Таможенная пошлина в беларуси

Опубликовано: 17.04.2024

Иллюстрация

«Таможенное оформление в Беларуси дешевле – это очевидно», − говорят одни таможенные брокеры. «Да это сплошь черно-серые схемы и от лукавого», − непримиримы другие. ПРОВЭД побеседовал с участниками рынка с той и с этой стороны, чтобы понять, в каком случае таможенная очистка в Беларуси имеет смысл, в каком не имеет, а когда это действительно подразумевает не совсем честные с точки зрения российского законодательства обстоятельства.

Растаможить товар может только резидент республики. То есть российской компании необходимо либо обзавестись в соседней стране «дочкой», либо найти там партнера. Некоторые российские брокеры имеют, например, контракт с «Белтаможсервисом», ставшим широко известным после конфликта с главой Россельхознадзора Сергеем Данквертом и многочисленными историями с реэкспортом в Россию санкционной продукции.

«Если вы хотите оформиться в Беларуси, вам нужен договор таможенного представителя и хранения СВХ, они у нас почти у всех идут вместе. На каждый товар подаётся электронное уведомление, которое хранится в базе на контроле, пока не получим разрешение, потом оно снимается, и товар покидает зону таможенного контроля или таможенный склад и т.д., − рассказывает представитель таможенного брокера в Беларуси. − В среднем размещение в зоне таможенного контроля стоит 25-30 у.е. Оформление импортных деклараций в Национальной автоматизированной системе электронного декларирования (НАСЭД) стоит 35,22/37/38 евро − это по 3 минским − и 41 евро, это Брест. Оформление импортных деклараций со стоимостью партии товара от 100 000 евро − 97,80 евро/95/92 евро, в Бресте − от 110 евро.

Но в Бресте в общей массе дешевле будет, там большая конкуренция, больше чем в Минске, так как граница.

10% НДС в Беларуси уплачивается по указу и по исключениям. Мы в основном работали с детскими игрушками, и там как раз 10% НДС и пошлина − в основном 5-10%».

«НДСная схема не является какой-то криминальной, − говорит другой опытный брокер. − Ты продавец из Беларуси, ты завез товар. Растамаживать надо на белорусскую контору. Если ты изначально завозишь в Беларусь товар с целью продать в другую страну, то тебе дается отсрочка на уплату НДС. Завел товар в РБ, заплатил пошлину, сборы, и тут же купля-продажа на РФ, российская контора покупает товар. В своей стране она обязана заплатить НДС, по российским ставкам это 18%, если речь не идет о льготных категориях.

Документы о том, что НДС уплачен в России, отправляются в «дочку» или партнеру в РБ, там они подкладываются к той декларации, которая была при таможенном оформлении, и НДС, который был 0%, он считается погашенным».

«Сейчас работает схема по импорту товаров из ЕС. Они поставляются на таможенный склад, а оттуда идет продажа в РФ. Так, например, украинское масло продается в Беларусь, помещается на таможенный склад для маркировки ЕАС, идет оформление процедуры ИМ40 и в тот же день находятся покупатели из РФ.

Одни товарищи рассказали, что по санкционке − выгодоприобретатель в 100 случаях из 100 − это лица в РФ. Наши резиденты оформляют ИМ40, а потом покупатели из РФ забирают товар, в принципе любой, кто платит, может забрать.

В Беларуси ведь нет понятия санкционки, это в РФ придумали. А мы со всеми сотрудничаем, даже Россия сейчас заинтересована в украинском товаре, так как он в Беларусь приходит свободным от уплаты пошлин. Если оформлять на российской таможне, то процедура пойдет по форме А с уплатой пошлины. Нюансов очень много. Вот в РФ все бегают с этой маркировкой ЕАС, а у нас таких проблем нет, мы даже украинские ГОСТы признаем», − говорит белорусский брокер.

«Белорусская таможня позволяет ввозить товар по «убитым» ценам. И это может использоваться как при полностью «белом» оформлении, так и при «сером». Платишь пошлину от той стоимости, по которой заявился, и спокойно направляешь груз дальше. Не надо замораживать деньги для обеспечения, как это делается в России», − говорит другой брокер.

«Белорусы по ряду товаров разрешают оформляться по самой низкой проходной цене, которая есть в их в статистике», − уверяют в компании, которая имеет на той стороне белорусского партнера.

«Таможенная пошлина уплачивается по ставке Единого таможенного тарифа, она рассчитывается исходя из фактурной стоимости. Если риск сработает, будете доказывать свою цену, и потом ГосКонтроль больше вымотает», − предостерегает представитель белорусской компании.

В тематических сообществах прошла новость о том, что с 1 марта у всех белорусских операторов поднимаются ставки. Однако вряд ли это отпугнет любителей «белорусской схемы».

«Да, мы наблюдаем уход части потока на Санкт-Петербург, но не сказать, что это массово. Если на 10-15% переменились объемы оформления, так это только эйфория, что таможня РФ в электронике заработала и вроде станет прозрачная. Но это надо подождать. А ставки операторов – было снижение с июля по сентябрь. Потом выросли на 5-10%», − отмечает он.

Некоторые брокеры, которым доводилось работать через Беларусь, безапелляционно и кратко отвечают: «Очень серая схема. Мы ушли оттуда несколько лет назад».

В интернете полным-полно информации о том, как заполнить заявление об уплате косвенных налогов или декларацию, но большая часть этой информации для бухгалтеров. При этом у наших клиентов довольно часто возникают общие вопросы: могут ли они купить товар в Беларуси и чем им это грозит. Поэтому мы публикуем этот материал для людей, далеких от бухгалтерии и впервые сталкивающихся с внешнеэкономической деятельностью.

Что нужно знать собственнику бизнеса или предпринимателю, прежде чем принять решение о покупке товара в Белоруссии?

  1. Фактически стоимость белорусского товара будет на 20% больше, чем указано в счете или договоре

Это связано с тем, что после покупки товара в Белоруссии, Вам придется заплатить НДС в свою налоговую по месту регистрации Вашего ООО или ИП.

Именно на этот факт, мы хотим обратить Ваше особое внимание, потому что чаще всего заказчики обращаются к нам с формулировкой: мы хотим купить товар в Беларуси, потому что он значительно дешевле. Прежде чем подписывать договор, убедитесь в том, что белорусский товар на самом деле дешевле того, что продают в России. Умножьте стоимость товара по договору на 20%. Получится сумма НДС, которую Вы должны будете заплатить в свою налоговую до 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия товара к учету. Если стоимость товара с учетом НДС будет меньше стоимости аналогичного товара у российского поставщика, то это, действительно, дешевле.

Уплата НДС при импорте товаров из Белоруссии

Важно понимать, что механизм уплаты и возмещения НДС при покупке у российского поставщика и у белорусского идентичен:

Если мы покупаем товар в России, то НДС в размере 20% мы оплачиваем поставщику в составе стоимости товара, а поставщик уплачивает этот НДС в бюджет. Мы же по итогам отчетного периода заявляем этот НДС к вычету в своей декларации на основании счета-фактуры или УПД, выданных поставщиком.

Если мы покупаем товар в Беларуси, то НДС в размере 20% мы оплачиваем в свою налоговую инспекцию как бы за поставщика, потому что поставщик при экспорте применяет ставку НДС 0%. Мы же по итогам отчетного периода также заявляем этот НДС к вычету в своей декларации, как и в случае с покупкой у российского поставщика.

Возникает резонный вопрос: а если ООО или ИП не являются плательщиками НДС и применяют упрощенку, ПСН или ЕНВД, им тоже нужно платить НДС при ввозе товаров из Белоруссии?

Импорт на УСН нужно ли платить ндс?

А если НДС платить жалко, можно ли купить товар в Белоруссии на физлицо? Да, импорт на физлицо избавит Вас от необходимости платить НДС, однако здесь есть свои нюансы. Во-первых, физические лица имеют право ввозить товары из Беларуси исключительно для личного пользования. Причем значение имеет и количество товара, и его назначение. Например, если Вы решите ввезти пять сумочек или один, но производственный станок, то невозможно будет доказать, что товар не является коммерческим. Кроме того существуют стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых можно ввозить товары без уплаты таможенных пошлин и они весьма невелики.

Платежное поручение на уплату импортного НДС можно копировать с платежки на уплату обычного НДС или любого другого налога, например УСН, только не забыть сменить КБК.

КБК импортный НДС - 18210401000011000110

Если товары куплены за белорусские рубли, их стоимость необходимо пересчитать в российские рубли на дату принятия товаров к учету. В этот же самый момент (принятия к учету) определяется налоговая база по импортному НДС. По общему правилу, к белорусским товарам применяется ставка НДС 20%. Ставка 10% применяется для продовольственных, детских, медицинских и других социально значимых товаров.

Импортный НДС = Стоимость ввозимых товаров х Ставка НДС

Казалось бы, все очевидно, доставка товара из Белоруссии, как правило, стоит дороже доставки из соседнего района или даже города, но углубляясь в изучение нюансов внешнеэкономической деятельности, можно забыть уточнить стоимость доставки товара в РФ.

Может потребоваться предоставление документов в банк

Несмотря на то, что Белоруссия входит в ЕАЭС и вообще дружественная республика, покупка товаров в Беларуси – это все-таки импорт. Поэтому вне зависимости от того, будете Вы оплачивать товар в валюте Беларуси или в рублях, Вам придется иметь дело с валютным контролем и с платежами на нерезидентов.

Как сделать платеж в Республику Беларусь мы уже рассматривали в одной из своих статей.

Документы для валютного контроля при импорте

Предоставление документов зависит от суммы контракта:

до 200 тыс. руб. - никакие документы предоставлять в банк не нужно, при перечислении денег белорусскому поставщику в Назначении платежа необходимо самостоятельно указать код валютной операции, состоящий из латинских букв VO и пяти цифр в фигурных скобках, например, ;

более 200 тыс. руб. - предоставлять документы в банк придется, чтобы банк сам определил код валютной операции;

более 3 млн.руб. - помимо предоставления документов в банк, потребуется постановка контракта на учет (ранее называлось открытие паспорта сделки).

Еще раз подчеркнем, что значение имеет именно сумма контракта на покупку товара в Белоруссии, а не сумма валютного платежа.

Также обращаем Ваше внимание на то, что штрафы за нарушение валютного законодательства очень высоки, а незнание требований валютного контроля не освобождает от ответственности, поэтому не поленитесь написать в чат с банком, что Вы заключили контракт на покупку товара в Беларуси на такую-то сумму и уточните, что от Вас требуется. Сотрудники банков отвечают в чаты клиент-банков и приложений очень оперативно и довольно подробно.

Потребуется предоставление документов по импорту в налоговую

До 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия белорусского товара к учету, Вам придется не только заплатить НДС, но и подать документы в налоговую инспекцию.

Импорт из Белоруссии документы

Декларация по косвенным налогам;

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

Договор на покупку товара в Белоруссии;

Выписка или платежка с отметкой банка, подтверждающие уплату НДС;

Транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров из Беларуси в Россию;

Счет-фактура или другой документ, подтверждающий стоимость товаров (счет, накладная и т.п.).

Если у Вас есть бухгалтер, то подготовить все эти документы - это его работа. Что же делать, если бухгалтера нет или он не умеет?

Во-первых, надо понимать, что заполнить декларацию и заявление по косвенным налогам может абсолютно любой человек, а не только бухгалтер. Ничего супер сложного в этом нет. В декларации нужно заполнить титульный лист с реквизитами и раздел 1, в который нужно поставить сумму уплаченного НДС, ОКТМО и КБК. В заявлении также заполняется только первый раздел (второй заполняет налоговая, а третий раздел и приложение нужно заполнять лишь в редких случаях).

Во-вторых, если Вы ведете учет в онлайн сервисе, там скорее всего предусмотрена возможность заполнения документов по импорту. Если заполнить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в Вашем сервисе нельзя, используйте бесплатную программу.

В-третьих, Вы всегда можете воспользоваться системами электронной отправки отчетности - Контуром, СБИСом или Такскомом. Если подключаться к ним на год за полную стоимость нет желания, то можно воспользоваться бесплатным тестовым режимом, чтобы заполнить отчет, а затем обратиться к уже подключенной компании, чтобы она отправила Ваш отчет за Вас. У нас, например, отправка одного документа, стоит 500 руб. Т.е. комплект документов по импорту (декларация + заявление + подтверждающие документы) мы отправим за 1 500 руб.

Потребуется сдача статистики на таможню

Несмотря на то, что товары, произведенные в Беларуси, свободно перемещаются в Россию (таможенного оформления нет), подавать в таможню статистическую форму все равно придется.

Срок сдачи статистики в таможню

На сайте Федеральной Таможенной Службы есть график сдачи статистических форм на весь 2020 год помесячно.

Стоимость бухгалтерских услуг при импорте товаров из Белоруссии

Стоимость заполнения декларации по косвенным налогам - 1 000 руб.

Стоимость заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов - 2 000 руб. до пяти позиций

Стоимость отправки документов по импорту в налоговую - 1 500 руб.

Стоимость заполнения статистики в таможню - 1 500 руб. до пяти позиций

Всего за 6 000 руб. специалисты компании Амбер заполнят для Вас все документы по импорту и отправят их в налоговую и таможню, даже если у Вас не подключена система электронной сдачи отчетности. От Вас потребуется только ЭЦП. Если же Вы заключите с нами договор на бухгалтерское сопровождение, подготовка документов по импорту будет включена в стоимость обслуживания.

Наши социальные сети:
WhatsApp
Telegram
Вконтакте
Инстаграм

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерия


Таможенный союз

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции государств — членов Союза, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, на территории действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной.

Иными словами, страны объединены в единую таможенную территорию Таможенного Союза.

В рамках Таможенного Союза функционирует внутренний рынок товаров, осуществляется единое таможенное регулирование, осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного) (ст. 25 договора о ЕАЭС).

Обложение НДС товаров из Белоруссии и Казахстана

Вместе с тем, обложение НДС при перемещении товаров, работ и услуг между территориями государств-участников договора не исчезло, но преобразовано в другую форму.

Это касается НДС при ввозе товаров из Белоруссии. По правилам приложения №18 к договору о ЕАЭС суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары.

Импортный НДС уплачивается налогоплательщиком и администрируется налоговым органом одного государства: того, на территорию которого импортирован товар. Это позволяет его встроить в единую цепочку уплаты НДС до конечного потребителя. А налогоплательщику реализовать свои праве на применение налоговых вычетов, в том числе по НДС, уплаченному при импорте товаров с территории других государств-участников договора о ЕАЭС. При этом приоритетом при исчислении НДС обладает не внутреннее налоговое законодательство государств-участников ЕАЭС, а сам договор о ЕАЭС.

Плательщиком НДС при вывозе товаров из Белоруссии в Россию признается российский импортер. При этом, не имеет значение место постановки на учет поставщика товаров и вид договора. Например, приведенное правило действует:

  • Если Белорусский поставщик поставляет товары Российскому, и право собственности на товар переходит к Российскому покупателю на территории Белоруссии, или на территории России;
  • Если Белорусский поставщик реализует товары через комиссионера, агента, или поверенного Российскому покупателю;
  • Если Белорусский поставщик реализует товары Российскому, а отгрузка совершается из Казахстана в Россию;
  • Если товары импортируются по договору российского покупателя с иностранным поставщиком (государства не участника ЕАЭС), а отгрузка производится с территории Белоруссии в Россию.
Во всех перечисленных случаях, по правилам пункта 13 Приложения №18 к договору о ЕАЭС, плательщиком НДС при импорте в Россию неизменно будет собственник товара-российский импортер, и взимание НДС вправе осуществить только Российский налоговый орган.

Итак, при ввозе товаров из Белоруссии российский импортер обязан уплатить ввозной НДС, причем независимо от того, на территории какой страны они были произведены (об этом свидетельствует письмо Минфина РФ от 08.09.2010 № 03-07-08/260). Исключений ни для кого не делается: в данном случае налогоплательщики платят НДС независимо от выбранной системы налогообложения.

Однако существует перечень товаров, освобожденных от импортного НДС. Прежде всего, это список, приведенный в статье 150 НК РФ и изданном в соответствии с ней постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372. Применяется и освобождение по ст. 149 НК РФ.

Уплата НДС и подача налоговой декларации при импорте между государствами ЕАЭС взаимосвязаны и имеют особенности.

Сроки, ставки, цены

При определении стоимости товаров договор о ЕАЭС использует сходный со статьей 40 НК РФ подход по определению цены – для налогообложения используется цена указанная сторонами в договоре, пока не доказано иное, считается, что цена является рыночной.

Важно помнить! Российские налоговые органы отработали процедуры доказывания занижения цены в сделках, в том числе через недобросовестных контрагентов, эффективно устанавливают факты взаимозависимости между участниками сделок и могут определить налоговую базу по НДС как рыночную стоимость товара и доначислить организации-импортеру НДС, пени и штраф.

Импорт товаров из Белоруссии в Россию облагается НДС по общим правилам для импорта товаров между странами-участниками договора о ЕАЭС, учитывая правила договора о законодательстве «земли» импортера.

Суммы НДС при импорте товаров исчисляются импортером по налоговым ставкам НДС, установленным в государстве, куда осуществлен импорт.

При поставках товаров из Белоруссии в Россию российский импортер для исчисления НДС применяет налоговые ставки, установленные статьей 164 НК: 10 и 18 %. Пониженная 10-процентная ставка предусмотрена для товаров, входящих в специальные перечни, устанавливаемые Правительством РФ. В частности, для продтоваров и детской продукции такие перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908. Ввозная продукция, для которой льгот не установлено, облагается по ставке 18%.

На практике нередки ситуации, когда НДС при импорте из указанных республик уплачивается в одном квартале, а отметку налоговиков на заявлении импортер получает в следующем. По мнению чиновников, в этом случае НДС берется к вычету только после того, как будет проставлена соответствующая отметка (письмо Минфина РФ от 02 июля 2015 г. № 03-07-13/1/38180).

Однако судьи в таких ситуациях часто принимают сторону налогоплательщиков, заявляющих вычет в периоде фактической уплаты НДС в бюджет, без ожидания отметки контролеров (постановление ФАС Московского округа от 25.07.2011 № КА-А41/7408–11). Однако если вам спорить с налоговой не хочется, то целесообразнее все же отметки дождаться.

Что нужно знать бухгалтеру о декларациях

Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность налогоплательщиков НДС предоставить налоговую декларацию за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. И уплатить сумму НДС — за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

В договоре о ЕАЭС –и сроки уплаты и подачи налоговой декларации исчисляются совершенно по иному:

  • Уплата НДС при импорте – не позже 20-го числа, месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров к учету.
  • Подача декларации – аналогично уплате — не позже 20-го числа, месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров к учету.
Уплатить НДС необходимо до подачи налоговой декларации, поскольку выписка об уплате должны быть приложена к налоговой декларации.

Интересно! За неуплату, неполную уплату сумм НДС при импорте товаров, или несвоевременную уплату, в договоре о ЕАЭС не установлена ответственность, аналогичная штрафу за неуплату налога по статье 122 НК РФ. В то же время, при уплате НДС по импорту с просрочкой, налогоплательщик обязан уплатить пени. При выявлении просрочек налоговым органом, он вправе взыскать недоимку и пени.

Особенности оформления документов

Форма декларации утверждена приказом Минфина РФ от 07.07.2010 № 69н. Она заполняется за месяц, в котором ввезенные ТМЦ были отражены в учете. При этом если факт импорта отсутствовал, то декларацию по ставке 0% составлять нет необходимости — это следует из пункта 1 порядка заполнения декларации, утвержденного приказом Минфина РФ от 07.07.2010 № 69н.

Направляется данная декларация в инспекцию не позднее 20 числа месяца, следующего за тем, в котором активы были отражены в учете. Если в компании за прошлый год числится 100 и менее работников, декларацию можно сдать в бумажном варианте. Следует помнить, что обязательная электронная форма предусмотрена только для обычных (квартальных) деклараций по НДС. Об этом говорят и сами налоговики (письмо УФНС РФ по г. Москве от 11 марта 2014 года № 16–15/021948).

В случае ввоза безакцизных товаров данные отражаются только на титульном листе и в разделе 1, а сумма импортного налога, которая будет уплачена в бюджет, указывается в строке 030 раздела 1.

Документация, подтверждающая импорт

1. Выписки из банка в качестве подтверждения уплаты ввозного НДС (естественно, если налоговики приняли решение о зачете переплаты, то она будет не нужна). Если же говорить о том, как с этим моментом дело обстоит на практике, то банковской выписке налоговики предпочитают копии платежек с банковской отметкой и печатью.

2. Договора поставки импортных товаров, заключенного с белорусским контрагентом. Если же ТМЦ поставлялись через посредника, необходимо приложить соответствующий посреднический договор, а также информационное сообщение со сведениями о поставщике.

3. Транспортных и сопроводительных бумаг.

5. Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Оно сдается в бумажном варианте (в 4 экземплярах), а также в электронном виде (его формат утвержден приказом ФНС РФ от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@).

Заявление о ввозе при импорте из Республики Беларусь

Инспекторы рассматривают заявление в течение 10 рабочих дней. Что касается экземпляров, то один из них остается у контролеров, а остальные возвращаются компании-импортеру с проставленной отметкой об уплате налога. Из них один документ останется у самой компании, а 2 других передаются белорусскому поставщику, чтобы он смог подтвердить нулевую ставку по экспорту на своей территории.

Фото с сайта transinfonews.by
Фото с сайта transinfonews.by

Что нужно знать и какими документами руководствоваться при оформлении товаров, ввозимых из стран СНГ и Грузии, чтобы не платить таможенную пошлину — рассказывает Наталья Володько, директор белорусской компании «Юртэкс-Нар» (таможенный представитель).

— При внешнеэкономической деятельности часто возникает вопрос об условиях оформления товаров, ввозимых из стран СНГ и Грузии, без уплаты таможенной пошлины. Попробуем разобраться.

Наталья Володько
Наталья Володько
Директор компании «Юртэкс-Нар»

Какими документами руководствоваться

К основным документам, регулирующим вопрос оформления товаров, ввозимых из стран СНГ и Грузии, без уплаты пошлины, относятся :

1. Соглашение о создании зоны свободной торговли — от 15.04.1994. Вступило в силу для Беларуси 24 ноября 1999 года, ратифицировано законом нашей страны 9 ноября 1999 г. («О ратификации Соглашения о создании зоны свободной торговли»). Страны-участницы: Армения, Украина, Беларусь, Азербайджан, Туркменистан, Россия, Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Грузия, Молдова. Действует — для Таджикистана, Азербайджана, Грузии и Туркменистана.

2. Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 (скачать). Вступил в силу для Беларуси 20 сентября 2012 года, ратифицирован законом нашей страны 26 мая 2012 года («О ратификации Договора о зоне свободной торговли»). Страны-участницы: Армения, Украина, Беларусь, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Молдова. В отношениях между сторонами договора и Узбекистаном положения Договора применяются при выполнении условий, предусмотренных Протоколом о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года. Вступил в силу для Беларуси 16 мая 2014 года (скачать). Действует для Беларуси, Армении, Казахстана, Молдова, России, Украины, а с 25 января 2017 года ратифицирован Узбекистаном (с учетом Протокола о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 между его Сторонами и Узбекистаном подписан в Минске 31 мая 2013) и Киргизией.

3. Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ — от 20.11.2009. Вступило в силу для Беларуси 08.03.2012 и было ратифицировано законом нашей страны 07.01.2012 г. «О ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения в Содружестве Независимых Государств». Странами-участницами Соглашения стали: Армения, Украина, Беларусь, Азербайджан, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Молдова.

4. Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000. Применяются в торговых отношениях с Грузией.

5. Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 24.09.1993. Применяются в торговых отношениях с Туркменистаном и Узбекистаном.

Фото с сайта ethnonet.ru

Узбекистан. Фото с сайта ethnonet.ru

Условия льгот

Льгота по уплате таможенной пошлины предоставляется в отношении товаров, ввозимых из Украины, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и Грузии, при одновременном выполнении следующих условий:

1. Товар ввозится на основании договора (контракта) между резидентами государств-участников Соглашения.

2. Право собственности на товар принадлежит лицу — резиденту страны-участницы Соглашения.

3. При транспортировке к месту назначения товар не покидает территорий государств — участников Соглашения, за исключением случаев нахождения или перемещения по территориям третьих стран под таможенным контролем, что подтверждено документально. При этом товар должен находиться в неизменном состоянии, над ним не должны производиться какие-либо операции (кроме операций по обеспечению сохранности и перегрузки).

4. Товар соответствует критериям определения страны происхождения товаров — государство, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров. Критерии определения страны происхождения товара определены в Соглашении о Правилах определения страны происхождения товара в Содружестве Независимых Государств.

5. Предоставлен документ о происхождении товара — сертификат формы СТ-1 или Декларация о происхождении товара. Таможенным органам необходимо предъявить оригинал одного из этих документов.

6. Для товаров, ввозимых физическими лицами: товар вывозится (ввозится) физическим лицом — резидентом государства — участника Соглашения с таможенной территории (на таможенную территорию) таких государств.

Фото с сайта eurasia.expert

Фото с сайта eurasia. expert

Если в отношении ввозимого товара не выполняется хотя бы одно из перечисленных условий (кроме п.6), товар не может пользоваться режимом свободной торговли. Например, если договор (контракт) заключен со страной, не входящей в перечень стран-участниц Соглашения, таможенная пошлина уплачивается в полном объеме.

Не следует забывать о том, что в товарообороте со странами Евразийского экономического союза — Россией, Казахстаном, Киргизией, Арменией оформляются статистические декларации.

Сертификат о происхождении товара

Очень важно запомнить следующее.

Документом, подтверждающим страну происхождения товара, ввозимого со стран СНГ и Грузии, является сертификат о происхождении товара формы СТ-1 или декларация о происхождении товара.

Декларация представляется в том случае, если общая стоимость ввозимых товаров не превышает сумму, эквивалентную $ 5000. Она представляет собой заявление о стране происхождения товара, сделанное продавцом (изготовителем, отправителем) в счете-фактуре или ином коммерческом документе, оформленном на товар и позволяющим провести однозначную его идентификацию. Отмечу, что в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного союза, коммерческие документы — это счета-фактуры (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, которые используются при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Если таможенным органом будут обнаружены признаки недостоверности заявленных сведений, то для подтверждения страны происхождения товара необходимо будет представить сертификат формы СТ-1. Мы рекомендуем для исключения задержек в оформлении товара иметь его при себе.

Соглашением установлены правила заполнения сертификата формы СТ-1, которые подлежат неукоснительному соблюдению.

В частности, в сертификате не допускается использование факсимиле подписей лиц, подчистки, исправлений и/или дополнений, не заверенных в установленном порядке. В противном случае сертификат не признается, а таможенная пошлина подлежит уплате.

Код товара. Также особое внимание необходимо уделить правильности определения кода ввозимого товара. В соответствии с п.п. 6.6. Соглашения, в случае расхождения сведений о товарной позиции в сертификате и декларации на товары импортером должен быть представлен акт экспертизы или заключение о происхождении товара, однозначно свидетельствующее о том, что товар подвергся достаточной обработке/переработке в стране-участнице Соглашения. Рекомендуем заранее проверить все сведения, заявленные в сертификате, и в случае их расхождения представить соответствующие документы.

В соответствии с Приложением 1 к Договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 в Беларуси существует всего одно изъятие из режима свободной торговли — это сахар белый, ввозимый с Украины. На него установлена ставка $ 340 за 1000 кг. Также этим приложением установлены и ставки пошлин на вывозимые товары. К таким товарам относятся семена рапса, лесоматериалы, кожевенное сырье, калийные удобрения, нефть и некоторые категории товаров, выработанных из нефти.

Фото с сайта agro2b.ru

Фото с сайта agro2b.ru

Определенные особенности существуют при перемещении товаров между государствами-участниками Соглашения с целью его последующей реализации (например, на выставках-ярмарках). В этом случае возможна выдача сертификата формы СТ-1, в котором в качестве грузополучателя (импортера) указывается грузоотправитель. При этом в нем делается запись «Для последующей реализации». Для этих товаров режим свободной торговли предоставляется после заключения договора об их реализации.

Следует учесть, что сертификат о происхождении товара дает право на освобождение только от таможенной пошлины.

Однако при ввозе товара существуют и другие пошлины, взимаемые таможенными органами — специальные, антидемпинговые и компенсационные.

Это особые виды пошлин, не относящиеся к таможенным платежам, и освобождение от уплаты таможенной пошлины по стране происхождения товара на них не распространяется. К примеру, в товарообороте с Украиной антидемпинговые пошлины установлены в отношении прутков (металлические полуфабрикаты) — решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 марта 2016 г. N 28, стальных цельнокатанных колес — решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2015 N 170.

Для исключения внештатных ситуаций при таможенном оформлении товаров, ввозимых с предоставлением освобождения от уплаты таможенной пошлины, мы рекомендуем до декларирования представить специалисту по таможенному декларированию необходимый комплект документов для анализа, проверки и контроля за правильностью заполнения. Необходимые консультации по вопросам таможенного оформления предоставляются на основании договора бесплатно.

Основные процедуры и требования по оформлению импорта товаров в Республику Беларусь

1. Договор

Должен содержать: сумму, на которую планируется ввоз товаров в рамках этого договора, а так же валюту и сроки оплаты. При предоплате товар должен поступить в течении 90 календарных дней.

За несоблюдение сроков завершения внешнеторговой операции белорусским покупателем налагается штраф для ответственного лица (директора или иного назначенного приказом лица) — до 30 базовых величин, для ИП или юрлица — до 2% от суммы незавершенной в срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, при этом не более суммы незавершенной операции.

По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых, с учетом приложений и дополнений к этому договору, составляет три тысячи евро (в эквиваленте и более), импортер обязан до даты поступления товаров, либо проведения платежей, зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет импортера.

3. Маркировка контрольными (идентификационными) знаками

Для обеспечения экономической безопасности страны, а также защиты интересов граждан РБ и предотвращения вовлечения в теневой оборот товарно-материальных ценностей на территории страны с 2005 года введена маркировка контрольными (идентификационными) знаками некоторых групп товаров.

Существует перечень товаров, которые подлежат маркировке контрольными (идентификационными) знаками, за исключением товаров, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых вносится в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров»:

Существует квартальная отчетность по использованию и реализации маркированных товаров.

4. Пошлины

При ввозе товаров из стран дальнего зарубежья, продукция облагается таможенными пошлинами по ставкам, которые зависят от кодов ТН ВЭД этих товаров. Уплачиваются они при таможенном оформлении товаров для выпуска в таможенной процедуре для внутреннего потребления:

5. НДС

Уплата ввозного НДС производится по ставкам 0,10,20 %, в зависимости от видов товаров. Осуществляется она при таможенном оформлении товаров для выпуска в таможенной процедуре, для внутреннего потребления при импорте из стран дальнего зарубежья, а также в ИМНС при ввозе из стран входящих в ЕАЭС. Уплата должна производиться по 20-е число следующего месяца за месяцем ввоза товаров, при подаче следующего пакета документов:

  • Заявление
  • Декларация НДС
  • Договор
  • Счет фактура (для плательщиков НДС)
  • СМР (не нужна, когда везете сами)
  • Документ, подтверждающий уплату НДС
  • Электронную счет фактуру на портале vat.gov.by

6. Акцизы

Акцизы представляют собой косвенные налоги, которые включаются в цену товара и в результате этого фактически оплачиваются покупателем, хотя юридически их плательщиками должны быть организации и индивидуальные предприниматели, производящие или реализующие товары.

Согласно статье 109 Налогового кодекса РБ, плательщиками акцизов являются организации, ИП, а также физлица, на которых налоговым законодательством возложена обязанность по уплате акцизов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов - как для товаров, которые производятся плательщиками акцизов, так и для товаров, которые ввозятся плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуются на таможенной территории Республики Беларусь, которые устанавливаются Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Налоговым кодексом Республики Беларусь объекты обложения акцизами и перечень товаров, облагаемых акцизами, определяются следующим образом.

- подакцизные товары, которые производятся плательщиками и реализуются ими на территории Республики Беларусь;

- ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов;

- подакцизные товары, которые ввозятся на таможенную территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

Перечень подакцизных товаров предусмотрен ст. 111 НК:

  • спирт этиловый ректификованный технический;
  • алкогольная продукция, включая этиловый спирт, который получают из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, ром, коньяк, бренди, джин, виски, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7% и более);
  • непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;
  • пиво и пивные коктейли;
  • слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, слабоалкогольные спиртованные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;
  • табачные изделия;
  • бензин для автомобилей;
  • дизельное и биодизельное топливо;
  • топливо для судоходного транспорта;
  • газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, которые используются в качестве автомобильного топлива;
  • масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702, 8703 и 8704);
  • сидры;
  • пищевая продукция, содержащая спирт в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Ставки акцизов на товары устанавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах, начисляемых от стоимости товаров (адвалорные ставки). В настоящее время в Республике Беларусь применяются только твердые (специфические) ставки.

Ставки акцизов определены в приложении 1 к НК.

Плательщики акцизов обязаны предоставлять налоговым органам по месту нахождения налоговые декларации (расчеты) о суммах акцизов, подлежащих уплате в бюджет, по установленной форме не позднее 20-го числа месяца, который следует за отчетным.

7. Статистическое декларирование товаров

Подача статистической декларации осуществляется только в случае, если сумма договора, по которому ввезен товар, составляет более тысячи евро.

Производится она в течение семи рабочих дней от даты поставки.

Статистическая декларация — документ, который подается в таможенный орган импортером, грузополучателем или же их таможенным представителем в электронном виде для осуществления статистического учета импорта товаров.

Если у вас в данном месяце несколько поставок по одному договору, вы можете подать общую СТД до 7 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товаров.

8. Сбор на обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары.

Действует, если Вы ввозите товар, упакованный в тару (упаковку) из стекла, картона, полиэтилена и пластмассы, а так же товары, согласно перечня, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления":

Ставки от объема или стоимости в зависимости от вида отходов.

Датой возникновения обязанности по обеспечению сбора отходов при ввозе товаров в полимерной упаковке является дата выпуска таких товаров, в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, либо дата принятия на учет указанных товаров, таможенное декларирование и выпуск которых в соответствии с законодательством не производятся (абз. 3 ч. 4 подп. 1.5 п. 1 Указа N 313).

Для определения количества упаковки при расчете платы за сбор отходов целесообразно руководствоваться ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения" (далее - ГОСТ 17527-2003).

В подп. 3.3 п. 3 ГОСТ 17527-2003 определено, что в качестве массы брутто товара принимается массу упаковки и продукции в ней. В свою очередь, масса нетто товара представляет собой массу продукции в упаковочной единице (то есть вес товара без учета упаковки). Полагаем, что в рассматриваемой ситуации организация может рассчитать вес упаковки, как разницу между массой брутто и массой нетто товара, указанными в товаросопроводительных документах.

Производители и поставщики обязаны пройти процедуру регистрации в реестре производителей и поставщиков до 22 числа месяца, который следует за кварталом, на который приходится первый случай возникновения обязанности, связанной с обеспечением сбора, обезвреживанием и (или) использованием отходов. Подача отчета осуществляется по 20-е число, а уплата - по 22-е число, ежеквартально в месяце, следующим за отчетным кварталом.

Читайте также: