За какое время доначисляют налоги

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговые органы имеют право на доначисление налогов при наличии соответствующих оснований. Часто доначисление проводится в рамках проверки. Оно предполагает увеличение суммы налогов относительно той суммы, которая изначально была указана плательщиком. Представители фирмы в этом случае должны оплатить недоимку.

Основания для доначисления

ФНС разместила письмо №БС-4-11/20019@ «О налогообложении» от 16 ноября 2015 года. Этот нормативный акт разъясняет основания доначисления. В частности, платежи могут быть увеличены тогда, когда налоговая установила и доказала факт получения плательщиком доходов, не указанных в декларации. Представители ФНС также должны найти источник поступления дохода, его вид и время получения.

Рассмотрим другие основания доначисления:

  • Обнаружение налоговой выгоды, достигаемой через дробление бизнеса.
  • Образование подконтрольных ЮЛ.
  • Бухгалтер допустил ошибку при расчете налогов.

Доначисление выполняется тогда, когда фактически лицо должно уплатить большую сумму налогов, чем нужно.

Как оплатить доначисленные налоги

Рассмотрим пример уплаты доначисленных налогов, если они начислены в ходе выездной проверки. Необходимо составить платежное поручение на перечисление налогов. Заполняется оно на основании Приложения №2 к Приказу Минфина №106н от 24 ноября 2004 года. В частности, плательщику нужно правильно заполнять поля:

  • В поле 104 нужно прописать код бюджетной классификации. Коды утверждены Приказом Минфина №150н от 30 декабря 2009 года. Если это поручение на уплату налогов, нужно указать код 182 1 01 01011 01 1000 110.
  • В поле 106 нужно указать основание платежа.
  • В поле 107 указывается периодичность оплаты налога.
  • В полях 108 и 109 прописываются реквизиты документа, на основании которого совершается платеж.
  • В поле 110 указывается вид платежа. Если это перечисление налога, нужно прописать «НС».

Нужно помнить, что обязанность плательщика – это не только уплата доначисленного налога, но и отражение операций в учете.

Бухучет доначисления

Доначисление налога на прибыль возможно при наличии этих обстоятельств:

  • Занижение доходов предпринимателем.
  • Завышение трат.
  • Наличие ошибок в декларации.

Если занижение трат произошло в предыдущем периоде, предпринимателю не нужно подавать уточненную декларацию. За него это сделает сама налоговая. В частности, представители органа выполняют доначисление суммы, а затем отражают ее в карте учета расчетов.

Иногда возникает потребность в аннулировании трат не только в бухучете, но и в налоговом учете. Рассмотрим пример. В бухучете нынешнего года требуется отразить прибыль предыдущих периодов. Создается постоянная минусовая разница.

К СВЕДЕНИЮ! В большинстве случаев изменения в бухучете не влекут за собой корректировки в учете налогообложения.

Пример

В 2015 году фирма прошла через контрольное мероприятие. Было обнаружено, что в 2014 году субъект сотрудничал с несуществующими поставщиками. Произошло снятие сумм оплаты за товар в объеме 65 000 рублей. На основании этой суммы произошло доначисление налога на прибыль в размере 13 000 рублей (65 000 * 20%). В процессе выездной проверки обнаружено также необоснованное увеличение амортизации на сумму 14 000 рублей. И по этому направлению произошло доначисление на 2 800 рублей.

Бухгалтер в 2015 году выполняет эти записи:

  • ДТ99 субсчет «Убытки предыдущих периодов» КТ68. Доначисление налога. Первичка: акт выездной проверки.
  • ДТ02 КТ91. Фиксация прибыли в размере 14 000 рублей предыдущих периодов, обнаруженная в нынешнем периоде.
  • ДТ99 КТ68. Условный расход в размере 2 800 рублей.
  • ДТ68 КТ99 субсчет «ПНА». Фиксация ПНА.
  • ДТ99 КТ68. Доначисление налога за предыдущий год.

Корректировка доходов выполняется по той же схеме, что и корректировка трат.

Доначисление НДС

Ситуация с доначислением НДС довольно неоднозначна. В законе нет точных указаний по поводу того, где фиксируются доначисленные суммы НДС. Однако существуют некоторые рекомендации. В частности, доначисление НДС нужно отражать в расходах исключительно при наличии этого обстоятельства – сумма доначисления образует начальную стоимость продукции или услуг (статья 170 НК РФ), но она была принята к вычету по ошибке. Когда получен акт проверки, суммы отражаются в себестоимости, если они уже участвуют в определении налога на прибыль (основание – письмо Минфина №03-07-11/222 от 7 июня 2008 года).

Во всех прочих обстоятельствах доначисленный НДС в траты не включается. Основание – подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В ней указано, что нельзя принимать к расходам налог, который был предъявлен покупателю. Однако существует и альтернативное мнение. В частности, НДС можно включить в прочие траты по производству и продаже, которые сокращают базу (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ). В частности, этой позиции придерживаются некоторые суды. Пример – постановление ФАС №А32-5096/2007-12/27 от 10 августа 2009 года.

Если человек не желает вступать в конфликты с налоговой, то не стоит включать доначисление НДС в расходы. Отражается только постоянное обязательство.

Что делать, если была доначислена большая сумма налогов

Представители государственной структуры выполняют доначисление по итогам установления верности назначения цен по сделкам. Доначисление выполняется только тогда, когда цена сделки отклоняется от расценок на рынке более чем на 20%.

При увеличении суммы налогов представители налоговой должны руководствоваться статьей 40 НК РФ. Это статья, которая устанавливает принципы определения стоимости товаров и услуг. В этом нормативном положении указаны основания доначисления. В частности, это процент отклонения от рыночных цен.

Если предприниматель не согласен с доначислением, он может оспорить решение на том основании, что представители нарушили положения статьи 40 НК РФ. К примеру, часто нарушается пункт 3 статьи 40 НК РФ. В этом случае налоговики не устанавливают рыночные цены. При перерасчете налога применяется показатель себестоимости. Подобное решение признается незаконным (пункт 4 Письма Президиума ВАС №71).

Судебная практика

Налоговики обратились в суд с иском о взыскании недоимки. Последняя сформировалась по итогам занижения налоговой базы. Однако организация не признала своей вины. Обосновала она свою позицию тем, что налоговики неправильно использовали положения статьи НК РФ. Из-за этого произошел необоснованный перерасчет объема налогов.

Арбитражный суд встал на сторону организации.

Обосновал он свое решение тем, что за месяц, в котором налоговики обнаружили занижение цен, наблюдался разброс цен.

То есть установить среднюю рыночную стоимость сложно. Суд установил, что налоговики нарушили пункт 3 статьи 40 НК РФ, так как показатели уровня рыночных цен не анализировались.

А потому требования истца были отклонены (пункт 5 письма Президиума ВАС №71). Имеет смысл проанализировать это судебное решение. Для отстаивания своей позиции имеет смысл апеллировать к нарушению НК РФ. Если человек не ориентируется в законодательстве, рекомендуется обратиться за анализом ситуации к юристу.

Автор: Елькина Наталья Владимировна, налоговый адвокат

В практике налогового консультирования довольно часто приходится сталкиваться с вопросами налогоплательщиков о сроках давности по налогам, пеням, штрафам (далее– налоги или налоговые долги). В ситуациях, когда налоговые органы доначисляют и взыскивают налоги за давно прошедшие периоды, налогоплательщиков, как правило, интересует установлен ли в законодательстве предельный срок, в течение которого инспекция имеет право взыскать долг с налогоплательщика.

Как таковые, понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) не определены. В НК также не упоминается и срок исковой давности, который знаком нам из норм гражданского законодательства. В тоже время, нормы Гражданского кодекса к налоговым правоотношениям не применяются (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса).

Хотя срок налоговой давности в НК не установлен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Это подтверждает и судебная практика.

Так, согласно п. 37, п.60 Постановления Пленума ВАС РФ №57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пропуск инспекцией сроков выявления долгов, в том числе нарушение инспекцией сроков проведения контрольных мероприятий, а также сроков взыскания налогов - является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика.

Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана налоговым органом по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

Таким образом, в отсутствие законодательного определения в НК, срок налоговой давности можно определить как установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга с налогоплательщика, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность долг взыскать.

Если говорить о длительности срока налоговой давности, то в ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК определены:

сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом: инспекция может проверить период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК; также установлены предельные сроки проведения налоговой проверки – в совокупности не более двенадцати месяцев для выездных налоговых проверок, не более 7 месяцев для камеральных проверок – п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК;

срок, для направления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга: 20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля – п.1 ст. 70 НК;

срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате долга в добровольном порядке: не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);

срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга: шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет денежных средств налогоплательщика), либо два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет имущества) – ст. 46-48 НК.

В совокупности, если сложить все перечисленные сроки на выявление и взыскание долга, срок налоговой давности составит от четырех до шести лет с момента окончания налогового периода, в котором долг образовался.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг был выявлен (поводилась камеральная/выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля). Также на длительность срока налоговой давности влияет способ взыскания долга с налогоплательщика – взыскивается долг за счет денежных средств либо за счет имущества.

В настоящее время, в связи с отсутствием в НК прямой и понятной нормы о сроке налоговой давности, суды неоднозначно решают подобные вопросы. В практике судов встречаются решения, где суды не принимают во внимание наличие в НК специальных сроков выявления и взыскания налоговых долгов (по сути норм о сроке давности), но применяют нормы гражданского законодательства о сроках исковой давности либо даже статьи Гражданского кодекса о неосновательном обогащении (см. например: Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.07.2016 по делу № 33а-10966/2016).

В текущей ситуации, при получении требования налогового органа об уплате налога за давно прошедший период, налогоплательщикам можно порекомендовать обязательно проверить соблюдение инспекцией сроков налоговой давности.

Ориентироваться следует на срок налоговой давности от четырех до шести лет с момента образования налоговой задолженности. Фактическая длительность срока в конкретной ситуации определяется по совокупности сроков, установленных НК для выявления и взыскания налогов (ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК РФ). Если возможность принудительного взыскания долга утрачена, можно указать на это налоговому органу, предъявившему требование об уплате давнего долга. О пропуске сроков нужно заявить и в суде, если налоговый орган все же решит взыскивать потенциально безнадежный ко взысканию долг.

Как определяется срок давности по налогам в 2018-2019 годах?

Налоговая служба в последнее время применяет все возможные инструменты для обеспечения уплаты налогов в срок. Один из таких инструментов – взыскание недоимки и штрафов по налогам. Однако привлечь к ответственности должника можно только в ограниченный период времени. Какие бывают сроки давности по налогам и как они рассчитываются – мы разобрались и делимся с вами.

Виды сроков давности по уплате налогов

Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.

Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.

В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.

Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:

  • срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
  • срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.

Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.

Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.

Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.

Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:

  • нарушения правил регистрации;
  • непредставление отчетности;
  • подача декларации несоответствующим законодательству способом;
  • нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.

Срок исковой давности в 6 месяцев или 2 года касается непосредственно взыскания недоимки по налогам.

Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности

Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

  • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
  • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

  • 2018 год – налоговый период;
  • до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
  • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
  • 2020 год – первый год;
  • 2021 год – второй год;
  • 2022 год – третий год;
  • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.

Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

  • уплата суммы задолженности;
  • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
  • смерть физического лица;
  • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

Важно, что если налоговой службой или судом было принято решение о привлечении должника к ответственности, и на момент принятия этого решения 3 года не прошли, то исполнить решение придется. Считается, что сам факт принятия решения о привлечении к ответственности прерывает 3-летний срок.

Как рассчитывается срок исковой давности по налогам

Срок исковой давности по налогам нужен для того, чтобы сотрудники налоговой службы могли оповестить плательщика о наличии долга, а в случае, если он не отреагирует – подать иск в суд.

Прежде всего стоит учесть, что с организаций или ИП налоговая может взыскать долг, даже не обращаясь в суд – в бесспорном порядке. Считается, что если в ИФНС начислили долг, то предприниматель должен его оплатить без всяких вопросов.

В этом случае после отказа заплатить налоги по требованию, налоговая издает решение о взыскании долга, затем направляет платежное требование в банк, где открыты счета должника. Если на счетах должника есть достаточная сумма, то ее банк обязан ее перечислить на указанный счет бюджетной системы.

С обычных граждан (которые не являются ИП) взыскать долг можно только в судебном порядке. Для этого в ИНФС должны прежде всего выставить требование об уплате налога должнику.

Однако общий процесс сложный и включает в себя несколько этапов:

  • сначала налоговая «обнаруживает» недоимку. Происходит это автоматически на следующий день после окончания срока для оплаты (разумеется, если налог не был уплачен);
  • затем ИФНС выставляет требование об уплате налога. Выставляют его в течение 3 месяцев после того, как долг обнаружен (для долгов меньше 500 рублей этот срок составляет 1 год). Есть несколько особенностей, связанных с доначислением налогов по итогам проверки, но это относится скорее к организациям.

В требовании об уплате указывается сумма долга, пояснение о его происхождения, реквизиты для уплаты и предельный срок для оплаты (если срок не указан, он равен 8 рабочим дням).

  • если в течение 2 месяцев после того, требование было направлено должнику, он не оплатил долг, то принимается решение о взыскании. Подать в суд ИФНС может в течение 6 месяцев после даты, указанной в требовании. С учетом 2 месяцев ожидания остается 4 месяца.
  • Срок в 6 месяцев касается случаев, когда ИФНС взыскивает денежные средства в сумме более 3 000 рублей. Если объектом взыскания будет другое имущество, срок составит до 2 лет.

    А при сумме долга меньше 3 000 рублей налоговая будет «ждать», пока сумма превысит это значение, но не больше 3 лет. Если и через 3 года долг будет меньше 3 тысяч, в суд подадут для взыскания накопленной суммы. Но с учетом срока давности привлечения к ответственности (3 года), взыскать долг будет фактически невозможно.

    Таким образом, после получения из ИНФС требования об уплате налогов его нужно исполнить обычно в течение 8 рабочих дней. В противном случае, через 2 месяца стоит ждать повестки в суд.

    В каких случаях срок исковой давности может быть увеличен

    Итак, после возникновения долга в течение 3 месяцев налоговая может выставить требование, если его не оплатить – то еще через 2 месяца может подать в суд.

    Но бывает так, что ИФНС не подает в суд на должника в установленный срок. Причин может быть несколько, основная из них – сильная загруженность налоговиков, которые не всегда могут найти время для взыскания долга в несколько тысяч рублей.

    В этом случае, выждав все сроки исковой давности (то есть, 6 месяцев со дня, указанного в требовании), должник думает, что освободился от своего долга. Однако срок исковой давности может быть восстановлен судом.

    Основное условие для того, чтобы суд принял такое решение – это то, что сроки исковой давности были пропущены по уважительной причине. В каждом конкретном случае причины восстановления срока рассматриваются индивидуально.

    При этом Пленум Высшего арбитражного суда указывает, какие причины суд не сможет принять для восстановления сроков исковой давности:

    • задержки из-за согласования с руководством вопроса о подаче судебного иска;
    • командировка или отпуск ответственного сотрудника ИФНС;
    • смена руководства или иные кадровые перестановки в налоговой;
    • другие внутренние организационные причины.

    Поэтому, если ИФНС подаст иск в суд после окончания установленных сроков, суд будет смотреть – насколько уважительной была причина для задержки.

    Срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения продлеваться или восстанавливаться не может. Поэтому, если прошло больше 3 лет – то в любом случае налоговый орган не сможет принять решение о взыскании, или это решение будет легко обжаловать в суде.

    Основания доначисления налога могут быть выявление у предпринимателя применения налоговый выгоды путем дробления бизнеса, создания множество подконтрольных юридических лиц, иных моментов нарушения правил налогообложения.

    ВНИМАНИЕ : наш налоговый консультант г. Екатеринбург подскажет пути оптимизации налогообложения, примет участие в досудебном урегулировании налоговых споров по доначислениям сумм, составит исковое заявление об оспаривании решения налогового органа, осуществит представительство в суде по вопросам доначисления налогов.


    Основания доначисления налога

    Налоговая доначисляет налоги по итогам выездных и камеральных проверок по ряду причин. Доначислением называют процедуру перерасчета налоговой инспекцией налоговой базы и суммы налога за период, в котором были обнаружены ошибки или искажения.

    Таким образом, причина доначисления налогов – искажения при исчислении налоговой базы.

    При этом, предприятия исчисляют налоговую базу для целей уплаты разных налогов, и причины их доначисления могут быть разными.

    В практике имеются наиболее распространенные причины, которые могут быть расценены налоговым органом как искажение при исчислении налоговой базы.

    Налоговая база искажена, когда налоговой установлены и доказаны факты:

    • получения доходов, которые не были учтены в декларации;
    • «раздувания» расходов;
    • необоснованного получения налоговой выгоды.

    Все причины указаны в письме ФНС №БС-4-11/20019 «О налогообложении» от 16.11.2015.

    Статья 54.1 Налогового кодекса искажением налоговой базы называет факты уменьшения налоговой базы путем искажения о фактах хозяйственной жизни путем:

    • Совершение сделки для целей неуплаты или не полной уплаты налога
    • Обязательство по сделке исполнено надлежащей стороной договора

    Под налоговой выгодой понимается получение послаблений при уплате налогов по основаниям, которые были созданы организацией «искусственно» — дробление бизнеса, создание аффилированных организаций, сделки с аффилированными организациями. Не стоит забыть и о банальных ошибках бухгалтера при исчислении суммы налога.

    Внимание : смотрите видео по теме налоговой проверки и спорах с налоговыми органами, задавайте свой вопрос в комментариях к ролику и получайте бесплатный совет адвоката на канале YouTube, главное не забудьте подписаться:

    Срок доначисления налогов

    Налоговая база исчисляется в организации по итогам налогового периода.

    Инспекторы ФНС выявляются нарушения, являющиеся основаниями для доначисления налога, в прошлых отчетных периодах. При этом, перерасчет налоговой базы и доначисление налога происходит за период, в котором выявлены нарушения.

    Однако, налоговые органы ограничены сроками как для выявления долга.

    Налоговая проверка, если она выездная, может проверить периоды не старше трех лет.

    Досудебный порядок оспаривания доначисления налога

    Налоговым законодательством установлены способы оспаривания решений налоговых органов. По итогам налоговой проверки, налоговый орган принимает решение о перерасчете налоговой базы и суммы налога. В соответствии со ст. 138 НК РФ, обжаловать такое решение можно по подчиненности – в вышестоящую налоговую, и в суд.

    Обжалование решения налогового органа, принятого по итогам проверки, в порядке подчиненности в обязательном порядке должно предшествовать судебному обжалованию.

    Для обжалования по подчиненности постановления налогового органа, в вышестоящую налоговую подается апелляционная жалоба. Жалоба подается через инспекцию которая вынесла решение в срок 10 дней с момента вручения постановления представителю организации.

    Если решение вступило в силу, не было обжаловано в порядке подчиненности до момента вступления в силу, то может быть обжаловано в течение года в налоговый орган субъекта.

    Жалобы рассматриваются в течение месяца, при этом срок может быть в ряде случаев увеличен на 15 дней для запроса документов из налоговой инспекции, вынесшей обжалуемое организацией решение.

    Решение по итогам рассмотрения жалобы сообщается в течение трех дней. При этом, данное решение может быть так же обжаловано в порядке подчиненности.

    Полномочия вышестоящей налоговой при рассмотрении апелляционной или иной жалобы на постановление по итогам налоговой проверки заключаются в возможности отмены решения, а также его изменения или принятии нового.

    Как обжаловать доначисление налога в суде?

    Право обжалования доначисления налога по итогам проверки в суде возникает в случае, если иные досудебные способы урегулирования исчерпаны.

    Постановление о доначислении налога является ненормативным актом и оспаривается в порядке главы 24 АПК РФ.

    Для того, чтобы обжаловать постановление налоговой, имеющей ненормативный характер, нужно обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налоговой с исковым заявлением. Исковое должно содержать требования о признании недействительным ненормативного правового акта.

    АПК предъявляет требования к иску на обжалование доначисления налога:

    • Наименование истца, ответчика
    • Реквизиты оспариваемого акта
    • Указание нарушенных прав с ссылкой на соответствующие нормы

    Кроме того, необходимо приложить:

    • доказательства отправки искового ответчику
    • копия свидетельства о регистрации
    • обжалуемый акт
    • документы, которые являются основаниями доводов истца
    • документ об оплате госпошлины – 3000 рублей

    Срок исковой давности – 3 месяца.

    Дело рассматривается по правилам искового производства – в судебных заседаниях с вызовом сторон. Рассмотрение дела судом происходит в срок не более 3 месяцев, а если дело сложной – до 6 месяцев.

    В случае отказа суда в удовлетворении исковых требований, возможно апелляционной и кассационное обжалование судебного акта.

    ПОЛЕЗНО: закажите обжалование решения суда с помощью нашего адвоката Екатеринбурга

    Как исправлять отчетность при доначислении налога?

    Исправлять следует документацию за тот же период, в котором случилось недоразумение. Если ошибка найдена за нынешний год, то исправление происходит в тот день, когда было принято решение о доначислении налогов. При возникновении ситуации, когда погрешность обнаружена за прошлый год, но баланс по нему еще не был сформирован и утвержден, следует провести исправление за последний месяц года.

    Когда отчетность уже отправлена, то доначисление налога на прибыль или другого проводится после оценки суммы: можно ли считать ее существенной? Если нет, то проводят исправление той же датой, что была выявлена оплошность. Это не считается серьезной проблемой, а рассматривается как убыток прошлых лет, выявленный в другом отчетном периоде.

    Если сумма ошибочного подсчета признается достаточно большой, то для нее предусмотрена особая проводка. Помимо устранения ошибки, придется еще и заново рассчитать все показатели того года, когда случился просчет.

    Помощь адвоката по доначислениям налога в Екатеринбурге

    Доначисления налога

    Все налоги имеют свои особенности. Так, ошибка в расчете налога на прибыль обычно получается, если доходы были преуменьшены, а расходы преувеличены. Поэтому придется продемонстрировать истинное положение вещей.

    Если ошибки допущены в прошлом периоде, то вашему бухгалтеру не нужно ничего исправлять. Доначисление налогов по результатам проверки налоговой службой будет отражено в карточке учета расчетов с бюджетными организациями.

    Может произойти также доначисление налогов выездной проверкой, особенно это возможно в результате ошибок к Вашей стороны при выстраивании вопроса оптимизация системы налогообложения. Проверка может быть выполнена не чаще, чем один раз в три года, за исключением случаев, если компания находится в процессе реорганизации или начала процесс ликвидации. Но зато в результате проверки может быть наведена ревизия налогового органа на три предшествующих года налогообложения.

    Некоторые изменения нужно проводить в бухгалтерском учете, а некоторые – в налоговом. Бывает, что нужно проводить какие-то исправления во всех видах отчетности, но это случается нечасто. Человеческий фактор является наиболее существенной причиной возникновения большинства допускаемых ошибок, и это касается любой сферы деятельности. Если вопрос доначисления налогов связан с подозрением со стороны налогового органа в части применения схемы ухода от налогов, то тут без суда не обойтись. В любом случае, прежде чем паниковать обратитесь к нам за налоговой консультацией, наш налоговый консультант разъяснит что делать и примет активное участие в исправлении ситуации.

    Читайте еще по вопросу консультаций по налогам:


    Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

    11 марта 2021 года вышло письмо ФНС с разъяснениями практики применения статьи 54.1 Налогового кодекса. В предпринимательских кругах его уже окрестили «письмом года». Статья 54.1 вызывала кучу проблем. Налоговые инспекции выписывали на её основании огромные налоги и штрафы. Теперь всё должно измениться. Рассказываем, чем письмо-инструкция ФНС обернётся для бизнеса.

    Почему письмо ФНС вызвало много шума

    В 2017 году в Налоговом кодексе появилась статья 54.1 . Она запрещает злоупотреблять правами в сфере налогов и получать необоснованную налоговую выгоду. К злоупотреблениям относится намеренное искажение отчётности, сделки без деловой цели, а только с целью снизить налог к уплате. Если выяснится, что злоупотребление действительно было, к примеру заключена фиктивная сделка для занижения налоговой базы, налоговая доначислит налоги и взыщет штраф.

    Никаких внятных разъяснений по применению статьи 54.1 до сих пор не было. Верховный суд и ФНС молчали. В итоге налоговики применяли эту статью где надо и где не надо, обвиняли бизнес в получении незаконной выгоды и доначисляли налоги. Как заявил в ноябре 2020 года на налоговом форуме замруководителя ФНС Виктор Бациев, 80% дел по статье 54.1 доходило до суда. Естественно, крайними были налогоплательщики.

    Федеральная налоговая служба и сама понимала, что так больше не может продолжаться. На том же налоговом форуме Бациев рассказал, что разъяснения по 54.1 будут. И наконец они появились. ФНС опубликовала письмо № БВ-4-7/3060 от 10.03.2021 . Письмо адресовано региональным и межрегиональным налоговым инспекциям. По сути, это инструкция. Налоговые органы будут использовать инструкцию в ходе обнаружения и доказывания злоупотреблений со стороны бизнеса. Мы изучили письмо и рассказываем вам о самом важном.

    Как разъяснения ФНС повлияют на бизнес

    Согласно обзору юридической фирмы Арбитраж.ру со ссылкой на РБК, с 2018 по 2020 год всего 22% споров по статье 54.1 НК решились в пользу бизнеса. Остальные 78% дел выиграли налоговые органы.



    Инфографика из обзора Арбитраж.ру.

    Разъяснения ФНС должны изменить ситуацию в пользу бизнеса.

    Теперь налоговые органы станут чаще применять налоговую реконструкцию. Смысл налоговой реконструкции состоит в том, что инспекция доначисляет налог не больше той суммы, которую организация реально не доплатила в бюджет. Раньше налоговики почти всегда отказывали в реконструкции и доначисляли налоги не с прибыли (чистого дохода), а с выручки (всего дохода без учёта затрат). Доначисление налога с выручки в совокупности с огромным штрафом (до 40% от неуплаченной суммы налога) для многих компаний оборачивалось банкротством.

    Решение о налоговой реконструкции будет принято после оценки коммерческой осмотрительности компании и оценки выбора контрагента. Что это — объясним далее.

    Важное значение письмо отводит признакам сделки с участием технических компаний. Технические — это компании, которые не ведут реальной деятельности. По-простому, липовые компании или фирмы-однодневки. Теперь налоговым органам придётся доказывать, что руководитель заведомо заключил договор с липовой организацией. До выхода письма ФНС они не особо утруждали себя доказыванием, а сходу отказывали в реконструкции, если в сделке участвовала фирма-однодневка.

    Как вести бизнес, чтобы избежать обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды и злоупотреблении правами

    Разъяснения ФНС могут использовать не только налоговые органы, но и налогоплательщики. Более того, лучше их изучить досконально, чтобы на корню срезать претензии налоговиков.

    Чтобы установить, была ли нарушена 54.1, налоговые органы оценят выбор контрагента и коммерческую осмотрительность. Соответственно, вести бизнес без подозрений в злоупотреблении, значит проверять контрагентов и проявлять осмотрительность.

    Проверять контрагентов. ФНС уже открыто заявляет в письме: «У нас на сайте куча сервисов для проверки контрагента, они все бесплатные и открытые, пользуйтесь. Можете проверить бухгалтерскую отчётность, среднесписочную численность работников, нарушала ли компания законодательство о налогах и т.д.»

    Если налоговые органы предъявят претензии о нарушении 54.1, компания должна будет обосновать выбор контрагента. Обосновать, значит доказать, что он надёжный.

    Чтобы оценить надёжность контрагента, проверьте:

    Сайт. Лучше сделать скрины: вот контакты, вот история и дата создания фирмы, вот отзывы довольных клиентов.

    Выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Проверить можно здесь . В этой же выписке указано лицо, которое уполномочено подписывать договоры от имени компании. Проверяйте, кто подписывает договор, — это тоже критерий оценки выбора контрагента.

    Адрес на массовость. Для проверки используйте сервис «Прозрачный бизнес» . Дополнительно можно запросить у контрагента договор аренды помещения.

    Лицензии, если деятельность лицензируемая.

    Достаточно ли персонала и ресурсов, чтобы оказать услуги или выполнить работы.

    Пример. Компанию «Звёздочка» налоговые органы обвинили в том, что она не оценила надёжность контрагента-поставщика. «Звёздочке» доначислили 14 млн. НДС, 4 млн. пени и 5,5 млн. штрафа. Налоговики сочли, что в реальности поставки не было. Поставщик, якобы, не имеет ни транспорта, ни ресурсов, а сотрудник всего 1. Товарные накладные подписал не директор, а другой человек. К счастью для «Звёздочки», Верховный суд доначисление НДС, пени и штраф отменил. Суд верно расценил, что поставка на самом деле была, налоговая инспекция не собрала достаточно доказательств.

    В письме ФНС прямо отсылает к судебному решению по делу «Звёздочки», как бы призывая местные налоговые органы «не подходите к делу формально, проверьте всё, потом обвиняйте».

    Проявлять коммерческую осмотрительность. Коммерческая осмотрительность непосредственно связана с проверкой контрагента на надёжность. Суть её в том, чтобы проверить бизнес-историю контрагента. Реальная компания обладает определённой известностью. Можно увидеть её рекламу, узнать о выполненных контрактах, получить рекомендации от бывших клиентов, проверить, есть ли у неё офис и промышленные площадки, сколько людей и т.д. Липовая фирма не имеет бизнес-истории. И налоговики, обвиняя организацию в получении необоснованной налоговой выгоды, заявят, что руководитель был не осмотрителен.

    Как следует из письма ФНС (со ссылкой на Постановление Пленума ВАС от 30.07.2013 № 62 ), действия руководителя однозначно будут расценены как недобросовестные или неосмотрительные, если:

    Руководитель знал, что сделка заведомо невыгодна или знал, что контрагент точно не сможет исполнить обязательство.

    Руководитель не получил всю информацию о контрагенте до заключения сделки.

    Сделка заключена вопреки бизнес-стратегии, т.е. непрофильная или сверхрисковая сделка.

    Пример. Налоговая инспекция обвинила «Коксохиммонтаж-Тагил » в том, что они не проявили осмотрительности при выборе субподрядчика, и доначислила 5 млн. НДС, 9 млн. налог на прибыль, пени и штраф. «Коксохиммонтаж-Тагил» не проверил деловую репутацию, наличие ресурсов и платёжеспособность субподрядчика. В действительности субподрядчик не вёл предпринимательской деятельности, не имел лицензий и не собирался выполнять работы. Высший Арбитражный суд с доводами инспекции согласился.

    Критерии оценки осмотрительности по делу «Коксохиммонтаж-Тагила» налоговые органы используют в спорах по аналогичным делам.

    Чтобы избежать претензий в неосмотрительности, заранее проверьте:

    Платёжеспособность контрагента. О том, как проверить долги и ключевые риски компании, мы рассказывали в статье « Как проверить бизнес перед покупкой ».

    Наличие ресурсов, персонала, местонахождение производственных или складских помещений.

    Важно. Установление цены сделки ниже или выше рыночной также свидетельствует о неосмотрительности.

    Ответственность за получение необоснованной налоговой выгоды

    Ответственность для бизнеса за получение необоснованной налоговой выгоды наступает по ст. 122 Налогового кодекса . Помимо доначислений, налоговая взыщет штраф.

    Если руководитель компании знал, что имеет дело с фирмой-однодневкой, либо намеренно хотел заплатить меньше налогов, штраф составит до 40% от неуплаченной суммы налога.

    Если таких оснований нет, но налоговики доказали, что налогоплательщик вёл себя неразумно и не проявил коммерческой осмотрительности, тогда штраф до 20%.

    Если налогоплательщик докажет, что был осмотрителен, но никак не мог знать, что контрагент липовый, то вину с него снимут. Соответственно, будут учтены и расходы, и налоговые вычеты.

    Правила игры изменились

    Письмо ФНС разъясняет проблемную статью 54.1, на основании которой налоговые органы доначисляют бизнесу огромные налоги.

    Теперь налоговики чаще будут соглашаться на реконструкцию и доначислять налоги с прибыли, а не с выручки. Число несправедливых и неподъемных для бизнеса доначислений должно уменьшиться.

    Обвинить бизнес в получении необоснованной налоговой выгоды станет сложнее. Налоговым органам придётся доказать, что директор заведомо заключил сделку с фирмой-однодневкой или сделку без реальной деловой цели.

    Чтобы избежать обвинений в злоупотреблении правами, до сделки с контрагентом проверьте выписку из ЕГРЮЛ, адрес на массовость, лицензии, наличие ресурсов и персонала, платежеспособность и деловую репутацию.

    Читайте также: