Закон о налогах 2016

Опубликовано: 15.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерия

Всякий раз начало очередного календарного года является рубежом, после которого начинают применяться какие-нибудь новинки налогового законодательства, принятые законодателями в предыдущем году. Бухгалтеру следует учитывать, что уже с первого январского дня что-нибудь может измениться.

Поэтому мы перечислим поправки в налоговом законодательстве, которые действуют с 01.01.2016.

Налог на прибыль

Федеральный закон от 08.06.2015 № 150‑ФЗ [2] . Амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль будет признаваться имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (в 2015 году – 40 000 руб.) (изменен п. 1 ст. 256 НК РФ).

Под основными средствами в целях применения гл. 25 НК РФ будет пониматься часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (в 2015 году – 40 000 руб.) (изменен п. 1 ст. 257 НК РФ).

Только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода будут уплачивать организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 млн руб. за каждый квартал (в 2015 году – 10 млн руб.) (изменен п. 3 ст. 286 НК РФ).

Вновь созданные организации на уплату авансовых платежей ежемесячно будут переходить, если выручка от реализации у них превысит 5 млн руб. в месяц либо 15 млн руб. в квартал (в 2015 году соответственно 1 млн руб. и 3 млн руб.) (изменен п. 5 ст. 287 НК РФ).

Федеральный закон от 08.03.2015 № 32‑ФЗ [3] . С 01.01.2016 по долговым обязательствам, оформленным в рублях, устанавливается интервал предельных значений процентных ставок в пределах от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ РФ.

Проект федерального закона № 928122-6 [4] . Продлено по 31.12.2017 действие п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.03.2015 № 32‑ФЗ. Согласно ему в целях расчета предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль, положения п. 2 ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, возникших до 01.10.2014, применяются с учетом следующих особенностей:

  • величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курсы, установленные ЦБ РФ по состоянию на 01.07.2014;
  • величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, установленных ЦБ РФ, с 01.07.2014 по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.
Федеральный закон от 28.11.2015 № 326‑ФЗ [5] . Согласно п. 5 ст. 275 НК РФ российской организации, выплачивающей доходы в виде дивидендов, вменено в обязанность предоставить соответствующему налоговому агенту значения показателей Д1 и Д2, то есть сумм дивидендов, подлежащих распределению и полученных этой организацией к моменту их распределения. Теперь установлен порядок, согласно которому эти сведения надо сообщать (ст. 275 НК РФ дополнена п. 5.1 и 5.2).

На выплату доходов в виде дивидендов иностранной организации будет распространяться п. 5 ст. 275 НК РФ, если она действует в интересах третьих лиц и получателями этих дивидендов являются физические лица и (или) организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ (изменен п. 6 ст. 275).

Федеральный закон от 28.11.2015 № 325‑ФЗ [6] . Установлено, что показатели, необходимые для определения налоговой базы и уплаты налога на прибыль организаций по каждому участнику консолидированной группы налогоплательщиков, указанные в договоре о создании КГН, не подлежат изменению в течение всего срока действия этого договора (изменен пп. 2 п. 7 ст. 25.3 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

  • как составленный в письменной форме один документ, подписанный сторонами;
  • как комплект документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения.
Федеральный закон от 23.11.2015 № 318‑ФЗ. Не облагается НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения) (изменен абз. 7 пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Проект федерального закона № 928122-6. Продлено до 01.01.2017 действие пп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, согласно которому применяется ставка 0% к услугам по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым или на территории Севастополя (изменен п. 4 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2014 № 151‑ФЗ).

Акцизы

Налог на доходы физических лиц

Федеральный закон от 02.05.2015 № 113‑ФЗ [9] . Для налоговых агентов по НДФЛ установлена новая ежеквартальная форма отчетности (дополнен п. 1 ст. 80, изменен п. 2 ст. 230 НК РФ). Форма 6-НДФЛ утверждена Приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ [10] .

Отчеты по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ можно представлять на бумажных носителях, если численность физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, составляет до 25 человек (в 2015 году в отношении формы 2-НФДЛ – до 10 человек) (изменен п. 2 ст. 230 НК РФ).

Уточнен порядок определения даты фактического получения дохода при получении дохода в виде материальной выгоды (изменен п. 1 ст. 223 НК РФ):

  • в виде экономии на процентах за предоставление заемных средств;
  • при зачете однородных требований;
  • при списании с баланса организации безнадежного долга физического лица;
  • по итогам утверждения авансового отчета после возвращения работника из командировки;
  • при приобретении ценных бумаг.
Сумма НДФЛ применительно к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику, а не нарастающим итогом, как в отношении иных доходов, облагаемых по ставке 13% (изменен п. 3 ст. 226 НК РФ).

Уточнен порядок удержания налога, если физическое лицо получило от налогового агента доход в натуральной форме или в виде материальной выгоды (изменен п. 4 ст. 226). Удержание можно производить при выплате любых других доходов, а не при любом перечислении денежных средств налогоплательщику. Исключена возможность удержания при перечислении по поручению физического лица третьим лицам.

О невозможности удержать НДФЛ налоговый агент должен сообщить не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ранее – в течение одного месяца после окончания соответствующего налогового периода) (изменен п. 5 ст. 226).

Индивидуальные предприниматели, находящиеся на спецрежиме в виде уплаты ЕНВД и «патенте», должны уплачивать налог по месту ведения соответствующей деятельности (изменен п. 7 ст. 226).

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты (изменен п. 6 ст. 226).

Федеральный закон от 08.06.2015 № 146‑ФЗ [11] . Можно будет применить имущественный вычет в следующих случаях (изменен п. 1 ст. 220 НК РФ):

  • выход из состава участников общества (отказ от доли в уставном капитале общества согласно требованиям законодательства);
  • передача средств (имущества) участнику общества в случае ликвидации общества;
  • уменьшение номинальной стоимости доли в уставном капитале общества.
Уточнен порядок освобождения от двойного налогообложения (изменена ст. 232 НК РФ). Для проведения зачета налога, уплаченного в иностранном государстве, физическое лицо должно представить декларацию по окончании налогового периода, в отношении которого проводится зачет, в течение трех лет после окончания указанного периода. Не надо будет подавать документ о подтверждении статуса резидента иностранного государства.

Федеральный закон от 28.11.2015 № 327‑ФЗ [12] . В налоговые регистры, которые ведут налоговые агенты по НДФЛ, следует дополнительно включать сведения о расходах и суммах, уменьшающих налоговую базу (изменен п. 1 ст. 230 НК РФ).

Федеральный закон от 23.11.2015 № 320‑ФЗ [13] . Не будут облагаться НДФЛ доходы в виде возмещенных налогоплательщику на основании решения суда судебных расходов, понесенных налогоплательщиком при рассмотрении дела в суде (ст. 217 НК РФ дополнена п. 61).

Федеральный закон от 23.11.2015 № 317‑ФЗ [14] . Увеличен стандартный вычет по НДФЛ на ребенка в возрасте до 18 лет, который является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте
до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы: до 12 000 руб. – для родителей, супруга (супруги) родителя, усыновителей, до 6 000 руб. – для опекунов, попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя (изменен пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Приказ ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ [15] . Утверждены новая форма сведений о доходах физического лица «Справка о доходах физического лица» (форма 2-НДФЛ), порядок ее заполнения и формат представления. Начало действия документа – 08.12.2015.

Приказ ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ [16] . Установлены новые коды доходов и вычетов (утратил силу Приказ ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@). Начало действия документа – 29.11.2015.

Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772. На 2016 год установлен необходимый в целях применения гл. 23 НК РФ коэффициент-дефлятор, равный 1,514.

Налог на имущество

Водный налог

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается на этот год равной 93 руб. за 1 000 куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта (п. 3 ст. 333.12).

Имущественные налоги, уплачиваемые физическими лицами

Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772. На 2016 год установлен необходимый в целях применения гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ коэффициент-дефлятор, равный 1,329.

Специальные налоговые режимы

Кроме этого, уточнены формулировки пп. 23 п. 2 ст. 346.5 и пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, согласно которым сумма уплаченного НДС не включается в расходы при расчете ЕСХН и при УСНО.

УСНО вправе будут применять организации, имеющие представительства (изменен пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772 (с учетом Приказа Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 854). На 2016 год установлены коэффициенты-дефляторы, необходимые в целях применения:

  • гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, – 1,329;
  • гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ, – 1,798;
  • гл. 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ, – 1,329.

Налоговый контроль

Непредставление расчета по форме 6-НДФЛ в установленный срок повлечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления этого документа (в ст. 126 НК РФ введен новый п. 1.2).

За непредставление расчета в течение 10 дней по истечении определенного срока представления налоговики получили право приостановить операции налогового агента по его счетам в банке и переводам его электронных денежных средств (ст. 76 НК РФ дополнена п. 3.2).

Приказ Минфина России от 23.09.2015 № 148н [18] . Внесены изменения в Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н (изменения применяются с 28.03.2016).

Страховые взносы

Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265. На 2016 год установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов: в ФСС – 718 000 руб., в ПФР – 796 000 руб.


Несколько дней назад разместил в блоге пост "Топ-10. Важнейшие судебные прецеденты по налоговым спорам 2016 г."
Продолжая тематику, сегодня я хочу разместить новый топ-10, а именно "Важнейшие налоговые законы 2016". Читаем и обсуждаем..

Топ-10. Важнейшие налоговые законы 2016 года

В 2016 г. федеральный законодатель принял в общей сложности 469 федеральных законов.

Законы были разные: большие и маленькие, содержательные и технические, «добрые» и «злые», но не о качестве пока речь, а именно о количестве. Кстати, порассуждать о том, «хорошо» это или «плохо», столь большое количество законов мне бы тоже хотелось, но не сейчас, а как-нибудь в другой раз (обещаю).

Что касается именно налоговых законов, то у меня получились следующие обобщенные данные.

Из 469 федеральных законов, сугубо налоговых, т.е. вносящих поправки в часть первую и/или вторую НК РФ было 54. Если же смотреть более широко на понятие «налоги» и считать для целей моей статистики те законы, которые касались налогов косвенно (разные там ККМ, бух/учеты, обязательные платежи-неналоги, административные споры по налогам, налоговые преступления т.д.), то, таковых получается больше.

Вот пример. В мою топ-10 вошли 2 вообще неналоговых закона, которые, тем не менее являются для сферы налогов очень важными. Это федеральный закон о поправках в УК РФ, которые установили новые правила для привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших налоговые преступления (ст. 198, 199, 199.1 УК РФ), и федеральный закон с поправками в КАС РФ, которыми для физических лиц был установлен приказной порядок взыскания недоимки в судебном порядке. Это что, разве «неналоговые» законы?

Вывод: из 469 законов 2016 г., 65, так или иначе, касались налогов и прочего фиска. Путь будет так, да не судите меня строго («плюс» или «минус» 1-2 закона в ту или иную сторону считать не будем, т.к. для целей нашего анализа это уже не принципиально).

(закон о совершенствовании налогового администрирования)

Этот закон, начал разрабатываться еще в 2014 г. в рамках правительственной «дорожной карты» (распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р «Совершенствование налогового администрирования», и 26 декабря 2014 г. был внесен в ГосДуму (законопроект № 688389-6)).

Однако, после принятия закона в первом чтении 18 мая 2015 г. депутаты о проекте «подзабыли» почти на год, и только 20 апреля 2016 г. закон был принят во втором чтении, а через 2 дня и в третьем чтении. Почему закон так «залежался» сказать трудно, но когда о нем «вспомнили» депутаты, то приняли они его практически одномоментно, а уже 1 мая закон подписал Президент РФ.

Последний раз в НК РФ такие комплексные поправки по налоговому администрированию вносились в 2013 г. (Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ (закон депутата Л.Я. Симановского)).

Однако нынешний закон «сенсационным» назвать сложно, т.к. в основном все его поправки касались уточнения уже существующих институтов и процедур.

Кроме того, некоторые положения закона должны были получить свое развитие в подзаконных актах ФНС РФ, которая в течение года так и не приняла необходимые регламенты.

Из важнейших положений закона можно назвать:

  1. Введение новых правил о вступлении в силу актов Правительства РФ о налогах (они должны вступать в силу также как и федеральный законы), а также правил о вступлении в силу НПА о налоговой отчетности (через 2 месяца после опубликования);
  2. Установление новых сроков (5 дней) для обоснования налоговых льгот; кроме документов, обосновывающих льготы налогоплательщики обязаны представлять и пояснения;
  3. Разрешение налогоплательщиками предоставлять копии документов на бумажных носителях в прошивках, а также в скан-копиях (и в том и в другом случае ФНС должна разработать и утвердить соответствующий «порядок», однако до настоящего времени НПА от ФНС не приняты, а имеются только в проектах);
  4. Уточнение порядка проведения ДМНК, ознакомления с их результатами, определение новых сроков представления возражений по ним (10 дней) и т.д.;
  5. Установление новой процедуры приостановления решений налоговых органов, вступивших в законную силу;
  6. и др.

(закон о реформе взимания страховых взносов и о расширении доступа к УСН)

Закон примечателен двумя моментами.

Во-первых, в нем очень последовательно и подробно определена нормативная база нового правового регулирования взимания страховых взносов в связи с изъятием их из ведения внебюджетных фондов и передачи их администрирования и контроля налоговым органам.

Во-вторых, в этот, вообще-то «страховой» закон, как-то попали нормы о новых показателях доступа к упрощенной системе налогообложения (УСН).

В итоге получился такой двоякий закон, регулятивное значение которого достаточно велико, в связи с чем я и поставил его на второе место (хотя уверен, некоторые мои коллеги поставили бы его даже на первое место, т.к. изменения в порядке взимания страховых взносов касается абсолютно ВСЕХ ВСЕХ ВСЕХ; а кроме того, огромное количество малого бизнеса применяет УСН, поэтому новые правила доступа к УСН и по его сохранению, фактически есть не только «сигнал» малому бизнесу, но и его непосредственная поддержка).

(закон об актуальных вопросах современной налоговой политики)

Этот закон, появившийся за месяц перед новым годом, стал первым комплексным законом о налогах, принятым новым составом ГосДумы седьмого созыва. В этом законе нашли свое воплощение все наработки и идеи Правительства по актуальным вопросам налоговой политики, которые «накопились» у него за вторую половину 2016 г. При внесении проекта закона в ГосДуму 20 октября, Правительство обозначило его как «законопроект в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики».

Представляется, что это хотя и один из первых «думских» законов, но пока еще «не депутатский», т.к. депутаты в нем себя еще не реализовали, ведь основная инициатива в разработке закона все-таки принадлежала именно Правительству (читай «Минфину»).

Из самых известных положений этого закона:

  • предоставление возможности уплачивать налог за налогоплательщика и иных лиц третьим лицам (без права требования возврата из бюджета плательщиком);
  • предоставление возможности обращения взыскания недоимки не только на взаимозависимые организации, получающих доходы недоимщика, но и на физические лица;
  • увеличение размера пени, уплачиваемой организациями при просрочке уплаты налога: в первые 30 дней после просрочки 1/300 ставки рефинансирования ЦБ; при превышении 30 дней – 1/150 ставки рефинансирования ЦБ (вступает в силу с 1 октября 2017 г.)
  • перераспределение в пользу федерального бюджета 1 % налога на прибыль организаций (зачисление в период 2017–2020 гг. в федеральный бюджет суммы налога, исчисленного по налоговой ставке 3 %; в бюджеты субъектов РФ – по налоговой ставке 17 %);
  • введение обязанности для самозанятых граждан подать в ИФНС уведомление о том, что они оказывают физ/лицам услуги для личного (домашнего) потребления (с предоставлением в 2017-2018 гг. права не уплачивать НДФЛ тем, кто оказывает услуги по уборке, репетиторству и уходу за нетрудоспособными).

Кроме того законом № 401-ФЗ:

  • индексируются ставки акцизов на отдельные виды подакцизных товаров, установленные на 2017 г., и устанавливаются ставки акцизов на 2018 и 2019 гг.
  • определяются новые виды подакцизных товаров (электронные системы доставки никотина, жидкости для таких систем, табак, предназначенный для потребления путём нагревания);
  • уточняются требования, предъявляемые к КГН и её участникам, и порядок формирования консолидированной налоговой базы такой группы;
  • ограничивается размер убытка организации, переносимого на последующие налоговые периоды: в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020 налоговая база не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 %;
  • вводится новый порядок формирования резерва по сомнительным долгам;
  • определяется ставка НДПИ при добыче многокомпонентных комплексных руд;
  • корректируются значения отдельных показателей, используемых при исчислении НДПИ;
  • налогоплательщику дается возможность применения заявительного порядка возмещения НДС и получения освобождения от уплаты акциза при условии, что его обязанность по уплате налога обеспечена поручительством;
  • с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2029 г. включительно ставка НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа ж/д транспортом общего пользования в дальнем сообщении устанавливается в размере 0 %;

(о выведении сведений из состава «налоговая тайна»)

Проект этого закона был внесен в ГосДуму 22 октября 2015 г. депутатом А.М. Макаровым (№ 911054-6), 14 декабря прошел первое чтение, а уже 1 мая был подписан Президентом РФ.

Закон достаточно интересный, но реальное его значение и последствия его принятия оценить пока трудно.

Дело в том, что вступив в силу 1 июня 2016 г., этот закон до сих не применяется, т.к. фактически он начнет действовать только после того, как ФНС РФ разместит на своем официальном сайте соответствующий специальный ресурс, на котором будет выложена основная информация о ВСЕХ организациях России.

Цель закона, как утверждал его инициатор А.М. Макаров, раскрыть и без того доступную информацию, но находящуюся в платных базах данных.

Снятие грифа «налоговой тайны» и публичное обнародование нижеприведенной информации даст возможность участникам рынка оценить налоговые и бизнес-риски, что позволит им более эффективно проявить «осмотрительность» и «осторожность».

Таким образом, после того, как ФНС нормативно-технически реализует положения закона № 134-ФЗ в общем доступе будет представлена:

  • среднесписочная численность работников за год, предшествующий году размещения;
  • сведения об уплаченных суммах налогов и сборов за год, предшествующий году размещения (без таможенных платежей и сумм, уплаченных в качестве налог/агента);
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности за год, предшествующий году размещения.

Кроме того, Федеральный закон № 134-ФЗ снял гриф «налоговая тайна» с размера суммы выявленных налоговыми органами недоимок. Ранее, в НК РФ было закреплено только положение о том, что «не является налоговой тайной сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения». Закон же внес добавление - «в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам».

Иными словами, очевидно, что после запуска портала от ФНС (которая обещает запустить его к июлю 2017 г.), сведения о деятельности любой организации станут доступны абсолютно всем, и не только партнерам, контрагентам, организаторам торгов, государственным органам, но и … конкурентам, журналистам, «преступному элементу» и пр.

С одной стороны, можно предположить, что действительно, при принятии решений о работе с тем или иным контрагентом налогоплательщики не будут иметь проблем с «осмотрительностью», если данные о партнере получены с сайта ФНС. Однако еще не известно, какую позицию займут налоговые органы в отношении оценки у них же размещенной информацией.

Кроме того, можно предположить, что у вновь созданных компаний могут возникнуть проблемы с работой (попробуйте заключить договор с компанией, у которой в открытом доступе по всем данном «нули»).

Ну, а сама возможность раскрывать данные о размерах недоимки уже используется ФНС РФ, которая в своем письме от 24.11.2016 № ГД-4-8/22302@ уже указала о возможности сообщения работодателям физических лиц о имеющейся у последних недоимке (см. здесь).

(о повышении размера недоимки в целях квалификации налог/преступления)

26 мая Президент РФ В.В. Путин внес в ГосДуму законопроект № 1083199-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ (в части декриминализации преступлений экономической направленности)», направленный на формирование более благоприятных условий для бизнеса.

Суть закона – повышение более чем в 2 раза размера недоимки и доли неуплаченных налогов для целей привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений. Поправки непосредственно коснулись ст.ст. 198, 199, и косвенно ст. 199.1 Уголовного кодекса РФ.

Так по ст. 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физ/лиц» пороговые значения недоимки составили:

по «крупному размеру», определяемому в размере 10 % за 3 года – с 600.000 руб. до 900.000 руб.

по «крупному размеру», определяемому в фиксированной сумме – с 1.800.000 руб. до 2.700.000 руб.

по «особо крупному размеру», определяемому в размере 20 % за 3 года – с 3.000.000 руб. до 4.500.000

по «особо крупному размеру», определяемому в фиксированной сумме – с 9.000.000 руб. до 13.500.000 руб.

По ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» пороговые значения недоимки составили:

по «крупному размеру», определяемому за 3 года доля от суммы неуплаченных налогов с 10 % увеличивается до 25 %, а по суммам – с 2.000.000 руб. до 5.000.000 руб.

по «крупному размеру», определяемому в фиксированной сумме – с 6.000.000 руб. до 15.000.000 руб.

по «особо крупному размеру», определяемому за 3 года доля от суммы неуплаченных налогов с 20 % увеличивается до 50 %, а по суммам – с 10.000.000 руб. до 15.000.000 руб.

по «особо крупному размеру», определяемому фиксированной сумме – с 30.000.000 руб. до 45.000.000 руб.

(об уточнении некоторых вопросов налогового администрирования)

Вопросов этих уточнено было несколько:

  • Физическим лицам в отношении налогов, уплачиваемых на основании налоговых уведомлений, была предоставлена возможность сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в любой налоговый орган по своему выбору (в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения);
  • Законом был дополнен перечень случаев, при наступлении которых недоимка и др. налог/задолженность уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, признаются безнадежными к взысканию;
  • Установлено, что банки обязаны представлять налоговым органам соответствующую информацию в отношении иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо в порядке ст. 93.1 НК РФ.

(о приказном порядке рассмотрения споров о взыскании недоимок с физ/лиц)

Федеральным законом № 103-ФЗ было установлено, что заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, предусмотренном КАС РФ будут рассматривать мировые судьи.

С этой целью в КАС РФ введена новая глава 11.1 "Производство по административным делам о вынесении судебного приказа".

Сам по себе СУДЕБНЫЙ ПРИКАЗ – это документ о взыскании с физ/лица обязательных платежей и санкций, который мировой судья выносит единолично без суд/разбирательства и присутствия сторон.

Выносится в течение 5 дней со дня поступления заявления.

Должник-недоимщик в течение 15 дней со дня направления ему копии приказа имеет право представить свои возражения; в этом случае приказ отменяется и взыскатель (т.е. налоговая) может обратиться в суд в порядке административного судопроизводства на общих основаниях.

Таким образом, благодаря поправкам, налоговые органы получат право в упрощенном порядке в течение 23 дней взыскивать налоговые долги с физических лиц.

(о тотальном контроле за налично-денежным оборотом через он-лайн ККМ)

Закон направлен на создание более совершенной автоматизированной системы контроля за применением ККТ и в первую очередь предполагает переход на применение новых ККМ, передающей информацию о расчетах непосредственно в налоговые органы в электронном виде в режиме on-line

Столь масштабная модернизация системы ККМ, предполагает последовательный поэтапный переход:

  • с15 июля 2016 г. можно устанавливать только новые ККМ;
  • с 1
  • до 1 июля 2017 г. «старые аппараты» должны быть выведены из эксплуатации;
  • с 1 июля 2018 г. плательщики ЕНВД и ПСН должны будут применять новые ККТ на общих основаниях

Кроме того, законом повышены уже существующие и введены новые административные штрафы за нарушение правил применения ККТ.

(в части налогообложения КИК и доходов иностранных организаций)

Закон был одним из самых первых и самых значимых в 2016 г., т.к. он урегулировал массу ранее существовавших нестыковок и противоречий, выявленных в процессах реальной деофшоризации российской экономики.

Законом уточнялись порядок определения прибыли КИК, исключена возможность повторного налогообложения дивидендов, выплачиваемых за счёт прибыли КИК, налог с которой уже был уплачен.

Также законом продлевались сроки, до истечения которых допускалась ликвидация КИК. Целей такого продления выступала защита интересов владельцев компаний, ликвидация которых в предусмотренные действующим законодательством сроки не могла быть осуществлена по объективным причинам (необходимость соблюдения прав акционеров, судебные разбирательства).

Кроме того, закон уточнял состав лиц, имеющих фактическое право на доходы, перечень оснований для признания лица контролирующим лицом иностранной компании, а также корректировались положения законодательства о налогах и сборах, определяющие порядок информирования налоговых органов о КИК.

(в части применения вычетов НДС при экспорте несырьевых товаров)

Инициаторами данного законопроекта выступила группа депутатов (И.В.Баринов, И.Н.Игошин, В.П.Водолацкий, М.Т.Гаджиев, Н.В.Школкина, Е.Л.Николаева, М.С.Гаджиев), по мнению которых правило по п.3 ст.172 НК РФ, позволяющее применять вычеты по НДС при производстве экспортной продукции (работ, услуг) только в момент определения налоговой базы по ст.167 НК РФ было некорректным и необоснованным.

Именно поэтому было предложено предоставить право получения налоговых вычетов в отношении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, облагаемых по налоговой ставке 0 %, в момент принятия приобретённых товаров к учёту, не дожидаясь документального подтверждения экспорта.

Данное предложение было поддержано ГосДумой, однако указанный порядок был распространен только на операции по реализации так называемых «несырьевых» товаров.

Кроме того, законом для налогоплательщиков также устанавливается обязанность составления счёта-фактуры, ведения книги покупок и книги продаж при свершении не подлежащих обложению НДС операций по реализации товаров, вывезенных за пределы территории РФ на территорию государства – члена Евразийского экономического союза.

Законодательные нововведения для участников финрынка

С 1 января в России запрещено форекс-компаниям предоставлять услуги по торговле валютой частным лицам без лицензии Центробанка и участия в отраслевой саморегулируемой организации. Новый закон должен был вступить в силу еще 1 октября прошлого года, но в силу обстоятельств, в частности неготовности большинства российских форекс-брокеров к регулированию, мегарегулятор Центробанк РФ отсрочил вступления закона в силу до 1 января 2016. В настоящий момент только одна компания "Финам" имела необходимую лицензию ЦБ.

Банк России приравнял с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования к значению ключевой ставки, поэтому с нового года все вклады со ставкой выше 16% (11% - ключевая ставка + 5п.п.) облагаются НДФЛ.

На банковских депозитах с нового года запрещено размещение более 15% средств Индивидуального инвестиционного счета. Ограничение не коснется тех вкладов, которые уже открыты в рамках ИИС. Продлевать их будет нельзя, но и забирать средства раньше времени не придется. Также с 1 января 2016 года с индивидуального инвестсчета нельзя купить бумаги иностранных эмитентов. Исключение составляют бумаги, которые продаются в России. Взамен у инвесторов появилась возможность покупать инвестиционные паи.

Нововведения в налогообложении

Федеральные власти с 1 января 2016 года позволили регионам менять ставки налогов, уплачиваемых в связи с применением упрощенных систем налогообложения. На основании закона от 13.07.2015 N 232-ФЗ для пользователей упрощенной системы налогообложения в субъектах могут уменьшить налоговую ставку от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Также по решению регионов впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в производственной, социальной или научной сферах, смогут воспользоваться нулевой ставкой налога, уплачиваемого в связи с применением УСН или ПСН. Так называемые "налоговые каникулы" получат предприниматели из тех субъектов РФ, где к 1 января 2016 года была утверждена соответствующая нормативная база.

С 1 января в России начал действовать новый налог на недвижимость, который, будет зависеть от кадастровой стоимости, а не от инвентаризационной. Кадастровая стоимость — условная цена квартиры, которая максимально приближена к рыночной. Она указывается в документах Росреестра и пересчитывается раз в пять лет. Это должно привести к серьезному повышению налога для абсолютного большинства россиян. Правда повышение налога будет растянуто на 5 лет - до 2021 года. Но жители 28 "пилотных" регионов России, где эксперимент начался в прошлом году, начнут платить налог на землю в полном размере уже в этом году. С 1 января 2016 года к первой группе пилотных регионов присоединится еще 21 регион, однако россияне, проживающие в этих республиках и областях, первые платежки получат весной 2017 года, и не позднее 1 октября 2017 года должны будут рассчитаться с местными бюджетами, куда направляются налоговые поступления.

С 1 января изменился порядок налогообложения доходов граждан, продавших свою квартиру. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс были внесены еще в 2014 году, но начали действовать только сейчас. До сих пор продать недвижимость без уплата налога на доходы физических лиц можно было после трех лет владения, с 1 января 2016 года порядок уплаты изменится и теперь продать недвижимость без уплаты НДФЛ в размере 13% можно будет только после пяти лет владения. Это касается недвижимости, приобретенной начиная с первого дня нового года. Закон, правда, предполагает исключения. Продать квартиру без лишних поборов можно будет по-прежнему через три года, а не через пять, если она получена: в результате приватизации, от члена семьи или близкого родственника - по договору дарения или в наследство или по договору пожизненного содержания с иждивением. Кроме того, не удастся уйти от налога, занизив в договоре купли-продаже стоимость квартиры, как многие делали до сих пор. Налог будет высчитываться с суммы, не меньшей, чем 70% от кадастровой стоимости квартиры.

Социальные налоговые вычеты по расходам на лечение и образование в 2016 году можно будет оформить по месту работы. Раньше их могли получить только в налоговой инспекции после оформления декларации по форме 3-НДФЛ и по окончании налогового периода.

С 1 января ставки акцизов на некрепкий алкоголь, табачные изделия, автомобили и бензин возросли. Повышение касается ставок на вино, пиво, сигареты, автомобили с мощностью двигателя свыше 90 лошадиных сил. Увеличилась также ставка на автомобильный бензин, причем для всех классов она стала одинаковой.

Запрет на использование заемного труда

С 1 января введен запрет на использование "заёмного труда" - работы, которую сотрудник выполняет по распоряжению своего работодателя, но в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося его руководителем. Ранее этот термин не использовался в российском законодательстве. Он введен федеральным законом от 5 мая 2014 года.

Нововведения для автолюбителей

С 15 января вступил в силу закон, по которому водитель может быть лишен прав или же отправлен на обязательные работы до 50 часов в случае, если его долги по выплате алиментов или по оплате административных штрафов превысили 10 000 рублей. При этом речь идет не только об автотранспорте: это могут быть права на управление любым транспортным средством, включая самолет. От наказания освобождаются инвалиды 1 и 2 групп, а также те граждане, чей основной заработок связан с наличием водительских прав.

В 2016 году в России начали действовать новые правила сдачи экзаменов на водительские права. Чтобы сдать теоретическую часть, надо будет дать правильный ответ на 18 из 20 заданий. За каждый неверный ответ человека зададут пять дополнительных вопросов из области, в которой он допустил ошибку. В практической части экзамена на права категории Б появятся три новых задания, в том числе безопасная посадка и высадка пассажира.

В 2016 году в Москве и других крупных российских городах начнется тестирование новой системы отслеживания нарушителей, не купивших официальный полис ОСАГО. Фото- и видеокамеры ГИБДД на столичных дорогах буду автоматически проверять наличие страховки у проезжающего мимо автомобиля, сверяясь с базой данных Российского Союза Автостраховщиков. В начале тестирования штраф за отсутствие полиса будут получать только те водители, которые нарушили правила дорожного движения. Одна камера, зафиксировавшее нарушение, сможет "выписать" штраф на 800 рублей, при этом автомобиль за один день может попасть в объектив нескольких камер и получить соответствующее количество штрафов.

Сокращение чиновников и ограничение их трат

В 2016 году российские сенаторы смогут приобрести за счёт бюджета только один мобильный телефон не дороже 25 тысяч рублей и один планшетный компьютер не дороже 90 тысяч рублей. Также руководители федеральных государственных органов или их заместители могут закупить автомобиль не дороже 2,5 млн рублей и с мощностью не более 200 лошадиных сил. Глава или замглавы федерального агентства при покупке автомобиля будут ограничены суммой 2 млн рублей, а руководитель или заместитель структурного подразделения федерального госоргана — 1,5 млн рублей.

Социальная поддержка

В 2016 году в России расширены возможности использования материнского капитала. Теперь эти деньги разрешено использовать еще и на реабилитацию детей-инвалидов. Ранее деньги можно было тратить только на улучшение жилищных условий, обучение детей или на пенсионные накопления мамы. При том что программа материнского капитала продлена до 2018 года, в 2016 году индексации суммы не произойдет. Она останется на уровне 2015 года в размере 453 тысяч рублей. В 2017 году размер маткапитала обещают поднять до 480 тысяч рублей, в 2018-м - до 505 тысяч рублей.

В 2016 году выплаты работающим пенсионерам индексировать не будут. Индексация коснётся тех граждан, которые не работали по состоянию на 30 сентября 2015 года. Если человек уволился в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, то он должен уведомить об этом Пенсионный фонд РФ. В дальнейшем учет работающих сотрудников пенсионного возраста должны будут вести работодатели.

В новом году вступают в силу изменения в федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" , согласно которым предприятия торговли и сферы услуг должны обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов на свои объекты. Люди с ограниченными возможностями должны иметь возможность получать услуги наравне с другими гражданами.

В регионах одинокие россияне в возрасте 80 лет и старше могут быть освобождены от оплаты взносов за капремонт, а одиноким гражданам, достигшим 70 лет, может быть предоставлена скидка в 50 процентов, говорится в документе. Инвалиды будут получать компенсацию за расходы на капитальный ремонт, сумма которой не будет превышать 50% взноса.

Жилищно-коммунальное хозяйство

С нового года изменился порядок начисления пени за просрочку оплаты ЖКХ и электричества для всех плательщиков. Если долг по оплате квартиры и услуг ЖКХ не оплачен больше месяца, то начиная со второго дня второго месяца просрочки будут начисляться пени: первые два месяца штраф за просрочку можно сравнить с кредитом в 8% годовых, а начиная с третьего месяца это будут уже 23% годовых.

Сами коммунальные услуги уже традиционно вырастут в цене с 1 июля 2016. В среднем по стране прибавка составит 4%.

Для управляющих компаний многоквартирных домов вводятся штрафные санкции за оказание некачественных услуг (в размере 30% от стоимости услуги) и за ошибки в формировании квитанций на оплату - в этом случае УК не только сделает перерасчет, но и выплатит собственнику 50% от ошибочной суммы.

Нововведения в сфере СМИ

Иностранцам с этого года запрещено владеть более 20% акций уставного капитала любого российского СМИ, а также прямо или косвенно контролировать его учредителя. Соответствующие поправки были внесены в федеральный закон "О средствах массовой информации" 14 октября 2014 года.

Ограничительные меры

Россия с 1 января ввела ограничения на поставки ряда турецкой сельскохозяйственной продукции. Работодателям в ряде отраслей российской экономики и промышленности запрещено нанимать работников из числа граждан Турции. Кроме того, приостановлен безвизовый режим с Турцией.

С нового года в России действуют таможенные пошлины и продуктовое эмбарго в отношении товаров с Украины для защиты своего рынка, после того как Киев имплементировал экономическую часть соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Брюсселем.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Доходы от продажи объектов недвижимости, которые граждане приобретут после 01.01.2016 г., будут облагаться НДФЛ по новым правилам. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ в главу 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Для целей налогообложения изменен не только срок владения объектом, но и установлен контроль над ценой продажи объекта.

Согласно п. 6 ст. 210 НК РФ (в редакции с 01.01.2016) налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 НК РФ.

В новой редакции будет применяться п. 17.1 ст. 217 НК РФ, устанавливающий льготу по налогу на доходы от продажи имущества. С 01.01.2016 не подлежат налогообложению доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период:

- от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 НК РФ;

- от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Согласно п. 2 ст. 217.1 НК РФ доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;

2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;

3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

В иных случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет. При этом данный срок (5 лет) законом субъекта РФ может быть уменьшен вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества.

В случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества окажутся меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, данная норма не применяется.

Законом субъекта РФ размер понижающего коэффициента (0,7) может быть уменьшен вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества.

Изменения внесены и в порядок предоставления имущественных вычетов по доходам от продажи недвижимого имущества, которые также будут применяться с 01.01.2016 г.

Имущественный налоговый вычет будет предоставляться (пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ):

- в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, , не превышающем в целом 1 000 000 рублей;

- в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, не превышающем в целом 250 000 рублей;

- в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества (за исключением ценных бумаг), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 250 000 рублей.


Н а страницах журнала мы уже писали про новшества налогового законодательства, действующие с 1 января 2016 г. Но в последнее время было принято немало законов, которыми в НК РФ были внесены новые порции поправок. Расскажем о наиболее значимых последних новшествах.

Увеличен предельный размер доходов для предоставления налогового вычета на детей

С 1 января 2016 г. начала действовать новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, посвященная детским налоговым вычетам. Ключевых ­изменений здесь два.

Во-первых, увеличен размер доходов, по достижении которого вычет перестает предоставляться. Если прежде он составлял 280 000 руб., то теперь – 350 000 руб. Начиная с месяца, в котором доход (за исключением дивидендов) работника, исчисленный нарастающим итогом, превысил эту сумму, вычет не предоставляется.

Во-вторых, повышен размер вычета на детей-инвалидов. Причем он теперь зависит от того, кому именно предоставляется вычет. Если вычет получает родитель, супруга (супруг) родителя или усыновитель, то размер вычета составляет 12 000 руб. Если же налоговый вычет получает опекун, попечитель, приемный родитель, супруг (супруга) приемного родителя, то размер вычета составляет 6000 руб. Раньше для всех категорий лиц, на обеспечении которых находился ребенок-инвалид, ­вычет был предусмотрен в едином размере – 3000 руб.

Детский вычет в размере 12 000 руб. или 6000 руб. предоставляется на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

При этом размеры вычетов на обычных детей остаются неизменными с 1 января 2012 г. Они по-прежнему составляют 1400 руб. – на первого и второго ребенка, 3000 руб. – на третьего и последующего ребенка. Тем не менее авторы закона считают вступившие в силу изменения одной из значимых антикризисных мер, направленных на повышение социальной защищенности населения. По крайней мере, об этом говорится в ­пояснительной записке к закону.

Здесь нельзя не сказать о том, что, по мнению ВС РФ, вычет на ребенка-инвалида должен суммироваться с обычным детским вычетом. Такой вывод следует из п. 14 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации» (утв. Президиумом ВС РФ 21.10.2015, без номера, направлен для сведения и использования в работе налоговых органов письмом ФНС России от 03.11.2015 № СА-4-7/19206@).

Подробнее об обзоре, выпущенном Президиумом ВС РФ, читайте статью Сергея Жученко «Налог на доходы: свежая судебная практика от ВС РФ»

Выходит, что если ребенок-инвалид одновременно является первым ребенком, то вычет должен составлять либо 13 400 (12 000 руб.+ + 1400 руб.), либо 7400 руб. (6000 руб. + 1400 руб.).

Отметим, что прежде специалисты Минфина России высказывали противоположную позицию. Чиновники неоднократно говорили о том, что суммировать вычеты нельзя (письма от 18.04.2013 № 03-04-05/13403, от 02.04.2012 № 03-04-05/8-400, от 21.02.2012 № 03-04-05/8-210). Причем эта позиция также была доведена до налоговых инспекций (письмо ФНС России от 19.09.2012 № ЕД-4-3/15566).

Обособленные подразделения должны отчитываться по НДФЛ по месту своего учета

Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 230 НК РФ. Раньше там говорилось, что отчетность должна представляться по месту нахождения обособленного подразделения. А между тем место нахождения и место учета могут отличаться.

Например, несколько подразделений могут быть расположены в Москве (место нахождения), но на территориях, относящихся к разным налоговым инспекциям (место учета). В такой ситуации компания вправе выбрать, в какую налоговую инспекцию встать на учет (абз. 6 п. 4 ст. 83 НК РФ).

Аналогично и налог, удержанный с дохода работника обособленного подразделения, следует перечислить в бюджет по месту постановки на учет этого подразделения (письмо Минфина России от 07.12.2015 № 03-04-06/71413).

Возмещение судебных расходов физическому лицу не облагается НДФЛ

Как известно, судебные расходы состоят из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, ст. 101 АПК РФ, ч. 1 ст. 101 КАС РФ). В состав судебных издержек, в свою очередь, входят (ст. 94 ГПК РФ, ст. 106 АПК РФ, ст. 106 КАС РФ):

  • суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
  • расходы на оплату услуг представителей;
  • расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;
  • расходы на производство осмотра на месте;
  • компенсация за фактическую потерю времени;
  • почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела;
  • другие признанные судом необходимыми расходы.

Сторона, проигравшая спор, на основании решения суда возмещает эти расходы победителю (ч. 1 ст. 98 ГПК, ст. 110 АПК РФ, ст. 111 КАС РФ). Если выигравшей стороной является физическое лицо, а проигравшей – компания или ИП, то неизбежно возникает вопрос о налогообложении возмещаемых средств. Прежде чиновники неоднократно разъясняли, что.

Читайте также: