Вылкова е с романовский м в налоговое планирование

Опубликовано: 16.05.2024

Название: Налоговое планирование.

Автор: Вылкова Е.С., Романовский М.В.

Первый отечественный учебник, всесторонне освещающий вопросы теории и практики налогового планирования с учетом самых последних изменений в российском и международном законодательстве. В книге изложены теоретические основы налогового планирования, рассмотрены международные аспекты налогового планирования, сформированы основные моменты налогового менеджмента, описаны варианты оптимизации налогообложения, проанализирована арбитражная практика по налоговым проблемам.
Учебник предназначен для студентов и преподавателей экономических специальностей вузов, слушателей школ бизнеса и менеджмента, научных работников. Он также представляет интерес для широкого круга экономистов, хозяйственных руководителей, работников организаций; аудиторских фирм и налоговых органов. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.

Налоговое планирование - Вылкова Е.С., Романовский М.В.


Незавершенность экономических, в частности налоговых, реформ, нестабильность экономического роста в стране, отсутствие четкой определенности в финансово-кредитной политике, невозможность зачастую самостоятельно уследить за лавиной нормативных документов, дороговизна услуг консультационного характера, формирование новой учебной специальности - налоговое консультан-тирование - вот основные причины, побудившие авторов написать данный учебник. Он должен помочь студентам ознакомиться с премудростями теории и тонкостями практики налогового планирования, а специалистам предприятий четко определить свою финансовую стратегию в условиях рыночной экономики, систематизировать элементы налогового планирования по отдельным налогам и сборам в целях минимизации налогового бремени.
В науке финансового менеджмента традиционно сложилась ситуация, при которой как западными, так и отечественными учеными-экономистами вопросам налогового планирования практически не уделяется внимания. Отсутствует глубокая теоретическая проработка концептуальных вопросов налогового планирования, его периодизации и классификации, оно не рассматривается как составная специфическая часть управления финансами. Однако налоговое планирование оказывает непосредственное влияние на формирование финансовых результатов, стоимость фирмы, поэтому требуется обобщение накопленных фрагментарных теоретических знаний и практического опыта по вопросам налогового планирования. В целях обеспечения устойчивого роста предпринимательской активности и развития экономики страны необходимо выделение налогового планирования в отдельное самостоятельное направление финансовой науки и практики управления финансами хозяйствующих субъектов.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Глава 1. Общая характеристика налогов и налоговой системы России
1.1. Сущность налогов, элементы налога
1.2. Принципы налогообложения и функции налога
1.3. Классификации налогов
1.4. Основы налогообложения прибыли и специальные налоговые режимы
1.5. Основы косвенного налогообложения
1.6. Прочие налоги, уплачиваемые организациями и физическими лицами
1.7. Ответственность за нарушение налогового законодательства
1.8. Изменения в налоговой системе РФ и их учет для целей налогового планирования Список литературы к главе 1
Глава 2. Содержание налогового планирования на уровне организаций
2.1. Понятие налогового планирования, его роль и место в системе управления финансами предприятий
2.2. Периодизация налогового планирования
2.3. Классификация налогового планирования
2.4. Принципы и стадии налогового планирования
2.5. Пределы налогового планирования
Список литературы к главе 2
РАЗДЕЛ II. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Глава 3. Международное корпоративное налоговое планирование
3. 1. Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов в условиях глобализации экономики
3.2. Различие систем налогообложения, существующих в мире
3.3. Типология налогового планирования в зарубежных странах
3. 4. Тенденции международного налогового планирования и оффшорный бизнес
3.5. Соглашения об избежании двойного налогообложения и трансфертпрайсинг
3.6. Специфика международного налогового планирования в России
Список литературы к главе 3
Глава 4. Регионы льготного налогообложения на территории РФ
4.1. Свободные экономические зоны в России
4.2. Система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях
Список литературы к главе 4
РАЗДЕЛ III. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Глава 5. Учетная и договорная политика предприятий для целей оптимизации налогов
5.1. Содержание учетной политики и ее основных элементов
5.2. Налоговые последствия альтернативных способов учета по отдельным элементам учетной политики
5.3. Использование взаимосвязей налогового и гражданского законодательства в целях оптимизации налогообложения
5.4. Формирование договорной политики предприятия в целях оптимизации налогообложения
Список литературы к главе 5
Глава 6. Планирование отдельных налогов
6.1. Планирование налога на прибыль
6.2. Налоговое планирование в сфере малого бизнеса
6.3. Оптимизация косвенного налогообложения
6.4. Оптимизация налогообложения имущества организаций
6.5. Оптимизация единого социального налога
6.6. Оптимизация налога на доходы физических лиц
6.7. Планирование прочих налогов
6.8. Налоговые льготы в системе налогового планирования
Список литературы к главе 6
РАЗДЕЛ IV. ФОРМЫ ИЗМЕНЕНИЯ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГОВ
Глава 7. Формы изменения срока уплаты налогов
7.1. Условия изменения срока уплаты налога и сбора, пени
7.2. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора
7.3. Порядок и условия предоставления налогового кредита, инвестиционного налогового кредита
7.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, а также пени
Список литературы к главе 7
РАЗДЕЛ V. КОРПОРАТИВНЫЙ НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Глава 8. Налоговое планирование в системе финансового менеджмента
8.1. Воздействие налогов на принятие предпринимательских решений
8.2. Исторические аспекты налогового планирования в условиях развития теорий финансового менеджмента
8.3. Специфика налогового сегмента управления финансами хозяйствующих субъектов
8.4. Правовая регламентация и институциональные аспекты налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта
Список литературы к главе 8
Глава 9. Налоговое бремя хозяйствующего субъекта. Методы его расчета и снижения
9.1. Содержание понятия налогового бремени и факторы, на него влияющие
9.2. Способы расчета налогового бремени юридического лица
9.3. Снижение налогового бремени и расчет оптимальной налоговой нагрузки
Список литературы к главе 9
РАЗДЕЛ VI. АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА ПО НАЛОГОВЫМ ВОПРОСАМ
Глава 10. Арбитражная практика по налоговым вопросам
10.1. Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации
10.2. Арбитражная практика по вопросам исчисления и уплаты налога на прибыль организаций
10.3. Анализ арбитражной практики по налогообложению имущества
10.4. Анализ арбитражной практики по единому социальному налогу
10.5. Анализ арбитражной практики по налогу на добавленную стоимость
10.6. Анализ арбитражной практики по налогу на доходы физических лиц
Список литературы к главе 10
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Унифицированная матричная форма классификации налогов
Приложение 2. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов
Приложение 3. Перечень и ставки налогов для юридических лиц в различных странах в 2001 г.
Приложение 4. Место России на налоговой карте мира 2001 г. (Америка)
Место России на налоговой карте мира 2001 г. (Европа)
Место России на налоговой карте мира 2001 г. (Африка)
Место России на налоговой карте мира 2001 г. (Австралия и Океания)
Место России на налоговой карте мира 2001 г. (Азия)
Приложение 5. Виды свободных экономических зон
Приложение 6. Список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)
Приложение 7. Международный черный список оффшорных зон
Приложение 8. Мировая налоговая политика
Приложение 9. Основные налоговые льготы, предоставляемые в российских СЭЗ
Приложение 10. Формирование и использование выручки с 2002г. в условиях действия главы 25 Налогового кодекса
Приложение 11. Влияние налогового планирования на управление финансами хозяйствующих субъектов
Приложение 12. Процесс принятия предпринимательских решений с учетом размера налогового бремени
Приложение 13. Процессный подход к налоговому планированию
Приложение 14. Размер и структура налогового бремени по хозяйствующим субъектам различных отраслей экономики
Основные ключевые термины
Именной указатель
Предметный указатель


  • Артикул: 00-00003669
  • Автор: Вылкова Е.С.
  • ISBN: 978-5-9916-3359-8
  • Обложка: Твердый переплет
  • Издательство: Юрайт (все книги издательства)
  • Город: Москва
  • Страниц: 660
  • Формат: 84х108/32
  • Год: 2014
  • Вес: 570 г
  • Серия: Учебник для ВУЗов (все книги серии)

Всесторонне освещены вопросы теории и практики налогового планирования с учетом последних изменений в российском и международном законодательстве. Изложены теоретические основы и международные аспекты налогового планирования, выделены основные моменты налогового менеджмента, описаны варианты оптимизации налогообложения, содержатся математические модели прогнозирования налогов в зависимости от изменения законодательства и экономической ситуации.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.
Для студентов, магистрантов и преподавателей экономических специальностей вузов, слушателей школ бизнеса и менеджмента, научных работников. Учебник также представляет интерес для широкого круга практических работников - экономистов, хозяйственных руководителей, сотрудников аудиторских фирм и налоговых органов.

Оглавление
Предисловие
Раздел I. Методология налогового планирования
Глава 1. Содержание налогового планирования на уровне организаций
1.1. Понятие налогового планирования, его роль и место в системе управления финансами предприятий
Вопросы и задания для самоконтроля
1.2. Периодизация налогового планирования
Вопросы и задания для самоконтроля
1.3. Классификация налогового планирования
Вопросы и задания для самоконтроля
1.4. Принципы и стадии налогового планирования
Вопросы и задания для самоконтроля
1.5. Пределы налогового планирования
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
Раздел II. Налоговое планирование в мировой и национальной экономике
Глава 2. Международное корпоративное налоговое планирование
2.1. Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов в условиях глобализации экономики
Вопросы и задания для самоконтроля
2.2. Различие систем налогообложения, существующих в мире
Вопросы и задания для самоконтроля
2.3. Типология налогового планирования в зарубежных странах
Вопросы и задания для самоконтроля
2.4. Тенденции международного налогового планирования и офшорный бизнес
Вопросы и задания для самоконтроля
2.5. Соглашения об избежании двойного налогообложения
Вопросы и задания для самоконтроля
2.6. Регулирование трансфертного ценообразования (ценообразования для целей налогообложения)
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
Глава 3. Регионы льготного налогообложения на территории Российской Федерации
3.1. Особые экономические зоны
Вопросы и задания для самоконтроля
3.2. Налогообложение в закрытых административно-территориальных образованиях и зонах территориального развития
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
Раздел III. Оптимизация налогообложения хозяйствующих субъектов
Глава 4. Учетная и договорная политика предприятий для целей оптимизации налогов
4.1. Содержание учетной политики и ее основных элементов
Вопросы и задания для самоконтроля
4.2. Налоговые последствия альтернативных способов учета по отдельным элементам учетной политики
Вопросы и задания для самоконтроля
4.3. Использование взаимосвязей налогового и гражданского законодательства в целях оптимизации налогообложения
Вопросы и задания для самоконтроля
4.4. Формирование договорной политики предприятия в целях оптимизации налогообложения
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
Глава 5. Планирование отдельных налогов
5.1. Планирование налога на прибыль
Вопросы и задания для самоконтроля
5.2. Налоговое планирование в сфере малого бизнеса
Вопросы и задания для самоконтроля
5.3. Оптимизация косвенного налогообложения
Вопросы и задания для самоконтроля
5.4. Оптимизация налогообложения имущества организаций
Вопросы и задания для самоконтроля
5.5. Оптимизация взносов в социальные фонды
Вопросы и задания для самоконтроля
5.6. Оптимизация налога на доходы физических лиц
Вопросы и задания для самоконтроля
5.7. Планирование прочих налогов
Вопросы и задания для самоконтроля
5.8. Налоговые льготы в системе налогового планирования
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
Глава 6. Формы изменения срока уплаты налогов
6.1. Условия изменения срока уплаты налога, сбора и пени
Вопросы и задания для самоконтроля
6.2. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора
Вопросы и задания для самоконтроля
6.3. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
Вопросы и задания для самоконтроля
6.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пени
Вопросы и задания для самоконтроля
6.5. Анализ эффективности изменения сроков уплаты налогов
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
Раздел IV. Корпоративный налоговый менеджмент
Глава 7. Налоговое планирование в системе финансового менеджмента
7.1. Воздействие налогов на принятие предпринимательских решений
Вопросы и задания для самоконтроля
7.2. Исторические аспекты налогового планирования в условиях развития теорий финансового менеджмента
Вопросы и задания для самоконтроля
7.3. Специфика налогового сегмента управления финансами хозяйствующих субъектов
Вопросы и задания для самоконтроля
7.4. Правовая регламентация и институциональные аспекты налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
Глава 8. Налоговое бремя хозяйствующего субъекта.
Методы его расчета и снижения
8.1. Содержание понятия налогового бремени и факторов, на него влияющих
Вопросы и задания для самоконтроля
8.2. Способы расчета налогового бремени юридического лица
Вопросы и задания для самоконтроля
8.3. Снижение налогового бремени и расчет оптимальной налоговой нагрузки
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
Приложение 1. Ставки налога на прибыль в различных странах
Приложение 2. Налоговая политика в различных странах мира
Приложение 3. Виды свободных экономических зон
Приложение 4. Ключевые понятия и термины

1 налоговое планирование

  1. tax planning

налоговое планирование
Широкий спектр мер и выбор способа учета, направленного на законное снижение налогового бремени предприятия, включая мониторинг законодательства, создание новых организационно-правовых структур, переоценку основных средств и т.п.
[ http://www.lexikon.ru/dict/fin/a.html]

налоговое планирование
Установление отношений между компанией или отдельными ее подразделениями с партнерами и контрагентами, которые позволяют наиболее полно использовать налоговые льготы (напр., переводить максимум прибыли в регионы с пониженными налоговыми ставками), оптимизировать платежные потоки и взаимные обязательства сторон, использовать покупку не облагаемых налогами ценных бумаг, трансфертное ценообразование.
[ http://slovar-lopatnikov.ru/]

Тематики

2 налоговое планирование

3 налоговое планирование

4 налоговое планирование

См. также в других словарях:

Налоговое планирование — Налоговое планирование это целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Содержание 1 Сущность налогового… … Википедия

Налоговое планирование — (tax planning) См.: избежание налогов (tax avoidance). Финансы. Толковый словарь. 2 е изд. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000. Налоговое планирование… … Финансовый словарь

налоговое планирование — Широкий спектр мер и выбор способа учета, направленного на законное снижение налогового бремени предприятия, включая мониторинг законодательства, создание новых организационно правовых структур, переоценку основных средств и т.п.… … Справочник технического переводчика

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — выбор между различными вариантами деятельности юридического лица и размещения его активов, направленный на достижение возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В основе Н.п. лежит максимально полное и правильное… … Юридический словарь

Налоговое планирование — (Tax planning) — установление отношений между компанией или отдельными ее подразделениями с партнерами и контрагентами, которые позволяют наиболее полно использовать налоговые льготы (напр., переводить максимум прибыли в регионы с… … Экономико-математический словарь

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — (англ. tax planning) – составная часть системы бюджетного планирования, формирования налоговой политики, а также планирования операционной деятельности организаций. Осн. задача Н.п. – определение на заданный временной период экономически… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — выбор между различными вариантами осуществления деятельности юридического лица и размещения его активов, направленный на достижение возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В основе Н.п. лежит максимально полное и… … Энциклопедический словарь экономики и права

налоговое планирование — выбор между различными вариантами деятельности юридического лица и размещения его активов, направленный на достижение возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В основе Н.п. лежит максимально полное и правильное… … Большой юридический словарь

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — деятельность по оптимизации налоговых обязательств и платежей физических лиц и юридических лиц. Оптимизация налогообложения основывается на знании особенностей налоговых систем и налоговых законодательств государств. К основным методам относятся … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Налоговое планирование — Деятельность налогоплательщика по законному снижению налогового бремени … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЕ — КОРПОРАТИВНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ … Юридическая энциклопедия

17. При каком значении коэффициента эластичности налогов доля налоговых поступлений растет более быстрыми темпами, чем ВВП:

а) К эл эл = 1; в) К эл > 1.

18. Какой показатель характеризует отношение фактических налоговых поступлений к начисленной сумме соответствующего налога:

а) коэффициент эластичности налогов; б) коэффициент собираемости налогов;

в) индекс рентабельности налоговой системы.

19. Какое количество блоков использует Министерство финансов при прогнозировании развития налоговой системы:

а) 9; б) 11; в) 13; г) 15.

20. Итоговым обобщающим показателем работы налоговых органов является: а) индекс издержек; б) коэффициент эластичности налога;

в) коэффициент собираемости налога.

21. Исходя из факторов, определяющих налоговые риски, они делятся на:

а) внешние и систематические; б) внутренние и систематические; в) глобальные, средние и малые; г) глобальные и малые.

22. Субъективный метод определения вероятности наступления рискового события основан на:

а) анализе значений показателей в сопоставимых условиях прошлых периодов; б) использовании предположений, суждений и личного опыта оценивающих экспертов;

в) использовании основных параметров налогового законодательства, отражающих формирование налоговой базы и налоговой ставки; г) применении экономических параметров развития налогового сектора, отражающего показатели налоговой нагрузки.

23.К качественным методам анализа риска относят:

а) экспертный метод, имитационное моделирование, метод построения «дерева решений»;

24.Налоговый риск государства выражается в следующем:

а) в частоте изменений, вносимых в налоговое законодательство; б) в сокращении поступлений в бюджет в результате изменения налоговой политики и (или) величины налоговых ставок;

в) в изменении налоговой политики (появление новых налогов, ликвидация или сокращение налоговых льгот), а также изменении величины налоговых ставок; г) в снижении налогового бремени.

25.Налоговые риски государства в зависимости от субъектов, несущих их, детализируют на:

а) налоговые риски федерации, субъектов РФ, муниципалитетов; б) государственные и частные;

в) налоговые риски различных законодательных и исполнительных органов власти, участвующих в процессе налогообложения; г) внешние и внутренние.

Тема 2. Налоговое планирование в организации - теоретические основы

План 2.1.Понятие и определение налогового планирования.

2.2.Правовое обеспечение налогового планирования и его пределы. 2.3.Принципы налогового планирования.

2.4.Классификация налогового планирования. 2.5.Этапы налогового планирования.

2.6.Основные формы организации налогового планирования и налоговые схемы. 2.7. Оценка финансовых рисков в налоговом планировании 2.8.Отношение государства к налоговому планированию.

Понятие и определение налогового планирования

Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей управления финансами организации, поскольку налоги являются значимой частью расходов, существенным фактором, детерминирующим финансовый результат и денежный поток, а следовательно, финансовое состояние. Действия менеджеров организации, направленные на оптимизацию налогов, образуют систему корпоративного налогового менеджмента. При этом корпоративный налоговый менеджмент следует рассматривать как часть финансового менеджмента, главной задачей которого является финансовая оптимизация, т.е. выбор более эффективных способов привлечения и использования финансовых ресурсов.

В свете современных условий роль налогового планирования в экономике любого предприятия заключается в том, что оно направлено не на минимизацию отдельных налогов, а прежде всего на оптимизацию совокупной налоговой нагрузки и гармонизацию налогов с общей хозяйственно-финансовой деятельностью.

Роль налогового планирования в экономике современного предприятия обусловила вниманием ученых к сущности данного понятия. Каждый из авторов приводит свое определение экономической сущности налогового планирования, которые являются полемичными как на определение содержания налогового планирования, так и на его принципы, этапы и структурные элементы

В целом, можно выделить два основных аспекта определения налогового планирования:

1. Соотношение с понятиями «налоговой минимизации» и «налоговой оптимизации».

2. Соотношение с законностью осуществляемых в рамках налогового планирования мероприятий.

В части первого аспекта имеющиеся мнения на определение сущности налогового планирования можно разделит на три группы:

Многие авторы понимают минимизацию как легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использования возможностей, предоставленных налоговым законодательством (пробелами в законодательстве), путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения

бухгалтерского учета. В части второго подхода авторы утверждают, что налоговая оптимизация есть выбор оптимального варианта (налоговой схемы) с целью получения дополнительной прибыли либо чистого денежного потока.

Теоретические подходы к определению налогового планирования

Рисунок 4 – Теоретические подходы к определению налогового планирования

С другой стороны, мнение об идентичности терминов «налоговое планирование», «налоговая минимизация» и «налоговая оптимизация» не является корректным. По мнению авторов Липника Л.Г. и Тихонова Д.Н. 6 эти термины соотносятся как общее и частное в последовательности их приведения. То есть, минимизация налогов есть составляющая налоговой оптимизация, в то время, как финансовая (в том числе и налоговая) оптимизация есть достижение определенных пропорций всех финансовых аспектов деятельности, проекта или сделки. Цель налоговой оптимизации следует определять как достижение высокого уровня чистой прибыли (денежного потока) и структуры финансовых ресурсов по средствам управления налогами. При этом минимизация сумм налогов далеко не всегда является обоснованным критерием эффективности налогового планирования. Более адекватным критерием является оптимизация относительно налоговой нагрузки, так как изменение деловой активности предприятия неизбежно влечет однонаправленное изменение сумм налогов. Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что налоговая оптимизация есть одна из функций налогового планирования.

Другими функциями налогового планирования являются:

1. Снижение неопределенности относительно будущих событий, связанных с налоговыми отношениями.

6 Тихонов Д.Н. Налоговое планирование и оптимизация налоговых рисков / Д.Н. Тихонов, Л.Г. Липник. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 253 с.

2. Координация налоговых параметров с другими финансовыми показателями деятельности организации (выручка, затраты и т.д.).

3. Создание информационной базы для управления и оценки эффективности менеджмента.

Отказ от минимизации налогообложения не означает отказ от налогового

планирования, так как последнее продолжает оставаться одним из основных видов общеэкономического планирования (т.е. планирование налогов есть составная часть плана расходов и прибыли, денежных потоков; а плановая величина налоговых обязательств есть составляющая планового бухгалтерского баланса, кроме того, в целях превентивного (предупредительного) и текущего контроля своевременности выполнения обязательств перед бюджетом, на предприятии составляется налоговый календарь, главной задачей которого является четкий прогноз сумм уплаты налогов по конкретным датам). Все выше перечисленные мероприятия осуществляются в рамках классического налогового планирования. Если же налогоплательщик в процессе своей деятельности использует конкретные методы и налоговые схемы, то эти мероприятия осуществляются в рамках оптимизационного налогового планирования.

В части второго аспекта (соотношение с законностью) выделяют две позиции:

1. Идентификация налогового планирования как исключительно законных действий по регулированию уровня налоговой нагрузки (данную позицию поддерживают большинство специалистов в области налогового планирования).

2. Определение налогового планирования как системы, включающей два вида:

2. незаконное налоговое планирование.

Налоговое планирование, не нарушающее закон, - обычная практика бизнеса во всем мире.

Таким образом, обобщая выше изложенное, под налоговым планированием следует понимать - совокупность плановых действий в рамках действующего законодательства, определяющих уровень и структуру налоговой нагрузки и обеспечивающей своевременность расчетов с бюджетом. В случае же оптимизационного налогового планирования обеспечивается регулирование уровня и структуры налоговой нагрузки таким образом, чтобы обеспечить достижение стратегических и тактических задач деятельности организации.

Элементы, определяющие результативность налогового планирования, представлены на рисунке 5.

2.2. Правовое обеспечение налогового планирования и его пределы

Пределы налогового планирования включают следующие методы :

1. Законодательное ограничение.

Существует ряд мер, направленных на предотвращение уклонения от уплаты налогов:

- обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика;

- обязанность предоставлять налоговые декларации и другие необходимые документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

Элементы определения результативности налогового планирования

фактических данных с

методов и способов

Рисунок 5 - Элементы определения результативности налогового планирования

- обязанность удерживать налоги у источников их получения (это норма касается налоговых агентов).

2. Административное воздействие.

Должностных лиц организации за деятельность, направленную на уклонение от уплаты налогов, могут привлечь к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

3. Судебный механизм борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Привлечение нарушителей к уголовной ответственности по ст. 198 и 199 УК РФ. Целесообразно выделить еще два вида пределов налогового планирования:

- пределы определенных видов расходов;

- неопределенность внешней среды (внешние факторы, на которые не можем оказать влияние и которые не можем прогнозировать: неопределенность действующего законодательства, состав контрагентов, спрос и т.д.).

Характеризуют возможность снижения налоговой нагрузки и общей ставки налогообложения как в целом по хозяйствующему субъекту, так и по конкретному налогу. Причем, по конкретному налогу целесообразно сравнивать достигнутый уровень налогообложения не со ставкой, указанной в законе, а с реальной ставкой налогообложения, имеющейся в отчетности.

К количественным ограничениям следует также отнести:

- величину издержек, затрачиваемых на внедрение, организацию и осуществление налогового планирования,

- масштабы деятельности фирмы, которые в настоящее время существенно расширяются в условиях происходящей глобализации мировой экономики.

2.3 . Принципы налогового планирования

Можно выделить следующие базовые принципы налогового планирования:

1. законность , который предполагает неукоснительного и строгого соблюдения требований законодательства при определении налоговых обязательств хозяйствующего субъекта, исчислении и уплате налогов.

2. оперативность, который предполагает, что налоговая политика организации должна оперативно корректироваться с учетом изменений в действующем законодательстве, а также с учетом изменений внутрифирменных приоритетов. В целях превентивного внесения корректировок налоговой политики является необходимым прогнозирование будущих правовых и налоговых изменений, учет фактора налоговых рисков;

3. о птимальность, который предполагает, применение способов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должно причинять ущерба стратегическим целям хозяйствующего субъекта и его собственников. При этом задачей налогового планирования должна быть не минимизация налогов как таковая, а поддержание оптимального соотношения между величиной налоговых обязательств и размером чистой прибыли. Кроме того, применение способов налоговой оптимизации должно предваряться оценкой их эффективности (соотношения эффекта от внедрения в виде сокращения налоговых платежей с дополнительными затратами, обусловленными разработкой и внедрением соответствующего способа) и возможных правовых последствий их использования с учетом позиции налоговых и иных контролирующих органов;

4. и ндивидуальность, имеет существенное значение вследствие того, что каждый налогоплательщик имеет индивидуальное налоговое поле, правовые и хозяйственные условия деятельности вследствие чего, нельзя перенести модели и схемы налогового планирования с одного предприятия на другое без соответствующей их адаптации;

5. н епрерывность, который предполагает, что та или иная «налоговая схема» должна действовать в течение длительного периода времени, вследствие чего, должна соотносится, в первую очередь, со стратегическими планами предприятия;

6. документальное оформление , которое предусматривает документирование экономического обоснования целесообразности мероприятий в рамках налогового планирования, так и достигнутых результатов.

2.4. Классификация налогового планирования

Классификация налогового планирования по разным признакам представлена на рисунке 6.

Рассмотрим основные классификационные признаки. По первому критерию - целевой направленности , налоговое планирование подразделяется на два вида: стратегическое и тактическое планирование. К направлениям стратегического

налогового планирования относятся:

- определение направления и вида деятельности,

- выбор организационно-правовой формы,

- выбор формы собственности,

- выбор организационной структуры,

- выбор месторасположения и т.д.

В рамках данного планирования определяется налоговая политика хозяйствующего субъекта. Тактическое планирование представляет собой совокупность плановых действий, направленных на регулирование уровня налоговой нагрузки. Данный вид базируется на условиях хозяйствования и налогообложения, определенных на уровне стратегического планирования.

По второму критерию - периоду планирования, налоговое планирование подразделяется на: оперативное – на квартал; текущее – на год; долгосрочное – на отдаленную перспективу, в среднем до 5 лет.

По третьему критерию – полноте охвата объектов , налоговое планирование подразделяется на: полное - касается деятельности всего предприятия; тематические – касается какого-то вида налога, продукции, конкретной сделки и т.п.

По пятому критерию - по субъектам , нет однозначного мнения специалистов. Так, Сергеева Т.Ю. 7 разграничивает данные виды по критерию использования методов: внешнего планирования методы: замена налогового субъекта

экономические науки

  • Осина Екатерина Юрьевна , магистр, студент
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет
  • ПОНЯТИЕ
  • ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
  • НАЛОГИ
  • НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  • ПЛАНИРОВАНИЕ

Похожие материалы

  • Слияния и поглощения как элемент повышения конкурентоспособности нефтегазовой отрасли
  • Налоговое планирование как элемент высвобождения денежных средств на примере создания резервов
  • Налоговый учет при упрощенной системе налогообложения
  • Инновационная деятельность: факторы и препятствия, сдерживающие повышения её экономической эффективности
  • Эффективные методы и инструменты в подборе персонала

Вопросы относительно налогового планирования долгое время рассматриваются как в теоретическом аспекте, так и в практическом применении в отдельных отраслях экономики или организациях. В экономической литературе существует множество определений термина «налоговое планирование», однако большинство из них весьма неоднозначны, так как нет единого подхода к трактовке данного понятия. Это связано, прежде всего, с тем, что исследования не носят системного характера и проводятся на разных уровнях. Так, планирование — это составная часть управления, которая заключается в формулировании и практическом воплощении планов, определяющих будущее состояние системы, путей, способов и средств по его достижению [6, с.22]. Однако для лучшего понимания именно налогового планирования, была проанализирована экономическая литература, содержащая различные мнения отечественных ученых на этот счет. Основные из них представлены в таблице 1.

Таблица 1. Трактовки понятия «налоговое планирование» отечественных ученых-экономистов

Налоговое планирование представляет собой совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству [4, с. 3].

Налоговое планирование — это действия налогоплательщиков по уменьшению налоговых платежей всеми способами, предусмотренными законодательством, начиная с использования налоговых льгот и вычетов учетной политики предприятия [5, с.64-71]

Налоговое планирование — это неотъемлемая часть управления финансово-хозяйственной деятельностью организации в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования [6, с. 26].

Налоговое планирование предполагает проведение налогоплательщиком определенных мероприятий организационного характера с целью минимизации налоговых платежей [7, с. 8].

Под налоговым планированием понимается процесс планирования коммерческой и инвестиционной деятельности юридических и физических лиц с целью минимизации налоговых платежей [9, с.6-9]

Под налоговым планированием следует понимать целенаправленные действия налогоплательщика, способствующие уменьшению его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей [10, с.38-41].

Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта — это неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования [11, с. 12].

Под налоговым планированием понимаются способы выбора оптимального сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства [12, с.72].

Налоговая планирование — это законная деятельность организации в границах общего стратегического планирования бизнеса, направленной на выявление возможности налоговой экономии и учет налоговых последствий в деятельности организации, в основе которой лежит системный подход [13, с. 2].

Собченко Н.В., Кулешова Л.В., Лапина Е.Н.

Налоговое планирование представляет собой совокупность действий, направленных на минимизацию уплачиваемых налогоплательщиком налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей и обеспечение своевременности расчетов с бюджетом в соответствии с действующим законодательством [14, с. 2].

Налоговое планирование — это процесс систематической подготовки и принятия управленческих решений, прямым образом влияющий на конечный финансовый результат деятельности предприятия [15, с.50-51].

Налоговое планирование — неотъемлемая часть финансового планирования (бюджетирования) предприятия, направленная на упорядочивание и оптимизацию налоговых платежей с помощью разрешенных законом способов [17, с. 1].

Таким образом, анализ данных определений показал, что на тему налогового планирования на данный момент есть множество формулировок, как с экономической позиции, так и с правовой, при этом у ученых отсутствует единая точка зрения. Однако, на основании анализа мнений различных экономистов по поводу подходов к определению налогового планирования, был выявлен ряд общих моментов:

  • в настоящий момент определение налогового планирования, как средства минимизации налоговых платежей перестало быть актуальным. Следует отметить, что в долгосрочной перспективе действия организации по минимизации налогов нецелесообразны, поскольку, в конечном счете, не приводят предприятие к повышению его конкурентоспособности [8, с. 55].
  • все изученные нами понятия тесно связывают налоговое планирования с оптимизацией налоговых платежей, т.е. система налогового планирования предполагает максимальное сокращение налоговых обязательств;
  • налоговое планирование базируется на максимально полном и грамотном использовании всех предоставленных государством льгот, применимых для деятельности конкретной организации, оценке позиции налоговых органов, учете проводимой налоговой, бюджетной и инвестиционной государственной политики;
  • налоговое планирование рассматривается как важная составляющая управленческого аппарата организации, которая включает в себя деятельность, связанную с оценкой предприятием своих налоговых обязательств перед бюджетом, а также принятие в связи с ней управленческих решений. В конечном итоге инвесторов и владельцев интересует не величина уплаченных налогов, а эффективность принятых управленческих решений и их влияние на конечный финансовый результат.

Основная цель налогового планирования — оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговой нагрузки на предприятие, повышение уровня оборотных средств, рост реальных возможностей развития организации, повышение эффективности деятельности [3, с. 2].

По мнению Т.А. Чепиковой, налоговое планирование является необходимым для предприятия вследствие требований рыночной конкуренции, а также вызываемым ею желанием предприятия уменьшить свои расходы и сберечь заработанный доход с целью дальнейшего развития производства и расширения своей хозяйственной деятельности [16, с.34].

Законность налогового планирования неоднократно обсуждалась Конституционным судом РФ и Верховным Арбитражным судом РФ.

Одним из основных официальных источников, признающим право налогоплательщика на налоговую оптимизацию стало Постановление Конституционного суда РФ от 27.05.2003 № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации». Суд постановил о недопустимости установления ответственности за действия налогоплательщика, хоть и имеющие, как следствие, неуплату налога или снижение его объема, однако заключающиеся в использовании налогоплательщиком предоставленных прав, связанных с законным освобождением от уплаты налога или выбором более выгодной формы хозяйственной деятельности и соответственно — оптимального вида платежа (вида системы налогообложения) [2].

Кроме того, не менее важным документом по вопросам оптимизации является Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 53 (далее — Постановление N 53) «Об оценке Арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Суд считает, что судебные споры по вопросам налогообложения должны разрешаться исходя из понятия презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников экономических отношений. Суд более конкретно обозначил опасные способы оптимизации (минимизации) налоговой нагрузки. Они являются «недобросовестной налоговой выгодой.

Под налоговой выгодой Суд понимает уменьшение размера налогового обязательства ввиду снижения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой ставки налогообложения, а также права возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Под необоснованной налоговой выгодой Суд понимает доход, полученный налогоплательщиком от операций, произведенных только ради минимизации налоговых платежей в бюджет. Данный вид операций не имеет достаточных оснований и совершается для «обхода» налогового законодательства, а также снижения налоговой нагрузки. В данном случае налогоплательщик обязан понести ответственность путем уплаты в бюджет сумм недоплаченного налога и штрафа, пени, кроме того, все совершенные сделки признаются судьями недействительными [1].

Таким образом, по нашему мнению, еще одной, однако немаловажной, целью налогового планирования должно быть приобретение каждым отдельным предприятием статуса добросовестного налогоплательщика.

Итак, подведя итог вышесказанному, дадим следующее определение: налоговое планирование — это деятельность налогоплательщика, направленная на оптимизацию налоговых обязательств в целях повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также роста его конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Поскольку предприятие, использующая в своей деятельности налоговое планирование, основной своей целью видит максимизацию прибыли, необходимо рассмотреть взаимосвязь данных категорий в системе управления прибылью корпораций.

Список литературы

  1. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 53 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63894/, свободный – Загл. с эк-рана.
  2. Постановление Конституционного суда РФ от 27.05.2003 № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42440/, свободный – Загл. с эк-рана.
  3. Абдуллаева, Б.К., Дибиргаджиева, Ф. С. Методологические подходы к понятию налогового планирования [Электронный ресурс] / Б.К. Абдуллаева, Ф. С. Дибиргаджиева // Теория и практика общественного развития. – 2014. – №21. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-ponyatiyu-nalogovogo-planirovaniya, свободный – Загл. с эк-рана.
  4. Башкатов, В.В. Налоговое бюджетирование как инструмент оптимизации налогообложения [Электронный ресурс] / В.В. Башкатов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. - №98. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-byudzhetirovanie-kak-instrument-optimizatsii-nalogooblozheniya, свободный – Загл. с эк-рана.
  5. Винокурова, Т.П. Методика анализа и оценки налоговой нагрузки организаций сферы обращения [Текст] / Т.П. Винокурова // Экономика и управление. - 2009. - No 3. - с. 64-71.
  6. Вылкова, Е.С. Налоговое планирование: теория и практика [Текст]: учебник для вузов / Е.С. Вылкова. - 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. – 660 с.
  7. Джаарбеков, С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения [Текст]/ С.М. Джаарбеков. - 2-е изд. - М.: МЦФЭР, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 670 с.
  8. Киселева, Е. А. Достижение баланса интересов участников управления налогообложением при его осуществлении на уровне коммерческой организации [Текст]: Диссертация …кандидата экономических наук: 08.00.10 / Е.А. Киселева; [Место защиты: СПбГЭУ]. – Санкт-Петербург, 2016. – 181 с.
  9. Климова, Н. В. Оптимизация налоговой нагрузки на этапе планирования договора поставки [Текст] / Н.В. Климова // Экономический анализ: теория и практика.- 2009.- No 32 (161). - С. 6–9.
  10. Локтева, Т. Налоговое планирование [Текст] / Т. Локтева // Планово-экономический отдел.- 2009. - No 7. – с. 38–41.
  11. Лященко, Н.А. Азбука налогового планирования предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] / Н.А. Лященко // Управление и экономика в XXI веке. – 2015. - №1. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/azbuka-nalogovogo-planirovaniya-predprinimatelskoy-deyatelnosti, свободный – Загл. с эк-рана.
  12. Майбуров, И.А. Налоги и налогообложение [Текст]/ И.А. Майбуров.- 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. 558 с.
  13. Орлов, А.Н. Роль налогового планирования в развитии организации [Электронный ресурс] / А.Н. Орлов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. - № 6-3 (37). – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-nalogovogo-planirovaniya-v-razvitii-organizatsii, свободный – Загл. с эк-рана.
  14. Собченко, Н.В., Кулешова, Л.В., Лапина, Е.Н. Особенности определения налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта [Электронный ресурс] / Н.В. Собченко, Л.В. Кулешова, Е.Н. Лапина // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. - №114. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-opredeleniya-nalogovoy-nagruzki-hozyaystvuyuschego-subekta, свободный – Загл. с эк-рана.
  15. Химченко, Г. Налоговое планирование: практическое применение [Текст]/ Г. Химченко // Финансы. Учет. Аудит. - 2009. - No 8. – с. 50–51.
  16. Чепикова, Т.А. Теоретико-методологические основы налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта [Электронный ресурс] / Т.А. Чепикова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2011. - № 2, том 6. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-nalogovogo-planirovaniya-na-urovne-hozyaystvuyuschego-subekta, свободный – Загл. с эк-рана.
  17. Чуклайкина, М.Н. Роль налогового планирования и налоговой оптимизации в налогообложении юридических лиц [Электронный ресурс] / М.Н. Чуклайкина // Наука, техника и образование. – 2015. - № 4 (10). – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-nalogovogo-planirovaniya-i-nalogovoy-optimizatsii-v-nalogooblozhenii-yuridicheskih-lits, свободный – Загл. с эк-рана.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Читайте также: