Указы президента как источник налогового права

Опубликовано: 10.05.2024


Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Налоговое право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • 1. Становление и развитие налогообложения в России
  • 2. Понятие и предмет налогового права. Налоговое право в системе российского законодательства
  • 3. Источники налогового права
  • 4. Налоговый кодекс РФ как источник налогового права
  • 5. Принципы налогового права
  • 6. Действие актов налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц
Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговое право. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Источники налогового права

Источники налогового права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.

К основным источникам налогового права относят правовые (законодательные) акты, принятые уполномоченными государственными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие налоговые отношения.

Исходя из главенствующей роли Конституции РФ как основного закона государства следует отметить, что конституционные нормы выступают базой для формирования налогового законодательства. По этой причине Конституция РФ представляет собой главенствующий источник налогового права.

Источники налогового права обычно располагают в строго определенной иерархии.

• Конституция РФ, в частности ст. 57.

• Специальное налоговое законодательство:

— федеральное законодательство: НК РФ и иные принятые в соответствии с НК РФ федеральные законы о налогах и сборах;

— региональное законодательство: законы субъектов РФ (законы, вводящие на территории субъектов РФ установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы); иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ;

— нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

• Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы о налогах, например Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее — УК РФ)).

• Подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:

— акты органов общей компетенции: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; принятые органами исполнительной власти субъектов РФ подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с законодательством о налогах и сборах; принятые исполнительными органами местного самоуправления подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением;

— акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. К таким органам, например, относятся: Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России); Министерство финансов РФ; Министерство экономического развития РФ; органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.

• Акты по вопросам налогообложения судебных органов:

— акты органов конституционной юстиции: постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации; постановления и определения конституционных судов субъектов РФ;

— акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов: решения пленума Верховного Суда Российской Федерации; решения по делам о налоговых спорах; обзоры судебной практики.

• Международные источники налогового права:

— международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;

— международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые Российской Федерацией с различными странами);

— международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;

— решения международных судов о толковании международных соглашений.

Кроме того, к источникам налогового права относятся акты иных отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, применяемые к налоговым отношениям (гражданское, банковское, валютное, бюджетное, таможенное, уголовное, административное, уголовно-процессуальное, земельное право и т. д.). Значительную регулирующую функцию выполняют акты не законодательного характера, но имеющие юридическую силу в результате утверждения их правомочными органами: двусторонние договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Подзаконные нормативные правовые акты – это акты, издаваемые на основе и во исполнение законов органом государственной власти в пределах своей компетенции.
Подзаконные нормативные правовые акты, как правило, либо конкретизируют существующие
нормы законов, либо устанавливают новые. Главное условие – чтобы подзаконные акты соответствовали законам и не противоречили им.
В соответствии с положениями ст. 3 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления и органы
государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах
случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Следует учитывать, что поскольку после принятия Конституции РФ подзаконные акты не
включаются в объем понятия “законодательство”, ст. 4 НК РФ также не включает подзаконные
нормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах.
Подзаконные акты служат средством реализации законодательных норм и, так же как законы, классифицируются в строгом иерархическом порядке:

  • акты Президента РФ (принимаются в форме указов и распоряжений и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам);
  • акты Правительства РФ (принимаются в форме постановлений и распоряжений и не должны
    противоречить Конституции РФ, федеральным законам, актам Президента РФ);
  • акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) (издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ).

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации, так же как подзаконные акты Российской
Федерации, имеют свою иерархическую структуру и распространяют свое действие на всех лиц и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ,
исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях могут издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не должны изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы налогового права, делятся на две группы:

1. Акты органов общей компетенции:
а) указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и законодательству о налогах и сборах, занимают главенствующее положение над другими подзаконными актами. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ могут приниматься по любому вопросу, входящему в его компетенцию, в том числе по вопросам, составляющим предмет налогового права.
Наряду с актами федеральных законодательных органов указы Президента РФ являются актами первоначального правотворчества, так как содержат нормы права и посвящены общим вопросам. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Начиная с 1991 г. президентами РФ принято большое количество указов по вопросам налогообложения. Со вступлением в действие части первой НК РФ принятые до ее введения указы по вопросам налогообложения, противоречащие НК РФ, в соответствии с Указом Президента РФ от 3 августа 1999 г. N 977 “О приведении актов Президента Российской Федерации в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации” были признаны утратившими силу. В настоящее время действуют, например, Указ Президента РФ от 23 декабря 1998 г. N 1635 “О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам” и ряд других;
б) постановления Правительства РФ. Главной функцией Правительства РФ в сфере
налогообложения является проведение в Российской Федерации единой финансовой налоговой
политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов.
В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях Правительство РФ вправе
издавать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Правительство РФ вправе издавать акты, в которых могут устанавливаться:

  • ставки федеральных налогов в случаях, указанных в НК РФ, в порядке и в пределах,
    определенных НК РФ (п. 1 ст. 53 НК РФ);
  • порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам (п. 1 ст. 59 НК РФ);
  • перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п. 2 ст. 64 НК РФ);
  • порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (п. 8 ст. 84 НК РФ);
  • порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п. 4 ст. 131 НК РФ).
    К постановлениям Правительства РФ в области налогообложения относятся:
  • Постановление Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382 “О перечнях сезонных отраслей и
    видов деятельности, применяемых для целей налогообложения”;
  • Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 “О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”;
  • Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 259 “О порядке списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации” (вместе с “Правилами подготовки материалов для установления особых условий списания реструктурированной задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации”) и ряд других;

в) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;
г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления.
2. Акты органов специальной компетенции. К актам органов специальной компетенции
относятся ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с
налогообложением и сборами, органов специальной компетенции, издание которых прямо
предусмотрено НК РФ.
Президент России Дмитрий Медведев 17 сентября 2011 г. представил в Госдуму РФ законопроект
N 602755-5, вносящий поправки в ст. 140 (“Поводы и основания для возбуждения уголовного дела”) и ст. 241 (“Гласность”) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ). Поправки касаются экономических преступлений и сформулированы по итогам встречи президента с судьями 26 июля 2011 г.
Документ призван окончательно закрыть возможность инициации дел об уклонении от уплаты
налогов кем-либо, кроме Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее – ФНС РФ).
Закон не будет иметь обратной силы, что не позволит пересмотреть несколько тысяч налоговых дел, до 2009 г. возбуждавшихся вне налоговой службы. Законопроекты ограничивают также гласность приговоров по экономическим делам – определением или постановлением суда приговоры по таким делам можно будет оглашать без мотивировочной части.
Акты органов специальной компетенции издаются:
1. Федеральной налоговой службой РФ (например, Приказ ФНС РФ от 4 марта 2010 г. N
ММ-7-6/96@ “О внесении изменений в Приказ МНС России от 10.12.2002 г. N БГ-3-32/705@ “Об
организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской
отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи”; Приказ ФНС РФ от 12
декабря 2006 г. N САЭ-3-13/848@ “О проведении опытной эксплуатации унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи” (вместе с Временным регламентом обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности и ряд других).
В соответствии с положениями НК РФ ведомственными нормативными правовыми актами ФНС РФ
утверждаются:

  • форма требования об уплате налога (предусмотрено п. 5 ст. 69 НК РФ);
  • форма налоговых уведомлений (ст. 52 НК РФ);
  • формы налоговых деклараций и инструкции по их заполнению, если иное не предусмотрено
    законодательством о налогах и сборах, формы расчетов по налогам и сборам (п. 3 ст. 31, п. 3 ст. 80 НК РФ);
  • особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и особенности учета
    иностранных организаций (п. 1 ст. 83, п. 1 ст. 84 НК РФ);
  • форма заявления и свидетельства о постановке налогоплательщика на учет, порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст. 84 НК РФ);
  • формы извещения и специальной декларации, предусмотренные процедурой контроля за
    расходами физических лиц (ст. ст. 86.1, 86.3 НК РФ);
  • форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении
    выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ);
  • форма и требования к составлению акта налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ);
  • форма акта, составленного должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов,
    свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, и требование к его составлению (п. 3 ст. 101.1 НК РФ).

2. Министерством финансов РФ (например, Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н “Об
утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы” (вместе с
Положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без
районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу, Положением об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации) и др.).
В конце декабря 2010 г. было принято решение о поэтапном снижении ставок пошлин на темные и
светлые нефтепродукты. Так, в 2011 г. пошлины на темные нефтепродукты выросли с 40 до 46,7% от пошлин на сырую нефть, на светлые – 64%. В 2013 г. они должны выровняться на уровне 60% от
нефтяной пошлины.
Ранее Минфин выступал с инициативой повысить экспортные пошлины на нефтепродукты до 85 –
90% от пошлин на нефть с тем, чтобы выйти на равную доходность от поставок нефти и нефтепродуктов
3. Федеральной таможенной службой РФ.
4. Государственными внебюджетными фондами.

Подзаконные нормативные правовые акты – это акты, издаваемые на основе и во исполнение законов органом государственной власти в пределах своей компетенции.
Подзаконные нормативные правовые акты, как правило, либо конкретизируют существующие
нормы законов, либо устанавливают новые. Главное условие – чтобы подзаконные акты соответствовали законам и не противоречили им.
В соответствии с положениями ст. 3 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления и органы
государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах
случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Следует учитывать, что поскольку после принятия Конституции РФ подзаконные акты не
включаются в объем понятия “законодательство”, ст. 4 НК РФ также не включает подзаконные
нормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах.
Подзаконные акты служат средством реализации законодательных норм и, так же как законы, классифицируются в строгом иерархическом порядке:

  • акты Президента РФ (принимаются в форме указов и распоряжений и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам);
  • акты Правительства РФ (принимаются в форме постановлений и распоряжений и не должны
    противоречить Конституции РФ, федеральным законам, актам Президента РФ);
  • акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) (издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ).

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации, так же как подзаконные акты Российской
Федерации, имеют свою иерархическую структуру и распространяют свое действие на всех лиц и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ,
исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях могут издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не должны изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы налогового права, делятся на две группы:

1. Акты органов общей компетенции:
а) указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и законодательству о налогах и сборах, занимают главенствующее положение над другими подзаконными актами. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ могут приниматься по любому вопросу, входящему в его компетенцию, в том числе по вопросам, составляющим предмет налогового права.
Наряду с актами федеральных законодательных органов указы Президента РФ являются актами первоначального правотворчества, так как содержат нормы права и посвящены общим вопросам. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Начиная с 1991 г. президентами РФ принято большое количество указов по вопросам налогообложения. Со вступлением в действие части первой НК РФ принятые до ее введения указы по вопросам налогообложения, противоречащие НК РФ, в соответствии с Указом Президента РФ от 3 августа 1999 г. N 977 “О приведении актов Президента Российской Федерации в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации” были признаны утратившими силу. В настоящее время действуют, например, Указ Президента РФ от 23 декабря 1998 г. N 1635 “О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам” и ряд других;
б) постановления Правительства РФ. Главной функцией Правительства РФ в сфере
налогообложения является проведение в Российской Федерации единой финансовой налоговой
политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов.
В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях Правительство РФ вправе
издавать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Правительство РФ вправе издавать акты, в которых могут устанавливаться:

  • ставки федеральных налогов в случаях, указанных в НК РФ, в порядке и в пределах,
    определенных НК РФ (п. 1 ст. 53 НК РФ);
  • порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам (п. 1 ст. 59 НК РФ);
  • перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п. 2 ст. 64 НК РФ);
  • порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (п. 8 ст. 84 НК РФ);
  • порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п. 4 ст. 131 НК РФ).
    К постановлениям Правительства РФ в области налогообложения относятся:
  • Постановление Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382 “О перечнях сезонных отраслей и
    видов деятельности, применяемых для целей налогообложения”;
  • Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 “О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”;
  • Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 259 “О порядке списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации” (вместе с “Правилами подготовки материалов для установления особых условий списания реструктурированной задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации”) и ряд других;

в) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;
г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления.
2. Акты органов специальной компетенции. К актам органов специальной компетенции
относятся ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с
налогообложением и сборами, органов специальной компетенции, издание которых прямо
предусмотрено НК РФ.
Президент России Дмитрий Медведев 17 сентября 2011 г. представил в Госдуму РФ законопроект
N 602755-5, вносящий поправки в ст. 140 (“Поводы и основания для возбуждения уголовного дела”) и ст. 241 (“Гласность”) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ). Поправки касаются экономических преступлений и сформулированы по итогам встречи президента с судьями 26 июля 2011 г.
Документ призван окончательно закрыть возможность инициации дел об уклонении от уплаты
налогов кем-либо, кроме Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее – ФНС РФ).
Закон не будет иметь обратной силы, что не позволит пересмотреть несколько тысяч налоговых дел, до 2009 г. возбуждавшихся вне налоговой службы. Законопроекты ограничивают также гласность приговоров по экономическим делам – определением или постановлением суда приговоры по таким делам можно будет оглашать без мотивировочной части.
Акты органов специальной компетенции издаются:
1. Федеральной налоговой службой РФ (например, Приказ ФНС РФ от 4 марта 2010 г. N
ММ-7-6/96@ “О внесении изменений в Приказ МНС России от 10.12.2002 г. N БГ-3-32/705@ “Об
организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской
отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи”; Приказ ФНС РФ от 12
декабря 2006 г. N САЭ-3-13/848@ “О проведении опытной эксплуатации унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи” (вместе с Временным регламентом обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности и ряд других).
В соответствии с положениями НК РФ ведомственными нормативными правовыми актами ФНС РФ
утверждаются:

  • форма требования об уплате налога (предусмотрено п. 5 ст. 69 НК РФ);
  • форма налоговых уведомлений (ст. 52 НК РФ);
  • формы налоговых деклараций и инструкции по их заполнению, если иное не предусмотрено
    законодательством о налогах и сборах, формы расчетов по налогам и сборам (п. 3 ст. 31, п. 3 ст. 80 НК РФ);
  • особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и особенности учета
    иностранных организаций (п. 1 ст. 83, п. 1 ст. 84 НК РФ);
  • форма заявления и свидетельства о постановке налогоплательщика на учет, порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст. 84 НК РФ);
  • формы извещения и специальной декларации, предусмотренные процедурой контроля за
    расходами физических лиц (ст. ст. 86.1, 86.3 НК РФ);
  • форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении
    выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ);
  • форма и требования к составлению акта налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ);
  • форма акта, составленного должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов,
    свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, и требование к его составлению (п. 3 ст. 101.1 НК РФ).

2. Министерством финансов РФ (например, Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н “Об
утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы” (вместе с
Положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без
районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу, Положением об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации) и др.).
В конце декабря 2010 г. было принято решение о поэтапном снижении ставок пошлин на темные и
светлые нефтепродукты. Так, в 2011 г. пошлины на темные нефтепродукты выросли с 40 до 46,7% от пошлин на сырую нефть, на светлые – 64%. В 2013 г. они должны выровняться на уровне 60% от
нефтяной пошлины.
Ранее Минфин выступал с инициативой повысить экспортные пошлины на нефтепродукты до 85 –
90% от пошлин на нефть с тем, чтобы выйти на равную доходность от поставок нефти и нефтепродуктов
3. Федеральной таможенной службой РФ.
4. Государственными внебюджетными фондами.

1. Понятие и система источников, необходимых для разрешения налоговых дел.

2. Принципы построения системы нормативных источников налогового права (коллизионные нормативные предписания).

3. Пределы действия нормативных источников налогового права.

1. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти»

2. Закон Ярославской области от 7 марта 2001 г. №16-з «О правовых актах Ярославской области»

3. Закон Ярославской области от 27 июня 2007 г. № 40-з «О региональном регистре муниципальных нормативных правовых актов».

Вопрос 1.Система источников налогового права включает внутригосударственные источники и международно-правовые источники. Каждая группа источников налогового права в свою очередь подразделяется на нормативные источники и ненормативные правовые акты.

К внутригосударственным нормативным источникам относятся в соответствии с НК РФ

а) законодательство о налогах и сборах (ст.1);

б) нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (ст.4 НК РФ).

Внутригосударственные ненормативные правовые акты подразделяются на

а) ведомственные акты федерального органа, уполномоченного осуществлять контроль и надзор в области налогов и сборов и таможенного дела (ст.4 п.2 НК РФ), таможенных органов РФ;

б) постановления и определения Конституционного Суда РФ и решения судебных органов по налоговым спорам (судебная практика).

К международно-правовым источникам соответственно причисляем международные налоговые соглашения (нормативные источники) и решения международных судов (ненормативные правовые источники). Последовательно охарактеризуем каждый вид из названных источников.

Законодательство о налогах и сборах. Согласно ст. 1 НК РФ термином “законодательство о налогах и сборах” охватываются только нормативные акты, принятые представительными (законодательными) органами власти. Исходя из федеративного устройства РФ и в соответствии с принципом разделения властей законодательство о налогах и сборах имеет три уровня: законодательство РФ, состоящее из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах - из законов и иных нормативных актов о налогах и сборах субъектов РФ и нормативно-правовые акты, принятые представительными органами муниципальных образований.

Следовательно, нормативные акты органов исполнительной власти не составляют законодательства о налогах и сборах.

Подзаконные нормативно-правовые акты о налогах и сборах. Они принимаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Указанные подзаконные нормативные акты должны издаваться при соблюдении трех обязательных условий в совокупности:

1) принимаются только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

2) в пределах компетенции этих органов

3) не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Ведомственные ненормативные акты. Особое место в системе источников налогового права занимают ненормативные акты ФНС, Федеральной таможенной службы (ФТС). Они издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах (ст.4 п.2 НК РФ).

1) При разрешении споров, как указал Высший арбитражный суд, данные ненормативные акты оцениваются арбитражными судами наряду с другими материалами по делу. В качестве примера таких актов могут служить приказы и инструкции ФНС об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов и другие. Более того, особую значимость приобретают и индивидуальные разъяснения налоговых органов отдельным налогоплательщикам по конкретным вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

2) Они могут порождать правовые последствия, поскольку в соответствии с НК РФ (ст.111) налогоплательщик освобождается от ответственности за налоговое правонарушение, если он следовал письменным разъяснениям налоговых органов или иных уполномоченных государственных органов.

Международные источники налогового права. Они также классифицируются на нормативные и ненормативные. К первым относятся ратифицированные РФ международные договоры и соглашения по вопросам налогообложения. Названными договорами чаще всего решаются вопросы об устранении двойного налогообложения доходов и имущества. Эти нормативные источники являются ставной частью системы налогового законодательства Российской Федерации. Многие международные договоры о налогообложении содержат разделы, посвященные согласительным процедурам разрешения споров. Между тем, с целью разрешения межгосударственных экономических споров, в том числе и налоговых, создаются специальные суды. К таковым относится и Экономический Суд Содружества Независимых Государств, который уполномочен разрешать экономические споры не только в отношении государств СНГ, но и ЕврАЗЭС. Он вправе принимать решения по международным налоговым спорам и давать толкование норм международных налоговых соглашений.

Вопрос 2. Принципы построения системы источников налогового права. Юридические коллизии являются одной из основных проблем налогового законодательства РФ. В этой связи проблема систематизации источников налогового права приобретает особую актуальность и практическую значимость в плане разрешения названных коллизий на основе принципов иерархии нормативных актов, соотношения общего и специального нормативных актов, федеральных, региональных и местных законов о налогах и сборах и др.

Источники налогового права должны рассматриваться не просто как совокупность правовых актов, а как целостная система, построенная на определенных принципах, которые назовем системообразующими принципами..

1.Принцип установления, изменения и отмены налогов только законами. Принцип законности установления налогов, как отмечал Конституционный Суд РФ (Постановление КС РФ от 30 января 2001 г. №2-П), относится не только к содержанию нормативного акта, но и его форме, процедуре принятия и к порядку введения его в действие. “Законно установленными” могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами РФ, субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы вводятся, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ (ст.3 п.5). Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено в НК РФ.

2. Принцип публичности налогового законодательства.Этот принцип означает, что при налогообложении применяются только официально опубликованные акты налогового законодательства, действовавшие на день возникновения налогового обязательства. В соответствии со ст.15 Конституции РФ нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина должны быть официально опубликованы. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” перечисленные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, или не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов о региональных и местных налогах и сборах направляются в, Минфин РФ, ФНС РФ а также соответствующие региональные налоговые и финансовые органы (ст.16 НК).

3. Принцип федерализма.Вопросы разграничения компетенции РФ и ее субъектов в области налогообложения решаются в Конституции РФ (ст.71,72 и 75) и НК РФ (ст.1).

Федеральным законодательством устанавливаются:

а) Закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых в РФ.

б) Федеральным законодательством устанавливается не просто конкретный перечень налогов и сборов, но и необходимые элементы налогообложения: объект, налоговая база, налоговый период, пределы налоговой ставки, порядок исчисления налога.

в) Федеральным законодательством устанавливаются права и обязанности участников налоговых отношений, основания возникновения, изменения и прекращения, порядок исполнения обязанностей по уплате налога и сбора;

г) формы и методы налогового контроля;

д) ответственность за налоговые правонарушения;

е) порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.

К компетенции субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере налогообложения относятся следующие полномочия:

а) право вводить или не вводить на своей территории региональные и местные налоги;

б) субъекты Федерации и органы местного самоуправления в пределах установленных НК РФ, вправе соответственно по региональным и местным налогам определять налоговые льготы,

в) устанавливать налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ;

Иные элементы налогообложения, кроме перечисленных устанавливаются только НК РФ.

Конституционный Суд РФ дал расширительное толкование пределов нормотворчества субъектов Федерации и органов местного самоуправления, указав, что «законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом» (Постановление КС РФ от 30 января 2001 г. № 2-П).

4. Принцип иерархии в системе налоговых нормативных актов. В НК РФ заявлен приоритет кодифицированного акта по отношению к иным нормативным актам о налогах и сборах. НК РФ (ст.6) содержит перечень оснований признания нормативно-правовых актов нижестоящего уровня не соответствующими кодексу. Эти основания условно можно разделить на две группы:

1) несоответствие нормативных актов по форме их принятия,

2) несоответствие (противоречие) по содержанию нормативных актов.

В первом случае имеется в виду принятие нормативного акта органом, не имеющим право в соответствии с законом издавать подобного рода акты, либо их издание с нарушением установленного порядка. Во втором случае нормативно-правовой акт признается несоответствующим НК РФ или вышестоящему по уровню акту, если такой акт отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, изменяет содержание его обязанностей, применяемых понятий и терминов либо использует их в ином значении, иным образом противоречит общим началам и смыслу вышестоящих по иерархии нормативно-правовых актов. Нормативные акты признаются не соответствующими НК РФ при наличии хотя бы одного из перечисленных выше обстоятельств.

Признание нормативного акта несоответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Правительство РФ вправе, а также иной исполнительный орган вправе отменить этот акт или внести в него соответствующие изменения до судебного рассмотрения.

Таким образом, законодатель в основу применения ст.6 НК РФ заложил принцип презумпции законности (правомерности) нормативного акта. До вынесения решения судебным органом или отмены нормативного акта органом, принявшим его, действует принцип правомерности (законности) нормативного акта о налогах и сборах. Иными словами, речь идет не о субъективном, внутреннем убеждении налогоплательщика о незаконности нормативного акта, а о судебном признании этого акта таковым.

5. Принцип приоритета международных налоговых соглашений.Этот принцип вытекает из ст.15 Конституции РФ, провозгласившей приоритет международных договоров с участием РФ и общепризнанных международных принципов в правовой национальной системе. В НК РФ (ст.7) названный принцип получил текстуальное закрепление.

При применении международных договоров в сфере налоговых отношений необходимо учитывать, что нормы международных договоров имеют обязательную силу только в отношении тех стран, которые в установленном порядке выразили свое согласие на обязательность для них норм этого международного договора. Особой формой выражения согласия является ратификация международного договора. Международные договоры РФ подлежат ратификации в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О международных договорах РФ” (1995), а также если при заключении договора стороны условились о его последующей ратификации. Названные международные договоры по вопросам налогообложения являются основанием для внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее национальное налоговое законодательство. В противном случае, согласно ст.7 НК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те которые содержаться в российском законодательстве, то применяются правила международного договора.

В системе налогового законодательства традиционно выделяются четыре группы международных договоров по вопросам налогообложения: договоры и соглашения, устанавливающие общие принципы налогообложения сторон; международные двусторонние и многосторонние соглашения об устранении двойного налогообложения и предотвращении налоговых правонарушений; общие соглашения о международном сотрудничестве, включающие в том числе и налоговые вопросы и, наконец, международные соглашения индивидуального характера, направленные на освобождение от уплаты налогов конкретных международных организаций в странах пребывания (ООН, ЮНЕСКО и др.)

6. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положениеналогоплательщика обратной силы не имеют. Этот принцип нашел закрепление в Конституции РФ (ст.57) и НК РФ (ст.5). Рассмотрим этот принцип в рамках вопроса о пределах действия источников налогового права.

7. Принцип толкования неразрешимых противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (ст.3 п.7 НК РФ).

8. Принцип доверия граждан к налоговому закону и действиям государства в сфере налогообложения сформулирован Конституционным Судом РФ и означает: 1) сохранение стабильности правового регулирования налоговых отношений; 2) недопустимость внесения произвольных изменений в действующую нормативную систему; 3) установление разумного переходного периода, позволяющего исключить противоречивое истолкование нового налогового регулирования правоприменительными органами.

4. Источники налогового права. Виды источников налогового права

Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы! порождающие право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, его экономические, политические и социальные потребности, т. е. речь идет об источнике права в материальном смысле. Во-вторых, понятие источника права тесным образом связано с деятельностью органов государственной власти по формированию права, т. е. с его нормотворческой деятельностью. В данном случае имеется в виду источник права в формальном (юридическом) смысле слова.

Источники налогового права – это результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования налоговых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Источники – это нормативные акты, относящиеся к налоговому праву России. Они составляют определенную систему, включающую разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Эту систему называют системой налогового законодательства.

К источникам налогового права можно отнести:

1) международные источники:

а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;

б) международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами);

в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;

г) решения международных судов о толковании международных соглашений;

2) Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании;

3) специальное налоговое законодательство:

а) федеральное (НК РФ и ФЗ, принятые на основании и в соответствии с ним);

б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие на территории соответствующих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы);

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

4) общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ), Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) и др.);

5) подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:

а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные правовые акты);

6) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК РФ;

б) акты по вопросам налогообложения судебных органов:

а) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и конституционных судов субъектов РФ);

б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов (решения Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, решения по делам о налоговых спорах, обзоры судебной практики).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему

5. Нормативные правовые акты как источники налогового права

5. Нормативные правовые акты как источники налогового права Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке официальный актдокумент правотворческого органа, содержащий нормы права.Отличия нормативных правовых актов от нормативных актов:1) нормативно-правовой

2. Источники налогового права

2. Источники налогового права Источники налогового права образуют многоуровневую иерархическую систему , включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты .Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой системы

9. Метод налогового права

9. Метод налогового права Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулируют налогово-правовые нормы, то

10. Принципы налогового права, его отраслей

10. Принципы налогового права, его отраслей Принципы налогового права, его отраслей – это основные, основополагающие начала, закрепленные в соответствующих правовых нормах.Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и

2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства

2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства Норма налогового права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера,

3. Источники налогового права

3. Источники налогового права Источники налогового права – это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Источники налогового права включают нормативно-правовые акты, международные договоры.Конституция РФ закрепляет

2.1. Понятие налогового права как отрасли права

2.1. Понятие налогового права как отрасли права Под термином «налоговое право» понимаются:> отрасль законодательства;> подотрасль науки финансового права;> учебная дисциплина.Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные

2.2. Предмет и метод налогового права

2.2. Предмет и метод налогового права Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и

2.3. Система налогового права

2.3. Система налогового права Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых

Лекция 3. Источники налогового права

Лекция 3. Источники налогового права 3.1. Источники налогового права: понятие и классификация Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.Источники налогового

3.1. Источники налогового права: понятие и классификация

3.1. Источники налогового права: понятие и классификация Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.Источники налогового права – это внешние формы его выражения,

Лекция 6. Нормы налогового права

Лекция 6. Нормы налогового права 6.1. Понятие норм налогового права и их особенности Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями

6.2. Виды норм налогового права

6.2. Виды норм налогового права Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования.Их можно классифицировать:1. В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом, его нормы могут быть

9.4. Банки как субъекты налогового права

9.4. Банки как субъекты налогового права Согласно ст. 11 НК РФ под банками (банком) понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ.Однако налоговое законодательство не делает различий между понятиями «банк», «кредитная

Читайте также: