За какое время доначисляют налоги доначислять нельзя у закона нет обратной силы

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговые органы имеют право на доначисление налогов при наличии соответствующих оснований. Часто доначисление проводится в рамках проверки. Оно предполагает увеличение суммы налогов относительно той суммы, которая изначально была указана плательщиком. Представители фирмы в этом случае должны оплатить недоимку.

Основания для доначисления

ФНС разместила письмо №БС-4-11/20019@ «О налогообложении» от 16 ноября 2015 года. Этот нормативный акт разъясняет основания доначисления. В частности, платежи могут быть увеличены тогда, когда налоговая установила и доказала факт получения плательщиком доходов, не указанных в декларации. Представители ФНС также должны найти источник поступления дохода, его вид и время получения.

Рассмотрим другие основания доначисления:

  • Обнаружение налоговой выгоды, достигаемой через дробление бизнеса.
  • Образование подконтрольных ЮЛ.
  • Бухгалтер допустил ошибку при расчете налогов.

Доначисление выполняется тогда, когда фактически лицо должно уплатить большую сумму налогов, чем нужно.

Как оплатить доначисленные налоги

Рассмотрим пример уплаты доначисленных налогов, если они начислены в ходе выездной проверки. Необходимо составить платежное поручение на перечисление налогов. Заполняется оно на основании Приложения №2 к Приказу Минфина №106н от 24 ноября 2004 года. В частности, плательщику нужно правильно заполнять поля:

  • В поле 104 нужно прописать код бюджетной классификации. Коды утверждены Приказом Минфина №150н от 30 декабря 2009 года. Если это поручение на уплату налогов, нужно указать код 182 1 01 01011 01 1000 110.
  • В поле 106 нужно указать основание платежа.
  • В поле 107 указывается периодичность оплаты налога.
  • В полях 108 и 109 прописываются реквизиты документа, на основании которого совершается платеж.
  • В поле 110 указывается вид платежа. Если это перечисление налога, нужно прописать «НС».

Нужно помнить, что обязанность плательщика – это не только уплата доначисленного налога, но и отражение операций в учете.

Бухучет доначисления

Доначисление налога на прибыль возможно при наличии этих обстоятельств:

  • Занижение доходов предпринимателем.
  • Завышение трат.
  • Наличие ошибок в декларации.

Если занижение трат произошло в предыдущем периоде, предпринимателю не нужно подавать уточненную декларацию. За него это сделает сама налоговая. В частности, представители органа выполняют доначисление суммы, а затем отражают ее в карте учета расчетов.

Иногда возникает потребность в аннулировании трат не только в бухучете, но и в налоговом учете. Рассмотрим пример. В бухучете нынешнего года требуется отразить прибыль предыдущих периодов. Создается постоянная минусовая разница.

К СВЕДЕНИЮ! В большинстве случаев изменения в бухучете не влекут за собой корректировки в учете налогообложения.

Пример

В 2015 году фирма прошла через контрольное мероприятие. Было обнаружено, что в 2014 году субъект сотрудничал с несуществующими поставщиками. Произошло снятие сумм оплаты за товар в объеме 65 000 рублей. На основании этой суммы произошло доначисление налога на прибыль в размере 13 000 рублей (65 000 * 20%). В процессе выездной проверки обнаружено также необоснованное увеличение амортизации на сумму 14 000 рублей. И по этому направлению произошло доначисление на 2 800 рублей.

Бухгалтер в 2015 году выполняет эти записи:

  • ДТ99 субсчет «Убытки предыдущих периодов» КТ68. Доначисление налога. Первичка: акт выездной проверки.
  • ДТ02 КТ91. Фиксация прибыли в размере 14 000 рублей предыдущих периодов, обнаруженная в нынешнем периоде.
  • ДТ99 КТ68. Условный расход в размере 2 800 рублей.
  • ДТ68 КТ99 субсчет «ПНА». Фиксация ПНА.
  • ДТ99 КТ68. Доначисление налога за предыдущий год.

Корректировка доходов выполняется по той же схеме, что и корректировка трат.

Доначисление НДС

Ситуация с доначислением НДС довольно неоднозначна. В законе нет точных указаний по поводу того, где фиксируются доначисленные суммы НДС. Однако существуют некоторые рекомендации. В частности, доначисление НДС нужно отражать в расходах исключительно при наличии этого обстоятельства – сумма доначисления образует начальную стоимость продукции или услуг (статья 170 НК РФ), но она была принята к вычету по ошибке. Когда получен акт проверки, суммы отражаются в себестоимости, если они уже участвуют в определении налога на прибыль (основание – письмо Минфина №03-07-11/222 от 7 июня 2008 года).

Во всех прочих обстоятельствах доначисленный НДС в траты не включается. Основание – подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В ней указано, что нельзя принимать к расходам налог, который был предъявлен покупателю. Однако существует и альтернативное мнение. В частности, НДС можно включить в прочие траты по производству и продаже, которые сокращают базу (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ). В частности, этой позиции придерживаются некоторые суды. Пример – постановление ФАС №А32-5096/2007-12/27 от 10 августа 2009 года.

Если человек не желает вступать в конфликты с налоговой, то не стоит включать доначисление НДС в расходы. Отражается только постоянное обязательство.

Что делать, если была доначислена большая сумма налогов

Представители государственной структуры выполняют доначисление по итогам установления верности назначения цен по сделкам. Доначисление выполняется только тогда, когда цена сделки отклоняется от расценок на рынке более чем на 20%.

При увеличении суммы налогов представители налоговой должны руководствоваться статьей 40 НК РФ. Это статья, которая устанавливает принципы определения стоимости товаров и услуг. В этом нормативном положении указаны основания доначисления. В частности, это процент отклонения от рыночных цен.

Если предприниматель не согласен с доначислением, он может оспорить решение на том основании, что представители нарушили положения статьи 40 НК РФ. К примеру, часто нарушается пункт 3 статьи 40 НК РФ. В этом случае налоговики не устанавливают рыночные цены. При перерасчете налога применяется показатель себестоимости. Подобное решение признается незаконным (пункт 4 Письма Президиума ВАС №71).

Судебная практика

Налоговики обратились в суд с иском о взыскании недоимки. Последняя сформировалась по итогам занижения налоговой базы. Однако организация не признала своей вины. Обосновала она свою позицию тем, что налоговики неправильно использовали положения статьи НК РФ. Из-за этого произошел необоснованный перерасчет объема налогов.

Арбитражный суд встал на сторону организации.

Обосновал он свое решение тем, что за месяц, в котором налоговики обнаружили занижение цен, наблюдался разброс цен.

То есть установить среднюю рыночную стоимость сложно. Суд установил, что налоговики нарушили пункт 3 статьи 40 НК РФ, так как показатели уровня рыночных цен не анализировались.

А потому требования истца были отклонены (пункт 5 письма Президиума ВАС №71). Имеет смысл проанализировать это судебное решение. Для отстаивания своей позиции имеет смысл апеллировать к нарушению НК РФ. Если человек не ориентируется в законодательстве, рекомендуется обратиться за анализом ситуации к юристу.

Закон обратной силы не имеет – устойчивое выражение, используемое юристами, означающее, что новый законодательный акт не распространяется на отношения, возникшие до его утверждения. Подробнее о данном основополагающем конституционном принципе расскажем в статье.

Что значит закон не имеет обратной силы?

Каждый день принимаются новые законы, которые начинают действовать либо с определенной даты, либо при наступлении определенного события, либо с момента их подписания. Но распространяют ли они свое действие на отношения, которые имели место до принятия нового закона – ведь на тот момент никакого нормативного акта не было?

Ответ на этот вопрос становится очевидным после ознакомления с двумя основными правовыми постулатами.

  1. Согласно первому, закон действует только на те отношения, которые появились после вступления его в силу.
  2. Второй гласит, что если отношения являются длительными (например, продолжительный договор аренды), то они регулируются актом, действующим на момент возникновения отношений (в приведенном примере – при заключении договора аренды).

Между тем, указанные выше постулаты – это лишь общее правило, которое действует далеко не всегда. Законодатель оговаривает и случаи, когда закон имеет обратную силу, т.е. распространяет действие на временной промежуток до его принятия.

Действие закона во времени

Например, в самом нормативном акте может указываться, что он распространяет действие на отношения, которые имели место до его принятия.

Второе исключение касается законов, улучшающих положение лиц, на которых он распространяет действие. Речь идет о случаях отмены статей УК РФ, предполагающих уголовное преследование за различные преступления. В этом случае преступления, которые совершались до введения в действие до принятия такого закона также декриминализуются. Аналогичное правило действует в отношении поправок к КоАП РФ, улучшающих положение правонарушителей, либо поправок в Налоговый кодекс РФ.

Конституция РФ об обратной силе закона

Конституция РФ – основной закон страны. В нем содержатся основополагающие правила относительно действия законов России во времени. Такие правила закреплены в ст. 54 Конституции.

По общему принципу закон, который утверждает ответственность за действия или бездействие (хотя ранее такой ответственности не было), либо увеличивает уровень ответственности за действия или бездействие, которые имели место до введения в действие нового закона, не имеет обратной силы. Таким образом, по данному постулату Конституции РФ — закон обратной силы не имеет.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

Москва: +7 (499) 938-49-02

Петербург: +7 (812) 467-39-58

Бесплатный звонок по России: 8 (800) 350-84-13, доб. 453

Но существует и второй постулат, который отражен в ч. 2 ст. 54 Конституции РФ. Никто не должен быть наказан за действия, которые не признавались правонарушением или преступлением в момент их совершения, даже если они признаются неправомерными по новому закону. Правило дополняется утверждением о том, что если после совершения действий или бездействия ответственность за них упразднена, либо стала более мягкой, на основании нового закона, то применяется исключительно он.

Что значит обратная сила закона применительно к гражданским и уголовным правоотношениям?

Правила применения постулата о том, что закон не действует на ранее возникшие отношения заложена в ГК РФ (ст. 4) и УК РФ (ст. 10).

Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ гражданские нормативные акты не могут иметь обратной силы и действуют только применительно к тем отношениям, которые возникли после их принятия. Однако в этой же норме указывается на исключение – если в законе прямо указано, что его действие распространяется на ситуации, которые имели место до его принятия, то такие отношения также подлежат регулированию таким законом.

Если же правоотношения длящиеся, и возникли до принятия закона, то после начала его применения они будут урегулированы новым актом (ранее исполненные права и обязанности будут регулироваться по-старому).

Об уголовном законодательстве мы уже упоминали. Согласно ст. 10 УК РФ, если деяние ранее считалось преступным, но новый закон смягчает ответственность или улучшает положение преступника, то новый акт распространяет действие на ранее осужденных лиц. Это касается как лиц, отбывающих наказание, так и уже отбывших его, но не погасивших судимость.

Если же новым законом в ранг преступления возводятся действия, ранее не признававшиеся преступлением, либо ответственность усиливается, то такой закон не имеет обратной силы.

Таким образом, по уголовному законодательству обратную силу имеют только те положения нового закона, которые:

  1. Упраздняют преступность деяния.
  2. Смягчают наказание.
  3. Иным образом делают положение лица, привлеченного к ответственности, лучше.

Таким образом положения Конституции РФ, ГК РФ, УК РФ относительно обратной силы действия законодательных норм во многом совпадают. ГК РФ и УК РФ лишь дополняют указанные в Конституции РФ основополагающие принципы.

От правильного решения вопроса о пределах действия актов налогового законодательства РФ во времени нередко зависит, какой закон ("новый" или "старый") будет применяться судом или другим правоприменительным органом (например, нало­говым органом) к конкретным отношениям, как будут осуще­ствляться его предписания.
Для разрешения вопроса о временных рамках действия акта нало­гового законодательства РФ на практике необходимо установить:
момент (дату) вступления акта налогового законодательства РФ в силу, то есть порядок введения его в действие;
пределы действия этого акта после вступления в силу;
момент (дату) прекращения действия акта налогового законо­дательства РФ.

По общему правилу, федеральный конституционный закон, федеральный закон (а значит и содержащиеся в нем нормы налогового права) вступают в силу через 10 дней после офици­ального опубликования (в "Российской газете", "Собрании за­конодательства Российской Федерации"), если законодатель не установит иной срок.
При этом может оговариваться разное время начала действия
разных норм (статей, пунктов), содержащихся в одном законе. Например, часть первая НК РФ была введена в действие Фе­деральным законом "О введении в действие части первой НК РФ" от 31:07.98 № 147-ФЗ1. При этом было оговорено, что в целом часть первая вступает в силу с 1 января 1999 года. Но для отдельных ее положений был установлен другой срок вве­дения в действие - п. 1 ст. 1, статьи 12, 13, 14, 15 и 18 части первой НК РФ будут введены в действие только со дня введе­ния в действие полностью всей Особенной части НК РФ (то есть когда все действующие сейчас законы о конкретных нало­гах и сборах, принятые с 1991 по 1999 гг., будут заменены со­ответствующими главами части второй НК РФ) и признания полностью утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Такие, не введенные на момент принятия акта статьи или
пункты закона именуют "спящими нормами". Таким образом, сроки вступления в силу актов налогового зако­нодательства РФ могут быть следующими:
10 дней после опубликования;
немедленно;
специально названный в этом или в ином акте срок.

Таким "иным актом" к частям Кодекса является Вводный закон, а к актам специального налогового законодательства РФ - НК РФ.
3. Налоговым Кодексом РФ предусматривается, что акты законо­дательства РФ о налогах и сборах, изменяющие условия взимания установленных налогов, вступают в силу не ранее чем по исте­чении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соот­ветствующему налогу.
Федеральные законы, устанавливающие новые налоги и сборы, а также акты законодательства субъектов Федерации и органов
СЗ РФ, 1998, № 31. Ст. 3825; СЗ РФ, 1999, 28. Ст. 3488.
местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, могут вступать в силу не ранее / января года, следующего за голом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официально­го опубликования.
Нормативные акты, регламентирующие изменения порядка пра­вового регулирования сборов (разовых платежей, применительно к которым налоговый период не устанавливается), могут всту­пать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования соответствующего акта законодательства.
Однако существуют определенные особенности пределов дей­ствия во времени и порядка вступления в силу актов налогово­го законодательства, которым в установленном порядке прида­на обратная сила. Тогда общие правила вступления в силу применимы к ним, если иное не оговорено в самом таком за­конодательном акте.
4. Введенный в действие акт налогового законодательства РФ об­
ладает юридической силой вплоть до его отмены. Различают три варианта пределов действия такого акта во времени:
перспективное действие (действие акта распространяется на юридические факты и отношения, возникшие после даты вступления такого акта в силу);
немедленное действие (действие акта распространяется на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления такого акта в силу);
действие с обратной силой (действие акта распространяется на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до его вступления в силу, но с более ранней даты, например, акт, который устраняет, смягчает ответственность за совершение налогового правонарушения).

По общему правилу, согласно ст. 54 Конституции РФ "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент его совершения не признавалось право­нарушением. Если после совершения правонарушения ответствен­ность за него установлена паи смягчена, применяется новый закон".
В ст. 57 Конституции РФ предусмотрено, что обратной силы не имеют законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.
В соответствии с конституционным принципом в п. 2 ст. 5 НК РФ установлено, что обратной силы не имеют следующие акты законодательства РФ о налогах и сборах:
устанавливающие новые налоги и сборы;
повышающие налоговые ставки;
устанавливающие или отягчающие ответственность за налого­вые правонарушения;
устанавливающие новые обязанности;
иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отноше­ний, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Конституционный запрет на придание законам о новых нало­гах обратной силы распространяется только на случаи ухудше­ния положения налогоплательщиков и плательщиков сборов. Од­новременно Конституция РФ допускает придание обратной силы актам налогового законодательства РФ, если они улуч­шают положение налогоплательщиков.
Налоговый Кодекс РФ устанавливает два режима обратной си­лы для актов, улучшающих положение налогоплательщиков (пункты 3, 4 ст. 5 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 5 НК РФ всегда имеют обратную силу законы:
устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах;
устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав на­логоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ законы имеют обратную силу в случаях, когда это прямо предусмотрено в следующих актах:
отменяющих налоги и сборы;
снижающих размеры ставок налогов и сборов;
устраняющих обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным обра­зом улучшающих их положение.

5. Акт налогового законодательства РФ отменяется:
прямо (законодателем четко определяется дата, когда положе­ния отмененного акта перестают действовать);
косвенно (действие старого акта прекращается со дня вступле­ния в силу заменяющего его нового акта).

Применять закон, подзаконный акт или международный договор можно только после того, как он вступит в силу. Рассмотрим, как это происходит.

Порядок вступления в силу законов, подзаконных актов и международных договоров

Применять закон, подзаконный акт или международный договор можно только после того, как он вступит в силу. Рассмотрим, как это происходит.

Прежде всего, документ должен быть официально опубликован, то есть напечатан в специально предназначенной для этого газете или журнале. Официальной считается публикация:

  • федерального закона – в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» или «Парламентской газете»;
  • нормативного акта Правительства РФ – в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ»;
  • нормативного акта федерального министерства и ведомства – в «Российской газете» или «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»;
  • международного договора – в «Собрании законодательства РФ» или «Бюллетене международных договоров».

Датой официальной публикации считается день первой публикации в любом из перечисленных изданий.

Издания, в которых должны публиковаться региональные и местные законы и подзаконные акты, определяют региональные и местные власти.

После официального опубликования должен пройти определенный срок, необходимый налогоплательщикам для ознакомления с документом. Для разных документов он разный. Только после этого считается, что документ вступил в силу.

Обратите внимание: с 1 октября 2008 года нормативные акты о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Обратная сила законов

По общему правилу новый документ применяется к ситуациям, возникающим после вступления его в силу.

Однако некоторые законы о налогах имеют обратную силу – их нужно применять и к ситуациям, возникшим до принятия этих законов (независимо от того, сказано об этом в них или нет). Это законы, отменяющие или смягчающие ответственность за какое-либо нарушение (п. 3 ст. 5 НК РФ).

Законы, отменяющие налоги, освобождающие от них определенные категории фирм или предпринимателей либо как-то иначе улучшающие положение налогоплательщиков, имеют обратную силу, только когда это прямо сказано в законе (п. 4 ст. 5 НК РФ).

Ни при каких условиях не имеют обратной силы:

  • законы, повышающие налоги;
  • законы, устанавливающие новые виды ответственности за налоговые правонарушения или увеличивающие размеры уже существующих штрафов;
  • законы, как-то иначе ухудшающие положение налогоплательщиков (п. 2 ст. 5 НК РФ).

Противоречия между документами о налогах

Из всех документов о налогах самой большой силой обладают федеральные законы, а среди них самый главный – Налоговый кодекс РФ. Федеральным законам должны соответствовать региональные и местные законы.

Федеральные подзаконные акты должны соответствовать федеральным законам, а региональные и местные подзаконные акты – региональным и местным законам.

Однако на практике это не всегда так: многие документы противоречат друг другу.

Чаще всего нестыковки возникают между Налоговым кодексом и другим федеральным законом, между федеральным и региональным или местным законом, между законом и подзаконным актом.

Причем, как правило, «нижестоящий» документ создает худшие условия, чем «вышестоящий».

Как действовать, если вы обнаружили такое и не хотите мириться с худшими условиями, которые создает «нижестоящий» документ? Вы можете, несмотря ни на что, руководствоваться «правильным» документом.

У вас есть на это право: Налоговый кодекс (п. 1 ст. 21) гласит, что налогоплательщик может не применять документ, противоречащий НК РФ (несоответствие «вышестоящему» документу – это нарушение Налогового кодекса). Более того, на вашей стороне пункт 7 статьи 3 НК РФ. По нему все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в документах о налогах толкуются в вашу пользу.

Однако есть одно «но»: признать один документ противоречащим другому может только суд. До этого обнаруженное вами противоречие для налоговой инспекции – не более чем ваше личное мнение. Инспектор может с ним согласиться, а может и нет. Во втором случае вас ждет суд. Поэтому будьте готовы к отстаиванию своих интересов в судебном порядке.

Далее приведены типичные противоречия и решения судов по ним.

Противоречие между Налоговым кодексом и другим федеральным законом

Если Налоговому кодексу противоречит другой федеральный закон, применять нужно Налоговый кодекс.

Противоречие между федеральным и региональным или местным законом

Если региональный или местный закон противоречит федеральному, то применять нужно федеральный закон.

Противоречие между законом и подзаконным актом

Если подзаконный акт противоречит закону, руководствоваться нужно законом.



Как устроена налоговая система России?

Эта статья написана по материалам электронной книги «Налоговая система России». Это и множество других зарекомендовавших себя изданий Вы найдете в нашем каталоге. Посмотреть каталог >>

Как известно, действие актов законодательства о налогах и сборах во времени урегулировано ст. 5 НК РФ. По общему правилу они вступают в силу после их официального опубликования и обратной силы не имеют за двумя исключениями, предусмотренными п.п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ.

В то же время в последнее время в судебной практике значительно увеличилось количество судебных актов, в которых налоговым нормам придается обратная сила не потому, что они отвечают критериям, установленным п.п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ, а потому, что они имеют т.н. уточняющий характер и не устанавливают какое-то новое правовое регулирование.

Вместе с тем, распространение такого нового неформального основания для придания налоговым нормам обратной силы как наличие у них уточняющего характера порождает и споры. Причем споры, точнее - разногласия, возникают не только между налоговыми органами и налогоплательщиками, но и между судами различных инстанций, рассматривающих одно и то же дело. Ниже я приведу несколько примеров таких спорных ситуаций:

1) устранение обязанности по восстановлению авансового НДС в полном объеме при частичном зачете авансовых платежей в счет оплаты цены (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ);

Согласно изменениям, внесенными законодателем в эту норму Федеральным законом от 21.07.2014 N 238-ФЗ и вступившим в действие с 01.10.2014, принятый покупателем к вычету НДС с сумм предоплаты подлежит восстановлению в размере налога, принятого к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), переданным имущественным правам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной покупателем оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).

В деле № А56-3961/2014 суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку данные изменения относительно возможности пропорционального восстановления НДС вступили в силу только с 01.10.2014, то до указанной даты такой порядок восстановления НДС применяться не мог.

Суд кассационной инстанции, напротив отклонил довод налогового органа и нижестоящей инстанции, основанный на сравнении нормы абзаца 3 подпункта 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ в старой и новой редакции,, поскольку, по его мнению. изменения, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 N 238-ФЗ, произвели уточнение правила восстановления налога исходя из условий гражданско-правовой сделки и не изменили порядок восстановления налога.

2) возможность ежемесячного учета в расходах процентов по долговым обязательствам независимо от даты выплат процентов, предусмотренных договором (абз. 1 п. 8 ст. 272 НК РФ);

Здесь Федеральным законом от 28.12.2013 N 420-ФЗ в п. 8 ст. 272 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми ранее действовавшая редакция о признании осуществленным расходом и включении в состав соответствующих расходов выплаты процентов по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, на конец месяца соответствующего налогового периода дополнена текстом "независимо от даты (сроков) таких выплат, предусмотренных договором".

В данном случае даже ФНС России согласилась с позицией суда кассационной инстанции в деле № А40-135396/13 о том, что хотя указанным изменениям законодателем не придана обратная сила, однако данной редакцией только конкретизированы общие положения о признании расходов по методу начисления применительно к расходам в виде процентов по долговым обязательствам, что согласуется с нормами статей 272 и 328 НК РФ, ими не вводится новое правовое регулирование, а лишь уточняется ранее действовавший порядок признания (письмо ФНС России от 16.02.2015 № ГД-4-3/2289).

А ведь в судебных актах по другим делам суды, напротив, отвергали ссылку на указанное законодательное изменение, отмечая что «новая редакция… вступила в силу только с 01.01.2014 и обратной силы данные поправки не имеют. Внесенные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 2014 года, и не устанавливают какие-либо переходные особенности» (Постановление ФАС МО от 31.07.2014 по делу № А40-4787/14, оставлено в силе Определением ВС РФ от 19.11.2014 № 305-КГ14-3696).

Подобных примеров придания нормам обратной силы по причине их уточняющего, а не правоустанавливающего характера, можно приводить еще много. Кроме того, занимательно будет проанализировать и новые налоговые законопроекты, находящиеся в ГосДуме или на стадии разработки, на предмет наличия в них таких норм, которым суд в будущем может придать обратную силу в тех случаях, когда даже автор законопроекта и не думал об этом. Не менее интересным представляется поиск и обобщение каких-то критериев, по которым суды считают допустимым придания норме обратной силе в тех случаях, когда это напрямую не следует из положений ст. 5 НК РФ.

Читайте также: