Выполнение плановых показателей налоговых и неналоговых доходов бюджета

Опубликовано: 11.05.2024

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

Обновлено секунду назад

Важнейшим звеном финансовой системы являются муниципальные финансы. Их назначение – обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами для осуществления функций, предусмотренных законодательными актами.
Формирование основного объема финансовых ресурсов органов местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации муниципальных доходов.

Вопрос: Что же такое мобилизация доходов?
Ответ: Мобилизация доходов местного бюджета – это комплекс мероприятий, направленный на привлечение доходов в бюджет.

Вопрос: Из чего складывается мобилизация доходов?
Ответ: Мобилизация доходов осуществляется посредством поступления в бюджет муниципального образования налоговых и неналоговых доходов, а так же безвозмездных перечислений.

Вопрос: Кто определяет, сколько доходов должно поступить в бюджет?
Ответ: Ежегодно Губернатором Хабаровского края утверждаются показатели по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в бюджет Хабаровского края на год в разрезе муниципальных районов края. На 2018 год, по Бикинскому району установлены показатели в размере 360 млн. рублей. Доведенные показатели по мобилизации разбиваются в разрезе городского и сельских поселений района по видам доходов и бюджетообразующих предприятий.
На перовое полугодие 2018 года было установлено плановое задание по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в сумме 158,7 млн. рублей. Поступило в консолидируемый бюджет района доходов в общей сумме 164,2 млн. рублей. Выполнение установленного задания за 6 месяцев составило 103,4%. В том числе налоговых доходов поступило 154,8 млн. рублей; выполнение – 102,8%, неналоговых доходов поступило 9,4 млн. рублей, выполнение – 108,4%. Годовые показатели по мобилизации доходов исполнены на 45,6%, при плановых показателях 44,1%. Основные поступления доходов в бюджет ожидаются во второй половине 2018 года.
В текущем году наблюдается рост поступлений по налоговым доходам по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 44,6 млн. рублей, по неналоговым доходам на 0,4 млн. рублей.
Увеличение поступлений по налоговым доходам обеспечено в большей части увеличением поступлений от уплаты налога на доходы физических лиц. За 6 месяцев 2018 года в консолидируемый бюджет района поступило налога на доходы физических лиц 137,1 млн. рублей, что на 44,7 млн. рублей больше чем за 6 месяцев 2017 года. Поступления от уплаты налога на доходы физических лиц занимают наибольший удельный вес в общих поступлениях доходной части бюджета района и составляют 83,5%. Выполнение задания по мобилизации, по данному виду налога, за первое полугодие текущего года составило 103,2%. Увеличение поступлений по налогу обусловлено индексацией окладов на 4% по организациям спецконтингента и по учреждениям, обеспечивающим государственное управление, увеличением минимальной оплаты труда с 01 января 2018 г. до 15 182,4 рублей, с 01 мая 2018 г. до 17 860,80 рублей, реализацией в 2018 г. майских Указов Президента РФ по организациям социально-культурной сферы.
Вторым по поступлениям в структуре доходной части бюджета является единый налог на вмененный доход. За отчетный период поступило 7,1 млн. рублей, выполнение показателей по мобилизации составило 103,4%.
По имущественным налогам (транспортный, земельный, налог на имущество физических лиц) мобилизация за 6 месяцев 2018 года выполнена на 103,3%, поступило в бюджеты поселений 4,2 млн. рублей.
По налогам на совокупный доход (УСНО, ЕСХН, патент) в консолидируемый бюджет поступило 2,3 млн. рублей. Показатели выполнены на 113,3%.
По неналоговым платежам рост доходов, по сравнению с прошлым годом, в большей степени, обеспечен увеличением поступлений арендной платы за пользование муниципальным имуществом и земельными участками на 0,6 млн. рублей. В структуре поступлений неналоговых доходов за 6 месяцев 2018 года арендные платежи за пользование земельными участками и муниципальным имуществом занимаю 49,1%. Сумма поступлений арендной платы составила 4,6 млн. рублей.
Прочие поступления от имущества (плата за наем жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности) составили 1,1 млн. рублей, исполнение задания по мобилизации – 100,5%.
Поступления от взысканий, штрафов составили 1,0 млн. рублей, показатели по мобилизации исполнены на 101,1%.
От реализации муниципального имущества и земельных участков в первом полугодии 2018 года поступило 1,0 млн. рублей, задание по мобилизации выполнено на 77%.
Вместе с тем, несмотря на общее увеличение поступлений в доходную часть консолидируемого бюджета района, наблюдается снижение поступлений по таким видам налоговых и неналоговых доходов как: единый налог на вмененный доход – на 0,2 млн. рублей; налог на имущество физических лиц – на 0,2 млн. рублей; транспортный налог – на 0,4 млн. рублей; доходы от реализации муниципального имущества – на 0,5 млн. рублей; поступления от денежных взысканий, штрафов – на 0,2 млн. рублей.

Вопрос: Если мобилизация – это комплекс мероприятий, то какие мероприятия направленные на дополнительное привлечение доходов в бюджет реализуются в Бикинском районе?
Ответ: Администрацией района реализуются Мероприятия по выполнению показателей по мобилизации доходов в бюджет края и повышению собираемости платежей в 2017-2019 годах, утвержденные Губернатором Хабаровского края.
Данные мероприятия включают:
- проведение оценки эффективности налоговых льгот, действующих на территории района и отмене неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по земельному налогу и пересмотр К2 по единому налогу на вмененный доход);
- сокращение задолженности по налоговым и неналоговым доходам;
- снижение неформальной занятости, укрепление дисциплины оплаты труда;
- повышение уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов.
В реализации Мероприятий задействованы все отраслевые и структурные подразделения администрации района. В каждом поселении утверждены свои планы мероприятий на 2017-2019 годы. Обеспечение выполнения плановых показателей, сокращение задолженности и дополнительное поступление доходов в бюджет района одна из основных задач в повышении уровня собираемости собственных доходов.
Одним из важных направлений в пополнении доходной части бюджета по налоговым платежам является работа по сокращению недоимки в соответствии с утвержденными Мероприятиями:
1. Ежемесячно проводятся комиссии и рабочие группы по контролю за поступлением доходов в бюджет, на которые приглашаются руководители предприятий и физические лица, допустившие образование недоимки по платежам в бюджет.
За 6 месяцев проведено 11 заседаний в администрации района, на которых заслушано 167 налогоплательщиков. Сумма поступлений по результатам работы составила 9,4 млн. рублей. Наибольшие поступления от юридических лиц по налогу на доходы физических лиц – 5,1 млн. рублей, УСНО – 0,6 млн. рублей, по налогу на прибыль организаций – 0,8 млн. рублей, по остальным налогам – 1,9 млн. рублей. От физических лиц, в результате работы поступило платежей на общую сумму 1 млн. рублей.
2. На информационном экране в здании администрации района, на официальном сайте администрации Бикинского муниципального района во вкладке «Финансы района» рубрика «Для налогоплательщиков» размещаются актуальные материалы с целью проведения публичной информационной компании по вопросам изменения налогового законодательства и своевременной уплаты налогов и сборов в бюджет. Проводится разъяснительная работа в средствах массовой информации.
3. На постоянной основе осуществляется индивидуальная работа с каждым недоимщиком, адресное доведение информации о неуплате налогов. Со службой судебных приставов проводятся совместные рейды по взысканию транспортного налога. За отчетный период проведено 3 рейда, сумма погашенной задолженности составила 145 тыс. рублей.
4. В части доходов от использования муниципальной собственности проводится инвентаризация имущества с целью оптимизации излишнего или неиспользуемого муниципального имущества. В целях увеличения доходов от использования имущества осуществляется сдача имущества в аренду, а также включается в ежегодный план приватизации с целью реализации на торгах.
Кроме того, проводится мониторинг площадей арендуемых земельных участков и арендуемого муниципального имущества. Ведется работа по выявлению юридических и физических лиц, занимающих земельные участки без правоустанавливающих документов. За отчетный период выявлено 3 земельных участка, общей площадью 0,5 гектар, используемых гражданами без правоустанавливающих документов.
5. На постоянной основе ведется мониторинг задолженности по арендной плате за пользование муниципальным имуществом и земельными участками, ведется претензионно-исковая работа по взысканию задолженности с недобросовестных арендаторов, допустивших образования задолженности по арендной плате.
Задолженность возможная к взысканию по арендным платежам за пользование муниципальным имуществом и земельными участками по состоянию на 01 июля 2018 года составила 1,6 млн. рублей, было направлено 203 претензии арендаторам, удовлетворено 139 претензий на сумму 0,4 млн. рублей. Проведено 3 комиссии по контролю за поступлением арендной платы в бюджет, на которых заслушан 31 арендатор, в результате поступило в бюджет 112 тыс. рублей.
Одним из дополнительных пунктов Мероприятий по выполнению показателей по мобилизации доходов является легализация трудовых отношений. Данный пункт Мероприятий включает в себя: контроль за работодателями, в части официального оформления трудовых отношений с наемными работниками; контроль за выплатой заработной платы работникам не ниже минимальной заработной платы, установленной действующим законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением сроков выплаты заработной платы.
Показатели по мобилизации доходов за 1 полугодие 2018 года выполнены в полном объеме. В текущем году работа по обеспечению выполнения показателей по мобилизации доходов в бюджет района будет продолжена по всем направлениям.

На вопросы ответила заместитель главы администрации Бикинского муниципального района - начальник финансового управления Трифонова Елена Викторовна


Ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ

• Время чтения: 5 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Эксперт БФТ Дмитрий Гарин

Проблема повышения доходов бюджетов сегодня особенно актуальна. С какими проблемами сталкиваются органы местного самоуправления и какие пути повышения доходов бюджета наиболее эффективны рассказывает ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ Юлия Кулагина.

Решение задач по повышению доходной части бюджетов на протяжении многих лет является одной из приоритетной для всех уровней власти, и в том числе, для органов местного самоуправления. Как известно, одним из основных источников пополнения доходов бюджетов муниципалитетов, являются налоговые и неналоговые доходы от использования имущества. От того, насколько эффективно муниципалитеты распоряжаются принадлежащим им земельно-имущественным ресурсом, во многом зависит общая картина эффективности работы местной власти в указанном направлении.

ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Говоря о теме повышения доходной части бюджетов, нельзя не сказать о том, что на пути достижения цели по увеличению доходов, местной власти приходится сталкиваться с большими трудностями. Так, в части пополнения доходной части бюджетов от неналоговых источников, возникают проблемы, связанные со сбором платежей от переданного в аренду имущества, в том числе земельных участков. Прежде всего, это связано со снижением доходов организаций и физических лиц, возникших на фоне непростой экономической ситуации в стране. Однако не только указанная проблематика является главной, в вопросе низкого исполнения арендных обязательств. К сожалению, не все арендаторы имеют высокую дисциплинированность по выполнению принятых на себя обязательств, и зачастую допускают систематические просрочки платежей, предпочитая за счет сумм, которые необходимо внести в виде аренды, решать свои внутрихозяйственные вопросы. В свою очередь, и структуры, ответственные за собираемость арендных платежей, не редко способствуют неплательщикам. Отсутствие системного подхода к взиманию арендных платежей, не применение инструмента штрафных санкций в отношении неплательщиков, неэффективное использование муниципального имущества, а также отсутствие четко выстроенной модели управления имеющимися ресурсами - и это далеко не полный перечень тех причин, которые способствуют снижению собираемости доходов бюджетов.

Проблема слабой налоговой дисциплины является одной из ключевых, при определении причин низкой собираемости земельного налога и налога на имущество. Как и в случае низкой собираемости арендных платежей, ухудшение финансовой состоятельности налогоплательщиков на фоне общей сложной финансовой ситуации в стране является одной из главной причин снижения собираемости налогов в местные бюджеты. Представляется, что плохое качество кадастровой оценки недвижимости и результаты ее оспаривания, являются еще одним из значимых негативных факторов, отрицательно отражающемся на состоянии собираемости налогов муниципалитетами. В данном случае речь идет о том, что по итогам неверно определенной кадастровой стоимости объектов недвижимости органами, органы местного самоуправления некорректно формируют прогнозы налоговых поступлений, а в дальнейшем после оспаривания результатов кадастровой оценки заинтересованными лицами, осуществляют возврат их бюджетов излишне полученные суммы в виде налогов. И как показывает общероссийская практика, такие суммы зачастую бывают весьма значительными и крайне негативно отражаются на бюджетах. Также среди причин снижения налоговых поступлений можно выделить и такую как сокрытие правообладателями сведений об объектах налогообложения. В качестве примера таких случаев можно указать: отказ от оформления в установленном порядке прав на возведенные объекты недвижимости, не осуществление постановки на кадастровый учет земельных участков и др.

Последняя из причин, которую хотелось бы отразить в настоящей статье, является причина потери сведений в отношении объектов налогообложения при межведомственной взаимодействии между налоговой и кадастровой службами. Практика одного из регионов показала, что такие потери сведений могут составлять чуть ли не до одной трети общего годового размера доходов бюджета от налоговых поступлений. Происходит это из-за несогласованности действия служб и не эффективного электронного взаимодействия.

Приведенный анализ причин, способствующих снижению доходов местных бюджетов от использования имущества ставит под собой цель не только квалифицировать такие причины, но и предложить некоторые меры по их устранению.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ БЮДЖЕТА

В отношении снижения задолженности по неналоговым доходам в виде арендной платы, эффективным инструментом может служить автоматизация реестров обязательств, таких как: договоров аренды земельных участков, объектов движимого и недвижимого имущества договоров, найма квартир и прочих. Данный инструмент позволит определить четкую картину прогнозируемых доходов от использования имущества, своевременно принимать меры по недопущению образования задолженностей, выстроить четкую организацию работы с арендаторами.

Систематизация подхода по организации работы с задолженностью по обязательствам перед муниципалитетами, дифференциация мер контроля за использованием имущества, правом распоряжения, которыми наделены органы местного самоуправления, применение инструмента всех правовых мер к неплательщикам арендной платы на постоянной основе, усиление мер муниципального контроля за использованием имущества и в том числе земельных участков, вовлечение в оборот неэффективно используемых земель и имущества, оптимизация работы с бесхозяйным имуществом - это лишь часть комплекса мер, который может позволить значительно повысить доходную часть местных бюджетов.

В отношении повышения поступлений от налоговых поступлений свою эффективность смогут показать такие мероприятия как повышение налоговой дисциплины, в том числе путем проведения на уровне муниципалитетов межведомственных комиссий по организации индивидуальной работы с организациями, имеющими задолженность по налоговым платежам перед городскими бюджетами, проводить массовую разъяснительную работу среди населения и прочее. Решение непростой ситуации с низким качеством кадастровой оценки земель возможно в том числе за счет изменения подхода такой оценки, что в настоящее время проводится на государственном уровне. В целях решения проблем по выявлению скрытых налогоплательщиками сведений об объектах налогообложения и потери данных, при межведомственном взаимодействии возможным эффективным способом устранения таких проблем, является проведение мониторинга сведений об объектах недвижимости на территории муниципальных образований.

Проведение перечисленных мер позволит:

  • Получить достоверную информации о налогооблагаемой базе.
  • Организовать мероприятия по мобилизации выявленного налогового потенциала.
  • Получить инструмент для осуществления учета объектов недвижимости, контроля и мониторинга процессов устранения выявленных проблем и несоответствий на базе системы мониторинга и инвентаризации объектов недвижимости.

Компания БФТ предлагает комплекс решений устранения вышеперечисленных причин низкой собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджетов за счет:
  • Программного комплекса SAUMI/SAUMI-WEB - автоматизированной системы управления государственной и муниципальной собственностью с возможностью адаптации к требованиям регионального и местного законодательства, обеспечивающей повышение эффективности и качества управления земельно-имущественным комплексом.
  • Комплексного решения по повышению налоговых и неналоговых доходов бюджетов.
  • Методического сопровождения процессов оптимизации повышения доходной части бюджетов за счет налоговых и неналоговых источников.
Дополнительную информацию по повышению доходов бюджетов, Вы можете получить, обратившись в Департамент регионального развития Компании БФТ:

Налоговые и неналоговые доходы

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним (налогам посвящается отдельная тема).

Например, согласно ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100%;
  • налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100%;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 20%;
  • налога на добавленную стоимость — по нормативу 100%;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50%;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100%;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50%;
  • акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100%;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100%;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40%;
  • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100%; сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 20%;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 20%;
  • водного налога — по нормативу 100%;
  • государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты) — по нормативу 100%.

Аналогично регулируются налоговые доходы субъектов РФ и муниципальных образований. В частности, к налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся доходы от следующих региональных налогов (ст. 56 БК РФ):

  • налога на имущество организаций — по нормативу 100%;
  • налога на игорный бизнес — по нормативу 100%;
  • транспортного налога — по нормативу 100% и др.

К налоговым доходам бюджетов поселений относятся (ст. 61 БК РФ) налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

  • земельного налога — по нормативу 100%;
  • налога на имущество физических лиц — по нормативу 100%.
  • налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
  • налога на доходы физических лиц — по нормативу 10%;
  • единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 35%;
  • государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, — по нормативу 100%.

Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством Российской Федерации.

К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. Так в России, по данным Минэкономразвития, в 2011-2013 гг. доход государства от приватизации может составить 600-700 млрд. рублей. В 2011 г. государство получило от приватизации более 200 млрд. рублей. По данным Минфина, в доход федерального бюджета должны поступить средства от продажи (приватизации) государственных долей в таких структурах, как Транснефть, Роснефть, ФСК ЕЭС, Рус Гидро, Сбербанк, ВТБ, РЖД, Совкомфлот, Россельхозбанк и др.;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

Например, согласно ст. 42 БК РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

  • доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными кредитами;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Закон регулирует также источники неналоговых доходов в зависимости от того, в бюджет какого уровня они зачисляются. Например, в соответствии с ст. 50 БК РФ к неналоговым доходам федерального бюджета относятся доходы за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных абзацами тринадцатым, четырнадцатым части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, — по нормативу 100%;
  • доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных частями восьмой — десятой статьи 62 Кодекса, — по нормативу 100%;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
  • лицензионных сборов — по нормативу 100%;
  • таможенных пошлин и таможенных сборов — по нормативу 100%;
  • платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений — по нормативу 100%;
  • оплаты за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, — по нормативу 100%;
  • платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям — по нормативу 100%;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 20%;
  • консульских сборов — по нормативу 100%;
  • патентных пошлин — по нормативу 100%;
  • платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, — по нормативу 100%;
  • сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, — по нормативу 100%.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

  • прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

Все эти бюджетные доходы включаются в состав государственных доходов.

• порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе;

• не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;

• большая целевая направленность использования поступлений, закреп­ленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конк­ретного платежа;

• нет жесткого планирования;

• на практике оно осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания.

Все налоговые доходы носят систематический характер и, следова­тельно, четко планируются в доходной части бюджета. Некоторые ненало­говые доходы не подвергаются планированию и не могут быть твердо закреплены в доходной части бюджета. Поэтому в доходной части закона о бюджете на соответствующий год несколько видов неналоговых дохо­дов могут группироваться с указанием единой планируемой суммы.

В целом неналоговые доходы отличаются от налоговых «субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых пра­воотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюд­жет неналоговых доходов».

Неналоговые доходы по порядку зачисления в бюджет (по функцио­нальной классификации) относятся к собственным доходам бюджетов, т.е. законодательно закрепляются на постоянной основе полностью или час­тично за соответствующими бюджетами.

В доходах бюджетов первостепенную роль в настоящее время играют налоги, а неналоговые доходы отступили на второй план, поскольку связа­ны с обладанием определенным имуществом и не могут увеличиваться, как налоги.

Неналоговые доходы служат не только целям привлечения дополни­тельных доходов в бюджетную систему. Например, доходы от предостав­ления платных услуг, оказываемых государственными предприятиями, организациями и учреждениями, являются свидетельством существующе­го спроса или потребности населения в определенном виде услуг. Плата за услуги способствует «рационализации» потребления, экономии финансо­вых ресурсов, и, в конечном счете, осознанию зависимости размера платы за услуги от объема и качества предоставляемых услуг.

Планирование неналоговых доходов представляет собой заранее опре­деленную возможность маневрирования потоками неналоговых доходов бюджетов путем использования научно обоснованных форм и методов принятия решений в области управления неналоговыми активами.

Планирование неналоговых доходов бюджета, также как и организа­ция, регулирование и контроль является составной частью управления неналоговыми доходами государственного бюджета. Они либо планиру­ются методом «от достигнутого», либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жест­ко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду пла­нируются либо автоматическим методом (в плановый год заносятся дан­ные из отчета прошлого периода), либо осуществляется пообъектное пла­нирование. Автоматический метод используется, если договоры аренды заключены более чем на 3 года и не предполагают пересмотра. Пообъект­ное планирование - более сложная процедура.

Комитет по государственному имуществу каждого региона составляет карту недвижимости, в которой районы раскрашены разным цветом в зависимости от категории стоимости аренды (как правило, стоимость арен­ды помещения зависит от месторасположения). Затем вводятся поправоч­ные коэффициенты (качество помещения, ремонт, подъезд автотранспорта и т.д.), которые увеличивают или уменьшают стоимость аренды.

При планировании доходов от сдачи имущества в аренду госслужащие и контролирующие органы ориентируются на данные карты. Сначала определяют потенциально свободные помещения, которые могут быть сданы в аренду, и на основе карты рассчитывают минимальную стоимость аренд­ной платы 1 м2 площади и всего помещения. Затем определяют, сколько времени помещение будет находиться в аренде. На основании всех этих данных рассчитывают плановые поступления от аренды. При заключении договора на аренду помещения госслужащие так же проводят тендер, как и при покупке товаров, работ, услуг, т.е. поручают поиск клиентов несколь­ким риелторским фирмам, тем более что платить за услуги придется арен­датору.

Для эффективного управления неналоговыми доходами бюджета пред­лагается выделить две группы:

1. условные неналоговые доходы (доходы от внешнеэкономической деятельности в виде таможенных пошлин и платежи при пользовании при­родными ресурсами);

2. чистые неналоговые доходы (доходы от использования государствен­ного имущества, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер граж­данско-правовой, административной и уголовной ответственности, а так­же доходы от внешнеэкономической деятельности за исключением тамо­женных пошлин).

Основными принципами планирования неналоговыми доходами явля­ются:

• принцип оценки результатов планирования на основе критериев социальной (затраты соотносятся с благами, получаемыми обществом) и экономической (затраты соотносятся с экономическими показателями) эффективности;

• принцип целеполагания предполагает наличие четко сформулирован­ной цели планирования неналоговыми доходами государства, а также применительно к конкретным объектам;

• принцип результативности означает разработку научно обоснован­ной дивидендной политики и других конкретно выраженных эффектов от планирования неналоговыми активами;

• принцип ответственности субъектов планирования.

Сравнивая виды доходов бюджетов всех уровней Республики Казах­стан, необходимо отметить, что неналоговые доходы могут носить добро­вольный и принудительный характер в отличие от налоговых доходов, имеющих обязательный характер.

Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от нало­гов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельно­стью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, свя­занных с платежами.

Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неупла­ченных неналоговых платежей.

По отношению к неналоговым доходам, как правило, не определяются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые эле­менты. Неналоговые доходы нередко привязываются к определенным це­левым расходам, в то время как налоговые доходы не имеют целевой направленности и расходуются на финансовое обеспечение деятельности государства.

Как уже было отмечено, неналоговые доходы отличаются от налого­вых тем, что могут носить как добровольный, так и обязательный харак­тер, не подлежат твердому планированию, нередко имеют целевое назна­чение, в большой степени регулируются подзаконными актами.

В законах о бюджете на соответствующий год дается неполный пере­чень возможных доходов государственного бюджета, перечисляются толь­ко доходы, актуальные и планируемые в соответствующем году.

Величина поступлений неналоговых доходов в государственный бюд­жет и их конкретные виды устанавливаются Законом РК о республиканс­ком бюджете на соответствующий год.

При прогнозировании неналоговых поступлений используются данные динамики поступлений за ряд лет с учетом индекса потребительских цен на прогнозируемый год и изменений курса тенге. При этом также использу­ются прогнозные данные, представленные центральными государственны­ми органами по следующим неналоговым поступлениям республиканского бюджета:

- поступления части чистого дохода Национального банка РК;

- поступления части чистого дохода республиканских государствен­ных предприятий;

- дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в рес­публиканской собственности;

- доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в респуб­ликанской собственности;

- доходы от аренды имущества, находящегося в республиканской собст­венности:

- вознаграждения за размещение средств государственных внешних займов:

- вознаграждения по кредитам, выданным из республиканского бюд­жета:

- доходы от продажи вооружения и военной техники:

- поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственны­ми учреждениями:

- поступления от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями:

- штрафы, пеня, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями:

- другие неналоговые поступления в республиканский бюджет.

Местными исполнительными органами определяются прогнозные дан­ные по аналогичным неналоговым поступлениям бюджетов соответствую­щих нижестоящих уровней.

Государственная пошлина представляет собой платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами за действия, совершаемые специаль­но уполномоченными органами. Оплата государственной пошлины произ­водится до совершения действий, а также уплачивается непосредственно при выдаче оплаченного пошлиной документа. Уплаченные суммы пошлины зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом.

Прогнозирование суммы поступлений в бюджеты государственной по­шлины определяется исходя из анализа динамики поступлений за предыду­щие годы с оценкой ожидаемого поступления в текущем году, с корректи­ровкой на предполагаемые изменения в предстоящем периоде.

ся имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального пред­принимателя, доход адвокатов и частных нотариусов, прочие доходы, не облагаемые у источника выплаты.

Как известно, одними из основных источников неналоговых доходов можно считать поступления от продажи и использования государственного имущества. Состав неналоговых доходов носит нестабильный характер, их перечень носит открытый характер, при этом доходы от использования и продажи государственного имущества относятся к неналоговым дохо­дам по своей правовой природе.

В условиях рыночной экономики государство является предпринимате­лем, заинтересованным в получении предпринимательского дохода от имею­щегося у него имущества. На протяжении последних лет прослеживается рост неналоговых доходов, в то время как количество объектов государ­ственной собственности сокращается в результате приватизации.

При этом именно в процессе совершенствования системы неналоговых доходов от продажи и использования государственного имущества Рес­публика Казахстан может проявлять себя как специфический участник гражданского общества, обладающий собственностью.

Увеличение неналоговых доходов государственного бюджета направ­лено на достижение цели снижения налогового бремени при сохранении роста доходов бюджета, и в этом заключается основополагающее значе­ние неналоговых доходов. И, наоборот, при благоприятных экономических условиях в государстве необходимо снижать или прекращать продажу государственной (региональной) недвижимости.

Методология расчета показателей эффективности управления неналого­выми доходами государства включает в себя следующие составляющие:

1) Коэффициент неналоговых доходов бюджета определяется как отно­шение неналоговых поступлений в бюджет отчетного периода к ВВП;

2) Коэффициент роста неналоговых доходов бюджета определяется как отношение неналоговых поступлений в бюджет отчетного периода к нена­логовым поступлениям в бюджет предыдущего периода;

3 ) Коэффициент качества планирования неналоговых доходов бюджета определяется как отношение фактических неналоговых поступлений в бюд­жет к плановым неналоговым поступлениям в бюджет;

4) Коэффициент качества планирования чистых неналоговых доходов бюджета определяется как отношение фактических поступлений чистых неналоговых доходов в бюджет к плановым поступлениям чистых ненало­говых доходов в бюджет.

Модель управления доходами от государственных активов строится на основе их разделения на две группы:

1) невозобновляемые доходы (единовременные поступления от продажи государственного и казенного имущества, от приватизации);

2) возобновляемые доходы (регулярные поступления в виде дивиден­дов, отчислений от прибыли, арендные платежи и т.п.).

При планировании неналоговых доходов необходимо учитывать, что существует возможность удвоения величины чистых неналоговых дохо­дов до уровня 5% ВВП и 10% совокупных доходов бюджета за счет задей­ствования потенциальных резервов роста доходов от государственных активов:

• инвентаризация объектов государственной собственности с формиро­ванием системы кадастров, особенно в отношении оценки объектов собст­венности за рубежом с одновременным законодательным установлением ограничений размеров возможного участия иностранных инвесторов в уставных капиталах предприятий сырьевых и оборонных отраслей эконо­мики;

• совершенствование процедур приватизации, включая повышение под­контрольности, прозрачности, реалистичности планов;

• законодательное установление процедур национализации и муници­пализации с введением специального налога;

• соблюдение разработанных принципов определения размера арендной платы на основе реальной оценочной стоимости имущества;

• развитие механизма концессий;

• повышение качества планирования и контроля за уплатой части при­были казенных предприятий в бюджет;

• внедрение методики прогноза дивидендных поступлений;

• развитие института доверительного управления.

Для наиболее эффективного планирования неналоговых доходов бюд­жета можно предложить применение более прогрессивных методов плани­рования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расче­тов на основе экономико-математических методов и моделирования, вы­бор оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

Ключевыле слова: налоговые элементы, налоговый аппарат, государст­венное предприятие, финансовые ресурсы, бюджетная система, внешне­экономическая деятельность, Национальный банк РК, государственная пошлина, мониторинг.

К неналоговым доходам относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы от продажи государственного и муниципального активов;

- иные неналоговые доходы.

Между налогами и неналоговыми платежами много общих черт:

· установление размеров и условий взимания;

· принудительный характер изъятия;

· связь их с бюджетом или внебюджетными фондами;

Однако действующее налоговое законодательство не позволяет их отождествлять порядок установления неналоговых поступлений, их исчисление и взимание отличаются от налоговых:

· для некоторых из них не установлены элементы (ставки, льготы, сроки оплаты и пр.)

· размер отдельных неналоговых доходов регулируется не БК РФ и НК РФ, а специальными нормативными документами. К примеру, санкции определяются ГК РФ и УК РФ;

· целый ряд неналоговых платежей не носят обязательного и регулярного характера (например, средства от продажи имущества, находящегося в государственной собственности).

Неналоговые доходы зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и не включаются в налоговую систему.

Планирование неналоговых доходов. В основе их планирования заложен новый порядок - функции прогнозирования этих доходов возложены на администраторов доходов, которые осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Прогнозирование поступлений неналоговых доходов производится на основе данных предшествующих периодов (методом экстраполяции) с учетом планируемого изменения законодательства, а также темпов экономического и социального развития.

5.3. Безвозмездные перечисления

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

- финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

- субвенций из Федерального и региональных фондов компенсаций;

- субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

- иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;

- безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

- безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Это средства, которые поступают в виде финансовой помощи от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций и др.

Трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленной правительством методике.

Дотация представляет собой сумму, которая выделяется из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и перераспределяемых доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Это средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. Эти средства используются для выравнивания социально-экономического развития территориального образования. При использовании не по назначению подлежит возврату. Субвенции бывают текущие и инвестиционные.

Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Читайте также: