Закон рб о декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов

Опубликовано: 11.05.2024


Иногда, открывая почтовый ящик, обнаруживаешь «письмо счастья» от налоговой инспекции с требованием предоставить налоговую декларацию. Возникает ряд вопросов:

«Как заполнить декларацию?»

«Я ничего не забыл?»

Например, случай из жизни нашего Клиента. Сергей Семенович директор небольшой фирмы, работают семейным подрядом, доходы небольшие. Всей семьей, включая маму и папу, строили его семье квартиру. Стройка шла лет 5. В 2016 году Сергей Семенович получил требование из налоговой о представлении декларации о доходах и имуществе за последние 10 лет. Для того, чтобы подтвердить доходы, собирали сведения о доходах жены, мамы, папы и самого Сергея Семеновича. Часть накоплений была сделана родителями в срок до 2006 года, поэтому родители подтверждали доходы начиная с 2000 года. В качестве подтверждения доходов были представлены справки с места работы о начисленной заработной плате. Однако, без проблем не обошлось. За период с 2000 по 2004 гг. папа работал в фирме, которая была ликвидирована и представить сведения о доходах в этот период не удалось. По итогам, часть доходов не была подтверждена и пришлось заплатить подоходный налог.

Мы подобрали для вас важную информацию о декларировании доходов и имущества по требованию налоговой инспекции. То есть, это те ситуации, когда сдавать декларацию самостоятельно обязанности нет. Ее надо сдавать только в случае, если потребует налоговая инспекция.

В каких случаях налоговая может затребовать представить декларацию о доходах и имуществе:

  • явное несоответствие уровня заработной платы/иных доходов уровню жизни физического лица. Например, регулярное совершение покупок на дорогостоящие суммы, выезд за границу на шоппинг и ввоз в страну покупок, дорогостоящие покупки недвижимости и транспортных средств;
  • наличие займов как выданных, так и полученных. Например, вы дали займ своему другу и налоговая проверяет его доходы. Одновременно и вас могут спросить, откуда ваши доходы;
  • наличие в деятельности фирмы, в которой вы являетесь учредителем/директором сделок с «лжепредпринимательскими структурами». Могут спросить как по результатам налоговой проверки, так и без нее;
  • другие ситуации, когда возникает вопрос «Откуда деньги?», том числе и по информации «доброжелателей».

Какие доходы и имущество подлежат декларированию?

Доходы, подлежащие декларированию:

  • доходы физических лиц, полученные в декларируемый период от источников в Республике Беларусь и за пределами Республики Беларусь;
  • доходы в виде займов (за исключением коммерческих займов (авансы, предоплаты)), полученных в период, предшествующий декларируемому периоду, и не возвращенных на дату представления декларации о доходах и имуществе.
  • Имущество, подлежащее декларированию:
  • земельные участки, здания, сооружения, изолированные помещения, машино-места, объекты, не завершенные строительством, их части;
  • транспортные средства (за исключением мопедов и приравненных к ним механических транспортных средств, велосипедов, гужевых транспортных средств), самоходные машины, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания, воздушные суда;
  • доли в уставных фондах (акции) хозяйственных товариществ и обществ, предприятия как имущественные комплексы на сумму, превышающую две тысячи базовых величин (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 года, — две тысячи минимальных заработных плат) на дату приобретения;
  • иное имущество, стоимость единицы которого превышает две тысячи базовых величин (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 года, — две тысячи минимальных заработных плат) на дату приобретения, за исключением имущества, указанного в декларации о доходах и имуществе за полный календарный год или несколько полных календарных лет, но не более чем за 10 полных календарных лет, предшествующих году, в котором направляется письменное требование. Десятилетний порог могут превысить только в том случае, если доходы получены ранее 10-го периода.

Алгоритм событий процесса декларирования:

1) Налоговая требует заполнить декларацию о доходах и имуществе за определенный период.

2) Физическое лицо представляет в установленный срок декларацию о доходах и имуществе.

3) Налоговая инспекция проводит камеральную проверку.

4) Налоговая требует представить пояснения об источниках доходов, указанных в декларации, если по данным проверки суммы расходов превышают его доходы.

5) Физическое лицо дает пояснения об источниках доходов и имущества.

6) Налоговая инспекция проводит камеральную проверку повторно по дополнительно представленной информации, по результатам которой либо соглашается с вашими расчетами либо не соглашается и рассчитывает подоходный налог с суммы превышения доходов над расходами и предлагает его оплатить.

Сроки совершения процедур в процессе декларирования:

1. Сроки представления декларацию, заявление с указанием причин ее непредставления. В заявлении также указывается срок (определяемый календарной датой) представления декларации о доходах и имуществе.

В свою очередь должностное лицо налогового органа должно письменно уведомить физическое лицо о продлении срока представления декларации либо сделать отметку о таком продлении на письменном требовании. Срок представления декларации о доходах и имуществе может быть продлен не более чем на 3 месяца.

2. Срок представления пояснений об источниках доходов. Пояснения должны быть представлены физическим лицом в письменной форме в течение 30-ти календарных дней со дня вручения требования о представлении пояснений об источниках доходов. Пояснения об источниках доходов, представленные физическим лицом по истечении такого срока, налоговым органом не учитываются. Указанный срок продлевается на период временной нетрудоспособности физического лица или нахождения его за пределами Республики Беларусь при документальном подтверждении такого периода.

3. Срок проведения камеральной проверки не может превышать 30-ти рабочих дней. Начало срока начинается со дня, следующего за днем представления физическим лицом декларации о доходах и имуществе.

Проведение камеральной проверки может быть приостановлено по решению руководителя налогового органа на срок, не превышающий трех месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств — не превышающий шести месяцев), при наличии следующих обстоятельств:

направлении физическому лицу требования о представлении пояснений об источниках доходов;

направлении запроса в государственные органы, иные организации и индивидуальным предпринимателям, в том числе в компетентные органы иностранных государств;

невозможности проведения камеральной проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине проверяемого физического лица.

По решению руководителя налогового органа срок проведения камеральной проверки может быть однократно продлен, но не более чем на пятнадцать рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих изучению, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий.

Как налоговая проводит камеральную проверку декларации о доходах и имуществе

Камеральная проверка проводится налоговыми органами на основании сведений, указанных физическим лицом в декларации о доходах и имуществе, и информации, имеющейся в налоговом органе. При этом налоговики пользуются дополнительной информацией, которую они получают от других государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, а также о находящемся в его собственности имуществе.

Налоговый орган проводит сопоставление сумм расходов и доходов физического лица за требуемый период. А если заявленные доходы, за счет которых были произведены расходы, получены в период, превышающий 10 календарных лет, сопоставление сумм расходов и доходов физического лица проводится налоговым органом и за период начиная с года, в котором получены такие доходы.

При проверке доходов-расходов налоговая считает расходы физического лица на приобретение минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья физического лица и обеспечения его жизнедеятельности, в размере бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Если физическое лицо не согласно с таким расчетом, то налоговая может принять в качестве расходов представленные сведения о фактически израсходованных физическим лицом денежных средствах на эти цели.

В случае, если налоговая в ходе прверки установит факт, что расходы физического лица превышают его доходы, либо факт получения дохода не подтверждается, то физическому лицу направляется требование о представлении пояснений об источниках доходов.

Пояснения об источниках доходов должны содержать сведения об источнике дохода (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, место его жительства (если сведения о месте жительства имеются), наименование юридического лица, место его нахождения), о размере и дате (периоде) получения дохода, а также при наличии иные сведения об источнике дохода.

Если пояснения об источниках доходов не представлены или представленные пояснения об источниках доходов не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат обложению подоходным налогом.

Если физическое лицо не представило декларацию о доходах и имуществе? Что тогда?

Если физические лицо декларацию о доходах и имуществе в течение 30-ти календарных дней со дня наступления установленного срока ее представления налоговый орган не представило, налоговый орган вправе провести проверку на основании имеющейся у него информации о доходах, имуществе и расходах физического лица без истребования декларации о доходах и имуществе.

Если при проведении проверки физического лица установлено, что расходы физического лица превышают его доходы, информация о которых имеется в налоговом органе, либо факт получения дохода не подтверждается, налоговый орган направляет физическому лицу требование о представлении пояснений об источниках доходов.

Пояснения об источниках доходов должны быть представлены физическим лицом в налоговый орган в письменной форме в течение 30-ти календарных дней.

Если физическим лицом не представит пояснения об источниках доходов или представленные пояснения об источниках доходов не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению подоходным налогом.

Меры ответственности

В соответствии со статьей 23.9 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» за нарушение порядка декларирования доходов и имущества, выразившееся в непредставлении в установленный законодательством срок декларации о доходах и имуществе лицом, обязанным в соответствии с законодательством о борьбе с коррупцией представлять такую декларацию, либо указание в ней неполных или недостоверных сведений о доходах и (или) имуществе, подлежащих декларированию, — влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до двадцати базовых величин.

Не является административным правонарушением указание в декларации о доходах и имуществе:

  • неполных сведений о доходах, если размер доходов, не указанных в декларации о доходах и имуществе, не превышает 20 процентов общей суммы доходов, подлежащих декларированию;
  • недостоверных сведений о размере доходов, если размер доходов, недостоверно указанный в декларации о доходах и имуществе, отклоняется от фактического размера таких доходов не более чем на 20 процентов;
  • недостоверных сведений о дате приобретения имущества (доли в праве собственности на имущество);
  • недостоверных сведений о площади земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест;
  • недостоверных сведений о стоимости имущества (доли в праве собственности на имущество), если стоимость имущества (доли в праве собственности на имущество), недостоверно указанная в декларации о доходах и имуществе, отклоняется от фактической стоимости такого имущества (доли в праве собственности на имущество) не более чем на 20 процентов;
  • неполных или недостоверных сведений о доходах и (или) имуществе, подлежащих декларированию, если лицом представлена уточненная декларация о доходах и имуществе в государственный орган, иную организацию, должностному лицу, которые проводят проверку полноты и достоверности сведений, указанных в декларации, до составления государственным органом, иной организацией, должностным лицом заключения о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах и имуществе, указанных в декларации о доходах и имуществе.

Особенности при заполнении налоговой декларации

При заполнении декларации о доходах и имуществе, можно учитывая особенности и тонкости избежать проблем. Поэтому лучше обратиться за помощью к сторонним консультантам. В частности в штате нашей компании работает консультант-эксперт, обладающий глубокими знаниями и 20-летним опытом работы по вопросам декларирования доходов и имущества.

  1. грамотно составить пояснения для налоговой;
  2. собрать необходимую информацию для заполнения декларации;
  3. заполнить декларацию;
  4. окажем иную помощь.

Стоимость услуги – 50 руб. за час. Стоимость услуги рассчитывается исходя из фактически затраченного времени на консультацию.

Записаться на консультацию можно по тел.: (017) 239-20-40, 234-99-92(93).

Декларацию необходимо представить в течение 10 рабочих дней после получения соответствующего требования.







15 июля 2017 года вступает в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов».

О чем спросят?

Декларированию будут подлежать находящиеся в собственности граждан на дату представления декларации о доходах и имуществе земельные участки, здания, сооружения, изолированные помещения (жилые и нежилые), машино-места, объекты, не завершенные строительством, их части.


  • —автомобили, морские суда, воздушные суда и др.;
  • —доли в уставных фондах (акции) коммерческих организаций на сумму, превышающую 2000 базовых величин (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 года, – 2000 минимальных заработных плат) на дату приобретения;
  • —иное имущество, стоимость единицы которого превышает 2000 базовых величин (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 года, – 2000 минимальных заработных плат) на дату приобретения.

Закон понимает под доходами любые денежные средства, в том числе займы. Имуществом признаются недвижимые и движимые вещи (включая денежные средства и ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права.


Не декларируют

Не подлежат декларированию:

  • —денежные средства, находящиеся в собственности физических лиц, в том числе размещенные на счета и (или) во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь (включая проценты по ним), их выдача, а также перевод со счетов (вкладов) в банках других государств в банки Республики Беларусь;
  • —вознаграждения в виде скидки от суммы товаров, работ, услуг при оплате банковскими платежными карточками или через интернет-банкинг;
  • —вознаграждения от суммы оплаты товаров (работ, услуг) с использованием банковских платежных карточек, систем дистанционного банковского обслуживания, в том числе в виде процентов;
  • —товары, полученные в рамках рекламы и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров (как правило, небольшие призы, которые подразумевают большое число победителей, — расческа в подарок к шампуню, игрушки и т. д.);
  • —доходы, получаемые в рамках бонусных, маркетинговых и других аналогичных программ;
  • —любые скидки с цены товаров, работ, услуг, которые дает продавец;
  • —облигации, векселя и другие ценные бумаги, находящиеся в собственности физических лиц, и др.


По запросу

Налоговый орган вправе потребовать декларацию о доходах и имуществе в разных случаях:

  • —при наличии информации о том, что расходы превысили доходы на 250 базовых (размер базовой величины учитывается на день установления превышения);
  • —на основании письменного запроса органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов внутренних дел, государственной безопасности, прокуратуры и Следственного комитета;
  • —в иных случаях по решению министра по налогам и сборам Республики Беларусь и его заместителей.

Налоговый орган вправе требовать декларацию о доходах и имуществе как за полный предшествующий календарный год, так и за полные предшествующие календарные месяцы текущего календарного года. Периодичность запросов такой декларации не устанавливается.

Физлицо должно представить декларацию в течение 10 рабочих дней после того, как получило соответствующее требование.

Если представить декларацию позже, вас могут привлечь к административной ответственности. Санкция — штраф до 50 базовых величин.


В декларации вы можете указать сведения (пояснения) об источниках и размерах доходов, за счет которых приобретено (получено) имущество.

Запросив декларацию, налоговый орган сопоставляет суммы расходов и доходов физлица за полный календарный месяц или несколько месяцев, за которые истребована декларация, а также за 10 полных предшествующих календарных лет.

При этом, если вы документально подтвердили доходы, но они были получены раньше десяти лет до подачи декларации, налоговая будет проводить проверку с года, в котором вы получили доходы.


Поясните!

Если налоговым органом установлено, что расходы превышают доходы, указанные в декларации о доходах и имуществе, либо факт получения дохода не подтверждается, налоговый орган направляет требование о представлении пояснений об источниках доходов. Указанное требование составляется в письменной форме в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается гражданину лично под подпись либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением о получении. Второй экземпляр хранится в налоговом органе.

Пояснения об источниках доходов должны содержать сведения об источнике дохода (ФИО (если таковое имеется) физического лица, место его жительства (если сведения о месте жительства имеются), наименование юридического лица, место его нахождения), о размере и дате (периоде) получения дохода, а также при наличии иные сведения об источнике дохода).

Пояснения должны быть представлены в письменной форме в течение 30 календарных дней со дня вручения требования о представлении пояснений.

Пояснения, представленные по истечении такого срока, налоговым органом не учитываются. Срок можно продлить на период болезни или выезда за пределы Беларуси, если есть подтверждающие документы.

Если пояснения об источниках доходов представлены не будут, на сумму превышения расходов над доходами будет начислен налог по ставке 16%. Также возможно привлечение к административной или уголовной ответственности.


Принятие 9 января 2017 года новой редакции Закона Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» изменило подходы налоговых органов к контролю над доходами белорусов. С помощью новой редакции Закона о декларировании налоговые органы получили возможность требовать у физических лиц не только декларации о доходах и имуществе, но и получать пояснения об источниках и размерах этих доходов и расходов.

Указанные законодательные новации требуют от белорусских граждан изменить походы к учету собственных доходов и расходов. В противном случае белорусам придется доплачивать подоходный налог на всю сумму выявленных налоговыми органами расхождений. Чтобы этого избежать, необходимо знать и помнить следующие особенности правоприменительной практика Закона о декларировании.

Что требует налоговая

Направление требований о предоставлении декларации о доходах и имуществе является новацией белорусского налогового законодательства в контроле над уплатой гражданам Беларуси подоходного налога. Суть новации заключается в том, что налоговые органы перешли от контроля над доходами к контролю над расходами физических лиц. Теперь контролируется не то, сколько человек заработал, а то, как человек деньги потратил. А точнее, откуда человек взял деньги на эти расходы.

Исходя из этого строится и перечень документов, которые направляются налоговыми органами в адрес физических лиц. Так, помимо требования налоговая инспекция составляет предварительный расчет доходов и расходов гражданина по годам. Как правило, речь идет о 10-летнем периоде.

Именно предварительный расчет, а точнее расхождение в доходах и расходах отраженное в нем, и является основой для составления требования. При этом в разделе о доходах, как правило, отражаются полученные налоговой инспекцией сведения только с основного места работы о заработной плате физического лица. О других доходах обычно в предварительном расчете ничего не указывается.

В разделе о расходах указываются помесячные суммы бюджета прожиточного минимума – сумма, которая, по мнению налоговых органов, необходима человеку в месяц на проживание. Кроме того, в расходах указываются иные расходы физического лица, о которых имеется информация у налоговых органов.

На практике речь идет о четырех источниках получения информации для раздела о расходах физического лица. Во-первых, это сведения из базы данных ГАИ о регистрации автомобиля или иного транспортного средства на физическое лицо. Во-вторых, это сведения из базы данных БРТИ о регистрации недвижимого имущества (квартиры, дачи и так далее) на физическое лицо. В-третьих, это сведения из базы данных таможенных органов о декларировании физическими лицами имущества и товаров при ввозе их на территорию Республики Беларусь.

В-четвертых, это прочие источники информации. Например, это данные, полученные в ходе проверок или оперативного сбора информации о предоставленных физическими лицами в пользу предприятий и индивидуальных предпринимателей займов. Или данные о вкладах физических лиц в банках, или сведения о покупке физическими лицами доли в уставном фонде предприятий и так далее.

Как пояснить свои расходы

Вышеперечисленные особенности в составлении требования являются основой для подготовки декларации о доходах и имуществе и пояснений для налоговых органов. При этом важно учитывать следующие особенности требования.

Во-первых, необходимо посмотреть, за какой период налоговая инспекция требует предоставить декларацию о доходах и имуществе. Например, на практике возможна ситуация, когда превышение расходов над доходами отмечено в предварительном расчете за 2015 год, а декларацию о доходах и имуществе требуется предоставить только за 2017 и 2018 год. Почему так происходит?

На практике возможны два варианта. Либо была допущена техническая ошибка при составлении требования, либо налоговая инспекция пытается получить непосредственно от физического лица информацию обо всем его имуществе и доходах. Эта информация в дальнейшем используется налоговыми органами для предъявления физическому лицу нового требования с уточненным перечнем возможных расходов и доходов.

В этой связи необходимо представить в налоговую инспекцию декларацию о доходах и имущества именно за тот период, который указан в требовании. При этом если период расхождений между доходами и расходами не попал в налоговое требование, то значит, налоговая инспекция будет дополнительно запрашивать декларацию о доходах и имуществе и пояснения по ней, но уже с учетом ранее предоставленной декларации.

Во-вторых, при составлении декларации о доходах и имуществе необходимо учитывать все доходы, которые получило физическое лицо. На практике в предварительном расчете указываются данные только по основному месту работы, и не учитываются данные из прочих источников. Например, оплата труда не по основному месту работы, доходы от продажи имущества, гонорары, пособия и так далее.

Помимо непосредственно доходов, связанных с оплатой труда, в декларацию о доходах и имуществе может включаться и финансовая помощь, подарки, денежные переводы от близких и дальних родственников. При этом необходимо учитывать особенности Налогового кодекса, согласно которому только подарки и денежная помощь от близких родственников не облагается подоходным налогом. К близким родственникам относятся родители, дети, супруги, родные братья и сестры, внуки, дед, бабка, усыновители и усыновленные.

Финансовая помощь и подарки от прочих физических лиц могут облагаться подоходным налогом согласно Налоговому кодексу. Это необходимо знать при составлении декларации о доходах и имуществе.

Кроме того, необходимо знать, что любые данные о подарках и финансовой помощи от других лиц будут перепроверяться налоговыми органами. Поэтому необходимо, чтобы дарители могли подтвердить свои подарки в пользу физического лица, составляющего декларацию о доходах и имуществе.

В-третьих, необходимо помнить, что статьей 11 Закона о декларировании определено, что: «В случае, если заявленные физическим лицом доходы, за счет которых были произведены расходы, получены в период, превышающий десять полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом направлено физическому лицу требование о представлении декларации о доходах и имуществе, сопоставление сумм расходов и доходов такого физического лица проводится налоговым органом также за период, начиная с года, в котором получены такие доходы».

Суть данной нормы законодательства в следующем. Если физическое лицо заявило о том, что доходы, о которых сомневается налоговая инспекция, были заработаны ранее 10-летнего периода, по которому составлен предварительный расчет, то невозможность этого должна доказывать налоговая инспекция, а не само физическое лицо.

То есть рассуждения некоторых контролеров о том, что «все заработное при Советском Союзе «сгорело»» или «вы не могли заработать столько денег ранее» должны быть не голословными, а документально подтвержденными предварительными расчетами налоговых органов. Без документально обоснованных расчетов налоговая инспекция не имеет права утверждать о незаконности доходов физического лица. Именно это и закреплено в статье 11 Закона о декларировании.

Поэтому у физического лица всегда есть возможность ссылаться на то, что часть доходов была заработана или была получена в форме подарка в периоды превышающие 10-летний срок. Важно при этом помнить, что данная информация может быть перепроверена налоговыми органами, а значит, она должна быть максимально реалистичной и по возможности документально подтвержденной.

Обобщая изложенное, отметим, что получив требование налоговой о предоставлении декларации о доходах и имуществе, не следует паниковать. Само требование не является доказательством вашей вины в неуплате подоходного налога, а свидетельствует лишь о том, что у налоговой инспекции есть информация, которую она должна перепроверить.
Развеять сомнения налоговой инспекции можно двумя способами. Во-первых, можно самостоятельно изучить законодательство и предоставить аргументированную декларацию со всеми требуемыми пояснениями. Во-вторых, можно обратиться к консультантам, которые помогут вам разобраться в хитросплетениях белорусского налогового законодательства, а также правильно заполнят декларацию о доходах и имуществе с соответствующими пояснениями.

Выбор способа подготовки ответа для налоговой инспекции каждый выбирает сам. Важно быть уверенным в своей правоте и подготовить юридически и документально обоснованный ответ о своих доходах и расходах за обозначенный налоговой инспекцией период.

Чаще всего подоходный налог за физлиц уплачивают работодатели. Однако встречаются случаи, когда гражданин самостоятельно обязан подать декларацию и уплатить налог. Посмотрим, при каких обстоятельствах жителю Республики Беларусь (не являющемуся ИП, адвокат или нотариус), нужно подать декларацию самостоятельно.

В какие сроки нужно подать декларацию и уплатить налог

Декларацию необходимо подавать до 31 марта (включительно) года, следующего за годом получения дохода (ч. 1 п. 1 ст. 222 НК).
Если 31 марта — выходной (нерабочий праздничный) день, последним днем для подачи декларации является следующий за ним рабочий день (ч. 7 ст. 4 НК).

До 30 апреля включительно вы получите извещение об уплате налога (ч. 4 п. 2 ст. 219 НК). На его основании налог необходимо уплатить не позднее 1 июня (ч. 3 п. 2 ст. 219 НК). Непредставление декларации, как и неуплата налога, чревато штрафными санкциями (ч. 3 ст. 14.2, ч. 6, 8 и 10 ст. 14.4 КоАП).

Декларацию по подоходному налогу следует отличать от декларации о доходах и имуществе. Последняя представляется по письменному требованию налогового органа в случаях, предусмотренных законодательством (абз. 1 ч. 1 ст. 7 Закона от 04.01.2003 N 174-З). Например, декларация о доходах и имуществе представляется физическим лицом по письменному требованию налогового органа: при наличии в налоговом органе информации о превышении стоимости имущества, принадлежащего физическому лицу, и расходов этого лица над его доходами, полученными из законных источников, в размере не менее 250 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на день установления такого превышения. Больше информации по этому вопросу смотрите в Законе Республики Беларусь от 04.01.2003 N 174-З (ред. от 09.01.2017) «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов».

Кто должен подать декларацию

Декларацию нужно подать, если в прошлом году вы пребывали на территории Республики Беларусь более 183 дней (ч. 1 и 2 п. 1 ст. 17 НК). В их число включается время выезда за границу (п. 2 ст. 17 НК): на лечение; в командировку; на отдых, если время пребывания на таком отдыхе не превысило в общей сложности двух месяцев в календарном году.

Не относятся ко времени пребывания в нашей стране периоды, когда лицо находилось тут исключительно для отдыха и лечения, и иные периоды, предусмотренные законодательством (п. 3 ст. 17 НК).

Налог платится с полученных доходов (п. 1 ст. 196 НК). Доходом является любая экономическая выгода, поддающаяся стоимостной оценке. Доход может быть выражен как в денежной, так и в натуральной форме (подп. 2.6 п. 2 ст. 13 НК). Это могут быть деньги, недвижимость, вещи, доли в уставном фонде и пр.

Не со всех доходов нужно платить подоходный налог: некоторые из них вообще не учитываются (п. 2 ст. 196 НК), а некоторые освобождаются от налога (ст. 208 НК).

Если вы получаете доход от близких родственников (родители, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки, внуки и супруги) или от свояков (близкие родственники жены или мужа), он не учитывается (подп. 2.1 п. 2 ст. 196 НК). Если вы получаете деньги от продажи личного компьютера, этот доход тоже освобождается от налога (абз. 4 ч. 1 п. 44 ст. 208 НК).

Декларацию можно подать в электронном виде, если у вас есть логин и пароль от личного кабинета плательщика. Далее можно будет отслеживать данные, которые собираются по вашим доходам: банки, почта, службы денежных переводов передают в налоговые органы информацию обо всех денежных переводах из-за границы, в том числе и о возвратах.

Какие доходы надо декларировать

Декларацию надо представить в определенных законодательством случаях (п. 1 ст. 219 НК), в частности в перечисленных ниже.

1. Вы получили от физлиц подарки (в том числе и деньгами) или бесплатно получили недвижимость по договору ренты (подп. 1.4 п. 1 ст. 219 НК). При этом их общая сумма более:

  • 7003 бел. руб. — для прошлого, 2020 года (строка 2 приложения 9 к Указу от 31.12.2019 N 503 «О налогообложении» (далее — Указ N 503), абз. 2 п. 16 Указа N 503);
  • 7521 бел. руб. — на текущий момент (п. 22 ст. 208 НК).

В 2020 году друзья, знакомые и родственники подарили вам подарки на общую сумму 10000 бел. руб.
Из них от близких родственников вы получили деньги на сумму 2000 бел. руб. Доходы от близких родственников и свояков по общему правилу не облагаются налогом (подп. 2.1 п. 2 ст. 196 НК).
С подарков от других физлиц на общую сумму до 7003 бел. руб. налог платить вам не нужно (строка 2 приложения 9 к Указу N 503).
Следовательно, вы обязаны подать декларацию и уплатить налог с 997 бел. руб. (10000 — 2000 — 7003).

Если вы получили денежные переводы из-за рубежа, то тут также действует правило «7003-х рублей»: сумма перевода – 7003 рубля = налоговая база для подоходного налога 13%. Декларацию подавать нужно.

Если вы уверенны, что сумма вашего дохода от подобных перечислений не превышает 7003 рубля за 2020-й год, декларацию подавать не нужно.

2. К вашим доходам ранее применялся имущественный налоговый вычет для нуждающихся в улучшении жилищных условий (подп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК). При этом (подп. 1.7 п. 1 ст. 219 НК):

  • вам вернули взносы при строительстве жилья;
  • вам погасили жилищные облигации или вернули их стоимость;
  • вы взяли жилье в лизинг с последующим выкупом, но так и не выкупили его.

В указанных случаях налог уплачивается из соответствующих сумм, по которым был предоставлен налоговый вычет.

3. За последние 5 лет вы реализовали (продали, обменяли и пр.) больше одной (одного) (абз. 2 ч. 1 п. 44 ст. 208 НК):

  • квартиры;
  • жилого дома (в том числе с хозпостройками);
  • дачи;
  • садового домика;
  • гаража;
  • машино-места;
  • земельного участка;
  • объекта незавершенного строительства на земельных участках, предоставленных для определенных целей (садоводство, строительство дома, дачи и пр.)

Подобной реализацией считается также продажа (мена и пр.) доли в указанных видах имущества. Для каждого из этих видов имущества (квартиры, дома, гаражи и пр.) пятилетний срок отсчитывается отдельно. И начинается он с даты последней продажи (мены и пр.). Подать декларацию нужно вне зависимости от того, кому продано это имущество: физлицу или организации. Также декларация подается при реализации в прошедшем году физлицу любого другого вида недвижимости (офиса, торгового помещения и пр.), даже когда это первая продажа за последние 5 лет. При реализации такой недвижимости организации-резиденту РБ та самостоятельно удерживает и уплачивает ваш налог (п. 1 и 2 ст. 216 НК).

В 2017 году вы продали соседу гараж. В 2020 году продали ООО «Заря» еще один гараж и офисное помещение, а другу — склад и квартиру. С доходов от продажи первого гаража и квартиры налог платить не нужно. С доходов от продажи офисного помещения ООО «Заря» самостоятельно удержит с вас налог и уплатит его. Вы обязаны подать декларацию и уплатить налог с доходов, полученных от продажи второго гаража и склада.

4. Если в прошлом году вы получили доход от продажи более одного легкового автомобиля (грузоподъемность не более 3,5 тонны и с количество пассажирских сидений не более 8) или другого механического транспортного средства (мотоцикла, мопеда и т.д.), то вы самостоятельно обязаны уплатить налог, и не важно, покупатель является физлицом или организацией (абз. 6 п. 2 ст. 216 НК).

Если вы продали хотя бы один автомобиль, превышающий характеристики легкового, налог платить тоже придется. При этом, если покупатель — белорусская организация, она сама удерживает и уплачивает ваш налог (п. 1 и 2 ст. 216 НК).

5. Вы получили доход за границей или из-за границы (подп. 1.2 п. 1 ст. 219 НК). Например, за выполнение работы в сети Интернет вам из-за границы на карточку поступили деньги. Если с такого дохода в иностранном государстве уже был удержан налог, сумма данного налога может быть зачтена на территории нашей страны. Для этого в налоговый орган необходимо подать соответствующие документы, подтвержденные налоговым органом иностранного государства (ч. 1 и 2 п. 1 ст. 224 НК).

  • Налог не уплачивается при реализации любого имущества, полученного по наследству. В том числе недвижимости, автомобилей (абз. 5 ч. 1 п. 44 ст. 208 НК).
  • В определенных ситуациях у вас есть право на уменьшение суммы, с которой будет высчитываться налог, то есть на налоговый вычет (ст. 209 — 212 НК, приложение 10 к Указу N 503). Для этого вместе с декларацией подаются документы, подтверждающие право на вычет (абз. 2 ч. 2 п. 1 ст. 222 НК).
    На сайте МНС есть калькулятор для расчета подоходного налога. Правда, там пока недоступна опция для 2020-го года. Информацию по поводу получения и регистрации иностранной безвозмездной помощи можно посмотреть тут.

Если вы делали покупки на платформе Wildberries по предоплате (с некоторых пор эта площадка функционирует именно так), а затем получали возврат денег на карточку (вещи не подошли), то в этом случае вы «получили доход» из-за границы (Российская Федерация), который по общему правилу облагается подоходным налогом. Конечно, при предъявлении соответствующих документов, налоговая инспекция не будет иметь к вам претензий, и такой доход не будет облагаться налогом. Поэтому очень важно сохранять такие и подобные документы по поступлениям из-за границы, чтобы иметь возможность объясниться с контролирующими органами. Это могут быть даже письменные пояснения в произвольной форме.

При заполнении декларации важно помнить, что налоговое законодательство весьма динамично и могло поменяться по сравнению с прошлым годом. По общему правилу необходимо применять то законодательство, которое действовало на момент получения вами дохода (п. 7 ст. 3 НК). Официальная информация Министерства по налогам и сборам, касающаяся самостоятельного декларирования и уплаты подоходного налога в 2020-м году размещена на сайте МНС.


В Беларуси разграничены сферы декларирования доходов и имущества в соответствии с антикоррупционным законодательством и декларирования по требованию налоговых органов. Для контроля в сфере декларирования доходов и имущества применяются вновь утвержденные формы документов.

Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 13 июля 2017 г. № 9 "О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 января 2008 г. № 1 и от 31 декабря 2010 г. № 95, о признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их структурных элементов" предоставлен GB.BY пресс-центром МНС:

"Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 13 июля 2017 г. № 9 "О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 января 2008 г. № 1 и от 31 декабря 2010 г. № 95, о признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их структурных элементов" (далее – постановление № 9) принято в целях реализации статьи 3 Закона Республики Беларусь от 9 января 2017 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам декларирования доходов и имущества".

Так, указанным Законом, вступившим в силу с 15 июля 2017 года, в новой редакции изложен Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 года "О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов" (далее – новая редакции Закона о декларировании).

В этой связи постановлением № 9 вносятся изменения в Инструкцию о порядке заполнения физическими лицами деклараций о доходах и имуществе, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам от 9 января 2008 г. № 1, разграничивающие особенности декларирования доходов и имущества лицами, представляющими такие декларации в соответствии с антикоррупционным законодательством, и гражданами, представляющими декларации о доходах и имуществе в соответствии с новой редакцией Закона о декларировании.

Постановлением № 9 также вносятся дополнения и изменения в постановление Министерства по налогам и сборам от 31 декабря 2010 г. № 95 "Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при осуществлении контроля за соблюдением законодательства" (далее – постановление № 95).

Так, постановление № 95 дополняется формами документов, применяемых при осуществлении контроля в сфере декларирования доходов и имущества по требованию налоговых органов:

  • требование о представлении декларации о доходах и имуществе;
  • расчет расходов и доходов физического лица;
  • требование о представлении пояснений об источниках доходов;
  • сообщение о результатах камеральной проверки соответствия расходов и доходов физического лица;
  • акт камеральной проверки соответствия расходов и доходов физического лица.

Формы документов, применяемых налоговыми органами при осуществлении контроля в сфере декларирования, ранее были приведены в Инструкции о порядке организации деятельности налоговых органов по истребованию, приему, проверке и хранению деклараций о доходах и имуществе, истребованных налоговыми органами, осуществления контроля за соответствием расходов физического лица доходам, заявленным им в декларации о доходах и имуществе, утвержденной постановление Министерства по налогам и сборам от 20.11.2003 № 103.

Вместе с тем учитывая, что в соответствии с частью первой статьи 11 новой редакции Закона о декларировании, с 15 июля 2017 года контроль в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества по требованию налогового органа осуществляется в форме камеральной проверки в порядке, установленном Советом Министром Республики Беларусь (постановление от 11 июля 2017 г. № 516), то вышеуказанное постановление Министерства по налогам и сборам от 20.11.2003 № 103 признается утратившим силу.

Постановление № 9 включено 4 августа 2017 г. в Национальный реестр правовых актов Республики (№ 8/32300), опубликовано 10 августа 2017 г. на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и вступает в силу с 11 августа 2017 г."

Читайте также: