Заградительные пошлины и вто

Опубликовано: 02.05.2024

Любое государство, прежде всего, стоит на страже собственных интересов. В настоящее время одной из актуальных проблем является поддержка отечественного производителя, ведь эффективность ориентации потребительского рынка именно на него очевидна как в экономическом, так и в социальном плане. Заградительные таможенные пошлины на импортные товары с разной степенью успеха применяются во всех странах мира, что не только развивает самые разные отрасли национальной экономики, но и существенно пополняет бюджет.

Российская Федерация использует заградительные пошлины сравнительно недавно. В 90-х годах ХХ века практически любой сегмент внутреннего рынка государства являлся дефицитным. В том числе – а возможно, главным образом – и рынок продуктов питания. Как известно, «свято место пусто не бывает» и образовавшийся (а вернее – усилившийся) дефицит активно заполнялся импортом. Однако со стабилизацией политической и экономической ситуации в стране возникла необходимость обеспечения неких льготных условий для возрождения отечественных производителей в различных отраслях экономики. Вот тогда-то государство и «вспомнило» о существовании такого мощного инструмента, как заградительные таможенные пошлины.

Смысл и эффект Известно, что «заградительными» называются такие таможенные пошлины, введение которых делает невыгодным массовый импорт того или иного вида товаров из-за границы, одновременно стимулируя производство этой группы товаров на территории государства-инициатора введения заградительных пошлин. Теоретически все выглядит достаточно логично: импортные товары становятся для конечного потребителя дороже (как минимум – пропорционально увеличению пошлины), и он выбирает аналогичный товар отечественного производства, не обремененный таможенной пошлиной, а значит, стоящий дешевле. Однако на практике все выглядит не столь стройно и закономерно.

Одним из главных условий эффективности применения заградительных таможенных пошлин является конкурентоспособность товаров внутреннего производства и возможность обеспечить спрос собственными мощностями. В экономике Российской Федерации эти условия соблюдаются далеко не во всех отраслях. Самым наглядным примером российской специфики служит отечественный автопром. Перманентные повышения ввозных пошлин на автомобили импортного производства, лоббируемые единственным «оставшимся в живых» отечественным предприятием – «АвтоВаз», приводят только к удорожанию волжских автомобилей без существенного улучшения качества продукции.

Возникает вопрос: а не в этом ли повышении цен и состоит истинная цель такого активного лоббирования таможенных барьеров? Кроме того, мечта тольяттинского завода стать монополистом в производстве доступных по цене легковых автомобилей в России так и осталась несбыточной. Межнациональные автомобильные концерны, не желая терять перспективный российский рынок, в массовом порядке стали открывать свои производственные мощности на территории РФ, с легкостью обходя таким образом заградительные пошлины на готовую продукцию. Государство, несомненно, получило выгоду от такого поворота событий в виде налоговых поступлений. А «АвтоВаз» с завидной регулярностью продолжает просить помощи на самом высоком уровне, балансируя на грани банкротства.

«Продуктовые войны»

Аналогичные процессы происходят и на продовольственном рынке страны. Вот лишь один из примеров. В 2004 году в правительственных структурах активно муссировалась идея о введении заградительных таможенных пошлин на импорт сыра и молочной продукции. Наиболее трезво мыслящие независимые эксперты сумели тогда убедить правительство в нецелесообразности возведения таких барьеров. Отечественная производственная база в этой отрасли объективно не могла полностью удовлетворить потребности населения, качество продукции заметно уступало европейским образцам, а в случае введения высоких таможенных пошлин на импортную продукцию потребителя неизбежно ожидал рост цен не только на импортный сыр, но и на отечественный. При этом введение заградительных пошлин не решало проблему качества отечественного сыра. К тому же, в Евросоюзе на тот момент действовала эффективная политика субсидирования производителей сыра, которая заметно снижала «заградительный» эффект от резкого повышения пошлин.

В качестве аргумента эксперты приводили тогда ситуацию на Украине, которая ввела 30-процентные заградительные пошлины на твердые сыры двумя годами ранее. В итоге с украинского рынка практически исчез дешевый импортный сыр, а на замену ему пришел продукт едва ли не кустарного производства, имеющий весьма сомнительное качество и несоответствующую высокую стоимость.

В конце концов, правительству РФ пришлось-таки через два года вводить «сырные» таможенные барьеры главным образом как раз для украинских и белорусских сыров, что, наряду с отменой в ЕС «сырных субсидий», привело к исчезновению с рынка самого понятия «дешевый твердый сыр». Отечественные производители, дождавшись введения заградительных пошлин, как по команде мгновенно подняли цены на свою продукцию. И последующие снижения ввозных тарифов, предпринятые Правительством Российской Федерации, уже не смогли повернуть эскалацию цен вспять.

Примерно такой же сценарий, за редким исключением, наблюдался и при повышении таможенных сборов на другие группы продовольственных товаров. Снижение квот на ввоз импортного мяса и птицы в 2009 году с одновременным повышением таможенных пошлин на «сверхквотовые» объемы импорта привело к общему подорожанию этого сегмента рынка, без кардинального качественного изменения потребительских свойств отечественного продукта. И если повышение стоимости импортной продукции можно было объяснить с точки зрения элементарной логики, то рост цен на отечественную продукцию не всегда поддается логическому объяснению. Невнятные отговорки про «удорожание сырья и оборудования» порой выглядят просто попытками замаскировать истинные причины, которые, видимо, кроются в чем-то другом. Например – в нежелании модернизировать бизнес-процессы…

Кроме того, продукты питания уже достаточно давно стали «оружием» в «продуктовых войнах» между государствами, предметом торга по внешнеполитическим вопросам. Заградительные пошлины или даже полный запрет на ввоз той или иной группы товаров все чаще используются в геополитическом контексте. Достаточно вспомнить несколько историй – эстонские шпроты, «Боржоми», молдавские вина или российско-белорусское «молочное противостояние» 2009 года.

Действие и противодействие

Все чаще транснациональные компании применяют различные способы преодоления таможенных барьеров. Самым эффективным из них является размещение своего предприятия на территории «обороняющейся стороны» или скупка действующих профильных производственных баз. Так в свое время сделала компания Unilever, когда возникла угроза повышения таможенных пошлин на ввоз пакетированного (не листового) чая. Так поступила группа компаний Danone, построившая свою производственную базу на основе выкупленных и модернизированных российских предприятий. Примеров такой «мягкой экспансии» – великое множество. По сути, ничего страшного для экономики отдельно взятой страны (в данном случае – России) такие процессы не представляют – помимо удешевления качественного импортного продукта для конечного потребителя создаются новые рабочие места и существенно пополняется государственный бюджет. Другое дело, что поддержке отечественного производителя – а ведь в этом и есть основной первоначальный смысл заградительных пошлин – такая интеграция нисколько не способствует.

Существуют и более сложные схемы преодоления барьеров в виде заградительных таможенных пошлин. Например, уже упоминавшиеся государственные субсидии экспортерам продуктов питания, еще недавно широко практиковавшиеся в ЕС. Такие субсидии помогали европейским поставщикам кисломолочной продукции преодолевать российские таможенные барьеры без многократного повышения отпускной цены на свою продукцию. Недаром после отмены этих субсидий фермеры Франции и стран Бенилюкса вылили на асфальт центральных площадей своих столиц миллионы литров молока.

Помимо этого, заградительные пошлины преодолеваются и на самом высоком государственном уровне – путем переговоров или введения встречных мер. Административный ресурс в решении этих вопросов тем сильнее, чем важнее та или иная отрасль для экономики конкретной страны. Конечно же, никто не станет пренебрегать и другими способами преодоления «обороны» – лоббированием интересов влиятельных групп и компаний в правительственных кругах, использованием методов стимулирования «нужных людей» и элементов коррупции. С другой стороны, заградительные пошлины остаются мощным инструментом в руках правительства любой страны. И если функции защиты отечественного производителя, как выясняется, этот инструмент выполняет не всегда, то фискальную выгоду таких мер для государства отрицать не имеет смысла.

Каких-нибудь 50 лет назад писатели-фантасты предрекали человечеству избавление от крупных мировых войн и переход к напряженной и затяжной «тихой» войне за ресурсы. «Продуктовая война» за ресурсы в виде рынков сбыта идет уже давно…

 Фото: depositphotos.com

Напомним, что ЕС пытался оспорить "заградительные" пошлины (от 23 до 29 процентов) на легкие коммерческие автомобили (LCV) из Италии и Германии. Они были введены еще в 2013 году решением ЕЭК в защиту российских сборщиков фургонов.

Фото: Виктор Васенин/РГ

Фото: Виктор Васенин/РГ

Из 30 претензий, предъявленных Евросоюзом, 21 признана несостоятельной, оставшиеся адресованы к процедурной специфике, требуют повторного анализа ряда данных.

В целом, в практике ВТО не было ни одного спора, в котором была бы полностью поддержана позиция ответчика, подчеркнула министр.

Несмотря на победу, Россия рассматривает вопрос об апелляции по тем выводам третейской группы, которые поддерживают претензии ЕС, поскольку они носят "системный" характер и важны для аналогичных случаев.

На разбор апелляции понадобится еще около года или чуть меньше, объяснили "Российской газете" в ЕЭК. Подать апелляцию может только наша страна, а комиссия будет участвовать в обжаловании на экспертном уровне.

Между тем Вероника Никишина воздержалась от оценки заявления Еврокомиссии о том, что решение третейской группы по спору обязывает Россию отменить антидемпинговые пошлины. В минувшую пятницу большинству СМИ это дало основания написать, что Россия спор проиграла. Но из доклада третейской группы этого совсем не следует. Арбитры ВТО лишь рекомендовали привести нюансы антидемпингового расследования в соответствие с международными требованиями. Указания отменить или приостановить меру в докладе нет. Когда защитную меру действительно нужно отменить, третейские группы напрямую указывают на это, как это было, например, в споре относительно украинской меры по легковым автомобилям. Даже если Россия не станет оспаривать отдельные указания третейской группы, антидемпинговая пошлина все равно останется в силе.

В понедельник минэкономразвития объявило о подаче к ЕС нового иска, и он тоже касается антидемпинговых пошлин, на этот раз европейских - на российский холоднокатаный листовой прокат. Причиной иска стали многочисленные нарушения правил ВТО, допущенные Еврокомиссией в ходе антидемпингового расследования.

По принятой в ВТО процедуре иск оформляется в виде запроса на консультации. Ответчик обязан ответить в течение 10 дней и начать такие консультации в течение 30 дней, то есть в данном случае до конца февраля 2017 года, если стороны не договорятся об ином.

Как правило, даты консультаций определяются по взаимному согласию. Если ЕС не ответит на запрос и не вступит в консультации, Россия имеет право запросить учреждение третейской группы и тем самым перевести спор из стадии "внесудебного" урегулирования к непосредственно разбирательству в ВТО, пояснила "РГ" помощник министра экономического развития, пресс-секретарь Елена Лашкина. Как показывает практика, процедура это небыстрая, может занять несколько лет.

Антидемпинговые пошлины на российский холоднокатаный прокат стали ответом Европейской ассоциации стали на рост поставок в ЕС продукции отечественных металлургических комбинатов в последние годы. Они были введены в ЕС в 2016 году в следующих размерах: на продукцию "Северстали" - 34,1 процента, "Магнитогорского металлургического комбината" - 18,7 процента, "Новолипецкого металлургического комбината" и остальных российских производителей - 36,1 процента.

Правила ВТО допускают введение таких заградительных мер, если сторона, которая их ввела, докажет факт демпинга (то есть поставку товара на экспорт по цене, которая ниже цены на внутреннем рынке страны-поставщика) и то, что от него пострадали производители страны-импортера.

Сейчас на рассмотрении ВТО находятся три иска России к ЕС, два из которых также относятся к антидемпинговым мерам, которые применяются в ЕС к российским экспортерам. ВТО успела принять решение по трем спорам с участием России, по первым двум решение было в пользу ЕС, причем в одном случае Россия подала апелляцию. При этом с другими крупнейшими внешнеторговыми партнерами (кроме Украины) у России пока споров в рамках ВТО нет.

Заградительные меры затронут отдельные виды транспортных средств, нефтегазовое оборудование и оптоволокно

Заградительные меры затронут отдельные виды транспортных средств, нефтегазовое оборудование и оптоволокно Фото: © GLOBAL LOOK press
Фото: © GLOBAL LOOK press

В России с 5 августа вступило в силу постановление кабинета министров о введении дополнительных пошлин в размере от 25% до 40% на ряд американских товаров, аналоги которых производятся на территории страны. Заградительные меры вводятся в качестве зеркального ответа на повышение таможенных пошлин на российские сталь и алюминий до 25% со стороны США.

Под действие российских заградительных пошлин подпадают некоторые виды строительно-дорожной техники, транспортные средства для перевозки грузов, нефтегазовое оборудование, инструменты для обработки металлов и для бурения скальных пород, а также оптоволокно.

Российские нефтяники поддержали введение пошлин на американское оборудование

Dailystorm - Российские нефтяники поддержали введение пошлин на американское оборудование

Ущерб от американских торговых ограничений для российских экспортеров оценивается в 537,6 миллиона долларов. «Это объем дополнительных пошлин, которые российские поставщики должны платить в США. Повышение наших пошлин на данном этапе позволит компенсировать только часть ущерба — 87,6 миллиона долларов [более 5,5 миллиарда рублей]. Это компенсация, на которую, по правилам ВТО [Всемирной торговой организации], Россия сейчас имеет право», — пояснял глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

Пошлины на компенсацию остальных 450 миллионов долларов будут введены через три года либо по решению ВТО. «Дополнительные пошлины поддержат российские предприятия, выпускающие аналогичную продукцию. Они смогут заместить американские поставки на внутреннем рынке», — добавил министр.

Трамп заявил, что США побеждают в торговой войне с Китаем

Dailystorm - Трамп заявил, что США побеждают в торговой войне с Китаем

21 марта США ввели в отношении России ввозные пошлины на поставку стали в размере 25%, алюминия — 10%. Вашингтон пояснил, что принял такие меры из-за соображений безопасности. Кроме того, в ночь на 1 июня президент США Дональд Трамп объявил о введении торговых пошлин на сталь (25%) и алюминий (10%) из ЕС, Канады, Мексики, Индии и ряда других стран.

19 апреля Россия направила запрос в ВТО о проведении консультаций с США по вопросу о пошлинах на сталь и алюминий. Помимо ЕС и России консультации с США в ВТО запросил ряд стран, среди которых Китай, Индия, Норвегия и Мексика. Запрос на консультации — первый этап подачи иска в международную торговую организацию. Если консультации не дадут результата, то государство-участник может инициировать созыв панели арбитров, которая будет рассматривать этот спор.

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»


Введение

Российская Федерация стала полноправным членом ВТО, и это событие невозможно оценивать однозначно, мнения экспертов и аналитиков очень противоречивы. Вступив в ВТО, Россия взяла на себя обязательства ликвидировать все государственные программы, направленные на субсидирование экспорта либо на импортозамещение. Предполагается плавное снижение импортного таможенного тарифа на большинство промышленных товаров, растянутое на срок от 3 до 7 лет. Этот период необходим для внедрения защитных и стимулирующих мер для отечественных производителей.

В ежегодном докладе Еврокомиссии, посвященном торговым и инвестиционным барьерам, с которыми сталкивается европейский бизнес, отмечается, что Россия, несмотря на вступление в ВТО, сохранила или дополнительно приняла целый ряд протекционистских мер, «в большинстве своем идущих вразрез с обязательствами перед ВТО» [2].

В настоящее время субсидирование, несомненно, остается мощнейшим инструментом торговой политики для многих развитых и развивающихся стран. Предоставляя те или иные субсидии, правительства поддерживают своих производителей, делая их товары более конкурентоспособными, что, несомненно, оказывает влияние на международную торговлю данными товарами.

В результате подобного влияния субсидируемые товары получают ценовые преимущества, прежде всего, на внутреннем рынке по отношению к зарубежным товарам, в этом случае, по сути, субсидирование становится экономическим барьером для входа на рынок субсидирующего государства. Предоставление субсидии иностранным государством может привести к тому, что отечественные товары не смогут конкурировать с иностранными на своем внутреннем рынке, так как субсидии позволят иностранным компаниям предлагать товары по более низким ценам.

По действующим нормам и правилам ВТО использование субсидий разрешено, данная организация рассматривает субсидирование как важный инструмент экономического развития, особенно для стран с развивающейся экономикой. Но по правилам ВТО запрещены экспортные и импортозамещающие субсидии, именно они оказывают негативное влияние на международную торговлю. Однако экспортное кредитование, представляющее собой одну из разновидностей субсидирования экспортеров, разрешено нормами ВТО на определенных условиях.

В ВТО правила в отношении использования субсидий для машиностроительной и прочей промышленной продукции устанавливает Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), положения которого обязательны для всех членов данной организации без оговорок и изъятий. В данном соглашении определены области применения субсидий и компенсационных мер, даны четкие определение субсидий, их классификация в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения, правила применения компенсационных мер и проведения компенсационных расследований и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю [5].

Понятие субсидии, используемое в России (Бюджетный Кодекс РФ, статья 6), серьезно отличается от понятия, применяемого в ВТО. В мировой практике это понятие гораздо шире и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки производителей и экономических операторов.

Согласно статье 1 ССКМ, формируются признаки субсидии, в статье сказано, что «субсидия существует тогда, когда: [5]

а) оказывается финансовое воздействие правительством или любым публичным органом в пределах территории члена, когда:

  • правительство практикует прямой перевод денежных средств или принимает на себя обязательства по переводу таких средств;
  • правительство отказывается от взимания или не взимает причитающиеся ему доходы;
  • правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры или закупает товары;
  • правительство осуществляет платежи в механизмы финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций ил числа указанных в предыдущих подпунктах, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;

б) или существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи XIV ГАТТ 1994 и таким образом предоставлялось преимущество».

Особо важным в соглашении по субсидиям, принятым в ВТО является то, что регулирование субсидий, предусмотренных в ССКМ, распространяется только на специфические субсидии. Главный признак специфичности субсидии - ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия и производители могут ее получить, и в результате создаются искусственные конкурентные преимущества для отдельных производителей.

Способы адаптации данного ограничения могут быть весьма разнообразны, достаточно соблюдать определенные конкретные, четкие условия при предоставлении данного вида субсидирования: должны быть установлены объективные критерии для ее получения, применяемые автоматически, вне зависимости от международного статуса производителя.

Например, применение налоговых льгот к промышленным предприятиям, численность персонала которых не превышает 100 человек, без ограничения секторов экономики, в которых могут применяться эти льготы, и тогда такая льгота не будет являться специфической субсидией. Однако когда применение таких правил не дает четкого ответа, статья 2 ССКМ допускает принятие во внимание дополнительных факторов, например, фактическое получение субсидии ограниченным числом предприятий или диспропорциями при выделении субсидий с учетом реальной фирменной структуры экономики.

Специфическими также признаются субсидии, предоставление которых ограничено определенным географическим регионом, за исключением различий, связанных с применением фактического уровня системы налогообложения, которая может различаться в субъектах федеративного государства. Однако если доказать, что уровень региональных налогов в каком-либо субъекте федерации и ниже, чем в других областях, то такая субсидия также не будет являться специфической.

Важнейшим инструментом поддержки экспортно-ориентированных машиностроительных предприятий можно назвать комплекс компенсационных мер. Компенсационные меры могут вводиться на товары, в отношении которых иностранные государства применяют специфические субсидии, и поставки этих субсидируемых товаров наносят ущерб отечественным производителям. Основной целью применения комплекса компенсационных мер является борьба с несправедливой ценовой конкуренцией.

Согласно правилам ВТО, компенсационные меры вводятся в виде пошлин сроком до 5 лет для устранения ценового преимущества, вызванного использованием специфического субсидирования импортируемых товаров. Эта мера может быть продлена в результате ее пересмотра. Однако в отличие от антидемпинговых мер, действие компенсационной меры должно быть прекращено в случае прекращения субсидирования того товара, в отношении которого компенсационные меры вводились.

Для введения компенсационной меры необходимо провести компенсационное расследование, в ходе которого органу расследования необходимо доказать наличие трех факторов:

  • субсидирование иностранных производителей;
  • материальный ущерб, нанесенный отечественной промышленности, либо угроза нанесения материального ущерба или существенного замедления развития отрасли;
  • причинно-следственная связь между субсидируемыми импортными товарами и ущербом, который наносится отечественной промышленности.

Компенсационные меры могут быть введены в отношении любого импортного товара, который является аналогичным сточки зрения потребителей по отношению к товару, производимому отечественным производителем, которые страдают от субсидируемого импорта. Под аналогичным товаром, как правило, понимается товар, идентичный товару по всем признакам, который является предметом расследования, либо в отсутствие такого товара другой товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам товара, который является объектом расследования.

Общепринятой формой применения компенсационных мер выступают ценовые обязательства, которые фактически представляют собой соглашения между органом расследования и иностранным производителем или экспортером о поставке товара по цене, установленной цене не ниже определенного уровня, при котором экспорт не будет наносить ущерб отечественным производителям, так и компенсационные пошлины.

Кроме того, по итогам проведенного компенсационного расследование может быть выдвинуто требование к представителям иностранного государства о прекращении субсидирования данного товара, что, соответственно, приведет к устранению ущерба.

Рост уровня протекционизма и применение запрещенных мер по стимулированию собственных производителей в кризисные периоды развития экономики - довольно частое явление среди государств-членов ВТО. Например, в разное время многие страны запускали программу защиты собственных производителей, механизм действия которой условно можно назвать «автохлам» - это однозначно запрещенная мера, если в ней участвуют автомобили только отечественного производства.

Все многообразие мер по защите производителей можно разделить на несколько групп:

1. Меры, напрямую воздействующие на издержки предприятий, производящих машиностроительную продукцию.

  • Снижение налоговых ставок (налог на прибыль, стимулирование НИОКР)
  • Изменение графика уплаты налогов отдельным компаниям
  • Снижение ввозных пошлин на сырье и комплектующие
  • Отмена вывозных пошлин для экспортеров
  • Субсидии экспортерам
  • Субсидии на покупку сырья
  • Субсидии по кредитам на техническое перевооружение
  • Прямое финансирование (взносы в УК и пр.)

2. Меры, воздействующие на производителей опосредованно, через финансовые инструменты, государственные программ и госгарантии:

  • Стимулирование потребителей (субсидирование покупателей отечественных товаров)
  • Государственные закупки
  • Заградительные пошлины

3. Меры, стимулирующие создание работоспособной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивый спрос на продукцию машиностроения:

  • Выделение средств учебным заведениям для подготовки кадров для машиностроительных предприятий
  • Финансирование и софинансирование предприятий, потребителей отечественной машиностроительной продукции

В ССКМ введена классификация видов субсидий в зависимости от степени их влияния на торговлю. Изначально было заложено деление субсидий на следующие категории по способу разрешенности:

1. Запрещенные ВТО субсидии, смысл которых заключается в увязке по закону или фактически в качестве единственного или нескольких условий с результатами экспорта или с использованием отечественных товаров вместо импортных:

  • Увеличение импортных пошлин;
  • Прямые субсидии экспортерам;
  • Субсидии на покупку отечественных товаров.

2. Допустимые ВТО субсидии, применение которых может привести к применению определенных мер противодействия со стороны других членов при соблюдении условий, предусмотренных в ССКМ:

  • Любые субсидии, дотации (исключая финансирование НИОКР), предоставляемые производителям дискретно. Если страна-импортер отечественной продукции докажет, что эти субсидии нанесли ей ущерб, то могут быть приняты ответные компенсационные меры.

3. Разрешенные ВТО меры и субсидии, в отношении которых не применяются как компенсационные меры, так и другие меры противодействия, предусмотренные ССКМ.:

  • Финансирование НИОКР
  • Меры, воздействующие на всех производителей одинаково
  • Снижение импортных пошлин на сырье и материалы
  • Отмена экспортных пошлин

Существует масса примеров легализации мер поддержки производителей машиностроительной продукции под нормы и правила ВТО:

  • Финансирование части НИОКР, в т.ч. через военные заказы
  • Предоставление налоговых послаблений
  • Финансирование (софинансирование) создания необходимой инфраструктуры
  • Предоставление льготного кредитования
  • Реализация мер поддержки не на федеральном, а на региональном уровне
  • Нормативно-техническое регулирование
  • Установление особого графика уплаты налогов (задолженности по налогам, штрафов и др. платежей в бюджеты различных уровней) отдельным компаниям.

При этом меры, которые связаны с инструментами, воздействующими на издержки производителей, как правило, требуют минимальной адаптация требования ВТО. Несмотря на то что прямые субсидии экспортерам по правилам ВТО недопустимы, существует несколько возможных способов легализации данной субсидии:

1. Распространить субсидию на все промышленные компании, включенные в определенный перечень «стратегических партнеров государства» вне зависимости от международного статуса.

Это будет способствовать привлечению иностранного капитала, локализации производства комплектующих, увеличению массовости производства и импорту технологий. Однако если перечень будет формироваться из компаний-экспортеров, существует риск жалоб от других стран или национальных производителей.

2. Заменить субсидию экспортерам прямой субсидией на финансирование НИОКР, предоставляемую по факту тем же экспортерам (не более 75% от их общей стоимости).

Многие страны, участницы ВТО, умело используют техническое регулирование для защиты собственных экономических интересов. Действия стран-членов ВТО в части технического регулирования регламентированы [3]:

  • Соглашением по техническим барьерам в торговле (Соглашение по ТБТ)
  • Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение по СФС).

При использовании технических барьеров в качестве зашиты товаропроизводителей важное условие: недопущение использования технических барьеров как средства дискриминации в отношении отдельных стран и в качестве средства ограничения развития международной торговли. Для того чтобы эта мера действительно способствовала, необходимо совершенствовать законодательство о техническом регулировании: разработать новый закон «О стандартизации»; внести изменения в ФЗ «Об обеспечении единства измерений» с целью упрощения и введения новых средств измерений, замены тех средств измерения, которые устарели.

Среди возможных мер по поддержке российских экспортеров машиностроительной продукции можно выделить такую меру, как проведению целевого маркетингового исследования мирового рынка машиностроения и получения рекомендаций для развития российского производства соответствующей продукции по наиболее перспективным экспортным направлениям.

Многие страны, участницы ВТО, используют для поддержки своих экспортеров такую меру, как страхование экспортных кредитов. В нашей стране учреждено и действует Российское Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций ОАО «ЭКСАР». Для того чтобы услуги этого агентства стали реальным инструментом поддержки экспортеров машиностроительной продукции, необходимо внести некоторые изменения в деятельность этой организации, а именно увеличить лимиты страхования экспортных кредитов машиностроителям, увеличить страховое покрытие до 100 %, уменьшить страховую премию до минимального уровня [4].

Не противоречит нормам ВТО и такая мера поддержки экспортно-ориентированных машиностроительных предприятий, как консолидация усилий внутри самой отрасли. В настоящее время в стране создана и активно работает Общероссийская общественная организация «Союз машиностроителей России». Эта организация готова оказать предприятиям машиностроения организационно-методологическую, консультационную и правовую помощь по вопросам взаимодействия с иностранными партнерами, предоставления Минпромторгом Российской Федерации возмещения части процентных ставок по кредитам, отсрочки уплаты или восстановления налога на добавленную стоимость, а также проведения экспертизы отсутствия производства на территории Российской Федерации многих товаров [6].

Одной из важнейших мер поддержки отечественных экспортеров, по мнению первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности В.В. Гутенева, можно признать законопроекты «О государственном стратегическом планировании» и «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», принятие которых существенно повлияет на несовершенство российского законодательства в промышленной сфере. Потому что достичь кардинального решения ряда финансово-экономических, инновационных, технологических, социальных, кадровых и иных проблем машиностроения можно путем совершенствования федерального законодательства в налоговой, тарифной, таможенной, образовательной и социальной сферах [1].

Меры по поддержке российских машиностроительных предприятий, ориентированных на экспорт выпускаемой продукции, должны иметь системный характер и последовательное законодательное обоснование. В настоящее время ведется разработка и совершенствование комплекса мер государственной поддержки отечественного машиностроения, их адаптации к новым условиям и новым вызовам.

Рецензенты:

Щербенко Е.В., д.э.н., доцент, профессор кафедры международного бизнеса ФГБОУ ВПО Сибирского государственного аэрокосмического университета им. Академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск.

Степанов С.Г., д.т.н., профессор, заместитель генерального директора, технический директор «Энерготехнологической Компании «Термококс», г. Красноярск.

Любое государство, прежде всего, стоит на страже собственных интересов. В настоящее время одной из актуальных проблем является поддержка отечественного производителя, ведь эффективность ориентации потребительского рынка именно на него очевидна как в экономическом, так и в социальном плане. Заградительные таможенные пошлины на импортные товары с разной степенью успеха применяются во всех странах мира, что не только развивает самые разные отрасли национальной экономики, но и существенно пополняет бюджет.

Российская Федерация использует заградительные пошлины сравнительно недавно. В 90-х годах ХХ века практически любой сегмент внутреннего рынка государства являлся дефицитным. В том числе – а возможно, главным образом – и рынок продуктов питания. Как известно, «свято место пусто не бывает» и образовавшийся (а вернее – усилившийся) дефицит активно заполнялся импортом. Однако со стабилизацией политической и экономической ситуации в стране возникла необходимость обеспечения неких льготных условий для возрождения отечественных производителей в различных отраслях экономики. Вот тогда-то государство и «вспомнило» о существовании такого мощного инструмента, как заградительные таможенные пошлины.

Смысл и эффект Известно, что «заградительными» называются такие таможенные пошлины, введение которых делает невыгодным массовый импорт того или иного вида товаров из-за границы, одновременно стимулируя производство этой группы товаров на территории государства-инициатора введения заградительных пошлин. Теоретически все выглядит достаточно логично: импортные товары становятся для конечного потребителя дороже (как минимум – пропорционально увеличению пошлины), и он выбирает аналогичный товар отечественного производства, не обремененный таможенной пошлиной, а значит, стоящий дешевле. Однако на практике все выглядит не столь стройно и закономерно.

Одним из главных условий эффективности применения заградительных таможенных пошлин является конкурентоспособность товаров внутреннего производства и возможность обеспечить спрос собственными мощностями. В экономике Российской Федерации эти условия соблюдаются далеко не во всех отраслях. Самым наглядным примером российской специфики служит отечественный автопром. Перманентные повышения ввозных пошлин на автомобили импортного производства, лоббируемые единственным «оставшимся в живых» отечественным предприятием – «АвтоВаз», приводят только к удорожанию волжских автомобилей без существенного улучшения качества продукции.

Возникает вопрос: а не в этом ли повышении цен и состоит истинная цель такого активного лоббирования таможенных барьеров? Кроме того, мечта тольяттинского завода стать монополистом в производстве доступных по цене легковых автомобилей в России так и осталась несбыточной. Межнациональные автомобильные концерны, не желая терять перспективный российский рынок, в массовом порядке стали открывать свои производственные мощности на территории РФ, с легкостью обходя таким образом заградительные пошлины на готовую продукцию. Государство, несомненно, получило выгоду от такого поворота событий в виде налоговых поступлений. А «АвтоВаз» с завидной регулярностью продолжает просить помощи на самом высоком уровне, балансируя на грани банкротства.

«Продуктовые войны»

Аналогичные процессы происходят и на продовольственном рынке страны. Вот лишь один из примеров. В 2004 году в правительственных структурах активно муссировалась идея о введении заградительных таможенных пошлин на импорт сыра и молочной продукции. Наиболее трезво мыслящие независимые эксперты сумели тогда убедить правительство в нецелесообразности возведения таких барьеров. Отечественная производственная база в этой отрасли объективно не могла полностью удовлетворить потребности населения, качество продукции заметно уступало европейским образцам, а в случае введения высоких таможенных пошлин на импортную продукцию потребителя неизбежно ожидал рост цен не только на импортный сыр, но и на отечественный. При этом введение заградительных пошлин не решало проблему качества отечественного сыра. К тому же, в Евросоюзе на тот момент действовала эффективная политика субсидирования производителей сыра, которая заметно снижала «заградительный» эффект от резкого повышения пошлин.

В качестве аргумента эксперты приводили тогда ситуацию на Украине, которая ввела 30-процентные заградительные пошлины на твердые сыры двумя годами ранее. В итоге с украинского рынка практически исчез дешевый импортный сыр, а на замену ему пришел продукт едва ли не кустарного производства, имеющий весьма сомнительное качество и несоответствующую высокую стоимость.

В конце концов, правительству РФ пришлось-таки через два года вводить «сырные» таможенные барьеры главным образом как раз для украинских и белорусских сыров, что, наряду с отменой в ЕС «сырных субсидий», привело к исчезновению с рынка самого понятия «дешевый твердый сыр». Отечественные производители, дождавшись введения заградительных пошлин, как по команде мгновенно подняли цены на свою продукцию. И последующие снижения ввозных тарифов, предпринятые Правительством Российской Федерации, уже не смогли повернуть эскалацию цен вспять.

Примерно такой же сценарий, за редким исключением, наблюдался и при повышении таможенных сборов на другие группы продовольственных товаров. Снижение квот на ввоз импортного мяса и птицы в 2009 году с одновременным повышением таможенных пошлин на «сверхквотовые» объемы импорта привело к общему подорожанию этого сегмента рынка, без кардинального качественного изменения потребительских свойств отечественного продукта. И если повышение стоимости импортной продукции можно было объяснить с точки зрения элементарной логики, то рост цен на отечественную продукцию не всегда поддается логическому объяснению. Невнятные отговорки про «удорожание сырья и оборудования» порой выглядят просто попытками замаскировать истинные причины, которые, видимо, кроются в чем-то другом. Например – в нежелании модернизировать бизнес-процессы…

Кроме того, продукты питания уже достаточно давно стали «оружием» в «продуктовых войнах» между государствами, предметом торга по внешнеполитическим вопросам. Заградительные пошлины или даже полный запрет на ввоз той или иной группы товаров все чаще используются в геополитическом контексте. Достаточно вспомнить несколько историй – эстонские шпроты, «Боржоми», молдавские вина или российско-белорусское «молочное противостояние» 2009 года.

Действие и противодействие

Все чаще транснациональные компании применяют различные способы преодоления таможенных барьеров. Самым эффективным из них является размещение своего предприятия на территории «обороняющейся стороны» или скупка действующих профильных производственных баз. Так в свое время сделала компания Unilever, когда возникла угроза повышения таможенных пошлин на ввоз пакетированного (не листового) чая. Так поступила группа компаний Danone, построившая свою производственную базу на основе выкупленных и модернизированных российских предприятий. Примеров такой «мягкой экспансии» – великое множество. По сути, ничего страшного для экономики отдельно взятой страны (в данном случае – России) такие процессы не представляют – помимо удешевления качественного импортного продукта для конечного потребителя создаются новые рабочие места и существенно пополняется государственный бюджет. Другое дело, что поддержке отечественного производителя – а ведь в этом и есть основной первоначальный смысл заградительных пошлин – такая интеграция нисколько не способствует.

Существуют и более сложные схемы преодоления барьеров в виде заградительных таможенных пошлин. Например, уже упоминавшиеся государственные субсидии экспортерам продуктов питания, еще недавно широко практиковавшиеся в ЕС. Такие субсидии помогали европейским поставщикам кисломолочной продукции преодолевать российские таможенные барьеры без многократного повышения отпускной цены на свою продукцию. Недаром после отмены этих субсидий фермеры Франции и стран Бенилюкса вылили на асфальт центральных площадей своих столиц миллионы литров молока.

Помимо этого, заградительные пошлины преодолеваются и на самом высоком государственном уровне – путем переговоров или введения встречных мер. Административный ресурс в решении этих вопросов тем сильнее, чем важнее та или иная отрасль для экономики конкретной страны. Конечно же, никто не станет пренебрегать и другими способами преодоления «обороны» – лоббированием интересов влиятельных групп и компаний в правительственных кругах, использованием методов стимулирования «нужных людей» и элементов коррупции. С другой стороны, заградительные пошлины остаются мощным инструментом в руках правительства любой страны. И если функции защиты отечественного производителя, как выясняется, этот инструмент выполняет не всегда, то фискальную выгоду таких мер для государства отрицать не имеет смысла.

Каких-нибудь 50 лет назад писатели-фантасты предрекали человечеству избавление от крупных мировых войн и переход к напряженной и затяжной «тихой» войне за ресурсы. «Продуктовая война» за ресурсы в виде рынков сбыта идет уже давно…

Читайте также: