Запрос налоговой в иностранный банк

Опубликовано: 25.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 11 октября 2019 г. № ОА-4-17/20985 О представлении информации о зарубежных счетах и ином имуществе, принадлежащем лицам, в отношении которых инициирована процедура банкротства

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами арбитражных управляющих о представлении информации о зарубежных счетах и ином имуществе, принадлежащем лицам, в отношении которых инициирована процедура банкротства, сообщает следующее.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, поименованных в указанном пункте.

Учитывая положения пункта 2 статьи 102 Кодекса, налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 20.3. Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) предусмотрено право арбитражного управляющего в деле о банкротстве запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Сведения, составляющие налоговую тайну, в указанном выше пункте Закона не поименованы.

С 2018 года ФНС России осуществляет международный автоматический обмен информацией с компетентными органами иностранных государств на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 с изменениями, внесенными Протоколом от 27.05.2010 и многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года. Положения указанных международных договоров не допускают разглашение информации, полученной в ходе обмена между компетентными органами, иным ведомствам и лицам, кроме тех, которые занимаются установлением или взиманием, принудительным взысканием или уголовным преследованием, вынесением решений по жалобам в отношении налогов, на которые распространяются эти договоры.

В связи с вышеизложенным у ФНС России отсутствуют правовые основания для раскрытия информации, полученной от компетентных органов иностранных государств, на основании запросов арбитражных управляющих.

Просим довести данную позицию до арбитражных управляющих.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
А.Л. Оверчук

Обзор документа

С 2018 г. ФНС осуществляет международный автоматический обмен информацией с компетентными органами иностранных государств на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам и многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией. При этом не допускается разглашение информации, полученной в ходе обмена между компетентными органами, иным ведомствам и лицам, кроме тех, которые занимаются установлением или взиманием, принудительным взысканием или уголовным преследованием, вынесением решений по жалобам в отношении налогов, на которые распространяются эти договоры.

Таким образом, ФНС не обязана раскрывать информацию, полученную от компетентных органов иностранных государств, по запросам арбитражных управляющих.

Под банковской тайной всегда подразумевался юридический принцип, согласно которому финансовая организация отказывалась предоставлять информацию о своих клиентах властям. Так работали наиболее респектабельные банки в Швейцарии, Сингапуре, Люксембурге, во многих офшорных государствах (и когда-то в России). В последние годы даже в этих странах начали происходить изменения, благодаря которым как таковой "тайны" больше не осталось.

В мае 2016 года Россия подписала соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией Multilateral Competent Authority Agreement (MCAA) под эгидой ОЭСР и присоединилась к международной системе автоматического обмена финансовой информацией. Согласно данному Соглашению компетентные (обычно налоговые) органы договорившихся стран будут в автоматическом режиме ежегодно обмениваться информацией по установленному стандарту. Данный стандарт предполагает, что финансовые учреждения предоставляют информацию о счетах налоговых резидентов налоговому органу своей страны, а налоговые органы договорившихся стран на двусторонней основе обмениваются этой информацией.

Кто, как и с кем будет обмениваться финансовой информацией?

К Соглашению присоединились более 100 стран: государства территориальной Европы, Канада, островные государства (БВО, Сент-Китс и Невис, Багамские острова и т.д.), некоторые государства Азии (например, ОАЭ и Саудовская Аравия), популярные офшорные страны (Кипр, Виргинские острова, Лихтенштейн, Мальта и другие). В настоящее время уже подписано более 1 тысячи двухсторонних соглашений между более чем 40 странами для обмена межстрановыми отчетами. Полный перечень участников доступен на сайте ОЭСР . Присоединение к Соглашению не всегда означает, что страны готовы обмениваться информацией со всеми странами-участниками обмена. Только подписание с каждой страной-участницей обмена двухстороннего соглашения приведет к циркуляции финансовой информации. К странам, неготовым вступить в международный обмен, относятся, как правило, небольшие страны, такие как Грузия, Черногория, Мальдивы, Македония и другие.

Ситуация с США

США тоже отказались подписывать MCAA, ссылаясь на наличие собственного федерального закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) и двусторонних договоров об обмене налоговой информацией со многими странами.

FATCA заметно отличается «по духу» от MCAA. США в основном заинтересованы получить информацию про активы своих граждан за рубежом (именно граждан, а не резидентов) и возвратить налоги в свою страну. Из США в Россию информация не приходит, за исключением отдельных запросов российских органов в рамках каких-то серьезных мероприятий (но это точечные, разовые запросы). Россия с США договор FATCA не подписала.

Что будет дальше?

Подключение к обмену будет проходить в две очереди: в первую очередь подключаются страны разработчики Соглашения (в основном это европейские страны). Обмен данными у этих стран начинается уже с 2017 года, а во вторую очередь – подключаются остальные страны. Обмен между ними начинается в 2018 году.

В рамках автоматического обмена налоговые органы участвующей юрисдикции будут:

  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов других стран-участников Соглашения
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран
  • получать от компетентных органов других стран-участников Соглашения информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов своей страны

Типы финансовых учреждений, информация которых будет циркулировать:

  • банки
  • брокеры
  • депозитарии
  • страховые компании и другие

Исключением является информация правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

После начала действия обмена финансовой информацией российская налоговая служба сможет получать данные об иностранных счетах россиян из десятков разных стран, включая офшорные. Правда, российским налоговым органам придется подождать до сентября 2018 года (первый отчетный период – 2017 год), когда Соглашение начнет действовать. Еще одним условием для начала обмена информацией России с другими странами – это подписание с каждой страной-участницей международного обмена двухстороннего соглашения. Если же Россия не успеет подготовиться как законодательно, так и технически к данному обмену, то она сможет присоединиться по мере готовности, но затягивать с этим вряд ли будут намеренно.

Какая именно информация будет подпадать под автоматический обмен?

Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает:

для физических лиц: имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении каждого держателя счета (Account Holder);

для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении каждого юридического лица – держателя счета; а также имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении физических лиц, идентифицированных в рамках процедур due diligence в качестве «контролирующих лиц» (Controlling Persons) данного юридического лица

  • Номер счета (или аналогичный по функции эквивалент)
  • Наименование и идентификационный номер подотчётного финансового учреждения (банка)
  • Остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году – на момент закрытия счета)
  • По cчетам депо (Custodial Account):

    - общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период

    - общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчётное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета

  • По депозитным счетам (Depository Account) – общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период
  • По любым иным счетам, не указанным в пунктах 5 и 6, – общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период
  • Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об уже существующих счетах (уже открытых на определенную дату).

    После начала действия обмена информацией Федеральная налоговая служба РФ будет обязана передавать иностранным налоговым органам информацию об открытых в российских финансовых организациях счетах налоговых резидентов соответствующих зарубежных стран.

    Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции финансовое учреждение на основании имеющейся у него информации устанавливает страну, где клиент является налоговым резидентом.

    Согласно Соглашению существующие счета физических лиц разделяются на:

    • счета с низкой стоимостью (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчётного года не превышает 1 000 000 долларов США
    • счета с высокой стоимостью (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долларов США на 31 декабря отчётного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

    Важно обратить внимание, что автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в финансовых учреждениях участвующих стран, поскольку не устанавливается для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счёт из-под автоматического обмена.

    Будет ли осуществляться обмен информацией о счетах компаний?

    Под автоматический обмен информацией попадут финансовые счета так называемых пассивных нефинансовых организаций (Passive NFE) с контролирующими их физическими лицами («бенефициарными владельцами»). Пассивными называются те компании любой организационно-правовой формы, в которых более 50% дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).

    Данные об этих финансовых счетах будут подаваться в налоговые органы юрисдикций, налоговыми резидентами которых являются компания и/или контролирующие лица.

    Информация о счетах и владельцах активных компаний передаваться не будет. Активными считаются нефинансовые организации с пассивным доходом за прошедший календарный год менее 50%. Объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, должен составить за тот же период менее 50%. То есть активные резидентские компании, например, на Кипре или на Мальте, которые платят корпоративный налог, не попадают под автоматический обмен.

    Что изменится в жизни россиян после начала работы этого обмена?

    Для рядового гражданина РФ, а точнее валютного резидента, ничего не изменится, только если у него нет иностранных «финансовых счетов», таких как банковские счета и вклады, вложения в ценные бумаги, инструменты коллективных инвестиций и т.д., о которых он должен был сообщить в налоговый орган.

    В российском законодательстве есть разница между статусами налогового и валютного резидента. Статус налогового резидента определяет Налоговый кодекс РФ, который говорит, что им считается гражданин РФ, постоянно проживающий более 183 календарных дней в течение последующих 12 календарных месяцев на территории РФ (с учетом остальных особенностей НК РФ). Валютным резидентом согласно Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» являются граждане РФ, за исключением тех граждан РФ, которые проживают не на территории РФ более одного года (с учетом остальных особенностей закона).

    Если же у россиянина – налогового и валютного резидента есть банковский счет за рубежом, то он обязан уведомлять о нем уже сейчас, а лучше с момента его открытия в соответствии с действующим российским законодательством. А если на этот счет еще и поступали денежные средства, то тогда надо представить и отчет о движении денежных средств и в случае необходимости налоговую декларацию по НДФЛ. В противном случае соглашение об обмене информацией по финансовым счетам может принести неприятные сюрпризы для таких россиян.

    Каково состояние дел сейчас в РФ?

    Автоматический обмен может стать одним из альтернативных источников информации, с помощью которого налоговые органы РФ смогут установить факт наличия у налогового резидента РФ незадекларированного счёта в иностранном банке или незадекларированной контролируемой иностранной компании, а также получения дохода, подлежащего обложением НДФЛ. Все эти вновь выявленные обстоятельства будут являться правонарушением и могут повлечь меры налоговой (ст. 119, 122, 129.5, 129.6 НК РФ), административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 198, 199 УК РФ) ответственности.

    Тема присоединения России к международному обмену информацией для борьбы с трансграничными схемами уклонения от налогов уже живет несколько лет, и пока до конца неизвестно, когда начнет полноценно функционировать этот обмен и какие результаты принесут для россиян их операции с зарубежными финансовыми счетами. Но в связи с тем, что в последние годы законодатели очень активно разрабатывают и внедряют законы, позволяющие получать больше данных о доходах и активах россиян, и штрафные санкции за нарушение этих законов довольно серьезные, то, как минимум, совершая какие-либо операции со своими доходами и имуществом, нужно обладать как можно большим объемом информации и взвешивать все принимаемые решения как с точки зрения выгодности, так и законности.

    И следующий вывод, который напрашивается, банковская тайна, как юридический принцип, перестала защищать информацию о банковских счетах не только в России, но и почти во всех странах за рубежом.

    Все мы знаем о таком понятие, как банковская тайна. Она регулируется внутренним законодательством каждой страны. Но есть и международные соглашения по обмену налоговой информацией, которые часто имеют большую силу, чем внутренние законы страны. Какую информацию может выдать иностранный банк в соответствии с такими международными соглашениями?

    Банковская тайна: от репутации до исключений из правил

    Внутренне законодательство каждой страны регулирует охрану и обеспечение соблюдения банковской тайны. Это означает, что вся информация, полученная сотрудниками банка о клиентах и их счетах, не может быть разглашена третьим лицам. Нарушение обязательства хранить банковскую тайну карается по закону. Есть и внутренне регламенты банка, которые обеспечивают соблюдение сотрудниками конфиденциальности полученной ими информации. Вопрос охраны банковской тайны – это вопрос надёжности и репутации банка, которой все дорожат. Это и является главное мотивацией для организации в банках всё более надёжных систем сохранения конфиденциальности всей информации, содержащейся в банке.

    Но как и у всех правил, у правила хранения информации банками тоже есть исключения. Информация может быть раскрыта в рамках уголовного расследования в случае поступления запроса из прокуратуры и других уполномоченных предсатвителей власти, или при рассмотрении дела в суде. То есть есть ряд представителей власти, которым информация может быть и должна быть раскрыта в случае наличия законных оснований для этого.

    Какую информацию и когда надо предоставить в иностранный банк

    При открытии счёта в иностранном банке для юридического лица (рассмотрим именно этот вариант, потому что открытие счёта для физического лица - это вопрос более простой) необходимо в банк сообщить информацию о деятельности компании, об источнике доходов, о целях использования счёта, о контрагентах и о том, кто конечный собственник предприятия. Банки требуют предоставить информацию до конечного физического лица. Если акционером вашей компании является другое юридическое лицо, то надо раскрыть акционеров этого лица и так до физических лиц.

    Также надо учитывать, что если вы пользуетесь услугами номинального акционера (что является частой практикой особенно в странах англо-саксонской системы права), то в банк необходимо сообщить сведения о бенефициаре, в интересах которого акционер держит акции. Это надо и для банка (в рамках процедуры "знай своего клиента") и для вас. Потому что лицо, которое будет заявлено в банке как бенефициар, признаётся собственником счёта. Вся информация в банке фиксируется на бумаге и подписывается. И вот именно эту информацию банк обязан хранить как конфиденциальную.

    Международный обмен налоговой информацией

    Как было сказано выше - есть исключения, при которых банковская тайна может быть нарушена и информация раскрыта. Если случаи уголовных и судебных разбирательств касаются не всех, поэтому мало кого могут напугать, то вот случаи проведения налогового расследования могут коснуться каждого, кто ведёт коммерческую деятельность и имеет международный бизнес.

    Данный вопрос становится всё более актуальным в связи с заключением всё большего количества международных соглашений, целью которых является оказание взаимной помощи между государствами по сбору налогов. И условия обмена информацией становятся всё более удобные для государств, полномочий у представителей власти становится всё больше. Если раньше налоговые органы двух договаривающихся стран могли обмениваться только информацией, которой они непосредственно обладают. То сейчас всё больше соглашений дополняются новыми полномочиями налоговых органов, в соответствии с которыми они вправе запрашивать недостающую для удовлетворения налогового запроса информацию в других организациях, которыми в том числе являются банки.

    Поскольку именно в банке сконцентрирована вся финансовая информация о компании. И теперь банки не могут отказать в предоставлении запрошенной информации ссылаясь на банковскую тайну. Такие дополнения были внесены в соглашения России с Кипром и Швейцарией и будут далее вноситься в другие соглашения. Но не всё так просто, поскольку внутренний порядок раскрытия информации другой стороне никто не отменял, а он достаточно непростой, в частности на Кипре.

    Заключение

    Можно только сказать, что пока практика обмена информацией не наработана, сложно судить о том, насколько просто будет получить информацию из банков и предоставить налоговым органам другой страны. Но база законодательная для этого уже практически полностью создана. Обмен налоговой информацией между государтсвами достаточно затратная по времени и деньгам процедура, поэтому каждого налогоплательщика проверять проблематично. Но если у российских налоговых органов есть веские основания подозревать налогоплательщика в утаивание крупной суммы доходов, выяснить этот вопрос с помощью международных соглашений будет теперь проще.


    Хотелось бы обратить внимание всех физических и юридических лиц, у которых имеются счета в зарубежных банках, что в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией (MCAA) от 29 октября 2014 года, с сентября 2018 года начался автоматический обмен информацией между российскими и зарубежными органами.

    Это означает, что российские налоговые органы будут в автоматическом режиме передавать информацию о счетах зарубежных пассивных компаний и их контролирующих лицах в страны их резидентства, а главное — получать аналогичную информацию от зарубежных налоговых органов, присоединившихся к соглашению.

    По состоянию на июль 2018 года к автоматическому обмену присоединились 90 государств. Из них готовность передавать информацию в Россию уже в сентябре 2018 года подтвердили 82 юрисдикции.

    Из России информация будет передаваться в 59 стран (по состоянию на июль). Первый такой обмен с ФНС РФ произойдет в сентябре.

    Согласно соглашению об обмене, передаваться будут следующие сведения:

    • информация о счете (номер счета, наименование и данные банка, где открыт счет);
    • финансовая информация по состоянию за и на конец отчетного года (баланс счета, общая сумма процентов, поступивших на счет по вкладу, депозитарному счету; общая сумма дивидендов; купонного дохода по облигациям);
    • для клиентов-физических лиц: код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания;
    • для клиентов-юридических лиц: код страны, ИНН, наименование, регистрационный адрес;
    • данные о контролирующем лице пассивной компании и, если это контролирующее лицо — нерезидент, то еще и код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания;
    • поступления за отчетный период и остаток на счете на конец отчетного периода.
    Перечень закрытый.

    В соответствии со Стандартом по автоматическому обмену информацией (CRS) будет передаваться информация о следующих счетах:

    • о всех счетах физических лиц, независимо от суммы баланса счета;
    • о существующих корпоративных счетах (счета компаний, трастов, партнерств и частных фондов), остаток по которым на 31 декабря соответствующего года не менее $250 000. Причем если клиент и (или) его контролирующее лицо является налоговым резидентом иностранного государства, то этот порог носит для банка рекомендательный характер (то есть информацию можно передавать и по счетам с суммой менее $250 000);
    • обо всех новых корпоративных счетах, независимо от суммы.

    Общий срок предоставления информации — до 31 мая года, следующего за отчетным.

    При этом российские налоговые органы будут получать информацию как по личным зарубежным счетам российских налоговых резидентов, так и по счетам зарубежных пассивных компаний, контролирующие лица которых — российские бенефициары (физические лица — налоговые резиденты РФ).

    Если у физического лица — российского налогового резидента — есть зарубежная пассивная компания (не менее 50% дохода которой генерируется от пассивных доходов — процентов, дивидендов, роялти, арендных платежей), например на Кипре, то вся идентифицирующая информация и информация по счету будет направляться в автоматическом режиме в ФНС России.

    Таким образом, совсем скоро Россия будет передавать, а главное — получать информацию обо всех зарубежных счетах российских бенефициаров. При этом в части обмена информацией Россия, скорее, получающая, чем передающая сторона.

    Это позволит быстрее выявлять технические компании: сейчас налоговики могут получить нужные сведения у зарубежных коллег, но только по запросам. Автоматический обмен упростит и ускорит получение информации.

    Полученные данные могут использоваться налоговыми органами на предмет контроля соблюдения требований валютного законодательства, правил о контролируемых иностранных компаниях (КИК), трансфертного ценообразования, требований о фактическом получателе дохода при применении льготных ставок по соглашениям об избежании двойного налогообложения (выявление фиктивных иностранных контрагентов, номинальных посредников).

    Рекомендация:

    Имеющим счета в зарубежных банках следует знакомиться с требованиями Соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией (MCAA) от 29 октября 2014 года, учесть их в своей дальнейшей работе.

    Уведомление об открытии/изменении реквизитов/закрытии зарубежного счета физическим лицом существует давно. С 2015 г. у физических лиц появилась обязанность направлять в российскую налоговую отчеты о движении денежных средств по зарубежным счетам. В настоящей статье будут рассмотрены все обязанности физических лиц, связанные с наличием иностранного счета и последствия неисполнения таких обязанностей.

    Уведомление об открытии зарубежного счета и Отчеты о движении денежных средств по зарубежному счету

    Указанное ниже распространяется ТОЛЬКО на физических лиц, которые являются валютными резидентами РФ (с 1 января 2018 г. - это ВСЕ граждане России) и в календарном году находятся на территории РФ более 183 дней. Требования по представлению Уведомления об открытии/закрытии/измении реквизитов зарубежного счета, Отчетов о движении денежных средств по зарубежному счету и к порядку проведения валютных операций по зарубежным счетам НЕ распространяются на граждан РФ, которые суммарно в календарном году находились за пределами РФ более 183 дней (с того момента, как лицо достигло указанного количества дней).

    1) Открытие счета в иностранном банке

    2) Закрытие счета в иностранном банке

    1 месяц с даты открытия/закрытия счета Документы прикладывать НЕ требуется
    (напр., копии заключенных банковских договоров, реквизиты счета и т.д. прикладывать НЕ требуется, однако налоговый орган ВПРАВЕ запросить указанные документы в качестве подтверждения заявеленных лицом сведений)

    ч.2 ст. 15.25 КоАП РФ

    Представление резидентом в налоговый орган Уведомления об открытии/закрытии/изменении реквизитов счета с нарушением установленного срока (гражданин уведомил налоговый орган с опозданием, НО самостоятельно - Прим. юриста КГ "ГидПрава")

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

    Непредставление (гражданин НЕ уведомлял налоговый орган до тех пор, пока налоговому органу не стало известно о наличии у него счета - Прим. юриста КГ "ГидПрава") резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета или об изменении реквизитов счета

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей.

    1 месяц с даты изменения реквизитов счета

    Документы прикладывать НЕ требуется

    1) Наличие открытого счета в иностранном банке

    2) Закрытие счета в иностранном банке

    1) первый отчет - в срок до 01 июня года, следующего за годом, в котором был открыт зарубежный счет

    Далее - ежегодно в срок до 01 июня

    2) одновременно с Уведомлением о закрытии счета за период с 1 января отчетного года или с даты открытия счета в отчетном году по дату закрытия счета включительно

    В случае закрытия физическими лицами - резидентами счетов в 2015 г. отчет по таким счетам должен быть представлен в срок до 1 июня 2016 года.

    Документы прикладывать НЕ требуется, однако, физическое лицо - резидент вправе представить в налоговый орган подтверждающие документы и информацию одновременно с отчетом
    (как правило, ФНС запрашивает выписку по счету, из которой можно увидеть верность отражение сумм в представленном Отчете о движении, а также в соответствии с указанными в выписке основаниями зачисления - понять, ЧТО из зачисленных сумм является доходом)

    Также см.

    Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам более чем на тридцать днейвлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 500 рублей до 3 000 рублей

    ч.6.5. ст. 15.25 КоАП РФ

    Повторное (подразумевается пропуск отчетного периода) непредсатвление Отчета о движении денежных средств

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 20 000 рублей

    Срок давности - 2 года с момента совершения правонарушения, т.е. с 1 июня года, следующего за отчетным.

    Таким образом сроки истечения исковой давности:
    Отчет за 2015 г. - дата подачи 01 июня 2016 г. + 2 года = 01 июня 2018 г.
    Отчет за 2016 г. - дата подачи 01 июня 2017 г. + 2 года = 01 июня 2019 г.
    Отчет за 2017 г. - дата подачи 01 июня 2018 г. + 2 года = 01 июня 2020 г.

    Декларация 3-НДФЛ

    Получив отчет о движении денежных средств и увидев положительный баланс по нему, налоговики скорее всего попросят предоставить выписку по счету. Данное требование законно и направлено на выявление ДОХОДА, который зачислялся на зарубежный счет и с которого в РФ должен быть уплачен НДФЛ 13% ("доход от источников за пределами РФ"). Не все поступления на счет считаются доходом - денежные средства могли перечислить, например, родственники или Вы могли самостоятельно внести наличные (с которых в РФ упалчен налог) на свой зарубежный счет и т.д.

    В случае же, если поступавшие на зарубежный счет суммы являются доходом, а валютный резидент в отчетном году являлся также НАЛОГОВЫМ резидентом (находился на территории РФ более 183 дней в году в течение следующих друг за другом 12-ти месяцев), то данный доход должен быть задекларирован в РФ и с него должен быть уплачен НДФЛ.

    Наличие облагаемого налогом дохода, поступившего на зарубежный счет

    1) подача декларации - до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.

    Отчетный период для иностранного счета: 01 января - 31 декабря

    2) уплата налога - до 15 июля этого же года

    Не требуется

    ФНС может запросить предоставить любые документы, подтверждающие верность исчисленного налога

    1) ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

    Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

    Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
    Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

    2) ст.122 НК РФ -
    Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога - 20% от суммы неуплаченного налога

    Срок давности - 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

    В 2018 г. проводится камеральная проверка за 3 предыдущих отчетных года - 2015, 2016, 2017. Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то налог с нее должен быть заплачен до 15 июля 2015 г.
    Срок давности истекает: 01.01.2016 г.+ 3 года = 01.01.2019 г.

    Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

    3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

    4) ст.ст. 198 УК РФ - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

    Срок давности - 2 года

    Законность валютных операций

    Помимо этого, также необходимо учитывать, что сотрудниками налогового органа будет анализироваться вопрос о ЗАКОННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ЗАРУБЕЖНОМУ СЧЕТУ (как связынных с зачислением, так и со списание денежных средств) на предмет соблюдения требований ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Это САМЫЙ ВАЖНЫЙ вопрос в связи с суровой ответвенностью за совершение валютного правонарушения. Детальный анализ законных и незаконных валютных операций Вы можете найти в нашей статье (СТАТЬЯ) Валютные операции по личному счету физического лица в иностранном банке. Перечень разрешенных и запрещенных валютных операций (с учетом изменений от 1 января 2018 г.)

    1) зачисление средств на зарубежный счет должно быть валютной операцией, прямо разрешеной ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

    2) все, что прямо не разрешено ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" - являетя незаконной валютной операцией

    3) законное списание (расходование) денежных средств, НО зачисленных на счет с нарушением требований валютного законодательства - незаконная валютная операция

    4) валютные операции между валютными резидентами РФ - запрещены, за исключением случаев, прямо указанных в ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Данный вопрос стал крайне актуален с момента признания ВСЕХ граждан РФ валютными резидентами независимо от срока проживания за границей

    Штраф от 75% до 100% размера суммы незаконной валютной операции за осуществление незаконных валютных операций

    Момент исчисления срока исковой давности по административным валютным правонарушениям

    Ст. 4.5. КоАП РФ Давность привлечения к административной ответственности

    Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете не может быть вынесено по истечении 2-х лет со дня совершения административного правонарушения.
    При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В Постановлении Пленума ВС РФ (ниже) дано соответствующее разъяснение о том, какое правонарушение признается длящимся.

    Судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

    Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения - "для длящихся правонарушений", Прим.автора).

    В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности - "НЕ относится к валютным правонарушениям", Прим.автора.

    Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

    Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

    Момент исчисления срока исковой давности по налоговым правонарушениям

    Ст. 113 НК РФ Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

    Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года (срок давности).

    Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

    Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

    Таким образом:

    ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

    Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

    Постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011г. № 13447/1

    Ст. 119 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок, в виде взыскания штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога по этой декларации, за каждый полный или полный месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

    Таким образом, при несвоевременном представлении налоговой декларации днем совершения правонарушения является следующий день после истечения срока, установленного для подачи декларации в налоговую инспекцию.

    При этом следует отметить, что дата фактического представления декларации в налоговую инспекцию на отсчет срока давности привлечения к ответственности не влияет.

    ст.122 НК РФ - неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога - 20% от суммы неуплаченного налога

    Срок давности - 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

    Ответы на часто задаваемые вопросы

    1. Как в России узнают, что у меня есть иностранный счет?

    Информация о зарубежном счете может стать известна российским налоговикам в рамках автоматического обмена информацией между странами, подписавшими соответствующие соглашения ОЭСР. Вступление в силу соглашений, а соответственно и первый обмен намечены на сентябрь 2018 года. Только практика может показать, насколько эффективным и действенным окажется данный международный инструмент. Подробнее об автоматическом обмене с Россией Вы можете прочитать в нашей статье (СТАТЬЯ) Автоматический обмен налоговой информацией CRS 2018 - как происходит, какая информация передается, какая установлена ответственность?

    2. Я являюсь налоговым резидентом РФ, т.к. преимущественно проживаю в РФ и валютным резидентом. У меня есть банковский счет во Франции, который я открыл в 2012 г. Ни уведомлений, ни отчетов о движении денежных средств в РФ по данному счету я не направлял. На счет проиводились зачисления от сдачи моей французской квартиры в аренду. Данные средства в РФ я не декларировал. В 2018 г. я узнал, что в результате автоматического обмена с РФ о моем счете может стать известно российской налоговой. Хотел бы заявить об этом счете и все задекларировать. Что мне необходимо сделать и какие будут в данном случае начислены штрафы?

    1. Подать Уведомление об открытии зарубежного счета - штраф за несвоевременную подачу - 1 500 руб.
    2. Подать Отчеты о движении денежных средств по данному счету за 2015, 2016 г.г. - одновременно с Уведомлением об открытии счета и за 2017 г. в срок до 01 июня 2018 г. Штрафы - 20 000 руб. х 2 пропущенных периода = 40 000 руб.
    3. Проанализировать ВСЕ поступления и списания денежных средств по данному счету на предмет законности валютных операций. В частности, зачисление дохода от сдачи в аренду недвижимости на зарубежный счет, открый во Франции (страна ОЭСР и ФАТФ) - законная валютная операция. С учетом срока исковой давности лицо НЕ привлекается к административной ответственности за неезаконные валютные операции с момента совершения которых прошло 2 года.
    4. Определить, ЧТО именно из поступлений является налогоблагаемым доходом, подлежащим декларированию в РФ и в соответствии с этим:
      • заполнить и подать Декларации 3-НДФЛ за 2015-2016 г.г. - штраф (5% от суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 000 руб.) и Декларацию 3-НДФЛ за 2017 г. в срок до 30 апреля 2018 г.
      • исчислить и самостоятельно уплатить в бюджет сумму недоимки (налога) и пени за каждый день просрочки. В связи с самостоятельной уплатой НДФЛ штраф за несвоевременную уплату налога в размере 20% НЕ применяется.

    Читайте также: