Законы хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью обеспечения роста налоговых поступлений

Опубликовано: 26.04.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:41, контрольная работа

Краткое описание

Свод законов Хаммурапи является уникальным письменным памятником истории. Он представляет собой один из первых образцов кодифицированного права и рассматривает взаимоотношения в древнем Вавилонском обществе, основные группы преступлений: против личности, против имущества. Хоть в оригинальном написании свод законов Хаммурапи не подразделяется на статьи и записан сплошным текстом, не предусматривая деление на подотрасли права, в нём присутствуют элементы уголовного, семейного, гражданского, трудового, земельного и других прав.

Содержание

История создания законов Хаммурапи

Положение рабов по законам Хаммурапи

Долговые и ростовщические отношения по законам Хаммурапи

Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрошка.doc

Контрольная работа по теме:

Долговое рабство по законам Хаммурапи.

Студент 1 курса факультета Истории и социальных наук Янковский Э.С.

План работы:

  • Введение

  • История создания законов Хаммурапи

  • Положение рабов по законам Хаммурапи

  • Долговые и ростовщические отношения по законам Хаммурапи

  • Заключение

  • Список источников и литературы

Свод законов Хаммурапи является уникальным письменным памятником истории. Он представляет собой один из первых образцов кодифицированного права и рассматривает взаимоотношения в древнем Вавилонском обществе, основные группы преступлений: против личности, против имущества. Хоть в оригинальном написании свод законов Хаммурапи не подразделяется на статьи и записан сплошным текстом, не предусматривая деление на подотрасли права, в нём присутствуют элементы уголовного, семейного, гражданского, трудового, земельного и других прав.

Цель моей работы – исследовать долговое рабство по законам Хаммурапи, рассмотрев при этом положение рабов в целом, отношения к ним общества. Проанализировать ростовщические отношения, характерные для Древнего Вавилона, рассмотреть условия попадания в долговое рабство и оценить возможность выхода из него.

История создания законов Хаммурапи.

Правление царя Хаммурапи (1792-1750) ознаменовано созданием сборника законов. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право в стране». Данная кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования. 1

Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в которой должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя, боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения.

Законы Хаммурапи, как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство.

Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.

Положение рабов по законам Хаммурапи.

Основными источниками рабства были долг и военный плен. Рабы в Древнем Вавилоне не считались членами общества, а приравнивались к скотине. Пренебрежительное отношение к рабам просматривается в некоторых законах Хаммурапи:

«Если человек серебро ли, золото ли, раба ли, рабыню ли, быка ли, овцу ли осла ли или что бы то ни было у (несовершеннолетнего) сына человека или у раба человека без свидетелей и договора купил или на хранение принял, человек этот – вор, он должен быть убит» 1 . – Здесь отчётливо видно, что раб поставлен в один ряд с вещами и скотом. За раба требуется самая низкая плата при обращении к врачу:

«Если пациент – раб человека, хозяин раба должен дать врачу 2 сикля серебра» 2 , что в 5 раз меньше, чем плата врачу за свободного человека. К тому же, наказания за преступления против рабов и причинение им неумышленного вреда, гораздо мягче, чем наказания за преступления против свободных людей:

«Если врач человеку сделал большой надрез бронзовым ланцетом и (тем) причинил человеку смерть или на виске у человека сделал надрез бронзовым ланцетом и (тем) ослепил глаз (этого) человека, ему должны отрезать руку», но «Если врач большой надрез сделал бронзовым ланцетом рабу мушкенума и (тем) причинил (ему) смерть, он должен отдать раба за раба». 3

«Если человек ударил рабыню человека и (тем) причинил ей выкидыш, 2 сикля серебра он должен отвесить. Если эта рабыня умерла, он должен отвесить 1/3 мины серебра» 4 , что ещё раз подтверждает пренебрежительное отношение к рабам. Человек может причинить непоправимый вред, который может привести и к смерти раба, и при этом откупится лишь штрафом, тогда как

1 Законы Хаммурапи

2,3,4 Там же

причинение вреда свободному человеку ведёт за собой крупный денежный штраф, либо наказание по принципу Талиона:

«Если человек ослепил глаз сыну человека, его глаз должны ослепить. Если он сломал человеку кость, ему должны сломать кость. Если глаз мушкенуму он ослепил или кость мушкенуму сломал. Он должен отвесить 1 мину серебра. Если он ослепил глаз раба человека или сломал кость раба человека, половину его цены он должен отвесить». 1

Стоит отметить, что если раб совершал деяние, противоречащее закону, его ждало жестокое наказание:

«Если раб человека кого-либо из людей по щеке ударил, ему должны отрезать ухо».Объяснить такую не совсем справедливую для современного мира систему наказаний можно довольно просто: принцип Талиона действовал только тогда, когда обидчик и жертва были на одном социальном уровне. Оплеуха от простого раба, которого в древности не считали за человека, была очень серьёзным оскорблением, поэтому наказывалась по всей строгости. Однако рабы ценились в хозяйстве, и существуют статьи закона, по которым раб в некоторых инцидентах оставался безнаказанным:

«Если человек раба дворца, рабыню дворца, раба мушкенума, рабыню мушкенума выведет за городские ворота, он должен быть убит. Если человек раба или рабыню беглых, принадлежащих дворцу или мушкенуму в доме своём укрыл, и по объявлению глашатая не выдал, это хозяин дома дома должен быть убит. Если человек раба или рабыню беглых в степи поймал и в дом его господина его привёл, 2 сикля серебра господин раба должен ему отдать. Если раб этот господина своего не назвал, во дворец его надлежит привести, прошлое его надлежит исследовать, и его господину его должны вернуть.

1 Законы Хаммурапи

2 Там же

Если раба этого в своём доме он удержал, а затем у него он будет обнаружен, человек этот должен быть убит.

Если раб от (человека), поймавшего его, убежал, человек этот господину раба (в этом) во имя бога должен поклясться и будет

свободен». 1 Примечательно, что за кражу раба предусматривается то же наказание, что и за кражу имущества – смерть.

1 Законы Хаммурапи

Долговые и ростовщические отношения по законам Хаммурапи.

Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Царский земельный фонд складывался как в результате превращения храмовых земель в государственные, так и в результате захвата и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками.

Только владение землей в общине делало человека, независимо от его служебного и социального положения, полноправным.Об экономическом неравенстве и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.

Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и коллективной (храмов), так и в частной собственности. Их ряды пополнялись главным образом за счет военнопленных. Они входили в состав имущества господина, которое можно было отчуждать и передавать по наследству. Материальной основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которою входили также земли храмов.

Для контроля над деятельностью местных правителей и проведения в жизнь царской воли на места посылались специальные гонцы или "царские посланцы", наделявшиеся царем огромными полномочиями.

Ростовщические отношения в Древнем Вавилоне оформлялись письменно.

Документ составлялся на необожжённой глине, при смачивании которой можно было легко уничтожить прежнюю надпись и сделать другую.Это предусматривалось в особых случаях, например:

«Если за человеком долг в рост имеется, а поле его Адад побил, или наводнение унесло (урожай), или из-за отсутствия воды зерно на поле не имеется, (то) в этом году зерно своему кредитору он может не возвращать, табличку свою он может увлажнить (для внесения изменений), и рост за этот год он может не отдавать».

Получается, что земледелец по закону может избежать долгового рабства в случае неурожая. Проследим, как будет протекать долговое рабство, если у земледельца появляется необходимость в него вступить:

«Если человека одолел долг, и свою жену, своего сына или свою дочь он продал за серебро или в долговое рабство отдал, 3 года (на) хозяйство своего покупателя или своего закабалителя они должны работать, (а) на четвёртый год их освобождение должно быть совершено. Если человека одолел долг, и свою рабыню, которая родила ему сыновей, он продал за серебро, серебро, которое кредитор (ему) отвесил, хозяин рабыни может (кредитору) отвесить и рабыню свою выкупить».

Таким образом, законы Хаммурапи не закрепощают, а, наоборот, выступают на стороне должника и дают реальную возможность выйти из долгового рабства.

Рассмотрев законы Хаммурапи, можно прийти к выводу о том, что положение рабов было бедственным, рабы являлись наименее социально защищённой категорией граждан. Главным источником рабства был военный плен. В случае попадания в рабство за долги, законом предусматривались пути выхода из долгового рабства, в отличии от обычного, долговое рабство было фиксированным (3 года), также человек защищён от попадания в кабалу в случае форс-мажорных обстоятельств: стихийных бедствий, неурожая.

Фото с сайта hkar.ru

Фото с сайта hkar.ru

После того, как Хаммурапи взошел на трон, страна крепла и развивалась. Он провел ряд реформ:

  • Провел административную реформу. Он разделил страну на определенные области и районы, поставив руководить ими чиновников.
  • Подчинил себе все храмы и объявил свою власть божественной.
  • Привел в порядок систему сборов и налогов.
  • На частную торговлю были введены ограничения, торговля полностью попала под контроль государства. Для контроля торговли царь поставил купцов, которые стали чиновниками.
  • Продажа земли была строго запрещена. Землю, принадлежащую общинам, было запрещено продавать.

Но создание государственных законов, организация судебной системы – это самый большой вклад, который он внес в укрепление государственности.

На сегодняшний день законы Хаммурапи – самые древние, из всех найденных и дошедших до нас. Для времени его создания, а записан судебник Хаммурапи был примерно в 1750 гг. до н.э., он показывал, что Вавилон был государством, имеющим свою мощную государственность.
Если описать, что изменилось после написания законов Хаммурапи кратко , то:

  • Официально закреплен общественный строй государства (рабовладельческий).
  • Это помогло четко организовать судебную систему и исполнение законов.
  • Был выявлен основной господствующий класс – это рабовладельцы.

Законы Хаммурапи: общая характеристика

В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи . Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона.

Фото с сайта hkar.ru

Фото с сайта hkar.ru

На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст их написан в клинописной форме.

На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата. Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней. После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились, сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст судебника Хаммурапи , разделен на три части.

В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
Вторая часть – это статьи, в судебнике Хаммурапи насчитывалось 282 статьи. Законы царя Хаммурапи, краткое содержание по разделам:

  1. Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
  2. Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
  3. О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
  4. Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
  5. Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
  6. Семейное право (127-195 пункты).
  7. Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
  8. Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).

В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их. Идет перечень и описание всех вавилонских богов, которые также наложат всевозможные проклятия на человека и весь его род.

Законы Хаммурапи : краткое содержание

Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:

  • Полноправные жители – авилум.
  • Неполноправные жители – мушкенум.

Фото с сайта hkar.ru

Фото с сайта hkar.ru

У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители – это низший слой, у которого была только часть прав.

Законы Хаммурапи о рабах определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать внимательно, то становится ясно, что раб – движимое имущество.

Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.

Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.

После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.

Фото с сайта hkar.ru

Фото с сайта hkar.ru

Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования. Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу.Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить. Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.

Не менее интересны законы Хаммурапи касательно семейного права. Здесь господствовало патриархальное устройство семьи. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).

В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде. После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Но, тем не менее, если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка. Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.

Вывод

После рассмотрения мы видим, кого защищали законы царя Хаммурапи . В первую очередь законы защищали интересы царя, потому что земля давалась только на правах аренды. Храмы полностью подчинялись царю, происхождение которого считалось божественным.

О чем заботился Хаммурапи в своих законах во вторую очередь, так это о рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав. Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.

Справедливые и несправедливые законы Хаммурапибыли направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Теории рынка с несовершенной конкуренцией возникли:
после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.
в трудах А. Смита и Д. Рикардо
в учении физиократов
в сочинениях древнегреческих философов
в трудах родоначальников неоклассицизма

2. В теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина основным признаком «дифференциации продукта» является наличие у товара одного из продавцов какого-либо существенного признака, который может быть:
воображаемым
фиксированным
реальным
дискретным
как реальным, так и воображаемым

3. Для стимулирования потребительского спроса на инвестиции государство, по мысли Дж.М. Кейнса, должно активно содействовать регулированию нормы ссудного процента: простой
в сторону снижения
до достигнутого уровня в предыдущем периоде
в сторону увеличения
с учетом согласования с мировым банком
до уровня промышленно развитых стран

4. История экономических учений берет свое начало с периода возникновения:
натурально-хозяйственной идеологии
меркантилистской идеологии
идеологии классической политической экономии

5. Изучение истории экономических учений позволяет лучше понимать в развитии экономической науки ее:
прошлое
настоящее
прошлое и настоящее

6. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:
денежное хозяйство
натурально-хозяйственные отношения
либеральные рыночные отношения
крупную торговлю
ростовщические операции

7. Вытеснение предыдущего этапа или направления экономической мысли новым (альтернативным) этапом или направлением в истории экономических учений происходит:
по завершении данного этапа либо направления
через временной лаг после завершения данного этапа либо направления
еще до завершения существования того или иного этапа либо направления

8. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью:
ликвидации системы рабовладения
улучшения экономического положения рабов
скорейшего перехода к рыночной экономике
обеспечения роста налоговых поступлений в казну
не допустить разрушения основ натурального хозяйства

9. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги – это:
совершенно бесполезный товар
результат соглашения между людьми
единственное проявление богатства человека и государства
техническое средство, облегчающее обмен
стихийно возникший товар

10. На этапе приоритетной роли в экономической науке меркантилизма доминировала концепция:
протекционизма
экономического либерализма
социального контроля общества над экономикой

11. Приоритетным методом экономического анализа меркантилизма является:
эмпирический метод
каузальный метод
функциональный метод
исторический метод
математический метод

12. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:
рост заграничных инвестиций
насильственное завоевание внешних рынков
неограниченная свобода предпринимательской деятельности
превышение импорта над экспортом
превышение экспорта над импортом

13. В соответствии с воззрениями меркантилистов макроэкономическое равновесие обеспечивается в стране:
координирующими мерами государства
без вмешательства государства в хозяйственную жизнь
частичным вмешательством государства в хозяйственную жизнь

14. Автором термина «политическая экономия» является:
Аристотель
Ф. Аквинский
А. Монкретьен
А. Смит
К. Маркс

15. Предметом изучения классической политической экономии является:
сфера обращения (потребления)
сфера производства (предложения)
сфера обращения и сфера производства одновременно
сфера сельскохозяйственного производства
совокупность экономических и неэкономических факторов

Что из перечисленного не является объектом изучения истории экономических учений?

-История экономической теории как науки.

-История отдельных экономических теорий.

+История способов производства материальных благ.

-История категорий, используемых экономической теорией.

-История отраслевых и функциональных экономических наук.

Какой из указанных исторических памятников создан в Древнем Египте в XVIII в. до н. э.?

-"Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери-ка-Ра".

-Законы царства Эшнунны.

-Законы царя Хаммурапи.

Какой древнекитайской школе принадлежит следующее высказывание:"Дао, которое можно выразить словами, не есть истинное дао"?

Аристокл - это настоящее имя?

Кто из лревних античных авторов сказал:" Латифундии погубили Италию. "?

Какой древний источник признавал шесть основных прав человека (на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых)?

Все ли перечисленные средневековые авторы являются патристами?

Что по мнению Фомы Аквинского не может быть целью труда?

Какое из приведенных положений не может принадлежать меркнтилистам?

-Конкуренция вредна, ее надо избегать и предотвращать.

+Нельзя регулировать численность и квалификацию торговцев.

-Надо предоставить привилегии на производство и торговлю.

-Надо регулировать цены и зарплату.

-Надо защищать внутренний рынок от иностранных товаров.

Кем был составлен Новоторговый Устав(1667 год)?

+А. Л. Ордын - Нащокиным.

К какому этапу развития классической школы принадлежит творчество Жана Шарля Леонарда Симона де Сисмонди?

-I этап ( 1-я стадия).

-I этап ( 2-я стадия).

Какое из приведенных положений не может принадлежать физиократам?

-Абсолютный экономический либерализм.

-Естественный порядок, естественная свобода, естественный человек.

-Земля - единственный источник чистого продукта и чистого дохода.

-Единый земельный налог.

+Государство только устанавливает ставку процента, все остальное решает сам человек.

Что из перечисленного не относится к экономической таблице Ф. Кенэ?

+Как в течение года меняются цены?

-Как распределяется между классами совокупный общественный продукт?

-Из чего складываются доходы 3- х классов общества?

-Как между классами доходы обмениваются на продукты?

-Как возмещаются доходы каждого класса?

Что из перечисленного нельзя отнести к пониманию А. Смитом пользы от разделения труда?

-Никто не делает сам все, что нужно для собственного потребления.

-Разделение труда имеет универсальный характер - от простых операций - до профессий.

+Разделение труда может иметь различные степени, но чем их меньше, тем труд производительнее.

-Разделение труда способствует изобретению машин.

-Обмен возможен только, если люди заняты неодинаковыми делами.

Найдите правильное высказывание Д. Рикардо о ренте.

-Всякий доход землевладельца представляет собой ренту.

+Рента- это цена, котрую земледелец платит землевладельцу за пользование землей.

-Рента - это фактически арендная плата.

-Хлеб дорог потому, что платится рента.

-Рента - это разность между рыночной ценой продукта земли и доходом земледельца.

Выберите вариант формулировки закона рынков, максимально близкий к тому, что писал Ж.-Б. Сэй.

-Товары обмениваются на товары.

-Чтобы что-то купить, прежде надо что - то продать.

-Предложение порождает свой собственный спрос.

+Продукты обмениваются на продукты.

-Если часть каких - либо товаров, способных удовлетворить человеческие потребности, не находит покупателя, т. е. их производено слишком много, значит, каких - то других товаров произведено недостаточно.

Правильно ли изложены ошибки Т. Р.Мальтуса, сделанные им в его "Опыте о законе народонаселения. "?

-Главное внимание он уделял соотношению браков и рождений, не придавая значения снижению смертности.

-Недооценивал такой фактор как детская смертность в бедных семьях.

-В отличие от животных, люди не только потребляют продукты. но и производят их.

+С повышеним уровня жизни, рождаемость, в определенных пределах, имеет тенденцию самопроизвольно увеличиваться.

-Выводя свою геометрическую прогрессию, он не учел рост населения за счет иммиграции.

Кто из перечисленных утопистов был не только теоретиком, но и успешным практиком?

-Клод Анри Сен - Симон.

Кто скозал:"Собственность - это кража"?

-Нассау Вильям Сениор.

-Клод Фредерик Бастиа.

-Томас Роберт Мальтус.

+Пьер Жозеф Прудон.

Что из перечисленного не относится к открытиям марксизма?

+Был всесторонне исследован коммунистический способ производства, его возникновение и развитие, его законы.

-Разработана теория воспроизводства и экономических кризисов.

-Дана общая характеристика капиталистической эксплуатации.

-Доказано, что основой существования и развития общества является материальное производство.

-По- новому определен предмет политэкономии.

Кто из перечисленных ученых не был предшественником маржинализма?

-Иоганн Генрих фон Тюнен.

-Антуан Огюстен Курно.

-Герман Генрих Госсен.

Какое из положений не относится к вкладу теории предельной полезности в экономическую науку?

-Изменилась техника экономического анализа - акцент был перенесен со средних величин на предельные.

-Появились понятия:"предельные издержки", "предельная производительность" и т. д.

+В центр внимания были поставлены задачи на поиск оптимальных результатов при безграничных ресурсах.

-Теоретики предельной полезности, в основном, занимались статическими задачами, а не динамическими, как классики.

-Они широко применяли математику, в т. ч. дифференциальное исчисление.

Кто из перечисленных ученых не относится к институциональному течению в экономической науке?

Какие из перечисленных положений не относятся к взглядам Т. Веблена на экономическую науку и капиталистическое общество?

-Экономическая наука упрощает действительность, занимается абстракциями.

-Теория говорит о равновесии, а в жизни постоянно происходят изменения, эволюция.

-Экономисты видят в человеке что-то вроде арифмометра, вычисляющего полезность.

+Количество товаров при высоких ценах будет возрастать медленнее, чем при низких.

-Эволюция улучшает эконмическое положение богатых, а бедным живется все хуже.

Вторая часть тестов по История экономических учений с ответами.

Что из изложенного не имеет отношения к теории конвергенции Д. К. Гэлбрейта?

-В корпорациях реальной властью обладают не собственники, а техносруктура.

-Власть эта безлика, т. к. все решения вырабатываются коллективно.

-Техноструктура вынуждена планировать работу корпорации.

-Техноструктура мало заинтересована в максимизации прибыли на капитал.

+Планирование требует стабильности, а дать ее может только свободная конкуренция.

Кто из перечисленных ученых не относится к неокейнсианцам?

Кто из перечисленных ученых не относится к неолибералам?

Кто из названных ученых не разрабатывал теорию рациональных ожиданий?

Какое из перечисленных положений монетаризма изложено неправильно?

-Монетаризм - это теория стабилизации экономики, в которой деньги рассматриваются как решающий фактор общественного воспроизводства.

-Монетаризм - это теория спроса на деньги.

+Государство может воздействовать на экономику, формируя предложение денег.

-Регулируя денежную массу, правительство может воздействовать на темпы роста или падения производства.

-Суть монетарной концепции в так называемой " проблеме запаздывания".

Какая мера по ограничению совокупного спроса, предлагаемая монетаристами, указана неправильно?

-Проведение конфискационной денежной реформы.

-Замораживание сбережений населения.

-Поощрение покупок золота, драгоценностей, недвижимости.

-Государство должно освободиться от "чрезмерных" социальных обязательств перед своими гражданами.

+Государство должно все-же поддерживать дотациями и субсидиями неэффективное производство, если оно важно для общества.

Автором какого из названий теоретической экономики является Уильям Петти?

С какой целью законы Хаммурапи ограничивали долговое рабство?

-Обеспечения роста налоговых поступлений в казну.

-Скорейшего перехода к рыночной экономике.

+Не допущения восстаний и разрушения основ натурального хозяйства.

-Никакой конкретной цели законы не преследовали.

Сферой хремастики по мнению Аристотеля является?

+Торговля с целью наживы и ростовщичество.

-Мелкая торговля и торговля хлебом земельной аристократии.

Все ли принципы изучения истории экономических учений указаны правильно?

-Научная истина относительна, а, следовательно - временна.

+Изучение этой дисциплины является самоцелью.

-Никакая теоретическая схема не содержит готовых рецептов.

Автором термина "политическая экономия" является.

Оплата труда ремесленников, согласно законам Хаммурапи, предполагала:

+Твердую оплату и суровую ответственность.

-Не предполагала твердой оплаты, но предполагала суровую ответственность за сделанную работу.

-Зависела от принадлежности пациента к тому или иному сословию общества.

-Не зависела от принадлежности пациента к тому или иному сословию общества.

-Законы не регламентировали оплату труда.

Основная идея "Речения Ипусера"?

-Как управлять государством в смутное время.

-Нельзя допускать захвата чужих богатств.

-Надо расширять посевные площади.

-Надо выполнять ирригационную повинность.

+Нельзя допускать бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства.

Какое из указанных этических понятий свойственно школе Мо Ди?

-Уважение к старшим.

-Соблюдение норм взаимоотношений между людьми.

Какая из обязанностей государственного чиновника, согласно Артхашастре, указана неправильно?

-Установление устойчивого уровня товарных цен.

-Использование товарных запасов.

-Учет сезонного колебания цен.

+Решение споров между жителями деревни.

-Недопущение злонамеренного использования колебания цен.

Какое из указанных положений не свойственно Ксенофонту?

-Обоснование разделения физического и умственного труда.

+Обращение денег в качестве торгового и ростовщического капитала.

-Экономия - это наука обогащения своего хозяйства.

-Земледелие по своему значению ставилось наравне с военным искусством.

-Занятие ремеслом не включалось в предмет экономии.

Какое сословие "Идеального государства" Платона указано неправильно?

-Ремесленники и мелкие торговцы.

Какое из указанных положений не свойственно Аристотелю?

+Богатство - это изобилие денег.

-Рабство- это явление естественное.

-Экономия - естественна, хремастика - неестественна.

-Меновая торговля относится к экономии.

-Рабство всегда должно быть основой производства.

Найдите неточность в уравнении обмена Аристотеля.

-В самих товарах нет ничего такого, что могло бы приравнять их друг к другу.

-Товарный обмен - это отношение не только между вещами, но и между их владельцами.

-В обменной сделке есть 4 участника.

-Именно товаровладельцам присуща т. н. "субстанция ценности".

+"Субстанция ценности" - это потребность в том, что есть у обменивающихся.

Какое из высказываний принадлежит Варрону?

-Покупать надо только самое необходимое.

-Рабы должны постоянно работать.

-Старых и больных рабов продавать.

+покупать рабов разных национальностей, чтобы предотвратить восстания.

-Все, что нужно, делать в своем хозяйстве силами рабов.

Какое из высказываний принадлежит Катону?

-Рабы - говорящие орудия.

+Хозяин должен продавать, а не покупать.

-Надо возвратиться к натуральному хозяйству.

-Землевладельцы не должны жить в городах.

-Землевладельцы не должны доверять имения управляющим.

Кто в Древнем Риме требовал ликвидации рабовладения?

Какие философские школы подготовили распространение христианства в Римской империи?

-Агностики и гностики.

+Гностики и стоики.

Каким методом пользовались средневековые ученые-богословы?

Какой принцип хозяйственного уклада в средневековье указан неправильно?

Какое из приведенных положений не может принадлежать патристам?

-Брать можно только "справедливую цену!.

-Христианин не может быть купцом.

-Деньги-зло, хотя и неизбежное.

+Физическим трудом должны заниматься только рабы и иностранцы.

ДРЕВНИЙЦ ЕГИПЕТ

В период Среднего царства (XX-XVIII вв. до н.э.) необычайное распространение получило долговое рабство, результатом которого стала гражданская война, сопровождающаяся избиением аристократов и чиновников, переделом их имущества. Нельзя отчетливо выяснить экономическую платформу восставших (видимо за неумением последних формулировать и писать подобные документы). Зато сохранился документ, отражающий экономические воззрения побиваемых во время войны аристократов. Это любопытное "Речение Ипувера" (начало XVIII в. до н.э. ). Главная его идея - недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны. Впервые в мировой истории автор доказывает, что социальное неравенство вполне естественно, раз люди, как и деревья неравны от природы. Произнося свою речь якобы перед царем Египта, он возмущался тем, что в результате переворота бедняки получили имущество богатых и последним пришлось работать. Как говорилось в "Речении Ипувера"[3] люди зажиточные "поставлены к работе над ручными мельницами", "дети вельмож выгнаны на улицу", "царь захвачен бедными людьми", вскрыты архивы и "расхищены их податные декларации", чиновники убиты и придворные изгнаны из царских домов. Его возмущало то, что бедняки, не способные построить даже хижины, стали теперь владельцами домов, а крестьянин, который "не мог найти себе быков для распашки, стал собственником большого количества скота" и даже наследственных рабов. Ипувер упорно доказывал, что участники переворота сами стремились стать рабовладельцами.

Цель восстания зависит от того, насколько глубоко укоренилось в сознании самих рабов признание рабовладения. Целью переворота в более ранних периодах было возвращение общинных отношений, в поздних - возможность для бывшего раба стать самому рабовладельцем.

Другой самый ранний памятник экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну».[4] В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства.

Вавилония - это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата.

О зарождении и развитии экономической мысли в Древней Вавилонии, а также о действовавших в ней экономических порядках дают представление дошед­шие до нас законы царя Эшнунны (XX в. до н.э.), зако­ны Липит-Иштара (ХХ-Х1Х вв. до н.э.) и законы Хам­мурапи (XVIII в. до н.э.).

Законы Эшнунны[5] предусматривали установление государством цен

(на ячмень, масло, шерсть, соль, медь и др.). Установленные твердые цены позволяли определять уровень арендной платы, размеры штра­фов, норму процента, хранение и т.д. Законы регла­ментировали норму процента. В связи с тем, что в Вавилонии были достаточно высоко развиты товарно-денежные отно­шения, ставка процента оказалась более низкой, чем в Древнем Египте. Этими же законами предусматрива­лось регламентирование продажи недвижимости.

Законы Эшнунны свидетельствуют о первом в исто­рии человечества опыте государственного регулиро­вания ценообразования.

Законы Липит-Иштара (1934-1924 гг. до н.э.)[6] дош­ли до нас только в виде фрагментов. Однако известно, что на втором году правления «он установил справед­ливость в Шумере и Аккаде» (предположительно объя­вил недействительными сделки купли-продажи земли и долговые обязательства). Эти законы, по-видимому, оказали влияние на законы Хаммурапи. Попытка несколько ограничить развитие долгового рабства, не обостряя противоречий общества, была предпринята в Вавилонии. Появляется Кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.)[7].

На базальтовом столбе, найденном при раскопках в г. Сузи в Эламе был выбит в виде текстов свод законов, действующих в правлении царя Хаммурапи. Законы царя часто именуемые кодексом законов (кодекс законов создан около 1760 года до н.э.) являются памятником древневосточного рабовладельческого права и дают представление об экономических основах организации общества, со­стоянии экономической мысли того времени. Этот исторический документ отражает реальные случаи хозяйственной практики. Законы сгруппированы тематически: собственность, царская служба, брак и семья, свободный общинник, неполноправный общинник, находящийся на царской службе.

Деление общества на рабовладельцев и рабов признавалось естественным; рабы приравнивались к материальным ценностям. В законах Хаммурапи нашла отражение забота об укреплении и охране ча­стной собственности вавилонских граждан, об арен­де, о ростовщичестве и найме. Покушение на част­ную собственность каралось смертной казнью, сда­чей в рабство.

Законы Хаммурапи запрещали продажу наделов ва­вилонских граждан, государственных служащих, вои­нов. Большая группа законов была направлена на регулирование ростовщичества; законы запрещали ростовщикам самим (без разрешения должника) забирать его урожай в счет уплаты долга. Предусматривалось наказание за плохое обращение с заложниками. Дол­говое рабство было ограничено тремя годами. Основная задача кодекса законов царя Хаммурапи - нейтрализовать социальные последствия долгового рабства.

1. Социальный статус долгового рабства был объявлен временным состоянием, через три года раб становился свободным, долги его аннулировались.

2. Существовал запрет на убийство неоплатных должников.

3. В случае неурожая арендаторы освобождались от арендной платы.

4. Были установлены нормы для арендной платы.

5. Была санкционирована частная собственность в разных видах и ей были даны широкие гарантии (в случае воровства, обмана).

6. Вопрос о натуральном и товарном хозяйстве решался в пользу последнего. Торговля трактовалась как нормальное явление. Ее регулированию посвящалось много статей, разрешался наем ремесленников, работорговля. С помощью рабства Хаммурапи предлагал даже укрепить семью: "Если жена вознамерится оставить своего мужа, станет его позорить, поступать расточительно, то она могла быть брошена в реку или должна жить в доме мужа как рабыня". Хаммурапи рекламировал свой кодекс как водворяющий




справедливость и исключающий обиду слабого со стороны сильного. Основные цели: смягчить долговое рабство, сохранить военные поселения.

Законы предусматривали деление населения на три катего­рии:

1. полноправные свободные граждане - общинники;

2. неполноправные свободные граждане, нахо­дящиеся на царской службе;

Для граждан каждой из указанных категорий за одни и те же проступки предусматривались различ­ные меры наказания.

В кодексе законов царя Хаммурапи содержатся первые упоминания о первых ростовщиках. Царь Хаммурапи впервые ввел ограничения на процентную ставку - 20% годовых по денежным займам и 33 % - для займов, выдаваемых в виде зерна для посевов. Деление на товарный и денежный кредиты сохранится с той поры в практике и понаши дни. Тогда же впервые началась диверсификация кредитов. Например, в Уре во II - I вв. до н.э. было известно несколько видов кредитов, в том числе беспроцентные. Обычно они были не более 1 месяца и выдавались либо в рамках большого семейного хозяйства, либо в рамках профессиональной организации. Однако в случае невозврата должник должен был выплатить долг вдвойне в обмен на отсрочку платежа. Подобная практика была широко распространена в Месопотамии, впоследствии - на Ближнем Востоке. Например "долговая риба"[8] (в мусульманском праве) первоначально представляла собой обязательства должника помимо основной суммы долга выплатить процент в обмен на продление кредитором срока возврата кредита. Хаммурапи превратил всех ростовщиков в государственных служащих. Единственное эффективное средство борьбы с чрезмерностью ростовщичества были царские амнистии, которые прощали долги, и кредиторы не смели ограничивать их свободу. Подобные амнистии были распространены в Вавилоне. Но амнистия распространялась только на зерновые долги, но не на серебро. Другой способ частичного ограничения влияния ростовщичества на общество был строго установленный срок долговой зависимости. Должник, попавший в подобную зависимость, вынужденный физическим трудом погашать свою задолженность, автоматически освобождался в соответствии с законом Хаммурапи, от своего долга по истечении трех лет. К тому же времени относится первое упоминание о залоге. Обеспечением возвратности займа моглослужить засеянное семенами поле кредитополучателя: в то время деньги, семена в рост могли давать как купцы, так и любые частные лица. Проблема возвратности кредитов в те далекие времена стояла достаточно остро. Исторические источники свидетельствуют отом,что сроки действия некоторых закладных могли доходить до 200 лет, а кредитор в обмен на выдачу товарного кредита получал права на жен, детей должника, всю его собственность. К этому времени относятся и письменные свидетельства успешных попыток применения сделок кредитования в условиях установленных ограничений. В тех сообществах, где земля передавалась по наследству, должник в обеспечение возвратности кредита усыновлял в официальном порядке человека, выдавшего ссуду.Широкое распространение ростовщичества в условиях безграмотности большинства населения, приводило к катастрофическому расслоению общества на землеимущих и рабов.
Кодекс законов царя Хаммурапи уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности, дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии денежно-товарных отношений в Вавилоне. На основе законов Хаммурапи, написанных в XVIII в. до н.э., можно судить об экономических воззрениях и отношениях, господствовавших в Древнем Вавилоне (около 4 тыс. лет назад).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: