Запросы в компетентные органы иностранных государств направляются налоговым органом в случае

Опубликовано: 26.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 25 ноября 2019 г. № ММВ-7-13/587@ "Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению участия и условий участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге"

В соответствии с пунктом 6 статьи 82 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2017, № 49, ст. 7312), пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2017, N 15 (ч. 1), ст. 2194), в целях реализации главы 14 "Налоговый контроль" части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2019, N 39, ст. 5375), в связи с необходимостью организации работы по обеспечению участия компетентных органов иностранных государств (территорий) в налоговых проверках, налоговом мониторинге приказываю:

1. Утвердить Порядок организации работы по обеспечению участия и условия участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге согласно приложению к настоящему приказу.

2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до территориальных налоговых органов и обеспечить его применение.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления налогов и сборов по итогам проведения налоговых проверок.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В. Мишустин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2020 г.
Регистрационный № 57621

Приложение
к приказу ФНС России
от 25.11.2019 г. № ММВ-7-13/587@

Порядок
организации работы по обеспечению участия и условия участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает правила организации работы по обеспечению участия, а также условия участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге.

2. Участие компетентного органа иностранного государства (территории) в осуществлении в соответствующей части налогового контроля в Российской Федерации является одной из форм обмена информацией и может быть реализовано только на основании соответствующего запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случае принятия решения руководителя (заместителя руководителя) ФНС России об участии компетентного органа иностранного государства (территории) в проведении налоговой проверки, налогового мониторинга по результатам рассмотрения такого запроса.

3. Участие компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге возможно только при соблюдении условий, предусмотренных главой V настоящего Порядка.

4. ФНС России может взаимодействовать с компетентным органом иностранного государства (территории) посредством направления писем (в том числе по электронной почте), сообщений по факсу, по телефону, в ходе непосредственных встреч или любым другим способом. Выбор конкретного способа взаимодействия с компетентным органом иностранного государства осуществляется с учетом положений заключенного с таким иностранным государством (территорией) договора (соглашения) об избежании двойного налогообложения, а также иных международных договоров Российской Федерации, регулирующих международный обмен информацией между компетентными органами.

II. Рассмотрение запроса компетентного органа иностранного государства (территории)

5. В течение 5 рабочих дней после получения запроса компетентного органа иностранного государства (территории) об участии представителей компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге (далее - Запрос) ФНС России рассматривает его и направляет компетентному органу иностранного государства (территории) подтверждение получения Запроса и принятия его к рассмотрению либо отказ в принятии к рассмотрению.

Основаниями для отказа в принятии к рассмотрению являются:

недостаточность информации для целей идентификации лица, участие в налоговой проверке, налоговом мониторинге которого запрошено компетентным органом иностранного государства (территории);

отсутствие информации, идентифицирующей представителей компетентного органа иностранного государства (территории), участие которых в налоговой проверке, налоговом мониторинге запрашивается, а также отсутствие указания на способ подтверждения их полномочий;

несоответствие международному стандарту обмена информацией;

несоблюдение принципа взаимности;

необходимость принятия административных мер, противоречащих законодательству и административной практике Российской Федерации.

6. При отсутствии оснований для отказа в принятии к рассмотрению Запроса ФНС России рассматривает его по существу в течение 40 рабочих дней после его получения с привлечением при необходимости территориальных налоговых органов.

7. В случае если для принятия решения руководителя (заместителя руководителя) ФНС России об участии компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге требуется дополнительная информация (документы), ФНС России запрашивает такую информацию (документы) у направившего Запрос компетентного органа иностранного государства (территории). При этом рассмотрение Запроса приостанавливается до момента получения информации (документов) компетентного органа иностранного государства (территории).

8. По результатам рассмотрения Запроса, прилагаемых к нему документов (при наличии), а также информации (документов), полученных в ходе рассмотрения Запроса, руководитель (заместитель руководителя) ФНС России принимает решение:

об участии компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге;

об отказе в удовлетворении Запроса.

III. Направление информации по результатам рассмотрения Запроса компетентному органу иностранного государства (территории)

9. В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 8 настоящего Порядка, ФНС России информирует компетентный орган иностранного государства (территории), направивший Запрос, о результатах рассмотрения Запроса.

10. В случае принятия решения об участии компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге одновременно с информацией о результатах рассмотрения Запроса ФНС России сообщает компетентному органу иностранного государства (территории) сведения:

о контактных лицах, осуществляющих взаимодействие по вопросам проведения налоговой проверки, налогового мониторинга;

о налоговом органе, которым принято решение о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга;

о времени и месте проведения налоговой проверки, налогового мониторинга;

об установленных Налоговым кодексом Российской Федерации порядке и условиях проведения налоговой проверки, налогового мониторинга;

об условиях участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге.

IV. Основания принятия решения об отказе в удовлетворении Запроса

11. Если из содержания Запроса и прилагаемых к нему документов (при наличии) возможно установить сведения, необходимые компетентному органу иностранного государства (территории), и такие сведения имеются у ФНС России и достаточны для удовлетворения Запроса без участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге, ФНС России принимает решение об отказе в удовлетворении Запроса, о чем информируется компетентный орган иностранного государства (территории) с одновременным направлением необходимой информации (документов).

12. Если из содержания Запроса и прилагаемых к нему документов (при наличии) возможно установить сведения, необходимые компетентному органу иностранного государства (территории), и такие сведения могут быть получены в соответствии с законодательством Российской Федерации вне рамок налоговых проверок, налогового мониторинга, ФНС России принимает решение об отказе в удовлетворении Запроса, о чем информируется компетентный орган иностранного государства (территории). Необходимая информация (документы) направляется компетентному органу иностранного государства (территории) после ее получения ФНС России.

V. Условия участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге

13. Представители компетентного органа иностранного государства (территории) вправе присутствовать при проведении мероприятий налогового контроля, иметь доступ к документам (информации), полученным налоговым органом при осуществлении мероприятий налогового контроля, а также получать копии указанных документов, при соблюдении следующих условий:

доступ представителей компетентного органа иностранного государства (территории) к документам (информации) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне;

любая информация, полученная компетентным органом иностранного государства (территории), признается тайной в соответствии со статьей 22 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 года, измененной Протоколом от 27 мая 2010 года, подписанной от имени Российской Федерации в городе Канны 3 ноября 2011 года, ратифицированной Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 325-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 45, ст. 6135). Использование такой информации осуществляется с учетом требований, предусмотренных международными договорами Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Обзор документа

ФНС установила условия и порядок участия компетентного органа иностранного государства в налоговой проверке или налоговом мониторинге. Возможность такого участия должна быть предусмотрена международным договором РФ по вопросам налогообложения.

Участие компетентного органа иностранного государства в налоговой проверке или налоговом мониторинге допускается на основании запроса этого органа по решению руководителя ФНС (его заместителя). Прописан порядок рассмотрения запроса, определены основания отказа в участии.

В каких юрисдикциях электронный реестр юрлиц открыт

Какие данные способны получить налоговики по своему запросу

О чем говорится в инструкции ФНС по информационному обмену

  • Внутренние документы налоговиков
  • Обмен налоговой информацией

Н а практике обмен информацией по налоговым нарушениям – это тема, которая приводит в панический ужас многих российских бенефициаров компаний-нерезидентов. Каким образом организован такой обмен в российских налоговых органах, нам помог разобраться внутренний документ ФНС, копия которого имеется в распоряжении редакции «ПНП». Это инструкция о порядке осуществления международного запроса информации. Содержание данного документа позволяет понять, какие именно сведения хотят получить в рамках подобных процедур российские налоговики и насколько опасно для российского бизнеса получение фискалами такой информации.

Налоговики проверяют не только офшоры

Интерес к информации о зарубежных контрагентах российских налогоплательщиков у российских налоговиков существовал давно. Но лишь в середине 2000х годов он стал обретать современные, систематизированные формы. Именно тогда появилась база так называемых недобросовестных контрагентов, в которой налоговики обобщали свои зарубежные информационные трофеи.

В 2007 году Управление международного сотрудничества ФНС России письмом от 24.07.07 № 26-2-06/4753 впервые разослало по нижестоящим налоговым органам список проблемных иностранных компаний. Работа налогоплательщика с ними влекла подозрения в наличии схемы уклонения от уплаты налогов. Список был составлен на основе информации, полученной из компетентных органов зарубежных стран в ходе проведения встречных проверок по запросам налоговых органов РФ. Он включал 217 компаний. И при взгляде на него в первую очередь поражала география мониторинга. Помимо ожидаемых офшорных стран в нем встречались компании из вполне благополучных юрисдикций: Австралии, Индонезии, Испании, Канады. Удивление вызывала и колонка примечаний. Оказалось, что некоторые российские компании просто выдумали себе контрагентов. Заключали сделки с незарегистрированными компаниями.

Из этого следовал очевидный вывод: налоговики не ограничиваются «проблемными» странами. Они стараются проверять любого нерезидента, если в его адрес идут деньги от российской компании. И чем больший объем денежных средств, перечисленных за границу, снижает налоговую нагрузку в России, тем пристальнее будет внимание налоговиков.

Основной источник для проверок – открытые данные

В ряде государств открывают и официально поддерживают базы данных по зарегистрированным компаниям (см. врезку). Для изучения этих данных российским налоговикам никакой помощи от госорганов этих стран не требуется. Так что для проверки большинства иностранных контрагентов налоговикам нужен только выход в интернет.

Страны с открытыми базами данных

На текущий момент российским налоговым органам доступны открытые базы данных по зарегистрированным компаниям 20 государств: Австралия, Великобритания, Германия, Гонконг, Индия, Ирландия, Италия, Канада, Кипр, Нидерланды, Новая Зеландия, Сингапур, Словакия, Филиппины, Франция, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка.
В США базы открыты в 36 штатах: Айдахо, Айова, Аляска, Арканзас, Вайоминг, Вермонт, Вирджиния, Висконсин, Гавайи, Делавэр, Западная Вирджиния, Иллинойс, Индиана, Калифорния, Канзас, Кентукки, Колорадо, Луизиана, Миннесота, Мичиган, Мэн, Мэриленд, Небраска, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Нью-Мексико, Нью-Хэмпшир, Огайо, Оклахома, Орегон, Пенсильвания, Северная Дакота, Северная Каролина, Теннеси, Техас, Южная Каролина.

Однако выгодоприобретатели компаний из этих юрисдикций могут не волноваться – реестры не содержат информацию о бенефициаре. Зато они содержат много другой полезной информации. Например, о регистрационных данных компании (дата инкорпорации, регистрационный номер, зарегистрированный офис и зарегистрированный агент компании), акционерах и директорах, текущем статусе компании, заложенностях, аудите, о дате и причинах прекращения существования компании. Можно найти даже копии учредительных документов.

В приведенном во врезке перечне отсутствуют страны СНГ, абсолютно все офшорные зоны и даже некоторые страны Европы. Но не стоит питать иллюзию, что регистрировать там компании для целей международного налогового планирования абсолютно безопасно в плане конфиденциальности.

Несмотря на то что в остальных странах электронные реестры по компаниям не общедоступны, реестры все равно существуют и любой желающий (включая российские налоговые органы) может обратиться за необходимой информацией. Правда, в большинстве офшорных юрисдикций по компании будет доступна лишь общая информация. Например, только сведения о текущем состоянии компании и ее регистрационные данные. Но и этого хватит, чтобы понять, существует ли такая компания на самом деле, насколько она активна, по какому адресу зарегистрирована и кто ее администрирует. Поэтому даже по офшорам базовую информацию о компании налоговики могут получить без особых хлопот и посторонней помощи.

Что же касается коллег России по Таможенному союзу (Казахстан и Беларусь), то степень кооперации российских и местных налоговиков гораздо выше. В распоряжении российских налоговиков имеются данные об адресе и телефонах подразделений налоговых департаментов этих стран и даже информация о контактном лице. Вместе с тем доступность зарубежных коллег лишь кажущаяся. Наличие подобного списка контактов совсем не значит, что какой угодно инспектор может позвонить или написать по указанным адресам и поставить задачу о проверке местного налогоплательщика.

Для запроса не нужна информация о налоговом правонарушении

Запросы в компетентные органы иностранных государств направляются, когда исчерпаны все внутренние возможности или иначе информацию внутри России не получить. Процессуальный порядок при этом жестко регламентирован (Методические указания о порядке обмена информацией по запросу с компетентными органами иностранных государств, утвержденные приказом ФНС России от 04.07.11 № ММВ-8-2/43).

На первом этапе запрос подготавливает территориальная инспекция, проводящая мероприятия налогового контроля. Она осуществляет проверку в открытых источниках, готовит мотивированный запрос на получение информации, формирует приложения к запросу (копии контрактов, счетов, инвойсов, ГТД, платежных и иных документов) и направляет пакет документов (запрос с приложениями) в УФНС России по субъекту.

На втором этапе УФНС по субъекту анализирует и перепроверяет присланную информацию, устраняет недостатки. В течение пяти календарных дней с момента получения запроса готовит сопроводительное письмо и направляет запрос в следующую инстанцию. Если запрос выдан в отношении компании из дальнего зарубежья – то в Контрольное управление ФНС России, из страны СНГ (кроме Республики Беларусь и Республики Казахстан) и Грузии – в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных, из Республики Беларусь и Республики Казахстан – непосредственно в соответствующий региональный налоговый орган.

Требования к оформлению запросов достаточно просты. Никаких доказанных налоговых нарушений или выигранных арбитражных дел (в обоснование позиции налоговых органов) не требуется. Кроме известных налоговикам данных об иностранном лице, указываются только общие сведения о российском налогоплательщике. Это данные в виде названия компании, регистрационного номера, юридического адреса, данные об исполнительном органе.

Обязательно указывается информация, послужившая основанием для запроса. Она может быть изложена в виде перечисления несоответствий, подозрений по фактам. Составляется перечень прилагаемых документов из сформированного для запроса пакета. Также налоговики должны объяснить, как запрашиваемая информация повлияет на налогообложение российского налогоплательщика.

Информация может быть запрошена только за конкретный период (с даты по дату). Должны быть четко сформулированы конкретные вопросы на основании фактов, изложенных ранее.

Вместе с тем подавляющее большинство из указанных 77 стран не готово к полноценному информационному обмену. Зачастую он ограничивается лишь подтверждением самого факта регистрации компании и общей информацией из реестра по компаниям. Наиболее дружелюбны к российским инспекторам в плане предоставления информации налоговые органы Германии, Чехии, Кипра и Швейцарии.

Страны, предоставляющие информацию по запросам

Соглашение, предусматривающее обмен информацией, подписали: Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Ботсвана, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Германия, Греция, Дания, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Катар, Кипр, Киргизия, Китай, КНДР, Корея, Куба, Кувейт, Ливан, Литва, Люксембург, Македония, Малайзия, Мали, Марокко, Мексика, Молдова, Монголия, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Саудовская Аравия, Сербия, Черногория, Сингапур, Сирия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, ЮАР, Япония.

Ошибки бенефициаров вызваны неопытностью и небрежностью

На основе данных внутренней инструкции ФНС попробуем представить себе идеальный запрос информации в иностранный налоговый орган. И попытаемся понять, что будет, если иностранцы максимально полно ответят по всем пунктам запроса.

Для примера возьмем типичную ситуацию. Российская компания выплатила нерезиденту проценты по займу. У инспекторов возникли подозрения, что данная задолженность может быть контролируемой. Для подтверждения подозрений необходимо установить, является ли нерезидент прямо или косвенно аффилированным лицом по отношению к заемщику. Прежде всего, налоговики обосновывают значимость запрашиваемой информации: в случае признания задолженности контролируемой налоговая база по налогу на прибыль будет пересчитана. Исходя из этих данных, ФНС предлагает задать такие вопросы иностранным коллегам:

  • зарегистрирована ли компания-учредитель на территории данного иностранного государства;
  • осуществляет ли она какую-либо деятельность;
  • перечень руководителей, акционеров, учредителей, участников с указанием долей участия;
  • исполнялся ли фактически договор займа;
  • отражен ли соответствующий доход (включая дивиденды), полученный от российского налогоплательщика, в отчетности иностранных участников, уплачены ли соответствующие налоги.

Напомним, что все эти вопросы задаются в отношении конкретного периода времени. Заканчивается запрос просьбой приложить подтверждающие документы.

После определения ВАС РФ от 21.06.12 № ВАС-7104/12 налоговики будут искать в схемах не только вертикальную взаимозависимость, но и аффилированность через сестринские компании. Ведь существует возможность, что не все компании успели учесть последствия этого решения ВАС РФ. А если данные запрашиваются за периоды 2010–2011 годов, то тогда о такой опасности еще не было известно.

Не упускают налоговики и возможность поймать владельца группы компании на неопытности и неосторожности. Это может выражаться как в неуплате налогов на территории иностранного государства, так и в указании себя собственником или исполнительным органом иностранного учредителя. Но для большинства налоговых решений, в которых соблюдаются элементарные вопросы конфиденциальности, разумности и безопасности, указанные налоговые запросы и обмены не представляют значительной угрозы.

Следует отметить, что российские владельцы иностранных компаний напрасно видят угрозу своим налоговым решениям именно со стороны межгосударственного информационного обмена. Российским налоговикам гораздо проще, понятней и удобней получить всю необходимую информацию в России.

Очень показательно в этой связи решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.12 № А40-60755/12-20-388 (дело «Истерн Вэлью Партнерс Лимитед» – сумма налоговых претензий составила 25 млн рублей). Выявить схему налоговикам помогла не практика информационных обменов (в 2012 году с Кипром она еще не действовала, а с Британскими Виргинскими островами не действует и сейчас). Компанию подвело небрежное хранение документов: оригинал договора займа между кипрской компанией и компанией БВО находился в столе одного из сотрудников.

Годом ранее определение ВАС РФ от 23.05.11 № ВАС-5903/11 в пользу московской инспекции в споре с «АББ Электроинжиниринг» (на сумму в 3 млрд рублей) было основано на опросе директоров и учредителей ООО «Прагма», «Техкомтрейдинг», «Центротрест», «Вест-сити», «Транс-ресурс», «Сити-траст» и еще более 20 компаний. Они, как выяснилось, являлись еще и грузчиками на рынке. Их показания помогли налоговикам обосновать фиктивность поставщиков компании «АББ Электроинжиниринг».

Элементарная небрежность в хранении документов и использование демонстративных схем с однодневками способны загубить любую схему. Причем, для ее разрушения налоговикам не понадобится использование ресурса международных информационных обменов, а будет вполне достаточно тех методов, которые доступны любому российскому налоговому инспектору.

Марченко М.А.

Аспирант, Кубанский государственный университет

МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Аннотация

В статье рассмотрены – основные мероприятия налогового контроля в целях упорядочения действий налогового органа для осуществления эффективной камеральной налоговой проверки налоговых деклараций и документов, представленных на проверку.

Ключевые слова: налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налоговая декларация.

Marchenko M.A.

Postgraduate student, Kuban State University

TAX CONTROL MEASURES DURING TAX AUDITS

Abstract

The article consideres basic tax control measures in order to regulate the actions of the tax authority for effective desk tax audit tax returns and documents submitted for review.

Keywords: tax control, cameral tax audit, tax return.

В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка осуществляется на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа. С 1 января 2012 г. установлено специальное положение для камеральной проверки расчета финансового результата инвестиционного товарищества. Такая камеральная проверка проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Мероприятия налогового контроля могут проводиться после обязательной процедуры проведения камеральной налоговой проверки, предусмотренной пунктом 3 статьи 88 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). При проведении камеральных налоговых проверок могут проводиться следующие мероприятия налогового контроля:

1) направление запросов в компетентные органы иностранных государств, осуществляемое в соответствии с методическими указаниями о порядке обмена информацией по запросу с компетентными органами иностранных государств, утвержденными ФНС России. Обмен информацией осуществляется с компетентными органами тех иностранных государств, с которыми существуют действующие международные договоры.

Направление запросов в компетентные органы иностранных государств производится при наличии следующих оснований: а) информация о регистрации иностранного партнера проверяемого налогоплательщика не подтверждается информацией, полученной из открытых баз данных о регистрации субъектов права иностранных государств (только в отношении государств, у которых имеются открытые базы данных); б) имеются сведения, свидетельствующие о применении налогоплательщиком схемы уклонения от налогообложения, т.е. сделка содержит признаки совершения проверяемым налогоплательщиком нарушения законодательства о налогах и сборах.

Запросы в компетентные органы иностранных государств направляются, если у налогового органа возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с лицами, находящимися в иностранных государствах.

Запросы в компетентные органы иностранных государств направляются в тех случаях, когда исчерпаны все внутренние возможности или получение информации внутри Российской Федерации не представляется возможным.

Под внутренними возможностями в целях настоящего письма понимаются все мероприятия налогового контроля, предусмотренные НК РФ (истребование документов, допросы свидетелей, получение пояснений налогоплательщика, направление запросов в органы исполнительной власти в соответствии с заключенными соглашениями или совместными приказами и др.) с целью получения необходимой информации и т.д.;

2) направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), о представлении выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты).

3) допрос свидетеля, проводимый в рамках статьи 90 НК РФ. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

В качестве свидетеля не могут допрашиваться: а) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля; б) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (адвокат, аудитор).

Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную частью 1 статьи 128 НК РФ. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную частью 2 статьи 128 НК РФ;

4) осмотр документов и предметов, полученных должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра, в том числе по месту их нахождения в производственных, складских, торговых и иных помещениях и на территории проверяемого лица, проводимый в рамках статьи 92 НК РФ.

Осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия. Результаты осмотра оформляются соответствующим протоколом.

5) инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества с согласия проверяемого лица, в том числе по месту его нахождения в производственных, складских, торговых и иных помещениях и на территории проверяемого лица, проводимая в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденным приказом Минфина России от 10.03.1999 № 20н, МНС России № ГБ-3-04/39.

Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку на территорию или в помещение проверяемого лица, в целях инвентаризации имущества в рамках камеральной налоговой проверки не влечет ответственности налогоплательщика или его должностных лиц в связи с тем, что такой доступ осуществляется строго на добровольной основе с согласия налогоплательщика.

Инвентаризация проводится с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки. Инвентаризацию необходимо проводить в случаях, когда результаты проверки учетной документации налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, и (или) осмотра территорий и помещений налогоплательщика дали основания предполагать наличие товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, не отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика. Инвентаризация имущества налогоплательщика включает в себя инвентаризацию основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов, денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и иных финансовых активов. По результатам инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты.

6) истребование документов у проверяемого лица, проводимое в рамках статьи 93 НК РФ. Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением: а) подтверждающих право на налоговые льготы у налогоплательщиков, использующих такие льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ). Льготами по налогам и сборам признаются преимущества, предоставляемые налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими (пункт 1 статьи 56 НК РФ). К налоговым льготам также относится возможность не уплачивать тот или иной налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере; б) которые в соответствии с положениями НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если они не были представлены вместе с декларацией или расчетом (пункт 7 статьи 88 НК РФ); в) подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов (статья 172 НК РФ) при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога (пункт 8 статьи 88 НК РФ).

7) истребование документов (информации) у иных (по отношению к проверяемому налогоплательщику) лиц, проводимое в рамках статьи 93.1 НК РФ.

8) Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ), привлечение специалиста (статья 96 НК РФ) и переводчика (статья 97 НК РФ).

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  2. Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок».
  3. Космынина Е. Камеральная налоговая проверка // Налоговый вестник. 2012, № 4.

References

  1. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii.
  2. Pis’mo FNS Rossii ot 16.07.2013 № AS-4-2/12705 «O rekomendacijah po provedeniju kameral’nyh nalogovyh proverok».
  3. Kosmynina E. Kameral’naja nalogovaja proverka // Nalogovyj vestnik. 2012, № 4.

Лица, обязанные сообщать информацию в налоговые органы

Государство осуществляет контроль за внесением обязательных платежей не только через налоговые органы и банки.

Существует целая группа структур, на которые возложены обязанности направлять соответствующие данные. Все указанные органы, а также состав передаваемых сведений, указан в ст. 85 НК.

В состав субъектов, обязанных сообщать те или иные сведения о налогоплательщиках, входят как государственные структуры, так и саморегулируемые сообщества, а также отдельные лица. Предоставление такой информации связано с контролем за исполнением гражданами и организациями своих обязанностей, предусмотренных НК.

Состав сведений зависит от передающей их структуры. Эти данные имеют значение в части контроля за уплатой различных налогов. Данные, как правило, передаются в налоговую инспекцию по месту расположения контролирующей структуры.

Если инспекция направляет запрос, то ответ должен быть дан в течение 5-ти дней после его получения.

1. Структуры Минюста.

На них возлагаются обязанности информировать налоговую инспекцию о назначении лица нотариусом. Срок исполнения этого требования составляет 5 дней с момента принятия акта о назначении.

Налоговое законодательство по многим аспектам приравнивает нотариуса к ИП. По этой причине, налоговой инспекции важна информация о вновь назначенных на эти должности гражданах.

Также речь идет о ведении реестра иностранных неправительственных организаций некоммерческого типа. После внесения соответствующей информации они должны в 10-дневный срок уведомить инспекцию.

2. Региональные адвокатские палаты.

На эти образования нормы закона возлагают обязанность ежемесячного информирования об изменениях в составе адвокатов. Подлежит сообщать как о новых членах палаты и выбранной ими форме осуществления деятельности, так и о прекративших свой статус. Случаи их приостановления также должны отражаться в отчете.

Сведения должны направляться не позднее 10 числа месяца, который следует за отчетным.

Причина наличия этой обязанности схожа с предыдущим случаем. Адвокаты, действующие посредством адвокатского кабинета во многих вопросах приравнены к ИП. Установление регулярной отчетности объясняется большим количеством адвокатов, нежели нотариусов.

3. Структуры МВД.

В настоящее время ФМС вновь передана в ведение МВД. На них возложены функции передачи сведений о месте регистрации граждан. Также они должны сообщать о постановке и снятии иностранных физических лиц с миграционного учета.

Срок предоставления данных составляет 10 дней с момента соответствующих регистрационных действий.

Если речь идет о выдаче разрешения на работу или патента, данные должны направляться не позже следующего дня

Это информация является базовой для налогового учета, а, в случае с разрешением требуется для контроля уплаты НДФЛ.

Структуры МВД осуществляют учет транспортных средств и должны сообщать об их собственниках, а также о совершенных сделках. Данные передаются в 10-дневный срок после регистрации, а также до 15 февраля каждого года, следующего за отчетным.

Это связано с тем, что налоговые инспекции самостоятельно исчисляют транспортный налог. Кроме того, информирование облегчает контроль за уплатой НДФЛ.

Также структуры МВД должны информировать инспекцию о выдаче или замене паспортов граждан с указанием их данных. Это необходимо делать в течение 5-ти дней. Если гражданин обратился с заявлением об утере указанного документа, данные передаются в 3-дневный срок.

Передача информации о паспорте связана с налоговым учетом граждан.

4. Подразделения ЗАГСа и органы опеки и попечительства.

Эти структуры должны извещать налоговую инспекцию обо всех случаях регистрации актов гражданского состояния, а также об установлении и снятии статуса опекунов или попечителей, включая данные о детях-собственниках имущества.

Сведения должны отправляться в 10-дневный срок после регистрации соответствующих изменений.

Передача этих данных обусловлена необходимостью проверки использования гражданами льготных режимов по ряду обязательных платежей. Кроме того, факт смерти является основанием для прекращения налогового учета.

5. Дипломатические и консульские учреждения.

Эти учреждения, находящиеся за пределами России, должны сообщать обо всех фактах, связанных с консульским учетом граждан, находящихся вне РФ, а также регистрацией актов гражданского состояния и установлением или снятием опеки и попечительства.

Данные передаются в налоговую инспекцию по месту расположения МИДа в 3-месячный срок.

Необходимость такой информации связана с проверкой статуса нерезидентов.

6. Структуры Росреестра.

Они обязаны передавать данные о правах на недвижимость и сделках с ней. Информирование должно происходить не позже 10-ти дней после регистрации, а также ежегодно, не позднее 15 февраля.

Полученные сведения являются базовыми для исчисления налога на имущество физлиц. Кроме того, они упрощают контроль за уплатой НДФЛ.

Через нотариусов граждане оформляют права наследования, а также дарение. Они должны сообщать об указанных фактах в 5-дневный срок. Данные о дарении должны сопровождаться информацией о наличии и степени родства между сторонами договора.

Это делается для исчисления НДФЛ.

8. Органы, осуществляющие аккредитацию филиалов иностранных компаний.

К таковым относятся ЦБ РФ, федеральное агентство воздушного транспорта и специально уполномоченная ИФНС. Они обязаны сообщать о получении и лишении компании такой аккредитации в течение 10 дней после издания соответствующего акта.

9. Пенсионный фонд.

Его структуры с 2017 г. начнут подавать данные о застрахованных лицах и их изменениях в 10-дневный срок. Это связано с тем, что функции по администрированию взносов во внебюджетные фонды перейдут к ФНС.

Формы и форматы сведений, связанных с учетом организаций и физических лиц

Передавая данные, обязанные лица и структуры должны руководствоваться требованиями ч. 11 ст. 85 НК. Она разделяет их по способу осуществления уведомления.

Электронная форма предусмотрена для структур МВД, Росреестра и ЗАГСа. Аналогичным способом должен действовать орган опеки и попечительства, а также дипломатические и консульские учреждения.

С 2017 года подразделения ПФР будет обязано представлять документацию в электронном формате.

Остальные обязанные лица и структуры вправе использовать бумажные носители.

Приказом ФНС утверждены формы для представления информации на бумажных носителях. В нем содержатся образцы почти для всех рассмотренных структур.

В случаях, когда закон предусматривает электронные уведомления, бумажный формат не используется.

Переданные уведомления считаются надлежаще оформленными, если заполнены все необходимые графы и стоит подпись уполномоченного лица, заверенная печатью отчитывающейся структуры. В случаях, когда возможна неопределенность, предусмотрены примечания, позволяющие разрешить противоречие.

Указанные бумаги направляются почтой либо доставляются курьером в инспекцию.

Согласно ч. 11 ст. 85 НК, порядок предоставления данных должен согласовываться ФНС и указанными субъектами. Это объясняется необходимостью подбора удобного формата, который учитывает особенности применяемых автоматизированных систем.

Примером выступает совместный приказ ФНС и Росреестра, устанавливающий порядок взаимодействия.

Ответственность лиц за неисполнение обязанностей по представлению информации

Ст. 129.1 устанавливает ответственность лиц, которые не передали в инспекцию необходимые данные. В качестве санкции выступает штраф, составляющий 5 тыс. рублей. Если нарушение повторяется в течение календарного года, то взыскание составит 20 тыс. рублей.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Регистрационный учет

Здравствуйте,я иностранная студентка,учусь в Архангельске и регистрационный учет прописан там.В данный момент нахожусь в Москве ,каникулы.Мне обязательно надо получить временную регистрацию?

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Добрый день. Да, становиться на учет по месту пребывания обязательно согласно положениям ст. 20 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан"

Статья 453 УПК РФ. Направление запроса о правовой помощи

Статья 454 УПК РФ. Содержание и форма запроса

Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать:
1) наименование органа, от которого исходит запрос;
2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;
3) наименование уголовного дела и характер запроса;
4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц — их наименование и место нахождения;
5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;
6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

Статья 455 УПК РФ. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства

Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Статья 456 УПК РФ. Вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации

Статья 457 УПК РФ. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи

Статья 458 УПК РФ. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования

В случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования.

Статья 459 УПК РФ. Исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации


109147, г. Москва, Марксистский пер.,д.6
5643387@mail.ru

Я, Горемычкин Игорь Евгеньевич, осуществляю адвокатскую деятельность в Московской коллегии адвокатов «Кривченков, Горемычкин и партнеры». Мой регистрационный номер 77/8544 в реестре адвокатов города Москвы.

Работа адвокатом предоставила мне ценный опыт, позволяющий справляться с юридически сложными ситуациями во всех отраслях права.

По вопросам российского законодательства мною предоставляются юридические консультации. Консультации возможны в двух формах: устной и письменной. Устные консультации проводятся при личной встрече в форме беседы. Обычно беседа сопровождается ознакомлением с имеющимися документами, относящимися к возникшей правовой ситуации. Письменное консультирование состоит из более детального изучения письменных материалов, а также беседы с доверителем, с последующим составлением письменного разъяснения — меморандума.

Как адвокат я осуществляю защиту по уголовным делам, а также представление интересов потерпевших. Предоставляемая защита (или представление интересов потерпевших) реализовывается на любой стадии уголовного процесса, а именно: доследственной проверки, задержании или аресте, дознании, предварительном следствии, в суде.

Также я участвую в качестве представителя интересов доверителя в гражданском судопроизводстве. В мою практику входит широкий спектр гражданских дел, например жилищные, наследственные, семейные, трудовые и др.

Как адвокат я также предоставляю интересы доверителей и в арбитражном процессе, в том числе по делам о банкротстве. А также осуществляю юридическое сопровождение предпринимательской деятельности — абонемент.

Все дела рассматриваются мной индивидуально, во внимание принимаются особенности каждого конкретного дела. Связаться со мной можно двумя способами: описать свою ситуацию в разделе сайта вопрос адвокату либо позвонить по телефону +7 (495) 969-62-42.

При расчёте стоимости услуг учитывается сложность и предполагаемая продолжительность дела, а также объем работы адвоката

Более подробную информацию о представлении интересов доверителя при осуществлении юридической деятельности можно получить в соответствующих разделах сайта.

Читайте также: