Налоговый учет по земельному налогу

Опубликовано: 15.05.2024

Документальное оформление

Расчет земельного налога (авансовых платежей по налогу) оформите бухгалтерской справкой. Бухгалтерская справка является основанием для начисления земельного налога (авансовых платежей) и его отражения в учете (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ письмо ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9163).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расчеты по земельному налогу отражайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по земельному налогу» (Инструкция к плану счетов). Также в нашей статье узнайте про счет на налог на имущество.

Порядок начисления земельного налога в бухгалтерском учете зависит от характера использования земельного участка.

Если земельный участок используется в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), то земельный налог учитывайте в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 и 7 ПБУ 10/99):

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»

– начислен земельный налог.

Если земельный участок предоставляется за плату во временное пользование по договору аренды (и это не является предметом деятельности организации), земельный налог учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»

– начислен земельный налог.

Если на земельном участке организация ведет строительство здания или сооружения, сумму налога, начисленную в период строительства (до включения строения в состав основных средств), отнесите на увеличение первоначальной стоимости объекта. Такой порядок предусмотрен пунктами 8 и 14 ПБУ 6/01.

Начисление земельного налога отразите проводкой:

Дебет 08 субсчет «Строительство объектов основных средств» Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»

– учтен начисленный земельный налог при формировании первоначальной стоимости строящегося объекта.

Перечисление земельного налога в бюджет отражайте проводкой:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» Кредит 51

– перечислен земельный налог в бюджет.

Порядок отражения земельного налога при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

ОСНО

При расчете налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по земельному налогу) включите в состав расходов, уменьшающих налоговую базу (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Подтвердить затраты в виде начисленных сумм авансовых платежей по земельному налогу можно первичными документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством и содержащими все необходимые реквизиты.

Например, такими документами могут быть:

  • справка бухгалтера;
  • расчет суммы авансового платежа по земельному налогу;
  • регистры налогового учета и т. д.

Название документа в данном случае значения не имеет. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9163.

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль сумму земельного налога по земельным участкам, не используемым для получения дохода?


Исходя из буквального толкования положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают любые налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством (кроме налогов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 388 НК РФ). При этом Налоговый кодекс РФ не ставит обязанность по уплате земельного налога в зависимость от того, используется земельный участок в деятельности организации или нет. Следовательно, сумму земельного налога, уплаченную в бюджет по земельным участкам, не используемым для получения дохода, можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письмах от 18 апреля 2011 г. № 03-03-06/2/64 от 26 июня 2009 г. № 03-03-06/1/430 от 11 июля 2007 г. № 03-03-06/1/481 от 19 июля 2006 г. № 03-03-04/1/589.

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы в виде сумм земельного налога по земельным участкам, занятым объектами непроизводственной сферы (обслуживающих производств, подсобных хозяйств и т. п.)?

Исходя из буквального толкования положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают любые налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством (кроме налогов, указанных в ст. 270 НК РФ). Земельный налог уплачивается организацией по требованию законодательства, поэтому его сумму можно учесть при расчете налога на прибыль (в т. ч. и по участкам, не используемым в деятельности организации) (ст. 388 252 НК РФ).

Вместе с тем, доходы и расходы, связанные с деятельностью объектов непроизводственной сферы (обслуживающих производств, подсобных хозяйств и т. п.), формируют отдельную налоговую базу по налогу на прибыль. Поэтому, если на земельном участке, принадлежащем организации, расположен объект непроизводственной сферы (например, база отдыха, сауна, спорткомплекс), сумму земельного налога по этому участку при расчете налога на прибыль нужно включать в расходы в особом порядке. То есть с учетом положений статьи 275.1 Налогового кодекса РФ. Такая точка зрения отражена в письме Минфина России от 28 февраля 2008 г. № 03-03-05/14.

Момент учета расходов на уплату земельного налога при расчете налога на прибыль зависит от того, какой метод признания расходов применяет организация.

Если организация использует метод начисления, то расходы на уплату земельного налога и авансовых платежей по земельному налогу включите в базу по налогу на прибыль в момент начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Авансовые платежи спишите в расходы на конец I, II и III кварталов, земельный налог – на конец года. Такой порядок отражения в расходах следует применять несмотря на то, что расчеты авансовых платежей по земельному налогу с 2011 года организации не сдают. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письме от 20 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/254.

Если организация применяет кассовый метод, то расходы на уплату земельного налога включите в базу по налогу на прибыль в момент его уплаты в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на уплату земельного налога. Организация применяет общую систему налогообложения

ОАО «Производственная фирма Мастер» принадлежит на праве собственности земельный участок. Организация занимается производством продуктов питания. Земельный участок занят административным зданием.

Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января – 3 425 000 руб. Ставка земельного налога, установленная местным законодательством в отношении данной категории земли, составляет 1,5 процента.

Также местным законодательством установлены отчетные периоды по земельному налогу, поэтому организация должна рассчитывать и платить авансовые платежи по нему.

Авансовые платежи по земельному налогу за текущий год бухгалтер организации рассчитал так:
за I квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4);
за II квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4);
за III квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4).

Авансовые платежи по земельному налогу бухгалтер организации перечислил в бюджет в следующие сроки:
за I квартал – 29 апреля;
за II квартал – 29 июля;
за III квартал – 31 октября.

В бухучете начисление и перечисление авансовых платежей по земельному налогу за I квартал отражены следующим образом:

Дебет 26 Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»
– 12 844 руб. – начислен авансовый платеж по земельному налогу за I квартал.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» Кредит 51
– 12 844 руб. – перечислен авансовый платеж по земельному налогу в бюджет за I квартал.

Такие же проводки бухгалтер сделал при начислении и уплате авансовых платежей по налогу:
за II квартал – соответственно 30 июня и 29 июля;
за III квартал – соответственно 30 сентября и 31 октября.

При расчете налога на прибыль организация использует метод начисления. Бухгалтер включил авансовые платежи по земельному налогу в расходы по налогу на прибыль в следующих размерах:
12 844 руб. за I квартал – 31 марта;
25 688 руб. (12 844 руб. × 2) за полугодие – 30 июня;
38 532 руб. (12 844 руб. × 3) за девять месяцев – 30 сентября.

Сумма земельного налога за год равна 51 375 руб. (3 425 000 руб. × 1,5%).

Сумма налога, которую нужно перечислить в бюджет по итогам года, составляет 12 843 руб. (51 375 руб. – 12 844 руб. – 12 844 руб. – 12 844 руб.).

При начислении и уплате земельного налога за год бухгалтер организации сделал проводки.

В последний день налогового периода:

Дебет 26 Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»
– 12 843 руб. – начислен земельный налог за отчетный год.

В срок, установленный местным законодательством:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» Кредит 51
– 12 843 руб. – перечислен земельный налог в бюджет за отчетный год.

При расчете налога на прибыль сумму земельного налога бухгалтер включил в расходы 31 декабря отчетного года.

УСН

Если организация на упрощенке выбрала объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, включите сумму земельного налога в расходы при расчете единого налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете единого налога при упрощенке учесть сумму земельного налога по земельным участкам, не используемым для получения дохода? Организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами

Исходя из буквального толкования положений подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по единому налогу уменьшают налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством.

Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 388 НК РФ). При этом Налоговый кодекс РФ не ставит обязанность по уплате земельного налога в зависимость от того, используется земельный участок в деятельности организации или нет. Следовательно, сумму земельного налога, уплаченную в бюджет по земельным участкам, не используемым для получения дохода, можно учесть при расчете единого налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письмах от 18 апреля 2011 г. № 03-03-06/2/64 от 26 июня 2009 г. № 03-03-06/1/430 от 11 июля 2007 г. № 03-03-06/1/481 от 19 июля 2006 г. № 03-03-04/1/589. Несмотря на то что выводы, сделанные в этих письмах, относятся к организациям на общей системе налогообложения, их можно распространить и на организации на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами (п. 2 ст. 346.16 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Расходы на уплату земельного налога включайте в базу по единому налогу в момент его уплаты в бюджет (подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Если на земельном участке организация ведет строительство здания или сооружения, сумму налога, начисленную в период строительства, отнесите на увеличение первоначальной стоимости объекта . Так поступайте до момента принятия строения на учет в составе основных средств. Такой порядок установлен в абзаце 9 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, пунктах 8 и 14 ПБУ 6/01.

Расходы на уплату земельного налога отразите в разделе I книги учета доходов и расходов.

Если организация на упрощенке выбрала в качестве объекта налогообложения доходы, то земельный налог при расчете единого налога не учитывайте. Пунктом 3 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ это не предусмотрено.

ЕНВД

Уплата земельного налога на величину ЕНВД не влияет, так как при определении единого налога расходы организации в расчет не берутся (ст. 346.29 НК РФ).

ОСНО и ЕНВД

Если организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, а земельный участок используется в обоих видах деятельности организации, сумму земельного налога нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Это связано с тем, что при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к деятельности на ЕНВД, учесть нельзя.

В состав расходов для расчета налога на прибыль включите только ту часть земельного налога, которая относится к деятельности организации на общей системе налогообложения (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу


Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Земельный налог представляет собой региональный налог, который начисляют и оплачивают юридические лица – организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые владеют земельными участками, являющимися объектами налогообложения на основании:

  • права собственности;
  • права постоянного (бессрочного) пользования;
  • права пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения являются земельные участки, которые расположены в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.

Не являются объектами налогообложения следующие виды земельных участков (Рис.1)

Объекты, не подлежащие налогообложению земельным налогом

Рисунок 1. Объекты, не подлежащие налогообложению земельным налогом

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Учет земельного налога 450 руб.
  • Реферат Учет земельного налога 270 руб.
  • Контрольная работа Учет земельного налога 190 руб.

Не являются налогоплательщиками земельного налога юридические лица – организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые используют земельные участки на основании безвозмездного срочного пользования или полученных по договору аренды. В случае использования арендуемого земельного участка земельный налог начисляют и уплачивают владельцы такого участка, а арендаторы уплачивают арендную плату.

Особенности начисления и уплаты земельного налога

Регулирование земельного налога осуществляется Налоговым Кодексом российской Федерации (31 глава), а также нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, или законами городов федерального значения: Москва, Санкт-Петербург.

Налоговой базой при исчислении земельного налога, признается кадастровая стоимость земельных участков, определяемая согласно земельному законодательству Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельных участков формируется исходя из кадастровой оценки таких участков.

Информация о стоимости земельных участков содержится в государственном кадастре недвижимости, который представляет собой систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета.

Информация о каждом земельном участке включает:

  • сведения о кадастровой стоимости земельного участка,
  • сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, с указанием даты проведения таких работ.
  • сведения о местоположении границ земельного участка,
  • сведения о категории земель,
  • сведения о площади земель,
  • сведения о виде разрешенного использования,
  • сведения о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

Каждый объект кадастрового учета имеет свой уникальный кадастровый номер. Владельцу земельного участка выдается кадастровый паспорт, который представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости.

Налоговые ставки для исчисления земельного налога определяются нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такие ставки не могут превышать:

0,3 % для

  • земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  • земельных участков, на которых расположены жилищным фондом и объекты инженерной инфраструктуры;
  • земельных участков, которые приобретены или предоставлены для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

1,5% для прочих земельных участков.

Для некоторых категорий плательщиков установлены льготы по начислению земельного налога. Льгота представляет собой уменьшение налоговой базы на $10000$ рублей на каждого налогоплательщика на территории одного муниципального образования.

Особенности бухгалтерского учета земельного налога

Для начисления земельного налога, Планом счетов предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» в части открытого к нему субсчета «Расчеты по земельному налогу». Например, субсчета 68.3.

Если организация имеет в собственности несколько земельных участков, то для аналитического учета, необходимо открыть субсчета третьего и четвертого порядков.

При начислении земельного налога формируется проводка:

    Д-т 20,23,25,26 (по счетам учета затрат)

При оплате земельного налога, путем перечисления денежных средств с расчетного счета организации, формируется проводка:

При оплате земельного налога, путем оплаты наличными денежными средствами из кассы организации, формируется проводка:

  • К-т 50
  • Налоговый период по земельному налогу составляет календарный год, а отчетным периодом – является квартал.

    Порядок и сроки уплаты земельного налога, определяются нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Также могут быть предусмотрены авансовые платежи по оплате налога для организаций и индивидуальных предпринимателей.

    Согласно п. 1 статьи 397 Налогового Кодекса Российской Федерации, срок уплаты земельного налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

    Предприятия и индивидуальные предприниматели рассчитывают сумму земельного налога самостоятельно, в то время как физические лица оплачивают такой налог согласно налоговому уведомлению, полученному ими от налоговых органов.

    Также до 1 февраля в налоговые органы подается Налоговая декларация по земельному налогу по форме КНД-1153005.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Земельный налог


    Организации — собственники земельных участков с любым режимом налогообложения обязаны платить земельный налог. Закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ отменил составление декларации по земельному налогу с отчетности за 2020 год, но расчет налога организации должны производить самостоятельно. О том, как это сделать, расскажет наша статья.

    Ставка земельного налога для юридических лиц

    Ставки земельного налога устанавливают местные органы власти, на территории которых расположен участок, а также власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

    Если ставки в регионе не установлены, согласно пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, применяется общая максимальная ставка по земельному налогу 1,5 процента.

    Для некоторых категорий земель, например, сельхозназначения, которые используются для сельхозпроизводства, максимальная ставка — 0,3 процента.

    Свою ставку налога можно узнать на сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

    Срок уплаты земельного налога

    Таблица «Сроки уплаты земельного налога юрлицами»

    В сроки, установленные местными властями (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе — власти этих регионов). Информация о сроках на сайте ФНС: https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/

    Срок уплаты земельного налога за год не может быть раньше 1 февраля следующего года;

    — по авансовым платежам по итогам I, II и III кварталов — не позже последнего числа следующего за отчетным периодом месяца.

    Для организаций, включенных на 01.03.2020 в реестр субъектов МСП и занятых в пострадавших от пандемии сферах деятельности, сроки оплаты авансовых платежей за I и II кварталы 2020 год продлены. Местные власти и города федерального значения также могут продлить сроки оплаты авансовых платежей в связи с эпидемией. Для указанной категории юрлиц:

    — авансовые платежи за I квартал 2020 года продлены до 30.10.2020. Если организация — субъект МСП работает в отрасли из дополнительного перечня, указанного в п. 4 Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 № 1791, то срок уплаты продлевается до 30.12.2020 (п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 № 1791);

    — авансовые платежи за II квартал 2020 года продлены до 30.12.2020. Ряду организаций, согласно п. 10 ч. 1 ст. 2 Закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ, предоставлена федеральная льгота в виде освобождения от оплаты авансового платежа за II квартал.

    Для авансовых платежей, срок уплаты которых продлен, предоставлена годичная рассрочка

    Пункт 2 ст. 387, п. 1 ст. 397 НК РФ

    Пункт 3 ст. 398 НК РФ

    Подпункты «а», «г» п. 1, п. 1 (1) Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409,

    Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1791

    Не позднее 1 марта года, который следует за истекшим годом.

    Местные власти (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) впредь не будут устанавливать сроки уплаты налога

    Не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

    Местные власти (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) впредь не будут устанавливать сроки уплаты авансовых платежей

    Подпункты 72, 77 ст. 2, ч. 7, 17 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ

    Кем проводится исчисление земельного налога

    Согласно пункту 3 ст. 391 НК РФ исчисление земельного налога производится организациями самостоятельно. По окончании года ИФНС пришлет налогоплательщику сообщение об исчисленной ею сумме налога. Если компания не согласна с расчетом ИФНС, необходимо подать пояснения со своими данными (письмо Минфина РФ от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

    Об участках, на которые расчет налога не поступит, нужно подать в инспекцию сообщение по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@ (ст. 1 закона № 325-ФЗ), и копии документов, подтверждающих право на земельный участок. Сообщение нужно подать до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Расчет земельного налога вручную

    Общий порядок расчета земельного налога установлен в п. 1 ст. 396 НК РФ. Для расчета налога за год необходимо кадастровую стоимость участка умножить на ставку налога.

    Кадастровую стоимость необходимо брать на 1 января года, за который начисляется налог.

    Если в течение года организация перечисляла авансовые платежи, то оставшаяся к уплате по итогам года сумма рассчитывается по правилам п. 5 ст. 396 НК РФ: из величины начисленного за год налога вычитаются перечисленные авансовые платежи за I, II и III кварталы.

    Налог рассчитывается отдельно (пп. 1, 2 ст. 391, п. 1 ст. 396 НК РФ):

    • по каждому земельному участку;
    • по каждой доле в праве общей собственности на участок, в том числе по тем долям, в отношении которых действуют разные ставки.

    Если участок расположен на территориях разных муниципальных образований, налог нужно начислять и уплачивать отдельно по каждому муниципальному образованию (п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 396 НК РФ).

    Специальный порядок расчета земельного налога действует, если:

    • у организации есть льготы;
    • срок владения участком составлял не весь год;
    • участок предназначен для жилищного строительства.

    Порядок уплаты земельного налога юридическим лицом

    Земельный налог и авансовые платежи оплачиваются в ИФНС по месту нахождения земельного участка (п. 3 ст. 397 НК РФ).

    Необходимость оплаты авансовых платежей по земельному налогу по итогам I, II и III кварталов устанавливают местные власти. Согласно пункту 2 ст. 397 НК РФ авансы по налогу оплачивать не нужно, если местными органами муниципальных образований (региональными законами в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе):

    • отчетные периоды по земельному налогу не установлены;
    • предусмотрено полное освобождение от оплаты авансовых платежей.

    Узнать, следует ли организации оплатить авансовые платежи по земельному участку, можно на сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

    Что делать в случае переплаты по земельному налогу

    Если у организации образовалась переплата по земельному налогу, ее можно зачесть или вернуть (ст. 78 НК РФ).

    Причем, по п. 6 ст. 78 НК РФ, если у налогоплательщика есть недоимка по другим налогам, а также долги по пеням и штрафам, возврат возможен только после зачета переплаты в счет погашения указанных обязательств.

    Зачет переплаты по налогу производится:

    • в счет предстоящих платежей по земельному или другим налогам (п. 4 ст. 78 НК РФ). Этот способ работает, если у плательщика нет задолженности по иным налогам. Для зачета в этом случае необходимо подать заявление по форме приложения 9, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@;
    • в счет погашения недоимки по другим налогам, а также задолженности по пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ). Данный способ зачета осуществляется налоговиками самостоятельно не более чем за 3 года со дня уплаты указанной суммы налога (п. 5 ст. 78 НК РФ). Со своей стороны налогоплательщик вправе подать в ИФНС письменное заявление с просьбой о зачете.

    Благодаря Закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ, с 01.10.2020 утратил силу абзац 2 п. 1 ст. 78 НК РФ, согласно которому зачет сумм переплаты должен был осуществляться исключительно по соответствующим видам налогов и сборов, то есть федеральные налоги в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных. Земельный налог относится к категории местных налогов.

    Таким образом, с 01.10.2020 появилась возможность зачесть переплату по земельному налогу в счет оплаты налога любого вида.

    Возврат переплаты производится по письменному заявлению согласно форме приложения 8, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, в течение одного месяца со дня его получения.

    В связи с упразднением с 01.10.2020 абзаца 2 п. 6 ст. 78 НК РФ перед возвратом переплаты необходимо погасить имеющуюся задолженность по любым налогам, а не только по налогам «соответствующего вида», как этого требовало законодательство ранее. Таким образом, перед подачей заявления нужно убедиться в отсутствие задолженности по всем видам налогов.

    Если переплата возникла из-за ошибки в декларации, сначала нужно сдать «уточненку» (п. 1 ст. 81 НК РФ) и только после этого подать заявление о возврате или зачете.

    Согласно пункту 7 ст. 78 НК РФ, на возврат у налогоплательщика есть три года с момента переплаты.

    За несвоевременный возврат на сумму переплаты начисляются проценты за каждый календарный день просрочки. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в момент нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ). Если инспекция откажет в возврате, можно обратиться в суд.

    Льготы по налогу для юридических лиц

    По земельному налогу установлены две категории льгот: федеральные и местные.

    Федеральные льготы прописаны в ст. 395 НК РФ. Они освобождают от налога узкий перечень юридических лиц и действуют на территории всей страны. Они предоставляются в виде:

    • освобождения от оплаты налога отдельных юридических лиц. К этой группе налогоплательщиков относятся резиденты ОЭЗ и религиозные организации (п. 1 ст. 395 НК РФ);
    • установления пониженных ставок налога для отдельных категорий земель. Например, для земель, находящихся под жилищным фондом, и земель сельскохозяйственного назначения установлена ставка налога в размере 0,3 процента (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

    Власти муниципальных образований и городов федерального значения увеличить «федеральную» ставку не вправе, однако могут уменьшить ее по своему усмотрению.

    В 2020 году из-за пандемии коронавируса введена федеральная льгота в виде освобождения от оплаты земельного налога за II квартал 2020 года. Льгота установлена пунктом 10 ч. 1 ст. 2 Закона от 08.06.2020 № 172. Она распространяется на довольно узкий круг плательщиков:

    • на организации, включенные в реестр МСП и занятые в наиболее пострадавших от пандемии отраслях по перечню, установленному Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434;
    • включенные в реестр социально ориентированные НКО, являющиеся с 2017 года получателями президентских грантов по развитию гражданского общества, грантов и субсидий, предоставляемых в рамках программ, реализуемых исполнительной властью федерального, регионального и местного уровней, а также исполнители общественно полезных услуг и поставщики соцуслуг;
    • централизованные религиозные организации и входящие в их структуру религиозные организации, а также учрежденные ими социально ориентированные НКО;
    • включенные в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавшие от пандемии.

    Эта федеральная льгота действует лишь в отношении тех участков, которые используются организациями в предпринимательской или уставной деятельности.

    Местные льготы действуют только на территории той местности, для которой они установлены. Льготы предоставляются в виде (п. 2 ст. 387 НК РФ):

    • освобождения от уплаты налога;
    • пониженных ставок;
    • уменьшения суммы уже рассчитанного налога;
    • необлагаемой доли площади участка;
    • не облагаемой налогом суммы.

    Узнать, установлена ли местная льгота для участка, можно на сайте ФНС: https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

    В связи с отменой деклараций по земельному налогу, о наличии льготы по налогу за 2020 год инспекцию нужно уведомить. Чтобы заявить льготу, необходимо подать в ИФНС заявление по форме, установленной Приказом ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Коды льгот для составления заявления нужно взять из приложения 2 данного приказа.

    5.3 Земельный налог

    Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образо ­ ваний в соответствии с нормативными правовыми актами представи ­ тельных органов этих муниципальных образований.

    В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге зе ­ мельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    Законодательные (представительные) органы муниципальных об ­ разований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер ­ бурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установ ­ ленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий нало ­ гоплательщиков.

    Налогоплательщиками земельного налога признаются организа ­ ции и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово ­ ру аренды.

    Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас ­ положенные в пределах муниципального образования (городов феде ­ рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории кото ­ рого введен земельный налог.

    Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    Определение налоговой базы производится в следующем порядке:

    Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Индивидуальные пред ­ приниматели в отноше ­ нии участков, исполь ­ зуемых ими в пред ­ принимательской дея ­ тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно ­ го наследуемого владения.

    Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами

    Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од ­ ного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:

    • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол ­ ных кавалеров ордена Славы;
    • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин ­ валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю ­ чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
    • инвалидов с детства;
    • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
    • иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.

    Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:

    в размере 10 000 руб. производится на основании документов, под ­ тверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

    Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер на ­ логовой базы, налоговая база признается равной нулю.

    Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого ­ плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча ­ стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

    Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из на ­ логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

    Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанав ­ ливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.

    Налоговым периодом признается календарный год.

    Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетны ­ ми периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

    При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.

    Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образовани ­ ями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:

    • отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или зем ­ лям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселе ­ ниях и используемых для сельскохозяйственного производства;

    • занятые жилым фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земель ­ ный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства;

    • приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства

    Прочие земельные участки

    Муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) могут устанавливать дифференцирован ­ ные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

    Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей по налогу:

    Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей

    Исчисляют сумму налога (суммы авансовых платежей)

    Индивидуальные предприниматели в отношении участков, используемых ими в предпринимательской деятельности

    Сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляются налоговыми органами

    Исчисление сумм авансовых платежей производится по истечении отчетного периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется как со ­ ответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, уменьшенная на суммы уплаченных авансовых платежей.

    Представительный орган муниципального образования (законода ­ тельные (представительные) органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут предусмотреть для отдельных ка ­ тегорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

    Организации и индивидуальные предприниматели налог и авансо ­ вые платежи по налогу уплачивают в порядке и сроки, установленные представительным органом муниципального образования (законода ­ тельным (представительным) органом городов федерального значе ­ ния Москвы и Санкт-Петербурга). При этом сроки уплаты авансовых платежей не могут быть установлены ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а срок уплаты налога — ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на осно ­ вании уведомлений налоговых органов.

    Отчетность представляется в налоговые органы только организа ­ циями и индивидуальными предпринимателями.

    Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода пред ­ ставляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позд ­ нее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным пе ­ риодом.

    Налоговые декларации по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Формы налогового расчета и налоговой декларации и порядки их заполнения утверждены приказом Минфина России.

    Читайте также: