по его нормам, что может занимать достаточно длительный период. Затем, порой, не менее длительный период требуется для подготовки к подписанию, ратификации и вступления в силу этого акта.

О.С. Олигер: Наших участников действительно очень волнуют сроки принятия Решений, введения в действие новых норм и по традиции вопрос, который уже находится на повестке несколько лет. А когда ждать авансовых платежей в счет уплаты таможенных пошлин?

Е.Н. Бричева: По авансовым платежам ситуация пока не изменилась. Рассчитывать на быструю ратификацию, наверное, нельзя было изначально. Ратификация всегда проходит по национальным правилам и, соответственно, она может затягиваться на достаточно длительное время. На сегодняшний день ратификационные процедуры завершены в Российской Федерации, в Республике Беларусь и в Республике Армения. Казахстан проинформировал о вероятности завершения всех ратификационных процедур к концу этого года, а Киргизия – в начале следующего года. Вступление в силу поправок в Договор о Союзе в части авансовых платежей предусмотрено с первого числа месяца, следующего за месяцем получения последней ратификационной грамоты. А это по самым оптимистичным прогнозам – не ранее первого квартала следующего года.

Библиографическая ссылка на статью:
Кутковская Е.Ю. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования ВЭД // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/05/92460 (дата обращения: 23.04.2021).

Сегодня мир находится в процессах глобального и интегративного развития. Россия активно участвует в развитии региональных интеграций и мирохозяйственных связей.

В силу этого, с каждым годом, количество перемещаемого товара через таможенную границу возрастает, что требует эффективности деятельности в области применения таможенных процедур. Таможенной системе отведена важная роль в государстве. Современная деятельность таможенных органов ориентирована на стимулирование внешнеэкономических связей и предпринимательской активности внутри страны, на обеспечение расширения и углубления международной экономической и политической интеграции.

Методы и организация исследования.
В основу анализа таможенной системы и ее роли в регулировании внешнеэкономической деятельности положен анализ отечественного опыта.

В ходе написания статьи были проведены исследования, предполагающие использование структурного метода, метода обработки данных, а также методов систематического и логического обобщения.

Результаты и их обсуждение.
На сегодняшний день таможенные органы играют важную роль во внешнеторговой деятельности государства и соответственно занимают свое определенное место в системе правоохранительных органов. Существенным элементом деятельности таможенных органов является полнота взимания всех видов таможенных платежей, которая предполагает строгое соблюдение порядка их уплаты.

Организация контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей является функцией таможенных органов как администратора доходов федерального бюджета РФ. Ранее таможенный контроль больше фокусировался на фискальных аспектах работы таможни, но в последние годы все большее внимание уделяется важности таможенного контроля для таких целей, как безопасность, охрана и защита окружающей среды.

Это включает в себя элементы управления:

Анализ правоприменительной и судебной практики в сфере нарушений правил исполнения таможенных процедур дает возможность установить их причины и выработать рекомендации для развития правовой таможенной системы РФ. Судебная практика по нарушениям, возникающим при помещении товаров под таможенные процедуры переработки за проверяемый период, складывается исключительно из дел по исковым заявлениям, предъявленным к таможенным органам.

Рассмотрим основные показатели таможенных органов в РФ за 2018-2019 годы во внешнеэкономической деятельности. Предотвращен незаконный ввоз 106 тыс. тонн запрещенных товаров, из них почти 4 тыс. тонн относится к санкционной продукции. По товарам с нарушениями маркировки контрольными идентификационными знаками (КИЗ) возбуждено 74 административных дела и 10 уголовных дел, из оборота изъята почти 1 тонна товаров, стоимость конфискованного товара превысила 1 млрд. руб.

Также рассмотрим количество таможенных проверок и количество возбужденных дел (рис. 1).



Рис. 1. Количество таможенных проверок и количество возбужденных дел

Также стоит отметить, что финансовая деятельность таможенных органов за период с 2017 по 2019 годы оказалась сложной и нестабильной. Рассмотрев динамику перечисления доходных средств ФТС России в федеральный бюджет РФ, можно наблюдать спады сбора средств таможенных платежей начиная с 2014 года.

На данный момент усилия таможенных органов направлены на стабилизацию ситуации, сложившей в последние годы. За период с 2018 по 2019 год наибольшая сумма была собрана в 2014 году, а наименьшая в 2016 году. Такие колебания связаны с изменением экономической ситуации в стране, в том числе с кризисом, ухудшением отношений с некоторыми странами и введением санкций. В связи с этим, таможенными органами разрабатывается план финансовой деятельности, основанный на прогнозах социально-экономического развития России, проводятся различного рода проверки, по оценке результативного использования денежных ресурсов.


Рис. 2. Динамика таможенных и иных платежей, млрд. руб.

Перед таможенными органами сегодня стоит крайне сложная задача: совершенствование системы таможенного контроля, по предотвращению нарушений в сфере таможенного законодательства при помещении товаров под таможенные процедуры. Для достижения указанной цели таможенная служба ставит перед собой следующие задачи:

– совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей проведения постконтроля;

– разработка методологической основы проведения таможенных проверок на основе методов аудита;

– развитие механизмов тесного взаимодействия таможенных органов между собой и иными государственными контролирующими органами;

– создание единой информационной базы об участниках внешнеэкономической деятельности, аккумулирующей информацию из баз данных различных надзорно-контролирующих органов;

– развитие взаимодействия таможенных органов российской федерации с аналогичными службами стран евразийского экономического союза с целью унификации процедур различных форм таможенного контроля, в том числе и таможенных проверок [5].

Необходимым направлением совершенствования нормативно-правовой базы является ограничение срока камеральных таможенных проверок. В настоящее время в соответствии с ч. 3 ст. 131 ТК ЕАЭС камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения. Срок их проведения ограничен только сроком проведения контроля, т.е. тремя годами со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. На данный момент сроки ничем не ограничены, и чтобы они не были преувеличены, в административный регламент необходимо внести изменения.

Заключение. На сегодняшний день таможенные органы играют важную роль во внешнеторговой деятельности государства и соответственно занимают свое определенное место в системе правоохранительных органов.

Анализ правоприменительной и судебной практики в сфере нарушений правил исполнения таможенных процедур дает возможность установить их причины и выработать рекомендации для развития правовой таможенной системы РФ.

Библиографический список

Читайте также: