Антикризисные мероприятия в сфере налогового законодательства

Опубликовано: 17.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Информация Федеральной налоговой службы от 31 марта 2020 г. “Госдума приняла антикризисные меры поддержки для владельцев налогооблагаемого имущества”

Государственной Думой принят федеральный закон, реализующий антикризисные меры поддержки для владельцев налогооблагаемого имущества в рамках Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Так, в связи с Указом Президента РФ о нерабочих днях с 30 марта по 3 апреля 2020 года предельный срок представления декларации по налогу на имущество организаций за 2019 год продлен до 6 апреля т.г. включительно. При этом Правительство РФ получило полномочия по дополнительному продлению этого срока.

Также Правительство РФ наделяется правом в 2020 году продлевать установленные НК РФ сроки уплаты налогов и авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу в период с 1 января по 31 декабря 2020 года (включительно).

В то же время высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ получили право в 2020 году продлить установленные законодательством субъектов РФ и нормативными актами муниципальных образований сроки уплаты вышеуказанных имущественных налогов (авансовых платежей по налогам) в период с 1 января по 31 декабря 2020 года (включительно), если эти сроки не продлило Правительство РФ или Правительством РФ предусмотрены более ранние сроки уплаты таких налогов.

Если сроки уплаты продлеваются в регионе для отдельных категорий налогоплательщиков, то учитываются следующие показатели: основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2020 года; данные в реестрах, которых ведет ФНС России, в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При определении этих категорий налогоплательщиков на основе других критериев уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ формирует соответствующий перечень налогоплательщиков с указанием их идентификационных номеров, который направляется в налоговый орган по субъекту РФ в электронной форме.

После вступления в силу Закона планируется оперативное издание постановления Правительства РФ, направленного на реализацию перечисленных мер поддержки налогоплательщиков.

Обзор документа

ФНС сообщает о принимаемых антикризисных мерах поддержки для владельцев налогооблагаемого имущества в рамках Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавируса.

Предельный срок подачи декларации по налогу на имущество организаций за 2019 г. продлен до 6 апреля 2020 г. включительно. При этом Правительство РФ может дополнительно продлить этот срок, а также сроки уплаты транспортного и земельного налогов. Ряд полномочий получили и региональные власти.

Если сроки уплаты налогов продлеваются для некоторых категорий налогоплательщиков, то при принятии актов и установлении критериев определения этих категорий учитываются:

- основные виды экономической деятельности по состоянию на 1 марта 2020 г.;

- данные, содержащиеся в реестрах, в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При использовании иных критериев формируется перечень плательщиков с указанием их идентификационных номеров, который направляется в налоговый орган по региону в электронном виде.


CC BY

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Царькова Стелла Борисовна

Текст научной работы на тему «Антикризисные мероприятия в сфере налогового законодательства»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2009. № 1 (5)

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Нарькова Стелла Борисовна кандидат

экономических наук, доцент заведующая кафедрой экономики и налогообложения филиал НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия» в г. Тольятти

Кризис, о котором очень много говорят в последнее время, носит масштаб мирового. Однако, по прогнозам аналитиков, особенно больно он должен ударит по экономике Российской Федерации. Это связано с неразвитостью рыночных институтов, с несложившей-ся конкурентной средой, с ресурсно-зависимой экономикой страны. Правительства стран, экономика которых страдает от кризиса, пытаются искать решения как на уровне «латания дыр», так и на уровне фундаментальных проблем. Одной из таких проблем являются налоги и налоговая система.

Налогообложение — система, при которой независимые граждане обеспечивают ресурсами государство и благодаря этому сохраняют контроль над ним. Но сейчас она утратила данный смысл. Налог платит государству человек, который сам получает зарплату от него за счет своих же выплат. А если налог платит государственная корпорация, получается то же самое: перекладывание денег из кармана в карман и появление занятых этим бюрократов. Вероятно, фундаментальная реформа налогообложения в России — это проблема будущего, возможно, далекого. Рассмотрим временные меры, связанные с изменениями налогового законодательства, способные сгладить негативные последствия наступающего кризиса.

В первую очередь законом № 224-ФЗ от 27.11.2008 г. внесены изменения в часть первую НК РФ. Здесь уточняется порядок вступ-

ления в силу актов законодательства о налогах и сборах, улучшающих положение налогоплательщиков. Согласно дополнению, внесенному в ст. 5 НК РФ, с 1 октября 2008 года такие акты могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это (п. 1 ст. 1, п. 5 ст. 9 Закона № 224-ФЗ). Согласно общему правилу (до внесения изменений. — С. Ц.) акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Принятым Законом вводится особый порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации (ст. 64.1 НК РФ). Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. Отсрочка или рассрочка может предоставляться без способов ее обеспечения. Организация, претендующая на получение отсрочки или рассрочки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обращается в Министерство финансов Российской Федерации с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:

1) справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;

2) предполагаемый график погашения задолженности;

3) документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;

4) письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.

Копия заявления направляется организацией в налоговый орган по месту ее учета. Решение по заявлению организации принимается в течение одного месяца со дня его получения.

Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования. Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм единого социального налога, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, подлежит согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Также установлено, что решения об изменении сроков уплаты налогов в соответствии с установленным порядком могут быть приняты министром финансов до 1 января 2010 года (п. 14 ст. 9 Закона № 224-ФЗ).

Скорректирован порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банке по решению налогового органа (прекращение банком всех расходных операций по счету налогоплательщика в целях обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а теперь, в соответствии с Законом № 224-ФЗ, также пеней и штрафов). В частности, решение об отмене приостановления операций по счетам организации должно вручаться представителю банка не позднее дня, следующего за днем принятия налоговым органом такого решения (п. 4 ст. 76 НК РФ). Введена норма, предусматривающая ответственность налоговых органов за нарушение сроков отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций, либо срока направления в банк такого решения. За каждый календарный день нарушения срока будут начисляться проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления расходных операций (пункт 9.2 ст. 76 НК РФ).

Повышается ответственность банков за нарушения в сфере налогового законодательства: например, непредставление в налоговый орган справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков, что может повлечь взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ст. 135.1 НК РФ). Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления этим лицом свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа не 10 тысяч рублей, как это было в старой редакции, а 20 тысяч (ст. 132, п. 1 НК РФ). Изменен также абзац первый п. 2 ст. 132 НК РФ: после слова «Несообщение» дополнить словами «в установленный срок», после слов «закрытии счета» дополнить словами «об изменении реквизитов счета»; в этом случае теперь предусмотрен штраф не 20 тысяч, а 40 тысяч.

Изменена ст. 133 о нарушении срока исполнения поручения о перечислении налога, которая влечет взыскание штрафа в размере одной сто-пятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 % за каждый календарный день просрочки. Теперь эта мера относится и к авансовым платежам, пеням, штрафам.

Изменения также коснулись порядка проведения налоговых проверок и оформления их результатов (ст.ст. 88, 101 НК РФ). В частности, введена норма, касающаяся недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона. Также документы (информация) о деятельности налогоплательщика, представленные с нарушением установленных сроков, не будут считаться полученными с нарушением требований НК РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Законом № 224-ФЗ внесено следующее дополнение: «В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика».

В ст. 101 в абзаце втором пункта 4 НК РФ первое предложение изложено теперь в следующей редакции: «При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа». Оно также дополнено новыми вторым и третьим предложениями следующего содержания: «Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных настоящим Кодексом, то полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса». При этом абзац первый пункта 9, где говорится о привлечении к налоговой ответственности или отказе о привлечении к таковой, дополнить предложением следующего содержания: «При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения».

Изменения, облегчающие налоговое бремя, коснулись также конкретных налогов. В частности, в соответствии с новой редакцией п. 7 ст. 150 НК РФ от налогообложения НДС будет освобожден ввоз технологического оборудования, при условии, что его аналоги не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Ст. 161 НК РФ дополнена положениями, устанавливающими особенности налогообложения НДС операций по реализации не закрепленного за организациями и учреждениями имущества, составляющего государственную казну, казну субъектов РФ и муниципальную казну.

Согласно изменениям, внесенным в ст. 165 НК РФ, уточнен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% по экспортным операциям.

Новая редакция ст.168 НК РФ устанавливает обязанность выставления счетов-фактур при получении налогоплательщиком сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав). Определен также порядок принятия к

вычету сумм налога, уплаченных на основании таких счетов-фактур (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Изменения, касающиеся налогообложения НДФЛ, также нашли отражение в данном законе. Согласно поправкам, внесенным в ст. 220 НК РФ, вдвое (т. е. до двух миллионов рублей) увеличен размер имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщикам в суммах, израсходованных ими на новое строительство и (или) приобретение жилья. Данные положения Налогового кодекса РФ распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

По изменениям, касающимся налогообложения налогом на прибыль организаций, снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20% за счет сумм налога, подлежащих зачислению в федеральный бюджет (ст. 284 НК РФ). Законом предусматривается возможность расчета ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет в четвертом квартале 2008 года, исходя из фактически полученной прибыли (ст. 27.1 Закона № 118-ФЗ). В новой редакции изложены положения, касающиеся порядка включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп, метода и порядка расчета сумм амортизации (ст. ст. 258, 259 НК РФ). Расширен перечень расходов на добровольное имущественное страхование, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль. В частности, в перечень включены затраты на добровольное страхование риска ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с финансированием строительства олимпийских объектов (ст. 263 НК РФ).

Согласно правилу, установленному п. 1 ст. 269 НК РФ, при отсутствии долговых обязательств, которые выданы в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, — для долговых обязательств в рублях и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте. Действие данной нормы Законом 224-ФЗ приостановлено до 31.12.2009 г. В период с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года установлен особый порядок признания расходов на уплату процентов по долговым. Теперь предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,5 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте (п. 1 ст. 269 НК РФ).

В изменениях, касающихся налогообложения единым налогом в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), субъектам РФ предоставлено право снижать с 15 до 5% ставку налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.20 НК РФ).

Законом № 224-ФЗ внесены изменения также в ряд иных законодательных актов в сфере налогообложения. Закон вступил в силу с 1 января

2009 года, за исключением отдельных его положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Например, норма, устанавливающая ответственность налоговых органов за нарушение сроков, связанных с отменой решения о приостановлении операций по счетам налогопла-тельщика-организации (п. 9.2 ст. 76 НК РФ), вступит в силу с 1 января

2010 года. Действие отдельных положений распространено на правоотношения, возникшие до вступления в силу Закона. Так, в частности, действие пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ (регламентирующего предоставление налогоплательщикам НДФЛ имущественного налогового вычета) распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

Самое важное, что было установлено, что решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов в случае, предусмотренном ст. 64.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции закона № 224-ФЗ), могут быть приняты до 1 января 2010 года.

Достаточно краткий обзор антикризисных изменений, внесенных в НК РФ законом № 224-ФЗ, показал, что отчасти облегчается налоговое бремя для налогоплательщиков-организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в то же время ужесточаются наказания для банков и других организаций, чья информация является необходимой для полноценного учета налогоплательщиков. В целом же, данные изменения являются ярким примером «латания дыр», которые если и способны принести позитивные результаты, то только на короткое время.

Подписано в печать 20.06.09. Формат 70x100/16. Печать оперативная. Уел. печ. л. 12,1. Печ. л. 9,5. Тираж 500 экз.

Издательство Самарской гуманитарной академии 443011, Самара, 8-я Радиальная, 6.

Отпечатано в типографии ООО Издательство "СамЛюксПринт" 443095, Самара, ул. Ташкентская, 151А Тел.: (846) 927-07-09

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Снижение налогов в условиях кризиса - это абсолютно необходимая мера. Многие страны мира, в том числе и Россия, используют сегодня налоговые послабления, чтобы сдержать падение темпов экономического роста. Россия уже приняла меры налогового стимулирования в объеме 1 трлн. рублей.Для упрощения налоговой системы и поддержки налогоплательщиков в условиях сложной экономической ситуации Федеральными законами от 26.11. 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 30.12. 2008 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» был принят пакет антикризисных мер, связанных со снижением налогов.

Главная антикризисная налоговая мера - снижение налога на прибыль с 24% до 20% за счет части налога, поступающей в федеральный бюджет. При этом региональные власти получили право снизить этот налог за счет своей части.

С 1 января 2009 года налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

До 1 января 2009 года действовала налоговая ставка в размере 24 процентов. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процентов, зачислялась в федеральный бюджет. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процентов, зачислялась в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговые послабления отразятся, прежде всего, на федеральном бюджете, так как возможности большинства регионов весьма ограничены.

Какие же регионы снизили налоговую нагрузку? Только Пермская область решилась на снижение ставки налога на прибыль, зачисляемой в региональный бюджет. Власти других регионов не рискнули в условиях кризиса снижать ставку налога.

Однако в российских условиях снижение налогов во многих случаях более эффективно, чем прямая финансовая помощь государства. При этом сейчас очень сложно оценить, какой эффект окажет снижение налога на прибыль организаций на их экономическую активность. По расчетам Министра финансов Алексея Кудрина, в результате снижения налога на прибыль предприятия получат в 2009 году около 400 млрд. руб. дополнительных средств.

Во-вторых, организации получили возможность внеочередного и оперативного перехода с авансового способа уплаты этого налога на уплату по фактически полученной прибыли

Изменение способа уплаты налога на прибыль должно оказать положительное воздействие на ликвидность не только организаций, но и всей банковской системы. При переходе на уплату по фактической прибыли объем налога на прибыль может сократиться в два раза.

Кроме того, значительно улучшаются условия амортизации за счет повышения с 10 до 30% амортизационной премии.

В частности, разрешается единовременно включать в состав расходов затраты на капитальные вложения в размере не более 30% первоначальной стоимости основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам.

Предусмотрены налоговые послабления и для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Регионы получили возможность устанавливать пониженную ставку налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка может снижаться с 15% до 5%).

Снижение ставки налога в первую очередь направлено на поддержку предприятий http://finansmag.ru/../../../../news/3031">>реального сектора экономики, на увеличение их оборотных средств. Новый закон позволит десяткам тысяч малых предприятий не уйти в «тень», а цивилизованно платить налоги в условиях кризиса. Если же налоговое бремя для малого бизнеса оставить прежним, выпадения бюджета будут более ощутимыми, чем при снижении ставки налога.

«Упрощенный» налог снизили в Кемеровской, Псковской, Ростовской, Липецкой областях, республике Саха (Якутия) и Ямало-Ненецком автономном округе.

Поддержать малый бизнес в условиях кризиса решили и власти Москвы, отменив ряд проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.

Другая важная антикризисная мера предусматривает увеличение в два раза (с 1 млн. до 2 млн. рублей) размера имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц с суммы, уплаченной за новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры, комнаты (доли в них).

Данная норма имеет обратную силу - она начала действовать с 1 января 2008 года.

Покупатель квартиры теперь сможет получить из бюджета 260 тыс. руб. Таким образом, люди, купившие квартиру в 2008 году, смогут рассчитывать на дополнительные 130 тыс. руб. Для многих заемщиков лишние 130 тыс. руб. – это несколько месячных платежей по ипотечным кредитам. Поэтому эта мера правительства, помимо поддержки совокупного спроса и в частности спроса на квартиры, поможет несколько сгладить проблему задолженности по ипотечным кредитам.

Либерализации подверглась и часть первая Налогового кодекса. Так, вводится новая норма, не допускающая использование в ходе налоговых проверок доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса.

Пакет антикризисных мер содержит норму, позволяющую принимать решение о предоставлении предприятию отсрочки по уплате налогов на сумму, превышающую 10 млрд. рублей, если единовременная уплата данной суммы может привести к угрозе существования такого предприятия или серьезным социально-экономическим последствиям.

Также изменяется порядок введения в действие норм Налогового кодекса. Документ отменяет обязательный месячный срок с момента опубликования закона для тех норм, которые улучшают положение налогоплательщика - они смогут вступать в силу с момента опубликования.

Кроме того, устанавливается обязанность налоговых органов уведомлять прокурора о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Основаниями для этого могут служить вынесение в отношении налогоплательщика решения о взыскании налога, а также непредставление налогоплательщиком налоговой отчетности.

Более полную картину налоговых изменений дает Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, утвержденная распоряжением В.В.Путина от 17.11.2008 №1662-р.

В соответствии с этим документом Правительству предстоит принять следующие меры по совершенствованию налоговой системы:

-осуществить переход от единого социального налога к страховым взносам по видам обязательного социального страхования;

-провести реформу налогового контроля за трансфертными ценами;

-упростить процедуру рассрочки задолженности организаций по налогам и сборам;

-создать эффективную систему налогообложения недвижимости;

-уменьшить налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов и другие меры.

Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
УФНС России по Курской области







Ахтанина Наталья

Дата последнего комментария: 2020-10-05

  • Налогообложение криптовалют. Как избежать банковских блокировок?
  • Банк заблокировал карту по 115 ФЗ. Что делать? 8 советов для физлиц.
  • 6 шагов. Как руководителю без знаний учета проверить ошибки в работе бухгалтера.

Сегодня бизнес столкнулся с ситуацией, когда приходится адаптироваться к новым реалиям, максимально оптимизироваться и менять стратегии развития на антикризисные стратегии выживания. В условиях неопределенности можно запутаться, не разобраться с текущими изменениями законодательства. В этой статье я расскажу о послаблениях для бизнеса, которые введены, в сфере налогов, но по-прежнему многим не понятны.

Думаю, что не открою большую тайну, если скажу, что в наше время рассчитывать можно только на себя, на своих родных и близких. Но, все же, каждому бизнесмену хочется надеяться и на государство которому он платит налоги. Необходимо понимание того, что сейчас происходит, нужны ответы на многие вопросы. Попробую ответить на некоторые из них.

  • 1 Кому положены льготы и субсидии в связи с коронавирусом?
  • 2 Безвозмездная субсидия для малого и среднего бизнеса в размере МРОТ.
    • 2.1 Как правильно оформить безвозмездную субсидию на выплату заработной платы сотрудникам?
    • 2.2 Как правильно потратить безвозмездную субсидию на оплату контрагентам?
  • 3 Как платить налоги и страховые взносы в 2020году?
    • 3.1 Перенос сроков уплаты налогов и взносов для пострадавших от коронавируса отраслей.
    • 3.2 Сроки уплаты налогов и взносов для тех, кто не попал в Перечень пострадавших от коронавируса отраслей?
    • 3.3 Как избежать штрафов, если не оплатить налоги вовремя?
    • 3.4 Отсрочка (рассрочка) в уплате налогов и страховых взносов.
  • 4 Перенос сроков сдачи отчетности
  • 5 Пониженные тарифы страховых взносов в 2020году.
      • 5.0.1 Итак, с 1 апреля по 31 декабря 2020г применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов на выплаты физлицам свыше МРОТ:
  • 6 Послабления по расчету авансов по налогу на прибыль

Кому положены льготы и субсидии в связи с коронавирусом?

Льготы и субсидии для бизнеса полагаются не всем, а только тем, кто занимается деятельностью перечисленной в Постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 434.

Главное условие попадания в Перечень пострадавших отраслей – основной ОКВЭД должен относиться к пострадавшей отрасли из 434 Постановления Правительства РФ.

Ни для кого не секрет, что многие бизнесмены подходят формально к отражению ОКВЭДов в своей выписке. Иногда доходы от не основной деятельности гораздо выше, чем по основной. А бывает так, что фактическая деятельность вообще не зарегистрирована. В любом случае, повезло тем, у кого все в порядке и они смогут претендовать на положенные льготы и субсидии.

Безвозмездная субсидия для малого и среднего бизнеса в размере МРОТ.

Компаниям и ИП из Перечня пострадавших от коронавируса отраслей, будет выдаваться безвозмездная финансовая помощь. Полученные деньги можно тратить по собственному усмотрению, обязательств перед бюджетом по использованию средств не возникнет. Мера вводится на короткий период, всего на 2 месяца (апрель-май 2020г). По итогам апреля деньги выплатят не позднее 18 мая 2020г, по итогам мая — в июне 2020г.

Размер субсидии:

  • Для компаний будет рассчитываться исходя из 1 -го МРОТ на сотрудника в месяц, что составит 12 130руб.
  • Для ИП — 12130 руб на каждого сотрудника плюс 12130 руб на самого ИП.

Условия получения субсидии:

  • По сравнению на 01.04.2020г должно быть сохранено не менее — 90% рабочих мест.
  • ОКВЭД должен относиться к пострадавшей отрасли из Перечня и стоять первым в выписке ЕГРЮЛ / ЕГРНИП
  • Компания (ИП) должны быть включенными в реестр малого и среднего бизнеса на 1 марта 2020г.
  • Отсутствие недоимки по налогам на 1 марта 2020г.

Заявку на получение субсидии необходимо подать с 1 мая 2020г:

  • по телекоммуникационным каналам связи (ЭЦП);
  • через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС;
  • почтовым отправлением.

Что с налогами?

Доходы и расходы по полученным из бюджета средствам не будут учитываться ни для целей налога на прибыль, ни для целей УСН. Но, НДС к вычету взять разрешается, при наличии счет-фактуры от поставщика.

Как правильно оформить безвозмездную субсидию на выплату заработной платы сотрудникам?

Если вы решите потратить полученные из федерального бюджета деньги на выплату заработной платы, то такие выплаты не будут облагаться ни НДФЛ, ни страховыми взносами. Но, чтобы избежать возможных споров с налоговыми органами, рекомендую показать адресность полученных средств от государства:

  1. Необходимо выпустить внутренний приказ на выплату заработной платы за счет субсидированных средств, полученных из бюджета.
  2. Выплатить зарплату сотрудникам отдельной ведомостью (если через кассу), либо отдельными платежными поручениями. В назначении платежа напишите: «Компенсация выплаты заработной платы, получено из Федерального бюджета. НДФЛ не облагается п. 82 ст. 217 НК РФ.»

Если вы выполните все вышеуказанные шаги, то гарантированно у налоговых органов не возникнет желания спорить о том, что выплата заработной платы производилась, в рамках текущей оплаты труда, в связи с чем необходимо удержать НДФЛ и страховые взносы.

Как правильно потратить безвозмездную субсидию на оплату контрагентам?

Если вы решите потратить субсидию на оплату поставщикам и на расчетном счете нет иных денег кроме тех, что поступили из средств бюджета, то просто тратьте полученные деньги. Но не забудьте, что произведенные затраты за счет субсидий нельзя брать в расходы по налогу на прибыль или УСН.

Если же помимо бюджетных денег на расчетном счете находятся и ваши накопления, то для оплат поставщикам, рекомендую, опять же, воспользоваться внутренним приказом. Это необходимо для того, чтобы не дать возможность налоговикам самостоятельно определять контрагентов, на которых потрачены федеральные деньги и кого надо выкинуть из списка расходов по налогу на прибыль или УСН. Думаю, что нелишним будет совет прописать в приказе тех контрагентов, затраты на которых вы все — равно не смогли бы учесть в расходах в связи с отсутствием оснований в Налоговом Кодексе.

Как платить налоги и страховые взносы в 2020году?

Я столкнулась с тем, что многие бизнесмены путают понятия «перенос сроков сдачи отчетности» и «отсрочка по налогам». Эти понятия не тождественны, необходимо понимать, что они означают, чтобы не ошибиться и не наломать дров.

Отсрочка (рассрочка) по уплате налогов и страховых взносов – это льгота, которая предназначена не каждому, а лишь тем, кто попадает под определенные условия, прописанные в Налоговом кодексе или в других нормативных актах. Чтобы получить льготу в виде отсрочки (рассрочки) всегда необходимо обращаться в налоговую инспекцию, написав соответствующее заявление.

Срок уплаты налога – он общий, для всех. Это четкая дата, прописанная в Налоговом Кодексе.

Перенос срока уплаты налога – это смещение общепринятой даты уплаты, которая возможна только 2-х случаях:

1. Для всех налогоплательщиков, согласно статье 193 Гражданского Кодекса, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

2. Отдельными нормативными актами возможны переносы сроков уплаты налогов и взносов. Причем, такие переносы возможны, как для всех категорий налогоплательщиков, так и для избранных. «Коронавирусные»изменения сроков уплаты и сдачи отчетности утверждены в Постановлении Правительства РФ №409 от 02.04.2020г. Остановимся на нем по — подробней.

Перенос сроков уплаты налогов и взносов для пострадавших от коронавируса отраслей.

Перенос сроков уплаты налогов и взносов, согласно 409 Постановлению Правительства РФ, применим только для малого и среднего бизнеса из Перечня пострадавших от коронавируса отраслей. Первоначально, это Постановление переносило сроки только для микропредприятий, но в дальнейшем его действие распространили на весь малый и средний бизнес из Перечня.

Итак, для тех, кто в Перечне, перенесены сроки уплаты по всем налогам, авансовым платежам и взносам, за исключением НДФЛ и НДС.

Сроки уплаты налогов и взносов для тех, кто не попал в Перечень пострадавших от коронавируса отраслей?

Всем, не попавшим в Перечень, ничего не остается, как платить налоги вовремя! А когда наступает это «вовремя»? Как понять, ведь для кого – то с 27 марта по 11 мая «нерабочие дни», а кто-то официально работает. Алгоритм довольно простой.

  • Тот для кого с 27 марта по 11 мая объявлены нерабочие дни, для них сроки уплаты переносятся в соответствии со статьей 193 ГК РФ на ближайший рабочий день, а именно — на 12 мая 2020г
  • Тот, для кого с 27 марта по 11 мая объявлены рабочие дни, для них ничего не меняется. Сроки уплаты налогов и страховых взносов остаются прежними.

Как избежать штрафов, если не оплатить налоги вовремя?

Всем компаниям и ИП, не попавшим в Перечень отраслей пострадавших от коронавируса, за несвоевременную уплату налога «прилетят» пени и штрафы. Я предлагаю воспользоваться тем, что для всех без исключения перенесены сроки сдачи отчетности. Такое послабление позволяет отправлять декларации в более поздний срок. Не бежите вперед паровоза, не отправляйте отчетность если у вас нет лишних денег! Оплатите налоги и взносы до момента физической подачи деклараций, но до окончания срока представления и так вы избежите штрафа. Пени, конечно, будут, от них никуда не спрятаться, но штрафы не возникнут.

за неуплату (несвоевременную уплату) налогов и страховых взносов возможен штраф в соответствии со статьей 122 НК РФ, размер которого может достигать от 20 до 40 % от неуплаченного налога/взноса!

Отсрочка (рассрочка) в уплате налогов и страховых взносов.

Это дополнительная мера поддержки бизнеса. Не стоит забывать, что возможность получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов и страховых взносов давно присутствует в Налоговом Кодексе, а не возникла из ниоткуда в период распространения коронавирусной инфекции. Статья 64 НК РФ позволяет пользоваться данным инструментом уже давно, но далеко не всем. Есть ряд ограничений, подробно узнать о которых можно в моей статье:

Сегодня есть возможность получения льготной отсрочки (рассрочки) оплаты налогов и страховых взносов на более выгодных условиях, чем обычно. Условия определяются Правилами, утвержденными 409 Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020. К сожалению, привилегии, опять не всех!

Претендовать на отсрочку (рассрочку) смогут:

  • Компании и ИП из Перечня пострадавших от коронавируса отраслей.
  • Стратегические, системообразующие и градообразующие организации утвержденные территориальными нормативными актами.

Возможность отсрочки возникает при выполнении хотя бы одного из нижеперечисленных условий:

  • произошло снижение доходов более чем на 10 процентов;
  • произошло снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) более чем на 10 процентов;
  • произошло снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов, более чем на 10 процентов;
  • получен убыток по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за отчетные периоды 2020 года при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал.

Размер доходов определяется из данных налоговых деклараций. Расчет снижения размера доходов производится на основании показателей за квартал, предшествующий кварталу, в котором подается заявление об отсрочке (рассрочке). Эти данные сравниваются с показателями за аналогичный период 2019 года.

Чтобы получить отсрочку по уплате налогов и страховых взносов, необходимо подать соответствующее Заявление в налоговый орган до 1 декабря 2020г.

Срок отсрочки от 3 месяцев до 1 года, возможно получение до 5 лет для отдельных категорий налогоплательщиков.

Во время отсрочки в течение 6 месяцев не начисляются пени.

Получить платную консультацию:

Положена ли вам отсрочка (рассрочка) по уплате налогов и страховых взносов. Цена 5 000 руб. Рассматриваются варианты, как для льготных отраслей и предприятий по основаниям 409 Постановления Правительства, так и по основаниям статьи 64 НК РФ. Оставьте заявку на нашем сайте.

Перенос сроков сдачи отчетности

На более поздний срок перенесена сдача отчетности за 2019 год, срок представления которой приходился после 27 марта 2020г, и 1 квартал 2020года.

Перенос сроков сдачи отчетности в 2020г относится ко всем без исключения, вне зависимости от вида деятельности и отношения к пострадавшим отраслям.

Пониженные тарифы страховых взносов в 2020году.

На мой взгляд, это одна из самых приятных мер поддержки бизнеса, но, к сожалению, на очень короткий срок.

С 1 апреля по 31 декабря 2020 года все налогоплательщики малого и среднего бизнеса могут применять пониженные ставки страховых взносов. Пониженная ставка применятся на выплаты свыше федерального МРОТ, установленного на начало расчетного периода. Выплаты в пределах МРОТ по-прежнему облагаются стандартными налоговыми ставкам.

Итак, с 1 апреля по 31 декабря 2020г применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов на выплаты физлицам свыше МРОТ:

  • ПФР – 10 %;
  • ФСС – 0 %;
  • ОМС – 5 %.

Прежде чем начать применять пониженные тарифы страховых взносов, для выплат свыше МРОТ, убедитесь, что вы находитесь в реестре малого и среднего бизнеса. Сделать это можно самостоятельно на сайте налоговой или по данной ссылке:

Послабления по расчету авансов по налогу на прибыль

Изменился квартальный лимит, при превышении которого компания или ИП обязана перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль. Лимит на 2020 год повышен с 15 млн до 25 млн руб. Таким образом, не превысив данный квартальный рубеж, налогоплательщик имеет право оставаться на уплате ежеквартальных авансовых платежей, что значительно облегчает жизнь бухгалтеру, да и для бизнеса платить такие платежи более удобно и выгодно.

Обращайтесь за консультациями и разъяснениями, если у вас возникли любые вопросы в сфере применения налогового и бухгалтерского законодательства. Буду рада помочь.

Стоимость платной консультации по налогам 5 000 руб.

Также, я провожу бесплатные консультации в нашем телеграмм чате.

Как государство помогает бизнесменам во время пандемии коронавируса

Пандемия коронавируса и введенные ограничительные меры серьезно ударили по экономике. В этой ситуации государство предусмотрело для бизнесменов немало мер поддержки. Рассмотрим, антикризисные меры, в чем они заключаются, и кто может рассчитывать на государственную помощь.

Пострадавшие отрасли и малый бизнес

Существенную часть льгот в период пандемии могут получить только определенные категории бизнесменов. Поэтому сначала рассмотрим, кто к ним относится.

  1. Отрасли, наиболее пострадавшие от коронавируса. Их перечень утвержден постановлением Правительства от 03.04.2020 № 434. В течение апреля список был дважды расширен. К пострадавшим отраслям относятся, в частности:

— авиа- и автоперевозчики;

— организации, занятые в сфере культуры и спорта

— предприятия общественного питания;

— розничные торговые компании, которые реализуют непродовольственные товары.

Чтобы получить помощь, бизнесмен должен был относиться к пострадавшей отрасли на 1 марта 2020 года. Принадлежность определяется по основному коду ОКВЭД, включенному в госреестр на эту дату.

  1. Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП). Для того, чтобы бизнесмен был отнесен к МСП, он должен соответствовать требованиям статьи 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ:

— численность сотрудников не более 250 человек (для предприятий легкой промышленности – не более 1000 человек).

— годовая выручка – не более 2 млрд рублей.

— доля госструктур, общественных организаций и фондов в уставном капитале – не более 25%. Доля иностранных и крупных российских компаний (не относящихся к МСП) – не более 49%.

Но для получения господдержки мало формального соответствия критериям. Бизнесмен должен на 1 марта 2020 года быть включен в реестр МСП, который ведет ФНС.

  1. Системообразующие компании. Это крупнейшие предприятия из различных отраслей, которые имеют особое значение для экономики страны. Решение о внесении организации в списоксистемообразующих принимает Правительство.
  1. Стратегические предприятия из списка, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р.
  1. Градообразующие организации – компании с численностью сотрудников свыше 5000 человек.

Снижение ставки страховых взносов

Все малые и средние предприятия или ИП с 1 апреля 2020 года пользуются льготой по страховым взносам с фонда оплаты труда. Общая ставка взносов для них снижена с 30% до 15% (закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ).

Льгота относится к выплатам, превышающим 1 МРОТ на сотрудника в месяц. В 2020 году это – 12 130 руб.

Несмотря на то, что дата введения льготы практически совпала с началом карантина в РФ, эта мера поддержки не связана прямо с пандемией. Предполагается, что льгота будет действовать в течение длительного времени. Речь здесь идет о развитии малого и среднего бизнеса в целом, вне зависимости от эпидемиологической ситуации.

Отсрочки и рассрочки по налогам и взносам

Малые и средние компании или ИП из пострадавших отраслей получили отсрочку почти по всем видам обязательных платежей, которые нужно было перечислить с марта по июль 2020 года (постановление Правительства от 02.04.2020 № 409). В зависимости от вида налога или взноса уплату можно отложить на срок от 3 до 6 месяцев

Льгота не распространяется на НДС и налог на профессиональный доход. Все платежи, которые бизнесмены обязаны перечислять, как налоговые агенты, тоже нужно платить в обычные сроки. В первую очередь – это НДФЛ с выплат работникам.

Крупные предприятия из пострадавших отраслей тоже могут получить отсрочку или рассрочку по налогам и взносам. Но для этого им нужно подать заявление в ИФНС и обосновать ухудшение своего положения: снижение выручки или убыток.

Также налоговые отсрочки по заявлению могут получить системообразующие, градообразующие и стратегические компании. Принадлежность к отрасли в данном случае не важна.

Кроме того, в своем выступлении 11 мая 2020 года Путин предложил полностью списать субъектам МСП из пострадавших отраслей налоги и страховые взносы за 2 квартал 2020 года, за исключением НДС. Индивидуальным предпринимателям, кроме того, будет предоставлен вычет по страховым взносам «за себя» в размере 1 МРОТ.

Отсрочки по сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности

Продление сроков сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности распространяется на всех бизнесменов, вне зависимости от масштабов деятельности и отрасли. Отсрочка по всем отчетам, которые нужно было сдавать в марте – мае 2020 года, составляет три месяца. Но есть два исключения: декларацию по НДС и расчет по страховым взносам за 1 квартал нужно сдать до 15 мая.

Здесь важно понимать, что отсрочка по сдаче отчетности и уплате налогов или взносов – это разные льготы. Поэтому, если бизнесмен не имеет права на отсрочку по налогам, то он может сдать отчет позднее, но средства в бюджет должен перечислить в обычный срок.

Приостановка контрольных мероприятий и мер взыскания

Также на всех налогоплательщиков, вне зависимости от отрасли, распространяется смягчение мер налогового контроля:

  1. До 31 мая 2020 года:

— приостановлены текущие налоговые и валютные проверки;

— новые проверки в этот период не назначаются;

— не применяется блокировка счетов за нарушение сроков сдачи отчетности;

— не применяются штрафы за непредставление документов, необходимых для налогового контроля.

  1. Пояснения в ФНС и фонды можно предоставлять на 10 дней позднее, если запрос касается НДС, и на 20 дней позднее – в остальных случаях.
  1. Срок для предъявления требований об уплате налогов продлен на 6 месяцев.

Особая льгота предусмотрена для медицинских организаций. Если они закупают медицинские товары, то налоговики в принципе не могут заблокировать счет, даже при наличии задолженности по налогам.

Субсидии из бюджета

Выплаты из бюджета могут получить субъекты МСП из пострадавших отраслей. Основное условие – сохранение не менее 90% от численности сотрудников, которая была в марте (постановление от 24.04.2020 № 576).

Субсидии будут выдавать за два месяца – апрель и май, из расчета 12130 рублей на одного сотрудника в месяц. Заявление на выплату за апрель можно подать до 1 июня, а за май – до 1 июля.

Важно своевременно (до 15 числа каждого месяца) сдавать в Пенсионный фонд форму СЗВ-М, так как налоговики получают сведения о численности из ПФР. Сумма выплаты за апрель и май будет одинаковой – исходя из численности за март. Но данные ПФР будут нужны налоговикам, чтобы проверить, сохранил ли бизнесмен 90% от мартовского штата.

Несмотря на то, что размер субсидии привязан к численности, бизнесмены имеют право использовать государственную помощь не только для выплаты зарплаты, но и на другие неотложные нужды.

Беспроцентные и льготные кредиты

Беспроцентные кредиты на выплату зарплаты могут получить все бизнесмены из пострадавших отраслей (постановление Правительства от 02.04.2020 № 422). Максимальная сумма кредита рассчитывается, исходя из выплаты 1 МРОТ на каждого сотрудника в течение 6 месяцев, с учетом страховых взносов.

Для компаний, которые не относятся к малому бизнесу, предусмотрено дополнительное условие: они должны сохранять не менее 90% от численности.

Срок кредита может составлять до 1 года, в том числе беспроцентный период – до 6 месяцев. Затем до конца действия договора будет действовать ставка 4% годовых.

Системообразующие компании могут получить льготные кредиты по ставке не выше 5% на пополнение оборотных средств. Государство субсидирует снижение процентов по таким кредитам (постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 582).

Кроме того, в выступлении от 11.05.2020 Путин предложил запустить с 1 июня специальную кредитную программу для поддержки занятости. Воспользоваться ей смогут все предприятия из пострадавших отраслей, а также социально ориентированные НКО.

  1. Сумма кредита будет определена исходя из выплаты 1 МРОТ на работника в месяц в течение 6 месяцев.
  2. Срок погашения – до 01.04.2021.
  3. Ставка – 2% годовых.
  4. Задолженность можно будет списать при сохранении численности в течение срока действия договора:

— если сохранено более 90% сотрудников, то кредит и проценты будут списан полностью;

— если более 80%, то будет списана половина суммы.

Кредитные каникулы

Представители МСП из пострадавших отраслей имеют право получить отсрочку выплат по кредитам, если они были взяты до 1 апреля 2020 года (закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ).

Длительность «каникул» заемщик определяет сам, но в пределах 6 месяцев. Предприниматели могут не приостанавливать платежи, а вместо этого уменьшить их размер.

Отсрочки по арендной плате

Все бизнесмены из пострадавших отраслей могут получить у арендодателей отсрочку по оплате аренды недвижимости с даты введения ограничений в регионе и до 1 октября 2020 года (постановление Правительства от 03.04.2020 № 439).

Накопленную задолженность по аренде можно будет постепенно гасить в течение 2021-2022 года.

Списание неустоек по госконтрактам

Все бизнесмены, которые работают с государственными заказчиками, могут рассчитывать на списание неустоек по контрактам. Для этого исполнитель должен доказать, что нарушение сроков связано с пандемией (постановление Правительства от 26.04.2020 № 591). В данном случае неважно, относится бизнесмен к пострадавшей отрасли, или нет.

Мораторий на банкротство

Мораторий введен для всех организаций из пострадавших отраслей, а также стратегических и системообразующих предприятий вне зависимости от отрасли (постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 428). Кредиторы не могут начать процедуру банкротства для этих категорий должников до 3 октября 2020 года

Сводная информация о государственной поддержке бизнеса

Чтобы было проще понять, кто может рассчитывать на те или иные виды помощи от государства, сведем всю информацию в таблицу


Вывод

Большинство мер государственной поддержки в период пандемии распространяется на две категории бизнесменов:

  1. Наиболее уязвимые, т.е. компании или ИП из пострадавших отраслей, в первую очередь – представители малого и среднего бизнеса.
  2. Особо значимые для экономики – стратегические, системообразующие и градообразующие компании.

Эти бизнесмены имеют возможность пользоваться различными льготами – от рассрочек по налогам до льготных кредитов и прямой помощи из бюджета.

Остальные экономические субъекты могут рассчитывать только на отсрочки по сдаче отчетности и временное смягчение налогового контроля.

Читайте также: