Взаимоотношения предпринимателей с налоговой системой доклад

Опубликовано: 15.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Организация собственного бизнеса — непростая задача, требующая не только финансовых вложений, но и грамотного подхода к воплощению задуманного. Открывая свое дело, необходимо основательно продумать каждый шаг на пути к получению прибыли. И в первую очередь, следует разобраться, какую систему (вид) налогообложения лучше выбрать для ИП, как определить налоговые режимы, которые окажутся наиболее выгодными.

    выбор налогообложения для ип при регистрации

    Общие характеристики бизнес-сферы

    Если произвести непредвзятую оценку нынешней предпринимательской среды, станет очевидным, что она не является особо востребованной сферой деятельности для бизнесменов. Согласно статистическим данным, порядка 3% граждан Российской Федерации даже в отдаленной перспективе не планируют получать статус индивидуального предпринимателя. А если обратиться к результатам социологических исследований, проводимых в 2018-2019 гг., можно убедиться, что число желающих открыть собственное дело снизилось на 2%.

    На сегодняшний день ситуация только усугубляется. Все меньше людей интересуются возможностью организовать свой бизнес в сфере малого и среднего предпринимательства. Кроме того, 20% из тех, кто уже работает в этом качестве, не строят планов по расширению и формированию дополнительных рабочих мест. Данный показатель вдвое меньше, чем был представлен итогами 2018 г. Да, статистика действительно малообещающая, но с ней в любом случае столкнется каждый, кто захочет узнать, какие бывают виды налогов, формы и режим систем налогообложения для ИП.

    Тем не менее не все так плохо. За последние два года около 35% нынешних бизнесменов зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей из-за роста безработицы и сопутствующих сложностей с трудоустройством. Однако основной отличительной чертой ведения частного дела является особенное отношение человека к собственному бизнесу. Воспринимать его нужно не в виде работы, а в роли призвания. С таким подходом развернутая деятельность сможет стать успешным предприятием, приносящим своему владельцу стабильный доход.

    по какой системе налогообложения работают ип

    Особенности

    Открытие собственного бизнес-проекта в любом случае сопряжено с определенными проблемами. При осуществлении деятельности предприниматели сталкиваются не только с трудностями взаимоотношений с контрагентами, необходимостью выплачивать зарплату сотрудникам, переполненностью рынков сбыта, но и с сопутствующими налоговыми рисками.

    Стоя перед выбором системы налогообложения при регистрации для ИП, в особенности, изучая, какие типы есть и что конкретно станет оптимальным вариантом, важно понимать — сложности неизбежны, но преодолимы. В этом плане частникам играет на руку возможность самостоятельно определять схему, по которой предстоит выплачивать налоги. Законодательством для этого выделены одна общая и несколько спецсистем.

    Начиная с 2016 года частные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию, вправе осуществлять уплату по выбранному из утвержденных режимов. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Поэтому к выбору предстоит подходить максимально ответственно.

    Налоговое обложение для ИП: какие виды существуют, их условия

    В соответствии с положением, прописанным в статье 227 НК РФ, частники обязаны самостоятельно рассчитывать сумму налогов на доходные средства физлиц от предпринимательства и платить в указанный срок. Но если бизнесмен-предприниматель по собственной инициативе переходит на упрощенку (упрощенную систему), по закону он больше не обязан уплачивать подоходный. В качестве исключения выступает единственная категория сборов, которая устанавливается на прибыль согласно 2, 4 и 5 пунктам ст. 224.

    Частные предприниматели выплачивают государству утвержденную сумму неналоговых начислений за 12 месяцев. При этом непосредственный размер полученных доходов не имеет значения. База и объект обложения в данном случае также не определяется. При расчете величины взносов за основу берется стоимость страхового периода, равного году. В такой ситуации важно понимать, что задействование тарифов заниженного уровня и отсутствие проведения проплаты НДФЛ способны вызвать повышенный интерес со стороны проверяющих органов. Что вполне разумно, вдруг частник получает прибыль в больших объемах, а в государственную казну отчисляет недостаточно.

    какой вид налога выбрать для ип

    Если соответствием получаемых доходных средств и выплачиваемых налогов начинают интересоваться компетентные органы — самое время обратиться к налоговой оптимизации с помощью опытного юриста-налоговика. Только так удастся избежать конфликта и говорить при этом об экономической выгоде предприятия.

    Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 00:38, контрольная работа

    Описание работы

    Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач.

    Содержание

    Введение 3
    Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами 4
    Налоговый документооборот 6
    Налоговые льготы 8
    Санкции в случае неуплаты налогов 9
    Заключение 10
    список использованных источников

    Работа содержит 1 файл

    Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами. Финансовый менеджмент. Суходоев.2011.docx

    УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

    НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

    ФАКУЛЬТЕТ: ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

    Контрольная работа по дисциплине

    Взаимоотношение предприятий с налоговыми органами, документооборот, льготы по налогообложению и санкции в случае неуплаты налогов.

    Выполнил: студент 4 курса

    Зачетная книжка № 0700041/04

    Проверил: Суходоев Д.В.

    1. Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами 4
    2. Налоговый документооборот 6
    3. Налоговые льготы 8
    4. Санкции в случае неуплаты налогов 9

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11

    Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

    В процессе формирования системы налогообложения предприятий и организаций в России была осуществлена замена налога с оборота на налог с продаж, НДС и акцизы. Был модернизирован действовавший налог на прибыль. Введены налог на имущество предприятий, налоги в дорожные фонды, Расширился круг обязательных платежей предприятий.

    Объектами налогообложения стали прибыль (доходы), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др.

    1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

    На протяжении человеческой истории формирование централизоанных средств государства осуществлялось разными путями — от самых варварских (путем физического изъятия этих средств со своих подданных) до современных, цивилизованных — путем принудительных сборов налогов. Следовательно, налоги представляют собой принудительные сборы с налогоплательщиков в денежной форме с целью формирования централизованных фондов государства.

    Пока существует государство, существуют и налоговые отношения, и в этом смысле они носят объективный характер. Специфика этих отношений состоит в том, что между налоговыми органами, с одной стороны, и фирмами и гражданами как налогоплательщиками, с другой, часто возникают противоречия, иногда переходящие в антагонизмы и конфронтацию по поводу размеров налогов. Двойственный характер налоговых отношений сформировал у налогоплательщиков определенный стиль поведения по отношению к налогам, базирующийся на следующих принципах:

    • налоги надо платить, поскольку это своего рода финансовая повинность, т. е. финансовая государственная обязанность фирмы;
    • платить только минимальную сумму положенных налогов;
    • платить налоги следует в последний день установленного для этого срока.

    По существу на этих принципах строятся взаимоотношения между фирмой и налоговыми органами.

    Налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в Налоговом Кодексе:

    • федеральные (на уровне России);
    • региональные (на уровне регионального органа государственной власти);
    • местные (на уровне органа местного самоуправления).

    Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

    Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий, лесной налог устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.

    Местные налоги и сборы. Из местных налогов для предприятий общеобязательны только два - земельный налог, налог на рекламу.

    Они устанавливаются законодательными актами РФ. В частности, объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются Земельным кодексом и Законом Российской Федерации «О плате за землю».

    Все перечисленные налоги и взносы еще не реализовали в достаточной степени свои потенциальные возможности как основные инструменты формирования рыночной экономики. При наличии в налоговой системе страны практически всех видов налогов, используемых зарубежными странами, налоговая система не в состоянии обеспечить достаточный уровень доходов государства, о чем свидетельствует значительный бюджетный дефицит. Кроме того, система налогообложения предприятий не создает у последних заинтересованности в повышении эффективности производства, качества продукции, решении производственных задач на более высокой технической основе. Наконец, существующий уровень налогообложения крайне отрицательно влияет на развитие экономики страны, способствует спаду производства, усилению инфляции и снижению уровня жизни населения.

    1. НАЛОГОВЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

    Налоговый кодекс Федерального закона от 27.07.10 №229-ФЗ, а также приказ ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ и Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.11, предоставляют возможность предприятиям полностью перейти на электронный обмен документами с контрагентами и налоговой инспекцией с использованием сервисов Интернет.

    При передаче электронных документов, имеющих юридическую силу, налогоплательщик после подготовки документа подписывает его электронной цифровой подписью с использованием своего закрытого ключа, закрывает содержание документа с использованием открытого ключа налоговой инспекции, в которой он состоит на учете, и отправляет его в адрес инспекции.

    В течение суток налогоплательщик получает два ответных сообщения. Первое сообщение представляет собой тот же самый электронный документ, но подписанный двумя электронными цифровыми подписями (собственной ЭЦП налогоплательщика и ЭЦП налоговой инспекции) и зашифрованный открытым ключом данного налогоплательщика.

    Своей ЭЦП налоговая инспекция подтверждает налогоплательщику факт получения данного электронного документа. Это означает, что именно этот электронный документ будет использован в инспекции при дальнейшей обработке.

    На рабочем месте налогоплательщика сообщение автоматически расшифровывается, осуществляется проверка правильности ЭЦП налоговой инспекции, а сам документ, вложенный в сообщение, сохраняется на компьютере. Налогоплательщик должен сохранить данный документ в своем архиве для возможного использования в случае возникновения конфликтных ситуаций, то есть ситуаций, когда налогоплательщик и инспекция МНС России будут пытаться по-разному трактовать содержание файла отчетности.

    Второе сообщение представляет собой протокол входного контроля отправленного налогоплательщиком файла отчетности, подписанный ЭЦП налоговой инспекции.

    В течение суток налогоплательщик, получивший протокол, подписывает его своей ЭЦП и высылает в адрес налоговой инспекции, сохранив файл, подписанный двумя ЭЦП (своей и налоговой инспекции) в архиве.

    Оператор фиксирует в журнальном файле сервера электронной почты факт поступления сообщения с зашифрованным электронным документом в почтовый ящик налоговой инспекции с указанием даты и времени поступления сообщения.

    Оператор формирует подтверждение налогоплательщику на основе журнального файла сервера, подписывает подтверждение своей ЭЦП, шифрует его с использованием открытого ключа налогоплательщика и посылает последнему.

    Оператор своей ЭЦП подтверждает дату и время сдачи отчетности налогоплательщиком.

    В течение суток налогоплательщик, получивший подтверждение оператора, подписывает его своей ЭЦП и высылает в адрес оператора, сохранив файл, подписанный двумя ЭЦП (своей и оператора) в архиве.

    Оператор сохраняет в архиве полученное от налогоплательщика подтверждение, подписанное одновременно ЭЦП оператора и налогоплательщика.

    Налогоплательщик должен своевременно заявить об отсутствии подтверждений оператора в течение суток после отправки сообщения.

    Если в полученном налогоплательщиком из инспекции протоколе сказано, что файл отчетности не прошел входной контроль, то налогоплательщик должен устранить указанные в протоколе ошибки и повторить всю процедуру сдачи отчетности.

    1. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

    В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере.

    Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.

    В налоговой литературе представлена следующая классификация:

    1. Изъятия — выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), то есть не подлежит налогообложению. Например, ст. 251 НК «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.
    2. Налоговые скидки — льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. Например, расходы налогоплательщика по НПО на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика (п.3 ст. 264.1 НК РФ) или см. подп. 38 п. 1 ст. 264
    3. Освобождение — льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога (налогового оклада).
    4. САНКЦИИ В СЛУЧАЕ НЕУПЛАТЫ НАЛОГОВ

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


    Иногда начать свой бизнес легче, чем официально оформить предпринимательскую деятельность: выбрать организационно-правовую форму предприятия, систему налогообложения, разобраться с ведением бухгалтерии и т. д. Чтобы принять правильное решение, иногда приходится проводить настоящее исследование. В этой статье мы постарались облегчить задачу начинающему предпринимателю и сравнить условия работы и налогообложение для ИП и ООО.

    Системы налогообложения в 2021 году

    Размер взносов в бюджет зависит от того, какой налоговый режим выбрала компания или ИП. Напомним варианты:

    • ОСНО;
    • УСН (спецрежим для малого и микробизнеса, его могут использовать компании и ИП);
    • ПСН (только для ИП);
    • ЕСХН (для ИП и ООО).

    Ставки налогообложения на выбранном режиме будут одинаковыми для всех субъектов предпринимательства. Исключение — ОСНО, где ИП выплачивают налог на доходы в размере 13%, а ООО — 20%.

    Страховые взносы организаций и ИП

    Вторая обязательная статья расходов предприятия — страховые взносы. Все работодатели обязаны перечислять их ежемесячно с выплат заработной платы своим сотрудникам, работающим по трудовым договорам. В 2021 году для малого бизнеса действуют такие тарифы:

    • на пенсионное страхование — 22% от размера заработной платы в пределах МРОТ или 10%, если сумма выплат больше;
    • на медицинское страхование — 5,1% от размера заработной платы в пределах МРОТ или 5%, если сумма выплат больше;
    • на социальное страхование — 2,9% от размера заработной платы в пределах МРОТ, если сумма выплат больше, то взнос не платится.

    ИП и компании, которые не были внесены в реестр субъектов малого и среднего бизнеса должны платить взносы по стандартной ставке — без учета величины МРОТ. Если наемные работники оформлены по гражданско-правовым договорам, то работодатель обязан делать отчисления только на пенсионное и медицинское страхование.

    ИП, работающий без наемного персонала, в любом случае обязан выплачивать страховые взносы за себя в фиксированном размере — 40 874 рубля за год, независимо от того, велась ли деятельность ИП за прошедший период и какой доход получен. У ООО здесь преимущество — если организация в прошедшем налоговом периоде не работала и не выплачивала заработную плату сотрудникам, то и делать отчисления в бюджет не нужно.

    Налоги, которые оплачиваются на любом налоговом режиме

    Кроме налогов, которые оплачиваются в рамках выбранной системы, предприятие в зависимости от особенностей своей деятельности может уплачивать также:

    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • водный налог;
    • акцизный сбор;
    • сбор за пользование биологическими ресурсами;
    • транспортный налог;
    • торговый сбор и другие отраслевые отчисления в бюджет.

    Суммы этих взносов должны рассчитываться ФНС самостоятельно, для этого используются данные из разных государственных реестров. Предпринимателю приходит уведомление с размером налога и реквизитами для оплаты.

    Налог на добавленную стоимость должны уплачивать компании и ИП, которые выставляют счета с выделением данного вида сбора. В общем случае ИП на любом из спецрежимов освобождены от уплаты НДС.

    Общая система налогообложения

    ОСНО — это базовый для ИП и ООО налоговый режим. Его главное преимущество в том, что бизнес не ограничен в каких-либо сферах деятельности, организационно-правовой форме, числе сотрудников, размере доходов и т. д. При этом общая система налогообложения предполагает большой объем отчетности и отчислений в бюджет.

    Предприятию не нужно специально переходить на ОСНО — система налогообложения применяется автоматически после регистрации ИП или ООО.

    Налогообложение ИП и компаний на ОСНО представлено в таблице:

    Общую сумму сборов, которые взимаются с предпринимателя или частного лица в установленном законодательством порядке, называют системой налогообложения. На 2020 год для российских ИП, ООО и организаций другой формы собственности предусмотрено 6 налоговых режимов. Рассмотрим подробнее, в чем разница между ними. Какую систему налогообложения выбрать?

    Налогообложение в России делиться на 6 видов:

    • традиционное (общее) выбирается автоматически, в случае если бизнесмен не указал другую форму сборов (ОСН);
    • упрощенная система (УСН);
    • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
    • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
    • патентная система налогообложения (ПСН для ИП с определенным видом деятельности);
    • налог на профессиональную деятельность (НПД) для самозанятых граждан.

    Ответ на вопрос, как выбрать форму налогообложения для ИП или ООО, зависит от объема деятельности компании, от результатов, которые хочет получить ее владелец. Например, для представителей малого бизнеса популярно пользоваться УСН, ЕНВД и ПСН. При таких режимах составляется минимальное количество отчетных документов. Проценты налоговых отчислений по сравнению с ОСН не настолько велики.

    Основные виды налогообложения

    Характеристика общей системы налогообложения

    При регистрации новой компании или ИП автоматически устанавливается общая система сборов налоговых отчислений, если при этом не было подано заявление перехода на спецрежим. На ОСН выплачиваются следующие виды перечислений:

    • для индивидуальных предпринимателей – НДФЛ (налог на доход физических лиц) и НДС;
    • для ООО – НДС, налог на прибыль и имущество. Их платят все без исключения предприниматели и физические лица.

    При необходимости назначаются и другие виды выплат федерального и регионального значения (транспортный, земельный, акцизный, водный налог). Для предприятий на ОСН необходимым условием является ведение бухгалтерской отчетности и своевременная сдача ее в ФНС.



    Упрощенная система налогообложения

    Самой удобной и популярной для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является УСН или, так называемая «упрощенка». Для получения права воспользоваться данной системой предприятие должно соответствовать следующим условиям:

    • у компании нет филиалов;
    • количество сотрудников до 100 человек;
    • стоимость основных финансовых фондов на бухгалтерском учете составляет сумму не выше 150 млн руб.;
    • отсутствует производство акцизных товаров, добычи и продажа полезных ископаемых;
    • доход юридического лица за последние 9 месяцев предыдущего года при переходе на УСН не должен превышать 112,5 млн рублей.

    Упрощенная система налогообложения имеет два вида сборов: процентная ставка с доходов или с доходов с вычетом расходов. При этом размер выплат будет различаться. На УСН «Доходы минус расходы» выгодно работать тем компаниям, расходы которых составляет больше 60% от годового оборота.

    Упрощенная система налогообложения

    Единый налог на вмененный доход

    ЕНВД применяется только в отношении организаций, выполняющих розничную торговлю и оказание услуг населению. Особенностью налога заключается в том, что его размер считается по величине предполагаемого дохода, который вменяется (устанавливается) государством. С 2021 года этот режим налогообложения отменяется.

    Единый сельскохозяйственный налог

    ЕСХН специально предназначен для предприятий, относящихся к сфере сельскохозяйственной деятельности. Налог применяется в случае, если у организации доход от реализации сельхозпродукции составляет больше 70%. Единый налог заменяет все остальные сборы: НДФЛ, НДС и другие.

    Патентная система налогообложения

    ПСН применяется только для индивидуальных предпринимателей. Патент на осуществление деятельности приобретается на срок до 1 года. Его стоимость не зависит от фактического дохода ИП и выплачивается авансом.

    Для данной формы налогообложения существует ряд ограничений:

    • ИП должен иметь до 15 наемных сотрудников;
    • для бизнеса не заключается договоры о доверительном управлении имуществом и совместной деятельностью;
    • при розничной торговле или для предприятий общественного питания площадь зала должна быть не более 50 м2;
    • доходный лимит предпринимательской деятельности составляет до 60 млн рублей в год.

    К плюсам патентной системы налогообложения относится отсутствие отчетности и простой налоговый учет. Право на патент утрачивается при нарушении вышеуказанных условий.

    Плюсы и минусы систем налогообложения в России

    Налог на профессиональную деятельность

    В соответствии с законодательством РФ в 2020 году для самозанятых доступен НПД, который действует пока в 23 регионах страны. Налог на профессиональную деятельность представляет специальный режим, при котором граждане платят сбор в 4% от перечислений физических лиц, 6% ¬ от юридических лиц и ИП. Это позволяет легально проводить бизнес, получать прибыль от подработок и не быть оштрафованным за незаконное предпринимательство. Учет доходов проводится автоматически в мобильном приложении «Мой налог», при этом не требуется составлять и сдавать налоговую отчетность и декларацию. Фиксированные страховые взносы самозанятые граждане тоже не уплачивают. Претендовать на данный вид налогообложения могут следующие категории предпринимателей:

    • помощники по хозяйству, уходу за больными и детьми;
    • репетиторы, коучи и онлайн-консультанты;
    • стилисты, парикмахеры, мастера по маникюру и педикюру, косметологи;
    • работники клининговых компаний по уборке нежилых и жилых помещений;
    • фрилансеры, копирайтеры, веб-дизайнеры;
    • видео- и фотооператоры, монтажеры, звукорежиссеры;
    • администраторы социальных групп и видеоблогеры
    • продавцы товаров собственного производства;
    • реставраторы одежды, швеи и вязальщицы;
    • таксисты и отвечающие за грузоперевозки;
    • работники строительных и отделочных специальностей;
    • организаторы культурно-массовых мероприятий, праздников, мастер-классов;
    • работники курьерской службы.

    Деятельность самозанятых граждан при выплате НПД считается законной и не вызывает вопросов со стороны налоговой службы.

    Читайте также: