Взаимодействие при расследовании налоговых преступлений

Опубликовано: 02.05.2024

Ильин А.Ю., доцент департамента Правового регулирования экономической деятельности Финансового университета, кандидат юридических наук, доцент.

Соблюдение законодательства о налогах и сборах должно быть приоритетным в предпринимательской деятельности. Законопослушный налогоплательщик - вот основа финансового благополучия государства и его экономической безопасности. Однако не все граждане готовы соблюдать требования законодательства в области налогов и сборов и идут на нарушения предписаний налогово-правовых норм. Именно нарушение правовых норм субъектами налоговых отношений и порождает правонарушение и более общественно опасный вид правонарушения - преступление. Общественная опасность налоговых преступлений заключается в том, что они влекут непоступление денежных средств в бюджетную систему РФ в связи с уклонением от уплаты налогов налогоплательщиками, подрывающими тем самым экономическую основу государства.

В свою очередь государство в лице контролирующих и правоохранительных органов должно противодействовать совершению налоговых преступлений. Особенно активно государство должно противодействовать налоговой преступности.

С 1 января 2011 г. полномочия по расследованию налоговых преступлений Президентом Российской Федерации возложены на Следственный комитет Российской Федерации .

Ранее - Следственный комитет при Прокуратуре Российской Федерации. См.: Указ Президента РФ от 27 сентября 2010 г. N 1182 "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 5043.

Успешное расследование уголовных дел следственными аппаратами невозможно без взаимодействия следственных органов с органами налогового контроля.

Правовой базой, регламентирующей основы сотрудничества налоговых и следственных органов, является п. 2 ст. 36 НК РФ, в котором зафиксировано, что в случаях выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы должны в десятидневный срок со дня обнаружения обстоятельств представить материалы в соответствующий налоговый орган. Помимо Налогового кодекса Российской Федерации, источником, регламентирующим сотрудничество вышеуказанных органов, является Соглашение о взаимодействии между СК России и ФНС России от 13.02.2012 N 101-162-12/ММВ-27-2/3, а также Протоколы N 1 от 06.03.2012 N 211-15-12/ММВ-27-2/4@ и N 2 от 06.03.2012 N 211-16-12/ММВ-27-2/5@ .

Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой Российской Федерации от 13 февраля 2012 г. N 101-162-12/ММВ-27-2/3 // СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с подписанным Соглашением предусмотрено проведение совместных мероприятий следственными и налоговыми органами в части выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о банкротстве и неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм НДС.

В данном Соглашении определено, что основными формами взаимодействия компетентных органов являются: информационный обмен в электронном виде; взаимные консультации; обмен опытом в целях повышения квалификации кадров (совместные семинары, стажировки); исследование совместных проблем, связанных с выявлением, пресечением налоговых правонарушений (выявление нарушений законодательства о налогах и сборах, мероприятия о противодействии коррупции).

Взаимодействие следственных органов и налоговых органов основываются на следующих принципах :

  • взаимное доверие при строгом соблюдении государственной, служебной и налоговой тайн;
  • самостоятельность в реализации собственных задач и полномочий, а также в выработке форм и методов использования собственных сил и средств;
  • законность и профессионализм;
  • плановость и непрерывность;
  • обязательность и безупречность исполнения достигнутых сторонами договоренностей.
Там же.

Необходимо отметить наличие Письма ФНС России от 19 ноября 2012 г. N АС-4-2/19400 "О направлении материалов в следственные органы", в котором определено, что перечень документов, направляемых в адрес следственных органов, уполномоченных осуществлять предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ, определен Протоколом N 1 от 6 марта 2012 г. N 221-15-12/ММВ-27-2/4@ к Соглашению от 13 февраля 2012 г. о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой Российской Федерации. Стоит отметить и наличие богатейшей судебной практики по вопросу взаимодействия налоговых и следственных органов. В частности, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 10 апреля 2013 г. по делу N А57-16464/2012 указано, что налоговые органы не вправе направлять в следственные органы материалы налоговой проверки в период действия обеспечительных мер арбитражного суда в виде приостановления действия решения, принятого по результатам проверки . В Постановлении ФАС Московского округа от 22 мая 2013 г. по делу N А40-87900/12-107-469 суд признал незаконными действия налогового органа по выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей недостоверные сведения о недоимке без указания на утрату возможности взыскания недоимки и пеней в связи с истечением установленных ст. ст. 46 и 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке, поскольку отражение в справке о расчетах с бюджетом необъективной информации нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности .

Постановление ФАС Поволжского округа от 10 апреля 2013 г. N А57-16464/2012 // Обзор арбитражной налоговой политики. 2013. N 6.
Постановление ФАС Московского округа от 22 мая 2013 г. N А40-87900/12-107-469 // Обзор арбитражной налоговой практики. 2013. N 4.

Стоит подчеркнуть, что в Постановлении ФАС Уральского округа от 10 апреля 2013 г. N Ф09-2590/13 по делу N А60-35256/2012 арбитражный суд также признал незаконными действия налогового органа, выразившиеся в представлении справки о состоянии по налогам, сборам, взносам, содержащей сведения о сумме задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеням, возможность взыскания которых утрачена .

Постановление ФАС Уральского округа от 10 апреля 2013 г. N Ф09-2590/13 // Обзор арбитражной налоговой практики. 2013. N 7.

Одним из ключевых соглашений, принятых в целях развития сотрудничества между налоговыми и следственными органами, является Приказ МВД России, ФНС России, СК России от 3 сентября 2013 г. N ММВ-7-4/306/61/663@ "О создании межведомственных рабочих групп" . Создание данных рабочих групп в первую очередь направлено на рассмотрение вопросов сотрудничества налоговых органов, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и органов внутренних дел в сфере противодействия налоговым преступлениям.

Порядок взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов при возбуждении и расследовании уголовных дел о налоговых преступлениях регламентируется Инструкцией по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, утвержденной совместным Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФНС России, МВД России, Следственного комитета Российской Федерации от 8 июня 2015 г. N 286/ММВ-7-2/232@.

Приказ Генпрокуратуры России N 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015 "Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями" // СПС "КонсультантПлюс".

Вышеуказанная Инструкция предписывает следственным органам Следственного комитета по результатам рассмотрения материалов, поступивших из территориальных органов ФНС России, в зависимости от принятого процессуального решения направлять в налоговые органы письменное уведомление о возбуждении уголовного дела либо копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Хотелось бы отметить, что до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ п. 3 ст. 32 НК РФ обязывал направлять материалы в следственные органы независимо от основания выставления требования об уплате налога. Условием являлась только сумма недоимки, позволяющая предполагать факт совершения налогового преступления. На сегодняшний день в соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ налоговый орган обязан предупреждать налогоплательщика о возможном направлении материалов проверки в следственные органы.

СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 4.

В случаях недостаточности оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по материалу, поступившему из территориальных органов ФНС России, налоговому органу направляется запрос о представлении дополнительных документов, которые в течение 7 дней должны быть представлены органам предварительного следствия в заверенных копиях.

В целях повышения эффективности подготовки и направления в правоохранительные органы материалов, содержащих сведения, позволяющие предполагать совершение налогоплательщиком налогового преступления, Федеральной налоговой службой издано Письмо от 2 июня 2016 г. N ГД-4-8/9849 "Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случае выявления признаков налоговых преступлений" .

Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

При отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела следователь Следственного комитета в порядке ст. 144 УПК РФ не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

  1. направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
  2. информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
  3. информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных ч. 8 настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления .

Статья 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ, в редакции Федерального закона от 22.10.2014 N 308-ФЗ // СЗ РФ. 2014. N 43. Ст. 5792.

На основании п. 13 вышеуказанной Инструкции в обязанность налоговых органов входит информирование следственных органов Следственного комитета об обращении налогоплательщика в суд с заявлением о признании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности недействительным, принятых в соответствии со ст. 101 НК РФ обеспечительных мерах и об их отмене, а также о принятых судом обеспечительных мерах в форме приостановления действия решения налогового органа.

Приказ Генпрокуратуры России N 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015 "Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями" // СПС "КонсультантПлюс".

При этом учитывается, что обжалование налогоплательщиком в суд вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и применение судом обеспечительных мер в форме приостановления действия решения налогового органа не являются основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела. Еще до возбуждения уголовного дела следственными органами Следственного комитета РФ при получении информации об имуществе налогоплательщика, не указанном в решении налогового органа о принятии обеспечительных мер, данные сведения направляются в территориальные органы ФНС России для принятия обеспечительных мер в отношении этого имущества.

Следственными органами Следственного комитета обеспечивается приобщение к уголовному делу всех необходимых документов, подтверждающих наличие недоимки. После установления окончательной суммы налоговой задолженности и при невозмещении ущерба об этом информируются органы прокуратуры Российской Федерации для решения вопроса о предъявлении гражданского иска в уголовном судопроизводстве. Если в результате принятых налоговыми и следственными органами мер по взысканию недоимки, пени, штрафов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные суммы, органами прокуратуры Российской Федерации предъявляется гражданский иск в соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК РФ. При подготовке гражданского иска истребуются из территориальных органов ФНС России и Следственного комитета документы, подтверждающие предмет и основание иска.

Следственными органами Следственного комитета при решении вопроса о возбуждении уголовного дела безотлагательно принимаются меры по установлению имущества и последующему наложению ареста на него в порядке ст. ст. 115, 160.1 УПК РФ в целях обеспечения возмещения ущерба, причиненного налоговым преступлением. В необходимых случаях оперативным подразделениям направляются поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий по выявлению имущества, за счет которого может быть возмещен ущерб .

Системный надзор за исполнением законов при расследовании следственными органами налоговых преступлений осуществляется органами прокуратуры, при этом особое внимание обращается на: своевременное принятие следователем мер по установлению имущества и наложению на него ареста в порядке ст. ст. 115, 160.1 УПК РФ; доказанность умысла подозреваемого, обвиняемого на уклонение от уплаты налогов; подтверждение размера недоимки, соответствующей примечанию к ст. ст. 198, 199 УК РФ; способ уклонения, предусмотренный ст. ст. 198, 199 УК РФ.

При проверке законности и обоснованности прекращения следственными органами уголовного дела по ст. 28.1 УПК РФ проверяется наличие в уголовном деле сведений налогового органа об уплате недоимки, пеней, штрафов, подтверждающих возмещение ущерба в полном объеме.

При прекращении уголовного дела по иным основаниям проверяется законность принятого решения, а также исполнение следователем требований закона о направлении в налоговый орган копии процессуального решения в соответствии с ч. 4 ст. 213 УПК РФ. В дальнейшем осуществляется надзор за соблюдением налоговыми органами законодательства о налогах и сборах при взыскании налоговой задолженности.

Анализ правового регулирования взаимодействия налоговых и следственных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений позволяет нам сделать следующие выводы:

  • данное взаимодействие осуществляется в целях поддержания экономической безопасности Российской Федерации, выявления, пресечения, предупреждения и расследования налоговых преступлений;
  • полномочия по взаимодействию налоговых и правоохранительных органов осуществляются на основании законодательных актов, предусматривающих порядок взаимодействия налоговых и правоохранительных органов, а также на основании совместных межведомственных нормативных актов;
  • эффективность взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений зависит от механизма межведомственного взаимодействия;
  • перспектива взаимодействия следственных и налоговых органов заключается в совершенствовании форм и методов выявления и расследования налоговых преступлений.

Библиографическая ссылка на статью:
Засимова Н.В. Сотрудничество ФНС с другими государственными органами при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16366 (дата обращения: 12.04.2021).

Научный руководитель: Беловицкий Константин Борисович

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность»

Российский технологический университет

Введение

Одной из важнейшей составляющих государственного бюджета Российской Федерации являются налоговые поступления. Данные поступления дают возможность финансировать многие программы и проекты – здравоохранение, образование, социальные пособия нуждающимся гражданам. Главной проблемой на пути достижения поставленных финансовых показателей бюджета является проблема достижения эффективности проведения контрольных мероприятий и борьба с незаконным уменьшением налоговых поступлений в государственный бюджет.

Актуальность

Борьба с преступными посягательствами на отношения, связанные с формированием доходной части бюджета является приоритетным направлением деятельности в правоохранительной системе. Основным действенным средством в борьбе с налоговыми правонарушениями, связанных с неуплатой налогов, а также побуждение к их уплате в добровольном порядке выступает механизм привлечения к уголовной ответственности, основанный на принципе неотвратимости наказания.

При написании данной статьи автором были использованы методы и материалы исследования:

- изучение налогового законодательства РФ;

- изучение структуры правоохранительных органов и их задачи в обеспечении соблюдения налогового законодательства;

- анализ собранной информации, сравнение источников информации;

Работа была написана с использованием общедоступных материалов правового характера, а также с приведением статистических данных за определенный период, для отражения динамики налоговых правонарушений.

Новизна данной темы заключается, в том, что на данном этапе сотрудничество налоговых и правоохранительных органов не всегда признается эффективным, нет определенного документа, отвечающего за разделения полномочий данных органов в ходе предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений.

Цель работы состоит в изучении процесса формирования доказательной базы налоговыми органами по фактам налоговых правонарушений взаимодействуя с другими государственными органами: СК, МВД России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить субъект налоговой безопасности РФ;

- рассмотреть мероприятия, которые проводят налоговые органы в целях формирования доказательной базы по фактам налоговых правонарушений;

- определить порядок взаимодействия налоговых органов и ОВД при проведении контрольных мероприятий;

- распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений.

Основной субъект налоговой безопасности РФ

Налоговый контроль – главная задача налоговых органов

Основным субъектом налоговой безопасности Российской Федерации выступает Федеральная налоговая служба (ФНС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы.

В соответствии со ст. 82 гл. 14 НК РФ - Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение лиц к ответственности, нарушивших налоговое законодательство.

В соответствии со ст. 87 гл. 14 НК РФ – налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов [2]:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации.

Сравнение выездной налоговой проверки и камеральной налоговой проверки

1. Выездная налоговая проверка

Субъект – налоговые органы всех уровней;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций за период, не превышающий 3 лет;

Основание для проведения – решение руководителя налогового органа;

Место проведения – по месту нахождения налогоплательщика;

Проверяемые налоги – налоги, указанные в решении о проведении проверки;

Используемые мероприятия - мероприятия установленные НК РФ; привлечение сотрудников ОВД;

Категории проверяемых налогоплательщиков – юридические лица и ИП.

2. Камеральная налоговая проверка

Субъект – территориальные налоговые органы;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчетный период;

Основание для проведения – специального решения не требуется;

Место проведения – по месту нахождения налогового органа;

Проверяемые налоги – налог, по которому предоставлены декларации;

Используемые мероприятия – мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика;

Категории проверяемых налогоплательщиков – все налогоплательщики.

Исходя из выше сказанного налоговым органам необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, для повышения эффективности борьбы с налоговыми правонарушениями. Главной задачей налоговых органов является учет и контроль налоговых поступлений, а также выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений. Следует заметить, что налоговые органы не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении нарушителей налогового законодательства, без которых выявление преступлений не столь эффективно.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

Под взаимодействием налоговых и правоохранительных органов в сфере противодействия налоговым преступлениям следует понимать согласованную совместную деятельность государственных органов специальной компетенции по осуществлению мероприятий, основанных на законодательных актах, направленных на выявление, пресечение, предупреждение, расследование налоговых преступлений. [5, с. 192]

Порядок взаимодействия ОВД и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок установлен приказом МВД России №495 [4]

Несомненным остается тот факт, что совместная работа проверяющих – должностных лиц налоговых органов и ОВД органов значительно расширяет возможности и результативность проведения выездной налоговой проверки. Сотрудники ОВД дополняют объем проведения налоговых проверок собственной практикой, наработанной при расследовании налоговых преступлений.

Динамика налоговых поступлений подтверждает эффективность применяемых инструментов налогового администрирования, по итогам 2013 года достигнут трехпроцентный прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации (11,3 трлн руб.), на 3.7% выросли поступления в федеральный бюджет (5,4 трлн руб.). В пользу роста эффективности и качества контрольных мероприятий говорят и результаты судебных споров с налогоплательщиками – предприятиями. Если в 2010 года только 41 % оспариваемых сумм рассматривался в пользу бюджета, то по итогам 2015 года уже более 70%.

Очевидно, что данных показателей удалось достичь в первую очередь за счет выездных налоговых проверок и привлечения в ряде случаев сотрудников ОВД к проводимым мероприятиям.

Инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в выездных налоговых проверках, проводимыми налоговыми органами, рекомендуется прежде всего в целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям налогового законодательства и для дальнейшего расследования налоговых правонарушений.

Например, если налогоплательщик отказывается по непонятным и необъективным причинам представить в налоговый орган запрашиваемые документы либо если имеются основания полагать, что указанные документы могут быть сокрыты или уничтожены, то налоговые органы (в том числе силами сотрудников ОВД) вправе осуществить выемку данных документов.

В общем виде можно представить распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов следующим образом:

Таблица 1 – Распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений

ФНС России

СК

МВД России

Выявление налоговых преступлений. Направление материалов налоговых проверок в СК в случаях (п.3 ст.32 НК РФ):

  • в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога, сбора;
  • суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течении 2 месяцев со дня истечения сроков, установленных в требовании;
  • размеры недоимки позволяют предполагать совершения налогового преступления.

В течении 10 дней со дня выявленных обстоятельств.

Предварительное следствие. Расследование уголовных дел о налоговых преступлениях (подп. «а» п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ)

Выявление налоговых преступлений при участии в выездных налоговых проверках (пп.1, 2 ст. 36 НК РФ)

Выявление налоговых преступлений самостоятельно и направление материалов в налоговые органы

Необходимость участия сотрудников ОВД в выездных налоговых проверках подтверждается мотивированным запросом налогового органа. Мотивированный запрос может быть направлен в органы внутренних дел в процессе проведения выездной налоговой проверки, а также перед началом проверки, если на то есть основания.

Основаниями для направления мотивированного запроса являются:

* наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства, и необходимости проверки указанных данных с привлечением сотрудников ОВД;

* назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органами внутренних дел в налоговый орган;

* необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений);

* противодействие проверяющим органам их законной деятельности, а также обеспечение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих лиц.

Следует отметить, что направление материалов налоговой проверки в следственные органы не нарушает прав и интересы налогоплательщиков, поскольку не предрешает выводы следственных органов касательно возбуждения уголовного дела и не возлагает какие-либо обязанности на следственные органы. При этом ФНС России рекомендует направлять материалы в тот следственных орган, на территории которого располагается налоговый орган, обнаруживший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. [3]

Общее управление процессом выездной налоговой проверки осуществляет руководитель проверяющей группы – сотрудник налогового органа. Однако при этом должны быть созданы все условия, обеспечивающие самостоятельность выбора средств и методов проведения контрольных мероприятий как должностными лицами налоговых органов, так и сотрудниками ОВД, которых привлекают к выездной налоговой проверке.

Основные направления предстоящей или проводимой проверки вырабатываются и согласовываются должностными лицами налогового органа и сотрудниками ОВД на рабочем совещании, которое проводится либо до начала, либо в ходе проверки.

Одним из ключевых соглашений, принятых в целях развития информационного сотрудничества между налоговыми, следственными органами и органами внутренних дел, является приказ МВД России, ФНС России, СК России от 3 сентября 2013 г. №ММВ-7-4/306/61/663@ «О создании межведомственных групп».

Создание данных групп направлено на обеспечение эффективного сотрудничества налоговых органов, следственных органов и органов внутренних дел по вопросам выявления, предупреждения, документирования, пресечения и расследования нарушения налогового законодательства, противоправных действий при государственной регистрации и банкротстве юридических лиц, имеющих признаки уголовных преступлений; освещение в средствах массовой информации сведений о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших налоговые преступления, в том числе преступления в сфере незаконного возмещения НДС, неправомерных действий при миграции налогоплательщиков, государственной регистрации юридических лиц, реализации процедуры банкротства, а также иные результаты взаимодействия налоговых органов, следственных органов Следственного комитета РФ и органов внутренних дел.

Информационный обмен ФНС России с налоговыми и правоохранительными органами иностранных государств организует ФНС России на основании международных договоров (соглашений) и взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами – в части предоставления сведений о налогоплательщиков этим органам, а также конвенций и договоров об избежание двойного налогообложения.

Руководство Следственного комитета РФ уже не один год выдвигает на передний план следующие задачи:

- оперативно и качественно расследовать налоговые преступления, выявлять наиболее сложные схемы уклонения от уплаты налогов и сборов, от поступления которых в бюджетную систему напрямую зависит выполнение социальных программ – посредством сотрудничества с ФНС РФ;

- активно использовать в целях распределения налоговых преступлений полномочия органов дознания, межведомственных рабочих групп.

Заключение

Проанализировав представленную информацию, можно подвести итоги, что складывающаяся практика взаимодействия налоговых, правоохранительных и следственных органов не всегда эффективна. И требует тщательных доработок, а также документальное закрепление правовых аспектов.

В тоже время налоговым органам просто необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, так как при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений налоговые органы не всегда вправе применить те или иные меры и методы, вот и получается, что привлечение правоохранительных органов к контрольным мероприятиям открывает больше возможностей по выявлению, предупреждению, пресечению налоговых правонарушений.

Одна из проблем взаимодействия между структурами была решена в 2014 году – практически в полном объеме возвращен прежний порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Теперь поводом для возбуждения уголовного дела могут быть материалы, направленные не только налоговыми органами, но и органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность. В 2015-2016 г. существенно повысился уровень выявления налоговых преступлений, а соответственно увеличились объемы поступающих средств в государственный бюджет – данный факт можно считать положительным результатом изменения.

Еще один способ «для повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями, необходимо восстановить в органах МВД РФ сокращенную численность подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями, а также создать в органах ЭБ и ПК МВД РФ подразделения, которые будут проводить финансово-экономические экспертизы по экономическим и налоговым преступлениям». [1]

Библиографический список

  1. Беловицкий К.Б. Влияние деятельности органов МВД РФ на налоговую безопасность РФ // Экономика и предпринимательство – 2015 № 12-1 (65-1). С. 906
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018).
  3. Письмо Федеральной налоговой службы России «О порядке применения положений пункта 3 статьи 32 НК РФ» от 29 декабря 2011 г. № АС-4-2/22500;
  4. Приказ МВД России “Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений” от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) N 495, ФНС России N ММ-7-2-347;
  5. Соловьев И.Н., Моисеенко М.А., Поветкина Н.А. Выявление налоговых преступлений: комплексное исследование – Москва: Проспект, 2018 – 192 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 21 декабря 2016 года N 242-45-2016/ЕД-4-2/24563@

Обзор положительного опыта взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения

Во исполнение пункта 3.5.2 протокола совместного заседания коллегий Федеральной налоговой службы и Следственного комитета Российской Федерации по вопросу "Повышение эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения" от 07.06.2016 N 2 изучена практика межведомственного взаимодействия в 2015-2016 годы.

Противодействие налоговым преступлениям в сегодняшних трудных экономических условиях является крайне важной задачей для Федеральной налоговой службы и Следственного комитета Российской Федерации. Зачастую их расследование - сложный и трудоемкий процесс, поскольку многие из таких преступлений связаны с применением сложных финансовых схем налоговой оптимизации, совершаются в условиях неочевидности, а их следы тщательным образом скрываются.

Результаты работы на данном направлении деятельности свидетельствуют о наличии устойчивой тенденции роста количества возбужденных уголовных дел при снижении удельного веса отказов в их возбуждении по результатам рассмотрения следственными органами материалов налоговых проверок, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ.


Во многом таких результатов удалось достичь благодаря образованию в каждом регионе страны постоянно действующих межведомственных рабочих групп, задача которых заключается в оперативном решении вопросов в сфере противодействия налоговым преступлениям.

Данная форма работы позволила создать платформу, на которой возможно регулярно обсуждать спорные вопросы и принимать совместные решения, а также вырабатывать эффективные алгоритмы совместных действий по выявлению преступных налоговых схем.

В Волгоградской и Ярославской области в результате работы в названном формате возбуждены уголовные дела в отношении налогоплательщиков, использующих схемы дробления бизнеса, уклоняющихся от представления документов.


В ходе мероприятий налогового контроля и предварительного расследования было достоверно установлено, что действия налогоплательщика по включению в структуру бизнеса ИП-"дилеров" направлены не на достижение каких-либо целей предпринимательской деятельности, а на создание формального документооборота с целью минимизации налоговых обязательств и получение необоснованной налоговой выгоды в виде разницы налоговых обязательств при применении общеустановленного режима налогообложения и специального режима налогообложения в виде уплаты ЕНВД.

Применение налогоплательщиком такой схемы уклонения от налогообложения и правомерность произведенных доначислений подтверждены решениями судов всех инстанций.

По результатам расследования в бюджет возвращено 65 млн. рублей, а уголовное дело прекращено на основании п.1 ст.28.1 УПК РФ.

Работа налоговых и следственных органов в рамках заседаний межведомственных рабочих групп позволяет определять перспективу уголовного преследования еще на стадии проведения налоговой проверки, что наилучшим образом сказывается на оперативности возбуждения уголовных дел и возможности уголовно-процессуальными полномочиями блокировать сокрытие имущества от взыскания налоговой задолженности.

Наиболее эффективно удается решить поставленные задачи в Амурской, Волгоградской, Ярославской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, республиках Татарстан, Коми, городах Москве и Санкт-Петербурге, где налажено изучение материалов налоговых органов до направления их в следственные подразделения в порядке ст.32 Налогового кодекса Российской Федерации. Подобные меры позволяют правильно избрать тактику проведения налоговой проверки, своевременно привлечь сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью закрепления обстоятельств, которые будут иметь в дальнейшем значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и установления имущества, подлежащего аресту.

Например, в октябре текущего года по ходатайству следователя Главного следственного управления по городу Санкт-Петербургу судом наложен арест на денежные средства одной из крупнейших транспортных компаний России ООО "Деловые линии" на сумму более полутора миллиардов рублей (1,6 млрд. рублей). Перспективы уголовного преследования обсуждались в рамках межведомственной рабочей группы еще на стадии оформления результатов выездной налоговой проверки.

В период с сентября по ноябрь 2016 года самый крупный поставщик компьютерной техники Северо-Западного региона ООО "Компания "Марвел" возместил ущерб в сумме свыше одного миллиарда рублей (1,2 млрд. рублей).

Решение о незамедлительном возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц данной компании в целях недопущения вывода активов также было принято на заседании межведомственной рабочей группы.

В Пермском крае на заседании межведомственной рабочей группы достигнута договоренность, что в ходе мероприятий налогового контроля подлежит анализу финансовая составляющая деятельности налогоплательщика, а именно - установление направлений расходования денежных средств.

Ярким примером результатов такой положительной практики является уголовное дело в отношении руководителя Чернушинского потребительского общества "Хлеб".

Поступивший в следственный орган материал налоговой проверки содержал сведения о расходовании руководителем данного юридического лица денежных средств. При этом, как было установлено, часть денежных средств перечислялись в организацию, в которой руководитель ПО "Хлеб" являлся учредителем, что с очевидностью свидетельствовало о наличии личного интереса.

Следователем после изучения указанных материалов оперативно возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.199.1 УК РФ. В ходе расследования руководителем общества причиненный ущерб возмещен в полном объеме.

Положительного отзыва заслуживает практика взаимодействия в Амурской области, где следователи на первоначальном этапе расследования уголовных дел либо рассмотрения сообщений о налоговых преступлениях в обязательном порядке выясняют все обстоятельства у наиболее осведомлённых представителей налоговых органов, принимавших участие в проведении соответствующих налоговых проверок, а также при необходимости - сотрудников профильных подразделений регионального аппарата, что позволяет им максимально быстро вникнуть в зачастую весьма запутанные схемы уклонения от уплаты налогов.

Так, допросы сотрудников налоговой инспекции, участвовавших в проведении выездной налоговой проверки ООО "Суперстрой" с доначислением, главным образом расчётным методом налогов на сумму свыше 115 млн. рублей, дали возможность следователю при поддержке оперативных сотрудников своевременно отыскать и изъять необходимый объём финансово-хозяйственных документов первичного учёта общества для проведения экономической судебной экспертизы.

Учитывая стремление обвиняемого по данному уголовного делу добровольно возместить неуплаченный налог, было принято решение о поэтапном снятии ареста с его имущества под условием его реализации и перечисления обвиняемым вырученных денежных средств в бюджетную систему.

По итогам уголовное дело прекращено на основании п.1 ст.28.1 УПК РФ.

Вынесение судом обвинительного приговора по уголовному делу по факту уклонения от уплаты налогов директором ООО "Строймонтаж" стало возможным благодаря активной и слаженной работы налоговых и правоохранительных органов Республики Коми.

Расследование было осложнено тем, что решением Арбитражного суда г.Москвы удовлетворено заявление общества о признании недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Сложившаяся ситуация была незамедлительна обсуждена на межведомственном совещании, на котором принято решение об обжаловании решения суда и в связи с этим выработан комплекс следственных и иных процессуальных действий, направленный на сбор дополнительных доказательств совершения преступления.

В ходе следствия выявлены дополнительные эпизоды преступной деятельности директора ООО "Строймонтаж", в связи с чем были возбуждены уголовные дела по ч.2 ст.327 УК РФ по факту использования поддельных документов по взаимоотношениям с "фирмами-однодневками" и по ч.3 ст.159 УК РФ по факту незаконного заявления и получения к возмещению налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по фиктивному контрагенту.

Представление в апелляционный суд полученных доказательств из материалов уголовного дела позволило разбить доводы налогоплательщика и убедить суд вышестоящей инстанции в законности решения инспекции о привлечении к ответственности названного общества за совершение налогового правонарушения.

Практика возбуждения уголовных дел по статье 327 УК РФ заслуживает особого внимания, поскольку не позволяет налогоплательщикам выстроить позицию защиты, используя поддельные документы и исключить принятие на основании таких документов необоснованных решений судами, используемых в дальнейшем в качестве преюдиции.

Необходимо отметить, что другим немаловажным условием успешной совместной работы являются меры, принятые в Томской области.

Там, в целях обеспечения взыскания доначислененных платежей по каждой выездной налоговой проверке принимаются решения по обеспечительным мерам в соответствии с пунктом 10 статьи 101 НК РФ и определяются объекты имущества, находящиеся в собственности должностных лиц проверяемых налогоплательщиков. Указанная информация прилагается к материалам проверок, направляемым в следственные органы.

Во всех случаях при выявлении фактов сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов, материалы направляются в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ.

Трудность в расследовании уголовных дел данной категории заключается в установлении прямого умысла на сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам. Ведь такие действия, как правило, совершаются законным способом путем совершения различных гражданско-правовых сделок.

В связи с этим требуется доказать, что действия с денежными средствами и имуществом совершены исключительно с одной целью - воспрепятствовать принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам.

Например, в 2015 году возбуждено 2 уголовных дела, в том числе по текущей задолженности ООО "ЗапСибБурНефть" на 39 млн. рублей, а также по материалам выездной проверки авиакомпании "Томск Авиа" на 102 млн. рублей, по которым был доказан вывод денежных средств из-под принудительного механизма взыскания задолженности по налогам и сборам на общую сумму более 72 млн. рублей.

Следует обратить внимание на наработанную в Ставропольском, Краснодарском краях и Республике Коми практику взыскания ущерба при принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям в рамках гражданского судопроизводства.

Анализ показал, что положительная практика взаимодействия сложилась в описанных регионах благодаря сотрудникам налоговых и следственных органов, которые в полном объеме и на постоянной основе используют предоставленные им действующим законодательством возможности, при этом неукоснительно выполняют требования, предъявляемые вышестоящим руководством.

Только выстроенная на сегодняшний день система взаимодействия следователя и налогового инспектора позволяет разбираться в сути выявленных налоговых правонарушений и своевременно давать им уголовно-правовую оценку.

Достичь еще более значительного результата на данном направлении деятельности возможно исключительно при слаженном и тесном взаимодействии, постановке единых целей, а также преодолении разногласий, возникающих между заинтересованными ведомствами.

Изложенное сообщается для использования в практической деятельности в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения.

Заместитель Председателя
Следственного комитета
Российской Федерации
Е.Е.Леоненко

Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
Д.В.Егоров

Успех расследования налоговых преступлений прежде всего зависит от первоначального этапа, их выявления, закрепления доказательств, полученных в том числе в результате проведения налоговых проверок. Данный этап имеет ряд особенностей, раскрытие представляется более эффективным отразить через призму взаимодействия налоговых органов и органов следствия.

Взаимодействие при оценке материалов, послуживших поводом и основанием для возбуждения уголовного дела

Каждый из этапов расследования знаменуется своей целью. Основной целью расследования на первоначальном этапе, этапе возбуждения уголовного дела, является проверка сведений, находящихся в сообщении о преступлении и материалах проверке, их всестороннее и полное исследование и последующий сбор доказательств. Также необходимо помнить про обеспечительные меры для последующего возмещения ущерба.

Важно: деятельность по возмещению ущерба, причиненного налоговым преступлением бюджетной системе РФ, является приоритетной деятельностью всех правоохранительных органов и задает вектор взаимодействия между органами прокуратуры, органами полиции и налоговыми органами.

Итак, началом является оценка совокупности материалов и документов, поступивших из налоговых органов, которые явились поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два основных вида проверок, проводимых органами дознания и следствия до возбуждения уголовного дела в порядке, предусмотренном ст.144-ст.145 УПК РФ.

Первый вид проверок проводится на основании заявления или сообщения, поступившему дознавателю, следователю В этой связи необходимо обратить внимание на различие доследственных проверок. Их можно разделить на два основных вида:

  1. Проверки, назначаемые и проводимые по поступившему дознавателю, органу дознания, следователю о совершенном или готовящемся преступлении.
  1. Проверки, которые проводились другими уполномоченными органами в порядке осуществления контрольных и надзорных функций, например, органами прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, налоговыми органами при осуществлении камеральных и выездных проверок, предусмотренных налоговым законодательством, финансовыми, таможенными органами, органами полиции при реализации требований, предусмотренных Федеральным законом «О полиции», результаты которых направляются в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Данный вид проверок отличается тем, что при их проведении цель обнаружить признаки налоговых преступлений не ставится. Признаки преступления в таких случаях, как правило вытекают из налоговых, административных, финансовых правонарушений.

При рассмотрении вопроса о возбуждении уголовных дел по налоговым преступлениям по результатам таких проверок следователям необходимо обращать внимание не только на наличие признаков состава преступления, то есть на материальную сторону, но и на законность проведения этих проверок, то есть на процессуальную сторону.

Особенности допустимости доказательств, содержащихся в материалах проверки

В соответствии с ст. 74 УПК РФ все материалы проверки, в том числе и проведенные налоговыми органами, могут являться доказательствами по уголовному делу.

Однако при этом должны быть соблюдены определенные условия, при которых такие доказательства станут допустимыми.

Так, для любых проверок, проведенных как в соответствии с Федеральным законом «О полиции», Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Налоговым кодексом, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, обязательны следующие условия:

  • исполнение требований закона при определении соответствующего органа (должностного лица), обладающего полномочиями для ее проведения;
  • исполнение требований закона в ходе проведения проверки, условиях и необходимости для ее назначения, фиксации результатов проверки;
  • обеспечение и гарантии соблюдения прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан (налогоплательщиков) при проведении налоговых проверок;
  • исполнение требований уголовно-процессуального законодательства в ходе направления проверок в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также оформления поступивших материалов.

Порядок взаимодействия органов следствия и налоговых органов на стадии проведения налоговых проверок

Взаимодействие между налоговыми органами, органами предварительного следствия регулируется Приказом Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями» через определение последовательности проводимых оперативных, следственных и процессуальных действий.

Основная роль в определении ориентиров взаимодействия на стадии проведения проверок отводится налоговым органам.

Так, полученная налоговыми органами из правоохранительных органов информация по уже возбужденным уголовным делам или по материалам проверки, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, учитывается при разработке и утверждении плана выездных налоговых проверок на следующий квартал.

Данная информация рассматривается в срок не позднее не позднее квартала, следующего за кварталом поступления. Ее результаты служат основанием для включения и назначения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, в отношении которых содержатся сведения о нарушениях налогового законодательства;

Следующим этапом алгоритма является утверждение плана выездных налоговых проверок на следующий квартал и согласование этого плана с органами внутренних дел для того, чтобы иметь возможность осуществить комплекс оперативно-розыскных мероприятий в отношении конкретных налогоплательщиков о возможном уклонении от уплаты налогов (сборов) на сумму, подпадающую под признаки налогового преступления.

В случае если такие признаки будут выявлены налоговыми органами при проведении выездной проверки, в органы внутренних дел направляется запрос об участии в проведении проверки работников полиции.

Совместные проверки проводятся во исполнение п. 9 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347.

Необходимо обратить внимание на еще одну важную обязанность налоговых органов. В случае, если налоговым органом по результатам проверки принимается решение о привлечении к ответственности налогоплательщика, уклоняющегося от уплаты налоговых платежей либо незаконном возмещении налогов в особо крупном размере, такая информация незамедлительно направляется в органы прокуратуры. Также обращает на себя внимание обязанность налоговых органов после проведения выездной налоговой проверки и вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в случаях и порядке, предусмотренных п. 10 ст. 101 НК РФ, принимать обеспечительные меры (запрет на отчуждение, передачу в залог имущества, приостановление операций по счетам налогоплательщика) для обеспечения взыскания недоимки, пеней и штрафов по всем проверкам, выявившим признаки налогового преступления.

Порядок взаимодействия налоговых органов и органов следствия при выявлении и расследовании налоговых преступлений

Особая роль при определении вектора взаимодействия правоохранительных органов и налоговых органов принадлежит следователям Следственного Комитета РФ.

Так, следователям вменены следующие права и обязанности:

  • направление письменного уведомления о результатах рассмотрения материалов, поступивших из налоговых органов с предоставлением копии об отказе в возбуждении уголовного дела в случае принятия такого решения;
  • направление письменного запроса в налоговые органы о предоставлении недостающих документов, в случае недостаточных оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела по налоговому преступлению;

Важно: запрашиваемые документы или их заверенные копии должны быть предоставлены налоговым органов в течение 7 дней.

  • проведение регулярных рабочих встреч с органами полиции, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, иными государственными органами и должностными лицами, органами местного самоуправления, на которых ставить вопрос об установлении имущества лиц, являющихся подозреваемыми, обвиняемыми по уголовным дела, находящимся в производстве СК РФ;
  • в случае получения информации об имуществе лица, проходящего по материалам проверки в порядке ст.144-145 УПК до возбуждения уголовного дела, направлять эту информацию в налоговые органы для принятия обеспечительных мер по сохранности обнаруженного имущества.

Целесообразно по данной категории уголовных дел сначала допросить тех лиц, которые участвовали в проведении проверки и выявлении самого факта преступления. Для уяснения всей картины совершенного преступления особенно полезно получить необходимую информацию от специалистов, ревизоров, экспертов, участвовавших в налоговой проверке, работников банков о способах его совершения, определения круга документов, которые еще потребуется собрать.

Следующим важным моментом расследования является мобильность и своевременность принятия решения и проведения осмотров помещений, где могут храниться необходимые документы; обысков, как по месту работы, так и по месту жительства самого лица, его родственников и знакомых; ареста имущества, полученного преступным путем, а также имущества в целях последующего возмещения причиненного ущерба.

Строгая регламентация порядка взаимодействия налоговых органов и органов следствия позволяет не только избежать нарушений уголовно-процессуального законодательства на стадиях выявления, принятия решения о возбуждении и расследовании уголовных дел о налоговых преступлениях, но и добиться своевременного возмещения средств, утраченных бюджетами различных уровней.

Зафесов Руслан

С интересом прочел в «АГ» заметку адвоката Анатолия Рипинского «Одной “перестановкой” подследственности проблем с налоговыми преступлениями не решить».

Вряд ли кто-либо из экспертов в сфере экономических преступлений согласится с тезисом, что проблемы, возникающие при налоговых расследованиях, возможно решить одной только сменой органа предварительного расследования. При этом для меня осталось не до конца очевидным, какие именно обсуждения изменения уголовно-процессуального законодательства, в том числе в вопросах подследственности, имеет в виду автор статьи. Да и вопрос о полной передаче полномочий по расследованию налоговых преступлений следователям МВД представляется, на мой взгляд, весьма спорным.

При этом можно с полной уверенностью утверждать, что руководство Следственного комитета РФ вряд ли добровольно согласится на такую уступку – прежде всего потому, что расследование налоговых преступлений генерирует для СКР положительные показатели в работе. Так, в интервью газете «Известия» заместитель председателя СКР Елена Леоненко, курирующая расследование налоговых преступлений, привела результаты работы ведомства на данном направлении. За 10 лет работы СКР в бюджет государства по налоговым преступлениям было возмещено 208 млрд руб.; стоимость имущества, на которое был наложен арест, составила 67 млрд руб., а в последние четыре года следователям удается в среднем возмещать 50% от причиненного ущерба.

Таким образом, благодаря полномочиям расследовать налоговые преступления СКР сегодня может не только отчитаться о количестве уголовных дел, направленных в суд, но и указать сумму денежных средств, возмещенных бюджету в сегодняшнее непростое время.

В рассматриваемой статье автор, к сожалению, при констатации того, что в последние годы наблюдается рост количества возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям, не привел ссылки на статистические данные. Кроме того, одной из причин роста количества уголовных дел автор считает «кардинальное изменение с 2014 года порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям», хотя, на мой взгляд, ничего революционного в порядке их возбуждения не произошло. В 2014 г. законодатель лишь вновь признал результаты оперативно-разыскной деятельности надлежащим поводом для возбуждения уголовных дел по налогам, вследствие чего произошел определенный скачок количества уголовных дел – с 1836 в 2014 г. до 2962 дел в 2015 г.

Другой тезис автора, когда он объясняет причину роста уголовного преследования по налоговым преступлениям, звучит как «отсутствие прямой зависимости принятия решения о возбуждении уголовного дела от вступившего в силу решения налогового органа». На практике действительно встречаются случаи возбуждения уголовных дел при наличии не вступившего в силу решения налогового органа или вообще без него, но поводом для возбуждения подобных дел являются результаты ОРД, пусть и основанные на материалах незавершенной налоговой проверки.

В п. 9 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику соответствующего решения налогового органа, после чего дается еще месяц на его обжалование в вышестоящий налоговой орган. В свою очередь, материал по факту нарушения налогового законодательства направляется в следственные органы в течение 10 дней после истечения двухмесячного срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 32 НК). В связи с этим материалы, направляемые налоговым органом следователю, всегда основаны на вступившем в законную силу решении налогового органа.

Интересно и то, что главной причиной увеличения количества возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям автор статьи считает передачу полномочий по расследованию СКР, что, на мой взгляд, весьма спорно, поскольку в течение нескольких лет после изменения подследственности расследование налоговых преступлений либо осуществлялось выходцами из МВД, либо в любом случае было далеко от идеала. Таким образом, полагаю, что изменение подследственности может лишь негативно повлиять на процесс расследования.

Действительно, если сравнивать количество уголовных дел в 2019 г. с показателями работы в 2011 г., то количество возбужденных уголовных дел возросло почти в полтора раза. Однако на практике за 2019 и 2020 гг. сотрудники СКР отмечают пусть незначительное, но снижение количества возбужденных дел, что не свидетельствует о том, что совершать налоговые преступления стали меньше.

Данное обстоятельство объясняется двумя факторами: общим снижением количества налоговых проверок из-за все большего внедрения цифровых технологий при осуществлении налогового администрирования и серьезным увеличением пороговых сумм неуплаченных налогов, за неуплату которых наступает уголовная ответственность.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что в настоящее время нет никаких оснований говорить о неуклонном росте показателей налоговых преступлений – как раз наоборот: ситуация в этой сфере уголовного права стабилизировалась, и связано это с не чем иным, как с более системным подходом налоговых и следственных органов, а также появлением новых цифровых технологий. Таким образом, если раньше следователи возбуждали 100 уголовных дел, из которых только 50 содержали необходимую доказательственную базу и имели судебную перспективу, то сегодня возбуждается всего 60 дел, из которых 50 – перспективны.

Читайте также: