Закон о налоге города

Опубликовано: 09.05.2024

Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51
"О налоге на имущество физических лиц"

С изменениями и дополнениями от:

28 сентября 2016 г., 29 ноября 2017 г.

ГАРАНТ:

Об установлении даты начала начисления пени на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате в бюджет г. Москвы за налоговый период 2015 г. см. Закон г. Москвы от 14 декабря 2016 г. N 45

См. постановление Московской городской Думы от 19 ноября 2014 г. N 307 "О Законе города Москвы "О налоге на имущество физических лиц"

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 28 сентября 2016 г. N 30 в преамбулу настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Настоящим Законом в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации на территории города Москвы устанавливаются ставки налога на имущество физических лиц в отношении налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, и налоговые льготы.

Москва,
Московская городская Дума
19 ноября 2014 года
N 51

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

С 1 января 2015 г. расчет налога на имущество физических лиц производится на основании кадастровой стоимости имущества.

Ставки налога для жилых домов, помещений, объектов недвижимости, в состав которых входит жилое помещение, а также в отношении хозяйственных построек, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства или индивидуального жилищного строительства, установлены в следующих размерах: 0,1% при кадастровой стоимости объекта до 10 млн. руб.; 0,15% при кадастровой стоимости от 10 до 20 млн. руб.; 0,2% если кадастровая стоимость от 20 до 50 млн. руб.; 0,3% при кадастровой стоимости от 50 до 300 млн. руб.

Также установлены ставки налога для гаражей и машино-мест - 0,1%; объектов незавершенного строительства, если проектируемым назначением объекта является жилой дом - 0,3%; объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. руб. - 2%; в отношении прочих объектов налогообложения - 0,5%.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 "О налоге на имущество физических лиц"

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

Текст Закона опубликован на официальном сайте Московской городской Думы http://www.duma.mos.ru/, 24.11.2014, на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", ноябрь 2014 г., N 66 (дата выхода номера в свет 27.11.2014), 24.11.2014, в газете "Тверская, 13" от 27 ноября 2014 г. N 142

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон г. Москвы от 20 ноября 2019 г. N 29

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2019 г.

Закон г. Москвы от 21 ноября 2018 г. N 26

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г., за исключением части 1 статьи 3 изменений, вступающей в силу с 29 ноября 2018 г. и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

Закон г. Москвы от 29 ноября 2017 г. N 45

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Закон г. Москвы от 28 сентября 2016 г. N 30

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Изменения в отношении части 6 статьи 1.1 настоящего Закона вступают в силу со дня вступления в силу порядка признания нежилых помещений фактически используемыми исключительно для проживания физических лиц, утвержденного Правительством Москвы, но не ранее 1 января 2017 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.

от 19 ноября 2014 года N 51

О налоге на имущество физических лиц

(с изменениями на 20 ноября 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 45 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 30.11.2017);

Законом города Москвы от 20 ноября 2019 года N 29 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 25.11.2019).

Настоящим Законом в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации на территории города Москвы устанавливаются ставки налога на имущество физических лиц в отношении налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, и налоговые льготы.

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года. - См. предыдущую редакцию)

Статья 1. Налоговые ставки

Ставки налога на имущество физических лиц (далее - налог) устанавливаются в отношении:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года. - См. предыдущую редакцию)

1) жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, а также в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, в следующих размерах:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 45; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2019 года Законом города Москвы от 20 ноября 2019 года N 29. - См. предыдущую редакцию)

Кадастровая стоимость объекта налогообложения

До 10 млн. рублей (включительно)

Свыше 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно)

Свыше 20 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)

Свыше 50 млн. рублей до 300 млн. рублей (включительно)

2) гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в зданиях, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации, объектов, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - в размере 0,1 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года. - См. предыдущую редакцию)

3) объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, - в размере 0,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения;

4) объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации, в следующих размерах:

а) 1,2 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2015 году;

б) 1,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2016 году;

в) 1,4 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2017 году;

г) 1,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2018 году и последующие налоговые периоды;

(Пункт 4 в редакции, введенной в действие с 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года. - См. предыдущую редакцию)

4.1) объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - в размере 2,0 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения;

(Пункт 4.1 дополнительно включен с 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года)

5) прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Статья 1.1. Налоговые льготы

4. Налогоплательщики в отношении одного нежилого помещения, расположенного в здании, включенном в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают налог в размере, определяемом в соответствии с порядком, установленным частью 7 настоящей статьи, при условии, что указанное нежилое помещение одновременно удовлетворяет следующим условиям:

1) нежилое помещение включено в реестр апартаментов или расположено в здании, включенном в указанный реестр. Реестр апартаментов и порядок его формирования утверждаются Правительством Москвы;

2) площадь нежилого помещения не превышает 300 квадратных метров;

3) кадастровая стоимость одного квадратного метра нежилого помещения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, составляет не менее 100000 рублей;

4) нежилое помещение не является местом нахождения организации;

5) нежилое помещение не используется налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

5. Здание подлежит включению в реестр апартаментов на основании сведений о наличии в здании апартаментов согласно документам, оформляемым в связи со строительством или вводом в эксплуатацию здания. Перечень таких документов устанавливается Правительством Москвы.

6. Нежилые помещения, расположенные в зданиях, не включенных в реестр апартаментов, подлежат включению в указанный реестр в случае, если они признаны фактически используемыми исключительно для проживания физических лиц. Порядок признания нежилых помещений фактически используемыми исключительно для проживания физических лиц устанавливается Правительством Москвы.

Часть 6 настоящей статьи вступает в силу со дня вступления в силу порядка признания нежилых помещений фактически используемыми исключительно для проживания физических лиц, утвержденного Правительством Москвы, но не ранее 1 января 2017 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

7. Сумма налога, исчисленная налогоплательщику в соответствии со статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи, уменьшается на сумму, определяемую по формуле:

где Л - сумма льготы, на которую уменьшается исчисленная налогоплательщику сумма налога;

Н - сумма налога, исчисленного налогоплательщику в соответствии со статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи;

К1 - коэффициент, равный отношению 150 к площади нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи. В случае если площадь нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи, составляет менее 150 квадратных метров, коэффициент К1 принимается равным 1;

К2 - коэффициент, равный:

0,58 применительно к расчету налога за 2015 год;

0,62 применительно к расчету налога за 2016 год;

0,64 применительно к расчету налога за 2017 год;

0,67 применительно к расчету налога за 2018 год и последующие налоговые периоды.

8. Налоговая льгота, предусмотренная частью 4 настоящей статьи, предоставляется в отношении одного нежилого помещения с максимальной исчисленной суммой налога.

9. Для предоставления налоговой льготы, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, не требуется заявление налогоплательщика.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26. - См. предыдущую редакцию)

(Статья дополнительно включена 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года)

Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:

Закон города Москвы "О налоге на имущество организаций"(в ред. законов г. Москвы от 31.03.2004 № 16, от 24.11.2004 № 76, от 26.01.2005 № 4, от 26.10.2005 № 51, от 23.11.2005 № 57, от 10.10.2007 № 41, от 14.11.2007 № 44, от 15.10.2008 № 47, от 05.11.2008 № 55, от 27.05.2009 № 15, от 11.11.2009 № 1, от 17.11.2010 № 49, от 16.11.2011 № 53, от 06.02.2013 № 6, от 26.06.2013 № 33, от 20.11.2013 № 63,от 07.05.2014 № 25 , от 25.06.2014 № 34, от 26.11.2014 № 56,от 01.04.2015 № 14, от 13.05.2015 № 22, от 24.05.2015 № 29, от 07.10.2015 № 51, от 18.11.2015 № 60, от 25.11.2015 № 65,от 13.04.2016 № 14, от 23.11.2016 № 36, от 12.07.2017 № 21, от 29.11.2017 № 45, от 17.05.2018 № 13, от 21.11.2018 № 26, от 20.02.2019 № 7, 20.11.2019 № 29 с изм., внесенными решением Мосгорсуда от 01.07.2009 по делу № 3-223/3-2009)

Налоговые ставки

В отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, впервые принятых на учет в качестве объектов основных средств начиная с 1 января 2017 года, сумма налога исчисляется с применением коэффициента Кжд, значение которого определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 385.3 Кодекса. В течение шести налоговых периодов начиная с 1-го числа налогового периода, в котором соответствующее имущество было впервые принято на учет в качестве объекта основных средств, коэффициент Кжд принимается равным: 0 - в течение первого налогового периода; 0,1 - в течение второго налогового периода; 0,2 - в течение третьего налогового периода; 0,4 - в течение четвертого налогового периода; 0,6 - в течение пятого налогового периода; 0,8 - в течение шестого налогового периода. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость в сответствии со статьей 378.2 Кодекса. Налоговая ставка, установленная частью 2 статьи 2 Закона № 64, применяется с коэффициентом 0,1 в отношении нежилых помещений в случае, если они одновременно удовлетворяют следующим критериям: 1) расположены в зданиях (строениях, сооружениях), налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость; 2) используются для размещения объектов общественного питания, объектов розничной торговли, бытового обслуживания, для осуществления банковских операций по обслуживанию физических лиц, туристской деятельности (деятельности туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом), деятельности в области исполнительских искусств, деятельности музеев, коммерческих художественных галерей и (или) деятельности в области демонстрации кинофильмов; 3) расположены на цокольном, первом и (или) втором этажах зданий (строений, сооружений), непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением. Для целей статьи 2 Закона № 64 постановлением Правительством Москвы от 16.03.2016 № 78-ПП утвержден Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих.

Российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, имеющие недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, ?в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Налоговые льготы

организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена

Вернуться в категорию: О недвижимости

img

Налог на имущество в 2021 году: как рассчитать и когда заплатить

Если спросить у юриста, что такое налог на имущество, в ответ можно услышать много красивых и непонятных терминов. Например, о том, что это финансовое обременение, установленное на территории местных субъектов, а физлица являются носителями налоговых обязательств.

На портале Реестры России вам ответят простыми и понятными словами J

Итак, что же такое налог на имущество? Это плата в бюджет государства за возможность владеть недвижимостью. Если вы владеете коттеджем, дачей, комнатой, участком или квартирой – являетесь собственником объектов и должны пополнять бюджет страны. Чем больше у вас недвижимости, тем больше будете платить.

Какие объекты облагают налогом

Глава 32 Налогового Кодекса отвечает на вопросы налогоплательщиков, перечисляя объекты налогообложения. Среди них:

  • жилые дома;
  • комнаты и квартиры;
  • гаражи и машиноместа;
  • единые комплексы недвижимости;
  • иные здания и помещения, объекты в стадии незавершенного строительства.

Дачные домики и строения в СНТ и на землях для личного подсобного хозяйства Налоговый Кодекс приравнивает к жилым домам.

Какие ставки действуют в 2021 году

Налоговая ставка – определенный процент от базовой суммы. В качестве основы для расчета берут стоимость имущества. Это не значит, что собственники недвижимости самостоятельно указывают цену своего жилья для налогообложения. Законом установлен единый порядок оценки, и базой для всех выступает кадастровая стоимость имущества.

Другими словами, государство оценивает недвижимость по ряду параметров и вычисляет стоимость, отражающую рыночные тенденции. Кадастровая цена недвижимости в регулярно меняется (проходит переоценка).

Налог определяют так:

КС (кадастровая стоимость) х С (ставка) х ПВ (период владения) х Д (доля)

Законом заданы основные, базовые ставки:

  • для жилых помещений – 0,1%;
  • для коммерческой недвижимости и объектов стоимостью свыше 300 млн. руб. – 2%;
  • для всех прочей недвижимости – 0,5%.

Регионам даны права на изменение базовых тарифов. Муниципалитеты могут снижать либо увеличивать ставки, от нуля до 0,3% (максимально разрешенный уровень сбора для жилья).

Можно ли уменьшить размер платежа

Вычеты и льготы – это законный способ снизить налоговую нагрузку.

  • Вычет применяется к площади недвижимости, то есть освобождаются от налогообложения квадратные метры. Право применить этот вычет имеет каждый владелец. В 2021 году действуют следующие нормы вычетов:
  • квартиры – 20 м2;
  • дома – 40 м2;
  • комнаты – 10 м2.

Воспользоваться вычетом просто: при расчете сбора площадь жилья уменьшается на определенное количество метров. Например, владелец квартиры в 70 м2 будет платить налоги за 50 м2 (70-20).

Важно знать: вычет применяется к каждому объекту, без подачи заявления. Если у вас в собственности дом, квартира и дача, то ФНС автоматически произведет расчеты, уменьшив налогооблагаемую базу каждого объекта. Владельцу имущества остается лишь проверить правильность исчисления и вовремя заплатить сбор.

  • Льготы в размере 100% или 50% предоставляются отдельным категориям граждан. Федеральным законом освобождены от уплаты сбора ветераны войны, инвалиды, участники боевых действий, Герои России. Полный перечень публикует статья 407 Налогового Кодекса.

Отметим, что в регионах действуют дополнительные льготы: муниципалитеты полностью или частично освобождают от сбора многодетные семьи, пенсионеров и др. Проверить свою принадлежность к плательщикам льготных категорий можно на сайте ФНС.

Как правильно рассчитать налог

Самому налогоплательщику ничего считать не придется: расчеты производит ФНС. Владелец недвижимости получит квитанцию с перечнем объектов и причитающихся к уплате налогов.

Напомним, что в России начал действие порядок расчета, основанный на кадастровой оценке жилья. В течение переходного периода в расчете учитываются кадастровая и инвентаризационная стоимость, применяются понижающие коэффициенты.

Налоговое уведомление вы получите почтой, в личном кабинете налогоплательщика или в Инспекции.

Важно знать: владельцы имущества платят налог в определенных долях. Если среди собственников жилья есть несовершеннолетние дети, их долю сбора оплачивают родители или опекуны.

Эксперты Росреестр Онлайн рекомендуют проверить данные, указанные в уведомлении. Вам нужно убедиться, что все объекты, указанные в документе, принадлежат вам. Проверьте кадастровую оценку, применение вычетов и льгот. Пересчитать налог тоже не составит труда: используя сведения Росреестра о кадастровой цене объекта и зная действующие в регионе ставки, вы можете быстро определить сумму сбора.

Как заплатить налог

Уведомления налогоплательщику отправят не позднее 1 ноября, то есть за 30 дней до срока оплаты. Способ получения информации каждый выбирает самостоятельно: в бумажном или электронном виде, Почтой России или онлайн.

В каких случаях вы не получите почтовую квитанцию:

  • если действуют льготы, освобождающие от сбора;
  • если платеж менее 100 рублей;
  • если налогоплательщик отказался от получения бумажных документов.

Во всех других случаях задержки с отправкой квитанций можно объяснить техническими ошибками или сбоями. Рекомендуем самостоятельно проверить наличие задолженности по налогам на официальном сервисе https://налоги.онлайн.

Оплата сбора производится любым удобным для плательщика способом: через терминалы, личный кабинет Онлайн-Банка, на почте или в отделениях банков.

Важно знать: окончательный срок оплаты 1 декабря. Почтовые переводы исполняются в течение 3-х дней, поэтому выбор способа расчетов с бюджетом важен. Если выбираете почту или перевод по квитанции в отделении банка – отправьте сумму заблаговременно, чтобы не платить пени за просрочку.

Письмо Минфина России

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 09.08.2005

Дата изменения: 09.08.2005

Финансовые органы субъектов
Российской Федерации

В связи с возникающими вопросами о порядке установления и введения в действие местных налогов и в соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации считает необходимым сообщить следующее.

1. Согласно части первой статьи 2 Кодекса властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулирует законодательство о налогах и сборах.

Определение местных налогов и общие положения о полномочиях представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению и введению в действие местных налогов предусмотрены пунктом 4 статьи 12 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах”, далее - Федеральный закон № 95-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Кодекса местными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено указанным пунктом и пунктом 7 статьи 12 Кодекса.

К местным налогам на основании статьи 15 Кодекса (в редакции Федерального закона № 95-ФЗ) относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (пункт 4 статьи 12 Кодекса).

Согласно абзацу третьему данного пункта земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 Кодекса. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Кодекса при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

До введения в действие глав части второй Кодекса о налогах ссылки в статье 12 Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона № 95-ФЗ (статья 3 Федерального закона № 95-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона № 95-ФЗ предусмотрено, что до приведения законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований в соответствие с данным Федеральным законом указанные законы и нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей этому Федеральному закону.

Исходя из указанных норм Кодекса и статей 3 и 4 Федерального закона № 95-ФЗ следует, что представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) осуществляют свои полномочия по земельному налогу в соответствии с главой 31 “Земельный налог” Кодекса, налогу на имущество физических лиц - в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 “О налоге на имущество физических лиц” (далее – Закон Российской Федерации № 2003-1).

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют элементы налогообложения по налогу на имущество физических лиц в порядке и пределах, которые предусмотрены статьей 3 Закона Российской Федерации № 2003-1, а также имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Положения абзаца третьего пункта 4 статьи 12 Кодекса согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 95-ФЗ со дня их вступления в силу и до 1 января 2006 года применяются исключительно в части полномочий представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), по установлению земельного налога и налога на имущество физических лиц и принятию указанными представительными органами решений о введении в действие этих налогов, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 года).

Вместе с тем согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 141-ФЗ) на территориях муниципальных образований, вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2006 года полномочия по установлению и введению в действие земельного налога осуществляются представительными органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ на территориях вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 данного Федерального закона муниципальных образований до 1 января 2006 года полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, иные органы и должностные лица, осуществляющие на этих территориях полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 указанного Федерального закона. Глава 12 Федерального закона № 131-ФЗ вступила в силу со дня официального опубликования этого Федерального закона (Федеральный закон 131-ФЗ опубликован в “Собрании законодательства Российской Федерации” - 6 октября 2003 г. № 40, ст. 3822, “Российской газете” – 8 октября 2003 г. № 202).

По имеющейся в Министерстве финансов Российской Федерации информации, формирование представительных органов муниципальных образований в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2006 года на всей территории России не завершится. Кроме того, в ряде муниципальных образований вновь сформированные в 2005 году представительные органы муниципальных образований не смогут принять и официально опубликовать свои нормативные правовые акты до 1 декабря 2005 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Таким образом, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о местных налогах, вступающие в силу с 1 января 2006 года и вводящие в действие, должны быть приняты и официально опубликованы до 1 декабря 2005 года.

Кодекс не содержит требования об обязательности официального опубликования нормативных правовых актов о налогах представительных органов поселений, муниципальных районов, городских округов в печатных средствах массовой информации, учрежденных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований для опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации.

В случае если в муниципальном образовании не учреждено свое печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации, полагаем возможным официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов о налогах в печатном средстве массовой информации, учрежденном в соответствующем субъекте Российской Федерации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти этого субъекта Российской Федерации (иной официальной информации). Полагаем также возможным обеспечить опубликование (обнародование) таких муниципальных нормативных правовых актов о налогах в виде отдельного издания представительного органа муниципального образования.

Нормативные правовые акты о местных налогах принимаются вновь сформированными представительными органами городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, если эти представительные органы успевают принять и официально опубликовать такие акты до 1 декабря 2005 года.

Указанные нормативные правовые акты представительных органов городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов будут применяться в 2006 году на территориях соответствующих муниципальных образований.

В случае если вновь сформированные представительные органы муниципальных районов, городских округов, поселений не успевают принять и официально опубликовать до 1 декабря 2005 года свои нормативные правовые акты о местных налогах, то нормативные правовые акты о местных налогах принимаются представительными органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 Федерального закона № 131-ФЗ, и применяются в 2006 году на территориях соответствующих муниципальных образований.

При этом на территориях муниципальных районов, в которых до 1 января 2006 года применялись нормативные правовые акты районов о местных налогах и не принимаются нормативные правовые акты представительными органами, осуществляющими полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципальных образований, входящих в состав этих муниципальных районов, а также вновь образованными представительными органами, которые не успевают принять и официально опубликовать свои нормативные правовые акты о местных налогах до 1 декабря 2005 года, применяются нормативные правовые акты представительных органов таких районов принятые о земельном налоге в соответствии с главой 31 Кодекса и о налоге на имущество физических лиц - в соответствии с Законом Российской Федерации № 2003-1.

Нормативные правовые акты о местных налогах представительных органов муниципальных образований, которые приобретают в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ статус городских округов, в 2006 году будут применяться на всей территории соответствующих городских округов.

2. Одновременно сообщаем, что Федеральным законом № 95-ФЗ и Федеральным законом от 18 июня 2005 г. № 63-ФЗ “О внесении изменений в статью 34626 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ), в главу 263 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности” Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 года.

Представительные органы муниципальных районов и городских округов, образованных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга со дня вступления в силу Федерального закона № 95-ФЗ и до 1 января 2006 года вправе определить в порядке и пределах, которые установлены главой 263 Кодекса с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом № 95-ФЗ, порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится данный налог, и значения коэффициента К2, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 года (пункт 3 статьи 7 Федерального закона № 95-ФЗ).

Обращаем внимание, что нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов и городских округов, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вступающие в силу с 1 января 2006 года и вводящие в действие единый налог, должны быть приняты и официально опубликованы в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Кодекса до 1 декабря 2005 г.

Следует также учитывать, что согласно Федеральному закону № 63-ФЗ при введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога.

Указанные нормативные правовые акты, вступившие в силу в установленном порядке, должны применяться на всей территории муниципального района, включая территории поселений, входящие в состав территорий этих муниципальных районов.

3. В случае если на территориях муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не будут приняты и официально опубликованы нормативные правовые акты (законы) о местных налогах, а также нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов, городских округов (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до 1 декабря 2005 года, то на этих территориях не будут взиматься соответствующие налоги.

В связи с этим рекомендуем активизировать в 2005 году работу по принятию и официальному опубликованию нормативных правовых актов (законов) о местных налогах (системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), обеспечив введение в действие соответствующих налогов с 1 декабря 2006 года.

Читайте также: