От государственных повинностей и уплаты налогов в xvii веке освобождались

Опубликовано: 04.05.2024

Смотреть что такое БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ в других словарях:

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

(обелённые, или обельные) в Русском государстве 16—17 вв. земли светских и духовных феодалов, население которых освобождалось от уплаты государс. смотреть

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ (обелённые, или обельные), в Рус. гос-ве 16-17 вв. земли светских и духовных феодалов, население к-рых освобождалось от уплаты гос. налог. смотреть

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ, земли феодалов в сельской местности и городах Русского государства 14-17 вв., освобождённые частично или полностью от государственных нал. смотреть

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

(обеленные, или обельные) - в Рус. гос-ве 16-17 вв. земли светских и духовных феодалов, население к-рых освобождалось от повинностей и уплаты гос. нало. смотреть

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

в Русском государстве XVI-XVII вв. земли светских и духовных владельцев, население которых освобождалось от повинностей и уплаты государственных налогов. Белые земли были собственно барской запашкой. На белых землях жили помещики, служилые люди по прибору (беломестные казаки, драгуны, пахотные солдаты и т.д.), составлявшие целые слободы в городах (т.н. белые, или беломестные, слободы). Ок. 1591 был издан закон, по которому "обелялась" пашня тех помещиков, которые лично несли военную службу и жили в своих поместьях. В XVII в., с введением "живущей четверти", а затем двора в качестве единицы обложения, барская запашка полностью освобождалась от обложения. Посадские люди протестовали против того, что население "белых слобод" в городах, занимавшееся ремеслом и торговлей, было освобождено от несения посадского тягла. Эти протесты особенно усилились с сер. XVI в. Правительство удовлетворило требование посадских людей: по 19-й гл. Соборного уложения 1649 "белые слободы" были конфискованы и приписаны к посадам, а их население должно было платить налоги и отбывать все повинности посадских людей. смотреть

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

(ОБЕЛЕННЫЕ, или ОБЕЛЬНЫЕ) - в Русском государстве XVI-XVII вв - земли светских и духовных феодалов, население которых освобождалось от уплаты государственных налогов. Б.э чаще всего были помещичьими. По закону, изданному около 1591 г., "обелялась" пашня тех помещиков, которые лично несли военную службу и жили в своих поместьях. В XVII в. - с введением двора в качестве единицы обложения - от обложения полностью освобождалась уже всякая барская запашка. В городах, в особых слободах на Б.з. светских и церковных феодалов жили зависимые от них люди, в т. ч. бывшие посадские люди, занимавшиеся ремеслом и торговлей, и (т.ж. в особых слободах) служилые люди по прибору (беломестные казаки, драгуны и т.д.). После Московского восстания 1648 г. правительство удовлетворило требование посадских людей - частновладельческие "белые слободы" были конфискованы, а их население приписано к посадам.
. смотреть

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ, земли феодалов в сельской местности и городах России 14-17 вв., освобожденные частично или полностью от государственных налогов.

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ , земли феодалов в сельской местности и городах России 14-17 вв., освобожденные частично или полностью от государственных налогов.

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

земли феодалов в сельской местности и городах Русского государства 14-17 вв., освобожденные частично или полностью от государственных налогов.

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

земли феодалов в сельской местности и городах Русского государства 14-17 вв., освобожденные частично или полностью от государственных налогов.

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ, земли феодалов в сельской местности и городах России 14-17 вв., освобожденные частично или полностью от государственных налогов.

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

- земли феодалов в сельской местности и городах России 14-17вв., освобожденные частично или полностью от государственных налогов.

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

земли феодалов а сельской местности и городах России XIV—XVH вв., частично освобожденные от госналогов.

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ ИЛИ БЕЛОМЕСТЦЫ

обитатели владений бояр и монастырей, которые освобождались от тягла (уплата налогов государству).

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ (ОБЕЛЕННЫЕ ИЛИ ОБЕЛЬНЫЕ)

в Русском государстве XVI-XVII вв земли светских и духовных феодалов, население которых освобождалось от уплаты государственных налогов. Б.э чаще всего были помещичьими. По закону, изданному около 1591 г., *обелялась* пашня тех помещиков, которые лично несли военную службу и жили в своих поместьях. В XVII в. с введением двора в качестве единицы обложения от обложения полностью освобождалась уже всякая барская запашка. В городах, в особых слободах на Б.з. светских и церковных феодалов жили зависимые от них люди, в т. ч. бывшие посадские люди, занимавшиеся ремеслом и торговлей, и (т.ж. в особых слободах) служилые люди по прибору (беломестные казаки, драгуны и т.д.). После Московского восстания 1648 г. правительство удовлетворило требование посадских людей частновладельческие *белые слободы* были конфискованы, а их население приписано к посадам. смотреть

главная
Выведено слов: 50 из 1043

  • Вид спортивной мужской причёски
  • Зверь с яблоком на спине
  • Колючий, но симпатичный зверёк
  • Короткая "колючая" причёска
  • Короткая причёска
  • Короткая причёска с колючим названием
  • Котлетка или причёска
  • Почти лысая стрижка
  • Симпатичный колючий зверёк
  • Сухопутный собрат ёршика
  • У него дырочка в правом боку (песен.)
  • мужская причёска
  • причёска дыбом
  • резиновый свистун из песни
  • (6) ЁКАНЬЕ -
    • испуганные движения сердца
    • толчки сердца от испуга
    (4) ЁЛКА -
    • "берёт на лапу" игрушками
    • Главная героиня Новогодн. праздника
    • Дерево, приглашённое в гости
    • Детский новогодний праздник с играми и танцами
    • Домашнее дерево с 1 по 14 января
    • Зимний праздник в Кремле
    • Непременный новогодний атрибут
    • Новогодн. дерево со стеклян. "плодами"
    • Новогодний "склад" подарков
    • Пушистая новогодняя красавица
    • на фото женщина, певица
    • праздник со Снегурочкой
    • принарядившееся дерево
    (6) ЁЛОЧКА -
    • "Метель ей пела песенку”
    • Нарядная, которая на праздник к нам пришла
    • Обычный узор при укладке паркета
    • нарядная, что к нам пришла
    • срубленная под корешок
    (7) ЁМКОСТЬ -
    • Вместилище для жидких и сыпучих тел
    (5) ЁРНИК -
    • Да он просто издевается!
    • Озорник и безобразник, пустой шутник и повеса
    • Озорной гуляка и повеса (устар.)
    • Повеса волокита, насмешник
    • Повеса, озорник (устар.)
    • Старое название повесы
    (3) ЁРШ -
    • "Опьяняющая" рыба
    • Какую рыбу можно выпить?
    • Пиво без водки - деньги на ветер, а пиво с водкой - что будет
    • коктейль по-русски
    • колючий, но в уху пойдёт
    • скорпена
    (5) ЁРШИК -
    • "Шомпол" для мытья бутылок
    • Бутылочный "шомпол"
    • Чем чистят не только бутылку, но и дуло пистолета?
    • Шомпол для бутылок
    (3) ААВ -
    • Корифей эстонской оперы
    • Мэтр эстонской оперы
    • Опера "Викерцы" (эст. композитор)
    • Опера "Викерцы" (эстонский композитор)
    • Опера "Викинги" (эст. композитор)
    • Опера "Викинги" (эстонский композитор)
    • Эст. композитор и хоровой дирижёр
    • Эстонский композитор и дирижер, автор оперы "Викинги"
    • Эстонский композитор и хоровой дирижёр
    • Эстонский композитор, автор оперы "Викерцы"
    • Эстонский композитор, автор симфонический поэмы "Жизнь"
    • Эстонский композитор, автор хоровых песен "Утро", "Певец", "Хмель", "Исчез в ночи"
    • Эстонский корифей оперы
    • Эстонский мастер оперы
    (5) ААВИК -
    • эстонский композитор
    (3) ААК -
    • "Плывучий" голландец
    • Вид парусника
    • Др.-герм. судно для перевозки вин
    • Древнегерманск. парусная баржа
    • Древнегерманск. парусное судно
    • Древнегерманская парусная баржа
    • Древнегерманский парусник
    • Древнегерманское судно для перевозки вин
    • Древнее парусное грузовое судно
    • Древняя парусная баржа
    • Одномачтовое плоскодонное судно, использовавшееся на Нижнем Рейне для перевозки вин
    • Парусник-"голландец"
    • Парусное плоскодонное судно типа баржи
    • Парусный "голландец"
    (3) ААЛ -
    • Вид населенного пункта в Туве
    • Дух из оперы якутского композитора Г.И.Литинского "Нюргун Боотур"
    • Поселение у тувинцев-кочевников
    (7) ААЛБООТ -
    • Одномачтовая парусная лодка в Нидерландах
    (8) ААЛТОНЕН -
    • Финский скульптор, автор монументов: "Дружба", "Мир"
    (4) ААЛЫ -
    • Имя киргизского поэта Токомбаева
    (4) ААПА -
    • Безлесный тип болота на севере Евразии
    (5) ААРГХ -
    • Супермен из фантастических романов Андрея Белянина
    (4) ААРЕ -
    • Один из главных притоков Рейна
    • Приток Рейна в Швейцарии
    • Река Швейцарского плоскогорья
    • Река в Европе
    • Река в Швейцарии, левый приток Рейна
    • Река, рождённая в Бернских Альпах
    (5) ААРНЕ -
    • Финский фольклорист, автор фундаментального "Указателя сказочных типов"
    (5) ААРОН -
    • Библейский первосвященник
    • Брат и помощник пророка Моисея
    • Брат пророка Моисея
    • В Библии - первый первосвященник Еврейского народа, брат пророка и законодателя Моисея
    • Во время отсутствия Моисея именно он по требованию народа изготовил золотого тельца
    • Говорил с людьми по велению бога Яхве
    • Кто замещал библейского Моисея, пока тот общался с Яхве?
    • Кто из библейских героев превратил свой посох в змею на глазах у фараона?
    • Моисей был косноязычен, и вещать за него был вынужден старший брат, прозванный "устами Моисея". Как звали брата?
    • Первый ветхозаветный первосвященник
    • Первый первосвященник, брат Моисея
    • Первый священник из Ветхого Завета
    • Толмач при библейском Моисее
    • Элвис . Пресли
    (11) ААРОНОВЩИНА -
    • В старообрядчестве согласие, отделившееся во 2-й половине 18 века от филипповцев
    (5) ААРРА -
    • Бог в древнеарабской мифологии - покровитель города Босра
    • Бог плодородия у арабов
    (3) ААХ -
    • Бог Луны у египтян
    • В египетской мифологии - божество луны, почиталось в Фивах
    • Египетский бог Луны
    (4) ААЮН -
    • Город в Западной Сахаре, иначе Эль-Аюн
    (2) АБ -
    • "Вода" по-арабски
    (3) АБА -
    • Арабская мужская одежда, длинный шерстяной плащ с прорезями для рук, служивший и постелью
    • Левый приток Томи
    • На какой реке стоит город Прокопьевск?
    • Плащ у арабских кочевников
    • Редкое сукно и плащ из него
    • Шерстяной плащ бедуина
    • плащ у арабских народов
    (6) АБАГАР -
    • Печатный или цельногравированный молитвенник-амулет у болгар и сербов в XVII-XVIII веках
    (6) АБАДАН -
    • Город-порт в Иране
    • Иранский порт
    • Опера украинского композитора Ю.С.Мейтуса
    • Портовый город в Иране
    (4) АБАЖ -
    • Анидаг, Йагупоп, Нушрок, ..
    • Квакающий приятель Анидаг
    • Министр Йагупопа
    • Министр из свиты Йагупопа
    • Министр короля Йагупопа
    • Министр при дворе Йагупопа
    • Отрицательный персонаж "Королевства Кривых зеркал"
    • министр в правительстве Нушрока
    • приятель Нушрока (сказ.)
    • противник Оли и Яло (сказ.)
    (6) АБАЖУР -
    • "Колокол" на лампе
    • "Наряд" для настольной лампы
    • "Нахлобучка" для настольной лампы
    • "Парашют" над лампой
    • "Шапка" лампы
    • "Шляпа" для потолочной лампы
    • "Шляпка" для настольной лампы
    • "шляпа" для лампы
    • "шляпа" лампы
    • В четвертой по счету статье словаря Даля приводится синоним этого слова - "тенник"
    • Головной убор околпаченной лампы
    • Если защемляет нос пенсне, а носит монету портмоне, то что склоняет свет?
    • Зонтик над лампочкой
    • Колпак лампы
    • Колпак на лампе, создающий уют
    • Колпак настольной лампы
    • Колпак светильника
    • Колпак торшера
    • Колпак, которому все до лампочки
    • Колпак, создающий уют
    • Косо прорезанное тюремное окно
    • Лампочкина "шляпка"
    • Прикрытие для лампы
    • Световая покрышка
    • Скажите по-французски "отражающий свет"
    • Тряпичный собрат стеклян. плафона
    • Тряпичный собрат стеклянного плафона
    • У модницы шляпка, а что у лампы?
    • Чем "околпачен" светильник?
    • Шляпа для торшера
    • Шляпка светильника для создания нужной освещенности
    • колпак для лампы
    (4) АБАЗ -
    • Денежка персов
    • Древнеперсидская монета
    • Мелкая серебряная монета, распространённая в старину на Кавказе
    • Монета Древней Персии
    • Персидская мера веса, равная 368 гр
    • Старинная персидская монета
    • Эта иранская серебряная монета, широко распространенная в XVI-XVII вв в странах Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии, получила свое название по имени иранского шаха Аббаса I
    (6) АБАЗИН -
    • Представитель народа России (Карачаево-Черкессия)
    (8) АБАЗИНЕЦ -
    • Представитель северокавказского народа, родственного абхазам и адыгам
    (8) АБАЗИНКА -
    • Представительница северокавказского народа, родственного абхазам и адыгам
    (6) АБАЗИЯ -
    • Нарушение способности ходить при сохранности других движений ног
    (4) АБАЙ -
    • . Кунанбаев (поэт-просветитель)
    • Казахский поэт-просветитель
    • Поэт Кунанбаев
    (4) АБАК -
    • "Компьютер" древнего мира
    • Архитектурная деталь: плита над колонной
    • В архитектуре - верхняя часть капители колонны
    • Верхняя плита пилястры
    • Верхушка капители
    • Греческий предок калькулятора
    • Допотопные счёты древних греков
    • Древние счеты с пятеричной системой счисления
    • Именно этому предмету посвящена первая статья "Математического энциклопедического словаря"
    • Калькулятор Пифагора
    • Компьютер времен Дедала и Икара
    • Плита на верху капители
    • Пращур компьютера
    • Предок канцелярских счётов
    • С этого счетного устройства начинается история компьютера
    • Счёты Пифагора
    • Счёты времён Пифагора
    • Счёты для Пифагоровых расчётов
    • Счёты наших пращуров
    • доисторический компьютер
    • допотопные счёты
    • прапрадед компьютера
    (5) АБАКА -
    • Банан с Филиппин
    • Банан, родом с Филиппин. островов
    • Банан, родом с Филиппинских островов
    • Банановая пенька родом из Манилы
    • Бананово-текстильная пенька
    • Какое слово можно получить из слова "Кааба" путём перестановки букв
    • Манильская пенька
    • Манильский гашиш, растёт на Филиппинах
    • Пенька из Филиппин
    • Перевёртыш слова Акаба
    • Поменяйте буквы в слове "Акаба"
    • Филиппинская пенька
    • Филиппинский банан
    • Филиппинский текстильный банан
    • Что можно получить из слова "Кааба", если в нём поменять местами буквы
    • манильная пенька
    (6) АБАКАН -
    • "Облака плывут в . "
    • "Отец + река" по-хакасски
    • В Японии Токио, а что в Хакасии?
    • В какой город плывут облака из песни Александра Галича?
    • Впадает в Красноярское водохранилище
    • Город правительства Хакасии
    • Наша республиканская столица с двойником Эйфелевой башни
    • Переведите на хакасский язык "отец + река"
    • Река, впадающая в Енисей
    • Республика со столицей Хакасия
    • Столица Республики Хакасия
    • Столица Хакасии и приток Енисея
    • Хакасская река, лев. приток Енисея
    • Хакасская река, левый приток Енисея
    • Центр Республики Хакасия
    (5) АБАКО -
    • Итальянский композитор
    (8) АБАЛАКИН -
    • Малая планета
    (8) АБАЛАКОВ -
    • Известный советский альпинист, именем которого назван пик на Памире
    (7) АБАНДОН -
    • Отказ грузовладельца от своих прав на застрахованное имущество при уплате ему страховой суммы
    • Полная утрата судна
    (5) АБАНТ -
    • Прадед Персея
    • Сын Посейдона и нимфы Аретусы
    (6) АБАРИД -
    • Житель мифической страны гипербореев в древнегреческой мифологии
    (6) АБАРИС -
    • В греческой мифологии житель Гипербореи, прорицатель и жрец Аполлона
    (4) АБАС -
    • Циклоп из якутских мифов
    (5) АБАСИ -
    • Египетский хлопок
    • Хлопок из Египта
    (5) АБАЧА -
    • Глава государства Нигерия, председатель Временного правящего совета
    (8) АБАШИДЗЕ -
    • Грузинский поэт

    (c) Новый сканвордист - ответы на все сканворды 2021

    • Что такое повинности крепостных крестьян
      • Какие несли обязанности крестьяне в пользу государства
    • Какие обязанности крестьяне выполняли за пользование землей в XVII-XIX веке
    • Какие повинности несли крестьяне в пользу господина
    • Барщина
    • Оброк
    • Церковная десятина
    • Рекрутская повинность

    Что такое повинности крепостных крестьян

    Повинности крестьян — это обязанности крестьян по отношению к их хозяину — помещику или государству.

    Крепостное право на Руси существовало на протяжении нескольких сотен лет. Помещики и государство имели право распоряжаться личностью, трудом, имуществом крепостных крестьян. Зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства или господ и были прикреплены к земле феодала.

    Повинности, которые несли крепостные крестьяне, рассчитывались от формы феодальной зависимости. Выделяли следующие виды феодально-зависимых людей:

    Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

    1. Государственные крестьяне имели право менять место жительства и даже переходить в другие сословия. Все повинности и налоги они платили государству.
    2. Для помещиков крепостные были полной собственностью. Они обладали правами продажи, дарения, заклада, завещания, обмена на людей. Подневольные люди могли быть сосланы на каторгу, избиты без суда, просто по приказу хозяина, проданы в рекруты. Имуществом зависимых также полностью распоряжался барин.
    3. Экономические крестьяне появились после того, как церковные земли были секуляризированы и переведены в ведомство коллегии экономии. Эта категория крепостных не переселялась насильно в иные регионы, но несла рекрутские повинности и зависела от государства. После ликвидации коллегии экономические крестьяне стали государственными.
    4. Посессионные крестьяне были приписаны к промышленным предприятиям (мануфактурам) и работали в основном там. Их нельзя было переводить в сельскохозяйственную отрасль и отправлять в рекруты.
    5. Дворцовые крепостные (они же удельные) находились в подчинении императорской семьи. Основной их обязанностью была уплата оброка в пользу государя.

    Так или иначе, крепостные крестьяне выполняли барщину, платили оброк, подушную подать, несли различные повинности:

    • рекрутскую;
    • дорожную;
    • постойную;
    • подводную и др.

    Характер повинностей различался от принадлежности крестьян и требований помещиков.

    Какие несли обязанности крестьяне в пользу государства

    Крепостные люди платили в пользу государства подушную подать и ряд установленных налогов.

    Другие обязанности накладывались в пользу государства в основном на государственных крестьян. Подневольные иной принадлежности несли повинности своим хозяевам (помещикам, владельцам мануфактур, императорской семье).

    Государство предоставляло крепостным земельные наделы. За пользование землей они должны были платить подати и сборы, денежный и натуральный оброк, вносить средства на нужды земств. Государственные крестьяне имели право выкупа земельного участка, право выбора занятий: помимо земледелия могли заниматься изготовлением и продажей ремесленных изделий, извозом и другими занятиями.

    Обязанности в пользу государства различались в разных регионах России. Например, на плодородных землях крепостные подолгу работали на пашне, в неплодородных районах платили денежный оброк или оброк хлебом, в северных и таежных — оброк пушниной.

    В любом случае, за пользование государственными землями подневольное население исполняло условленные обязанности в пользу собственника — государства.

    Поборами государство облагало и ремесла, которыми занимались на селе. Отдельными сборами облагались:

    • мельницы;
    • мыловарни;
    • кузницы;
    • кожевенные мастерские;
    • рыбные промыслы.

    Усиленные сборы приходились на сборы средств для служилых людей, в частности обеспечение их экипировкой и полное содержание, зарплату местным властям, охрану слободских въездов.

    В годы, когда Россия вела активную внешнюю политику и вступала в военные действия, размер налогов и подушной подати в пользу государства увеличивался. Казну необходимо было пополнять, а делать это с помощью налогов было быстрее и удобнее.Нередко люди поднимали бунты и локальные восстания, выражали недовольство повышением налогов и сборов, но эти выступления всегда подавлялись властями жестоко и кроваво. Для усмирения населения в некоторые районы вводились военные части.

    Существовал и общественный сбор, средства от которого тратились на ремонт дорог, содержание сельских и волостных управ, оплату срочных расходов.

    В пользу государства крестьяне несли и такие повинности, как несение караулов, сопровождение ссыльных, ремонт дорог и мостов, предоставление жилья служащим, содержание лошадей и гоньба.

    Какие обязанности крестьяне выполняли за пользование землей в XVII-XIX веке

    За право пользования землей крепостные должны были выполнять определенные обязанности. В первую очередь подневольный народ работал на господской пашне бесплатно, используя собственные орудия труда. Люди пахали землю, засеивали семенами, ухаживали за всходами, собирали урожай.

    В лугах косили траву и работали на заготовке сена. Помещики могли заставить принадлежащих им людей рыбачить, заниматься собирательством, охотой, полностью отдавая добытое. Нередко труд подневольных применялся в строительстве, ремонте.

    Отношение к крестьянам как к бесплатной рабочей силе было развито в большинстве регионов.

    У представителей сословия формально был выбор — отработать определенное количество времени, отдать часть выращенных продуктов или деньги. Господину было удобнее получить вознаграждение деньгами, но у крестьян такой возможности чаще всего не было. Поэтому нередко они отдавали выращенные сельскохозяйственные продукты, хоть и не лучшего качества.

    Нередко помещик заставлял крепостных работать на своей земле постоянно, не давая возможности и времени обрабатывать собственную. При этом часть урожая подневольный человек все равно был обязан отдать хозяину.

    Какие повинности несли крестьяне в пользу господина

    В пользу господ крепостные крестьяне несли любые повинности, установленные хозяевами. Самыми обычными были отработка барщины и уплата оброка, самыми нелепыми — оплата за дым, сбор со двора. Помещик по умолчанию был и владельцем всего имущества, принадлежавшего крестьянину. В любое время он мог забрать все, что потребуется, себе, без спроса и разрешения крепостных и членов их семей.

    Одним из обычаев, который крепостные крестьяне в числе многих относили к дурным, был обычай на «право первой ночи». Женщина, выходившая замуж, первую брачную ночь проводила с барином, а не с мужем.

    К концу XVIII века крепостные крестьяне перешли в полную собственность господ. Закон предписывал помещикам помогать крепостным в тяжелое время, но происходило такое крайне редко. Помещики могли поощрять только крестьян, занимавшихся какой-либо деятельностью, приносящей деньги. Ведь чем больше крепостной крестьянин заработает, тем больше доход будет и у помещика.

    Барщина

    Барщина — даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего с личным инвентарем в хозяйстве земельного собственника.

    Барщина является основным видом феодальной повинности, возникшим в XVI веке. В основе барщины лежит труд крепостного крестьянина на земельном наделе господина. Право определять количество времени, отведенное на отработку, принадлежало помещику.

    Первоначально барщина являлась добровольной повинностью, крестьянин мог отказаться от ее выполнения. За использование помещичьей земли крестьянин мог отдать часть выращенного урожая.

    Со временем крепостнические устои становились сильнее, помещики уже самостоятельно распоряжались подневольным людьми, их временем, трудом и имуществом. Соборное Уложение ввело бессрочный розыск беглых крепостных крестьян. Этим крестьяне были окончательно прикреплены к помещичьим землям.

    В XVIII веке не было закона, устанавливающего срок барщины, поэтому крепостные люди работают на помещичьих землях почти постоянно, не имея возможности обрабатывать собственные угодья. Таким образом, положение представителей данного сословия в XVIII веке становится все хуже. Лишь изданный Павлом I в 1797 году манифест о 3-дневной барщине ввел ограничение на использование помещиками крестьянского труда и запрет на работу в воскресенье.

    После публикации указа об отмене крепостного права (1861 г.) барщина оставалась повинностью для временнообязанных крестьян, но срок ее должен был определяться договором между помещиком и принадлежащим ему человеком. Господин мог продлить или сократить срок по своему усмотрению.

    Некоторые помещики разрешали крестьянам выбирать между барщиной и уплатой денежного оброка. Это было выгодно обеим сторонам, так как отдать часть продуктов или деньги было проще, чем работать на пашне или в лугах продолжительное время.

    Барщина имела двоякое значение. Помещику было выгодно использовать бесплатную рабочую силу на своих угодьях, но было невыгодно кормить крестьян в дни отработки. Кроме того, крестьяне не всегда добросовестно относились к работе, трудились вполсилы, так как вовсе не были заинтересованы в этом.

    Оброк

    Оброк является особым видом повинности крепостных крестьян, при котором помещику отдается часть денег или продукты. На размер оброка влиял размер земельного надела крестьян, но по факту все определял землевладелец.

    Оброк выплачивался как по сроку, так и по требованию. Например, помещик мог спросить в качестве оброка продукты к праздникам (хлеб, яйца, молоко), часть урожая (пятый сноп, пятое ведро ягод, пятый пуд зерна или другого продукта и т.д.). Такие ситуации растягивались по времени, так как помещик не позволял убрать урожай, пока не осмотрит его и не посчитает. Нередко помещик затягивал выбор, тогда развивался худший для крестьян сценарий. Непогода в это время губила выращенное, и крестьянин, отдав помещику лучшие продукты из оброка, оставался ни с чем.

    Решить, чем и когда крестьянин будет платить оброк, мог только помещик. Помимо натурального и денежного сбора, он мог обложить крестьян сборами с дыма, двора. Определение размера оброка составлялось феодалом.

    Церковная десятина

    Крепостные крестьяне также несли повинность в пользу церкви — десятую часть урожая отдавали в приход. Взнос имел название «церковная десятина» и должен был направляться на строительство, содержание церквей, приходов, покрывать расходы духовенства. Натуральные продукты, уплачиваемые в качестве десятины, шли напрямую духовенству.

    Сбор церковной десятины был в ведении «десятильников» — специально назначаемых для этих должностных лиц при храмах и приходах. Со временем часть обязанностей десятильника были переданы десятским священникам.

    Рекрутская повинность

    Помимо натуральных повинностей и оброка, крестьяне несли повинность рекрутскую. Мужчины в возрасте от 20 до 35 лет призывались в рекруты и составляли костяк российской армии. Термин «рекрут» узаконен в России в 1705 году.

    Первоначально в рекруты забирали пожизненно, затем срок службы сократили до 25 лет, а в 1804 году — до 20 лет. Дальнейшие изменения в сроках службы рекрутов произошли с вступлением на трон Александра II.

    Рекруты переходили в военное сословие, далее обязанность служить передавалась по наследству. Отработка рекрутской повинности зачастую являлась единственной возможностью выйти из крепостного состояния. Люди, вышедшие в отставку, получали право владения наделами, землей либо могли стать членом какого-либо податного сословия. По данным первой половины XIX века свободу путем отбывания рекрутской повинности получило больше крепостных, чем получивших иными путями.

    Отставные рекруты нанимались сторожами, надзирателями, дворниками на участок, швейцарами. Рекрутская повинность была отменена в 1874 году. Сам термин «рекрут» был упразднен и заменен на «новобранец».

    Захват новых земель и колонизация обеспечивали правящие классы Р. необходимыми им средствами существования, решалась проблема малоземелья, земли и угодья раздавались в вотчины и поместья боярству и дворянам. Происходило дальнейшее юридическое оформление сословий. Правящий класс достаточно четко разделился на феодальную аристократию— бояр ислужилое сословие— дворян. Экономическая база первой группы — вотчинное землевладение, второй — поместное.

    Источниками существования служилого класса в XIV—XV вв. были вотчины, полученные от князя, денежное жалование и кормления, т.е. доходы с государственных должностей. К концу XV в. эти источники становятся недостаточными и государство находит новый — земли пустые или населенные, земли, которые в большом количестве концентрируются в руках правителя Московского государства. Раздачей этих земель в среде служилого сословия, государство, с одной стороны, стремилось обеспечить определенный уровень его существования, с другой — использовать силы этого сословия для оборонных и управленческих целей. Служилые — землевладельцы должны были расселяться по окраинам государства, создавая живой щит прежде всего против набегов степняков. С середины XV в. начинает складываться целая поместная система.

    Поместное землевладение носило условный (давалось при условии службы), личный (давалось конкретному лицу, а не роду) и временный (давалось на срок службы или пожизненно) характер. Вотчина была полной (с правом распоряжения) и наследственной (передавалась по наследству) собственностью своего владельца.

    К середине XV в. поместное землевладение становится определяющей формой хозяйствования в северо-восточной Руси. Слуги вольные, княжеские дружинники сливаются со слугами дворовыми, княжеской челядью на основе поместного землевладения: служба тех и других теперь связывается с земельными пожалованиями от князя, независимо от того какую службу они несли — ратную или дворцовую.

    Поземельным устройством служилых людей заведовал Поместный приказ, их военно-служебные отношения регламентировались Разрядным приказом.

    К середине XVI в. были установлены точные нормы военной повинности, приходившейся на служилого человека, в соответствии с размерами выделенной ему земли.

    Поместные наделы или оклады назначались по отчеству и по службе, т.е. в соответствии с родовитостью служилого человека, занимаемой им должностью и качеством службы.

    В XVI в. дворянская (ратная и дворовая) служба стала сословной и наследственной повинностью.

    До середины XVI в. земли бояр, вольных слуг, дворян, купленные ими у чернотяглых общин облагались поземельными повинностями, также как и земли служилого человека, на которых работали его дворовые люди. Только с середины XVI в. часть этих земель, пропорциональная поместному окладу их владельца, «обелялась», т.е. освобождалась от тягла, государственных повинностей и налогов.

    С утверждением поместной системы получал развитие принцип: кто владеет землей, тот должен служить. Этот принцип стал распространяться и на вотчинное землевладение, обусловив два следствия: ограничивался круг лиц, имевших право приобретать вотчины; ограничивалось право распоряжения вотчинами.

    Вотчинное землевладение тем самым, превращалось в привилегию служилого сословия, нельзя было оставаться вотчинником, не неся государственной службы, непосредственно и лично или через своих вооруженных слуг и ратников.

    Чтобы поддержать служебную годность отдельных лиц и целых семейств, государство разработало ряд мер, гарантирующих оставление или переход вотчин в нужные руки.

    В 1562 и 1572 гг. изданы царские указы, запретившие отчуждение княжеских и боярских вотчин. Можно было продать при крайней нужде лишь часть родовой вотчины, но и эта процедура стеснялась правом выкупа родовых вотчин родичами продавца. Вотчинникам запрещалось отказывать свои вотчины «по душам в монастыри». Эти правила, ограничивая вотчинную собственность, приближали ее по форме к поместному владению.

    К концу XVI в. поместное землевладение количественно намного превзошло вотчинное.

    Во второй половине XVII в. процесс сближения вотчины с поместьем ускорился, пути его были многообразными. Поместное владение могло превратиться в вотчинное путем выслуги, иногда уже при пожаловании поместья, часть оклада сразу передавалась в вотчину. Помещикам разрешалосьпокупать у казны поместные земли в вотчину.

    Поместное землевладение проявляло явное стремление превратиться в наследственное, т.е. вотчинное землевладение. По установившейся традиции поместье либо делилось между сыновьями помещика после его смерти; либо оставалось за младшим, вступающим в службу; либо переходило к малолетним детям в виде пенсии.

    С начала XVII в. поместья нередко прямо завещаются детям и женам, как вотчины. Появляется специальный термин «родовое поместье».

    Другими видами распоряжения поместьями были мена, сдача поместий в аренду с обязательством содержать сдатчика пожизненно, с 1674 г. отставные помещики получили право сдавать поместье за деньги, т.е. фактически их продавать.

    Помещики, получавшие земли на срок и в ограниченном размере, стремились более интенсивно эксплуатировать их и проживающих на них крестьян. Крестьянские «отходы» чаще происходили из поместий в вотчины, между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки.

    В середине XVI в. была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем. Устанавливался единый порядок государственной службы. С определенных размеров земельных угодий независимо от их вида хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей.

    Одновременно расширились права владельцев поместий: были даны разрешения на обмен поместья на вотчину, передачу поместья в приданое, наследование поместий; с XVII в. царским указом поместья могли преобразовываться в вотчины.

    Консолидация феодального сословия сопровождалась закреплением его привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимущества в судебном процессе и права занимать чиновничьи должности.

    Городское население в XVII в. получило устойчивое наименование посадские люди.

    Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня(купцы, торгующие за рубежами государства),суконная сотня, черные сотни(средние, мелкие и розничные торговцы) ислободы(ремесленные кварталы и цехи).

    Прикрепление крестьян к земле началось уже в XIV в. В междукняжеских договорах записывалось обязательство не переманивать друг у друга чернотяглых крестьян. С середины XV в. издается ряд грамот великого князя, в которых устанавливалсяединый для всех феодалов срок отпуска и приема крестьян. В тех же грамотахуказывалось обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму.

    Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. Судебника 1497 г., установившая правило Юрьева дня. Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых запрещался даже установленный переход крестьян.

    Составлявшиеся в 50—90-х гг. XVI в. писцовые книгистали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об урочных летах, устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5—15 лет).

    Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

    Прикрепление развивалось двумя путями — внеэкономическим и экономическим. В XV в. существовало две основные категории крестьян — старожильцыиновоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог бытьполовником(работать за половину урожая) илисеребряником(работать за проценты).

    С середины XVI в. правительство в силу финансовых и полицейских соображений начинает ограничивать свободу крестьянского перехода.

    Земли, на которых проживали крестьяне по типу землевладения делились на три категории: церковные, принадлежавшие церковным учреждениям,служилыеили боярские, принадлежавшие служилым людям, игосударевы, делившиеся в свою очередь надворцовые, приписанные к дворцу, ичерные, т.е. собственно государственные.

    Свобода крестьянина включала его право перехода и право заключать арендный договор с землевладельцем. Новоприходец должен был в установленные сроки поставить дом и освоить землю, в случае неисполнения обязанностей он платил неустойку. Само принятие новоприходца в хозяйство требовало поручительства со стороны третьих лиц.

    По договору крестьянин обязывался выполнять повинности за пользование землей: барщину и оброк. Государственные повинности («тягло») падали в XV—XVI вв. не на личность крестьянина, а на тяглую землю, кто бы ею не владел, и кто бы ее не обрабатывал.

    Основная масса свободных крестьян попадала в зависимость от владельцев земли, на которую они садились, через кабалу, получение ссуды или подмоги, что напоминало более древнюю форму закупничества. В XV—XVI вв. денежная ссуда называлась издельным серебром, крестьянин за нее должен был работать на хозяина.

    «Новоприходцы» часто получали льготы по государеву тяглу, т.е. освобождение от казенных податей, и по господским повинностям, освобождаясь на срок от уплаты оброков и барщинных отработок.

    Тяжесть повинностей лишала крестьянина стимула расширять свой окладный надел, подспорье он находил в неуловимых для тяглового обложения угодьях — лесах, водах, лугах.

    Свободный переход крестьян ставил служилых землевладельцев в затруднительное положение: их земли часто оставались без рабочих рук и не обеспечивали их владельцев необходимыми для существования и исполнения службы средствами.

    Первым юридическим актом, наметившим прикрепление крестьян к земле (если не считать положение Судебника 1497 г. о сроках перехода, о Юрьеве дне) был указ 24 ноября 1597 г. (принятый как раз в Юрьев день). В нем речь шла об обязательном возвращении беглых крестьян, срок бегов которых не превышал 5 лет.

    К началу XVII в. было осуществлено прикрепление старожилъцев к их местам проживания — в этом были заинтересованы и землевладельцы, и община (круговая порука перелагала на оставшихся в общине членов недоимки и платежи за ушедших из нее крестьян). Именно в отношении старожильцев устанавливаются заповедные лета, определившие срок давности, дававший тяглому человеку звание «старожильца».

    Государственные и дворцовые крестьяне прикреплялись к земле, образовав особое сословие, в их среду не допускали владельческих крестьян. Принцип круговой поруки проявился здесь в обособлении определенных категорий крестьян и представлял собой чисто полицейскую меру.

    Прикрепление владельческих крестьян было в значительной мере связано с экономическими, кабальными, долговыми отношениями. Землевладельцы являлись посредниками между государевым тяглом, казной и крестьянами, они несли ответственность за казенные платежи своих крестьян, часто уплачивая за них государственные подати. В финансовую зависимость от землевладельца попадали прежде всего старожильцы, костяк и опора владельческого хозяйства. Вотчинник и помещик стремились удержать крестьян ссудами, льготами и кредитами.

    К концу XVI — началу XVII в. свободный переход для большинства крестьян сводился к трем основным формам: побег, своз и сдача. Под сдачей понималось замещение ушедшего крестьянина другим. Своз означал переход крестьянина от одного господина к другому, новый хозяин уплачивал за него пожилое прежнему хозяину, возвращал выплаченную ему ссуду и т.п.

    Нередко, отягощенные долгами, ссудами и тяглом крестьяне, переходили в холопство. В этом случае для казны как тягловые люди они были потеряны. В 1606 г. Лжедмитрий I своим указом запрещает переход крестьян в холопство, многие из холопов возвращались в прежнее состояние. Тогда же устанавливается пятилетняя исковая давность для дел о крестьянских побегах.

    В период «Смуты» закон 1607 г. прикреплявший крестьян к земле по писцовым книгам, утратил силу, крестьяне по-прежнему пользовались правом свободного перехода. Но практика прикрепления крестьян сближала эту категорию населения с холопством, которое также все шире базировалось на кабальных, заемных отношениях.

    В 1627—1628 гг. правительство провело новую перепись населения. Эта акция должна была помочь распределить и прикрепить податное население к определенным местам, т.е. носила финансово-полицейский характер. По ходу разрешались поземельные споры, фиксировались отношения помещиков и крестьян, вольные и бродячие люди записывались за определенными местами и владельцами.

    Прикрепление крестьян проходило в двух направлениях: к земле и к личности землевладельца. Крестьяне заключали с помещиками крепостные соглашения, в которых обязывались жить в определенной деревне, или на определенном участке, или «за данным господином», или «где господин укажет». Крестьянские повинности и сроки крестьянской крепости также устанавливались по соглашению сторон.

    Срок урочных лет после Смуты был вновь сокращен до пяти (в 1607 г. он достигал 15 лет). В 1641 г. дворяне обратились к царю с просьбой отменить урочные годы, вместо этого был просто продлен срок сыска — для беглых 10 лет, для вывезенных (другими хозяевами) — 15 лет.

    В 1646 г. в ходе новой переписи было обещано прикрепить крестьян без урочных лет, навсегда. Это обещание было выполнено в Уложении 1649 г., узаконившем возвращение беглых крестьян, занесенных в писцовые книги 1627—1628 гг. и переписи 1646—1647 гг. Теперь иски по крестьянским делам не подлежали давности, равно как иски о холопах.

    Землевладельцам запрещалось принимать не только крестьян, записанных в писцовые книги, но и членов их семей по прямой нисходящей и по боковой нисходящей, включая жен и мужей. Крепостное состояние стало наследственным, а сыск беглых — бессрочным. Крестьяне были подсудны суду своих землевладельцев по широкому кругу дел, несли имущественную ответственность по долгам своих господ.

    Внеэкономическая зависимость в чистом виде проявилась в институте холопства.

    Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды: были ограничены источники холопства (отменено холопство по городскому ключничеству, запрещено холопить «детей боярских»), участились случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.

    Развитие кабального холопства (в отличие от полного холопа кабальный не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.

    Сокращение холопства осуществлялось разными путями. В 1550 г. холопам-родителям было запрещено холопить своих детей, рожденных на свободе. С 1589 г. ставится под сомнение холопство свободной женщины, вышедшей замуж за холопа. Судебники XV—XVI вв. в качестве источников холопства уже не упоминали наказание за бегство закупа, разбойное убийство, поджог и конокрадство. Вместе с тем усложнялась процедура отпуска холопов на волю.

    С конца XV в. кабальное холопство вытеснило холопство полное. Одновременно расширились юридические права этой категории крестьян: их участие в гражданско-правовых сделках, свидетельство в суде. Кабальное холопство вместе с тем превратилось в форму зависимости, которая с XVI в. стала распространяться на новые слои свободного населения, попадавшие в экономическую зависимость. При этом основой зависимости становился не заем имущества, а договор личного найма.

    Окончательное закрепощение крестьян произошло только в середине XVII в. и было закреплено Соборным Уложением 1649 г. Юридически крестьяне прикреплялись к земле, а не к личности землевладельца — победила одна из двух концепций закрепощения, превалирующим оказался фискальный государственный интерес.

    Государственная централизация сопровождалась оформлением, консолидацией сословий в российском обществе XVII в. Сформировались четыре основных социальных группы, права и обязанности которых уже определились: служилые люди (бояре, дворяне, окольничьи, дети боярские), посадские тяглые люди, сельские тяглые люди (крестьяне), холопы.

    Обязанностью служилых землевладельческих людей была наследственная воинская, придворная или административная служба. Посадское торгово-ремесленное население «тянуло тягло», платило налоги и сборы в соответствии с характером торгово-промысловой деятельности и размеров оборота. Крестьянское тягло определялось размерами обрабатываемой пашни. Холопы находились в услужении у частных лиц, будучи их дворовыми, крепостными людьми.

    теория по истории 🏺 Россия в XVIII веке

    Время правления Петра I (1682 — 1725 гг.) — период коренных прогрессивных реформ, которые охватили все сферы общества и способствовали модернизации, европеизации и централизации страны и которые привели в итоге к окончательному формированию абсолютной монархии в России.


    Пётр I. Поль Деларош.

    Абсолютная монархия (абсолютизм) (от лат. — безусловный) — форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть . При абсолютизме достигается высшая степень централизации власти, создаются регулярная армия и полиция, разветвлённый бюрократический аппарат. Деятельность сословно-представительных органов, как правило, прекращается. Период расцвета абсолютизма в России пришёлся на XVIII–XIX вв.

    Предпосылки петровских реформ

    В XVII веке при первых Романовых наметились некоторые тенденции в сторону внутренних преобразований по западноевропейскому образцу и модернизации страны.

    1. Была проведена военная реформа в 1630-х гг., когда началось формирование полков «иноземного строя». Эти полки были как бы предтечей регулярной армии, введенной Петром I.
    2. Российское правительство стало проводить экономическую политику меркантилизма и протекционизма, выразившуюся в Новоторговом уставе 1667 г. Ярким продолжением её стал Торговый тариф Петра I в 1724 г.
    3. Русская культура XVII века ощутила на себе сильное влияние Запада — появление театра, переводной иностранной литературы и т.д. (см. «Развитие культуры в XVII веке»). При Петре I западноевропейские тенденции в русской культуре не просто остаются, но значительно усиливаются.
    4. В XVII веке в России появляются первые мануфактуры . Так, в 1632 г. было заключено соглашение с голландским купцом А. Виниусом на постройку железоделательных и оружейных заводов под Тулой. Строительство мануфактур продолжилось при Петре I, к концу правления которого их насчитывалось более 200 по всей России.
    5. В XVII веке возникли зачатки строительства флота . Так, в 1668-1669 гг. был построен парусный корабль «Орёл». Для этого в Россию был приглашён голландский мастер. При Петре I уже появился военно-морской флот, как реальная военная сила: за его царствование было построено около 900 кораблей.
    6. Появление Немецкой слободы в Москве. В связи с усилением потока западноевропейских специалистов в Россию им определили отдельное место поселения — Немецкую (Иноземную) слободу. Пётр I часто бывал там в детстве, что, несомненно, сказалось на его взглядах.

    Так почувствовали в Москве потребность в европейском искусстве и комфорте, а потом и в научном образовании. Начали иноземным офицером и немецкой пушкой, а кончили немецким балетом и латинской грамматикой.

    Государственно-административные реформы


    Заседание Сената. Кардовский Д.Н.

    • Уже в самом начале XVIII века Пётр I перестал собирать Боярскую Думу. Этот государственный орган перестал существовать в России. Вместо неё в 1711 г. был создан Сенат, основанный на принципе коллегиальности (коллективности): в него вошли сановников царя.
    Определение

    Сенат (от лат. — старик) — высший орган государственного управления в России с 1711 г. до начала XIX в., заменивший Боярскую думу.

    Функции Сената , введённые Петром I: разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Возглавлять Сенат было поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым». В 1722 г. им был назначен П.И. Ягужинский.


    • В 1718-1721 гг. громоздкая приказная система была преобразована в коллегии. Вместо нескольких десятков разрозненных приказов были учреждены 11 коллегий, каждая из которых ведала определённой отраслью управления. Возглавляли коллегию несколько человек, поэтому управление было коллективным. Фактически на правах коллегии существовал созданный в 1722 г. Главный магистрат, ведавший городским тяглым населением.
    • В 1721 г. был учреждён Святейший Синод для управления церковными делами. Патриаршество отменялось. Это значило, что светская власть в лице царя одержала окончательную победу над церковью и полностью подчинило её своей власти. Теперь её делами ведал Синод, который возглавлял обер-прокурор — государственный чиновник, непосредственно подчинявшийся государю.

    В 1721 г. сподвижник Петра I, вице-президент Синода Феофан Прокопович написал « Духовный регламент «, где обосновывал необходимость ликвидации патриаршества.


    Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в
    Петергофе. Ге Н.Н.

    • 1708–1710 гг. — образование губерний, которые делились на провинции. Это было сделано с целью укрепления власти на местах: в каждой провинции размещался полк солдат для быстрой мобилизации и подавления народных восстаний.
    • В 1720 г. был принят « Генеральный регламент «, где была определена определена структура государственного механизма и порядок деятельности служащих. Он знаменовал создание нового модернизованного по европейским образцам государства.
    • 1721 г. — провозглашение Петра I императором, а России — империей (сразу после окончания успешной Северной войны).
    • 1722 г. — указ о престолонаследии , по которому монарх сам назначал себе преемника. Этот шаг был сделан вследствие дела о сыне Петра I, царевиче Алексее, который был старшим сыном императора, однако сам Пётр не хотел, чтобы после него правил Алексей. Таким образом, теперь негласный принцип о передаче престола старшему в роду был отменён. Монарх мог сам решать, кому доверить будущее правление. Интересно, что сам Пётр I перед своей смертью не успел назначить наследника, что привело в итоге к началу эпохи «дворцовых переворотов».

    Социальные реформы

    • 1714 г. — указ о единонаследии : дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Сословие боярство упразднялось, произошло слияние бояр и дворян в одно господствующее сословие дворян-помещиков. В основе указа лежал принцип «майората»: дворянин отец должен был передавать своё поместье лишь одно из сыновей по завещанию. Земля не дробилась. Остальные сыновья были обязаны идти на службу: военную или государственную. То есть цель указа — обязать дворян служить государству. Дворяне освобождались от налогов, имели право на владение землёй и крестьянами.
    • 1722 г. — принятие Табели о рангах . Эта реформа закрепила господствующее положение дворянства, как сословия. Она давала возможность дослужиться до приобретения потомственного дворянства.
    Определение

    Табель о рангах — законодательный акт в России XVIII—XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками с учётом его личных умственных способностей, образования а не происхождения и родовитости. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й —высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Упразднена после 1917 г.

    • Оформление новых категорий крестьян :
    Определение Государственные крестьяне — в XVIII — первой половине XIX в. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др., жившее на казённых землях, нёсшее повинности в пользу государства. Считались лично свободными.

    Приписные крестьяне — в России XVII — первой половины XIX в. государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых и частных заводах, т. е. прикреплённые (приписанные) к ним.

    Посессионные (от лат. — владение) крестьяне — в России XVIII–XIX вв. категория крестьян, принадлежавших частным предприятиям, на которых они работали. Категория посессионных крестьян введена при Петре I указом 1721 г. о покупке людей для заводов в связи с необходимостью обеспечить растущие мануфактуры рабочими руками. Положение посессионных крестьян несколько отличалось от положения крепостных: их не разрешалось переводить на сельскохозяйственные работы, отдавать в рекруты.

    Указ 1724 г. — запрет крестьянам уходить на подработку в город без письменного разрешения помещика, что ознаменовало начало паспортной системы.

    • Указ 1722 г. — все ремесленники должны были объединяться в цеха. Он положил начало цеховой организации в России.
    • 1718—1724 гг. — проведение подушной переписи всего мужского населения. В «ревизские списки» записывались все лица мужского пола от грудных детей до стариков. Они облагались налогом — подушной податью.

    Экономические реформы

    • Продолжение строительства мануфактур для нужд государства. В связи с появлением регулярной армии государство должно было вооружать русских воинов. Для ведения Северной войны Россия остро испытывала нужду в новых пушках и оружии. С этим связан высокий рост мануфактур: большинство заводов строилось на Урале, который превратился в главную металлургическую базу страны. Крупнейшими в мире металлургическими заводами стали Невьянский, Каменск-Уральский, Нижне-Тагильский, Екатеринбургский. Большой вклад в управление заводами на Урале внесли промышленники братья Демидовы.
    • В 1724 г. был введен новый внешний защитный Торговый тариф, поощрявший вывоз за границу русских товаров и ограничивавший ввоз иноземных путём их обложения высокими пошлинами. Тем самым Пётр I продолжал политику протекционизма и меркантилизма, начатую его отцом.
    • Была введена государственная монополия на продажу ряда товаров: железо, лён, хлеб, соль, табак и т.д.

    Военные реформы


    Флот Петра Великого. Лансере Е.Е.

    • В 1705 году Пётр I ввёл рекрутскую повинность, которая ознаменовала собой создание регулярной армии в России.
    Определение

    Рекрутская повинность — способ комплектования русской армии, по которому каждое податное сословие выставляло от своей общины определённое количество рекрутов, т.е. будущих солдат. Служба в армии была пожизненной, рекруты находились на государственном обеспечении.

    К 1708 году русская армия набирала около 113 тысяч хорошо вооружённых воинов. Таким образом, эта реформа показала свою высокую эффективность.

    • Для систематизации опыта военных действий и военных знаний был введён «Устав воинский»1716 г. Для ведения войны на море — «Устав морской»1718 г.
    • Для обучения будущих офицеров были созданы математическая, навигацкая, артиллерийская, инженерная, хирургическая школы и Морская академия.
    • Пётр I создал русский военно-морской флот. Шло активное новых военных кораблей. Крупные корабельные верфи появились в Воронеже, Брянске, Казани, Архангельске. Позднее они будут созданы и в районе Санкт-Петербурга.

    Оценка Петровских реформ

    Деятельность Петра I и его реформы носят противоречивый характер, что и отразилось в трудах русских историков. Необходимо также учитывать, что Пётр проводил преобразования во всех сферах общества, в том числе в культуре и быту (см. «Культура петровского времени»). Поэтому некоторые историки положительно оценивали государственные реформы, а культурные — отрицательно.

    • Ярким представителем первой зрения был Н.М. Карамзин. Он считал, реформы Петра I нарушили естественный ход развития страны, а царь слепо копировал государственные институты, обычаи и традиции с Запада. Он признавал, что «Пётр велик», однако его желание «сделать Россию Голландией» заслуживает порицания. Он также осуждает упразднение патриаршества в России и перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург, «среди зыбей болотных, в местах, осужденных породою на бесплодие и недостаток.»

    Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр.

    • Другие историки писали, что Россия была подготовлена к преобразованиям, а Пётр просто продолжил дело предшествующих царей и завершил становление России как великой империи. С.М. Соловьёв и его ученик В.О. Ключевский отмечали талант Петра Великого и прогрессивность его реформ для развития страны.

    Он [Пётр] осознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации… Народ собрался в дорогу. Ждали вождя и вождь явился.

    Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил.

    Огромное влияние реформы Петра I оказали на простой русский народ, за счёт ресурсов которого и проводились все петровские преобразования. Н.И. Костомаров очень точно пишет, что «Петру помогло более всего его самодержавие», потому что именно с помощью неограниченной власти монарх смог принудить народ трудиться и жертвовать собой для создания империи, расширения внешних границ.

    Он создает войско и флот, хотя для этого требуется бесчисленное множество человеческих жертв и плодов многолетнего народного труда — все приносится народом для этой цели, хотя собственно народ этого ясно не понимает и потому не желает; все приносится оттого, что так хочет царь. Налагаются неимоверные налоги, высылаются на войну и на тяжелые работы сотни тысяч молодого здорового поколения для того, чтоб уже не возвратиться домой. Народ разоряется, нищает, зато Россия приобретает море, расширяются пределы государства, организуется войско, способное меряться с соседями.

    Н.М. Карамзин также обвинял Петра за то, что он беспощадно эксплуатировал народ, заставлял его жертвовать.

    Сколько людей погибло, сколько миллионов и трудов употреблено для приведения в действо сего намерения? Можно сказать, что Петербург основан на слезах и трупах.

    Выводы

    Таким образом, в результате всеохватывающих реформ Петра I сложилась единая для всей страны административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. В период правления Петра Великого окончательно оформилась абсолютная монархия в России. Император единолично принимал решения, однако при этом мог советоваться с Сенатом. Давление со стороны духовных лиц исчезло, т.к. было упразднено патриаршество. Кроме того, Россия вышла на новый экономический уровень: именно при Петре произошло стремительное развитие отечественной промышленности и торговли. С возникновением боеспособной регулярной армии и флота Россия стала представлять значительную угрозу для своих соседей. С другой стороны, именно Пётр способствовал усилению крепостного права. На заводах трудились не наёмные рабочие, а подневольные крепостные крестьяне. Тысячи людей работали на корабельных верфях и участвовали в строительстве новой столицы — Санкт-Петербурга.

    Читайте также: