Срок исковой давности по налогам в рк с 2020

Опубликовано: 11.05.2024

Внесены изменения в Налоговый кодекс и закон о его введении в действие Законом РК от 06.05.20 г. № 324-VI (вводится в действие с 01.01.20 г., за исключением некоторых пунктов).

Внесены изменения в некоторые законодательные акты РК по вопросам социального обеспечения Законом РК от 06.05.20 г. № 323-VI (вводится в действие с 18.05.20 г.).

Внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам труда ЗакономРК от 04.05.20 г. № 321-VI (вводится в действие с 16.05.20 г.).

Утвержден Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС решением Коллегии ЕЭК от 28.04.20 г. № 62 (вступает в силу с 30.05.20 г., но не ранее даты вступления в силу решения Совета ЕЭК о признании утратившим силу Решения Совета ЕЭК от 10.12.14 г. № 113 и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.20 г.).

В новой редакции изложен Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Кыргызская Республика применяет ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок пошлин, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС решением Коллегии ЕЭК от 28.04.20 г. № 61 (вступает в силу с 30.05.20 г., и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.20 г.).

Внесены изменения в Перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС решением Коллегии ЕЭК от 28.04.20 г. № 60 (вступает в силу с 10.05.20 г.).

Внесены изменения в Перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС решением Коллегии ЕЭК от 28.04.20 г. № 59 (вступает в силу с 10.05.20 г.).

Внесены изменения в структуру и формат корректировки декларации на товары решением Коллегии ЕЭК от 21.04.20 г. № 53 (вступает в силу с 01.10.20 г.).

Определен Порядок снятия юридическими лицами наличных денег с банковских счетов, снятия наличных денег сверх установленных предельных размеров и предоставления в Министерство финансов РК информации о снятии юридическими лицами наличных денег сверх установленных предельных размеров совместным постановлением Правления Национального Банка РК от 21.04.20 г. № 51, Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 29.04.20 г. № 54 и приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 29.04.20 г. № 435 ( вводится в действие с 01.06.20 г. и действует по 31.12.20 г.).

О предельных размерах сумм снятия юридическими лицами наличных денег с банковских счетов в течение календарного месяца и категориях юридических лиц, на которые не распространяется требование по снятию наличных денег с банковских счетов в постановлении Правления Национального Банка РК от 21.04.20 г. № 50 (вводится в действие с 01.06.20 г. и действует по 31.12.20 г.).

Утверждены Правила выбора временного управляющего, если заявителем является кредитор по налогам и таможенным платежам, государственный орган или юридическое лицо с участием государства приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 29.04.20 г. № 426 (вводится в действие с 11.05.20 г.).

Изменены Правила осуществления государственных закупок приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 23.04.20 г. № 415 (вводится в действие с 10.05.20 г.).

Продлены сроки предоставления отдельных видов отчетов и информации субъектами естественных монополий и общественно значимых рынков в период ЧП приказом Председателя Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК от 30.04.20 г. № 4 (вступает в силу со дня его подписания и распространяется на отношения, возникшие с 15.03.20 г.).

Проект постановления Правления НБ РК «Об утверждении Инструкции по ведению бухгалтерского учета банками второго уровня, акционерным обществом «Банк Развития Казахстана» и ипотечными организациями и внесении изменений в постановления Правления НБ РК от 22 сентября 2008 года № 79 и от 1 июля 2011 года № 68 (май 2020 года)

Проект изменений в Требования к трехкомпонентной интегрированной системе и ее учету (май 2020 года)

Письмо Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 23 апреля 2020 года № КГД-03-15-КГД/1349-И «Касательно отсутствия оснований для отмены способов и мер взыскания таможенной задолженности, принятых до 27 марта 2020 года»

Письмо Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 31 марта 2020 года № КГД-03-15-КГ/378-И «Касательно отмены органами госдоходов в ручном режиме (до доработки информационных систем) ранее принятых способов и мер принудительного взыскания по налогоплательщикам, получившим отсрочку/рассрочку платежей»

Письмо Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2020 года № 19-1-10/69 «Касательно применения срока исковой давности к требованиям, установленным к уплате НДС методом зачета»

ОтветПредседателя Комитета государственных доходов МФ РК от 30 апреля 2020 года на вопрос от 17 апреля 2020 года № 607856 (dialog.egov.kz) «Касательно налогообложения по НДС на период ЧП в РК в части уплаты, зачета, переброски, отсрочки»

Ответ Министра национальной экономики РК от 5 мая 2020 года на вопрос от 29 апреля 2020 года № 612299 (dialog.egov.kz) «Касательно заполнения налоговой отчетности по форме 200.00 при применении поправочного коэффициента «0» к ставкам налогов и социальных платежей»

О других изменениях в Законодательстве РК см. в Обзоре поступивших и измененных документов



Почему вокруг вопросов классификации товаров так много споров


Вопросы классификации ввозимых в Казахстан товаров по кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) можно назвать одной из наиболее распространенных проблем импортеров. Бизнес то и дело сталкивается с претензиями таможенных органов.

К примеру, импортер ввез товар в страну по одному коду, однако органы госдоходов впоследствии меняют код для этого товара, чем обязывают уплатить предпринимателя дополнительные суммы в бюджет. Зачастую импортируемый товар по коду ТН ВЭД, примененному предпринимателем, не облагается таможенной пошлиной. Поэтому таможне выгоднее "прогнать" этот товар по другому коду, и тогда экспортер будет вынужден уплатить таможенную пошлину.

Некоторые товары не облагаются таможенной пошлиной ввиду их социального, медицинского, стратегического назначения для нашей страны. Допустим, речь идет о тренажерах, предназначенных для реабилитации больных. Их импорт может быть освобожден от таможенных платежей, в то время как на обычные спортивные тренажеры такая льгота не распространяется. Именно поэтому вокруг вопросов классификации товаров так много споров.

В прошлом году Департамент госдходов столицы провел камеральную таможенную проверку в отношении одного из импортеров и пришел к выводу, что эта компания аж с 2014 года завозила в страну комплектующие из-за рубежа по неверному коду с нулевой ставкой таможенной пошлины.

Таможенники присвоили импортированным товарам другие коды ТН ВЭД со ставкой пошлины в 5-15% и доначислили импортеру свыше 3 млрд тенге платежей в бюджет. Тогда компания обжаловала уведомление органа госдоходов в Апелляционную комиссию при Минфине по рассмотрению таможенных споров.

Сроки исковой давности по таможенным пошлинам истекли. В акте проверки указано, что она начата 27 декабря 2019 года, т.е. в тот период, когда еще действовал пятилетний срок исковой давности (с 1 января 2020 года – срок исковой давности составляет три года).

Согласно пункту 9 статьи 417 Таможенного кодекса, формой завершения камеральной проверки является акт. В случае выявления нарушений таможенного законодательства ЕАЭС и (или) Республики Казахстан – выносится уведомление об устранении нарушений.

Проверка была завершена, а акт проверки подписан 2 июня 2020 года, т.е. уже в период действия правила о трехлетнем сроке исковой давности.


Пятилетний срок по требованиям таможенных органов и плательщиков остается действующим лишь для некоторых категорий плательщиков, к которым не относится наш импортер.

По результатам рассмотрения жалобы импортера все члены Апелляционной комиссии, в том числе представитель Комитета государственных доходов, выразили единогласное мнение о незаконности доначисления таможенных платежей и налогов в связи с истечением сроков исковой давности.

К сожалению, с решением комиссии не согласилась Главная транспортная прокуратура и обратилась в суд. Экономический суд г. Нур-Султана удовлетворил иск прокуратуры и отменил решение апелляционной комиссии. Суд второй инстанции поддержал решение экономического суда.

Суды исходили из того, что хотя таможенная проверка и была завершена в период действия правила о трехлетнем сроке исковой давности, начата она была еще в 2019 году – когда срок исковой давности составлял пять лет.

Мы с этим в корне не согласны. Требования таможенников о доначислении возникли в виде уведомления 2 июня 2020 года, а не в момент начала проверки. Это подтвердило и Миннацэкономики, в котором на запрос Комитета госдоходов разъяснили, что на дату вынесения уведомления срок исковой давности по требованиям таможенных органов уже истек.

Особую обеспокоенность вызывает следующее. Подобными решениями судов серьезным образом подрывается институт досудебной апелляции по налоговым и таможенным спорам, который был создан правительством по поручению Главы государства. Это механизм, который позволяет с одной стороны сократить издержки налогоплательщиков, не побуждая их обращаться в суды, а с другой – повысить прозрачность государственного регулирования и эффективность административной юстиции.

Работа Апелляционной комиссии призвана повысить доверие предпринимателей к решению споров без суда. Для государства - это возможность сократить количество и повысить качество судебных разбирательств, а также проверить деятельность территориальных органов госдоходов на соответствие политике государства.


С учетом поручений Президента о соблюдении госорганами паритета между выполнением задачи по пополнению бюджета и соблюдением законных прав и интересов предпринимателей, и учитывая, что из-за произошедшего прецедента с пересмотром решения комиссии возможно пострадают еще десятки-сотни компаний, добившихся успеха на площадке комиссии, возникает существенный риск негативных экономических последствий для государства и подрыва доверия бизнеса к государству. Импортер, о котором я рассказываю, является крупным инвестирующим предприятием Казахстана и вносит весомый вклад в развитие экономики.

Некоторые даже скажут, что пересмотр решения комиссии может расцениваться как дискредитация поручений Елбасы.

На этой неделе я обратился в Верховный Суд с ходатайством о пересмотре решений судов по этому делу в пользу импортера. Надеюсь, наша позиция будет услышана в кассационной инстанции.

Источник: страница Рустама Журсунова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Фото из открытых источников в интернете.

Департамент государственных доходов по Карагандинской области напоминает, что исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени, в течение которого:

1) налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет;

2) налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить налоговую отчетность, вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность, отозвать налоговую отчетность;

3) налогоплательщик (налоговый агент) вправе потребовать зачет и (или) возврат налогов и платежей в бюджет, пени.

Срок исковой давности составляет пять лет. Течение срока исковой давности начинается после окончания соответствующего налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4, 5, 6 и 10 статьи 48 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Налоговый кодекс).

Налогоплательщик, налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов:

1) при применении главы 80 Налогового кодекса по налогам, указанным в инвестиционном контракте, предусматривающем реализацию инвестиционного приоритетного проекта, в течение периода действия такого контракта и пяти лет с даты истечения срока действия или иного прекращения действия инвестиционного контракта;

2) при применении подпункта 4) пункта 1 статьи 288 Налогового кодекса — в период обучения физического лица и пяти лет со дня завершения обучения физического лица.

По налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, налоговый орган вправе начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налога на сверхприбыль, доли Республики Казахстан по разделу продукции, налогов и платежей в бюджет, в методике расчета которых используется один из следующих показателей: внутренняя норма рентабельности (ВНР) или внутренняя норма прибыли или R-фактор (показатель доходности), — в течение периода действия контракта на недропользование и пяти лет после завершения срока действия контракта на недропользование.

Течение срока исковой давности начинается в случаях:

1) применения пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса по налоговому обязательству и требованию о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость за период строительства зданий и сооружений производственного назначения — после окончания налогового периода, в котором впервые введены в эксплуатацию на территории Республики Казахстан такие здания и сооружения;

2) применения пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса по налоговому обязательству и требованию о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость за период проведения геологоразведочных работ и обустройства месторождения — после окончания налогового периода, на который приходится начало экспорта полезных ископаемых, добытых в рамках соответствующего контракта на недропользование, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей.

Если экспорт осуществлен до 1 января 2016 года, течение срока исковой давности начинается с 1 января 2016 года;

3) проведения возврата и (или) зачета в соответствии со статьей 104 Налогового кодекса подтвержденной суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанного в статье 432 Налогового кодекса, — после окончания налогового периода, в котором подтверждена достоверность предъявленной к возврату суммы превышения налога на добавленную стоимость, в том числе по итогам обжалования результатов проверки в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Для целей начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налога на добавленную стоимость, указанного в подпунктах 1, 2 пункта 5 статьи 48 Налогового кодекса, течение срока исковой давности начинается после окончания налогового периода, в котором налогоплательщиком представлена декларация по налогу на добавленную стоимость с требованием о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость.

Срок исковой давности продлевается:

1) на один календарный год — в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за период, по которому срок исковой давности, установленный пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет;

2) на три календарных года — в случае представления налогоплательщиком дополнительной налоговой отчетности с изменениями и дополнениями в части переноса убытков за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы корпоративного подоходного налога в бюджет;

3) до исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы (заявления), в следующих случаях:

обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке уведомления о результатах проверки, а также действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов — в обжалуемой части;

рассмотрения налогового заявления нерезидента на возврат подоходного налога из бюджета на основании международного договора;

обжалования нерезидентом в установленном законодательством Республики Казахстан порядке решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения налогового заявления на возврат подоходного налога из бюджета на основании международного договора;

обжалования нерезидентом решения уполномоченного органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы нерезидента на указанное в абзаце четвертом настоящего подпункта решение налогового органа;

4) до исполнения решения уполномоченного органа и (или) компетентного органа иностранного государства, принятого по итогам процедуры взаимного согласования, — в случае проведения уполномоченным органом процедуры взаимного согласования в соответствии со статьей 221 Налогового кодекса;

5) до исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, направленного и врученного до истечения срока исковой давности;

6) со дня вручения рекомендации по результатам горизонтального мониторинга до вынесения решения по результатам горизонтального мониторинга;

7) в случае если инвестором инициировано разбирательство в международном арбитраже, то налоговый орган вправе начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет налогоплательщика, по которому инвестором инициировано разбирательство, за период с момента обжалуемого инвестором периода и до момента вынесения окончательного решения по данному арбитражному разбирательству — в течение пяти лет после завершения такого арбитражного разбирательства.

Срок исковой давности в части начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и платежей в бюджет приостанавливается на период:

1) подготовки и подачи письменного возражения налогоплательщиком (налоговым агентом) на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрения налоговым органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

2) направления запросов и получения по ним документов и (или) информации во время проведения налоговой проверки в соответствии с законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

При этом общий срок исковой давности в части пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и платежей в бюджет с учетом его приостановления не может превышать семь лет;

3) времени с даты завершения налоговой проверки до завершения производства по уголовному делу в случае проведенной налоговой проверки в рамках досудебного расследования.

Начисление или пересмотр исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет по действию (действиям) по выписке счета-фактуры, совершенному (совершенным) с субъектом частного предпринимательства без фактической отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, производится налоговым органом по налоговому обязательству и (или) требованию на основании вступивших в законную силу решения, приговора, постановления суда в пределах срока исковой давности.

Излишне (ошибочно) уплаченная сумма налога и платежа в бюджет, пени подлежит зачету и (или) возврату в пределах сумм, уплаченных в течение текущего года и предыдущих пяти календарных лет, за исключением случая, установленного статьей 108 Налогового кодекса.

1. Исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени, в течение которого:

1) налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет;

2) налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить налоговую отчетность, вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность, отозвать налоговую отчетность;

3) налогоплательщик, (налоговый агент) вправе потребовать зачет и (или) возврат налогов и платежей в бюджет, пени.

2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет три года.

3. Срок исковой давности составляет пять лет с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, для следующих категорий налогоплательщиков:

Подпункт 1) предусмотрен в редакции Закона РК от 10.12.2020 № 382-VI (вводится в действие с 01.01.2022).

1) подлежащих налоговому мониторингу в соответствии с настоящим Кодексом;

2) осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование;

3) резидентов Республики Казахстан, соответствующих условиям главы 30 настоящего Кодекса.

4. Течение срока исковой давности начинается после окончания соответствующего налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5, 6, 7, 8 и 12 настоящей статьи.

5. Налогоплательщик вправе исчислить, а налоговый орган вправе исчислить и начислить сумму налогов:

1) при применении глав 80 и 80-1 настоящего Кодекса по налогам, указанным в инвестиционном контракте, предусматривающем реализацию инвестиционного приоритетного проекта, или соглашении об инвестициях, – в течение периода действия такого контракта или соглашения и пяти лет с даты истечения срока действия или иного прекращения действия инвестиционного контракта или соглашения;

2) при применении подпункта 4) пункта 1 статьи 288 настоящего Кодекса – в период обучения физического лица и пяти лет со дня завершения обучения физического лица.

6. По налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, налоговый орган в течение периода действия контракта на недропользование и пяти лет после завершения срока действия контракта на недропользование вправе начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму следующих налогов, платежей в бюджет:

налога на сверхприбыль;

доли Республики Казахстан по разделу продукции;

налогов и платежей в бюджет, в методике расчета которых используется один из следующих показателей: внутренняя норма рентабельности (ВНР) или внутренняя норма прибыли или R-фактор (показатель доходности).

7. Течение срока исковой давности начинается в случаях:

1) применения пункта 1 статьи 432 настоящего Кодекса по налоговому обязательству и требованию о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость за период строительства зданий и сооружений производственного назначения – после окончания налогового периода, в котором впервые введены в эксплуатацию на территории Республики Казахстан такие здания и сооружения;

2) применения пункта 2 статьи 432 настоящего Кодекса по налоговому обязательству и требованию о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость за период проведения геологоразведочных работ и обустройства месторождения – после окончания налогового периода, на который приходится начало экспорта полезных ископаемых, добытых в рамках соответствующего контракта на недропользование, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей.

Если экспорт осуществлен до 1 января 2016 года, течение срока исковой давности начинается с 1 января 2016 года;

3) проведения возврата и (или) зачета в соответствии со статьей 104 настоящего Кодекса подтвержденной суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанного в статье 432 настоящего Кодекса, – после окончания налогового периода, в котором подтверждена достоверность предъявленной к возврату суммы превышения налога на добавленную стоимость, в том числе по итогам обжалования результатов проверки в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

8. Для целей начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налога на добавленную стоимость, указанного в подпунктах 1) и 2) пункта 7 настоящей статьи, течение срока исковой давности начинается после окончания налогового периода, в котором налогоплательщиком представлена декларация по налогу на добавленную стоимость с требованием о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость.

9. Срок исковой давности продлевается:

1) на один календарный год – в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктами 2 и 3 настоящей статьи, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет;

2) на три календарных года – в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности с изменениями и дополнениями в части переноса убытков за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктами 2 и 3 настоящей статьи, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы корпоративного подоходного налога в бюджет;

3) до исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы (заявления), в следующих случаях:

В абзац второй подпункта 3) предусмотрено изменение Законом РК от 10.12.2020 № 382-VI (вводится в действие с 01.01.2022).

обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом) в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, уведомления о результатах проверки, а также действий (бездействие) должностных лиц налоговых органов – в обжалуемой части;

рассмотрения налогового заявления нерезидента на возврат подоходного налога из бюджета на основании международного договора;

обжалования нерезидентом в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения налогового заявления на возврат подоходного налога из бюджета на основании международного договора;

обжалования нерезидентом решения уполномоченного органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы нерезидента на указанное в абзаце четвертом настоящего подпункта решение налогового органа;

4) до исполнения решения уполномоченного органа и (или) компетентного органа иностранного государства, принятого по итогам процедуры взаимного согласования, – в случае проведения уполномоченным органом процедуры взаимного согласования в соответствии со статьей 221 настоящего Кодекса;

5) до исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, направленного и врученного до истечения срока исковой давности, в части выявленных нарушений;

В подпункт 6) предусмотрено изменение Законом РК от 10.12.2020 № 382-VI (вводится в действие с 01.01.2022).

6) со дня вручения рекомендации по результатам горизонтального мониторинга до вынесения решения по результатам горизонтального мониторинга;

7) в случае если инвестором инициировано разбирательство в международном арбитраже, то налоговый орган вправе начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет налогоплательщика, по которой инвестором инициировано разбирательство, за период с момента обжалуемого инвестором периода и до момента вынесения окончательного решения по данному арбитражному разбирательству – в течение пяти лет после завершения такого арбитражного разбирательства;

8) на три календарных года со дня завершения оказания услуги по коллекторской деятельности в отношении задолженности по договору о взыскании задолженности, установленного законодательством Республики Казахстан, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и платежей в бюджет налогоплательщика, осуществляющего коллекторскую деятельность.

10. Срок исковой давности в части начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и платежей в бюджет приостанавливается на период:

подготовки и подачи письменного возражения налогоплательщиком (налоговым агентом) на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрения налоговым органом в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан;

направления запросов и получения по ним документов и (или) информации во время проведения налоговой проверки в соответствии с законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании. При этом общий срок исковой давности в части пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и платежей в бюджет с учетом его приостановления не может превышать семь лет;

времени с даты завершения налоговой проверки до завершения производства по уголовному делу в случае проведенной налоговой проверки в рамках досудебного расследования.

11. Начисление или пересмотр исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет по действию (действиям) по выписке счета-фактуры, совершенному (совершенным) с субъектом частного предпринимательства без фактической отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, производится налоговым органом по налоговому обязательству и (или) требованию на основании вступивших в законную силу решения, приговора, постановления суда – в пределах срока исковой давности.

12. Излишне (ошибочно) уплаченная сумма налога и платежа в бюджет, пеней подлежит зачету и (или) возврату в размере сумм, уплаченных в течение текущего года и предыдущих календарных лет в пределах срока исковой давности, установленного пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за исключением случая, установленного статьей 108 настоящего Кодекса.

Сноска. Статья 48 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.12.2020 № 382-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Глава 6. ИЗМЕНЕНИЕ СРОКОВ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И (ИЛИ) ПЛАТ. ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ


Сноска. Заголовок главы 6 с изменением, внесенным Законом РК от 10.12.2020 № 382-VI (вводится в действие с 01.01.2021).

с 1 января 2020 года вступили в действие новые нормы.

Комитет государственных доходов провел республиканскую акцию по новым изменениям в Кодекс “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (Налоговый кодекс) в торговых центрах и крупных рынках, центрах обслуживания населения в городах Нур – Султан, Алматы, Шымкент и областных центрах, передает zakon.kz.

Так, с 1 января 2020 года вступили в действие следующие нормы:

По сроку исковой давности

С 1 января 2020 года срок исковой давности составляет три года, а по налогоплательщикам, подлежащим налоговому мониторингу и осуществляющим деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, срок исковой давности составляет пять лет.

Срок исковой давности, который составляет 3 года, распространяется на налоговые обязательства и требования, возникшие с 1 января 2020 года и не распространяется на отношения, возникшие до введения в действие закона.

– В этой связи во избежание разного толкования указанной нормы проектом закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата” предусмотрены соответствующие поправки, – пояснили в КГД.

Согласно данным поправкам, по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим до 1 января 2020 года, срок исковой давности составляет 5 лет.

По освобождению компаний микро и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года

Введена в действие новая статья НК – 57-4.

На период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие специальные налоговые режимы и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, освобождены от уплаты:

– суммы корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса;
– суммы социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса;
– суммы единого земельного налога.

Как поясняется, субъектами малого предпринимательства (микропредпринимательства) признаются налогоплательщики, соответствующие условиям, установленным пунктами 2 и 3 статьи 24 Предпринимательского кодекса РК.

Вышеуказанные положения не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих:

– деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
– производство или оптовую реализацию подакцизной продукции;
– деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
– проведение лотереи;
– деятельность в сфере игорного бизнеса;
– деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
– банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
– аудиторскую деятельность;
– профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
– деятельность кредитных бюро;
– охранную деятельность;
– деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
– деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей;
– реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти;
– розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута;
– внешнеэкономическую деятельность.

Патент

С 1 января 2020 года вступил в действие пункт 1 статьи 685 НК в новой редакции.

Так, вправе применять специальный налоговый режим на основе патента индивидуальные предприниматели, которые помимо соответствия условиям, установленным для субъектов малого бизнеса статьей 683 Налогового кодекса:
– не используют труд работников;
– осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства;
– осуществляют один или несколько из следующих видов деятельности:
штукатурные работы;
столярные и плотницкие работы;
работы по покрытию полов и облицовке стен;
малярные и стекольные работы;
деятельность такси;
грузовые перевозки автомобильным транспортом;
управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе;
деятельность в области фотографии;
переводческое (устное и письменное) дело;
сдача в имущественный наем (аренду);
сдача в имущественный наем (аренду) транспортных средств;
прокат и имущественный наем (аренда) развлекательного и спортивного инвентаря;
прокат видеозаписей и дисков;
прокат и имущественный наем (аренда) прочих предметов личного потребления и бытовых товаров;
сдача в имущественный наем (аренду) сельскохозяйственной техники и оборудования;
сдача в имущественный наем (аренду) офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику;
услуги в области спортивного образования и образования специалистов организации досуга;
услуги образования в сфере культуры;
услуги в области прочего образования;
вспомогательные образовательные услуги;
деятельность в области искусства;
ремонт компьютеров и периферийного оборудования;
ремонт коммуникационного оборудования;
ремонт предметов личного потребления и бытовых товаров;
парикмахерские услуги;
маникюр и педикюр;
ветеринарные услуги;
услуги по обработке земельных участков;
услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;
услуги носильщиков на рынках, вокзалах;
изготовление и ремонт музыкальных инструментов;
выпас домашних животных.

Единый земельный налог

С 1 января 2020 года объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР для крестьянских или фермерских хозяйств на основе уплаты единого земельного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) на территории РК и за ее пределами за налоговый период (доход определяется как в упрощенной декларации – все доходы без учета расходов, но за год). Ставка ЕЗН составляет 0,5% от объекта обложения.

Фиксированный налог – раздел 17 Налогового кодекса действовал до 1 января 2020 года, соответственно, с 1 января 2020 года отменен фиксированный налог.
Налог на игорный бизнес ст. 539 и 540 действовали до 1 января 2020 года, соответственно, дополнительный платеж по налогу на игорный бизнес отменен.

При этом пункт 3 статьи 222 Налогового кодекса действовал до 1 января 2020 года, соответственно, с 1 января 2020 года юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса или оказывающие услуги с использованием игровых автоматов без выигрыша, персональных компьютеров, используемых для проведения игры, игровых дорожек (боулинг (кегельбан), картов (картинг), бильярдных столов (бильярд), а также уполномоченные организации обменных пунктов, признаны плательщиками корпоративного подоходного налога.

Об обязательном социальном медицинском страховании для индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств.

С 1 января 2020 года размер отчислений работодателей, подлежащих уплате в Фонд за наемных работников, составил 2 процента от объекта исчисления отчислений (объект исчисления – заработная плата минус ОПВ, но не более 10 МЗП), взносов индивидуальных предпринимателей – 5 процентов от объекта исчисления взносов (объект исчисления – 1,4 МЗП).

По камеральному контролю

Вынесенное органом государственных доходов решение о признании уведомления по камеральному контролю не исполненным направляется налогоплательщику (налоговому агенту) по почте, электронным способом.

Налогоплательщик обжалует решение в течение пяти рабочих дней со дня его вручения (получения) в вышестоящий налоговый орган или уполномоченный орган или суд (пункт 4-1 статьи 96 Налогового кодекса).
Копия жалобы должна быть направлена ОГД, направивший решение.

При этом, как и в случае обжалования налогоплательщиком уведомления о результатах налоговой проверки, прописана аналогичная норма о восстановлении срока обжалования в случае временной нетрудоспособности.

Ходатайство налогоплательщика (налогового агента) о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы удовлетворяется при условии, что налогоплательщиком жалоба и ходатайство поданы не позднее десяти рабочих дней со дня окончания периода временной нетрудоспособности должностных лиц налогоплательщика.

Приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика не осуществляется при подаче им жалобы на решение в случае обжалования в вышестоящем ДГД или КГД, либо в суд до вынесения решения по жалобе.

По применению контрольно-кассовых машин

Вступила в силу норма предусматривающая переход на применение ККМ с 1 января 2020 года налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с применением специального налогового режима на основе патента и в рамках специального налогового режима на основе уплаты единого земельного налога по деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим.

– Обращаем внимание, что требования по применению онлайн-ККМ не распространяются на субъектов бизнеса, осуществляющих свою деятельность на территориях, где отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования, – отметили в комитете.

Читайте также: