Законодательное уменьшение налоговых ставок это

Опубликовано: 25.04.2024

Управляющий партнер Митсан Консалтинг, член Экспертного совета НОСТРОЙ

специально для ГАРАНТ.РУ

Первые шаги в снижении имущественных налогов

Руководители компаний и предприятий всегда держат руку на пульсе налогообложения и заботятся о его справедливости. В частности, это касается налогов на недвижимое имущество и землю: здания, строения, сооружения, помещения и земельные участки, используемые бизнесом в своей деятельности. В данной колонке мы рассмотрим налоги, уплачиваемые бизнесом с объектов недвижимости: налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ) и земельный налог (гл. 31 НК РФ).

Чтобы начать процесс снижения имущественных налогов, предприниматель должен разобраться в налоговом глоссарии – поможем в этом.

  • Главные составляющие формулы расчета налогов:
  • объекты налогообложения;
  • кадастровая стоимость объектов недвижимости;
  • налоговые ставки;
  • налоговые льготы.

Говоря про определение вышеуказанных понятий, надо понимать их территориальное законодательное разделение. И если правила определения кадастровой стоимости одинаковы для всех объектов недвижимости на всей территории страны, то, к примеру, налог на имущество организаций является региональным, а земельный – налогом местным. Отсюда – различие ставок и льгот. Они могут устанавливаться как на федеральном уровне, так и на региональном и (или) муниципальном.

Про объекты налогообложения можно написать диссертацию. Есть множество исключений из объектов налогообложения и по налогу на имущество, и по земельному налогу. Для упрощения задачи в данной колонке рассматриваем только ту недвижимость, которая не освобождена от налогов и в качестве налогооблагаемой базы имеет кадастровую стоимость.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости, и как она снижает налоги

Для уменьшения налога в первую очередь надо обратить внимание на кадастровую стоимость объектов недвижимости.

На данный момент большинство объектов недвижимости облагаются налогом, исходя именно из кадастровой стоимости. А читая между строк Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее – Закон о ГКО), можно сказать, что с 2024 года мы полностью перейдем к налогообложению недвижимости от ее кадастровой стоимости.

Законодательство предусматривает пути снижения кадастровой стоимости. Один из них – ее установление в размере рыночной.

Порядок простой: владелец объекта недвижимости заказывает у оценщика подобный отчет и затем подтверждает его защитой в суде или специальной комиссии.

Однако, необходимо знать некоторые негативные нюансы при таком способе снижения кадастровой стоимости.

Первое. Согласно требованиям нового законодательства о государственной кадастровой оценке, действие замены кадастровой стоимости на рыночную продлится только до следующей государственной кадастровой оценки, которая теперь будет проводиться каждые 2 года в городах федерального значения или каждые 4 года – в остальных субъектах РФ. Дело в том, что согласно ст. 12 Закона о ГКО для проводящих оценку государственных бюджетных учреждений предыдущие судебные решения или решения комиссий об установлении рыночной стоимости вместо кадастровой играют роль лишь источника информации об оцениваемых объектах, но не обязательны. Собственник потратит время, средства и нервы, но эффект продлится лишь до очередной оценки.

Второе. По статистике Росреестра, за последние годы, сформировалась тенденция стагнации удовлетворения требований об исправлении кадастровой стоимости в комиссиях 1 (см. рис. 1).

Судебная система пока чаще встает на сторону заявителей и устанавливает рыночную стоимость вместо кадастровой 2 . Следует при этом учитывать, что упомянутые в статистике решения комиссий и судов относятся в большей степени к оспариванию кадастровой стоимости недвижимости, которая определялась по ранее действовавшему законодательству. По Закону о ГКО еще далеко не все субъекты РФ провели кадастровую оценку – статистику оспаривания можно будет анализировать только через пару лет.


Рис. 1. Количество решений в отношении заявлений, рассмотренных за период с января по октябрь 2020 года

Третье. Установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость действует на протяжении всего периода: для городов федерального значения – это два года, для остальных регионов – не менее четырех лет. Но при этом, старт времени действия рыночной стоимости – начало того года, в котором рыночная оценка была проведена, и собственник может вернуть налоги лишь за текущий год. То есть все время действия государственная кадастровая оценка не учитывается.

Четвертое. Для подготовки отчета о рыночной стоимости требуется около месяца. Также, нужно сделать пакет документов в комиссию по оспариванию оценки или в суд, что занимает от 3 до 6 месяцев.

Сроки рассмотрения займут еще месяц, при этом нет никаких гарантий, что решение будет принято быстро и будет вынесено в пользу владельца объекта недвижимости. Так что и здесь есть опасность потратить время и нервы впустую.

Пятое. Государственное бюджетное учреждение, которое проводит государственную кадастровую оценку может самостоятельно заменить кадастровую стоимость на рыночную по предоставленному собственником отчету, но это решение может отменить суд в пользу властных структур, если будет доказано ущемление их интересов, в том числе и в области налогообложения.

Есть еще ряд нюансов. Так, заменить кадастровую стоимость на рыночную может, согласно закону, только владелец объекта недвижимости. Это играет роль при осуществлении приватизации государственных или муниципальных объектов недвижимости, так как стоимость выкупа определяется зачастую, исходя из кадастровой стоимости. Если потенциальные покупатели пытаются заменить кадастровую стоимость на рыночную, то ГБУ откажет в снижении, так как у покупателя еще нет права собственности на объект.

Надо понимать, если владелец пытается установить рыночную стоимость вместо кадастровой, и по отчету она ниже кадастровой, то скорее всего, посчитана эта рыночная стоимость "не совсем корректно" с явным учетом интересов собственника объекта недвижимости. В лучшем случае такой отчет о рыночной стоимости не пройдет ни в комиссии, ни в суде. В худшем – может закончиться уголовным преследованием. К тому же уже появились прецеденты привлечения рыночных оценщиков к уголовной ответственности за установление рыночной стоимости вместо кадастровой. Московские власти усмотрели в данном действии мошенничество (Решение Московского городского суда от 11 сентября 2018 г. по делу № 3а-2241/2018). Резюмируя вышеизложенное, можно с уверенностью констатировать факт, что с введением новых законодательных норм ранее действующий метод замены кадастровой стоимости на рыночную перестает работать.

Что же делать? В законе есть механизм использования метода исправления ошибок, допущенных при проведении государственной кадастровой оценки. Этот метод более эффективен в направлении установления справедливой кадастровой стоимости, и, как следствие, справедливого налогообложения. Подробнее про метод исправления ошибок мы расскажем в следующий раз.

Снижение налоговой ставки

Максимальные базовые ставки, установленные НК РФ: ст. 380 – по налогу на имущество организаций и ст. 394 – по земельному налогу. При этом региональные или местные органы власти могут ставки дифференцировать. И тут на практике часто имеет место человеческий фактор – когда в организации-налогоплательщике не обращают внимание или просто не знают о возможных местных сниженных ставках, и берут официально установленные федеральные.

Надо понимать, что сама налоговая инспекция не придет "в гости" к собственникам с известиями о возможности понизить ставку и с констатацией факта переплаты налогов. Специалисты ФНС России ориентированы на сбор налогов по максимальным, федеральным ставкам и не заинтересованы в оповещении собственников о возможности понижения ставок.

Поэтому владельцам бизнеса и объектов недвижимости нужно быть внимательными в данном направлении, самостоятельно отслеживать применяемые ставки и обращать на эти ставки внимание своих сотрудников. В помощь бизнесу – удобный сервис ФНС РФ "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" (https://www.nalog.ru/rn78/service/tax/).

Как работают льготы

Льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу также предусмотрены в федеральном законодательстве (ст. 381 и ст. 395 НК РФ), так и в региональных и местных нормативах. И их тоже рекомендуем внимательно отслеживать и грамотно применять.

Так, например, Закон Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. № 81-11 "О налоговых льготах" дает право организациям уменьшить сумму налога на имущество организаций на сумму налога, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, используемого указанными организациями для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения, рассчитанную пропорционально доле площади объекта, используемой для указанных нужд, в общей площади такого объекта. Довольно ощутимая льгота и по размеру, и по перечню объектов, в отношении которых она может быть применена. Практика же показывает, что многие собственники имущества в Санкт-Петербурге об этой льготе даже не знают.

В этой статье мы рассказали о способах снижения имущественных налогов, которые "скрыты в законе". При этом у профессионалов есть совершенно уникальные кейсы по снижению налогов, которые прямо не предусмотрены налоговым законодательством, но уже успели успешно зарекомендовать себя на практике. О них – в следующей колонке.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые схемы


Несмотря на повсеместные и возрастающие риски бизнеса в части налогового администрирования, в основном связанные с признанием получения необоснованной налоговой выгоды, законное снижение налоговой нагрузки должно оставаться для бизнеса одной из приоритетных задач. Но важно понимать, что задача по повышению налоговой эффективности может быть успешно реализована исключительно в условиях, когда вопрос налоговой безопасности бизнесом решен и находится в режиме мониторинга.

1. Применение специальных налоговых режимов

Вместе с тем важно обратить внимание на необходимость осмысленного и мотивированного применения данного рода оптимизации. Налоговые органы в 2017-2018 гг. вернулись к активному мониторингу деловой цели применения специальных режимов, доказыванию искусственного «дробления» бизнеса. Так, одним из негативных для налогоплательщиков стало дело Бунеева С.П. (Определение Конституционного Суда № 1440-О от 04.07.2017 г.), дополнительно подтвердившее вернувшийся интерес налоговых органов к «дроблению» бизнеса.

Закрепило результат подробное письмо ФНС от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@.

Как следствие, перед внедрением какого-либо специального режима (особенно в отношении уже функционирующего бизнеса) необходимо оценить наличие деловой цели, а также сопутствующих налоговых рисков, в том числе на основании указанной правоприменительной практики.

2. Специальные территории, предоставляющие налоговые льготы

Похожие льготы также предлагают различные региональные инвестиционные программы взамен на гарантированные инвестиции в соответствующем регионе. Как и в случае с технопарками, важно помнить, что предоставление льгот происходит при соблюдении налогоплательщиками ряда требований (ограничения по видам деятельности, обеспечение определенного объема инвестиций, достижение определенных показателей, ведение научных разработок и их коммерческая эксплуатация). Если условия не будут выполнены, компания будет лишена льгот, а налоги за соответствующий налоговый период – пересчитаны.

В целях развития определенных регионов вводятся особые и специальные экономические зоны (ОЭЗ и СЭЗ). Также в настоящее время обсуждается создание так называемой «офшорной» зоны на территории Республики Крым. По предварительным оценкам, из-за отсутствия единого понимания механизма реализации подобного инструмента в ближайшее время такой режим введен не будет.

3. Взаимодействие с иностранным капиталом

Применение подобных структур должно быть оценено предварительно и весьма скрупулезно на предмет всех последующих операций и их налоговых последствий. Целесообразность применения таких структур также должна быть оценена на предмет применимых налоговых рисков, а также на предмет необходимости соблюдения требований о контролируемых иностранных компаниях, международном автоматическом обмене финансовой информацией, трансфертном ценообразовании, правиле «тонкой капитализации» и иных правилах, направленных на предотвращение размывания налоговой базы.

4. Изменение географии бизнеса

Здесь же следует отметить использование региональных льгот в части налога на имущество организаций. Отдельно стоит напомнить, что, начиная с 2019 года, такие льготы применимы только в отношении недвижимого имущества, поскольку именно оно будет признаваться объектом налогообложения.

5. Использование льгот

Вместе с тем и классическим льготам (применение пониженной ставки, амортизационная премия, льготы в отношении доходов, имущества, не подлежащего налогообложению) налогоплательщики незаслуженно уделяют недостаточно внимания, тогда как это возможность уменьшить налоговую нагрузку, не выискивая пробелы в законодательстве и судебных решениях, а руководствуясь четким указанием закона.

Основной причиной неприменения льгот является: а) незнание закона; б) страх перед отказом контролирующими органами в последующем применении таких льгот. Следует отметить, что обе причины при должном подходе легко устранимы.

6. Корпоративные процедуры

Также в результате корпоративных процедур налогоплательщик может получить убытки, которые впоследствии сможет использовать для целей налогообложения. Однако, как и в случае с передачей активов, налогоплательщик не вправе использовать реорганизацию с единственной целью получить налоговую экономию.

7. Профессиональные посредники

Здесь же следует отметить незаслуженно редко используемое (в основном ввиду сложностей учета) простое товарищество, которое может быть весьма эффективно для определенных проектов. Так, большим преимуществом при отсутствии необходимости регистрировать отдельное юридическое лицо является возможность «делить» в простом товариществе не только расходы, но и прибыль. Как следствие, отсутствуют риски по признанию в учете расходов на выплату доли прибыли другим товарищам.

8. НДС

9. Не только сколько, но и когда

10. Паевые инвестиционные фонды

11. Настройка прямых и косвенных расходов

12. Рассрочка

13. Пени вместо кредита

14. Зарплатные налоги и сборы

Также стоит учитывать, что некоторые расходы компании не подлежат зарплатному налогообложению либо в силу прямого указания закона (компенсации и материальная помощь, расходы, связанные с увольнением и переводами сотрудников) либо, наоборот, в силу того, что законом не отнесены к доходам работника, хотя и представляют для последних определенную ценность (аренда авто, страхование, корпоративный фитнес, ученический договор).

15. Имущественные налоги

До 2018 г. удобным инструментом налоговой оптимизации был лизинг. Однако начиная с 2019 года, когда налогом на имущество организаций будет облагаться только недвижимое имущество, актуальность лизинга уменьшится, но не исчезнет вовсе, так как лизинг недвижимого имущества также возможен. Целесообразность данного инструмента заключается в возможности списания в расходы стоимости лизингового платежа, не увеличивая таким образом стоимость основного средства, списываемого через амортизационные отчисления. На практике возможны споры с налоговыми органами в части распределения лизингового платежа на платеж за пользование предметом лизинга и его выкупной стоимостью.

Резюме

Причем, принятие решения всегда требует взвешенного подхода, учитывающего все аспекты бизнеса – от технического внедрения и документооборота, обсчета финансовой модели и рентабельности, выверки юридических и иных сопутствующих рисков реализации решения внутри компании и при взаимодействии вовне, в том числе с контролирующими органами, до стратегического планирования и моделирования бизнеса в долгосрочной перспективе.

Статья 361. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 361. Налоговые ставки

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Г.Я. Гилинская оспаривает конституционность статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации в части установления налоговых ставок по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.

При этом, в целях правильного применения налоговых ставок, необходимо принимать во внимание, что плавучие доки по проектам их строительства не оснащаются буксирными устройствами. Для транспортировки доков от места их постройки до места эксплуатации на них, по отдельным специальным проектам, монтируются перегонные буксирные и волноотбойные устройства. При доставке дока к месту базирования буксирное и волноотбойное устройства демонтируются, так как они мешают использованию доков по назначению.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу (пункт 1 статьи 363.1 Кодекса). При этом исчисление суммы транспортного налога (статья 362 Кодекса), подлежащей уплате в установленные сроки (статья 363 Кодекса), осуществляется исходя из налоговой базы (статья 359 Кодекса) и налоговой ставки (статья 361 Кодекса) в зависимости от регистрации (снятия с регистрации) транспортных средств, а также с учетом налоговых льгот (статья 356 Кодекса) и (или) налоговых преференций (статья 358 Кодекса).

Внося изменения в условия предоставления налоговой льготы по уплате транспортного налога пенсионерами, имеющими в собственности легковые автомобили, законодатель Челябинской области с целью усиления адресности предоставления данной льготы воспользовался критерием, которым согласно статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации надлежит руководствоваться федеральному законодателю и законодателям субъектов Российской Федерации при установлении налоговых ставок для плательщиков транспортного налога, не имеющих права на налоговые льготы, и который предполагает их дифференциацию, основанную на таком объективном показателе, как мощность двигателя автомобиля, определяющая, в частности, стоимость автомобиля и расходы на его содержание. Такой подход к правовому регулированию отношений по льготному налогообложению транспортным налогом, притом что установление данной налоговой льготы - хотя она и имеет определенную социальную направленность - не предопределено положениями Конституции Российской Федерации о социальном государстве и правовом статусе личности, сам по себе не может расцениваться как несовместимый с ее требованиями.

С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования; в отношении транспортных средств - это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах (статья 359 Налогового кодекса Российской Федерации). В этом случае налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в размерах, определенных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Г.В. Каргаполова оспаривает конституционность пунктов 2 и 3 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговые ставки транспортного налога, указанные в пункте 1 данной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз; допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств. Кроме того, в жалобе оспаривается конституционность статьи 2.2 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 года "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области", которой установлены конкретные размеры налоговых ставок транспортного налога по категориям транспортных средств.

1. В жалобе гражданина В.В. Баукина оспаривается конституционность пункта 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего налоговые ставки транспортного налога, и пункта 2 той же статьи, позволяющего субъектам Российской Федерации увеличивать или уменьшать установленные данной статьей ставки транспортного налога, но не более чем в пять раз.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание (Постановление от 2 декабря 2013 года N 26-П, Определение от 14 декабря 2004 года N 451-О). Такой характеристикой для налогообложения транспортным налогом федеральный законодатель избрал мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (кВт) и в соответствии с избранной физической характеристикой объекта налогообложения осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 и статья 361 Налогового кодекса Российской Федерации). Данное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Раздел VII. Налоговые ставки (статья 361 Кодекса)

25. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

При этом субъекты Российской Федерации вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортных средств, а также года выпуска транспортных средств (срока полезного использования - срока эксплуатации).

Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки транспортного налога должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации и могут быть увеличены (уменьшены) в отношении ставок по налогу, предусмотренных в пункте 1 данной статьи НК РФ, но не более чем в пять раз. Законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге может быть предусмотрена норма, при которой уплата налога производится по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 361 НК РФ.

Справочная / Коронавирус: меры поддержки и правила

Какие регионы понизили ставки налогов из‑за коронавируса

Режим самоизоляции больно ударил по предпринимателям. Чтобы поддержать малый бизнес, в регионах начали снижать местные налоги.

Мы составили таблицу с «коронавирусными» льготами и регулярно обновляем её.

Самое удивительное — что некоторые льготы действуют даже на 2021 год.

Проверяйте по таблице, какие налоги снижены в вашем регионе

Региональные власти уменьшают ставки по УСН, сокращают потенциально возможный доход по патенту, вводят пониженные коэффициенты по ЕНВД. Из дополнительных мер: арендные каникулы, льготные кредиты, отмена транспортного налога для организаций и другие — в зависимости от субъекта Федерации.

В большинстве регионов пониженные ставки действуют на весь 2020 год. Это значит, что налог можно пересчитать с 1 января, но могут быть исключения.

В основном льготы дают пострадавшим, опираясь на основной вид деятельности по ЕГРИП / ЕГРЮЛ. Одни регионы прописывают ОКВЭДы в тексте закона, другие ориентируются на Постановление Правительства РФ № 434.

В Приморском крае и Тюменской области ставки по УСН «‎Доходы» снизили для всех.

В Республике Тыве УСН «Доходы» теперь 1%, «Доходы минус расходы» 5%, а потенциально возможный доход по всем видам деятельности на патенте — 16,67 рублей. Но эти регионы скорее исключение, чем правило.

Прежде чем пересчитывать налоги, проверьте все условия в законе своего региона. Или позвоните в налоговую.

Быстрый поиск по таблице — сочетание клавиш Сtrl+F.

Для пострадавших «‎Доходы»‎ — 1%, «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Нужно сохранить не менее 90% штата по среднесписочной численности относительно 1 марта 2020 года.

Список пострадавших ОКВЭДов — в приложении к местному закону. Не менее 70% доходов должно приходиться на эти виды деятельности

🧾 На 2020 год для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7,5%. Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу из постановления правительства РФ № 434 + ОКВЭДы 73.1 — деятельность рекламная и 85.11 — образование дошкольное.

🧾 На 2020 и 2021 годы УСН «‎Доходы»‎ — 1%, на 2022 — 2%, в 2023 — 4%. На 2020 и 2021 годы «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%, а 2022 — 8%, в 2023 — 11%. Пониженные ставки могут применять налогоплатльщики, которые:

  • в 2020 году работали на ЕНВД, включая тех, кто совмещал его с УСН;
  • в 2019 году торговали в розницу меховой одеждой на ЕНВД, включая тех, кто совмещал ЕНВД и УСН.

Льгота определяется по основному виду деятельности из госреестра по состоянию на 1 января 2020 года.

Если имеете право на несколько льгот одновеременно, можно выбрать любую из них

🧾 Для отдельных видов деятельности на 2020 год УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Основной ОКВЭД должен быть в реестре ЕГРИП / ЕГРЮЛ по состоянию на 28 марта 2020 года

🧾 Для всех УСН « Доходы » — 4%. Пониженная ставка действует с 1 января 2020 до 31 декабря 2021 года

🧾 На 2020 год УСН «Доходы минус расходы» — 8%, если выполняются условия:

На 2020 год для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

На 2021 год для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7,5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список видов деятельности — в региональном законе.

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список ОКВЭДов — в местном законе. Доля доходов от этих видов деятельности должна быть не менее 70%

Для пострадавших УСН «‎Доходы» — 3%, УСН «Доходы минус расходы» — 7,5%

Не менее 70% доходов должно приходиться на ОКВЭДы из постановления правительства РФ № 434.

🧾 Для отдельных видов деятльности на 2020 год УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДам из регионального закона. На них должно приходится не менее 70% доходов

В 2020 году потенциально возможный доход не индексируется на коэффициент-дефлятор

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДам из регионального закона. На них должно приходится не менее 70% доходов.

Налогоплательщик не должен находится в процессе ликвидации или банкротства

🧾 Для всех с 1 января 2020 по 31 декабря 2021 года УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 6%.

🧾 Для всех с 1 января 2020 по 31 декабря 2021 года УСН «Доходы»‎ — 3%.

🧾 УСН «‎Доходы»‎ — 1% при условии раздельного учёта доходов для ОКВЭДов:

  • 26 — производство компьютеров, электронных и оптических изделий;
  • 62 — разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги;
  • 63 — деятельность в области информационных технологий;
  • 72 — научные исследования и разработки.

🧾 Для ИП и ООО, работающих в сфере социального предпринимательства, при условии раздельного учёта УСН «‎Доходы»‎ — 1%

Для ИП, впервые зарегистрированных после 1 января 2020 года, ставка — 0%. Список видов деятельности — в региональном законе.

Для пострадавшего малого и среднего бизнеса УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список ОКВЭДов — в перечне, утверждённом правительством Кабардино-Балкарской Республики

🧾 Для ОКВЭДов из регионального закона УСН «‎Доходы»‎ — 1% при условии, что на них приходится не менее 70% выручки.

🧾 Для ОКВЭДов из регионального списка «‎Доходы минус расходы»‎ — 5% при условии, что на них приходится не менее 70% выручки

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу из постановления правительства Калужской области от 15.06.2020 № 464

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «Доходы минус расходы» — 5%.

🧾 Для отдельных видов деятельности в 2020 году УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Льгота определяется по основному или дополнительному ОКВЭДу из ЕГРИП / ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года. Если ОКВЭДы дополнительные, на них должно приходится не менее 50% выручки. Нужно вести раздельный учёт доходов (и расходов). Для некоторых видов деятельности есть дополнительное условие — сохранение 90% штата относительно 1 марта 2020 года

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу из перечня в региональном законе. ОКВЭД должен быть включён в ЕГРИП / ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года.

Для определённых видов деятельности на патенте в два раза снижен потцениально возможный доход

🧾 Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%. Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список ОКВЭДов — из постановления правительства РФ № 434.

Условия для работодателей:

  • Среднесписочная численность сотрудников в 2020 должна составлять не меньше 90% от таковой в 2019 году или снижена не более чем на одного человека за тот же период.
  • Среднемесячная зарплата сотрудников в 2020 году — не ниже полуторного федерального МРОТ.

🧾 УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7,5%. Льгота для тех, кто торгует обязательными к маркировке товарами: обувью и лекарствами. Они должны составлять не менее 70% дохода.

Для всех УСН «Доходы» — 3%, УСН «Доходы минус расходы» — 7,5%.

Пониженные ставки действуют с 1 января 2020 до 31 декабря 2022 года

Для пострадавших УСН «Доходы» — 2%, УСН «Доходы минус расходы» — 7,5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу из перечня в региональном законе. ОКВЭД должен быть включён в ЕГРИП / ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года. Доход от этого вида деятельности должен быть не менее 70%

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список пострадавших ОКВЭДов — в приложении к местному закону. Не менее 70% доходов должно приходиться на эти виды деятельности.

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список ОКВЭДов — в региональном законе. Не менее 70% выручки за 2020 год должно приходиться на эти виды деятельности

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДам из регионального закона

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДам из регионального закона

Для всех снижен потенциально возможный доход.

Для пострадавших потенциально возможный доход — 50 000 рублей

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список ОКВЭДов — из постановления правительства РФ № 434.

Условия для применения льготной ставки:

  • не менее 70% доходов по итогам предыдущего года должно приходится на эти ОКВЭДы;
  • основной ОКВЭД должен быть включён в реестр МСП по состоянию на 1 марта 2020 года;
  • в инспекцию предоставлены КУДиР и расчёт доли доходов от каждого вида деятельности.

Пониженные ставки действуют с 1 января 2020 до 31 декабря 2020 года

Для всех УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Пониженные ставки действуют с 1 января 2020 до 31 декабря 2022 года

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДам из перечня, утверждённого указом губернатора Новгородской области. Доход от этих видов деятельности должен составлять не менее 70%.

🧾 С 2021 года для ИП, впервые зарегистрированных на территории Оренбургской области, УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%. Список ОКВЭДов — в приложении к региональному закону. Срок — в течение двух налоговых периодов

УСН «‎Доходы»‎ — 4,5%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 11%. Льготные ставки действуют:

Для пострадавших «‎Доходы»‎ — 1%, «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу. Список видов деятельности — в региональном законе

Для пострадавших «‎Доходы»‎ — 1%, «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список видов деятельности — в региональных законах

Для отдельных видов деятельности потенциально возможный доход — 16,67 рублей.


Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «Доходы минус расходы» — 5%.

Для пострадавших «‎Доходы»‎ — 1%, «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020. Список видов деятельности — в региональных законах.

Для пострадавших снижение потенциально возможного дохода на 90%

Для пострадавших УСН «‎Доходы» — 1%, «‎Доходы минус расходы» — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список ОКВЭДов — из постановления правительства РФ № 434.

Для ОКВЭДов 55 и 79 в 2020 году УСН «‎Доходы» — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы» — 5%

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список видов деятельности — в приложении к региональному закону.

Среднемесячная зарплата сотрудников за 2020 год должна быть не ниже МРОТ в Санкт-Петербурге

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7,5%.

Список ОКВЭДов — в региональном законе. Не менее 70% доходов должно приходиться на эти виды деятельности

Для определённых видов деятельности потенциально возможный доход снижен в 2 раза

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список видов деятельности — в региональном законе. На них должно приходиться не менее 70% доходов

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список ОКВЭДов — в региональном законе. Не менее 70% выручки за 2020 год должно приходиться на эти виды деятельности

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%.

Список видов деятельности — в региональных законах. Не менее 70% доходов должно приходится на эти виды деятельности.

Для организаций дополнительное условие: сохранить численность штата не меньше 90% и заработную плату не меньше 50%. Зарплату сравнивают со средними значениями по Свердовской области

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по списку видов деятельности из постановления правительства № 434 . Доход от этих ОКВЭДов должен составлять не менее 70%. Бизнес должен быть в реестре МСП на 1 января 2021 года

Для пострадавших на 2020 год УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по списку видов деятельности из постановления правительства № 434. Доход от этих ОКВЭДов должен составлять не менее 80%

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2 или 4%, зависит от ОКВЭДа. УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7 или 10%.

Список видов деятельности — в региональном законе. ОКВЭД должен быть включён в ЕГРИП / ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года.

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список видов деятельности — в региональном законе. Доход от них должен составлять не менее 70%

Для пострадавших снижен потенциально возможный доход

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7%.

Список видов деятельности — в региональных законах

Для всех УСН «‎Доходы»‎ — 1%

Для всех ИП на патентной системе налогообложения потенциально возможный доход в 2020 году — 16,66 рублей.

Для отдельных видов деятельности снижен потенциально возможный доход на 2021 год

На 2020 год для всех УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

На 2021 год для всех УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7%.

На 2020 год на патентной системе потенциально возможный доход — 16,67 рублей

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список ОКВЭДов — в местном законе. Доход по этим видам деятельности должен быть не менее 70%.

🧾 В 2020 году для отдельных видов деятельности УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 8%.

На эти ОКВЭДы должно приходиться не менее 80% дохода

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу из регионального закона. Бизнес должен быть включён в реестр МСП

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список видов деятельности — в региональном законе. На них должно приходится не менее 70% доходов

Для пострадавших уменьшение потенциально возможного дохода до 17 рублей.

Список видов деятельности — в приложении к закону

  • налогоплательщиков, у которых нет задолженности на 1 января 2021 года;
  • размер среднемесячной зарплаты за 2020 год составляет не менее полутора МРОТ в расчёте на одного работника.

Для отдельных видов деятельности УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%.

Список видов деятельности — в региональном законе. Выручка от этих ОКВЭДов должна составлять не менее 70% от всего дохода за 2019 год или 50% от дохода за 2020 год

В таблицу вошли субъекты Федерации, где законы уже приняты и опубликованы. Если не нашли свой регион, возвращайтесь в статью позже.

Если заметили неточность в таблице или знаете о дополнительных мерах поддержки, напишите в комментариях. Это поможет другим предпринимателям сэкономить на налогах.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба подходит ИП и ООО. Сервис подготовит налоговую декларацию, рассчитает налог и уменьшит его на страховые взносы.

Поменяются ли ставки в Эльбе автоматически

Мы изменим ставки по УСН автоматически для тех регионов, где изменения касаются всех без исключения.

Если в вашем регионе налог снижен только для пострадавших, поменять ставку в сервисе нужно самостоятельно. Для этого перейдите в Реквизиты → Система налогообложения → УСН → Ставка налога.

Налог — это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика. Платить меньше налогов и не иметь проблем с государством хотят все. К сожалению, не всегда легальными путями. Как избежать проблем с законом и в то же время оптимизировать налогообложение?

Право налогоплательщика

Субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Налогоплательщик имеет право избрать вариант уплаты налогов, позволяющий ему сохранять свое имущество, использовать законные основания для освобождения от налогов, выбрать выгодную форму предпринимательской деятельности, оптимальный вид платежа (п. 3 постановления КС РФ от 27.05.03 г. № 9-П).
При этом неуплата налога или уменьшение его суммы не ведет к нарушению публичных интересов и конституционных прав и свобод других налогоплательщиков. Например, фирма может перейти на «упрощенку», выбрав объект налогообложения. А вот договоры, совершенные без намерения создать реальные хозяйственные последствия, с целью уклонения от уплаты налогов, являются ничтожными сделками (п. 1 определения КС РФ от 8.06.04 г. № 226-О).

Что такое недобросовестность

В российской практике с 2000 года используется понятие недобросовестности налогоплательщика. Так как четкого юридического определения этого понятия нет, его следует считать неформальным. Отнесение налогоплательщика к добросовестным или недобросовестным остается на совести налогового инспектора и судьи. Анализ судебных решений с упоминанием этого понятия позволяет сделать вывод о том, что под недобросовестностью, как правило, понимается совокупность подозрительных признаков. Например:
- регистрация юридических лиц по утерянным паспортам, отсутствие поставщиков по указанным адресам, «молодой» возраст фирм-поставщиков;
- использование при расчетах векселей, зачетов, счетов третьих лиц;
- бартер и другие неденежные формы расчетов;
- отсутствие экономической выгоды в заключенной сделке;
- беспроцентные займы, «нулевые» декларации, резкие изменения финансовых показателей в отчетности и другие нетипичные условия;
- несоответствие количества и объемов, расхождение между расходами и другими экономическими показателями, иные фактические неточности и несоответствия и т.д.
Пленум ВАС РФ удачно заменил термин «недобросовестность налогоплательщика» термином «необоснованная налоговая выгода» (Постановления ВАС № 53 от 12.10.06 г.) Перечень критериев необоснованной выгоды в документе указан в п. 5 и является открытым.
Обратите внимание! Пленум ВАС РФ связывает критерии необоснованности налоговой выгоды с поведением самого налогоплательщика, а не его контрагентов. Это должно заставить налоговые органы приступить к исследованию действий непосредственно объекта налогового контроля.
Совет налогового консультанта: Признаки недобросовестности — это внутренний термин налоговой службы. Но признаки не есть доказательства, и по ним нельзя кого-либо обвинять. Существуют камеральные и выездные налоговые проверки, в ходе которых либо выявляются налоговые правонарушения, либо нет.

Минимизация или уклонение от уплаты налога

Использовать схемы минимизации налогов в условиях жесткой конкуренции в настоящее время вынуждены даже добросовестные налогоплательщики, чтобы не разориться.
«Минимизация (снижение) налогов» — термин, который вводит в заблуждение. Добиться снижения налогов можно двумя путями: легальным и нелегальным. Имейте в виду, что нелегальные «схемы» снижения налогов давно известны налоговикам, поэтому если вы пойдете по
этому пути, то это не останется без пристального внимания правоохранительных органов. Использование законных методов не позволит представителям налоговых органов классифицировать ряд мер, направленных на снижение налогов, как уклонение от их уплаты.
Оптимизация налогообложения предполагает минимизацию налоговых потерь и недопущение штрафных санкций. Большинство схем оптимизации налогов изначально направлены только на минимизацию налогов, поэтому они могут рассматриваться как уклонение от уплаты налогов.
Обратите внимание! В действительности, конечной целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение доходов субъекта предпринимательской деятельности после уплаты налоговых платежей. Минимизация одних налогов может привести к увеличению других и как следствие — к штрафным санкциям со стороны налоговых органов. Штрафные санкции могут превысить планируемый эффект от минимизации налогов.
Все налоги условно можно разделить на четыре группы.
1. Налоги, находящиеся «внутри» себестоимости (например, единый социальный налог — ЕСН).
Снижение этой группы налогов ведет к уменьшению себестоимости продукции, а значит, к увеличению прибыли организации и налоговых платежей в бюджет по налогу на прибыль. Таким образом, эффект от снижения этой группы налогов очень незначителен.
2. Налоги, находящиеся «вне» себестоимости (например, налог на добавленную стоимость — НДС).
НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой начисленного налога и суммой налоговых вычетов (зачетный метод). Поэтому нужно добиваться уменьшения разницы, подлежащей уплате в бюджет. Для этой группы налогов оптимизация заключается в выборе контрагентов. Организации при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав невыгодно работать с партнерами, не являющимися плательщиками указанного налога.
3. Налоги, находящиеся «над» себестоимостью (например, налог на прибыль).
Чтобы минимизировать налоговые платежи по этой группе налогов, налогоплательщик должен стремиться либо к снижению налогооблагаемой базы, либо к уменьшению ставки налога. Например, добиться уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль можно путем увеличения налогов, сидящих «внутри себестоимости».
4. Налоги, выплачиваемые из «чистой» прибыли.
Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки и налогооблагаемой базы.
Наиболее сильно уменьшают финансовые ресурсы предприятия налоги 3 и 4 группы.
Пример:
1 вариант (цифры условные). Предположим, выручка налогоплательщика за отчетный период равна 10000 рублей, а затраты составили 5000 рублей. Налогооблагаемая база по налогу на прибыль составит 5000 рублей (10000-5000). Налогоплательщик заплатит налог на прибыль в сумме 1200 рублей (5000 х 24%).
2 вариант: Можно добиться, чтобы предприятие вообще не платило налог на прибыль. Выручка за отчетный период налогоплательщика равна 10 000 рублей. Организация увеличила свои затраты до 10000 рублей. В итоге налогооблагаемая база по налогу на прибыль составит 0 рублей (10000-10000). Следовательно, налог на прибыль налогоплательщику платить не надо. Но самое главное, финансовых ресурсов у предприятия тоже ноль.
Очень важно! Организация добилась максимального снижения налога на прибыль. Однако если посмотреть внимательно, то минимизация налога на прибыль фактически привела к финансовому краху налогоплательщика. Финансовых ресурсов у него не осталось. Это не минимизация.
Первый вариант хоть и предполагает уплату налога на прибыль, однако приводит к тому, что у организации остаются финансовые ресурсы после уплаты налогов, т.е. сумма чистой прибыли равна 3800 руб. (5000 - 1200).
3 вариант: Выручка предприятия за отчетный период равна 10000 рублей, затрат нет. Тогда прибыль составит 10000 руб., налог на прибыль 2400руб. (10000 х 24%). У предприятия осталось 7600 руб. (10000-2400). Это не минимизация, но шанс выжить.
Выводы: конечной целью оптимизации налогов должно быть увеличение доходов организации после уплаты налогов, а не снижение отдельных налогов. Имейте в виду, что налоговые базы по ряду налогов могут пересекаться. Поэтому при принятии решений в отношении оптимизации следует учитывать возможные налоговые последствия.
Совет налогового консультанта: Грань между оптимизацией налогообложения и уклонением от уплаты налогов очень нечеткая. Используя те или иные методы оптимизации, следует об этом помнить.
К сведению: В США штрафуют за приписывание прибыли, а в России — за ее сокрытие.

Налоговое планирование

Если налогоплательщик рассчитывает работать в перспективе, то ему необходимо организовать систему налогового планирования — один из способов управления налогами.
Налоговое планирование — это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех законодательно предоставленных льгот и освобождений для уменьшения налоговых обязательств. Целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов при абсолютном соблюдении закона.
Налоговое планирование в организации основывается на использовании льгот при уплате налогов; разработке учетной политики; контроле сроков уплаты налогов. Смысл налогового планирования — работа на опережение.
Совет налогового консультанта: Льготы не всегда выгодны. Например, чтобы не платить ЕСН, многие компании стараются оформить выплаты так, чтобы не включать их в налоговую себестоимость. А в качестве источника использовать «чистую» прибыль организации. Если такие платежи не включать в налоговую себестоимость, то с них не нужно начислять ЕСН и, соответственно, взносы в Пенсионный фонд. В льготные выплаты попадают материальная помощь, премии за непроизводственные показатели работы, дивиденды, компенсации, которые начислены сверх норм и т. д. Но это невыгодно фирме. Экономия ЕСН вытекает в переплату налога на прибыль. В итоге организация теряет деньги.
Необходимость в налоговом планировании зависит от степени налоговой нагрузки. Существует много методик, позволяющих определить этот показатель. Например, можно определить величину налоговой нагрузки в соответствии с методикой, предлагаемой Минфином России, изложенной в Письме от 13.08.96 г. №04-01-15. Если величина налоговой нагрузки составляет более половины расходов организации, то такая компания не сможет обойтись без привлечения специалистов финансового менеджмента, создания отдела налогового планирования. Главная задача финансового менеджмента — финансовая оптимизация, т.е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия.
Налоговое планирование, направленное на уменьшение налогового бремени на организацию, разделяется на перспективное и текущее. При перспективном налоговом планировании устанавливаются основные элементы налоговой учетной политики хозяйствующего субъекта, на основе которых строятся принципы ведения налогового учета на ряд лет, что в итоге влияет на размер налоговых платежей.
При текущем налоговом планировании используют методы, позволяющие налогоплательщику уменьшать налоговые обязательства в течение ограниченного периода времени или в конкретной ситуации. Все подлежащие уплате налоги группируют по каким-либо признакам. Внутри группы налогов анализируется состав налоговых баз по каждому налогу, в том числе налоговые льготы, и эффективность их применения. На основе проведенного анализа выбирается оптимальный вариант ведения налогового и бухгалтерского учета.
На основе расчета налоговых баз составляются конкретные планы налоговых платежей, т.е. налоговый календарь. При составлении налогового календаря указываются конкретные даты уплаты суммы налогов. Следует контролировать своевременность уплаты налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, поскольку нарушение сроков перечислений влечет за собой штрафные санкции. По данным разработанного плана по истечении периода, на который он составлялся, проводится оценка его эффективности.
Налоговое планирование влияет на формирование финансовых результатов деятельности организации. Оно считается составной частью системы финансового управления в организации.
Сегодняшнее налоговое законодательство дает возможность снизить бремя налоговой нагрузки, причем совершено законно. Анализируя налоговое, бухгалтерское и гражданское законодательство РФ, можно сказать, что фактически для этих целей законодатель предусмотрел общие и специальные способы снижения налогов, которыми вправе воспользоваться налогоплательщик.
К специальным методам можно отнести:
- способ замены отношений между сторонами
Субъекты хозяйственной деятельности вправе самостоятельно выбирать формы и условия сделки, партнеров и т.д. Поэтому, заключая какой-либо договор, предварительно проанализируйте его в плане налоговых последствий. Предпочтение следует отдать тому, который наиболее эффективен с точки зрения уплаты налогов. Но не следует забывать о том, что использование этого приема основано на замене прав и обязанностей сторон договора, а не на формальном изменении названия договора.
- способ разделения отношений
В основе данного приема лежит метод замены. При этом заменяется не полностью вся хозяйственная операция, а лишь ее часть. В качестве примера можно привести договор, предметом которого является выполнение работ по реконструкции здания. Если реконструкцию здания разделить на две составляющие: на реконструкцию и капитальный ремонт, то налогоплательщик получит возможность включить в себе-стоимость продукции часть осуществленных затрат и уменьшит налоговую базу по налогу на прибыль.
- использование отсрочки по уплате налогов
Например, применение «кассового метода» по налогу на прибыль. До 1 января 2006 года применение этого приема было возможно и по НДС. Метод по мере получения денежных средств позволяет уплачивать налог в более поздний срок, после получения оплаты от контрагента.
- способ сокращения объекта налогообложения
Этот способ практически не имеет недостатков. Если нет объекта налогообложения (доходов, имущества и т.д.), то не возникает и обязанности по уплате налога. Этот способ характерен для минимизации налога на имущество организаций. Для сокращения налоговой базы по указанному налогу налогоплательщик использует инвентаризацию, переоценку и др. Но следует помнить, что сокращение объектов налогообложения не должно негативно сказываться на хозяйственной деятельности субъекта.
Совет налогового консультанта: Целью создания организации является получение прибыли, а не сокращение налоговых платежей, поэтому освободиться от всех объектов налогообложения субъект хозяйственной деятельности не может.
Поправки в ст. 75, 111 Налогового кодекса, действующие с 1 января 2007 года, освобождают налогоплательщиков не только от уплаты штрафов, но и от пени. Это произойдет только в случае, если налогоплательщик действовал в строгом соответствии с разъяснениями Минфина и ФНС России. Данное правило будет действовать, даже если эти разъяснения оказались неверными.

Просчеты налоговой оптимизации

Налоговая безопасность

Одной из задач налоговой безопасности является предотвращение налоговых рисков. Это можно делать путем изучения обзоров судебной практики по налоговым спорам, запросов в налоговые органы и консультационные компании, а также формирования своего рода налоговой «подушки безопасности» — выявления скрытых налоговых переплат. Таковые, как показывает практика, существуют в любой компании в огромных количествах. Например, чтобы снизить риск ответственности за поставщиков, предварительно проверьте их юридический статус и деловую репутацию, сформируйте специальное досье поставщиков. Поставщики должны быть надежными во всех отношениях.
Налогоплательщики могут заранее узнавать официальную позицию государства по наиболее важным для себя налоговым вопросам.
Совет налогового консультанта: Нужно четко представлять себе все варианты поведения, которые допускаются законом и практикой для той или иной ситуации. Наметив примерные варианты поведения, вы можете проанализировать и риски, связанные с выбором такого варианта. Прежде всего — риск привлечения к ответственности за те или иные действия.

Читайте также: