Международное сотрудничество в сфере налогового администрирования

Опубликовано: 14.05.2024

Проблема многократного налогообложения возникает вследствие деятельности нескольких
государств, следовательно, ее наиболее эффективное решение возможно на основе активного
взаимодействия всех заинтересованных государств, т.е. международного сотрудничества в налоговой сфере.

В качестве основных целей такого сотрудничества называют:

– устранение негативных последствий международного двойного налогообложения для
фискальных интересов государства;
– устранение конфликтных ситуаций между разными национальными налоговыми системами за
счет гармонизации налоговых систем;
– выработка единообразного понятийного аппарата, критериев происхождения доходов и
резидентства в сфере международного налогообложения;
– повышение международной коммерческой активности, увеличение потока капиталов между
странами;
– противодействие уклонению от налогообложения в международной экономической деятельности, обеспечение налогового суверенитета с помощью обмена информацией между налоговыми органами.

Становление международного налогообложения и международного сотрудничества в сфере
налогообложения относят к 1920-м гг., отправной точкой считая 1921 г., когда Лига Наций стала
заниматься проблемами двойного налогообложения, разработав модель двустороннего соглашения.

Методологические подходы к разработке международных налоговых соглашений были
сформулированы в наиболее проработанном виде в проекте конвенции ОЭСР двойного
налогообложения по доходам и капиталу в 1963 г.


ОЭСР, созданная как форум промышленно развитых государств, объединяет 30 стран –
полноправных членов, деятельность которых направлена на реализацию принципов демократического управления и современной рыночной экономики, поддержание активных отношений с другими странами, а также с неправительственными и общественными организациями.

Одним из приоритетных направлений деятельности ОЭСР является проведение международных конференций, способствующих гармонизации национального налогового законодательства, более тесному взаимодействию налоговых служб. Особые меры ОЭСР включают в себя типовую модель Конвенции по налогам на доходы и капитал, руководство по калькуляции трансфертных цен на предприятиях и сотрудничество со странами, не входящими в ОЭСР, для распространения норм и стандартов ОЭСР.

Значительную роль в процессе унификации налогообложения играет Европейский союз (ЕС). В
марте 2011 г. Еврокомиссия обнародовала разрабатывавшиеся ею в течение длительного времени предложения о правилах определения общей консолидированной базы для исчисления налога на прибыль компаний – налоговых резидентов Евросоюза.

С учетом важности задач, которые призвана решить новая директива ЕС, широты области регулирования и детальной разработки механизмов ее реализации Еврокомиссия официально характеризует проект как налоговую реформу (подробнее см. гл. 3 учебного пособия).К настоящему времени уже достаточно очевидны и значительны достижения в области
международного сотрудничества в налоговой сфере.

Подтверждением тому могут служить: сотни заключенных международных налоговых договоров; проводимые в промышленно развитых странах налоговые реформы, отражающие стремление к экономическому объединению стран, недопущению двойного налогообложения, расширению международных хозяйственных связей; происходящий макромасштабный процесс сближения мировых систем, в том числе унификация национальных налоговых систем.

В современном мире действует множество международных финансовых организаций
межгосударственного, межправительственного и регионального уровней, работа которых направлена на поддержание правопорядка в мировой финансовой системе.
Россия в силу исторических особенностей своего развития стала полноправной участницей
большей части международных финансовых организаций лишь в 1990-х гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:34, реферат

Краткое описание

Среди основных центров, занимающихся разработкой основ, принципов и продвижением новых идей в сфере совершенствования налоговой работы и налогового администрирования можно выделить соответствующие органы ОЭСР и ЕС. Первые координируют исследования и разработки в сфере международных налоговых отношений (типовые модели налоговых соглашений, разработка основ трансфертного ценообразования и т.д.), вторые непосредственно координируют унификацию налогового законодательства в странах – членах этой организации (наиболее заметный успех – внедрение единой модели НДС).

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат.doc

Во многих государствах существуют налоговые правила, регулирующие налоговый режим для работающих за границей резидентов и действующих в данном государстве иностранных лиц. И хотя налоговые системы в разных странах неодинаковы, между ними необходимо сходство и принципиальное взаимопонимание.

Налоги – сложный социальный институт, имеющий длительную историю. Они непосредственно отражают уровень культурного, экономического, политического развития общества. Кроме того, налоги оказывают мощное обратное воздействие прежде всего на состояние политической и экономической системы. В частности, значение налогов как политического инструмента нередко связывают с феноменом государственной власти, с проблемой государственного суверенитета.

Среди основных барьеров, препятствующих такому сотрудничеству, проблема двойного налогообложения, возникающая в отношении лиц и организаций, осуществляющих свою деятельность в двух или более странах. В настоящее время особое внимание уделяется этой проблеме и рекомендуемый путь ее решения – заключение межгосударственных (или межправительственных) налоговых соглашений.

В абсолютном большинстве случаев при заключении международных соглашений государства исходят из принципа взаимности. По-прежнему принято считать, что именно двусторонние соглашения наилучшим образом учитывают специфику отношений между конкретными договаривающимися государствами.

Международное сотрудничество в сфере совершенствования налогового администрирования

Среди основных центров, занимающихся разработкой основ, принципов и продвижением новых идей в сфере совершенствования налоговой работы и налогового администрирования можно выделить соответствующие органы ОЭСР и ЕС. Первые координируют исследования и разработки в сфере международных налоговых отношений (типовые модели налоговых соглашений, разработка основ трансфертного ценообразования и т.д.), вторые непосредственно координируют унификацию налогового законодательства в странах – членах этой организации (наиболее заметный успех – внедрение единой модели НДС).

Среди других органов можно выделить Панамериканский центр налоговых служб (СИАТ), в задачи которых входит, как указано в его плане развития, «способность проведению научно-исследовательских работ в области налоговых систем и налогового администрирования, а также стимулировать распространение необходимой информации среди стран – участниц, используя для этих целей съезды, тематические конференции, семинары, публикации и другие соответствующие средства».

В частности, в этих целях исполнительный Секретариат СИАТ подготовил ряд тематических и функциональных обзоров, в том числе отчёт под названием «Организация налогового администрирования в странах – членах СИАТ».

На первом съезде СИАТ, который состоялся в Панаме в 1967 году, известный эксперт в области налогов и государственных финансов А. Шоуп отметил, что «ключом всякой фискальной политики является администрирование налогов». Другой крупный специалист Ф. Кинтана тогда же заявил, что без постоянной реорганизации системы бюджетных и налоговых органов, без ежедневного совершенствования методов управления налогами будет очень сложно сделать налоговую реформу конструктивной и экономически эффективной и целесообразной.

На конференции СИАТ в Мадриде в 2002 году К. Сильвани назвал 1980-е годы «прорывным десятилетием, в котором многие страны совершили качественные наиважнейшие шаги в области совершенствования своих систем налогового администрирования».

Особый интерес в становлении современных систем налогового администрирования представляет опыт некоторых стран американского континента. В этих странах структура налоговых органов была сформирована позднее большинства развитых стран, и поэтому эти страны в максимальной степени стремятся применять всё полезное и эффективное, что зарекомендовало себя в практике других стран.

Налоговые органы многих стран активно проводят модернизацию своей работы, в частности, за счёт использования современных технологий, автоматизированных и информационных систем, с целью повышения уровня контроля за налогоплательщиками и оказания им содействия.

Электронная обработка данных, которая является технологической основой осуществления всех административных процедур, иногда производится структурами вне налоговой администрации. В некоторых странах такие центры обработки данных находятся в ведении министерства финансов или казначейства, но чаще всего обработка данных налоговой отчётности происходит в рамках налоговых органов. Многие страны предпринимают значительные усилия по модернизации управления персоналом и улучшения процесса подготовки кадров. В некоторых случаях обучение персонала проводится подразделениями в структуре налоговой администрации, а также за пределами её (обычно при министерстве финансов).

Правовое обеспечение налоговой работы может быть частью организационной структуры налоговых органов, которые могут пользоваться определённой автономией, т.е. правовой поддержкой юридического подразделения Министерства финансов.

Правовая помощь на оперативном уровне осуществляется органами налогового администрирования на местном и региональном уровнях, а при жалобах (апелляциях) – так называемыми Советами налогоплательщиков, которые непосредственно подчиняются Министерству финансов.

Цели международного сотрудничества в налоговой сфере

Страна может потребовать, чтобы весь доход, получаемый налогоплательщиком, подлежал налогообложению вследствие его юридической связи с этой страной (юрисдикция на основании гражданства). Помимо этого налогоплательщик должен участвовать в расходах на управление страной, обеспечивающей получение дохода (юрисдикция на основании территориальности). Именно поэтому возникает возможность двойного налогообложения.

Основные цели международного сотрудничества в налоговой сфере - устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков. Однако не менее важными являются и другие цели:

  • гармонизация налоговых систем и налоговой политики;
  • унификация фискальной политики и налогового законодательства;
  • разрешение проблем двойного налогообложения;
  • предотвращение уклонения от налогообложения;
  • избежание дискриминации налогоплательщиков- нерезидентов;
  • гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности.

Международная экономическая интеграция обусловила тенденции гармонизации налоговой политики и национального налогового права в зарубежных странах. Гармонизация - это процесс приведения к соответствию и взаимной соразмерности налоговых систем различных государств.

Положение об унификации налогового законодательства членов ЕЭС (Великобритания, Италия, Франция, ФРГ, Испания и др.) было зафиксировано в Римском договоре в 1957 году. В процессе формирования единого рынка эти страны сначала ориентировались на унификацию фискальной политики (в рамках таможенного союза), затем перешли к разрешению проблем двойного налогообложения, предотвращению уклонений от налогообложения и ликвидации условий по налоговой дискриминации.

В ходе согласования налогового законодательства стран-участников ЕЭС была проведена обязательная и постепенная унификация взимания косвенных налогов. Некоторые акцизы отменили вообще (на чай, соль, сахар), другие косвенные налоги стали взимать по единым ставкам. В дальнейшем возникла идея постепенно перейти от проведения общей налоговой политики к созданию территории с единым налоговым режимом.

Понятие двойного налогообложения

Двойное налогообложение — одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами.

Различают международное экономическое двойное налогообложение (два различных субъекта облагаются налогом в отношении одного и того же дохода) и международное юридическое двойное налогообложение (один и тот же доход одного и того же субъекта облагается более чем одним государством).

У каждого государства при конструировании системы налогов существует два принципиальных подхода: либо облагать налогами все мировые доходы своих резидентов (принцип резидентности), либо взимать налоги по месту осуществления экономических операций (принцип территориальности).

Если бы все страны мира договорились и стали использовать один из этих двух подходов, основываясь на одних и тех же критериях определения источников дохода и места деятельности, проблем бы не возникало. Но так как в разных странах различаются уровень развития и тяжесть налогообложения, большинство государств пользуется и тем и другим принципами одновременно. Это приводит к международному двойному налогообложению — взиманию сопоставимых налогов в двух государствах с одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта за один и тот же период, возникающему вследствие коллизии налогового законодательства двух и более стран.

Проблема решается двумя путями. Первый — зачет в инициативном порядке своим резидентам налогов, уплаченных за рубежом. Второй — разработка правил, по которым будут разделены юрисдикции между страной, где компания является резидентом, и страной, откуда она этот доход получает. Для защиты от двойного налогообложения заключаются межправительственные соглашения.

Избежание двойного налогообложения

В настоящее время всё больше организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, расширяют сферу своей деятельности и открывают филиалы и представительства за границей. При выборе иностранного государства, в котором российское предприятие планирует работать, необходимо учитывать наличие и положения международных соглашений Российской Федерации о порядке зачета налоговых платежей и взносов, уплаченных вне пределов России, с обособленных подразделений зарегистрированных в России организаций, с целью избежания «двойного налогообложения». В противном случае, при отсутствии таких межгосударственных актов, не исключена ситуация, когда отечественное предприятие обязано отчислять с полученного дохода налоговые взносы и платежи в бюджет Российской Федерации и иностранного государства, на территории которого зарегистрированы его филиалы или представительства.

Таким образом, ключевым моментом при определении необходимости открытия филиала или представительства российского юридического в другой стране должно служить наличие у России соглашений об избежании двойного налогообложения с этими странами.

Статьей 7 Налогового Кодекса РФ установлен принцип приоритета действия международных соглашений России, касающихся налогообложения и сборов, над нормами национального законодательства. В случае, если в Налоговой Кодексе РФ содержаться иные правила и нормы, чем установлены международным актом, подлежат применению положения международных соглашений.

В зависимости от того, заключено ли у Российской Федерации с государством, в котором организована деятельность обособленного подразделения отечественного юридического лица, международное соглашение об избежании двойного налогообложения или такого соглашения нет, действуют различные механизмы зачета и возврата излишне взысканных доходов с российской организации.

Первая ситуация - когда порядок зачета налоговых платежей страной регистрации юридического лица при получении дохода обособленными подразделениями предприятия за пределами Российской Федерации, урегулирован:

  • двусторонними международными соглашениями об избежании двойного налогообложения;
  • иными международными актами, косвенно касающимися вопросов налогообложения;
  • либо иными международными договорами, заключенными несколькими странами, в форме Конвенций и Типовых положений.

Проблемы устранения двойного налогообложения обсуждаются на совещаниях таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций (ООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Результаты совместного рассмотрения налоговых вопросов странами-участниками находят свое отражение в международных актах, например, таких как:

Согласно статьи 232 Налогового Кодекса РФ, для освобождения от уплаты налогов, проведения зачетов и получения налоговых вычетов при сдаче налоговой отчетности в Российской Федерации, налогоплатильщик обязан предоставить в налоговые органы документы, подтверждающие, что он является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения, а также справку, подтверждающую полученныый доход и уплату налога в иностранном государстве. При этом , такое подтверждение должно быть предоставлено в налоговые органы России до уплаты налога или авансовых платежей по налогу либо в течение одного года после окончания налогового периода, по результатам которого налогоплатильщик претендует на освобожение от уплаты налога, зачета или налоговых вычетов.

Библиографическая ссылка на статью:
Бойко Н.Н. Опыт иностранных государств в сфере налогового администрирования // Политика, государство и право. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/04/2862 (дата обращения: 12.04.2021).

В зарубежных странах к налоговому контролю подходят несколько иначе, так, созданы специальные органы государственной власти, выполняющие управленческие функции, которые именуются органами нало­гового администрирования или налоговыми администрациями. Из них можно выделить: органы, отвечающие за установление налоговой политики; органы, непосредственно взимающие налоги и сборы и контролирующие их уплату [1, с. 18].

Как показывает практика, международный опыт положительно влияет на российскую правовую систему. Что касается улучшения качества системы налогового контроля, то его можно достичь путем совершенствования российского налогового законодательства, так и путем заимствования некоторых зарубежных технологий. Зарубежная практика налогового контроля предполагает различные способы его осуществления. Конечно, использование зарубежных технологий и норм законодательства должно происходить с учетом российского законодательства в этой области, уже использующихся методов налогового контроля и менталитета населения. Конечным итогом от уже использующихся российских методик и нового, более усовершенствованного опыта иностранных государств, система налогового контроля должна демонстрировать положительные изменения, как в системе налоговых органов, так и в отношении населения к уплате налогов и сборов.

Прежде всего, при осуществлении организации контроля за уплатой налогов в зарубежных странах повышенное внимание уделяется сознанию гражданского долга населением путем создания условий, при которых граждане понимают, что неуплата налогов и сборов негативно повлияет на экономическом состоянии государства.

Так, согласно данным Службы внутренних доходов США систематическое и всесторон­нее проведение проверок приводит к добросовестному отношению нало­гоплательщика к исполнению своих обязан­ностей. В результате 83% причитающихся нало­гов в США уплачивается добровольно. Данные результаты были достигну­ты путем усовершенствованию налоговой системы на протяжении 15-ти лет. Существующая концепция по улучшению качества налогового обложения на первое место ставит вежливое и уважительное отношение к налогоплательщикам, на второе – улучшение обслуживания граждан при непосредственном контакте с налоговыми сотрудниками, и на третье – по­вышение эффективности организации деятельности (снижение затрат и повышение сбора нало­гов при минимальном вложении со стороны государства).

Так, в Швеции уплата налогов и сборов достигается путем:

– профессионального и точного реагирования государственных органов на совершенные правонарушения, профилактика и меры по информированию населения;

– доверия нало­гоплательщиков, уверенных в хорошей работе нало­говой системы и исполнении нало­говыми органами своих задач в соответствии с законом;

– введения доступных для понимания правил нало­гообложения.

В Великобритании, помимо принципов справедли­вости, содействия и ясности, отдельное внимание уделяется качеству обслуживания налогоплательщиков.

Ввиду представленных примеров по совершенствованию системы налогового обложения, можно отметить, что во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенство­вания взаимоотношений нало­гоплательщика и налоговых структур. Большинство стран с развитым нало­говым администрированием пришло к выводу, что построение налоговых право­отношений на основе профессионализма служащих налоговых органов и доверия налогоплательщиков позитивно влияет на по­вышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и, в конечном счете, на нало­говые по­ступления.

Также большое значение имеет работа с гражданами-налогоплательщиками, направленная на полное и своевременное информирование населения о внесенных изменениях в налоговое законодательство, просвещение в правовых вопросах.

Ярким примером успешной работы с гражданами можно проследить в Германии, где по стране качественно работает единый телефонный номер поддержки, где можно узнать любую интересующую информацию о налогах и сборах, действуют повсеместно консультационные пункты, в каждом налоговом органе присутствуют специалисты-консультанты. Положительный опыт также можно заметить в работе со средствами массовой информации, на что выделяются средства из бюджета, так как затраты оправдывают результат. Также в Германии регулярно проводится работа с населением в виде анкетирования и опроса, в результате которой налицо отрицательные и положительные стороны работы государственных структур [2].

Далее следует отметить, что немалые усилия в зарубежных государствах обращены на упрощение условий нало­гообложения физических лиц. Основная цель данной деятельности состоит в упрощении процедуры сбора налогов с физических лиц, которая состоит во взимании налогов без непосредственного участия самого лица в данной процедуре. Налогоплательщику остается только оплатить положенную сумму в налоговый орган. Положительной стороной в таком случае является отсутствие контроля самих налоговых органов как получателей за поступление таких сборов. Примером может служить система удержания фиксированной ставки налога у источника выплаты, которая применяется во многих зарубежных странах.

Например, в Королевстве Норвегии вся ответственность за декларирование дохода, удержание с него суммы нало­га и перечисление ее на счет налогового органа возлагается на лицо, удерживающее налог (государственное учреждение, организация и т.д.), а от самого нало­гоплательщика не требуется ни сбора информации, ни представления ее в нало­говые органы. Но предусматривается, что налогоплательщик может возложить на себя обязанность по перечислению обязательных платежей в налоговый орган, при условии, что он считает, что налог с него удержан неправомерно и в повышенном размере.

В Финляндии практикуется система, при которой у налогоплательщика существует 2 выбора как платить налог, и такие варианты содержатся на его карточке налогоплательщика. Перед трудоустройством, гражданин должен получить в налоговом органе индивидуальную карточку налогоплательщика и предоставить ее работодателю для дальнейших взиманий налогов. Карточная система предполагает выбор гражданина о способе уплаты налога, который может быть произведен по телефону, либо через сеть Интернет. После проделанных операций, налоговая инспекция отправляет налогоплательщику уже заполненную декларацию по его налогам. При согласии с представленными расчетами нало­гоплательщику остается только доплатить разницу налоговой суммы или ждать возврата переплаты налога. Перерасчет осуществляется автоматически, и перечисления поступают на банковскую карту физического лица, если он давал согласие на такую процедуру.

Важным моментом является развитие информационных технологий, которые позволяют систематизировать всю информацию. Компьютеризация и автоматизация налогового контроля позволяет:

– уменьшить объем аналитической и статистической работы, которую раньше выполняли вручную;

– провести анализ полученных данных, и на основе анализа повысить уровень проводимых мер;

– снизить количество нало­говых правонарушений;

– создать информационную базу о совершенных налоговых правонарушениях, и использовать данную информацию для пресечения таких деяний в дальнейшем.

Следует отметить, что современное техническое оснащение позволяет экономить время налоговых сотрудников и позволяет повысить результативность.

В странах с развитым нало­говым администрированием вопросы автоматизации налоговых процессов и совершенствования управления ими являются одними из приоритетных в национальной политике.

Так, например, в Австралии все организации пользуются методом регистрации своих работников в Интернет ресурсе, что позволяет сократить бумажную волокиту и уменьшит затраченное время. Также положительным является состав работников нало­говых органов Австралии – 20% от всех работников нало­говых инспекций составляют ИТ-специалисты.

Далее заметим, что отдельным направлением повышения эффективности нало­гового контроля в зарубежных странах является эффективное сотрудничество различных органов государственной власти и разработки единых мер по выработке политике в сфере противодействия от уплаты налогов и сборов.

Например, партнерами итальянских нало­говых органов в обмене информацией являются:

– торговая палата промышленников, ремесленников и работников аграрного сектора;

– нало­говый архив и картотека налогоплательщиков;

– ведомство автомобильного реестра гражданских транспортных средств.

В Финляндской Республики создан специальный банк данных, который пополняется ежедневно различными организациями. В указанной базе содержатся данные кредитных бюро, аудиторов, реестров акционеров компаний, кадастра объектов недвижимости, информация о пайщиках, директорах, управляющих и иных финансово ответственных лицах. Налоговые органы Финляндии ведут усиленную борьбу с лицами, уклоняющимися от уплаты обязательных платежей. Созданный банк данных помогает упорядочить всю имеющуюся информацию о конкретном лице, также позволяет выделить группу риска, в которую входят граждане, ранее уклоняющиеся от уплаты налогов и сборов [3, с. 69-73].

Во многих странах активно используется процедура «визита и конфискации», которая заключается в наделении сотрудников нало­говых структур правом проводить обыски при наличии разрешения судебных органов. Такое разрешение позволяет выявить признаки преступлений, собрать имеющуюся информацию, которая в дальнейшем может служить доказательством мошенничества: тайная или фиктивная деятельность, сокрытие или передача доходов, подлог в нало­говой льготе.

Например, в Германии в процессе проведения расследований по делам, связанным с нарушением нало­гового законодательства, представители нало­говой полиции – «Штой-фа» имеют те же права, что и сотрудники полиции. Налоговым законодательством Германии нало­говой полиции предоставлены существенные полномочия на проведение обысков и личных досмотров граждан, задержание подозреваемых лиц и конфискацию документов [4]. Руководство «Штойфа» имеет право назначать специальное расследование по любому факту нарушения нало­гового законодательства.

На основании анализа налогового администрирования в зарубежных государствах следует подчеркнуть, что в практике функционирования системы нало­гового контроля западных стран можно найти немало ценного и полезного. Однако, применяя и используя их опыт эффективного налогового администрирования, в целях улучшения системы налогового контроля в своей стране, обязательно следует учитывать российскую специфику состояния экономики и традиции населения.

Библиографический список

  1. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. 2010. № 10. С. 18.
  2. Украинцева А.И. Правовое регулирование налогового контроля в зарубежных государствах // Административное и муниципальное право. 2011. № 7.
  3. Кузулгуртова А.Ш. Применение форм и методов государственного контроля за налоговыми правонарушениями в России и некоторых иностранных государствах // Финансы и кредит. 2011. № 5. С. 69-73.
  4. Шешукова Т.Г., Баленко Д.В. Развитие налогового контроля: опыт зарубежных стран // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2013. № 3 (18).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Сегодня международные вопросы налогообложения и налогового администрирования, равно как и сотрудничество между налоговыми администрациями различных стран, занимают одно из ключевых мест в международной и национальной повестке дня. Многие современные вопросы налогообложения, такие как противодействие размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, налогообложение электронной коммерции, сбор налоговой задолженности, налоговый комплаенс, более эффективный обмен информацией, двойное налогообложение и другие, могут быть наиболее эффективно решены только при условии выработки универсальных подходов, правил и коллективных мер большинством стран мира.

Другим важнейшим вопросом, на который обращает внимание международное сообщество, является повышение эффективности работы налоговых администраций путем внедрения передовых практик и перехода на использование современных технологий для работы с данными и обслуживания налогоплательщиков.

Прозрачная, понятная и эффективная система налогообложения является необходимой основой для здорового функционирования экономики страны. ФНС России ведет активную работу по усилению своего присутствия на различных международных площадках и международных организациях, укрепляет многостороннее и двустороннее сотрудничество с налоговыми администрациями других стран, принимает активное участие в дискуссиях по вопросам международной налоговой повестки, а также выработке мер по вопросам международного налогообложения. Это позволяет оперативно реагировать на современные налоговые вызовы и своевременно внедрять передовой международный опыт в сфере налогового администрирования.

Противодействие международному уклонению от налогообложения

На сегодняшний день, назрела острая необходимость в правовом сотрудничестве России и европейских стран в борьбе с уклонением от уплаты налогов. В качестве мер, которые необходимо предпринимать в рамках международного сотрудничества по борьбе с уклонением от уплаты налогов, можно выделить…

Соглашения об избежании двойного налогообложения

Различают международное экономическое двойное налогообложение (два различных субъекта облагаются налогом в отношении одного и того же дохода) и международное юридическое двойное налогообложение (один и тот же доход одного и того же субъекта облагается более чем одним государством). У каждого государства при конструировании системы налогов…

Вопросы резидентства и гражданства

Пунктом 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом военнослужащие и государственные служащие.

Проект ФНС России, ОЭСР и FTA по электронным сервисам

ФНС России ведет проект мирового масштаба по изучению глобального опыта использования информационных технологии в налоговом администрировании вообще и в сервисной деятельности в частности.

Проект проводится с 2015 года под эгидой Форума по налоговому администрированию ОЭСР. Форум поручил ФНС России кураторство данного проекта, учитывая высокий авторитет российских налоговых органов в области информационных технологий и сервисной деятельности.

В рамах проекта специалисты ФНС России изучают мировой опыт применения передовых технологий в налоговом администрировании, составляя обширную картину того, какие темы и инициативы наиболее актуальны для налоговых органов стран-членов Форума.

На первом этапе (2015-2016 гг.) деятельность в рамках проекта была сосредоточена на таких ключевых темах, как анализ «больших данных», использование современных порталов и внедрение налоговых сервисов в естественную среду налогоплательщиков. Для обмена мнениями ФНС России организовала и провела два семинара в Москве, участниками которых стали представители 25 стран и крупных ИТ-компаний.

По итогам данной работы эксперты ФНС России составили итоговый отчет, в который вошла информация о лучших практиках зарубежных стран, а также набор практических рекомендаций для руководителей налоговых администраций.

Важным итогом проекта стала также разработанная ФНС России модель оценки цифровой зрелости, при помощи которых руководство налоговых органов мира может оценить свои достижения в сфере современных сервисных стратегий и наметить дальнейшие шаги.

Отчет и модель были представлены М.В. Мишустиным на пленарном заседании Форума в Пекине в мае 2016 г. Результаты работы были положительно оценены Бюро Форума, и ФНС России получила поручение продолжать работу над проектом.

На втором этапе (2016-2017 гг.) проектная работа будет посвящена мобильным приложениям и использованию систем искусственного интеллекта. Кроме того, подвергнется совершенствованию модель оценки цифровой зрелости. Очередной семинар по проекту состоится в апреле 2017 г. в Сингапуре.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:06, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью международного сотрудничества в налоговой сфере является устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков. Не менее важным являются и другие цели:
- гармонизация налоговых систем и налоговой политики;
- унификация фискальной политики и налогового законодательства;
- разрешение проблем двойного налогообложения;

Файлы: 1 файл

Диплом. docx

Международные налоговые соглашения играют важную роль в регулировании международных экономических отношениях Российской Федерации. Налогоплательщикам - гражданам и предприятиям - они дают гарантию, что их доходы и капиталы не будут облагаться двойными налогами, и представляют защиту от дискриминационного налогообложения за рубежом; для налоговых органов они обеспечивают возможность взаимных прямых консультаций и контактов для решения всех спорных вопросов, а также для контроля над международной деятельностью своих налогоплательщиков; для государства налоговые соглашения являются средством закрепления на договорной основе своих прав на получение справедливой доли от налогообложения доходов и прибылей, реализуемых налогоплательщиками в сфере международной экономической и финансовой деятельности.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что международные налоговые соглашения не создают новых налоговых законов, они лишь обеспечивают, если это получается, "мягкую" ненадежную стыковку двух налоговых юрисдикции, двух национальных налоговых законодательств. Поэтому основное правило международных налоговых соглашений состоит в том, что они не могут дать каждой стране больше прав и преимуществ, чем это предусмотрено ее национальным законодательством. Отсюда видно значение для каждой страны разработки и жесткого применения соответствующих правил и норм на уровне национального налогового законодательства. При правильном подходе к этому вопросу значительную, если не всю часть необходимого регулирования и при этом с достаточно высоким уровнем защиты национальных интересов вполне можно обеспечить только за счет односторонних, национальных мер, не прибегая к помощи налоговых соглашений. Правда, следует заметить, что состав этих односторонних мер, равно как и механизм их применения, в значительной степени сложился как раз под влиянием налоговых соглашений.

Глубокая и тщательная разработка всего комплекса национальных правил и норм в сфере налогового регулирования международной деятельности необходима и для заключения налоговых соглашений, поскольку именно на основе своих национальных норм каждая страна формирует свои исходные позиции при согласовании взаимоприемлемых компромиссов по отдельным статьям и режимам, включаемым в налоговое соглашение. Для государств, выступающих в качестве сторон при заключении налоговых соглашений, их значение выходит за пределы только выбора более удобных административных процедур: на самом деле они делят между собой реальные деньги (налоговые преступления) и каждая из сторон может как выиграть так и проиграть от этой "дележки". При этом речь часто идет о возможных потерях и выгодах, исчисляемых сотнями миллионов и даже миллиардов долларов.

Международные налоговые соглашения, так же как и налоговые законы, подлежат утверждению в законодательных органах стран-партнеров. Налогоплательщики через своих представителей в парламенте могут контролировать, чтобы их интересы не были забыты и не были отодвинуты в сторону как при ратификации налоговых соглашений. Для налогоплательщиков международные налоговые соглашения полезны еще и тем (кроме более совершенного и надежного устранения двойного налогообложения), что открывают им уникальную возможность вынесения своего вопроса на уровень международного спора, то есть на национальный уровень, сверх тех судебных и иных средств защиты, которые предоставляются им по национальному законодательству. Причем при некоторых обстоятельствах на международный уровень могут быть выведены не только их споры с налоговыми властями чужой страны, но даже и конфликты со своими налоговыми властями.

В разрешении международных налоговых противоречий заинтересованы все стороны и участники налоговых процедур: как налоговые власти и налогоплательщики, так и государства с их политико-социальными приоритетами и бюджетными проблемами. Баланс достигается за счет взаимного пересечения интересов и уровней ответственности: при этом, что на международной арене государства выступают как представители некоего общенационального интереса, объединяющего интересы своих налоговых органов, налогоплательщиков и общества в целом, то на своем уровне налоговые органы стран-партнеров защищают еще и свои налоговые интересы, руководствуясь своей корпоративностью и законным недоверием к властям вообще и к налоговым органам - в особенности. Но именно противоречия двигают мир, а баланс интересов между противостоящими сторонами необходим, чтобы это движение было поступательным и не наносило непоправимого ущерба ни одной из сторон. В России долгое время интересы государства имели заведомый приоритет перед интересами граждан и частных лиц, и этот перекос все еще заметно ощутим, в том числе и в налоговой сфере. Налоговые соглашения цивилизованно выводят Россию на новый уровень баланса интересов между государством и частными лицами. Как и в других странах, налоговые соглашения начинают непосредственно влиять и на законодательную практику в налоговых вопросах. Наконец, международные налоговые соглашения непосредственно выводят российских налогоплательщиков на уровень понимания своих интересов на международном уровне и в масштабах мировой глобализации целей своей экономической и производственной деятельности.

Все это закладывает основы качественно иной внешней экономической и финансовой политики Российской Федерации - политики, в которой интересы государства и отдельных граждан будут учитываться в равной степени, политики, направленной на благосостояние России, однако не за счет подавления законных материальных интересов ее граждан, как это чаще всего, а на основе этих интересов и при условии защиты этих интересов.

Основной целью международного сотрудничества в налоговой сфере является устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков. Не менее важным являются и другие цели:

  • гармонизация налоговых систем и налоговой политики;
  • унификация фискальной политики и налогового законодательства;
  • разрешение проблем двойного налогообложения;
  • предотвращение уклонения от налогообложения;
  • избежание дискриминации налогоплательщиков-нерезиденто в;

-гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности;

Достижение отмеченных целей осуществляется решением ряда задач:

- рассмотрение сотрудничества налоговых органов рассматриваемых государств с другими государственными органами;

- изучение проблем борьбы с уклонением от уплаты налогов, а так же связанные с этим международно - правовое сотрудничество государств;

- исследование основных принципов борьбы с уклонением от налогообложения;

- рассмотрение характеристик отдельных направлений международного налогового сотрудничества;

- определение понятия и выяснение юридического содержания уклонения от уплаты налогов;

При написании данной работы я основывалась на теоретических положениях российских авторов. Прежде всего, были использованы труды таких ученых, как О. Фомина, Е.М. Воловик, Н.И. Пикунов, О.В. Мещерякова, В. Болтроменюк, Н.Б. Телятников, О. Шикунова, Е.Я. Сорокина, Н.Р. Тупанчески, А.Г. Хачатрян, М.М. Нерсесян и другие.

Источниками информации для написания дипломной работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Международное сотрудничество в налоговой сфере", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Глава 1. Понятие, виды и правовое регулирование международного налогового сотрудничества.

§1.1. Правовое регулирование международного налогового сотрудничества

Международные налоговые соглашения как инструмент регулирования налоговых отношений между странами возникли еще в 19 - м веке. Одно из первых подобных соглашений было заключено в 1843 году между Францией и Бельгией и предусматривало обмен информацией и оказание административной помощи в налоговых вопросах. Последующие соглашения регулировали отдельные вопросы, связанные с доходами от наследства, морских перевозок и недвижимости. Что касается проблем с избежанием двойного налогообложения, то фактически до 20 - х годов двадцатого века эти проблемы не приобретали острого характера. 1

Ситуация резко изменилась после окончания Первой мировой войны. Только за период с 1921-1925 гг. было заключено 22 международных налоговых соглашения. Однако они отличались друг от друга по охвату налогов, что снижало их эффективность, затрудняло дальнейшее развитие договорной практики. Понимая эту проблему, группа ведущих экспертов в области налогов из нескольких стран еще в 1921 году под эгидой Лиги наций начала работу по разработке концепции и подготовке основных рекомендаций для заключения международных договоров по налоговым вопросам. В ходе подготовки типового проекта соглашения они пришли к выводу, что из-за различия в налоговых системах стран, разных целей и задач, которые эти страны стремились решить в отношениях с другими государствами, не представляется возможным разработать и предложить единую универсальную схему налогового соглашения, приемлемую для всех стран. Прерванная Второй мировой войной работа экспертов продолжилась во второй половине сороковых годов, но уже под эгидой ООН, а позднее в рамках Комиссии по фискальным вопросам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и завершилась созданием Типовой модели конвенции об избежании двойного налогообложения доходов и капитала, известной как Типовая конвенция ОЭСР 1963 г. 2

В настоящее время используется переработанная Типовая конвенция (в редакции 1977 г.) 3 . Кроме того, в рамках Организации экономического сотрудничества и развития были разработаны Типовая конвенция об оказании взаимной административной помощи в налоговых вопросах (1981) 4 и Типовая конвенция по недвижимому имуществу, наследствам и дарения (1983) 5 .

Другим документом подобного рода является разработанная в рамках ООН Типовая конвенция для урегулирования налоговых отношений между развитыми и развивающимися странами (1980) 6 .

Целый ряд типовых конвенций был разработан в рамках региональных и субрегиональных международных организаций. Наиболее известные из них это: проект многосторонней конвенции для франкоязычных стран Африки (подготовленный под эгидой Франции 1964 г.) 7 , Типовое налоговое соглашение Британского содружества наций (1964 г.) 8 , Конвенция об устранении двойного налогообложения между странами - членами Андской группы (Ассоциация свободной торговли латиноамериканских стран, куда входят Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Венесуэла, Эквадор) 9 , Типовой проект аналогичного соглашения для отношений стран, входящих в Андский пакт с прочими странами (1971 г.) 10 , Протокол о гармонизации налоговых льгот между странами - членами Центрально - Американского рынка. 11

Двусторонние соглашения, регулирующие налоговые вопросы, также можно подразделить на две группы.

Первая группа - это собственно налоговые соглашения; вторая - прочие двусторонние соглашения и договоры, основной предмет которых не относится к фискальной политике.

Вторая группа включает:

  • торговые договоры и соглашения. Обычно они регулируют лишь вопросы таможенного обложения, но могут устанавливать режим наибольшего благоприятствования и по линии общих налоговых правил;
  • соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений, в том числе и специальные консульские конвенции;
  • международные договоры, определяющие принципы взаимоотношений международных организаций со странами их базирования.

Процессы по гармонизации налоговых систем и налоговой политики государств, процессы по унификации структуры и принципов налогообложения, общие направления налоговых реформ, возрастающее внимание к налоговым проблемам со стороны ООН и других международных организаций, резкое увеличение числа двусторонних и многосторонних соглашений по налоговым вопросам, появление различных международных типовых моделей по избежанию двойного налогообложения, а также основ Международного налогового кодекса, дают основания одним ученым не сомневаться в существовании основ международного права в области налогообложения, а другим 12 - «международного налогового права».

Весомые причины предопределили проведение налоговых реформ в странах Восточной Европы, включая страны бывшего СССР.

Во-первых, переход от системы централизованного планирования к рыночной экономике потребовал создание в этих странах новых налоговых систем, отвечающих общей задаче интеграции в мировую экономику.

Во - вторых, входе применения нового законодательства выявились потребности, с которыми сталкиваются экономически развитые страны (например, сокращение числа платежей). Главная особенность государств переходного периода, включая Россию, состоит в том, что для них этот этап характеризуется радикальным преобразованием в области налогообложения. Преобразования касаются как выработке новых концепций и подходов к определению функций и роли налогов в обществе, так и формирования самой структуры налогов и их правовой базы. 13

Основные задачи, которые ставят перед собой государства, принявшие Типовую конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития 1971 года, сводятся к следующему:

  • определить схему устранения двойного налогообложения, что может быть достигнуто закреплением за каждым из договорившихся государств исключительного права налогообложения того или иного вида доходов;
  • установить механизм устранения двойного налогообложения в тех случаях, когда право налогообложения дохода сохраняется за обоими государствами;
  • защитить налогоплательщиков одного государства от дискриминационного налогообложения в другом государстве;
  • предусмотреть взаимный обмен информацией в целях обеспечения выполнения положений конвенции, а также недопущение уклонения от налогообложения или злоупотребления положениями конвенций.

Читайте также: