Имущественные и имущественные налоговые правоотношения

Опубликовано: 13.05.2024

В Налоговом кодексе РФ не дается толкование термина "налоговые правоотношения", а определяются отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, - это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Очевидно, что данное определение строится на основе перечисления тех групп отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, но не выделения признаков этих отношений.

В литературе дается множество дефиниций данного института налогового права. Налоговые правоотношения определяют как:

отношения, возникающие при уплате налогов предприятиями, организациями и гражданами, в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных законом [17, с. 28];

общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налогов [8, с. 130];

разновидность финансово-правовых отношений, урегулированных нормами налогового права [5, с. 87];

общественные отношения, возникающее на основе реализации норм налогового права [10, с. 194];

обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог (сбор) при наличии обстоятельств, установленных актом налогового законодательства [12, с. 55];

урегулированные нормами права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций [14, с. 332];

урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственных налоговых изъятий принадлежащего организациям и физическим лицам имущества в целях финансового обеспечения публичной деятельности [4, с. 25];

отношения, которые возникают в соответствии с налоговыми нормами (регулируют установление, введение и отмену налоговых платежей) и юридическими фактами, при этом участники отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, связанными с уплатой налогов и сборов в бюджет [7, с. 31];

общественные отношения по распределению бремени публичных расходов среди членов общества, основанные на принципах равенства, всеобщности, экономической обоснованности (соразмерности), имеющие организационно-имущественный характер, способные существовать только в правовой форме, складывающиеся между субъектами, обладающими властными полномочиями (публичными субъектами) и не обладающими таковыми (частными субъектами) [1, с. 141];

существующие исключительно в правовой форме публично-правовые общественные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения [11, с. 120];

юридическая взаимосвязь между участниками процесса по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также по осуществлению налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, основным содержанием которой являются субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности, закрепленные в налоговых правовых нормах и возникающие на основе фактов, содержащихся в данных нормах [3, с. 28];

охраняемые государством общественные отношения, урегулированные налоговым правом и характеризующиеся наличием субъективных прав и обязанностей у его участников [13];

урегулированные нормами законодательства о налогах и сборах имущественно-организационные публичные властные общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения между субъектами, наделенными налоговой правосубъектностью, обязательным участником которых является публично-правовое образование [2, с. 4];

вид финансовых отношений, урегулированных нормами налогового права, возникающих в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения [9, с. 52];

публичные отношения, урегулированные нормами налогового права, имеющие властный характер и выражающие публичные интересы государства и муниципальных образований [16, с. 346];

общественные отношения, существующие исключительно в правовой форме, имеющие властно-имущественный характер и возникающие между субъектами, наделенными правами и обязанностями, связанными с установлением, введением и взиманием налогов и сборов, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечением к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах [18, с. 7-8].

Структура налогового правоотношения, как у любого правоотношения, представляет триаду элементов - субъекты налоговых правоотношений, объект налогового правоотношения и содержание налогового правоотношения, под которым понимаются как права и обязанности субъектов правоотношения, так и реализация прав и обязанностей в поведении субъектов.

Наиболее полно описал признаки данного вида правоотношений Н.П. Кучерявенко:

опосредованность их движением публичных денежных фондов;

их специфическое место в системе правоотношений, поскольку они обеспечивают финансовые основы целостности, сбалансированности развития общества;

исключительно денежный характер;

их возникновение, изменение и прекращение непосредственно на основании закона;

специфическая характеристика субъектного состава и особенности правосубъектности участников налоговых правоотношений;

необходимость наличия в основе правового регулирования уплаты и взимания налогов и сборов четкой иерархической структуры элементов, без которых невозможна реализация налоговой обязанности;

уровень проявления властного характера при регулировании налогообложения (практически всегда это безусловная императивность);

целевая системность отношений, предполагающая реализацию основной цели поступления денежных средств в доходные части бюджета [6, с.165-169].

Что касается видов налоговых правоотношений, то они классифицируются по следующим основаниям:

в зависимости от функций, выполняемых нормами права - регулятивные и охранительные отношения;

по характеру правовых норм - материальные и процессуальные налоговые отношения;

по структуре юридического содержания - простые и сложные правоотношения;

в зависимости от их юридического объекта - основные и производные налоговые отношения;

по субъектному составу - отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по поводу установления и введения налогов и сборов; и отношения между государством в лице его органов (муниципальными образованиями) и налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений по поводу взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;

по структуре межсубъектных связей - относительные и абсолютные;

по времени: временные и постоянные [все изложенное по: 18, с. 9-10];

в зависимости от функций, выполняемых нормами права, - общерегулятивные, конкретно-регулятивные, комплексные и охранительные [7, с. 31];

общие (носят денежный характер и возникают по поводу исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности) и специальные (возникают в процессе реализации этой обязанности налогоплательщика перед государством между плательщиком, банком, налоговыми органами и т.п.) [8, с. 130];

имущественные и неимущественные [11, с. 122].

1. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003.

2. Евтушенко В.Ф. Понятие и признаки налогового правоотношения в аспекте современного налогового права // Финансовое право. 2005. N 9. С. 2-4.

3. Казаков В.В. Налоговая политика, налогообложение, налоговые правоотношения - основополагающие категории в системе налогового права // Финансовое право. 2011. N 7. С. 26-28.

4. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева (автор главы Ногина О.А.). М., 2001.

5. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001.

6. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Д.М. Щекина. М., 2009.

7. Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков, 2001.

8. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.

9. Налоговое право: учебник. Под ред. Е.Ю. Грачевой, О.В. Болтиновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М., 2012.

10. Налоговое право России: Учебник / Отв. ред. Крохина Ю.А. (автор главы Карасева М.В.). М., 2004.

11. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебное пособие. М., 2009.

12. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. М., 1997.

13. Тютин Д.В. Налоговое право. Курс лекций.

14. Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева (автор главы Химичева Н.И.). М., 2003.

15. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М., 2000.

16. Финансовое право. Учебник. Под ред. И.И. Кучерова (автор главы Кобзарь-Фролова М.Н.). М., 2010.

17. Цыпкин С.Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М., 1955.

18. Яговкина В.А. Налоговое правоотношение (теоретико-правовой аспект): Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2003.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Предметом налогового права выступает круг общественных отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Понятие и особенности налоговых отношений

Под налоговыми правоотношениями в законодательстве принято традиционно понимать все отношения, которые возникают между лицами в налоговой сфере или подчиняются нормам Налогового Кодекса, иных нормативно-правовых актов.

Согласно статье 2 Налогового Кодекса, налоговые отношения, возникающие между участниками, носят властный характер. Именно налоговое законодательство регулирует такие важные вопросы, как:

  • установление размера налоговой выплаты;
  • процесс взимания;
  • процесс перевода полученных со сборов средств в бюджет;
  • контроль в налоговой сфере;
  • спорные моменты в отношения налоговой сферы.

Как и у любых других правоотношений, у данных есть свои особенности и нюансы, которые учитываются при внесении поправок в законодательстве. К основным особенностям относятся:

  • отношение к имущественному праву. Налоговые правоотношения, так или иначе, относятся к вещному праву, поскольку налогом облагается не только имущество, но и процедуры по его передаче другому лицу на правах собственности;
  • отношение к государственному бюджету. Налоговые правоотношения возникают в результате взаимодействия государства и организаций (муниципальных образований), которые выступают посредником между налогоплательщиком (следует понимать и как физическое лицо, и как юридическое) и государственным бюджетом;
  • властный характер отношений. Одна из сторон налоговых правоотношений – это банк или другая организация, проводящая средства налогоплательщика в государственный бюджет, а вторая – плательщик. При этом обе стороны друг другу не подчиняются, хотя и взаимодействуют в рамках налогового законодательства.

Таможенные сборы, их размер, взимание и взыскание, отношения, которые возникают в таможенной сфере, не относятся к налоговым правоотношениям и не подведомственны налоговому праву, за исключением тех случаев, которые предусмотрены в Налоговом Кодексе.

Участники отношений и их взаимодействие

Одной стороной в налоговых правоотношениях всегда является государство, которое представляет или налоговый орган, или таможенная структура, или муниципалитет – любое лицо (следует понимать, как организация). Другой стороной выступает налогоплательщик, которым может быть как частное (физическое) лицо, так и организация (юридическое лицо), а так же индивидуальный предприниматель.

Согласно статье 9 Налогового Кодекса, предусмотрен и такой участник налоговых правоотношений, как налоговый агент.

Это может быть любое лицо/организация, которое наделено законодательством правом взимать, перечислять и изыскивать сборы и налоги в пользу государственного бюджета. У налогового агента есть свои обязанности, которые четко прописаны в статье 24 Налогового Кодекса. В частности:

  • оповещать налоговый орган, к которому относится, об отсутствии возможности взыскать с плательщика необходимой суммы сбора или налога, а также о размере задолженности. Законодательством предусмотрен срок в один календарный месяц. Исчисляется он с того момента, когда налоговому агенту стало известно о факте невозможности изыскания;
  • учитывать все налоговые движения средств подведомственных плательщиков. В том числе и того, сколько было начислено к уплате средств, и того, сколько фактически их было начислено в государственный бюджет;
  • хранить документы, в которых отображены налоговые движения плательщиков. Законодательством предусмотрен срок в четыре года. На протяжении всего этого срока налоговый агент обязан обеспечивать сохранность всей документации.

Существующие виды отношений в налоговой сфере

Согласно статье 12 Налогового Кодекса, существует несколько больших категорий в сфере налоговых правоотношений:

  • федерального уровня;
  • регионального уровня;
  • местного уровня.

Средства, которые подлежат сбору с налогоплательщиков, федерального уровня устанавливаются на всей территории государства, независимо от территориальной предрасположенности. В качестве примера можно привести налог на доход физического лица, размер которого установлен в 13%.

Региональный уровень подразумевает установление размера средств, взимаемых с налогоплательщиков, определенного региона.

В качестве примера можно привести транспортный налог, сумма которого в каждом регионе устанавливается самостоятельно, на основе определенных факторов.

Местный уровень подразумевает установление размера средств, которые будут взиматься с плательщиков налогов и сборов в конкретном населенном пункте или округе. В качестве примера можно привести земельный налог, который определяется не в целом регионе, а в отдельном его округе. Так, земельный налог в городе может оказаться выше, чем в городском округе (за чертой города).

Согласно статье 12 Налогового Кодекса, устанавливаемые налоги, а так же сборы с плательщиков, не могут устанавливаться в разрез законодательству, независимо от категории налога. Так, если законодательством не предусмотрено взимание средств в пользу государства за покупку домашнего животного, то ни на местном, ни на федеральном, ни на региональном уровне такой налог не может быть установлен.

Установление, взимание, введение налоговых сборов и налогов

Налог или сбор считается установленным и подлежащим взиманию только при определенных условиях. Согласно статье 17 Налогового Кодекса, к таким условиям относят:

  • наличие установленного периода для обложения налогом;
  • наличие установленного объекта для налога или сбора;
  • определенная ставка, которая действует весь период;
  • существует и определен период для уплаты сбора или налога;
  • определена налоговая база, относительно которой будут вестись расчеты.

Законодательством предусмотрено добровольное и своевременное внесение налоговых средств плательщиком. Однако получается так далеко не всегда. В этом случае взимание сборов и налогов осуществляется уполномоченными лицами, которые не только взыскивает необходимую для уплаты задолженности сумму, но и дополнительно взимают еще и штрафные средства, если это предусмотрено законодательством. Именуются такие средства – пенями.

Введение налоговых сборов зависит от того, к какой категории относится сбор или налог.

Если он установлен на федеральном уровне, то вводится сбор на уровне всей федерации путем внесения поправок в действующее законодательство (в частности – в Налоговый кодекс). Если сбор предусмотрен на региональном уровне, то его введение осуществляется путем составления соответствующего нормативно-правового акта, обязательного к исполнению. Аналогичная ситуация с местными налогами и сборами. При этом новый налог не может противоречить действующему Налоговому кодексу. Если вид налога в кодексе не предусмотрен, то на региональном и местном уровне он введен быть не может.

Налоговый контроль

Главная функция контроля в налоговой сфере – это проверка на исполнение законодательных норм всех участников налоговых правоотношений. В том числе и своевременная уплата налогов или сборов в пользу государства со стороны плательщиков, а так же исполнительность налоговых агентов.

Уполномоченные лица от организаций, которые установлены в качестве налоговых контролеров, вправе проводить проверки и осуществлять мониторинг за исполнением законодательства. Более того контроль может носить как публичный, так и тайный характер. Налоговый орган, осуществляющий контроль, может проводить как плановые проверки, так и внеплановые на свое усмотрение. В том числе с выездом к плательщику для проверки достоверности данных. Чаще всего это касается организаций, которые используют имущество для получения прибыли, что облагается отдельным налогом.

Отношения, возникающие в результате налогового контроля, так же являются налоговыми правоотношениями. Законодательством предусмотрено использование и хранение только той информации, и тех данных, которые были получены уполномоченными организациями законным путем, предусмотренным Налоговым кодексом и соответствующими нормативно-правовыми актами. Все, что не попадает под ведомство Кодекса и нормативных актов, считается недостоверной и незаконной информацией, использование которой запрещено, равно как и распространение.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ

Терминология налогового законодательства может иметь особенности, но не должна использовать устоявшиеся в других отраслях права понятия и термины в ином значении и наполнять их иным содержанием.

А.В. Чуркин , юрисконсульт юридической компании «Горизонт»,
канд. юрид. наук

Первоначальная редакция части первой НК РФ на понятие «имущество» распространяла положения гражданского законодательства, квалифицирующие данную категорию. Под имуществом понимались виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу. Однако редакцией Федерального закона от 09.07.99 № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» законодатель изменил формулировку пункта 2 статьи 38 НК РФ, указав на исключение из состава имущества имущественных прав. Определение имущества в НК РФ содержит бланкетную норму. Рассмотрим положения гражданского законодательства, касающиеся определения имущества. В соответствии со статьей 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Как видим, гражданское законодательство включает имущественные права в состав имущества. В налоговом праве, как следует из смысла пункта 2 статьи 38 НК РФ, закреплен иной подход к определению имущества, что вполне допустимо в соответствии со статьей 11 НК РФ. Попытаемся проанализировать, насколько оправданно отдельное налогово-правовое регулирование понятия имущества. По своему юридическому содержанию имущественное право представляет собой особую юридическую конструкцию, состоящую из юридических возможностей, предоставленных субъекту.

Управомоченный субъект, удовлетворяя свои интересы, может требовать от обязанного субъекта совершения определенных действий либо воздержания от таковых. Подобная модель свойственна для отношений обязательственно-правового характера. В вещно-правовых отношениях имущественные права закрепляют определенный объем правомочий обладателя по отношению к вещи. Имущественное право опосредует возможность воздействия на вещь (либо иной объект материального мира). Возникновение и реализация гражданских прав и обязанностей происходят в процессе деятельности, которая всегда направлена на существующие материальные и идеальные блага либо на их создание. Именно поэтому, по нашему мнению, в гражданском праве категория имущественных прав содержательно охватывается понятием имущества. Налоговое законодательство относит имущество к наиболее распространенному виду объектов налогообложения. Чем обусловлено определение имущества в качестве объекта налогообложения? Очевидно, наличием определенной материальной выгоды, связанной с владением имуществом. Налоговые обязательства субъектов предпринимательской деятельности в большинстве случаев являются прямым следствием именно их предпринимательской деятельности и тем самым воспринимаются как неразрывно с ней связанные [ сноска 1 ] . Хозяйственное использование имущественных прав вполне допустимо рассматривать в качестве обстоятельства, влекущего обязанность уплаты налога. Важно то, что право, каким-либо образом использующееся в экономических целях, приносит его владельцу определенный доход. Примечательно, что законодатель в качестве критерия отнесения того или иного блага к нематериальным активам (которые, по сути, есть имущественные права) установил именно способность такого блага приносить налогоплательщику экономическую выгоду (п. 3 ст. 257 НК РФ).

Корректировка налогового законодательства необходима

Неопределенность законодательства может привести к серьезным спорам, ибо многие недоразумения возникают лишь из-за того, что стороны в одни те же термины и определения вкладывают разный смысл.

Выход видится в корректировке законодательства. Высказываются разные мнения о том, какими должны быть изменения. Так, А.В. Брызгалин утверждает, что в данном случае не оправданно определение имущества в целях налогообложения исходя из норм гражданского права.

Целесообразнее понятие имущества как самостоятельного объекта рассматривать в контексте законодательства о налоге на имущество [ сноска 4 ] . Безусловно, при этом в соответствующих главах НК РФ должны быть определены особенности, специфика объектов обложения имущественными налогами в том числе имущественных прав, таких как нематериальные активы - для предприятий и имущественные и земельные доли (паи) и паенакопления в кооперативах - для физических лиц, получающих имущество в порядке наследования и дарения. Однако подобные положения войдут в противоречие с пунктом 2 статьи 38 НК РФ.

Имущество не нуждается в особом определении

Как отмечает С.Г. Пепеляев, «ситуация, когда один термин имеет несколько значений (одно из которых - “в целях налогообложения”), приводит к созданию казуистичного законодательства. Оно становится непонятным для тех граждан, кому непосредственно адресовано. Поэтому по возможности термины других отраслей должны применяться в налоговом законодательстве в общеправовом значении» [ сноска 5 ] . Разумеется, терминология налогового законодательства может иметь некоторые особенности, обусловленные спецификой отношений, регулируемых данной отраслью. Но это вовсе не значит, что она должна порывать связь с другими отраслями действующего законодательства и использовать устоявшиеся понятия и термины (тем более общеправовые) в ином значении, наполняя их иным содержанием, когда для этого нет явных причин ни юридического, ни экономического характера.


[ сноска 1 ] См.: Витрянский В.В., Герасименко С.А. Налоговые органы, налогоплательщик и Гражданский кодекс. - М.: МЦФЭР, 1995 - С. 4.

[ сноска 2 ] «Российская газета» от 10 марта 1992 года.

[ сноска 3 ] Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Cт. 3825.

[ сноска 4 ] Комментарии к части первой Налогового кодекса/Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 1999. - С. 221

[ сноска 5 ] Налоговое право: Учебное пособие/Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - С. 224.

Среда
19 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Как определить момент возникновения правоотношений по предоставлению имущественного налогового вычета по НДФЛ

Вопрос:

Федеральный закон от 23.07.2013 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) существенно расширяет права налогоплательщиков по применению имущественного налогового вычета по расходам на приобретение (строительство) жилья и вступает в силу с 1 января 2014 г. Согласно п. 3 ст. 2 Закона N 212-ФЗ к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим до дня вступления в силу данного Закона и не завершенным на день вступления в силу данного Закона, применяются положения ст. 220 НК РФ без учета внесенных изменений. Законом N 212-ФЗ не определено, что относится к сроку возникновения правоотношений по предоставлению имущественного налогового вычета: факт оформления договора купли-продажи, дата перечисления денежных средств, оформление документов, подтверждающих право собственности, обращение налогоплательщика к работодателю с письменным заявлением или подтверждение налоговым органом права на вычет.

Как определить момент возникновения правоотношений по предоставлению имущественного налогового вычета по НДФЛ, если:

  • договор купли-продажи оформлен в 2013 г., а документы, подтверждающие право собственности на жилье, оформлены в 2014 г.;
  • договор купли-продажи, документы на право собственности оформлены в 2013 г., а вычет заявлен в налоговые органы в 2014 г.;
  • заявление работодателю подано в декабре 2013 г., а подтверждение налогового органа о праве налогоплательщика на имущественный вычет дано в 2014 г.?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 августа 2013 г. N 03-04-06/34485

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и сообщает следующее.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 212-ФЗ "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона положения ст. 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Закона) применяются к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим после дня вступления в силу Закона (1 января 2014 г.).

Таким образом, положения указанного Закона применяются к налогоплательщикам, которые ранее не использовали свое право на получение имущественного налогового вычета и обращаются в налоговые органы за предоставлением имущественного налогового вычета в отношении, в частности, квартир, комнаты или доли (долей) в них, право собственности на которые зарегистрировано налогоплательщиком начиная с 1 января 2014 г.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

4.2. Имущественные отношения супругов

СК определяет два разных режима для имущества супругов (предоставляя им право выбора между ними):

Законным режимом имущества супругов называется установленный нормами семейного законодательства режим совместной собственности, который имеет место, когда данные отношения не урегулированы брачным договором.

Имущество супругов может быть:

- личным (каждого супруга).

Под общим имуществом супругов понимается любое имущество и недвижимость, нажитые ими во время законного брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства.

Общее имущество супругов характеризуется тем, что:

- является бездолевой собственностью. Согласно п. 2 ст. 244 ГК доли определяются при разделе, влекущем прекращение совместной собственности;

- супруги наделены равными правами на владение, пользование и распоряжение совместной собственностью в законном порядке (ст. 35 СК);

- супруги приобретают право на общее имущество вне зависимости от того, кем из них и на кого из них было приобретено имущество;

- возникает в период только брака, который заключен в органах загса в установленном законом порядке. Фактические семейные отношения не создают совместной собственности на имущество. При этом имущественные отношения лиц, состоящих в фактических семейных отношениях, будут регулироваться не семейным, а гражданским законодательством, нормами об общей собственности, если между ними не установлен иной режим этого имущества.

Денежные доходы и иные выплаты, полученные каждым супругом в результате его трудовой, предпринимательской, интеллектуальной деятельности, а также пенсии и пособия преобразуются в совместную собственность с момента их получения управомоченным супругом (а не с момента их начисления или передачи в семью).

Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака:

- осуществлял ведение домашнего хозяйства;

- ухаживал за детьми;

- не имел самостоятельного дохода по уважительным причинам.

К личному имуществу каждого из супругов относятся:

- добрачное имущество, т. е. вещи и права, принадлежавшие каждому из супругов до вступления в брак;

имущество, полученное одним из супругов во время брака:

- в дар (кроме свадебных подарков);

- в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам;

- вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.) каждого супруга, за исключением предметов роскоши (драгоценности, ценные вещи, произведения искусства, антиквариат, коллекции и другие вещи, которые не являются необходимыми для удовлетворения насущных потребностей членов семьи).

Имущество каждого из супругов (относящееся к вещам длительного пользования: дома, дачи, автомашины и т.д.) может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества одного из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция и т.п.).

Супруги совместно владеют и пользуются общим имуществом. ГК устанавливает презумпцию согласия обоих супругов на распоряжение вещью другим супругом. Это значит, что для покупки или продажи общей вещи не требуется документального подтверждения согласия на данную сделку другим супругом. Исключением из данного правила являются сделки, которые подлежат:

обязательной государственной регистрации:

- договор об ипотеке;

- договор продажи недвижимости;

- договор купли-продажи предприятия;

- договор дарения недвижимости;

- договор аренды недвижимого имущества;

- договор аренды здания или сооружения и др.;

нотариальному удостоверению:

- договор об ипотеке;

- договор о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен;

В данном случае (например, при продаже квартиры) требуется письменное согласие другого супруга, заверенное нотариусом. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанных сделок не было получено, имеет право требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.

Читайте также: