Сроки уплаты таможенных пошлин налогов определяются в соответствии с

Опубликовано: 02.05.2024

Важно знать!

  • лицо подлежит административной ответственности за нарушение сроков уплаты таможенных платежей только в случае, если установлена его вина | ст. 1.5 КОАП РФ;
  • при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство | ст. 1.6 КОАП РФ;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения | ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу | ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет | ст. 1.7 КОАП РФ;
  • юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению | ст. 2.1 КОАП РФ.

Статья 16.22 КоАП РФ. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей (действующая редакция)

Статья 16.22 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Указанное деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения по ст. 16.22 КоАП РФ является нарушение порядка обложения перемещаемых товаров таможенными пошлинами, налогами и их уплаты.

Объективную сторону административного правонарушения образует бездействие, выразившееся в неуплате в установленные сроки таможенных пошлин, налогов.

В соответствии со ст. 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;

4) акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию;

5) таможенные сборы.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 50 ТК ЕАЭС).

Обязанность по уплате пошлин, налогов возникает:

— при незаконном перемещении товаров через таможенную границу при ввозе товаров на таможенную территорию (ст. 56 ТК ЕАЭС);

— у перевозчика с момента пересечения товарами таможенной границы при прибытии товаров на таможенную территорию (ст. 91 ТК ЕАЭС);

— у перевозчика с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории при убытии иностранных товаров с таможенной территории (ст. 97 ТК ЕАЭС);

— при помещении иностранных товаров на временное хранение (ст. 103 ТК ЕАЭС);

— другие случаи, установленные ст. 54 ТК ЕАЭС.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов определяются в соответствии со ст. ст. 56, 58, 91, 97, 103, 136, 137, 141, 153, 162, 174, 185, 198, 208, 216, 225, 232, 241, 247, п. 4 ст. 277, ст. ст. 279, 280, 284, 288, 295 и 309 ТК ЕАЭС (ст. 57 ТК ЕАЭС).

Например, в соответствии с п. 9 ст. 136 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению до выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

В отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин подлежит исполнению до выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п. 3 ст. 141 ТК ЕАЭС).

В случаях, если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования или товары перемещаются трубопроводным транспортом или по линии электропередачи, сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются законодательством государств-членов (п. 8 ст. 104 ТК ЕАЭС).

В отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа в соответствии с гл. 37 ТК ЕАЭС.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок уплачиваются пени. Начисление, уплата, взыскание и возврат пеней производятся в государстве — члене Союза, в котором в соответствии со ст. 61 ТК ЕАЭС подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в соответствии с законодательством этого государства-члена.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 КоАП РФ, выступает лицо, на которое возлагается обязанность по уплате пошлин, налогов. В соответствии со ст. 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Иным лицом может быть таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 16.22 КоАП РФ характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 15-20. ТОМ 1»

ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А, 2021. Издательство «РосБух»

Исключение ответственности за нарушение законодательства о рекламе

Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения правонарушения находилось в состоянии невменяемости | ст. 2.8 КОАП РФ:

  • то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
  • вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам | ст. 2.8 КОАП РФ:

  • для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Малозначительность

Также, лицо может быть освобождено от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности деяния | ст. 2.9 КОАП РФ. Освободить имеют право:

  • судья;
  • орган;
  • должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении.

что такое Малозначительность

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям | ст. 2.9 КОАП РФ. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся следующие административные правонарушения:

  • управление тс в состоянии опьянения | ст. 12.8 КОАП РФ;
  • отказ от прохождения медицинского освидетельствования | ст. 12.26 КОАП РФ.

Не имеют значения следующие обстоятельства:

  • личность;
  • имущественное положение;
  • добровольное устранение последствий;
  • возмещение причиненного ущерба.

Ставки таможенного сбора за оформление

С августа 2021 года действуют новые ставки сборов в пользу таможни, размеры которых всё так же коррелируют с ТСТ. Количество ставок возросло с 7 до 11, изменились также их диапазоны.

Таблица 2. Ставки сборов за т/о при импорте


При экспорте единственным платежом в пользу таможни является таможенное оформление (от 500 рублей), при условии, что товар не относится к перечню облагаемых экспортной пошлиной.

Методики расчёта стоимости товаров

ТСТ рассчитывается из стоимости затрат на производство товара и его перевозки до границы ТС. Для расчета используется несколько методов, исходя из стоимости сделки:

  • с ввозимыми товарами;
  • с идентичными товарами;
  • с однородными (схожими) товарами.

  • путём вычитания стоимости затрат, характерных для внутреннего рынка;
  • путём суммирования издержек производства, расходов и прибыли;
  • резервным способом, который используется в случае невозможности применения остальных методик.

Процедура расчёта начинается с основного метода. Если его применение невозможно, переходят к следующим методам в порядке, указанном в списке.

Что смягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение сроков уплаты таможенных платежей, могут признать смягчающими следующие обстоятельства | ст. 4.2 КОАП РФ:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
  • оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
  • Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.

Что отягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут признать следующие обстоятельства отягчающими | ст. 4.3 КОАП РФ:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Таможенные платежи

Содержание:

Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза - ТК ЕАЭС. (ранее см. статья 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акциз;
  • Таможенные сборы;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция - 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).

Документы и информация по таможенным платежам

  1. Коды таможенных платежей (Смотреть)
  2. Инструкция по уплате таможенных платежей (Смотреть)

Расчет таможенных платежей и их методы

Таможенные платежи – это комплексная величина, состоящая из нескольких видов обязательных таможенных выплат: сбор за таможенное оформление, акциз, пошлина и НДС, которая рассчитывается в зависимости от вида товара согласно его коду ТН ВЭД по таможенному тарифу таможенного союза.

Калькулятор расчета таможенных платежей

Пример расчета таможенного платежа:

При стоимости товара 1200 долларов, при условии что пошлина по нему составит 10% и НДС 20% таможенный платеж будет рассчитан следующим образом:
основа начисления 1200 долларов (80400,00 руб. по курсу ЦБ РФ на момент подачи декларации * )
1) сбор за таможенное оформление 375,00 руб.
2) 10% пошлина 8040,00 руб.
3) 20% НДС 17688,00 руб. (80400,00 + 8040,00 = 88440,00 руб. * 0,20 = 17688,00 руб.)

Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.

Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб. )


* - В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США

Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте). Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.

6 методов определения таможенной стоимости

Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) (Смотреть):

1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ). Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:

  • Были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • Были ввезены примерно в одно и то же время с оцениваемым товаром (не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров);
  • Были ввезены примерно в том е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.

3. По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

  • Расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
  • Суммы прибыли и коммерческих расходов;
  • Расходов на транспортировку;
  • Расходов на погрузку и выгрузку;
  • Расходов на страхование.

6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:

  • Адвалорная – ставка представляет собой фиксированную процентную ставку. Размер таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы);
  • Специфическая – размер пошлины строго фиксирован и накладывается на единицу товара (литр, килограмм, и т.д.);
  • Комбинированная – ставка сочетает в себе и адвалорную и специфическую виды ставок. При расчете таможенных пошлин выплате подлежит та пошлина, сумма которой больше.

Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.

НДС, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).

Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС. К таможенным сборам относятся:

  • Сбор за таможенное оформление - размер устанавливается Правительством РФ (Смотреть);
  • Сбор за таможенное сопровождение (сумма таможенных платежей зависит от расстояния перемещения груза);
  • Сбор за хранение груза на таможенном складе, cогласно п. 3 статьи 47 ТК ЕАЭС (ранее п. 3 статьи 72 ТК ТС), размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Ставки сбора за таможенное оформление товаров

(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)

Декларированная стоимость груза при импортеРазмер ставок сборов за таможенное оформление
Включительно до 200000 рублей 375 руб.
Свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей 750 руб.
Свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей 1500 руб.
Свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей 4125 руб.
Свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей 5625 руб.
Свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей 15000 руб.
Свыше 10000000 рублей 22500 руб.

Размер и условия применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами или внутренним законодательством государств – членов Таможенного союза. Взимание таможенных платежей (специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) происходит в порядке аналогичном взиманию ввозной таможенной пошлины ТК ЕАЭС статья 71 (ранее см. статья 70 ТК ТС).

Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Уклонение от таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей недопустимо и наказывается наложением штрафов, начислением пеней и даже наложением административного ареста.

Однако ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда размер таможенных платежей может быть существенно снижен. Речь идет и о льготах по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.

Уплата таможенных платежей - порядок и сроки

Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статье 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.

Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.

Возврат таможенных платежей

В случае переплаты таможенных платежей декларант вправе обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о возврате переплаченных средств. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие этот факт.

Вы хотите произвести точный расчет таможенных платежей? – Мы поможем Вам!

Уплата таможенных платежей — прямая обязанность участников ВЭД. Осуществлять выплаты они должны в строго установленные законодательством сроки. Несоблюдение сроков уплаты таможенных платежей преследуется и наказывается. Однако у бизнесменов есть возможность получить рассрочку или добиться изменения сроков выплат на таможню. Теперь обо всём по порядку.

Кто является плательщиками?

Кто должен платить таможенные платежи

Плательщики таможенных платежей называются декларантами. Это регламентировано 79 статьёй ТК ТС. Налогоплательщиками могут быть и иные лица, на которых возложена обязанность по погашению взносов.

ТК ТС выделяет 2 категории декларантов:

  • Граждане государства.
  • Иностранные лица.

В свою очередь, эти 2 категории имеют свои разновидности. Гражданин государства является участником ВЭД и должен платить таможенные пошлины, если он:

  1. Заключил внешнеэкономическую сделку или является законным представителем лица, заключившего её.
  2. Имеет право на пользование и распоряжение товарами (в том числе и на ввоз и вывоз).

Иностранные же лица могут быть декларантами, если они:

  • Перевозят через границу государства товары, которые в дальнейшем будут использоваться в личных целях.
  • Имеют законные таможенные льготы.

Помимо этих категорий плательщиков, декларантом может быть и торговый представитель. Таких лиц часто называют торговыми брокерами. Они осуществляют операции по ввозу или вывозу продукции от другого лица по его поручению.

Логотип кнопка

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

Возможные и обязательные плательщики

Выделяют 2 отдельные категории плательщиков — обязательные и возможные. К первой категории лиц относятся декларанты и их торговые представители.

Возможными плательщиками таможенных платежей являются лица, которые:

  • Владеют складом временного хранения, если продукция была утрачена или выдана без разрешения таможенного органа.
  • Владеют таможенным складом, если продукция была утрачена или выдана без разрешения таможенного органа.
  • Получили согласие таможенного органа на переработку продукции на их территории или получили согласие на выполнение этой операции.
  • Получили согласие таможенного органа на переработку продукции, предназначенной для внутреннего пользования.
  • Получили согласие таможенного органа на переработку продукции вне его территории.
  • Получили согласие таможенного органа на временный вывоз или ввоз продукции.
  • Незаконно транспортируют продукцию через государственную границу или участвуют в этой процедуре.

Эта категория участников ВЭД может рассматриваться в качестве плательщиков только при наличии определённых обстоятельств.

Сроки уплаты таможенных платежей

Срок оплаты таможенных платежей

Нормативные акты устанавливают сроки уплаты платежей при перевозке продукции через государственную границу. Они должны быть строго соблюдены участниками ВЭД при ввозе или вывозе продукции.

Срок уплаты платежей при импорте товаров определяется днём предоставления государственному органу декларации. Все выплаты должны быть осуществлены не позднее дня предоставления государственному органу этого документа.

Если подаётся периодическая таможенная декларация, то сроки уплаты налогов при импорте товаров составляют 15 дней. Исчисляется этот срок со дня прибытия продукции на территорию государства.

При изменении или уточнении сведений и данных участник ВЭД должен вторично подать декларацию в таможенный орган. Если эти изменения повлияли на размер таможенных пошлин, то доплата должны быть осуществлена не позднее дня подачи документа.

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей при импорте товаров осуществляется в соответствии с 355 статьей ТК ТС.

Изменение срока уплаты пошлин и сборов

В некоторых ситуациях срок уплаты таможенных платежей может быть изменён. Рассмотрим данную процедуру поподробнее.

Условия и основания

Срок осуществления выплат в бюджет государства может быть представлен в форме:

  • отсрочки;
  • рассрочки.

Для выполнения этой процедуры необходимы следующие основания:

  • Серьёзный ущерб, который был причинён участнику ВЭД вследствие стихийных бедствий, природных катаклизмов и других аварий.
  • Задержка государственных выплат.
  • Задержка выплат за исполнение государственного заказа.
  • Импорт продукции с малым сроком годности.
  • Импорт продукции, которая в дальнейшем будет использована в промышленной переработке.
  • Импорт отдельных видов воздушных судов.
  • Импорт товаров, необходимых для ведения сельскохозяйственной деятельности и т. д.

При соблюдении одного из перечисленных выше условий участник ВЭД может получить отсрочку или рассрочку платежа.

Порядок изменений

Первый шаг, который необходимо сделать для получения отсрочки или рассрочки, — подать заявление в таможенный орган. Грамотное его составление может существенно повлиять на решение.

Заявление должно содержать следующую информацию:

  • Сведения об участнике ВЭД.
  • Реквизиты контракта.
  • Наименование перевозимой продукции.
  • Основания для получения лицом отсрочки или рассрочки.
  • Сумма таможенных платежей, подлежащих к уплате.
  • Срок, на который необходимо перенести платёж.
  • Сведения, которые подтверждают отсутствие оснований для отказа в предоставление отсрочки или рассрочки платежа.

К заявлению необходимо прикрепить те документы, которые подтверждают наличие оснований для переноса срока платежа.

Решение выносится таможенным органом в течение 10 дней после подачи плательщиком всех документов. Оно выносится в письменной форме.

Документ о решении таможенного органа должен содержать следующую информацию:

  • Срок, на который перенесён платёж.
  • Сумма платежа.
  • График таможенных выплат.
  • Иные сведения, которые необходимы участнику ВЭД для погашения платежа.

Должны физические лица платить таможенные пошлины и сборы
Многие пользователи интересуются, должны ли платить таможенные пошлины физические лица? Читайте об этом в отдельной статье.
Как рассчитать таможенные пошлины узнайте тут. Опытные участники ВЭД не советуют полагаться в расчётах на сотрудников таможни.

Отсрочка уплаты

При отсрочке уплата таможенных платежей переносится на более поздний срок. В таком случае участник ВЭД может избавиться от просрочки платежа, начисления пени и штрафов. Но за предоставление отсрочки начисляются проценты. Они должны быть оплачены не позднее дня истечения отсрочки.

Не на все заявления налогоплательщиков таможенный орган отвечает согласием. Отказ можно получить в следующих случаях:

  • Наличие задолженностей по таможенным выплатам.
  • Отсутствие необходимых для принятия решения документов и сведений.
  • Незаконченная процедура оформления банкротства.
  • Фигурирование в уголовном деле, которое связано с нарушением и несоблюдением ТК ТС.

А вот памятка о порядке уплаты таможенных пошлин для физических лиц:


Итак, соблюдение сроков уплаты таможенных платежей — прямая обязанность каждого участника ВЭД. Но при наличии серьёзных оснований этот срок можно перенести.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Думаю многих интересует вопрос о том, в течении какого срока таможенные органы могут доначислить таможенные платежи после того как товары перемещены через границу и выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Будем исходить из того, что при доначислении таможенных платежей таможенным органом должно быть выставлено требование об уплате таможенных платежей. Порядок выставления требования установлен статьей 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”

Статья 152. Требование об уплате таможенных платежей

1. Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.

2. В случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которой в соответствии с настоящим Федеральным законом направляется требование об уплате таможенных платежей, изменилась после направления указанного требования, таможенный орган направляет уточненное требование об уплате таможенных платежей с указанием оснований изменения обязанности. При этом первоначально направленное требование об уплате таможенных платежей отзывается одновременно с направлением уточненного требования об уплате таможенных платежей.

3. При солидарной обязанности плательщиков таможенных пошлин, налогов уточненное требование об уплате таможенных платежей направляется тем же лицам (тому же лицу), которым (которому) было направлено отозванное требование об уплате таможенных платежей.

4. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

5. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

6. Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

7. При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела.

8. В случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары.

9. В акте таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, форма и порядок заполнения которого утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, должны быть указаны:

1) дата и номер соответствующего документа таможенного органа, оформленного по результатам проведения таможенного контроля;

2) номера документов, позволяющих идентифицировать товар, с приложением указанных документов;

3) расчет подлежащих уплате (доплате) таможенных платежей;

4) нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, выявленных по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме.

10. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле влечет наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее трех месяцев после дня обнаружения указанного нарушения. День обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в соответствии с частями 6 – 8 настоящей статьи.

11. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.

12. Уточненное требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее 10 рабочих дней со дня подтверждения факта, свидетельствующего об изменении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

13. Срок исполнения уточненного требования составляет не более 10 рабочих дней со дня получения уточненного требования об уплате таможенных платежей.

14. Направление требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, не является основанием для признания данного требования незаконным.

15. При направлении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, пени и (или) проценты, подлежащие уплате, начисляются по день окончания указанных сроков включительно.

16. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) может быть передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения указанного требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.

17. При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой.

18. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) направляется плательщику таможенных пошлин, налогов независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.

Из статьи 152 напрямую не следует, что требование не может быть выставлено позднее какого либо срока, но установлено, что выставлению требования предшествует в обязательном порядке составление В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ акта обнаружения неуплаты таможенных платежей основанного на решении (например решение о классификации) либо составление КДТ при корректировке таможенной стоимости.

Но применительно к сроку составления актов и КДТ срок все же установлен статьей 163 ФЗ-311

Статья 164. Сроки осуществления таможенного контроля

1. Проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории.

2. Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение ТРЕХ ЛЕТ с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Также следует учитывать положения части 5 статьи 150 ФЗ-311

согласно которым принудительное взыскание таможенных платежей не производится:

1) если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

2) если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратилась в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза.

На этот счет имеется разъяснение Пленума ВАС РФ

В целях формирования единообразных подходов к разрешению вопросов, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел, связанных с применением таможенного законодательства, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам (далее – суды) следующие разъяснения.

5. При рассмотрении дел, касающихся правомерности взыскания таможенных платежей, судам надлежит учитывать, что десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей, установленный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании, не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается. В связи с этим направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании:
– со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо
– со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС (предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами при условном выпуске), либо
– со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

8. В силу части 1 статьи 24 Закона о таможенном регулировании, если иное не предусмотрено этим Законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в порядке ведомственного контроля вправе в любое время отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела.

В то же время по смыслу части 1 статьи 99 ТК ТС и части 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании в отношении декларантов и иных заинтересованных лиц срок таможенного контроля, осуществляемого после выпуска товаров, ограничивается тремя годами со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Толкуя указанные нормы во взаимосвязи, судам необходимо иметь в виду, что и в том случае, когда основания для начисления сумм таможенных платежей, пеней, процентов возникли по итогам проведения ВЕДОМСТВЕННОГО контроля, требование об уплате таможенных платежей (статья 152 Закона о таможенном регулировании) может быть направлено декларанту или иному заинтересованному лицу лишь в пределах трехлетнего срока, предусмотренного частью 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании.

При этом названное требование может быть направлено соответствующему лицу не только тем таможенным органом, который осуществил выпуск товара, но и вышестоящим таможенным органом, проводившим ведомственный контроль.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 30 декабря 2010 г. N 2711

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ТРЕБОВАНИЯ
ОБ УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

В целях реализации положений статей 91, 93 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ “О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) и обеспечения единообразного применения таможенными органами мер по взысканию таможенных платежей, пеней и процентов приказываю:

1. Утвердить прилагаемую форму требования об уплате таможенных платежей.

2. Начальникам таможенных органов обеспечить соблюдение порядка и сроков направления плательщику требования об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” по форме, утвержденной настоящим Приказом.

3. Признать утратившим силу Приказ ФТС России от 3 декабря 2009 г. N 2183 “Об утверждении формы требования об уплате таможенных платежей” (зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010, рег. N 15961).

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М. Малинина.

советник таможенной службы

к Приказу ФТС России

от 30 декабря 2010 г. N 2711

Требование об уплате таможенных платежей

(в случае направления настоящего требования заказным письмом с уведомлением делается отметка таможенного органа о вручении организации или физическому лицу заказного письма согласно полученному уведомлению о вручении либо дата получения заказного письма, определяемая в соответствии с таможенным законодательством)

Если требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику согласно ч. 11 ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, таможенным органом указывается срок уплаты – 20 дней, если плательщику направляется уточненное требование об уплате таможенных платежей согласно ч. 13 ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, таможенным органом указывается срок уплаты – 10 рабочих дней.

Приказ ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2708
“Об утверждении формы акта таможенного органа об обнаружении
факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей
и порядка его составления”

В соответствии с положениями статей 91, 93 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ “О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) и в целях обеспечения единообразного применения таможенными органами мер по взысканию таможенных платежей, пеней и процентов ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить форму акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (далее – акт) (приложение N 1) и порядок составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (далее – порядок) (приложение N 2).

2. Начальникам таможенных органов обеспечить соблюдение порядка и сроков составления акта в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”.

3. Признать утратившим силу Приказ ФТС России от 18 февраля 2010 г. N 330 “Об утверждении формы акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и порядка его составления” (зарегистрирован Минюстом России 13.04.2010, рег. N 16897).

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М.Малинина.

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

  • при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
  • при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС.

Формы и способы уплаты таможенных пошлин, налогов, а также момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств — членов ЕАЭС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги (п. 6 ст. 61 ТК ЕАЭС).

В России оплата производится на счет Федерального казначейства в валюте Российской Федерации (и. 3 ст. 128 Закона № ЗИ-ФЗ).

УПЛАТА ПУТЕМ ЗАЧЕТА РАНЕЕ ВНЕСЕННЫХ АВАНСОВ

Таможенные платежи могут производиться путем внесения аван­сов (см. п. 2 ст. 116 ТК ЕАЭС).

В этом случае денежные средства вносятся на счет Федерального казначейства в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицирутся плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.

Средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, которое их внесло, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает соответствующее распоряжение таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи.

В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных плате­жей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 121 Закона № 311-ФЗ).

На основании распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, об их использовании, за исключением заявления на возврат авансовых платежей, таможенный орган, который осуществляет администрирование указанных денежных средств, производит идентифика­цию авансовых платежей в качестве таможенных платежей или де­нежного залога по их видам и суммам.

Авансовая форма осуществления таможенных платежей удобна для тех, кто осуществляет внешнеторговые сделки регулярно, так как в этом случае экспортеры (импортеры) вносят на счет или в кассу таможенного органа определенную (как правило, значительную) сумму и тем самым создают своего рода бюджет для предстоящих расчетов по таможенным платежам. Расходование таможенным органом этих средств контролируется плательщиком путем подачи письмен­ных запросов (требований), в ответ на которые таможенный орган не позднее 30 дней со дня их получения обязан представить отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, но не более чем за 3 года, предшествующие указанному заявлению. Стандартная форма такого отчета приведена в приложе­нии № 2 к приказу ФТС России от 23.12.2010 № 2554.

В случае несогласия лица, внесшего авансовые платежи, с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств этого лица. Результаты такой вы­верки оформляются актом по форме, приведенной в приложении № 2 к приказу ФТС России от 22.12.2010 № 2521. Акт составляется в 2-х экземплярах, подписывается таможенным органом и лицом, внесшим авансовые платежи. Один экземпляр акта после его подпи­сания вручается лицу, внесшему авансовые платежи.

Возврат авансовых платежей производится по заявлению плательщика в месячный срок, при нарушении которого таможенный орган за каждый день просрочки должен уплачивать проценты, которые рас­считываются по ставке рефинансирования Банка России, действующей в период нарушения срока возврата (п. 6 ст. 147 Закона № 311-ФЗ).

Заявление о возврате авансовых платежей может быть подано в течение 3-х лет со дня внесения аванса в кассу таможенного органа или поступления на его счет.

Заявление о возврате авансовых платежей с приложением документов, перечень которых установлен ст. 122 Закона № 311-ФЗ, подается в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств.

Если в таможенный орган ранее предоставлялись документы, указанные в частях 4—7 ст. 122 закона № 311-ФЗ, лицо вправе не предоставлять такие документы повторно, сообщив сведения о предоставлении таможенному органу таких до­кументов и об отсутствии в них изменений (п. 8 ст. 122 Закона № 311-ФЗ).

Согласно и. 3 ст. 122 Закона № 311-ФЗ к заявлению о возврате авансовых платежей прилагаются следующие документы:

  • платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей;
  • документы, указанные в частях 4—7 ст. 122 Закона № 311-ФЗ, в зависимости от статуса лица;
  • иные документы, которые могут быть предоставлены лицом, подавшим заявление о возврате авансовых платежей, для подтверж­дения обоснованности возврата.

В КАКОЙ МОМЕНТ ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ БУДЕТ СЧИТАТЬСЯ ИСПОЛНЕННОЙ

Обязанность по уплате таможенных платежей считается исполненной, если размер перечисленных на соответствующий счет Феде­рального казначейства денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (п. 1 ст. 117 За­кона № 311-ФЗ):

  • с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, в том числе при уплате таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, банкоматы;
  • с момента внесения наличных денежных средств в кассу тамо­женного органа либо с момента уплаты наличных денежных средств через платежные терминалы, банкоматы;
  • с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов из­лишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, – с момента получения таможенным органом заявления о зачете;
  • с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет про­изводится по инициативе плательщика, — с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;
  • с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организа­цией, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэконо­мической деятельности (Внешэкономбанк)» в соответствии с бан­ковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;
  • с момента зачисления денежных средств на соответствующие счета, указанные в ст. 116 Закона № 311-ФЗ, в случае взыскания таможенных платежей за счет:
  1. товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги;
  2. залога имущества плательщика таможенных пошлин, налогов.

При этом согласно п. 2 ст. 117 Закона № 311-ФЗ для целей выпуска товаров при уплате таможенных пошлин или налогов в без­наличном порядке подтверждением исполнения обязанности платель­щика по их уплате является поступление необходимых сумм на со­ответствующие счета, указанные в ст. 116 Закона № 311-ФЗ, а при уплате таможенных пошлин или налогов с использованием электронных терминалов, платежных терминалов или банкоматов в соот­ветствии с ч. 15 ст. 116 Закона № 311-ФЗ таким подтверждением является документ, сформированный электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, в том числе в электронном виде, подтверждающий осуществление перевода денежных средств на соответствующие счета, указанные в ст. 116 Закона № 311-ФЗ. С момента формирования указанного документа перевод денежных средств, осуществляемый в целях уплаты таможенных пошлин, налогов, становится безотзывным.

Банком не взимается плата за обслуживание по операциям по перечислению сумм таможенных платежей, пеней, процентов со счета плательщика таможенных пошлин, налогов в банке на соответствующие счета, указанные в ст. 116 Закона № 311-ФЗ (п. 5 ст. 117 Закона № 311-ФЗ).

По письменному заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов, или лиц, фактически перечисливших таможенные платежи в соответствии с действующим законодательством, таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, на­логов в письменной форме, но не более чем за 3 календарных года, предшествующие этому требованию (п. 4 ст. 117 Закона № 311-ФЗ).

При этом таможенные органы не вправе требовать подтвержде­ния поступления денежных средств на счет Федерального казначей­ства либо на счет, определенный международным договором госу­дарств – членов Евразийского экономического союза. Таможенный орган обязан сам предоставить сведения о поступлении денежных средств на счет Федерального казначейства либо на счет, определен­ный международным договором государств – членов Евразийского экономического союза.

Читайте также: