Закон о налоговой милиции украины

Опубликовано: 14.05.2024

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Правовед
Законы
Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине"

Раздел 5. Налоговая милиция.

Статья 19. Налоговая милиция и ее задачи.
Налоговая милиция состоит из специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующих в составе соответствующих органов государственной налоговой службы, и осуществляет контроль над соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранную функции.
Задачами налоговой милиции являются:
предотвращение преступлений и прочих правонарушений в сфере налогообложения, их раскрытие, расследование и производство в делах об административных правонарушениях;
розыск плательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов, иных платежей;
предотвращение коррупции в органах государственной налоговой службы и выявление ее фактов;
обеспечение безопасности деятельности работников органов государственной налоговой службы, защиты их от противоправных посягательств, связанных с выполнением служебных обязанностей.


Статья 20. Структура налоговой милиции.
В состав налоговой милиции входят:
Главное управление налоговой милиции, Следственное управление налоговой милиции, Управление по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы Государственной налоговой администрации Украины;
управление налоговой милиции, следственные отделы налоговой милиции, отделы по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы соответствующих государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;
отделы налоговой милиции, следственные отделения (группы) налоговой милиции соответствующих государственных налоговых инспекций в районах, городах, районах в городах, межрайонных и объединенных государственных налоговых инспекций.
В составе налоговой милиции действуют специальное структурное подразделение, которое проводит работу по борьбе с незаконным оборотом алкогольных напитков и табачных изделий.
(Статья 20 дополнена частью второй в соответствии с Законом № 1685-Ш от 20.04.2000)
Налоговую милицию возглавляет начальник налоговой милиции — Первый заместитель Председателя Государственной налоговой администрации Украины.
Налоговую милицию в государственных налоговых администрациях в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе возглавляют начальники управлений налоговой милиции — первые заместители председателей соответствующих государственных налоговых администраций.


Статья 21. Полномочия налоговой милиции.
Налоговая милиция в соответствии с возложенными не нее задачами:
1) принимает и регистрирует заявления, сообщения и другую информацию о преступлениях и правонарушениях, отнесенные к ее компетенции, осуществляет в установленном порядке их проверку и принимает относительно их предусмотренные законом решения;
2) осуществляет в соответствии с законом оперативно-розыскную деятельность, досудебную подготовку материалов по протокольной форме, а также проводит дознание и досудебное (предварительное) следствие в пределах своей компетенции, принимает меры по возмещению причиненных государству убытков;
3) выявляет причины и условия, содействовавшие совершению преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, принимает меры по их ликвидации;
4) обеспечивает безопасность работников органов государственной налоговой службы и их защиту от противоправных посягательств, связанных с выполнением ими служебных обязанностей;
5) предотвращает коррупцию и прочие служебные нарушения среди работников государственной налоговой службы;
6) собирает, анализирует, обобщает информацию о нарушениях налогового законодательства, прогнозирует тенденции развития негативных процессов уголовного характера, связанных с налогообложением.
Лицо начальствующего состава налоговой милиции независимо от занимаемой им должности, местонахождения и времени в случае обращения к нему граждан или должностных лиц с заявлением или сообщением об угрозе личной или общественной безопасности или в случае непосредственного выявления такой угрозы должно принять меры по предотвращению правонарушения и его прекращению, спасению людей, оказанию помощи лицам, в ней нуждающимся, установлению и задержанию лиц, осуществивших правонарушение, охране места события и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел.


Статья 22. Права налоговой милиции.
Должностным лицам налоговой милиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляются права, предусмотренные пунктом 1, частью первой пункта 2, пунктами 3 и 6 статьи 11 настоящего Закона, а также пунктами 1-4, абзацами вторым, третьим, шестым пункта 5, пунктами 6-12,14, подпунктами «а» и «б» пункта 15 (с учетом положений настоящего Закона, других законов по вопросам налогообложения), пунктом 16 с соблюдением правил проведения налоговых проверок, установленных законодательством, пунктами 17, 19, 23, 24, 25, 27, 28, 30 статьи 11, статьями 12-151 Закона Украины «О милиции».
На налоговую милицию распространяются требования, установленные статьями 3 и 5 Закона Украины «О милиции».
(Статья 22 дополнена частью второй в соответствии с Законом № 2322-1Г от 12.01.2005)
(Статья 22 в редакции Закона № 2181-III от 21.12.2000 — вступает в силу с 1 апреля 2001 года)


Статья 23. Прием на службу в налоговую милицию.
На службу в налоговую милицию принимаются на контрактной основе граждане Украины, имеющие соответствующее образование, способные по своим личным, деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на налоговую милицию.
Граждане Украины, впервые зачисляемые на службу в налоговую милицию на должности начальствующего состава, принимают присягу следующего содержания:
«Я, (фамилии, имя, отчество), поступая на службу в налоговую милицию* присягаю на верность Украинскому народу. Присягаю соблюдать Конституцию и законы Украины, защищать права человека и гражданина, добросовестно выполнять свои обязанности. Присягаю быть честным и мужественным, бдительно стоять на страже экономических интересов Отчизны, строго хранить государственную и служеб^ ную тайну. Если я нарушу присягу, готов нести ответственность, установленную законодательством Украины».
Лицо начальствующего состава налоговой милиции подписывает текст присяги, который хранится в его личном деле.


Статья 24. Служба в налоговой милиции.
Лица начальствующего состава налоговой милиции проходят службу в порядке, установленном законодательством для лиц начальствующего состава органов внутренних дел.
Лица, принятые на службу в налоговую милицию, в том числе слушатели и курсанты учебных заведений по специальностям по подготовке кадров налоговой милиции, состоящие на воинском учете военнообязанных, на время службы снимаются с него и состоят в кадрах налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины.
(Часть вторая статьи 24 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 1014-У от 11.05.2007)
Обучение в учебных заведениях Государственной налоговой администрации Украины по специальностям по подготовке кадров налоговой милиции после получения специального образования приравнивается к прохождению срочной воинской службы.
Лицам, принятым на службу в налоговую милицию на должности начальствующего состава, присваиваются следующие специальные звания:
Высший начальствующий состав:
- генерал-лейтенант налоговой милиции,
- генерал-майор налоговой милиции.
Старший начальствующий состав:
- полковник налоговой милиции,
- подполковник налоговой милиции,
- майор налоговой милиции.
Средний начальствующий состав:
- капитан налоговой милиции,
- старший лейтенант налоговой милиции,
- лейтенант налоговой милиции.
Младший начальствующий состав:
- старший прапорщик налоговой милиции,
- прапорщик налоговой милиции.
Порядок присвоения специальных званий младшего начальствующего состава налоговой милиции определяется Государственной налоговой администрацией Украины.
Специальные звания старшего и среднего начальствующего состава налоговой милиции присваиваются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
Специальные звания высшего начальствующего состава налоговой милиции в соответствии с Конституцией Украины присваивает Президент Украины по представлению Председателя Государственной налоговой администрации Украины.
Лица начальствующего состава налоговой милиции имеют форменную одежду и знаки различия и обеспечиваются ими бесплатно.
Описание и образцы форменной одежды, знаков отличия начальствующего состава налоговой милиции утверждаются Кабинетом Министров Украины.


Статья 25. Ответственность должностных и служебных лиц налоговой милиции.
Должностное или служебное лицо налоговой милиции в пределах полномочий, предоставленных настоящим Законом и другими законами, самостоятельно принимает решения и несет за свои противоправные действия или бездействие дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом органов внутренних дел или иную, предусмотренную законодательством, ответственность.
При нарушении должностным или служебным лицом налоговой милиции прав и законных интересов гражданина соответствующий орган государственной налоговой службы обязан принять меры по восстановлению этих прав, возмещению причиненных материальных убытков, по требованию гражданина публично извиниться.
Должностное или служебное лицо налоговой милиции, выполняющее свои обязанности в соответствии с предоставленными законодательством полномочиями и в пределах закона, не несет ответственности за причиненные убытки. Такие убытки компенсируются за счет государства.
Должностное или служебное лицо налоговой милиции, нарушившее требования закона или ненадлежащим образом выполняющее свои обязанности, несет ответственность в установленном порядке.
Действия или решения налоговой милиции, ее должностных и служебных лиц могут быть обжалованы в установленном законом порядке в суде или прокуратуре.


Статья 26. Правовая и социальная защита лиц начальствующего состава налоговой милиции.
Государство гарантирует правовую и социальную защиту лиц начальствующего состава налоговой милиции и членов их семей. На них распространяются гарантии социальной и правовой защиты, предусмотренные статьями 20-23 Закона Украины «О милиции».


Статья 27. Материальное и социально-бытовое обеспечение лиц начальствующего состава налоговой милиции.
Формы и размеры материального обеспечения лиц начальствующего состава налоговой милиции, включая денежное содержание, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Пенсионное обеспечение лиц начальствующего состава налоговой милиции и налогообложение их доходов осуществляются в порядке, установленном законодательством для лиц начальствующего состава органов внутренних дел.
(Закон дополнен разделом V в соответствии с Законом № 83/98-ВР от 05.02.98)

Статья 348. Налоговая милиция и ее задачи

348.1. Налоговая милиция состоит из специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующих в составе соответствующих контролирующих органов, и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранную функции.

348.2. Задачами налоговой милиции являются:

предотвращение уголовных и других правонарушений в сфере налогообложения и бюджетной сфере, их раскрытие, расследование и производство по делам об административных правонарушениях;

розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда за уголовные и другие правонарушения в сфере налогообложения и бюджетной сфере;

предотвращение и противодействие коррупции в контролирующих органах и выявление ее фактов;

обеспечение безопасности деятельности работников контролирующих органов, защиты их от противоправных посягательств, связанных с выполнением служебных обязанностей.


Статья 349. Структура налоговой милиции

349.1. К составу налоговой милиции относятся:

главные управления (управления, отделы, отделения, секторы) центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику;

управления (отделы, отделения, секторы) налоговой милиции соответствующих государственных налоговых служб в Автономной Республике Крым, областях, округах (на два и более региона), городах Киеве и Севастополе;

управления, главные отделы (отделы, отделения, секторы) налоговой милиции соответствующих государственных налоговых инспекций в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах, межрайонных, объединенных и контролирующих органах, которые осуществляют сопровождение крупных плательщиков налогов.

В составе налоговой милиции действует специальное подразделение, которое проводит работу по борьбе с незаконным обращением алкогольных напитков и табачных изделий.


Статья 350. Полномочия налоговой милиции

350.1. Налоговая милиция в соответствии с возложенными на нее задачами:

350.1.1. принимает и регистрирует заявления, сообщения и другую информацию об уголовных и других правонарушениях, отнесенных законом к компетенции налоговой милиции, осуществляет в установленном порядке их проверку и принимает в отношении них предусмотренные законом решения;

350.1.2. проводит в соответствии с законом оперативно-розыскную деятельность, а также досудебное расследование в пределах предоставленной законом компетенции, принимает меры относительно возмещения нанесенного государству ущерба;

350.1.3. осуществляет розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда за уголовные и другие правонарушения в сфере налогообложения и бюджетной сфере;

350.1.4. принимает меры относительно выявления и расследования преступлений, связанных с отмыванием, легализацией, разворовыванием средств и другими незаконными финансовыми операциями;

350.1.5. выявляет причины и условия, способствовавшие совершению преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения и бюджетной сфере, принимает меры по их устранению;

350.1.6. в случае выявления фактов, свидетельствующих об организованной преступной деятельности, или действий, создающих условия для такой деятельности, направляет материалы по этим вопросам соответствующим специальным органам по борьбе с организованной преступностью;

350.1.7. передает соответствующим правоохранительным органам материалы по фактам правонарушений, за которые законом предусмотрена уголовная ответственность, если их расследование не относится к компетенции налоговой милиции;

350.1.8. обеспечивает безопасность деятельности контролирующих органов и их работников, а также защиту работников от противоправных посягательств, связанных с выполнением ими служебных обязанностей;

350.1.9. осуществляет мероприятия относительно предотвращения и противодействия коррупции в контролирующих органах и выявления фактов коррупции, а также устранения последствий коррупционных правонарушений;

350.1.10. составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом;

350.1.11. собирает, анализирует, обобщает информацию относительно нарушений в сфере налогообложения и бюджетной сфере, прогнозирует тенденции развития негативных процессов уголовного характера, связанных с налогообложением.

350.1.12. выявляет уголовные и другие правонарушения в сфере налогообложения, таможенной и бюджетной сферах, устанавливает местонахождение плательщиков налогов, проводит опрос их учредителей, должностных лиц.

350.2. Лицо начальствующего или рядового состава налоговой милиции независимо от занимаемой должности, местонахождения и времени в случае обращения к нему граждан или должностных лиц с заявлением или сообщением об угрозе личной или общественной безопасности либо в случае непосредственного выявления такой угрозы должно принять меры относительно предотвращения правонарушения и его прекращения, спасения людей, предоставления помощи лицам, которые в ней нуждаются, установления и задержания лиц, совершивших правонарушения, охраны места происшествия и сообщить об этом ближайшему органу внутренних дел.


Статья 351. Права налоговой милиции

351.1. Должностным лицам налоговой милиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляются права, предусмотренные подпунктами 20.1.2 (в части получения надлежащим образом заверенных копий документов), 20.1.4 (в части проведения проверок в установленном настоящим Кодексом порядке), 20.1.8 и 20.1.20 пункта 20.1 статьи 20 настоящего Кодекса, а также пунктами 1–4, абзацами вторым, третьим пункта 5, пунктами 6–14, подпунктами «а» и «б» пункта 15 (с учетом положений настоящего Кодекса), пунктом 16 с соблюдением установленных настоящим Кодексом правил проведения налоговых проверок, пунктами 17, 19, 23, 24, 25, 27, 28, 30 статьи 11, статьями 12–15 1 Закона Украины «О милиции».

На налоговую милицию распространяются требования, установленные статьями 3 и 5 Закона Украины «О милиции».


Статья 352. Прием на службу в налоговую милицию

352.1. На службу в налоговую милицию принимаются на контрактной основе граждане Украины, имеющие соответствующее образование, способные по своим личным, деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности в соответствии с возложенными на налоговую милицию задачами.

На службу в налоговую милицию не может быть принято лицо, имеющее не погашенную или не снятую в установленном порядке судимость за совершение преступления, кроме реабилитированного, или на которого в течение последнего года налагалось административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения.

352.2. В отношении лиц, претендующих на службу в налоговой милиции, по их письменному согласию проводится специальная проверка в порядке, установленном Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции».

352.3. Лица, претендующие на службу в налоговой милиции, обязаны сообщить руководству органа, на должность в котором они претендуют, о работающих в этом органе близких им лицах.

352.4. Граждане Украины, которые впервые зачисляются на службу в налоговую милицию на должности начальствующего и рядового состава, принимают присягу следующего содержания:

«Я, (фамилия, имя, отчество), поступая на службу в налоговую милицию, присягаю на верность Украинскому народу. Присягаю соблюдать Конституцию и законы Украины, защищать права человека и гражданина, добросовестно выполнять свои обязанности. Присягаю быть честным и мужественным, бдительно стоять на страже экономических интересов Отечества, строго хранить государственную и служебную тайну. Если я нарушу присягу, готов нести ответственность, установленную законом Украины».

Лицо начальствующего или рядового состава налоговой милиции подписывает текст присяги, который хранится в его личном деле.


Статья 353. Служба в налоговой милиции

353.1. Лица начальствующего и рядового состава налоговой милиции проходят службу в порядке, установленном законодательством для лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел.

353.2. Лица, принятые на службу в налоговую милицию, в том числе слушатели и курсанты учебных заведений по специальностям по подготовке кадров налоговой милиции, находящиеся на воинском учете военнообязанных, на время службы снимаются с него и состоят в кадрах налоговой милиции центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

353.3. Лица, которые окончили высшие учебные заведения центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, и которым присвоено специальное звание начальствующего состава налоговой милиции, освобождаются от призыва на срочную военную службу.

353.4. Лицам, принятым на службу в налоговую милицию на должности начальствующего и рядового состава, присваиваются следующие специальные звания:

353.4.1. высший начальствующий состав:

генерал-полковник налоговой милиции;

генерал-лейтенант налоговой милиции;

генерал-майор налоговой милиции;

353.4.2. старший начальствующий состав:

полковник налоговой милиции;

подполковник налоговой милиции;

майор налоговой милиции;

353.4.3. средний начальствующий состав:

капитан налоговой милиции;

старший лейтенант налоговой милиции;

лейтенант налоговой милиции;

353.4.4. младший начальствующий состав:

старший прапорщик налоговой милиции;

прапорщик налоговой милиции;

353.4.5. рядовой состав:

рядовой налоговой милиции.

353.5. Порядок присвоения специальных званий младшего начальствующего и рядового состава налоговой милиции определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Специальные звания старшего и среднего начальствующего состава налоговой милиции присваиваются в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.

Специальные звания высшего начальствующего состава налоговой милиции в соответствии с Конституцией Украины присваивает Президент Украины по представлению руководителя центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

353.6. Лица начальствующего и рядового состава налоговой милиции имеют форменную одежду и знаки различия и обеспечиваются ими бесплатно.

Описание и образцы форменной одежды, знаков различия начальствующего и рядового состава налоговой милиции утверждаются Кабинетом Министров Украины.

353.7. На должностных и служебных лиц налоговой милиции распространяются требования и ограничения, установленные Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции».


Статья 354. Поощрение и ответственность должностных и служебных лиц налоговой милиции

354.1. Должностное или служебное лицо налоговой милиции в пределах полномочий, предоставленных настоящим Кодексом и другими законами, самостоятельно принимает решения и несет за свои противоправные действия или бездеятельность дисциплинарную ответственность согласно Дисциплинарному уставу органов внутренних дел или другую предусмотренную законом ответственность.

354.2. В случае нарушения должностным или служебным лицом налоговой милиции прав и законных интересов гражданина соответствующий контролирующий орган обязан принять меры по восстановлению этих прав, возмещению причиненных материальных убытков и по требованию гражданина публично извиниться.

354.3. Должностное или служебное лицо налоговой милиции, которое выполняет свои обязанности в соответствии с предоставленными законом полномочиями и в рамках закона, не несет ответственности за причиненные убытки. Такие убытки компенсируются за счет государства.

354.4. Должностное или служебное лицо налоговой милиции, которое нарушило требования закона или ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, несет ответственность в установленном законом порядке.

354.5. Действия или решения налоговой милиции, ее должностных и служебных лиц могут быть обжалованы в установленном законом порядке в суд или прокуратуру.

354.6. К должностным или служебным лицам налоговой милиции могут применяться меры поощрения согласно Дисциплинарному уставу органов внутренних дел или другим нормативно-правовым актам руководителем центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, и руководителями государственных налоговых служб в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, округах.

354.7. Должностное или служебное лицо налоговой милиции, которое сообщило о нарушении требований Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» другим должностным или служебным лицом, не может быть уволено с работы или принуждено к увольнению либо привлечено к дисциплинарной ответственности в связи с таким сообщением.

Решение об увольнении или привлечении к дисциплинарной ответственности такого лица обжалуется в установленном законом порядке.


Статья 355. Урегулирование конфликта интересов

355.1. В случае возникновения конфликта интересов во время исполнения служебных полномочий должностное или служебное лицо налоговой милиции обязано немедленно доложить об этом своему непосредственному руководителю. Непосредственный руководитель должностного лица или служебного лица налоговой милиции обязан принять все необходимые меры, направленные на предотвращение конфликта интересов, путем поручения выполнения соответствующего служебного задания другому должностному лицу, личного выполнения служебного задания или иным способом, предусмотренным законодательством.

Статья 356. Правовая и социальная защита лиц начальствующего и рядового состава налоговой милиции

356.1. Государство гарантирует правовую и социальную защиту лиц начальствующего и рядового состава налоговой милиции и членов их семей. На них распространяются гарантии социальной и правовой защиты, предусмотренные статьями 20–23 Закона Украины «О милиции» и Законом Украины «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите».

356.2. Государственный надзор за охраной труда лиц начальствующего и рядового состава налоговой милиции осуществляется самостоятельными органами государственного надзора за охраной труда налоговой милиции.


Статья 357. Материальное и социально-бытовое обеспечение лиц начальствующего и рядового состава налоговой милиции

357.1. Формы и размер материального обеспечения лиц начальствующего и рядового состава налоговой милиции, включая денежное содержание, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

357.2. Пенсионное обеспечение лиц начальствующего состава налоговой милиции осуществляется в порядке, установленном законом для лиц начальствующего состава органов внутренних дел.


Отключите Adblock Реклама помогает нам писать для вас полезные статьи на актуальные темы
Отключите Adblock Реклама помогает нам писать для вас полезные статьи на актуальные темы

App

App Store
Google Play

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

19 января 2017, 21:01

Финансовая полиция в Украине: как это будет работать и чем будет отличаться от предшественников

Украинские парламентарии "из-за технической ошибки" ликвидировали налоговую милицию. Это подразделение в Украине заменит обновленная финансовая полиция. Что это за орган, как он будет влиять на бизнес и когда заработает – узнавали журналисты сайта "24".

Закон "Про Финансовую полицию" президент Украины подписал еще в конце 2016 года. "За" законопроект №5368 проголосовали 240 народных депутатов.

Как отметил в комментарии сайту "24" Юрий Федчишин, эксперт по вопросам налоговой политики Института общественных исследований, этот закон является продолжением изменений в Налоговый кодекс проголосованных в декабре, в нем речь идет о создании финансовой полиции – нового правоохранительного органа, который призван расследовать все финансовые преступления , в том числе и налоговые, и заменить налоговую милицию и соответствующие подразделения по расследованию экономических преступлений МВД.

Однако финансовая полиция, в отличие от налоговой милиции, не будет иметь права применять силовые методы, использовать оружие и принудительно изымать документацию.

Однако, хоть и будет иметь новосозданный орган кое в чем меньше полномочий, чем его ликвидированный "предшественник", работать будет эффективнее, отмечают эксперты.

Что это будет за структура?

Это будет правоохранительный орган со значительно меньшим штатом, чем налоговая милиция. Правда, отмечает Федчишин, этот орган должен быть демилитаризован по сравнению с налоговой милицией и МВД.

Предполагается, что финансовая полиция будет координироваться Кабмином через министра финансов. В финполиции будут работать 2,5 тысячи сотрудников (для сравнения в налоговой милиции сейчас работает около 5,5 тысячи человек). Также новую структуру разделят на госслужащих и детективов, которые будут иметь спецзвания. Руководство полиции будет избираться на 5 лет, второй срок полномочий не предусмотрен. Сотрудников и детективов будут отбирать на конкурсной основе.

Новая служба будет иметь и обновленный кадровый состав. В частности, установлено ограничение, согласно которому в новой структуре может работать не более 25% от тех лиц, которые в течение года работал в ГФС, МВД или СБУ на должностях следователей или оперативников. И на целых 70% финансовая полиция будет состоять из новых сотрудников.

Какая зарплата?

Предполагается, что глава финансовой полиции будет получать около 64 тысяч гривен в месяц. Минимальная зарплата в финполиции составит 16 тысяч гривен. Кроме того, предусмотрена ежемесячная доплата за выслугу лет, за доступ к гостайне, знание иностранных языков.

Один реестр НДС вместо двух

Также в законе речь идет о создании единого реестра НДС, который, несомненно, должен быть полностью прозрачным. Главный эксперт группы Налоговой и бюджетной реформ РПР Владимир Дубровский в комментарии сайту "24" отметил: если раньше существовали два реестра НДС, что позволяло злоупотреблять с налогом на добавленную стоимость, то в новом Законе о внесении изменений в Налоговый кодекс по улучшению инвестиционного климата в Украине такую возможность ликвидировали.

Однако, по словам Федчишина, один реестр НДС вместо двух должен был быть введенным еще в прошлом году. Однако проблема была не только в количестве списков, говорит он, ведь даже внутри списка, в том формате как он публиковался, невозможно было отследить реальный прогресс заявок на возмещение. Это проблема, подчеркивает эксперт по вопросам налоговой политики, не решится автоматически даже с появлением одного списка. Сейчас законодательство более детально требует от ГФС порядка в ведении реестра на возмещение, главное, подчеркивает эксперт по вопросам налоговой политики, чтобы эта норма была выполнена без манипуляций.

Как будут выявлять "скрутки"?

Точечных изменений много. Они несут как усиление контроля так и облегчение для бизнеса. Весомое место занимает новая практика администрирования НДС, объясняет Федчишин. Так, вводится код УКТ ВЭД (код товаров по Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности) в налоговую накладную, что позволит автоматически выявлять все конвертационные центры, действующие по схеме скрутки (90% злоупотреблений с НДС). Соответствующие накладные будут блокироваться.

Специалист объясняет, как же действуют эти скрутки – одно предприятие имеет налоговый кредит и занимается продажей кирпича, другое предприятие нуждается в налоговом кредите и занимается закупкой и продажей музыкальных инструментов. Между обеими встает конвертцентр, который купит кирпич у одних, а продаст гитары другим. По новой системе, все товары и услуги будут классифицированы, поэтому эти схемы будут выявляться автоматически.

Впрочем, подводный камень в том, что систему могут настроить несовершенно и реальные конвертационные центры будут выявлять не автоматически, а настоящий бизнес почувствует необоснованное давление. Однако, несмотря на эти риски, отмечает Федчишин, любая проверка сможет "засечь" реальную ситуацию, ведь новый реквизит налоговой накладной в сочетании с СЕА НДС (системой электронного администрирования налога на добавленную стоимость) будет оставлять все сведения в базе данных.

По принципу патрульной полиции

В то же время финполиция будет иметь больший круг подследственных статей, по сравнению с тем, что сейчас имеет налоговая милиция, например, финансовая полиция сможет заниматься досудебным расследованием фактов, которые привели банк к банкротству, махинациями на фондовом рынке или незаконным использованием инсайдерской информации.

По словам Владимира Дубровского, принципиальное отличие созданного органа от налоговой заключаться в том, что это будет чисто аналитическая служба, которая не будет сочетать в себе сразу и следствие, и силовой захват или что-то подобное. Этим будут заниматься другие органы.

Возможно, финансовая полиция не будет столь оперативной, но в наших условиях, такая оперативность и сочетание многих функций в самой службе, имеет обратную сторону: такая служба легко коррумпируется, ее начинают использовать для рейдерства,
– говорит Дубровский.

Поэтому, добавляет он, лучший вариант, чтобы функции были разделены между различными ведомствами, как и предполагается. Не менее важно то, что финансовая полиция не будет подчиняться Государственной фискальные службе и будет создана по принципу НАБУ или патрульной полиции.

Почему налоговая милиция себя дискредитировала?

Налоговая милиция у предпринимателей ассоциируется с давлением. Это происходит по многим причинам, подчеркивает Федчишин, иногда это связано с "карательными" особенностями самого законодательства, а не реагировать налоговая милиция не имеет права.

В частности статья 212 Уголовного кодекса Украины не соответствует мировой практике, говорит эксперт. Ибо, по сути, у нас любое сомнение о неуплате налогов более установленной суммы является основанием для возбуждения уголовного дела. В то время как за рубежом большинство таких случаев являются административными проступками. По словам Федчишина, уголовная ответственность там зависит не от суммы неуплаченных налогов, а от характера совершенных действий, например, уголовным там двойная бухгалтерия, сокрытие операций, подделка документов и тому подобное. В Украине же криминализированно практически все случаи неуплаты налогов на сумму более 800 тысяч гривен.

Также налоговая милиция является составной ГФС, а потому отвечает за наполнение бюджета, заставляет более активно искать нарушения в сфере уплаты налогов,
– отмечает Федчишин.

Не последнюю роль, говорит эксперт, играет несовершенное уголовно-процессуальное законодательство, а точнее, практика его трактовки правоохранительными органами. Бизнесу страшны не так штрафы уплаченные в результате нарушений, как безнаказанное применение правоохранительными органами своих полномочий – обыски, выемки документов, аресты, допросы. И это проблема всех действующих правоохранительных органов.

По мнению Федчишина, в таких органах должна быть сильная система внутреннего контроля, бороться с коррупционными проявлениями и неправильным использованием полномочий.


Бизнес ассоциирует налоговую милицию с силовым давлением

Системная причина дискредитации налоговой полиции как таковой, отмечает главный эксперт группы Налоговой и бюджетной реформы РПР Владимир Дубровский, заключается в том, что создавал ее Николай Азаров по "российско-византиской" традиции. Бывший премьер-министр Украины откровенно пренебрегал распределением полномочий, поэтому в налоговой милиции соединились все возможные функции, которые только можно было только собрать вместе. Она же писала под себя налоговые законы, давала им разъяснения, ходила с проверками.

Есть или нет?

А вот есть ли сейчас налоговая полиция или ее нет – вопрос спорный. С одной стороны, де-факто она есть, сотрудники налоговой ходят на работу, зарплаты выплачиваются.

Однако есть две трактовки относительно "реальности" существования этого органа. Все потому, говорит Федчишин, что в переходных положениях перепутали цифры. В первом говорится о том, что налоговая милиция должна прекратить свою работу. Второе говорит, что налоговая остается и ничего в ее работе пока не меняется. Вместе с тем, ни одна сторона не отрицает тот факт, что когда заработает финансовая полиция, то налоговая милиция будет ликвидирована.

В частности, первый заместитель председателя Государственной фискальной службы Украины Сергей Билан на своей странице в Facebook написал, что налоговая милиция в дальнейшем продолжает работать, защищая экономические интересы государства.

Разочарую тех комбинаторов, которые на днях уже нафантазировали себе глобальные планы, чтобы не платить налоги и вести теневой бизнес. Мы и в дальнейшем продолжаем работать, защищая экономические интересы государства,
– написал он.

Такое мнение на своей странице в Facebook высказала народный депутат Украины, член парламентской фракции "Объединение "Самопомич" Татьяна Острикова. Она напомнила, что соответствующий раздел ХVIII-2 "Налоговая милиция" исключен из Налогового кодекса, который вступил в силу с 1 января 2017 года. Планировалось, что норма о ликвидации налоговой милиции вступит в силу вместе с новым законом о создании финансовой полиции, вероятность принятия которого этим составом Рады близка к нулю.

Однако в законопроекте изменили номер пункта о налоговой полиции, объясняет Острикова, а в переходных положениях, касающихся вступления в силу соответствующих норм – номер изменить забыли. И получается, что пункт 134 об исключении из Налогового кодекса раздела XVIII – 2 "Налоговая милиция" вступил в силу.

Собственно, добавляет Юрчишин, идея заключалась в том, что налоговая милиция прекращает свое действие через 8 месяцев после принятия закона о финансовой полиции. То, что произошло – это фактически ошибка. За разъяснением Комитета, которое, правда не имеет юридической силы, налоговая милиция пока остается работать, уточняет эксперт.

от 4 декабря 1990 года №509-XII

О государственной налоговой службе в Украине

(В редакции Законов Украины N3813-12 от 24.12.93, N287/94-ВР от 14.12.94, N297/95-ВР от 11.07.95, N203/96-ВР от 16.05.96, N725/97-ВР от 16.12.97, N25/98-ВР от 15.01.98, N83/98-ВР от 05.02.98, N783-XIV от 30.06.99, N784-XIV от 30.06.99, N1685-III от 20.04.2000, N1987-III от 21.09.2000, N2181-III от 21.12.2000, N2921-III от 10.01.2002, N2922-III от 10.01.2002, N551-IV от 20.02.2003, N762-IV от 15.05.2003, N849-IV от 22.05.2003, N906-IV от 05.06.2003, N2322-IV от 12.01.2005, N2505-IV от 25.03.2005, N1014-V 11.05.2007, N799-VI от 25.12.2008, N1249-VI от 14.04.2009 N1334-VI от 15.05.2009, №2154-VI от 27.04.2010, 18.05.2010 г. №2258-VI, №2275-VI от 20.05.2010, №2388-VI от 01.07.2010, 08.07.2010 г. №2457-VI, 07.10.2010 г. №2592-VI, 02.12.2010 г. №2756-VI, 07.04.2011 г. №3205-VI, 07.07.2011 г. №3609-VI, 17.05.2012 г. №4711-VI, 18.09.2012 г. №5284-VI)

Настоящий Закон определяет статус государственной налоговой службы в Украине, ее функции и правовые основы деятельности.

Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Система органов государственной налоговой службы

К системе органов государственной налоговой службы принадлежат: Государственная налоговая администрация Украины специализированные государственные налоговые инспекции, государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах (далее - органы государственной налоговой службы).

В составе органов государственной налоговой службы находятся соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями (далее - налоговая милиция).

Государственная налоговая администрация Украины в зависимости от количества налогоплательщиков и других местных условий может образовывать межрайонные (на два и больше районов) специализированные (на две и больше областей для работы с отдельными категориями плательщиков), объединенные (на город и район) государственные налоговые инспекции и в их составе соответствующие подразделения налоговой милиции.

В Государственной налоговой администрации Украины и государственных налоговых администрациях в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе образовываются коллегии. Численность и состав коллегии Государственной налоговой администрации Украины утверждаются Кабинетом Министров Украины, а коллегий государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе - Государственной налоговой администрацией Украины. Коллегии являются совещательными органами и рассматривают важнейшие направления деятельности соответствующих государственных налоговых администраций.

Структура Государственной налоговой администрации Украины утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 2. Задачи органов государственной налоговой службы

Задачами органов государственной налоговой службы являются:

осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью вычисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством (далее - налоги, другие платежи);

внесение в установленном порядке предложений относительно совершенствования налогового законодательства;

принятие в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;

формирование и ведение Государственного реестра физических лицналогоплательщиков и Единого банка данных о налогоплательщиках - юридических лицах;

предоставление налоговых консультаций;

предотвращение преступлений и других правонарушений, отнесенным законом к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, прекращение, расследование и осуществление в делах об административных правонарушениях.

Статья 3. Законодательство, которым руководствуются органы государственной налоговой службы

Органы государственной налоговой службы Украины в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины, законами Украины, другими нормативно-правовыми актами органов государственной власти, а также решениями Верховного Совета Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам налогообложения, выданными в границах их полномочий.

Статья 4. Подчиненность органов государственной налоговой службы и их взаимодействие с другими органами

Государственная налоговая администрация Украины является центральным органом исполнительной власти.

Государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе подчиняются Государственной налоговой администрации Украины.

 Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Закон №4327 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упорядочения вопросов, связанных с военнопленными и интернированными лицами в особый период" уже опубликован на сайте украинского парламента. Документ предлагает "выявление на территории Украины граждан государства, угрожающего нападением или осуществляющего агрессию, которые представляют угрозу национальной безопасности в связи с таким нападением или агрессией", а также информирование Генштаба украинской армии о таких людях "для решения вопроса об интернировании с учетом реальных и потенциальных военных угроз национальной безопасности". Непосредственно выселением должны будут заниматься Вооруженные силы Украины (ВСУ), а выявлением - Служба безопасности Украины (СБУ).

Закон должен начать действовать в некий "особый период", под которым, вероятно, понимается горячая фаза гражданского конфликта на Украине. Учитывая же, что "государством-агрессором" на Украине официально именуется Россия, закон в первую очередь коснется мирных жителей Донбасса (ДНР и ЛНР), вступивших в гражданство России (по состоянию на начало сентября таковых насчитывало более 300 тысяч человек), а также россиян, проживающих на остальной территории Украины.

Авторами законопроекта называются премьер-министр Денис Шмыгаль и девять депутатов парламента, но идейным вдохновителем, вероятно, является вице-премьер и представитель заместитель главы украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Алексей Резников. Именно этот львовский адвокат, который в теории должен работать над выполнением Украиной Минских соглашений, занимается их торпедированием и использует в своих выступлениях исключительно оскорбительную и воинственную риторику по отношению к России, народным республикам Донбасса и их населению. Не так давно он назвал Донецк и Луганск "раковой опухолью", которую можно вылечить и оперативным путем, а также развивал планы этнических чисток на "неконтролируемых территориях".

В целом риторика украинской верхушки по отношению к Донбассу за минувший месяц стала откровенно "ястребиной". Зеленский, за день до того как у него был выявлен коронавирус, во время посещения позиций ВСУ в Луганской области пожелал и пообещал украинским военным обязательно вернуть Донбасс, очевидно - силовым путем. В свою очередь представитель Киева в ТКГ Леонид Кравчук прямо заявил, что Украина выйдет из Минских соглашений, если ее желание первым делом получить под контроль границу с Россией не будет удовлетворено.

Эскалация воинственных настроений в Киеве началась после визита Зеленского в Великобританию, где тот отчитался о своих планах перед главой MI6, и усилилась после его поездки в Турцию, с которой был заключен ряд соглашений в военной и разведывательной сфере. Конфликт в Нагорном Карабахе, в котором Киев целиком встал на сторону Баку, а также возможный приход в Белый Дом кандидата от демократов (Байдена Зеленский успел поздравить даже раньше Порошенко) вселили в правящую верхушку и "патриотов" новые надежды на силовое решение конфликта. Они уже озвучивают в СМИ заявления о возможности наступления на республики. О такой необходимости и появившихся возможностях заявил главарь неонацистского батальона "Азов" и партии "Национальный корпус" (экстремистские группировки, запрещены в РФ) Андрей Билецкий.

Между тем перемирие, которым хвастался Зеленский перед местными выборами, фактически окончилось: ВСУ почти открыто ведут в последние дни обстрелы позиций народной милиции ДНР, сообщается о погибших в рядах защитников республик. Также представители Донецка и Луганска говорят о накоплении ВСУ военной техники и личного состава на линии разграничения, явно выходящем за рамки плановой ротации. На этом фоне законопроект об интернировании граждан России является логичным шагом перед "размораживанием" гражданского конфликта на Украине.

Читайте также: