Заключение на тему акцизы

Опубликовано: 16.05.2024

Акциз есть косвенный налог, который включается в цену продукции, товаров и в итоге уплачивается конечным потребителем их. В НК РФ акцизам посвящена глава 22, в которой подробно рассматриваются вопросы налогообложения подакцизных товаров и особенности применения акциза. В нашем материале изложена наиболее важная информация, касающаяся этого косвенного налога: каков экономический смысл акциза, как он влияет на цену товара, каковы недостатки и преимущества акцизного механизма.

Акцизы в налоговой системе РФ

Акциз взимается с организаций и предпринимателей, работающих с определенными НК РФ видами товаров, в том числе и при перемещении через границу (таможню) со странами — членами Евразийского экономического союза.

Классификационные признаки акциза:

  • федеральный налог (по принадлежности к властному и управленческому уровню);
  • платеж юрлиц и ИП (по принадлежности к субъектам, уплачивающим его);
  • нецелевой платеж (средства, полученные от взимания акциза, не направлены на финансирование строго определенных проектов или мероприятий);
  • косвенный налог (по методу изъятия);
  • неокладный налог, исчисляемый и уплачиваемый самим плательщиком (по способу обложения);
  • регулирующий налог, зачисляемый в федеральную казну и в бюджеты регионов (по полноте прав использования).

Целью применения акциза, помимо общей, присущей всем налогам, – наполнения бюджета, является регулирование с помощью этой надбавки к цене спроса на наиболее востребованные потребителем товары.

Подакцизные и неподакцизные товары

Облагаемыми акцизом товарами законодатель признает:

  • спирты и содержащую их продукцию;
  • напитки, содержащие алкоголь;
  • табак, изделия из него, в том числе и употребляемый нагреванием, жидкий никотин, электронные сигареты;
  • легковые авто и мотоциклы;
  • бензин, ДТ, моторные масла, керосин авиационный, средние дистилляты (например, топливо печное и судовое), сырье нефти;
  • газ природный (в контексте международных договоров РФ);
  • параксилол, бензол, ортоксилол.

Из общего правила есть исключения. Так, не облагаются акцизами содержащие спирт: лекарства, ветпрепараты (если они разлиты в малые емкости, не более 100 мл), парфюмерия и косметика (до 90% включительно спиртосодержания, разлита в емкости по 100 мл, имеется механизм для разбрызгивания, если процент спирта до 80, пульверизатор не нужен; либо если процент спирта составляет до 90, а объем розлива до 3 мл); отходы спиртопроизводства, сусло, виноматериалы.

Алкогольные напитки, более чем на 0,5% содержащие спирт, облагаются так же, за некоторым исключением. Существует правительственный Перечень пищевой продукции, куда в том числе входят и товары со спиртосодержанием более 0,5%, и они не облагаются акцизом (документ утв. Постановлением Прав-ва №1344 от 9/11/17 г.). К ним, например, относят напитки брожения, квасы, пряные напитки до 1,2% крепости включительно, кисломолочные продукты (ст. 181 НК РФ, Перечень, утв. пост. №1344).

Облагаемые и необлагаемые операции

Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.

Основу составляют такие операции, как:

  • продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
  • реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
  • передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
  • ввоз товаров подакцизного характера;
  • получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
  • получение бензина прямогонного.

На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.

Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:

  • передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
  • продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
  • первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
  • аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.

Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.

На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.

Акциз в цене товара

При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.

Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:

  • твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
  • адвалорная, или в процентах от стоимости;
  • комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.

Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:

  • на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
  • авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
  • сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
  • газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).

Формулы расчета акциза:

  • А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
  • А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.

Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.

Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.

Преимущества и недостатки акцизной системы

Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:

  • стабильно наполнять бюджет;
  • стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.

Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.

Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.

Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.

Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:

  • к снижению количества автомобилей в крупных городах;
  • к переходу на производство электромобилей.

Заключение

С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.

В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.

Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.

Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Справка о практике рассмотрения дел, связанных с применением главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации (акцизы)

Справка о практике рассмотрения дел, связанных с применением главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации (акцизы)(1)

Практика применения Арбитражным судом Свердловской области гл. 22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс)( 2 ) незначительна и, в основном, касается таких подакцизных товаров, как спиртосодержащая, алкогольная продукция и нефтепродукты.

В соответствии со ст. 179 НК РФ налогоплательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, совершающие операции, признанные объектом налогообложения( 3 ) акцизами. В частности, обязанность по уплате акциза возникает у налогоплательщика при реализации произведенных им подакцизных товаров, при передаче лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов), при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации ( ст. 182 НК РФ).

Статья 181 НК РФ содержит перечень подакцизных товаров, к которым относятся этиловый спирт, спиртосодержащая, алкогольная продукция, табачная продукция, пиво, автомобильный бензин, дизельное топливо, прямогонный бензин и др.

Анализ ст. 182 НК РФ (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в гл. 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации") показывает, что реализация подакцизных товаров признается объектом налогообложения, если она осуществляется непосредственными производителями этих товаров. Единственной операцией, признаваемой объектом обложения акцизами и совершаемой не производителями подакцизных товаров, является продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов (или других уполномоченных органов) конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность ( подп. 6 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Арбитражным судом Свердловской области в 2007 г. рассмотрено несколько аналогичных дел, касающихся правомерности включения лицами, не имеющими свидетельств на осуществление операций с нефтепродуктами, в состав расходов по единому налогу, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу сумм акциза. По указанным делам юридические лица и индивидуальные предприниматели заключали договоры комиссии с организациями, зарегистрированными в качестве лиц, осуществляющих операции с нефтепродуктами. Согласно договору комиссии комиссионер по поручению комитента приобретал и реализовывал горючесмазочные материалы (далее - ГСМ). Комитент выплачивал комиссионеру вознаграждение за исполнение поручения, а также суммы акциза, которые договором комиссии были отнесены на счет комитента. Уплаченные комиссионеру денежные суммы он относил на расходы при исчислении налога на доходы физических лиц, единого налога.

Налоговые органы посчитали включение в расходы сумм акциза неправомерным, что послужило основанием для доначисления налоговых платежей.

Вопрос о правомерности уменьшения налоговой базы на суммы акциза, судом разрешался по-разному, в зависимости от представленных налогоплательщиком доказательств того, был ли акциз включен в стоимость нефтепродуктов, реализованных комиссионером.

По делу N А60-964/2007-С8 суды первой и апелляционной инстанций( 4 ) пришли к выводу, что общество (комитент) не вправе было включать суммы акцизов в состав расходов по единому налогу, исходя из следующего.

В силу подп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2005 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в ст. 182 части второй Налогового кодекса Российской Федерации") объектом налогообложения акцизами признаются операции по получению нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство (свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами).

В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 199 НК РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации") сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ, в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов.

Уплаченная комиссионером при приобретении нефтепродуктов сумма акциза в стоимость ГСМ для дальнейшей реализации комитентом не включалась, а была отнесена на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по единому налогу, о чем свидетельствуют книга учета доходов и расходов, оборотная ведомость движения средств по счету с расшифровкой по ГСМ.

Напротив, по делам N А60-12547/2007-С6, А60-960/2007-С10 суды( 5 ) пришли к противоположному выводу, что включение комитентом в состав расходов сумм, уплаченных комиссионеру за приобретенные нефтепродукты, в том числе суммы акцизов, является правомерным, исходя из следующих обстоятельств. В книге учета доходов и расходов комитента нашли отражение суммы расходов по акцизам на ГСМ, приобретенные комиссионером для дальнейшей реализации. Согласно расчету формирования прибыли комитента суммы акциза включены в стоимость приобретенного подакцизного товара.

В судебно-арбитражной практике споры по налогообложению акцизами в основном связаны с установлением правомерности использования налоговых вычетов и льгот в виде освобождения от налогообложения акцизами.

В соответствии со ст. 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. В частности, вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Из содержания данной нормы следует, что воспользоваться правом на уменьшение суммы акциза на налоговые вычеты налогоплательщик может в случае, если будут соблюдены два условия:

суммы акцизов были предъявлены продавцом и уплачены налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров или они были уплачены налогоплательщиком при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, выпущенных в свободное обращение;

приобретенные или ввезенные подакцизные товары в дальнейшем использовались в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Таким образом, предъявление налогоплательщиком акциза к вычету производится при наличии доказательств его уплаты при приобретении (ввозе) подакцизных товаров и дальнейшего их использования в качестве сырья при производстве подакцизных товаров. Каких-либо иных условий для предъявления акциза к вычету Кодекс не предусматривает.

Так, по делу N А60-21261/2007-С8 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, которым налогоплательщику доначислены суммы акциза. Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод инспекции о том, что общество неправомерно предъявило к вычету суммы акцизов, уплаченных при приобретении спиртованного настоя, использованного при производстве водки, поскольку ГОСТом, регламентирующим ее производство на территории Российской Федерации, применение спиртованных настоев в качестве основного сырья при производстве водки не предусмотрено.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменений судами вышестоящих инстанций( 6 ) , заявленные требования удовлетворены, при этом суды исходили из того, что налогоплательщик выполнил все предусмотренные ст. 200-201 НК РФ условия для применения налоговых вычетов по акцизам, а именно доказал факты оплаты сумм акциза при приобретении подакцизного товара и его дальнейшего использования в качестве сырья при производстве других подакцизных товаров.

Довод налогового органа о том, что общество не вправе применять вычет по приобретенному спиртованному настою, использованному в качестве основного сырья в нарушение нормативных документов, регламентирующих производство алкогольной продукции, судом не принят во внимание, поскольку нормами ст. 22 НК РФ такого основания для отказа в применении вычетов по акцизам, как несоответствие продукции ГОСТу, не предусмотрено( 7 ).

Порядок применения налоговых вычетов по акцизам установлен ст. 201 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 201 НК РФ вычеты, предусмотренные п. 1-4 ст. 200 НК РФ, производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров либо предъявленных налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов) при его производстве, или на основании таможенных деклараций либо иных документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации и уплату соответствующей суммы акциза, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 198 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах, соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации и операций по реализации (передаче) прямогонного бензина налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, налогоплательщику, имеющему свидетельство на его переработку, а также операций по реализации денатурированного этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, налогоплательщику, имеющему свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

В судебной практике возникает вопрос, может ли налогоплательщик использовать свое право на вычет сумм акциза по товарообменной операции, когда в их уплату передается товар.

По одному из дел, рассмотренному в порядке надзора, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отменяя акты судов нижестоящих инстанций, посчитавших, что оплата сумм акциза товаром не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов, указал, что обязательное условие получения права на налоговый вычет - это наличие расчетных документов( 8 ).

Перечень таких расчетных документов определен Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным указанием Центрального банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П. Согласно п. 2.3 Положения к данным документами относятся платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования и инкассовые поручения.

Таким образом, сумма акциза, предъявляемая поставщиком товара, должна быть уплачена покупателем этого товара на основании платежного поручения или иных предусмотренных законодательством расчетных документов, свидетельствующих о перечислении налогоплательщиком денежных средств, в том числе при товарообменных операциях, зачетах взаимных требований.

Аналогичный подход применяется и к ситуациям, когда оплата товара осуществляется путем передачи векселей. Арбитражные суды отказывают налогоплательщикам в применении вычетов по акцизам, если в подтверждение факта оплаты сумм акцизов не будут представлены расчетные документы и счета-фактуры ( 9 ).

Необходимо отметить, что уменьшение налоговых обязательств путем применения налогового вычета, отнесения на расходы затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу, в судебной практике расценивается как налоговая выгода.

По общему правилу, представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы ( п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды").

В судебно-арбитражной практике наиболее спорным является вопрос о правомерности применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость в ситуации, когда налогоплательщиком соблюдены все условия, необходимые для принятия налога к вычету, но налоговым органом ставятся под сомнение реальность хозяйственной операции и достоверность документов, которыми налогоплательщик подтверждает обоснованность получения налоговой выгоды( 10 ).

Однако при рассмотрении дел, связанных с налогообложением акцизами, арбитражные суды также производят оценку обоснованности налоговой выгоды. В случае если налоговым органом будет доказано, что представленные в обоснование правомерности налоговых вычетов по акцизам документы оформлены с нарушением законодательства (например, в нарушение п. 2 ст. 198 НК РФ в расчетных документах и счетах-фактурах сумма акциза не выделена отдельной строкой) либо содержат недостоверную информацию и не свидетельствуют о наличии реальных взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами, в применении вычета по акцизам может быть отказано( 11 ).

1 Авторы - С.А. Сушкова - судья Арбитражного суда Свердловской области, О.А. Сысолятина - заместитель начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Свердловской области. Подготовлена в соответствии с планом работы Арбитражного суда Свердловской области на первое полугодие 2009 г. с использованием судебных актов за 2006-2009 г.г.

2 Законодательство о налогах и сборах за последние три года претерпело существенные изменения, в связи с чем в части дел, связанных с применением арбитражными судами норм гл. 22 НК РФ упоминаются положения Кодекса , которые сегодня утратили силу.

3 Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

4 Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 февраля 2007 г. по делу N А60-964/2007-С8, оставленное без изменений постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2007г. N 17АП-2189/2007-АК.

5 Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 сентября 2007 г. по делу N А60-12547/2007-С6, оставленное без изменений постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2007 г. N 17АП-8108/2007-АК; решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2007 г. по делу N А60-960/2007-С10, оставленное без изменений постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2007 г. N 17АП-3357/2007-АК, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 сентября 2007 г. N Ф09-7078/07-С2.

6 Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2007 г. по делу N А60-21261/2007-С8, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2008 г. N 17АП-77/2008-АК, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 апреля 2008 г. N Ф09-2079/08-С2.

7 Аналогичный вывод содержится в постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 марта N 17АП-1017/2007-АК по делу N А60-35722/2006-С8, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2007 г. N Ф09-3581/07-С2 , определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 августа 2007 г. N 9926/07 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

8 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 января 2007 г. N 11251/06 по делу N А20-9445/2004.

9 Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 4594/07 по делу N А03 -11117/06-21, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 апреля 2008 г. N Ф09-2186/08-С2 по делу N А76-6452/07.

10 Более подробно об этом см. в справке по результатам изучения практики рассмотрения споров по налогу на добавленную стоимость, связанных с оценкой арбитражным судом обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды (Электронный журнал Арбитражного суда Свердловской области, 2008. N 3).

11 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2007 г. N Ф09-3008/07-С2 по делу N А71-267/06.

Муниципальное образовательное учреждение

Шахунская средняя общеобразовательная школа № 14

Выполнил: ученик 7 Б класса Воронцов Максим

Содержание

Ведение 3

1. Налогоплательщики акцизов 5

2. Объекты налогообложения 6

3. Определение налогооблагаемой базы 8

4. Налоговый период и ставки 10

5. Сроки уплаты и предоставление декларации 16

Заключение 18

Литература 19

Акцизы, раньше в нашей стране почти не применявшиеся, стали важным видом косвенных налогов. Их роль, только в значительно большем объеме, выполнял налог с оборота. Во всех странах мира на особо высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета некоторой части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли.

Плательщиками акцизов являются производящие и реали­зующие подакцизные товары предприятия и организации. С 1997 г. плательщиками акцизов могут быть не только юридиче­ские, но и физические лица. Закон РФ «Об акцизах» распростра­нен на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Введение акцизов совпало, как и вся налоговая реформа, с либерализацией цен. В связи с этим акцизы устанавливаются не в сумме на единицу изделия, как в большинстве стран, а методом процентных над­бавок к розничной цене товаров. Подакцизными являются ал­когольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения из золота, платины, серебра, нефть, газ и некоторые виды минерального сырья. В общем, достаточно обычный для мировой практики набор товаров, чья розничная цена в силу потребительских свойств существенно превышает себестоимость. В 1993-1995 гг. в ряду подакцизных товаров происходили заметные изменения. Были отменены акцизы на продовольственные товары, на которые они были установлены. Естественно, это не относится к алкогольным напиткам. В соче­тании с налогом на добавленную стоимость акцизы на такие продукты, как шоколад, икра, ценные породы рыб и некоторые другие морепродукты, способствовали резкому росту розничных цен на них. Для компенсации выпадающих доходов вводились акцизы на некоторые другие товары, например, на малотоннаж­ные грузовые автомобили. С 1996 г. направление налоговой по­литики ведет к общему сокращению видов подакцизных това­ров. Отменены акцизы на изделия из хрусталя, меховую и кожа­ную одежду, грузовики.

Объектом налогообложения служат обороты по реализации подакцизных товаров. Для определения облагаемого оборота бе­рется стоимость реализуемых изделий, исчисленная исходя из цен реализации без учета налога на добавленную стоимость. Ак­цизами не облагаются товары, идущие на экспорт (за пределы стран СНГ). Если организация реализует на экспорт товары, приобретенные ею с акцизами, то суммы акцизов возвращаются налоговыми органами. Возврат производится при предъявлении грузовой таможенной декларации со штампом таможни «выпуск разрешен».

Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов на них ус­танавливаются Правительством Российской Федерации.

Налогоплательщики акцизов

Плательщиками акцизов являются:

а) по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (за исключением производимых из давальческого сырья), - производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица (далее – организации);

б) по подакцизным товарам, производимым из давальческого сырья на территории Российской Федерации, - производящие их организации;

в) по подакцизным товарам, производимым за пределами территории Российской Федерации из давальческого сырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации, - организации, оплатившие стоимость работы по изготовлению этих товаров и реализующие их.

Состав плательщиков акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, определяется таможенным законодательством Российской Федерации.

Объекты налогообложения

Подакцизными товарами признаются:

спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%.

Не признаются объектами налогообложения:

• лекарственные средства и препараты, лечебно-профилак­тические средства, содержащие спирт, если они внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения либо изготовлены аптечными учреждениями и разлиты в сосуды вместимостью не более 100 мл. Аналогично не облагаются препараты ветеринар­ного назначения, внесенные в Государственный реестр ве­теринарных препаратов;

• парфюмерно-косметическая продукция не подлежит обло­жению акцизами в том случае, если вместимость сосуда, в который она разлита, не превышает 270 мл.;

• спиртосодержащие товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;

• алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки и другая пищевая продукция объемной долей этилового спирта более 1,5 %);

• автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);

• моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Подакцизным минеральным сырьем является природный газ.

Основными объектами налогообложения признаются операции по реализации на территории РФ произведенной подакцизной продукции ее производителями, в том числе передача прав собственности и ее использование при натуральной оплате, реализация алкогольной продукции с акцизных складов, ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, а также ряд иных операций по передаче и продаже подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья. При этом к производству подакцизных товаров приравнивается их розлив, а также любые виды решения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которого получается подакцизный товар.

Определение налогооблагаемой базы

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья в зависимости от применяемых в отношении этих товаров и сырья на­логовых ставок. Налоговые ставки определены ст. 193 Налогового кодекса РФ по каждому виду подакцизного товара и подакциз­ного минерального сырья (табл. 1). Преимущественно ставки установлены в рублях и копейках за единицу измерения (специ­фические ставки).

При реализации или передаче произведенных налогоплательщи­ком подакцизных товаров, в отношении которых установлены спе­цифические ставки (в твердой сумме к физической характери­стике объекта), налоговая база определяется как объем реализо­ванных (переданных) подакцизных товаров в натуральном вы­ражении. Размер акциза будет определен путем умножения на­логовой базы на ставку.

При реализации (передаче) подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки (в процентах к стоимости), налоговая база представляет собой стоимость реализованных (переданных) подакцизных това­ров и подакцизного минерального сырья без учета налога с про­даж, НДС и акцизов. Размер акциза будет определен путем ум­ножения налоговой базы на ставку.

При определении налоговой базы выручка, полученная в ино­странной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрально­го Банка РФ на дату реализации. В налоговую базу не включают­ся полученные средства, не связанные с реализацией подакциз­ных товаров и подакцизного минерального сырья.

Налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реа­лизованные подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки в виде финансовой помощи, авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения дохода в виде про­цента или дисконта по векселям, процента по товарному кредиту, а также иначе связанные с оплатой за подакцизные товары или подакцизное минеральное сырье.

При ввозе подакцизных товаров, в отношении которых установ­лены специфические налоговые ставки, на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении. По подакцизным товарам с адвалорными налоговыми ставками в на­логовую базу следует включать таможенную стоимость и подлежащую уплате таможенную пошлину. Налоговая база рассчитыва­ется отдельно по каждой ввозимой партии подакцизных товаров и в отношении каждой из групп товаров, облагаемых по разным ставкам. Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 19 декабря 2000 г. № 01—06/36951 «О применении таможен­ными органами части второй Налогового кодекса РФ» направле­ны Методические рекомендации о порядке применения акцизов отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, которыми установлены правила взимания налога.

Законодательством предусмотрено освобождение от налогообложения акцизами некоторых операций. Так, не облагается передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации другому для дальнейшей переработки, реализация денатурированного этилового спирта из всех видов сырья в пределах выделенных квот и по специальным разрешениям, реализация подакцизных товаров в режиме экспорта и др. Экспортная лъгота предоставляется до подтверждения факта экспорта при предоставлении в налоговый орган поручительство уполномоченного банка в соответствии со ст. 74 Налогового кодекса РФ. Такое поручительство должно предусматривать обязанность банка платить сумму акциза и пени, если в последующем факт экспорта не будет подтвержден.

Налоговый период и ставки

Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период составляет один календарный месяц.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 21:51, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения, а также особенностей акцизного налогообложения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов;
- обозначить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;
- раскрыть, прежде всего, само понятие акцизов;
- определить роль акцизов в системе налогообложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Содержание акцизов и их история развития в России…………………….5
1.1 История возникновения и развития акцизов в России……………. 5
1.2 Сущность и функции акцизов………………………………………. 12
2. Теоретические основы акцизов…………………………………………….19
2.1 Налогоплательщики и подакцизные товары…………………………19
2.2 Объекты налогообложения……………………………………………21
2.3 Налоговые ставки……………………………………………………. 23
2.4 Налоговая база………………………………………………………. 26
2.5 Порядок исчисления акциза…………………………………………..29
2.6 Налоговые вычеты…………………………………………………..…34
2.7 Сроки и порядок уплаты акциза, отчетность………………………. 39
Заключение……………………………………………………………………..41
Библиографический список…………………………………………………. 43
Приложение.…………………………………………………………………. 45

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат - Акцизы.docx

1. Содержание акцизов и их история развития в России…………………….5

1.1 История возникновения и развития акцизов в России……… ……. 5

1.2 Сущность и функции акцизов………………………………………. 12

2. Теоретические основы акцизов…………………………………………….19

2.1 Налогоплательщики и подакцизные товары…………………………19

2.2 Объекты налогообложения………………… …………………………21

2.5 Порядок исчисления акциза…………………………………………..29

2.7 Сроки и порядок уплаты акциза, отчетность………………………. 39

Библиографический список…………………………………………………. 43

Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства. Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара. Акцизы устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции.

Акциз - вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. В настоящий момент акцизы выполняют в большей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления товаров, сколько к пополнению бюджета. Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место быть в обществе, совершенствование налогообложения в сфере акцизов может выступать одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения государственного бюджета.

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации заложило фундаментальную основу правового регулирования налоговых отношений в России. В настоящее время главой 22 НК РФ определены основные элементы налогообложения акцизами - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога.

Актуальность настоящей работы связана с условиями улучшения экономической ситуации в стране, пополнением федерального и местных бюджетов. Акцизы являются важным источником налоговых поступлений.

Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения, а также особенностей акцизного налогообложения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов;

- обозначить нормативно- правовую базу налогообложения акцизами;

- раскрыть, прежде всего, само понятие акцизов;

- определить роль акцизов в системе налогообложения.

В данной работе рассмотрена законодательная база, на которой основываются акцизы, произведен обзор и анализ наиболее важных нормативных документов.

1. Содержание акцизов и их история развития в России

1.1 История возникновения и развития акцизов в России

Первые упоминания о взимании на Руси дани - прямого налога, собиравшегося с населения, относятся к эпохе князя Олега. В Киевской Руси дань взималась по количеству печей и труб в домохозяйстве, по количеству пахотной земли и т.д. Первые упоминания о возникновении косвенного обложения в виде различных пошлин относятся к более позднему периоду - концу Х в., когда основным косвенным налогом была дорожная пошлина, взимавшаяся за проезд, провоз груза, прогон скота по дорогам, мостам и переправам. Также в источниках Х в. встречаются упоминания о "медовой дани", "бражной пошлине" с солода, хмеля и меда - первой форме косвенного налогообложения алкогольных напитков.

В России неким предшественником акциза можно считать так называемый винный откуп. Развитие откупной системы относится к XV - XVI вв.

Винные откупа являлись системой взимания казной дохода от реализации (продажи) алкогольных напитков. Основу винных откупов составлял кабак "на откупу", при прекращении откупщиком своей деятельности этот же кабак возглавлял "на вере" выборный либо назначаемый кабацким головой "целовальник". На каждый кабак, приписанный к определенной территории, фискальные органы распределяли доходную разверстку, которую население обязано было выполнять.

Доходы, получаемые откупщиком от реализации алкогольных напитков, согласно Уставу о винокурении были собственностью короны, т.е. царя.

Долгое время поступление податей в Российской империи контролировала Казенная палата, учрежденная еще в 1775 г. Надзор со стороны этого ведомства за торговлей и промыслами был слаб. Раз в год генеральную проверку проводили чиновники для особых поручений. Постоянный же надзор возлагался на волостных старшин и выборных торговых депутатов.

Откупная система подвергалась резкой критике как со стороны специалистов в сфере государственного управления и государственных финансов (И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, Н.И. Тургенев), так и со стороны многих общественных деятелей [8].

В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенными пошлинами. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами.

В государственном бюджете Российской империи в 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. рублей, или 45,4% всех доходов.

Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию.

В конце XIX - начале XX вв. объектами акцизного обложения являлись:

1) свеклосахарное производство;

2) крепкие напитки;

4) осветительные нефтяные масла и

5) зажигательные спички.

До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли.

С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в исполнение явилась Крымская война.

В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги.

По Уставу о питейном сборе 4 июля 1861 г. сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены:

1) спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов;

2) спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки;

3) портер, пиво всех родов и мед;

4) брага, приготовляемая на особо устроенных заводах.

Дополнительными акцизами облагались напитки, приготовляемые из оплаченного акцизом вина.

Не подлежали обложению:

1) спирт и вино, вывозимые за границу;

2) виноградное вино, уксус и медовый квас;

3) изделия из оплаченного акцизом вина, не принадлежащие к напиткам;

4) осветительный спирт;

5) еврейское изюмное (розенковое) вино.

Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.

Сбор налогов возлагался на Департамент податей и сборов при Министерстве финансов, который в 1863 г. был разделен на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входившие в систему Министерства финансов, и образуемые при них губернские податные присутствия. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России.

В 1896 г. в структуре Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах - губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов.

В начале XX в. акциз на водку и спирт занимал первое место среди косвенных налогов. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка и составлял 11 копеек за градус. Акцизы по другим товарам также были выражены в определенных денежных суммах: акциз на сахар уплачивался в размере 1,75 руб. за пуд, на табак - в зависимости от сорта - от 23 коп. до 1,50 руб. за фунт, на нефтяные продукты и керосин - от 30 до 40 коп. за пуд, на спички - полкопейки с помещений от 75 до 150 спичек и 3/4 копейки с помещений от 150 до 225 спичек.

В России высокую фискальную роль косвенных налогов в формировании бюджета характеризуют следующие данные. В XVII - XVIII вв. государственная казна формировалась за счет косвенных налогов на 40 - 50%, к концу XIX в. доля косвенных налогов в бюджетных доходах превысила 58%, в начале ХХ в. поступления от косвенного обложения превышали доходы от прямого (без учета пошлин) в 5,6 раза, составив 84,8% в структуре государственных доходов.

Еще в XVII в. и в первой половине XVIII в. наряду с винными откупами существовала винная монополия, представлявшая собой исключительное право государства на производство, переработку, продажу, а также ввоз спирта (винная монополия) или на его продажу (частичная монополия). В России монополия была частичной. Окончательно винная монополия утвердилась "Положением о казенной продаже питей" (1894 - 1909). Винный акциз предполагал две нормы выхода из пуда ржи - 32 и 34 градуса безводного спирта. Производитель сам выбирал норму и при низшей получал без акциза в свое распоряжение половину перекура, т.е. выхода сверх нормы, при высшей - весь перекур. С улучшением техники перекур повышался, и, таким образом, винный акциз отвечал как фискальным интересам государства, так и интересам производителей. В 1880 г. плата за перекур была отменена, а вместо нее введено безакцизное отчисление в пользу заводчика в размере от 1,5% до 2% выкуренного спирта, т.е. обратно пропорциональное количеству выкурки. Безакцизные отчисления выплачивались производителю деньгами непосредственно из государственной казны.

Казна определяла необходимое ей количество спирта на текущий год и затем распределяла 80% этого количества между всеми винокуренными заводами пропорционально их продукции. Разверстанное количество спирта принималось в казну по ценам, устанавливаемым Министерством финансов. Остающиеся 20% спирта приобретались в казну с торгов. Для винокуров были выгоднее твердые цены Министерства финансов, и в 1903 г. все количество закупаемого спирта стало разверстываться по твердым ценам. Винокуренная промышленность превратилась в прибыльную отрасль, практически без коммерческого риска и с гарантированными доходами.

Продажа алкогольных напитков (водки) осуществлялась в казенных винных лавках по казенной цене, рестораны и буфеты высших разрядов имели право продажи по свободной цене.

Вплоть до ХХ в. косвенное налогообложение развивалось главным образом по пути расширения перечня подакцизных товаров, в тесной связи с применением казенных монополий на основные подакцизные товары. Постепенно индивидуальное акцизное налогообложение распространилось столь широко, что контроль над уплатой акцизов многочисленными субъектами предпринимательской деятельности стал затруднительным, фискальная эффективность акцизов снижалась вследствие роста расходов на налоговое администрирование [8].

В СССР акцизная система развивалась в течение 1921 - 1923 гг.; Акцизные поступления играли весьма крупную роль в доходном бюджете, составляя за 1922 - 1923 бюджетный год 17,2% всех налоговых поступлений по СССР (без Закавказья), в 1923 – 1924 - 23% .

Основными принципами построения советской акцизной системы явились установление акцизов, дающих крупный фискальный эффект, и изыскание таких видов акцизов, которые могли бы охватить наиболее широкие массы и городского и сельского населения.

Следует также отметить, что первый период действия советской налоговой системы совпал с периодом жесткой инфляции, когда ставки налогов в абсолютном выражении, как правило, безуспешно стремились приспособиться к обесценению валюты и налоговые доходы давали ничтожные суммы. С установлением «золотого рубля» ставки налогов были переведены в золотое выражение, и уплата производилась по курсу котировальной комиссии. Лишь с установлением твердой валюты и проведением денежной реформы налоги, а соответственно и акцизы, стали давать ожидавшийся от них доход. По тем акцизам, где это позволяло разнообразие их видов, были введены дифференцированные ставки, причем обложение прогрессивно возрастало с улучшением качества и повышением стоимости продукта.

Необходимо также отметить, что почти десятилетний опыт акцизного обложения дал вполне благоприятные результаты, как в области поступательного развития подакцизной промышленности, так и роста доходных поступлений по акцизам. Благодаря постепенному росту платежеспособности населения и увеличению производства подакцизной продукции, акцизные поступления обнаруживали из года в год интенсивный рост. Это в известной мере было вызвано и появлением новых объектов обложения (водки и других спиртных напитков крепостью свыше 40°, резиновой обуви, парфюмерно-косметических изделий и др.) и определенным увеличением ставок действовавших акцизов по сравнению с довоенным обложением.

подакцизные товары
Акцизы на товары в России
Что такое акциз

Что такое акциз

Акциз — это особый налог, тоже косвенный, как и НДС. Можно сказать, что это надбавка, которая “спрятана” в продажной цене товара, и ее цель — регулировать спрос. Как и в случае с НДС, уплата акциза ложится на плечи конечного потребителя, а предприниматель или компания только передают этот налог государству.

Акциз — федеральный налог, так что правила его расчета и уплаты одинаковы во всех регионах страны и нет регионов, которые освобождают от уплаты акцизов. Налоговая бдительно следит за уплатой этой пошлины, потому что они приносят в госбюджет 5-8% средств.

Понятие акциза

Акциз — налог, которым облагаются потребители различной продукции, попадающей под косвенное налогообложение. Данные условия накладываются на товары, попадающие под монопольное производство и обладающие большой рентабельностью на рынке. В отличие от пошлины на сбор с оборота, акцизы накладываются на сырьё, чей спрос не будет меняться от изменения ценовой категории.

подакцизные товары

Целей на установление подобного рода «податей» достаточно. Но основными выделяют — экономические и фискальные. В ряде обстоятельств, может быть произведена организация сбора на те товары, чья продажа нарушает экономическую поддержку изделий национального назначения и изготовления. Допустим, если Япония выпускает автомобили определенной марки, то цены конкурентов не могут быть меньше. В случае с фискальным сбором, правительство устанавливает на него ограничения, потому что продажа изделий делает производителю прибыль, чьё наличие превышает допустимые нормы.

Какие товары относятся к подакцизным

Есть список товаров, которые “назначены” подакцизными, то есть при торговле этими товарами приходится платить акциз, и неважно, произвели их в России или за границей. Обычно это популярные высокомаржинальные товары, их перечень постоянно меняется, он приведен в п. 1 ст. 181 НК РФ. Например, в списке есть:

  • продукты с содержанием спирта с долей до 9%;
  • алкогольные напитки — вина, сидры, пиво с долей спирта более 0,5%;
  • табак и все виды табачных изделий;
  • электронные сигареты с никотином и заправки к ним;
  • топливо: печное, дизельное
  • моторные масла;
  • бензин;
  • легковые машины;
  • мотоциклы с двигателем мощностью более 150 л.с.

Часть подакцизных товаров нужно маркировать (табак, алкоголь), другую часть нет (мотоциклы, автомобили).

В каждой группе подакцизных товаров есть исключения, например:

  • медицинские и ветеринарные товары с содержанием спирта (должны входить в список лекарств или ветеринарных средств);
  • парфюмерия с содержанием спирта (есть требования по процентной доле спирта и объему флакона);
  • виносодержащие материалы — сусла из винограда, яблок, пшеницы и пр.

Считается, что акцизы на алкоголь и табак помогают ограничивать потребление этих вредных для здоровья веществ. Акцизы на автомобильное топливо и масла становятся своего рода платой за пользование дорогами и загрязнение окружающей среды. А акцизы на предметы роскоши (икра, осетровые рыбы и пр.) помогают перераспределять средства.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Ставки акцизов на 2021 год: таблица и конкретика

Ставки акцизов постоянно изменяются с целью пополнения бюджета страны. Так, например, изменение ставок акцизов на 2021 год согласно финансово-экономическому обоснованию закона, обеспечит получение дополнительных доходов бюджетной системы РФ в сумме около 22 млрд рублей в год. Проследим динамику таких изменений.

Пункт 1 статьи 193 НК РФ С 1 января 2021 года претерпел ряд изменений. В ноябре 2021 года Госдума внесла ряд поправок, касающихся размеров акцизов на топливо, ряд позиций по продукции автомобильной промышленности. Поправки были закреплены в Федеральном законе от 27.11.16 № 335-ФЗ.

Помимо этого, в сфере подакцизных товаров появились новшества. С начала 2021 года введен акциз на вейпинг, то есть, использование электронных сигарет, а также на нагреваемый табак. Само устройство — электронные сигареты — обложили акцизом со ставкой 40 рублей за штуку, а жидкость для электронных систем доставки никотина — 10 рублей за 1 мл.

Более подробно и в точных официальных формулировках об этом нововведении можно узнать, изучив ставки акцизов на 2021 год: таблица в конце статьи. Там же в деталях расписаны и суммы новых акцизов на все категории товаров. Здесь же перечислим основные акцизные позиции последних годов.

Согласно изменениям, внесенным в статью 183 НК РФ, с января 2018 года неподакцизными стали, помимо ранее заявленных, следующие операции:

  • продажа товаров с акцизами, подвергнутых реэкспорту;
  • передача владельцу или тем, кому он укажет, подакцизных товаров, которые изготавливались по давальческой схеме, с целью продажи за рубеж по процедуре реэкспорта.

С 1 января 2021 года не будут рассматриваться как подакцизные товары спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке, спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в малой емкости, а также продукция ветеринарного назначения и пивное сусло.

Кто платит акциз

Плательщики акциза (ст. 179 НК РФ) — это российские и зарубежные:

  • индивидуальные предприниматели;
  • организации;
  • физлица, которые перевозят товар через границу Таможенного союза.

В большинстве случаев акциз платят при следующих действиях с товарами:

  • продажа;
  • пересечение границы;
  • производство;
  • передача для дальнейшего производства;
  • передача лицу, которое обеспечило сырье для производства товара;
  • передача для переработки;
  • передача сотруднику, который уходит из компании.

Обязанность по уплате акциза появляется не всегда. Некоторые группы товаров требуют уплаты налога только при конкретных операциях: скажем, производители прямогонного бензина платят акциз, а продавцы — нет.

От акцизов освобождают (ст. 183 НК РФ) производителей, если они передают товары внутри подразделений компании для дальнейшего производства (кроме некоторых случаев), если вывозят товары за рубеж, при первой продаже конфиската. Для освобождения нужно соблюсти особые условия: раздельный учет подакцизных и не подакцизных товаров, банковские гарантии (ст. 184, 195, 204 НК РФ).

Налоги на подацизные товары

Товары и продукты постоянно облагаются акцизами. Предметами для налогообложения являются:

  • производство подакцизной продукции на территории Российской Федерации;
  • импорт подакцизной продукции через таможенную службу;
  • процесс передачи подакцизной продукции на переделку в долгосрочной перспективе;
  • процесс передачи в Российской Федерации хозяйственными субъектами созданной подакцизной продукции для личного использования;
  • экспорт подакцизной продукции через службу таможни за пределы Российской Федерации
  • процесс передачи прав на подакцизную продукцию от одного владельца другому по принципу безвозмездности или же при оплате при помощи природных материалов.

Плательщики акцизов могут сохранять за собой статус постоянного плательщика лишь в случаях, когда они на постоянной основе проводят платежные операции по товарам, которые предположены к обложению налогом. У других пользователей акцизами данное обязательство имеет периодичный или временный характер.

Получается, оплата за акциз должна происходить только в тот период, когда осуществляется определенная операция с подакцизным товаром (покупка, продажа, транспортировка и т.д.). При условии, что подобное не случилось, то и оплачивать акцизы не требуется. Это указывается в пункте 2 статья 179 Налогового кодекса Российской Федерации.

Какие бывают ставки акциза

Есть три вида акцизных ставок:

  • твердые — определенная сумма на единицу измерения (например, на литр), такая ставка работает для всех подакцизных товаров, кроме папирос и сигарет;
  • адвалорные — процент от стоимости товара (упоминаются в НК РФ, но на практике не применяются);
  • комбинированные — состоят из суммы на единицу измерения и процента от максимальной стоимости, эта ставка работает для папирос и сигарет.

Для каждого вида товаров в категории работает своя ставка: скажем, каждый класс бензина имеет свою ставку.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Общий порядок расчета акциза

После того как налоговая база определена, рассчитайте сумму акциза.

При реализации (передаче) подакцизных товаров, для которых установлена твердая ставка, рассчитайте акциз по формуле:

Сумма акциза (ставка твердая) = Объем реализованных товаров (в единицах измерения, указанных в ставке акциза) × Ставка акциза на единицу измерения акциза

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 194 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета акциза при реализации подакцизных товаров, на которые установлены твердые ставки акциза

ООО «Альфа» занимается производством ликеро-водочных изделий с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

Ставка акциза для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта более 9 процентов установлена в размере 500 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.

В июне «Альфа» приобрела для использования в производстве 200 литров безводного этилового спирта стоимостью 11 800 руб. (в т. ч. НДС – 1800 руб.) Предварительно (в мае) организация перечислила в бюджет авансовый платеж акциза за приобретаемый спирт (п. 6 ст. 204 НК РФ). Сумма авансового платежа составила 100 000 руб. (200 л × 500 руб.) (абз. 5 п. 8 ст. 194 НК РФ).

Приобретенный спирт «Альфа» использует для производства ликера с объемной долей этилового спирта 14 процентов. В июне «Альфа» произвела 2000 бутылок ликера емкостью 0,7 литра. Объем использованного спирта составил: 2000 бут. × 0,7 л × 14% = 196 л.

В июле готовая продукция была полностью реализована. Договорная цена реализованного товара – 180 000 руб. (включая НДС – 18% и акциз).

При расчете акциза бухгалтер «Альфы» исходит не из объема реализованных ликеро-водочных изделий, а из количества содержащегося в нем безводного этилового спирта.

Сумма акциза за июль будет равна: 2000 бут. × 0,7 л × 14% × 500 руб./л = 98 000 руб.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие проводки (операции, связанные с производством готовой продукции, не рассматриваются).

Дебет 68 субсчет «Расчеты по авансовым платежам акциза» Кредит 51 – 100 000 руб. – перечислен авансовый платеж акциза (до приобретения спирта).

Дебет 10 Кредит 60 – 10 000 руб. – оприходован спирт;

Дебет 19 Кредит 60 – 1800 руб. – отражен НДС, предъявленный поставщиком спирта;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 1800 руб. – принят к вычету НДС по спирту.

Дебет 62 Кредит 90-1 – 180 000 руб. – отражена выручка от реализации ликера;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 27 457,63 руб. (180 000 руб. × 18/118) – начислен НДС с выручки от реализации;

Дебет 90-4 субсчет «Акцизы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам» – 98 000 руб. – начислен акциз при реализации ликера;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 68 субсчет «Расчеты по авансовым платежам акциза» – 98 000 руб. – зачтен авансовый платеж по акцизу.

Сумму авансового платежа акциза по спирту в пределах суммы акциза, начисленного с реализованной продукции, «Альфа» принимает к вычету (п. 16 ст. 200 НК РФ). Поскольку авансовый платеж превышает сумму акциза, начисленного при реализации, по итогам июля «Альфа» акциз в бюджет не уплачивает.

Оставшуюся часть авансового платежа акциза, не принятую к вычету в июле (2000 руб. = 100 000 руб. – 98 000 руб.), бухгалтер «Альфы» примет к вычету в последующих налоговых периодах, в которых приобретенный этиловый спирт будет использован для производства ликеро-водочных изделий с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

Как рассчитать размер акциза

Для расчета нужно знать ставку и налоговую базу. По каждому виду подакцизных товаров налоговая база (НБ) определяется по-своему (ст. 187 НК РФ).

  • По товарам со специфическими ставками НБ — это объем / количество проданных или переданных товаров.
  • По товарам с комбинированной ставкой (папиросам и сигаретам) НБ состоит из двух частей. Первая часть — это объем / количество проданных или переданных товаров, вторая часть — расчетная стоимость этих товаров, то есть произведение максимальной стоимости единицы товара (пачки) на количество товара. Максимальную цену производители наносят на каждую пачку папирос с 2007 года, выше этой цены товар продавать нельзя, есть штрафы за завышение стоимости.

Для первой группы товаров с твердой ставкой сумма акциза рассчитывается по формуле:

Налоговая база * Ставка акциза

Для второй группы товаров с комбинированной ставкой сумма акциза рассчитывается по формуле:

Налоговая база по количеству товара * Ставка на штуку товара + Назначенный процент * Максимальная цена товара

Когда уплачивают акцизы

Налоговый период по акцизам — один календарный месяц. Для всех подакцизных товаров кроме алкоголя акциз уплачивается дважды в равных долях за один период:

  • Первую выплату делают до 25 числа в месяц после месяца, когда подакцизный товар был продан / передан.
  • Вторую выплату делают до 15 числа через месяц после продажи / передачи товара.

Для алкоголя и спиртосодержащих товаров другие правила:

  • за алкоголь, проданный с 1 по 15 число месяца, акциз платят до 25 числа этого же месяца;
  • за алкоголь, проданных с 15 числа до конца месяца, акциз платят до 15 числа следующего месяца.

По акцизам можно применять вычеты, аналогично НДС, условия вычетов прописаны в ст. 200 и ст. 201 НК РФ. Например, вычет можно сделать, если вы используете подакцизный товар как сырье при производстве других подакцизных товаров, при этом уплатили акциз продавцу или в бюджет при ввозе товара, а ставки акциза установлены на единицу измерения НБ.

Ведите учет, начисляйте зарплату и отчитывайтесь в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис автоматически делает большинство расчетов, напоминает о датах платежей и отчетности, в нем есть инструменты для финансового контроля и оптимизации налогов. Первые две недели работы бесплатны для всех новичков.

Товары, которые не облагаются акцизами

Некоторые виды товаров не облагаются акцизами. В случаях, когда производится ввод определенной регистрации акцизов, то не подлежит обложению:

  • отдача внутри предприятия определенного вида подакцизной продукции для реализации другого вида этой продукции. Исключением из правил в данном случае является этиловый спирт (это прописано в подпункте 22 пункте 1 в статье 182 Налогового кодекса Российской Федерации);
  • вывоз подакцизной продукции из страны, и тогда, когда данный вывоз производит заказчик переделки подобного вида товаров или же его представитель;
  • транспортировка подакцизной продукции внутри страны;
  • начальное использование или процесс передачи подобных продуктов на дальнейшее переиздание в промышленной области под надзором сотрудников таможни или налоговой службы. Также подобные продукты могут отдаваться на утилизацию;
  • транспортировка внутри предприятия этилового спирта;
  • произведение алкогольной техники для последующего перегона продукции алкоголя (винная, виноградная, ромовая, коньячная и т.д.) и процесса выдержкипри последующем хранении и продаже;
  • определенные манипуляции с керосином, применяемым в летном деле.

Все перечисленные положения полноценно охарактеризованы в статье 183 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый кодекс также в статье 179 указывает, что плательщиками акцизов бывают не сплошь юридические лица, также ими могут быть и индивидуальные бизнесмены.

Единственный критерий для осуществления подобных условий – это то, что эти хозяйствующие субъекты должны иметь определенный статус, который разрешает проведение подобных манипуляций. К этим субъектам не относятся спекулянты или посредники.


В процессе использования подакцизных продуктов, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, происходит эмиссия данных продуктов, к тому же:

  • разливание алкогольных и пивных товаров;
  • различного рода перемешивание продукции в хранилищах этих товаров, где в конечном итоге появляется подакцизная продукция, которая должна облагаться акцизом по увеличенной ставке, нежели материал, из которого была сделана продукция.

Существуют случаи, когда подобные товары перепродаются по спекулятивной направленности посредниками. При осуществлении продаж подакцизной продукции плательщиками акцизов почти во всех случаях будут изготовители. Единственным исключением будет случай, когда осуществляется перепродажа конфискационных товаров, товаров, не имеющих владельцев, и тех, от которых хозяева отказались. Следовательно, в процессе заключения договора на услуги посредников оплачивать услуги по акцизам обязан изготовитель.

Особенность обложения налогом акцизов состоит в том, что платеж на акциз необходимо перечислять, когда подакцизная продукция передается посредникам. Дожидаться продаж данной продукции итоговому потребителю не является обязательным. Эта часть подробно описывается в пункте 2 статье 195 Налогового кодекса Российской Федерации, и указывается конкретная дата использования подакцизного продукта во время процесса отгрузки и распространения. По словам Минфина Российской Федерации, налоговая схема на подакцизные продукты должна считаться и начисляться непременно в процессе отдачи посреднику.

Читайте также: