Влияние налогов субсидий и квот на рыночную цену

Опубликовано: 12.05.2024

date image
2015-07-14 views image
16890

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Вмешательство внешних сил в действие закона спроса и предложения может влиять на сформировавшееся рыночное равновесие. Одним из рычагов регулирования рыночной системы, не нарушающим закона спроса и предложения, являются налоги. Они не изменяют условий протекания рыночных процессов и не ограничивают свободы действий рыночных субъектов. Однако как потребители, так и производители товаров воспринимают увеличение налогов крайне отрицательно, поскольку любой налог, прямой или косвенный, непременно включается в цену продаваемого товара. Рост цены, неизбежно следующий за увеличением налога, вызывает снижение как потребительских покупок, так и предложения товаров, облагаемых налогом.

Графически эту ситуацию можно представить следующим образом. В результате введения нового налога или увеличения процентных ставок уже существующих налогов кривая предложения S1 переместится влево и вверх на величину налога T, поскольку для получения прежней выручки продавец теперь вынужден запрашивать большую цену за товар. В ответ на это сокращение предложения точка рыночного равновесия переместится вдоль кривой спроса из положения Е1 вплоть до пересечения с новой кривой предложения S2, т. е. в точку Е2. В результате на рьшке установится новое равновесие, при котором объем товара снизится с Q1 до Q2 а цена возрастет с Р1 до Р2 (рис. 4.4).


Рис. 4.4. Последствия введения налога.

Несмотря на то что формально налог в государственный бюджет вносит непосредственно производитель или продавец товаров, однако большая его часть перекладывается на потребителей, покупающих товары, облагаемые налогом.

Таким образом, отрицательный эффект увеличения налогов – общее снижение производства товаров и уменьшение потребления их покупателями по причине их удорожания.

Противоположный результат достигается при предоставлении субсидии (их можно рассматривать как отрицательные налоги) как покупателю, так и продавцу.

Смещение кривых спроса и предложения на величину субсидии G будет противоположно их смещению при налогообложении.

Например, получение субсидии продавцом будет равнозначно снижению его издержек и на графике приведет к смещению кривой предложения вниз на величину G (рис. 4.5), что приведет к увеличению равновесного количества товара с Q1 до Q2 и одновременно к снижению равновесной цены с Р1 до Р2.


Рис. 4.5. Последствия введения субсидий.

Если же субсидию получит покупатель, то на величину G переместится кривая спроса, а не кривая предложения.

  • Налоговая служба
  • Печать доходов
  • Налоговая оценка
  • Налогооблагаемый доход
  • Налоговое удержание
  • Возврат налоговых платежей
  • Налоговый щит
  • Налоговая резиденция
  • Подготовка налогов
  • Налоговое расследование
  • Налоговое убежище
  • Сбор частных налогов
  • Налоговое сельское хозяйство
  • Налог на финансовые операции
  • Налог на валютные операции
  • Единая консолидированная база налогообложения корпораций Европейского союза (CCCTB)
  • Налог Тобина
  • Налог Spahn
  • Налоговое выравнивание
  • Договор о налогообложении
  • Постоянное учреждение
  • Трансфертное ценообразование
  • Европейский Союз FTT
  • Правило иностранных доходов
  • Церковный налог
  • Восемь на тысячу
  • Teind
  • Десятина
  • Fiscus Judaicus
  • Leibzoll
  • Храмовый налог
  • Налог на толерантность
  • Джизья
  • Харадж
  • Хумс
  • Нисаб
  • Закят

Налоги и субсидии изменяют цену товаров и, как следствие, их количество. Существует разница между адвалорным налогом и конкретным налогом или субсидией в том, как он применяется к цене товара. Однако конечный эффект остается аналогичным. В конце концов, взимание налога перемещает рынок к новому равновесию, когда цена товара, оплачиваемого покупателями, увеличивается, а цена, получаемая продавцами, уменьшается. Возникновение налога не зависит от того, облагаются налогом покупатели или продавцы. Большая часть налогового бремени ложится на менее эластичную сторону рынка из-за меньшей способности реагировать на налог путем изменения количества проданных или покупаемых товаров. С другой стороны, введение субсидии снижает цены на продукцию, что побуждает фирмы производить больше. Такая политика выгодна как продавцам, так и покупателям, которые могут покупать товар по более низкой цене.

Содержание

  • 1 Особые налоговые последствия [1]
    • 1.1 Пример
  • 2 Адвалорные налоговые последствия [1]
    • 2.1 Пример
  • 3 Влияние субсидии
  • 4 Эффект эластичности
  • 5 Иллюстрация
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки

Особые налоговые последствия

Эффект от конкретного налога можно разделить на три этапа.

Во-первых, в случае конкретного налога непосредственное воздействие налога сказывается на продавцах. Спрос на товар одинаков для данного уровня цен, поэтому кривая спроса не меняется. С другой стороны, налог на самом деле делает товар более дорогим для продавца. Это означает, что бизнес менее прибылен для данного уровня цен, и кривая предложения сдвигается вверх.

Во-вторых, более высокая стоимость производства товара снижает количество, поставляемое по любой заданной цене. Смещенная вверх кривая предложения параллельна исходной кривой предложения, потому что независимо от объема поставки, расходы продавца на производство одинаковы. Следовательно, расстояние между исходной и новой смещенной кривой предложения равно сумме налога. Какой бы ни была цена на товар, цена, по которой продаются продавцы, фактически ниже на сумму налога. Это заставляет продавцов поставлять товар в таком количестве, как если бы цена была ниже на сумму налога. Чтобы они могли поставить определенное количество товара, рыночная цена должна быть выше на сумму налога, чтобы она компенсировалась.

Наконец, после учета сдвига кривой предложения можно наблюдать разницу между начальным и после вычета налогов. Рост рыночной цены определяется эластичностью спроса и предложения по цене. В случае, если спрос более эластичен, чем предложение, налог в большей степени ложится на продавцов, а потребители ощущают меньший рост цен и наоборот. В обоих случаях потребители платят больше за товар, и хотя продавцы изначально получают больше денег, после учета налога у них остается меньше денег, чем если бы налог не взимался.

Налог увеличивает цену, по которой покупатели покупают товар, и снижает цену, по которой производители фактически продают товар. Разница между двумя ценами остается неизменной независимо от того, кто несет большую часть налогового бремени. Но введение налога всегда влияет как на покупателя, так и на продавца.

пример

Первоначальная равновесная цена составляет 3,00 доллара, а равновесное количество - 100. Затем правительство взимает с продавцов налог в размере 0,50 доллара. Это приводит к новой кривой предложения, которая сдвигается вверх на 0,50 доллара по сравнению с исходной кривой предложения. Новая равновесная цена будет находиться между 3,00 и 3,50 долларами, а равновесное количество будет уменьшаться. Если мы говорим, что потребители платят 3,30 доллара, а новое равновесное количество равно 80, то производители оставляют себе 2,80 доллара, а общие налоговые поступления равны 0,50 доллара x 80 = 4,00 доллара. Бремя налога, уплачиваемого покупателями, составляет 0,30 доллара на 80 = 2,40 доллара, а бремя, которое платят продавцы, составляет 0,20 доллара на 80 = 1,60 доллара.

Влияние адвалорного налога

Аналогичным образом эффект можно разбить на три этапа.

Во-первых, налог снова влияет на продавцов. Объем спроса по данной цене остается неизменным, и, следовательно, кривая спроса остается прежней. Продавцу снова приходится иметь дело с более дорогой продукцией, но эффект разный для каждого уровня цен. Поскольку налог составляет определенный процент от цены, с ростом цены растет и налог. Кривая предложения сдвигается вверх, но новая кривая предложения не параллельна исходной.

Во-вторых, налог увеличивает стоимость производства так же, как и специальный налог, но сумма налога зависит от уровня цен. Сдвиг кривой предложения вверх сопровождается поворотом вверх и влево от исходной кривой предложения. Расстояние по вертикали между двумя кривыми предложения равно сумме налога в процентах. Эффективная цена для продавцов снова ниже на сумму налога, и они будут поставлять товар так, как если бы цена была ниже на сумму налога.

Наконец, можно наблюдать общее влияние налога. Равновесная цена товара повышается, а равновесное количество уменьшается. Покупатели и продавцы снова несут бремя налога в зависимости от их эластичности по цене. Покупатели должны платить за товар больше, а продавцы получают меньше денег, чем до введения налога.

пример

Равновесная цена до вычета налогов составляет 5 долларов США при соответствующем равновесном количестве 100 долларов США. Правительство взимает с продавцов 20-процентный налог. Возникает новая кривая предложения. Она смещена вверх и влево и вверх по сравнению с исходной кривой предложения, а расстояние между ними всегда составляет 20 процентов от исходной цены. В равновесии до вычета налогов расстояние составляет 5,00 долларов x 0,20 = 1,00 доллара. Это бремя налога снова делится между покупателем и продавцом. Если новое равновесное количество уменьшается до 85 и покупатель несет более высокую долю налогового бремени (например, 0,75 доллара США), общая сумма собранных налогов составляет 1 доллар США x 85 = 85 долларов США. Затем покупатель сталкивается с налогом в размере 0,75 доллара на 85 = 63,75 доллара, а налог, уплачиваемый продавцом, составляет 0,25 доллара на 85 = 21,25 доллара. Цена, по которой потребитель покупает товар, равна 5,75 доллара, а продавец получает только 4,75 доллара.

Влияние субсидии

Предельные субсидии на производство будут сдвигать кривую предложения вправо до тех пор, пока расстояние по вертикали между двумя кривыми предложения не станет равным удельной субсидии; при прочих равных условиях это снизит цену, которую платят потребители (которая равна новой рыночной цене), и увеличит цену, полученную производителями. Точно так же предельная субсидия на потребление сместит кривую спроса вправо; при прочих равных условиях это снизит цену, которую платят потребители, и увеличит цену, полученную производителями, на ту же сумму, как если бы субсидия была предоставлена ​​производителям. Однако в этом случае новой рыночной ценой будет цена, полученная производителями. Конечным результатом является то, что более низкая цена, которую платят потребители, и более высокая цена, которую получают производители, будут одинаковыми, независимо от того, как администрируется субсидия.

Эффект эластичности

В зависимости от эластичности спроса и предложения по цене, кто несет большую часть налога или кто получает большую часть субсидии, может различаться. Если кривая предложения менее эластична, чем кривая спроса, производители несут больше налогов и получают больше субсидий, чем потребители, поскольку разница между ценой, которую получают производители, и начальной рыночной ценой больше, чем разница, которую несут потребители. Там, где кривая спроса более неэластична, чем кривая предложения, потребители несут больше налогов и получают больше субсидий, поскольку разница между ценой, которую платят потребители, и начальной рыночной ценой больше, чем разница, которую несут производители.

Иллюстрация

Эффект от этого вида налога можно проиллюстрировать на стандартной диаграмме спроса и предложения . Без налога равновесная цена будет на уровне Pe, а равновесное количество будет на уровне Qe .

После введения налога цена, которую платят потребители, сместится на Pc, а цена, которую получают производители, - на Pp . Цена для потребителей будет равна цене производителя плюс стоимость налога. Поскольку потребители будут покупать меньше по более высокой потребительской цене ( Pc ), а производители будут продавать меньше по более низкой цене производителя ( Pp ), объем продаж упадет с Qe до Qt .


В понедельник, 14 декабря, в правительстве России прошло оперативное совещание, на котором главы Минсельхоза и Минэкономразвития представили план по сдерживанию цен на продовольствие. Регулирование коснётся, прежде всего, масложировой, сахарной и зерновой отрасли.

Зерно: применят и квоту, и пошлину

С 15 февраля по 30 июня 2021 года в России введут сразу две ограничительные меры для экспорта пшеницы:

  • квоту в размере 17,5 млн тонн (распространяется на пшеницу, ячмень, кукурузу и рожь)
  • экспортную пошлину в размере 25 евро за тонну (распространяется на пшеницу)

Указанные меры должны стабилизировать цены на пшеницу внутри страны, считают в Минсельхозе России.

– Цены на продовольственную пшеницу планируется снизить в текущем году до 14 тыс. рублей без НДС за тонну в центральной части России и до 13 тыс. рублей без НДС к концу февраля 2021 года, – сообщил глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев.

По данным агентства «СовЭкон», в европейской части России тонна пшеницы 3 класса стоила 15 725 рублей, пшеницы 4 класса – 15 700 рублей (самовывоз, без НДС). Агентство прогнозирует, что пошлина и квота вызовут рост цен на условиях FOB на 2-4% до начала действия ограничений, после чего внутренний рынок пшеницы может упасть на 10%, причём в ячмене и кукурузе снижение будет менее ощутимым.

Пошлина на подсолнечник и (может быть) на масло

Для стабилизации цен на подсолнечник правительство РФ ввело фактически запретительную вывозную пошлину – 30%, но не менее 165 евро за тонну.

Мера будет действовать с 9 января по 30 июня 2021 года.

До 20 декабря производители подсолнечного масла и торгово-розничные сети должны будут заключить соглашения, в которых будут обговорены два обязательства:

  • маслозаводы обязуются снизить цены на масло
  • торговые сети обязуются ограничить розничную цену

Соглашения будут действовать до конца I квартала 2021 года.

Согласно планам Минсельхоза, розничная цена на подсолнечное масло должна быть снижена до 110 рублей за литр, цена производителей для отпуска в розницу – до 95 рублей (с НДС).

Если маслозаводы не снизят цены на свою продукцию, то 21 декабря 2020 года правительство введёт пошлину ещё и на экспорт подсолнечного масла.

Размер пошлины не разглашается, хотя глава МЭР Максим Решётников отметил, что «решение найдено».

Сахар: льготные кредиты и призывы сеять больше свёклы

Производителям сахара и торговым сетям предстоит заключить соглашения о снижении розничных цен на сахар-песок:

  • сахарные заводы обязуются снизить отпускные цены на продукт;
  • торговые сети обязуются ограничить розничную цену.

Минсельхоз настаивает, что цены производителей на сахар-песок должны быть снижены до 36 рублей за килограмм с НДС, цены в рознице – до 46 рублей за килограмм.

Если сахар не подешевеет, правительство может аннулировать пошлину на импорт тростникового сахара.

Сахарным заводам будут предоставлены льготные краткосрочные кредиты на закупку сырья (сахарной свёклы). Ставка по кредиту составит от 1 до 5%. На это дополнительно потребуется 2 млрд рублей.

Минсельхозы регионов будут стимулировать местных сельхозпроизводителей сеять больше сахарной свёклы.

По словам Дмитрия Патрушева, посевная площадь должна увеличиться на 13,6% по сравнению с 2020 годом и составить 1 млн 50 тыс. га.

– По нашим прогнозам, это позволит увеличить объём производства сахарной свёклы на 6,5 млн т в сравнении с текущим годом. Ожидаемый урожай – свыше 40 млн тонн. Даже при самой низкой урожайности сырья будет достаточно для производства 6 млн тонн сахара с учётом потребности 5,9 млн тонн, – сказал Дмитрий Патрушев.

Хлеб: мукомолам и пекарям вернут «наценку» на сырьё

Правительство предлагает субсидировать мукомолам и хлебопёкам часть затрат на приобретение сырья – зерна и муки соответственно.

На эти цели хлебозаводам выделят 3 млрд рублей, мельницам – 4,2 млрд рублей.

Известно, что мукомолы смогут компенсировать из бюджета до 50% от разницы между текущей ценой на пшеницу (рожь) и её средней ценой в аналогичные месяцы предыдущих трёх лет. Субсидия будет выплачена при условии, что не менее 75% муки, полученной из «субсидированного» зерна, мельницы продадут напрямую предприятиям хлебопекарной промышленности.

Российский союз мукомольных и крупяных предприятий (РСМКП) заявленную меру поддержки не поддержал. Союз указал, что большинство индустриальных мельниц в регионах товарного производства зерна отпускают непосредственно хлебозаводам лишь 10-20% производимой муки, а остальная мука продается трейдерам в другие регионы, которые в программе субсидирования участвовать не смогут.

Ценам на продовольствие не дадут расти более чем на 10%

Правительство России собирается расширить свои полномочия по регулированию цен.

Согласно действующему законодательству, государство может устанавливать регулируемые цены на социально значимые товары в случае, если цены выросли на 30% за месяц. Правительство хочет установить «планку колебаний» в размере 10% за месяц (без учёта сезонных колебаний цен).

Следить за колебаниями цен будет Федеральная налоговая служба на основе данных контрольно-кассовой техники (в дополнение к мониторингу, который ведёт Росстат).

Инвесторам в АПК компенсируют затраты

– Таких инвестиционных проектов более сотни. В том числе – фермы по производству мяса, молочные комплексы, селекционно-семеноводческие центры и ряд других объектов. Трансферты поступят в бюджеты 34 регионов, – сообщил Михаил Мишустин.

Налоги и субсидии и их влияние на рыночное равновесие

ID (номер) заказа

2 курс,экономика не профильный предмет,поэтому как можно проще и понятнее на 10-12 страниц с введение,планом,заключением и списком литературы,должны быть графики в работе.

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Ответить на билеты

Ответы на билеты, Физика

Срок сдачи к 21 мая

Решить два варианта

Срок сдачи к 20 мая

Решение задач, Дискретная математика

Срок сдачи к 19 мая

В общем Нужно выбрать один из алгоритмов и написать по нему задачу

Курсовая, Теория графов

Срок сдачи к 23 мая

"Основные типы и виды уроков музыки."

Контрольная, Методика преподавания музыкального искусства.

Срок сдачи к 28 мая

Особенности общения в спорте

Срок сдачи к 28 мая

Проектирование усилителя на биполярных транзисторах

Срок сдачи к 1 июня

Требуется решить задачу, используя правила Кирхгофа

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 20 мая

Все есть в добавленном файле

Курсовая, Проектирование автоматизированных систем обработки экономической информации и управления

Срок сдачи к 24 мая

Помощь с билетами по мед и биохимии

Срок сдачи к 21 мая

Сделать РГР с чертежом

Решение задач, Асуутп

Срок сдачи к 21 мая

Начало в 15:30 Время: 1 час Письмо уровень B2

Онлайн-помощь, Английский язык

Срок сдачи к 19 мая

Проверка по системе антиплагиат.вуз

Срок сдачи к 7 июня

Выполнить задание по образцу

Онлайн-помощь, Русский язык

Срок сдачи к 19 мая

Реферат — Архитектура Клиент-Сервер

Реферат, Информационые сети и комуникации

Срок сдачи к 22 мая

Тема: Понятие социальной ответственности государства Содержание

Курсовая, Основы социального государства

Срок сдачи к 24 мая

Выполнить кр по философии 7 вариант

Срок сдачи к 23 мая

Курсова работа в ней 3 задачи. одна короткий трубопровод другая.

Решение задач, Гидравлика

Срок сдачи к 25 мая

47 702 оценки Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 280 Сдано работ: 2 280
Рейтинг: 88 207
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 515 Сдано работ: 4 515
Рейтинг: 74 054
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 000 оценок

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 993 Сдано работ: 993
Рейтинг: 59 761
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 654 Сдано работ: 1 654
Рейтинг: 55 933
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

ОТВЕТ

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D 1D 1, а линия предложения – S 1S 1. Равновесная цена составляла Р 1; равновесный объем продаж – Q 1(рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т р. Линия предложения займет положение S 2S 2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q 1 до Q 2, ценадля покупателей повысится с Р - до Р + . Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + АВР - . Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P 1CBP - , а взнос покупателей – P + ACP 1.


Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т р. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q 2, цены Р + и Р - будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.


Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов (рис. 5.3а). Из рис. 5.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р + АСР 1; а взнос продавцов – P 1CBP - . На рис. 5.36 иллюстрируется противоположное положение, когда булыная часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.


Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D 1D 1 и S 1S 1. Равновесный объем продаж был равен Q 1; а равновесная цена – P 1(рис. 5.4).


Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V р. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V р., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V р. ниже P 1. В этом случае объем продаж возрастет до Q 2, цена для покупателей понижается до Р - , цена, получаемая производителями, повышается до Р + .

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V р. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

а) установление верхнего («потолка») предела цен;

б) установление нижнего («пола») предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») – это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема Q Е. В первом случае будет продано Q? q единиц блага, во втором – Q? s.


Рис. 5.5. Фиксированная цена

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

49. Государственное регулирование цен

49. Государственное регулирование цен В современной экономической ситуации регулирующее воздействие на экономику и процессы ценообразования в частности могут оказывать не только государство, но и предприятия—монополисты. То есть регулирование экономики имеет два

5. Рыночное равновесие

5. Рыночное равновесие Шкалы спроса и предложения показывают нам, сколько товаров покупатели могли бы купить, а продавцы предложить при различных ценах. Сами по себе цены не могут сказать нам, при какой цене действительно произойдет купля-продажа. Однако пересечение этих

Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. ОТВЕТВыше мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Ответ заключается в следующем. Взаимодействие спроса и предложения друг

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. ОТВЕТОсновными инструментами государственного регулирования рынка являются:• налоги;• дотации;• фиксированные цены.Наиболее цивилизованным

Вопрос 51 Государственное регулирование внешних эффектов.

Вопрос 51 Государственное регулирование внешних эффектов. ОТВЕТПоскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделяют следующие формы государственного

Лекция 7 Тема: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Лекция 7 Тема: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ В лекции рассматриваются следующие вопросы:• спрос на товар и его характеристика: закон спроса, кривая спроса, эластичность спроса;• предложение товара и его кривая;• рыночное

7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие

7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков этих кривых. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, или «местом встречи спроса и

Лекция 15 Тема: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Лекция 15 Тема: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В лекции рассматриваются следующие вопросы:• роль и значение для развития экономики экономического равновесия;• теории макроэкономического равновесия;• роль государства в

4. Государственное регулирование рынка труда

4. Государственное регулирование рынка труда Формы государственного регулирования рынка труда:1) разработка законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее

Глава 9 Рыночное равновесие

Глава 9 Рыночное равновесие Данная глава дает представление о концепции рыночного равновесия, и о том, почему будет существовать недостаток или избыток товаров и услуг, если рынок не находится в равновесии; как в результате взаимодействия спроса и предложения

9.3. Государственное воздействие на рыночное равновесие

9.3. Государственное воздействие на рыночное равновесие Основными средствами государственного воздействия на тот или иной рынок являются: налоги, субсидии, установление фиксированных цен или фиксированных объемов производства товаров.Самым мягким и «цивилизованным»

Глава 9 Рыночное равновесие

Глава 9 Рыночное равновесие Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем круче кривая спроса на какой-либо товар по отношению к кривой

Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие

Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем круче кривая спроса на какой-либо товар по отношению к кривой предложения на этот же

Читайте также: