Э селигман и р стурм о налогах

Опубликовано: 21.09.2024

Основоположником теории налогообложения считается шотландский экономист и финансист А. Смита. В 1776 г. он издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая оказала определяющее влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств. Однако налоговые теории начали зарождаться в более ранний период.

Налоговая теория — система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения. Существуют общие и частные теории налогов.

Общие теории налогов отражающие назначение налогообложения в целом представлены в табл. 2.1. Ниже дается представление об общих теориях начиная со Средних веков и до настоящего времени.

Общие теории налогов

Название Период Основоположники
Теория обмена Средние века -
Атомистическая теория Эпоха просвещения С.де Вобан, Монтескье, Гоббс
Теория наслаждения 1-я половина XIXв. Ж. Симонд де Сисмонди
Теория налога как страховой премии 1-я половина XIXв. Дж.Мак- Куххол, А.Тьер
Классическая теория 2-я половина XVIII-1-я половина XIXв. А.Смит, Д. Рикардо
Теория жертвы XIX-начало XX в. Н.Канар, Б. Мильгаузен, Д.Милль
Теория коллективных потребностей Последняя четверть XIX – начало XX в. Э.Селигман,Р.Стурм Л.Штейн
Кейнсианская теория 1-я половина XXв. Дж. Кейнс
Монетаристская 50-е гг. XX в. М. Фридман
Теория экономики предложения 80-е гг. XX в М.Берис, Г.Стайн

А частные — исследования по отдельным вопросам налогообложения приведены в табл. 2.2.

Частные теории налогов

Название Период Суть теории
Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения Ранее средневековье Налоговые системы строятся на прямом налогообложении, косвенные налоги считаются вредными
Конец средних веков Налоговые системы строятся на косвенном налогообложении
Конец XIXв. Необходима сбалансированность между прямыми и косвенными налогами
Теория единого налога Разные времена Единые налог – это единственный, исключительный налог на определенный объект налогообложения
Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения Разные времена Налоговые ставки устанавливаются в едином проценте или увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика
Теория переложения Середина XVIIв. Распределение налогового бремени возможно лишь в процессе обмена

Теория обмена — характеризуется возмездным характером налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений.

Атомистическая теория (основатели С. де Вобан, Ш. Монтескье, Вольтер, Мирабо) — разновидность предыдущей теории. Здесь налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают как обязательная плата общества за мир и выгоды гражданам. Происходит обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой.

Теория наслаждения — налог является одновременно и жертвой, и наслаждением. Основатель этой теории швейцарский экономист Ж. Сисмонд де Сисмонди писал: «При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает ни что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, опять-таки наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком».

Теория налога как страховой премии (основатели А. Тьер, Э. де Жирарден, Дж. Мак-Куллох) — рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком аспекте налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д. Или, согласно иному подходу к этой теории, налогоплательщик выступает как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.

Классическая теория (основатели А. Смит, Д. Рикардо) — налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». При этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.




Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно теории жертвы (основатели Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных потребностей (основатели Э. Селигман, Р. Струм, Л. Штейн¸ А. Шеффле, Ф. Нити). Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.

Кейнсиансая теориия (основатель Дж. Кейнс) — заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов. Рассмотрение налогов как инструмента макроэкономической стабилизации позволила связать налоги с рядом макроэкономических показателей: национальный доход, фонды накопления и потребления и т. д.

Теория монетаризма (основатель М. Фридман) — основана на количественной оценке денежного обращения. Согласно этой теории налоги, наряду с иными компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.

Теория экономики предложения (основатели М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер) — в большей степени, чем две предыдущие, рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках этой теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

К частным теориям налогов относятся:

· теория соотношения прямого и косвенного обложения. Финансовая наука достаточно долго искала ответ на вопрос, каково влияние прямого и косвенного налогообложения на создание сбалансированной налоговой системы. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить сбалансированную налоговую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм;

· теория единого налога, в основе которой лежит мысль, что налоги уплачиваются из единого источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода;

· теория пропорционального налогообложения базируются на ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этой теории всегда выступают наиболее имущие классы.

· теории прогрессивного налогообложения основаны на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка, налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным;

· теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по категориям плательщиков. Существует много разновидностей этой теории: абсолютная, оптимистическая, пессимистическая и др.

Дата добавления: 2015-04-04 ; просмотров: 16 ; Нарушение авторских прав

«Что такое, спрашивает он,- представляет собою налог в свободном обществе? И отвечает.

Он не есть дань, ибо дань несовместима со свободой. Он не есть выкуп, так как нельзя сравнивать положение французов или швейцарцев по отношению к их правительству с состоянием русских крепостных, ныне освобожденных, по отношению к помещикам.

Он не есть вознаграждение, своего рода премия или награда, выдаваемая государю в качестве учредителя, инициатора и директора государства, как это практикуется в акционерных обществах, и как установлено обычаем, под названием цивильного листа, в конституционных монархиях. Народ не знает иного основания, иного учредителя, иного директора, кроме себя самого; он слушается только своего разума, свободно выражаемого словом и печатью.

Налог не есть и подношение или дар – признать последнее значило обобщать исключение, которое устанавливала для себя церковь до французской революции, утверждая, что она ничем не обязана государству, напротив она является источником права государства и государя; она и подносила казне добровольные дары взамен налогов. Но применять это к целому народу, который несомненно нечто большее, чем церковь, было бы равносильно утверждению, что он состоит из стольких же государств, сколько имеется отцов семьи, предпринимателей, капиталистов и собственников, что все эти гоcударства независимы друг от друга и что объединяющий их орган, которому поручены наиболее возвышенные функции и который вынужден производить крупные расходы, не может претендовать ни на что, кроме того, что граждане пожелают сами ему поднести..

Наконец налог не есть и страхование. Нельзя совершать такой несправедливости по отношению к населению, утверждая будто бы оно не признает права собственности и для охраны последней нужна грубая сила; нельзя усматривать во всяком, кто не собственник, врага, которого только вера в Бога или страх перед жандармом удерживает от насилия.

Но что в таком случае налог? Налог- это обмен, заявляет Прудон, полагая, что он сделал новое и великое открытие».

И.М.Кулишер. Очерки финансовой науки Петроград 1919, с.78.

Приложение 6.4

политики о налогах

Налоги – это дозволенная форма грабежа, если грабеж идет на общее благо Ф.Аквинский, (1226-1274), средневековый философ, получивший титул «ангельского доктора», причисленный к лику святых римско-католической церкви.
Священный долг каждого гражданина – платить налоги. Ф.Бэкон,(1561-1626), английский философ.
Налоги являются ценой, которой покупается общественный мир. Т.Гоббс,(1588-1679), английский экономист.
Уплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное. Вольтер,(1694-1778), французский писатель-просветитель.
Уплата налогов столь же неизбежна, как и еда. У. Петти,( 1623-1687), англ. экономист. Трактат о налогах и сборах.
Налог – часть, которую каждый гражданин дает из своего имущества для того, чтобы получить охрану остальной части или пользоваться ею с большим удовольствием. Ш.. Монтескье, (1669-1755), французский просветитель, правовед, философ.
Налоги и смерть – неизбежные явления в этой жизни. Налоги- это взносы подданных из их имущества даваемые при недостаточности доходов от доменов и регалий, на необходимые доходы государства. Б.Франклин (1706-1790), государственный деятель США. Прикладная экономика: Учебное пособие. Перевод с анг. — М., 1995. Ф.Юсти ( -1771), немецкий ученый.
Налоги – взнос в общую казну. Э.Берк,(1729-1797), английский публицист и философ.
Налоги для того, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы. А.Смит, (1723-1790), шотландский экономист и философ.

Налог – есть та часть дохода от земли и промышленности страны, которую отдают подданные в распоряжение государства. Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда выплачиваются в конечном счете из капитала или дохода. Д.Рикардо, (1772 –1823), английский экономист..
Умирать и платить подати надобно везде Н.И. Тургенев. Опыт теории налогов. (1818).
Налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т.е той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и, вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов. Налог-цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан. Так как государство не должно разорять частных хозяйств, то с каждого гражданина оно может требовать лишь то, без чего он может обойтись, но может повторять свое требование, лишь только граждане снова получают возможность отдать что-нибудь. Эти платежи называются налогами» Н.И.Тургенев. Опыт теории налогов(1818). Ж.Симонд де Сисмонди. (1773-1842). Швейцарский ученый Рау.К.Г., «Основные начала финансовой науки» т.1, 1868 год, под ред. А.Корсака.
В сущности, вопрос о налогах есть вопрос о государстве. П.Прудон, (1809 – 1865), экономист.
В налогах воплощено экономическое выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени – в налогах. К.Маркс,(1818-1883),экономист.Сочинения. том.4.
Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов. Ф.Нитти, (1868-1953), итальянский экономист.
Гражданину современного государства налоги представляются чем-то, хотя и неприятным, но вполне естественным. Э.Селигман и Р.Стурм. Американсие экономисты. Этюды по теории обложения.(1908)

Я не обязан курить сигареты «Лаки страйк» или покупать нейлоновые чулки, но я обязан уплачивать ежегодный налог, хочу я этого или нет. П.Самуэльсон. Американский экономист. Экономика. М. 1992..
Налоги – это наша плата за цивилизованность общества. Стенли Фишер, профессор экономики. Экономика 1993.

Примечание: Изречения, по которым нет ссылок на источник, заимствованы из современных учебников, учебных пособий, монографий, сборников, статей периодической печати и Интернета.

Приложение 6.5

Извлечение из Постановления
Конституционного Суда Российской
Федерации от 17 декабря 1996г. № 20-II

Именем Российской Федерации

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти.

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. В этой обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества.

Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых — налоговому органу, действующему от имени государства, — принадлежит властное полномочие, а другой — налогоплательщику — обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона.

С публично правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Основы налоговой системы Российской Федерации, были заложены в начале девяностых годов прошлого столетия, но до сих пор вызывают споры и неоднозначные толкования. Необдуманное удовлетворение текущих бюджетных потребностей, которое осуществляется без учета экономических последствий, несовершенство механизма сбора налогов, отсутствие действенной законодательной базы для борьбы с «теневой» экономикой и уклонениями от налогового бремени, неуверенность иностранных инвесторов в стабильности режима налогообложения, приводят к прямым финансовым потерям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы формирования налоговой политики 6
2.Анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы…………………………………………………………………….16
3.Совершенствование налоговой политики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Налоговая система РФ.doc

1. Совершенствование налогообложения добычи нефти. По мере наработки соответствующих методов налогового администрирования, возможен переход к налогообложению добавочного дохода, получаемого при добыче углеводородного сырья, рассчитываемого по четко установленным правилам.

2. Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа, которые будут направлены на выравнивание налоговой нагрузки при добыче природного газа и налоговой нагрузки при добыче нефти с одновременной дифференциацией налоговых ставок в зависимости от условий добычи. Планируется поэтапная отмена нулевой ставки НДПИ в части технологических потерь и попутного газа

3. Введение налога на недвижимость. В долгосрочной перспективе планируется создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов. Для этого необходимо создание кадастра объектов недвижимости в сжатые сроки, а также разработка и принятие методики массовой оценки недвижимости на основе данных кадастра.

4. Повышение эффективности налога на прибыль организаций, для чего следует построить систему налогового администрирования таким образом, чтобы все необходимые для ведения бизнеса и документально подтвержденные расходы должны приниматься к вычету за исключением тех видов расходов, в отношении которых установлен прямой запрет. Также необходимо добиться унификации налоговых ставок для различных категорий налогоплательщиков, а также принять решения, направленные на совершенствование амортизационной политики.

5. Постепенное повышение ставок акцизов с целью придания большей значимости этому виду налоговых доходов в составе доходов бюджетов. Одновременно необходимо внедрять дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса и унификацию ставок на бензины с различным октановым числом. При проведении акцизной политики также необходимо добиться гармонизации ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами.

6. Совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.

7. Сокращение масштабов использования специальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общих правил налогообложения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении работы сделаем обобщающие выводы:

1. За четыре столетия экономическая мысль активно работает над проблемой построения оптимальной системы налогообложения. К настоящему времени появилось много налоговых проблем в связи с усилением процессов международной интеграции (глобализации) мировой экономики. Россия стоит перед необходимостью непрерывно изучать накопленный как зарубежный, так собственный опыт, с целью его применения при формировании стратегии развития российской налоговой политики.

2. Применяя гибкие инструменты к налогообложения, учитывая ситуацию на мировых рынках, меры по снижению налогового бремени, введение дополнительных льгот могут компенсировать потери доходной части бюджета, к примеру, за счет нефтегазового сектора. Перенос налоговой нагрузки с обрабатывающего на сырьевой сектор позволяет ослабить негативное влияние удорожания сырья на мировых рынках на конкурентоспособность российских товаропроизводителей. Влияние налоговой политики на доходную часть бюджета можно оценить только при проведении многофакторного анализа, с учетом не только абсолютных показателей пополнения бюджета, но и относительно валового продукта страны. Особенную значимость представляет собой оценка влияния налоговой политики при сравнении аналогичных показателей других стран.

3. Процесс формирования краткосрочной и долгосрочной налоговых политик с учетом сложившейся ситуации, и адекватно реагирующей на изменения на внутреннем рынке, на международных рынках не останавливается и находится под пристальным вниманием руководства России. Хочется надеяться, что налоговая стратегия государства будет учитывать факты возможного стимулирующего влияния налогов на экономическое развитие, которое не ограничивается только к снижению ставок, а содержит комплекс мер по оптимизации налоговых механизмов. В механизме каждого из налогов участвуют элементы, серьезно меняющие процесс принятия экономических решений хозяйствующими субъектами, и именно в оптимизации этих элементов скрыто решение проблем налоговой политики.

Список использованной литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).

3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".

5. Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

6. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011"О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах".

7. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег: пер. с англ. / Дж. М. Кейнс. – М.: Прогресс, 1978. – 494с.

8. Колчин С.П.Налогообложение: учебное пособие.-М.: Издательский дом БИНФА,2010-150 с.

9. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / под ред. Б.Х. Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 411с.

10. Пушкарева, В.М. История финансовой мысли и политики налогов/ В.М. Пушкарева. – М.: ФиС, 2005. – 192с.

11. Селигман, Э. Этюды по теории обложения / Э. Селигман, Р. Стурм; пер. В. Гефдинга, Б. Никольского. – СПб.: Тип. «Правда», 1908. – 200с.

12. Сильвестрова Т.Я., Калинина Г.В., Гурова С.Ю. Теоретические аспекты налоговой политики: Монография.- Чебоксары: ЧКИРУК, 2007.- 116с.

13. Фридмен М. Капитализм и свобода: пер. с англ. / М. Фридмен. – Нью-Йорк, 1982. – 160с.

14. Экономический словарь. – М.: ЕВРО ЗИЯ, 2006. – С. 607.

[1] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

[2] Экономический словарь. – М.: ЕВРОАЗИЯ, 2006. – С. 607.

[3] Фридмен М. Капитализм и свобода: пер. с англ. / М. Фридмен. – Нью-Йорк, 1982. – 160с.

[4] Пушкарева, В.М. История финансовой мысли и политики налогов/ В.М. Пушкарева. – М.: ФиС, 2005. – 192с.

[5] Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег: пер. с англ. / Дж. М. Кейнс. – М.: Прогресс, 1978. – 494с.

[6] Селигман, Э. Этюды по теории обложения / Э. Селигман, Р. Стурм; пер. В. Гефдинга, Б. Никольского. – СПб.: Тип. «Правда», 1908. – 200с.

[7] Налоги и налогообложение: учеб. пособие / под ред. Б.Х. Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 411с.

[8] Министерство Финансов Российской Федерации. Официальный сайт: http://www1.minfin.ru/ru/

[9] Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

[10] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

[11] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".


Налоговые теории создатель Дана Шаймардинова Mind Map: Налоговые теории

1. система научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества;

2. общие теории налогов- представляют собой научно-систематизированные знания о сущности налогов

2.1. Теория обмена

2.1.1. Средние века (кон. V – сер. XVII вв.)

2.1.2. теория обмена признает возмездный характер налогообложения, т.е. граждане посредством уплаты налогов «покупают» у государства определенные общественные товары

2.2. Атомистическая теория

2.2.1. Эпоха просвещения (XVII- XVIII вв.)

2.2.2. Основоположенники: С. Де Вобан, Монтескье, Гоббс, Вольтер, Мирабо

2.2.3. рассматривает налог как результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги.

2.3. Теория наслаждения

2.3.1. 1-я половина XIX в.

2.3.2. основоположенник: Ж. Симонд де Сисмонди

2.3.3. рассматривает налоги как цену, уплачиваемаю гражданином за получаемые им от общества наслаждения.

2.4. Теория налога как страховой премии

2.4.1. 2-я половина ХIXв.

2.4.2. Дж. Мак-Куххол, А. Тьер являются одними из основоположителей этой теории

2.4.3. «теория налога как страховой премии» считает что налог - это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска.

2.5. Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета)

2.5.1. 2-я половина XVIII - 1-я половина XIX в.

2.5.2. Представители: А. Смит (1723—1790 гг.), Д. Рикардо (1772—1823 гг.);

2.5.3. Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета) рассматривает налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства в условиях свободной рыночной экономики, цель налога — финансирование государственных расходов.

2.6. Теория жертвы

2.6.1. XIX начало XX в.

2.6.2. Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль

2.7. Обе теории содержат идею принудительного характера налогов, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества.

2.8. Теория коллективных потребностей

2.8.1. Последняя четверть XIX – начало XX в.

2.8.2. Э. Селигман, Р. Стурм, Л. Штейн, А. Щеффле, Ф. Нитти

2.9. Кейнсианская теория

2.9.1. 1-я половина XX в.

2.9.2. Представители: Дж.Кейнс и его последователи А. Хансен , Р. Харрод и др.

2.9.3. Налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития.

2.10. Монетаристская теория

2.10.1. 50-е годы XX в.

2.10.2. Представитель: М. Фридмен

2.10.3. налоговая теория монетаризма основана на количественной теории денег, а налоги наряду с другими инструментами регулирования реального и денежного рынков воздействуют на монетарное обращение.

2.10.3.1. Например, через налоги изымаются излишнее количество денег из обращения.

2.11. Теория экономики предложения

2.11.1. Начало 80-ч гг. XX в.

2.11.2. теория экономики предложения исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей.

3. частные теории налогов - изучают отдельные вопросы налогообложения

3.1. Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения

3.1.1. Раннее средневековье (V-VII вв.)

3.1.2. с конца ХVII в. до начала ХХ в.

3.1.3. преимуществом обладали косвенные налоги

3.1.4. В настоящее время одним из принципов построения налоговой системы является оптимальное сочетание между косвенным и прямым налогообложением: прямое налогообложение предназначено для достижения справедливого распределения дохода, а косвенное — для эффективного исполнения фискальной функции государственных финансов;

3.2. Теория единого налога

3.2.1. Теория была популярна в Англии XVIII в.; в XIX в

3.2.2. Единый налог — это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения.

3.2.3. Посредством единого налога предполагалось «ликвидировать» бедность.

3.3. Теория соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения

3.3.1. Налоговые ставки устанавливаются в едином проценте или увелоичиваются по мере роста дохода налогоплательщика

3.3.2. Сторонниками пропорционального налогообложения выступали представители имущих классов и защитники минимального искажения экономической активности вследствие деятельности государства.

3.3.3. Прогрессивные налоги как механизм перераспределения доходов и имущества встречаются в работах А. Смита, Ж.Руссо (1712—1778 гг.) и Ж.Сэя (1767—1832 гг.).

3.3.4. Прогрессивное налогообложение представлялось элементом социалистического переустройства общества

3.4. Теория переложения налогов

3.4.1. Основоположником теории переложения считается английский философ Джон Локк (1632—1704 гг.), развил эту теорию Эдвин Селигмен (1861—1939 гг.). Современные авторы Эн. Аткинсон (1943 г.) и Дж.Стиглиц (1943 г.), Р. Мас- грейв (1910-2007 гг.) связали проблему перемещения налогового бремени с идентификацией источника налога, экономическими институтами и политическими процедурами принятия решений в данном государстве.

3.4.2. теория переложения налогов основана на том, что перемещение бремени происходит на рынках.

Налоговая теория— это система научных знаний о сути и природе нало­гов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теорий представляют со­бой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения.

Существуют как обобщенные разработки (общие теории налогов), так и исследования по отдельным вопросам налогообложения (частные теории нало­гов).

Общие теории налоговотражают назначен налогообложения в целом. Ниже дается представление об общих теориях начиная со средних веков и до наших дней.

Таблица 1 — Общие теории налогов

Название Период Основоположник
Теория обмена Средние века -
Атомистическая теория Эпоха просвещения С. де Вобан, Монтескье, Гоббс, Вольтер, Мирабо
Теория наслаждения 1 -я половина XIX в. Ж. Симондде Сисмонди
Теория налога как страхо­вой премии 1 -я половина XIX в. Дж. Мак-Куххол, А. Тьер
Классическая теория 2-я половина XVIII — 1 -я половина XIX а. А. Смит, Д. Рикардо
Теория жертвы XIX —начало XX в. Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль
Теория коллективных по­требностей Последняя четверть XIX - начало XX в. Э. Селигман, R Стурм, Л.Штейн, А. Шеффле, ф.
Кейнсианская теория 1 -я половина XX в. Дж. Кейнс
Монетаристская теория 50-е гг. XX в. М. Фридман
Теория экономики предло­жения Начало 80-х гг XX в. М. Берне, Г. Стайн, А.Лаффер

Суть теории обмена— возмездный характер налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с гос­подством договорных отношений.

Согласно атомистической теории,как разновидности предыдущей, налог - результат договора между "сторонам и, по которому подданный вносит госу­дарству плату за различные услуги. Налоги выступают обязательной платой общества за мир и выгоды гражданам. Получается обмел одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может счи­таться справедливой.

В соответствии с теориейнаслаждения налог есть одновременно и жертва, и наслаждение. По этому поводу швейцарский экономист Ж. Симонд де Сис-монди писал: При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государ­ства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расхо­дах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключает­ся в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает ни что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хороши­ми дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается рели­гиозное чувство, опять-таки наслаждение. В дополнение ко всем другим насла­ждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком».

Теории налога как страховой премиирассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком ракурсе налого­плательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собствен­ность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д. Или, согласно иному под­ходу к этой теории, налогоплательщик выступает Как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и иму­ществу.

Для сторонников классической теорииналоги — один из видов государ­ственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию прави­тельства. При этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.

Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно: теории жертвы и теории коллективных потребностей.Обе теории содержат идею "принудительного характера налога, трактуя налог как обязан­ность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Тео­рия жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десяти­летия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государст­венных расходов и увеличения налогового гнета.

Центральная идея кейнсианской теориизаключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения, как пассивный источник дохода, мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов.

На количественной оценке денежного обращения основана теория моне­таризма.Согласно данной теории налоги, наряду с иными компонентами, воз­действуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблаго­приятные факторы развития экономики.

В большей степени, чем две предыдущие, теория экономики предложе­ниярассматривает налоги как один из важных факторов экономического раз­вития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной дея­тельности. В рамках данной теории американский экономист А. Лаффер уста­новил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ста­вок.

К частным теориям налогов(табл. 2) относится в первую очередь теория соотношения прямого и косвенного налогообложения.Финансовая наука долго искала ответ о влиянии прямого и косвенного налогообложения при соз­дании сбалансированной налоговой системы. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить такую систему можно лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм.

Таблица 2 - Частные теории налогов

В теории единого налогалежит мысль, что налоги уплачиваются из одно­го источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдель­ных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода.

Теории пропорционального налогообложениябазируются на ослабле­нии налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налого­облагаемые суммы). Защитниками этой теории всегда выступают наиболее имущие классы.

Теории прогрессивного налогообложенияоснованы на усилении налого­вой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным.

Теория переложения налоговизучает справедливость распределения на­логового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по кате­гориям плательщиков. Существуют различные разновидности этой теории: аб­солютная, оптимистическая, пессимистическая и др.

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

1. Провести систематизацию суждений о понятии «налог» в процессе развития научных взглядов (полученные результаты оформить в табличной форме).

Автор Суждения
Ф.Аквинский (12226-1274 гг.), средневековый философ
Ф. Бэкон (1561-1626 гг.), английский философ
Т. Гобсс (1588-1679 гг.), английский экономит
Вольтер (1694-1778 гг.), французский писатель-просветитель
У. Петти (1623-1687 гг.), английский экономист
Ш. Монтескье (1669-1755 гг.), французский просветитель
Б.Франклин (1706-1790 гг.), государственный деятель США
А.Смит (1723-1790 гг.) шотландский экономит и философ
Д. Рикардо (1772-1823 гг.) английский экономист
Н.И. Тургенев (1789-1871), русский экономист-финансист
П. Прудон (1809-1865 гг.), экономист
К. Маркс (1818-1883 гг.), экономист
Ф. Нитти (1868-1953 гг.), итальянский экономист
Э. Селигман, и Р. Стурм (1908 г.) американские экономисты
П. Самуэльсон (1915г.), американский экономист
………. до сегодняшних дней

2. Провести систематизацию принципов налогообложения выдвигаемых различными научными школами в процессе развития систем налогообложения (полученные результаты оформить в табличной форме).

Автор (школа) Выдвигаемые принципы
А.Смит (1723-1790 гг.) шотландский экономит и философ Всеобщность Определенность Экономичность Однократность
………. до сегодняшних дней

3. Провести систематизацию взглядов различных научных школ на роль налогов в экономике (полученные результаты оформить в табличной форме).

4. Провести систематизацию основных и дополнительных (второстепенных) функций налогов выдвигаемых различными научными школами и отдельными экономистами и финансистами (полученные результаты оформить в табличной форме).

Читайте также: