Является ли сопутствующей аудиту услугой налоговое консультирование

Опубликовано: 02.05.2024

Издержки предпринимателей и организаций, связанные с получением нематериальных услуг, привлекают повышенное внимание контролирующих органов. К категории «опасных» в налоговом учете относятся затраты по информационно-консультационным услугам. Суть проблемы в сложности подготовки доказательной базы о том, что консультация по факту имела место, была полезна, а уплаченная стоимость – обоснована.

Вопрос: Работница организации больше двух лет находится в отпуске по уходу за ребенком. На дому она оказывает консультационные услуги по налоговому и бухгалтерскому учету и применяет НПД с 2019 г. (г. Москва). Вправе ли она оказать организации-работодателю такую услугу разово в рамках НПД?
Посмотреть ответ

Информационно-консультационные услуги

Единого правового определения консультационных или информационных видов услуг в российском законодательстве нет. Налоговый кодекс не раскрывает терминологию, но приводит классификацию нематериальных услуг (ст. 148):

  • консультационные;
  • юридические;
  • бухгалтерские;
  • инжиниринговый тип услуг;
  • предоставляемые аудиторами и аудиторскими фирмами;
  • маркетинговые;
  • научно-исследовательского характера;
  • опытно-конструкторской разновидности.

Вопрос: Как отразить в учете организации-исполнителя выручку от оказания консультационных услуг на условиях коммерческого кредита (отсрочки платежа), оформленного выдачей заказчиком собственного простого дисконтного векселя со сроком погашения на определенный день?
Посмотреть ответ

Консультирование предполагает выдачу клиенту готовой информации. Сфера применения этих сведений может быть любой. Оказание информационных услуг предполагает, что информация по нужной тематике будет собираться, систематизироваться, обобщаться, анализироваться. Результатом такого комплекса действий станет выдача готовой информационной продукции.

СПРАВОЧНО! Консультационные и информационные услуги могут оказываться устно или в письменной форме.

Гражданское право относит консультационно-информационные услуги к возмездным договорным отношениям (ст. 779 ГК РФ). Предполагается, что заказчик услуг заключает с исполнителем (консультантом) договор. После выполнения заявленных в соглашении действий производится денежный расчет между сторонами, в роли плательщика выступает заказчик.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для целей бухгалтерского учета издержки, обусловленные консультированием или получением информационных услуг, должны показываться по правилам ПБУ 10/99. Нормы учета относят этот тип затрат к расходам от обычной деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Накапливаются они в дебете счета 26 или 25, 20, 44, 91 (зависит от характера услуги и темы консультации, от того, для каких целей требуется данная информация). Проведение в учете осуществляется с участием в корреспонденции счета 60. Признание издержек происходит в периоде, когда услуги были фактически получены. Привязка операции к дате оплаты не практикуется.

В налоговом учете нет однозначности при признании информационно-консультационных услуг. Минфин указывает, что эти затраты могут быть зачтены при выведении размера налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо от 06.10.2014 г. № 03-03-06/1/49967). Минфин рекомендует относить стоимость юридических, информационно-консультационных и других видов нематериальных услуг в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализационными мероприятиями. Дата признания издержек привязывается к дате осуществления расчетов или получения документации для последующего расчета. Разрешается ориентироваться и на последний день в отчетном периоде (с. 272 НК РФ).

ВАЖНО! Минфин уточняет, что в расходы стоимость таких услуг можно отнести при одном условии – субъект предпринимательства может доказать обоснованность трат и документально подтвердить факт получения услуги.

Факт оказания и получения услуг проверяется налоговыми органами через оценку реальности заключенной сделки (проверка местонахождения организации, оказавшей услуги, их контактных номеров телефона, соответствие подписей в актах). Первичная документация по хозяйственным операциям может быть признана оправдательной, если оформление бланков соответствует законодательным нормам (присутствует полный перечень обязательных реквизитов, содержание документа совпадает с характером оказываемой услуги).

В договорах и актах необходимо приводить детальную расшифровку оказанных услуг. Использование формулировок общего характера (юридические услуги или информационно-консультационное сопровождение) не является основанием для признания подтверждающей документации действительной. В судебном порядке при отсутствии детализации по услугам договор может быть отнесен к категории незаключенных. Причина заключается:

  • в невозможности идентификации перечня вопросов, по которым оказывалась консультация;
  • неясности определения временного диапазона выполнения услуг;
  • отсутствии признаков, по которым можно проследить цели обращения к консультантам.

Если в договоре и акте нет детализации услуг, этот комплект документов необходимо дополнить справкой или отчетом, составленными в произвольной форме. В них прописывается подробно характер услуг и их состав. В роли первичной подтверждающей документации могут выступать наравне с актами бланки накладных и протоколы проведения консультации.

Для принятия к вычету суммы по НДС необходимо иметь счет-фактуру (оформление регламентировано ст. 169 НК РФ). Обоснование необходимости получения конкретных услуг должно строиться на наличии их прямого влияния на результаты деятельности компании. Налоговые органы отстаивают позицию необоснованности затрат, если после их осуществления не появился доход у предприятия

ВАЖНО! Все признаваемые в налоговом учете издержки должны оказывать непосредственное воздействие на размер доходных поступлений.

Спор с контролирующими органами возможен, если содержание оказываемых сторонними лицами услуг совпадает с должностными функциями одного из штатных специалистов предприятия. Например, в компании по штату числится юрист, должность не является вакантной. Если руководство фирмы обратилось за юридической консультацией не к своему специалисту, а в другую организацию или частному лицу, то понесенные в связи с этим затраты не будут обоснованными. Необходимо избегать дублирования нематериальными услугами обязанностей штатного персонала.

Судебная практика доказывает, что позицию налоговиков по вопросу обоснованности расходов можно успешно оспорить. Судебные решения свидетельствуют, что оценивать эффективность потраченных ресурсов может только сам субъект хозяйствования. Поводом для включения в расходную налоговую базу может быть как фактическое увеличение доходов, связанное с понесенными затратами, так и намерение в будущем получить дополнительную материальную выгоду или исключить возникновение убытков.

Нематериальные услуги при УСН «доходы минус расходы»

Для упрощенцев действует закрытый перечень издержек, на величину которых можно уменьшать налоговую базу. Их список зафиксирован ст. 346.16 НК РФ. Консультационные услуги в этом разделе Налогового кодекса не упомянуты. Невозможность зачета в расчете налога по УСН подтверждается в письмах налоговых органов (например, Письмо авторства УФНС РФ по г. Москве от 19.12.2007 г. под № 18-11/3/212690@).

Из этого правила может быть несколько исключений:

  1. Компания, получившая информационные услуги, специализируется на консультировании (оказание нематериальных инфоуслуг является для нее основным направлением деятельности). Расходы должны быть отнесены в состав материальных издержек.
  2. Аудиторская, бухгалтерская или юридическая консультации. При возникновении спора с ФНС в отношении аудиторской информационной поддержки необходимо обосновывать свою позицию п. 2 ст. 1 Закона от 31.12.2008 г. № 307-ФЗ (в этой части закон определяет, что аудиторские услуги – это не только аудит, но и сопутствующие услуги).

Типовые корреспонденции

В бухгалтерском учете получение информационных или консультационных услуг должно отражаться вне зависимости от их влияния на результаты деятельности. Каждая операция и платеж должны быть показаны в учете проводками, даже если их нельзя принять к учету в налоговом учете. При получении нематериального типа услуг предприятие их приходует, после чего у него возникает обязательство перед контрагентом. Погасить его можно в наличной или безналичной форме.

Типовые корреспонденции в сегменте учета нематериальных услуг:

  1. Д26 (или 20, 25, 44) – К60 – обозначение факта принятия к учету аудиторских, юридических или других услуг, связанных с обработкой информации и профессиональным консультированием.
  2. Д19 – К60 – выделяется размер НДС, заложенного в счет на оплату услуг.

Если предприятие не планирует включать понесенные затраты в налоговую базу для ее уменьшения, то рекомендуется к счету 26 открыть аналитический субсчет: издержки, не уменьшающие налогооблагаемую величину прибыли. Эта норма актуальна для случаев, когда получаемые консультационные услуги дублируются функциональными обязанностями штатных сотрудников.

Многие организации привлекают аудиторов для подтверждения достоверности своей отчетности, консультирования по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения и т. д. Стоимость качественных аудиторских услуг достаточно высока, поэтому важно правильно учитывать такие расходы. Отметим, что с 1 января 2002 года изменился порядок учета расходов на оплату услуг аудиторов в целях налогообложения прибыли. В статье мы расскажем об этих изменениях.

Общие положения

Изменения в порядке учета аудиторских услуг при налогообложении прибыли связаны со вступлением в силу главы 25 НК РФ. Отметим, что в подпункте 17 пункта 1 статьи 264 НК РФ приведена достаточно противоречивая формулировка этих затрат. Так, в целях налогообложения могут быть учтены расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ.
С одной стороны, можно сделать вывод, что в расходы включаются только затраты на аудиторскую проверку, которая является обязательной. Напомним, что критерии, при которых организация подлежит обязательному аудиту, определены Законом РФ от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в редакции от 14.12.2001, далее — Закон об аудите). В этом случае расходы на проведение инициативного аудита не могут учитываться при налогообложении прибыли.
Однако иная трактовка: аудиторские услуги должны быть оказаны в соответствии с действующими законами. При этом подходе в расходы могут включаться затраты на аудит, проводимый по инициативе организации. Отметим, что в НК РФ не содержится прямого указания на то, что при налогообложении учитываются затраты только на обязательный аудит.
Обратим внимание, что все противоречия и неясности НК РФ будут толковаться в пользу организации. Поэтому, по нашему мнению, в расходы для целей налогообложения можно включать затраты на проверки, которые проводятся аудиторами, имеющими на это право.
Напомним, что до 1 января 2002 года налоговые органы зачастую требовали не учитывать при налогообложении затраты на проведение инициативного аудита. Однако это требование не следовало из подпункта "и" пункта 2 Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (далее — Положение о составе затрат). При этом налоговые органы ссылались на письмо Минфина России от 17.08.2000 № 04-02-05/1. В нем указано, что в целях налогообложения могут учитываться только затраты на обязательный аудит. Отметим, что в этом письме не приводится обоснование такой позиции. Однако суды признавали, что неправомерно исключать затраты на инициативный аудит из себестоимости. Это отражено, например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 04.01.2001 № А72-30082000-Л200.
Обратим также внимание, что по нашему мнению, расходы на проведение налогового аудита не могут быть учтены при налогообложении прибыли в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Это связано с тем, что такие услуги относятся к проверке достоверности налоговой, а не бухгалтерской отчетности. Кроме того, отметим, что в статье 1 Закона об аудите приведен перечень услуг, сопутствующих аудиту. К ним, например, относятся постановка бухгалтерского учета, бухгалтерское и налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности и т. д. Эти услуги не являются аудиторскими в трактовке статьи 264 НК РФ. Поэтому их можно включать в расходы и учитывать в целях налогообложения в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ как консультационные услуги.

Требования к аудиторам

Деятельность по проведению аудиторских проверок отчетности может вестись только при наличии лицензии. Поэтому для отнесения затрат на аудит к расходам организация должна получить заверенную копию действующей лицензии аудиторской фирмы или индивидуального аудитора.
Отметим, что новые лицензии, выданные Минфином России в соответствии с Положением о лицензировании, действуют в течение пяти лет. В лицензии теперь не будет указываться вид аудита (общий, инвестиционный и т. д.). Вместе с тем, если лицензия на аудит старого образца была выдана до 9 сентября 2001 года, то есть до даты вступления Закона об аудите в силу, то она сохраняет свое действие до окончания срока, предусмотренного в ней.
Для правомерного проведения аудиторских проверок фирма или частный аудитор должны соответствовать отдельным требованиям, которые определены Законом об аудите и Положением о лицензировании. В частности, фирма должна иметь в штате аудитора с аттестатом, соответствующим профилю аудиторской проверки.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона об аудите, в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты. Однако это требование начинает применяться только с 9 сентября 2003 года. Поэтому до этого срока организации могут пользоваться услугами аудиторских фирм, не имеющих в штате такого числа аудиторов.
Кроме этого, аудиторская фирма или частный аудитор должны предоставлять организациям информацию об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их проверки. В частности, нельзя проверять организацию, если:
— руководители аудиторской фирмы являются собственниками, руководителями и главными бухгалтерами или состоят в близком родстве с этими лицами;
— аудиторская фирма владеет долей в капитале организации;
— организация является собственником аудиторской фирмы;
— организация является дочерней по отношению к предприятию, в котором собственником является аудиторская фирма;
— у организации и аудиторской фирмы есть общий собственник и т. д.
Следует учитывать, что в Законе об аудите не говорится о величине доли участия в капитале, при которой нельзя проводить аудит. Поэтому аудиторская проверка не может происходить при любой, даже символической доле участия.
Кроме того, в проверке не могут участвовать аудиторы, которые являются собственниками, руководителями и главными бухгалтерами проверяемой организации или состоят в близком родстве с этими лицами.

Пример 1
ООО "Клен" обратилось в аудиторскую фирму "Аудит и К." по вопросу проведения аудиторской проверки. В результате анализа ситуации фирма "Аудит и К." выявила, что участником ООО "Клен" является Сергеев И.Н., владеющий также 5 процентами акций фирмы "Аудит и К.".
В связи с этим аудиторская фирма направила письмо в адрес ООО "Клен", в котором указало, что имеются обстоятельства, препятствующие проведению аудита.

Обратим внимание, что при оказании аудиторскими фирмами консультационных услуг по бухгалтерскому учету и налогообложению вышеуказанных ограничений не существует.
Также отметим, что нельзя проводить аудит, если аудиторская фирма или индивидуальный аудитор* в последние три года оказывали услуги организации по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской отчетности.
____
* Если к аудиторской фирме и индивидуальному аудитору применяются одинаковые требования, то в статье далее они именуются — аудитор.
____

Отметим, что если аудитор нарушит требования законодательства, то это не может иметь налоговых последствий для организации, поскольку она не несет ответственности за нарушения, допущенные ее контрагентом, которые она не может предусмотреть.
Обратим внимание, что, согласно статье 7 Закона об аудите, индивидуальные аудиторы не могут проводить проверки организаций, подлежащих обязательному аудиту. Следовательно, если аудитор проведет проверку такой организации, то она не сможет учесть стоимость аудиторских услуг при налогообложении прибыли. Обязательную ежегодную аудиторскую проверку должны проводить, в частности:
— открытые акционерные общества;
— организации и индивидуальные предприниматели, у которых выручка от реализации продукции (работ, услуг), по данным отчетности за год, превысила 500 тысяч МРОТ (за 2001 год — более 50 млн рублей) или сумма активов по балансу на конец отчетного года более 200 тысяч МРОТ (на конец 2001 года — более 20 млн рублей).
Следует также учитывать, что для муниципальных унитарных предприятий показатели выручки и стоимости активов, при которых аудит обязателен, могут быть снижены законом субъекта РФ.

Требования к проверяемой организации

Для того чтобы иметь право на осуществление проверки аудитор должен быть утвержден решением общего собрания акционеров или участников организации. Это требование содержится в статье 86 Закона РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции от 07.08.2001, далее — Закон об АО) и статье 48 Закона РФ от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции от 31.12.98, далее — Закон об ООО).
Согласно статье 86 Закона об АО, размер оплаты аудиторам определяется советом директоров проверяемой организации. Если в акционерном обществе нет такого органа управления, то стоимость услуг по аудиту устанавливается общим собранием акционеров в соответствии с уставом организации.
В соответствии со статьей 33 Закона об ООО в таких организациях решение о проведении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг принимается общим собранием участников.
Обратим внимание, что для включения в расходы затрат на аудит организации следует иметь протоколы общего собрания акционеров или участников, в которых утвержден аудитор организации и определен размер оплаты его услуг. Если проводится инициативный аудит, то также должно быть решение собственников о его проведении. При этом ходатайство о целесообразности проведения аудита может быть представлено руководителем организации.

Пример 2
Общее собрание акционеров ЗАО "Корвет" (протокол № 7 от 01.03.2001) приняло решение провести аудиторскую проверку за 2001 год. Оно было принято на основании ходатайства директора. Аудитором организации утверждена фирма "Аудит и К.". Сумма оплаты услуг аудитора установлена в размере 90 000 рублей, в том числе НДС — 15 000 рублей.
ЗАО "Корвет" заключило 5 марта 2002 года договор с фирмой "Аудит и К." на проведение аудита за 2001 год. В апреле 2002 года аудиторская фирма выдала аудиторское заключение, и был подписан акт приемки-передачи услуг.
По условиям договора ЗАО "Корвет" перечисляет аванс в размере 30 000 рублей, остальная сумма оплачивается после приемки услуг.
В момент перечисления аванса ОАО "Корвет" будет сделана проводка:
ДЕБЕТ 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" КРЕДИТ 51
— 30 000 рублей — перечислены денежные средства аудиторской фирме.

После подписания акта выполнения услуг, в бухгалтерском учете ОАО "Корвет" операции отражены следующим образом:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным"
— 30 000 рублей — зачтена сумма выданного аванса;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60
— 75 000 рублей (90 000 — 15 000) — включены в себестоимость расходы на аудит;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 15 000 рублей — выделен НДС со стоимости услуг;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 60 000 рублей (90 000 — 30 000) — оплачены услуги аудиторов;
ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19
— 15 000 рублей — предъявлен к вычету НДС.
В целях налогообложении прибыли ЗАО "Корвет" включает в расходы стоимость аудиторских услуг в сумме 75 000 рублей (90 000 — 15 000).

Проверка по инициативе одного собственника

В деятельности организации может возникать ситуация, когда один из акционеров (участников) сомневается в финансовом положении организации, показанном в отчетности. При этом он вправе требовать проведения проверки независимой аудиторской фирмой, даже если собственниками уже был утвержден аудитор.
Такая проверка в акционерном обществе может быть проведена в соответствии со статьей 103 ГК РФ в любое время по требованию акционеров, которые имеют долю в капитале 10 и более процентов. В отношении обществ с ограниченной ответственностью, статьей 91 ГК РФ установлено, что аудиторская проверка может быть проведена по требованию любого из участников, но только по итогам года.
Напомним, что в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 Положения о составе затрат затраты на аудит, проведенный по инициативе одного из собственников организации, не учитывались при налогообложении прибыли.
С 1 января 2002 года прямого запрета для включения затрат на проверку по инициативе собственников не существует. Однако, согласно статье 48 Закона об ООО, при такой проверке услуги аудитора оплачивает участник общества, по требованию которого она проводится. Эти расходы затем могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества. То есть эти расходы несет собственник, а организация не обязана их возмещать. В связи с этим, по нашему мнению, расходы на возмещение стоимости аудиторской проверки, которая проводилась по требованию собственника нельзя учитывать при налогообложении прибыли.

Пример 3
ЗАО "Бриз", являющееся участником ООО "Сатурн", направило требование о проведении проверки отчетности этой организации за 2001 год. Для этого была привлечена аудиторская фирма "СН-Аудит". Ранее решением общего собрания участников ООО "Сатурн" аудитором на 2001 год была утверждена фирма "Аудит-Прогресс".
В результате аудита, проведенного фирмой "СН-Аудит", были выявлены существенные искажения отчетности за 2001 год. В связи с этим общее собрание учредителей ООО "Сатурн" приняло решение о возмещении ЗАО "Бриз" затрат на проведение аудита в сумме 60 000 рублей, в том числе НДС — 10 000 рублей за счет нераспределенной прибыли 2001 года. Эта сумма была перечислена ЗАО "Бриз".
В бухгалтерском учете ООО "Сатурн" были сделаны следующие записи:
ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 75
— 60 000 рублей — начислена задолженность перед ЗАО "Бриз" по возмещению расходов на проведение аудита;
ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 51
— 60 000 рублей — перечислены денежные средства ЗАО "Бриз".
При налогообложении прибыли ООО "Сатурн" не включает в расходы стоимость аудиторских услуг в сумме 50 000 рублей (60 000 — 10 000).

Поэтапная ежеквартальная проверка

На практике возникают ситуации, что в договоре организации с аудитором предусмотрено подтверждение годовой отчетности с проведением проверок по итогам отчетных периодов. Как правило, при этом аудиторы проверяют отчетность за 6 месяцев, 9 месяцев и за год.
В такой ситуации возникает вопрос, вправе ли организации поквартально включить в расходы, учитываемые при налогообложении, затраты по оплате услуг аудиторов. В зависимости от этого, в разные сроки можно поставить к вычету НДС, уплаченный аудитору.
Напомним, что в расходы включаются затраты на аудиторские услуги по проверке достоверности бухгалтерской отчетности. В соответствии со статьей 10 Закона об аудите официальным документом, содержащим мнение аудитора о достоверности отчетности, является аудиторское заключение. Поскольку при проведении проверки по отчетным периодам цель аудита не изменяется, то акт приемки-передачи услуг может быть подписан после представления фирмой аудиторского заключения.
Отметим, что, по нашему мнению, организация может учесть в целях налогообложения затраты по проверке отчетных периодов. Для этого за каждый период должно быть выдано аудиторское заключение, а также подписан акт об оказании услуг. Организация должна также включить условие о выдаче заключений по итогам отчетных периодов в договор оказания аудиторских услуг.

А.С. Богословский, эксперт АГ "РАДА"
Материал предоставлен Аналитической группой "РАДА"

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

Аудиторские компании, индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания определенного перечня услуг. Какие виды услуг могут оказывать аудиторы?

Комплексный аудит предполагает полное «сканирование» работы предприятия. Независимо от порядка проведения (обязательного или инициативного) процедура сложная и довольно продолжительная. Если нужна оперативная проверка определенного направления, рационально заказать сопутствующие аудиту услуги.

Спрос на них растет с каждым годом, что неудивительно – специалист по аудиту, например, бухгалтерии или налоговой отчетности, точно знает, как должен функционировать бизнес-процесс.

Как правило, профильный аудит инициируется изнутри (руководством или ревизионной комиссией). Также услуга востребована у внешних заказчиков – потенциальных инвесторов или покупателей фирмы, а также у кредитных организаций для проверки платежеспособности заемщика.

Аудиторские компании наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

Стоимость профессионального бухгалтерского учета зависит от целого ряда факторов.

Сотрудничество с компанией «РосКо» выгодно для клиентов и позволяет экономить как финансовые, так и временные ресурсы. Бухгалтерские услуги от нашей компании - это ведение, оптимизация и восстановление учета.

Компания «РосКо» умеет решать даже нестандартные задачи, создавая прочную основу для стабильного развития предприятия. Бухгалтеры «РосКо» предлагают клиентам следующие виды услуг:

  • ведение учета . Наши сотрудники удаленно готовят и сдают в контролирующие органы необходимые документы. При этом руководителю всегда доступна полная информация о состоянии дел на предприятии.
  • восстановление учета .

Причины, по которым необходимо восстановить учет в компании, могут быть самыми разнообразными.

Эксперты «РосКо» проверяют документооборот предприятия, обнаруживают допущенные ошибки и разрабатывают план по их устранению. Бухгалтерские услуги в этой области - ответственная и важная сфера деятельности, требующая опыта и знаний.

  • подготовка нулевой отчетности.
  • отчетность по МСФО. Если предприятие планирует выход на международный уровень, такая отчетность обязательна. Лучше доверить ее подготовку специалистам с опытом, методическими возможностями и знанием законодательства.

2) налоговое консультирование , постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

Зачастую даже профессиональные, опытные сотрудники, работающие в штате фирмы, сталкиваются с непонятной ситуацией. Индивидуальных предпринимателей, собственников компаний это тоже может коснуться - тогда появляется необходимость в консультациях по аспектам налогообложения и бухгалтерского учета. Обратившись в профильную фирму, заказчики получают быстрый и грамотный ответ, ведь в ней трудятся эксперты, специализирующиеся на разных областях, а, кроме них - юристы, ревизоры, аудиторы и прочие компетентные лица.

Отечественное законодательство имеет «привычку» изменяться внезапно, и для оперативной адаптации сил штатных работников может не хватить. Консультации по вопросам ведения налогового учета помогают сэкономить ценное время и избавить себя от риска совершить непоправимую оплошность.

Такая услуга особенно актуальна на этапе утверждения бюджета. Аудиторское заключение нашей компании содержит общую оценку фирмы, анализ динамики оценочных показателей, качество активов, структуру статей баланса. На основании этих данных можно принять верные управленческие решения.

4) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

«РосКо» оказывает юридические услуги для любого типа бизнеса. Наша работа всегда сопровождается тщательным изучением деятельности компании-клиента. Перед основными работами по оказанию юридических услуг проводится предварительное ознакомление с историей фирмы. Мы изучаем уставные документы, порядок документооборота и скрытые от посторонних глаз нюансы. Профессиональная помощь будет актуальна на всех этапах развития.

Необходима будет помощь экспертов и при желании организовать процесс продуктивного многолетнего функционирования:

Наша компания обладает большим количеством компетентных и узкоспециализированных специалистов. Обращаясь в «РосКо», вы можете не сомневаться, что оказание юридических услуг будет происходить на профессиональном уровне. Каждый сотрудник сектора ежедневно отслеживает изменения законодательных актов и максимально подкован в своей сфере. При оказании юридических услуг сопровождение сделок и всевозможные консультации проходят в дружелюбной, но официально выдержанной обстановке. Стоимость юридических услуг прямо пропорциональна затраченному времени и объему проводимых процедур.

5) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

6) оценочную деятельность;

7) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

8) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

9) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнеспланов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

  • СОМНИТЕЛЬНЫЙ ДОЛГ
  • СОТРУДНИКИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Смотреть что такое "СОПУТСТВУЮЩИЕ АУДИТУ УСЛУГИ" в других словарях:

Сопутствующие аудиту услуги — Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг: 1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности,… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Услуги — действия, направленные непосредственно на потребителя. Услуги виды деятельности, в процессе выполнения которых не создается новый материально вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукта. Услуги блага, предоставляемые в форме… … Финансовый словарь

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ — (англ. audit services) – виды деятельности аудиторской фирмы, которые она оказывает на договорной основе клиентам. Аудиторская фирма, получившая лицензию, проводит аудиторские проверки с целью формирования мнения о достоверности бух. и фин.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

АУДИТОРСКАЯ ТАЙНА — право аудируемого лица на неразглашение информации, полученной аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе проведения аудиторской проверки и при оказании сопутствующих аудиту услуг, установленное в ст. 8 Закона об аудиторской… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Аудиторская тайна — Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

АУДИТ — (АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета, финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемых лиц (организаций и индивидуальных предпринимателей). Аудит осуществляется в соответствии с… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Аудиторская деятельность — в широком смысле деятельность аудиторов, включающая аудит и сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская деятельность в узком смысле аудит. См. также: Аудит Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

АУДИТОР — физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренных … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Аудитор — Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

06.08.2018

Проблема признания расходов на сопутствующие аудиту услуги в налоговом учете

Важное место в финансово-хозяйственной деятельности организаций занимает проблема взаимоотношений хозяйствующих субъектов с налоговыми органами. Достаточно часто между налогоплательщиками и фискальными органами возникают разногласия по поводу правомерности расчета налоговой базы, полноты исчисления и уплаты налогов.

В данной статье будет рассмотрен один из аспектов указанной выше проблемы, касающийся обоснования для целей налогообложения прибыли расходов на сопутствующие аудиту услуги.

Следует отметить, что если расходы аудируемого лица на собственно аудиторские услуги, как правило, у налоговых органов вопросов не вызывают, то аналогичные затраты на сопутствующие аудиту услуги, как и иные информационно-консультационные услуги, на практике всегда имеют высокий риск возникновения претензий. Почему? Ответ кроется в неопределенности указанных расходов, точнее — в отсутствии у результата услуг материально-вещественного характера. Это позволяло в ряде случаев под видом «консультационных» услуг осуществлять фиктивные операции в целях обналичивания денежных средств, а также незаконного снижения налогового бремени.

Попробуем обосновать возможность признания расходов на сопутствующие аудиту услуги в тех случаях, когда они в действительности имели место.

Для этого приведем определение данного понятия, а также изложим общие критерии отнесения затрат к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

Во-первых, анализируемое понятие определено в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» , согласно п. 6 ст. 1 которого под сопутствующими аудиту услугами понимается «оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг.

  1. постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  2. налоговое консультирование;
  3. анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  4. управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
  5. правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
  6. автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  7. оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
  8. разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  9. проведение маркетинговых исследований и др.

Во-вторых, ст. 252 НК РФ определены критерии признания расходов:

  • расходы — это обоснованные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (т.е. экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме);
  • расходы — это документально подтвержденные затраты, т.е. затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ;
  • расходы признаются при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Проведем анализ изложенных выше положений.

Что понимается под документальным оформлением затрат?

1-й аспект. Наличие оформленных надлежащим образом документальных договорных отношений между сторонами.

Так, в соответствии со ст. 161 ГК РФ должны совершаться в простой письменной форме все сделки юридических лиц между собой и с гражданами. Именно данная норма позволяет налоговым органам при проведении мероприятий налогового контроля требовать представления договоров.

2-й аспект. Документальное оформление самих хозяйственных операций считается выполненным надлежащим образом в том случае, если существуют оправдательные документы, составленные по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации .

Если в альбомах унифицированных форм какой-либо документ отсутствует, организация вправе самостоятельно разработать форму данного документа. Однако легитимность применения данной формы будет только с того момента, как она будет утверждена руководителем организации в составе учетной политики.

По каким критериям оценивается обоснованность затрат? Это:

  • наличие двустороннего акта на выполненные работы (оказанные услуги), в котором должно быть четкое наименование выполненных работ (оказанных услуг), а лучше — их краткое описание, не ограничиваясь лаконичной фразой типа «работы (услуги), предусмотренные договором, выполнены (оказаны)»;
  • наличие калькуляций и смет к договорам (на отдельные виды или этапы работ, а также периоды времени). Расчет стоимости работ (услуг) должен убедить проверяющих в том, что сама стоимость не является чрезмерной, завышенной (особенно это касается консультационно-информационных и других услуг);
  • наличие при необходимости докладных и служебных записок подразделений — инициаторов соответствующих затрат о необходимости этих затрат с разрешительной визой руководителя или приказов (распоряжений) руководителя организации;
  • составление планов проведения маркетинговых исследований, привлечения консультантов, повышения квалификации и т.п.;
  • подготовка отчета об оказанных услугах, описывающего не только полученные результаты, но и алгоритм выполнения задания;
  • отсутствие дублирования (пересечения) функций, выполняемых специалистами самой организации (бухгалтерами, экономистами, юрисконсультами и др.) и внешними консультантами (в этом случае подтверждающими документами будут должностные инструкции, приказы о возложении обязанностей, договоры оказания консультационных услуг, которые не должны совпадать по содержанию выполняемых работ). Важно установить в должностных инструкциях штатных работников организации определенный круг обязанностей и выполняемых ими функций и, с другой стороны, сформулировать цель в договоре на оказание консультационных и информационных услуг таким образом, чтобы функции внутренних и внешних специалистов не пересекались.

Каким образом следует оценивать направленность расходов на получение дохода? Будут ли считаться расходы экономически оправданными, если в каком-либо отчетном (налоговом) периоде получен убыток? Изменится ли ответ, если расходы совершены для определенной сделки, а последняя оказалась убыточной?

По мнению автора, в изложенных выше ситуациях организация вправе учесть расходы для целей налогообложения. Любая предпринимательская деятельность связана с риском невозврата вложенных средств инвестора, а также получения отрицательного финансового результата от сделки (см., например, ст. 2 ГК РФ).

Рассмотрев общие принципы признания расходов в налоговом учете, вернемся к рассмотрению вопроса о правомерности учета расходов на сопутствующие аудиту услуги.

Так, в одном случае налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества, по результатам которой составлен акт проверки и принято решение о доначислении обществу налога на прибыль и НДС.

Основанием для доначисления указанных налогов явилось то обстоятельство, что обществу аудиторской организацией были оказаны услуги по ограниченному обзору его финансовой отчетности, составленной в соответствии с формами, разработанными специалистами головной компании холдинга, в которую входило данное общество. Результатом выполненных услуг стал отчет о проверке специальной финансовой отчетности, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, а также заключение о соответствии специальной финансовой отчетности стандартам холдинга .

Оценив характер работ, выполненных по названному договору, налоговый орган пришел к выводу о том, что расходы по составлению указанной отчетности в соответствии с формами, разработанными специалистами головной компании холдинга, не могут быть признаны экономически обоснованными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, а потому — в силу ст. 252 НК РФ — не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль. Необоснованное, по мнению ревизоров, включение в состав расходов стоимости услуг по указанному договору также привело и к неправомерному — в нарушение ст. 171 НК РФ (по услугам, приобретенным для операций, не признаваемых объектом налогообложения) — включению НДС, уплаченного исполнителю таких услуг, в состав налоговых вычетов по декларации по НДС за соответствующий налоговый период.

Арбитражный суд кассационной инстанции встал на защиту налогоплательщика, посчитав требования налогового органа необоснованными (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2004 по делу N А56-1475/04).

Суд указал на то, что согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера и направления деятельности организации подразделяются на внереализационные расходы и расходы, связанные с производством и реализацией.

К последним в соответствии со ст. 253 НК РФ относятся и прочие расходы, перечень которых установлен ст. 264 НК РФ и который в соответствии с пп. 49 п. 1 этой статьи не является исчерпывающим.

По мнению налоговой инспекции, произведенные обществом затраты нельзя признать экономически оправданными, поскольку они не обусловлены целями получения дохода и не удовлетворяют принципу рациональности и обычаям делового оборота.

Однако по смыслу ст. 252 НК РФ экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом (отчетном) периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода, т.е. обусловленностью экономической деятельностью налогоплательщика.

Обязанность общества представлять головной компании финансовую отчетность, составленную в соответствии с внутренними стандартами, подтвержденную независимым аудитором, установлена в заключенном обществом с головной организацией договоре и является существенным условием этого договора. Невыполнение обществом условий договора может явиться основанием для его расторжения, повлиять на его продление, а также на получение обществом соответствующего дохода.

При оценке экономической обоснованности понесенных обществом затрат суд указал на очевидность того, что деятельность по проверке специальной финансовой отчетности общества требует наличия определенных знаний и навыков, владеют которыми в полной мере только специализированные аудиторские организации.

В результате вышеизложенного суд поддержал налогоплательщика.

Арбитры, как правило, встают на сторону налогоплательщиков в случае признания в налоговом учете расходов, предъявленных им аудиторскими организациями за оказанные сопутствующие аудиту услуги, в том случае, если из анализа документов следует их необходимость и оправданность. Это, например, следующие услуги:

  • по проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по МСФО (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.08.2007 по делу N А28-1923/2007-37/11);
  • по проверке годовой бухгалтерской отчетности, подготовленной для целей консолидации в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета Франции (Постановление ФАС Московского округа от 19.03.2007, 26.03.2007 по делу N КА-А40/1804-07);
  • по проверке бухгалтерской отчетности, связанной с обращением ценных бумаг аудируемого лица на зарубежных фондовых рынках (Постановления ФАС Московского округа от 22.08.2006, 29.08.2006 по делу N КА-А40/7923-06-П, ФАС Уральского округа от 02.11.2005 по делу N Ф09-4935/05-С2);
  • по проведению организационного аудита — разработке для аудируемого лица наиболее целесообразных, оптимальных решений организационной и функциональной структур (плана необходимых изменений для перехода от системы действующих организационной и функциональной структур предприятия «как есть» к системе действующих организационной и функциональной структур предприятия «как должно быть»), проведению обучения работников общества, направленного на формирование знаний и навыков, которые необходимы работникам для управления реорганизованным предприятием, а также осуществлению дальнейших преобразований (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2005 по делу N А66-12629/2004) и др.

Исходя из вышеизложенного, при обосновании учета для целей налогообложения тех или иных расходов необходимо доказать их документальное подтверждение, экономическую обоснованность и оправданность, а также их направленность на получение дохода.

Читайте также: