Заключение правительства на законопроект о налоге

Опубликовано: 20.09.2024

Дата публикации: 08.06.2009

Дата изменения: 08.06.2009

Прикрепленный файл: doc, 35 кБ

на № УВД-170/9 от 06.05.2009

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект федерального закона «О внесении изменений в статью 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации В.Д. Уласом

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом (статья 1) предлагается пункт 2 статьи 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) дополнить новым абзацем, согласно которому ставки транспортного налога на одну легковую автомашину с объемом двигателя менее двух литров, находящуюся в полной личной собственности пенсионеров старше 65 лет, не могут превышать 50% от ставок, установленных законами субъектов Российской Федерации, а для находящихся в полной личной собственности инвалидов, имеющих вторую и третью группу ограничения трудоспособности, пенсионеров старше 70 лет и ветеранов Великой Отечественной войны налоговые ставки устанавливаются равными нулю.

В соответствии со статьей 14 Кодекс а транспортный налог относится к региональным налогам и полностью зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Принятие законопроекта приведет к уменьшению доходов региональных бюджетов. Однако источники возмещения этих потерь в законопроекте не определены.

Вместе с тем согласно статье 356 Кодекса льготы по транспортному налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться законами субъектов Российской Федерации. В связи с этим затронутый законопроектом вопрос возможно решить на уровне законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

В законопроекте предлагается провести разделение автомобилей в зависимости от объема двигателей, измеряемых в литрах. При этом сле дует учитывать, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 Кодекса налоговая база в отношении автотранспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Кроме того, в законопроекте употребляется термин «полная личная собственность».

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (часть 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом понятие «полная личная собственность» в законодательстве Российской Федерации отсутствует.

В части применения в законопроекте понятия «инвалиды, имеющие вторую и третью группу ограничения трудоспособности» обращаем внимание на положения статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также на пункты 7 и 9 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г . № 95, в соответствии с которыми гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, при этом ему устанавливается степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности).

Так же не ясно, что понимается под изложением законопроекта в редакции «Федерального закона 20.08.2004 № 108-ФЗ».

Статья 2 законопроекта не согласуется с пунктом 1 статьи 5 Кодекса, предусматривающим вступление в силу актов законодательства о налогах не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по транспортному налогу.

По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.

Наименование законопроекта не соответствует его содержанию, поскольку законопроектом предусматривается в статью 361 Кодекса внесение одного, а не нескольких изменений.

В абзаце первом статьи 1 законопроекта не указана ссылка на нормативный правовой акт, в который вносится изменение, а также не указаны его источники официального опубликования.

Кроме того, вышеуказанным положением законопроекта предлагается внести изменение в часть вторую статьи 361 Кодекса. Однако статья 361 Кодекса делится на пункты, а не на части.

Учитывая вышеизложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.

Ч.3 ст.104 Конституции наделила Правительство РФ серьезными полномочиями по воздействию на законодательный процесс установив, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходование средств федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства.

Небезынтересно, что с формально-юридической стороны для внесения законопроекта необходим собственно факт представления заключения Правительства, при этом не имеет значения его содержание, то есть не является существенным поддерживает или отвергает Правительство положения законопроекта. И если Правительством представлено отрицательное заключение, это не станет препятствием для рассмотрения законопроекта Государственной Думой. Но, конечно же, отрицательное заключение осложнит прохождение законопроекта в палатах Федерального Собрания.

Предусмотренное в ч.3 ст.104 Конституции обязательное представление заключений по некоторым законопроектам является новеллой для российского конституционного законодательства, некоторые аспекты этой процедуры пока еще не урегулированы. Так, не решен вопрос о том, в какой срок Правительство обязано представить заключение на поступивший законопроект. Поскольку в настоящее время этот вопрос не урегулирован федеральными конституционными и федеральными законами, у Правительства имеется возможность откладывать на неопределенный срок внесение и рассмотрение Государственной Думой любого законопроекта, требующего наличия заключения Правительства. Таким образом, сегодня Правительство обладает своеобразным правом “вето” на стадии внесения законопроектов. Несмотря на то, что это право еще не было использовано Правительством в полной мере, необходимо скорейшее восполнение имеющегося пробела в законодательстве. Наиболее эффективным представляется включение норм, устанавливающих сроки предоставления Правительством заключений на законопроекты, в федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации”, принятие которого предусмотрено в ч.2 ст.114 Конституции[273].

Ст.96 Регламента Государственной Думы содержит адресованное Правительству требование направлять заключения на законопроекты в четырнадцатидневный срок. Предполагается, что этот срок может быть продлен до тридцати дней, о чем Правительство должно сообщать Государственной Думе. Но поскольку Регламент по существу является документом палаты Федерального Собрания, призванным устанавливать внутрипарламентские нормы и процедуры, следует признать, что попытки регламентировать его нормами деятельность Правительства не являются правомерными. Та же статья Регламента устанавливает, что законопроекты направляются на заключение в Правительство Советом Государственной Думы. Несмотря на это обстоятельство, субъекты права законодательной инициативы во многих случаях обращаются в Правительство самостоятельно. Такая практика в большей степени соответствует логике положений ч.3 ст.104 Конституции, поскольку, во-первых, позволяет субъекту права законодательной инициативы взаимодействовать с Правительством и вносить необходимые коррективы в текст еще до внесения законопроекта в Государственную Думу, а, во-вторых, соответствует конституционному требованию, категорично установившему, что определенный круг законопроектов может быть предметом рассмотрения Государственной Думы только при наличии заключения Правительства. Вместе с тем, направление законопроектов в Правительство Советом Государственной Думы следует признать достаточно обоснованным, если проекты вносятся депутатами Государственной Думы.

Поскольку, как уже отмечалось выше, законопроектом является и предложение о поправке к Конституции, то в случае, когда такой законопроект будет в той или иной степени затрагивать вопросы федерального бюджета, его внесение также потребует заключения Правительства.

Немаловажен и вопрос о том, каким образом должны приниматься заключения Правительства на законопроекты. Одним из возможных вариантов является рассмотрение и принятие таких заключений на заседаниях Правительства. В пользу такого решения говорит конституционная значимость заключений Правительства в законодательном процессе. В то же время в случае, если все законопроекты, требующие наличия заключения Правительства, а их количество велико, будут рассматриваться именно на заседаниях Правительства, то деятельность этого органа, несомненно, будет осложнена. В настоящее время заключения Правительства подписываются и направляются в Государственную Думу Председателем Правительства либо его заместителями.

Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о большой значимости заключений Правительства для всего законодательного процесса. Конституционное требование о представлении заключения Правительства при внесении законопроектов, в том случае, если они соответствуют указанным в ч.3 ст.104 Конституции признакам, является составным элементом системы взаимодействия федеральных органов исполнительной и законодательной власти в рамках установленного Конституцией разделения властей.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Законопроект, дополняющий Налоговый кодекс главой «Налог с продаж», направлен в правительство, сообщили РБК в Минфине. Регионы смогут ввести его уже с 1 января 2015 года, но в правительстве считают, что не все губернаторы решатся на эксперимент, однажды уже признанный неудачным, одновременно.

Законопроект почти повторяет нормы о налоге с продаж, которые действовали в России до его отмены в 2004 году, говорит источник РБК в Минфине. Регионы смогут сами определять ставку налога в пределах 3%. Также, согласно законопроекту, не допускается дифференциация ставок для разных видов товаров или в зависимости от того, кто является плательщиком. Источник РБК в правительстве сообщил, что документ в правительство еще не поступил.

Если закон примут, Россия станет второй страной в мире, где будут действовать сразу два косвенных налога (см. таблицу) — НДС и налог с продаж. Налоговая база будет определяться как стоимость реализованных товаров или услуг с учетом НДС и акцизов, а налоговый период будет составлять один месяц. Таким образом, по итогам каждого месяца организации и индивидуальные предприниматели, у которых есть объект налогообложения (операции по реализации товаров и услуг), будут определять налоговую базу, применять к ней налоговую ставку и платить налог в бюджет. Продажа не всех товаров будет облагаться налогом, для ряда позиций предусмотрено исключение (см. справку).

«Мы будем пытаться провести закон таким образом, чтобы регионы получили возможность ввести налог с 1 января 2015 года, — сказал РБК источник в Минфине. — Если регион не захочет или не успеет это сделать, то, поскольку налоговый период по нашему проекту составляет один месяц, он сможет его ввести с 1 февраля, 1 марта, 1 апреля и т.д., или не вводить вообще — по законопроекту предполагается, что это тоже его право».

«Не стоит думать, что все регионы, которые рассчитывают на новый налог в 2015 году, введут его у себя с боем курантов», — рассуждает источник в правительстве. Собираемость налога с продаж в прежние годы была на уровне 35%, сейчас будет примерно на уровне 50%, оценивает глава Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. Поэтому губернаторы могут увязать его введение, например, с результатами эксперимента по онлайн-передаче данных с кассовых аппаратов в ФНС, считает правительственный чиновник. Кассовые аппараты магазинов оборудуются онлайн-передатчиками, пересылающими информацию о сделанных покупках напрямую в налоговую службу. Эксперимент заканчивается в феврале следующего года.

«Кассовые аппараты есть не у всех предпринимателей. Будет огромное пространство для умышленных и неумышленных нарушений, либо всех обяжут вводить аппараты», — опасается партнер юридической фирмы «Налоговик» Роман Терехин. Это, по его словам, по сути нивелирует упрощенную систему налогообложения, которой пользуется малый бизнес, чтобы снизить издержки на ведение отчетности.

Законопроект не снимает и ряд технических вопросов, которые возникали в период до 2003 года, когда в России действовал налог с продаж, говорит чиновник правительства, знакомый с ходом подготовки документа. Так, отследить конечного продавца в некоторых случаях будет сложно. Из-за этого налог с продаж ранее отменяли как неконституционный, вспоминает Терехин. «Суд посчитал, что незаконно взимать налог с продаж с индивидуальных предпринимателей, так как считается, что до этого товар уже продали физическому лицу», — говорит он.

Во-вторых, львиная доля налога будет уплачиваться в регионах с большими розничными сетями, где происходит реализация товаров конечному потребителю. То есть там, где есть крупные розничные сети, — в Москве и Петербурге, говорят собеседники РБК в правительстве. «Налог с продаж косвенно ложится на потребителя. И, соответственно, те регионы, где уровень заработной платы высок, легче переживут это [введение нового налога]», — добавляет председатель комиссии Общественной палаты по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрий Сазонов.

Представители бизнес-организаций предупреждали ранее, что появление налога с продаж заставит предпринимателей уходить в тень. «Если бизнес пойдет по пути снижения налогового бремени, это может затронуть поступления других налогов. Невозможно правильно платить НДС и при этом не платить налог с продаж. Введение налога поэтому потребует дополнительных административных затрат со стороны как налоговых органов, так и предпринимателей», — говорит аналитик Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Что не будет облагаться налогом с продаж

Налогом с продаж не будут облагаться хлебобулочные изделия, молокопродукты, сахар, соль, картофель, растительное масло, яйца, крупы, детское питание, детская одежда и обувь по перечню, который будут устанавливать регионы, лекарства. Не будет взиматься налог с продажи недвижимости и ценных бумаг, с услуг ЖКХ и услуг по сдаче в наем жилых помещений, с санитарно-курортных услуг, услуг в сфере культуры и искусства, перевозки пассажиров. Не попадут под налог учебная, научная литература, периодические печатные издания. Не будет взиматься налог с ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, продажи предметов культа. Кроме того, им не будут облагаться услуги адвокатов и некоторых финансовых организаций.

Проектом федерального закона №233364-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – проект) предусматривается упорядочить механизмы государственной регистрации некоммерческих организаций, контроля за соответствием деятельности таких организаций законодательству Российской Федерации и декларируемым целям.

Цели проекта заслуживают поддержки, но предлагаемые механизмы их реализации должны быть в большей мере согласованы с принципами функционирования гражданского общества. В связи с этим требуют уточнения нормы, касающиеся взаимодействия государства и некоммерческих организаций в первую очередь с международными и иностранными организациями.

В связи с этим предлагается установить порядок, в соответствии с которым все международные и иностранные организации независимо от организационно-правовой формы, в том числе их филиалы, отделения и представительства, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, обязаны уведомлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о целях и задачах своей деятельности, об объемах выделяемых и получаемых средств, а также о конкретных целях их использования по форме, устанавливаемой Правительством Российской Федерации.

При этом соответствующие уведомительные процедуры могли бы осуществляться по мере поступления средств и в зависимости от предполагаемого графика их использования.

В связи с этим предусмотренный проектом механизм государственной регистрации международных и иностранных организаций в качестве российских общественных организаций является излишним.

Деятельность, связанная с получением уведомления, а также с соответствующей государственной регистрацией, должна осуществляться одним и тем же уполномоченным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти. Данный уполномоченный орган должен быть наделен законом необходимыми полномочиями, в частности правом контроля за соответствием деятельности международных и иностранных организаций заявленным целям, в том числе заявленным объемам выделяемых средств, а также конкретным целям их использования. В то же время в законе следует предусмотреть положения, исключающие излишнее вмешательство со стороны уполномоченного органа в правомерную деятельность международных и иностранных организаций.

Предусмотренная проектом направленность сосредоточения полномочий по государственной регистрации в одном уполномоченном федеральном органе исполнительной власти поддерживается, но предлагаемый механизм регистрации всех иных российских некоммерческих организаций нуждается в уточнении. Это уточнение, в частности, должно касаться перечня документов, представляемых для регистрации, а также оснований для отказа в регистрации.

Совершенствование контроля деятельности общественных объединений необходимо, однако ряд положений проекта, определяющих порядок такого контроля, нуждается в корректировке. Так, статьей 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» (пункт 8 статьи 2 проекта) предусматривается, что уполномоченный орган, принимающий решение о государственной регистрации общественных объединений, может осуществлять контроль за расходованием средств общественных объединений, а также запрашивать у руководящих органов общественных объединений их финансово-хозяйственные документы. Видимо такие контрольные полномочия указанного органа должны быть ограничены проверкой соответствия деятельности общественных объединений заявленным целям.

Целесообразно было бы также в целях исключения дублирования функций уточнить и компетенцию федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области финансового и налогового контроля, по осуществлению контроля за соответствием расходования финансовых средств международными и иностранными некоммерческими организациями заявленным целям.

Юридические лица (общественные объединения и другие некоммерческие организации) и физические лица, получающие финансовые средства на безвозмездной основе от международных и иностранных организаций, а также от иностранных граждан, должны уведомлять об этом уполномоченный орган в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом следует освободить общественные объединения, не являющиеся юридическими лицами, от обязанности уведомлять государственные органы о своем создании и начале деятельности. Такая обязанность является излишней.

Следует предусмотреть ответственность российских юридических и физических лиц, уклоняющихся от уведомления уполномоченного органа о том, что в своей деятельности они используют финансовые средства международных и иностранных организаций.

В переходных положениях представляется необходимым предусмотреть, что иностранные некоммерческие неправительственные организации (организации, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные объединения, а также структурные подразделения – организации, отделения, филиалы и (или) представительства иностранных некоммерческих неправительственных объединений) и представительства международных организаций, зарегистрированные в качестве юридического лица, действующие на территории Российской Федерации на день вступления в силу федерального закона, должны пройти уведомительную процедуру в определенный срок (например, в течение шести месяцев).

Статьей 1 проекта предлагается дополнить пункт 4 статьи 8 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» положением, согласно которому не допускаются создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования некоммерческих организаций, учредителями которых являются иностранные некоммерческие неправительственные объединения, и структурных подразделений – отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

Внесение такого дополнения в статью 8 необоснованно, поскольку указанной статьей установлены особенности приватизации, совершения иных сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории закрытого административно-территориального образования, а также определен порядок создания на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями.

Такое дополнение необходимо внести либо в виде отдельной статьи, либо в статью 3 названного Закона.

С учетом высказанных замечаний и предложений проект нуждается в существенной доработке.

8 июня 2020 года принят и опубликован Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ (далее – Закон № 172-ФЗ), который вносит поправки, в числе прочих предусматривающие освобождение некоторых категорий налогоплательщиков от уплаты налогов и взносов за второй квартал. Речь идет о прощении налогов, которое обещал президент РФ в связи с коронавирусом.

Рассмотрим подробнее эти поправки.

Статьей 2 Закона № 172-ФЗ предусмотрено освобождение от исполнения обязанности по уплате ряда налогов и авансовых платежей для:

  • организаций, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, чей основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года, – отрасль, наиболее пострадавшая от коронавируса (п. 1 и п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, чей основной вид деятельности, указанный в ЕГРИП на 1 марта 2020 года, – отрасль, наиболее пострадавшая от коронавируса (п. 1 и п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ);
  • социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), включенных в реестр и являющихся с 2017 года получателями различных грантов;
  • централизованных религиозных организаций (ЦРО) и религиозных организаций, входящих в структуру ЦРО, а также СОНКО, учредителями которых являются ЦРО или религиозные организации, входящие в структуру ЦРО;
  • некоммерческих организаций, включенных в специальный реестр некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса (критерии включения и правила ведения должно установить Правительство России – проект уже обсуждается).

В соответствии с этим проектом в реестр могут войти:

  • частные образовательные организации;
  • благотворительные организации, применяющие пониженные ставки страховых взносов;
  • некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта, применяющие пониженные тарифы страховых взносов;
  • некоммерческие организации, выдающие гранты, которые не облагаются НДФЛ по п. 6 ст. 217 НК РФ.

Отметим, что освобождение касается только уплаты налога, то есть плательщики обязаны рассчитать его, начислить и сдать декларации с начисленными суммами.

Не платить можно следующие налоги

1. Налоги на доходы

  • Налог на прибыль
    • для уплачивающих налог ежемесячными платежами внутри квартала – в части платежей, подлежащих уплате во втором квартале
    • для уплачивающих налог ежемесячно исходя из фактической прибыли – в части платежей за периоды январь-апрель, январь-май и январь-июнь за минусом платежей за период январь-март
    • для тех, кто платит налог ежеквартально, – в части налога за полугодие (за минусом платежей за первый квартал)
  • Налог при УСН
    • в части авансового платежа за первое полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за отчетный период – первый квартал 2020 года
  • ЕСХН
    • в части авансового платежа за полугодие 2020 года
    • этот авансовый платеж засчитывается в счет уплаты ЕСХН за 2020 год
  • НДФЛ, который ИП платит "за себя"
    • в части авансового платежа за первое полугодие 2020 года, уменьшенного на авансовый платеж за первый квартал 2020 года
  • ЕНВД
    • в части налога, исчисленного за 2-й квартал 2020 года

2. Имущественные налоги организаций и предпринимателей как физлиц

  • транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организаций и физических лиц
    • в части налога за периоды владения объектом обложения с 1 апреля 2020 г. по 30 июня 2020 г. (исключительно по имуществу, предназначенному для использования в предпринимательской (уставной) деятельности)

3. Другие налоги

  • Водный налог
    • в части налога за налоговый период – 2-й квартал 2020 года;
  • НДПИ
    • в части налога за налоговые периоды апрель-июнь 2020 года;
  • акцизы
    • в части налога за налоговые периоды апрель-июнь 2020 года;
  • торговый сбор
    • в части сбора, исчисленного за 2-й квартал 2020 года.

4. Патент для предпринимателей

При расчете стоимости патента из него исключаются дни, приходящиеся на апрель, май и июнь.

Таким образом, стоимость патента на 2020 год будет меньше. При этом если ИП уже полностью оплатил патент или закрылся до окончания срока действия оплаченного патента, то переплату можно вернуть в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

5. Страховые взносы

Указанные выше льготные категории плательщиков по выплатам физическим лицам, начисленным за апрель, май и июнь, исчисляют страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по ставке 0 процентов.

Формулировка в Законе № 172-ФЗ свидетельствует о том, что нулевая ставка по страховым взносам применяется ко всем выплатам физическим лицам за второй квартал (апрель, май, июнь). При этом буквальное толкование этой нормы говорит о том, что период начисления выплат значения не имеет.

Это правило применимо ко всем выплатам и не зависит от того, превышен размер предельной базы по данному виду взносов или нет.

Читайте также: