Бухгалтерский и налоговый учет 2020

Опубликовано: 11.05.2024

Cтарший методолог в функции Финансового комплаенса, отчетности и методологии ПАО "МегаФон", ACCA, член ACCA Member Advisory Committee (MAC)

специально для ГАРАНТ.РУ

На правах рекламы

С 1 января 2022 года учет основных средств необходимо будет вести по новым правилам. С этой даты вступит в действие новый стандарт – ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (далее – ФСБУ 6/2020), утвержденный приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. № 204н. Документ содержит ряд изменений, которые могут существенно повлиять не только на организацию бухгалтерского учета в компании, но и на ее бизнес-процессы в целом. В частности, положения нового стандарта могут коснуться доработки учетных систем, взаимодействия с другими подразделениями компании, документооборота и ряда других вопросов. В связи с этим руководителям финансовых (бухгалтерских) служб уже сейчас важно оценить нормы нового стандарта и своевременно подготовится к его применению.

Основные средства с низкой стоимостью

В структуре активов организации основные средства с низкой стоимостью могут занимать значительную долю. Учет каждого объекта малоценных основных средств не представляется рациональным. Более того, такой подход увеличивает нагрузку на применяемую организацией учетную систему и замедляет процесс закрытия бухгалтерских книг. Новое ФСБУ 6/2020 позволяет не вести учет основных средств с низкой стоимостью, а списывать затраты на их приобретение (создание) в расходы периода, в котором они возникли. Чтобы воспользоваться данной возможностью организация должна установить лимит стоимости основных средств, ниже которого к ним применяется подход, аналогичный учету запасов.

На какие критерии следует ориентироваться при установлении лимита стоимости основных средств при переходе на новый стандарт и всегда ли оправдано списание активов с низкой стоимостью? Попробуем разобраться.

Согласно действующему ПБУ 6/01 "Учет основных средств" к малоценным основным средствам относятся активы, удовлетворяющие критериям признания основных средств, стоимостью менее 40 тыс. руб. Новый стандарт разрешает организациям самостоятельно устанавливать лимит стоимости основных средств с учетом информации об их существенности.

Одновременно с этим ст. 257 Налогового кодекса определяет основные средства как часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб.

Логично было бы предположить, что, установив одинаковый лимит стоимости для основных средств в бухгалтерском и в налоговом учете, организация сможет их сблизить. Кроме того, отсутствие разниц в бухгалтерской и налоговой стоимости основных средств не будет приводить к начислению отложенных налогов. На первый взгляд, преимущества такого подхода очевидны. Но не всегда он бывает оправдан.

Во-первых, одно основное средство стоимостью до 100 тыс. руб. может быть несущественным для организации в целом. Но в ее деятельности могут использоваться сотни, а то и тысячи таких объектов. Информация об их совокупной стоимости может быть существенной для пользователей финансовой отчетности. И в этом случае списать на расходы стоимость указанных основных средств уже нельзя.

Во-вторых, списание на расходы значительного числа объектов с низкой стоимостью может неблагоприятным образом повлиять на финансовый результат отчетного периода. В некоторых случаях организации выгоднее показать активы в балансе, чем отражать их стоимость в расходах периода. Например, высокий показатель чистых активов важен, если организация планирует получать заемные средства.

И, наконец, в-третьих, списав на расходы периода стоимость малоценных основных средств, организации все равно придется обеспечить надлежащий контроль за их наличием и движением. Таково требование нового стандарта (п. 5 ФСБУ 6/2020). Здесь может возникнуть проблема организации учета значительного количества объектов основных средств за балансом. Если применяемая учетная система не позволяет это сделать должным образом, то возникает вопрос о ее доработке, либо о поиске альтернативного, внесистемного способа учета. Помимо этого, может возникнуть вопрос о необходимости разработки и внедрения контрольных процедур, позволяющих обеспечить сохранность малоценных основных средств.

Хотите лучше разбираться в

стандартах бухгалтерского учета?

Взгляните по-новому на финансовое образование

и получите Диплом АССА "Финансы и управление бизнесом"

Таким образом, при принятии решения об установлении нового лимита стоимости основных средств в бухгалтерском учете с 1 января 2022 года представляется целесообразным ориентироваться не на нормы налогового законодательства, а проанализировать факторы, влияющие на соответствующие показатели финансовой отчетности и установленные организацией показатели эффективности деятельности.

Одним из способов рационализировать учет малоценных основных средств, информация о совокупной стоимости которых может быть существенной для организации в целом, – это перейти на их групповой учет. Новый стандарт не содержит прямой нормы о том, что организации могут определять группу основных средств в качестве единицы учета, но и не запрещает это делать. Согласно п. 11 ФСБУ 6/2020 группой основных средств считается совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования. Данная формулировка позволяет сделать вывод, что при определенных условиях совокупность однородных основных средств возможно рассматривать в качестве единого объекта основных средств. В своей Рекомендации Р-125/2021-КпР от 19 марта 2021 г. "Групповая единица учета основных средств" (далее – Рекомендация Р-125/2021-КпР) Фонд "Национальный некоммерческий регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" устанавливает необходимые условия для объединения однородных основных средств в групповую единицу учета. Такими условиями являются:

  • управление и финансирование основных средств, входящих в групповую единицу учета, на единой основе;
  • все объекты групповой единицы учета относятся к одной группе основных средств, определяемой организацией в соответствии с пунктом 11 ФСБУ 6/2020 "Основные средства";
  • все объекты, составляющие групповую единицу учета, выполняют однородную функцию в деятельности организации;
  • элементы амортизации объектов в составе групповой единицы учета совпадают либо отличаются несущественно, чтобы организация имела возможность установить единую норму амортизации для групповой единицы учета, отражающую характер поступления экономических выгод от инвестиций в нее;
  • состав статей затрат, в которые включается амортизация групповой единицы учета, и способы распределения амортизации по этим статьям не отличаются от состава статей и способов распределения, как если бы амортизация начислялась по каждому объекту групповой единицы учета;
  • все объекты групповой единицы учета входят в одну единицу, генерирующую денежные средства, или являются корпоративными активами, как это определено в международном стандарте финансовой отчетности IAS 36 "Обесценение активов" (за исключением организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета).

Указанные условия должны выполняться одновременно. При необходимости организация может дополнить их перечень, исходя из специфики своей деятельности, и зафиксировать в своих внутренних нормативных документах.

В Рекомендации Р-125/2021-КпР подчеркивается важность правильного выбора совокупности основных средств, к которой будет применяться групповой учет. Учет такой группы должен осуществляться в том же порядке, как если бы все правила для учета основных средств применялись к одному объекту. При этом не должно быть существенного изменения показателей финансовой отчетности.

Рациональное ведение бухгалтерского учета малоценных основных средств заключается, в том числе и в возможности снизить затраты на начисление амортизации. Для этого в Рекомендации Р-125/2021-КпР предлагается использовать средневзвешенную норму амортизации, которая определяется расчетным путем на основе элементов амортизации основных средств, входящих в группу. В соответствии с п. 37 ФСБУ 6/2020 указанная норма амортизации должна уточняться в конце каждого года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации.

В случае если организация примет решение применять групповой учет основных средств, ей необходимо будет принять во внимание несколько моментов.

Во-первых, необходимо будет проанализировать, как данное решение повлияет на применяемую ей классификацию основных средств, на основе которой строится бухгалтерский и налоговый учет. Возможно, придется внести соответствующие изменения во внутренние нормативные документы и донастроить учетную систему.

Во-вторых, для расчета средневзвешенной нормы амортизации по группе в учетной системе необходимо будет хранить информацию о первоначальной стоимости и сроке полезного использования каждого объекта, входящего в группу. Это особенно важно, если основные средства, входящие в группу, имеют разную стоимость и их движение (поступление и выбытие) осуществляется неравномерно.

Таким образом, перед тем, как принять решение о групповом учете основных средств, стоит проанализировать возможности используемого программного продукта и оценить потенциальные затраты на его доработку или донастройку. Возможно, что к моменту перехода на ФСБУ 6/2020 ведущие разработчики бухгалтерского софта уже учтут данную потребность и предложат пользователям своих продуктов готовое решение.

Существенные затраты на проведение ремонта, технического осмотра и обслуживания основных средств

Одним из нововведений ФСБУ 6/2020 является признание в качестве самостоятельного инвентарного объекта существенных затрат на проведение ремонта, технического осмотра и технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев. Однако далее в стандарте не конкретизируются требования к таким объектам основных средств. Вероятно, предполагается, что организации должны разработать методику учета данных активов, основываясь на профессиональном суждении и оценке экспертов, и закрепить ее во внутренних нормативных документах.

В случае принятия организацией решения о выделении существенных затрат на ремонт, технический осмотр и обслуживание в качестве отдельных единиц учета возникает ряд не только учетных, но и организационных вопросов. Например, необходимо будет обеспечить во внутренних регламентах организации единый подход к определению видов работ, которые будут попадать под определение капитального ремонта, технического осмотра и технического обслуживания. Далее совместно со специалистами служб по ремонту и обслуживанию основных средств необходимо определить перечень объектов, в отношении которых затраты на ремонт и техническое обслуживание будут капитализироваться. Также следует оценить сроки на проведение ремонтных мероприятий и техническое обслуживание и зафиксировать их во внутренних планах соответствующих служб. Кроме того, указанные планы потребуется увязать с бюджетом организации на следующий год. В связи с тем, что бюджетная кампания во многих организациях уже началась, сделать это придется оперативно.

И, наконец, финансовой (бухгалтерской) службе организации потребуется оценить влияние принятого решения на учетный процесс. Возможно, потребуется заведение новых аналитик в учетной системе, внесение изменение в применяемый Классификатор основных средств, определение норм амортизации для групп основных средств, в составе которых учитываются затраты на проведение существенных ремонтов и технического обслуживания, изменение Учетной политики и так далее.

Хотите лучше разбираться в стандартах бухгалтерского учета? Взгляните по-новому на финансовое образование и получите Диплом АССА «Финансы и управление бизнесом». Теперь международный сертификат и, главное, – глубокое понимание финансов в бизнесе доступны всем. Инвестируйте в себя! Обучение на русском. Сертификаты на английском. Подробнее

Необходимо отметить, что возможность капитализации затрат на проведение существенных ремонтов и других аналогичных мероприятий, существовала и ранее. В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год Минфин России указывал, что затраты на проведение капитальных ремонтов и других аналогичных мероприятий, возникающих через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объектов основных средств должны отражаться в составе внеоборотных активов (письмо от 09.01.2013 №07-02-18/01). И отдельные передовые организации воспользовались указанным подходом. В связи с этим на сегодняшний день данному вопросу уже есть практика, которую можно использовать при переходе на ФСБУ 6/2020.

Новый стандарт вводит понятие элементы амортизации, одним из которых является ликвидационная стоимость. Ликвидационной стоимостью объекта основных средств считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

В соответствии с пунктом 37 ФСБУ 6/2020 ликвидационная стоимость определяется при первоначальном признании основных средств и является оценочным значением. При этом основные средства рассматриваются таким образом, как если бы уже достигли окончания срока полезного использования и находилось в состоянии, характерном для окончания срока полезного использования. Здесь возникает вопрос: где взять такую информацию, и кто должен определить ликвидационную стоимость основных средств? Очевидно, что такой информацией могут обладать работники организации, отвечающие за эксплуатацию приобретаемых активов: машин, оборудования, приборов, транспортных средств и так далее. Нередко бывает, что организации продают бывшее в эксплуатации оборудование или сдают автомобили в trade-in. Возможно, что у специалистов, отвечающих за эксплуатацию основных средств, есть определенные планы по их отчуждению или накопленная статистика в отношении стоимости материальных ценностей, остающихся после выбытия и разборки активов. Данная информация может послужить источником для определения ликвидационной стоимости основных средств. Если же подобная информация не поступает в финансовую (бухгалтерскую) службу организации, то представляется целесообразным наладить взаимодействие с техническими подразделениями и понять, как может быть выстроен совместный бизнес-процесс для того, чтобы со следующего года начать выполнять требование ФСБУ 6/2020. Сделать это лучше заранее, поскольку ликвидационную стоимость основных средств придется определять не только для тех объектов, которые будут приобретены после 1 января 2022 года, но и для тех, что учитываются на балансе организации на дату перехода на новый стандарт. Изменение в бизнес-процессе затронут, как минимум, такие вопросы как график предоставления информации в финансовую (бухгалтерскую) службу организации, документальное оформление операций, оценка ликвидационной стоимости основных средств компетентными подразделениями.

Пункт 31 ФСБУ 6/2020 устанавливает случаи, когда ликвидационная стоимость основных средств принимается равной нулю. К ним относятся ситуации, когда:

  • не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;
  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;
  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена.

Однако для того, чтобы без каких-либо неблагоприятных последствий воспользоваться этой нормой, также необходимо получить заключение компетентных служб организации. Как было упомянуто ранее, ликвидационная стоимость является оценкой, а ее могут дать только специалисты, которые используют основные средства в деятельности организации. В связи с этим, в случае отражения в бухгалтерском учете ликвидационной стоимости основных средств или отдельных их групп, равной нулю, бухгалтерские расчеты лучше подкрепить справками и (или) заключениями от технических специалистов.

Данный материал рассматривает лишь небольшую часть изменений, которые связаны с вступлением в силу нового стандарта по учету основных средств. Но даже эти изменения затрагивают большое количество организационных вопросов, в решение которых будут вовлечены не только работники финансовых (бухгалтерских) служб организаций, но и смежные подразделения. И чем скорее начнется эта работа, тем более успешным для организации будет переход на новые правила учета.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые изменения 2021


В наступающем году нам всем предстоит работать в условиях существенно скорректированного законодательства. Изменения затрагивают самые разные аспекты хозяйственной жизни компаний, ИП, работников: трудовые отношения, расчет налогов и страховых взносов, порядок представления отчетности и выплаты зарплаты, спецоценка и многое другое. Самые важные из них представлены в этой статье.

МРОТ, выходные и другие изменения общего характера

Что меняется с 2020 года

Суть изменений

Нормативный источник

Регионы могут установить собственный размер МРОТ, который не должен быть меньше федеральной минималки

Трудовое и кадровое законодательство

Что меняется с 2020 годаСуть измененийНормативный источник
Трудовое законодательство
Вводится форма АДИ-РЕГ вместо карточек СНИЛС Новым сотрудникам ПФР будеМ выдавать вместо карточек СНИЛС уведомления по форме АДИ-РЕГ.

Бумажные СНИЛС, выданные ранее, тоже действительны. Их можно, как и АДИ-РЕГ предъявлять по месту требования

Периодичность представления СЗВ-ТД ? ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Если работодатель примет решение организовать электронный документооборот, сотрудники смогут подавать в электронном виде заявления на прием, увольнение, отпуск, подотчет и т. д.

Тем сотрудникам, кто согласен на переход, трудовые книжки нужно выдать на руки.

С тех, кто не согласен, нужно собрать заявления с просьбой оформлять трудовую книжку на бумаге

Срок действия спецоценки будет считаться со дня, когда внесли сведения.

Сейчас срок действия спецоценки считается со дня, когда утвердили отчет

(действует с 24.09.2019)

Банк Росии разработал следующие коды:

Проект Банка России № 92668

Есть условие для назначения пособия ? на него могут претендовать семьи со среднедушевым доходом не выше двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе за II квартал года, предшествующего году обращения за пособием

Страховые взносы

Что меняется с 2020 годаСуть измененийНормативный источник
Тарифы на страхование от несчастных случаев не изменятся Законодатели планируют сохранить с 2020 по 2021 год включительно действующие сейчас тарифы. Их всего 32 от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска.

Останутся в неизменном виде и льготы, предусматриваемые для выплат работникам-инвалидам. Процентная ставка 60% от «общих» тарифов будет действовать и для юрлиц, и для работодателей-ИП

Бухгалтерский учет и отчетность

Что меняется с 2020 годаСуть измененийНормативный источник
Бухгалтерскую отчетность нужно сдавать в ИФНС Начиная с отчетности за 2019 год бухгалтерскую отчетность нужно сдавать не в Росстат, а в ИФНС в электронном виде (кроме отдельных случаев) Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ
Руководитель вправе подписать электронную бухотчетность при помощи ЭЦП С 2020 года условие о том, что бухгалтерская отчетность признается составленной только после того, как ее подпишет руководитель, дополняется новым условием ? электронная отчетность признается составленной после подписания ее руководителем при помощи ЭЦП Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ
Налоговые органы будут вести ГИРБО ? Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности Установлен порядок представления отчетности (в том числе исправленной бухотчетности) в ГИРБО Закон от 26.07.2019 № 247-ФЗ

Информация Минфина от 22.08.2019 № ИС-учет-20 «Об изменениях в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

ФНС уже разработала регламент предоставления сведений из ГИРБО.

Отчетность 2018 года и более ранних периодов по-прежнему будет предоставлять Росстат бесплатно

Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 № 811

Информация Минфина России от 09.07.2019 № ИС-учет-19 «Об изменениях ПБУ 16/02»

Налоговый учет и отчетность

Письма ФНС от 21.11.2018 № БС-4-21/22551@, от 10.07.2019 № БС-4-28/13437

Закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ

Закон от 02.08.2019 № 269-ФЗ

Закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ

Закон от 26.07.2019 № 211-ФЗ

Закон от 29.09.2019 № 327-ФЗ

Закон от 17.06.2019 № 147-ФЗ

п. 6 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ

Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ

Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ

Срок закреплен на федеральном уровне и регионы больше его не устанавливают.

Муниципалитеты больше не смогут устанавливать этот срок

Основные направления налоговой политики на 2020–2022 годы

Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ

Закон от 18.07.2019 № 176-ФЗ

Приказ ФНС России от 12.07.2019 № ММВ-7-3/352@

Штрафы

При повторном нарушении штрафы существенно выше, в том числе руководителя могут дисквалифицировать на срок от 1 года до 3 лет.

Поднимут штраф до 3 000 руб. и по ст. 22.1 КоАП РФ за непредставление списков о наступлении в текущем году возраста юношей-сотрудников компании:

Прочие изменения законодательства

Что меняется с 2020 годаСуть измененийНормативный источник
Налогоплательщиков обяжут сообщать в ИНФС о транспорте и земле Если в 2020 году компания станет собственником транспорта или земли и в 2021 году не получит от инспекции сообщения о налоге, нужно будет уведомить об этом налоговиков. Если это не сделать ? последует штраф 20% от неуплаченной суммы налога Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ
Определен порядок взыскания небольших по сумме доначислений С 01.04.2020 налоговики будут применять разные процедуры взыскания недоимки, если общая ее сумма ниже или выше 3 000 руб. Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ
Решение об обеспечительных мерах инспекторы будут размещать на своем сайте С 01.04.2020 инспекторы будут размещать на своем сайте решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества и сообщать об отмене таких решений Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ
Зачет и возврат переплаты будет организован по новым правилам С 01.10.2020 вступят в силу новые правила зачета и возврата переплаты.

Будет снято ограничение, по которому переплату можно зачесть только в счет уплаты налога того же вида: федеральный в счет федерального, региональный в счет регионального и т. д.

Кроме того, уточнят, что отчитываться и перечислять взносы нужно именно по месту нахождения такого подразделения

Они смогут это делать не чаще одного раза в квартал при условии, что налогоплательщик или плательщик взносов даст письменное согласие


9 мин

Основные изменения в бухгалтерском учете и отчетности в 2020 году

Значительные поправки внесены в ПБУ 18/02 - временные и постоянные разницы, чистую прибыль теперь надо рассчитывать и отражать в отчетности по-новому. С 1 января 2020 года считать разницы надо не в разрезе отдельных доходов и расходов, а в целом по видам активов и обязательств. Этот способ называют балансовым, поскольку бухгалтер сравнивает балансовую стоимость актива или обязательства и его стоимость для целей налогообложения (п. 8 ПБУ 18/02).

По мнению Минфина, компании уже сейчас должны применять по аренде либо новый стандарт ФСБУ 25/2018, либо МСФО (п. 7.1 ПБУ 1/2008), несмотря на то, что формально стандарт обязателен с отчетности за 2022 год.

C 2020 года сдавать бухгалтерскую отчетность нужно только в электронном виде и только в Федеральную налоговую службу (начиная с отчетности за 2020 год).

ОФР за 2020 год сдается по новой форме. Новая форма учитывает поправки, внесенные в ПБУ 18/02.

Важнейшие изменения грядут в бухгалтерском учете с 2021 года:

  • Запасы нужно будет учитывать по правилам нового ФСБУ 5/2019.

В 2020 году бухгалтерам приходится фактически разбираться сразу в трех новых и сложных стандартах. Бухгалтерский учет по ПБУ 18/02 технически упрощается, но требует «перестройки» сложившегося мышления в отношении разниц между данными бухгалтерского и налогового учета. Учет договоров аренды по ФСБУ 25/2018, а также учет запасов по ФСБУ 5/2019 с 2021 года значительно усложнится. Бухгалтерам придется разбираться в новых терминах, таких, например, как справедливая стоимость и процент дисконтирования, и правилах их расчета. Правила формирования показателей бухгалтерской отчетности теперь будут в еще большей степени приближены к правилам МСФО, что, вероятно, является положительным изменением для крупного бизнеса, но одновременно сильно усложнит учет и увеличит трудозатраты на него для малого и среднего бизнеса.

Изменения налогового законодательства

Налог на имущество организаций

Ставка налога снизилась до 2% (была 2,2%).

Упразднена отчетность по авансовым платежам по налогу на имущество.

Налог рассчитывается по кадастровой стоимости.

Налог на прибыль

Дивиденды, полученные за рубежом, включены в состав налогооблагаемых доходов, вне зависимости от того, платили ли с данного дохода налоги за рубежом.

Объекты интеллектуальной собственности первоначальной стоимостью не более 100 тыс. руб. не относятся к амортизируемому имуществу.

Метод амортизации надо выбирать на пять лет.

Продлено действие нормы, по которой уменьшать налоговую базу за текущий период можно на сумму убытков прошлых лет не более чем на 50%.

Правопреемнику запретили учитывать убытки предшественника, если при проверке инспекция обнаружит, что основной целью реорганизации был учет убытков.

В составе инвестиционного налогового вычета можно будет учесть больше расходов, в том числе расходы на создание некоторых объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур.

Участники региональных инвестиционных контрактов смогут платить налог на прибыль по ставке 0% с учетом новых правил,, прописанных в статьях 2 и 3 Закона от 02.08.2019 № 269-ФЗ. Новые правила можно будет применить к прибыли от деятельности по инвестконтракту при условии раздельного учета доходов и расходов, либо ко всей полученной прибыли, если доходы от реализации по инвестконтракту составляют не менее 90% от всех доходов без учета курсовой разницы.

  • Вычеты НДС с покупок, предназначенных для создания нематериальных активов, можно применить сразу, не дожидаясь, когда нематериальный актив будет готов к использованию.

Изменения по НДС грядут для IT компаний с 2021 года

Льгота по НДС – освобождение от налогообложения реализации прав на компьютерные программы и базы данных – теперь будет распространяться только на реализацию ПО, которое включено в российский реестр программного обеспечения (однако льгота не будет распространяться на ПО, переданное для целей рекламы в интернете или поиска потенциальных клиентов). IT-компании, реализующие включенное в госреестр ПО, смогут также принять к вычету входной НДС по маркетинговым и рекламным услугам, приобретенным для реализации такого ПО.

Транспортный и земельный налоги

Представлять декларации по этим налогам не нужно - налоговая будет сама присылать суммы для оплаты.

Если у организации есть право на льготы по этим налогам, она должна теперь подать в налоговую инспекцию заявление о предоставлении льготы.

Начиная с уплаты налога за 2020 год срок уплаты транспортного и земельного налога - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Срок закреплен на федеральном уровне и регионы больше его не устанавливают.

В 2020 году ИП-упрощенцы, вновь зарегистрировавшиеся в ИФНС, которые ведут деятельность в некоторых сферах, смогут уплачивать налог по нулевой ставке.

Введены послабления и освобождение от уплаты авансовых платежей для упрощенцев, пострадавших от коронавируса.

С 2021 года:

При выполнении определенных условий налоговые каникулы для ИП на УСН продлятся до 2024 года.

Установили повышенные ставки и новые лимиты - УСН смогут применять те, у кого доходы не превышают 200 млн руб. и средняя численность сотрудников не более 130 человек. Для каждого объекта налогообложения будут применять две ставки, которые будут зависеть от суммы доходов и численности сотрудников.

С 2021 года ЕНВД отменяется. Снятие налогоплательщиков с налогового учета будет осуществлено автоматически.

Для перехода на УСН необходимо подать уведомление до 31 декабря 2020 года (для применения УСН есть ограничения по количеству работников – не более 130 человек, и по годовому доходу - не более 200 млн руб.).

ИП также вправе выбрать патент. При этом годовой доход не должен превышать 60 000 000 рублей и численность работников не больше 15 человек.

Если налогоплательщики до конца года не выберут новый налоговый режим самостоятельно, то они будут переведены на общий режим налогообложения.

Налоговое администрирование

С октября 2020 года возможно зачитывать переплату по одному налогу в счет другого, независимо от типа налога (федеральный, региональный или местный).

С октября 2020 года возможно вернуть переплаченный налог только в случае, если у организации не будет недоимки по любому другому налогу.

Налоговые органы наделяются большими возможностями для взыскания существенных недоплат в размере более 1 млн руб. - они будут вправе при согласии должника осматривать его территорию, имущество и документы.

С апреля 2020 года у налоговой инспекции появилось право в качестве обеспечительных мер принудительно взять в залог имущество, если организация в течение месяца не погасила долги по налогам.

С апреля 2020 года с 500 руб. до 3000 руб. увеличен лимит незначительной задолженности налогоплательщика, для которого предусмотрен более длительный срок (до 1 года) направления налоговыми органами требования об уплате недоимки. По более значительным долгам требование направляется трехмесячный срок.

Также ИФНС не вправе больше блокировать счет организаций и ИП, если долг перед бюджетом не превышает 3000 руб.

С апреля 2020 налоговики могут информировать налогоплательщиков о недоимке и задолженности по пеням, штрафам, процентам с помощью СМС-сообщений, электронной почты или иными способами.

Определен порядок взаимодействия налоговых органов и МФЦ по представлению в налоговые органы и получению от них документов.

Расширили перечень компаний, которые обязаны подавать сведения в ГИРБО (государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности). Теперь сведения туда подают все организации, за исключением религиозных организаций, организаций госсектора и организаций, чья бухотчетность содержит сведения, отнесенные к гостайне, организаций,, отчитывающихся в ЦБ РФ, а также в некоторых других случаях, установленных Правительством РФ. Например, это организации, находящиеся под иностранными санкциями (постановление от 22.01.2020 № 35).Организации обязаны представлять отчеты в ГИРБО не позднее 3 месяцев по истечении отчетного года.

С 2020 года вступает в силу новый порядок подачи исправленной бухгалтерской отчетности в ГИРБО - исправленный документ нужно подавать не позднее 10 дней после внесения изменений.

С 2020 года ГИРБО ведет ФНС, а не Росстат. В базу ФНС войдет бухгалтерская отчетность с 2019 года. Полный доступ к базе можно получить на коммерческой основе - запросить бухотчетность контрагентов можно за абонентскую плату 200 000 руб. в год.

Другие изменения 2020 года:

Весь 2020 год (до 1 июля 2021 года) будет действовать отсрочка в применении онлайн-ККТ для ИП без наемных сотрудников, продающие товары собственного изготовления, а также работающие в сфере услуг.

В 2020 году продолжилась работа в направлении внедрения проекта обязательной маркировки для многих видов товаров. Так, с 2020 года обязательной маркировке подлежат товары легкой промышленности, сигареты, фототовары, автомобильные шины, велосипеды и некоторые другие категории товаров. В дальнейшем число продукции, подлежащей маркировке, будет увеличиваться - вплоть до 2024.

В течение 2020 года вводилось множество послаблений в связи с коронавирусом: субъектам малого и среднего предпринимательства предоставили возможность отсрочки и рассрочки по уплате налогов и взносов, дали возможность организациям и предпринимателям сдать декларации позже, чем в обычные сроки, на несколько месяцев были приостановлены действия по назначению и проведению налоговых проверок.

В 2020 году закреплено на законодательном уровне и с 2021 года вводится в действие применение в РФ Многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS, в международной практике Multilateral Instrument – «MLI»), препятствующей размыванию налогов и направленной на борьбу c уклонением от уплаты налогов и со злоупотреблениями налоговыми льготами, предусмотренными международными соглашениями об избежании двойного налогообложения (СОИДН). Теперь при выплатах иностранным компаниям или физлицам любых средств придется учитывать положения данной конвенции. Среди стран, подписавших конвенцию, - Кипр, Люксембург, Швейцария, Австрия, Великобритания, Голландия и иные часто используемые при создании международных структур. Необходимо отметить, что Россия не включила Швейцарию, Германию и Швецию в список стран, с которыми она планирует применять MLI. Это означает, что СОИДН с этими странами изменены не будут. Полный список стран, с которыми Россия планирует применять MLI, перечислен в Законе о ратификации MLI. На текущий момент подписаны Протоколы с Мальтой, Кипром и Люксембургом, предусматривающие сокращение 2021 года возможностей применения пониженных ставок при налогообложении дивидендов. Законопроект о денонсации СОИДН с Нидерландами подготовлен Минфином после того, как несколько раундов переговоров о его изменении не увенчались успехом.

Существенные изменения произошли в 2020 году в налоговом законодательстве. Многие изменения были направлены на упрощение процедур налогового администрирования, что, безусловно, должно положительно повлиять на бизнес:

появилась возможность зачета переплат по налогам разных бюджетных уровней,

увеличены установленные законом лимиты незначительной задолженности по налогам,

организации освободили от обязанности сдавать декларации по земельному и транспортному налогам, расчетов авансовых платежей по налогу на имущество,

более быстрыми и удобными стали процедуры информирования налогоплательщиков и подачи документов в налоговую инспекцию.

Также в течение года много мер на законодательном уровне было введено для поддержания малого и среднего бизнеса в условиях коронавируса. Следующий, 2021 год, может стать еще более сложным для компаний малого и среднего бизнеса во многих отраслях, введение соответствующих законодательных мер для поддержания таких компаний будет иметь очень большое значение как для людей, занятых в данных отраслях, так и для экономики страны в целом.

Изменения 2020-2021 годов имеют тенденцию к усилению налогового контроля за импортными операциями и налогообложением транснациональных компаний в России. Отмена налоговой льготы по НДС для реализации импортного программного обеспечения направлена на поддержание отечественных разработок в данной области.

Cтарший методолог в функции Финансового комплаенса, отчетности и методологии ПАО "МегаФон", ACCA, член ACCA Member Advisory Committee (MAC)

специально для ГАРАНТ.РУ

На правах рекламы

С 1 января 2022 года учет основных средств необходимо будет вести по новым правилам. С этой даты вступит в действие новый стандарт – ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (далее – ФСБУ 6/2020), утвержденный приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. № 204н. Документ содержит ряд изменений, которые могут существенно повлиять не только на организацию бухгалтерского учета в компании, но и на ее бизнес-процессы в целом. В частности, положения нового стандарта могут коснуться доработки учетных систем, взаимодействия с другими подразделениями компании, документооборота и ряда других вопросов. В связи с этим руководителям финансовых (бухгалтерских) служб уже сейчас важно оценить нормы нового стандарта и своевременно подготовится к его применению.

Основные средства с низкой стоимостью

В структуре активов организации основные средства с низкой стоимостью могут занимать значительную долю. Учет каждого объекта малоценных основных средств не представляется рациональным. Более того, такой подход увеличивает нагрузку на применяемую организацией учетную систему и замедляет процесс закрытия бухгалтерских книг. Новое ФСБУ 6/2020 позволяет не вести учет основных средств с низкой стоимостью, а списывать затраты на их приобретение (создание) в расходы периода, в котором они возникли. Чтобы воспользоваться данной возможностью организация должна установить лимит стоимости основных средств, ниже которого к ним применяется подход, аналогичный учету запасов.

На какие критерии следует ориентироваться при установлении лимита стоимости основных средств при переходе на новый стандарт и всегда ли оправдано списание активов с низкой стоимостью? Попробуем разобраться.

Согласно действующему ПБУ 6/01 "Учет основных средств" к малоценным основным средствам относятся активы, удовлетворяющие критериям признания основных средств, стоимостью менее 40 тыс. руб. Новый стандарт разрешает организациям самостоятельно устанавливать лимит стоимости основных средств с учетом информации об их существенности.

Одновременно с этим ст. 257 Налогового кодекса определяет основные средства как часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб.

Логично было бы предположить, что, установив одинаковый лимит стоимости для основных средств в бухгалтерском и в налоговом учете, организация сможет их сблизить. Кроме того, отсутствие разниц в бухгалтерской и налоговой стоимости основных средств не будет приводить к начислению отложенных налогов. На первый взгляд, преимущества такого подхода очевидны. Но не всегда он бывает оправдан.

Во-первых, одно основное средство стоимостью до 100 тыс. руб. может быть несущественным для организации в целом. Но в ее деятельности могут использоваться сотни, а то и тысячи таких объектов. Информация об их совокупной стоимости может быть существенной для пользователей финансовой отчетности. И в этом случае списать на расходы стоимость указанных основных средств уже нельзя.

Во-вторых, списание на расходы значительного числа объектов с низкой стоимостью может неблагоприятным образом повлиять на финансовый результат отчетного периода. В некоторых случаях организации выгоднее показать активы в балансе, чем отражать их стоимость в расходах периода. Например, высокий показатель чистых активов важен, если организация планирует получать заемные средства.

И, наконец, в-третьих, списав на расходы периода стоимость малоценных основных средств, организации все равно придется обеспечить надлежащий контроль за их наличием и движением. Таково требование нового стандарта (п. 5 ФСБУ 6/2020). Здесь может возникнуть проблема организации учета значительного количества объектов основных средств за балансом. Если применяемая учетная система не позволяет это сделать должным образом, то возникает вопрос о ее доработке, либо о поиске альтернативного, внесистемного способа учета. Помимо этого, может возникнуть вопрос о необходимости разработки и внедрения контрольных процедур, позволяющих обеспечить сохранность малоценных основных средств.

Хотите лучше разбираться в

стандартах бухгалтерского учета?

Взгляните по-новому на финансовое образование

и получите Диплом АССА "Финансы и управление бизнесом"

Таким образом, при принятии решения об установлении нового лимита стоимости основных средств в бухгалтерском учете с 1 января 2022 года представляется целесообразным ориентироваться не на нормы налогового законодательства, а проанализировать факторы, влияющие на соответствующие показатели финансовой отчетности и установленные организацией показатели эффективности деятельности.

Одним из способов рационализировать учет малоценных основных средств, информация о совокупной стоимости которых может быть существенной для организации в целом, – это перейти на их групповой учет. Новый стандарт не содержит прямой нормы о том, что организации могут определять группу основных средств в качестве единицы учета, но и не запрещает это делать. Согласно п. 11 ФСБУ 6/2020 группой основных средств считается совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования. Данная формулировка позволяет сделать вывод, что при определенных условиях совокупность однородных основных средств возможно рассматривать в качестве единого объекта основных средств. В своей Рекомендации Р-125/2021-КпР от 19 марта 2021 г. "Групповая единица учета основных средств" (далее – Рекомендация Р-125/2021-КпР) Фонд "Национальный некоммерческий регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" устанавливает необходимые условия для объединения однородных основных средств в групповую единицу учета. Такими условиями являются:

  • управление и финансирование основных средств, входящих в групповую единицу учета, на единой основе;
  • все объекты групповой единицы учета относятся к одной группе основных средств, определяемой организацией в соответствии с пунктом 11 ФСБУ 6/2020 "Основные средства";
  • все объекты, составляющие групповую единицу учета, выполняют однородную функцию в деятельности организации;
  • элементы амортизации объектов в составе групповой единицы учета совпадают либо отличаются несущественно, чтобы организация имела возможность установить единую норму амортизации для групповой единицы учета, отражающую характер поступления экономических выгод от инвестиций в нее;
  • состав статей затрат, в которые включается амортизация групповой единицы учета, и способы распределения амортизации по этим статьям не отличаются от состава статей и способов распределения, как если бы амортизация начислялась по каждому объекту групповой единицы учета;
  • все объекты групповой единицы учета входят в одну единицу, генерирующую денежные средства, или являются корпоративными активами, как это определено в международном стандарте финансовой отчетности IAS 36 "Обесценение активов" (за исключением организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета).

Указанные условия должны выполняться одновременно. При необходимости организация может дополнить их перечень, исходя из специфики своей деятельности, и зафиксировать в своих внутренних нормативных документах.

В Рекомендации Р-125/2021-КпР подчеркивается важность правильного выбора совокупности основных средств, к которой будет применяться групповой учет. Учет такой группы должен осуществляться в том же порядке, как если бы все правила для учета основных средств применялись к одному объекту. При этом не должно быть существенного изменения показателей финансовой отчетности.

Рациональное ведение бухгалтерского учета малоценных основных средств заключается, в том числе и в возможности снизить затраты на начисление амортизации. Для этого в Рекомендации Р-125/2021-КпР предлагается использовать средневзвешенную норму амортизации, которая определяется расчетным путем на основе элементов амортизации основных средств, входящих в группу. В соответствии с п. 37 ФСБУ 6/2020 указанная норма амортизации должна уточняться в конце каждого года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации.

В случае если организация примет решение применять групповой учет основных средств, ей необходимо будет принять во внимание несколько моментов.

Во-первых, необходимо будет проанализировать, как данное решение повлияет на применяемую ей классификацию основных средств, на основе которой строится бухгалтерский и налоговый учет. Возможно, придется внести соответствующие изменения во внутренние нормативные документы и донастроить учетную систему.

Во-вторых, для расчета средневзвешенной нормы амортизации по группе в учетной системе необходимо будет хранить информацию о первоначальной стоимости и сроке полезного использования каждого объекта, входящего в группу. Это особенно важно, если основные средства, входящие в группу, имеют разную стоимость и их движение (поступление и выбытие) осуществляется неравномерно.

Таким образом, перед тем, как принять решение о групповом учете основных средств, стоит проанализировать возможности используемого программного продукта и оценить потенциальные затраты на его доработку или донастройку. Возможно, что к моменту перехода на ФСБУ 6/2020 ведущие разработчики бухгалтерского софта уже учтут данную потребность и предложат пользователям своих продуктов готовое решение.

Существенные затраты на проведение ремонта, технического осмотра и обслуживания основных средств

Одним из нововведений ФСБУ 6/2020 является признание в качестве самостоятельного инвентарного объекта существенных затрат на проведение ремонта, технического осмотра и технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев. Однако далее в стандарте не конкретизируются требования к таким объектам основных средств. Вероятно, предполагается, что организации должны разработать методику учета данных активов, основываясь на профессиональном суждении и оценке экспертов, и закрепить ее во внутренних нормативных документах.

В случае принятия организацией решения о выделении существенных затрат на ремонт, технический осмотр и обслуживание в качестве отдельных единиц учета возникает ряд не только учетных, но и организационных вопросов. Например, необходимо будет обеспечить во внутренних регламентах организации единый подход к определению видов работ, которые будут попадать под определение капитального ремонта, технического осмотра и технического обслуживания. Далее совместно со специалистами служб по ремонту и обслуживанию основных средств необходимо определить перечень объектов, в отношении которых затраты на ремонт и техническое обслуживание будут капитализироваться. Также следует оценить сроки на проведение ремонтных мероприятий и техническое обслуживание и зафиксировать их во внутренних планах соответствующих служб. Кроме того, указанные планы потребуется увязать с бюджетом организации на следующий год. В связи с тем, что бюджетная кампания во многих организациях уже началась, сделать это придется оперативно.

И, наконец, финансовой (бухгалтерской) службе организации потребуется оценить влияние принятого решения на учетный процесс. Возможно, потребуется заведение новых аналитик в учетной системе, внесение изменение в применяемый Классификатор основных средств, определение норм амортизации для групп основных средств, в составе которых учитываются затраты на проведение существенных ремонтов и технического обслуживания, изменение Учетной политики и так далее.

Хотите лучше разбираться в стандартах бухгалтерского учета? Взгляните по-новому на финансовое образование и получите Диплом АССА «Финансы и управление бизнесом». Теперь международный сертификат и, главное, – глубокое понимание финансов в бизнесе доступны всем. Инвестируйте в себя! Обучение на русском. Сертификаты на английском. Подробнее

Необходимо отметить, что возможность капитализации затрат на проведение существенных ремонтов и других аналогичных мероприятий, существовала и ранее. В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год Минфин России указывал, что затраты на проведение капитальных ремонтов и других аналогичных мероприятий, возникающих через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объектов основных средств должны отражаться в составе внеоборотных активов (письмо от 09.01.2013 №07-02-18/01). И отдельные передовые организации воспользовались указанным подходом. В связи с этим на сегодняшний день данному вопросу уже есть практика, которую можно использовать при переходе на ФСБУ 6/2020.

Новый стандарт вводит понятие элементы амортизации, одним из которых является ликвидационная стоимость. Ликвидационной стоимостью объекта основных средств считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

В соответствии с пунктом 37 ФСБУ 6/2020 ликвидационная стоимость определяется при первоначальном признании основных средств и является оценочным значением. При этом основные средства рассматриваются таким образом, как если бы уже достигли окончания срока полезного использования и находилось в состоянии, характерном для окончания срока полезного использования. Здесь возникает вопрос: где взять такую информацию, и кто должен определить ликвидационную стоимость основных средств? Очевидно, что такой информацией могут обладать работники организации, отвечающие за эксплуатацию приобретаемых активов: машин, оборудования, приборов, транспортных средств и так далее. Нередко бывает, что организации продают бывшее в эксплуатации оборудование или сдают автомобили в trade-in. Возможно, что у специалистов, отвечающих за эксплуатацию основных средств, есть определенные планы по их отчуждению или накопленная статистика в отношении стоимости материальных ценностей, остающихся после выбытия и разборки активов. Данная информация может послужить источником для определения ликвидационной стоимости основных средств. Если же подобная информация не поступает в финансовую (бухгалтерскую) службу организации, то представляется целесообразным наладить взаимодействие с техническими подразделениями и понять, как может быть выстроен совместный бизнес-процесс для того, чтобы со следующего года начать выполнять требование ФСБУ 6/2020. Сделать это лучше заранее, поскольку ликвидационную стоимость основных средств придется определять не только для тех объектов, которые будут приобретены после 1 января 2022 года, но и для тех, что учитываются на балансе организации на дату перехода на новый стандарт. Изменение в бизнес-процессе затронут, как минимум, такие вопросы как график предоставления информации в финансовую (бухгалтерскую) службу организации, документальное оформление операций, оценка ликвидационной стоимости основных средств компетентными подразделениями.

Пункт 31 ФСБУ 6/2020 устанавливает случаи, когда ликвидационная стоимость основных средств принимается равной нулю. К ним относятся ситуации, когда:

  • не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;
  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;
  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена.

Однако для того, чтобы без каких-либо неблагоприятных последствий воспользоваться этой нормой, также необходимо получить заключение компетентных служб организации. Как было упомянуто ранее, ликвидационная стоимость является оценкой, а ее могут дать только специалисты, которые используют основные средства в деятельности организации. В связи с этим, в случае отражения в бухгалтерском учете ликвидационной стоимости основных средств или отдельных их групп, равной нулю, бухгалтерские расчеты лучше подкрепить справками и (или) заключениями от технических специалистов.

Данный материал рассматривает лишь небольшую часть изменений, которые связаны с вступлением в силу нового стандарта по учету основных средств. Но даже эти изменения затрагивают большое количество организационных вопросов, в решение которых будут вовлечены не только работники финансовых (бухгалтерских) служб организаций, но и смежные подразделения. И чем скорее начнется эта работа, тем более успешным для организации будет переход на новые правила учета.

Изменения в учете основных средств станут обязательными с 2022 года, но подготовиться к работе по новому стандарту нужно уже сейчас. ФСБУ 6/2020 (введен приказом Минфина № 204н от 17/09/20), заменяющий собой ПБУ 6/01, содержит значительные нововведения, о которых следует знать бухгалтеру.

Что представляет собой ФСБУ

Новый федеральный стандарт бухгалтерской отчетности отменяет действие ПБУ 6/01 по учету основных средств с начала 2022 года. Желающие опробовать новый стандарт могут пользоваться им в своей работе уже сейчас.

Документ имеет отсылки к МСФО (в частности IAS 36 «Обесценение активов», IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости»), узаконенных в нашей стране приказом Минфина № 217н от 28/12/15 года, что говорит о сближении стандартов отчетности мировых и отечественных.

Один из важных моментов работы с ФСБУ заключается в необходимости применять его ретроспективно (п. 48), иными словами, как если бы документ с начала приобретения и использования конкретного ОС уже действовал. Сложность здесь в следующем: амортизацию, руководствуясь положениями ФСБУ 6/2020, следует считать по обновленным правилам (о них пойдет речь далее в статье), а значит, балансовую стоимость ОС на начало отчетного года придется пересчитать. С этой целью берется первоначальная стоимость и вычитается сумма амортизации. Очевидно, что первоначальная стоимость должна быть исчислена по старым правилам, а накопленная амортизация — по обновленным нормам (п. 49). Указанным способом можно соблюсти новые правила единовременно, не делая пересчет за предыдущие годы.

Фирмы, ведущие бухгалтерскую отчетность по упрощенному варианту, имеют право применять ФСБУ ограниченно, например, не проверять ОС, насколько те обесценились (п. 3).

На заметку! Бюджетные структуры ФСБУ 6/2020 не применяют (п. 2 Стандарта).

Рассмотрим главные новшества, касающиеся ОС, которые вводит в практику учета ОС документ.

Стоимость

На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.

В ФСБУ 6/2020 такого ограничения уже нет. Лимит отнесения активов к основным средствам устанавливает сама фирма, исходя из особенностей своей деятельности и используемых ОС. Например, пороговое значение в 150 тыс. руб. или в 100 тыс. руб., закрепленное в учетной политике, будет законным основанием все активы ниже этой стоимости считать МПЗ и списывать их однократно на текущие расходы.

Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.

Амортизация

Новый документ устанавливает составляющие расчета амортизационных отчислений: способ, срок полезного использования (СПИ) и вводит термин ликвидационной стоимости (ЛС), которого раньше не было.

Ликвидационная стоимость определена п. 30 документа. Для ее расчета нужно взять:

  • сумму, которую могла бы иметь фирма при выбытии ОС, не исключая ценности, образующиеся в результате выбытия;
  • расчетную сумму затрат на выбытие.

ЛС является разницей этих двух значений. Важно заметить: в п. 30 указывается, что объект ОС рассматривается как уже достигший завершения СПИ «и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования».

ЛС может принимать нулевое значение, если:

  • к завершению СПИ не рассчитывают на поступления от выбытия ОС либо они незначительны;
  • сумму поступлений невозможно определить достоверно.

Значения трех составляющих устанавливаются при постановке ОС на учет. Фирма обязана по окончании года и при изменениях, связанных с ОС, отслеживать, соответствуют ли они условиям пользования объектом в реальности; если это необходимо, их изменять (т.н. «изменения оценочных значений»). Обратим внимание, что в ПБУ 6/01 вопрос об изменении способа расчета амортизации был освещен расплывчато, а новый документ четко указывает на эту возможность (п. 37).

Исчислять амортизацию теперь нужно с дня принятия объекта к учету в БУ, а не с начала следующего за этим событием месяца. Останавливают начисление по аналогичному принципу – от дня списания с бухгалтерского учета, а не с начала последующего месяца, как раньше.

Прежний вариант возможен по решению руководства фирмы, но законодатель употребляет термин «допускается» (п. 33). Из сказанного ясно, что подобное допущение является исключением из правила и его нужно обосновать в ЛНА. Расчет амортизации приостанавливают в одном случае: если ликвидационная стоимость выше балансовой или с ней сравнялась. Если в дальнейшем ликвидационная стоимость окажется меньше, чем по балансу, амортизационные начисления надо возобновить.

Важно! Амортизацию продолжают начислять даже в ситуации простоя или прекращения работы ОС временно (п. 30 ФСБУ 6/2020).

Способ начисления амортизации связан законодателем с определением СПИ. Он может определяться двояко:

  1. По времени, периоду, когда ОС будет экономически выгодно.
  2. По объему продукции (или работ) в натуре, который планируется произвести при помощи конкретного ОС.

Если СПИ определяется временем, когда ОС экономически эффективно, используют линейный способ либо способ уменьшаемого остатка. Линейный способ хорошо известен бухгалтерам, однако здесь придется учитывать фактор ликвидационной стоимости. Амортизацию отчетного периода определяют разницей балансовой и ликвидационной стоимости, разделенной на остаток СПИ.

Говоря о методике уменьшаемого остатка, законодатель лишь обращает внимание: амортизационные расчеты должны быть такими, чтобы амортизация за равные периоды уменьшалась одновременно с уменьшением СПИ объекта. Фирма сама решает, какую формулу применить, чтобы исполнить этот принцип.

Если СПИ определяется количеством продукции, пользуются способом пропорционально количеству продукции (объему работ). Алгоритм расчета в рамках отчетного периода такой:

  • вычисляют разницу между балансовой и ликвидационной стоимостью;
  • делят количество продукции на остаток СПИ;
  • умножают одно значение на другое.

Запрещается исчислять амортизацию по выручке от реализованного того же объема продукции. Необходимо сделать расчет в целом так, чтобы распределить амортизируемую стоимость ОС на весь СПИ.

Прочее

Хочется заострить внимание еще на некоторых формулировках и новшествах ФСБУ 6/2020:

  1. В описании термина «основное средство» появилось дополнение. Теперь уточняется, что ОС обязательно имеет материально-вещественную форму. Не совсем ясно, какую цель преследовал при этом законодатель (п. 4 пп. «а») – основное средство по определению не может иметь иную форму.
  2. ОС могут считаться теперь и объекты, определенные на перспективу к перепродаже, ограничение из ПБУ 6/01 снимается.
  3. В то же время ФСБУ не работает по отношению к долгосрочным активам к продаже (п. 6 пп. б). Имеется в виду объект ОС, который больше не эксплуатируется в связи с решением руководства о его реализации, есть письменное подтверждение этого, соответствующий приказ или иной документ руководства (ПБУ 16/02 п. 10.1).
  4. Введено понятие «инвестиционная недвижимость», имеющее отношение к аренде ОС или извлечению дохода от прироста стоимости — учитывается по особым правилам, отдельно (п. 11 абз. 3, п. 7).
  5. Фирма обязана осуществлять контроль основных средств на предмет их обесценивания (п. 38).

Читайте также: