Роль налоговой системы в государственном регулировании экономики

Опубликовано: 11.05.2024

Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчётный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоёмких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов.

На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

Кроме того, многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов.

Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.

Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис.

Поэтому мы считаем, что для выхода из кризисного состояния необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях. Основными задачами системных преобразований для налоговой системы России, на наш взгляд, можно признать следующие:

повышение привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций (льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, особенно для вложений в высокотехнологичные и наукоёмкие отрасли);

высокая прогрессивность обложения особо высоких, спекулятивных доходов (для уменьшения слишком большого неравенства в распределении доходов в обществе);

«установление необлагаемого минимума для получателей особо низких доходов (не менее 2,5 тыс. руб. в месяц)»[18];

стимулирование приоритетных видов экономической деятельности (льготные режимы налогообложения для экспорта продукции перерабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслей; льготное налогообложение основных продуктов потребления; повышенное налогообложение прибылей и доходов, вывозимых за рубеж не на цели содействия экспорту товаров и услуг);

date image
2014-02-09 views image
818

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



В налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика, по-разному оцениваю­щих роль налогов. Естественно, что роль системы налогообло­жения не может быть в равной степени позитивной для обеих сторон налоговых отношений. Особенно полярны интересы госу­дарства и плательщиков в условиях кризиса экономики и поли­тики. Власти должны внимательно следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы в систему налогообложения.

В современных условиях государствам свойственно все рас­ширяющееся вмешательство в различные сферы экономичес­кой жизни. В США степень этого вмешательства меньше, чем в других странах, в Швеции – больше, Германия и Япония зани­мают золотую середину. В США государственное вмешательс­тво в экономику ощущается слабее, чем в европейских странах.

Воздействуя на экономику, государство, как правило, пре­следует цели:

· достижения постоянного устойчивого экономического роста;

· обеспечения стабильности цен на основные товары и услуги;

· обеспечения полной занятости трудоспособного населения;

· обеспечения определенного минимального уровня доходов населения;

· создания системы социальной защиты населения, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных семей;

· равновесия во внешнеэкономической деятельности.

Достичь этих целей одновременно практически невозмож­но. Найти сбалансированное соотношение влияния всех рыча­гов воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства – задача первостепенного значения. Такими государственными рычагами и регу­ляторами являются:

· бюджетное субсидирование цен на потребительские товары;

· государственные инвестиции в экономику;

· прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика;

· установление при необходимости денежно-кредитных ограничений в форме регулирования цен; введение условий выдачи и ограничение кредита, валютного контроля;

· подготовка законодательства, касающегося частной тор­говли: стандартизация продукции, государственный арбитраж и т.д.;

· финансирование научно-исследовательских и опытно-конструктор-ских работ;

Через эти сугубо экономические регуляторы, свойственные рыночному хозяйству, государство предлагает варианты хозяй­ственной деятельности, удовлетворяющие общественным пот­ребностям.

Но основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика. Кроме чисто фискальной фун­кции, система налогов и сборов служит механизмом экономичес­кого воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничить деловую ак­тивность, помочь развитию тех или иных отраслей предприни­мательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных пред­приятий на мировом рынке.

С помощью налогов проводится протекционистская экономическая политика, от них зависит свобода товарного рынка. Налоги создают основную часть дохо­дов государственного и местных бюджетов, обеспечивая воз­можность финансового воздействия на экономику через расход­ную часть.

Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходи­мость возникает, прежде всего, для регулирования развития рай­онов с высокой концентрацией производства и населения, где неизбежно обострение проблем окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. С задачей ограни­чения первыми столкнулись Великобритания и Франция, поз­днее – Япония.

В качестве сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления используются дополнительное на­логообложение (Нидерланды, Япония) или лицензирование (Великобритания, Франция и Италия) предпринимательской дея­тельности. Введение стабилизационных налогов применяется в Германии. Лицензирование рассматривается также как форма дополнительного местного налога – лицензионного сбора. В Японии проблема решается главным образом манипулировани­ем ставками земельного налога.




Повышение налогов в той или иной форме оказывается наи­более эффективным и надежным средством, когда нужно сдер­жать слишком высокую конъюнктуру. Еще один метод – отме­на налоговых льгот.

Порой введение новых налогов преследует сугубо регулиру­ющие цели. Так, в Германии с помощью роста налога была ре­шена социальная задача: после резкого увеличения акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем после дли­тельной антитабачной кампании.

Курсовая работа - Роль налогов в государственном регулировании экономики
скачать (304.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc305kb.14.09.2012 01:42скачать
    Смотрите также:
  • Шпоры по ГРЭ (Шпаргалка)
  • Курсовая работа - Статистическое изучение налогов РФ (Курсовая)
  • Курсовая работа - Устойчивость объекта экономики при чрезвычайных ситуациях (Курсовая)
  • Курсовая работа - Операционный анализ и его использование в регулировании производства и затрат (Курсовая)
  • Курсовая работа - Методы государственного регулирования экономики (Курсовая)
  • Курсовая работа - Роль бюджетирования в управленческом учете (Курсовая)
  • Феоктистов И.А. Зачет и возврат налогов (Документ)
  • Дадашев А.З. Налоги и налогообложение (Документ)
  • Курсовая работа - Государственное регулирование экономики (Курсовая)
  • Курсовая работа - Моделирование международных взаимодействий (Курсовая)
  • Меденцов А.С. Шпаргалка по налогам и налогообложению (Документ)
  • Качур О.В. Налоги и налогообложение (Документ)

n1.doc

Введение 3

ГЛАВА I. Сущность налогов, их функции. Взгляды теоретиков на роль налогов в экономике. 5

1.1 Сущность и функции налогов. 5

1.2 Научные подходы к роли налогов в государственном регулировании экономики. 11

ГЛАВА II. Роль налогов в государственном регулировании экономики. 18

2.1 Сущность налоговой политики, ее принципы 18

2.2 Налоговая политика в условиях рыночной экономики 22

2.3 Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики 30

Заключение 40

Список использованной литературы 43

Приложение 1. 45

Приложение 2 46

Таблица 2. Сводная таблица учений некоторых экономических школ. 46

Приложение 3 47

Введение

В общей системе государственного регулирования рыночной экономики особое место принадлежит налогам. Налоги – сложная социально-экономическая категория, отражающая динамику определенной сферы экономических отношений государства, а также структур местного самоуправления с конкретными производителями товаров и услуг – юридическими лицами, а также физическими лицами, получающими доходы и владеющими имуществом.

Налогообложение как комплексная система взимания налогов возникло и развивалось одновременно с государством. По мере развития общества на государство возлагаются все новые функции. В условиях преобладания частной собственности налоги выступают основным источником финансового обеспечения деятельности государства.

Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны.

Государственное регулирование при помощи налогов
зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты
налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот.
Налоги играют две роли:


  • Это главный источник финансирования государственных расходов

  • Это инструмент регулирования, так как в задачу бюджетных органов входит не только обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

Теоретико-методологический фундамент налогов и налогового регулирования был заложен в трудах классиков экономической теории В.Петти, А. Смита, Д.Рикардо и впоследствии развиты такими экономистами, как А.Маршалл, Дж.М.Кейнс, М.Фридмен, А.Лаффер и др.

Советские экономисты А. Соколов, М. Боголепов впервые отметили, что с помощью налогов можно стимулировать промышленность, регулировать производство, потребление, предложение, спрос, цены.

Цель исследования – определить роль налогов в государственном регулировании экономики.

Задачи исследования:


  • Исследовать экономическую сущность налога, понятия налоговой системы и значение функций налога

  • Сделать обзор экономических учений и их взглядов на место государства и налогов в экономике

  • Определить роль налоговой политики в современном государстве

  • Проанализировать различные модели налоговой политики в условиях рыночной экономики

  • Показать значение налогов в государственном регулировании экономики

Актуальность темы состоит в том, что современная налоговая система России представляет собой сложную структуру по сбору и распределению налогов. С одной стороны развитие экономики и предпринимательства в России требует снижения уровня налогов до минимума, с другой стороны социальные программы государства требуют значительных затрат. Выбор системы и структуры налогообложения является на сегодняшний день одним из основных вопросов развития страны. Особенно актуальна роль налогов в государственном регулировании экономики сейчас, во время мирового экономического кризиса, так как такая экономическая ситуация требует продуманного вмешательства государства для минимизации последствий кризисных явлений и успешного восстановления экономики.

ГЛАВА I. Сущность налогов, их функции. Взгляды теоретиков на роль налогов в экономике.

1.1 Сущность и функции налогов.

Под налогом принято понимать обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов: федеральные налоги, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные) и местные налоги и сборы. Эти налоги образуют соответствующую финансовую базу для федерального, региональных и местных (муниципальных) бюджетов. Часть федеральных налогов, таких, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы и некоторые другие, выступают в качестве регулирующих. Часть их сумм в соответствии с законом РФ о бюджете на соответствующий год может поступать в нижестоящие бюджеты. Часть (доля) налогов субъектов Федерации (региональных) может передаваться в бюджеты местного самоуправлении (муниципальные). Это делается для сбалансированности бюджетов по доходам и расходам.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и принятых в соответствии с ними федеральных законах о налогах и сборах (ч.1 ст.1 НК РФ). Понятие налогов и сборов дано в НК РФ (ст.8).

Налог – это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и юридических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор понимается как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги как экономическая категория выражают взаимоотношения органов государственной власти разных уровней с юридическими и физическими лицами. Сущность налогообложения выражается через понятие «налоги и сборы, методы их исчисления и способы взимания с налогоплательщиков». Налогообложение тесно связано с формированием государственного бюджета - финансового плана страны, баланса доходов и расходов государства. 1

Все виды налогов и сборов устанавливаются соответствующими законами Российской Федерации. Основным законом, регулирующим налоговые отношения, является Налоговый кодекс Российской Федерации. Это единый нормативно-законодательный акт, охватывающий все процессы налогообложения и налоготворчества, начиная с взаимоотношений налоговых органов и плательщиков, характеристики их прав и обязанностей и кончая порядком расчета и уплаты налогов. Налоговый кодекс максимально приближен к закону прямого действия и предусматривает эволюционное преобразование налоговой системы без ее кардинальных изменений. В нем доминирует ориентация на фискальные функции налогообложения, на максимизацию изъятия средств в пользу государства.

Следует отметить, что региональные и местные налоги могут устанавливаться соответствующими органами власти только в пределах перечня и размеров, установленных Федеральным законодательством (Налоговым кодексом РФ). Это положение является основополагающим для централизованного регулирования всей налоговой системы.

Будучи финансовой категорией, характеризующей финансовые отношения (денежные потоки), налоги обеспечивают образование централизованных (общегосударственных) фондов финансовых ресурсов. Таковы бюджет, пенсионный фон, фонд социального страхования и др. Следует отметить нравственно-этические аспекты налогообложения, что предполагает возможно более полный учет особенностей отдельных социальных групп налогоплательщиков (предприниматели разного уровня и сфер деятельности, пенсионеров, лиц с низким уровнем доходом и др.).

Социально-экономическое содержание налогов раскрывается в их функциях 2 . Обычно выделяют четыре основных функции налогов: фискальную, перераспределительную, контрольную и регулирующую (стимулирующую). Полнота осуществления государством своих функций зависит от величины главного финансового фонда страны – консолидированного бюджета Российской Федерации, равномерности и полноты его формирования за счет налогов. Фискальная функция налогов проявляется в изъятии части доходов налогоплательщиков, в уровне этого изъятия и в его организации, а также в использовании принудительных мер с целью своевременного и полного формирования бюджета и других общегосударственных и муниципальных фондов финансовых ресурсов.

Реализация фискальной функции налогов сопровождается осуществлением других функций, прежде всего – перераспределительной. Поступившие в централизованные денежные фонды налоги перераспределяются на те или иные цели. – просвещение и науку, оборону, здравоохранение, содержание органов управления и т.д. В процессе взимания налогов осуществляется и контрольная их функция. Государство заинтересовано в полном и своевременном получении налоговых сумм. Поэтому оно организует систему контроля за поступлением налогов. Собираемость налогов в последние годы достигает 70-80% к сумма, которые возможны к поступлению, что является положительным показателем функционирования налоговой системы.

Особая роль в налогообложении отводится регулирующей (стимулирующей) функции. Именно она придает налоговым отношениям качественное содержание, позволяющее им выступать в качестве комплексного экономического рычага, который активно используется государством в целях регулирования макро- и микроэкономических пропорций развития экономики, стимулирования предпринимательской деятельности, насыщения рынка товарами и экономического роста. Реализовываться эта функция должна через изменение налогового законодательства, которое призвано создавать субъектам рыночной экономики (прежде всего предприятиям) благоприятные условия для развития производства путем использования новейших технологий и активизации инвестиционной стратегии.

Кроме указанных функций налогов, следует выделить также воспроизводственную функцию. Она вытекает из рассмотренных выше. Процесс воспроизводства на основе реализации инновационно-инвестиционной стратегии развития имеет в настоящее время для России особое значение. Налогообложение должно стимулировать инвестиции 3 в новейшие технологии и наукоемкие производства с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров, как на внутреннем, так и на внешних рынках, а также увеличения объема производства тех из них, которые пользуются повышенным спросом.

И, наконец, социальная функция налогов. Она реализуется путем воздействия на формирование совокупного интеллекта и нравственности человека. А это проявляется прежде всего через обеспечение качества жизни – ее продолжительности, достойных условий существования (медицина, жилищные условия, образование и др.). С помощью налогов осуществляется регулирование этого процесса.

Функции налогов активно используются государством для разработки и реализации налоговой политики. Налоговая политика представляет собой систему мер государства по целенаправленному использованию налогового механизма в интересах развития производства, роста доходов предприятий и физических лиц, а также обеспечения на этой основе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов.

В настоящее время главной проблемой, определяющей действенность системы налогообложения, является оптимизация соотношения выполняемых ею функций. Все они реализуются комплексно, что придает налоговой системе качественное содержание, обеспечивая потенциальную возможность реализации основных направлений повышения ее эффективности.

Налоговая система должна ориентироваться не только на решение тактических, но и долгосрочных стратегических задач, связанных с экономическим развитием, охватывающем как повышение темпов роста экономики, так и качества жизни.

Наконец, нужно последовательно руководствоваться требованиями системности, чтобы была единая направленность механизма налогообложения. Это предполагает построение такой налоговой системы, которая при взаимодействии всех ее элементов давала бы интеграционный импульс для развития производства. Словом, общая направленность налоговой системы призвана иметь воспроизводственный характер, способствовать эффективном развитию производственных инвестиций и предпринимательской инициативы. 4

Все это требует изменения концепции налогообложения. Оно должно превратиться в решающий комплексный фактор экономического развития. Налоговую систему необходимо повернуть лицом к интересам производства, стимулируя его рост на основе использования инновационно-инвестиционного типа воспроизводства. Необходим выбор таких ставок налогов, такой базы и механизма налогообложения, чтобы изъятие налогов из прибыли предприятий не приостанавливало развития производства, а создавало дополнительный импульс для его роста. 5 Мировая практика налогообложения базируется на положении об эластичной зависимости между уровнем налоговых ставок и объемом дохода, а следовательно, и налоговых поступлений. По мере снижения налоговых ставок усиливается тенденция доходов предприятий к росту. Соответственно растут и поступления налоговых платежей в бюджет за счет возрастания налогооблагаемой базы: объема производства, доходов.

Таким образом, налоговая система представляет собой качественно определенную совокупность ряда элементов. В нее входят сами налоги во всем их многообразии, а также взаимосвязи между ними. Важными элементами являются правовое поле налогообложения и органы управления налогообложением. Взаимодействие всех этих звеньев формирует общие интеграционные качества, определяющие эффективность налоговой системы в целом. Действие налоговой системы реализуется через налоговый механизм, представляющий собой качественно определенную совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением.

Будучи частью налоговой системы производственных отношений, налоги одновременно отражают реальные потоки денежных средств в процессе перераспределения не только новой стоимости – национального дохода, но в определенной мере и других частей валового национального продукта. Именно в этом проявляется роль налогов как активного рычага в руках государства по формированию новой эффективной структуры экономики, адекватной рыночной системе хозяйствования. В решении тактических и стратегических социально-экономических задач налоговой системе принадлежит особая роль.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 30.05.2016 2016-05-30

Статья просмотрена: 3440 раз

Библиографическое описание:

Кильметьев, И. Ф. Роль системы налогообложения в экономике государства / И. Ф. Кильметьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 773-776. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30954/ (дата обращения: 20.05.2021).

Налоги представляют собой неотъемлемый элемент хозяйственной жизни общества. От налогов, в большинстве своем, зависит уровень жизни населения, эффективность деятельности организаций, а значит и государства в целом. В виде определенной системы налоги являются экономической категорией. Исторически, налоги появились вместе с возникновением государства и выполняли ряд общегосударственных функций и задач.

Налоги невозможно сводить лишь к денежным отношениям. Налоги, прежде всего, представляют собой совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения доходов. Данное перераспределение необходимо для решения общегосударственных задач.

Наиболее правильным и верным с точки зрения теории можно считать следующее определение налогов. «Налоги — императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента» [2, c. 21].

Налоги представляют собой основной источник формирования бюджета. Налоги являются частью валового внутреннего продукта, который создается в процессе взаимодействия различных видов ресурсов: человеческого ресурса, капитала, а также природных ресурсов. Обычно государство обладает незначительной собственностью на средства производства. Именно поэтому изъятие части внутреннего валового продукта у других субъектов производственного процесса является основой формирования бюджета. Сущность налога заключается в изъятии государством определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса в пользу общества.

Экономическое содержание налогов заключается во взаимосвязи государства и субъектов хозяйствования (юридических или физических лиц), возникающей в результате финансирования государства. Налоговые отношения, находясь внутри финансовых отношений, постоянно видоизменяются.

Функция налога — способность выражения им его свойств, проявление сущности налога в действии. Каким образом происходит реализация общественно значимого назначения экономической категории и показывает функция. Среди экономистов не существует единого мнения по поводу функций налогов. Но в большинстве своем выделяют фискальную функцию. Благодаря этой функции возможно осуществление главной цели существования налогов — формирования и перераспределения финансовых ресурсов государства для обеспечения функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. Посредством реализации фискальной функции государство оказывает влияние на производственные процессы, стимулируя или наоборот, замедляя его развитие, стимулирует или ослабляет накопление капитала, повышая или понижая платежеспособность населения [1, c. 5]. Другие экономисты считают, что налоги выполняют фискальную, распределительную, контрольную, регулирующую и поощрительную функции.

Распределительная функция заключается в перераспределении части внутреннего валового продукта субъектов экономической деятельности среди разных слоев населения. Осуществляется передача средств более слабым и незащищенным слоям населения. Налоговое бремя, при этом, возлагается на более «сильные» слои населения.

В регулировании экономических отношений, экономических процессов заключается регулирующая функция налогообложения. Данная функция ориентирована на решение тех или иных задач налоговой политики с применением налоговых механизмов. С помощью налоговой политики регулируются экономические процессы. При этом можно выделить следующие подфункции:

Стимулирующая подфункция — поддержание и развитие различных экономических процессов. Данная подфункция осуществляется на основе системы льгот и освобождений. Благодаря данной подфункции осуществляется поддержка отдельных отраслей, видов деятельности.

Диссимулирующая подфункция, в свою очередь, ориентирована на установление повышенного значения налоговой ставки, а значит высокого уровня налогообложения. Осуществляется данная подфункция с целью ограничения занятий какими-либо конкретными видами деятельности. Ярким примером выступает игорный бизнес.

Воспроизводственная подфункция накапливает финансовые ресурсы на восстановление используемых ресурсов. Примеров данной подфункции является плата за использование различными природными ресурсами. Государство возмещает использование таких ресурсов, так как они ограничены.

Регулирующая (экономическая) и фискальная функции существуют в противоречии друг с другом. Это происходит за счет того, что одна подфункция предусматривает увеличение налогов, а другая подфункция выступает за их снижение. Благодаря налогам государство реализует функцию контроля над финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. Наряду с этим, также осуществляется контроль над источниками формирования доход и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов появляется возможность количественного сопоставления и сравнения показателей доходов с необходимостью государства ресурсах финансового характера. Таким образом, контрольная функция позволяет оценивать эффективность функционирования механизма налогообложения. Благодаря этому осуществляется контроль над видами деятельности и финансовыми потоками.

Поощрительная функция заключается в адаптации механизмов налогообложения в целях решения социальных задач государства. Смешивание функции экономической категории и роли, которой она выполняет не приемлемо.

Экономический механизм системы налогообложения может достичь поставленной цели в результате создания равных и справедливых экономических условий для всех организаций с различными формами собственности. Данный механизм обеспечивает заинтересованность экономических субъектов в достижении большего дохода. Для этого используются такие элементы налогов, как ставки, льготы, сроки уплаты. Применение данного механизма позволяет решить ряд задач:

‒ насыщения услугами и товарами рынка потребления;

‒ ускорения научно-технического прогресса;

‒ возможность обеспечения различных социальных потребностей населения.

Налоги влияют на экономику не напрямую, а опосредованно. Данное влияние происходит с определенным опозданием, так как осуществляется через участие государства в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта. Налоги являются серьезным инструментом в борьбе с экономическими циклами в экономике. Также они являются регулятором инвестиционной привлекательности. При помощи регулирования налогов государство создает определенные условия для ускорения накопления капитала в тех отраслях, где просматривается наибольшая перспектива с точки зрения научно-технического прогресса, а также в малорентабельных и непривлекательных, но социально необходимых сферах производства. В настоящее время в мировой практике разработано и применяется множество различных форм налогов, отличающихся по объектам обложения, формам взимания, источникам уплаты и т. д. Разнообразие налогов позволяет в большей мере охватывать все разновидности доходов плательщиков налога, воздействовать определенным образом на различные стороны их хозяйственной деятельности и, вместе с этим, снижать отрицательное воздействие налогового пресса благодаря перераспределению налогов.

Проведение анализа основных макроэкономических теорий позволяет определить зависимость между изменением налоговой нагрузки на производственный сектор экономики и уровнем инфляции и социальной дифференциации.

Многие страны придерживаются определенного разделения между бюджетно-налоговыми и кредитно-денежными методами регулирования экономики. Они используют наиболее подходящий из методов управления в тех областях, где он будет наиболее эффективным. К примеру, бытует мнение, что в экономике уровень цен и величина сбережений должны определяться при помощи инструментов кредитно-денежной политики, а регулирование краткосрочных колебаний совокупного спроса, уровня и перераспределения дохода в экономике наиболее эффективно осуществлять с помощью мер бюджетно-налоговой политики. При определенных условиях фискальная политика может быть таким же эффективным инструментом борьбы с инфляцией, как и кредитно-денежная.

Разделение бюджетных и денежных мер в результате регулирования экономических процессов основывается в основном на классических экономических теориях. К примеру, количественная теория денег описывает связь между темпом роста цен в экономике с темпами роста денежной массы в условиях неизменных темпов роста доходов и скорости обращения денег. Таким образом, регулирование инфляции должно производиться кредитно-денежными методами.

Классическая экономическая теория предполагает, что в результате налоговой политики сдерживания в долгосрочной перспективе происходит рост инвестиций и сокращение реальной ставки процента, но никак не влияют на уровень инфляции.

На основании монетаристских теорий, главными причинами инфляции являются рост денежной массы и ожидания экономических агентов по поводу темпов изменения цен. В границах данных теорий, основной причиной инфляции в России выступает дефицит государственного бюджета. Дефицит государственного бюджета покрывается посредством выпуска денег и, на основании этого, повышение уровня налогов должно способствовать сдерживание роста цен.

Таким образом, вышеописанные теории не связывают причину инфляционных процессов с нагрузкой налогового бремени на экономику и не считают налоговую политику достаточно эффективным инструментом борьбы с инфляцией.

Несмотря на это, имеют место и альтернативные подходы к рассмотрению причин роста цен. Сочетание моделей IS-LM и AD-AS раскрывает, что при росте величины взимаемых в государстве налогов в краткосрочном периоде происходит падение дохода и выпуска, а также ставки процента. Снижение уровня дохода при любом заданном уровне цен приводит к сдвигу кривой совокупного спроса и вызывает дефляцию. Поэтому, зависимость изменения уровня налоговой нагрузки и цен отрицательна.

Кривая Филлипса и теория адаптивных рациональных ожиданий детерминируют отрицательную связь инфляции, с одной стороны, и циклической безработицы, — с другой. Кривая Филлипса доказывает, что в краткосрочной перспективе повышение налогового бремени в конечном счете приводит к спаду производства, повышению уровня безработицы, снижению доходов в государстве и сокращению инфляции спроса [3, c. 49].

Повышение налогового бремени экономических может привести к инфляции в результате смещения не только кривой спроса, но и предложения. Причина инфляции предложения связана с резким изменением условий в экономике. Данное изменение затрагивает издержки производства товаров, в результате чего осуществляется рост цен на производимую продукцию. Данный фактор вызывает сдвиг кривой совокупного предложения и представляет собой основу для одновременного снижения уровня производства и роста цен, или стагфляции.

Резкие изменения уровня налоговой нагрузки могут вызвать «инфляцию издержек», что может привести к «шоку предложения» в целом по экономике и росту инфляции. «Инфляция издержек» как экономический феномен появляется тогда, когда осуществляется рост цен на сырье и материалы, применяемых в большинстве отраслей. Это затрагивает издержки производства значительной доли товаров.

Подобное явление имело место в Российской экономике в период с 2008 по 2012 год. Повышение тарифов естественных монополий, а именно на электроэнергию и железнодорожные перевозки, с одной стороны, и повышение внутренних цен на газ и бензин, — с другой, привели к росту немонетарных причин и факторов, способствующих инфляции.

Таким образом, в государстве инфляционные процессы могут изменяться при помощи мер, как только кредитно-денежной, так и бюджетно-налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика представляет собой более эффективным инструментом управления инфляцией. Это утверждение верно, если:

‒ происходит резкое повышение налогового бремени субъектов экономической деятельности, производящих продукцию, которая выступает сырьем для производства большинства товаров в экономике;

‒ вызванное ростом налоговой нагрузки повышение цен в ряде отраслей экономике приводит к тому, что вклад немонетарных причин и факторов в формирование инфляции достаточно значителен.

В случае, если рост цен происходит опережающими темпами в отраслях, производящих продукцию, представляющих собой значительную долю потребления для низкодоходных слоев населения, повышение налоговой нагрузки на такие отрасли способствует социальной дифференциации.

Таким образом, в статье была рассмотрена роль системы налогообложения в экономике государства. Налоги невозможно сводить лишь к денежным отношениям. Налоги, прежде всего, представляют собой совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения доходов, необходимых для решения общегосударственных задач.

При определенных условиях фискальная политика может быть таким же эффективным инструментом борьбы с инфляцией, как и кредитно-денежная.

  1. Зарук Н. Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978–5-16–011742–3
  2. Дадашева А. З. Финансы: Учебник / Дадашева А. З. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 178 с. (Переплёт) ISBN 978–5-9558–0457–6
  3. Гринберг Р. С. Экономика общественного сектора: Учебник/Р. С. Гринберг, А. Я. Рубинштейн, Р. М. Нуреев; Под ред Белоусовой О. М. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 440 с. (Высшее образование: Магистратура) (Переплёт) ISBN 978–5-369–01432–5

date image
2020-01-14 views image
469

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Курсовой проект

по дисциплине экономическая теория на тему:

«Налоговая система Российской Федерации и проблемы ее совершенствования»

студент группы ИСЗ-701ф Ануфриков Сергей Павлович

Перова Яна Игоревна

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сущность налоговой системы 4

1.1 Налоги в системе государственного регулирования

1.2 Налоговая система Российской Федерации 6

1.3 Налоговая политика государства 8

2. Анализ взаимосвязи налоговой системы и макроэкономических показателей 10

2.1 Анализ налогового пресса (отношение величины

налогов к ВВП) 10

2.2 Анализ налогового стимулирования инвестиционной

2.3 Анализ налогового стимулирования малого бизнеса 15

3. Пути совершенствования налоговой системы в целях удвоения

3.1 Снижение налогового пресса 16

3.2 Пути стимулирования инвестиционной активности 18

3.3 Пути стимулирования малого бизнеса 20

Список используемой литературы 25

Введение

Налоговая система сформировалась в условиях глубокого системного кризиса начала 90-х годов прошлого века, и предназначалась для обеспечения мобилизации в бюджет максимально большого объема ресурсов для обеспечения государственных функций и финансирования социальных обязательств. Основными ее характеристиками в этот период являлись высокий с одной стороны налоговый пресс и чрезмерность налоговых санкций, наличие многообразных льгот и индивидуальных преференций – с другой, что привело к нарушению базового принципа равенства налогообложения. Эти обстоятельства, осложненные нестабильностью налогового законодательства, послужили причиной того, что налоговая система стала тормозом для достижения к 2010 году удвоения ВВП.

Актуальность темы заключается в том, что изменение роли налоговой системы в экономике должно соответствовать стимулированию экономического роста, обновлению основ развития малого бизнеса.

Цель работы рассмотреть налоговую систему на данном этапе развития; выявить проблемы, препятствующие ее совершенствованию для удвоения ВВП к 2010 году.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

В главе 1 показать сущность налоговой системы.

В главе 2 проанализировать взаимосвязи налоговой системы и макроэкономических показателей.

В главе 3 выявить пути совершенствования налоговой системы в целях удвоения ВВП

По окончанию решения задач сделать заключение.

В работе были использованы статьи ведущих экономистов: Беликоева В. З., Полякова Г. Б., Малиса Н. И., Масловой Д. В., Панскова В. Г., Шишко А. В. и статистические данные



Сущность налоговой системы

Налоги в системе государственного регулирования экономики

Рыночные механизмы не работают там, где им не гарантируется прибыль. Капитал туда не идет. Это касается так называемых общественных благ или товаров, их достаточно много: фундаментальные научные исследования, искусство, литература, культура в целом, народное образование на всех уровнях, оборона, управление, дороги. Все эти блага служат всем и каждому. Кроме того, их производство не зависит от благосостояния отдельных граждан, от количества потребителей благ. Чтобы скорректировать вклад тех или иных граждан в производство названных общественных благ, государство берет на себя расходы по производству этих благ, а с граждан взимает налоги независимо от того, воспользуются ли они когда-нибудь данными общественными товарами.

Регулирующая функция государства теснейшим образом связана с его фискальной политикой, направленной на формирование государственного бюджета. Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики, так как в нем сосредотачиваются все денежные ресурсы страны, которыми распоряжается правительство.

Госбюджет выполняет много функций, однако важнейших три: распределительная, контрольная и регулирующая. Именно через эти функции в совокупности государственный бюджет и становится регулирующим экономику рычагом в руках государства. Госбюджет имеет стандартную структуру везде. В разных странах они отличаются лишь структурой доходов и расходов. Например, в доходной части госбюджета США налоги с физических лиц занимают до 60%, а в России – 10-12%. Так в структуре госбюджета можно увидеть приоритетные направления государственной политики в целом и государственного регулирования.

Структура госбюджета состоит из двух больших разделов: доходов и расходов – сведенных в обыкновенный баланс. Доходы госбюджета обеспечивают: налоги на физические юридические лица, акцизы, гербовый сбор, фискальные и протекционистские таможенные сборы; доходы от государственных предприятий и операций с объектами государственной собственности; поступления во внебюджетные или в целевые фонды (пенсионный, социального страхования, охраны окружающей среды, строительства дорог переподготовки рабочей силы).

Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы страны на: государственное управление, оборону; социально-экономические цели; хозяйственную деятельность; внешнеэкономическая деятельность. Безусловно, как доходная, так и расходная части представляют собой процесс государственного регулирования не только экономики, но и политической, и социальной жизни. Уже сам сбор налогов есть целый комплекс рычагов регулирования. Налогообложение надо, в первую очередь рассматривать с двух точек зрения: прогрессивности и эффективности его. Под последним понимается минимизация затрат, связанных перераспределением ВНП, а именно это представляет собой налогообложение. Чем меньше несет государство расходов на сбор налогов и формирование госбюджета, тем эффективнее налоговая система.

Прогрессивность системы налогообложения зависит от того, что облагается налогом: доход или потребление. Или в каком сочетании эти два подхода реализуются. Дело высшей государственной важности – сводить их к равновесию по мере возможности, развивать и совершенствовать систему налогообложения. В этом проявляется регулирующая функция государства.

Читайте также: