Взыскание излишне уплаченного налога судебная практика

Опубликовано: 09.05.2024

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

от 21 июня 2017 г. по делу N А32-34641/2016

История рассмотрения дела

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2017 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Армавирский завод тяжелого машиностроения" (ИНН 2302044590, ОГРН 1022300642528) в лице конкурсного управляющего Хуторного Алексея Юрьевича (решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2016 по делу N А32-8438/2015), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю (ИНН 2302067397, ОГРН 1112302001899) - Цаплина А.В. (доверенность от 10.01.2017), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Армавирский завод тяжелого машиностроения" в лице конкурсного управляющего Хуторного Алексея Юрьевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2017 (судья Руденко Ф.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2017 (судьи Николаев Д.В., Герасименко А.Н., Сулименко Н.В.) по делу N А32-34641/2016, установил следующее.

Открытое акционерное общество "Армавирский завод тяжелого машиностроения" в лице конкурсного управляющего Хуторного Алексея Юрьевича (далее - налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) о возврате 1 057 245 рублей 40 копеек переплаты по налогам и сборам, обязании перечислить 1 057 245 рублей 40 копеек на указанные в заявлении налогоплательщика банковские реквизиты.

Решением суда от 11.01.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.04.2017, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на пропуск налогоплательщиком трехлетнего срока для обращения в инспекцию с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных налогов и сборов и пропуск срока исковой давности для обращения в суд с имущественным требованием о возврате денежных средств.

В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился налогоплательщик с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что представленные инспекцией копии реестров не могут служить подтверждением надлежащего уведомления налогоплательщика об образовавшейся переплате по налогам, поскольку в реестрах не указаны почтовый индекс и адрес получателя, отметки об отправлении корреспонденции и вручении ее получателю, подписи и печати органа почтовой связи; инспекция не доказала уведомление налогоплательщика в более ранние сроки об образовавшейся переплате, о наличии которой налогоплательщик узнал лишь по результатам акта сверки от 21.06.2016 N 2374.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением от 02.08.2016 N 93 о возврате 1 057 245 рублей 40 копеек переплаты по налогам и сборам.

Решением инспекции от 18.08.2016 N 398 в возврате налогов отказано со ссылкой на истечение трехлетнего срока со дня их уплаты.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд с имущественным требованием.

При рассмотрении дела суды правильно исходили из того, что в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23 , 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов ( подпункт 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом ( пункт 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации).

Излишне уплаченный налог подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика ( пункт 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации). Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась ( пункт 8 статьи 78 Кодекса).

По общему правилу, установленному пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы ( пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

В то же время данная норма применительно к пункту 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне взысканного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

Как разъяснено в пункте 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статье 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.

Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными статьей 78 Кодекса правилами и в установленные сроки принять по нему решение.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформированной в определении от 21.06.2001 N 173-О, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации не направлена на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а, напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время названные положения не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права ( пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В силу статьи 196 Кодекса срок исковой давности установлен в три года.

В этом случае вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока; если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишнем взыскании налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой произошло излишнее взыскание налога, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога не пропущенным ( постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08).

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.

Суды отклонили довод налогоплательщика о том, что о переплате ему стало известно из акта сверки от 21.06.2016 N 2374, представленного инспекцией в рамках дела N А32-8438/2015, указав, что направленные инспекцией в 2010, 2012 и 2013 годах извещения, информирующие налогоплательщика о факте переплаты налогов, опровергают довод налогоплательщика о том, что дата составления акта сверки является датой начала исчисления срока исковой давности.

Суды сослались на представленные в материалы дела извещения инспекции об излишней уплате обществом налога (сбора, пени, штрафа) и реестры об отправке: извещение от 18.03.2010 N 373, реестр об отправке от 18.03.2010, извещение от 25.10.2012 N 3013, реестр об отправке от 25.10.2012, извещение от 13.03.2013 N 11347, извещение от 11.03.2013 N 10464, реестр об отправке от 13.03.2013, извещение от 12.09.2013 N 542, реестр об отправке от 12.09.2013.

При этом суды неполно исследовали довод налогоплательщика о неполучении от инспекции извещений об излишней уплате налогов. Суды не проверили извещения и реестры на предмет их оформления в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила N 221), Временным порядком приема и оформления сопроводительных документов и адресов на партионные регистрируемые почтовые отправления, утвержденным во исполнение приказа Минсвязи России от 11.02.2000 N 15 "О развитии системы штрих-кодовой идентификации в почтовой связи" (далее - Приказ N 15).

Так, в силу пункта 2 Приказа N 15 с 01.04.2000 считаются неправильно оформленными сопроводительные документы и адреса регистрируемых почтовых отправлений без нанесенного почтового штрих-кодового идентификатора.

Технология почтовой пересылки подразумевает присвоение регистрируемым почтовым отправлениям уникального почтового идентификатора. На каждом этапе пересылки информация почтового идентификатора заносится в единую систему учета и контроля, благодаря чему возможно отследить прохождение почтового отправления через сеть Интернет на официальном сайте Почты России. Почтовый идентификатор находится в чеке, выдаваемом при приеме почтового отправления, а также на конверте.

Согласно абзацу 2 пункта 32 Правил N 221 при приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода).

Приказом Минфина Российской Федерации от 29.12.2000 N 124н "Об утверждении бланков строгой отчетности" утвержден бланк квитанции в приеме почтовых отправлений, на лицевой стороне которой указывается дата принятия почтового отправления. Таким образом, законодательством определен конкретный документ, подтверждающий дату отправки (дату сдачи в отделение связи) почтовой корреспонденции - квитанция с оттиском клише контрольно-кассовой машины или квитанция, заполненная вручную.

Квитанции об отправке почтовых отправлений для отправки в адрес налогоплательщика инспекция не представила. На представленных в материалы дела извещениях и реестрах отсутствуют почтовые отметки о принятии извещений для направления их адресату - налогоплательщику. Из отметки "оплачено", проставленной на реестрах от 18.03.2010, 12.09.2013, 13.03.2013, 25.10.2012, не представляется возможным установить плательщика, получателя платежа, размер оплаты и назначение платежа, а также иные обстоятельства, необходимые и достаточные для вывода о направлении инспекцией извещений налогоплательщику о наличии у последнего переплаты по налогам.

Суды не проанализировали представленный в электронном виде акт сверки от 21.06.2016 N 2374 по видам излишне уплаченных налогов и по периодам их уплаты, в связи с чем преждевременен вывод судов о пропуске налогоплательщиком трехлетнего срока для возврата этих налогов.

Поскольку решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, оценить все доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.

Руководствуясь статьями 274 , 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решений ИФНС об отказе в зачете (возврате) суммы налога, обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог на прибыль. Решением арбитражного суда первой инстанции заявление удовлетворено. Постановлением арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения. Налоговый орган обратился в суд кассационной инстанции.

Позиция налогового органа:

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

О факте излишней уплаты налога Обществу должно было быть известно с момента его фактической уплаты, с которого прошло более трех лет до момента подачи заявления о возврате переплаты, в связи с чем Обществом пропущен трехлетний срок для предъявления требования о возврате переплаты в судебном порядке.

Переплата по налогу на прибыль возникла у Общества в связи с уменьшением заявленного ранее размера доходов по причине с урегулированием разногласий с контрагентами в судебном и досудебном порядке, получением возмещения убытков, возвратом госпошлины, а также в связи с увеличением заявленного ранее размера расходов по причине не учета расходов за услуги сторонних организаций.

Данные обстоятельства стали известны Обществу после подачи первоначальной декларации и уплаты в соответствующие бюджеты исчисленных в ней сумм налога, а обоснованность заявления об уменьшении сумм налога к уплате была подтверждена налоговым органом по окончании камеральной проверки последней уточненной налоговой декларации, по результатам которой решение о привлечении Общества к ответственности за неполную уплату сумм налога, либо о доначислении налога налоговым органом не было принято.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12.02.2019 N Ф10-6024/2018 по делу N А48-2866/2018 судебные акты судов нижестоящей инстанции оставлены без изменения, кассационная жалоба ИФНС – без удовлетворения.

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой срок, установленный в ст. 78 НК РФ, направлен не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а, напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время, данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.

При этом вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 2 ст. 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 30.07.2013 N 57 было разъяснено, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога судам необходимо учитывать, что п. 7 ст. 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган. В случае же, когда налоговым органом отказано в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм налога, с соответствующим иском о возврате налога он вправе обратиться в суд в срок, установленный п. 3 ст. 79 НК РФ, то есть в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат налога.

Аналогичная судебная практика:

Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1665-О-О;

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 по делу N А65-28187/2007-СА1-56;

Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2008 N 675-О-П;

Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 N 630-О-П;

Определение ВАС РФ от 22.01.2007 N 16635/06 по делу N А42-7007/2005.

В то же время, как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 по делу N А65-28187/2007-СА1-56, моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Главным отраслевым событием осени можно считать принятие 29.09.2019 Федерального закона № 325-ФЗ, внесшего масштабные поправки в Налоговый кодекс. Одна из таких поправок – изменение в порядке зачета и возврата переплаты, стала предметом рассмотрения актуальной темы. О том, что нового привнес новый закон в порядок зачета или возврата налога, а также с какими трудностями может столкнуться организация при отказе налоговиков в зачете или возврате излишне оплаченных налогов, изложено в нашем материале. Приведенные примеры судебной практики помогут оптимально распорядиться переплатой, учитывая опыт других налогоплательщиков.

Четыре новшества в порядке зачета или возврата переплаты

Полностью утрачивает силу положение о том, что зачет переплат производится исключительно в счет налога того же вида: федерального в счет федерального, регионального – в счет регионального, местного – в счет местного. Это новшество позволит налогоплательщикам рационально распорядиться своими средствами.

Получается, что с 01.10.2020 будет возможно зачесть, к примеру, переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на тот факт, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. То есть появится возможность зачета переплаты по налогам любого вида. Также ее можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.

Еще одним позитивным новшеством является поправка, позволяющая производить зачет или возврат переплаты любым налоговым органом, а не только по месту учета налогоплательщика (пп. «б» п. 22 ст. 1 закона). Это новшество упростит процедуру зачета, правда, заявление о зачете и возврате придется, как и прежде, подавать в инспекцию по месту учета компании (пп. «ж» п. 22 ст. 1 закона).

Перечисленные позитивные новшества повлекли за собой ужесточение требований к возврату налога. Он будет возможен, если отсутствует недоимка по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам. На сегодняшний день достаточно отсутствия недоимки по налогу того же вида (пп. «е» п. 22 ст. 1 закона). Таким образом, с принятием поправки вернуть из бюджета переплату станет еще сложнее.

  • от срока окончания проверки;
  • от вступления в силу решения по ней.
Этот срок будет отсчитываться:

  • по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения проверки, или дня, когда она должна была закончиться;
  • со дня, следующего за днем вступления в силу решения по проверке, выявившей нарушения (пп. «и» п. 22 ст. 1 закона).
ФЗ от 29.09.2019 № 325-ФЗ«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»Подпункты «а», «б», «ж», «е», «и» п. 22, ст. 1

Переплата: как вернуть или зачесть

Срок для подачи заявлений общий. Он составляет три года с даты уплаты либо излишней уплаты налога. Если речь идет о возврате переплаты из-за превышения авансовых платежей к сумме налога за год, три года отсчитываются со дня подачи годовой декларации – п. 7 ст. 78 НК РФ.

Срок принятия решения как о возврате, так и о зачете налога составляет 10 рабочих дней с даты получения заявления или окончания камеральной проверки по уточненной декларации – п. 8 ст. 78 НК РФ. Если инспекция предлагает пройти сверку расчетов, то от даты подписания акта сверки. О принятом решении о возврате или зачете ИФНС обязана сообщить в пятидневный срок – п. 9 ст. 78 НК РФ.

Срок возврата переплаты – один месяц со дня получения заявления, причем даже в случае проведения сверки расчетов. Если переплата выявлена по уточненным декларациям – месяц после окончания «камералки» – п. 6 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.02.2017 № 03-04-05/9949.

Если инспекция откажет в возврате излишне взысканного налога, то о своем решении она сообщит, указав причину отказа.

Отказ в возврате или зачете можно обжаловать сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ, письмо ФНС РФ от 21.12.2017 № ГД-3-8/8522@). Срок для обжалования – один год с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Срок подачи в суд иска о возврате излишне взысканного налога – три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возврат или зачет (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким днем может быть, например, дата, когда инспекция сообщила о принятом решении об отказе в возврате (Постановление АС Северо-Западного округа от 27.07.2017 № Ф07-6490/2017).

В суде необходимо доказать, что трехлетний срок еще не истек, а также что у организации действительно есть суммы излишне взысканных налогов. В противном случае в возврате откажут.

НДФЛ можно зачесть в счет будущих платежей, но исключительно по другим видам налогов

Ведомство, ссылаясь на ст. 78 НК РФ, подтвердило, что такой зачет возможен, но по налогам соответствующего вида, то есть федеральных налогов. В данном случае – в счет УСН.

Примечание редакции:

Таким образом, сумму переплаты по НДФЛ можно зачесть в счет уплаты других федеральных налогов. К коим относятся в том числе НДС, налог на прибыль. Этот же вывод следует и из письма ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, в котором говорится, что зачет НДФЛ осуществим:

  • в счет погашения задолженности – по налогам соответствующего вида (федеральным);
  • в счет будущих платежей – по иным налогам.
Резюме: вернуть или зачесть НДФЛ сложно, но возможно. Сначала нужно определить, как возникла переплата, от этого будут зависеть дальнейшие действия. Если она образовалась из-за излишней уплаты, например, в результате ошибки в платежке, можно или вернуть ее из бюджета, или зачесть в счет недоимки или будущих платежей по другим федеральным налогам. Для этого необходимо подать в инспекцию заявление о возврате или о зачете. Возврат осуществляется в следующих случаях:

  • если налог удержан, перечислен и для его возврата собственных средств компании не хватает.
  • налог удержан правильно, но перечислен в бюджет в большем размере.
Зачет можно осуществить в счет:

  • недоимки или будущих платежей по другим федеральным налогам;
  • задолженности по пеням по федеральным налогам, а также налоговым штрафам.

Если переплата образовалась из-за удержания у физлица налога в большем, чем нужно размере, вернуть ее можно только в специальном порядке.

Кроме того, нужно помнить, что вернуть или зачесть переплату по НДФЛ возможно в течение трех лет после его перечисления в бюджет.

Акт сверки не обязывает налоговый орган возвращать переплату

Суд признал такое решение правомерным. Дело в том, что налогоплательщику ничто не мешало своевременно оценить свои налоговые обязательства. Спорная сумма излишне уплаченного налога оплачена предпринимателем в 2014 году, то есть с момента оплаты до подачи заявления о возврате прошло четыре года.

Ссылку заявителя на акт сверки как на момент, с которого он узнал о факте переплаты, суд отклонил. Подписание акта сверки не является действием по признанию долга перед налогоплательщиком, поскольку с требованием о проведении акта сверки расчетов налогоплательщик может обратиться по истечении любого периода времени, и налоговый орган будет обязан составить и подписать соответствующий акт. Акт сверки не свидетельствует о безусловной обязанности налогового органа вернуть переплату, а дата его составления не является моментом для начала отсчета срока давности обращения в суд.

Справка о состоянии расчетов с бюджетом – недостаточное доказательство переплаты

  • заявитель не представил документы, подтверждающие наличие переплаты;
  • не определены налоговые периоды, за которые образовалась спорная переплата по налогам.
Суд указал, что право на возврат непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами:

  • платежными поручениями налогоплательщика;
  • инкассовыми поручениями (распоряжениями) ИФНС;
  • информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных налогового органа.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

Представление справки о состоянии расчетов с бюджетом не может рассматриваться как достаточное доказательство наличия у налогоплательщика переплаты по налогу.

Реорганизация срок возврата переплаты не увеличивает

Дело в том, что переплата досталась заводу от другой организации в порядке правопреемства в результате реорганизации. Причиной отказа явился пропуск трехлетнего срока для обращения с заявлением о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога.

Указанный срок исчисляется со дня подачи правопредшественником общества декларации по налогу на прибыль за 2013 год. При этом последующая передача обществу как правопреемнику права на зачет (возврат) излишне уплаченного налога не повлияла на порядок исчисления срока.

Доводы завода о том, что до реорганизации он не знал о наличии переплаты и до завершения процесса присоединения не мог заявить о возврате, суд отверг, указав, что срок нужно исчислять со дня, когда правопредшественник подал декларацию. Передача права на зачет или возврат при реорганизации на Определение срока не влияет.

Переплата не возникает, если она оплачена через проблемный банк

Организации пришлось дважды оплатить налог, поскольку первый платеж не прошел из-за отсутствия средств на корсчете банка. Второй платеж был успешно зачислен в бюджет.

Суды нижестоящих инстанций согласились с инспекцией, что причин для возврата средств нет, ведь в первый раз деньги фактически в бюджет не поступили. А раз так, то и переплаты нет.

Суды указали: организация должна была знать о проблемах банка.

Тем более что даже в ситуациях, когда суды признают обязанность по уплате исполненной, вернуть переплату очень сложно.

Примечание редакции:

Момент предоставления отчетности не является отправной точкой для отсчета срока возврата налога

По мнению общества, налоговый орган отказал неправомерно, поскольку окончательно база по налогу формируется именно в момент заполнения форм 2-НДФЛ и поэтому срок следует отсчитывать именно с него, а не с момента перечисления денежных средств.

Суд заявил, что перечисление в бюджет суммы, фактически превышающей сумму удержанного НДФЛ, вообще не является уплатой НДФЛ, а рассматривается в качестве ошибочно перечисленной суммы. Данное обстоятельство подтверждается расчетом суммы удержанного и перечисленного налога, представленного налоговым агентом. Поэтому в данном случае возврат ошибочно перечисленной суммы осуществляется по общим правилам ст. 78 НК РФ.

Поскольку срок для подачи заявления о возврате спорной суммы обществом был пропущен, суд признал отказ налогового органа в возврате части суммы правомерным.

Результаты проверки отсчета трехлетнего срока на возврат переплаты не меняют

Инспекция часть налога вернула, часть зачла, в возврате остатка в размере 1,6 млн рублей 13.04.2016 обществу было отказано в связи с истечением 3-летнего срока с момента перечисления налога.

Оспорить отказ обществу не удалось. Дело в том, что срок для обращения в суд истек. Платежи были осуществлены в январе 2012 года, заявление в суд подано 23.03.2017, то есть спустя пять лет.

Доводы общества, что достоверно о размере переплаты ему стало известно из акта выездной налоговой проверки (в сентябре 2014 года) и из решения суда (23.03.2016), суд отклонил – три года нужно отсчитывать от даты платежных поручений.

Молчание инспекции о переплате на трехлетний срок ее возврата не влияет

Переплата образовалась в связи с представлением предпринимателем уточненной декларации по НДС за II квартал 2011 года, согласно которой налогоплательщиком были скорректированы ранее начисленные к уплате суммы налога в размере 434 тыс. рублей.

Суд пришел к выводу о пропуске заявителем трехлетнего срока на обращение о возврате излишне уплаченного налога, поскольку заявитель узнал (должен был узнать) об излишней уплате налога в 2011 году – в момент его перечисления в бюджет.

Норма пункта 3 ст. 78 НК РФ об обязанности инспекции сообщать о каждом факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня ее обнаружения в данном случае не действует. Дело в том, что налогоплательщик знал о переплате. Это подтверждает факт подачи им первичной и уточненной декларации и добровольная оплата налога.

Таким образом, неинформирование налогоплательщика налоговыми органами на течение трехлетнего срока для возврата переплаты не влияет.

Переплату страховых взносов в ПФР вернуть можно, если ИП оплатил их за себя

Довод фонда, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов не производится, если сведения о взносах уже отражены в данных персучета и разнесены на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, суд отклонил. Причина в том, что исходя из положений п. 6.1 ст. 78 НК РФ, а также положений Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об персучете», ограничения по возврату переплаты страховых взносов установлены в отношении страховых взносов, учтенных относительно физических лиц, являющихся работниками предпринимателя. В рассматриваемой ситуации речь шла о взносах, оплачиваемых предпринимателем за себя лично. Поэтому ограничение в данном случае не действует.

Если переплата подтверждена решением суда, трехлетний срок на ее возврат отсчитывается именно с него

Основанием для доначисления послужил вывод инспекторов о неверной переоценке основных средств, проведенной обществом по состоянию на 01.01.2010, в результате которой стоимость имущества общества была занижена. Доначисление налога суд признал законным в 2016 году.

Так как на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налога на имущество относятся к расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль, общество скорректировало отчетность по прибыли за 2012 и 2013 годы. Уточненные отчеты были приняты и зарегистрированы инспекцией, но в карточку расчетов с бюджетом в системе электронной обработки данных не попали из-за истечения срока давности. Поэтому согласно акту сверки по состоянию на 01.01.2016:

  • по данным налогоплательщика – переплата по налогу на прибыль организации составила 5,8 млн рублей;
  • по данным налогового органа – переплата по налогу на прибыль организации составила 0,56 копейки.
С заявлением о возврате налога на прибыль общество обратилось в ИФНС 19.04.2017, а в суд 26.07.2017.

Суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал, что до момента принятия судом решения в 2016 году у общества не имелось оснований считать, что им неверно определен налог на имущество. Налогоплательщик добросовестно заблуждался, учитывая для расчета налога неверные данные переоценки основных средств. В момент уплаты налога на прибыль в течение 2012, 2013 годов и при сдаче первоначальной налоговой декларации общество не могло знать о его излишней уплате. Поэтому именно принятие судебного акта в 2016 году является тем моментом, с которого начинает течь трехлетний срок для возврата переплаты по налогу.

Трехлетний срок не пропущен, если причина задержки – урегулирование разногласий с контрагентами

В декабре 2016 года и в марте 2017 года общество представило уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2013 год, в которой сумма налога к уплате была уменьшена. В декабре 2017 года компания обратилась с заявлением о возврате образовавшейся переплаты по налогу за 2013 год. Инспекция, ссылаясь на пропуск обществом трехлетнего срока для возврата налога, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, в возврате переплаты отказала. В связи с чем организация обратилась в суд.

Все три инстанции общество поддержали. Дело в том, что вопрос о порядке исчисления срока подачи в суд заявления о возврате переплаты должен решаться в соответствии с п. 2 ст. 79 НК РФ. То есть с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога.

Переплата по налогу на прибыль возникла у общества в связи с уменьшением заявленного ранее размера доходов по причинам:

  • урегулирования разногласий с контрагентами в судебном и досудебном порядке;
  • получения возмещения убытков;
  • возврата госпошлины;
  • увеличения заявленных ранее расходов за услуги сторонних организаций.
Эти обстоятельства стали известны обществу уже после подачи первоначальной декларации и уплаты налогов, а обоснованность заявления об уменьшении сумм налога к уплате была подтверждена ИФНС по окончании камеральной проверки последней уточненной налоговой декларации. Поэтому общество действительно узнало о переплате лишь в декабре 2016-го и марте 2017 года, следовательно, трехлетний срок для предъявления требования о возврате переплаты в судебном порядке обществом пропущен не был.

С какого момента начислять проценты за поздний возврат переплаты

Суд обязал чиновников вернуть деньги фирме, что те и сделали в январе 2018 года.

Предприятие потребовало взыскать с обидчиков проценты за время, которое прошло с месяца, следующего за обращением в фонд до осуществления им перевода. Чиновники парировали, что раз решения об отказе в возврате не было, проценты должны начисляться со вступления в силу судебного вердикта.

Три инстанции, включая окружную кассацию, признали обоснованным расчет компании. Фемида указала, что отношения по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Согласно его положениям возврат переплаты осуществляется в месячный срок со дня получения заявления страхователя, а если этот срок нарушен, начисляются проценты. Следовательно, дата судебного решения в указанном вопросе значения не имеет.

И когда переплату могут не вернуть

Этот материал обновлен 16.03.2021.

Если владеете квартирой, земельным участком или гаражом — словом, любым имуществом, налоговая каждый год присылает вам квитанции и просит заплатить налоги. Есть и другие налоги, например НДФЛ.

Но бывает, что возникает переплата — если случайно заплатили дважды или позже предоставили документы о льготах и сумму пересчитали. Расскажу, можно ли эти деньги вернуть и какие есть ограничения.

Что такое переплата

Переплата по налогам официально называется суммой излишне уплаченного налога. Это остаток средств на вашем счете в налоговой после того, как вы заплатили налог, то есть, словами налоговой, погасили налоговую задолженность.

Например, вам нужно заплатить 400 Р в качестве налога за владение машиной, но вы по каким-то причинам уплатили 500 Р . В день уплаты налоговая спишет 400 Р в счет налоговой задолженности, а оставшиеся 100 Р будут считаться переплатой.

Почему появляются переплаты по налогам

Переплата может возникнуть по разным причинам. Например, если налоговая по ошибке начислила налог за чужое имущество, а вы уже оплатили квитанцию. Или вы могли поздно узнать о причитающейся льготе — пенсионеры, например, не платят налог на часть имущества, — подаете заявление на льготу и просите пересчитать налог с момента появления права на эту льготу. В обоих случаях после перерасчета появится переплата.

Когда продаете подаренную квартиру, где даритель — дальний родственник или просто знакомый, можно неправильно рассчитать облагаемую налогом сумму: вычесть можно не 1 млн рублей, а больше, если уже заплатили налог на эту сумму в момент дарения. Другой вариант: подарил близкий родственник, а вы сразу заплатили налог, хотя подарки от близких родственников не облагаются налогом.

НДФЛ могут переплатить бывшие нерезиденты. Если к концу года окажется, что сотрудник более полугода был нерезидентом, а работодатель не смог вернуть всю переплату, нужно подавать декларацию.

Есть и более простые случаи переплаты. При уплате налогов онлайн с банковской карты сумма списывается копейка в копейку и переплаты не будет. А если для этого использовать терминал с приемом наличных, уплатить 135 Р без сдачи не получится. Поэтому придется заплатить минимум 150 Р двумя купюрами. Иногда у терминала есть «сдача» — остаток платежа переводится на счет мобильного телефона, но не всегда есть такая опция.

Еще одна причина — опечатка при вводе. Некоторые системы просят ввести сумму вручную или предлагают ее скорректировать, чтобы уплатить больше или меньше. Если случайно ввести не ту цифру, сумма изменится и может возникнуть переплата.

Иногда одни и те же налоги уплачивают дважды. Такое может произойти, если два интернет-банка одновременно настроены на автоматическую уплату налогов. Или муж с женой случайно каждый сам по себе оплатили одну и ту же квитанцию онлайн или через терминал. Двойной оплаты точно не будет, если делать это в отделении банка через операциониста. В этом случае на платежке будет информация об уплате — и повторно оплатить ту же квитанцию не получится.

Как узнать о переплате

По закону налоговая должна сообщить о переплате в течение 10 дней с момента, как ее обнаружит. Но закон не уточняет, как именно это нужно сделать. На практике переплату можно увидеть в личном кабинете налогоплательщика — там данные обновляются быстрее, чем дойдет бумажное письмо.

Что лучше: возврат или зачет

Обнаруженную переплату можно вернуть или зачесть в счет уплаты налогов в будущем.

Зачесть переплату по налогу имеет смысл, если сумма переплаты небольшая или если ее обнаружили поздно и близится новый срок уплаты налогов. Когда получите налоговое уведомление за следующий год, перед уплатой из суммы начисленного налога вычтите размер переплаты.

Изменение правил учета переплаты

С 1 октября 2020 года переплатой можно распоряжаться для уплаты любых налогов и пеней.

Вернуть переплату по налогу целесообразно, если сумма существенная и выгоднее будет держать эти деньги на своем счете. Есть есть задолженность по налогам, сборам и пеням, сначала нужно погасить долг, например за счет этой же переплаты, а потом оформить на остаток возврат.

Сколько денег можно вернуть

Можно вернуть всю сумму переплаты за вычетом других задолженностей по этому налогу и пеням. Если за один автомобиль в собственности переплатили, а по второму есть долг, сначала нужно погасить долг, а потом вернуть переплату. За счет переплаты можно погасить долг и по другому налогу и после этого вернуть остаток переплаты. Например, если есть долг по земельному налогу и переплата по налогу на имущество физических лиц.

Ограничений по суммам нет. С 1 октября будет иначе: за счет переплаты можно будет погасить долг по другому налогу и только после этого возвращать остаток переплаты.

Как вернуть переплату

Процесс возврата переплаты и подаваемые документы зависят от причины, по которой переплата возникла.

Куда обращаться. С заявлением о возврате переплаты нужно обратиться в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Даже если переплата возникла по налогу, уплаченному в другом регионе, ехать туда не нужно.

Порядок обращения. Заявление на возврат переплаты подается лично, заказным письмом или онлайн в личном кабинете налогоплательщика. Расскажу обо всех способах.

  1. В личном кабинете на сайте налоговой в разделе «Жизненные ситуации» есть ссылка «Распорядиться переплатой». Система подскажет все нужные поля для заполнения.
  2. При личном обращении составьте заявление в двух экземплярах: первый вы отдадите, а на втором налоговый инспектор поставит штамп о принятии с датой и вернет вам. На период ограничений, которые связаны с самоизоляцией, воспользуйтесь интернет-приемной на сайте налоговой.
  3. Если решите действовать через почту, вам понадобится также составить заявление налоговой. Письмо лучше отправлять с описью вложений. Неважно, когда налоговая получит письмо, — датой подачи заявления будет считаться день отправки.

Образец заявления для зачета и возврата при подаче онлайн через личный кабинет формируется автоматически. Вы можете также скачать бланк заявления и заполнить его самостоятельно.

Для самостоятельного заполнения нужно знать ИНН, код налоговой и реквизиты банковского счета для получения возврата: БИК, наименование банка и расчетный счет. Счет должен принадлежать заявителю — налоговая перечисляет возврат только самому налогоплательщику.

Список документов при подаче заявления на возврат зависит от причины переплаты. Если вы вовремя не подали заявление на льготу, нужно приложить подтверждающие льготу документы. Если переплата связана с возвратом налога на доходы физических лиц — НДФЛ, нужно приложить документы, которые дают право на вычет, например договор покупки квартиры.

Когда налоговой уже известно о переплате — заплатили больше или налоговая сама нашла ошибку — достаточно заявления на возврат и реквизитов для перечисления денег.

Для возврата переплаты из-за ошибки в поданной декларации нужно подать уточненную декларацию с исправленной ошибкой и заявление на возврат или зачет.

К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины приложите документы об уплате: их сканы или электронные версии чеков или платежных поручений из интернет-банка.

Сроки

Для возврата переплаты есть регламент.

В какой срок нужно обратиться за возвратом переплаты. Переплату можно вернуть, если со дня уплаты прошло не более трех лет. Если за три года не успеете обратиться, налоговая спишет переплату.

Когда налоговая вернет переплату. После подачи заявления о возврате или зачете переплаты у налогового органа есть 10 дней для рассмотрения. После принятия решения налоговая в течение пяти дней должна уведомить заявителя о принятом решении, а в случае возврата — вернуть переплату в течение месяца.

Если налоговая не перечисляет переплату вовремя, за каждый день сверх срока на сумму возврата начисляются проценты по ставке, равной ключевой ставке ЦБ на момент просрочки. Если налоговая вернула деньги позднее и без процентов, отправьте обращение в свободной форме через личный кабинет или обратитесь с исковым заявлением в суд. Для расчетов есть специальный калькулятор.

Что может пойти не так

Не любое заявление о возврате или зачете налоговая может рассмотреть положительно. Например, переплату не вернут, если предоставлены неверные реквизиты банковского счета для возврата или владелец счета — другой человек.

Что такое невозвратная переплата. Переплата считается невозвратной, если прошло три года с момента уплаты этого налога или есть долги по налогу, которые можно покрыть переплатой. В 2021 году бесполезно писать заявление на возврат переплаты, которая появилась в 2017 году.

По истечении трех лет налоговая может списать переплату — ни вернуть, ни зачесть ее уже не получится.

Что делать, если налог списался ошибочно. В этом случае также поможет заявление в налоговый орган. Укажите основания, на которых вы считаете списание налога ошибочным, и дождитесь решения. Если результат вас не устроит — обращайтесь в суд.

Что делать, если налоговая не хочет делать возврат. Если при подаче заявления с документами вы получили отказ на возврат — подайте жалобу в управление ФНС по вашему региону. Это можно сделать лично в налоговом органе или через кабинет налогоплательщика на сайте. В случае отказа налогоплательщик может подать исковое заявление в суд.

Как не переплачивать

Налоги можно уплачивать через личный кабинет на сайте, через интернет-банк или мобильный банк — тогда спишется точная сумма. Перед уплатой проверьте содержание налогового уведомления: все объекты должны принадлежать вам, льготы должны быть учтены.



У меня была неприятная переплата при закрытии ИП. Неприятная, потому что я переплатила на авансовых платежах, а потом взяла и закрыла ИП. Мне посчитали закрывающие налоги, но перезачесть переплату было нельзя (разные коды). Я заплатила еще раз и заказала камеральную проверку онлайн. Проверка длилась, наверно, почти полгода. Дело сдвинулось только, когда мне надоело ждать и я позвонила в налоговую.
Потом все прошло очень быстро, проверка магически завершилась в тот же день и подтвердила переплату. Деньги я получила через 10 дней. Заморачиваться с процентами мне было лень, сами они, конечно, вернули только сумму переплаты.
Справедливости ради, в налоговой на телефоне работают милейшие люди, мне даже сказали про неустойку. Ужасно не хотелось контактировать с людьми, но совершенно онлайн вернуть деньги не вышло, может, не повезло, или система была еще не очень в то время

была переплата 3р. 84коп. по транспортному налогу. Каждый год писал заявления на возврат, по прошествии трёх лет наконец отписались, что мол срок вышел. (((

TLDR
2014год подмосковная налоговая(кажется 5020), платил выставленную заведомо ошибочно сумму просто чтобы не создавать задолженность. Возврат и процесс урегулирования очень позитивные, прямо плюсик в карму инспектору которая занималось. Неделя +-.
2017-18-19 возврат вычетов которые тоже переплата. Просрочки от 2 месяцев и больше. Хорошо если по декларации поданной в январе возврат будет в августе. Московская налоговая(7743 если я правильно вспомнил).

Подробности в отдельном комментарии.

Глобально не вижу смысла писать жалобы -- бумажки ради бумажек, ничего не ускоряют, да и если в налоговой тупо денег нет, то кому от жалоб лучше станет.
За три года соберу в кучу все просрочки, оценю потенциальный размер неустоек и решу подавать или нет на пени за просрочку возврата, но скорее нет чем да.

Подробно:
2014 год . Налоговая неправильно рассчитала налог на дачный участок так как напутала назначение и кадастровую стоимость(лишний нолик), пишу в налоговое заявление о несогласии с расчётом, всё оперативно и вежливо исправляют. Оплачиваю налог в исправленной сумме (раз в 20 меньше), получаю сверку что всё ок, долгов нет.
Проходит год, плачу рассчитанную корректно сумму. За месяц до дедлайна приходит новое налогвовое уведомление с ошибкой из первого абзаца и перерасчётом за три года, снова переписка (всё электронно, через ЛК) и тут начинаются стрелочники между налоговой по месту учёта налогоплательщика как сформировавшей уведомление и налоговой по месту нахождения объекта имущества. За день до дедлайна плачу выставленную сумму чтобы не создавать задолженность, приходит ответ и корректировка, переплата появляется на балансе. Через лк подаю заявление на возврат(на самом деле -- в свободной форме ), недели полторы и он приходит.
Архива переписки за это время ни в старом, ни в новом ЛК ФЛ нет, так что сроки примерны.
При этом это реально очень позитивная история, помню инспектор звонила мне и просила дослать на email важные детали.
На этом позитивные кейсы заканчиваются.

2017 год, подаю 3НДФЛ 11.03.2018, переплата появляется "на балансе" 16/03 и приходит уведомление об излишней уплате, подаю заявление на возврат переплаты в банк. и тишина. Затем 14.07.2018 после окончания камеральной проверки . и тишина. Возврат приходит в начале сентября. 2 месяца просрочки.
2018 год. Декларация подаётся в начале января, также появляется переплата "на балансе", заявление 04.02.2019, затем 20.05.2019 и тишина . Писал жалобы, ходил ногами, всё бестолку. Возврат пришел в начале сентября. 4 месяца просроки.
2019 год. Декларация -- начало января, также появляется переплата "на балансе", заявление на возврат 22 января, 9 апреля (за 6 дней до максимального срока камеральной проверки) приходит отказ "камеральная проверка не окончена", ну наконец, первый раз пришло в ответ хоть что-то. 15 апреля подал ещё одно, ждёмс.


Alexander, и не ждите! Я год пыталась зачесть переплату по налогу на имущество по одному объекту на налог по другому (оба объекта в Москве, но разные налоговые). Получила сначала устный, потом письменный отказ, хотя при звонке на линию поддержки мне говорят, что обязаны зачесть. И каким образом.
Я уж не буду описывать истор ю года на 2 - пыталась зачесть переплату на погашение копеечной недоимки - писала раза три, потом плюнула и заплатила!
А заведенные 5 разных ИНН по объектам недвижимости года три переносила на один правильный :)


Проценты на излишне уплаченные налогоплательщиком суммы, не возвращенные в установленный срок

В соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Однако ни момент начала срока исчисления процентов, ни момент его окончания НК РФ не определены. Если обратиться к приказу ФНС РФ от 15.09.2005 г. No САЭ-3-19/446@ (предназначен для служебного пользования налоговых органов, в Минюст РФ на государственную регистрацию не направлялся) «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам», то в нем определен порядок начисления процентов. Как следует из документа, в случае нарушения срока возврата излишне уплаченных сумм налогов проценты начисляются за каждый день просрочки. При этом даты начала и окончания срока начисления процентов не определены.

Проценты на излишне взысканные суммы

В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, начало и окончание срока начисления процентов установлены. Конституционный Суд РФ в Определении от 27.12.2005 г. No 503-0, разъясняя порядок применения ст. 79 НК РФ, в том числе п. 4 ст. 79 НК РФ (в редакции до 01.01.2007), указал, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в ст. 35 Конституции РФ принципа охраны права частной собственности законом 1 .

Взыскание процентов по п. 4 ст. 79 НК РФ по своей правовой природе является компенсацией ущерба налогоплательщику, причиненного действиями налогового органа по удержанию необоснованно взысканного в виде налога имущества налогоплательщика.

Проценты на несвоевременно возмещенные суммы налогов

В соответствии с п. 10 ст. 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога, подлежащей возмещению, считая с 12 дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Таким образом, начало срока исчисления процентов определено, а окончание срока начисления – нет.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 г. No 7528/05 определен период просрочки возврата НДС по экспортным операциям. При этом суд указал, что период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.

Проценты за несвоевременный возврат суммы акциза

Согласно абз. 3 п. 3 ст. 203 НК РФ при нарушении сроков возврата на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Таким образом, начало и окончание срока начисления процентов не определены.

9-й Апелляционный арбитражный суд по делу об обязании инспекции начислить и уплатить проценты за нарушение срока возврата акциза на прямогонный бензин в соответствии со ст. 203 НК РФ согласился с позицией налогоплательщика об исчислении процентов со дня, когда сумма акциза должна была быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение. Однако не согласился с позицией налогоплательщика об определении срока окончания начисления процентов – днем фактического возврата денежных средств налогоплательщику – и посчитал моментом окончания срока день, предшествующий дате фактического возврата.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 23 постановления от 28.02.2001 г. No 5 разъяснил, что при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.

Вместе с тем, учитывая, что срок просрочки начинается со следующего дня, когда налоговый орган обязан был в силу закона принять решение о возврате налога, день фактического поступления денежных средств налогоплательщику не может быть исключен из периода просрочки, поскольку в таком случае безосновательно исключается один день.

О соблюдении баланса публичного и частного интересов

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что законодатель, принимая законы в области налогообложения, обязан учитывать не только публичные интересы государства, но и частные интересы физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений 2 .

Примером обеспечения публичного интереса государства является норма, зафиксированная в ст. 75 НК РФ, согласно которой пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

При этом Конституционный Суд РФ в постановлении от 17.12.1996 г. No 20-П определил пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Таким образом, налогоплательщик возмещает государству потери, уплачивая пеню в повышенном размере исходя из 1/300 ставки рефинансирования по день фактической уплаты суммы налога налогоплательщиком.

Обеспечением частного интереса является установленное в ст. 78, 79, 176, 203 НК РФ право налогоплательщиков на проценты, которые начисляются на излишне уплаченные или взысканные налоги и пени. Таким образом, государство компенсирует налогоплательщику вред, причиненный незаконными действиями налоговых органов, уплачивая проценты в пониженном размере исходя из количества дней, равных 360 дням.

О соблюдении баланса частных и государственных интересов в сфере налогообложения указывается также и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Так, Президиум ВАС РФ разъяснил, что законодательство о налогах и сборах нацелено на соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает начисление процентов с незаконной задержкой возврата налоговым органом сумм, причитающихся налогоплательщику в качестве налоговой выгоды.

Начисление процентов по ст. 78, 176, 203 НК РФ является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами государства.

Данная правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2007 г. No13584/06, от 13.02.2007 г. No 11484, от 06.06.2006 г. No 1363/06, от 29.11.2005 г. No 7528/05, от 21.12.2004 г. No 10848/04.

Компенсационный характер процентов, начисляемых по ст. 78, 176 и 203 НК РФ

Право налогоплательщика на возврат излишне уплаченных налогов корреспондирует с обязанностью налогового органа осуществить данный возврат в порядке, предусмотренном НК РФ (подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ, подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. No 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащих образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения. Начисление процентов по ст. 176, 203 НК РФ является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды.

Статья 53 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц. Для гарантий прав налогоплательщиков в ст. 78, 176, 203 НК РФ установлено правило о возврате излишне уплаченных сумм налога с начисленными на них процентами, т.е. начисление процентов по своей правовой природе является компенсацией ущерба, причиненного незаконными действиями налогового органа по неисполнению требований законодательства о налогах и сборах по своевременному возврату излишне уплаченного налога.

Конституционный Суд РФ в Определении от 08.02.2007 г. No 381-О-П указал, что в случае допущения налогоплательщиком переплаты налога в налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.

Статьей 35 НК РФ установлена ответственность налоговых органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений). При этом убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами. Таким образом, позиция налоговых органов об исчислении периода просрочки по день, предшествующий дате фактического возврата, не отвечает требованиям законодательства о компенсации потерь налогоплательщика, понесенных в результате неправомерного удержания денежных средств в бюджете без законных на то оснований. В соответствии с п. 3 ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок. При этом в п. 2 постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 08.10.1998 г. No 13/14 «О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами» разъяснено, что проценты начисляются до момента фактического исполнения денежного обязательства, определяемого исходя из условий о порядке платежей, форме расчетов и положений ст. 316 ГК РФ о месте исполнения денежного обязательства, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Читайте также: