Законодательные акты применяемые в налоговом консультировании

Опубликовано: 15.05.2024

Налоговое консультирование: новая эпоха?

НК РФ – это один из рекордсменов среди кодексов по частоте вносимых изменений. Общая часть НК РФ действует с 1 января 2000 года, и за это время поправки вносились в нее более 200 раз. Одно это уже затрудняет исчисление налогов – но налоговый закон к тому же и сформулирован непросто.

Поэтому услуги налоговых консультантов, помогающих разобраться в хитросплетениях налоговых норм, весьма востребованы – особенно бизнесом. Конечно, сегодня специальный правовой статус налоговых консультантов в законе не закреплен, однако эта отрасль консалтинга уже давно и успешно развивается. Обычно в качестве налоговых консультантов выступают адвокаты (или, как уточняют они сами, "налоговые адвокаты"), юрисконсульты, не имеющие адвокатского статуса, либо экономисты.

Сегодня у таких специалистов есть возможность подтвердить свою компетентность путем сдачи квалификационного экзамена в Палате налоговых консультантов и получить соответствующий аттестат. На сегодняшний день выдано более 10 тыс. квалификационных аттестатов по специальности "Консультант по налогам и сборам".

В конце мая в Госдуму поступил законопроект "О налоговом консультировании" (далее – Законопроект), закрепляющий основы правового статуса налоговых консультантов и правила оказания ими услуг 1 . Посмотрим, как предлагается урегулировать уже сложившиеся отношения и что по этому поводу думают эксперты.

Налоговые консультанты – кто они?

Несмотря на довольно развитый рынок налогового консалтинга, в договоре на оказание услуг или трудовом договоре все же редко фигурируют такие стороны, как "налоговый консультант" или "работник-налоговый консультант". Чаще заключается обычный договор оказания услуг, в котором налоговый консультант поименован как "исполнитель". Но бывают и исключения, когда один из контрагентов назван именно налоговым консультантом (постановление ФАС Поволжского округа от 8 июля 2011 г. № Ф06-5329/11 по делу № А65-8463/2009, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 г. № 11АП-12210/12 по делу № А55-17726/2011).

В судебной практике вместо привычного "представитель по доверенности" встречается даже "налоговый консультант по доверенности" – правда, это единичный случай (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2012 г. № 19АП-2991/12 по делу № А35-12334/2011).

Сегодня профессионал может получить статус налогового консультанта, успешно завершив образовательные курсы при Палате налоговых консультантов. Однако в настоящее время этот статус государством не признается. Аттестат налогового консультанта, конечно, играет определенную роль – но только как конкурентное преимущество на рынке юридических услуг или актив соискателя при трудоустройстве.

Кроме того, статус налогового консультанта может использоваться в качестве доказательства обоснованности судебных расходов на квалифицированную юридическую помощь (постановление ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. № Ф06-2759/11 по делу № А65-19019/2010).

Сегодня суды не воспринимают налоговых консультантов как самостоятельных субъектов правоотношений. К примеру, налогоплательщик не может сослаться на то, что о какой-то норме он узнал только из заключения налогового консультанта – ведь по закону налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять налог (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2014 г. № 18АП-591/14 по делу № А07-11599/2013).

Законопроект предлагает придать статусу налоговых консультантов официальный характер: после успешной сдачи квалификационного экзамена компетенция специалиста будет официально подтверждена аттестатом. К сдаче экзамена, который проводит сегодня Палата налоговых консультантов, сегодня готовят 80 вузов по всей стране по единой программе. В каком порядке будет проходить обучение налоговых консультантов и кому по новому закону будут сдавать экзамен претенденты – пока непонятно.

Предполагается, что статус налогового консультанта может приобрести и штатный сотрудник организации. В этом случае закон о налоговом консультировании будет распространяться на него в полной мере.

Если профессионала не обладает официальным статусом налогового консультанта, то практиковать ему никто не запретит – однако он будет лишен возможности называть себя "налоговый консультант" (для организаций – "налоговая консультация").


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"По большому счету, данный законопроект никакого регулирования не осуществляет, а только предлагает консультантам на добровольной основе объединиться в СРО, чтобы сохранить (или приобрести) в названии организации словосочетание "налоговый консультант". Конечно, в зависимости от размеров взносов, которые будут установлены, организации смогут нивелировать свою имущественную ответственность за счет фонда, собранного СРО. Иных "бонусов" для налоговых консультантов законопроект не предполагает, за исключением, может быть, недопущения изъятия предметов и документов, кроме как в рамках УПК РФ (хотя, предпочтительно было бы, по решению суда).

С другой стороны, развитию рынка налогового консультирования может помешать тот факт, что органом, регулирующим их деятельность, будет Минфин России. Вероятно, налоговые консультанты будут вынуждены давать консультации, так или иначе поддерживающие мнение ведомства, тогда как налогоплательщики часто оспаривают действия налоговиков, основанные на письмах Минфина России"

Объем услуг

Конечно, налоговые консультации будут основным видом деятельности налоговых консультантов. Кстати, в Законопроекте они прочно увязаны с составлением заключения по итогам консультации – поэтому пока неясно, можно ли будет консультировать устно.

Перечень услуг налоговых консультантов открытый – на это указывают слова "в частности" перед перечислением видов услуг (ч. 1 ст. 1 Законопроекта).

Конфиденциальность

Многие потенциальные клиенты налоговых консультантов опасаются, что сведения о налоговых правонарушениях или содержание консультации станет известным налоговой инспекции.

Кстати, суды вполне ожидаемо не принимают в качестве доказательств ничем не подтвержденные сведения, полученные от налоговых консультантов в настоящее время (постановление ФАС Центрального округа от 3 мая 2006 г. № А48-401/02-16к). Однако если статус налогового консультанта станет официальным, все может измениться.

Еще один нехороший вариант развития событий – это "утечка" сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, к конкурентам.

Законопроект закрепляет тайну налогового консультирования (п. 3 ч. 2 ст. 5, ст. ст. 7-8), причем не только для налоговых инспекций, а для всех третьих лиц, и относит к ней в том числе производственную и коммерческую тайну. Но предусмотрены и исключения: под режим тайны не попадет информация о факте заключения договора, его цене, а также те сведения, которые клиент обнародовал сам или дал на это согласие.

Правда, ответственность за нарушение обязанности хранить тайну налогового консультирования не предусмотрена. Если провести аналогию с аудиторами, то можно увидеть, что у них такая ответственность есть, и ее объем ограничен убытками, которые понес клиент вследствие разглашения аудитором своего ноу-хау третьим лицам (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Контроль качества и ответственность

Аттестат налогового консультанта должен подтверждать соответствующую квалификацию, и Законопроект предусматривает следующие гарантии качества услуг налоговых консультантов:

Обязательное повышение квалификации (ч. 3 ст. 5 Законопроекта). Минимальное количество учебных часов установлено в размере 72 часов за два года. Кстати, это меньше, чем минимальная программа повышения квалификации аудиторов (не менее 120 часов за три года) (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). В итоге, аудиторы должны обучаться как минимум 40 часов в год, а налоговые консультанты – 36.

Контроль качества (ст. 20 Законопроекта). Интересно, что предусмотрено два вида контроля: внутренний (силами СРО) и внешний (проводимый ФНС России).

Причем периодичность плановых проверок установлена только для первого вида контроля: не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год. Основание для внеплановой проверки, как обычно, – жалоба клиента.

Последствия внешней проверки, в ходе которой были выявлены нарушения требований закона о налоговом консультировании, профессионального стандарта или кодекса этики, могут быть весьма серьезными – вплоть до исключения из СРО. Из более мягких мер реагирования – приостановление членства в СРО, предписание об устранении нарушения и предупреждение.

Имущественная ответственность за некомпетентную консультацию (ст. 17 Законопроекта). В случае, если рекомендации налогового консультанта оказались некачественными, он обязан возместить клиенту убытки в размере штрафа и пени, взысканных налоговиками. Это распространяется и на те случаи, когда консультант утверждал, что ответственность за то или иное нарушение не установлена.

С дополнительной гарантией возмещения убытков со стороны СРО сложнее. С одной стороны, СРО даже не может быть включена в реестр СРО, если не подтвердит возможность обеспечения дополнительной имущественной ответственности (п. 3 ч. 2 ст. 15 Законопроекта).

С другой стороны, в ч. 2 ст. 17 Законопроекта предусмотрено, что СРО вправе (а не обязана) применять меры имущественной ответственности, предусмотренные законом о СРО (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315). И это еще больше запутывает ситуацию: указанный закон предусматривает два способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО: страхование их ответственности либо формирование компенсационного фонда за счет взносов членов СРО. А Законопроект говорит только о второй возможности (абз. 5 ст. 2).


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"Имущественная ответственность определяется как пени и штрафы, начисленные консультируемому лицу вследствие некачественной налоговой консультации. Данный механизм, по сути, уже применяется подавляющим количеством компаний, профессионально занимающихся данным видом деятельности.

Особый интерес представляет формулировка п. 1 ст. 17 законопроекта о моменте наступления ответственности налогового консультанта: "Налоговый консультант, налоговая консультация несут имущественную ответственность в размере сумм санкций и пени, вмененных консультируемому лицу вступившим в законную силу решением о привлечении (отказе в привлечении) консультируемого лица к ответственности за совершение нарушения законодательства или вступления в законную силу судебного акта, признавшего законность такого решения".

Между вступлением решения налогового органа в законную силу и вступлением в законную силу решения суда по этому делу (после прохождения трех инстанций) проходит срок не менее одного года, а часто и гораздо больше. В связи с этим порядок определения момента наступления ответственности налогового консультанта крайне важен, и, как видится мне, автор законопроекта оставляет этот момент на усмотрение сторон (то есть, как будет прописано в договоре)."

Шанс на жизнь

В основном услугами налоговых консультантов сегодня пользуются предприниматели – как малый бизнес (у которого не всегда есть возможность содержать штатного бухгалтера и юриста), так и крупные организации (для разрешения сложных вопросов налогообложения). Обычные граждане — очень редко, в том числе и из-за стоимости услуг хорошего консультанта. Разработчики Законопроекта прекрасно это понимают, отмечая в пояснительной записке, что физические лица "могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового".

Это подтверждают и результаты опроса пользователей нашего портала. На вопрос о том, будут ли они пользоваться услугами профессионалов в сфере налогов, 9% респондентов задали встречный вопрос: "А кто это?". Да и вообще, в целом отношение к институту налогового консультирования у россиян пока настороженное, а нередко и отрицательное.

Между тем, популярность налоговых консультантов в скором будущем может возрасти – ведь с 1 января 2015 года у граждан появится обязанность по извещению налоговых органов об имеющемся имуществе, если не пришла налоговая декларация (Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

53% респондентов одобряют введение института налоговых консультантов.

Сколько будут стоить услуги налоговых консультантов, пока сказать сложно. Скорее всего, расценки сохранятся на нынешнем уровне, потому что формулы расчета стоимости налоговой консультации Законопроект не предусматривает.

В ходе обсуждения Законопроекта неоднократно предлагалось закрепить некоторые преимущества для клиентов аттестованных налоговых консультантов: например, продлить срок предоставления налоговой декларации или вообще освободить их на какое-то время от налоговых проверок. Однако итоговый вариант Законопроекта таких стимулов не содержит.

Правда, не все специалисты соглашаются с их необходимостью. Так, председатель комитета по налогам Московского городского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Зеленов уверен: "Налогоплательщики не должны находиться в неравных условиях в зависимости от того, какая компания их обслуживает, и обслуживает ли вообще".

Трудно спрогнозировать, каким будет закон о налоговом консультировании, когда его примут в окончательном виде. Это как раз тот случай, когда правоотношения не создаются государством "с нуля", а появляются в результате урегулирования уже сложившихся отношений. Поэтому хочется, чтобы законодатель принял во внимание положительный опыт, уже наработанный профессионалами и Палатой налоговых консультантов.

Документы по теме:

1 С текстом законопроекта № 525626-6 "О налоговом консультировании" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

«Московский бухгалтер» уже писал о законопроекте, который разрабатывает Палата налоговых консультантов. Напомним: документ вводит аттестацию специалистов. Но, как выяснилось в беседе с директором ПНК Татьяной Стыровой, только этого недостаточно для успешного развития бизнеса.

– Татьяна Васильевна, какую цель преследует законопроект?

– Цель законопроекта – стандартизировать и регламентировать деятельность субъектов в сфере налогового консультирования. Прекрасно, что сейчас много аудиторских компаний и консалтинговых фирм занимаются этим видом деятельности. Мы не говорим, что нужно запретить такую практику. Наоборот, это хорошо. Уже определился субъектный состав – ясно, кто может и хочет заниматься консультированием. Теперь нужно обратить внимание на профессионализм специалистов.

– Аттестат – это документ, свидетельствующий о получении человеком дополнительных знаний и систематизации имеющихся. Выдавшая его организация выступает гарантом того, что слушатель повысил квалификацию. Однако мы считаем, что механизм ответственности нужно создать и закрепить на уровне закона. Необходимо, чтобы любое юридическое или физическое лицо было уверено в том, что ему дадут профессиональный совет. Должна сформироваться налоговая культура правоотношений.

– Какую ответственность консультанта предусматривает законопроект? Гражданскую, уголовную, административную?

– В настоящее время прорабатывается механизм ответственности в сфере налогового консультирования. Он должен обеспечивать защиту интересов как налогоплательщиков (стабилизация развития бизнеса), так и государства (формирование бюджета). Именно с этой целью создается Координационный совет Палаты налоговых консультантов, куда войдут представители правительства, профильных министерств и ведомств.

– Выносился ли проект на обсуждение общественности?

– Нет, мы не открываем свой законопроект. Не потому, что это тайна за семью печатями. Дело в том, что он пока очень «сырой». Мы работаем в совершенно новой, только формирующейся отрасли отношений. Я считаю, что лучше повременить, чем написать плохо. В результате можно прийти к тому, что правовые нормы не будут работать. Хотя сегодня сделано уже многое, но торопиться не стоит. Например, немецкой системе налогового консультирования 140 лет. Когда их профессионалы увидели, что мы сделали за пять лет, то сказали: «Да вы, господа, семимильными шагами идете».

– Консультант – это профессия штатного сотрудника или помощника со стороны?

– Консультант должен учитывать интересы фирмы и государства. Если он будет работать в штате, не приведет ли это к росту схем оптимизации, которые инспекторы зачастую причисляют к уклонению от налогов?

– Штатный сотрудник не будет разрабатывать противозаконные методы, потому что он несет ответственность за принятое решение. Если контролирующие органы при проверке установят уклонение от налогов, он понесет наказание. Вот специалист со стороны может прийти, посоветовать и уйти. В этом случае риски выше, но именно так сейчас и происходит. Поэтому представители Палаты считают: чем больше будет штатных налоговых консультантов, тем ответственнее они станут.

Хотя, как показывает многолетняя мировая практика, понятия «уклонение» и «оптимизация» всегда было трудно разграничить. Потому что в первом случае это нарушение нормы права, а во втором – минимизация своих обязательств с учетом требований закона. Я думаю, что мы будем все время балансировать на этой грани. Главное при этом – не ущемлять интересы ни одной, ни другой стороны.

– Какие, на ваш взгляд, сегодня основные проблемы в налоговом консультировании?

– Самая большая беда, что мы до сих пор используем военную терминологию: отстоять, защитить. Почему бытует мнение, что государство и налогоплательщик – это две противоборствующие стороны? Это равные участники правоотношений.

– Используя налоги как финансовый механизм, дать сформироваться и развиться малому и среднему бизнесу. Процветание отдельного хозяйствующего субъекта – это интерес государства в первую очередь.


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

На протяжении более чем пятнадцати лет представители научного сообщества, объединения налоговых консультантов и законодатели пытались инициировать создание закона о налоговом консультировании

Первой попыткой принять федеральный закон, регулирующий дельность налоговых консультантов сталпроекта федерального закона № 98051004-2 «О налоговом консультировании», внесенного в Государственную Думу Российской Федерации (далее – Государственная Дума РФ) 16 июня 1998г. [5] Целью упомянутого федерального закона явилось желание закрепить правовой статус налогового консультанта и исходные начала деятельности по налоговому консультированию (аттестация будущих налоговых консультантов, стандарты их профессиональной деятельности, вопрос создания объединения лиц профессионально оказывающих деятельность по налоговому консультированию и т.д.). Несмотря на длительные обсуждения и согласования положений законопроекта с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, в марте 2003 г. было принято решение снять законопроект с рассмотрения Государственной Думой РФ [5].

В течение последующих лет была создана группа разработчиков нового проекта федерального закона «О налоговом консультировании», в состав который входили ученые, специалисты-практики, представители профильных министерств и ведомств. Было разработано 4 варианта законопроекта: законопроект, подготовленный А.И. Соломаниным; В.Л. Ардашевым; И.И. Кучеровым и Ф.А. Гудковым. В течение 2006-2008 годов велось обсуждение положений на сайте Палаты налоговых консультантов [9].

Результатом проделанной работы стал рабочий вариант законопроекта «О налоговом консультировании», который был представлен на заседании Президентского совета Палаты налоговых консультантов 22 октября 2009 г., однако, по итогам заседаний согласовать данный законопроект не удалось [9].

В 2012 г. Необходимость принятия закона, регулирующего деятельность налоговых консультантов признала Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее – ФНС России). Выступая на Международном конгрессе, организованном российской Палатой налоговых консультантов, руководитель ФНС России М.В. Мишустин отметил, что ФНС России нуждается в профессиональных помощниках, которые бы стали опорой для налоговой службы, также им было предложено начать совместное обсуждение специального закона о налоговом консультирования [7].

Закрепление идеи создания института налогового консультирования нашло отражение в плане мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от10 февраля 2014 г. № 162-р содержит раздел II «Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов», в пункте 5 которого говорится о разработке проекта федерального закона, регулирующего налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов, при сохранении необязательности для налогоплательщиков его использования [1]. Законодательное регулирование данного института будет способствовать снижению рисков налогоплательщиков, повышению эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков и сохранить добровольности института налогового консультирования. Так, в мае 2014 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект № 529626-6 «О налоговом консультировании», который в данный момент проходит рассмотрение.

Целью проекта федерального закона № 529626-6 «О налоговом консультировании» явилось введение института налоговых консультантов. Так, в пояснительной записке к указанному проекту федерального закона авторы обращают внимание, на то, что пользователями услуг по налоговому консультированию являются, в основном, крупные и средние организации, а физические лица, общение которых с налоговыми органами не носит систематического характера, могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового [2].

Так, согласно опросу, проведенному Информационно-правовым порталом Гарант.ру 9% из опрошенных респондентов на вопрос о том, поддерживают ли они инициативу введения института налоговых консультантов ответили, что не знакомы с понятием «налоговый консультант» [6]. Однако, подавляющее число респондентов (54%) одобрили законодательную инициативу с некоторыми оговорками.

Переходя к анализу положений законопроекта № 529626-6, стоит отметить, что перед законодателем стоит непростая задача: обличить в форму закона регулирование сложившихся на рынке налогового консультирования отношений.

Одним из основных вопросов возникающих при анализе проекту федерального закона № 529626-6 «О налоговом консультировании» является вопрос о наличии у законопроекта самостоятельного предмета правового регулирования. В Заключения Комитета Государственной Думы по вопросам собственности отмечено, что добровольный характер деятельности по налоговому консультированию (особо отмеченный в пояснительной записке законопроект) и отсутствие статуса налогового консультанта, налоговой консультации не является препятствием для оказания подобного рода услуг. Таким образом, любые работы и услуги в сфере налогового консультирования может осуществлять любой субъект, в том числе налоговый консультант или налоговая консультация, в результат чего с принятием закона не возникает публичной значимости их статуса или специальной правоспособности [5]. Аналогичного взгляда придерживается Т.В. Иоффе – директор Палаты налоговых консультантов, она отмечает, что раскрытие содержания налогового консультирования происходит через перечисление отдельных видов услуг, связанных с налоговым консультированием. Законопроект не позволяет идентифицировать деятельность по налоговому консультированию, поскольку в нем отсутствуют положения, определяющие соотношение налогового консультирования с аналогичной деятельностью, осуществляемой в рамках оказания аудиторских услуг и адвокатской деятельности.

В свою очередь, Правительство Российской Федерации отмечает, что статья 9 законопроекта, касающаяся приобретения статуса налогового консультанта, не содержит указания на то, что приобретение данного статуса является исключительно добровольным. Как мы видим, дискуссионным является, казалось бы, даже такой фундаментальный вопрос, как предмет правового регулирования проекта закона.

Следующее положение законопроекта, вызывающее множество споров, – полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов. В официальном отзыве, подготовленном Правительством Российской Федерации, отмечено, что закрепление за ФНС России полномочий в области государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций налоговых консультантов создает основу для конфликта интересов [5]. Наделение ФНС России не только функциями по государственному регулированию деятельности по налоговому консультированию, но и большим объемом иных обязанностей, таких как: разработка профессиональных стандартов деятельности в области налогового консультирования, осуществление государственного контроля за соблюдением законодательствами саморегулируемыми организациями налоговых консультантов, проводить проверки для целей контроля качества налоговых консультантов и налоговых консультаций [10].

Соглашаясь с Т.В. Иоффе, зависимость деятельности налоговых консультантов и налоговых консультантов от органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов может привести к конфликту интересов, отсутствию возможности давать объективные разъяснения налогоплательщикам. Негативное влияние, которое оказывает на налоговых консультантов и налоговые консультации устанавливаемая в законопроекте зависимость от ФНС России, отмечают также Ю. Иванов и О. Борзунова [4; 24].

Особого внимания, по нашему мнению, заслуживают положения проекта закона № 529626-6 «О налоговом консультировании», описывающие статус и функции органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов. Проследив эволюцию представлений разработчиков проектов федеральных законов «О налоговом консультировании» о модели регулирования налогового консультирования, мы заметим, что ни в одном из представленных общественности законопроектов государственному регулятору не отведена столь обширная роль в регулировании деятельности налоговых консультантов. Такой подход, на наш взгляд, искажает саму идею налогового консультирования, как независимого от государственного влияния вида деятельности.

Основным вопросом, который возникает всякий раз при обсуждении вопроса принятия федерального закона «О налоговом консультировании» является вопрос ответственности налоговых консультантов. К. В. Бельгисова отметила, что разработчиками не были учтены случаи оказания консультационных услуг несколькими консультантами или консультациями, которые вызвали нарушения налогоплательщиком действующего законодательства [3; 39].

Ограничение ответственности исключительно суммами штрафа и пеней, взысканных контролирующим органом, в результате вступления в силу судебного акта, признавшего законность взыскания контролирующим органом штрафа и пеней, не всегда охватывает тот круг вопросов, которые стали предметом обращения к услугам налоговых консультантов (консультаций) также вызывают сомнения. Так, Ю. Иванов и О. Борзунова подчеркивают, что ответственность не распространяется на сумму доначисленного налога или отказа в возмещении налога, которые могли стать следствием некачественного структурирования сделки налоговым консультантом. Ответственность ограничивается претензиями контролирующих органов и не распространяется на ущерб и убытки консультируемого лица, связанные с хозяйственными взаимоотношениями [4; 24].

Проект федерального закона «О налоговом консультировании» не содержит положений, которые регламентировали порядок возмещения сумм, доначисленных консультируемому лицу. Ю. Иванов и О. Борзунова обращают внимание, что не определены пределы ответственности налоговых консультантов и саморегулируемой организации, порядок формирования компенсационного фонда и страхования ответственности [4; 24]. Также отсутствует форма обеспечения саморегулируемой организацией налоговых консультантов имущественной ответственности каждого ее члена перед консультируемыми лицами. В этой связи, в Заключении Комитета Государственной Думы по вопросам собственности обозначено, что упоминание необходимости обеспечения дополнительной ответственности членов саморегулируемой организации и права саморегулируемой организации применять способы обеспечения имущественной ответственности своих членов перед консультируемыми лицами, установленные Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» не гарантирует возможность получения возмещения имущественного вреда, причинѐнного заказчику вследствие ненадлежащего качества оказанных услуг налоговым консультантом [5].

Ю. Иванов и О. Борзунова, обращают внимание, что в текущей редакции закон посвящен регулированию взаимоотношения между налоговыми консультантами (консультациями) и саморегулируемыми организациями, а также государственному регулированию деятельности последних. При этом, фактическая цель регулирования деятельности налоговых консультантов – взаимоотношения между консультируемым лицом и налоговым консультантом (консультацией) – отражены на уровне принципов и общих норм [4; 24].

При изучении рассматриваемого законопроекта, мы можем также встретить пробелы, допущенные разработчиками при подготовке проекта федерального закона «О налоговом консультировании»: не прописаны условия, являющиеся основаниями для предписания, предупреждения, приостановления членства в саморегулируемых организациях. На это упущение также обращают внимание в официальном отзыве Правительство Российской Федерации [5], Правовое управление Аппарата Государственной Думы в подготовленном им Заключении [5], К.В. Бельгисова [3; 39], К.В. Бельгисова в своей работе обращает внимание, что не определено правовое положение лиц, которые получили квалификацию «консультант по налогам и сборам», нет ответа на вопрос, будут признаны действительными квалификационные аттестаты, выданные Палатой налоговых консультантов. Не является очевидной целесообразность обучения налоговых консультантов исключительно в высших учебных заведениях, при имеющемся многолетнем опыте и практике работы в этой сфере Палаты налоговых консультантов [3; 39]. На этот пробел также указывала Т. В. Иоффе 10].

Ю. Иванов и О. Борзунова справедливо отмечают? что в случае принятия законопроекта в текущей редакции возможно некоторое улучшение качества и востребованности услуг для населения и малого бизнеса, однако, существенного изменения рынка в сфере налогообложения среднего и крупного бизнеса не произойдет. Гарантии, прописанные законом, на практике реализуются крупными консалтинговыми компаниями: строгий отбор кандидатов, внутренний контроль качества, корпоративное обучение, имущественная ответственность, застрахованная на существенные суммы, конфиденциальность, предоставляемая адвокатскими бюро и аудиторскими компаниями [4; 24].

Стремление профессионального сообщества к законодательному регулированию налогового консультированию (с ориентацией на немецкую модель) объясняется тем, что утвержденные на государственном уровне требования, правовой статус налоговых консультантов, в первую очередь, гарантируют налогоплательщику-заказчику высокий уровень и независимость оказанных ему консультаций. Однако, модель отношений, которую предлагают разработчики, рассматриваемого в Государственной Думе РФ проекта федерального закона, может привести к тому, что зависимость налоговых консультантов от ФНС России, станет причиной профискального подхода к решению поставленных налогоплательщиком-заказчиком задач.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской федерации от 10 февраля 2014г. № 162-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования» [Электронный ресурс] // government.ru/media/files/41d4be34b5250e8848fd.pdf (дата обращения: 04.04.2015)

2. Законопроект № «О налоговом консультировании» [Электронный ресурс] // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=529626-6&02 (дата обращения: 04.04.2015)

3. Бельгисова К.В. Тенденции развития института налогового консультирования в России // Современное право. 2014. № 12 (1). С. 37 – 41

4. Иванов Ю., Борзунова О. Анализ законопроекта «О налоговом консультировании» // Кредитный консультант. 2014. № 6 (15). С. 23 – 25






  • 1 Оказываем консультационные услуги по вопросам:
  • 2 Когда возникает необходимость в налоговом консультировании?
  • 3 Что требуется от Вас для получения письменной налоговой консультации?
  • 4 Налоговое консультирование осуществляется в рамках тарифов:
    • 4.1 Разовые консультации — вариант обслуживания 1.
    • 4.2 Абонентское консультирование — вариант обслуживания 2.
      • 4.2.1 Тариф «Лайт консультант»
      • 4.2.2 Тариф «Оптима консультант»
  • 5 Порядок взаимодействия с Клиентом при консультациях:
  • 6 Получите бесплатную консультацию

Оказываем консультационные услуги по вопросам:

  1. Применения налогового, бухгалтерского и трудового законодательства, в т.ч. заработная плата, страховые взносы, налоги;
  2. Налогового планирования структуры сделки или холдинга;
  3. Налоговых проверок;
  4. Закона «о легализации денежных средств»№115 ФЗ, а также по Закону о ККТ № 54 ФЗ; и т.д.

В вашем распоряжении бухгалтеры, юристы и налоговые консультанты.

Когда возникает необходимость в налоговом консультировании?

Необходимость в получении налоговой консультации возникает, тогда, когда Вы хотите:

  1. Правильно применить налоговые льготы
  2. Правильно применить налоговые вычеты
  3. Оградить себя от штрафов, связанных со «спорными» моментами в законодательстве
  4. Принять оптимальное решение при осуществлении налогового планирования
  5. Подготовиться к налоговой проверке
  6. Защититься во время налоговой проверки
  7. Решить текущий вопрос

Наши налоговые консультанты, эксперты в области бухгалтерского и налогового законодательства, оказывают услуги по любым вопросам его применения.

Что требуется от Вас для получения письменной налоговой консультации?

От Вас необходим поставленный в письменной форме интересующий вопрос и/или описание ситуации, в связи с чем вопрос стал актуальным. В течение короткого времени наш специалист предоставит полный ответ на поставленный вопрос, с описанием нашей правовой позиции.

Наш ответ будет включать в себя:

  1. Ссылки на статьи закона, нормативные документы, судебную практику
  2. Описание налоговых рисков и вероятность их наступления
  3. Рекомендации к действию

Для наших клиентов, в рамках договоров на оказание бухгалтерских услуг, устные/e-mail консультации мы проводим БЕСПЛАТНО.

Налоговое консультирование осуществляется в рамках тарифов:

Вы можете воспользоваться любыми из 2 вариантов обслуживания

Разовые консультации — вариант обслуживания 1.

Заключается договор на определенный период, в нем прописывается стоимость услуг. Ежемесячно подводим итоги, подписываем акт выполненных работ (услуг)

Вид консультации Объем Стоимость (руб.)
Одна устная консультация (по телефону) 1 час 7000
Одна устная консультация с отправкой ответа по электронной почте (Дается очень краткий ответ со ссылками на нормативные акты и/или выдержками из них) 1 час 8000
Одна письменная консультация на 1 стандартный вопрос 1 вопрос 1000
Одна письменная консультация по сложным вопросам применения законодательства (требующие рассмотрения судебной практики, дополнительных подзаконных актов и т.д.) 1 вопрос 1 вопрос 2000
Одна встреча в офисе исполнителя или ином назначенном месте для устного консультирования, в том числе 115 ФЗ. (Москва) 1 час 7000
Подготовка одной Жалобы в ЦБ, межведомственную комиссию, налоговый орган 1 жалоба 8000
Подготовка жалобы в банк 1 жалоба 8000
Подготовка письма в банк или налоговый орган 1 письмо 2000
Проверка контрагента по базам данных 1 контрагент 500
Проверка договора на предмет налоговых рисков 1 договор 1500

Абонентское консультирование — вариант обслуживания 2.

Что включено в месячное абонентское обслуживание:

  1. 6 часов телефонных консультаций в месяц
  2. Письменные консультации по стандартным вопросам законодательства – неограниченно
  3. Письменные консультации по сложным вопросам законодательства – не более 3 вопросов
  4. Написание писем в банк и налоговые органы – неограниченно
  5. Подготовка одной Жалобы: в ЦБ или межведомственную комиссию или налоговый орган
  6. Проверка контрагентов по базам данных – неограниченно
  7. Проверка договоров на предмет налоговых рисков – 10 договоров в месяц

Тариф «Лайт консультант»

включает любые 4 из 7 вышеперечисленных пунктов (кроме 8 пункта)

Тариф «Оптима консультант»

включает все 7 из вышеперечисленных пунктов плюс 1 встреча в офисе исполнителя для устного консультирования (Москва).

Абонентское консультирование Период Стоимость
Для ИП и ООО с оборотом до 2 млн. руб в месяц
Тариф «Лайт консультант» месяц 10 000
Тариф «Оптима консультант» 20 000
Для ИП и ООО с оборотом от 2 млн. руб до 10 млн. в месяц
Тариф «Лайт консультант» месяц 20 000
Тариф «Оптима консультант» 30 000
Для ИП и ООО с оборотом от 10 млн. руб. в месяц
Тариф «Лайт консультант» месяц 30 000
Тариф «Оптима консультант» 50 000

В случае превышения объема услуг включенного в тариф, сумма превышения, рассчитывается по стоимости разовых услуг.

Порядок взаимодействия с Клиентом при консультациях:

Шаг 1 Согласовывается вид взаимодействия с Клиентом, тариф обслуживания
Шаг 2 Заключается договор
Шаг 3 Осуществляется предоплата 100%
Шаг 4 Клиент направляет вопрос / список имеющихся вопросов нашему специалисту
Шаг 5 Специалист проводит консультацию в зависимости от выбранного вида взаимодействия
Шаг 6 Подписывается акт сдачи-приемки

Как мы помогаем нашим клиентам избежать ответственности путем исправления учетных ошибок и восстановления учета:

Как мы ведем бухгалтерский и налоговый учет для наших клиентов:


Возмещение НДС


Налоговое планирование


Налоговый аудит


Сопровождение налоговой проверки

Издержки предпринимателей и организаций, связанные с получением нематериальных услуг, привлекают повышенное внимание контролирующих органов. К категории «опасных» в налоговом учете относятся затраты по информационно-консультационным услугам. Суть проблемы в сложности подготовки доказательной базы о том, что консультация по факту имела место, была полезна, а уплаченная стоимость – обоснована.

Вопрос: Работница организации больше двух лет находится в отпуске по уходу за ребенком. На дому она оказывает консультационные услуги по налоговому и бухгалтерскому учету и применяет НПД с 2019 г. (г. Москва). Вправе ли она оказать организации-работодателю такую услугу разово в рамках НПД?
Посмотреть ответ

Информационно-консультационные услуги

Единого правового определения консультационных или информационных видов услуг в российском законодательстве нет. Налоговый кодекс не раскрывает терминологию, но приводит классификацию нематериальных услуг (ст. 148):

  • консультационные;
  • юридические;
  • бухгалтерские;
  • инжиниринговый тип услуг;
  • предоставляемые аудиторами и аудиторскими фирмами;
  • маркетинговые;
  • научно-исследовательского характера;
  • опытно-конструкторской разновидности.

Вопрос: Как отразить в учете организации-исполнителя выручку от оказания консультационных услуг на условиях коммерческого кредита (отсрочки платежа), оформленного выдачей заказчиком собственного простого дисконтного векселя со сроком погашения на определенный день?
Посмотреть ответ

Консультирование предполагает выдачу клиенту готовой информации. Сфера применения этих сведений может быть любой. Оказание информационных услуг предполагает, что информация по нужной тематике будет собираться, систематизироваться, обобщаться, анализироваться. Результатом такого комплекса действий станет выдача готовой информационной продукции.

СПРАВОЧНО! Консультационные и информационные услуги могут оказываться устно или в письменной форме.

Гражданское право относит консультационно-информационные услуги к возмездным договорным отношениям (ст. 779 ГК РФ). Предполагается, что заказчик услуг заключает с исполнителем (консультантом) договор. После выполнения заявленных в соглашении действий производится денежный расчет между сторонами, в роли плательщика выступает заказчик.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для целей бухгалтерского учета издержки, обусловленные консультированием или получением информационных услуг, должны показываться по правилам ПБУ 10/99. Нормы учета относят этот тип затрат к расходам от обычной деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Накапливаются они в дебете счета 26 или 25, 20, 44, 91 (зависит от характера услуги и темы консультации, от того, для каких целей требуется данная информация). Проведение в учете осуществляется с участием в корреспонденции счета 60. Признание издержек происходит в периоде, когда услуги были фактически получены. Привязка операции к дате оплаты не практикуется.

В налоговом учете нет однозначности при признании информационно-консультационных услуг. Минфин указывает, что эти затраты могут быть зачтены при выведении размера налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо от 06.10.2014 г. № 03-03-06/1/49967). Минфин рекомендует относить стоимость юридических, информационно-консультационных и других видов нематериальных услуг в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализационными мероприятиями. Дата признания издержек привязывается к дате осуществления расчетов или получения документации для последующего расчета. Разрешается ориентироваться и на последний день в отчетном периоде (с. 272 НК РФ).

ВАЖНО! Минфин уточняет, что в расходы стоимость таких услуг можно отнести при одном условии – субъект предпринимательства может доказать обоснованность трат и документально подтвердить факт получения услуги.

Факт оказания и получения услуг проверяется налоговыми органами через оценку реальности заключенной сделки (проверка местонахождения организации, оказавшей услуги, их контактных номеров телефона, соответствие подписей в актах). Первичная документация по хозяйственным операциям может быть признана оправдательной, если оформление бланков соответствует законодательным нормам (присутствует полный перечень обязательных реквизитов, содержание документа совпадает с характером оказываемой услуги).

В договорах и актах необходимо приводить детальную расшифровку оказанных услуг. Использование формулировок общего характера (юридические услуги или информационно-консультационное сопровождение) не является основанием для признания подтверждающей документации действительной. В судебном порядке при отсутствии детализации по услугам договор может быть отнесен к категории незаключенных. Причина заключается:

  • в невозможности идентификации перечня вопросов, по которым оказывалась консультация;
  • неясности определения временного диапазона выполнения услуг;
  • отсутствии признаков, по которым можно проследить цели обращения к консультантам.

Если в договоре и акте нет детализации услуг, этот комплект документов необходимо дополнить справкой или отчетом, составленными в произвольной форме. В них прописывается подробно характер услуг и их состав. В роли первичной подтверждающей документации могут выступать наравне с актами бланки накладных и протоколы проведения консультации.

Для принятия к вычету суммы по НДС необходимо иметь счет-фактуру (оформление регламентировано ст. 169 НК РФ). Обоснование необходимости получения конкретных услуг должно строиться на наличии их прямого влияния на результаты деятельности компании. Налоговые органы отстаивают позицию необоснованности затрат, если после их осуществления не появился доход у предприятия

ВАЖНО! Все признаваемые в налоговом учете издержки должны оказывать непосредственное воздействие на размер доходных поступлений.

Спор с контролирующими органами возможен, если содержание оказываемых сторонними лицами услуг совпадает с должностными функциями одного из штатных специалистов предприятия. Например, в компании по штату числится юрист, должность не является вакантной. Если руководство фирмы обратилось за юридической консультацией не к своему специалисту, а в другую организацию или частному лицу, то понесенные в связи с этим затраты не будут обоснованными. Необходимо избегать дублирования нематериальными услугами обязанностей штатного персонала.

Судебная практика доказывает, что позицию налоговиков по вопросу обоснованности расходов можно успешно оспорить. Судебные решения свидетельствуют, что оценивать эффективность потраченных ресурсов может только сам субъект хозяйствования. Поводом для включения в расходную налоговую базу может быть как фактическое увеличение доходов, связанное с понесенными затратами, так и намерение в будущем получить дополнительную материальную выгоду или исключить возникновение убытков.

Нематериальные услуги при УСН «доходы минус расходы»

Для упрощенцев действует закрытый перечень издержек, на величину которых можно уменьшать налоговую базу. Их список зафиксирован ст. 346.16 НК РФ. Консультационные услуги в этом разделе Налогового кодекса не упомянуты. Невозможность зачета в расчете налога по УСН подтверждается в письмах налоговых органов (например, Письмо авторства УФНС РФ по г. Москве от 19.12.2007 г. под № 18-11/3/212690@).

Из этого правила может быть несколько исключений:

  1. Компания, получившая информационные услуги, специализируется на консультировании (оказание нематериальных инфоуслуг является для нее основным направлением деятельности). Расходы должны быть отнесены в состав материальных издержек.
  2. Аудиторская, бухгалтерская или юридическая консультации. При возникновении спора с ФНС в отношении аудиторской информационной поддержки необходимо обосновывать свою позицию п. 2 ст. 1 Закона от 31.12.2008 г. № 307-ФЗ (в этой части закон определяет, что аудиторские услуги – это не только аудит, но и сопутствующие услуги).

Типовые корреспонденции

В бухгалтерском учете получение информационных или консультационных услуг должно отражаться вне зависимости от их влияния на результаты деятельности. Каждая операция и платеж должны быть показаны в учете проводками, даже если их нельзя принять к учету в налоговом учете. При получении нематериального типа услуг предприятие их приходует, после чего у него возникает обязательство перед контрагентом. Погасить его можно в наличной или безналичной форме.

Типовые корреспонденции в сегменте учета нематериальных услуг:

  1. Д26 (или 20, 25, 44) – К60 – обозначение факта принятия к учету аудиторских, юридических или других услуг, связанных с обработкой информации и профессиональным консультированием.
  2. Д19 – К60 – выделяется размер НДС, заложенного в счет на оплату услуг.

Если предприятие не планирует включать понесенные затраты в налоговую базу для ее уменьшения, то рекомендуется к счету 26 открыть аналитический субсчет: издержки, не уменьшающие налогооблагаемую величину прибыли. Эта норма актуальна для случаев, когда получаемые консультационные услуги дублируются функциональными обязанностями штатных сотрудников.

Читайте также: