Законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов

Опубликовано: 11.05.2024

Кратко о FATCA

  1. Общая информация

FATCA – Foreign Account Tax Compliance Act (Закон США “О налогообложении иностранных счетов”).

Согласно FATCA иностранные финансовые институты ( FFI – foreign financial institutions ) должны идентифицировать американских налогоплательщиков, владеющих прямо или косвенно финансовыми счетами и представлять в IRS (Налоговый орган США) при следующих условиях:

  1. Баланс счета 50 тыс. $ для ФЛ, 250 тыс. $ для ЮЛ (др. финансовые инструменты такой стоимости);
  2. Есть межгосударственное соглашение ИЛИ прямое соглашение финансового института с IRS .

При невыполнении требования FATCA о представлении отчетности о счетах резидентов США IRS может быть удержан 30% штрафной налог. Так, если FFI 1 – участник FATCA , где у FFI 2 открыт корреспонденский счет и FFI 2 не представляет информацию в IRS о счетах резидентов США, то FFI 1 может удержать 30% с корреспонденского счета FFI 2.

Передача информации осуществляется ежегодно по специальным формам W -8,9, на предоставление информации всегда требуется согласие клиента. При отказе клиента предоставить информацию, клиенту может быть отказано в обслуживании (открытие счета, совершение операции, поддержание счета).

Требования FATCA :

  1. Идентификация (выявление клиентов резидентов США: новых и существующих);
  2. Отчетность (отчетность по налогам, удержанным от источника дохода в США, по клиентам, отказавшимся предоставить информацию);
  3. Сертификация (сертификация соответствияFFIтребованиямFATCA).

Признаки налогового резидента США: 1) заявление клиента о принадлежности к налоговым резидентам; 2) гражданство/пмж в США; 3) место рождения в США; 4) текущий адрес в США; 5) в качестве контактного телефона указан телефон в США; 5) заявление на перевод денежных средств в США; 6) доверенность выданная лицу с адресом в США; 6) право подписи, выданное лицу с адресом в США.

  1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 173-ФЗ

Права и обязанности организаций финансового рынка

1. Принимать обоснованные и доступные меры по выявлению лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов

При этом по общему правилу нельзя осуществлять сбор и передачу информации в отношении:

  • ФЛ, являющихся гражданами РФ и не имеющими вид на жительство в иностранном государстве;
  • ЮЛ, созданных в РФ, более 90% акций/долей в которых контролируются РФ/гражданами РФ.

2. Передача информации иностранному налоговому органу может осуществляться только с согласия клиента

  • Согласие – одновременно является согласием на передачу информации в ЦБ РФ и Росфинмониторинг;

3. Право на отказ от совершения операций, право на одностороннее расторжение договора с клиентом, отказ от заключения договора при следующих условиях:

  • Есть документальное подтвержденное предположение, что клиент является иностранным налогоплательщиком; И
  • Клиент не предоставил информацию в срок не менее 15 дней.

При этом нельзя отказать в осуществлении платежей по исполнительным документам о возмещении вреда жизни/здоровью, о выплате алиментов, о выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда/выходного пособия, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, расчеты с бюджетом.

4. Организация финансового рынка должна уведомить ЦБ РФ и Росфинмониторинг в течение 3 рабочих дней с даты регистрации в иностранном налоговом органе;

5. В случае получения запроса от иностранного налогового органа, организация финансового рынка в срок 2 рабочих дня направляет информацию о его получении в ЦБ РФ и Росфинмониторинг;

6. Организация финансового рынка в срок не позднее 10 рабочих дней до даты направления информации в иностранный налоговый орган направляет информацию о клиенте в ЦБ РФ и Росфинмониторинг

  • В течение 10 дней с момента дня получения информации Росфинмониторинг может вынести решение о запрете на направление информации в иностранный налоговый орган

В связи с принятием Федерального закона от 27.11.2017 №340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» лица, заключающие с банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, обязаны представлять в банк информацию, позволяющую установить их налоговое резидентство, в отношении самих себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих.

В случае непредставления лицом, заключающим с банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, информации, запрашиваемой в соответствии с настоящей главой, банк вправе отказать в заключении такого договора с этим лицом.

В случае непредставления клиентом, имеющим действующие договоры, предусматривающие оказание финансовых услуг, запрашиваемой банком информации, позволяющую установить их налоговое резидентство, банк вправе отказать в совершении операций, осуществляемых в пользу или по поручению клиента, либо расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг.

Формы самосертификации для определения налогового резиденства

Налогообложение иностранных счетов в соответствии с требованием законодательства FATCA

Банк является участвующим финансовым институтом (Participating FFI) в рамках Закона о налогообложении иностранных счетов США (FATCA). Банку присвоен индивидуальный идентификационный номер участника (GIIN — Global Intermediary Identification Number) — ZDFUFB.00000.LE.643.

В соответствии с пп. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.06.2014 №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в банке были утверждены следующие документы:

В соответствии с требованиями FATCA, банк обязуется выполнять требования по идентификации клиентов, сбору и передаче предусмотренной Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Федеральный закон №173-ФЗ) информации о клиентах уполномоченным государственным органам Российской Федерации, а также иностранному налоговому органу, включая Internal Revenue Service of the United States (Федеральную налоговую службу США) и (или) иностранным налоговым агентам, уполномоченным иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов.

В связи с этим, в соответствии со ст. 2 Федерального Закона №173-ФЗ ПАО «АК БАРС» БАНК рекомендует клиентам:

  • физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим гражданство иностранного государства (не имеющим гражданство РФ) или не имеющим гражданства, или имеющим одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство иностранного государства (за исключением гражданства государства — члена Таможенного союза) и (или) имеющим вид на жительство в иностранном государстве;
  • юридическим лицам, зарегистрированным не в соответствии с законодательством Российской Федерации или зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, более 10% акций (долей) уставного капитала, которых прямо или косвенно контролируются иностранными гражданами (лицами с гражданством иностранного государства (без гражданства РФ) или без гражданства, или с двойным гражданством и (или) имеющим вид на жительство в иностранном государстве (за исключением лиц имеющих одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство государства — члена Таможенного союза);
  • и не прошедшим процедуру идентификации на предмет отнесения их к категории иностранных налогоплательщиков, заполнить и представить в банк одну из нижеследующих анкет:
    • для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: Анкета клиента — физического лица
    • для юридических лиц: Анкета клиента — юридического лица

Если клиентом — физическим лицом или индивидуальным предпринимателем дан хотя бы один положительный ответ на вопросы в Анкете, а клиентом — юридическим лицом дан любой ответ на вопросы в Анкете, ему необходимо документально подтвердить или опровергнуть предположение об отнесении его к категории клиентов — иностранных налогоплательщиков, посредством предоставления в банк одной из форм в соответствии с требованиями FATCA (W-8BEN, W-8BEN-E, W-9, W-8IMY и W-8ECI), а также предоставить в банк подписанное Согласие банку на обработку персональных данных (открыть Согласие банку на обработку персональных данных).

Указанные формы находятся в открытом доступе на сайте www.irs.gov .

Выбор формы для заполнения зависит от статуса налогоплательщика, к которому относится клиент.


После введения американского закона о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA) у граждан России возникли справедливые вопросы: кто, какую информацию должен предоставлять федеральным чиновникам США (и вообще должна ли Россия участвовать в этой деятельности). Давайте разбираться.

FATCA: основные положения закона

В соответствии с законом о налогообложении иностранных счетов — FATCA, граждане США должны предоставлять достоверную информацию о своих счетах за рубежом. Кроме этого, все финансовые учреждения (банки, страховые компании, депозитарии) других стран тоже обязаны отправлять сведения о счетах, открытых американцами.

Получается, что США «включили» систему тотального контроля за деятельностью граждан за рубежом, а также за доходами, получаемыми вне пределов США. В отличие от России, где налоговыми резидентами признаются лишь те граждане, что проживают на территории страны не менее 183 дня за минувшие 12 месяцев, в Америке налоги платят все, вне зависимости от места фактического проживания.

Санкции: как «наказывают» за невыполнение требований закона

Межправительственные договоры по FATCA подписали многие европейские государства. Банки, не выполняющие обязательства по передаче информации о счетах американских граждан, попадают под санкции. Причем они касаются не только самого финансового учреждения, но и всех его клиентов. Аналогично и с государствами: санкции коснутся всех клиентов всех банков «провинившегося» государства.

При нарушении требований ФАТКА налоговые органы США снимают 30 % при совершении следующих операций:

  • получение выплат от физических лиц, компаний на территории США (в том числе по процентам, дивидендам, премиям);
  • зачисление прибыли от реализации движимого или недвижимого имущества, сдачи его в аренду;
  • перевод сквозных платежей некоторых видов.

Россия официально не ратифицировала соглашение ФАТКА из-за особенностей мировой политики. Но отечественные банки, чтобы не попасть под удар и не навредить своим клиентам, согласились добровольно участвовать в глобальном обмене информацией. Сегодня более 90 % российских компаний банковского сектора зарегистрировались в федеральной налоговой службе США и получили промежуточный идентификационный номер (GIIN).

Кого коснутся нормы FATCA?

ФАТКА — закон США о налогообложении иностранных счетов — издан с целью выявления налоговых резидентов этой страны по всему миру. Американские власти ищут любые пути для сбора налогов с доходов, полученных за пределами Штатов.

Чтобы попасть в число «счастливчиков», достаточно удовлетворять хотя бы одному из следующих условий:

  • быть гражданином США (или родиться в этой стране);
  • иметь разрешение на постоянное проживание на территории этой страны (Green Card);
  • проживать на территории США свыше 183 дней за последние 3 года (не обязательно подряд);
  • отказаться от заполнения анкеты, определяющей статус налогоплательщика;
  • иметь почтовый адрес (в т. ч. абонентский) в США.

Если у вас нет иного гражданства, кроме российского, а также вида на жительства в государствах за пределами ЕАЭС, от заполнения анкеты FATCA можно отказаться без последствий со стороны США.

Обратите внимание: американские власти собирают информацию не только о физических, но и о юридических лицах. Для них подтверждениями статуса налогового резидента могут быть:

  • наличие почтового адреса, номера телефона или офиса, зарегистрированного на территории США;
  • отсутствие адреса для доставки выписок по счетам (например, на конверте просят указать «до востребования»);
  • проживание в другой стране лица, имеющего право подписи или любую доверенность от лица компании;
  • наличие договоренностей о регулярных денежных переводах на американские счета.

Поэтому, если физическое или юридическое лицо является налоговым резидентом США и не намерено скрывать доходы от властей, следует заполнить форму W-9, по которой налоговые агенты рассчитают сумму платежа в федеральный бюджет. Во всех остальных случаях сведения о себе, компании или доходах предоставлять не нужно.

Правильное заполнение форм по требованиям ФАТКА

Часто при открытии счетов в отечественных или зарубежных банках клиентов просят заполнить форму ФАТКА. Обязательной эта процедура является только для американских налогоплательщиков. Однако финансовые эксперты рекомендуют и всем остальным не отказываться от подобной формальности, чтобы не получить отказ в банковском обслуживании.

Для юридических лиц в анкету включен пункт о типе компании (финансовая или нефинансовая), помогающий определить дальнейший перечень сведений, необходимый по требованиям американского закона. В одном случае достаточно будет просто поставить пару галочек в готовой форме, а в другом — предоставить сведения о бенефициарах, чтобы подтвердить отсутствие среди них тех, кто пытается укрыться от налоговой системы США.

Определить тип компании несложно:

  • к финансовым институтам относят банки, инвестиционные и страховые компании, депозитарные организации, а также все юридические лица, состоящие с ними в одном холдинге;
  • нефинансовыми считаются все остальные организации, включая НКО.

Нефинансовые организации делятся на активные и пассивные. Для зачисления в первые необходимо соответствовать минимум одному признаку из следующего списка:

  • менее 50 % дохода приходится на пассивные способы его получения;
  • ценные бумаги компании торгуются на биржах или иных официальных торгах;
  • компания зарегистрирована в США и имеет среди акционеров граждан этой страны;
  • компания обслуживает финансовые интересы других (нефинансовых) организаций;
  • юридические лица, прекратившие финансовую деятельность в течение последних 5 лет.

Соответственно, все остальные нефинансовые институты — это пассивные компании, более половины прибыли которых формируется за счет процентов, платежей по аренде, дивидендов и т. п.

Чтобы не попасть под санкции, все юридические лица из категории финансовых, должны пройти регистрацию в налоговых органах США с целью присоединения к ФАТКА. Пассивные нефинансовые организации просто отчитываются по бенефициарам, а активные — подтверждают свой статус путем отметки в соответствующих строчках формы.

Российское законодательство о налогообложении иностранных счетов

Помимо нашумевшего американского закона, не стоит забывать и о требовании отечественных налоговых органов. ФНС опубликовала письмо под номером № БС-2-17/771, где расписаны случаи, когда средства на зарубежных счетах облагаются налогом.

Оказывается, если физическое или юридическое лицо, будучи налоговыми резидентами РФ, хранят средства на счетах иностранных банков, на них распространяются обязательства, предусмотренные п. 5 ст. 12 № 173-ФЗ.

В частности, речь идет о представлении отчетов о создании, закрытии счетов в банках других государств, а также о движении средств и проводимых операциях (для физических лиц — ежегодно до 1 июня, для ИП и юридических лиц — поквартально). Для нерезидентов необходимость регулярных отчетов отсутствует (даже если они по-прежнему являются гражданами России).

Получается, что с иностранных счетов требуется уплатить НДФЛ (сейчас — 13 %) всем, кто пробыл на территории страны минимум 183 дня в течение минувших 12 месяцев. Причем для предпринимателей сроки иные: достаточно после года отсутствия приехать хотя бы на 1 день, чтобы вновь получить статус резидента.

FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) — Закон США о налогообложении иностранных счетов, главная цель которого — препятствовать уклонению от уплаты налогов налогоплательщиками США. Закон обязывает банки и другие финансовые институты предоставлять информацию о своих клиентах — физических и юридических лицах Налоговой службе США.

ПАО «МТС Банк» (далее — Банк) прошел процедуру регистрации в Налоговой службе США, получив статус финансового института, участвующего в применении FATCA (Participating Foreign Financial Institution). Банку присвоен глобальный идентификационный номер GIIN (Global Intermediary Identification Number): V7LYN1.00000.LE.643.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Банк принимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди клиентов лиц, на которых распространяются требования FATCA.

Банком утверждены критерии отнесения клиентов к категории налогоплательщиков США (Приложение «Критерии/Признаки отнесения клиента к категории иностранных налогоплательщиков»).

Банк при установлении деловых отношений с клиентом, заключении договоров об оказании финансовых услуг проводит анкетирование клиентов путем заполнения типовых форм Банка (Приложение «Анкета-опрос клиента — ЮЛ», Приложение «Анкета-опрос клиента — ИП», Приложение «Опросный лист клиента — ФЛ»).

Заполнение типовых форм Банка является способом получения от Клиентов необходимой информации.

Обращаем Ваше внимание, что Банк не консультирует клиентов по вопросам применения Закона FATCA. В случае возникновения вопросов рекомендуем Вам проконсультироваться с профессиональным налоговым консультантом.

Анкета-опрос клиента – индивидуального предпринимателя

Опросный лист клиента – физического лица

Анкета-опрос клиента – юридического лица

Критерии/Признаки отнесения клиента к категории иностранных налогоплательщиков

Закон CRS

CRS (Common Reporting Standard) — стандарт по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах, разработанный Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). CRS направлен на предотвращение глобального уклонения от уплаты налогов с использованием офшорных юрисдикций и обеспечение прозрачности налоговой информации.

В связи с присоединением России к международному автоматическому обмену финансовой информацией с иностранными государствами по стандарту ОЭСР, введением новых положений Налогового кодекса Российской Федерации, утверждением Постановления Правительства от 16.06.2018г. № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)»" Банк обязан принимать меры по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, а клиенты, в свою очередь, обязаны предоставлять данную информацию по запросу Банка.

Каждая юрисдикция устанавливает свои критерии налогового резидентства, с общими правилами можно ознакомиться на веб-портале — OECD AEOI Portal (http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-residency)

Банк в целях выполнения вышеуказанных требований при установлении деловых отношений с клиентом, заключении договоров об оказании финансовых услуг запрашивает у клиентов информацию и документы, в том числе: приложение «Термины и определения», приложение «Форма самосертификации ФЛ», приложение «Форма самосертификации ЮЛ», приложение «Форма самосертификации для контролирующих лиц».

Банк не оказывает своим Клиентам консультационные услуги по вопросам определения налогового резидентства согласно требованиям CRS. В случае возникновения вопросов рекомендуем Вам проконсультироваться с профессиональным налоговым консультантом.

В случае непредставления Клиентом информации по запросу Банка, а также при предоставлении неполной или заведомо неверной информации Банк вправе:

  • отказать в заключении такого договора об оказании финансовых услуг
  • расторгнуть договор об оказании финансовых услуг в одностороннем порядке или отказаться от совершения операций, осуществляемых в пользу или по поручению такого клиента по ранее заключенному договору.

За нарушение валютного законодательства грозит штраф от 25 до 100 процентов от суммы валютной операции. Увеличению количества случаев привлечения к ответственности способствуют законодательные изменения и формирование новой судебной практики. Чтобы не лишиться переведенных на заграничный счет денег, физлица и юрлица должны своевременно отчитываться о движении денежных средств и проверять валютные операции на соответствие требованиям закона

Будьте внимательны при использовании зарубежных счетов – валютный контроль усиливается

Российское валютное законодательство отличается особенной строгостью. Перечень валютных операций, которые могут совершать физические и юридические лица, достаточно короткий. При этом штрафы за нарушение законодательства поистине драконовские – от 25 до 100 процентов от суммы незаконной валютной операции (ст. 15.25 КоАП РФ). Чтобы не пришлось уплачивать штрафы, нужно точно понимать, какие операции могут совершать российские резиденты (физлица, являющиеся гражданами РФ или постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство, а также юрлица с местонахождением в России).

Могут ли физлица переводить деньги между своими зарубежными счетами?

Статья 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) содержит перечень разрешенных валютных операций. Так, российские резиденты – физлица вправе переводить денежные средства между своими счетами в зарубежных банках, а также со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках.

Какие еще валютные операции разрешены для физлиц?

Резиденты РФ вправе осуществлять со счетами, открытыми за пределами России, следующие операции:

  • получать проценты на остаток средств на этих счетах;
  • переводить денежные средства в виде взноса, который требует банк при открытии счета (вклада);
  • переводить на такие счета наличные денежные средства и те, что получены в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на эти счета (вклады);
  • получать суммы налогов, возвращенные органами того государства, в котором находится резидент (например НДС, полученный по правилам такс-фри).

Физлица могут зачислять на свои зарубежные счета деньги, полученные от нерезидентов?

Российские резиденты вправе зачислять на свои счета денежные средства, полученные от нерезидентов:

  • зарплату и иные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей за пределами РФ, а также суммы, выплачиваемые для возмещения расходов в связи с командировками;
  • суммы, выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража;
  • пенсию, стипендию, алименты и иные социальные выплаты;
  • страховые выплаты, осуществляемые страховщиками-нерезидентами;
  • возвращенные денежные средства – например, ошибочно перечисленные или те, что были уплачены нерезиденту за товар, который резидент решил вернуть.

Какие операции можно совершать, если счет открыт в государстве – члене ОЭСР или ФАТФ?

Если счет у физлица открыт в банке на территории государства, являющегося членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), то тогда ему могут быть зачислены:

    кредиты и займы в иностранной валюте, полученные по договорам с организациями-нерезидентами, которые являются агентами правительств иностранных государств, а также по договорам, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

  • доходы от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за границей имущества;
  • средства, выплачиваемые в виде процентного (купонного) дохода и иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям и векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги);
  • средства, полученные в результате продажи физлицом внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской или иностранной бирже;
  • средства, выплачиваемые в виде дохода, полученного от передачи денежных средств или ценных бумаг доверительному управляющему – нерезиденту;
  • средства, полученные от продажи нерезиденту транспортного средства;
  • средства, полученные от продажи нерезиденту недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ. Такое имущество должно быть зарегистрировано на территории государства – члена ОЭСР или ФАТФ. Еще одно важное условие: государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией. Кроме того, счет (вклад) резидента должен быть открыт в банке на территории этого иностранного государства.
  • Какие валютные операции разрешены для юрлиц?

    Перечень разрешенных валютных операций для юридических лиц в целом совпадает с описанным выше. При этом необходимо помнить несколько простых правил:

    • между резидентами разрешены только те валютные операции, что приведены в ст. 9 Закона № 173-ФЗ;
    • валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением предусмотренных ст. 11 Закона № 173-ФЗ.
    • Валютные операции должны осуществляться через счета в уполномоченных банках и банках за пределами территории РФ в предусмотренных Законом № 173-ФЗ случаях (ст. 14 этого закона).

    Что грозит за непредоставление отчетности по счетам в зарубежных банках?

    Открытие счета в банке за пределами РФ порождает обязанность уведомить об этом российский налоговый орган. Кроме того, физические и юридические лица должны отчитываться о движении денежных средств на своих зарубежных счетах. Формально непредоставление отчета в установленные законом сроки влечет привлечение к ответственности в виде штрафа.

    Физлица сообщают о движении денежных средств один раз в год, в срок до 1 июня года, следующего за отчетным. То есть если вы открыли счет в Швейцарии в 2019 г., то отчитываться начнете с 2020 г. Уведомление об открытии счете нужно подать в налоговый орган в течение месяца.

    Юридические лица должны предоставлять отчетность о движении денежных средств ежеквартально, в течение 30 дней с момента завершения квартала.

    Суммы штрафов за неисполнение этих обязанностей невелики – до 3 тыс. руб. для физлиц и до 50 тыс. руб. для юрлиц. Однако контролирующие органы могут применить к резиденту положения п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ о незаконных валютных операциях. Тогда будет наложен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, в рассматриваемом случае – суммы счета. И хотя такая судебная практика пока не сформирована, возможность ее появления существует.

    Что такое репатриация валюты и каким будет наказание за невыполнение этой обязанности?

    Закон накладывает обязательства по репатриации иностранной валюты на участников внешнеторговой деятельности и лиц, дающих займы нерезидентам. Это означает, что резидент должен обеспечить:

    • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные им товары, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, выполненные работы и оказанные услуги;
    • возврат в Россию средств, уплаченных нерезидентам за неполученные товары, непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, невыполненные работы и неоказанные услуги;
    • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся по договорам займа.
    • Получается, что именно заимодавец (продавец), который по условиям заключенного с нерезидентом договора должен получить от заемщика (покупателя) денежные средства, отвечает перед государством за своевременное исполнение такого обязательства. За невыполнение обязанности по репатриации валюты может быть наложен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).

    Почему усилился валютный контроль?

    15 мая 2018 г. вступили в силу поправки к Закону № 173-ФЗ. С этой даты компании, осуществляющие внешнеторговые сделки, обязаны сообщать банкам точные сроки поступления валютной выручки. То есть в экспортно-импортных контрактах необходимо указывать конкретные сроки исполнения сторонами своих обязательств. В банк предоставляются именно эти сведения, а не данные о продолжительных временных периодах, отведенных на поступление денег.

    Также компания обязана сообщать банку о сроках возврата авансовых платежей, переведенных нерезиденту, а в договорах займа с заемщиками-нерезидентами – указывать сроки исполнения обязательств.

    При этом банкам разрешено отказывать в проведении операций практически за любое нарушение валютного законодательства. Но они обязаны письменно известить об этом нарушителя не позднее следующего рабочего дня после принятия решения. Так, в проведении операции могут отказать за нарушение резидентами положений Закона № 173-ФЗ о своих обязанностях, о сделках, об использовании счетов в зарубежных банках или из-за несоответствия поданных документов требованиям закона.

    Как в судах решаются вопросы применения валютного законодательства?

    Суды при решении вопроса о наказании за нарушение валютного законодательства никогда не отличались лояльностью по отношению к нарушителям. И все же иногда компаниям удавалось доказать неправомерность штрафа, например когда в договор с иностранным контрагентом были внесены изменения относительно порядка или сроков оплаты. Однако прошлогодние изменения в Закон № 173-ФЗ исключили возможность применения такого подхода.

    До 2019 г. не было практики привлечения российских юрлиц к ответственности за зачисление выручки непосредственно на свой счет, минуя счета в уполномоченных банках. Однако зимой этого года компания «Двадцатый век Фокс СНГ» подала почти 100 исков к ИФНС России № 4 по Москве, оспаривая штрафы налоговой инспекции за нарушение валютного законодательства. Дело в том, что партнеры компании в Казахстане переводили деньги за оказанные услуги на ее счет в местном банке Citibank Kazakhstan в казахстанских тенге, минуя счета в уполномоченных банках России. Представители российской компании сослались на «малозначительность» совершенного правонарушения, но суды этот довод не приняли. Пока компании не удалось доказать свою правоту. Можно предположить, что в ближайшие годы суды вынесут немало аналогичных решений.

    Что касается физлиц, то прецедентов привлечения их к ответственности за совершение незаконных валютных операций пока немного. Санкции применяют в основном за несвоевременное предоставление отчетности по зарубежному счету, и пока – не более того. Однако с учетом двух прошедших «амнистий капиталов» (периоды, когда физлица могли добровольно предоставить в налоговые органы информацию об имеющихся у них активах, счетах за рубежом и т.д.) и электронного обмена налоговой информацией между РФ и большинством западных стран высока вероятность, что валютные операции физических лиц окажутся под большим контролем.

    В заключение остается дать совет: чтобы не терять деньги при совершении валютных операций, следует правильно их квалифицировать и проверять на предмет соответствия требованиям законодательства.

    Читайте также: