Закон о налоговом администрировании

Опубликовано: 10.05.2024

ФНС держит курс на совершенствование налогового администрирования и это прослеживается не только в появлении большого количества онлайн-сервисов, но и в изменениях главного фискального документа страны.

В конце 2020 года в часть 1 НК РФ было внесено немало корректировок, в т.ч. вступающих в силу в 2021 году. Давайте разберемся в законодательном «квесте».

Новеллы — 2020

Отчетности по КИК: штрафы

Налогоплательщик — контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой им иностранной компании (КИК) путем представления в налоговый орган годовой финансовой отчетности КИК, аудиторского заключения (обязательный или добровольный аудит финотчетности). Причем данные документы организациями представляются вместе с декларацией по налогу на прибыль, а физлицами — вместе с уведомлением о КИК.

С 09 декабря 2020 года за непредставление налоговому органу вышеуказанных документов либо представление заведомо недостоверных сведений грозит налогоплательщику — контролирующему лицу штрафом в размере 500 000 руб. (п.1.1 ст.126 НК РФ). Сейчас наказание — 100 000 руб., т.е. штрафные санкции увеличили в 5 раз.

Кроме того, с 09.12.2020 года за непредставление документов, необходимых для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК в течение 1 месяца с даты получения требования от налогового органа — штраф с контролирующего лица составит 1 000 000 руб. (новый п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).

Изменения в ст.126 НК РФ внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 368-ФЗ (далее — Закон № 368-ФЗ).

Электронная доверенность

В прежней редакции ст.29 НК РФ не было упоминания о доверенности физлица со статусом индивидуального предпринимателя (ИП). Это исправлено. Для налогоплательщиков — ИП и физлиц установлены единые правила оформления «налоговых» доверенностей.

С 23 декабря 2020 года представлять интересы ИП и физических лиц без предпринимательского статуса в налоговых органах можно не только на основании бумажной доверенности, удостоверенной нотариусом. Для этих целей подойдет электронная доверенность, подписанная электронной цифровой подписью (ЭЦП) доверителя, то есть похода к нотариусу можно миновать.

Хочется отметить, что обновленная редакция п. 3 ст. 29 НК РФ порадовал не только физлиц, но и организации, поскольку в ней нет новелл, которые касаются именно компаний, а они активно обсуждались законодателями. Предполагалось ввести обязательное нотариальное заверение доверенности, выданной юридическим лицом, т.е. печати организации и подписи ее руководителя было бы недостаточно. Так что, компании могут облегченно вздохнуть и оформлять бумажные доверенности как обычно, без привлечения нотариуса.

Изменения в ст.29 НК РФ внесены Федеральным законом от 23.11.2020 года № 374-ФЗ (далее — Закон № 374-ФЗ).

Задолженность по налогам и пеням

С 23 декабря 2020 года начнет действовать обновленный п.1 ст. 70 НК РФ, который посвящен тонкостям направления требований об уплате задолженности по налогам, сборам и взносам.

Требования физлицам. Как и ранее, в общих случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Новшество в том, что независимо от ИП-статуса физического лица требование направляется, если сумма недоимки достигла 3 000 руб. Ранее для «обычных» физлиц была установлена пониженная планка — если недоимка, пени и штрафы по ней превышали 500 руб.

Срок направления требования об уплате задолженности по пеням. Появился новый абзац в ст. 70 НК РФ, который гласит, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб.

Так что, очень хорошо, что с 23.12.2020 года нет необходимости определять срок направления требования по задолженности по пеням, притягивая старые, но действующие разъяснения ВАС РФ, анализируя многочисленные редакции п. 1 ст. 70 НК РФ.

Таким образом, с учетом нового абзаца в п.1 ст. 70 НК РФ, требование на уплату долга по пени с 23.12.2020 года должно быть направлено налоговым органом в течение 1 года с даты уплаты недоимки (например, при сумме долга менее 3000 руб.) либо в течение года с даты, когда размер пени превысил 3000 руб.


Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что Правительство РФ подготовило законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части реализации отдельных направлений налоговой политики.

Объемный законопроект изменяет положения как части первой, так и второй НК РФ. Мы рассказываем о возможных изменениях в администрировании налогов, а также в налогообложении операций внутри страны.

Налоговое администрирование

Законопроект предусматривает, что при обнаружении налоговым органом арифметических ошибок в декларации (расчете), такие декларация (расчет) признаются непредставленными. Перечень арифметических ошибок будет утверждаться ФНС России по согласованию с Минфином России. Налогоплательщик обязан будет в пятидневный срок устранить выявленную ошибку, и тогда декларация будет считаться представленной в день её первоначального представления.

Причины ужесточения действующего более 20 лет правила о том, что налоговый орган не может возвратить декларацию, изложены в пояснительной записке: вводится упрощённая процедура исправления счётных ошибок без необходимости готовить объяснения и документы. Также указано на борьбу с «фирмами-однодневками», но как новая процедура позволяет достичь такой цели, неясно.

Доверенность для представления интересов организаций и физических лиц в налоговых органах должна будет составляться в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя, либо быть удостоверенной нотариально или в приравненном порядке.

Порядок удостоверения, приравненный к нотариальному, действует лишь для физических лиц в особых обстоятельствах, таких, как военная служба, лечение и т.п. (п. 2 ст. 185.1 ГК РФ), к бизнесу этот порядок неприменим.

Ввиду сохранения возможности представлять интересы организации в суде на основе доверенности, заверенной подписью руководителя без указанных формальных требований, обоснованность ужесточения требований к «налоговым» доверенностям вызывает сомнения.

Упрощается порядок выплаты процентов, начисляемых на сумму излишне уплаченного налога. Такие проценты будут выплачиваться без заявления налогоплательщика – исключительно на основании решений налогового органа о возврате суммы излишне уплаченного налога и/или о возврате оставшейся суммы процентов.

НДС

Устраняется пробел закона, из-за которого невозможно было при вылове рыбы и добыче других морских живых ресурсов в исключительной экономической зоне применить нулевую ставку НДС. Статью 147 НК РФ планируется дополнить новым пунктом, устанавливающим случаи признания территории России местом реализации товаров в виде водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне России, и (или) товаров, произведенных из таких ресурсов.

comment.jpg
Услуги по перевозке биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне, по-прежнему не считаются оказанными на российской территории, что не отвечает принципам единого экономического пространства, экономического основания налога, равенства налогообложения и равной конкуренции.

Налог на прибыль

Устраняется неопределенность освобождения от налога при безвозмездной передаче между участником и дочерним обществом (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Помимо имущества, в освобождаемые объекты включены имущественные права (например, долговые требования).

С одной стороны, теперь будет освобождаться от налога передача прав требования к третьему лицу (например, права требовать оплаты по договору). Однако предложение оставляет неясной квалификацию передачи прав требования, если должником является само дочернее общество и при передаче права обязательство должно прекратиться совпадением кредитора и должника. Существует позиция, что такая передача с гражданско-правовой точки зрения невозможна, а происходит, в зависимости от подхода, зачёт с обязанностью внести денежный вклад, прощение долга или новация. Поправки не упоминают прощение долга как освобождаемую операцию.

Кроме того, в круг субъектов безналоговой передачи включен также и косвенный участник общества (в существующей редакции нормы это может быть только прямой участник). То есть теперь не будет облагаться получение имущества или имущественных прав от «бабушки» (в том числе иностранной). Такое изменение включено в законопроект по предложению бизнес-ассоциаций.

Поправка позволит избавить налогоплательщиков от гражданско-правового оформления нескольких последовательных операций по передаче между вертикально интегрированными компаниями. Однако привлекательность подобной меры не исключает рисков её применения: например, неясно, как передающая сторона будет учитывать стоимость переданного, ведь она с формальной точки зрения не может увеличить стоимость вложений в капитал получающей стороны.

По-прежнему нет ясности и с параллельным действием привычного правила о «безвозмездной» передаче и более нового освобождения для вкладов в имущество (подп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ). Поправки позволяют отнести вклад в имущество на расходы при расчёте прибыли от продажи долей (акций), что выгодно отличает такой вклад от безвозмездной передачи.

Изменения имеют обратную силу – распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Если обратная сила для освобождения передачи имущественных прав может быть названа необходимым уточнением закона, то причины благожелательного отношения к передаче имущества между «бабушкой» и «внучатым» обществом пока неясны.

Предложены изменения в части амортизации:

  • исключена амортизация нематериальных активов, созданных в результате НИОКР, в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный налоговый вычет;
  • уточнено формирование остаточной стоимости нематериальных активов по аналогии с остаточной стоимостью основных средств.

Привычно для кризисных ситуаций смягчаются пороговые значения процентных ставок по рублевым и валютным займам (п. 1.2 ст. 269 НК РФ); также вновь вводятся временные особенности расчёта контролируемой задолженности.

Уточнена льгота при продаже акций российских компаний: нулевая ставка налога может быть применена при продаже акций российской организации, в активах которой доля недвижимого имущества не превышает 50%, либо обращающихся акций инновационного сектора экономики независимо от состава активов российского эмитента.

Расширена возможность применения инвестиционного налогового вычета – он может быть использован в отношении расходов на НИОКР.

НДФЛ

Уточняется перечень компенсационных и иных выплат, освобождаемых от налогообложения, устанавливаются особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимости, приобретенных по договорам долевого участия в строительстве.

НДПИ

Определяются последствия прекращения статуса участников РИП и расторжения соглашений с налогоплательщиками-резидентами ТОСЭР по решению суда в связи с нарушением существенных условий соглашений.

Изменяется порядок оценки стоимости добытых драгоценных камней.

Имущественные налоги

  • устанавливается порядок налогообложения уничтоженных транспортных средств: налог не исчисляется с 1-го числа месяца, когда транспортное средство было уничтожено;
  • совершенствуется процедура рассмотрения налоговыми органами документов, полученных от налогоплательщиков;
  • налоговая база по налогу на имущество физически лиц определяется только по кадастровой стоимости.

Страховые взносы

  • синхронизируется перечень выплат, произведенных работодателем в пользу работников, не облагаемых НДФЛ – на такие выплаты также не начисляются страховые взносы;
  • уточняются условия освобождения от взносов выплат, связанных с компенсацией расходов физического лица по договору ГПХ.

О чем подумать, что сделать

Мы рекомендуем отслеживать дальнейшее движение законопроекта и полагаем, что в него могут быть внесены дополнительные поправки.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать содействие в анализе возможных последствий принятия планируемых поправок для вашего бизнеса и в подготовке позиции по законопроекту, которая может быть доведена до сведения участников законодательного процесса через деловые объединения.

Автор: Сурков А. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Ежегодно законодатели вносят множество поправок в налоговое законодательство. Иногда это «точечные» поправки (в одну-две налоговых нормы), а иногда – масштабные корректировки налоговых правил. Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» – как раз из таких нормативных актов. Он, среди прочего, внес несколько важных и существенных поправок в ч. I НК РФ, касающихся налогового администрирования. Рассмотрим наиболее интересные поправки, затрагивающие интересы в том числе «упрощенцев».

Правила взыскания налоговой задолженности

По действующему правилу (п. 3 ст. 46 НК РФ) на принятие решения о взыскании задолженности инспекторам отводится 2 месяца после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога (взноса, сбора, пени, штрафа). При этом срок, отведенный на вынесение такого решения, не зависит от суммы задолженности и давности ее возникновения.

С апреля 2020 года данное решение налоговики будут принимать, только если общая сумма налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), подлежащая взысканию, превысит 3 000 руб., поскольку именно с 01.04.2020 начнет действовать новая редакция п. 3 ст. 46 НК РФ.

Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого ИФНС при расчете общей суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), подлежащей взысканию, такая сумма превысит 3 000 руб., то решение о взыскании будет принято в течение 2 месяцев со дня превышения. Если налоговики пропустят этот срок, решение будет считаться недействительным. Это общее правило.

Но из него есть исключение. Если в течение тех же 3 лет сумма задолженности так и не превысит 3 000 руб., то решение о ее взыскании ИФНС примет в течение 2 месяцев со дня истечения указанного 3-летнего срока. Причем независимо от суммы задолженности.

Симметричные поправки внесены в п. 1 ст. 70 НК РФ. Сейчас в нем сказано, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Но если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, менее 500 руб., то требование должно быть направлено не позднее 1 года со дня выявления недоимки. С 01.04.2020 сумма 500 руб. будет действовать только в отношении обычных граждан. А для ИП и юридических лиц данная сумма увеличена до 3 000 руб.

Обратите внимание: с 01.04.2020 вводится в действие новый п. 7 ст. 31 НК РФ, которым предусмотрено право налоговиков информировать налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты. Но такой способ оповещения они вправе применять не чаще одного раза в квартал при условии получения согласия указанных лиц на такое информирование в письменной форме.

Кроме того, с 01.01.2020 будет действовать новый пп. 9 п. 3 ст. 45 НК РФ. Из него следует, что в случае совершения налоговым агентом ошибки при удержании налога ответственность за эту ошибку будет нести не налогоплательщик, а налоговый агент. Последний должен будет уплатить со своего счета сумму недоимки, которая возникла по его вине. С момента предъявления налоговым агентом поручения в банк на перечисление указанной суммы недоимки (при достаточном денежном остатке на счете на день платежа) обязанность по уплате налога налогоплательщиком будет считаться исполненной.

Порядок взыскания с налогоплательщика недоимки свыше 1 млн руб.

Налоговики с 01.04.2020 смогут использовать дополнительные инструменты для взыскания недоимки, величина которой превышает 1 млн руб.

Во-первых, у них появится право на осмотр (на основании соответствующего постановления должностного лица ИФНС) территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, не исполнившего в 10-дневный срок решение о взыскании недоимки, размер которой превышает 1 000 000 руб., принятое налоговым органом в соответствии со ст. 46 НК РФ. Это право определено новым абзацем п. 1 ст. 92 НК РФ.

Во-вторых, налоговики получат возможность истребовать у налогоплательщика документы (информацию) об их имуществе, имущественных правах и обязательствах в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При неполучении в установленные сроки документов или информации налоговый орган получает право истребовать их у иных лиц. Об этом сказано в новом п. 2.1 ст. 93.1 НК РФ.

Общие правила зачета налоговой переплаты

В настоящее время п. 1 ст. 78 НК РФ разрешает зачесть переплату по налогу только в счет налога того же вида. То есть федеральные налоги засчитываются в счет недоимки (предстоящих платежей) по федеральным налогам, региональные – по региональным, местные – по местным. Также есть п. 6 ст. 78 НК РФ, в котором сказано, как можно вернуть излишне уплаченные налоги при наличии у налогоплательщика недоимки по другим налогам. Сначала налоговики засчитывают переплату в счет недоимки по налогам того же вида, соответствующим пеням и штрафам. И только после этого зачета производится возврат оставшейся части налоговой переплаты. Что касается излишне взысканной налоговой суммы, ее возврат возможен лишь при отсутствии недоимки по налогам того же вида. Это предусмотрено п. 1 ст. 79 НК РФ.

С 01.10.2020 указанные правила перестанут действовать.

Переплату можно будет зачесть в счет любой недоимки и предстоящих платежей независимо от вида налога (например, излишне перечисленный НДС можно будет зачесть в счет недоимки по земельному налогу и наоборот).

Изменится и порядок возврата переплаты: как и сейчас, ИФНС сначала зачтет переплату в счет недоимки и только оставшуюся часть излишне уплаченных сумм вернет налогоплательщику. Но при зачете ИФНС спишет переплату в счет недоимки не только по налогам того же вида, но и по любым другим налогам, а также по соответствующим пеням и штрафам. А возврат излишне взысканной суммы будет запрещен при наличии любой налоговой задолженности, даже если она возникла по налогу иного вида.

Отдельные налоги будут засчитываться по особым правилам

Новым п. 5.1 ст. 78 НК РФ (начнет действовать с 01.01.2021) установлены особые правила зачета сумм излишне уплаченных ЮЛ транспортного и земельного налогов. Его можно будет произвести не ранее дня направления организации налоговым органом сообщения об исчисленных за соответствующий налоговый период суммах указанных налогов.

Предусмотрена особенность и для НДФЛ. С 01.01.2021 будут действовать новые редакции п. 4 и 6 ст. 78 НК РФ, которыми предусмотрено право гражданина представить заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога не только через «Личный кабинет налогоплательщика», но и в составе налоговой декларации в соответствии со ст. 229 НК РФ.

Кроме того, уточнен порядок зачета и возврата налоговой переплаты в ситуации, когда перед принятием такого решения налоговики проводят камеральную проверку.

По общему правилу решение о зачете или возврате ИФНС должна принять в течение 10 рабочих дней после получения от налогоплательщика соответствующего заявления или подписания акта сверки – п. 4, 5 и 8 ст. 78 НК РФ.

В случае проведения камеральной проверки эти сроки начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 настоящего Кодекса. Это установлено новым п. 8.1 названной статьи, который начал действовать с 29.10.2019.

Правила предоставления рассрочки по уплате налогов

Как известно, налогоплательщик в силу пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ может получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, если не имеет возможности сразу выплатить все суммы, начисленные ему в результате налоговой проверки. И в настоящее время данную рассрочку можно получить, если сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, установленная в результате налоговой проверки, составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке от реализации за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам соответствующей налоговой проверки.

С 01.04.2020 правила предоставления рассрочки изменятся. В пункте 5.1 ст. 64 НК РФ появятся новые абзацы, где сказано, что рассрочка может быть получена по указанному основанию:

на 1 год – если сумма налоговых платежей, подлежащая уплате по результатам налоговой проверки, составляет менее30% выручки от реализации за год, предшествующий году вступления в силу решения налоговиков по результатам такой проверки;

на 3 года – если сумма налоговых платежей составляет 30% выручки и более.

В первом случае решение об отсрочке примет ИФНС по месту нахождения налогоплательщика, во втором – ФНС (п. 1 ст. 63 НК РФ).

И еще одно важное новшество предусмотрено новым абзацем п. 4 ст. 64 НК РФ. В случае предоставления налогоплательщику на основании пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ рассрочки по уплате налога на сумму задолженности будут начисляться проценты исходя из ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период рассрочки.

Обеспечительные меры

В настоящее время залог имущества согласно п. 2 ст. 73 НК РФ может возникнуть на основании договора между налоговой инспекцией и залогодателем.

Однако с 01.04.2020 появится исключение из этого правила – см. новый п. 2.1 названной статьи. Он касается принудительногозалога, который будет возможен в случае:

или неуплаты в течение 1 месяца налоговой задолженности, указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество,

или вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 7 ст. 101 НК РФ), исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налоговиков, имущество, в отношении которого применен залог или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налоговой инспекции на основании закона.

Если этот залог принят в отношении имущества, находящегося в залоге у третьих лиц, то он признается последующим залогом. Такой залог нельзя распространить на денежные средства на счетах, вкладах или депозитах, предназначенные для удовлетворения требований в соответствии с Гражданским кодексом, которые предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов. Указанный залог подлежит регистрации по правилам Гражданского кодекса.

И еще. Начиная с 01.04.2020 налоговый орган может по просьбе налогоплательщика заменить арест его имущества не только на залог имущества, но и на банковскую гарантию (выдаваемую по правилам ст. 74.1 НК РФ), и на поручительство третьего лица (выдаваемое по правилам ст. 74 НК РФ). Причем поручитель должен быть российской организацией и отвечать всем требованиям, установленным п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ. Все эти новшества предусмотрены новой редакцией п. 12.1 ст. 77 НК РФ.

Обратите внимание! С 01.04.2020 на сайте ФНС в соответствии с новым п. 4 ст. 72 НК РФ будет размещаться информация:

  • о принятых ИФНС решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, установленных ст. 73 и 77 НК РФ;

  • о принятых ИФНС обеспечительных мерах, предусмотренных пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ;

  • об отмене либо о прекращении действия вышеназванных решений;

  • об имуществе, в отношении которого ИФНС вынесено соответствующее решение.

Такие сведения согласно новому пп. 14 п. 1 ст. 102 НК РФ не подпадают под режим налоговой тайны.

МФЦ – теперь полноправный посредник в налоговых правоотношениях

В Налоговом кодексе появились нормы, которые определяют порядок передачи и получения некоторых налоговых документов через МФЦ. Соответственно, новой редакцией п. 4 ст. 30 НК РФ (действует с 20.10.2019) предусмотрена обязанность налоговых органов по взаимодействию с МФЦ.

Через МФЦ можно будет подать следующие документы*

Через МФЦ можно будет получить следующие документы**

Согласно новой редакции п. 5.1 ст. 84 НК РФ (действует с 01.04.2020):

– заявление о постановке на налоговый учет или о снятии с учета;
– уведомление о выборе обособленного подразделения для постановки организации на налоговый учет (если несколько ОП находятся в одном муниципальном образовании, городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам);
– уведомление об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
– документ, подтверждающий, что налоговый агент направил иностранному гражданину или лицу без гражданства уведомление о постановке этого лица на налоговый учет

Согласно новой редакции п. 4 ст. 52 НК РФ (действует с 29.10.2019) – налоговые уведомления, если налогоплательщик написал соответствующее заявление

Согласно новой редакции п. 3 ст. 361.1 НК РФ (действует с 29.10.2019) – документы о предоставлении льготы по транспортному налогу

Согласно новой редакции п. 5.1 ст. 84 НК РФ (действует с 01.04.2020) – свидетельство о постановке на налоговый учет

Согласно новой редакции п. 6.1 ст. 391 НК РФ (действует с 29.10.2019) – уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет

Согласно новой редакции п. 8 ст. 31 НК РФ (действует с 29.10.2019):

– документ о рассмотрении налоговиками сведений (кроме деклараций), представленных физлицами в ИФНС через МФЦ (для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное заявление физлица);
– документ, содержащий сведения о физлице, которые составляют налоговую тайну (для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное согласие физлица)

Согласно новой редакции п. 7 ст. 407 НК РФ (действует с 29.10.2019) – уведомление о выбранных объектах обложения НДФЛ, в отношении которых предоставляется налоговая льгота

* Датой представления документа будет считаться день, когда этот документ поступил в МФЦ. Этот день фиксируется в расписке или ином документе, подтверждающем факт представления документа (новый п. 1.1 ст. 21 НК РФ действует с 29.10.2019).

** Датой получения перечисленных документов в МФЦ будет считаться день, следующий за днем, когда этот документ поступил из налоговой инспекции в МФЦ (новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ действует с 29.10.2019).

Постановка на налоговый учет граждан, не имеющих прописки

Согласно новому п. 7.4 ст. 83 НК РФ (действует с 01.04.2020) постановка на налоговый учет иностранных граждан, лиц без гражданства, у которых нет ни места жительства, ни места пребывания, ни недвижимости, ни транспорта, является обязанностью тех компаний или ИП, у которых работают эти граждане. Если подобный гражданин трудится сразу у нескольких работодателей, то он подлежит постановке на налоговый учет на основании первых сведений из представленных в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, то есть сведений из форм 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Порядок снятия указанных граждан с налогового учета определен новым п. 5.7 ст. 84 НК РФ – это произойдет автоматически после того, как ИФНС не получит от организации сведений о таких гражданах. При этом работодателя о снятии их с учета уведомлять не будут.

Дударенков Дмитрий Александрович – студент Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Салманов Олег Николаевич – доктор экономических наук, профессор Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Аннотация: В статье рассмотрено понятие и сущность налогового администрирования. Рассмотрены механизм и элементы налогового администрирования. Раскрыта сущность и основные направления налоговой политики на 2020-2022 годы. Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом. Также рассмотрена фискальная политика на примере России и США.

Ключевые слова: Налоговое администрирование, налоговая политика, механизмы, налоговые принципы, НДС, эффективность, функционирование, налоговые органы.

Кардинальные изменения, которые происходят в Российской Федерации практически во всех сферах, начиная от экономической и до правовой, никак не могли не затронуть сферу финансовых и налоговых отношений. Процессы глобализации, правовой интернационализации, кризисные проявления в сфере финансовых отношений и другие масштабные явления предъявляют повышенные требования к формированию и реализации налогового права и налогового администрирования.

Налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями, а именно, деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ предприятиями и физическими лицами.

Так, мнению А.В. Иванова, налоговое администрирование представляет собой систему мероприятий, которые осуществляет Правительство Российской Федерации и иные федеральными органы исполнительной власти, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета РФ.

При этом к системе мероприятий налогового администрирования относятся:

  • планирование объемов налоговых поступлений в бюджет;
  • подготовка федеральных программ единой финансовой и налоговой политики РФ;
  • подготовка в рамках законодательной инициативы Правительства Российской Федерации проектов федеральных законов о налогах и налогообложении.

Механизм налогового администрирования представляет собой совокупность правовых мер и организационных мероприятий, которые направлены на достижение целей и решение задач, проводимых государственными органами исполнительной власти.

Основными элементами механизма налогового администрирования являются:

  • формирование налоговой политики и ее разработка на перспективу, формирование фискальной политики;
  • сбор и анализ информации;
  • мониторинг состояния дел в области налогов и сборов;
  • налоговое планирование и прогнозирование;
  • налоговое регулирование;
  • оказание государственных услуг в области налогов и сборов;
  • налоговый контроль;
  • превенция и выявление налоговых правонарушений;
  • привлечение к ответственности лиц за совершение налоговых правонарушений.

Одним из основных методов налогового администрирования является налоговый контроль, который в Налоговом кодексе определен как контроль налоговых органов за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Также на налоговые органы возложены дополнительные обязанности по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды.

Успешно выполнять такие задачи возможно на основе качественного законодательства и с учетом научных рекомендаций по совершенствованию налогового администрирования.

Особенность налогового администрирования в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов для исполнения доходной части бюджета различных уровней.

Налоговое администрирование нацелено на построение комфортной налоговой системы и поэтому очень важно учесть фискальную политику, которая будет учитывать механизмы для оперативного реагирования как на внешние, так и на внутренние изменения.

Именно поэтому далее рассмотрим основные направления бюджетно - налоговой (фискальной) политики на 2020-2022 годы.

Налог на доходы физических лиц:

  1. Освобождение от налогообложения единовременных компенсационных выплат в размере, не превышающем 1 000 000 рублей медицинским работникам в рамках Государственной программы «Земский доктор», произведенных с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.
  2. Планируется установление аналогичной налоговой преференции для учителей (после принятия соответствующей государственной программы «Земский учитель»).
  3. Сокращение с пяти до трех лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от обложения налогом в случае, если объект недвижимого имущества является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика.

Упрощенная система налогообложения:

  1. Отмена представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.
  2. Введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение упрощенной системы налогообложения в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников.

Совершенствование налогового администрирования:

  • Интеграция оперативного контроля в систему налогового контроля.
  • Развитие системы налогового мониторинга.
  • Внедрение механизма добровольной уплаты юридическими лицами авансовых платежей по налогам и сборам на единый код бюджетной классификации.

Далее рассмотрим проблемы одного из элементов механизма налогового администрирования, а именно, бюджетно-налоговой политики государства.

Необходимым является формирование новой модели социохозяйственного развития. Ее нужно построить на инновационной основе, качественной производственной и финансовой инфраструктурах, и она должна быть эффективной в системе предоставления общественных услуг.

Такая необходимость определяется важностью оценки эффективности, которая проводится на основе бюджетно-налоговой политики с позиций как поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя этих услуг. Также предполагается разработка определенных концептуальных подходов.

Действенный подход к оценке эффективности бюджетно-налоговой (фискальной) политики страны согласуется с осуществляемой в настоящее время концепцией бюджетной реформы в России, в котором вектор налогово-бюджетной политики связан с задачами обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы страны, формирования бюджетов всех уровней на программно-целевой основе, оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, роста прозрачности бюджетного процесса.

Далее рассмотрим сравнительный анализ эффективности мер фискальной политики в США и в России.

Эффективность бюджетно-налоговой политики США, которая, в сравнении с отечественной, выглядит довольно сложной, по признанию многих экспертов, связана, прежде всего, с тем, что не исполнение обязанности по уплате влечет за собой неминуемую ответственность.

Что касается структуры системы, следует отметить, что она, как и российская, состоит из трех основных категорий, которые классифицируются в соответствии с уровнями:

  • федеральные налоги (налог на прибыли корпораций, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на дарение и наследование, отчисления во внебюджетные фонды страхования);
  • региональные налоги (помимо некоторых, которые причисляются к федеральным, например, налог на прибыль корпораций и акцизы, также включают в себя налог с владельцев транспортных средств и имущественные налоги);
  • местные налоги (кроме ряда федеральных и региональных, к ним относятся некоторые специфические налоги, например, экологический).

Рассмотрим основные налоги, которые платит налогоплательщик: ставки и принципы налогообложения.

При рассмотрении налоговой системы России и бюджетного администрирования ы целом, можно сказать, что прямо или косвенно граждане страны отдают в бюджет в виде налогов и сборов около 60-70% заработанных денег.

Сам по себе такой факт мало о чем говорит, возможно, в других странах налоговая нагрузка выше, чтобы узнать это проведем сравнение налоговых систем США и России.

Начисления на фонд оплаты труда платит работодатель, но косвенно они влияют на размер оклада работников. Потому что заработная плата + отчисления – это та сумма, которую работодатель готов платить за труд своего сотрудника. И чем меньше в этой сумме отчислений, тем потенциально больше может быть оклад. Отчисления во внебюджетные фонды в России в совокупности составляют 30,2% от общего фонда оплаты. И включают в себя:

  • 22% – взносы в Пенсионный фонд;
  • 5,1% – взносы на медицинское страхование;
  • 2,9% – взносы на социальное страхование.

В США начисления на ФОТ составляют в совокупности 10,35% (то есть, почти в 3 раза меньше). И включают в себя:

  • 6,2% – социальный сбор (аналог наших взносов в ПФ);
  • 1,45% – медицинский сбор (отчисления в ФОМС);
  • 2,7% – взносы в фонд безработицы.

После начисления оклада работодатель удерживает и уплачивает в бюджет за работника (уже из средств, причитающихся работнику) налог на доходы.

Основная ставка подоходного налога в России составляет 13%. В отдельных случаях: – 30% на доходы физических лиц – нерезидентов; – 35% (например, на доходы от выигрышей).

Налог на доходы физических лиц в США рассчитывается по прогрессивной шкале: чем больше человек зарабатывает – тем выше ставка по налогу. Для небольших доходов (до 9525 долл. в месяц) ставка подоходного налога составляет 10%. Для доходов – от 9525 до 38700 долл. в месяц – 12% от суммы, превышающей 9525, + 952,50 (10% от 9525) и так далее, а наивысшая ставка - 37% для сумм свыше 150689,05 долл. в месяц.

Самые массовые поступления в бюджет, как России, так и США приходится на НДС, который включается в стоимость товаров и услуг и формируется на всех стадиях производства и обращения.

Так, например, основная ставка по НДС в России составляет 20% с 01.01.2019 г., другие ставки 0% с экспорта и 10% на отдельные группы товаров.

НДС в США разный, в зависимости от штата может составлять от 0 до 15%.

Таким образом, в системе налогового администрирования решение задач социохозяйственного развития в условиях геополитической напряженности и замедления экономической динамики требует кардинального повышения эффективности бюджетно-налоговой политики государства. Оценка эффективности данной политики, которая будет являться инструментом макроэкономического регулирования должна производиться как с позиций поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя общественных услуг. Исходя из этого необходимо разработать соответствующие методологические подходы.

Эффективность функционирования налогового администрирования на уровне государства обеспечивается реализацией основополагающих принципов налогообложения и налоговых отношений. Как показывает российская практика налогообложения, не все методы налогового администрирования реализуются эффективно, что вызывает определенные сложности в регулировании налоговых отношений между участниками налогового процесса.

Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом.

Поэтому в налоговом администрировании важно учитывать налоговые принципы.

Реализация таких основополагающих принципов, как принцип всеобщности, принцип полноты исполнения налоговых обязательств, принцип единства налоговой политики являются основополагающими налоговой системы любого правового государства.

В рамках обозначенных принципов реализуются права и обязанности налогоплательщиков, а также определяется правовой механизм регулирования отношений между субъектами налоговых отношений.

Несмотря на то, что некоторые положения нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения и функционирования налоговой системы в целом не лишены недостатков, можно отметить, что налоговое администрирование РФ отражает общераспространенный в мировой практике подход формирования и функционирования налоговых систем.

Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

Один из разделов документа раскрывает меры по совершенствованию налогового администрирования в 2021-2023 годах. Все они перечислены нами ниже в настоящем материала.

Изменения в налоговом администрировании в 2021-2023 годах

Налоговый мониторинг - уменьшение пороговых требований и увеличение объёма доступной для налоговиков информации. Министерство финансов РФ планирует снижение пороговых требований для вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг с целью расширения количества его потенциальных участников. Кроме того, будут совершенствоваться аппаратные возможности налогового мониторинга и информационное взаимодействие налоговиков со смежными государственными базами данных с целью снижение административной нагрузки на налогоплательщиков. Попросту говоря, в рамках налогового мониторинга объём получаемой ВНС информации о налогоплательщике будет настолько велик, что исключит необходимость в выездных, и даже камеральных налоговых проверках.

Кодификация законов и норм о ККТ - интеграция законодательства о ККТ в нормы налоговых законов. Предлагается устранение законодательства о применении контрольно-кассовой техники в качестве самостоятельных законов и подзаконных нормативных актов. Все нормы о ККТ будет включены в налоговый кодекс. Налоговики получат официальное право на применение оперативных мероприятий: контрольных закупок и негласного наблюдения. Проверки ККТ, как самостоятельная форма контроля будут отменены, они будут включены в качестве одной из мер налогового контроля в НК РФ. Увеличится объём бесконтактного налогового администрирования, в том числе статистического наблюдения, будут внесены масштабные изменения в нормы Налогового кодекса о применения ККТ при осуществлении удалённых расчётов при продаже товаров (работ, услуг).


Единый налоговый платёж - уплата всех налогов одной платёжкой. Институт единого налогового платежа предполагается ввести с 2022 года (хотя многие эксперты предполагают, что он может быть введён и раньше). Новшество позволит уплачивать, одним платежом все налоги. Уплаченную в бюджет сумму налоговые органы по установленным Налоговым кодексом РФ правилам распределять в уплату налогов, пеней, процентов и штрафов. При этом будут исключены случаи при которых долгое время по одним налогам (в один уровень бюджета) числилась переплата, а по другим - недоимка.

Приостановление операций по счетам - налоговики будут предупреждать. На ФНС РФ будут возложена обязанность информирования налогоплательщиков о том, что к нему будут применены меры по обеспечению уплаты налогов в бюджет - приостановление операций по счетам в банках (за непредоставление налоговой декларации).

Квалификация налоговой декларации, как не предоставленной. Этот вопрос в настоящее время имеет большое количество споров, зачастую незначительный дефект при заполнении налоговой декларации квалифицируется налоговиками как её непредоставление. Конец такой практике положат изменения в НК РФ, которые определят исчерпывающий перечень случаев, когда налоговая декларация считается непредоставленной.

Развитие электронного документооборота - личные кабинеты, налоговые уведомления в электронной форме. Бумажный документооборот между налогоплательщиком и налоговым органом будет постепенно устранятся. Все налоговые уведомления будут направляться налоговиками через личные кабинеты. Исключения будут предусмотрены для инвалидов, пенсионеров, малоимущих граждан, несовершеннолетних, граждан предпенсионного возраста, а так же некоторых других категорий граждан. В первую очередь систему электронных налоговых уведомлений реализуют к крупных городах - миллионниках

Возмещение НДС в заявительном порядке - на основе электронных банковских гарантий. Предлагается введение института электронной банковской гарантии для возмещения НДС в заявительном порядке, логистика предоставления банковской гарантии и возмещения НДС будет прозрачной и оперативной.

Налоги на операции с Биткоином и другими цифровыми валютами. Особенно старается здесь Минфин, предвкушая увеличение количества операций с цифровыми валютами и стараясь наложить на них «лапу». Законопроект внесён Минфином в Госдуму и по мнению экспертов весьма не идеален, в первую очередь, с точки зрения понятийного аппарата при налогообложении цифровых валют.

Получение налоговиками информации от кредитных организаций, в том числе, иностранных. Для осуществления налогового контроля возможности налоговиков получения информации от кредитных организаций будут расширены, в том числе будет увеличена оперативность предоставления данных. Еще налоговики смогут получать сведения от иностранных банков через запрос компетентного органа иностранного государства.

Банк России и ФНС РФ обменяются «таинственной информацией». Информация составляющая банковскую тайну и информация, составляющая налоговую тайну будут направляться налоговиками - ЦБ РФ, а регулятором - ФНС РФ в соответствии с новыми нормативными актами, свободней, чаще и в большем объёме.

Сроки хранения первички увеличат. Первичные документы, необходимые для исчисления, удержания и перечисления налогов будут храниться не 4, а 5 лет, изменения будут внесены в законодательство в ближайшее время.

Налоговые льготы инвестиционного характера. Будут предоставляться на основе инвестиционных соглашений с Правительством РФ пери условии выполнения условий указанных соглашений.

Ещё Минфин обещает привести законодательство о налогах и сборах в соответствии с изменениями в Конституцию РФ, поправки в которую были одобрены всенародным голосованием.

Читайте также:

Copyright © Налоговый консультант