Запросы таможенных органов в налоговую

Опубликовано: 15.05.2024

С 1 марта 2021 года электронные таможенные операции не сопровождаются проставлением штампов на бумажных документах. Однако в налоговом законодательстве требования о представлении таможенных отметок при подтверждении нулевого НДС сохраняются. Как быть участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), рассказывает Наталья Лайша, эксперт сервиса Контур.Декларант.

Решение Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 5 отменило требование о проставлении отметок таможенных органов в транспортных, перевозочных, коммерческих и других документах, если таможенные операции совершаются в электронном виде. Это значит, что с 1 марта таможня больше ставит штампы на бумажных накладных и иных товаросопроводительных документах.

В связи с этим создается впечатление, что участникам ВЭД больше не требуются отметки «Выпуск разрешен» и «Товар вывезен» для подтверждения права применять нулевую налоговую ставку при вывозе товаров. Однако это не верно. Ведь параллельно с принятым Решением продолжают действовать требования Налогового кодекса, согласно которым экспортеру для подтверждения права использовать нулевой НДС нужно подать в инспекцию:

  1. копию контракта либо выписку из него с информацией, необходимой для налогового контроля (об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);
  2. таможенную декларацию с отметками таможенных органов «Выпуск разрешен» и «Товар вывезен»;
  3. транспортный документ, который подтверждает факт вывоза товаров.

При этом Налоговый кодекс позволяет экспортеру выбрать, в каком виде представить указанные документы — на бумаге или по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п.15 ст. 165 НК РФ).

Как действовать экспортеру после 1 марта

Таможенная декларация

Какие же требования предъявляются к представлению таможенных деклараций после 1 марта 2021 года? Ситуацию с проставлением таможенных отметок разъяснил Минфин в письме от 02.11.2020 № 03-07-13/95436.

  1. Если экспортер подтверждает право применять нулевой НДС на бумаге, он должен подать в налоговую инспекцию распечатанную копию электронной декларации на товары (ЭДТ) из программного средства для таможенного декларирования.
  • В графе «С» распечатанной декларации должны быть сведения о выпуске товаров в таможенной процедуре экспорта. Последующее проставление таможенного штампа «Выпуск разрешен» не требуется.
  • При этом Минфин подчеркивает, что на распечатанной копии ЭДТ обязательна отметка «Товар вывезен», проставленная таможенным органом места убытия.

    Все бумажные документы перед представлением в инспекцию экспортеру следует заверить в установленном порядке.

Если экспортер взаимодействует с налоговой инспекцией через электронный документооборот, тогда вместо копий таможенных деклараций он представляет их электронные реестры (п.15 ст. 165 НК РФ).

Если налоговый орган запрашивает копии таможенных деклараций, сведения из которых включены в электронные реестры, экспортер представляет такие копии без отметок таможенных органов места убытия. То есть штамп «Товар вывезен» в этой ситуации не нужен (абз. 20 п.15 ст. 165 НК РФ).

Транспортная накладная

Транспортную накладную подают только по требованию налогового инспектора, если представленные экспортером сведения расходятся со сведениями в налоговой базе данных или отсутствуют в ней.

Как получить таможенную отметку в бумажном документе

Поскольку налоговое законодательство требует представлять таможенные отметки «Товар вывезен» на бумажных копиях документов, участники ВЭД могут обратиться с соответствующим запросом в таможенный орган. Обращение должно быть мотивированным и оформленным на бланке организации с соблюдением всех формальностей делопроизводства.

В качестве основания для запроса можно использовать текст с отсылкой на контролирующий орган, который предъявил требование, например: «В связи с необходимостью соблюдения положений статьи 165 НК РФ и на основании запроса ИФНС России № … (название и номер инспекции) прошу проставить на бумажной копии ЭДТ № … (либо название транспортного документа и его номер) отметку, подтверждающую факт вывоза товаров с таможенной территории».

Резюме

Экспортеру потребуется отметка таможни «Товар вывезен» на копии ЭДТ, только если он подтверждает свое право применять нулевой НДС на бумаге.

Если экспортер ведет электронный документооборот с инспекцией, то подтверждение нулевой ставки налога происходит без таможенных штампов.

Документ полезен? 0 m n 0

В целях реализации положений части 5 статьи 241 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082, N 49, ст. 7524), пункта 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 38, ст. 4823, N 45, ст. 5822; 2014, N 37, ст. 4971; 2015, N 2, ст. 491, N 47, ст. 6586; 2016, N 17, ст. 2399, N 28, ст. 4741; 2017, N 25, ст. 3689), ПРИКАЗЫВАЮ:

1) форму запроса о представлении документов и (или) сведений согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

2) порядок заполнения формы запроса о представлении документов и (или) сведений согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

3) порядок направления запроса о представлении документов и (или) сведений в уполномоченную организацию согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России Р.В.Давыдова.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2013, N 52, ст. 6980; 2014, N 19, ст. 2324, ст. 2330, N 23, ст. 2927, N 48, ст. 6654; 2015, N 44, ст. 6046, N 48, ст. 6710; 2016, N 26, ст. 3887, N 27, ст. 4223; 2017, N 1, ст. 51, N 30, ст. 4455, N 31, ст. 4812; 2018, N 11, ст. 1577, N 53, ст. 8496.

1. Должностное лицо таможенного органа осуществляет заполнение запроса о представлении документов и (или) сведений (далее - запрос) в связи с необходимостью получения документов и (или) сведений, возникшей при проведении таможенного контроля и (или) поступлении от таможенного органа другого государства - члена Евразийского экономического союза запроса о представлении копий документов и (или) сведений в соответствии со статьей 371 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843).

2. Запрос оформляется на бланке письма (на бланке письма должностного лица ФТС России) таможенного органа по форме, утвержденной настоящим приказом (приложение N 1).

3. Форма запроса заполняется на бумажном носителе машинописным способом шрифтом "Times New Roman" на русском языке.

4. В правом верхнем углу запроса указываются наименование уполномоченной организации, в которую направляется запрос, фамилия и инициалы имени и отчества (при наличии) руководителя уполномоченной организации, а также почтовый адрес уполномоченной организации.

5. В мотивировочной части запроса указывается одно или оба из следующих оснований для запроса:

а) проведение таможенного контроля;

б) получение от таможенного органа другого государства - члена Евразийского экономического союза запроса о представлении копий документов и (или) сведений.

6. В пунктах 1 и 2 запроса приводится исчерпывающий перечень документов и (или) сведений, которые необходимо получить в рамках данного запроса.

7. В запросе после слов "Документы и (или) сведения должны быть представлены по адресу:" указывается наименование и почтовый адрес таможенного органа, в который необходимо представить документы и (или) сведения.

При этом при указании адреса должностным лицом таможенного органа указывается полный адрес: индекс отделения почтовой связи, субъект Российской Федерации, административный район, город/населенный пункт, квартал/микрорайон, улица, номер дома (с указанием номера корпуса, строения, владения, здания).

8. Запрос подписывается начальником таможенного органа либо его заместителем с указанием его фамилии, инициалов имени и отчества (при наличии).

9. Исправления, подчистки и поправки при заполнении формы запроса не допускаются.

1. Порядок направления запроса о представлении документов и (или) сведений в уполномоченную организацию (далее - запрос) определяет действия должностных лиц таможенных органов по направлению запроса о представлении документов и (или) сведений в уполномоченную организацию.

2. Запрос направляется таможенным органом в уполномоченную организацию по форме, утвержденной настоящим приказом (приложение N 1).

3. Направление формы запроса, заполненной с нарушением Порядка заполнения формы запроса о представлении документов и (или) сведений, утвержденного настоящим приказом (приложение N 2), не допускается.

4. Подписанный начальником таможенного органа либо его заместителем запрос, оформленный на бланке письма таможенного органа (на бланке письма должностного лица ФТС России), регистрируется в соответствующем таможенном органе.

5. Запрос направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается должностным лицом таможенного органа представителю уполномоченной организации, наделенному соответствующими полномочиями (далее - представитель уполномоченной организации), под расписку.

6. При вручении запроса должностным лицом таможенного органа представителю уполномоченной организации под расписку на копии запроса, которая возвращается должностному лицу таможенного органа, вручившему запрос, проставляется отметка представителя уполномоченной организации о получении запроса:

7. Отметка проставляется представителем уполномоченной организации собственноручно чернилами синего или фиолетового цвета.

Подпись включает в себя личную подпись представителя уполномоченной организации, расшифровку личной подписи в виде инициалов и фамилии.

8. Должностное лицо таможенного органа, вручившее запрос представителю уполномоченной организации, на копии запроса разборчиво указывает сведения о наименовании и реквизитах документа, подтверждающего полномочия представителя уполномоченной организации.

Предисловие. А вы знаете, что если фирма или организация не работала или не занималась деятельностью в отчетный период и не получала никаких доход или убытков, то она все равно должна отчитаться перед налоговой службой. В этом случае подается нулевая декларация, которая как и обычная декларация подается в органы налоговой службы и так же является элементов отчетности перед государством. Когда ваш бухгалтерский баланс равен нулю, то нулевой отчет лучше предоставить составить специалистам, например, из бухгалтерской фирмы ФинансКонсульт. Их сайт расположен по адресу http://www.nul-otchet.ru/. Они смогут составить отчетности быстро, качественно и точно в срок. Как и с любой декларацией не стоит затягивать, поэтому не забывайте предоставлять их налоговой инспекции вовремя.

1. Основной нормативный документ, который регламентирует взаимодействие налоговых и таможенных органов.
Соглашение от 14 июля 2005 года «О сотрудничестве ФНС и ФТС», в котором определены общие положения взаимодействия; основные направления взаимодействия (информационное взаимодействие, методологическое, а также взаимодействие при проведении налогового и таможенного контроля).
2. Документы, подтверждающие право на получение возмещения при обложении НДС по налоговой ставке 0 %, на основании которых налоговые органы направляют запросы в таможенные органы.
Экспортер помимо прочих документов, указанных в ст. 165 НК РФ, должен подать в налоговый орган:
1) оригинал или копию грузовой таможенной декларации (ГТД) с отметками таможенного органа, производившего оформление товаров, и пограничного таможенного органа, через который он был вывезен.
В отдельных случаях – оригинал или копию ГТД с отметками таможенного органа, производившего оформление товаров, и специальный реестр вывезенных товаров с отметками пограничного там-ного органа. Этот порядок распространяется на традиционных экспортеров-производителей, реализующих собственную продукцию и использующих особый порядок декларирования с применением временных, неполных и периодических ГТД.
Специальный реестр вывезенных в режиме экспорта товаров должен быть подписан сотрудником там-ого органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе, заверен оттиском его личной номерной печати, а также подписан начальником таможни, в регионе деятельности которой находится пункт пропуска, и заверен гербовой печатью;
2) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных тамо-ых органов, подтверждающих вывоз товаров из России. Представить можно любой из перечисленных документов с учетом способа вывоза товаров. Так, при вывозе товаров судами через морские порты нужно подать:
– копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой “Погрузка разрешена” пограничной таможни;
– копию коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе “Порт разгрузки” указано место, находящееся за пределами России.
При вывозе товаров через границу России с государством – участником Там-ого союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа, производившего оформление товара.
При вывозе товаров воздушным транспортом представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами России.
3. Документы, подтверждающие факт экспорта и освобождение от уплаты акцизов, на основании которых нал-ые органы направляют запросы в там-ые органы.
Чтобы подтвердить факт экспорта, помимо прочих документов, указанных в 198 статье, нужно представить в налоговый орган:
1) оригинал или копию грузовой таможенной декларации (ГТД). На ГТД должны быть отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, а также российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пропускной пункт, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории России.
При вывозе нефтепродуктов трубопроводным транспортом представляется полная ГТД с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление;
2) копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России.
При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты в налоговые органы представляются:
– копия поручения на отгрузку нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой “Погрузка разрешена” с пограничной таможни России;
– копия коносамента на перевозку нефтепродуктов, в котором в графе “Порт разгрузки” указан порт, находящийся за пределами России.
Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы России, могут не представляться при экспорте нефтепродуктов трубопроводным транспортом.
При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта в железнодорожных цистернах налогоплательщик представляет в налоговые органы копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы России, с отметками российского пограничного таможенного органа.
4. Сведения, которые должна содержать информация, формируемая таможенными органами для налогового органа.
формируется в произвольной форме и должна содержать сведения о количестве (в основной и дополнительной единицах измерения, используемых в товарной номенклатуре ВЭД России) и сроках вывоза товаров, наименовании организации, получившей подтверждение фактического вывоза товаров, и дате выдачи подтверждения.
5. Случаи, когда налоговые органы направляют «компрометирующую» информацию в таможенные органы.
– несоответствия сведений о кол-ве вывезенного товара и (или) его наименования в представленных налогоплательщиком копиях ГТД с копиями транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ;
– если по одному контракту за различные налоговые периоды в ГТД с различными датами перемещения товаров через пункты пропуска проставлена одна и та же личная номерная печать должностного лица таможенного органа;
– если по однородным товарам, отгружаемым по различным контрактам несколькими организациями-экспортерами, отметки о вывозе на ГТД подтверждаются одной и той же личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, направляют указанную информацию в соответствующий таможенный орган, которым было произведено таможенное оформление товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, в 3хдневный срок со дня выявления указанных обстоятельств.

В марте 2019 года во Владивостоке под руководством начальника Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Юрия Ладыгина состоялось совместное с налоговыми органами заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности в ходе которого отдельным пунктом был рассмотрен вопрос внедрения механизмов прослеживаемости и сквозного контроля товаров в одноименном докладе заместителя начальника отдела регионального курирования и контроля службы таможенного контроля после выпуска товаров ДВТУ Е.К. Антоненко.

О реализующихся в настоящий момент этапах создания системы прослеживаемости товаров эксперт сказал следующее:

В настоящее время в Российской Федерации и на пространстве Евразийского экономического союза в стадии активной разработки и реализации находятся процессы создания системы прослеживаемости товаров.

Предпосылками к этому в Российской Федерации послужили следующие факторы:

  • во-первых, это выполнение поставленной Президентом РФ задачи по созданию единого стандарта таможенного и налогового администрирования, повлекшее необходимость более тесного взаимодействия между таможенной и налоговой службами, а также модернизации действующей системы по контролю за оборотом товаров;
  • во-вторых, сложившаяся ситуация в сфере оборота промышленной продукции, характеризующаяся высокой долей незаконного оборота. По данным Министерства промышленности и торговли, незаконный оборот рынка легкой промышленности в России составляет 1,4 трлн рублей – это порядка 35 % всего рынка. Из них более половины (50 – 60 %) составляют «серые» поставки из стран дальнего зарубежья, около трети (25 – 30%) импортируется из стран ЕАЭС и около 15 % занимает неучтенное отечественное производство;
  • в-третьих, это реализация Российской Федерацией достигнутой в рамках ЕАЭС договоренности по сопряжению национальных информационных систем государств – членов ЕАЭС на основе интегрированной информационной системы Союза в целях обеспечения прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю.

Основные подходы к формированию механизма прослеживаемости товаров в России определены Концепцией создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.12.2018 № 2963-р. В соответствии с Концепцией основной целью внедрения системы маркировки и прослеживаемости товаров является обеспечение получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций.

Концепцией предусмотрено, что комплекс мероприятий, обеспечивающих регистрацию движения товаров по товаропроводящей сети, может быть реализован двумя способами:

  • физической прослеживаемостью (вид прослеживаемости, обеспеченной с помощью маркировки);
  • и документальной прослеживаемостью, котораяобеспечивается с помощью передачи данных о движении товара в сопроводительных документах (товарно-транспортных накладных, товарных накладных, налоговых и иных документах).

Одним из основных элементов вводимой системы маркировки и прослеживаемости является государственная информационная система (ГИС), обеспечивающая осуществление прослеживаемости движения товаров и мониторинга их оборота.

Предполагается, что государственная информационная система будет построена на основе использования средств идентификации для обеспечения физической прослеживаемости. При этом система будет при необходимости интегрирована с инструментами документальной прослеживаемости для обеспечения непротиворечивости данных о движении товаров.

В соответствии с поручением Правительства сквозная система маркировки товаров должна быть создана в Российской Федерации к 2024 году. Координатором системы является Министерство промышленности и торговли России.

Создание, эксплуатация и модернизация ГИС обеспечивается оператором, которым может выступать федеральный орган исполнительной власти или частный партнер на основании соглашения о государственно-частном партнерстве. За оператором ГИС также закреплена обязанность обеспечения консультационной, методологической и технической поддержки участников оборота товаров, а также их обучения работе со средствами идентификации.

Предполагается, что в РФ будет действовать единая национальная система маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак», оператор которой – частная компания «Центр развития перспективных технологий».

В применении инструментов физической прослеживаемости в Российской Федерации имеется определенный опыт и установлены четкие направления для реализации в перспективе.

С 12 августа 2016 года на территориях стран – участников ЕАЭС, в том числе Российской Федерации действует требование обязательной маркировки контрольными (идентификационными) знаками предметов одежды из натурального меха.

В соответствии с вступившим в силу с 1 января 2019 года распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р в течение 2019 года на территории России предполагается введение требования обязательной маркировки в отношении широкой номенклатуры товаров народного потребления:

  • с 1 марта введена обязательная маркировка табачной продукции;
  • с 1 июля вводится требование маркировки обувных товаров;
  • с 1 декабря маркировке будет подлежать еще очень существенный перечень товаров народного потребления (духи и туалетная вода, новые резиновые шины и покрышки, фотокамеры и фотовспышки, белье (постельное, столовое, туалетное и кухонное), предметы одежды из натуральной или композиционной кожи, предметы верхней одежды (пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия), а также трикотажные блузки, блузы и блузоны (женские или для девочек).

На подлежащие маркировке товары до их введения в оборот должны быть нанесены средства идентификации. Оборот товаров без маркировки влечет наступление административной и уголовной ответственности. Участники оборота подлежащих маркировке товаров обязаны представлять оператору государственной информационной системы сведения о нанесенных на товары средствах идентификации, об обороте маркированных товаров и их выбытии из оборота.

В ходе совместной работы по реализации пилотного проекта по маркировке меховых изделий ФНС России и ФТС России удалось выработать подходы к совместному контролю, а также интегрировать системы контроля таможенных органов и ГИС «Маркировка». Система маркировки показала себя как эффективный инструмент прослеживаемости и контроля за оборотом товаров: результаты реализации пилотного проекта выразились в росте объемов изделий из натурального меха, реализуемых в рознице, в также в росте объемов таможенного декларирования товаров данной категории и, соответственно, увеличении сумм перечисленных в бюджет платежей.

В настоящее время ФТС России совместно с Федеральной налоговой службой завершаются работы по созданию прототипа национальной системы прослеживаемости товаров, основанной на документальном виде прослеживаемости. Координатором данного проекта является Министерство финансов.

Функционирование системы предлагается обеспечить путем создания
и применения интегрированных информационных технологий таможенной
и налоговой служб на основе данных из декларации на товары и счетов-фактур. В целях исключения разрывов цепочки прослеживаемости товаров вследствие применения налогоплательщиками специальных налоговых режимов, не предусматривающих обязательного оформления счетов-фактур, Министерством финансов прорабатывается вопрос применения иных форм налогового учета в отношении подлежащих прослеживаемости товаров.

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», в соответствии с которыми в целях обеспечения реализации задач прослеживаемости товаров до конечного потребителя Правительству РФ предоставлено право устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности – «код товара», определяемый Правительством и позволяющий идентифицировать товар или код товарной номенклатуры.

Реализацию информационного взаимодействия ЕАИС таможенных органов с национальной системой прослеживаемости планируется осуществлять посредством использования инфраструктуры системы межведомственного электронного взаимодействия, а также на базе регламентного электронного обмена данными между ФТС и ФНС России.

В июне 2018 года Минфином России утвержден план мероприятий по созданию национальной системы прослеживаемости товаров (приказ Минфина России от 19.06.2018 № 1049).

В рамках реализации мероприятий «дорожной карты» на федеральной уровне ведется работа по подготовке соответствующей нормативно-правовой базы.

Согласован перечень сведений, предполагаемых к информационному обмену между ФНС и ФТС России. Подписаны изменения и дополнения к Соглашению о сотрудничестве указанных ведомств, в соответствии с которыми в состав сведений, передаваемых Федеральной налоговой службой на плановой основе, включены данные об операциях с прослеживаемыми товарами, при этом информация, передаваемая на плановой основе Федеральной таможенной службой, дополнена сведениями о прослеживаемых товарах из заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары, а также сведениями о товарах, конфискованных или обращенных в собственность государства иным способом, а также задержанных таможенными органами в соответствии с главой 51 Таможенного кодекса ЕАЭС.

В целях обеспечения функционирования системы прослеживаемости товаров проведены работы по модернизации информационно-программных средств таможенных и налоговых органов. На I полугодие 2019 года запланировано проведение тестирования информационного взаимодействия доработанных ведомственных информационных систем с национальной системой прослеживаемости.

В целях обеспечения технологической независимости, информационной безопасности при использовании ГИС и юридической значимости передаваемых в нее сведений на федеральном уровне проработан вопрос методов криптографической защиты информации, в частности на основе технологии blockchain, основанной на алгоритме с децентрализованным хранилищем данных, представляющих собой непрерывную цепь блоков, формируемых на каждом отдельном этапе обращения товара.

Министерством финансов определен перечень товаров, подпадающих под документальную прослеживаемость. К данной категории товаров решено отнести бытовые электротовары, тяжелую технику, детские коляски, металлическую мебель.

На внутриведомственном согласовании находится проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по прослеживаемости отдельных видов товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления». Согласно проекту постановления планируемый срок применения системы прослеживаемости товаров в пилотном проекте – 2019 год.

Создание механизма обеспечения прослеживаемости товаров является одним из основных прорабатываемых направлений на ближайшие несколько лет и позволит достичь нового уровня администрирования, в том числе в рамках контрольно-надзорной деятельности ФТС России и ФНС России.

В соответствии с законодательством таможенная проверка может грозить даже тем компаниям, которые приобрели товары на внутреннем рынке. Можно ли обезопасить себя от ревизий таможни и что делать, если проверка все-таки началась, рассказал Павел Приходько, юрист департамента правового консалтинга и налоговой практики КСК групп.

Многие участники внешнеэкономической деятельности полагают, что раз импортный товар пересек границу Таможенного Союза и принят к учету, то можно «расслабиться». Однако это не так. Более того, некоторые компании, которые не занимаются ввозом товаров в Россию самостоятельно и приобретают товары на внутреннем рынке страны, даже не подозревают о том, что им грозит проверка таможни с присущими для подобных ревизий последствиями – штрафами, пенями и даже арестом товара.

Возникает закономерный вопрос: почему такое возможно и какое правовое основание позволяет таможенным органам «кошмарить» компании, которые, как кажется на первый взгляд, не имеют отношения к таможенному оформлению товаров, которые они приобрели в России?

Ответ на этот вопрос содержится во вступившем в силу с 1 января 2018 года Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Аналогичная норма действовала и ранее в Таможенном кодексе Таможенного Союза. Именно эта норма позволяет таможенникам осуществлять проверку в течение трех лет после выпуска товаров в свободное обращение.

Добросовестность и штраф

Казалось бы, какое отношение имеют покупатели импортных товаров второй или третьей очереди к незаконному ввозу такой продукции? Все дело в том, что таможенным законодательством предусмотрена солидарная ответственность по уплате платежей за такого рода товары – как у ввозивших лиц, так и у участвовавших в дальнейшей перепродаже.

Однако пределы ответственности приобретателя незаконно ввезенных импортных товаров зависят от деталей. Ключевой момент состоит в том, будут ли обнаружены доказательства того, что лицо знало или должно было знать о незаконности ввоза таких товаров. В случае, если приобретатель добросовестный и ревизоры не находят подтверждения незаконности, инспекторы либо арестовывают, либо изымают спорный товар и выставляют требование об уплате таможенных пошлин и налогов без начисления пеней и требование о проведении таможенного декларирования (ст. 168 ФЗ № 311).

В случае, если таможенники обнаружат, что покупатель – недобросовестный, и тому будут подтверждения, покупатель будет обязан уплатить пошлины и налоги. Кроме того, таможенный орган имеет полное право взыскать пеню и недоимку ввиду такой неуплаты. Кроме этого недобросовестному приобретателю грозит административная ответственность по статье 16.21 КоАП РФ.

Напомню, согласно норме, юрлицам грозит штраф в размере от 50 до 200 процентов стоимости незаконно ввезенных товаров с их возможной конфискацией.

Как правило, факты незаконного ввоза вскрываются при проведении таможенных проверок. По аналогии с налоговым законодательством, таможенные ревизии делятся на камеральные и выездные. Камеральные проводятся таможенными органами без выезда к проверяемому лицу в месте своего нахождения и заключаются в анализе данных из деклараций и товаросопроводительных документов. Камеральные проверки проводятся неограниченное число раз и без оформления таких проверок решениями.

Выездную таможенную проверку, как следует из ее названия, инспекторы проводят по месту нахождения или месту фактического осуществления деятельности компанией или индивидуальным предпринимателем.

Как правило, выездная проверка проводится на основании информации, полученной таможенниками самостоятельно – этим занимаются аналитические отделы таможен; также часто выездные проверки назначают по информации из иных государственных органов (например, ФНС) в рамках межведомственного взаимодействия, иностранных государственных органов, после проведения камеральной таможенной проверки, от банков, а также из открытых источников.

Виды проверок

В таможенном законодательстве выделяются два вида выездных проверок: плановая и внеплановая. Плановые ревизии осуществляются таможенниками исходя из ежеквартальных планов профилактических проверок, утверждаемых ФТС России.

Таможенное законодательство не раскрывает конкретные причины и показатели, которые влияют на включение компании в проверочный план.

Законодатель ограничился лишь перечислением источников информации, на основании которой декларанты попадают в список проверок. Таможенники учитывают результаты таможенного контроля во время декларирования, а также после выпуска товаров, используют собственные информационные базы (например, КПС «Постконтроль», «Мониторинг-Анализ»), оценивают итоги ранее проведенных ревизий. Кроме этого таможенные органы используют информацию, полученную из банков, СМИ, таможенных органов государств – членов ЕЭС, а также результаты предыдущих проверок.

Плановые ревизии осуществляются таможенниками исходя из ежеквартальных планов профилактических проверок, утверждаемых ФТС России. Таможенное законодательство не раскрывает конкретные причины и показатели, которые влияют на включение компании в проверочный план.

Важно отметить, что получила регламентацию очередность проведения таких контрольных мероприятий.

Так, согласно ТК ЕЭС, плановые выездные таможенные проверки дозволяется проводить не чаще одного раза в год в отношении одной и той же компании. В отношении уполномоченных экономических операторов (далее – УЭО) этот срок еще больше – не чаще одного раза в три года.

При проведении плановых выездных проверок таможня обязана направлять декларанту уведомление о проведении такой ревизии заказным письмом с уведомлением. Сама проверка может начаться только спустя 15 дней со дня получения компанией этого уведомления. Для внеплановых выездных таможенных проверок не предусмотрено ограничений по периодичности их проведения.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза устанавливает, что причинами проведения внеплановых проверок могут послужить собственные данные таможни, информация, полученная от других госорганов, о возможном нарушении таможенного законодательства, а также запросы таможен и правоохранительных органов государств – членов ЕЭС.

Кроме того, причиной проведения внеплановой проверки может послужить необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки.

Выездная и встречная

Особого внимания заслуживает право таможенников проводить встречные выездные таможенные проверки. Этот институт был имплементирован таможенниками из сферы налоговых правоотношений. Как правило, необходимость в проведении подобных ревизий возникает, когда таможенники проверяют информацию и сведения у контрагентов, связанных операциями по товарам, по которым проводится выездная (основная) проверка.

Возвращаясь к порядку проведения выездной проверки, стоит отметить, что срок ее проведения составляет два месяца. Однако он может быть пролонгирован еще на один месяц по решению таможни. Кроме этого, при необходимости проведения встречной проверки, экспертизы, направления запросов в таможенные службы государств – членов ЕЭС выездная проверка может приостанавливаться на срок до девяти месяцев.

Датой начала проведения выездной проверки считается день вручения представителю компании решения о проведении ревизии. Завершается выездная таможенная проверка составлением акта.

Права и обязанности

Что же делать, если инспектор из таможенных органов постучал в дверь? Самое главное в данной ситуации – не паниковать и выполнять требования таможенного законодательства. Крайне не рекомендуется блокировать доступ в помещения, так как ТК ЕЭС прямо предусматривает обязанность проверяемых обеспечить доступ инспекторов на объект. Кроме того, в проведении таможенных проверок часто принимает участие таможенный СОБР, который имеет право пресекать сопротивление и вскрывать запертые помещения.

При проведении выездной проверки таможенным инспекторам предоставлено право получать от проверяемого товаросопроводительные документы, бухгалтерскую отчетность, требовать документы у других лиц, связанных сделками с проверяемым.

Помимо этого, таможенники имеют право требовать представить товары, по которым проводится проверка, отбирать пробы, изымать документы и арестовывать товары, опечатывать помещения и склады, получать доступ к базам данных компаний.

Также при проведении проверки фирма обязана обеспечивать беспрепятственный доступ инспекторов на объекты компании и предоставить рабочее место контролерам. Но при этом нужно помнить, что фирма вправе отказать инспекторам в проведении проверки на вполне законных основаниях. Это возможно в случаях, если инспекторы не предъявили решение о проведении выездной таможенной проверки, не показали служебные удостоверения либо если Ф. И. О. инспекторов не указаны в решении о проведении контрольного мероприятия.

Не стоит забывать, что декларант при проведении проверки имеет право получать информацию о порядке проведения процедуры ревизии, присутствовать на проверке, а также обжаловать решения и действия таможенников.

Подводя итоги, стоит отметить, что таможенные проверки, несмотря на свою суровость, являются важным и действенным механизмом контроля товаров после выпуска.

Развитие и детализация нормативного регулирования института таможенных проверок – важнейшее условие внедрения постконтроля, что влечет за собой ускорение и упрощение таможенного декларирования товаров. И если компания является добросовестным участником ВЭД и проявляет должную осмотрительность в выборе контрагентов, ей нечего опасаться. А все незаконные действия и акты таможни, если они и будут иметь место, можно и нужно обжаловать в судебном или административном порядке.

4 полезных совета

1. Храните таможенные декларации и товаросопроводительные документы в течение трех лет с даты выпуска товара.

2. Предоставляйте документы и сведения таможенному органу при проведении камеральной таможенной проверки.

3. Проявляйте должную осмотрительность и запрашивайте копии ДТ у контрагентов, а также проверяйте информацию о выпуске товаров на сайте ФТС России.

4. Лучше заранее готовиться к проведению таможенных проверок, если у компании есть условно выпущенные товары, товары, ввезенные со льготами, преференциями; если вы подали заявление на получение статуса УЭО.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: