Закон о государственной пошлине пмр

Опубликовано: 17.05.2024

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанного Федерального закона

Названным Федеральным законом введена в действие глава 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ в настоящий Закон внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.

Закон РФ от 9 декабря 1991 г.N 2005-I
"О государственной пошлине"

С изменениями и дополнениями от:

29 мая, 24 июня, 16 июля 1992 г., 17 февраля, 6 марта, 7 июля 1993 г., 29 декабря 1994 г., 22 августа, 27, 31 декабря 1995 г., 20 августа 1996 г., 19 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 13 апреля 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 20, 22 августа 2004 г.

ГАРАНТ:

См. Постановление ВС РСФСР от 9 декабря 1991 г., N 2006-I О порядке введения в действие Закона РСФСР "О государственной пошлине"

Москва, Дом Советов РСФСР

9 декабря 1991 года

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Определяется понятие пошлины как обязательного и действующего на всей территории Российской Федерации платежа, взимаемого за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Плательщиками государственной пошлины являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Устанавливаются объекты взимания государственной пошлины и ее размеры, а также льготы по уплате, порядок уплаты и возврата пошлины.

Закон РФ от 9 декабря 1991 г. "О государственной пошлине"

Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 1992 г.

Текст Закона опубликован в "Российской газете" 12 марта 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 12 марта 1992 г., N 11, ст. 521

Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанного Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 апреля 1999 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 1999 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 105-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 августа 1996 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ

Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5334-I

Закон РФ от 6 марта 1993 г. N 4618-1

Изменения вступают в силу с момента введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате

Закон от 17 февраля 1993 г. N 4499-I

Изменения вступают в силу с 1 марта 1993 г.

Закон РФ от 16 июля 1992 г. N 3317-I

Закон РФ от 24 июня 1992 г. N 3119-I

Закон РФ от 29 мая 1992 г. N 2870-I

Изменения вступают в силу с 1 января 1992 г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О государственной пошлине

(в редакции, введенной в действие с 13 января 1996 года
Федеральным законом от 31 декабря 1995 года N 226-ФЗ)
(с изменениями на 22 августа 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 года на основании
Федерального закона от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 13 апреля 1999 года N 76-ФЗ (Российская газета, N 73, 16.04.99) (вступил в силу с 1 июля 1999 года);

Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ (Российская газета, N 53, 26.03.2002) (вступил в силу с 1 июля 2002 года);

Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ (Российская газета, N 252, 16.12.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года).

Статья 1. Понятие государственной пошлины

Под государственной пошлиной понимается установленный настоящим Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Статья 2. Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее - граждане) и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Если за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается в полном размере в равных долях или долях, согласованных между ними. В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с законодательством освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то размер государственной пошлины, подлежащей уплате в соответствующий бюджет, уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготы, и в этом случае государственная пошлина уплачивается одним лицом (несколькими лицами), не имеющим (не имеющими) права на льготы (часть в редакции, введенной в действие с 26 июля 1997 года Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 105-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *2.2)

Статья 3. Объекты взимания государственной пошлины

Государственная пошлина взимается:

с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд Российской Федерации; *3.2)

за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации (абзац дополнен с 26 июля 1997 года Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 105-ФЗ - см. предыдущую редакцию); *3.3)

за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния; *3.4)

за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц (абзац дополнительно включен с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ); *3.5)

за государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с принятием ими решения о прекращении данной деятельности (абзац дополнительно включен с 1 января 2004 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ); *3.6)

за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;

за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых настоящим Законом. *3.8)

Статья 4. Размеры государственной пошлины

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 года N 822 и постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1997 года N 1182 все платежи по налогам, сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженности по этим платежам пересчитываются по состоянию на 1 января 1998 года исходя из нового масштаба цен. - Примечание "КОДЕКС".

1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина взимается в следующих размерах: *4.1)

с исковых заявлений имущественного характера при цене иска: *4.1.1)

Приднестровская Молдавская Республика не признана на сегодняшний день ни одним из государств, кроме так называемого «Содружества непризнанных государств». И хотя фактический контроль органов власти самопровозглашённой ПМР над территорией Приднестровья был обеспечен в значительной мере поддержкой 14-й общевойсковой гвардейской армии, подчинявшейся Москве, дипломатического признания со стороны Российской Федерации до сих пор также не последовало. Более того, формально не отменён и не утратил силу указ Президента СССР от 22.12.1990 N УП-1215 "О мерах по нормализации обстановки в ССР Молдова", которым признаны не имеющими юридической силы решения о провозглашении Гагаузской Республики и Молдавской Приднестровской Советской Социалистической Республики (из которых впоследствии сформировалась самопровозглашённая Приднестровская Молдавская Республика).

Всё это затруднило, но не помешало создать в Приднестровской Молдавской Республике за прошедшие 30 лет вполне работающую систему органов законодательной, судебной и исполнительной власти. На территории Приднестровья осуществляются государственные функции и оказываются государственные услуги, собираются налоги, ведутся реестры регистрации и учёта, действует свой таможенный тариф. В частности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 11 июня 2007 года №222-З-IV «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 07-25) на всей территории ПМР реализуется единая система государственной регистрации юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств. Хотя Конституцией ПМР официальный статус дан трём языкам – молдавскому, русскому и украинскому, делопроизводство, связанное с регистрацией юридических лиц ведётся только на русском языке. Выписку из государственного реестра юридических лиц можно получить через интернет-портал государственных услуг за умеренную плату.

Зарегистрированные в соответствии с законодательством ПМР юридические лица и индивидуальные предприниматели вступают в договорные отношения и ведут хозяйственную деятельность на территории Приднестровья, что хорошо видно из решений Арбитражного суда ПМР. Но как только эти организации пытаются действовать за пределами территории непризнанной республики, начинаются проблемы и вопросы, так как для любой страны мира государственных органов Приднестровской Молдавской Республики юридически не существует, а значит и акты этих органов (включая акты о регистрации юридических лиц) не создают юридически значимых последствий. Попытаемся разобраться, как разрешает (и разрешает ли) эти проблемы правоприменительная практика в Российской Федерации.

Официальная позиция Республики Молдова заключается в том, что Приднестровье – часть её территории, хотя и не находящаяся под эффективным контролем молдавских властей. Но начиная с 1995 года между Молдовой и ПМР заключаются разного рода соглашения, подписываются протокольные решения, свидетельствующие о фактическом признании за ПМР правосубъектности. Одним из наиболее значимых в ряду этих документов стал Протокол о взаимном признании действия на территории Приднестровья и Республики Молдова документов, выдаваемых компетентными органами сторон от 16 мая 2001 года (далее мы будем именовать этот документ Протоколом о взаимном признании). Перечень документов, признаваемых сторонами, включает не только удостоверения личности и акты записи гражданского состояния, но и свидетельства о регистрации юридических лиц, сертификаты, разрешения и лицензии. Министерство юстиции РФ, ссылаясь на международную практику, недвусмысленно ориентирует российских нотариусов принимать документы, выданные нотариусами Приднестровья[1].

1. Возможность юридических лиц, зарегистрированных по законодательству ПМР (далее – юридические лица ПМР), обратиться в суды России.

Арбитражный суд Брянской области, вынося в 2010 году решение по иску ОАО «Приднестровьегазреализация» - компании зарегистрированной Министерством юстиции ПМР, пришёл к выводу, что юридическое лицо, зарегистрированное по законодательству Приднестровской Молдавской республики «является участником гражданского оборота, обладает процессуальной правоспособностью и дееспособностью» (А09-5776/2007). В обоснование этого вывода суд сослался на подпункт е) пункта 1 Протокола о взаимном признании, которым стороны обязались взаимно признавать свидетельства о регистрации юридических лиц. Кроме того, суд направил запрос в МИД РФ, видимо интуитивно руководствуясь то ли английской процессуальной доктриной one voce, то ли российской доктриной «прикрыться дополнительной бумажкой», о возможности признания юридических лиц, зарегистрированных ПМР. МИД РФ ответил, что «полагает возможным признание свидетельств о регистрации юридических лиц и самих юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Приднестровья». Здесь интересно то, что суд, определяя свою правовую позицию, сослался на соглашение, стороной которого Россия не является. Поскольку не в обычае отечественных судов подробно излагать ход своих рассуждений, нам остаётся только домыслить предполагаемую логику судьи в данном деле: если Россия признаёт документы, выдаваемые Молдавией, а Молдавия, в свою очередь, признаёт документы, выдаваемые на неподконтрольной центральным властям части своей территории, то нет оснований отказывать в признании этих документов и в российском суде.

В другом деле (А40-165652/2015) Арбитражный суд города Москвы взыскал в пользу зарегистрированной в ПМР компании с российского юридического лица не только задолженность, но и судебные расходы на перелёт представителя от Кишинёва до Москвы. При этом вопрос о правоспособности истца даже не рассматривался.

Не вызвало у суда сомнений и возможность разрешения спора с участием юридического лица из Приднестровья в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ. Два определения Арбитражного суда города Москвы о прекращении производства по сходным делам А40-212673/15 и А40-212714/15 содержат сведения о рассмотрении в МКАС при ТПП РФ соответствующих споров на основании третейской оговорки. Суд в обоих случаях указал на отсутствие оснований для рассмотрения иска об отмене решения третейского суда в случае, если стороны договорились об окончательности такого решения.

Любопытно то, что суды противопоставляют взаимоотношения между Молдавией и ПМР для целей правоспособности юридических лиц взаимоотношениям между Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК) и Республикой Кипр. Так Девятый арбитражный апелляционный суд, оставляя в силе определения о прекращении производства по делам А40-249941/2015, А40-188898/2015 указал на ошибочность позиции истца, зарегистрированного в ТРСК, заключавшуюся в аналогии его статуса и статуса юридических лиц, зарегистрированных в ПМР. Ключевое отличие, по мнению суда, сводилось к отсутствию в отношениях между ТРСК и Республикой Кипр документов, аналогичных Меморандуму об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем (подписано в г. Москва 08.05.1997 г.).

Представляется, что можно говорить о неких степенях непризнанности со стороны Российской Федерации. Если ТРСК для российской правовой системы как бы не существует, то ПМР существует с некоторыми оговорками.

2. Признание юридических последствий договоров, заключённых с юридическими лицами ПМР.

Очевидно, что признание процессуальной правоспособности юридических лиц, созданных в Приднестровской Молдавской Республике, неразрывно связано с их гражданской правоспособностью. Сложно представить признание права подавать иск о нарушении договора без признания права заключать договоры. Поэтому та судебная практика, которая приведена в рассуждениях о процессуальной правоспособности юридических лиц ПМР вполне относима и к вопросу об их возможности совершать сделки. Некоторые сложности возникают только тогда, когда правоотношения сторон наталкиваются на публично-правовые требования.

Например, поставщик, зарегистрированный на территории ПМР обязался передать российскому покупателю по договору международной купли-продажи соки и соусы, произведённые в г. Тирасполь – столице непризнанной республики. Как следует из судебных актов по делу (А55-10139/2010) товар прибыл на таможенную территорию России с таможенной территории Молдовы с документами Таможенной службы Молдовы. Суд применял к правоотношениям сторон международные соглашения, сторонами которых являются Россия и Молдова. То есть при том, что Государственный таможенный комитет ПМР, ведёт активную нормотворческую деятельность, публикует статистику ВЭД и отчитывается о пополнении республиканского бюджета, сами участники ВЭД для взаимодействия с таможнями других стран предпочитают получать документы Молдовы.

Таким же двоемыслием выглядит ситуация, когда Министерство обороны РФ заключило двенадцать государственных контрактов на поставку товаров для нужд войсковой части № 13962, дислоцированной в г. Тирасполь. Контракты на поставку автомобильного топлива, одежды, санитарных принадлежностей и т.п. заключены с юридическими лицами, зарегистрированными в Приднестровской Молдавской Республике. При этом, в карточке контракта в качестве страны, в которой зарегистрирован поставщик, указывается Молдова. Банк, в котором открыт расчётный счёт одного из поставщиков, также зарегистрирован в Тирасполе и имеет лицензию Приднестровского республиканского банка. Судя по тому, что перечисленные государственные контракты были исполнены и оплачены, ни у Казначейства России, ни у российских банков, ни у контролирующих органов не возникло претензий к правоспособности контрагентов и обслуживающих их банков.

3. Деятельность российских юридических лиц на территории ПМР.

Вопрос о деятельности российских юридических лиц на территории, контролируемой ПМР, выходит за пределы темы данной заметки, полагаю, что для большей полноты и рельефности картины будет полезным бросить взгляд и на него.

В официальном пресс-релизе Государственной администрации Рыбницкого района и г. Рыбницы Приднестровской Молдавской Республики от 01.06.2016 сообщается о том, что в рамках российской программы гуманитарной помощи, реализуемой АНО «Евразийская интеграция» построен детский сад №6 «Росинка», а также, что «ранее российской некоммерческой организацией были сданы новые детсады в Тирасполе, Бендерах и селе Суклея, а также новое здание медицинского факультета ПГУ. Кроме того, «Евразийской интеграцией» были переданы Приднестровью 8 автомобилей «скорой помощи», 4 троллейбуса и построен бетонный завод в Тирасполе, отремонтировано и оснащено компьютерной и оргтехникой 19 ресурсных центров Приднестровского госуниверситета».

АНО «Евразийская интеграция» - юридическое лицо, зарегистрированное в Москве в соответствии с российским законодательством. Можно было бы предположить, что эта некоммерческая организация просто концентрирует пожертвования и передаёт их уполномоченным органам Приднестровья, но всё сложнее и интереснее.

В Арбитражный суд города Москвы обратилось АНО «Евразийская интеграция» с иском к ООО «НЭТ» (российское юридическое лицо) о взыскании неустойки по договору подряда. Договором, на основании которого возник спор, была предусмотрена обязанность ООО «НЭТ» выполнить работы по строительству объекта «Здание МДОУ «Рыбницкий детский сад № 6 общеразвивающего вида» по адресу: Приднестровская Молдавская Республика, г. Рыбница, ул. Комсомольская, д.20. (А40-26450/2016). Другой иск с теми же сторонами был подан в связи с нарушением договора подряда на строительство объекта «Школа с. Ташлык», расположенного по адресу: МД 4026, Приднестровская Молдавская Республика, Григориопольский район, с. Ташлык, ул. Мира, 36 (А40-14814/2016).

То есть российское юридическое лицо заключило договоры подряда с другим юридическим лицом на строительство объектов недвижимости на территории, контролируемой непризнанным государственным образованием, в нарушение законов признанного государства, с которым у России установлены дипломатические отношения и заключён ряд двусторонних соглашений. Любопытно, хватит ли у государственных органов Молдавии фантазии и упёртости признать в судебном порядке эти объекты самовольными постройками?

от 3 декабря 1992 года №1216-XII

О государственной пошлине

(В редакции Законов Республики Молдова от 16.03.1993 г. №1338-XII, 18.03.1993 г. №1364-XII, 26.04.1994 г. №75-XIII, 29.06.1994 г. №157-XIII, 29.07.1994 г. №211-XIII, 29.07.1994 г. №206-XIII, 03.11.1994 г. №255-XIII, 08.12.1995 г. №683-XIII, 20.02.1996 г. №744-XIII, 26.03.1996 г. №788-XIII, 04.02.1997 г. №1090-XIII, 30.04.1997 г. №1169-XIII, 26.12.1997 г. №1444-XIII, 26.02.1998 г. №1563-XIII, 29.01.1998 г. №1465-XIII, 14.05.1998 г. №18-XIV, 02.07.1998 г.№68-XIV, 30.07.1998 г. №126-XIV, 23.12.1998 г. №235-XIV, 03.02.2000 г. №784-XIV, 27.04.2000 г. №963-XIV, 16.06.2000 г. №1051-XIV, 28.07.2000 г. №1195-XIV, 10.11.2000 г. №1367-XIV, 20.04.2001 г. №86-XV, 10.05.2001 г. №136-XV, 15.06.2001 г. №262-XV, 30.07.2001 г. №456-XV, 09.11.2001 г. №627-XV, 06.12.2001 г. №704-XV, 25.04.2002 г. №1012-XV, 12.04.2002 г. №980-XV, 20.06.2002 г. №1146-XV, 17.10.2002 г. №1396-XV, 08.11.2002 г. №1452-XV, 22.11.2002 г. №1478-XV, 08.11.2002 г. №1454-XV, 03.04.2003 г. №159-XV, 15.05.2003 г. №201-XV, 03.10.2003 г. №381-XV, 21.11.2003 г. №471-XV, 04.12.2003 г. №482-XV, 26.12.2003 г. №573-XV, 11.03.2004 г. №72-XV, 09.07.2004 г. №252-XV, 30.12.2004 г. №448-XV, 21.07.2005 г. №154-XVI, 28.07.2005 г. №195-XVI, 29.12.2005 г. №375-XVI, 23.02.2006 г. №29-XVI, 08.06.2006 г. №148-XVI, 28.07.2006 г. №268-XVI, 28.07.2006 г. №270-XVI, 20.04.2007 г. №102-XVI, 07.06.2007 г. №130-XVI, 21.06.2007 г. №137-XVI, 20.12.2007 г. №286-XVI, 09.07.2008 г. №164-XVI, 04.12.2009 г. №93, 17.12.2009 г. №108, 20.05.2010 г. №90, 04.06.2010 г. №107, 24.09.2010 г. №241, 26.03.2011 г. №48 (вступил в силу 01.01.2012 г.), 07.04.2011 г. №71, 21.04.2011 г. №88, 28.07.2011 г. №140 (вступил в силу 01.01.2012 г.), 15.07.2011 г. №151, 21.10.2011 г. №208 (вступил в силу 16.06.2012 г.), 23.12.2011 г. №267, 06.03.2012 г. №33, 26.10.2012 г. №236, 21.12.2012 г. №290, 26.12.2012 г. №304 (вступил в силу 05.03.2013 г.), 26.12.2012 г. №306, 30.07.2015 г. №162, 31.07.2015 г. №166, 28.07.2016 г. №196, 29.07.2016 г. №211, 02.03.2017 г. №6 (вступил в силу 01.05.2017 г.), Указа Президента Республики Молдова от 02.03.2017 г. №7, Законов Республики Молдова от 05.05.2017 г. №80, 21.07.2017 г. №178, 21.12.2017 г. №294, 11.05.2018 г. №83 (вступил в силу 01.09.2018 г.), 27.07.2018 г. №172 (см. сроки вступ. в силу), 26.07.2018 г. №173, 08.11.2018 г. №238, 29.11.2018 г. №278, 16.12.2020 г. №251)

Парламент Республики Молдова принимает настоящий закон.

Статья 1. Понятие государственной пошлины

Государственная пошлина - это денежная сумма, взимаемая специально уполномоченными на то государственными органами с физических и юридических лиц, в интересах которых совершены действия или которым выданы документы, имеющие юридическое значение.

Статья 2. Объект взимания государственной пошлины

(1) Государственная пошлина взимается:

1) с подаваемых в судебную инстанцию исковых заявлений, заявлений третьих лиц, имеющих самостоятельные требования, с заявлений по преддоговорным спорам, с заявлений (жалоб) по делам особого производства, с апелляционных и кассационных жалоб, заявлений о пересмотре в ревизионном порядке, а также за выдачу судебной инстанцией копий (дубликатов) документов;

2) за регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записей актов гражданского состояния;

3) за выдачу гражданам Республики Молдова паспортов или заменяющих их документов взамен утраченных, вкладышей к паспорту гражданина Республики Молдова, выезжающего на постоянное место жительства за границу; за рассмотрение заявления о предоставлении гражданства Республики Молдова или о выходе из него; за выдачу приглашения в Республику Молдова; за выдачу или продление виз; за рассмотрение заявления о предоставлении или продлении права на временное пребывание; за рассмотрение заявления о предоставлении права на постоянное пребывание; за предоставление или продление права на временное пребывание в целях трудовой деятельности; за рассмотрение заявления о предоставлении или продлении права на пребывание; за выдачу подтверждения о репатриации; за выдачу временного или постоянного вида на жительство; за выдачу удостоверения личности для лиц без гражданства; за выдачу проездного документа для лиц без гражданства; за экзамен по определению уровня владения государственным языком;

4) за регистрацию по месту жительства;

5) с заявлений о создании средств массовой информации;

6) за выдачу разрешений на право охоты и рыбной ловли;

7) за выкуп физическими лицами государственного имущества;

8) за выдачу физическим и юридическим лицам свидетельства о праве наследства на землю;

9) за регистрацию залога, выдачу выписок из Реестра залогов движимого имущества или предоставление любой другой информации о регистрации залога;

10) за совершение нотариальных действий нотариусами и иными уполномоченными законом лицами;

11) за выдачу разрешения на использование официального или исторического наименования государства в товарном знаке и/или знаке обслуживания, а также в промышленном рисунке или модели;

11-1) за проставление апостиля на документе, выданном на имя или в интересах физических лиц (граждан Республики Молдова, иностранных граждан и лиц без гражданства) и юридических лиц;

11-2) за выдачу диплома о регистрации публичного символа, а также копий и выписок из Общего гербовника Республики Молдова;

11-3) за выдачу разрешения на использование официального или исторического наименования государства, аббревиатур либо производных от официального или исторического наименования государства в наименовании юридического лица, преследующего цель извлечения прибыли;

12) за иные сделки и юридически значимые действия.

(2) Консульские услуги, предоставляемые Министерством иностранных дел и его подразделениями, государственной пошлиной не облагаются.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 15.07.2011 г. №151, 26.03.2011 г. №48, 21.12.2012 г. №290, 30.07.2015 г. №162, 11.05.2018 г. №83, 29.11.2018 г. №278)

С 13 января 1996 года (дата официального опубликования) на территории Российской Федерации введен в действие Закон Российской Федерации от 31 декабря 1995 года, в котором дана новая редакция Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года "О государственной пошлине" .

Собрание законодательства РФ, 1996, N 1, ст. 19.

В развитие ст. 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с которой под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, новый Закон дает более конкретное определение государственной пошлины.

Государственная пошлина - это установленный законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж (в соответствии со ст. 19 Закона об основах налоговой системы госпошлина является федеральным налогом), взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами и должностными лицами.

Плательщиками госпошлины являются как юридические, так и физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), в интересах которых совершаются определенные действия и выдаются документы, имеющие юридическое значение.

В соответствии со ст. 3 Закона о госпошлине, определяющей объект налогообложения, госпошлина взимается с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд Российской Федерации; за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор (за выполнение указанных действий нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе) или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений Российской Федерации; за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния; за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами; за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом о госпошлине.

В отличие от ранее действовавшего порядка, когда пошлина взималась либо в процентном отношении к сумме иска, либо в фиксированной сумме, теперь, как это предусмотрено ст. 4 Закона, применяется:

  • прогрессивная шкала, зависящая от цены иска (например, с исковых заявлений имущественного характера, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, при цене иска свыше одного миллиона рублей до 10 млн. рублей пошлина будет составлять 50 тыс. рублей + четыре процента от суммы свыше одного миллиона рублей, а при цене иска свыше 10 млн. рублей до 50 млн. рублей - 410 тыс. рублей + три процента от суммы свыше 10 млн. рублей);
  • процентное отношение к цене иска (по тем же искам при их цене до одного миллиона рублей пошлина составит пять процентов, а свыше 500 млн. рублей - 1,5 процента);
  • кратность к минимальному размеру оплаты труда (с исковых заявлений юридических лиц неимущественного характера, а также с исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, размер госпошлины составит 10-кратный размер минимального размера оплаты труда). При этом учитывается установленный законом размер оплаты труда на день уплаты госпошлины;
  • процентное отношение к минимальному размеру оплаты труда (например, с заявлений по делам особого производства - 10 процентов от минимального размера оплаты труда).

Если исковое заявление содержит требования имущественного и неимущественного характера, по данным делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также в арбитражных судах, одновременно взимается пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.

Пункт первый указанной статьи закрепляет размеры пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. Изменены также установленные Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года N 1930 размеры госпошлины по делам,

рассматриваемым в арбитражных судах (п. 2 ст. 4 Закона).

В п. 3 ст. 4 Закона определены размеры госпошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации, а также указаны органы и лица, по запросам которых пошлина не взимается (например, с запросов судов). Перечень нотариальных действий, за совершение которых взимается госпошлина, довольно обширен - они подробно изложены в п. 4 ст. 4 Закона.

В некоторых случаях размер госпошлины зависит не только от совершаемого действия, но и от степени родства лиц, в пользу которых совершаются те или иные действия (при этом используются такие понятия, как наследники первой очереди: дети, супруги, родители; другие лица, а также близкие родственники). Например, за удостоверение договоров дарения транспортных средств детям, супругу, родителям размер пошлины составит 0,5 процента от суммы договора, но не менее четырехкратного размера минимального размера оплаты труда, а за эти же действия в пользу других лиц - 1,5 процента от суммы договора, но не менее 10-кратного размера минимального размера оплаты труда.

Поскольку иногда размер пошлины зависит от стоимости имущества, в отношении которого совершаются нотариальные действия, и произведенная при этом оценка имущества может быть использована и в других случаях (например, сведения нотариуса используются при исчислении налога в отношении имущества, переходящего по праву наследования, завещания или дарения), в Законе регламентируется порядок определения стоимости отдельных объектов. Например, установлено, что стоимость транспортных средств определяется судебно-экспертными учреждениями органов юстиции или организациями, связанными с техническим обслуживанием и продажей транспортных средств, а стоимость жилого дома (квартиры, дачи, гаража и иных строений) - органами технической инвентаризации или в местностях, где инвентаризация этими органами не проведена, - органами местного самоуправления или страховыми организациями.

Установлено также, что, если предметом нотариальных действий является иностранная валюта, размер госпошлины подлежит перерасчету на рубли по курсу, котируемому Центральным банком Российской Федерации и действовавшему на день уплаты пошлины.

В связи с тем, что законодательство предусматривает возможность совершения нотариальных действий вне помещений государственной нотариальной конторы, Законом определено, что госпошлина в этих случаях взимается в полуторном размере (в соответствии с ранее действовавшим Законом пошлина взималась в двойном размере). Пунктами 5 и 6 ст. 4 Закона уточнены размеры пошлины, взимаемой соответственно за совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния (регистрация заключения и расторжения брака, регистрация перемены фамилии, имени, отчества и др.), и за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с выездом из страны или въездом в страну (выдача заграничного паспорта, визы для выезда, документов о приглашении в Российскую Федерацию лиц из других государств и др.).

В указанной статье (п. 7) устанавливаются размеры госпошлины за действия, которые совершаются не перечисленными органами (судами, нотариальными конторами), но взимание пошлины за которые установлено действующим законодательством (за регистрацию граждан Российской Федерации по месту их жительства, выдачу лицензий на пользование животным миром, регистрацию договора об ипотеке и др.).

Как предусмотрено налоговым законодательством, налогоплательщикам могут быть предоставлены льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты платежей. В Законе о госпошлине этот вопрос регулируется в ст. 5, согласно которой от уплаты пошлины независимо от органа, совершающего определенные действия, освобождаются Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, а также лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с законами Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в других случаях.

Кроме того, в ст. 5 (п.п. 2 - 7) определяется круг лиц (физических и юридических), освобожденных от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также в других соответствующих органах. Стоит обратить внимание на то, что указанный перечень не только уточнен, но и расширен в связи с принятыми в последние годы законодательными актами. Например, принятый в 1995 году Закон РФ "О ветеранах" закрепил право ветеранов (ст. 27) на судебную защиту установленных для них Законом прав и льгот. В целях социальной защиты указанной категории лиц они освобождены от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции (подп. 2 п. 2 ст. 5).

В Законе также закреплено право на освобождение от уплаты госпошлины потребителей и органов, которые предъявляют иски в их защиту.

Но здесь возникает следующий вопрос. Как уже было сказано, все налоговые вопросы (касающиеся федеральных налогов), в том числе и предоставление налоговых льгот, в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 года должны решаться законодательными актами Российской Федерации по конкретному налогу. В связи с этим льготы, установленные Законом о защите прав потребителей, "перекочевали" в Закон о государственной пошлине. Однако с января 1996 года законодательный акт о защите прав потребителей действует в новой редакции (см. Закон РФ от 9 января 1996 года) и, к сожалению, в нарушение указанного выше положения в нем опять решаются вопросы об освобождении от уплаты госпошлины по делам, связанным с нарушением прав потребителей (ст. 17 Закона).

Учитывая имущественное положение сторон, Закон предоставил право устанавливать следующие дополнительные льготы:

  • суд (судья) общей юрисдикции вправе освободить от уплаты госпошлины гражданина, а также отсрочить или рассрочить одной или обеим сторонам уплату пошлины либо уменьшить ее размер;
  • арбитражный суд может также отсрочить (рассрочить) уплату пошлины или уменьшить ее размер;
  • Конституционный Суд Российской Федерации может своим решением освободить гражданина от уплаты пошлины либо уменьшить ее размер.

Право устанавливать дополнительные льготы по уплате госпошлины в других случаях в соответствии с п. 8 ст. 5 Закона предоставлено органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с порядком, установленным Законом, пошлина должна быть уплачена:

  • по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом Российской Федерации, - до подачи соответствующих документов;
  • за выполнение нотариальных действий - при совершении указанных действий, а также за выдачу копий документов - при их выдаче;
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния, за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния - при подаче соответствующих заявлений, а за выдачу повторных свидетельств и справок - при их выдаче;
  • за государственную регистрацию расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, - при регистрации акта;
  • за регистрацию граждан Российской Федерации по месту их жительства, а также за регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства - до выдачи соответствующих документов;
  • за выдачу лицензии на пользование животным миром - до выдачи соответствующих документов;
  • по делам, связанным с гражданством (приобретение или выбытие) Российской Федерации, а также с выездом (въездом) из Российской Федерации, - до получения соответствующих документов.

Уплата пошлины производится в рублях путем внесения их непосредственно в банки либо путем перечисления со счета плательщика. При этом плательщику банком выдается квитанция установленной формы.

Статья 6 Закона иначе по сравнению с ранее действовавшим порядком решает вопрос о зачислении сумм государственной пошлины в бюджет. Статьей 19 Закона Российской Федерации об основах налоговой системы в Российской Федерации предусмотрено, что суммы государственной пошлины зачисляются в местный бюджет, если иное не установлено законом. Пунктом 3 ст. 6 Закона о государственной пошлине установлено, что теперь пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом Российской Федерации, зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж, а в остальных случаях - в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Как и ранее действовавший, новый Закон предусматривает возможность возврата (полностью или частично) уплаченной пошлины в случаях:

  • внесения пошлины в большем размере, чем это установлено Законом;
  • возвращения или отказа в принятии заявления, жалобы и иного обращения судами, а также отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами;
  • прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;
  • отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически значимое действие;
  • отказа в выдаче заграничного (общегражданского) паспорта.

Если пошлина была внесена за исправление и изменение акта гражданского состояния, государственную регистрацию брака или регистрацию расторжения брака по решению суда, перемену фамилии, имени, отчества, но акт впоследствии не был зарегистрирован, суммы пошлины возврату не подлежат. При этом следует обратить внимание, что в Законе дан исчерпывающий перечень случаев, когда возможен возврат госпошлины (в отличие от ранее действовавшего Закона, который предоставлял право Министерству финансов Российской Федерации решать вопрос о возврате в случаях, не предусмотренных Законом, - подп. "е" п. 2 ст. 5).

Как установлено Законом (п. 5 ст. 6), возврат пошлины, уплаченной в бюджет, осуществляется налоговым органом через банк (его филиал), принявший платеж, в течение года со дня принятия соответствующего решения о возврате государственной пошлины из бюджета. Государственная пошлина, подлежащая возврату, должна быть выдана гражданину или юридическому лицу в течение одного месяца со дня принятия решения о ее возврате соответствующим финансовым или налоговым органом.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Как предусмотрено ст. 25 Закона об основах налоговой системы в Российской Федерации, инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах издаются Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Закон же о государственной пошлине установил, что инструкция по его применению должна быть согласована также и с Министерством юстиции Российской Федерации (ст. 7).

Читайте также: