Заградительные пошлины в россии

Опубликовано: 14.05.2024


Согласно данным Рослесхоза, в 2019 году было заготовлено 219 миллионов кубометров леса, из них на экспорт пошло 15,9 миллиона кубометров кругляка. Борются с экспортом необработанного леса путем установления постоянно растущих заградительных пошлин - в следующем году они должны достичь 80 процентов от стоимости.

Фото: Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС

Фото: Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС

Однако те, кто хочет вывезти необработанный лес, делают это в том числе и нелегально - в первом полугодии 2020 года выявлено 6800 фактов незаконной рубки. Это 507 500 кубометров древесины и вред бюджету, оцениваемый в 3,9 миллиарда рублей. Большая часть нелегальной рубки приходится на Сибирский федеральный округ (69 процентов). Есть эта проблема и в СЗФО, конечно, - в меньших масштабах. Лидером по нелегальной вырубке в прошлом году, согласно данным Рослесхоза, стала Архангельская область - 66 тысяч кубометров. В целом по стране, считают в "Greenpeace Россия", объемы заготовок, приходящиеся на долю "черных лесорубов", не превышают 20 процентов от общего объема заготовки.

Что же даст экономике грядущий запрет на вывоз? Прежде всего - удешевление стоимости сырья для российских производителей, углубление уровня переработки, а значит, расширение внутреннего рынка со всеми вытекающими последствиями. Как следствие, поясняет экономист Александр Арский, увеличится прибавочная стоимость в доле экспорта (вывозить будут пиломатериалы, которые прошли промышленную обработку), возрастет деловая активность на трансграничных территориях.

Однако небольшие компании не смогут так быстро подключиться к переработке, поэтому запрет будет на руку только большим игрокам, предупреждают эксперты. И то только в том случае, если увеличить объемы переработки им поможет государство. Кроме того, существуют целые градообразующие предприятия, которые рискуют остаться без доходов и инвестиций.

- В случае установления общего запрета на экспорт данные ограничения будут распространяться не только на ценные, дорогостоящие сортименты - пиловочник, но и на хвойные балансы, их переработка и, как следствие, спрос на внутреннем рынке ограничены в связи с недостаточностью мощностей ЦБК, и свободные объемы экспортируются, - уточняет Андрей Коноплев, гендиректор группы компаний "Вологодские лесопромышленники".

При этом, уверен эксперт, ЛПК в СЗФО не испытывает дефицита в хвойном древесном сырье. Запрет на экспорт хвойных балансов приведет к затоваренности рынка и снижению их стоимости. Кроме того, ситуация спровоцирует спад лесозаготовки, перераспределение производственных затрат на другие сортименты (пиловочное сырье, фанерный кряж) и увеличение их стоимости, что приведет к повышению производственных издержек, снижению эффективности и конкурентоспособности отечественных лесопильных, деревообрабатывающих, фанерных предприятий. Аналогичные негативные последствия, например, возникали после введения запрета на экспорт фанерного кряжа в 2019 году, напоминает Коноплев.

Компромиссные решения могли бы оказать более мягкое воздействие на отрасль, поясняет Евгений Дорошенко, эколог компании "Горэко". Например: ввести очень строгий контроль вырубки, тщательно проверять участки, на которых она разрешена, мотивировать заготовителей к восстановлению леса, ввести личную ответственность за незаконную и опустошительную рубку, пресекать любые коррупционные возможности.

Однако для этого нужны кадры, которых, как известно, не хватает, а также, как показал опрос экспертов, содействие региональных властей, которые не всегда готовы к такой работе.

Что же происходит в регионах СЗФО, где ЛПК - одна из основных отраслей промышленности?

- Борьбу с бесконтрольным вывозом древесного сырья за рубеж в России ведут больше десяти лет, - напоминает Алексей Крупцов, заместитель генерального директора ООО ПКП "Титан" по производству. - Идею ответственного лесопользования и развития российской деревообрабатывающей промышленности наше предприятие не только разделяет, но и поддерживает на практике. Причем весь заготовленный лес остается в регионе на переработку.

По словам эксперта, лесозаготовительные предприятия Северо-Запада, в отличие от Сибири и Дальнего Востока, уже давно работают на внутренний рынок, экспорта круглых лесоматериалов за пределы страны в СЗФО практически нет. Поэтому в Архангельской области, например, вопросы запрета экспорта необработанной древесины не так актуальны, у нас гораздо острее стоят проблемы лесоустройства и государственной инвентаризации лесов. Не секрет, что информация таксационных описаний по большей части устарела. Из-за этого сложно управлять лесами и планировать объемы лесовосстановления, сложно оценивать запасы лесонасаждений и строить долгосрочные планы по заготовительной деятельности. Обновление лесотаксационных баз - событие, которого на территории СЗФО сегодня ждут и ответственные лесопользователи, и лесничества.

В свою очередь, в Вологодской области также отмечают, что уже шесть лет наращивают глубокую переработку леса.

- На сегодняшний день мы занимаем первое место в России по количеству инвестиционных проектов в области освоения лесов, - поясняет глава региона Олег Кувшинников. За эти годы началась реализация 23 приоритетных инвестиционных проектов, на сегодняшний день 17 из них реализованы. Таким образом, полная переработка древесины внутри региона выросла с 65 до 75 процентов.

Что касается борьбы с нелегальными вырубками, то, по мнению главы региона, в этом году Вологодская область меньше всего пострадала и от "черных лесорубов". Помогли космический мониторинг, авиапатрулирование. Кстати, под космическим мониторингом сегодня находится 50 процентов лесов региона, сообщает северный филиал Рослесинфорга, который занимается подобной работой с 2006 года. А именно таким образом - из космоса - выявляется 80 процентов от всего объема незаконной рубки в стране.

Объем незаконных рубок в регионе за последние годы существенно снизился и в 2019 году составил менее 0,1 процента от общего объема заготовленной древесины, уверяет Андрей Коноплев, гендиректор группы компаний "Вологодские лесопромышленники".

Однако не везде ситуация ровная: например, в Карелии объем производства необработанных лесоматериалов за год вырос на 11 процентов, а ЛПК региона официально показывает свою убыточность - доля бездоходных предприятий здесь составляет 60 процентов.

Кстати, по данным экспертов, 77 процентов круглого леса в регионе приходится на березовый баланс. А именно на него заградительные пошлины не распространяются. Так что Карелия пока будет вывозить кругляк в виде березового баланса.

Грядущий запрет стал наиболее неприятным известием для одних из основных экспортеров кругляка в СЗФО - финских компаний, котировки акций которых уже поползли вниз.

Ведь 75 процентов экспортируемой древесины в Финляндии - именно из России.

Таможенное регулирование

Таможенное регулирование — это управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), осуществляемое с целью пополнения бюджета и для защиты отечественного производителя. Его целью является экономическая безопасность и достижение стабильного экономического роста. У России, как члена Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство. Поэтому юридической основой таможенного регулирования в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и Федеральный закон о таможенном регулировании 289. Эти законодательства гармонизированы между собой и позволяют полностью регламентировать все нюансы таможенного регулирования. Более того именно вопросы таможенного регулирования подтолкнули страны объединиться в таможенный союз. Таможенное регулирование ВЭД в России осуществляют таможенные органы.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289-ФЗ от 3 августа 2018 года
О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Виды таможенного регулирования

Предметом таможенного регулирования являются отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров. При этом применяются меры таможенного тарифного регулирования, а также меры нетарифного регулирования: запреты и ограничения, связанные с защитой рынка от: недобросовестной конкуренции, некачественных товаров не соответствующих требованиям безопасности. Виды таможенного регулирования делят на две группы: тарифное таможенного регулирования и нетарифного таможенное регулирование.

Таможенно тарифное регулирование

Таможенно тарифное регулирование ВЭД применяется для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции и для пополнения бюджета с помощью ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.

Основным инструментом тарифного регулирования является тариф. Методы его применения устанавливаются законодательством. Таможенный тариф – это ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается законодательно, в соответствии с принятой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются таможенные преференции. Кроме того, преференции предусмотрены при торговле со странами, входящими в ЗСТ.

Кроме определения ставок таможенных пошлин на товары, устанавливается порядок их применения: определение таможенной стоимости товара, страны происхождения товара.

Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности. Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами. Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.

Нетарифное регулирование – это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры.

Меры прямого ограничения

1) Квотирование - это ограничение по количеству или стоимости на определённое время ввозимых (импортная квота) или вывозимых (экспортная квота) товаров.

  • Глобальные – устанавливают количество конкретного товара, которое можно ввезти;
  • Сезонные – устанавливают период времени для ввоза товара;
  • Тарифные – устанавливают количество товара, которое можно ввезти по установленным тарифам или совсем без уплаты пошлины.

Размер квот устанавливается на Правительственном уровне.

2) Лицензирование – это контроль за ввозом и вывозом конкретных товаров с помощью выдачи компетентными органами лицензий.

  • для временного ограничения ввоза или вывоза товаров;
  • для контроля над ввозом или вывозом опасных товаров, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и человека;
  • для предоставления исключительного права;
  • для выполнения международных обязательств.

Специальные защитные меры

Это меры, служат для предотвращения нанесения ущерба экономике из-за резко возросшего импорта товаров или из-за ввоза товаров по заниженным, демпинговым ценам. В качестве таких мер используется:

  • Специальные пошлины – применяются при резко возросшем импорте;
  • Антидемпинговая пошлина – применяются при ввозе товаров по демпинговым ценам;
  • Компенсационные пошлины - применяются при ввозе товаров, получивших субсидию со стороны иностранного государства.

Меры технического регулирования

Это меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: Декларация или Сертификат соответствия.

Другие меры регулирования

Это меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества. Они регулируются выдачей разрешительных документов:

Заградительные пошлины взимаются помимо ввозных таможенных пошлин. Их можно ввести только на определённый срок и по специальному Решению Правительства России. Все запреты и ограничения опираются на законодательную базу.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет успешно решить все поставленные цели: фискальные – пополнение бюджета, так и протекционистские – защита отечественных производителей. Главная цель – это экономическая безопасность и стабильный рост, поддержание баланса между спросом и предложением.

Меры по ограничению экспорта лома в России применяются не впервые. Основным
обоснованием для их введения остается опасение дефицита сырья на внутреннем рынке. Вместе с
тем, по мнению Ассоциации НСРО «РУСЛОМ.КОМ», которым поделился ее директор – Виктор
Ковшевный, металлурги не до конца просчитали все последствия ограничений экспорта лома для
своих заводов. Как показывает практика, именно ограничения приводят к снижению ломосбора, а
впоследствии, к дефициту и новому витку роста цен. В то же время в Ассоциации надеются, что за
период действия увеличенной экспортной пошлины даже скептикам станет очевидна
неэффективность данного подхода.

– Виктор Викторович, как Ассоциация оценивает необходимость увеличения пошлины на экспорт
стального лома из РФ?

– По мнению Ассоциации НСРО «РУСЛОМ.КОМ», увеличенная экспортная пошлина на лом на
сегодняшний день не оправдана. Прежде всего, данная мера наносит ощутимый урон всей
ломозаготовительной отрасли, начиная от ломосборщиков-физических лиц и заканчивая
ломозаготовителями и компаниями-экспортерами. Кроме того, урон впоследствии на себе ощутят
и металлурги.

Подобная мера регулирования ориентирована на решение проблем одних компаний за счет
ущемления других. Такая практика никогда не приводит к положительному эффекту. Более того, по
мнению значительного числа экспертов, увеличенная экспортная пошлина на лом не только не
даст желаемого результата, но и приведет к обратному, а именно к снижению ломосбора и к
новому этапу роста цен – собственно об этом недавно заявил Президент Ассоциации «Русская
сталь» Владимир Лисин – мы полностью согласны с ним. Не говоря уже о возможном введении
ответных мер со стороны международного сообщества.

– Обострилась ли в РФ проблема дефицита лома на внутреннем рынке за прошедший год для
усиления регуляторных мер?

– Нет, но именно потенциальный риск дефицита лома на внутреннем рынке РФ называется в
качестве одной из основных причин введения мер тарифного регулирования в виде повышения
пошлины на вывоз лома черных металлов с территории РФ. Под дефицитом обычно понимают
ситуацию, когда страна потребляет значительно больше, чем производит. Российский рынок, как и
объединенный рынок Евразийского экономического союза, в этом плане профицитный.
Металлофонд в России превышает 1,6 млрд. тонн, а в ЕАЭС – 2 млрд. тонн. Кроме того, крупнейшие
российские заводы за 2020 год сократили потребление лома на 6% по отношению к 2019 году.
Выпавший спрос ломозаготовители частично заменили экспортом, поэтому ломосбор даже вырос
на 1%.

– Почему действие увеличенной пошлины распространили на всю Россию, если экспортируют лом
только из ЮФО, СЗФО и ДВФО?

– Основные потоки экспорта приходятся на порты ЮФО, СЗФО и ДВФО. Около половины
приходится на СЗФО. Согласно законодательству РФ, нельзя ограничивать какой-то отдельный
регион – если вводить ограничения, то для всех.

Для решения проблем дефицита необходимо использование совершенно других мер, а именно
стимулирования ломосбора и развития ломозаготовительной отрасли.
– Какими, по оценкам Ассоциации, станут последствия действия полугодовой увеличенной
пошлины на экспорт лома?

– Увеличенная экспортная пошлина на лом приведет к целому ряду негативных последствий.
Прежде всего отмечу, что введенные пошлины будут принципиально неэффективны и не приведут
к достижению поставленных целей. Любые попытки ценового контроля с помощью тарифных
ограничений экспорта металлопродукции и сырья вместо стабилизации приведут к обратному
эффекту, а именно – к росту цен, что подтверждается данными мониторинга цен. Сразу после
публикации новостей об увеличении экспортной пошлины на лом черных металлов индекс цен на
стальную арматуру стал опережать по росту индекс цен на стальной лом. Если принять уровень
цен в январе 2020 года за 100%, то к середине декабря 2020 года индекс цен на лом составлял
143%, а индекс цен на арматуру вырос до 174%. В начале января 2021 эти индексы имели значения
173% и 190% соответственно.

Анализируя данные по влиянию ограничений на экспорт лома в 2018-2019 году, можно сделать
вывод, что введение экспортных пошлин на металлолом приведет в итоге к снижению ломосбора
и, как следствие, к дефициту и новому витку роста цен.

– А если говорить об ущербе для отрасли и страны, оценивала ли его Ассоциация, если
увеличенная пошлина станет заградительной, и объемы экспорта сократятся?

– Экспорт черных металлов приносит $15 млрд. в год. Экспорт лома ежегодно приносит более $1
млрд. и обеспечивает устойчивость всей ломозаготовительной отрасли, в которой задействовано
не только 100 тыс. профильных специалистов, но и более 2 млн. физических лиц – сдатчиков лома.
Это говорит о гораздо более глубокой роли ломозаготовительной отрасли в социальной и
экономической стабильности страны.

Важно понимать, что любые ограничительные меры, в том числе реализуемые в виде введения
или повышения экспортных пошлин, наносят урон рынку экспорта лома в долгосрочной
перспективе.

К примеру, ограничение экспорта лома в 2018 году в ДВФО, а также квотирование экспорта в
России с 1 сентября по 31 декабря 2019 года привели к уходу с рынка 39% экспортеров, а
ломозаготовка в стране была подорвана.Поставленных целей данные ограничения не достигли.

Таким образом, заградительная пошлина приведет к закрытию части ломозаготовительных
предприятий, главным источником дохода которых был именно экспорт лома (стоит учитывать,
что особенности логистики ряда регионов предполагают сбыт лома лишь на экспорт и
невозможность поставки на внутренний рынок); этот факт и возможное снижение цен на лом
приведут к сокращению объема ломосбора, что не только скажется на обеспеченности
металлургических предприятий ломом, но и нанесет прямой урон ломозаготовителям –
физическим лицам.

Кроме того, последствия будут и для потребителей лома. Размер потенциальных прямых потерь и
дополнительных издержек российских металлургов составит не менее 71-116 млрд. руб., а прямые
потери ломозаготовителей – примерно 5-8 млрд. руб.Говоря об объемах экспорта в тоннах, можно
ожидать его сохранения на прежнем уровне, даже с учетом пошлин. Этому поспособствует в том
числе и высокий спрос со стороны Китая.

– При каких рыночных условиях российские экспортеры лома смогут удерживать свои позиции на
мировом рынке даже с действием увеличенной пошлины?

– Возможность удержания позиций будет напрямую зависеть от текущего спроса на сталь,
доступного предложения на лом из других регионов, а также поставок железной руды. При любом
варианте потери прежде всего понесут российские экспортеры лома, но вместе с тем и российские
металлурги. Важно понимать, что срок действия внутренних ограничений определен на полгода, а
зеркальные меры могут вводиться на 5 лет. Все это выльется в сотни миллионов долларов
дополнительных издержек для металлургов.

– Насколько вероятно, по мнению Ассоциации, продление действия увеличенной пошлины?

– Как правило, подобные пошлины вводятся на срок до полугода и не пролонгируются. Хочется
верить, что за указанный период даже скептикам станет очевидна неэффективность данного
подхода. Тем не менее, Ассоциация проводит активную работу не только для предотвращения
продления действия увеличенной пошлины, но и прикладывает усилия для отмены ее действия.
Ведется работа по консолидации позиции в ломозаготовительной отрасли и среди металлургов,
ведутся обсуждения в рамках конференций, круглых столов. Ассоциация уверена, что даже те
металлурги, которые выступают за ограничение рынка, не до конца просчитали все последствия
для своих заводов. Очень важно не допустить раскола в отрасли. Мы все вместе заинтересованы в
процветании металлургии.

– Какие меры регулирования рынка лома и стимулирования ломосбора были бы эффективнее
экспортной пошлины?

– Ассоциация НСРО «РУСЛОМ.КОМ» ведет постоянную работу, направленную на развитие
ломозаготовительной отрасли в Российской Федерации, в рамках которой, в частности, во время
пандемии COVID-19 был разработан и направлен в профильные ведомства и Правительству РФ
ряд предложений, способных повлиять на значительный рост ломозаготовки.

Текущий уровень ломосбора в России не достигает и 80%, хотя в развитых странах этот показатель
составляет практически 100%. Таким образом, задел на значительное развитие отрасли в стране
очевиден. Сложившаяся ситуация напрямую связана с привлечением инвестиций для внедрения
передовых технологий, что невозможно без максимальной прозрачности рынка, понятных и
предсказуемых правил ведения бизнеса.

Среди предлагаемых мер, во-первых, совершенствование регулирования деятельности по
обращению с ломом и отходами черных и цветных металлов. Оно подразумевает стимулирование
к переходу на безналичные расчеты с физическими лицами-ломосдатчиками, реформирование
НДФЛ от деятельности по сдаче лома и ужесточение ответственности за незаконную заготовку и
реализацию лома.

Во-вторых, повышение эффективности и снижение избыточности нормативно-правового
регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля и
лицензирования отдельных видов деятельности. В результате это даст возможность снизить
реальные риски ведения предпринимательской деятельности в сфере обращения с ломом
металлов за счет упразднения проблемы расширительного толкования действующего
лицензионного законодательства, коррупционной составляющей, а также совершенствования
института отраслевого саморегулирования.

В-третьих, необходима стандартизация в области лома черных и цветных металлов, которая
позволит сформировать систему учета лома, выработать единые требования к качеству и
экологической безопасности.

В-четвертых, стимулирование ломозаготовки для обеспечения сырьевой и экологической
безопасности в стране за счет внедрения в компаниях с госучастием системы учета образуемых
отходов и лома черных и цветных металлов, ликвидацию существующих объектов накопленного
экологического ущерба, а также доработку и перезапуск государственных программ утилизации
ВЭТС.

И в-пятых, изменение налогового законодательства РФ в части распространения агентского НДС
на продукты первичной переработки лома. Здесь речь идет о введении единых правил
применения НДС на российском рынке продукции переработки лома и гармонизацию с
международными нормами.

Для улучшения ситуации в декабре 2020 года Ассоциация утвердила Хартию отрасли обращения с
ломом и отходами металлов, являющуюся совместной политикой отраслевого бизнес-сообщества
по противодействию незаконным действиям в сфере обращения с ломом и отходами металлов.
– Какими видите перспективы развития мирового рынка лома по спросу и динамике цен в 2021
году?

– Перспективы развития мирового рынка лома в 2021 году напрямую зависят от динамики спроса
на сталь. В среднем в мире доля лома в шихте составляет порядка 33%, что является весомым
показателем. При сохранении или росте объемов производства и потребления стали в Китае стоит
ожидать и роста спроса на лом. Этому будут способствовать как попытка Китая
диверсифицировать свою зависимость от поставок железной руды из Австралии, так и смягчение
ограничений, введенных Пекином на импорт твердых бытовых отходов, которые напрямую
коснулись и импорта лома металлов.

В любых современных оценках и прогнозах не стоит забывать и о факторе пандемии. Любое
ухудшение в ситуации с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 может привести к
новым ограничениям, а значит и резким спадам в экономике развитых стран, что, несомненно,
кардинально скажется на производстве стали и рынке лома.

Любое государство, прежде всего, стоит на страже собственных интересов. В настоящее время одной из актуальных проблем является поддержка отечественного производителя, ведь эффективность ориентации потребительского рынка именно на него очевидна как в экономическом, так и в социальном плане. Заградительные таможенные пошлины на импортные товары с разной степенью успеха применяются во всех странах мира, что не только развивает самые разные отрасли национальной экономики, но и существенно пополняет бюджет.

Российская Федерация использует заградительные пошлины сравнительно недавно. В 90-х годах ХХ века практически любой сегмент внутреннего рынка государства являлся дефицитным. В том числе – а возможно, главным образом – и рынок продуктов питания. Как известно, «свято место пусто не бывает» и образовавшийся (а вернее – усилившийся) дефицит активно заполнялся импортом. Однако со стабилизацией политической и экономической ситуации в стране возникла необходимость обеспечения неких льготных условий для возрождения отечественных производителей в различных отраслях экономики. Вот тогда-то государство и «вспомнило» о существовании такого мощного инструмента, как заградительные таможенные пошлины.

Смысл и эффект Известно, что «заградительными» называются такие таможенные пошлины, введение которых делает невыгодным массовый импорт того или иного вида товаров из-за границы, одновременно стимулируя производство этой группы товаров на территории государства-инициатора введения заградительных пошлин. Теоретически все выглядит достаточно логично: импортные товары становятся для конечного потребителя дороже (как минимум – пропорционально увеличению пошлины), и он выбирает аналогичный товар отечественного производства, не обремененный таможенной пошлиной, а значит, стоящий дешевле. Однако на практике все выглядит не столь стройно и закономерно.

Одним из главных условий эффективности применения заградительных таможенных пошлин является конкурентоспособность товаров внутреннего производства и возможность обеспечить спрос собственными мощностями. В экономике Российской Федерации эти условия соблюдаются далеко не во всех отраслях. Самым наглядным примером российской специфики служит отечественный автопром. Перманентные повышения ввозных пошлин на автомобили импортного производства, лоббируемые единственным «оставшимся в живых» отечественным предприятием – «АвтоВаз», приводят только к удорожанию волжских автомобилей без существенного улучшения качества продукции.

Возникает вопрос: а не в этом ли повышении цен и состоит истинная цель такого активного лоббирования таможенных барьеров? Кроме того, мечта тольяттинского завода стать монополистом в производстве доступных по цене легковых автомобилей в России так и осталась несбыточной. Межнациональные автомобильные концерны, не желая терять перспективный российский рынок, в массовом порядке стали открывать свои производственные мощности на территории РФ, с легкостью обходя таким образом заградительные пошлины на готовую продукцию. Государство, несомненно, получило выгоду от такого поворота событий в виде налоговых поступлений. А «АвтоВаз» с завидной регулярностью продолжает просить помощи на самом высоком уровне, балансируя на грани банкротства.

«Продуктовые войны»

Аналогичные процессы происходят и на продовольственном рынке страны. Вот лишь один из примеров. В 2004 году в правительственных структурах активно муссировалась идея о введении заградительных таможенных пошлин на импорт сыра и молочной продукции. Наиболее трезво мыслящие независимые эксперты сумели тогда убедить правительство в нецелесообразности возведения таких барьеров. Отечественная производственная база в этой отрасли объективно не могла полностью удовлетворить потребности населения, качество продукции заметно уступало европейским образцам, а в случае введения высоких таможенных пошлин на импортную продукцию потребителя неизбежно ожидал рост цен не только на импортный сыр, но и на отечественный. При этом введение заградительных пошлин не решало проблему качества отечественного сыра. К тому же, в Евросоюзе на тот момент действовала эффективная политика субсидирования производителей сыра, которая заметно снижала «заградительный» эффект от резкого повышения пошлин.

В качестве аргумента эксперты приводили тогда ситуацию на Украине, которая ввела 30-процентные заградительные пошлины на твердые сыры двумя годами ранее. В итоге с украинского рынка практически исчез дешевый импортный сыр, а на замену ему пришел продукт едва ли не кустарного производства, имеющий весьма сомнительное качество и несоответствующую высокую стоимость.

В конце концов, правительству РФ пришлось-таки через два года вводить «сырные» таможенные барьеры главным образом как раз для украинских и белорусских сыров, что, наряду с отменой в ЕС «сырных субсидий», привело к исчезновению с рынка самого понятия «дешевый твердый сыр». Отечественные производители, дождавшись введения заградительных пошлин, как по команде мгновенно подняли цены на свою продукцию. И последующие снижения ввозных тарифов, предпринятые Правительством Российской Федерации, уже не смогли повернуть эскалацию цен вспять.

Примерно такой же сценарий, за редким исключением, наблюдался и при повышении таможенных сборов на другие группы продовольственных товаров. Снижение квот на ввоз импортного мяса и птицы в 2009 году с одновременным повышением таможенных пошлин на «сверхквотовые» объемы импорта привело к общему подорожанию этого сегмента рынка, без кардинального качественного изменения потребительских свойств отечественного продукта. И если повышение стоимости импортной продукции можно было объяснить с точки зрения элементарной логики, то рост цен на отечественную продукцию не всегда поддается логическому объяснению. Невнятные отговорки про «удорожание сырья и оборудования» порой выглядят просто попытками замаскировать истинные причины, которые, видимо, кроются в чем-то другом. Например – в нежелании модернизировать бизнес-процессы…

Кроме того, продукты питания уже достаточно давно стали «оружием» в «продуктовых войнах» между государствами, предметом торга по внешнеполитическим вопросам. Заградительные пошлины или даже полный запрет на ввоз той или иной группы товаров все чаще используются в геополитическом контексте. Достаточно вспомнить несколько историй – эстонские шпроты, «Боржоми», молдавские вина или российско-белорусское «молочное противостояние» 2009 года.

Действие и противодействие

Все чаще транснациональные компании применяют различные способы преодоления таможенных барьеров. Самым эффективным из них является размещение своего предприятия на территории «обороняющейся стороны» или скупка действующих профильных производственных баз. Так в свое время сделала компания Unilever, когда возникла угроза повышения таможенных пошлин на ввоз пакетированного (не листового) чая. Так поступила группа компаний Danone, построившая свою производственную базу на основе выкупленных и модернизированных российских предприятий. Примеров такой «мягкой экспансии» – великое множество. По сути, ничего страшного для экономики отдельно взятой страны (в данном случае – России) такие процессы не представляют – помимо удешевления качественного импортного продукта для конечного потребителя создаются новые рабочие места и существенно пополняется государственный бюджет. Другое дело, что поддержке отечественного производителя – а ведь в этом и есть основной первоначальный смысл заградительных пошлин – такая интеграция нисколько не способствует.

Существуют и более сложные схемы преодоления барьеров в виде заградительных таможенных пошлин. Например, уже упоминавшиеся государственные субсидии экспортерам продуктов питания, еще недавно широко практиковавшиеся в ЕС. Такие субсидии помогали европейским поставщикам кисломолочной продукции преодолевать российские таможенные барьеры без многократного повышения отпускной цены на свою продукцию. Недаром после отмены этих субсидий фермеры Франции и стран Бенилюкса вылили на асфальт центральных площадей своих столиц миллионы литров молока.

Помимо этого, заградительные пошлины преодолеваются и на самом высоком государственном уровне – путем переговоров или введения встречных мер. Административный ресурс в решении этих вопросов тем сильнее, чем важнее та или иная отрасль для экономики конкретной страны. Конечно же, никто не станет пренебрегать и другими способами преодоления «обороны» – лоббированием интересов влиятельных групп и компаний в правительственных кругах, использованием методов стимулирования «нужных людей» и элементов коррупции. С другой стороны, заградительные пошлины остаются мощным инструментом в руках правительства любой страны. И если функции защиты отечественного производителя, как выясняется, этот инструмент выполняет не всегда, то фискальную выгоду таких мер для государства отрицать не имеет смысла.

Каких-нибудь 50 лет назад писатели-фантасты предрекали человечеству избавление от крупных мировых войн и переход к напряженной и затяжной «тихой» войне за ресурсы. «Продуктовая война» за ресурсы в виде рынков сбыта идет уже давно…

Правительство грозит ввести заградительные экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. На следующей неделе правительство может ввести запретительные экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, пишут Ведомости. По данным издания, премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минэнерго обсудить ситуацию с ростом цен на топливо с нефтяными компаниями, и если решения не будет найдено, то могут быть введены новые экспортные пошлины — по словам вице-премьера Дмитрия Козака, уже на следующей неделе. Летом правительство получило право повышать экспортные пошлины на топливо, однако увеличение пошлины на нефть потребует изменений в таможенном законодательстве. Цены на топливо были стабильными в течение лета, но осенью возобновили рост. Представитель одной из нефтяных компаний сообщил Ведомостям, что нефтяники сейчас обсуждают возможные пути решения этой ситуации с правительством.

«Повышение экспортных пошлин приведет не только к отрицательной марже переработки, но и к обнулению рентабельности добычи, — уверены аналитики BCS Global Merkets. — Поэтому ситуация, скорее всего, будет решена путем снижения экспортных пошлин на нефтепродукты в соответствии с одобренным налоговым маневром».

Лента опубликовала операционные результаты за III квартал 2018 г и объявила buyback. Так, выручка компании увеличилась на 12,6% (здесь и далее — год к году) до 100,8 млрд руб. ($1,5 млрд). Это предполагает замедление роста на 4,0 п.п. относительно предыдущего квартала и ниже темпов роста лидирующей на рынке X5 Retail Group. Дивизион гипермаркетов Ленты в III квартале 2018 г. показал рост выручки на 10,1% до 93,8 млрд руб. ($1,4 млрд), а выручка супермаркетов компании увеличилась на 57,4% до 6,8 млрд руб. ($104 млн). Компания объявила о программе обратного выкупа акций, равной 10% от текущей капитализации

«Операционные показатели Ленты за III квартал 2018 г. и пересмотр планов по расширению бизнеса отражают ухудшающуюся конъюнктуру российского рынка продовольственной розницы, — считают аналитики Уралсиб Кэпитал. — В то же время объявленная масштабная компания обратного выкупа должна поддержать котировки ГДР компании».

«Максимальный объем выкупа в рамках программы (11,6 млрд руб.) предполагает выкуп 10% ГДР компании, что соответствует 17% текущего free float и 455 дням торгов, исходя из среднедневного объема торгов за 20 дней) — позитивно для инвестиционного кейса компании», — резюмируют аналитики BCS Global Markets.

Аэрофлот к 2023 г. хочет нарастить выручку до 1,3 трлн руб. Группа Аэрофлот к 2023 г. в рамках обновленной пятилетней стратегии хочет нарастить выручку до 1,3 трлн руб., капитализацию — до 400 млрд руб., заявил глава компании Виталий Савельев на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. «Мы перевезем (в 2023 г. — ИФ) порядка 90-100 млн пассажиров, международный транзит — (составит — ИФ) 10-15 млн пассажиров, парк самолетов — общий, на всю группу — будет 520 машин, из которых 190 будут отечественного производства. Выручка группы будет 1,3 трлн руб., и рыночная капитализация, по нашим оценкам, несмотря ни на что, может вырасти до 400 млрд руб.», — сказал он. Таких показателей Аэрофлот планирует достигнуть за счет развития транзитных перевозок пассажиров из Юго-Восточной Азии в Европу, пояснил топ-менеджер.

«Аэрофлот озвучил достаточно амбициозные цели по росту показателей, —отмечают аналитики Промсвязьбанка. — Для сравнения текущая капитализация компании в 4 раза ниже прогноза менеджмента, выручка в 2,4 раза, перевозки пассажиров — в 2 раза. Достижение целей компании возможно при условии либо увеличения доли компании на рынке, которая и так существенная (приближается к 50%), либо органического роста пассажиропотока. Это возможно при условии опережающего роста доходов граждан по сравнению с ценами. В целом, Аэрофлот ждет, что его выручка вырастет меньшими темпами, чем перевозки, т.е. существенный рост стоимости билетов не ожидается».

Роснефть нашла в Китае нового покупателя на свою нефть. Роснефть может начать поставлять нефть «дочке» китайского госфонда CITIC — CITIC Resources, пишут Ведомости со ссылкой на людей, близких к разным сторонам переговоров. Речь идет о контракте, который в сентябре прошлого года Роснефть»подписала с частной китайской CEFC China. По нему российская госкомпания обязалась поставлять по 10 млн т в год на протяжении пяти лет. Контракт также предусматривал механизм автоматического продления еще на пять лет без снижения количества поставок, в случае если стороны не предъявят взаимных претензий. Таким образом суммарные отгрузки по этому контракту могли составить 100 млн т. Также CEFC обязалась купить 14,16% Роснефти у СП катарского инвестфонда QIA и швейцарской Glencore. Но стать крупным акционером Роснефти CEFC не успела. Компания обанкротилась и была вынуждена распродавать свои активы.

Читайте также: