Высказывания петра 1 о налогах

Опубликовано: 26.04.2024

Цитаты Петра 1
Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат императора Петра I Великого (1672 — 1725).

Это человек, превративший Россию из царства в империю.

Цитаты сгруппированы по темам: новые порядки, война, жизненная этика, знать, политика, русские, о себе, закон, флот, воровство.

О новых порядках

Говори кратко, проси мало, уходи борзо!

Весьма имеют быть наставлены те, которые сами не знают.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.

Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зрящно не засорять и отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю.

Кто станет говорить речи, другому — не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабам-торговкам.

В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает.

О войне

Победу решает военное искусство и храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Грудь их — защита и крепость отечеству.

Чем больше опасности - тем более славы.

Кто знамени присягнул единожды, у оного до конца жизни стоять должен!

Непрестанно тому обучать, как в бою поступать.

Деньги суть артерия войны.

Кто жесток, тот не герой.

Мир — хорошо, однако при том дремать не надлежит, чтоб не связали рук, да и солдаты чтоб не сделались бабами.

О жизненной этике

Все люди — лжецы и лицемеры.

Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума — пуста.

Несчастия боятся - счастья не видать.

Понеже пропущение времени смерти невозвратной подобно.

Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер: такой безобразит человечество.

Забывать службу ради женщины непростительно. Быть пленником любовницы хуже, нежели пленником на войне; у неприятеля скорее может быть свобода, а у женщины оковы долговременны.

О знати

Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, дабы дурь была видна каждого.

Изволь объявить при съезде в Полате всем министром, которые в конзилию съезжаютца, чтоб они всякие дела, о которых советуют, записывали и каждой бы министр своею рукою подписывали, что зело нужно, надобно и без того отнюдь никакого дела не определяли, ибо сим всякого дурость явлена будет.

Я почитаю заслугами своими Отечеству доставших себе знатность и уважаю их потомков, каковы, например, Репнины и им подобные; но тот, однако же, из потомков знатных родов заслуживает презрение мое, которого поведение не соответствует предкам их; и дурак сноснее в моих глазах из низкого роду, нежели из знатного.

О политике

Оградя отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству через искусства и науки.

Наша коммерция и без того как больная девица, которой не должно пугать или строгостью приводить в уныние, но ободрять ласкою.

Пусть кто хочет утаивает товары; он своею утайкою больше подвергается опасности, нежели моя казна. Можно описывать в казну только те утаенные товары, которые будут найдены. Кто меня девять раз обманет, а в десятый раз будет пойман, тот заплатит мне вдруг столько, сколько он в девять раз утаил и у меня украл.

О русских

Русский тот, кто Россию любит и ей служит.

Русский народ, яко дети, неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера, не приневолены бывают.

Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы.

О себе

Я могу управлять Россией, но не могу управлять собой.

Гоняйтесь за дикими зверями сколько угодно: эта забава не для меня. Я должен вне государства гоняться за отважным неприятелем, а в государстве моем укрощать диких и упорных подданных.

Я знаю, что я подвержен погрешностям и часто ошибаюсь, и не буду на того сердиться, кто захочет меня в таких случаях остерегать и показывать мне мои ошибки.

О законе

Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному.

Незнанием закона никто не отговаривайся.

Надлежит законы и указы писать явно, чтоб их не перетолковать. Правды в людях мало, а коварства много. Под них такие же подкопы чинят, как и под фортецию.

О флоте

Всякий потентат [правитель], который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.

Морских солдат за границей в кабаки не пускать, потому как слова доброго не скажут, а драку учинят незамедлительно.

О воровстве

Всякий, кто украдёт из казны настолько, сколько стоит верёвка, на той же верёвке повешен будет.

За признание — прощение, за утайку — нет помилования. Лучше грех явный, нежели тайный.

Интересно, что оценки деятельности Петра I до сих пор сильно разнятся в зависимости от взглядов людей на то, какой была, есть и должна быть Россия. Собственно, подобную разноголосицу легко обнаружить в приведенных ниже цитатах:

Цитаты про Петра I

  • Людовик XIV: Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть.
  • А. Нартов: Когда Его величество обедал в токарной, тогда за столом бывал с ним и Нартов, часто судил с ним о разных художествах, рукоделиях, ремеслах для заведения оных во своем Отечестве и яко на знатока в представлениях его полагался. В токарныя же комнаты, кроме сего механика, никто без особливаго Его величества приказа впускаем не был.
  • Г. Лейбниц: Чем больше я наблюдаю дарования этого монарха, тем более сему удивляюсь.
  • А. Пушкин: Петр I — одновременно Робеспьер и Наполеон (воплощение революции). (кстати, цитаты Пушкина)
  • К. Аксаков: Он взглянул на Россию: совершающая трудный путь самобытного развития, старающаяся усвоить всё хорошее, но не переставая быть собою, медленно идущая вперёд, признающая народ всегда народом, не одевающая разврата в приличие и благоверность, вовсе не блестящая внешним блеском, исповедующая перед гордой Европой иные, не эффектные начала смирения и духовной свободы, глубоко верующая, тихо молящаяся, показалась Россия Петру невежественною страною, в которой нет ничего хорошего, кроме доброго, отличного народного материала. Пётр не усомнился разом осудить всю жизнь России, всё её прошедшее, отвергнуть для нея возможность самости и народности.
  • С. Соловьев: Петр не был царем в смысле своих предков, это был герой-преобразователь или, лучше сказать, основатель нового царства, новой империи и, чем более вдавался он в свою преобразовательную деятельность, тем более терял возможность быть похожим на своих предков; притом же и великая война прекратилась незадолго до его смерти.
  • В. Ключевский: Преобразовательные неудачи станут после Петра хроническим недугом нашей жизни… Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощённом обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства — это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешённая. (кстати, цитаты Ключевского)
  • Л. Толстой: С Петра I начинаются особенно поразительные и особенно близкие и понятные нам ужасы русской истории. Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь 1/4 столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живых в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует, пьянствует, сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных членов и подобиями Евангелий — ящиком с водкой славить Христа. (кстати, цитаты Толстого)
  • И. Сталин: Что касается Петра Великого, то последний был каплей в море, а Ленин целый океан. (кстати, цитаты Сталина)

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Комментарии также всячески приветствуются!

-Рубрики

  • АКТЕРЫ (528)
  • АКТЕРЫ 2 (80)
  • БЫТЬ КРАСИВОЙ (31)
  • ВЕЛИКИЕ АКТЕРЫ (136)
  • ВЕРА. ПРАВОСЛАВИЕ (146)
  • ВЕРА.ПРАВОСЛАВИЕ-2 (96)
  • ВИДИО (21)
  • ВОВ (76)
  • ВСЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ (152)
  • ВСЕ ДЛЯ ДНЕВНИКА (43)
  • ВЯЗАНИЕ (120)
  • ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (88)
  • ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ (43)
  • ВЯЗАНИЕ.ВАРЕЖКИ (10)
  • ВЯЗАНИЕ.ДЕТЯМ (105)
  • ВЯЗАНИЕ.НОСКИ (35)
  • ВЯЗАНИЕ.ПИНЕТКИ (51)
  • ВЯЗАНИЕ.СЛЕДОЧКИ И ТАПОЧКИ (75)
  • ВЯЗАНИЕ.ШАПОЧКИ (38)
  • ДИЕТЫ (94)
  • ЖЗЛ (340)
  • ЖИВОПИСЬ (55)
  • ЗАГОВОРЫ.ОБРЯДЫ. (190)
  • ЗДОРОВЬЕ (400)
  • ИГРУШКИ ДЕТЯМ (41)
  • ИНТЕРЕСНО (495)
  • ИНТЕРЕСНОЕ О ЖИВОТНЫХ (38)
  • ИСТОРИЯ (176)
  • ИСТОРИЯ (СПОРНОЕ) (21)
  • ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ (60)
  • ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО (555)
  • ИСТОРИЯ РУСИ (208)
  • ИСТОРИЯ РУСИ.СЛАВЯНЕ (61)
  • КИНО (66)
  • КУЛИНАРИЯ (21)
  • КУЛИНАРИЯ БЛЮДА ДЛЯ ПРАЗДНИКОВ (37)
  • КУЛИНАРИЯ. СОУСЫ (18)
  • КУЛИНАРИЯ.БЛЮДА С ЯБЛОКАМИ (1)
  • КУЛИНАРИЯ.ВИНО.НАСТОЙКИ.НАЛИВКИ (211)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА (182)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА С МОРКОВЬЮ (20)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА С ТВОРОГОМ (88)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.БЛИНЧИКИ (87)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.БУЛОЧКИ (96)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.КЕКСЫ (22)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.КУЛИЧИ (70)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.МАННИКИ.КОВРИЖКИ (13)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ПЕЧЕНЬЕ (166)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ПЕЧЕНЬЕ НЕ СЛАДКОЕ (10)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ПИРОГИ МЯСНЫЕ (64)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ПИРОГИ НЕ СЛАДКИЕ (103)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ПИРОГИ СЛАДКИЕ (119)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ПИРОГИ.БЕЛЯШИ.ЧЕБУРЕКИ. (67)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ТЕСТО (73)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ТОРТИКИ (182)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ТОРТИКИ БЕЗ ВЫПЕЧКИ (21)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ХЛЕБ (120)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ХЛЕБОПЕЧЬ (11)
  • КУЛИНАРИЯ.ВЫПЕЧКА.ШАРЛОТКА (18)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ В ГОРШОЧКАХ (13)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ ЗАКУСКИ (205)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ КАРТОФЕЛЬНЫЕ БЛЮДА (87)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ КАШИ (18)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ МЯСО (87)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ МЯСО . ФАРШ (86)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ МЯСО.ГОВЯДИНА (11)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ МЯСО.КУРОЧКА (200)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ МЯСО.ПОТРОШКА (73)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ МЯСО.СВИНИНА (161)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ МЯСО.СОЛИМ САЛО (34)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ МЯСО.ШАШЛЫЧКИ (86)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ ОВОЩИ (165)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ ПЕЛЬМЕНИ.ВАРЕНИКИ.МАНТЫ (21)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ ПЛОВ (4)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ РЫБУ (76)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ РЫБУ СОЛЕНУЮ И МАРИНОВАНУЮ (57)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ С ГРИБАМИ (19)
  • КУЛИНАРИЯ.ГОТОВИМ СУПЫ (54)
  • КУЛИНАРИЯ.ДЕСЕРТЫ С КЕФИРОМ (5)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ (240)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ.БАКЛАЖАНЫ (43)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ.ГРИБЫ (20)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ.КАБАЧКИ (60)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ.КАПУСТА (39)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ.ОГУРЦЫ (87)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ.ПЕРЕЦ (16)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ.СЛАДКИЕ (69)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ.ТОМАТЫ (171)
  • КУЛИНАРИЯ.ЗАПЕКАНКИ (6)
  • КУЛИНАРИЯ.МУЛЬТИВАРКА.МИКРОВОЛНОВКА. (51)
  • КУЛИНАРИЯ.НАПИТКИ (31)
  • КУЛИНАРИЯ.ПАСХА (33)
  • КУЛИНАРИЯ.ПОЛЕЗЕН ЛИ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ПРОДУКТ (74)
  • КУЛИНАРИЯ.ПОЛЕЗНЫЕ КУЛИНАРНЫЕ СОВЕТЫ (22)
  • КУЛИНАРИЯ.ПОСТНЫЕ БЛЮДА (29)
  • КУЛИНАРИЯ.САЛАТЫ (180)
  • КУЛИНАРИЯ.САЛАТЫ РЫБНЫЕ И ИЗ МОРЕПРОДУКТОВ (46)
  • КУЛИНАРИЯ.САЛАТЫ С КУРОЧКОЙ (76)
  • КУЛИНАРИЯ.САЛАТЫ С МЯСОМ (40)
  • КУЛИНАРИЯ.САЛАТЫ С ОВОЩЯМИ (35)
  • КУЛИНАРИЯ.СЛАДОСТИ (118)
  • КУЛИНАРИЯ.СЫРНЫЕ БЛЮДА (6)
  • КУМИРЫ (62)
  • ЛЮБИМЫЕ МЕЛОДИИ (49)
  • МИСТИКА (22)
  • МИФЫ,ПРИТЧИ,СКАЗКИ. (12)
  • МЫ ВАС ПОМНИМ 1. (458)
  • МЫ ВАС ПОМНИМ 2. (299)
  • МЫ ВАС ПОМНИМ 3. (231)
  • НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ (68)
  • НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ-1 (629)
  • НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ-2 (221)
  • НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ.МЕД И ПРОДУКТЫ ПЧЕЛОВОДСТВА (36)
  • ОБО ВСЕМ ПО НЕМНОГУ (99)
  • ПЕВЦЫ (116)
  • ПЕСНИ КОТОРЫЕ Я СЛУШАЮ (91)
  • ПОЗДРАВЛЕНИЯ (21)
  • ПРИМЕТЫ (5)
  • РУКОДЕЛИЕ (86)
  • САД.ОГОРОД (924)
  • САД.ОГОРОД.БАКЛАЖАНЫ (71)
  • САД.ОГОРОД.ГОРОХ. (15)
  • САД.ОГОРОД.ДИЗАЙН УЧАСТКА (46)
  • САД.ОГОРОД.ЗЕЛЕНЬ (48)
  • САД.ОГОРОД.КАБАЧКИ,ТЫКВЫ. (54)
  • САД.ОГОРОД.КАПУСТОЧКА (82)
  • САД.ОГОРОД.КАРТОФЕЛЬ (72)
  • САД.ОГОРОД.КЛУБНИКА (173)
  • САД.ОГОРОД.КОРНЕПЛОДЫ (162)
  • САД.ОГОРОД.КУСТАРНИКИ И ДЕРЕВЬЯ (204)
  • САД.ОГОРОД.ЛУЧЕК.ЧЕСНОЧЕК (323)
  • САД.ОГОРОД.ОГУРЧИКИ (185)
  • САД.ОГОРОД.ПЕРЧИК (159)
  • САД.ОГОРОД.РАССАДА (335)
  • САД.ОГОРОД.СЕМЕНА (23)
  • САД.ОГОРОД.ТОМАТЫ (469)
  • САД.ОГОРОД.ЭКЗОТЫ (75)
  • СОВЕТЫ ХОЗЯЮШКЕ (263)
  • СТИХОТВОРЕНИЯ (585)
  • СТИХОТВОРЕНИЯ О ВОЙНЕ (9)
  • ФОТОШОП (6)
  • ЦВЕТОЧКИ (92)
  • ЦВЕТОЧКИ.ВЬЮНКИ (3)
  • ЦВЕТОЧКИ.ДОМАШНИЕ ЦВЕТЫ (145)
  • ЦВЕТОЧКИ.КЛЕМАТИСЫ (37)
  • ЦВЕТОЧКИ.ЛИЛИИ (73)
  • ЦВЕТОЧКИ.ЛУКОВИЧНЫЕ (99)
  • ЦВЕТОЧКИ.МНОГОЛЕТНИКИ (201)
  • ЦВЕТОЧКИ.ОДНОЛЕТНИКИ (148)
  • ЦВЕТОЧКИ.ПЕТУНИЯ (55)
  • ЦВЕТОЧКИ.ПИОНЫ (44)
  • ЦВЕТОЧКИ.РОЗА (83)
  • ЦВЕТОЧКИ.ТЮЛЬПАНЫ (14)
  • ЦВЕТОЧКИ.ФЛОКСЫ (21)
  • ЦВЕТОЧКИ.ХРИЗАНТЕМЫ (6)
  • ЦВЕТОЧКИ.ЭУСТОМА (20)
  • ШИТЬЕ (93)
  • ЭТО НАДО ЗНАТЬ (111)
  • ЮМОР (99)

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

САМЫЙ НЕЛЕПЫЙ И АБСУРДНЫЙ НАЛОГ ПРИ ПЕТРЕ I

Петр I всегда был неординарной личностью. Великий царь обожал власть во всех ее проявлениях, стирая любые грани допустимого.

Несмотря на всю свою жесткость и суровость, а также массу противоречий, эпоха правления Петра I отмечается резким подъемом, преобразовавший Россию. Надо отдать должное — старался царь больше для России, хотел и верил, что не забудет страна всех его достижений. А ведь именно при нем произошли изменения в календаре, появился флот, был построен Петербург, перенос столицы и многое-многое другое.

Не обошлось конечно и без причуд. И самая главная из них — налог на бороду. Его беспощадная борьба с «бородатой Русью» закончилась тем, что 5 сентября 1689 года русский царь ввел пошлину на ношение бороды. Напомню, что на тот момент царю было всего 26 лет и он только-только вернулся из очередного турне по Европе. Молодой, горячий, вспыльчивый царь тут же принялся собственноручно отрезать бороды боярам. Представляю ужас на лицах тех, кто попал под руку обезумевшему фанату гладко выбритого лица и шеи.

Спрашивается — не комплексовал ли 26 летний Петр, находясь постоянно в окружении уверенных в себе «бородатых» бояр. Быть может причиной его бесцеремонной выходки было то, что его редкая щетина не могла конкурировать с неотъемлемой старорусской традицией — всем мужикам носить бороды. Ведь на Руси именно борода придавала значимость в обществе, символ мужества и мужской силы.

Северные славяне, носили и чтили бороды с незапамятных времен, задолго до принятия христианства. На Руси считалось, что у каждого мужчины должна быть борода, т.к. она была признаком мужественности, мудрости и силы. Ей придавали очень большое внимание, оберегали ее, ухаживали за ней. Доходило до того, что если у человека была некрасивая оборванная борода, то его считали неполноценным человеком. Не было худшего оскорбления, чем плевок в бороду. А еще считалось весьма позорным -сбривать бороду. Знал ли это Петр, что своим неуважением к русской традиции — носить бороду, он одним махом и оскорбит и опозорит всех бородачей на Руси? — ответ вполне очевиден. Знал, предвидел и хотел сделать то, что его всегда смешило и раздражало.

«Введение налога на бороды представляют едва ли не как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем».

Действительно, налог на бороды появился в России после возвращения царя из поездки в Европу. В августе 1689 года Петр I выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с Нового года (начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября) запрещалось ношение бород.

САМЫЙ НЕЛЕПЫЙ И АБСУРДНЫЙ НАЛОГ ПРИ ПЕТРЕ I

«Стрижка длинных пол и бород при Петре I» Сергей Ефошкин

Введение этой меры было обставлено эффектно: 26-летний царь собрал бояр, потребовал принести ножницы, и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.

КАК ОБСТОЯЛИ ДЕЛА С БОРОДОЙ ДО ПЕТРА I

Обычай носить бороды не имел у нас религиозного культа до X века. Бороду носили и чтили без участия церковного авторитета. Но с Х века Русь принимает Крещение. По примеру византийского духовенства, на Руси принимают апологию бороды, указывая на древних библейских пророков и Христа с апостолами. Т.е. получилось так, что Православная Церковь ещё более утвердила народную традицию ношения бороды и освятила этот обычай, вследствие чего борода делается символом одновременно и русской веры и русской национальности.

САМЫЙ НЕЛЕПЫЙ И АБСУРДНЫЙ НАЛОГ ПРИ ПЕТРЕ I

Как настоящая святыня, борода охранялась государством. Так, Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду.

Еще Иван Грозный говаривал, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Раньше священники на Руси отказывали в благословении безбородому. А патриарх Адриан сказал так: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее».

Причиной случаев бритья бороды часто был содомский грех или просто блудная страсть, поэтому бриться было прямо запрещено. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать своему лицу женский облик.

В эпоху Смутного времени и в XVII веке бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. Например, Лжедмитрий I брился. Отсутствие у него бороды рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства. Когда же во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усилилась склонность к бритью, патриарх в ответ на это заявил: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный». Кстати, в средние века закрепилось поверье, что если встретишь безбородого мужчину, то он плут и обманщик.

ПЕТР I И ЕГО БОРОДАТАЯ РЕФОРМА

Мы уже выяснили, что сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями о мужской красоте и образе, достойном человека, поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. Пётр I же устроил гонения несогласных и вплоть до смертной казни за неповиновение брить бороду. Нашим предкам приходилось сражаться не на жизнь, а насмерть. Были подняты восстания по всей Сибири, которые впоследствии были подавлены войсками. За восстания и неповиновение царю людей вешали, четвертовали, колесовали, сжигали на кocтpax и сажали на кол.

В итоге, видя такое сопротивление в народе, Пётр I в 1705 году заменил свой закон на другой «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков», согласно которому с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак.

САМЫЙ НЕЛЕПЫЙ И АБСУРДНЫЙ НАЛОГ ПРИ ПЕТРЕ I

Бородовой знак 1705 года, Новодел, фото: rarecoins.ru

Только Екатерина II отменила плату с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В 1863 году Александр II отменил «бородовые» запреты.

ПОСЛЕПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД

Вопрос бороды с XVIII века постоянно являлся предметом государственных указов. Поставил точку в этом вопросе император Александр III, личным примером, как и его сын — Николай II, доказавший, что борода и усы — это дань русским традициям и обычаям.

Со времен Петра I, насадившего в России чуждые Православию обычаи, в России настолько укоренилось брадобритие, что сегодня ношение бороды вызывает непонимание и неодобрение. Зачастую человека, сохраняющего христианский образ, могут не принять на работу, требуя, чтобы он сперва побрился. Учитывая это печальное обстоятельство, духовные отцы наставляют христиан не следовать прихотям мира сего, но бояться прогневать Господа.

ЛЮБОПЫТНО, НО ФАКТ…

• Кстати, Петр Алексеевич не был первооткрывателем по части введения пошлины на бороду. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.

• Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

• Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.

• Кстати, в годы Великой Отечественной войны именно борода была заметным отличием между бойцами регулярной Красной Армии и партизанами. Этот характерный внешний признак воспел Леонид Утесов в своей знаменитой песне «Партизанская борода».

• Интересно бы заглянуть в глаза 26 летнему Петру I, если бы его приказа ослушался самый доблестный и бесстрашный бородач — богатырь и защитник земли русской Илья Муромец. Жаль только жили они в разное время…

НАЛОГ НА ЦВЕТ ГЛАЗ

Петр I, ведя непрерывные войны и проводя многочисленные реформы, нуждался в деньгах. И не малых! Меры по усилению доходов начали проводиться еще в конце XVII века. Увеличивались налоги с бань, с лавок и т. д. Переписывали домашние бани: с боярских бань брался налог 3 рубля, с дворянских - 1 рубль, с крестьянских -15 копеек. Придумывали новые налоги при Петре I специальные люди -«прибыльщики» .

С 1704 года были введены новые налоги :

-со свадеб,

-с русского платья,

-погребной,

-с раскольников,

-с извозчиков,

-с постоялых дворов,

-с мельниц,

-с найма домов,

-сапожный,

-шапочный и т. д.


В Башкирии «прибыльщики» взимали налоги и за глаза.


B вoceмнaдцaтoм вeкe в Бaшкиpии ввoдитcя нaлoг нa цвeт глaз . Чeм тeмнee были глaзa y иx cчacтливoгo oблaдaтeля, тeм мeньшe oн плaтил нaлoгa . Дeлo в тoм, чтo пo cyщecтвoвaвшим тoгдa пoнятиям, иcкoнный житeль Бaшкиpии, чьи poдитeли были тaкжe кopeнными бaшкиpaми, нecoмнeннo, дoлжeн был oблaдaть иcключитeльнo чёpным цвeтoм глaз. Пoэтoмy и caмыми низкooблaгaeмыми глaзaми были глaзa чёpнoгo цвeтa. Плaтa зa ниx cocтaвлялa вceгo-нaвceгo 2 aлтынa. Зa cepыe глaзa пpиxoдилocь oтдaвaть yжe ceмь aлтын. Зa зeлёныe и гoлyбыe пo дecять и тpинaдцaть aлтын cooтвeтcтвeннo. Tpyднee вcex жилocь в Бaшкиpии aльбинocaм. Taк, нaвepнoe, бaшкиpы бopoлиcь зa чиcтoтy бpaкoв.

В конце своего царствования Петр I задумался - не перебрал ли он с налогами. И от количества перешел к качеству. Много мелких сборов он отменил, но в замен «дабы государство не оскудело» ввел подушную подать. С помещичьих крестьян брали 80 копеек с души в год, с посадских людей - 40 копеек. Интересно, что новую подать брали и с младенцев, и со столетних стариков.

Отмене "СТРАННЫХ" налогов способствовало и АЛДАР-КУСЮМОВСКОЕ ВОССТАНИЕ .


"Прибыльщики" Андрей Жихарев и Михаил Дохов, следуя в Уфу через Казанское и Мензелинское воеводства, проявили чрезмерное "усердие" в выполнении царского Указа. Они к существующим пунктам добавили десятки новых:

-о дополнительных налогах за каждую печную трубу,

-за посещение базара и мечети,

-за каждое обручение с новобрачных и обручающих их мулл,

-за каждую голову скотины, пасущейся в стаде,

-за молитву за усопших.. .

Были введены налоги с ульев, с кож, с хомутов, с дуг, с прорубей, с окон, с погребов', с ворот.. . До того буйно разгулялись фантазия и жадность эмиссаров, что они решили внести пункт о сборе налогов за цвет глаз: по шести копеек с сероглазых и восемь копеек с черноглазых!. .


Для слушания большого "царева" Указа в октябре 1704 года в 12-ти верстах от Уфы, на месте слияния рек Белая и Чесноковка, собрали татарских и башкирских старшин, проживавших в Мензелинском, Уфимском, Бирском, Исетском воеводствах. Естественно, что этот "додуманный" прибыльщиками и состоявший уже из 72 пунктов "Указ" вызвал ненависть у собравшихся. Разъяренные старшины избили эмиссаров, а их "Указ", разорвав в клочья, выбросили в реку .


Для Петра и его окружения, ведущих бесконечные бои со шведами на севере и западе страны, поднявшийся на востоке России бунт был совсем некстати. Поэтому царь в спешном порядке выслал в Казань и Астрахань большое войско под начальством фельдмаршала Бориса Шереметьева, который прибыл в Казань 18 декабря 1705 года и быстро выяснил причины возникшего восстания. Вскоре он обратился к татаро-башкирскому народу с призывом прекратить бунт, в то же время направил к восставшим своего доверенного офицера с приглашением мусульманских вожаков на мирные переговоры.

Части местного населения пришлись по душе стремления Шереметьева уладить создавшуюся в крае военную обстановку мирным путем. Поэтому 75 старшин закамских волостей, собравшись на курултай, решили прекратить восстание. При этом они написали челобитную на имя Петра с просьбой отменить "Указ" из тех "знаменитых" 72 пунктов (в народе данный Указ прозванный "Указом налогов с глаз "). Пётр приказал отменить Указ о дополнительных налогах.


Петру на все требовались деньги: на содержание огромной полицейской армии, на увеселительные мероприятия, «стройки века» и т.д., и т.п. И вот какие новшества в области налогообложения для этой цели он изобрел:

«…учреждается Монастырский приказ, контролирующий церковное имущество. Как итог деятельности только этого приказа — с 1701 по 1710 годы государство получило дополнительный доход более миллиона рублей» [2] (с. 210).

Корова в ту пору стоила 1,5 рубля. Таким образом, это будет что-то порядка: 666 666 коров. Что-то сильно напоминающая цифра. Случайно ли?

Помимо того налоги были введены по следующим пунктам:

«1. “Орленая” бумага (все официальные документы, от договоров по мелким сделкам до прошений в гос. учреждениях, должны были подаваться на гербовой бумаге).

  1. Сбор на рождение (родился ребенок — плати).
  2. Сбор на похороны (помер близкий — плати).
  3. Сбор на заключение брака.
  4. Сбор на составление завещания.
  5. Налог на пшеницу.
  6. Налог на свечи.
  7. Налог с владельца лошади.
  8. Налог на конскую шкуру (сдох у тебя конь, ободрал ты его — плати).
  9. Налог на конские хомуты.
  10. Налог на упряжные дуги.
  11. Налог на ношение бороды.
  12. Отдельный налог на ношение усов.
  13. Каждый десятый поросенок от каждой свиньи должен сдаваться в казну.
  14. Налог на домовладение (в Москве).
  15. Налог на ульи (по всей России).
  16. Сбор с покупки кровати.
  17. Банный сбор (с каждой баньки).
  18. Мельничный сбор и сбор с владельца постоялого двора.
  19. Трубный сбор (есть у тебя печь с трубой — плати) [вот откуда берет начало проевшая нам сегодня всю плешь черная хата. — А.М.).
  20. Сбор с дров, купленных для собственного употребления.
  21. Налог на орехи (купил орехи, а в их цену включен и налог).
  22. Налог на арбузы.
  23. Налог на огурцы.
  24. Налог на питьевую воду.
  25. Налог на продажу лошадей.
  26. Налог на частные рыбные ловли.
  27. Налог на покупку гробов.

Кроме того, источником вышибания денег стали так называемые казенные монополии на тот или иной продукт или товар, над производством или продажей которого государство осуществляло контроль и по своему усмотрению регулировало на него цену. В этот перечень входили: все виды спиртного, смола, деготь, рыба, рыбий жир, масло, мел, ворвань, поташ, ревень, свиная щетина, сибирские меха, шахматы, игральные карты, лен, табак, соль (что до соли, ее указом от 1705 г. предписывалось продавать со стопроцентной «накруткой», и люди, которым не по силам было платить бешеные деньги, из-за отсутствия соли болели и умирали)» [3] (с. 377–379).

«…правительство в 1705 г. предоставило себе исключительное право продажи соли, запретив вольный промысел» [4] (с. 710).

То есть уже изначально сам этот закон предусматривал смерть малоимущих слоев населения. Для них соль уже и запретили вообще вырабатывать!

«Однако и этого не хватало, чтобы прокормить государственных монстров, отрицавших все нормальные законы экономики, грянуло невиданное в России новшество — подушная подать, как и многие иные нововведения Петра, позаимствованная во Франции. Вместо принятой раньше податной единицы, “двора”, отныне брали с каждой живой души — от младенцев до стариков. Эту систему отменил лишь в 1887 г. Александр III…

Петр тем не менее не достиг в увлекательном деле измышления все новых податей подлинных высот. Во время Отечественной войны немецкие оккупанты в Белоруссии брали налог за каждое окно в избе, а также налог на собак и кошек. В свое время Петр отчего-то не обратил внимания на столь заманчивые статьи доходов, и, слава Богу, не исключено, что в этом случае на Руси вовсе перевелись бы собаки и кошки [но сначала перевелись бы люди — А.М.]…

Стоит еще добавить, что попутно сдирали колокола с церквей, дабы переплавить их на пушки, забривали в солдаты монахов…

Подобное налоговое ярмо требовало драконовских мер для его выполнения, а потому по всей стране были расквартированы войска, которые и взяли на себя функцию сборщика налогов.

Выглядело это так. Была произведена “раскладка полков на землю”, и по всей стране разместили воинские части, которые население обязалось взять на полное содержание. Денежки должен был вышибать особый комиссар, избиравшийся из дворян данной губернии. Полк, разместившийся в конкретной местности, не только жил за ее счет, но и брал на себя массу полицейских функций…

Тяжелее всего приходилось при сборах подушной подати, которую собирали земские комиссары с прикомандированными к ним воинскими отрядами. “Каждый объезд продолжался два месяца; шесть месяцев в году села и деревни жили в паническом страхе под гнетом или в ожидании вооруженных сборщиков”.

В Казанской губернии менее чем через два года этакого военно-финансового хозяйствования полк не досчитался при очередной ревизии 13 000 душ — более половины всех числившихся по бумагам налогоплательщиков. Народишко попросту разбежался…» [3] (с. 379–380).

«Можно только недоумевать, — пишет Ключевский, — откуда только брались деньги у крестьян для таких платежей» [1] (с. 107).

Можно. Потому как страх вообще как-либо лишний раз соприкоснуться с петровским «правосудием» заставлял человека снимать с себя последнюю рубаху лишь бы оказаться подальше не только от него самого, но и от его скорпионов, приставленных для откачки народной крови.

Да, горели часто и даже угорали от топки печей по-черному. Брауншвейгский посол Вебер вот, например, что сообщает об одном из таких городков, где выплачивать налог на трубы местные жители возможности просто не имели:

«Валдай-городок менее значительный, и дома в нем, равно как и в других посредственных городах и местечках, деревянные, выстроенные из бревен, сложенных одно на другое и подверженные весьма частым пожарам, потому что очень немногие из них имеют трубы» [6] (аб. 302, с. 1350).

А не имеют потому, что царь-кровосос изобрел этот пресловутый «трубный сбор».

Датский посол Юст Юль тематику обкладывания страны налогами Петром в своем дневнике от 8 августа 1710 г. сопровождает вот какой фразой:

«Любопытно, что нет ни одной статьи (народных) доходов, которой царь не монополизировал бы и с которой не получал бы свои доли. Так, между прочим, в Петербурге перевозы между островами, из посада в посад сдал одному проживающему здесь князю, платящему с них пошлины по 400 рублей в год. Каждая рыболовная сеть, которою бедняк снискивает себе пропитание, и та обложена здесь ежегодным сбором за право ловить рыбу» [5] (с. 196).

Но аппетиты Петра с каждым годом лишь возрастали. И вот что сообщается о системе им налогообложения в данной области в 1720 году:

«…доходов он имеет столько, сколько хочет и у кого хочет взять насильно. Перевоз в Петербурге дает в месяц 9 000 рублей» [7] (с. 154).

И вот что собою представлял Петербург:

«…он весь окружен реками и каналами, через которые нет мостов, и поэтому всем приходится плавать водой (Мост (плашкоутный) через Большую Неву впервые был наведен в 1727 г.)» [8] (с. 165).

А перебираться с острова на остров, опять же, Петр требовал исключительно под парусами. Вот что сообщает на эту тему брауншвейг-люнебургский посол Фридрих Христиан Вебер, прибывший в Петербург в феврале 1714 г.:

«Царь повелел обнародовать указ, чтобы как только сойдет лед, никто, под опасением тяжкого денежного и телесного наказания, не смел плавать по Неве на веслах, но чтоб постоянно употребляли паруса; и хотя с людьми случались ежедневные несчастия, и царю предлагали собрать большую пошлину за устройство моста на судах, но он ничего не слушал и хотел силою принудить своих Русских к изучению маневров на парусах» [9] (аб. 33, с. 1068).

Повинных же в нарушении нещадно штрафовал. В своем дневнике от 19 ноября Юль записал. Сегодня:

«Царь встретил на фарватере — и завернул назад — около тридцати шлюпок, которые, вопреки изданному им здесь когда-то положению, шли при благоприятном ветре не под парусами, а на веслах. Лодки (нарушающие это положение) платят (штраф в размере) 5 рублей с весла. Означенные шлюпки будучи приведены на веслах обратно (в Петербург), были задержаны, (и с них) за провинность потребовали штраф. На одной из них, шестивесельной, шел вице-канцлер Шафиров; на двух других десятивесельных, великий канцлер Головкин и его свита. Задержали и мою десятивесельную шлюпку, на которой я послал по делу на тот берег одного из моих людей, и меня пригласили уплатить 50 руб.» [5] (с. 221–222).

И таковых шлюпочек три десяточка! То есть за один раз Петр, при посредстве лишь одного из сотен своих премилых указцев по обиранию, опорожнил карманы своих верноподданных, и даже попытался выскрести карманы посланника союзной ему державы, где-то на сумму под полторы тысячи рублей. То есть эквивалент стада в тысячу коров.

Прибрал он к рукам, что отмечает князь Куракин, и игорный бизнес:

«отданы на откуп: карты, тавлеи, шахматы, юла [рулетка — А.М.], кости и всякие игры денежные, чтоб не явя тех инструментов, и не заклеймя, и не заплатя пошлину, не играли; а заплатя пошлину, вольно играть» [10] (с. 252).

Вот еще очередная статья его дохода с оккупированной им страны:

«При всякой купле, что бы ни составляло ее предмет — сено ли, жито, дрова, лошади, овес, — с продавца равным образом взимается десятая деньга с их (стоимости), причем все крупные покупки (на сумму) свыше одного рубля записываются в особом определенном на то приказе» [5] (с. 256).


Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

Содержание

  • 1 Цитаты
    • 1.1 Приписываемое
  • 2 Цитаты о Петре I
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

… понеже пропущение времени смерти невозвратной подобно. — Из письма Сенату [1]

Все люди — лжецы и лицемеры.

Изволь объявить при съезде в Полате всем министром, которые в конзилию съезжаютца, чтоб они всякие дела, о которых советуют, записывали и каждой бы министр своею рукою подписывали, что зело нужно, надобно и без того отнюдь никакого дела не определяли, ибо сим всякого дурость явлена будет. — из Указа Ближней канцелярии от 7 октября 1707 года [2]

Наша коммерция и без того как больная девица, которой не должно пугать или строгостью приводить в уныние, но ободрять ласкою.

Деньги суть артерия войны.

Забывать службу ради женщины непростительно. Быть пленником любовницы хуже, нежели пленником на войне; у неприятеля скорее может быть свобода, а у женщины оковы долговременны.

Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит человечество.

Русский народ, яко дети, неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера, не приневолены бывают [3] .

. буде я окажусь в плену, никаких моих приказов не исполнять. — из письма Петра I из Прута в Москву
[4]

Когда на неприятеля наступать, то надобно, чтоб нарочно при пехоте некоторые люди отправлены и отделены были, у неприятельской артиллерии людей и лошадей разорить и оных искать побить [5] .

Ежели от неприятельских пушек великий урон есть, то надлежит прямо поспешно на оные идти; то же надобно и кавалерии: ибо чем ближе к пушкам, тем меньше вреда и опасности от них [5] .

Я могу управлять Россией, но не могу управлять собой.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.

Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была. — Различные цитирования ссылаются на Указ от 4 октября 1703 года, на Указ 5 мая 1709 года, но ни один не подтверждается. Скорее всего это переиначенный Указ Ближней канцелярии от 7 октября 1707 года, "объявить [..] всем министрам [..], чтоб они всякие дела [..] записывали и [..] своею рукою подписывали, [..] ибо сим всякого дурость явлена будет"

Говори кратко, проси мало, уходи борзо.

С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русскими не так: если б я не употреблял строгости, то бы уже давно не владел русским государством и никогда не сделал бы его таковым, каково оно теперь. Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей. — Эти слова приписывает Петру I Н. И. Костомаров [6] , создатель Кирилло-Мефодиевского братства антимонархической направленности. Он не мог слышать эти слова лично, так как не был современником Петра I, а другие источники с данной цитатой отсутствуют.

Он одновременно очень добрый и очень злой. Он полностью представляет нравы своей страны. — О Петре во время Великого посольства 1697 г.

Высокого роста, голова трясется, постоянно машет правой рукой, с бородавкой на правой щеке. — Приметы Петра I из донесения голландского посла. Цит. по: Труайя А. Петр Великий. М., 2004. С. 124

…Чем больше я наблюдаю дарования этого монарха, тем бо­лее сему удивляюсь. — Письмо И. Бернулли, 26 июня 1716 г.

…quanto magis hujus principis indolem perspicio, tanto eam magis admiror.

Когда Его величество обедал в токарной, тогда за столом бывал с ним и Нартов, часто судил с ним о разных художествах, рукоделиях, ремеслах для заведения оных во своем Отечестве и яко на знатока в представлениях его полагался. В токарныя же комнаты, кроме сего механика, никто без особливаго Его величества приказа впускаем не был, где Петр Великий, упражняясь в разных проиектах и отправляя разныя важныя дела государственныя, ежедневно почти сам тачивал, а иногда сие место убежищем находил для своего успокоения, дабы никто его уже в оном ничем утруждать не мог. Сама супруга Его величества императрица Екатерина Алексеевна, желавшая иногда видеть Государя, без обсылки наперед туда не входила и о времяни к тому удобном спрашивала. Такое то важное место было ― токарная Петра Великого, обиталище муз его! [7]

Петр I — одновременно Робеспьер и Наполеон (воплощение революции). — О дворянстве

Pierre I est tout à la fois Robespierre et Napoléon (La Révolution incarnée.)

На рубеже XVII века в России явился гениальный Царь, исполненный энергии необычайной, силы духа необъятной. Дар силы есть великий дар, но дар опасный: направленная в ложную сторону, она может делать столько же вреда, сколько и пользы, если направлена во благо. Гениальнейший из людей, Пётр был увлечён своею гениальностию. Он взглянул на Европу: открытия, изобретения, вместе с тем утончённость и вольность нравов, приличие, разрешающее и извиняющее порок и разврат, простор страстям человеческим и блеск наружный, — поразили его взор. Он взглянул на Россию: совершающая трудный путь самобытного развития, старающаяся усвоить всё хорошее, но не переставая быть собою, медленно идущая вперёд, признающая народ всегда народом, не одевающая разврата в приличие и благоверность, вовсе не блестящая внешним блеском, исповедующая перед гордой Европой иные, не эффектные начала смирения и духовной свободы, глубоко верующая, тихо молящаяся, показалась Россия Петру невежественною страною, в которой нет ничего хорошего, кроме доброго, отличного народного материала. Пётр не усомнился разом осудить всю жизнь России, всё её прошедшее, отвергнуть для нея возможность самости и народности. [8] — из статьи «Значение столицы»

Преобразовательные неудачи станут после Петра хроническим недугом нашей жизни…
Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощённом обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства — это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешённая.
…Народ по-своему взглянул на деятельность Петра. Из этого взгляда постепенно развились две легенды о Петре, в которых всего резче выразилось отношение народа к реформе, которыми даже в значительной степени определились ее ход и результаты: одна легенда гласила, что Петр — самозванец, а другая, что он — антихрист. — Русская история. Лекции LXVII-LXIX

Петру удалось на века расколоть Россию: на два общества, два народа, переставших понимать друг друга. Разверзлась пропасть между дворянством (сначала одним дворянством) и народом (всеми остальными классами общества) — та пропасть, которую пытается завалить своими трупами интеллигенция XIX в. Отныне рост одной культуры, импортной, совершается за счет другой — национальной. — «Трагедия интеллигенции»

В чем связь между библейским медным змеем и петербургским сюжетом в русской истории? Уже Феофан Прокопович назвал Петра Моисеем России. Как Израиль против Моисея на пути в обетованную землю, Россия роптала против Петра и Петербурга: «Нет, не змия всадник медный Растоптал, стремясь вперед, Растоптал народ наш бедный, Растоптал простой народ» (эпиграмма из альбома Н. Ф. Щербины). Много ядовитых змей было ниспослано России, прежде чем ропот смолк. [9]

Л.Барбер: Вы видели многих лидеров. Кем Вы больше всего восхищаетесь?
В.Путин: Петром I.
Л.Барбер: Но он уже умер.
В.Путин: Он будет жить до тех пор, пока будет жить его дело, так же как дело каждого из нас. (Смех.) Мы будем жить до тех пор, пока будет жить наше дело [10] .

  1. С. М. Соловьёв. История России с древнейших времён
  2. ↑ Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра Великого. – М.; Л., 1945, с. 196
  3. Павленко Н. И. Полудержавный властелин. — Москва: Политиздат. 1991, стр. 20
  4. ↑ В. Флуг. Высший командный состав // Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания / А. Е. Савинкин.. — М.: Военный университет: Русский путь, 2000. — 639 с.
  5. ↑ 5,05,1Глинка С.Н. Превосходство правил Суворова, подтвержденное примерами, почерпнутыми из книг исторических и военных. // Жизнь Суворова, им самим описанная, или собрание писем и сочинений его, изданных с примечаниями Сергеем Глинкою. — М.: типография Селивановского, 1819.
  6. ↑Н. И. Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» («Глава 15. Петр Великий», подраздел «I. Детство и юность Петра, до начала шведской войны»)
  7. А. А. Нартов. «Рассказы о Петре Великом» (по авторской рукописи). — СПб.: Историческая иллюстрация, 2001 г.
  8. ↑ Аксаков К.С. «Значение столицы». Серия Русский путь Москва-Петербург. Pro et contra —— СПб, Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000 г.
  9. Омри Ронен, «Змей». — М.: «Звезда», №5, 2003 г.
  10. ↑ Ошибка цитирования Неверный тег ; для сносок 27 июня 2019 не указан текст

Bookmark-new.svg

Поделитесь цитатами с вашими друзьями:
V Kontakte Russian V.jpg
«ВКонтакте» • «Facebook» • «Twitter» • «LiveJournal»

Читайте также: